Телесные наказания — психология

Можно ли бить детей: мнение психологов

Телесные наказания — один из самых древних и самых спорных методов воспитания. Впрочем, спорным он стал относительно недавно.

 Вплоть до середины XX века шлепки, подзатыльники и даже ремень или палка в руках родителей не вызывали почти ни у кого возражений, если не наносили здоровью ребёнка непоправимого вреда.

 Только после выхода в 1946 году книги известного педиатра Бенджамина Спока (Benjamin Spock) «Ребёнок и уход за ним» внимание родителей переключилось с поддержания дисциплины на формирование личности ребёнка. А первые научные исследования эффективности и последствий телесных наказаний были начаты в 60-х годах.

С тех пор психологи провели не один десяток различных исследований, и результаты убедительно свидетельствуют: телесные наказания — это плохой метод воспитания.

Повышение агрессивности и склонности к насилию, ухудшение детско-родительских отношений, тревожность и депрессия, повышенный риск лишнего веса, снижение интеллекта — вот неполный список отрицательных последствий телесных наказаний.

В 2002 году психолог Элизабет Гершофф (Elizabeth Gershoff) обобщила результаты 27 работ. Вот что у неё получилось.

ЭффектЧисло исследованийПодтверждено
Плохое усвоение моральных норм1587%
Повышенная агрессия27100%
Асоциальное поведение1392%
Ухудшение отношений между детьми и родителями13100%
Ухудшение психического здоровья12100%
Воспитание «комплекса жертвы»10100%
Непослушание666%

»
Показатель 100% означает, что эффект обнаружили все исследователи без исключения. Примечательно, что телесные наказания оказались совершенно непригодны для воспитания моральных качеств.

Единственным положительным результатом применения физических наказаний психологи называют немедленное повиновение. Однако и тут порка и шлепки не показали каких-то преимуществ перед другими методами — например, поставить в угол.

А с течением времени степень послушания значительно уменьшается.

Казалось бы, вопрос решён. Но не всё так просто. Во-первых, многие из этих исследований подвергались критике за недостатки в методологии и предвзятость авторов (все они оказывались противниками телесных наказаний).

Во-вторых, отрицательные эффекты стабильно обнаруживались в семьях, где битьё является привычным и частым. И чем чаще и сильнее родители бьют детей, тем хуже. Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Университета Беркли изучала телесные наказания в 134 семьях на протяжении 12 лет.

И в тех случаях, когда детей шлёпали редко, никаких отрицательных последствий не было.

Отечественный психолог и социолог И. С. Кон изучил аргументы психологов, допускающих физическое воздействие.

Они призывают отличать моментальную реакцию родителей на нежелательное поведение и отложенное по времени наказание.

Шлепок вполне может быть формой отрицательного подкрепления, неприятным последствием запрещённых действий. Но практика наказывать детей, когда после совершения проступка уже прошло время, не приносит результатов.

Психологи, которые не поддерживают полный запрет телесных наказаний, связывают их применение с рядом условий.

  1. Безопасность для здоровья. Этот критерий настолько строг, что единственными приемлемыми формами будут шлепки ладонью по ягодицам или конечностям.
  2. Частота применения. Чем реже используются телесные наказания, тем выше их эффективность. Ни в коем случае этот метод не должен стать обычным и привычным.
  3. Отсутствие унижения. Нельзя бить ребёнка публично. Это относится к любым наказаниям.
  4. Отсутствие задержки. Шлепок должен совпадать по времени с нежелательным действием и прерывать его. Если вы обнаружили проступок спустя какое-то время, то пороть ребёнка не только бессмысленно, но и вредно. Ещё больший вред наносят наказания «для профилактики».
  5. Объяснение. Ребёнку должно быть предельно ясно, за что он подвергся наказанию. Объясняя, родители предлагают альтернативы наказуемому поведению.
  6. Возраст ребёнка. Здесь чётких рамок нет, но большинство психологов сходятся в том, что нельзя применять физические наказания до двух лет, а к девяти годам их следует полностью исключить.

Но даже при соблюдении всех этих условий телесные наказания не эффективнее других методов воспитания. В младшем возрасте точно такое же воздействие, как и шлепок, оказывает громкий окрик. В более старшем возрасте альтернативами становятся стояние в углу или лишение чего-то приятного.

От родителей часто можно услышать: «А что прикажете делать, если он/она…» — и далее перечисление ужасных проступков. К сожалению, готовых ответов на все эти вопросы не существует. Нет универсальных рецептов. И нет ни одного свидетельства, что таким рецептом является «отлупить». Зато есть много способов добиться от ребёнка послушания, не прибегая к насилию.

А как вы относитесь к телесным наказаниям?

Источник: https://lifehacker.ru/physical-punishment/

Телесные наказания детей, пороть, нельзя помиловать?

Увы, но на всем постсоветском пространстве бытует мнение, все реже высказываемое вслух, но, тем не менее, побеждающее и руководящее поступками взрослых в реальности: мол, бить детей все-таки можно и нужно.

Но ради имиджа «хорошего родителя», лучше в этом не признаваться: «Да ладно! Чего уж там — шлепнул пару раз для острастки! Переживет!» И мы веками переживаем этот родительский грех. И не становимся свободнее и увереннее, и наши дети не становятся. Потому что знают: в конце все равно будут бить.

Ни за что, просто так, просто так надо, так принято у этих непонятных взрослых, это такая родительская игра: тебя бьют, а ты делаешь вид, что осознал и понял, почему и за что.

И из поколения в поколение передается этот устойчивый паттерн, эта матрица родительского поведения, обрастающая банальными оправданиями, религиозными толкованиями, рациональными объяснениями и даже научными смыслами.

Детей бьют в образованных и интеллигентных семьях, в простых рабоче-крестьянских, в богатых и в бедных, в благополучных и не очень. Сие никак от социальных и культурных основ бытия не зависит.

Это, скорее, похоже на расщепление личности: родители понимают, что бить нельзя и что это плохо, но в тот самый момент удержаться не в силах. Находят миллион оправданий и рационализаций своей ярости, но тем не мене не могут остановиться.

