Способность — психология

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями.

И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие.

Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха.

То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии.

Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом».

А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно.

Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью.

Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания.

А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Источник: https://psychologist.tips/254-sposobnosti-v-psihologii-i-ih-vidy.html

Что такое способности

Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.

Читайте также:  Этапы развития личности по эрику эриксону - психология

Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.

Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:

  1. Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
  2. Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).

Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста.

Дж.

Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:

  • при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
  • способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
  • проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
  • новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
  • свободно генерируют идеи.

Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:

  1. Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
  2. Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
  3. Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.

Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:

Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:

  • любой вид рукоделия;
  • наличие хобби;
  • изучение иностранных языков;
  • решение задач на логику;
  • анализ и критика поступающей информации;
  • умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
  • чтение познавательной литературы.

Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.

Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:

  • эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
  • рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
  • специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).

Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова.

Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы.

Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.

Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя

  • развитие харизмы;
  • определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);

Источник: http://psiholog4you.ru/chto-takoe-sposobnosti/

Общая психология. Лекция 5 (часть3) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование «психология» в формате MBAпредмет: Общая психологияКонспект лекций (2011)Читает: Пальм Галина АркадьевнаЛекция №5 (9-10)

5.5. Индивидуально-психологические особенности

Индивидуальные отличия — психологические черты, которые отличают одного человека от другого. Индивидуальные отличия обозначают меру проявления в психической деятельности отдельного индивида общих психологических закономерностей.

Индивидуальные отличия формируются на основе врожденных анатомо-физиологических особенностей человека и влияния окружающей социальной среды.

Своеобразность личности определяется индивидуальными особенностями хода психических процессов, обусловленных основными особенностями нервной системы (нейродинамические отличия), особенностями темперамента (психодинамические отличия), характера, проявлениями общих и специальных способностей, психофизиологической и социальной активности и потребностей, мотивов, направленности, установок и отношением человека к себе, к другим людям, к обществу.
Индивидуально-психологические особенности имеют психологическую природу и индивидуально варьируют.
К ним принадлежат: Темперамент, Характер,

Способности


ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. tempero – смешиваю в надлежащем соотношении) – индивидуально-типологическая характеристика человека и высших животных, которая проявляется в силе, напряженности, скорости и уравновешенности протекания их психических процессовПод темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности, которые проявляются в общей активности; моторной сфере; свойствах эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, спокойным, пассивным, инициативным, активным и т.д.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частичные выражения общей активности. К ним относят: темп, скорость, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду уязвимость, чувствительность, импульсивность и т.д.

От темперамента, таким образом, зависит:1) скорость возникновения психических процессов и их стойкость (скорость восприятия, скорость понимания, длительность сосредоточенности внимания)2) психический темп и ритм3) интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли)4) направленность психической деятельности на определенные объекты (интроверсия / экстраверсия)

Первое учение о темперамента принадлежит Гиппократу (V в. до н.э.), который связывал проявления темперамента с преобладанием определенной жидкости в организме:

кровь (лат. — сангвис) — вырабатывается сердцем;жёлчь (лат. — холе) — печень;черная жёлчь (лат. — мелайне холе) — селезенка;слизь или лимфа (греч. — флегма) — мозг.

От названия этих жидкостей происходят названия четырех основных темпераментов.

Научное обоснование учение о темпераменте получило в теории И.П.

Павлова касательно особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности.

Основные положения концепции И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности

1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей человека и животных следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.2. Эти свойства нервной системы могут, или лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.3. Таких основных свойств три:

сила — работоспособность нервной клетки и нервной системы в целом;

уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения;
подвижность — скорость смены одного процесса другим.Они общие и постоянные для данного животного.4. Сочетание этих основных свойств образует 4 типа ВНД. 5. Эти основные типы ВНД соответствуют основным классическим типам темперамента, т.е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераменте. Типы ВНД и темпераментСвойства темперамента

О темпераменте человека (для практических целей) можно судить по нескольким основным для него особенностям:

1. Сенситивность, или чувствительность — показатель того, какая минимальная сила раздражителя вызывает психическую реакцию.

