Спокойное присутствие — психология

Книга Формула успеха или Философия жизни эффективного человека. Содержание — Спокойное присутствие

Спокойное присутствие - психология

• Вы не стали возражать реже — но гораздо чаще стали это замечать.

На самом же деле переживать тут оснований нет, напротив, можете за себя порадоваться: вы уже серьезно знаете, чему вам нужно учиться.

Третий уровень — осознанная компетентность. Вы уже привыкли слушать свою речь и строите ее, внимательно отслеживая свои внешние и внутренние «Да», однако на первом этапе эти успехи «уравновешиваются» серьезными минусами. Во-первых, это неестественность речи.

Думающий над каждым своим словом человек беседует очень правильно, даже слишком правильно, что создает не очень естественное впечатление, кроме того, часто приходится делать паузы и зависать, прежде чем находится нужное позитивное продолжение.

Вы говорите фразы правильные, но с задержкой и производите впечатление «тормознутого».

«У тебя это не выйдет!» — «…Верно, мне очень пригодится твоя помощь. Я смогу на нее рассчитывать?»

Дополнительная трудность еще и в том, что, если постоянно думаешь, как ответить правильно, ни на что другое ни ума, ни внимания не хватает.

Именно поэтому иногда отрабатываемый, слишком энергоемкий, навык имеет смысл отключить и общаться естественно, так, как вы умеете наилучшим образом.

Не каждый собеседник готов вам простить, когда вы не самым уклюжим образом отрабатываете на нем новые навыки и приемы.

Есть время учиться, а есть — работать. То есть получать прямые, а не только будущие результаты.

Впрочем, эти трудности характерны только для начального этапа уровня осознанной компетентности, на заключительном этапе слова уже подбираются легко, и, хотя внимание еще занято построением правильных фраз, его вполне хватает и на общее схватывание ситуации, и на считывание подтекста, и на милые улыбки. Особенно выручают уже наработанные к этому времени полезные шаблоны, помогающие в типовых ситуациях реагировать, практически не задумываясь:

— Вы выходите?

— Я вас пропущу!

— Это «Витязь»?

— Вы ошиблись номером.

— Закурить есть?

— Бросил!

Четвертый этап — неосознанная компетентность.

Это то, к чему стремитесь. Когда культура общения в вас уже «встроилась», вы ведете разговор легко и без задержек, думаете уже не о формулировках, а о деле и смотрите на собеседника, а не в себя. Речь вообще перестала вас занимать, вы обращаете на нее внимания не больше, чем на собственное дыхание или «пододвинуть стул».

Действительно, вот во время еды вы попадаете себе ложкой в рот, не задумываясь над тем, под каким углом держать этот столовый инструмент…

И если на первом этапе этого уже мастерского общения вы говорите еще несколько формализованно, то в конце концов к вам возвращается изначальная свобода и озорство, вы снова разрешаете себе говорить «Нет», но это происходит настолько изящно, настолько на другом уровне, что только подчеркивает естественность вашего понимания и поддержки собеседника.

Есть еще высшее проявление: неосознанная компетентность с возможностью объяснить технологию. Это позволяет почти мгновенно менять привычное действие в изменившейся ситуации. Плюс учить других.

Кроме того, со временем и опытом расширяется веер направлений использования этого приема.

«Тотальное ДА» в руках универсального бизнесмена оказывается не только способом понимания партнера, но и способом формирования ситуации, средством максимально эффективного продавливания своей позиции, когда это действительно необходимо.

Сильный руководитель умеет всегда так согласиться с вами, что нужное ему мнение в вас формируется автоматически. Когда таким руководителем становитесь вы, ваше «тотальное ДА» работает на вас в качестве секретной смазки, позволяющей без скрипа сдвигать позицию собеседника.

Резюме

Любое новое дело, пока вы его не освоили, кажется длинным, страшным и противным.

Начиная учить себя новому и лучшему, на некоторое время разучиваешься делать по-старому и поэтому делаешь все только хуже.

Новое умение будет тем лучше сформировано, чем лучше оно было развернуто и осознано на этапе формирования и лучше свернуто на этапе отработки.

Хорошо освоив новое дело, начинаешь удивляться всем окружающим: почему же они не пользуются этим, таким простым и полезным, навыком?

