Спонтанность — психология

Спонтанность

Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека.

Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния.

Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.

В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.

Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.

Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией.

Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас.

Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.

Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в подсознание под действием психологических защит.

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей.

В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте.

Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.

Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, самоактуализация – есть творчество, и оно спонтанно по природе.

Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность.

Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями.

Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности.

Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и инфантилизму.

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и неврозы.

Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии.

Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас.

Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать.

Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается креативность к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой страх выйти из рамок.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам.

Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас.

Такая релаксация поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать.

Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит.

Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши эмоции. Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами.

У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление.

Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили.

Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали.

Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего.

Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс.

Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.

Источник: http://psihomed.com/spontannost/

Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья

Спонтанность – это психологический ресурс, обеспечивающий доступ к глубинным энергетическим источникам внутри нашей психики, это характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В этой статье мы разберем, почему спонтанность так важна.

Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья

Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат.

sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах.

Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Спонтанность должна быть открыта, или, лучше будет сказать, открыта заново, потому что, когда вы были ребёнком, вы были спонтанны. Вы утратили спонтанность, потому что в вас насаждалось слишком много искусственного — дисциплины, морали, добродетели, характера. Вы научились играть множество ролей; поэтому вы разучились просто быть собой.

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий. Творчество – это одно из крупных практик спонтанности. Существует множество техник развития спонтанности.

Один из самых известных исследователей спонтанности, Морено, описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.

); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение). 

Увы, спонтанность, как и сон, это ресурс, который не накапливается.

Но базовые Спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться.

Читайте также:  Умолчание - психология

Цель тренировок – это высвобождение спонтанности и ее одновременная разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека. 

Если спонтанности еле-еле хватает на выполнение задачи, а на радость уже не хватает, человек серьезен, собран, напряжен.

У некоторых людей это бывает иногда, а у некоторых постоянно, и не всегда задачи вторых глобальней, часто они просто не умеют расслабляться, радоваться жизни и существовать в гармонии с окружающим миром. Отсутствие спонтанности означает почти полное отсутствие наслаждения. 

При этом нельзя путать импульсивность и спонтанность, это совершенно разные вещи! Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности.

Спонтанность — это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение. Т.е. если вы в бешенстве и внезапно сломали карандаш, который крутили в руках, то это – импульсивность.

А если вы начнете рисовать этим карандашом не зная, что вы рисуете – это спонтанность.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени.

В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно).

Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности. 

Приблизительно узнать ваш уровень спонтанности вы можете по этой шкале. Шкала Спонтанности измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.

Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкала Спонтанности:

1. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

2. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

3. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

4. Я часто принимаю спонтанные решения.

5. Я никогда не боюсь быть самим собой.

6. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

7. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

8. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

9. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

10. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт — комфортно и цивилизованно… Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации — обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять.

Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья.

Важно, что спонтанность – это базовый ресурс, «доличностный» психики. Только после спонтанности и восстановления локуса контроля нужно браться за восстановление самооценки.

Спонтанность – это источник энергии, это возможность действовать в условиях непределенности и эффективно справляться со стрессом. У спонтанных людей жизнь во много раз ярче, красивее и переполнено вдохновением и любовью.

Запомните, что спонтанность – это источник жизненной энергии, который нельзя принудить, заставить, подчинить, который приходит сам и уходит сам. Нет правил и протоколов, как его услилить.

Если в осознанностью еще можно протокольно работать, то о спонтанности приходиться говорить весьма неопределенно.

Посмотрите на детей: они полны энергии и энтузиазма, спонтанны! С возрастом спонтанности становится все меньше и меньше, потому что долг вытесняет удовольствие, мораль вытесняет чувства, а рассудок вытесняет ощущения, потому что ресурсы не прокачиваются и постепенно фрустрируются. 

Спонтанность — качество, которое помогает нашему выживанию и адаптации. Спонтанность – это готовность к переменам. Помните, что вы живы лишь настолько, наскольно вы любите изменения? У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы.