2. Реактивность — с какой силой человек реагирует на те или иные влияния.
3. Активность — с какой энергией человек сам влияет на окружающий мир, его настойчивость, сосредоточенность и т.д.
4. Соотношение реактивности и активности — то, от чего в основном зависит деятельность: от случайных причин или от намеченных целей, стремлений, т.е. от сознательно определенной линии поведения.
5. Темп (скорость) психических реакций.
6. Пластичность — ригидность: насколько легко и быстро приспосабливается к внешним влияниям.
7. Экстраверсия — интроверсия.
8. Эмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильность.

ХАРАКТЕР

Характер (греч. — печать, чеканка) — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым относится человек. В характере можно выделить типовое (выражает общее, присущее определенному сообществу, например, национальному) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека с похожей направленностью могут выявить расхождения в способах достижения целей. За этими расхождениями прячутся особенности характера. В характере заложена типовая для человека программа поведения в типичных обстоятельствах.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах. Характер тесно связан с особенностями общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера.

Тип темперамента — одно из наиболее важных психологических условий возникновения индивидуально-своеобразных черт характера.

От отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера, а также индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Самое важное, что определяет формирование характера — то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе. Эти отношения создают 4 симптомокомплекса:

1. Черты характера, которые выражают отношение человека к деятельности, работе, делу (трудолюбие — лень, инициативнсоть — консерватизм, ответственность — безответственность и т.д.)

2. Черты характера, которые выражают отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность — замкнутость, коллективизм — индивидуализм, тактичность — бестактность).
3. Черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе (самокритичность — некритичность, скромность — высокомерие).
4. Черты характера, которые выражают отношение человека к вещам (аккуратность, экономия, щедрость).Характеры отличаются не только по отдельным чертам, но, главным образом, за определенностью, целостностью, развитием волевых качеств.

Физиологическая основа характера

1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей. 2. Свойства общего типа ВНД.

Классификации характеров

По определенности — с ярко выраженной одной или несколькими чертами, которая доминирует над всеми другими;- “неопределенный” характер — ни одна черта особенно не выделяется.

По цельности

— цельный характер: единство мыслей и чувств, целей и способов деятельности, убеждений, взглядов и поступков;- противоречивый (содержит несовместимые друг с другом черты): противоречие между мыслями и чувствами, между убеждениями и поступками, между побуждениями и целями.

Читайте также:  Проблемы с поведением (младший школьник) - психология

По степени развития волевых качеств

— сильные (целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость);- слабые (нерешительность, трусость, неуверенность, сочетаемая часто с упрямством, и т.д.).

Акцентуации характера

Акцентуации характера (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное усиление отдельных черт характера, которое проявляется в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психическим влияниям наряду с нормальной и даже повышенной устойчивостью к другим

Акцентуации являются предельным показателем нормального развития характера, но при неблагоприятных условиях могут привести к развитию психопатии, т.е. патологических характеров. Различить акценуированный и патологический характеры можно, используя  критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова

1) характер можно считать патологическим, т.е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало изменяется в течение жизни;
2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду;
3) социальная дезадаптация: постоянное возникновение жизненных трудностей, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и то, и другое.

В случае акцентуации не может быть ни одной из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере не присутствуют все признаки сразу.

Типы акцентуаций
К.Леонгард

1. Гипертимный. 2. “Застревающий”.3.Аффективно-экзальтированный. 4. Эмотивный. 5. Педантичный. 6. Тревожно-боязливый.7. Циклотимный. 8. Демонстративный. 9. Возбудимый. 10. Дистимичный.

Клаассификация акцентуации характера подростков А.Е.Личко

1. Гипертимный — подвижные, любят общение, склонны к шалостям, любят неспокойные компании одногодок, непоседы, недостаточно дисциплинированные. Настроение приподнятое. Конфликтуют с взрослыми и родителями.

