Социометрия — психология

социометрии — Социометрические методы в психологии — Конспект лекций

Социометрия - психология

 социометрии

История использования в отечественной науке. История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет. Однако, приемы, напоминающие современную социометрическую процедуру, использовал А.С. Макаренко, когда формировал отряды по принципу кто с кем хочет. Выбор товарищей для определенной деятельности входил и в разработанный А.С.

Залужным «тест организованности» коллектива, где предлагалась такая инструкция: «Если бы вам пришлось принять участие в празднике древонасаждения, то вам пришлось бы распределиться по тройкам, чтобы выкопать ямы и посадить деревья.

Если бы вы разбились, кто с кем работал бы? Разбейтесь на такие тройки, выделите секретаря, а он пусть напишет фамилии всех, кто входит в его тройку, и подчеркнет свою».

Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено были выделены Я.Л. Коломинским. Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д.Л. Морено «Социометрия».

Выход книги сопровождался острой критикой «буржуазных социометристов», разоблачением антинаучных утопий, что с одной стороны соответствовало духу того времени, а с другой, было вызвано некоторой футуристичностью теории Морено.

Наряду с этим встречались и указания на рациональное зерно мореновского метода.

Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании  метода.

За пять межсъездовских лет психологи предприняли значительное количество попыток с целью опробовать метод Морено на практике, и уже на III съезде  (Киев, 1968) общества психологов стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений был заполнен.

На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам. Внедрение социометрии в процесс научного исследования связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова[5].

Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Большой вклад в этот процесс, кроме вышеперечисленных авторов, внесли Л.И. Уманский,  В.В. Шпалинский, Т.А. Репина, ТО ЕСТЬ Конникова и многие другие. Сошлемся на Л.И.

Уманского, который в 1976 году писал: «можно сейчас уже сказать, что социометрия стала рабочим методом социальной психологии в нашей стране». Вместе с тем он отмечал, что «в отдельных случаях имеются некоторое  преувеличение возможностей этого метода»[6].

Смысл столь существенного замечания станет нам более доступен, если мы обратимся к тем методологическим основаниям, без которых невозможно понять назначение социометрического метода.

Основные понятия. Социометрия как метод предназначен для изучения социально-психологических отношений в группе. Эти отношения проявляются в сфере межличностного общения, но было бы серьезной ошибкой сводить общение к отношениям, ставя между ними знак равенства.

Как  известно,  направление, получившее название «психология отношений» исторически сложилось в ленинградской психологической школе, и было основано А.Ф. Лазурским, который полагал, что анализ личности должен быть не только  психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным. Существенной стороной личности он считал ее отношение к среде в широком смысле слова.

Эти отношения рассматривались им как  ведущие для классификации личностей и определения характера. В.Н. Мясищев разработал, развивая идеи Лазурского, психологическую концепцию отношений личности. Эти отношения  «в развернутом виде представляют  целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»[7].

Через категорию «отношение» В.Н. Мясищев проясняет природу субъективного в человеке, объясняет происхождение  характера  и  социопатий.  Он  различает  несколько  видов  отношений. Так, психические  отношения  выявляют  степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств.

Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта.

Психологические отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, то есть психологические отношения в отличие  от  психических  обладают  еще  и   свойством сознательности и они больше представляют индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности,  как  потребности,  чувства,  интересы,  убеждения,   оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в этой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев  поступков,  поведения  и  жизнедеятельности  людей.  Оценка – это  форма  проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего проявляются отношения самоуважения и уважения  других,  которые  трансформируются  во  взаимоотношения  авторитетности  или  авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и так далее Как отмечают В.Н. Куницына и В.Н. Панферов, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические[8].

Необходимо развести понятия «общение» и «отношение». Социально-психологические отношения – это отношения, которые проявляются в контексте взаимодействия, общении. Суть их в том, что они – взаимоотношения.

Взаимоотношения – личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

Общение же есть тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется, это такое взаимодействие между людьми, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Социометрический опрос измеряет не процесс наблюдаемого общения, а отношения членов группы, их межличностные предпочтения.

Читайте также:  Уверенность начинается с вас - психология

С одной стороны, в этом можно усмотреть существенное «ограничение» социометрии, с другой стороны, это «ограничение» создают люди, которые распространяют результаты социометрического опроса на более широкие сферы общения и взаимодействия, расширительно трактуя его данные. Комплексное изучение общения и отношений в группе может быть дополнено другими методами в зависимости от целей и задач исследователя – прямым наблюдением (включенным или невключенным), гомеостатическими методиками, экспериментальными методами, экспертными опросами и так далее

При проведении социометрии исследователь создает ситуацию, в которой личность проявляет свои установки в общении с другими людьми. Можно согласиться с определением социометрического теста, предложенным В.Б.

