Слух (чувство) — психология

Слуховые ощущения

Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться.

Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук.

Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.

По каналам наружного уха воздушное давление передается на среднее ухо. Изменение давления преобразуется в изменения механических колебаний барабанной перепонки, которая колеблется в унисон с колебаниями воздуха. Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие стадии возникновения слуховых ощущений:

  • изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабанной перепонки (наружное и среднее ухо);
  • звуки вызывают на базилярной мембране колебательные возбуждения различной локализации, которые затем кодируются;
  • активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны (в слуховой коре различные нейроны отвечают за разные звуковые частоты). Так как звук распространяется медленнее, чем свет, будет наблюдаться (в зависимости от направления) ощутимая разница между звуками, воспринимаемыми левым и правым ухом.

Наиболее точно природу слуховых ощущений раскрывает резонансная теория слуха Г. Гельмгольца. Все звуки, воздействующие на слуховой анализатор, принято разделять на две группы: музыкальные звуки и шумы.

Если говорить о человеческой речи, то она включает звуки обеих групп. Человек ощущает звук через 175 миллисекунд (мс) после того, как тот достигнет ушной раковины.

Максимальная чувствительность к данному звуку возникает еще через 200-500 мс.

Кроме того, человеку необходимо сориентироваться по отношению к источнику звука, что занимает еще 200-300 мс. В необходимости такой ориентировки легко убедиться самому. Попросите вашего знакомого закрыть глаза и ударяйте какие-либо два предмета друг о друга на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы.

Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Ваш знакомый не сможет точно определить направление звука: он будет казаться ему прыгающим, как кузнечик.

Если же звуки будут доноситься сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет – человек легко укажет направление звука.

Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы источник звука оказался сбоку от нас.

Наш слуховой анализатор реагирует на такие параметры звука, как высота, сила или громкость и тембр. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны в секунду (1 колебание в секунду называют герцем, Гц).

Ухо человека ощущает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц. К старости верхние показатели могут снизиться до 15 000 Гц.

Границы наибольшей слуховой чувствительности человека – 20 000-30 000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

Звуки с частотой колебаний ниже 16-20 Гц (инфразвуки) не ощущаются человеком, но могут оказывать влияние на его психическое состояние.

Так, низкочастотные звуки в 6 Гц вызывают головокружение, ощущение усталости и угнетенности.

Некоторые инфразвуки за счет своего избирательного воздействия способны изменять функционирование отдельных аспектов психической деятельности, например повышать внушаемость или обучаемость человека.

Колебания звуковой волны с частотой свыше 20 000 Гц называются ультразвуковыми. Животные способны чувствовать подобные звуки с частотой до 60 000-100 000 Гц.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Единицами ее измерения служат децибелы (дБ). За 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. С возрастом происходят изменения в звуковой чувствительности человека.

Если в 30 лет для четкого восприятия речи необходима громкость в 40 дБ, то в 70 лет данный показатель должен составлять 65 дБ. В среднем оптимальный уровень громкости для человека составляет 40-50 дБ. Шум свыше 90 дБ считается вредным для нашего организма.

Тембр представляет собой специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга. Иначе его еще называют «окраской» звука. Тембр звучания определяется степенью слияния звуков. В соответствии с этим принято выделять приятное звучание – консонанс и неприятное – диссонанс.

Источник: http://www.psyworld.info/sluxovye-oshhushheniya

Слух (чувство)

Слух — способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием.

Общие сведения

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Эти волны имеют важнейшее биологическое значение, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 гц соответствуют человеческому голосу.

Звуки выше 20 000 гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 20 гц воспринимаются благодаря тактильному и вибраторному чувству.

Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.

Физиология слуха

Способность различать звуковые частоты сильно зависит от конкретного человека: его возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности. Отдельные личности способны воспринимать звук до 22 кГц, а возможно — и выше.

Некоторые животные могут слышать ультра- и/или инфразвук. Летучие мыши во время полёта используют ультразвук для эхолокации. Собаки способны слышать ультразвук, на чём и основана работа беззвучных свистков. Существуют свидетельства того, что киты и слоны могут использовать инфразвук для общения.

Человек может различать несколько звуков одновременно благодаря тому, что в ушной улитке одновременно может быть несколько стоячих волн.

«Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал себе Нобелевскую премию.»

Психофизиология слуха

У человека, как и у большинства млекопитающих, слуховым органом является ухо. Многие другие животные также обладают слухом благодаря аналогичным ушным органам или даже комбинации различных органов, которые могут значительно отличаться своим строением.