2. Циклоидный — повышенная возбудимость, склонность к апатии. Любят пребывать дома одни. Тяжело переживают даже незначительные неприятности. Настроение меняется от приподнятого до подавленного. На замечания реагируют раздраженно.
3. Лабильный — настроение часто меняется. Способны впадать в тоску и хмурое состояние без каких-либо серьезных неприятностях и помех.
4. Астено-невротический — повышенное недоверие и обидчивость, утомляемость, возбудимость. Усталость часто проявляется при сложной умственной работе.
5. Сензитивный — повышенная чувствительность ко всему. Не любят больших компаний, азартных, подвижных игр. Стеснительные, робкие. Послушные, проявляют большую привязанность к родителям.
6. Психастенический — характеризуются быстрым интеллектуальным развитием, склонностью к суждениям, к самоанализу и оценке поведения людей. Самоуверенность у них соединяется с нерешимостью.
7. Шизоидный — существенная черта — замкнутость. Демонстрируют внешнее равнодушие к окружающим людям, плохо понимают их состояние.
8. Эпилептоидный — часто плачут. Любят мучать животных, дразнить младших, издеваться над немощными. В детских компаниях ведут себя как диктаторы. Типичные черты — жестокость, властность, самолюбие.
9. Истероидный — главная черта — эгоцентризм, требуют постоянного внимания к своей особе. Выражена склонность к театральности, хвастовству. Часто выступают в роли заводил.
10. Неустойчивый — повышенная склонность к развлечениям, безделью и праздничности. Отсутствие любых серьезных, в том числе профессиональных интересов. Совсем не думают о своем будущем.
11. Конформный — покоряются любым авторитетам, большинству в группе. Склонны к морализаторству и консерватизму, основное жизненное кредо — быть как все.

СПОСОБНОСТИ

Способности — возможности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием ее успешного выполнения

Способности- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения

Виды способностей

общие — такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, выявляются во всех видах человеческой деятельности (познавательные, мнемические, умственные, память, внимание и пр.);
специальные — система свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности, соответствуют узкому кругу требований конкретной деятельности (музыкальные, педагогические, математические и пр.). Успешное выполнение определенной деятельности предусматривает своеобразное объединение общих и специальных способностей.

От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не относятся.

Природную основу способностей составляют задатки.

Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Это:

  • строение и функционирование отдельных участков коры головного мозга
  • врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов
  • типологические особенности нервной системы
  • функциональная асимметрия головного мозга
  • анатомическое строение опорно-двигательной системы

Наиболее значимой является структура нервной системы, прежде всего, головного мозга и органов чувств. Задатки — органическая основа способностей и других психических особенностей — темперамента, характера и т.д. Но задатки сами по себе не определяют способности, формирование которых зависит от условий жизни и деятельности человека. Задатки человека разнообразны и могут развиваться в разных направлениях. На основании одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

Уровни развития способностей

Одаренностьвысокий уровень задатков, склонностей. Одаренность является результатом и свидетельством высокго уровня интеллектуального развития индивида. Существует общая и специальная одаренность. Поскольку одаренность выявляется в конкретных психических процессах, различают моторную, сенсорную, перцептивную, интеллектуальную одаренность.

Талант – высшая способность человека к определенному виду деятельности, которая дает возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять ее.


Гениальность
– личностная характеристика человека, наивысшая степень ее одаренности, таланта. Гениальность человека проявляется в его творческой деятельности, результаты которой имеют социально-групповое и общечеловеческое значение

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/341794.html

Психология способностей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Психологические теории способностей

2. Понятие способностей в психологии

3. Виды способностей

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Термин психология способностей применяется к большому числу теорий, которые подразделяют разум на множество отдельных сил или способностей.

Эта идея очень стара и привлекательна, к тому же она прекрасно согласуется с обывательским пониманием психологии.

Когда мы говорим про кого-то, что у него хорошая память, мы имеем в виду способность человека к запоминанию. Это легкий и прямой способ объяснения поведения личности.

Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии.

Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Человеческие способности — это величайший из даров природы.