ВЗГЛЯД РУКОВОДИТЕЛЯ

Взгляд руководителя

Взгляд человека есть продолжение движения его рук.

Ну и руки у вас…

Каждый из нас как-то и очень по-своему видит ситуацию, но тот способ видения, который может позволить себе раздраженный подросток или унылая секретарша, не годится для успешного человека ни в деловых, ни в личных отношениях.

Обычный, лично-субъективный взгляд на ситуацию позволяет увидеть ее достаточно узко и с большим количеством неизбежных искажений. А вам надо видеть происходящее — широко, объемно и по возможности объективно. Надо.

А возможно ли это? Вполне.

Для этого, прежде всего, необходимо выработать навык спокойного присутствия.

Спокойное присутствие

Спокойное присутствие — это взгляд на ситуацию, очищенный от эмоций, амбиций, пристрастий, игр, сказок и театров.

Мы редко воспринимаем людей как реальных людей. Кого-то мы воспринимаем как Высокое Начальство, кого-то — как Мелкую Сошку, в той видим Недоступную Красавицу, в том — Опасного Соперника. А реальных людей за этими масками и шаблонами восприятия, людей со своей усталостью и проблемами, со своими надеждами и интересами— нет, не видим…

Нормального человека достаточно немного разозлить, чтобы он уже слышал то, что слышать заранее готов («это наглое вранье»), и видел не реально присутствующего перед ним человека, а очень искаженный его образ («издевательские ухмылки подлого негодяя»). С другой стороны, человека достаточно очаровать, увлечь, и он в своем воображении уже строит прекрасные воздушные замки, веря в картинку просто потому, что в нее верить хочется.

А начинается все с того, что обычные взрослые люди не разрешают себе смотреть на человека прямо и при любой возможности отводят взгляд, прячутся за разные выражения лица, демонстрируя, например, интерес или доброжелательность.

Сильно заботясь вроде бы о смысле и погружаясь в речь, мы можем оправданно отводить взгляд и отслеживать не столько лицо партнера, сколько изображаемые им эмоциональные знаки, а в результате, общаясь как будто бы адекватно, мы человека в упор не видим.

Он творит представление свое, я отыгрываю спектакль свой, и главная наша задача — не мешать друг другу взглядами…

Другое дело — спокойное присутствие: вы видите того, кто сейчас перед вами, и слышите именно то, что он говорит.

• Даже повторить можете. Проверьте, кто из ваших сотрудников этим навыком владеет?

Когда вы в спокойном присутствии, у вас предельно реалистичное восприятие: что есть, то есть.

Не только в ситуации общения, вы в любой ситуации видите то, что перед вами, слышите то, что действительно говорится, и ощущаете то, что происходит вокруг вас и с вами.

Ваше сознание — как ровная водная гладь, без всяких искажений отражающая своей поверхностью то, что в ней отражается: белые облака, небо, берег, лица людей…

Не верьте сказкам эзотерической литературы, что такое восприятие мира доступно только избранным, достигшим высокого просветления: палки буддийских монахов отнюдь не волшебные палочки.

Да, большинство людей к такому восприятию не склонны, однако многие нормальные, успешные по жизни люди вполне овладевают этим навыком без всякого специального обучения стихийным, естественным образом.

Читайте также:  Разрешение межгрупповых конфликтов - психология

Если вы поможете себе качественным тренингом, вам для выработки такого восприятия жизненных ситуаций будет достаточно нескольких месяцев.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/formula-uspeha-ili-filosofiya-jizni-effektivnogo-cheloveka/content/1321769-spokoynoe-prisutstvie/

Как не впасть в отчаяние

Как не впасть в отчаяние

Инструкция

Осваивайте технику спокойного присутствия. Это значит сохранять осознанный покой при восприятии происходящих вокруг вас событий. Беспристрастно и внимательно, словно видеокамера, наблюдайте за всем происходящим. Оно не должно вызывать у вас эмоций, а восприниматься в виде последовательности фактов.

Как это в себе развивать? Начните с с отработки навыка созерцания приятного глазу пейзажа: воды, леса, картины и т. д. Затем приучайте себя спокойно и без эмоций рассматривать людей.

Не отводить глаза, не дергаясь и не делая лишних жестов. Далее приучайте себя смотреть на целую группу людей, не испытывая эмоций.