Слуховые следы, слияние слуховых ощущений

Опыт доказывает, что вызываемое каким-нибудь коротким звуком ощущение длится некоторое время в виде следа уже по прекращении внешнего вызвавшего его толчка. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния.

Но слуховые следы оказываются более кратковременными, нежели зрительные: в то время как последние сливаются уже при десятикратном повторении в секунду, для слияния слуховых ощущений требуется повторение их не менее 130 раз в секунду. Другими словами, световой след длится 1/10 сек., тогда как слуховой около 1/130 секунды.

Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение в чёткости восприятия звуков и в вопросах о консонансе и диссонансе, играющих такую огромную роль в музыке.

Проецирование наружу слуховых ощущений

Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего слуха мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния.

Эта черта в сфере слуха выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и, вероятно, приобретается также путём долгого опыта и контроля других чувств.

При слуховых ощущениях способность к проецированию, объективированию и пространственной локализации в сфере слуха не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях.

Виной этому особенности строения слухового аппарата, например, такие как недостаток мышечных механизмов, лишающий его возможности точных пространственных определений. Известно то огромное значение, какое играет мышечное чувство во всех пространственных определениях.

Суждения о расстоянии и направлении звуков

Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности при завязанных глазах, когда не видишь источника звуков. Это в особенности относится к неизвестным нам звукам; знакомые же звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот.

Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов.

Относительно суждения о направлении звуков, то и эта способность оказывается у человека ограниченной; не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин, он в сомнительных случаях прибегает к движениям головы и ставит её в положение, при котором наилучше различаются звуки, и локализирует звук в том направлении, с которого он слышится сильнее и яснее.

Известно два механизма, при помощи которых можно различить направление звука:

  • Ветвистые нейроны способны различать временные задержки между приходом звуковых волн в правое и левое ухо. (Порядка 10 мкс)
  • Для высоких частот, таких, что длина звуковой волны меньше, чем размер головы слушающего, звук, достигающий ближнего уха, имеет бо́льшую интенсивность.

Причём первый механизм имеет больший вес, чем второй.

Оба эти механизма плохо работают в воде, так как скорость звука в ней намного больше, чем в воздухе.

Исследование слуха

Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр».

Возможно определение ведущего уха, с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее.

Восприятие частотного диапазона 16 Гц-20 кГц с возрастом изменяется (высокие частоты воспринимаются всё хуже)

Источник: https://knigarazuma.ru/article/sluh_chuvstvo

Слуховые ощущения, вибрационное чувство — Общая психология Библиотека русских учебниковів

ГлавнаяПсихологияОбщая психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Слуховые ощущения также имеют большое значение в жизни человека. Они помогают человеку правильно ориентироваться в окружающей среде и регулировать свои действияї.

Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитке со слуховой мембраной и чувствительными волокнами). Наружное ухо (ушная раковина) улавливает звуковые колебания, а механизм среднего в уши передает их улитке.

В основе возбуждения чувствительных окончаний в улитке лежит принцип резонанса разные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при одинаковой ки лькости колебаний в секунду.

Колебания — это движение пружинных тел, передаются к уху воздушным средущем.

Воздушная волна вызывает слуховые ощущения, имеет форму синусоиды и характеризуется длиной и амплитудой, или размахом. От длины волны зависит частота колебаний: чем дольше волна, тем меньше частота колебаний.

Человеческое ухо воспринимает воздушные волны в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Колебания с частотами, лежащими вне этих пределов, человек не слышит.

Так, мы не слышим колебаний с частотами, ниж ственными от 16 колебаний в секунду, известных под названием инфразвуков, и с частотами выше 20 000 колебаний в секунду, называемые ультразвукками.

Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы . В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука: силу (или интенсивность), высоту, тембр, продолжительность во времени.

Слуховые ощущения имеют большое значение в устной речи. В процессе овладения языком и пользование ею у человека вырабатывается фонематический слух, т.е. чувствительность к звукам речи. Он формируется в течение жизни зависимости от языковой среды, в котором воспитывается ребенок.

В основе очень тонкой дифференциации звуков речи лежит образование временных связей, условных рефлексов, которые, правильно отражая. Акустической и раздражители, получают подкрепление, таким образом приобретают значительной прочности.

Различие между звуками разных языков очень небольшая, однако человек проявляет достаточно большую чувствительность к их особенностей, овол одиваючы ними с раннего возраста.