Этим даром награждён каждый человек. Но разница состоит в том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Способности образуются в ходе жизни людей, изменяются с изменением объективных условий, а следовательно воспитуемы и преобразуемы. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СПОСОБНОСТЕЙ

История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (Galton Francis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей.

В ходе своей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющих высокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолько интересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собирал данные о физических и мыслительных различиях между индивидами.

Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.

Эстафета изучения способностей впоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом Спирменом (Spearman Chales Edward), который был в XX столетии одним из самых влиятельных английских психологов.

Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей.

Ему принадлежит разработка двухфакторной теории интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся для выполнения данного задания. Ч.

Спирмен, тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей, и разработал технику факторного анализа, позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критического осмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможно объяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен.

У такой точки зрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (Thurstone Louis Leon), отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичных умственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для их измерения.

Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Открытие Л.

Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужило катализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.

Следующий крупный шаг в раскрытии феномена способностей суждено было сделать Джою П. Гилфорду (Guilford Joy P.). Д.

Гилфорд отказался от факторного анализа как средства изучения структуры способностей и сконструировал модель, согласно которой каждая способность имеет три главных качества: содержание, операции, продукты.

Содержание как качество способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, символическое, семантическое, поведенческое. Операции характеризуют наиболее общие мыслительные действия, которые используются при решении задач. Продукты, по Д.

Гилфорду, характеризуют результаты решения проблемы. Модель Д. Гилфорда, при всей своей искусственности и тяжеловесности, стала ценным эвристическим инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека.

На процесс исследования способностей, сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д. Стернберга (Sternberg Robert J.), приходящиеся на вторую половину XX столетия.

Его теория способностей носит название триархической.

Согласно этой теории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собранием механизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Борис Михайлов

Источник: https://www.studsell.com/view/138159/

открытая библиотека учебной информации

ЛЕКЦИЯ 13

ТЕМА: Общин и специальные способности в управленческой деятельности.

ЦЕЛЬ: уточнить понятие способностей в психологии и структуру способностей в управленческой деятельности.

План:

1. Понятие способностей в психологии.

2. Определœение состава управленческих способностей.

3. Общеорганизационные способности.

4. Общие специальные способности.

Ценность личности определяется не только тем, что она представляет собой в данный момент, но и заложенными в ней возможностями дальнейшего развития и совершенствования.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определœенный уровень успешности ее выполнения.

В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности.

О способностях ходит, пожалуй, более противоречивых друг другу мифов, чем о любых других характеристиках личности:

1. Способности заложены в человеке от рождения;

2. Любые способности можно сформировать; З.Люди значительно равны по своим способностям.

Способности — это свойство личности, индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Способность людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности.

Знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.

Читайте также:  Активность лидера - психология

Природную основу способностей составляют задатки, ᴛ.ᴇ. это биологическая основа способностей, врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения.

Задатки бывают врожденные (природные) и приобретенные (социальные). На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности, а могут и одновременно несколько способностей или же ничего.

Ключевым моментом является практика обучения, реальное вхождение в соответствующую деятельность, в которой и развиваются соответствующие способности.

Классифицируя человеческие способности, мы можем выделить следующие из них:

— природные(естественные) — биологические обусловленные в основе своей (восприятия, память, мышление и т. д.);

— общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и д. р.)

— специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические и д. р.);

— теоретические и практические; учебные и творческие;

— способность к общению (иначе их называют социально обусловленные способности);

— способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

Способности развиваются тем успешнее, чем чаше в своей деятельности человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает данный потолок всœе выше и выше.

Читайте также

  • — Понятие способностей в психологии

    Управленческая деятельность характеризуется различным уровнем качественных параметров, выполняется с большей или меньшей эффективностью. В первую очередь это зависит от профессиональных и личностных качеств руководителя. Главными факторами эффективности… [читать подробенее]

  • — Понятие способностей в психологии.