А после начните отрабатывать спокойное присутствие в окружении людей, которые стремятся вывести вас из душевного равновесия.

Овладев техникой спокойного присутствия, вы сможете смотреть на любые ситуации без страха, эмоций и личных ожиданий.

Выработайте привычку находиться в состоянии спокойного присутствия, это будет надежным средством от различных манипуляций, поможет эффективно действовать в стрессовых и малознакомых ситуациях, а также будет способствовать принятию правильных решений. Они будут опираться не на эмоции, а на здравый смысл.

Освойте технику душевной страховки. Можно застраховать свои переживания от потери. Как это сделать? Разбейте все значимое для себя на три группы: люди, вещи, события. Техника душевной страховки состоит из четырех этапов. Первый — приветствие. Допустим, вы купили мобильный телефон.

Поприветствуйте его, почувствуйте, что он теперь стал вашей дорогой и близкой вещью. Примите его в свою жизнь (второй этап). А затем, пока вы еще к нему не приросли душой, попрощайтесь с ним.

Представьте, что его больше нет, ведь рано или поздно ему на смену придет другая модель (третий этап). Затем — четвертый этап, самый главный.

Задайте себе вопрос: будете ли вы счастливы, если у вас больше не будет этого телефона? Ответив утвердительно, вы поймете, что жизнь продолжается и после потери вещей, и после утраты людей, а также после тех событий, которые с вами случились.

Чем больше вещей, событий и людей вы будете таким образом «прогонять» через методику душевной страховки, тем более неуязвимым вы станете. Осваивайте ее поэтапно, сначала вещи и события, затем — люди. Кроме эмоциональной стабильности, техника душевной страховки научит вас бережно относится ко всему, что вы рано или поздно потеряете.

Умейте отличать душевную страховку от негативного программирования. Оно делается на фоне страха потери, тогда как страховка — это ваше осознанное действие, которые вы проводите на фоне расслабленного и спокойного душевного состояния.

Негативное программирование как раз ведет к развитию страха потерять что-либо, тогда как страховка учит воспринимать потери как неизбежное и вполне переживаемое, позволяя бережно и внимательно относится к дорогим для вас предметам и людям.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-126071-kak-ne-vpast-v-otchayanie

Психологическое присутствие

Психологическое присутствие

Общаясь с собеседником, мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО должны на­ходиться в комнате рядом с ним, видеть и слышать его, т.е. внимать ему. Психологическое присутствие означает то, что мы слушаем не только то, что говорится, т.е.

непосредственное содержание выска­зываний собеседника, но также и то, что кроется за словами: как говорит респондент, куда он смотрит в этот момент времени, какие иные невербальные действия совершает во время произнесения фразы и т.д.

Психологически присутствуя в ситуации диалога, мы должны постоянно анализировать следующее:

• Что сказано? — Т.е. каково конкретное содержание выска­зываний, логическая связь отдельных фраз?

• В каком контексте сказано? — Необходимо соотносить слово с предшествующими и последующими фразами, метафоризацией, поведением респондента и другими факто­рами, задающими контекст высказывания.

• Что не сказано? — Об этом можно судить по обрыву фраз, междометиям, несоответствию вербального и невербаль­ного поведения, а также по отсутствию продолжения там, где оно логически должно быть.

• Как сказано? Какие чувства и эмоции выражены или скры­ты? — Для анализа важна интонация респондента, пара­лингвистика, улыбки, ухмылки, движения рук и другие компоненты невербального поведения.

В качестве методических рекомендаций к освоению приемов психологического присутствия можно сказать следующее:

• Знаменитый русский физиолог А.А. Ухтомский описал два рода доминанты: доминанту на себе и доминанту на Собе­седнике.

Первая проявляется в том, что мы приписываем другим людям то, что созвучно нашему соб­ственному настроению, мыслям (т.н. механизм «проекции»). Именно эта доминанта присуща эгоистическому мировос­приятию.

В результате ее действия мы теряем возможность понять другого человека, поскольку видим в нем самих себя.

Противоположная ей доминанта на Собеседнике означает го­товность отказаться от собственных установок, желаний, на­строений ради того, чтобы понять и принять другого челове­ка таким, каков он есть. Именно благодаря такой доминанте в нас развивается эмпатия, т.е.