Так, например, в украинском и русском языках согласные звуки могут произноситься твердо и мягко и от этого часто зависит значение слова. Для людей, не обладающих ц ими языках, такое дифференцировки звуков представляет большие трудности.

Овладение иностранными языками предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Обучаемость иностранными языками значительной м. Ирой определяется развитым фонематическим слухом. Фонематический слух заметно влияет и на грамотность письменной речи, особенно в начальной школвій школі.

Музыкальный слух есть тоже социальное явление. Возможность эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне, который связан со звуком. Хорошо известно, что отдельный звук может быть приятным или неприем мнимой.

Но между этим элементарным эмоциональным состоянием и способностью наслаждаться музыкальными произведениями лежат век развития музыкальной культуры человечества. Музыкальный слух воспитывается и формируется, как и языковыевний.

Шумы менее социальные и значимы для человека. Шумы могут вызвать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, ветра), иногда является сигналом опасности (шипение змей, шаги приближения врага).

В школьной практике доводы иться встречаться с негативным влиянием шума: он мешает выделить в сознании полезные сигналы — слова, утомляет нервную систему.

Не случайно в крупных городах объявлена ??борьба с шумом на улицацях.

вибрационное ощущение

Вибрационная и слуховая чувствительность имеют общую природу отображение физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид ощущений называют»контактным слухом»Специи ально вибрационных рецепторов человек не имеет, а отражать вибрацию внешней и внутренней среды могут все ткани организмини організму.

В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрация является сигналом неисправности в работе какой-то машин ни.

Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю зрения и слуха. Так, слепоглухонемой. Ольга. Скороходова слушала музыку, положив руку на рояль, или по шагам слышала, кто зашел в комнатыати.

Организм здорового человека кратковременная вибрация может тонизировать, и наоборот — длительная и интенсивная вибрация утомляет человека и способна вызвать болезненные ощущения.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_skripchenko_ov/sluhovi_vidchuttya.htm

Слуховые ощущения

Автор: Н. Зимина по материалам статьи С.Л. Рубинштейна «Слуховые ощущения» (Основы общей психологии, составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская)

Слуховой анализатор человека – сложнейшая система, с ее помощью нам открывается столь восхитительный и многообразный мир звуков. Что же такое звук и что мы слышим? Что такое музыкальный слух? Наши слуховые ощущения – это создаваемое мозгом отображение звуковых волн, воздействующих на слуховой рецептор. Насколько точным и объективным является это отображение?

Что такое звук?
Из школьного курса физики всем известно? Что звук – это волнообразное колебание воздуха, вызванное колебанием звучащего тела. Звуковые волны распространяются во все стороны, наше ухо улавливает их и передает информацию о звуке в слуховые центры мозга. (Подробнее см. в нашей статье «Как мы слышим»).

Читайте также:  Автономная этика: мораль самодостаточна - психология

Звуковые волны обладают различной амплитудой колебания. Это наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и наоборот.

Сила звука зависит от расстояния от источника звука до уха. Измеряется сила звука (уровень звукового давления) в децибелах(дБ). За 0 дБ принят уровень звукового давления 20 мкПа на частоте 1кГц, этот уровень называется порогом слышимости.

Пороги слышимости для человека разные на разных частотах.

1 — тишина, 2 — слышимый звук, 3 — атмосферное давление,
4 — текущее значение уровня звукового давления.

При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (при уровне порядка 130 дБ, этот уровень называется порогом осязания), а затем чувство боли (при 140 дБ, этот уровень называется болевым порогом). Следует помнить о том, что децибел – единица логарифмическая, т.е. при увеличении на несколько децибел сила звука возрастает в разы. Так, увеличение на 10 дБ соответствует возрастанию уровня звукового давления примерно в 3 раза.

Звуковые волны различаются по частоте. Волны с колебаниями большой частоты (и малым периодом колебаний) воспринимаются нами как высокие звуки, а волны с колебаниями малой частоты (и большим периодом колебаний) как низкие звуки. Частота измеряется в герцах: 1 Герц (Гц) = 1 колебание в секунду.

Человек воспринимает на слух звуки с частотой от 20 до 20000 Гц. Инфразвук (звук с частотой менее 20 Гц) человек не слышит, но ощущает. Некоторые исследования показали, что при воздействии инфразвука у человека возникает чувство страха.

У отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, с возрастом обычно постепенно падает чувствительность к высоким тонам.

При воздействии частот выше 15000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным, теряется способность различать высоту тона.