Ольшанским: «социометрический тест фиксирует факт предпочтения или установку, выраженную индивидом в отношении взаимодействия с другими индивидами в определенных ситуациях»[9]. Преобладающим содержанием этой установки является потребность субъекта в общении с объектом выбора.

Четкое понимание того, что социометрия измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет существенное значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных.

Становятся понятными и закономерными выявленные в ряде исследований факты несовпадения социометрической картины и реального процесса общения.

Ясно, что к возможностям такого совпадения следует относиться так же, как относятся в теории социальных установок к соответствию вербально выраженных установок и наблюдаемого поведения. Как отмечает В.А. Ядов, «случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции другого уровня»[10].

Детерминация социометрического выбора в опросе и выбора объекта для реального общения может быть связана с различными установками личности.

Следовательно, давая качественную характеристику социометрических индексов, следует иметь в виду, что они описывают далеко не полную картину отношений в деловой и эмоциональной сферах.

Например, нередко в теоретических и прикладных исследованиях социометрический статус личности трактуется как глобальный показатель ее положения в коллективе и на этом основании, даются определенные рекомендации.

Также неправомерно отождествлять понятие «лидер» и понятие «звезда», так как на самом деле лидерство есть феномен структуры общения, а уровень социометрического статуса характеризует положение в подструктуре взаимоотношений. Конечно, эти характеристики могут совместиться в одной личности, но это происходит далеко не всегда.

Следует отметить, что для правильной интерпретации социометрических данных необходимо понимать, что рассматриваемый нами метод, позволяет сделать некоторый «срез» отношений, и в этом смысле обладает свойством дискретности, задавая до определенной степени ограничение социометрии.

Вместе с тем отношения, установки по сути своей явления динамические, постоянно изменяющиеся и об этом стоит помнить любому, кто берется трактовать результаты социометрического опроса. Именно поэтому важно правильно спроектировать процедуру опроса и выбрать сильный критерий (об этом см.

ниже), чтобы измерить наиболее устойчивые отношения в группе.

Структура малой группы. Следующим методологически важным моментом является структурная характеристика группы. Безусловно, проведение социометрического исследования требует знания структуры группы.

Как правило, поуровневый анализ групповой структуры состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, обусловленных различными видами деятельности, реализацией различных функций и задач[11].

Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений.

Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне (начальник, заведующий, староста, капитан и так далее).

Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности. Но одновременно в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные.

Таковы, например, роли, которые можно встретить в большинстве коллективов: критик, организатор, эрудит, генератор идей, саботажник и так далее Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений. Позиция делового лидера является центральным элементом этой системы, при этом далеко не всегда руководство группой осуществляется лидером коллектива, а распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей каждого индивида.

Наряду с упомянутыми системами официальных и неофициальных деловых отношений в группе существуют отношения эмоционального типа.

Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и так далее Центральным элементом является эмоциональный лидер, человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Он наиболее предпочитаемый участник различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Среди ролей этой системы: весельчак, нытик, оптимист, зануда, завистник, угодник, шут и так далее

Социометрический метод предназначен для изучения позиций индивидов в системе неофициальных деловых и эмоциональных отношений, он помогает описать неформальную статусную структуру группы.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Источник: http://bookwu.net/book_sociometricheskie-metody-v-psihologii_965/6_sociometrii

Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Социометрия: диагностика взаимоотношений в коллективе

Тема межличностных взаимоотношений была и будет актуальна всегда. Ведь социальная жизнь невозможна без столкновения мнений, пересечения идей и просто несовпадения личных интересов.

Любая группа людей – это живой организм, со своей температурой, давлением и аллергическими реакциями.

Читайте также:  Бросил учебу юноша - психология

Данные показатели здоровья распространяются, как на начальный класс в обычной средней школе, так и на совет директоров в ведущей нефтяной компании.

Что это такое?

Социометрия – это эффективный метод измерения взаимных симпатий и антипатий в коллективе. Данная методика Дж. Морено, популярного американского психолога и психиатра, позволяет решить следующие задачи:

  • измерить уровень сплоченности группы;
  • определить уровень авторитета, как руководителя, так и других членов группы;
  • обнаружить лидеров, отверженных и неформальные внутригрупповые сплочения.