Отсюда — полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с неожиданным, а чаще всего – эта реакция зла. Нарушения спонтанности приводят к развитию неврозов и потере энергии.

Если человек ведет себя всегда примерно одинаково, будь это «жизнь в колее», или постоянный эпатаж, выдаваемый за спонтанность — это автоматизм.

Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением.

Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности. 

Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен. 

Научно доказано, что именно спонтанные мысли помогают нам понять собственные убеждения. Это и приводит к повышению самооценки.

Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то. 

Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»).

Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.).

 

Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины.

Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом — проявлять себя стереотипно.

Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность. 

Жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы. Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей.

В последующих статьях будет учиться, как развивать спонтанность. Продолжение следует.

При подготовке использованы материалы:

http://evo-lutio.livejournal.com/

http://upsihologa.com.ua/Razmyshleniya_o_spontannost-kovalnatali.htm

http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/spontannost-zakon-vyzhivaniya/

http://www.psychologos.ru/articles/view/impulsivnost_i_spontannost

Источник: http://www.beloveshkin.com/2015/06/spontannost-samyj-nedoocenennyj-psikhologicheskij-resurs-zdorovya.html

Спонтанность Спонтанный

24.04.2015 by petr8512

Наше спонтанное поведение всегда самое лучшее.

Автор афоризма: Эмерсон Р.

В бою всегда побеждает спонтанность. Зубрёжка всегда проигрывает.

Автор афоризма: Ли Брюс

Когда начинаем размышлять, какое решение принять, как правило, мы не

предпринимаем вообще ничего. Потому что для действий с заранее обдуманным

намерением отваги нужно гораздо больше, чем для спонтанного порыва…

Автор афоризма: Коэльо. П

     Спонтанность  как качество личности –  способность активно, самопроизвольно действовать под непосредственным влиянием внутренних причин, собственных побуждений, без воздействия извне.  

     У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру: — Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? — Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне.

От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки.

— Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. — Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы, спонтанно.  Но этому вы меня не учили, — сказал ученик.

—  Спонтанности я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

       Подлинная  спонтанность – результат большого труда. Может кто-то спонтанно сыграть на фортепьяно «Аппассионату» Бетховена, если он никогда не учился играть? Безусловно, нет. Нужно много трудиться, приобрести соответствующие навыки.

Сначала механический труд в купе с терпением и лишь потом спонтанность. Философ Вячеслав Рузов вспоминает: «Сначала идет, к сожалению, механика. Никогда вы не можете сначала встать на свободное поведение, всегда сначала механика. Культура – это механика. Мы должны терпеть.

Терпеть – это механика, но это делает нас сильными и духовно, поэтому сначала механика, потом спонтанность. Никогда сначала не идет спонтанность. Вот я объясню. Я музыкант, я долго учился играть на фортепьяно, и спонтанность у меня появилась на 7-м году обучения.

Я мог спокойно с закрытыми глазами без света играть всё, что угодно. Абсолютно спонтанно читать с листа, импровизировать как угодно. У каждого своё какое-то искусство есть, но сначала что? Гаммы с рассвета до заката, гаммы, гаммы, гаммы. Если у соседей ребёнок, который играет гаммы – вам это знакомо.

С рассвета до заката много лет. Также и культура – это много лет с рассвета до заката себя вести правильно и потом появляется спонтанность, естественность».

Советую почитать:  Старательность Старательный

   — Добрые дела, совершаемые спонтанно, ценнее тех, что вершатся намеренно, — сказал однажды Мастер. Это вызвало шквал вопросов, но Мастер ловко уклонился. Он поступал так тогда, когда считал, что время отвечать на них ещё не настало.

Однажды все пошли на концерт всемирно известной пианистки. Мастер прошептал сидящему рядом ученику: — Движения пальцев этой женщины по клавиатуре спонтанны, они не могут быть намеренными. Работа такого качества — это работа подсознательного.

       То, что доведено до автоматизма, то, что не требует длительного обдумывания, спонтанный ум решает в считанные секунды. Профессионал самопроизвольно, то есть спонтанно, выполняет своё дело.