Что такое тембр?
Если высота звука определяется частотой, то почему звуки одной высоты мы воспринимаем по-разному? Например, мы легко отличаем мелодию, исполненную на скрипке, от той же мелодии, исполненной на фортепьяно.

Дело в том, что помимо основной частоты, определяющей высоту звука, практически любой источник звука издает множество более высоких частот, которые называются обертонами или гармониками. Обертоны накладываются на основную частоту и изменяют форму волны, создавая особый тембр для каждого источника звука.

Тембровая окраска становится особенно богатой благодаря так называемому вибрато, придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т.д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато играет значительную роль в музыке, пении, а также в речи, особенно эмоциональной.

Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств.

Немного о громкости
Казалось бы, все ясно: громкость – это сила звука, чем звук сильнее, тем он громче, однако громкость – это характеристика воспринимаемого звука.

Согласно новейшим исследованиям громкость низких тонов растет значительно быстрее, чем громкость высоких. Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в 2, 3, 4 раза.

Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается.

Как мы слышим объемный звук?
Чтобы определить, откуда пришел звук, мозг анализирует информацию о звуке, полученную левым и правым ухом, и объединяет ее в одно ощущение. Например, если звук доносится справа, то левое ухо услышит его чуть позже и чуть слабее, чем правое.

Сегодня процесс пространственного восприятия звук довольно хорошо изучен, это видно на примере развития звуковоспроизводящей техники.

Сначала воспроизводимый звук был монофоническим, затем появилась стерео аппаратура и, наконец, аппаратура для воспроизведения объемного звучания, которое многократно усиливает впечатления от музыки, фильмов и телепередач, перенося зрителя в центр событий.

В аналоговой технике для создания объемного звучания нужны были 6 акустических систем, которые определенным образом размещались вокруг зрителя/слушателя и генерировали звуки с разных сторон.

С пришествием цифровой техники появились цифровые процессоры звука – миниатюрные специализированные компьютеры, которые учитывают все особенности человеческого слуха и способны «обманывать» наш мозг, имитируя объемное звучание с помощью всего двух акустических систем, встроенных в корпус телевизора. Аналогичные процессоры используются и в цифровых слуховых аппаратах, но здесь они решают несколько иные задачи, например, повышают разборчивость речи, устраняя посторонние шумы, автоматически подстраивают слуховой аппарат при изменении звуковой обстановки, сглаживают резкие звуки, особенно неприятные при усилении, и многое другое. При бинауральном протезировании правый и левый слуховые аппараты моментально координируют свою настройку, максимально приближая восприятие звука человеком в слуховых аппаратах к естественному.

Музыкальные звуки и шумы
Все слышимые нами звуки можно разделить на шумы (непериодические колебания с неустойчивой частотой и амплитудой) и музыкальные звуки, однако между ними нет резкой грани.

Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом.

Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами.

Многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы: журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н.А. Римского-Корсакова и т.д. Это как раз объясняется отсутствием резкой границы между тонами и шумами.

О музыкальном слухе

Мы не случайно привели это описание того, как ощущает звуки музыкально одаренный ребенок с абсолютным слухом. Высокой и специфической для человека формой слуховых ощущений является музыкальный слух – способность воспринимать и представлять музыкальные образы. Различают слух абсолютный и относительный.

Под абсолютным слухом подразумевают способность точно определять и воспроизводить высоту данного звука. Абсолютный слух может быть активным или пассивным. Абсолютный активный слух представляет собой высшую форму абсолютного слуха. Люди с таким слухом в состоянии воспроизвести голосом любой заданный им звук с полной точностью.

Значительно более распространенным является абсолютный пассивный слух. Люди с таким слухом в состоянии точно назвать высоту услышанного звука или аккорда, но для них большую роль играет тембр.

Например, пианист, обладающий подобным слухом, быстро и безошибочно определит звук, взятый на фортепиано, но затруднится в определении того же звука, если взять его на скрипке или виолончели. В реальной жизни в большинстве случаев между активным и пассивным абсолютным слухом нет разрыва.

Абсолютный слух является в значительной мере прирожденной способностью. Для лиц с абсолютным слухом звуки представляются некими индивидуальностями, как, например, в романе Р.

Роллана “Жан-Кристоф”, когда описывается первое знакомство маленького Кристофа с роялем. Звон весенней капели, гудение колоколов, пение птиц — все восхищает Кристофа.

Он слышит музыку всюду, так как для истинного музыканта «все сущее есть музыка — нужно только её услышать».