способность сопереживания, которая является лучшим способом для определения эмоцио­нального состояния другого человека. Поэтому для достиже­ния психологического присутствия необходимо отказываться от эгоцентрической позиции, не приписывать другим людям соб­ственных мыслей или желаний, т.е.

развивать в себе доминанту на Собеседнике.

• Доминанта на себе, как это ни парадоксально, не позволяет нам видеть себя такими, какими мы являемся на самом деле. При эгоцентрической мотивации у человека активно работают ме­ханизмы психологической защиты, которые блокируют осозна­ние реальности.

В результате их действия мы нередко приписы­ваем себе несуществующие качества, завышаем или занижаем самооценку. Для преодоления действия защит очень полезным является развитие в себе рефлексии, т.е. самоанализа, который позволяет видеть себя в истинном свете.

Необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Почему я поступил именно так?», «Какая мотивация заставила меня сказать эти слова?», « Что я на самом деле чувствую, когда совершаю то или иное действие?» Благодаря этому мы получаем возможность занять позицию «вненаходи- мости», т.е.

способности смотреть на себя как бы извне, глазами другого человека.

• Достаточно часто, услышав какую-то фразу, с которой мы не согласны или которая наталкивает нас на какие-то мыс­ли, мы пытаемся тут же выразить свои чувства. В результате мы не способны уловить целостный смысл высказывания и тем более понять, что кроется за ним.

Поэтому для обучения психологическому присутствию нам необходимо учиться тер­пению в общении. Мы должны позволить собеседнику завер­шать мысли до конца, не перебивая его. Если у нас возникают какие-либо гипотезы, то их необходимо проверять уже после окончания высказывания респондента.

Ведущему необходимо учиться аккуратно вставлять свои вопросы в логические паузы между словами собеседника. Возражения же в оценочном ин­тервью не должны звучать (за исключением тех случаев, когда они методически необходимы), поскольку наша цель заклю­чается в том, чтобы изучить собеседника, а не в том, чтобы что-то ему доказать.

Читайте также:  Изменение личности в психотерапии - психология

Необходимо также избегать фраз типа: «Да, но…», которые неопытные интервьюеры часто использу­ют, чтобы задать свой вопрос.

• Хорошим способом обеспечения психологического присутствия является подстройка под собеседника — она заставляет ре­спондента постоянно контролировать и себя, и поведение ис­следуемого сотрудника, выявлять ключевые фразы, жесты и т.д.

Присутствующее поведение позволяет находиться внутри си­туации диалога, сосредотачиваться на собеседнике, что необходимо для повышения качества взаимодействия и нахождения релевант­ной информации. Одной из важных задач, которые позволяет реа­лизовать присутствующее поведение, является анализ невербаль­ного поведения респондента как одного из важных источников интересующих нас сведений.

10.9. Невербальное поведение испытуемого

Что мы почувствуем, если наш собеседник скажет нам: «Я полно­стью поддерживаю Ваше решение», но при этом отведет глаза в сторону? А если слова «Рада встрече с Вами» будут сопровождаться поджатыми губами? Потому ли человек начинает протирать очки, что они запотели или что ему задан неприятный вопрос? Об одном и том же говорит собеседник, когда во фразе «Давайте обсудим этот вопрос» ставит ударение на второе или третье слово?

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что далеко не вся информация, которую мы получаем от респондента в ходе ин­тервью, передается через его слова. Посредством невербальных ка­налов, по мнению А.

Мехрабиана, передается 93 % информации и лишь 7 % — через слова.

Можно усомнить­ся в такой пропорции, однако это не отменяет действительно высо­кой значимости мимики, пантомимики и других неречевых компо­нентов общения.

Анализ невербального поведения респондента необходим для решения следующих диагностических задач:

Ø выявление признаков эмоционального напряжения,

Ø изучение отношения человека к ситуации исследования, ин­тервьюеру, конкретным вопросам и кейсам, собственным словам и т.д.,

Ø обнаружение неискренности и лжи,

Ø собственно анализ коммуникативных умений собеседника, в число которых входит и владение своим невербальным пове­дением.

Выделяется несколько основных составляющих невербальной коммуникации: паралингвистика, проксемика и кинесика.

Паралингвистика — это невербальные компоненты речи (темп речи, тембр голоса, интонация, паузы, вздохи, хрипота, смешки и т.д.).