Он привык стабильно — положительно решать свою задачу. Спонтанность —  дочь стабильности.  Разум профессионала генерирует спонтанные, самопроизвольные действия. Это невежда стоит в растерянности перед тем, что и как нужно сделать.

Читайте также:  Мольба - психология

Его разум не способен на спонтанность.

    Невежда, в силу того, что он человек, может решать возникающие проблемы стереотипно, шаблонно.

Штампы сознания, внушённые психологические установки, засевшие в подсознании ограничивающие убеждения, в какой то мере, позволят ему как-то выходить из создавшихся ситуаций.

Но это ложная спонтанность, ибо она не опирается на знание, ставшее частью жизненного опыта. То есть, в стихийных действиях невежды нет мудрости, присущей истинной спонтанности.

       Мудрец, когда у него спрашивают совет, может поразить всех спонтанным ответом. Почему так происходит? Может, он мыслит легкомысленно и несерьёзно? Может, отвечает быстро из-за своей поверхностности? Нет.

Мудрец – это олицетворенное реализованное знание. Мудрец говорит только то, что испытано лично им на практике. Мудрость держит в памяти только реализованное знание.

Когда ученик задаёт Мудрецу вопрос, который им апробирован на практике, последует спонтанный ответ.

Советую почитать:  Суесловие

   К мудрецу однажды пришла женщина с мальчиком и сказала: — Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это не хорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает.

Мудрец посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: — Приходите через три недели. Женщина и ребенок послушно пришли через три недели. Мудрец сказал: — Приходите еще через три недели.

Когда они пришли в третий раз, Мудрец сказал мальчику: — Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья. — Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, – ответил мальчик.

     Женщина спросила мудреца, почему он не сказал этого спонтанно в первый же раз, ведь это так просто? Мудрец признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать спонтанный совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся…

   Психолог Инесса пишет: «Чаша весов в психологии продолжала перетягивать спонтанность то в одну, то в другую сторону. Одни утверждали, что человек спонтанный – это опасная и ненадежная личность, поскольку не умеет и не хочет владеть собой, тогда как другие восхваляли индивидуализм и умение быть самим собой.

Конец этой затянувшейся дискуссии положили учения Морено, Юнга и Фромма, которые смело заявили о том, что рассматриваемое нами явление – одна из движущих энергий человеческого бытия, и умение проявлять спонтанность – это признак настоящей личности.

По их концепции, это качество личности считается огромной силой, подталкивающей человека к самореализации и свободе самовыражения. Спонтанность в их устах стала вызовом сложившимся устоям и стереотипному поведению. Стало модным «быть собой», «решиться вступить на свой путь» вместо привычных «так делают все, значит и я должен», «быть таким, как остальные».

Спонтанность окончательно утвердилась на пьедестале и была провозглашена «дорогой к саморазвитию». Прошли годы, канули в Лету мэтры психологических наук, сумевшие вернуть спонтанности доброе имя. И вновь она попала в немилость народа, ей приписали такие негативные качества, как бесконтрольность, импульсивность и непредсказуемость.

В современном мире человек спонтанный – это человек инфантильный, безответственный и незрелый, не способный держать в узде свое неуемное «я». Быть спонтанными — увы! — могут лишь дети».

Советую почитать:  Смутьянство Смутьян

     Социальный окрас спонтанности напрямую зависит, под влиянием какой энергии находится человек. Иначе говоря, существует благостная, страстная и невежественная спонтанность. То есть, в одних случаях спонтанность будет являться положительным качеством личности, в других – каким-то средним арифметическим между добродетелью и пороком, а в третьих — откровенным пороком.

     Так, невежественный человек проявляет спонтанность в контексте скоропалительности, безответственности, бесконтрольности, порывистости, импульсивности, самонадеянности и непредсказуемости.

Какая у окружающих будет реакция на спонтанность алкоголика и наркомана? Подозрение, недоверие, снисходительное, несерьёзное отношение. Люди знают, что такой спонтанщик может в любой момент выкинуть какое-то непотребство, поставить всех в неловкое положение.