Абсолютный слух считался многими педагогами признаком высших музыкальных способностей. Более глубокий анализ показал, однако, ошибочность этой точки зрения. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (П.И. Чайковский, Р. Шуман и др.) им не обладали.

С другой стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не является гарантией будущих музыкальных успехов. Таким образом, не следует преувеличивать значение абсолютного слуха. Вместе с тем необходимо отметить, что узнавать высоту звука с известной степенью точности может каждый человек.

Путем специальных упражнений степень этой точности можно сильно увеличить. Человеку с относительным слухом требуется какая-то отправная точка – данный в начале испытания тон. Отправляясь от него, соотнося его высоту с высотой последующих звуков, он оценивает отношения между звуками.

Относительный слух в значительной мере поддается развитию, и обладание им несравненно важнее наличия абсолютного слуха.

Различают также мелодический и гармонический слух. Ряд экспериментальных исследований показал, что гармонический слух развивается позднее мелодического. Маленькие дети и даже взрослые с совершенно не развитым гармоническим слухом бывают безразличны к фальшивому музыкальному исполнению; порой оно даже нравится им больше правильного.

Музыкальный слух может быть внешним и внутренним. Кроме способности воспринимать предлагаемую для слушания музыку (внешний слух) можно обладать способностью представлять музыку мысленно, не получая извне никаких реальных звуков (внутренний слух). Многие композиторы писали свои произведения без инструмента, слыша музыку как бы «внутри себя».

Итак: музыкальный слух – явление весьма сложное. Создаваясь в историческом процессе развития человеческого общества, он представляет собой своеобразную психическую способность, отличную от простого биологического факта восприятия звука у животных. На самой низшей ступени развития восприятие музыки было весьма примитивным.

Оно сводилось к переживанию ритма в примитивных плясках и пении. В процессе своего развития человек учится ценить звук натянутой струны. Возникает и совершенствуется мелодический слух.

Еще позднее возникает многоголосная музыка, а вместе с ней и гармонический слух (кстати, представления о гармонии и музыкальные традиции различаются у разных народов). Таким образом, музыкальный слух представляет собой целостное, осмысленное и обобщенное восприятие, неразрывно связанное со всем развитием музыкальной культуры.

С музыкальным слухом неразрывно связано восприятие речи. Именно музыкальные занятия фонетической ритмикой помогают детям с нарушенным слухом в развитии правильных интонаций устной речи.

Подводя некий итог, можно сказать, что слуховая система человека – сложный и очень интересно устроенный механизм.

Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира, он распознает с помощью слуховой системы и работы высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как надо на нее реагировать. Другими словами, человек слышит не только ушами, но и (главным образом) мозгом.

Источник: http://www.otoskop.ru/rus/2011/05/sluxovye-oshhushheniya/

Ощущение — это… Ощущение в психологии. Функции и виды ощущений :

Ощущение – это один из самых простейших и в то же время важных психологических процессов, сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение – это познание окружающей среды.

Ощущения – что это?

Ощущения – это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств.

С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения.

Ощущение – это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение – это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение – это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение – это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств – что это?

Мы знаем, что ощущение – это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые.

Так как ощущение – это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств.

Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» — более точное название.

Окончания чувствительного нерва – это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение – это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения – это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья – это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение – это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа – это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая – то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета – разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические – это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет – это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета – результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении – возможно развитие близорукости.

Читайте также:  Что значит «становится личностью» - психология

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух – это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы.

Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека.

В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума – он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение – это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла.

Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна.

Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям — кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние – это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов.

Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно.

Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому – его кончик, а к горькому – его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение – это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее.

Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение — это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела.

С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения.

Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы.

Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна.

Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений – двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений.

Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг.

Разумеется, это приводит к постоянным травмам.

Источник: https://www.syl.ru/article/188209/new_oschuschenie—eto-oschuschenie-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-oschuscheniy

Особенности восприятия звука человеком

Особенности восприятия звука человеком

          Психоакустика — область науки, граничащая между физикой и психологией, изучает данные о слуховом ощущении человека при действии на ухо физического раздражения — звука. Накоплен большой объем данных о реакциях человека на слуховые раздражения.

Без этих данных трудно получить правильное представление о работе систем передачи сигналов звуковой частоты. Рассмотрим наиболее важные особенности восприятия звука человеком.       Человек ощущает изменения звукового давления, происходящие с частотой 20-20 000 Гц.