Проксемика включает в себя пространственные характеристики общения (расстояние между собеседниками, их положение, а также тактильные контакты, связанные с изменением пространственного расположения собеседников относительно друг друга — прикосно­вения, похлопывания по плечу и т.д.).

Кинесика — это разнообразные жесты, как мимического, так и пантомимического характера (движения глаз, бровей, рта, рук и ног, а также всего тела).

Ниже приведены примеры отдельных элементов невербального поведения респондентов с интерпретацией, т.е. с указанием веро­ятной информации, которую несет то или иное невербальное дей­ствие.

Паралингвистические характеристики

Интонация и тембр голоса. Интонацией человек подчеркивает акценты в своей речи — выделяет наиболее принципиальные, важ­ные моменты. Чувства собеседника легко отражаются в тоне его голоса. При сообщении эмоционально значимой информации тон меняется — становится либо глухим, если собеседник не хочет пол­ностью раскрываться, либо, напротив, более ярким, голос — звон­ким.

Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Так, например, радость, недоверие, энтузи­азм, гнев и страх передаются высоким голосом, печаль, горе, уста­лость обычно сопровождаются мягким и приглушенным голосом обычно с понижением интонации к концу высказывания.

Скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, обеспо­коен или сообщает о своих личных трудностях. Быстро говорит тот, кто стремится убедить своего собеседника. Медленная, тягучая речь чаще всего говорит об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Ошибки в речи — повторение слов, неуверенный или неправиль­ный их выбор, обрыв фраз на полуслове отражают чувства и на­мерения людей.

Обычно речевые недостатки более выражены при неуверенности собеседника в себе, в состоянии волнения или при попытках обмануть. Очень важно обращать внимание также и на неречевые звуки — нервное покашливание, междометия, вздохи, «фырканье» и т.д.

Наличие таких звуков отражает определенное от­ношение к теме беседы или показывает общее неуверенное состоя­ние респондента.

Проксемические характеристики

Межличностное пространство — это психологическое расстоя­ние между собеседниками, которое определяется физическим рас­стоянием между ними, расположением стола, стульев и т.д. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят.

Межличностное пространство позволяет говорить о степени контактности, экстравертированности человека. Если собеседник подвигается ближе к интервьюеру или даже наклоняется вперед, ве­роятно, он является экстравертом, направленным на общение. Про­тивоположная позиция говорит о ситуативной закрытости (боязни, волнении, желании скрыть что-то) либо об интроверсии.

Кинесические характеристики:

Выражение лица

Мимика — главный показатель чувств. Легче всего распознать положительные эмоции — радость, счастье и т.д., труднее — отри­цательные — печаль, гнев, отвращение. Самые важные элементы мимики — положение бровей (нахмуренность, приподнятость), по­ложение глаз (прищуривание, широкое открытие, вращение и т.д.) и положение губ. Именно губы являются наиболее информативными.

Так, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изо­гнутые — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении.

Важно оценивать не просто наличие или отсутствие улыбки, а ее сочетание с другими элемен­тами вербального или невербального поведения. Например, улыбка при воспоминании о чем-то свидетельствует о позитивных эмоци­ях, связанных с этими воспоминаниями.

Улыбка в сочетании с на­хмуренными бровями говорит о чувстве превосходства, а улыбка и поднятые брови — о готовности подчиниться.

Улыбка и другие элементы мимики позволяют говорить о состо­янии напряженности собеседника. Пытаясь контролировать свои мысли, переживания, поведение, человек обычно напрягается, что проявляется в сужении глаз, натянутой улыбке либо сжатии зубов (при этом сильнее, чем обычно выступают скулы).

В целом, более оживленная мимика характерна для людей под­вижных, эмоциональных, энергичных. Мимика активизируется у человека при затрагивании эмоционально значимой темы, а при глубокой внутренней работе, например, при тщательном обдумыва­нии ответа человек нередко как бы уходит в себя, лицо становится маловыразительным.

При интерпретации мимики следует быть осторожным, поскольку существуют выраженные региональные и этнические различия в ней.

✓Визуальный контакт

Это исключительно важный элемент общения. Когда мы смо­трим на говорящего, это показывает не только заинтересованность, внимание по отношению к нему, но и помогает сосредоточиться на том, что говорит собеседник. Однако непрерывный глазной контакт может выступать в качестве фактора, дестабилизирующего эмоцио­нальное состояние респондента.