На такую безбашенную спонтанность нельзя положиться, ибо она точно надёжностью не страдает.

     Генералами спонтанности, конечно, всегда будут дети. Но куда деться взрослым без спонтанности в любовных отношениях? Можно запланировать спонтанность, вывесить график занятий любовью? Спонтанность в страсти не терпит никаких графиков и планов.  Она подчинена только страсти.

     Благостная спонтанность ответственна, осознанна и смела. Человек действует, как велит ему сердце и накопленный жизненный опыт. Он действует согласно своим внутренним побуждениям, игнорируя окрики извне. Благостная спонтанность – качество настоящей зрелой, гармоничной личности. Спонтанность в благости – дорога к самосознанию и совершенствованию.

    Неуместно и абсурдно обвинять спонтанность в грехах, которые она не совершала. Нужно просто понять, какой человек её проявляет. Если это инфантильный, безответственный и незрелый человек, то и спонтанность его будет такой же порочно- незрелой.

Источник: https://podskazki.info/spontannost/

Спонтанность невротической и аутентичной личности

Спонтанность отражает степень проявления чувств, потребностей и переживаний личности в поведении.
Невротическая личность имеет низкий уровень спонтанности. Это  означает, что человек опасается открыто проявлять свои чувства.

Проблемы с параметром аутентичности «Спонтанность» выглядят как неуверенность в себе

Проблемы со спонтанностью можно узнать по характерной скованности, закрепощенности, неестественности движений, речи и выражения эмоций. Это выглядит как неуверенность в себе.

Невротические личности низким уровнем спонтанности склонны к непрерывному самокопанию и самоанализу.

Такие личности , как правило, озабочены проблемами личного, эгоцентрического характера, в первую очередь, они думают о личном благе, нежели о благе других людей – всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.

В критических ситуациях они склонны воспринимать возникшие проблемы как личную катастрофу, глубоко переживая их, вплоть до нарушений сна и аппетита, депрессивного настроения и расстройства сексуальных отношений.

Человеку с невысокими показателями спонтанности (по тесту на зрелость личности) рекомендуется развивать в себе способность к эмоциональной выразительности и к эмоциональной близости с другими людьми. Очень полезны программы по уверенности в общении и уверенности в себе, программы, развивающие эмоциональный интеллект.

Аутентичной личности  свойственен  высокий уровень спонтанности

Это выглядит так,  что человек склонен выражать свои чувства в не продуманных заранее действиях.  Очень важно не путать спонтанность аутентичной личности  и импульсивность, свойственную психопатичным личностям и проявляющуюся в опасных и неадекватных действиях.

Аутентичных людей можно охарактеризовать как достаточно спонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто и естественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих.

Внутренняя спонтанность обнаруживается y психологически здорового человека особенно ярко в моменты абсолютной поглощенности важным для него делом. В такие мгновения он как будто забывает о всех существующих нормах поведения. Однако, отступая от повседневной «запрограммированности» поведения, он остается верным высоконравственным принципам, составляющим суть его личности.

Аутентичного человека не очень беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивает потенциал, изначально заложенный в его природе и требующий своей реализации.

Иными словами, он устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей — в противовес среднему человеку, чьи помыслы устремлены к удовлетворению дефициентных базовых потребностей.

Аутентичные личности реализуют свое призвание, максимально раскрывают свой потенциал

У аутентичных личностей в подавляющем большинстве есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвящают себя без остатка; почти каждый из них озабочен какой-то важной проблемой, решение которой требует от него всех сил и энергии.

Эти люди склонны к размышлениям об основополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными, фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими или нравственными. Можно сказать, что они живут в общечеловеческой системе координат.

В частном они умеют видеть общее, и никакие даже самые яркие частные проявления не скроют от них общей картины.

Аутентичные личности умеют сохранять хладнокровие в сложных ситуациях общения

Аутентичным личностям не составляет труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и поражения не вызывают y них естественного для тревожных и невротических личностей всплеска эмоций.