Звуки с частотой ниже 40 Гц сравнительно редко встречаются в музыке и не существуют в разговорной речи. На очень высоких частотах музыкальное восприятие исчезает и возникает некое неопределенное звуковое ощущение, зависящее от индивидуальности слушателя, его возраста.

С возрастом чувствительность слуха у человека уменьшается и прежде всего в области верхних частот звукового диапазона.

      Но было бы неправильно делать на этом основании вывод, что для пожилых людей неважна передача звуковоспроизводящей установкой широкой полосы частот. Эксперименты показали, что люди, даже едва воспринимающие сигналы выше 12 кГц, очень легко распознают в музыкальной передаче недостаточность верхних частот.

Частотные характеристики слуховых ощущений

      Область слышимых человеком звуков в диапазоне 20-20000 Гц ограничивается по интенсивности порогами: снизу — слышимости и сверху — болевых ощущений.

      Порог слышимости оценивается минимальным давлением, точнее, минимальным приращением давления относительно границы чувствителен к частотам 1000-5000 Гц — здесь порог слышимости самой низкий (звуковое давление около 2- 10 Па). В сторону низших и высших звуковых частот чувствительность слуха резко падает.

      Порог болевых ощущений определяет верхнюю границу восприятия звуковой энергии и соответствует примерно интенсивности звука 10 Вт/м или 130 дБ (для опорного сигнала с частотой 1000 Гц).

      При увеличении звукового давления увеличивается и интенсивность звука, причем слуховое ощущение нарастает скачками, называемыми порогом различения интенсивности. Число этих скачков на средних частотах примерно 250, на низких и высоких частотах оно уменьшается и в среднем по частотному диапазону составляет около 150.

      Поскольку диапазон изменения интенсивностей 130 дБ, то элементарный скачок ощущений в среднем по диапазону амплитуд равен 0,8 дБ, что соответствует изменению интенсивности звука в 1,2 раза.

При низких уровнях слуха эти скачки достигают 2-3 дБ, при высоких уровнях они уменьшаются до 0,5 дБ (в 1,1 раза). Увеличение мощности усилительного тракта меньше чем в 1,44 раза практически не фиксируется ухом человека.

При более низком звуковом давлении, развиваемом громкоговорителем, даже двукратное увеличение мощности выходного каскада может не дать ощутимого результата.

Субъективные характеристики звука

      Качество звукопередачи оценивается на основе слухового восприятия.

Поэтому правильно определить технические требования к тракту звукопередачи или отдельным его звеньям можно, только изучив закономерности, связывающие субъективно воспринимаемое ощущение звука и объективными характеристиками звука являются высота, громкость и тембр.       Понятие высоты звука подразумевает субъективную оценку восприятия звука по частотному диапазону. Звук принято характеризовать не частотой, а высотой тона.

      Тон — это сигнал определенной высоты, имеющий дискретный спектр (музыкальные звуки, гласные звуки речи). Сигнал, обладающий широким непрерывным спектром, все частотные составляющие которого имеют одинаковую среднюю мощность, называется белым шумом.

Источник: http://soundbarrel.ru/amp_predvar/vospriytie.html

Слуховые ощущения

У человека слуховые ощущения формируются на первой неделе после рождения. Становление речевого слуха происходит на втором месяце развития. Примерно в это же время младенец начинает улавливать направление звука и поворачивает ту сторону голову.

Слуховые ощущения играют в жизни человека большое значение. С помощью них мы слышим речь, можем общаться между собой, получаем информацию об удаленности предмета. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми.

При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения.

Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду.

Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания.

Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов.

Шумы – звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой.

Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, по этому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

Источник звука распространяет звуковые волны, которые улавливаются слуховой системой. Основным звуковоспринимающим органом является внутренне ухо (улитка), по форме напоминающей улитку и содержит в своем строении слуховые рецепторы, опорные клетки, мембрану. Звуковой сигнал, проходя через отделы уха, передает информацию в мозг по слуховым нервам, где происходит ее обработка.

Слуховые ощущения своей природой отражения физических явлений очень схожи с вибрационными ощущениями. Рецепторы вибрационных ощущений располагаются по всему телу, особенно в пальцах рук, костях, зубах, и участвуют в отражении колебаний упругой среды.

Вибрационная чувствительность человека также связана и со зрительной сферой.

Человек способен воспринимать амплитуду волн от 3 до 11 мм, частоту 30 — 30 000 колебаний.

Чем больше амплитуда звуковых волн, тем более громким кажется звук, чем больше частота, тем более высокий звук, а от формы колебаний зависит тембр звука.

