Совесть — психология

Евгений Ильин — Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Совесть - психология

В новейшей философии эволюционизм, став на естественно-научную точку зрения и отбросив схоластические разделения совести на эмпирическую и трансцендентную, занялся выяснением причин возникновения совести.

Однако несмотря на свои симпатии к эволюционизму и к философии Просвещения, Ницше не согласился с объяснением, которое давалось эволюционизмом возникновению совести.

Он вновь вводит учение о двойной совести, различая мораль господ от морали рабов.

Во многих новоевропейских учениях совесть представляется как познавательно-моральная сила (разум, интуиция, чувство), как фундаментальная способность человека высказывать оценочные суждения, осознавать себя как морально ответственное существо, намеренно определенное в отношении добра. И не случайно у Канта совесть обозначается как практический разум.

Людвиг Фейербах дал материалистическое объяснение тому факту, что совесть представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки.

Он называет совесть «другим Я» человека, но указывает, что это alter ego не исходит от Бога и не возникает «чудесным путем самозарождения»[10].

В «Новом учении о нравственности» Менгера (1906) говорится, что совесть – врожденное чувство, которое сродни чувству стыда.

Совесть не эволюционирует с возрастом и не изменяется после вхождения человека в общество. Но общественные отношения влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, «прятать» ее. Однако совесть постоянно напоминает о себе своими угрызениями. Совесть является единственным мерилом верности принятия решений.

И в дальнейшем общество вынуждено будет воспитывать подрастающие поколения так, чтобы совесть являлась главенствующим законом для разума. В противном случае обществу, где нормой является игнорирование чувства совести, грозит приближающаяся гибель.

Марксизм делал упор на раскрытии социальной природы совести, показывая ее детерминированность условиями жизнедеятельности человека и его идейно-общественной позицией. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить»[11].

Не отрицая специфически личностного характера совести, марксизм утверждает, что чем выше мера общественного развития личности, ее социальная активность и сознательность, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности совесть.

По мере развития коммунистических отношений правовое принуждение будет постепенно уступать место нравственному воздействию, которое будет все чаще совпадать с повелениями лично совести.Феномен совести и его значение для человечества обсуждался русскими философами (Бердяев, 1993; Ильин, 1990, 2002, 2004, 2011). В частности, И.

Ильин писал: «И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать верного представления».

И еще: «Там, где совесть вытравливается из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряется продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной»[12].

Психологические воззрения на совесть были связаны в первую очередь с именем Зигмунда Фрейда, описавшего свои представления о совести в работах «Я и Оно» (1923) и «Недовольство культурой» (1930). С точки зрения Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

З. Фрейд связывал совесть со Сверх-Я, которое сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. Согласно Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека.

Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования.

В понимании Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей.

Зигмунд Фрейд писал, что на первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести.

При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести.

В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

По Фрейду, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть».

Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека.

Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

Укоры совести порождают чувство вины. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений.

Таким образом, понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности.

С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитики уделяли осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

В советской психологической литературе были лишь упоминания о совести в социоцентрическом контексте. В 1950–1960-е годы в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, П. М.

Якобсона и других исследователей появляются отдельные высказывания о совести в контексте проблемы морально-нравственного развития человека.

Совесть определялась этими учеными как психологически сложное образование в духовной жизни человека, выраженное в форме нравственного отношения и нравственного чувства.

Особое внимание уделялось взаимосвязи совести с такими личностными образованиями, как самосознание и ответственность, а формирование совести сводилось к процессу интериоризации социально-культурных нормативов, принятых в данной общественной группе. Поэтому совесть с позиции таких представлений выступает в качестве феномена, позволяющего реализовать долг личности перед обществом.

Затем, практически в течение двадцати лет, совесть не привлекала отечественных психологов в качестве объекта исследования. Во многом это объясняется тем, что ряд видных психологов, вслед за Н. Н.

Бердяевым, утверждавшим, что духовные явления в принципе не поддаются психологическому исследованию, но познаются в духовном опыте, относили явления духовно-нравственной сферы к философии, социальной антропологии, этике, богословию, тогда как психология, будучи естественнонаучной дисциплиной в их понимании, явления духовные не рассматривает.