Данный социально-психологический тест пользуется популярностью, как в американских, так и европейских компаниях. Не так давно и отечественные управленцы оценили его эффективность. Основа методики заложена в заполнении опросника, который отражает следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:

  • профессиональное признание;
  • личностное доверие;
  • эмоциональная близость.

Пример исследования

Опрашиваемые должны указать от 3-х до 5-ти фамилий, людей из их группы, на каждый пункт. Вопросы обычно составляются в произвольной форме в зависимости от особенностей группы. Примеры вопросов:

  1. С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
  2. С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
  3. Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?

Написание фамилий происходит с указанием нумерации:

1) Иванов; 2)Петров; 3) Сидоров. Данный прием позволяет увидеть общую картину симпатий в группе и выстроить по порядку уровень предпочтений.

На основании данных результатов определяется социометрический статус каждого члена группы и составляется рейтинг сотрудников по каждому фактору: профессиональное признание, личностное доверие; эмоциональная близость. Полученная информация позволяет увидеть «звезд» и «аутсайдеров» в основных направлениях взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический тест рекомендуются для проведения в коллективах от 10 человек. Эта методика помогает увидеть не только теневую сторону взаимоотношений в коллективе, но и пробелы в работе руководителя. Следовательно, появляется возможность разработать план действий для улучшения ситуации.

Примеры выявленных проблем и рекомендуемые методы их решения:

Проблематика 1. Слабая связь с сотрудником №8 (не выбрал своего руководителя ни по одному фактору). Рекомендация. Уделить больше внимания работе данного сотрудника, наладить эмоциональную связь.

Проблематика 2. Три «аутсайдера» в коллективе (никто из коллег не выбрал их ни по одному фактору). Рекомендация.

Организовать рабочие проекты и дополнительные задания с объединением «аутсайдеров» и «звезд».

Проблематика 3. Низкий показатель взаимных выборов в области эмоционального фактора во всей группе.

Рекомендация. Организация мероприятий, укрепляющих взаимоотношения в команде.

Социометрия, считается успешным инструментом, который определяет уровень удовлетворенности своим положением в группе для каждого из ее членов. Дж.Морено назвал этот метод именно так неслучайно. Ведь температура климата взаимоотношений в группе определяется, по мнению автора методики, не только общими характеристиками группы, но и внутренним состоянием каждого человека.

Источник: https://psychologyc.ru/sociometriya-diagnostika-vzaimootnoshenij-v-kollektive/

Социометрия. Часть 1

Социометрия. Часть 1

Наверное, никто не сомневается в том, что эффективная деятельность рабочих групп — важное условие успеха любой компании. Даже если все сотрудники занимаются сугубо индивидуальной деятельностью (к примеру, в ювелирной мастерской), психологический микроклимат, особенности взаимоотношений заметно влияют на общие результаты.

Психология хоть и не относится к точным наукам, но в области исследования групповой динамики накопила большой практический опыт. Специалистами предложено множество определений понятия «группа», одного из ключевых в социальной психологии.

Автору нравится рабочее определение, данное Марвином Шоу (Marvin Show, 1981): «Группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и воспринимают себя как «мы».

Для полноты картины можно еще добавить указание на совместный характер деятельности.

Изучая группообразование и групповую динамику, психологи выделили множество параметров группы: время ее существования, характер коммуникаций, особенности властных отношений, постановки целей и принятия решений, групповые ценности и т. д. Кроме того, были предложены классификации групп (по различным основаниям):

  • по размеру (большие, малые и микрогруппы);
  • по общественному статусу (формальные и неформальные);
  • по значимости для участников (референтные и группы членства);
  • по опосредованности взаимосвязи (реальные и условные).

Для менеджера по персоналу наибольшее практическое значение имеет классификация групп по уровню их развития:

  • низкого уровня развития (ассоциации, корпорации, диффузные);
  • высокого уровня развития (коллектив).

Групповая динамика1 всегда реализуется в конкретных условиях совместной деятельности людей. Развитие межличностных отношений, формирование групповых норм, ценностей, вариантов сотрудничества и взаимной ответственности влияют на эффективность деятельности группы.

Этот параметр больше всего интересует менеджеров, ориентированных на развитие и процветание компании. (Действительно, кому нужна неэффективная деятельность? Сознательно разрушать компанию можно разве что в случае особо изощренного варианта «мягкого» рейдерства.

) Эффективность группы на практике, как правило, определяется двумя критериями: продуктивностью деятельности и удовлетворенностью членов группы. Продуктивность измеряется в количественных показателях (затраты, прибыль, рентабельность и т. п.

), а вот измерить удовлетворенность удается пока только в качественных (согласие оставаться членом группы, эмоциональная включенность и пр.).