    ЛЕКЦИЯ 13 ТЕМА: Общин и специальные способности в управленческой деятельности. ЦЕЛЬ: уточнить понятие способностей в психологии и структуру способностей в управленческой деятельности. План: 1. Понятие способностей в психологии. 2. Определение состава… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/846596

    Способности

    Проблема способностей существует в психологии с конца XIX века, когда появились первые попытки измерения способностей с помощью тестов. Одним из первых тестов способностей была шкала измерения интеллекта Бине и Симона, созданная в 1905 г.

    , которая измеряла 30 разнообразных способностей от сенсомоторной координации до конструирования предложений и предназначалась длядетей от 2 до 12 лет.

    Таким образом, с самого начала предполагалось, что способности — это сложное многофакторное образование.

    Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкость усвоения и успешность выполнения какой-либо деятельности. Во-первых, способности не сводятся к тем знаниям, умениям, или навыкам, которые выработаны у человека. В них включаются те показатели, которые являются условиями успешности деятельности.

    Во-вторых, о способностях свидетельствует высокий темп усвоения знаний, умений, навыков, необходимых для деятельности. В-третьих, о способностях свидетельствует высокий творческий уровень деятельности, оригинальность, новизна. В отношении состава и структуры способностей в психологии нет единой точки зрения.

    Так, согласно концепции Шадрикова, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии деятельности.

    Психические способности — это свойства нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира. Эта способность ощущать, воспринимать, запоминать, мыслить. Общие свойства нервной системы проявляются в продуктивности деятельности, работоспособности, активности, произвольной и непроизвольной регуляции, мнемических способностях.

    А вербальные и невербальные способности определяются специализацией и взаимодействием полушарий. Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым. Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания.

    А в этом наиболее важную роль играет интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).

    Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Такой точки зрения придерживаются Бине, Спирмен, Рубинштейн.

    Интеллект рассматривается как механизм адаптации к среде, например, Пиаже пишет о том, что развитый интеллект проявляется в универсальной адаптивности, структурировании равновесных отношений между индивидом и средой.

    Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

    Векслер вслед за Верноном придерживается иерархической модели интеллекта, в которой выделяется фактор общего интеллекта, или генеральный (G), основные групповые факторы: вербальный и невербальный (или пространственный, практико-технический), а также парциальные факторы (включающие отдельные перцептивные и сенсорные способности).

    Вербальный интеллект в большой мере зависит от социализации, приобщения к культуре, уровня знаний и интеллектуальных навыков. Эту подструктуру интеллекта Кеттел называет связанным или кристаллизованным интеллектом.

    Невербальный, практико-технический интеллект (или свободный, текучий) не зависит от приобщения к культуре, его уровень определяется общим развитием третичных или ассоциативных зон коры больших полушарий. Этот интеллект проявляется при решении перцептивных задач, когда требуется воспринять и найти соотношение элементов. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий.

    Коэффициент генетической детерминации общего интеллекта составляет от 0,4 до 0,66. Он максимален для вербального и пространственного интеллекта и минимален для перцептивных и сенсорных способностей. В целом, можно отметить, что чем больше связана конкретная способность с общей, тем выше генетическая детерминированность .

    Коэффициенты корреляции между детьми и родителями снижаются от 0,30-0,40 для общей способности до 0,10-0,20 для парциальных (сверху вниз). Показатели интеллекта характеризуются высокой стабильностью в процессе онтогенеза.

    Так, Хансен провел измерение интеллекта у 613 мальчиков при обучении их в 3-м классе, и через 10 лет коэффициент корреляции между показателями оказался очень высоким — r > 0,73.

    В целом, отмечается прогрессивное улучшение показателей логического мышления до 35-45 лет, понимания слов до 55-60 лет, арифметических способностей до 55-60. Раньше всего стабилизируются показатели невербального интеллекта — в 35-40 лет. После 60 лет наблюдается снижение интеллектуальных характеристик.

    Динамика интеллекта зависит от характера деятельности, степени активности и вовлеченности интеллекта в деятельность человека. Социальные факторы, способствующие развитию интеллекта, зависят от возраста.