Во второй половине 1990-х годов наступает эпоха «ренессанса» в понимании значимости нравственных качеств человека. И сегодня вопросы о совести и процессе воспитания совести получают новое звучание, приобретая актуальность в связи с очевидным наличием в обществе духовно-нравственного кризиса.

Как следствие, в последние годы все чаще появляются работы, где совесть выступает предметом психологического исследования.

Совесть в философии – это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль на основе различения добра и зла, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности, ответственности за свое поведение.

Совесть в психологии – это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием личностью своего долга и ответственности как перед отдельными людьми, так и перед обществом.

К. К. Платонов в работе «Об изучении психологии учащихся» (1961) говорит о совести как о моральном качестве личности, как о самооценке поступков с позиции усвоенных нормативов поведения. А. Г.

Ковалев (1960) определяет совесть как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам и поступкам других людей, за поведение которых личность несет ответственность как член коллектива. О. П.

Рылько (1972) тоже рассматривает совесть как отношение личности к соблюдению нравственных норм и правил, которое может становиться чертой характера.

Источник: https://profilib.net/chtenie/29392/evgeniy-ilin-psikhologiya-sovesti-vina-styd-raskayanie-3.php

СОВЕСТЬ

СОВЕСТЬспособность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

   Представления З.

Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний.

Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я».

Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

   Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З.

Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З.

Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

   Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений.

Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести.

В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

   По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть».

Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека.

Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

   Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека.

Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З.

Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

   Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности.

С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

   Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

   Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью.

Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами.

Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

Читайте также:  Брак по расчету - психология

   Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность.

Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости.

Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

   В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э.

Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся».

Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

   Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте.

Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести.

«На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд».

Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/sovest.html

Что такое совесть?

О совести говорят всегда, иногда даже не понимания, что подразумевают под этим понятием. Давайте разберемся, что такое совесть. Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду.

С виду это простой прибор с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север. Но если он правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть.

Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Разные мнения о совести

Без совести мы бы пропали. Есть много теорий в отношении определения совести. Например, Библия объясняет, что такое совесть. Буквально это слово означает «знание самого себя».

Эта способность познавать самих себя дана нам от Бога. Получается, мы можем увидеть себя со стороны и оценить свои поступки, решения и чувства.

Совесть не только содействует нашей радости, но может сильно нас мучить.

С человеческой точки зрения, люди имеют разное понятие и представление о совести. Например, о том, что такое совесть, одни говорят, что это личный тайник, в котором его владелец хранит свои душевные качества.

Другие утверждают, что совесть присутствует только у наблюдающего со стороны человека, а тот, кто действует, совести лишен. Есть еще мнение, при котором совесть называют врагом.

Это касается тех, кто хочет добиться успеха в жизни быстро и нечестно.

Какую бы вы точку зрения ни выбрали, лучше прислушиваться к своей совести. Обучайте ее, чтобы ваши эгоистичные желания не оказывали на нее сильное влияние!

Сочинение о совести

Хорошо, что в школах тему совести не обходят стороной. Сочинение о том, что такое совесть, не всем ученикам дается легко. Многим непонятно, что означает это слово.

Они знают, что совесть есть у всех людей, и она как-то мешает спать по ночам. Но как она заставляет задумываться, сомневаться, огорчаться, — это им трудно понять.

Как это светлое и хорошее чувство, которое есть в глубине каждого человека, может побудить и к плохому поступку?

Сочинение о совести заставляет детей с раннего возраста прислушиваться к своей совести. Когда она призывает к добру, никогда не отворачивайтесь от нее. От совести невозможно убежать, она всегда с нами.

Что такое свобода совести

Во многих странах каждому человеку Конституцией гарантируется свобода совести. Что такое свобода совести, и есть ли она в каждой стране? Международное сообщество признало, что свобода совести дает право каждому человеку отказываться исполнять какой-то закон или обязательство, если это противоречит его совести. Но так ли это на практике?

Большинство стран официально придерживаются этого принципа. Но все же, в целом ряде стран, где нетерпимость и дискриминация представляют собой жестокую действительность, большое число людей сегодня не имеет свободы совести. Это противоречит самому понятию. Но ведь это естественное право человека. И он имеет такое право на любые убеждения, которые связаны не только с религией.

Определение слова «совесть»

Итак, увидев, как реагирует наша совесть и почему нужно учитывать совесть других, мы можем вынести ей определение. Совесть — это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. От нее зависит развитие человека, его изменения, совершенствования в качествах.