Даже в самых унизительных ситуациях в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость. Эта способность обусловлена внутренним локусом контроля: аутентичный человек склонен составлять собственное мнение о любой ситуации, не основанное на оценках окружающих.

Умение психологически здорового человека сохранять  хладнокровие   выглядит как уверенность в себе.

Это же качество  аутентичного человека может стать   причиной затруднений в его общении с обычными, «невротическими»    личностями, которые склонны интерпретировать его отстраненность как снобизм, недружелюбие или даже враждебность, что обусловлено общепринятым представлением о дружбе как о некоей созависимости.

Неуверенность в себе можно преодолеть, улучшая показатели спонтанности

Для того, чтобы повысить уровень спонтанности важно полностью принять на себя ответственность за свою жизнь, не ища участия и одобрения: самостоятельно формировать мнения и суждения, принимать решения и нести ответственность за них, определять и прокладывать свою дорогу в жизни. Эти действия  имеют чрезвычайно важное, почти решающее значение для  психологической зрелости человека.

С этой статьей обычно читают:

Источник: http://thesolution.ru/spontannost-nevroticheskoy-i-autentichnoy-lichnosti/

Спонтанность из чулана | Саморазвитие | Наша Психология

Спонтанность в современном мире находится в опале. Она, такая безобидная, приобрела новые значения – непредсказуемость, порывистость, бесконтрольность. Если раньше она обозначала внезапные, неожиданные действия и мысли, то теперь выступает в компрометирующей связке с инфантильностью и незрелостью. Чем мы за это платим?

Человек, способный на спонтанные поступки, сегодня если и не представляет для окружающих опасности, то вызывает подозрения и некоторое недоверие, а также снисходительно-покровительственное отношение.

Неизвестно же, что он выкинет в следующую минуту. Между тем в нашей натуре все качества присутствуют в полной мере и представлены обоими полюсами.

Если мы одобряем в себе только предсказуемость и высокий самоконтроль, а спонтанность отправляем в чулан – какую цену мы платим за этот дисбаланс?

Кошмарные созвучия

Спонтанность в отечественной психологии исторически выступала в двух разных ипостасях. С одной стороны, это возможность и способность действовать, исходя из внутренних побуждений, а не под действием внешних факторов.

С другой стороны, это потеря способности регулировать и осознавать свое поведение. То есть спонтанность как момент свободного самовыражения (когда мы делаем то, что хотим делать) и спонтанность как бесконтрольность.

Оба подхода чрезвычайно интересны, поскольку созвучны двум кошмарам нашего современника: отвержению группой и потере контроля над собой.

Быть собой и руководствоваться внутренними мотивами – опасно, поскольку такое поведение противопоставляет индивида группе.

Десятилетия коммунистического строя оставили в коллективном бессознательном народа зарубку – всегда держать себя в узде и даже на собственной кухне избегать индивидуализма и политических анекдотов.

В нашей стране, в этом огромном постсоветском пространстве до сих пор очень страшно говорить все, что вздумается, и делать то, что хочется.

Не владеть собой – опасно, стыдно и позорно, но одновременно очень желанно, иначе зачем мы окружаем себя таким количеством инструментов потери самоконтроля? Алкоголь, наркотики, техники расширения сознания позволяют на несколько часов ослабить хватку «большого брата» в собственной голове. Мы порой готовы на что угодно, лишь бы временно потерять контроль и сопровождающее его напряжение!

Как вернуть честное имя

С появлением на сцене психологической практики Якоба Морено и его детища – психодрамы – спонтанность оказалась возведена на пьедестал, поскольку понималась им как одна из движущих энергий человеческого существования, да и вообще всего сущего.

Морено понимал спонтанность как новую реакцию на старую ситуацию, но одновременно спонтанность была в его концепции некой огромной силой, создавшей все сущее и продолжающей поддерживать это существование. Другими словами – это основная энергия развития, существующая здесь и сейчас.