В любом случае, чтобы что-то предотвратить, нужно понять, откуда проблема исходит. Давайте исследовать причины.

Причина первая часто выглядит как банальная фраза: «Меня били — и я стал человеком». Этот железобетонный аргумент часто звучит в моем кабинете, и у меня есть собственные контраргументы, касающиеся перспектив личности ребенка, на которого падает жребий «бить». И эти перспективы часто очень печальны. Но речь сейчас не об этом, а о том, откуда взялась эта сомнительная «доктрина».

К сожалению, для многих — это традиция, передающаяся ребенку в наследство, вместе с системой воспитания, где порка детей в семье занимала почетное место среди методов воспитания и мер воздействия на них.

Испокон веков важным аспектом доминирования сильных над слабыми, хозяина над рабом, было именно физическое наказание — а разве родитель не считает себя сувереном своего отпрыска? Детей еще 100 лет назад били даже в просвещенной Европе, которая, осознав последствия, все-таки запретила физические наказания.

Недавно я натолкнулась на одно социологическое исследование, в котором детей спрашивали, угрожали ли им когда-либо родители.

Практически 100% детей сказали, что хоть раз в жизни слышали от своих родителей фразу: «Я тебя убью!» — и половина из них воспринимала эту фразу серьезно! То есть дети реально верили, что в результате их «неправильных действий» родитель способен на крайность — убить.

И потом уже сами дети, бессознательно оправдывая родителей, говорят: «Да, батя бил меня за дело, я реально был виноват», — и дальше: «Это принесло пользу, я осознал, я тоже буду бить, чтобы и мои дети осознали и стали хорошими».

Но этот отец не осознал одного: его отцу просто не хватило искренней любви, не хватило терпения найти к нему подход, он не нашел адекватный выход своим эмоциям, не умел делиться любовью, а умел лишь «сливать» раздражение и ярость.

Вторая причина — родительское бессилие и следующая за этим боль, которая просто требует реализации. Дети бывают разные. Да! И трудные тоже бывают. Конечно, важный вопрос, как они из розовощеких пупсов превращаются в монстров, способных бросать лягушек под колеса проезжающих автомобилей и вешать консервные банки кошкам на хвост, но ведь что-то этому предшествовало.

И больно и непонятно, что и как повернулось в отношениях с ребенком не так, но действительность уже предъявлена. И с ней срочно хочется что-то делать. И хочется больно ударить, чтобы прочувствовал, чтобы понял и осознал, чтобы моментально перестал.

И кажется, что этот удар — кнопка, нажмешь — и весь этот ад и стыд за ребенка прекратится, все волшебно устроится, жизнь потечет по-новому.

Разочарование себя не заставляет долго ждать. Боль для ребенка часто индульгенция, разрешение на следующую агрессию. Если взрослому можно бить меня, то почему я не могу пнуть ногой собаку?

Часто родителю кажется, что если ребенок чего-то важного не понимает, то удар — это тот внушительный аргумент, который быстро выведет его из состояния непонимания и даст незримый толчок к осознанию. Но психика и мозг так не работают.

Аффект тормозит интеллект, и вместо того, чтобы получить работающий механизм, мы получаем интеллектуальный ступор, который может закрепиться надолго — ведь во многих случаях на переживание боли и обиды тратится слишком много энергии.

Той самой энергии, которая при спокойном сопровождении родителем ребенка в сложных ситуациях могла бы привести к конструктивным и разумным решениям.

Вот семья на пляжном отдыхе. Мама постелила чистое полотенце на лежак, и радостный малыш залазит на него испачканными в песке ножками. Мама в гневе шлепает ребенка и стягивает силой с лежака.

Понял ли ребенок причину маминого гнева? Осознал ли, за что его ударили? Уверена — нет! Но он уловил опасность, идущую от мамы.

Справится ли он с этим? Не уверена… Но он получает опыт родительской непредсказуемости, он теперь не в полной безопасности, ибо опасность исходит и от мамы.

Часто родители, ударившие своего ребенка в минутном порыве, буквально сразу раскаиваются и даже могут попросить прощения за эту неожиданную реакцию. Но именно это еще больше смешивает чувства ребенка: он, не понимавший, что вызвало гнев, теперь еще и получает порцию материнской вины, что в результате выглядит осознанным выводом: да, родители непредсказуемы, а значит доверять им нельзя!

Причина третья — удар предназначался не ребенку. К сожалению, таким способом реализации своего гнева часто грешат одинокие мамы или мамы, находящиеся в длительном конфликте с отцом ребенка, независимо от того, живут ли родители вместе или нет.

Бывает, что и отцы, не решаясь по внешним формальным убеждениям ударить жену, потому что «женщин бить нельзя», почему-то определяют, что на детей это не распространяется, и избивают чад, чтобы причинить боль их матерям.

Часто родители при этом произносят вслух следующую, якобы оправдывающую их фразу: «У меня не хватает на него терпения!»

В этой ситуации важно осознать, каково истинное положение дел в семье, какова психологическая обстановка и действительные причины «отсутствия терпения».

Может, это перманентная усталость, неразрешенные конфликты, однобокость выполнения обязанностей по уходу за ребенком, где родитель, который больше вовлечен во взаимодействие с детьми, слишком устает от ответственности, а может — и вообще не справляется с ней.

В этой ситуации часто родителю самому необходима психологическая помощь или хотя бы поддержка близких людей, и не только психологическая. Если мама, например, слишком много проводит времени с детьми, то, возможно, накопилось такое количество эмоций, что ее собственный эмоциональный контейнер уже переполнен, и их физическая реализация просто неизбежна.

Причина четвертая — недостаток интеллекта у родителей и слов для того, чтобы выразить свои эмоции и объяснить свои пожелания. Да, увы, когда мыслительный процесс пробуксовывает, проще и быстрее взять ремень, чем повысить свой уровень до способности объяснять ребенку очевидное.