Что такое совесть? Определение одного словаря говорит, что «это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков». Очень лаконичное и немного запутанное определение, не правда ли?

Запомните, бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными. Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Источник: https://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-sovest

Чувство вины, стыд и совесть

Казалось бы, это три понятия очень-очень родственные, практически аналогичные. Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны.

Чувство вины

Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения – другими людьми или самим себя.

У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием. Переживает, страдает, зачастую берет вину других на себя, постоянно подстраиваясь под ситуацию.

А другой никогда себя ни в чем не обвиняет, считая, что во всех несчастьях виноваты окружающие люди.

Семь основных механизмов внушить и развить чувство вины

  • Родителям – ребенку: это всем известная система кнута и пряника. Каждый помнит, за какие поступки в детстве родители ругали, а за какие – хвалили. Руганью прививают чувство вины за дело или слово. Когда ребенка ругают и внушают чувство вины, для него это всегда неприятно, а порой превращается в стресс. Тогда дитя, чтобы избежать ругани, наказаний со стороны взрослых и испытания чувства вины, начинает все делать так и для того, чтобы только понравиться взрослым и окружающим.
  • Ребенок – родителям: это называется манипуляцией. «Вы не сделали, не купили, не устроили то-то, значит меня вы не любите, вы плохие!», «А вот Паше, Саше, Маше родители разрешили это, а вы мне нет» и т.д.
  • Внушение якобы через любовь: «если любишь, будешь делать/покупать/разрешать то-то», «если не совершишь этот поступок, значит не испытываешь ко мне настоящего чувства, ты – обманщик/обманщица!».
  • Общественное порицание: все начинается еще с детского садика, а продолжается в школе, ВУЗе и на работе. Человек не оправдывает ожидания воспитателей, учителей, преподавателей, работодателей. Ему говорят: «Вот какой ты плохой, сделал не так, как следовало!»
  • Сексуальное воспитание: долгое время секс как таковой отрицался и порицался. Он считался чем-то непотребным, греховным, даже в лексиконе это слово появилось не сразу. Другое дело, что совсем недавно психиатры, сексологи и сексопатологи пришли к выводу, что секс в умеренных количествах баз извращений – это прекрасно, однако устаревшее негативное понимание все ещё вертится в нашем обществе и головах некоторых людей.
  • Религиозные убеждения: «Вот за твой поступок Бог накажет тебя!», «Ты портишь себе карму и попадешь в Ад!». Религия призывает быть совершенными, но этого достичь в реальном мире невозможно. Отсюда – внушение чувства вины за отсутствие идеала.
  • Жесткая самокритика за совершенные поступки: да, покритиковать себя иногда полезно, но нужно знать четкую грань, не перегибать палку. Критика должна быть конструктивной, а не разрушительной.

Стыд – испытание неловкости, сопровождаемое осознанием своей неполноценности или неправоты после совершения какого-либо поступка, за не так или не к месту сказанные слова. Часто стыд идет рука об руку с чувством вины.

Стыдно бывает из-за своих слов и дел, а иногда из-за чужих. Стыд также возникает из-за несоответствия собственным установкам, стандартам и правилам, чертам характера (например, если человек считал себя и считается другими храбрым, а однажды струсил, то ему за это непременно будет стыдно).

С одной стороны чувство стыда ставит человека в какие-то рамки, даже порой накладывая табу на определенные некрасивые (и визуально, и морально) действия (например, нехорошо ходить в одних трусах по городским улицам, в пьяном виде орать песни на весь подъезд, не уступить место в вагоне метро старушке-инвалиду и т.д.). С другой стороны слишком гипертрофированное чувство стыда приводит к разрушению личности, и, как крайнему последствию этого разрушения – совершению страшного насилия в отношении себя или других.

Стыд закладывают в человека еще в раннем детстве родители и близкие люди. Тут главное не переборщить. Слишком сильно развитое чувство стыда формирует у человека мнение о том, что он неполноценен.

Под влиянием постоянного сильного стыда люди начинают видеть в себе одни недостатки (зачастую придуманные), развивается куча комплексов, происходит установка самому себе огромного количества «нельзя» и гонение себя в жесточайшие рамки (таких людей на простонародном языке называют «забитыми»).