Визуальный контакт легко поддерживать при обсуждении прият­ной темы и намного сложнее — при обсуждении неприятной. В этом случае респондент будет чаще отворачиваться, особенно при произ­несении ключевых, наиболее важных фраз. В подобных ситуациях настойчивый или пристальный взгляд воспринимается как враждеб­ность, создает неблагоприятное впечатление о том, кто так смотрит.

Визуальный контакт является индикатором правдивости сооб­щаемой информации. В большинстве случаев при сообщении недо­стоверной информации респондент пытается отвести глаза, в неко­торых случаях, напротив, не отрывает взгляда от собеседника, как бы пытаясь доказать свою искренность.

✓ Поза и жесты

Чувства человека, его отношение к теме беседы, к самому интер­вьюеру можно определить по его моторике: как он стоит, сидит, как жестикулирует и т.д.

Выше, при описании проксемики, уже было отмечено, что рас­стояние между собеседниками отражает особенности межлич­ностного взаимодействия. Добавим здесь, что поза приближения к собеседнику говорит о стремлении войти в более доверительный контакт, об открытости позиции, о внимании. Об этом же говорит отсутствие скрещивания рук и ног, спокойное положение рук.

Читайте также:  Каков ваш возраст? психология возраста - психология

Откидывание назад, напротив, свидетельствует о желании от­далиться. О закрытости, скептическом отношении, защитной уста­новке можно говорить и при скрещенных руках или ногах.

Иногда собеседник как бы сжимается, убирает ноги под стул — это также говорит о защитных установках, дискомфорте. Еще один показатель закрытости — сжатые кулаки.

Кулаки могут свидетельствовать так­же и о несогласии с оппонентом.

Чрезмерно свободная, раскрепощенная (развалившаяся) поза — часто свидетельство пренебрежения, равнодушно-снисходительного отношения. Об этом же говорит закидывание рук за голову, хотя в оценочном интервью такая поза встречается очень редко.

Жестикуляция также является важнейшим элементом невер­бального поведения. При помощи жестов человек иллюстрирует сказанное им, а также демонстрирует свое эмоциональное состоя­ние. Чем выше уровень жестикуляции, тем легче протекает процесс общения. Однако чрезмерно оживленная жестикуляция — скорее признак волнения, неуверенности в себе.

Из наиболее важных жестов, несущих диагностически значимую информацию, можно назвать следующие:

Различные невротические жесты — потирание кончика носа или подбородка, кручение в руках карандаша, почесывание, частое, по­правление очков, постукивание пальцами или ногой и т.д.

— отра­жают напряжение человека.

Они возникают тогда, когда собеседник не уверен в своих силах, когда он чего-то опасается (например, что не сможет дать адекватный ответ), когда он затрудняется в ответе.

Жесты задумчивости — подпирание кулаком или ладонью под­бородка или виска, потирание лба, прикрывание лба рукой.

Закрывающие жесты — прикрывание глаз или рта рукой, сцепле­ние пальцев перед собой, убирание рук за спину. Эти жесты говорят о стремлении сохранить закрытую позицию, не развивать опасную тему, о недостаточной искренности.

Итак, изучение невербального поведения является важнейшим инструментом интервьюера, анализ невербальной коммуникации позволяет получить множество полезной информации, которая не передается словами.

Особое внимание следует уделять рассогласо­ванию вербальной и невербальной коммуникации.

При обнаруже­нии несоответствия информации, получаемой через разные каналы, следует более тщательно подойти к обсуждаемой теме, например, задать ряд вопросов, направленных на анализ трудовой мотивации собеседника.

В интерпретации невербальных компонентов необходимо быть крайне осторожным. Они должны пониматься только в контексте це­лостного акта коммуникации — как в связи с речью, так и в соотноше­нии между собой. Человек может почесать затылок только потому, что у него действительно чешется затылок, а не от неуверенности.

Важно не то, что человек отводит глаза, потирает нос и т.д., а то, что это про­исходит в ходе сообщения какой-либо информации. Например, чело­век в ответ на вопрос сообщает, что у него не было затруднений при об­щении с начальством, а сам при этом поправляет очки, его голос слегка хрипнет, и он начинает покашливать.