Часто такого человека сопровождают ощущения собственной неполноценности и ничтожности, и в этом случае самоутвердиться за счет ребенка — почти единственный способ для такого родителя. Не ходить же бить морду прохожим.

В психологии есть такое понятие — алекситимия: это такая личностная особенность, которая проявляется в сложности понимания и словесного описания своих и чужих чувств.

Читайте также:  Зарядка - психология

Люди с алекситимией практически не способны испытывать эмпатию — чувство сопереживания, являющееся важным аспектом в воспитании детей, да и в построении любых близких отношений.

Причина пятая — сексуальная неудовлетворенность. Да, сексуальная энергия по своей энергетической составляющей очень похожа на физическую агрессию. И в семьях, где отсутствует регулярный секс, детей могут бить значительно чаще.

Да, накопленная сексуальная энергия все равно требует реализации, а значит — находит разные средства для выхода. В таких семьях может практиковаться в том числе сексуальное и психологическое насилие над детьми, что является серьезной проблемой общества в целом.

В данном случае супругам, а одновременно и родителям, не обойтись без помощи компетентного специалиста.

Еще одна причина — родитель спасает ребенка от опасности, причиняя ему боль. Типичная ситуация: мама больно дергает ребенка за руку, чтобы он не попал под машину, не вывалился из окна, не трогал горячее.

Да, так случается, что дети нарушают правила, которые мы уже добрую сотню раз с ними проговорили, и делают то, что не просто плохо, но и опасно для их жизни.

Часто это бывают гиперактивные дети или дети с расстройствами социальной коммуникации, не слишком хорошо понимающие, что представляет опасность для их жизни. И родитель совершает акт причинения боли, поскольку это единственное, что может остановить ребенка.

Это не оправдывает насилие в целом, ведь есть достаточно методов, которые помогают работать с подобными детьми, избегая эпизодов насилия, устанавливая для них приемлемые рамки и правила.

Можно ли вообще навсегда отказаться от всех наказаний в процессе воспитания ребенка? Увы, не всегда… Но выбирая меры воздействия на ребенка, мы просто обязаны исключить именно насилие: физическое, психологическое, моральное, — и научиться регулировать плохое поведение адекватными мерами, которые подразумевают уважение к личности ребенка и являются временными ограничениями, не наносящими вреда психике растущего человека. Важно прервать эту патологическую связь между поколениями, передающими насилие как эстафету, и, возможно, наши правнуки будут нам за это благодарны.

Автор —  Екатерина Гольцберг

Источник — ZN,UA

Также читайте:

— Астрид Линдгрен о телесных наказаниях — НИКАКОГО НАСИЛИЯ!

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/2017/08/19/punishment/

Физическое наказание для ребенка: что говорит детский психолог?

Воспоминания о телесных наказаниях в детстве, пожалуй, живут в памяти до конца наших дней.

Данный метод воспитания исторически считался очень эффективным и применялся не только к детям, но и к взрослым.

<\p>

Это сейчас детям уже в детских садах и школах рассказывают про их права и свободы, а в прежние времена ремень, висящий на гвоздике, внушал страх детям на протяжении многих десятков лет.

Современные родители часто слышат от бабушек и дедушек подобные рекомендации: «Дай ему хорошенько – тогда точно поймет!», «Я бы на твоем месте уже надавала ему/ей по попе!», «Я вас била – и ничего – выросли нормальными людьми! Ну что? Знакомо? Таким образом, неопытные родители стоят перед дилеммой «Бить или не бить своего ребенка».

С одной стороны, тенденции в педагогике круто изменились по сравнению с прошлым веком. На первый план выходит ребенок как личность уже с пеленок.

В то же время и родители не должны забывать о себе, иметь личное пространство и время на отдых. С другой стороны, опыт бабушек и дедушек с использованием телесных наказаний с малых лет и вы, как результат такого воспитания.

А теперь вспомните, есть ли у вас какие-либо комплексы и страхи, которые тянутся из детства? Кого-то закрывали в темном чулане и он до сих пор боится темноты и закрытого пространства, кто-то боялся папы, который придет с работы и накажет за провинность, а теперь человек боится начальства. И это самые невинные исходы жестокого отношения к детям.

Применяя телесные наказания, есть вероятность добиться послушания, но последствия такого метода могут оказаться куда серьезнее. Рассмотрим некоторые из них.

  • Формирование склонности к насилию и антисоциальному поведению.

Систематичное насилие в семье приводит к накоплению таких негативных чувств, как злоба, ненависть и желание отомстить.

Будучи дома спокойным и тихим, ребенок может проявлять агрессию на улице, издеваясь над животными, а в детском саду и школе, обижая более слабых детей.

Статистика утверждает, чем чаще телесные наказания, тем антисоциальнее поведение и сильнее агрессия у подрастающего поколения.

  • Физические травмы ребенку.

Некоторые считают, что имеют полное право шлепнуть, дернуть за руку или дать подзатыльник своему отпрыску, при этом утверждая, что это никого не касается. На самом деле они глубоко ошибаются.

Педагоги в детских садах и школах обязаны сигнализировать в социальную службу о характерных ссадинах и травмах у ребенка или о неподобающем поведении родителей.

Социальный работник возьмет под свой контроль ту семью, где с ребенком обращаются неподобающим образом.

Конечно, вышесказанное может возмутить некоторых родителей, у которых вошло в привычку наказывать детей телесно. По их словам, другие способы не действуют, а работа над своими эмоциями кажется неэффективной. Проще ударить – и решить проблему! Задумайтесь о том, что здоровье ребенка – это самое ценное и задача взрослых максимально сохранить его.

  • Психологические травмы и депрессии.

Психическое здоровье детей также подвергается угрозе во время телесных наказаний. Последствия могут быть крайне серьезными:

  • навязчивые движения (обкусывание ногтей, сосание пальцев и т. д.);
  • неврозы;
  • депрессии;
  • попытки суицида.

Также не стоит недооценивать длительное плохое настроение, частые вспышки агрессии и чувство страха. Так могут проявляться психологические травмы, которые со временем могут перейти в  серьезные неврологические заболевания.