Но человек не может долго держать табу на себе и своих эмоционально-душевных потребностях. Когда-нибудь комплексы от стыда прорываются наружу и выражаются в чем-нибудь ужасном – разбое, убийстве, самоубийстве.

Источник: http://psychology-s.ru/chuvstvo-viny-styd-i-sovest/

Мучает совесть? — Психология жизни

Не секрет, что абсолютно всем людям свойственно испытывать чувство вины.

Чувство вины – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является определенный поступок, который, по мнению самого человека, является причиной негативных последствий для других людей.

Вина – это цена, которую мы платим за нарушение определенных стандартов поведения или убеждений

Пока наше поведение будет за рамками этих стандартов, чувство вины не перестанет преследовать нас по пятам. Это программа встроена в социальное ДНК нашего общества и передается из поколения в поколение.

Интересно, что…

по мнению британских аналитиков, практически все женщины, а именно 96 %, испытывают чувство вины ежедневно.

Читайте также:  Деятельность - психология

• Почти 80 % взрослых, которые когда-либо предпринимали попытку покончить с собой, страдали от хронического чувства вины или стыда.

• 25 % детей в возрасте от трех до четырнадцати лет «наказывают» себя за мастурбацию или за то, что в мыслях желали кому-то смерти.

• 10 % людей могут самостоятельно справиться со своим чувством вины, остальные 90 % либо подавляют его, либо прибегают к помощи священника или психотерапевта.

Так как чувство вины имеет сильное влияние, многие люди используют его для достижения своих целей. Обвиняя другого человека в определенном действии или его словах, зарождая в последнем чувство вины. Обвинение оказывает настолько сильное эмоциональное влияние, что противостоять ему, сохраняя внутреннее равновесие, очень сложно. Что такое навязанное чувство вины?

Обвинительный тон рождает в другом человеке чувство вины, страха или гнева. Его часто мучает совесть. Часто бывает, что уже с самого детства маленькому человеку навязывают чувство вины.

Родители часто стыдят или ругают ребенка за то, что он не доел кашу, за промоченные ползунки или за сломанную игрушку. Постоянно стыдя и наказывая ребенка, они приучают его чувствовать себя виноватым.

   Последствия жестокого обращения с детьми

Даже животные способны испытывать чувство вины. Пока нет научных доказательств, что некоторые животные на самом деле испытывают чувство вины, но их мимика и поведение позволяют сравнивать их с людьми, которые испытывают такие же эмоции.

Механизм зарождения чувства вины в человеке

Внутренний стандарт, который руководит поведением человека, – это совесть.

Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия

Совесть базируется на сопереживании как механизме общественного инстинкта сохранения вида. В обществе в силу неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными нормами. Оказывается чувство вины у многих людей является преградой на пути к успеху и счастью.

Упражнения для развития эмпатии

Американский психолог и мотивационный спикер Энтони Робинс выделяет несколько форм проявления чувства вины.

Различные виды вины – это колоссальные люки для забора нашей психической энергии. Они высасывают целые киловатты энергии из нашего эмоционального резервуара, которые мы могли бы направить на достижение результатов. Поэтому прежде чем начать избавляться от чувства вины, определите какая из видов вины вам присуща.

10 основных форм вины

1. Чувство вины в отношениях родители — ребенок. Когда родители проводят свою воспитательную работу посредством вызывания чувства вины у ребенка. Например, помыл посуду — молодец, а если нет, то ты плохой. Ребенок всегда идеализирует своих родителей, поэтому их оценка является для него аксиомой.

2. Чувство вины в отношениях ребенок — родители. Дети, не имея возможности договориться с родителями, учатся вызывать у них чувство вины, чтобы те выполняли их прихоти. Также ребенок из — за чувства вины может возвращать неоплаченные долги своим родителям всю жизнь.

3. Чувство вины в отношениях начальник — подчиненный, или учитель — ученик. Работают те же законы возникновения чувства вины, что и между родителями и детьми. Прообразом начальника или учителя является властный родитель.

5. Чувство вины в отношениях между мужчиной и женщиной.