Читайте также:  Блоки желаний - психология

В каждый конкретный момент в своем поведении мы можем быть спонтанными или же программирующими себя. Для того чтобы действовать стереотипно, игнорируя свои внутренние побуждения, мы должны подавить энергию спонтанности, спрятать ее глубже, удержаться от реализации.

Легко понять, как этот процесс становится питательной средой для развития неврозов. «Быть хорошим» вместо «быть собой», «поступать как все» вместо «решиться на свой путь» и так далее.

Теория Морено и его последователей не только вернула спонтанности честное имя, но и провозгласила ее в качестве цели для саморазвития (и исцеления невротика). А можно ли сознательно и целенаправленно быть спонтанным?

Удиви себя

Сейчас есть несколько направлений психологической и околопсихологической практики, напрямую работающих со спонтанностью. И одновременно возвращение способности действовать спонтанно является побочным продуктом любой психотерапии.

Плейбэк-театр

В предыдущем номере журнала мы подробно рассказывали об этом новом направлении искусства, появившемся на стыке театра и психодрамы. Напомним, что здесь актеры разыгрывают на сцене историю, которую им только что рассказал зритель.

Любой участник плейбэк-театра «передает права» на свою спонтанность актерам, которые раскрывают перед ним историю с разных сторон и показывают ее под новым углом. Концовка неизвестна и непредсказуема. Здесь нет репетиций и читок пьес, нет режиссера. Каждая импровизация исполняется всего один раз в присутствии автора-рассказчика. В театре есть свой ритуал.

Сначала автор садится на стул и рассказывает свою историю, потом выбираются актеры из группы, вместе с ведущим и музыкантами они рассказывают историю автора. Затем автор делится своими впечатлениями и открытиями от увиденного и актеры играют завершение. За один спектакль плейбэк-театра может быть проиграно несколько историй зрителей.

Ну а актеры – это обычные (не имеющие специального образования и опыта) люди, объединившиеся в постоянную группу под руководством ведущего и «сыгравшиеся» перед тем, как начать работу со зрителями.

Контактная импровизация

Это поиск вашей телесной спонтанности и живости, танец, в котором каждое движение рождается внутри и отражает содержание, а не форму.

Танцоры словно «перетекают» из одного движения в другое, перекатываются друг через друга, летают, скользят, отталкиваются и притягиваются.

Это танец-импровизация, в каждый текущий момент танцующий прислушивается к своему телу и телу партнера и двигается в согласии с собой, с силой тяжести, инерцией, с логикой своего и чужого действия. Исполняется соло или в дуэте.

Танец снимает напряжение, позволяет обнаружить и изменить свои телесные паттерны (привычные способы реагирования на прикосновение, например), помогает осознать собственные двигательные потребности, дает пространство для самовыражения.

Удивительно, но через тело можно сделать очень многое даже при скептическом, испуганном или сопротивляющемся разуме.

И один из результатов практикования контактной импровизации – это освобождение от постоянной оглядки на то, «что подумают люди».

Интуитивное рисование

Здесь вы рисуете, оставив всякий страх и ненужные сомнения в собственной изобразительной компетентности. Выплескиваете на бумагу чувства, выражаете себя. Это – способ познания себя и окружающего мира, погружение в глубины собственного бессознательного, говорящего с нами смутными образами.

Главный критерий того, что все идет правильно, – удовольствие, которое рисующий испытывает от процесса. Здесь нет задачи нарисовать что-то красивое, не используются техники и приемы. Зачастую рисунок создается без кистей и карандашей, просто пальцами, погруженными в жидкую краску.

Интуитивное рисование позволяет выйти за границы – хотя бы за границы листа (размашисто покрывая краской и лист, и подложку), и осознать всю их условность. Вряд ли его целью является обучение технике, композиции и сочетанию цветов.

Акцент ставится на самовыражении, спонтанности, естественности, внимании к потребностям.

Спонтанность – это про детство, про свободу от чужих оценок и выражение себя всеми доступными способами.