  • Связь телесных наказаний и сексуальных предпочтений.

Чтобы заглушить накопившуюся ненависть к родителям, дети пытаются трансформировать ее в сексуальные образы. Отсюда и возникают садистские и мазохистские наклонности, проблемы с поиском партнера и созданием полноценной семьи в будущем. Сексуальная неудовлетворенность может быть направлена на собственных детей.

https://www.youtube.com/watch?v=oMXisEAT-x0

Только наказывая, человек будет получать удовольствие. Другое отклонение – это эксгибиционизм.

Желание выставлять напоказ свои половые органы в сочетании со страхом быть наказанным и осужденным вызывает у эксгибиционистов особенное удовольствие.

Таким образом, систематическая жестокость в воспитательном процессе может подорвать психическую устойчивость и обречь ребенка на одиночество.

  • Чувство зависимости и беззащитности ребенка.

Что может быть ужаснее того, когда самый близкий человек, которому доверяют и любят больше всех на свете, проявляет жестокость. И самое страшное, что у ребенка совсем нет выбора в такой ситуации и он привыкает к этому явлению.

А впоследствии у таких детей занижается самооценка, они не могут высказать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения и защитить себя. Чувство страха сопровождает таких людей всю оставшуюся жизнь.

Так, почему же не использовать эту возможность, чтобы вырастить своих детей здоровыми и счастливыми людьми, научиться самим и научить своих малышей строить гармоничные отношения друг с другом и с окружающими.

Стоит только запастись терпением! Это очень непросто, но ради результата нужно потрудиться! В момент, когда не можете сдержать свой гнев, выйдите в другую комнату, можете покричать или глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз. Уважайте телесную неприкосновенность ребенка.

Источник: http://familyexpert.ru/parents/fizicheskoe-nakazaniye

Можно ли бить по попе ребенка? Физические и психологические последствия телесных наказаний | Отношения с детьми на 4-Women.ru

Можно ли наказывать своего ребенка? Чаще всего этот вопрос задают молодые родители. Тема телесных наказаний очень спорная. Существует 2 категории родителей: первые применяют физические наказания, а вторые – нет. Бить по попе или не бить? Как наказывать ребенка, если он не слушается? Какие последствия могут быть?

Ключевые стили воспитания

История развития человечества выделяет три основных стиля воспитания, которые используют родители:

  • Авторитарный. Малыш в данном случае подвергается тотальному контролю и повиновению. Он должен в обязательном порядке выполнять все требования родителя, иначе будет наказан. Происходит быстрое привыкание к такому стилю.
  • Демократический стиль характеризуется тем, что малышу в такой семье дают право на свою позицию. Целью данного стиля является формирование гармонично развитой личности, родители для этого прикладывают немало сил и времени.
  • Смешанный метод включает в себя как поощрения, так и наказания. В нем объединяются несколько воспитательных стилей, что не всегда приводит к положительному результату.

Что же такое физическое наказание?

Вид наказания, целью которого является причинение телесной боли провинившемуся, принято считать физическим. Помимо известных методов (шлепком, ремнем по попе), существуют и наказания полотенцем, домашними тапками, щелчком по лбу и т.д. Все эти методы преследуют одну цель: показать свое превосходство над ребенком, создать болевой эффект, доказать свою правоту.

Основные причины физического наказания детей

Большинство современных мам и пап, наказывая своих детей, считают, что это их родительский долг. Но этому способствует несколько ключевых причин:

  • Наследственность. В большинстве случаев родители вымещают свою злость на ребенке, основываясь на своем детстве и прошлом. Они уже не представляют, что воспитать можно по-другому.
  • Неосведомленность родителей в воспитательных процессах. Это значит, что наказание осуществляется потому, что родители других методов не знают.
  • Быстрый способ решения проблемы. Не надо тратить много времени на разъяснения и поучения, проще ударить, а не решать вопрос вербально.
  • Срывы на фоне собственных неудач. Очень часто дети являются заложниками родительских неудач. Неуверенность в завтрашнем дне, межличностные конфликты, внутренние переживания – все это может сказаться на ребенке.

Почему дети не слушаются?

Всем нам известно, что идеальных и послушных детей не бывает. В психологии выделяют несколько причин детского непослушания:

  • неуверенность в себе;
  • пробелы в воспитании;
  • способ обратить на себя внимание;
  • стремление к противоречиям;
  • способ самоутвердиться;
  • много требований к ребенку.

Большинство детских капризов и случаев неповиновения связано с тем, что ребенок взрослеет, ощущает себя самостоятельно единицей, а родители до сих пор думают, что он еще кроха.

Малыш не слушается в том случае, если мама и папа не обращают на него внимания. Это очень эффективный метод.

Если вы недостаточно много уделяете времени своему чаду, то у него может возникнуть обида, и тогда он может делать все не так, как вы хотите, а как он посчитает нужным.

Ваш наследник может почувствовать неуверенность в себе в случае повышенной раздражительности родителей и частого одергивания за одежду.

Отсутствие системы в воспитании детей наблюдается тогда, когда в этом процессе принимает участие большое количество людей – отец с матерью, бабушка с дедушкой, дяди и тети.

У каждого из воспитателей свой метод, он может отличаться от методов остальных членов семейства. Для одних поведение крохи является нормой, для других – неприемлемым, и тогда малыш не знает, как себя правильно вести.

У родителей, которые используют авторитарный стиль воспитания, появляется много требований к чаду, иногда не соответствующих его развитию и возрасту. Свое мнение они ставят превыше всего, мнение же ребенка не учитывается, с него только требуют. Если же он не выполняет указания, то его наказывают. Развиваться ребенку в такой среде очень трудно.

Влияние телесного наказания на ребенка

Физическое и психологическое наказание детей запрещено законом, но многие родители практикуют этот метод, считая его самым действенным.

Взрослые часто не могут сдержать свой гнев, им проще дать ремнем по попе, чем объяснить доступным языком ребенку его неправоту. Если же вы используете такой метод воспитания, как телесное наказание, то ждите последствий.