Манипуляцией любовью пользуются партнеры для достижения своих целей. Если ты меня любишь, сделай так. Если не сделаешь, значит не любишь. Таким образом формируется в партнере чувство вины. 15 признаков абьюзера

6. Чувство вины законодательное. В обществе существуют гласные и негласные правила. Данные регуляторы состоят из этических норм поведения и гражданских законов (конституция). Эти прописанные правила обеспечивают функционирование общества. Тюрьма является превосходным примером стража закона.

7. Чувство вины на сексуальной почве. Сексуальная тема в обществе табулирована. Только в последние 30 лет поднялась завеса тайны и люди начали пробовать открыто говорить об этом.

Эта вина формировалась тысячу лет и является одним из критериев, которые отличают нас от животных.

Многие люди настолько заражены этим чувством вины, что полностью отвергают телесную близость и сексуальность в своих отношениях.

8. Религиозное чувство вины. Первородный грех – это одна из форм контроля над верующими людьми. Вы родились и уже виноваты перед Богом.

9. Самонакладываемое чувство вины. Это вымышленная вина, которой мы сами себя наказываем, удовлетворяя внутренний сценарий. Это люди без вины виноватые. Виноваты за то, что живы и здоровы, за то, что умер родственник, произошло стихийное бедствие, разбился самолет, и т. д.

10. Экзистенциальная вина.

Великие мудрецы утверждают, что у всех нас есть базовые обязательства – долг по отношению к предкам, земле, наставникам, Богу, всем тем, кто нам когда-либо помогал. Когда этот долг остается неоплаченным, мы страдаем от чувства экзистенциальной вины.

Как избавиться от чувства вины?

Вина настолько плотно срастается со структурой психики, что человек сживается с ней и перестает отделять ее от себя. Поэтому так важно определить по отношению к кому вы испытываете чувство вины.

Теперь самое время научиться избавляться от чувства вины, чтобы она не пустила корни. Невротическая вина происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов.

Подлинная вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку Важно знать, что если другой человек, к которому вы испытываете чувство вины, не видит в том вашей вины, то ваше чувство вины можно отнести к тому, что вы сами себя наказываете за произошедшее.

А это саморазрушающая инфантильная позиция человека, с которой необходимо бороться Как научиться вовремя диагностировать полезную или токсичную (невротическую) вину, а также управлять ею, снижая ее интенсивность и влияние на нас. Что мешает быть счастливым?

Чтобы избавиться от чувства вины подумайте, действительно ли есть ваша вина в том, что произошло?

Проанализируйте ситуацию и определите исключительно ли ваша в том вина? Отделите реальные доказательства от ваших иллюзий. Если не уверены, опишите ситуацию людям, которым доверяете, узнайте другие точки зрения. Признайте, что испытываете чувство вины. С благодарностью за ценный опыт признайте перед собой свое чувство вины.

Затем оцените, полезна ли для вас ваша вина? Или для вашего окружения? Какую функцию чувство вины в вашей жизни выполняет? Возможно вы бежите от своих неразрешенных проблем благодаря своему чувству вины? Или чувство вины заместило другие, более значимые для вас чувства, которые вы себе не можете позволить?

Избавление от чувства вины необходимо, если вы отдаете себе отчет, что это чувство разрушает вашу жизнь!!!! То что произошло когда — то и вызвало у вас чувство вины конечно уже никогда не вернуть и не исправить. Но в ваших силах избавиться от разрушающего чувства вины. Прокрутите все события, которые тогда произошли. Честно признайтесь себе в том, что вы не один создавали эту жизненную ситуацию.

Так уж сложились обстоятельства и вы не могли поступить по — другому Если вы в этом сомневаетесь, то прокрутите в своем воображении другие сценарии прошлого, и в конце — концов все — равно признаете, что это произошло не по вашей вине. Ведь где все виноваты, там никто не виноват. Если в том, что произошло, частично есть ваша вина, попросите прощения. И не только перед теми, перед кем виноваты.

Важно простить себя!

Прощение – это важный этап, который способствует тому, чтобы избавиться от чувства вины

Помешать просить прощение перед другим человеком может гордыня. А мешать простить себя может обычный страх. Страх признать правду. Представьте себе как физически вы отделяете от себя ваше чувство вины. Про умение прощать

Дистанцируйтесь от него, воображая себе, например, что ваше чувство вины — это камень. Представьте себя на мосту и бросьте чувство вины в воду. Отпустите его. Можно также представить себе, что обрезая волосы или ногти вы обрезаете ваше чувство вины и постепенно избавляетесь от него.