    Так, в дошкольном возрасте — это уровень образования родителей, эмоциональное одобрение со стороны родителей, поощрение инициативы и благоразумия, формирование еще не нужных в данном возрасте навыков и умений. В школьном возрасте развитию интеллекта способствуют стремление к высоким достижениям, соревновательность, любознательность.

    Вторым фактором общих способностей является креативность,творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Об этом факторе подробно см. «Мышление». Здесь же рассмотрим соотношение креативности с интеллектом.

    Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания.

    Своеобразие сочетания интеллекта и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах (формах) социальной адаптации (табл. 8).

    Диагностировать креативность довольно сложно, так как творчество спонтанно и с помощью тестов мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов.

    Таблица 8. Соотношение интеллекта и креативности

    Высокая креативность

    Высокий интеллект

    Низкая креативность

    Высокий интеллект

    Уверены в себе

    Высокое стремление к школьным успехам

    Имеют адекватную самооценку

    Тяжело переживают неудачу

    Хороший самоконтроль

    Преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей

    Инициативны

    Избегают риска

    Успешны

    Не любят публично высказывать свои мысли

    Хорошо адаптированы

    Сдержанны, скрытны

    Страдают без внешней адекватной оценки своих поступков

    Высокая креативность

    Низкий интеллект

    Низкая креативность

    Низкий интеллект

    С трудом приспосабливаются к школьным требованиям

    Внешне хорошо адаптированы

    Часто в изгоях

    Держатся в середняках

    Имеют увлечения вне школы

    Довольны своим положением

    Тревожны, страдают от неуверенности в себе, комплекса неполноценности

    Имеют адекватную самооценку

    Учителя характеризуют их как тупых и невнимательных, так как они не любят рутинных заданий

    Низкий уровень предметных способностей компенсируется пассивностью в учебе и развитием социального интеллекта и общительностью

    Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных школьников уменьшается.

    Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи.

    Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в лет.

    Обучаемость — это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).

    Основным критерием обучаемости в широком смысле является «экономичность» мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале.

    Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как «бессознательную» первичную общую способность и эксплицитную «сознательную» обучаемость.

    Рассматривая соотношение интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин выделяет в них 2 уровня.

    1-й определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития функций — это функциональный уровень, детерминированный природной организацией индивида.

    2-й уровень — операциональный — социально обусловленный, определяется степенью сформированности операций, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и относятся к характеристике человека как субъекта деятельности (рис. 12).

    Уровни

    Интеллект

    Креативность

    Обучаемость

    1-й

    Свободный, текучий

    Потенциальная

    Имплицитная

    2-й

    Связанный, кристаллизованный

    Актуальная

    Эксплицитная

    Рис. 12. Двухуровневая структура способностей.

    Таким образом, в структуре способностей тесно переплетаются природно-обусловленные функциональные и социально-обусловленные операциональные механизмы.

    Некоторые авторы включают в структуру способностей стилевые характеристики, к которым прежде всего относят познавательные стили.

    Познавательные стили — это устойчивые индивидуальные особенности, проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации человеком.

    Общие способности человека связаны с темпераментом и проявляются в общей работоспособности, активности, типах саморегуляции. Анализ психофизиологических основ общих способностей показывает, что разные типы активности связаны с доминированием полушарий.

    При этом «правополушарные» характеризуются большей активированностью, сильной нервной системой, высокой лабильностью, высоким развитием невербальных функций.

    Эти люди лучше учатся, решают задачи в условиях дефицита времени, они устойчивы к стрессу, предпочитают интенсивные формы обучения.

    «Левополушарные» характеризуются низкой активированностью, они лучше учатся по гуманитарным предметам, лучше планируют свою деятельность, у них выше точность выполнения работы. Хорошо развита саморегуляция и вербальные функции. В то же время они характеризуются инертностью и слабостью нервной системы.

    В последние годы наряду с общим интеллектом выделяют эмоциональный интеллект, который включает 5 типов способностей: знание эмоций, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Если общий интеллект является фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха.

    Источник: http://psylib.at.ua/publ/1_kurs/psy/sposobnosti/1-1-0-40

    Ссылка на основную публикацию