Теория социального научения джулиана роттера — психология

Джулиан Роттер: теория социального научения

В то время, конец 1940-х — начало 1950-х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности.

По мнению Роттера, оба этих подхода содержали концепции, недостаточно определенные, и поэтому он решил ввести ясную и точную терминологию. Он пытался развить концептуальную структуру, включающую четко определенные термины и гипотезы, которые можно проверить.

Он также намеревался построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека. Наконец, Роттер хотел создать теорию, которая подчеркивала бы понимание поведения в контексте социальных ситуаций.

Его теория социального научения — это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

Говоря словами Роттера: «Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми» (Rotter, 1954, р. 84).

Сосредоточив внимание на том, как научаются поведению в социальном контексте, Роттер, кроме того, полагал, что в основном поведение определяется нашей уникальной способностью думать и предвидеть.

По его утверждению, предсказывая, что люди будут делать в определенной ситуации, мы должны принять во внимание такие когнитивные переменные, как восприятие, ожидание и ценности.

Также в теории Роттера существует положение, что поведение человека целенаправленно,то есть люди стремятся двигаться к ожидаемым целям (Rotter, 1982). По Роттеру, поведение человека определяется ожиданием, что данное действие приведет, в конечном итоге, к будущим поощрениям.

Интеграция концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории — уникальное свойство системы Роттера. Подобно Бандуре, Роттер развил теорию функционирования человека, которая стоит на позициях, совершенно отличных от радикального бихевиоризма Скиннера.

Биографический очерк

Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1916 году. Он был третьим сыном у родителей, еврейских иммигрантов.

Помня обязательство отдать должное «учителю, который больше всех повлиял на мой интеллект», Роттер выразил признательность библиотеке на авеню Джей в Бруклине, где он провел много времени, будучи школьником и студентом (Rotter, 1982). Он был жадным читателем.

Однажды, исследуя стеллажи с книгами в поисках чего-нибудь новенького, он наткнулся на книги Адлера и Фрейда. Таким образом зародился его интерес к психологии, и Роттер впоследствии изучал ее в Бруклинском колледже, но только факультативно. Основным предметом для него была химия, потому что «не было профессии в психологии, о которой я знал» (Rotter, 1982, р.

343). В первые годы обучения в колледже Роттер узнал, что Альфред Адлер преподает в Лонг-Айлендской медицинской школе. Вскоре он начал посещать лекции Адлера, и в конце концов тот пригласил Роттера присутствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной психологии, которые Адлер проводил у себя дома.

Продолжая обучение, Роттер в 1937 году поступил в Университет штата Айова, чтобы закончить образование по психологии. Он получил степень магистра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и докторскую степень по клинической психологии в Университете штата Индиана в 1941 году.

Во время второй мировой войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал работать в Государственном университете Огайо, где впоследствии сменил Джорджа Келли на посту директора клинической психологической программы.

Когда Роттер занимал должность в штате Огайо, он опубликовал свою наиболее известную работу «Социальное научение и клиническая психология» (1954).

В 1963 году Роттер занял должность профессора в Коннектикутском университете. Там он также был директором программы по обучению клинической психологии и получил диплом клинического психолога от Американской коллегии экспертов в профессиональной психологии. За время своей работы Роттер написал много статей, глав, книг и руководств по тестам.

В 1972 году в соавторстве с Джун Чэнс (June Chance) и Джерри Фаресом (Jerry Phares) он опубликовал «Приложения социально-научающей теории личности». В соавторстве с Дороти Хохрейх (Dorothy Hochreich) была написана «Личность» (1975).

Главу «Теория социального научения» можно найти в книге «Ожидания и действия: модели ожидаемой ценности в психологии» (Feather, 1981), это превосходный обзор его теоретической позиции. Последнее изложение его идей появилось в книге «Развитие и приложения теории социального научения» (1982).

Несмотря на то, что Роттер ушел на пенсию в 1987 году, он продолжает писать и выполнять функции научного руководителя студенческих дипломных работ. Он и его жена постоянно живут в Сторсе, штат Коннектикут.

Теория социального научения: основные концепции и принципы

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения

Роттер утверждает, что ключ к предсказанию того, что человек будет делать в данной ситуации, лежит в понимании потенциала поведения.Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями» (Rotter et al., 1972, p. 12).

Представим, например, что кто-то оскорбил вас на вечеринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать извинения. Вы можете не обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на другую тему. Вы можете ударить обидчика по лицу или просто уйти.

Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой.

Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в боксерском матче, но очень слабый — на похоронах (по крайней мере в американской культуре).

Концепция поведения Роттера включает в себя фактически все виды человеческой активности в ответ на ситуацию-стимул, которые только каким-то образом можно обнаружить и измерить. Сюда входят пронзительные крики, надутый вид, плач, смех и драка.

Читайте также:  Бесхитростный ребенок - психология

Планирование, анализирование, обучение, логическое обоснование и промедление оцениваются так же.

Короче говоря, поведение состоит «из моторных акций, познания, вербального поведения, невербально выраженного поведения, эмоциональных реакций и так далее» (Rotter, Hochreich, 1975, p. 96).

Ожидание

По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения.

Например, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. Также, решая, готовиться ли к экзамену в выходные дни, вы, скорее всего, спросите себя, помогут ли вам эти занятия лучше сдать экзамен.

С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Таким образом, если вы никогда не наслаждались вечеринкой, ожидание, что вы получите от нее удовольствие, очень мало.

Также, если занятия в выходные дни всегда помогали вам лучше сдать экзамен, вероятно, у вас будет высокое ожидание того, что вы вновь получите хорошую отметку.

Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. Например, если вы всегда прекрасно проводили время на вечеринках, то, по всей вероятности, вы согласитесь принять приглашение на выходной день.

Но как может ожидание объяснить поведение в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз? По Роттеру, в этом случае ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации.

Недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника. Этот пример показывает, как ожидание может привести к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуаций.

Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности. У некоторых людей, например, могут быть нереально высокие ожидания относительно своих успехов, вне зависимости от ситуации.

А другие могут быть настолько неуверенными, что постоянно недооценивают свои шансы на успех в данной ситуации. В любом случае, Роттер утверждает, что если мы хотим точно прогнозировать поведение индивида, нам следует полагаться на его собственную субъективную оценку успеха и неудачи, а не на оценку кого-то другого.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций (Rotter, 1966).

Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями,отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании.

Позже в этом разделе мы рассмотрим генерализованное ожидание, называемое интернально-экстернальный локус контроля.

Ценность подкрепления

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому.

Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов.

При возможности выбора для некоторых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж. Также одни любят долгие прогулки, а другие — нет.

Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от ситуации к ситуации и с течением времени. Например, социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки, и меньшую, если мы не одиноки.

Тем не менее Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в нашем предпочтении одного подкрепления другому. Некоторые люди всегда берут бесплатные билеты в кино, а не на оперный спектакль.

Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления.

Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей.

По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание — с познавательными процессами.

Психологическая ситуация

Четвертой и последней переменной, используемой Роттером для прогноза поведения, является психологическая ситуация с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель.

В этом смысле его точка зрения очень близка к феноменологическому подходу Карла Роджерса, который будет обсуждаться в главе 11.

Как и Роджерс, Роттер осознает, что если данные обстоятельства окружения воспринимаются человеком определенным образом, то для него эта ситуация будет именно такой, какой он ее воспринимает, независимо от того, насколько странным покажется его трактовка другим.

Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения — подкрепления.

Так, студентка может ожидать, что она плохо выступит на семинаре по социальной психологии, и в результате преподаватель поставит ей низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ней.

Следовательно, мы можем прогнозировать, что она бросит учебу или предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Тема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в роттеровском видении личности.

Как интеракционист,он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения.

Читайте также:  Болезни в человеческой жизни - психология

Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Источник: https://lektsia.com/3×1670.html

MED24INfO

С точки зрения социально-когнитивной теории Роттера (Rotter, 1954) внешние события могут оказывать разное влияние на поведение человека, и характер этого влияния будет существенно зависеть от способа восприятия этих событий, присущего конкретному человеку. Одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом и вследствие этого по-разному влиять на их поведение.

Способ восприятия событий внешнего мира формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Те, в свою очередь, исходят при этом из своих убеждений, так или иначе передавая их друг другу. В процессе взаимодействия между людьми и происходит социальное научение — передача опыта от поколения к поколению.

Суть теории Роттера составляют несколько базовых предпосылок. 1.

Разные стереотипы поведения в определенной ситуации имеют разный потенциал, то есть могут разворачиваться в одной и той же ситуации с разной вероятностью. 2.

В связи с определенными способами поведения у нас существуют относительно устойчивые предположения о количестве, качестве и вероятности подкрепления, которое за ним последует. Эти предположения Роттер назвал ожиданиями и выдвинул гипотезу, что они основаны на прошлом опыте поведения в подобных ситуациях. 3.