Зачастую у маленького человечка возникает страх, который впоследствии может очень сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Если ребенок боится любимого человека, то это в будущем может сказаться на его межличностных отношениях, адаптации в социуме, на работе. Родители должны знать, что бить по попе, унижать, кричать на своего наследника нельзя, ведь он может вырасти неуверенным в себе, без стремлений в жизни. Он будет думать, что у кого сила, тот и прав.

Физические последствия телесного наказания

Очень часто телесные наказания приводят к физическим травмам у вашего чада. Это связано с тем, что многие родители не рассчитывают свою силу при наказании детей.

Читайте также:  Эффективное обращение - психология

Происходит привыкание к шлепкам по попе, особенно если они применяются каждый день. Это приводит к тому, что поведение ребенка не изменяется, а сила телесных воздействий увеличивается.

В итоге образуются тяжелые телесные повреждения.

Не контролируя себя, родитель способен нанести травму ребенку, несовместимую с его жизнью. И тогда наказание детей приведет к плачевным последствиям. Тумаки и подзатыльники приводят к тому, что малыш может удариться об острый угол или другие предметы в доме.

Физические последствия могут проявиться в виде энуреза, разнообразных тиков, энкопреза и т.д. Не бейте детей, будьте рассудительнее! Ведь ребенок в несколько раз меньше вас.

Психологические последствия телесного наказания

  • Заниженная самооценка. Ребенок будет по жизни руководствоваться принципом: у кого сила, тот и прав.
  • Влияние на детскую психику, возможна задержка в развитии.
  • Отсутствие концентрации внимания на уроках, в играх.
  • Проекция такого же поведения на собственных детей.
  • Большинство детей, подвергшихся физическому насилию, становятся в будущем злоумышленниками.
  • Ребенок перестает жить реальностью, не решая возникшие проблемы, не занимаясь учебой.
  • Постоянно присутствует чувства страха и желание отомстить.
  • Наказание и унижение приводит к одиночеству, ребенок чувствует себя отчужденным, никому не нужным.
  • Происходит отдаление от родителей, портятся отношения. Если в семье применятся насилие, то точек соприкосновения не будет.

Психологическими последствиями также являются частое беспокойство, чувство растерянности, страх, повышенная тревожность. Может ухудшиться аппетит, ребенок может плохо спать, повышается гиперактивность.

Альтернатива телесному наказанию, или как наказывать ребенка

Проявление слабости, отсутствие определенных педагогических знаний и навыков у родителей приводит к физическому наказанию детей. Как наказать ребенка, чтобы не причинить ему вред? Нельзя бить по попе детей, применяйте альтернативу. Что нужно для этого:

  • Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое.
  • Следует увлечь карапуза таким занятием, чтобы он перестал баловаться.
  • Придумайте новые развлечения с целью поощрения малыша, а не наоборот. Например, можно сложить все разбросанные игрушки в ящик. Прочтите ему его любимую книжку или сказку на ночь.
  • Поцелуйте и обнимите своего ребенка, чтобы он почувствовал ваше тепло и любовь. Проводите с ним больше свободного времени.
  • Заменяйте телесное наказание более лояльными методами (не идите гулять, выключите телевизор, заберите планшет).

К шалостям ваших детей относитесь по-философски, проецируя на себя весь спектр действий. Старайтесь больше общаться с вашими детьми, создайте доверительные отношения друг другом, и тогда проблем станет значительно меньше. Научитесь справляться с проблемами без наказаний. Важно понять родителям, что детей нельзя бить по попе ни при каких обстоятельствах!

2 Комментария

Источник: http://4-women.ru/otnosheniya/otnosheniya-s-detmi/mojno-li-bit-po-pope-rebenka-fizicheskie-i-psihologicheskie-posledstviia-telesnyh-nakazanii.html

Телесные наказания

Телесные наказания, хотя они пользуются дурной репутацией, являются популярным способом образумить зарвавшегося ребенка. Обычно к попе ребенка прикладываются после того, как все угрозы и урезонивания прошли мимо цели.

Чаще всего к битью прибегают в запальчивости, без предварительного плана, когда терпение родителя окончательно лопается по всем швам. В первый момент кажется, что порка — безотказное средство. Она снимает напряжение с родителя, а ребенка на некоторое время делает послушным.

И как говорят некоторые родители, «разряжает атмосферу».

Если порка — эффективное средство, почему мы с таким тяжелым чувством к ней относимся? Мы почему-то не можем заглушить внутренний голос сомнения в долговременном эффекте физического наказания. Мы смущены необходимостью использования силы и беспрестанно уговариваем себя: «Это был лучший способ решения проблемы».

В телесном наказании неверен сам урок, который оно демонстрирует. Телесное наказание учит ребенка нежелательному методу подавления фрустрации. Оно в самой драматичной форме говорит ему: «Если ты разозлен — бей!» Вместо того чтобы показать наше возмущение и негодование цивилизованным способом, мы прививаем нашему ребенку нравы джунглей.

Одним из худших побочных эффектов физического наказания является то, что оно может помешать нормальному развитию совести у ребенка. Порка слишком легко освобождает от ответственности. Ребенок, расплатившись за плохой поступок, чувствует себя вправе повторить его.

У ребенка развивается то, что Селма Фрайберг называет «бухгалтерским подходом» к плохому поведению. Этот подход позволяет плохо себя вести, набирая долг по статье «расходы», и раз в неделю или месяц расплачиваться с этими долгами телесным наказанием. Иногда дети сами провоцируют взрослых на порку.

«Они сами иногда напрашиваются на трепку», — говорят родители.

Ребенок, который так поступает, нуждается в помощи, чтобы справиться с чувством вины и гнева, а не в уступке его «просьбе». Это не такая легкая задача; в некоторых ситуациях чувство вины и гнева можно уменьшить в ходе открытого обсуждения проступка.

В других ситуациях потребности ребенка могут быть приняты без критики и ругани только наложением ограничений на его поступки. Порывы ребенка могут быть затем направлены на приемлемый символический объект, чтобы дать им выход.