Самый высокий порог различения звуков наблюдается у музыкантов и настройщиков музыкальных инструментов.

Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться.

Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук. Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.

По каналам наружного уха воздушное давление передается на среднее ухо. Изменение давления преобразуется в изменения механических колебаний барабанной перепонки, которая колеблется в унисон с колебаниями воздуха.

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие стадии возникновения слуховых ощущений:

  изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабанной перепонки (наружное и среднее ухо);

  звуки вызывают на базилярной мембране колебательные возбуждения различной локализации, которые затем кодируются;
  активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны (в слуховой коре различные нейроны отвечают за разные звуковые частоты).

Так как звук распространяется медленнее, чем свет, будет наблюдаться (в зависимости от направления) ощутимая разница между звуками, воспринимаемыми левым и правым ухом.

Читайте также:  Решительность - психология

Наиболее точно природу слуховых ощущений раскрывает резонансная теория слуха Г. Гельмгольца. Все звуки, воздействующие на слуховой анализатор, принято разделять на две группы: музыкальные звуки и шумы. Если говорить о человеческой речи, то она включает звуки обеих групп. Человек ощущает звук через 175 миллисекунд (мс) после того, как тот достигнет ушной раковины.

Максимальная чувствительность к данному звуку возникает еще через 200-500 мс. Кроме того, человеку необходимо сориентироваться по отношению к источнику звука, что занимает еще 200-300 мс. В необходимости такой ориентировки легко убедиться самому.

Попросите вашего знакомого закрыть глаза и ударяйте какие-либо два предмета друг о друга на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы. Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Ваш знакомый не сможет точно определить направление звука: он будет казаться ему прыгающим, как кузнечик.

Если же звуки будут доноситься сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет – человек легко укажет направление звука. Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы источник звука оказался сбоку от нас. Наш слуховой анализатор реагирует на такие параметры звука, как высота, сила или громкость и тембр.

Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны в секунду (1 колебание в секунду называют герцем, Гц). Ухо человека ощущает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц. К старости верхние показатели могут снизиться до 15 000 Гц. Границы наибольшей слуховой чувствительности человека – 20 000-30 000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

Звуки с частотой колебаний ниже 16-20 Гц (инфразвуки) не ощущаются человеком, но могут оказывать влияние на его психическое состояние. Так, низкочастотные звуки в 6 Гц вызывают головокружение, ощущение усталости и угнетенности.

Некоторые инфразвуки за счет своего избирательного воздействия способны изменять функционирование отдельных аспектов психической деятельности, например повышать внушаемость или обучаемость человека. Колебания звуковой волны с частотой свыше 20 000 Гц называются ультразвуковыми. Животные способны чувствовать подобные звуки с частотой до 60 000-100 000 Гц.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Единицами ее измерения служат децибелы (дБ). За 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. С возрастом происходят изменения в звуковой чувствительности человека. Если в 30 лет для четкого восприятия речи необходима громкость в 40 дБ, то в 70 лет данный показатель должен составлять 65 дБ. В среднем оптимальный уровень громкости для человека составляет 40-50 дБ. Шум свыше 90 дБ считается вредным для нашего организма.

Тембр представляет собой специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга. Иначе его еще называют «окраской» звука. Тембр звучания определяется степенью слияния звуков. В соответствии с этим принято выделять приятное звучание – консонанс и неприятное – диссонанс.

Источник: http://biofile.ru/bio/6515.html

Слуховые ощущения

Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость — понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость — качество воспринимаемого звука.

Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Согласно закону Вебера-Фехнера, громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы J к силе того же самого звука на пороге слышимости J0:

В этом равенстве К — коэффициент пропорциональности, a L выражает величину, харак-теризующую громкость звука, сила которого равна J; ее обычно называют уровнем звука.

Если коэффициент пропорциональности, являющийся величиной произвольной, принять равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:

Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент К при этом, очевидно, равняется 10. Таким образом:

Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1дБ.

Известно, что закон Вебера — Фехнера теряет силу при слабых раздражениях; поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъек-тивной громкости.

Согласно новейшим работам, при определении разностного порога следует учитывать изменение высоты звуков. Для низких тонов громкость растет значительно быстрее, чем для высоких.

Количественное измерение громкости, непосредственно ощущаемой нашим слухом, не столь точно, как оценка на слух высоты тонов.

Однако в музыке давно применяются динамические обозначения, служащие для практического определения величины громкости.