Это может свидетельствовать о внутреннем противоречии при сообщении ложной информации.

Применение описанных выше способов взаимодействия с ис­пытуемым, внимание к словам, которые он произносит, к его же­стикуляции или мимике дает возможность собрать большой объем полезной информации. Сначала эта информация может казаться хаотичной, неструктурированной, противоречивой. Подобные ха­рактеристики присущи так называемым «сырым», т.е.

необрабо­танным данным. Целью исследователя является не просто сбор ин­формации, но и ее анализ, интерпретация результатов. Мы должны не только услышать слова собеседника или интонацию, не только увидеть движения глаз или заметить нервное почесывание, но и по­нять, о чем все упомянутое свидетельствует.

В этом и заключается следующий этап обработки результатов интервью.

10.10. Анализ и интерпретация информации о респонденте

В основе анализа и интерпретации ответов всегда лежит процесс ка­тегоризации. Рассмотрим его основные закономерности и влияние на результаты оценки.

Источник: http://pdnr.ru/e12759.html

Спокойное присутствие — это умение просто присутствовать и просто — Сайт помощи психологам и студентам

Спокойное присутствие - это умение просто присутствовать и просто - Сайт помощи психологам и студентамСпокойное присутствие практикуется и просто вживляется в жизнь в самых разных формах у самых разных людей. Йоговские асаны и медитации на пламя свечи, дзенские медитации на точку на стене, детские игры «кто кого переглядит» и даже стояние детей в углу — все это разный формы спокойного присутствия. Действие — всегда благотворно.

Спокойное присутствие — это умение просто присутствовать и просто..

Спокойное присутствие — это умение просто присутствовать и просто видеть то, что перед тобой. Фрагмент из тренинга Мир эмоций, ведущий Н. И. Козлов…

Спокойное присутствие дает взгляд на ситуацию, очищенный от Страхов, эмоций, личных ожиданий и представлений о том, что «все должно быть совсем не так»…

В состоянии спокойного присутствия человек беспристрастно (словно видеокамера) внимательно наблюдает (отчётливо видит, слышит и ощущает) всё, что происходит здесь и сейчас.

Происходящее не цепляет наблюдателя душевно, а воспринимается им как последовательность фактов, которые можно просто констатировать.

Спокойное присутствие — это взгляд душевно здорового и сильного человека.

Умение и привычка быть внутри в состоянии спокойного пристутствия является надежным средством от манипуляций, помогает действовать эффективно в малопривычных и в рабоче-стрессовых ситуациях, способствует принятию решений, опирающихся на здравый смысл.

Спокойное присутствие в человеческой жизни.

Спокойное присутствие практикуется и просто вживляется в жизнь в самых разных формах у самых разных людей. Йоговские асаны и медитации на пламя свечи, дзенские медитации на точку на стене, детские игры «кто кого переглядит» и даже стояние детей в углу — все это разный формы спокойного присутствия. Действие — всегда благотворно.

Уильям Джеймс более ста лет назад в лекциях для учителей рассказывал, как к ним в Кембридж приезжали образованные индусы. «Я не понимаю, — говорил один из них, — как можно жить так, как вы живёте: не уделяя ни одной минуты в день на размышления в спокойном положении.

У нас, индусов, необходимую часть нашей жизни составляют те по меньшей мере полчаса в день, которые мы проводим в молчании, в полном покое, удерживая дыхание и размышляя о вечности.

К этому с самого раннего возраста приучают каждого индусского ребёнка»… Благие плоды такого обыкновения проявляются в физическом спокойствии, в отсутствии напряжённости, в удивительной приятности и ровности выражения лица, в невозмутимости индусов.

И я почувствовал, что мои соотечественники сами лишают себя важной приятной черты характера» (У. Джеймс. «Психология в беседах с учителями». – С. — Пб. , 2001. – С. 61).

Как тренировать

1. Отработайте навык просто спокойно созерцать приятный пейзаж: лес, воду, картину на стене — что угодно.

2. Спокойный взгляд на человека. Лучше сразу стоя, руки спокойно вдоль тела, дистанция от 50 до 100 см.

Источник: http://psinovo.ru/stati/spokoynoe_prisutstvie_eto_umenie_prosto_prisutstvovat_i_prosto.html

Ссылка на основную публикацию