Если у вас получилось, далее вы должны определить задетую ценность. То, обо что виноватишься, то и ценно. Определите, какие ваши ценности затронула данная ситуация. Например, если вам стыдно за свой проступок, то это значит, что вы совестливый человек, что очень ценно. Просто совершили ошибку, ведь ошибается каждый человек!!!

Найдите позитивную сторону в произошедшей ситуации для себя и другой стороны. В любом поступке лежит позитивное намерение человека, который совершает этот поступок.

Чтобы раз и навсегда избавиться от чувства вины, подумайте, каким было ваше позитивное намерение в этой ситуации? Возможно спасти кого — то от чего — то. Сделайте выводы и примите решение не допускать подобной ситуации в будущем.

  Как относиться к своим ошибкам и неудачам?

И еще раз Простите себя за этот поступок. Нет идеальных людей, люди склонны ошибаться. Случившаяся ситуация – это важный урок в вашей жизни

Раскаяние высвобождает накопившееся напряжение и облегчает сердце. Поблагодарите Бога за преподнесенный важный урок и живите дальше!

Страх избавления от чувства вины

На смену чувству вины приходит личная ответственность за последствия своих действий, которая переводит человека во взрослую позицию. И если человек остается со своим чувством вины и не хочет с ним прощаться, значит в нем сидит страх перед ответственностью.

Ответственность – это ориентация на будущее, которая опирается на приобретенный опыт. Это восприятие себя как взрослой и целостной личности, которая осознает связи между своими поступками и полученными результатами и с готовностью принимает как позитивные, так и негативные последствия своих действий.

Другими словами, ответственность – это один из критериев психически здоровой и зрелой личности

Причем ответственность не просто, как ярмо на шее, которое утомляет и делает несчастным. А наоборот, ответственность как благодарность за оказанное доверие и возможность быть полезным и нужным.

Это проявление вашей зрелости. Так примите себя таким какой вы есть, со всеми своими ошибками, достоинствами и недостатками.

Источник: http://psylive.com.ua/sovety/muchaet-sovest.html

Что такое совесть и что значит жить по совести?

У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

Что значит совесть?

Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки.

Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

https://www.youtube.com/watch?v=Vmg8pVvJDTQ

Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку.

Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, чувство вины.

Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.

Что такое совесть по Фрейду?

Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний.

Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий.

Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.

Виды совести

Возможно, многих удивит тот факт, но существует несколько видов этого внутреннего качества. Первый тип – личная совесть, которая является узконаправленной. С ее помощью человек определяет, что такое хорошо, а что плохо.

Читайте также:  Что такое "зло" и что с ним делать? - психология

Следующее понятие совести коллективной охватывает интересы и действия тех, кто не подвергается воздействию личного типа. Она имеет ограничения, поскольку касается исключительно людей, входящих в конкретную группу.

Третий тип – духовная совесть не учитывает ограничений вышерассмотренных типов.

Для чего нужна совесть?

Многие хотя бы раз в жизни задавались этим вопросом, так вот, если бы не было внутреннего голоса, то человек бы не различал, какие поступки являются хорошими, а какие плохими.

Без внутреннего контроля для правильной жизни пришлось бы иметь помощника, который бы направлял, давал советы и помогал делать правильные выводы.

Еще один важный момент, касающийся того, зачем нужна совесть – она помогает человеку разобраться в жизни, получить правильный ориентир и осознать себя. Стоит сказать о том, что ее нельзя отделить от морали и нравственности.

Что значит – жить по совести?

К сожалению, но не все люди могут похвастаться, что они живут по правилам, забывая об этом качестве и предавая тем самым себя.

Благодаря этому внутреннему качеству человек совершает те или иные действия, понимая, что хорошо, а что плохо, а еще знает такие понятия, как справедливость и нравственность.

Человек, живущий по убеждениям совести, способен жить по правде и в любви. Для него неприемлемыми являются такие качества, как обман, предательство, неискренность и так далее.

Если жить по правилам, значит, нужно прислушиваться к собственной душе, которая позволит выбрать верное направление в жизни. В таком случае человек не будет совершать действий, за которые впоследствии он будет чувствовать стыд и вину.