На удовлетворенность человека пребыванием в группе влияет множество факторов: психологический климат, уровень развития личности, возможность реализовать притязания на лидерство, сплоченность группы, совпадение индивидуальных и групповых ценностей и др.

С практической точки зрения важно, что самой эффективно работающей оказывается группа, достигшая в своем развитии наиболее высокого уровня, то есть — коллектив. В исследованиях отечественных авторов такая группа характеризуется высоким уровнем развития внутренних отношений. Выделяют семь ключевых видов этих отношений:

  1. Ответственность. Принятие членами группы личной ответственности за результаты совместной работы, достижение целей и решение задач, которые стоят перед группой.

  2. Коллективизм. Стремление членов группы сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.

  3. Сплоченность. Наличие единства мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единства действий в важных ситуациях.

  4. Контактность. Конструктивное взаимодействие членов группы, наличие эмоциональных, личных отношений между ними.

  5. Открытость. Готовность членов группы к контактам и установлению отношений с другими группами или с новыми участниками своей группы.

  6. Организованность. Способность членов группы быстро создавать и изменять организационную структуру, деловые отношения, необходимые для эффективной групповой работы.

  7. Информированность. Доступность информации, требуемой для работы, всем членам группы, а также информации о каждом члене группы и о состоянии дел в ней.

Читайте также:  Продолжительность жизни, долголетие - психология

При высоком уровне развития этих отношений в группе мы можем считать, что перед нами — коллектив, или, пользуясь более современным термином, — команда.

Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в практическом применении методов анализа межличностных отношений в группе является социометрия

Источник: http://hr-portal.ru/article/sociometriya-chast-1

Социометрия

эмпирический метод изучения внутригрупповьтх межличностных связей.

Источник: Исследовательская деятельность

отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Источник: Педагогический словарь

метод, выявляющий предпочтения людей в обществе. В педагогической психологии применяется для определения статуса ученика в группе

Источник: Педагогическая психология

экспериментальный метод (социально–психологи­ческий тест), обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе [61, c. 141; 66, c. 351; 67, c. 378; 82, c. 728].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

метод изучения межличностных отношений в малых группах (семье, рабочем, учебном, воинском коллективе).

В простейшей модификации методики каждому человеку из группы предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности.

На основе результатов анкетирования строится социо-грамма — график, указывающий выборы членов группы, или социо-матрица — таблица, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. В результате получается социометрический статус каждого индивида данного коллектива.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено. Осн. измерительный прием С. — вопрос, отвечая на который в специальной анкете, каждый член группы проявляет свое отношение к другим.

Результаты заносятся на социограмму — график, на котором стрелками указаны выборы (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу — таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию члена группы, негативный — дезорганизующие тенденции в его поведении. С. охватывает лишь внешнюю сторону групповых отношений.

Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, а также развитость специфической системы отношений, характеризующих группу как коллектив.

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

от лат. societas — общество и metreo — измеряю) — отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения с помощью методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о структуре и функционировании небольших человеческих коллективов.

В основе социометрии лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни — экономические, политические — состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению к друг другу.

Приверженцы социометрии считают, что все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями.

В результате социометрической процедуры составляется социометрическая матрица (социограмма), вычисляются коэффициенты групповой сплоченности, понимаемой как коммуникативная общность.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

метод изучения особенностей межличностных отношений в малых группах. Разработан Я. Морено. Осн. измерит, прием С. — вопрос, отвечая на к-рый в спец. анкете, каждый член группы проявляет свое отношение к другим.

Результаты заносятся на социо-грамму — график, на к-ром стрелками указаны выборы (отвержения). членов группы, либо в социоматрицу — таблицу, в к-рой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положит, статус характеризует лидерскую позицию члена группы.

Негативный — дезорганизующие тенденции в его поведении.

С. охватывает лишь внеш. сторону групповых отношений. Для более полной характеристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, а также развитость специфич. системы отношений, характеризующих группу как коллектив. И. П. Волковым, Я. Л.

Коломинским и др. разработаны варианты С., позволяющие получать информацию о межличностных отношениях в дет. группах. Применяются индивидуальные и групповые формы С., а также разнообразные модификации в виде эксперим.

игры, вербальных, письменных и изобразит, тестов и др.

Лит.: Волков И. П., Социометрич. методы в социально-психол. исследованиях, Л., 1970; К роки к А. А., Межличностное оценивание в малых группах, К., 1982; см. также лит. при ст. Группа. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Источник: http://didacts.ru/termin/sociometrija.html

Ссылка на основную публикацию