Когда ребенок получает возможность выражения чувства гнева и вины, а родители усваивают способ установления и укрепления запретов, необходимость в телесных наказаниях уменьшается.

Один день в жизни ребенка

Цивилизация отвела родителям роль убийц радости, которые должны говорить неумолимое «нет» самым большим радостям маленького ребенка: нельзя сосать большой палец, нельзя трогать член, нельзя ковырять в носу, нельзя играть с калом, нельзя шуметь. Цивилизация холодна и жестока к младенцам — вместо теплой мягкой груди она предлагает жесткую холодную чашку; вместо немедленного облегчения и ощущения тепла в пеленках она предлагает холодный и неудобный горшок и необходимость терпеть.

Некоторые ограничения в самом деле необходимы, чтобы ребенок стал социальным существом. Родители, однако, не должны увлекаться ролью полицейского, стоящего на страже интересов цивилизации, если хотят избежать ненужного возмущения и враждебности со стороны ребенка.

«С добрым утром»

Мать не должна быть человеком, который каждое утро будит своего ребенка-школьника. Ребенок будет возмущаться поведением матери, которая тревожит его сладкий сон и прерывает сладкие утренние грезы.

Он страшится матери, которая каждое утро входит в его комнату, срывает с него одеяло и громко говорит: «Вставай, а то опоздаешь». Во всех отношениях лучше, если ребенка по утрам поднимает будильник.

Тогда он не будет смотреть на мать как на бездушный «будильник».

Восьмилетняя Ивонна каждое утро с большим трудом встает с постели. Каждый раз она старается задержаться в кровати хотя бы на несколько бесконечно сладких минут.

Мать пробовала поднимать ее ласково и сердито, но ничто не помогало: Ивонна по-прежнему не желала вставать. Она медлила с подъемом, завтракала из-под палки и в конце концов опаздывала в школу.

Ежедневные споры постоянно сердили мать, вконец измотав ее.

Ситуация разительным образом изменилась, когда мать сделала дочери неожиданный подарок — электронный будильник. В коробке Ивонна нашла записку: «Ивонне, которая очень не любит людей, нарушающих по утрам ее сладкий сон.

Теперь ты сама себе госпожа. Люблю, целую, мама». Ивонна была удивлена и очень обрадована. Она сказала: «Откуда ты знаешь, что я не люблю тех, кто будит меня рано утром?» Мать улыбнулась и ответила: «Я это вычислила».

Когда новенький будильник прозвонил на следующее утро, мать сказала Ивонне: «Еще так рано, доченька, почему бы тебе не полежать еще пять минут?» Ивонна выпрыгнула из кровати со словами: «Нет. Я же опоздаю в школу».

Не надо называть лентяем ребенка, который не может быстро встать ранним утром. Не надо также обзывать того, кто не сияет с утра, как новенький шиллинг, «сердитым котом». Не стоит высмеивать детей, которые с утра не в состоянии быть бодрыми и веселыми.

Чем затевать с ними бесконечную и бессмысленную битву, лучше дать им полежать еще десять драгоценных минут: пусть они поспят или тихо помечтают в полудреме. Для этого надо поставить будильник на несколько минут раньше.

Наши высказывания должны говорить скорее о сочувствии, чем о гневе, презрении или тревоге за здоровье ребенка:

«Трудно встать сегодня утром».

«Какое удовольствие еще немного поваляться в постели».

«Полежи еще пять минут».

Такие высказывания делают утро ясным и безмятежным, создают климат тепла и близкого доверия. Напротив, следующие высказывания сразу делают утро холодным и пасмурным:

«Вставай, лодырь».

«Сию же секунду вылезай из постели».

«Боже мой, ты же просто соня!»

Такие высказывания, как: «Почему ты до сих пор в кровати? Ты что, заболел? У тебя что-то болит? Может быть, у тебя болит животик? Или головка? Дай-ка я посмотрю твой язычок», заставляют ребенка предположить, что к нему относятся с нежностью только в случае, если он болен. Ребенок может подумать, что разочарует мать, если будет отрицать симптомы, какие она столь щедро перечислила. Чтобы доставить матери удовольствие, ребенок может милостиво сознаться, что действительно плохо себя чувствует.

Источник: http://bysolo.ru/telesnye-nakazaniya.html

Последствия наказания детей

Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Поэтому, ударить ребенка – означает нарушить его права.

Метод физического наказания многие родители называют самым «эффективным», а на самом деле он лишь является наиболее простым и даже удобным для них, ведь проявления гнева естественны для любого человека, а вот умение сдержать себя в нужный момент, спокойно объяснить ребенку, в чем он неправ, переключить его внимание, проявить понимание и уважение к нему — требуют серьезных усилий со стороны родителей. Главным мотивом для выбора этого более сложного метода должно стать осознание родителями всех пагубных последствий физического наказания.

Физическое наказание детей, телесное наказание своего ребенка ремнем, розгами — т.к. называемая «порка» — это не самое страшное, чего боятся дети. Самое страшное наказание ребенка не физическое, а — психологическое.

Родители физически и психологически издеваясь над ребенком (будем честны хотя бы сами с собой что, наказывая ребенка, мы его мучаем), как это ни парадоксально, занимаются его «воспитанием». Для папы и мамы важнее не то, что творится в душе ребенка, а то, чтобы его поведение соответствовало их личным, иллюзорным идеалам.

Шаг вправо, шаг влево — расстрел, а вернее, телесное наказание, сопряженное с ужасным моральным унижением ребенка, чувствующего себя оплеванным и уничтоженным собственными родителями, или еще более изощренная форма наказания — психологическая, когда родители в явной, открытой или скрытой форме шантажируют (да-да-да! именно шантажируют) ребенка своей любовью, вниманием, заботой и лаской.

Очень часто маленькие дети вынуждают родителей применять в отношении себя физическую силу. И пусть до определенного момента многие мамы и папы считали себя ярыми противниками наказаний, бывают ситуации, при которых контролировать свою злость не представляется возможным.