Таковы обозна-чения: ррр (пиано-пианиссимо), рр (пианиссимо), р (пиано), тр (меццо-пиано), mf (меццо-форте), ff (фортиссимо), fff (форте-фортиссимо). Последовательные обозначения этой шкалы означают примерно удвоение громкости.

Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза). При этом удвоение громкости получается примерно как раз при прибавке около 20 дБ.

Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается. Исследования, посвященные этому вопросу, дали результаты, резко расхо-дящиеся с законом Вебера-Фехнера.

Они показали также наличие значительных индивидуальных отличий при оценке удвоения громкостей.

При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Измерение громкости обычно производится в децибелах. С. Н. Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости.

Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 дБ, а тикание часов на расстоянии 0,5м — в 30 дБ.

Таким образом, по шкале децибелов отношение равно всего 3, в то время как для непосредственного ощущения первый шум почти неизмеримо больше второго.

Высота

Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости.

Нижняя граница слуха у человека составляет примерно 15-19 колебаний; верхняя — приблизительно 20000, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения. Обе границы изменчивы, верхняя в особенности в зависимости от возраста; у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает.

У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека; у собаки она доходит до 38 000 Гц (колебаний в секунду).

При воздействии частот выше 15 000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным; теряется способность различать высоту тона. При 19 000 Гц предельно слышимыми оказываются лишь звуки, в миллион раз более интенсивные, чем при 14 000 Гц.

При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли. Область слухового восприятия охватывает свыше 10 октав и ограничена сверху порогом осязания, снизу порогом слышимости.

Внутри этой области лежат все воспринимаемые ухом звуки различной силы и высоты. Наименьшая сила требуется для восприятия звуков от 1000 до 3000 Гц. В этой области ухо является наиболее чувствительным. На повышенную чувствительность уха в области 2000-3000 Гц указывал еще Г. Л. Ф.

Гельмгольц; он объяснял это обстоятельство собственным тоном барабанной перепонки.

Величина порога различения, или разностного порога, высоты (по данным Т. Пэра, В. Штрауба, Б. М. Теплова) в средних октавах у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов (цент — сотая доля темперированного полутона). У высокоодаренных в музыкальном отношении детей, обследованных Л. В. Благонадежиной, пороги оказались равны 6-21 центам.

Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог направления (В. Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.

Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента — собственно высоту и тембровую характеристику.

В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату.

В шумовом и речевом слышании эти два компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б. М. Теплов).

Оно совершается в процессе исторического развития музыки как определенного вида человеческой деятельности.

Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф. Брентано, и вслед за ним, исходя из принципа октавного сходства звуков, Г. Ревеш различает качество и светлость звука. Под качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки в пределах октавы.

Под светлостью — такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной октавы от звуков другой. Так, все «до» качественно тожественны, но по светлости отличны. Еще К. Штумпф подверг эту концепцию резкой критике.

Конечно, октавное сходство существует (так же как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.

М. Мак-Майер, К. Штумпф и особенно В. Келер дали другую трактовку двухкомпонентной теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость). Однако эти исследователи (так же как и Е. А.

Мальцева) проводили различение двух компонентов высоты в чисто феноменальном плане: с одной и той же объективной харак-теристикой звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б. М. Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты изменяется число доступных уху частичных тонов.

Поэтому различие тембровой окраски звуков различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она представляет собой результат переноса.

В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом сказывается взаимосвязь различных сторон звука — его звуковысотных и тембровых свойств.

Тембр

Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).

По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них.

В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н. А. Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.

Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука.

Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое.

Борьба и единство этих двух взаимопротиворечивых тенденций — анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук специфической тембровой окраски — составляет существенную сторону всякого реального восприятия музыки.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К. Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности звука.

Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных, встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.

Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств.

Вокальное вибрато возникает в результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в деятельности различных мышц, не только вокальных.

Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.

Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией, включающей определенную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.

То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в ее традиционном понимании, т. е.

та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включает не только высоту, в собственном смысле слова, и тембровый компонент светлоты. Теперь обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске — в вибрато — отражается высота, а также интенсивность звука.

Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой.

H. А. Римский-Корсаков так характеризует тембр различных деревянных духовых инструмен-тов в низком и высоком регистрах: низкий, высокий.

Флейта матовый, холодный блестящий Гобой дикий сухой Кларнет звенящий, угрюмый резкий Фагот грозный напряженный

См. его: Основы оркестровки с партитурными образцами. Пб., 1913. Т. 1.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/psihology/50.shtml

Ссылка на основную публикацию