Чтобы понять, что такое чистая совесть, стоит отметить, что в современном мире найти людей с такой чертой непросто, поскольку в жизни встречается много ситуаций и соблазнов, когда просто переступить черту.

На формирование этого качества непосредственно влияет воспитание родителей и близкое окружение, с которого ребенок может взять пример.

Почему люди поступают не по совести?

Назвать современную жизнь простой, нельзя, поскольку практически ежедневно человек встречается с разными соблазнами и проблемами. Хоть многие и знают, как поступать по совести, иногда люди переходят грань.

Причина, почему пропала совесть, имеет причинно-следственную природу. В большинстве случаев человек переступает собственные убеждения, чтобы удовлетворить свои амбиции.

Еще толкнуть на это могут корыстные цели, желание не выделяться из толпы, защититься от нападений окружающих и так далее.

Что такое спокойная совесть?

Когда человек живет по правилам, осознает праведность выполнения собственных обязанностей и никому не вредит своими действиями, то говорят о таком понятии, как «спокойная» или «чистая» совесть. В таком случае индивид не чувствует или не знает за собой никаких плохих поступков.

Если человек выбирает жить по совести, то он должен всегда учитывать не только собственное положение, но и мнение, и состояние окружающих. Психологи считают, что уверенность в чистоте своей совести является лицемерием или же указывает на слепоту по отношению к собственным ошибкам.

Что такое нечистая совесть?

Полная противоположность предыдущему определению, поскольку нечистая совесть представляет собой неприятное чувство, возникшее в результате совершения плохого поступка, что становится причиной плохого настроения и переживаний.

Нечистая совесть очень близка к такому понятию, как чувство вины, и ее человек ощущает на уровне эмоций, например, в виде страха, беспокойства и другого дискомфорта.

В результате человек переживает и мучается от разных вопросов внутри себя, а прислушиваясь к внутреннему голосу, происходит компенсация негативных последствий.

Что такое муки совести?

Совершая плохие поступки, человек начинает переживать по поводу того, что он навредил окружающим. Муки совести – чувство дискомфорта, которое появляется из-за того, что люди часто выставляют к себе завышенные требования, которые не соответствуют их сущности.

Правильные внутренние качества воспитываются еще в детстве, когда родители хвалят за хорошее, а за плохое – ругают.

В результате в человеке на всю жизнь остается некий страх быть наказанным за совершенные нечистые поступки и в такой ситуации говорят о том, что мучает совесть.

Есть еще одна версия, согласно которой совесть является неким инструментом, который проводит измерение истинной меры вещей. За правильные решения человек получает удовлетворение, а за плохие его мучает чувство вины.

Считается, что если люди совсем не испытывают такого дискомфорта, то это признак психопатии.

Ученые пока не смогли определить, из-за чего может отсутствовать чувство стыда и вины, так есть мнение, что всему виной неправильное воспитание или факторы биологического порядка.

Что делать, если мучает совесть?

Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее.

Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать.

Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.

  1. Не нужно пытаться глушить внутренний голос и лучше всего разобраться во всем, чтобы обрести душевный покой. Часто ошибки помогают сделать выводы для осознания важных жизненных вещей.
  2. Возможно, пришло время, используя накопленный жизненный опыт, пересмотреть и переоценить собственные принципы моральности.
  3. Чтобы понять, что такое совесть и как с ней примириться, рекомендуется воспользоваться самым действенным способом – раскаянием и искуплением. Многие люди длительное время убегают от себя и от признания вины, что только усугубляет ситуацию. Главное, раскаявшись найти способ, как загладить свою вину.

Как развивать в человеке совесть?

Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться.

Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям.

Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.

Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие.

Стоит определить их причину и последствия.

Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить.

Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить. Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово.

Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям. Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах.

Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-sovest-i-chto-znachit-zhit-po-sovesti

Что такое совесть

Что такое совесть

В нашем постоянно меняющемся мире есть фундаментальные понятия, потерять которые — значит потерять себя… Одним из этих вечных и неизменных понятий является наша совесть.

Что же это за качество души такое, глубокое, чистое, вечное, – совестью называется? Википедия говорит, что это понятие обозначает способность человека к нравственному самоконтролю; внутренний голос, который диктует личности, как надо и не надо поступать. Это душевное качество помогает связать разум и эмоции воедино, а выражается в форме душевного переживания.