Если ваше внутреннее дитя заперто в клетке из «нельзя», «неприлично», «стыдно», «страшно», ваша жизнь, безусловно, находится под вашим строгим контролем.

Но она пресна и обездвижена, потому что именно внутреннее дитя – это источник радости, сил, движения. Это наша батарейка, энергетический заряд. Своими руками перекрывать себе кислород? Нет уж, увольте.

Источник: https://www.psyh.ru/spontannost-iz-chulana/

«Мотивация и личность»

Самоактуализирующихся людей можно охарактеризовать как достаточно спонтанных в своем поведении и как предельно спонтанных в своей внутренней жизни, в своих мыслях, побуждениях, желаниях и т.п. Они ведут себя просто и естественно, не пытаясь произвести впечатления на окружающих.

Это не означает, что их поведение неконвенционально, что оно идет вразрез с условностями и традициями. Если бы мы взялись подсчитать, как часто самоактуализирующийся человек позволяет себе быть неконвенциональным в поведении, то поверьте, этот показатель был бы не слишком высок.

Его нетрадиционность – это не внешняя черта, а глубинная, сущностная характеристика: здоровый человек неконвенционален, спонтанен, естествен скорее и главным образом в своих побуждениях и мыслях, чем в поведении.

Он отчетливо осознает, что мир, в котором он живет, полон условностей, что этот мир просто не в состоянии понять и принять его спонтанность.

Он не хочет обижать окружающих его людей, он не имеет желания оспаривать принятые ими нормы поведения, и потому с добродушной усмешкой и со всем возможным изяществом подчиняется установленным традициям, церемониям и ритуалам, столь дорогим сердцу каждого обывателя. Мне вспоминается, как одному из таких людей присудили премию, над которой он всегда смеялся, и он, не желая делать из мухи слона и обижать людей, хотевших порадовать его, с благодарностью принял эту награду.

Конвенциональность самоактуализирующегося человека подобна легкой накидке, он, не задумываясь, сбрасывает ее, когда она мешает ему делать то, что он считает важным.

Именно в такие моменты в полной мере проявляется его истинная, сущностная неконвенциональность, в которой нет ничего от антиконвенциональности так называемой богемы и нигилистов, которые оспаривают все и вся, сражаются против несущественных, пустяковых ограничений так, словно столкнулись с проблемой вселенского масштаба.

Внутренняя спонтанность обнаруживается у здорового человека и в моменты абсолютной поглощенности важным для него, интересным делом. В такие мгновения он как будто забывает о всех существующих нормах поведения; глядя на него в минуты увлеченности, можно подумать, что конвенциональность, свойственная ему в повседневной жизни, дается ему ценой титанических усилий воли.

Он расстегивает пиджак конвенциональности и тогда, когда находится в компании друзей, которые не требуют и не ждут от него «соблюдения приличий».

Обстоятельства, которые возлагают на здорового человека обязательства по соблюдению условных предписаний, видимо, тяготят его.

Подтверждением этому наблюдению может послужить тот факт, что все обследованные нами люди предпочитали именно такие ситуации и такие компании, в которых они были бы свободны от обязанности быть предсказуемыми, в которых они могли бы вести себя свободно и естественно.

Естественным следствием этой характеристики здорового человека или естественной сопутствующей характеристикой служит их независимость в нравственных убеждениях; их моральные принципы в большей мере отражают присущее им своеобразие, чем принятые в обществе этические нормы.

Не слишком вдумчивый наблюдатель может счесть таких людей аморальными, поскольку они не только склонны пренебрегать условностями, но и могут даже, если того требует ситуация, пойти вразрез предписаниям и нормам. Однако этот наблюдатель будет в корне не прав.

Напротив, эти люди – высокоморальны, высоконравственны, хотя их моральные принципы не всегда совпадают с общепринятыми.

Именно такого рода наблюдения приводят меня к убежденности в том, что так называемое этическое поведение среднестатистического человека настолько конвенционально, что это скорее конвенциональное поведение, нежели по-настоящему этическое, такого рода поведение не основывается на внутренних убеждениях и принципах, это не более чем бездумное следование общепринятым нормам.