Физические наказания — атрибут быта в неблагополучных семьях. Никакого воспитания там, по сути, нет, отсюда и все проблемы. Другое дело, когда к физическим наказаниям прибегают не от бестолковости, а достаточно продуманно.

Ясность тут могут внести исследования, когда не мешают все в кучу, а разделяют случаи бестолковых и достаточно продуманных наказаний.

Гипотеза: если установить зависимость между вредными последствиями физических наказаний и педагогическим уровнем родителей, то будет сильная корреляция, и при достаточном педагогическом уровне родителей вред от физических наказаний будет равен нулю​.

Большинство мам и пап, которые считают вполне нормальным физическое наказание, даже не подозревают о том, что таким образом они не смогут научить ребенка уму-разуму.

Да, после наказания ребенок может извиниться за свое поведение и даже пообещать в будущем вести себя лучше, но стоит ему оказаться вне стен дома, он тут же станет вести себя иначе, демонстрируя, таким образом, собственное «я».

Одним словом, визуально ребенок будет показывать, что урок усвоен, а на самом деле продолжит поступать по-своему.

Взрослые люди, в детстве подвергавшиеся физическому наказанию, утверждают, что простили своих родителей. Однако это не более чем обман. Хотя, возможно, простить можно, а вот забыть вряд ли.

И даже, несмотря на это, многие благополучные семьи практикуют физическое наказание ребенка, со временем входящее в привычку.

Читайте также:  Может ли любовь гореть всю жизнь? - психология

В результате ребенок перестает реагировать на слова, а родители вместо того, чтобы объяснить ему, в чем заключается провинность, моментально хватаются за ремень.

Кстати, многие взрослые полагают, что ремень может поставить ребенка «на место» гораздо быстрее, а оплеуха — намного проще, чем долгие разговоры.

Воспитывая свое чадо посредством ремня, родители надеяться его дисциплинировать и научить соблюдать установленные в семье порядки.

А ведь таким образом они зарождают в душе еще не сформировавшейся личности обиду, агрессию и злость, накапливающиеся с годами.

Почему родители бьют своих детей?

  1. Так издавна у них в семье поступали предыдущие поколения родителей. Будучи детьми, родители сами подвергались телесному наказанию.

  2. Родители не знают о последствиях телесного наказания для развития ребенка, в то время как оно оставляет глубокие следы в психике ребенка и влияет на его поведение и индивидуальность.
  3. Ребенок считается собственностью родителей.

    Ребенок не рассматривается как полноправная  личность. Поэтому некоторые родители считают себя вправе проявлять агрессию по отношению к ребенку: «я тебя породил, я тебя и убью».

  4. Взрослый человек не в состоянии контролировать собственное поведение.

  5. Загруженный рабочий график, бытовые проблемы, материальное неблагополучие, забота о завтрашнем дне и т.д. вызывают нервное напряжение, которое некоторые родители выливают на своих детей.

Особенности ребенка

Последствия наказания детей

Иногда родители объясняют свое поведение особенностями поведения ребенка, несоответствием успехов ребенка ожиданиям родителей.

Чаще всего жестокому обращению в семье подвергаются дети слегка заторможенные, медлительные, тяжелые на подъем или, наоборот, агрессивные, гиперактивные; с наличием физической, интеллектуальной, эмоциональной патологии, страдающие хроническими заболеваниями; с частыми детскими травмами; с различными проблемами поведения. Родители, которые очень хотят полностью контролировать жизнь и поведение ребенка, гипертревожны, они не доверяют ребенку, часто прибегают к жестоким методам воздействия.

Общими для случаев применения физических наказаний являлись неспособность родителей справиться с ситуацией, отсутствие критичности к собственным действиям, ярко выраженная ориентация на социальные нормы (стремление, чтобы ребенок удовлетворял социальным требованиям) без попытки понять, что с ним происходит.

Существует тесная связь между наказаниями и учебой. С одной стороны, дети, которых регулярно бьют, редко успешны в школе в связи с неуверенностью в себе, с другой – неуспешность ребенка в школе часто провоцирует физические наказания.

Для большинства родителей школьная успеваемость является интегральной оценкой «хорошести» ребенка и успешности самих родителей в воспитании.

Зачастую образуется замкнутый круг: неуспешность и/или нежелание учиться провоцирует наказания; наказания ухудшают ситуацию в школе (нарастают неуверенность, страхи и т.д.).

Терпимость общества к насилию

К факторам риска можно отнести терпимое отношение в обществе к семейному насилию, в частности равнодушие соседей к тому, что происходит с соседским ребенком, игнорирование ими очевидных фактов насилия над ребенком до тех пор, пока это насилие не превратится в регулярные избиения или не приведет к серьезным увечьям.

Отсутствие семейных ценностей, чрезмерное насилие, которое родители видят по телевизору, в интернете, в газетах, также повышают риск насилия по отношению к ребенку.

Последствия физических наказаний детей

Традиционные наказания (шлепки, толчки, подзатыльники, наказание ремнем и другими предметами) часто приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители теряют контроль над собой, будучи в эмоционально взвинченном состоянии, они не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные физические травмы. Впоследствии даже с участием психологов бывает очень трудно, а иногда так и не удается восстановить нормальные отношения между ребенком и родителем.

Несоразмерное наказание может иметь обратный или неожиданный эффект, например, наказание за плохие оценки приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои проблемы в школе. Угроза порки за полученную двойку приведет к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к предмету или учебе в целом.

Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка.

Постоянно испытывая негативные эмоции – страх, тревогу, растерянность, беспокойство, – ребенок может отставать в психофизическом развитии, у него появляются расстройства сна, аппетита, повышенная тревожность.

Невозможность контролировать естественные физиологические отправления, различные тики, ночные страхи – частые последствия применения родителями физических мер наказания.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, влияет на особенности психического состояния и поведения ребенка: возникает боязнь физического контакта со взрослыми, плаксивость; ребенок переживает одиночество, отсутствие друзей; отмечается раздражительное поведение, негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными, суицидальные попытки. Что касается подростков, то они склонны к протестным реакциям на физические наказания родителей, для них типичны уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях.