Что такое совесть? Определение, встречающееся в официальной литературе, несколько суховато для такого глубокого нравственного явления, не правда ли?

С точки зрения психологии

Многие известные психологи в своих работах неоднократно обращались к теме нравственности. Так, Эрик Берн считал, что существуют три эго-состояния человека:

  • Взрослый.
  • Родитель.
  • Ребёнок.

Взрослый отвечает за логическое мышление и разум; Ребёнок — за интерес, исследование и развлечения, а вот Родитель… Родитель — это глас совестливости, нравственное начало человека.

Психолог Фрейд считал, что в каждом из нас есть суперэго, в которое заложены совестливость и эго-идеал. Первое качество развивается благодаря воспитанию родителей и включает способность к чувству вины и самокритике.

Некоторые психологи называют чувство вины врождённым инстинктом человека, некоторые полагают, что нравственность — это часть разума, а кто-то считает её производным развития цивилизации.

Рекомендуем: Понятие души человека

Итак, это фундаментальное понятие, интересное и сложное. Это чувство нравственной ответственности за собственное поведение и всё происходящее в мире людей.

Значение слова «совесть», которое нам предлагают различные официальные источники, — вещь скучная. А как прояснить определение этого абстрактного психологического термина простыми словами?

Можно сказать, что совесть представляет собой внутренний голос, который не позволяет нам совершать злые поступки, а если уж так получилось — жестоко корит нас за это и наталкивает на мысль об искуплении.

Какой он — этот голос? Думается, у каждого из нас он свой.

У некоторых людей это голос родителей, «впечатавшийся» в их сознание в раннем детстве; у кого-то — слова кумира, оказавшего на них огромное влияние; у верующих людей это может быть Бог…

Рекомендуем: Что такое внутренняя речь?

Очень интересна версия жизнерадостной десятилетней девочки, недавно прочитавшей «Пиноккио». По её мнению, совесть — это сверчок Джиммини, которого ты случайно проглотил, поэтому он застрял у тебя в голове… Как видите, версий много, присутствуют даже вполне забавные, но только сам человек может ответить, что конкретно для него значат мораль и нравственность…

Связанные понятия и словосочетания

Если совесть — это внутренний голос, то что такое «угрызения совести»? Если объяснять простым языком, это понятие равносильно чувству вины (не путать с виной), ощущение того, что ты поступил дурно и от этого тебе плохо.

Не следует путать угрызения совести и стыд. Они имеют следующие важные различия:

  • Стыд выступает явлением публичным, в то время как чувство вины — глубоко личное.
  • Угрызения совести появляются вследствие развитой моральной ответственности, а стыд — результат влияния общества.
  • Чувство вины — это осуждение своего поступка, а стыд — осуждение своей личности.

Понятие угрызений совести рассматривали в своих работах Фрейд, Мелани Кляйн, Эриксон и отечественные психологи Стефаненко и Ениколопов.

А что тогда называют «чистой совестью»? По определению психологов, ощущение чистой совести возникает, когда человек уверен в своей полной и безоговорочной безгрешности. Именно здесь появляется такая проблема, как относительность моральных понятий. То, что для одного — норма, другому не даст спокойно спать по ночам. Действительно, мораль — штука более чем сложная…

Рекомендуем: Что значит: рефлексия?

А как это — жить по совести, чтобы душа всегда была чиста? Ответ прост. Нужно стараться следовать моральному кодексу, признанному в том месте, где вы проживаете. Цинично звучит? Увы. Как уже упоминалось, мораль — вещь весьма относительная…

Жить по совести – значит, соблюдать внутренние законы чести, кодекс, который страшно нарушить, иначе исчезнет моральная опора под ногами и ты провалишься в беззаконие и пустоту…

Честь, совесть и вера у каждого свои. Не существует универсального рецепта, как жить по совести или избавиться от мук вины.

Конечно, в большинстве своём моральные законы закреплены в действующем законодательстве, но, как правило, Конституция слишком узка и ограниченна.

И она, к сожалению, не даёт исчерпывающего ответа, как вести себя в одной из тех многочисленных сложнейших в моральном плане ситуаций, которые в избытке преподносит каждому из нас жизнь.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/sovest.html

Ссылка на основную публикацию