Самоактуализирующийся человек не в состоянии всей душой принять условности окружающего его общества, он не может не видеть повсеместного ханжества и в результате порой начинает ощущать себя шпионом в тылу врага. Иногда следы этого чувства можно заметить даже в его поведении.

Мне не хотелось бы, чтобы у вас сложилось впечатление, будто эти люди постоянно скрывают свое недовольство. Нет, они вполне способны в порыве гнева или раздражения восстать против условностей, против невежества.

Порой они пытаются открыть людям глаза, стараются просветить их, рассказать им истину; они выступают в защиту угнетенных и обиженных, а иногда, видя тщетность своих усилий, дают волю скопившемуся гневу, и этот гнев настолько искренен и чист, настолько праведен и возвышен, что кажется почти святотатством препятствовать его проявлениям. Я видел самоактуализирующихся людей в гневе, и для меня совершенно очевидно, что им абсолютно безразлично, какое впечатление они произведут на окружающих, что они не испытывают по этому поводу ни тревоги, ни вины, ни стыда, хотя обычно, когда не затронуты их глубинные, основополагающие убеждения и принципы, они ведут себя вполне конвенционально, не желая обижать или смущать окружающих.

Способность к адекватному восприятию реальности, детская или, если хотите, животная способность к приятию самого себя и способность к спонтанности предполагают, что эти люди умеют четко осознавать свои собственные импульсы, желания, предпочтения и субъективные реакции в целом (148, 388, 392). Клинические исследования этой характеристики со всей очевидностью подтверждают мысль Фромма (145) о том, что среднестатистический человек зачастую не имеет ни малейшего представления о том, что он представляет собой на самом деле, чего он хочет, что он думает, какова его точка зрения.

Такого рода исследования и открытия позволяют мне постулировать одну из самых фундаментальных характеристик, отличающую самоактуализирующихся людей от обычных, среднестатистических индивидуумов. Мотивационная жизнь самоактуализирующегося человека не только богаче, она качественно отлична от мотивации среднестатистического человека.

Мне кажется, что Самоактуализация предполагает принципиально иную психологию мотивации, мне кажется, что, говоря о мотивации самоактуализирующейся личности, мы должны говорить не столько о потребностях дефициентных уровней, сколько о метамотивах или о мотивах роста. Разница между ними столь же фундаментальна, как разница между жизнью и подготовкой к жизни.

Возможно, что традиционная концепция мотивации применима только по отношению к несамоактуализирующимся людям. Самоактуализирующегося человека, в отличие от обычного, уже не беспокоят проблемы выживания, он просто живет и развивается.

Если побудительные мотивы обычного человека лежат вовне, в возможности удовлетворения потребности, то самоактуализирующийся человек, напротив, движим внутренними потенциями, изначально заложенными в его природе, требующими своего осуществления и развития.

Можно сказать проще – самоактуализирующийся человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей Обычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должного удовлетворения.

Нельзя сказать, что самоактуализирующийся человек, удовлетворив все свои базовые потребности, уже неподвластен импульсам и побуждениям: он тоже работает, тоже старается, тоже притязает, хотя и не в том смысле, какой мы обычно вкладываем в эти слова. В первую очередь он движим потребностью в саморазвитии, в самовыражении и в самоосуществлении, то есть потребностью в самоактуализации.

Я все чаще задаю себе один вопрос.

Быть может, именно в самоактуализирующихся людях предельно отчетливо проступает наша истинная, человеческая природа, быть может, именно они ближе всех к сущности понятия «человек», ближе даже с точки зрения таксономии? Этот вопрос неизбежно влечет за собой следующий: вправе ли мы делать хоть какие-то выводы о биологической природе человека, если до сих пор мы изучали только ущербных и недоразвитых или, что еще хуже, «серых», вышколенных, выдрессированных представителей нашего вида?

Источник: http://www.persev.ru/book/spontannost-prostota-estestvennost

Ссылка на основную публикацию