Наконец, любое физическое наказание приводит к тому, что у ребенка складываются соответствующие представления об окружающем мире, о принципах взаимоотношений близких людей между собой. В зависимости от тех выводов, которые он делает на основании поведения родителей, формируются и его дальнейшие стереотипы поведения:

  • Люди, которые вас больше всего любят, – это те, которые вас бьют (формируется стереотип поведения «вечной жертвы»).
  • У вас есть право бить других членов семьи и тех, кто слабее (формируется характер обидчика, агрессора).
  • Можно применять физическую силу по отношению к другим, чтобы добиться своего, когда другие методы не действуют.

Наказывая своего ребенка физически, взрослые пользуются правом более сильного. Настоящего воспитания таким образом добиться нельзя, ведь малыш не понимает в итоге, в чем он был неправ, но четко усваивает – сильный прав всегда.

Данный тезис по мере взросления ребенок отрабатывает на животных, а также на более слабых детях.

У ребенка формируется понятие того, что агрессия – это норма поведения, а значит, повзрослев, своих детей он будет воспитывать точно также.

Но самое тяжелое последствие физического наказания — возникновение эмоциональной пропасти между родителями и ребенком, в результате приводящее к тому, что взрослые просто теряют контроль над собственным отпрыском.

Однако бывают и иные случаи, когда ребенок, испытывающий страх перед родителями, полностью лишается своего мнения и становится зависимым. Со временем, когда ему придется начинать взрослую жизнь, он не сможет сделать без родителей ни шагу, опасаясь критики с их стороны.

Таким образом, эмоционально устойчивые и сильные дети становятся злыми и бесчувственными, а слабые — трусливыми и не способными идти вперед.

Долгосрочные последствия телесного наказания

Ребенок, подвергающийся жестокому обращению со стороны взрослого:

· накапливает в душе чувства разочарования, бессилия, унижения;

Долгосрочные последствия телесного наказания

· переживает чувства сильного страха, потери контроля;

· его самооценке нанесен ущерб и, соответственно, его чувство собственного достоинства ущемлено;

· становится агрессивным и неадекватно реагирует на нейтральные формы поведения;

· не чувствует себя в безопасности;

· испытывает сильное беспокойство;

· подавлен;

· может быть предрасположен к саморазрушению (попытки самоубийства);

· становится менее приспособленным к внешним условиям;

· снижаются его способности (низкая школьная успеваемость);

· у него меньше красивых фантазий о будущем;

· мало чего ожидает от завтрашнего дня.

Став подростком, ребенок, подвергающийся  жестокому обращению, может столкнуться со следующими рисками:

  • наркотики или алкоголь;
  • преступления;
  • проституция;
  • нежелательная беременность.

Став взрослым, ребенок, подвергающийся жестокому обращению, может:

  • проявлять агрессию по отношению к своим детям;
  • провоцировать супружеское насилие.

Если не обойтись без наказаний

Бывают случаи, когда родитель решил все-таки применить к ребенку форму телесного наказания, однако для этого должен быть серьезный повод. Прежде всего, такое наказание должно быть справедливым, ведь только в этом случае малыш осознает то, что вел себя неправильно.

Основой для таких наказаний может стать лишь безнравственный поступок, отказ крохи подчиняться разумному требованию взрослого, нарушение интересов семьи, грубость, неряшливое отношение к вещам либо причинение обиды окружающим.

Не стоит наказывать ребенка, если он, заступаясь за слабого, ударил другого ребенка.

Разумные физические наказания предупреждают сильно отклоняющееся поведение у детей в подростковом возрасте.

Обычно родители, «принципиально» не использующие наказаний, при достижении ребенку лет так 11-15, становятся не способными «управлять» ребенком и начинают применять такие наказания, которые в нормальной семье, живущей «с наказаниями» в принципе не возможны, а в указанном возрасте сводятся к замечаниям.

Телесные наказания детей не должны входить в привычку. Наказав малыша нужно простить и забыть об инциденте.

Более того, не стоит применять силу к больному ребенку, во время еды, занятий, или сразу после духовной или физической травмы.

Родителям следует знать, что физическое наказание это выражение собственного бессилия перед негативным поведением ребенка, неумение изменить ситуацию при помощи других методов воспитания.

Советы родителям!

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны.

    Никакой “профилактики”, никаких наказаний “на всякий случай”!

  3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!
  4. Наказание — не за счет любви.

    Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было — никогда! Можно отменять только наказания. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда, даже если только что поднял на вас руку, но сегодня же помог больному, защитил слабого… Не мешайте ребенку быть разным.

  5. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.
  6. Оставить, простить.

    Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

  7. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

    Не мешайте начинать жизнь сначала!

  8. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

    Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

И все же, если Вам пришлось поднять руку на ребенка, спустя время обязательно объясните ему, что больше такого не повторится и извинитесь!

Любите своих детей!

Дорогие родители, теперь вы информированы о последствиях физического наказания. И вам выбирать, КАК ИМЕННО ВОСПИТЫВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА!  Контролировать собственную агрессию в отношениях с детьми бывает нелегко, но все-таки этому можно научиться.

Возможно, еще не поздно все исправить и наладить контакт с ребенком, научиться по-новому с ним взаимодействовать. Научиться  слышать и слушать ЧЕЛОВЕКА, хотя совсем еще маленького, уважать его хрупкий  внутренний мир.

Ведь его будущее во многом зависит от вас, будет он успешным  и счастливым во взрослой жизни или нет, сможет ли добиваться поставленных целей и строить успешную карьеру или ему это будет не по силам.

Удастся  ли ему  создать счастливую полноценную семью или он, повторяя своих родителей, будет воспитывать своих детей методами насилия и жестокого обращения.

Дети, выросшие в атмосфере тепла и поддержки, воспроизведут эту атмосферу в своих собственных семьях. А создать такую атмосферу в семье могут только взрослые!

Любите своих детей!

Источник: http://posledstviya.ru/posledstviya-nakazaniya-detej/

Ссылка на основную публикацию