Далее, разные подкрепления имеют для нас разную ценность. При равной вероятности получить подкрепление мы выбираем тот стереотип поведения, который ведет к более ценному для нас подкреплению. 4.

Взаимодействие ожидания подкрепления и ценности подкрепления происходит в конкретной психологической ситуации.

Под психологической ситуацией понимается индивидуальное восприятие человеком происходящих с ним событий в существенных для него компонентах.

Это восприятие (психологическая ситуация) строго индивидуально и составляет для каждого конкретного человека его собственную реальность, какой бы странной она ни казалась другим людям.

Три названных первыми компонента Роттер связывает воедино в своей формуле прогноза поведения. С его точки зрения, потенциал поведения складывается из ожидания и ценности подкрепления. Чем выше ожидания и ценность подкрепления, связанные в определенной психологической ситуации с некоторым стереотипом поведения, тем выше вероятность того, что именно этот стереотип будет выбран.

Удовольствие и наслаждение сами по себе являются достаточно ценным подкреплением, и в нормальной ситуации человек стремится к действиям, доставляющим удовольствие, а не избегает их.

Но зачастую дефектный процесс социального научения приводит к тому, что от эутимных (то есть доставляющих удовольствие) действий человек ждет не наслаждения, а совсем наоборот — наказания и всяческих неприятностей.

Получать удовольствие он начинает считать стыдным и страшным делом и в ситуации выбора совершенно добровольно отказывается от удовольствий в пользу штрафов и страданий. Следует различать аскетизм как отказ от избыточных наслаждений для усиления будущего удовольствия и отказ от наслаждения из-за страха получить наказание.

Ценность и ожидание подкрепления создаются в первую очередь осознанными целями, к которым стремится человек. Понимание и осознание целей позволяет прийти к наслаждению намного более надежным способом в долгосрочной перспективе.

Цель, по Роттеру, возникает в результате материализации и осознания одной из шести потребностей: потребности в статусе и признании, защите, доминировании, независимости, любви и привязанности, физическом комфорте. Потребность понимается

Роттером как устойчивая связь между определенными стереотипами поведения и подкреплениями, которые обычно связаны с этим поведением.

В таком понимании каждая потребность обладает тремя характеристиками: потенциалом, ценностью и свободой деятельности. Эти три характеристики потребности аналогичны характеристикам поведения, но имеют и ряд специфических особенностей.

Потенциал потребности означает наличие некоторого поведения, приводящего к ее удовлетворению с большей или меньшей вероятностью.

Ценность потребности определяется как средняя ценность подкреплений, к которым ведет ее удовлетворение.

Шесть названных ранее потребностей имеют разную ценность для разных людей в зависимости от прошлого опыта подкреплений, к которым вело удовлетворение соответствующих потребностей.

Ценность потребности в статусе и признании будет высока в том случае, если ранее статусные позиции стабильно доставляли приятные переживания.

Каждый раз, когда человек планирует свои действия, он оценивает свои возможности достижения той или иной потребности. Если с его точки зрения эти возможности невелики, то он теряет свободу деятельности в отношении этой потребности. Здесь нужно еще раз подчеркнуть, что речь идет исключительно о субъективных воззрениях и оценках.

Низкая свобода действий в сочетании с высокой ценностью потребности по Роттеру означает плохую адаптацию и часто ведет к невротическим нарушениям. Если человек присваивает высокую ценность тем потребностям, для удовлетворения которых у него недостаточно ресурсов, то наслаждаться жизнью у него едва ли получится.

Таким образом, целями предлагаемого тренинга являются: ?

исследование жизненного стиля личности; ?

реориентация, которая понимается как: ?

повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждение, способов мышления и поведения; ?

повышение уровня ожиданий получить подкрепление в результате эутимных действий; ?

достижение изменения фокуса внимания и способа интерпретации успехов и неудач, случающихся с человеком, в пользу позитивного восприятия и оптимистичного стиля атрибуции (приписывания причин).

Тренинг состоит из ряда последовательных этапов. Первый этап тренинга не является групповым и осуществляется в ходе индивидуальной беседы клиента и психотерапевта. Полученные на первом этапе результаты используются для обсуждения с клиентом возможности участия в групповой работе.

Источник: http://www.med24info.com/books/psihologicheskaya-pomosch-blizkim/socialno-kognitivnaya-teoriya-dzhuliana-rottera-11073.html

Теория социального научения Джулиана Роттера

В своей теории социального научения Дж. Роттер предпринял попытку объяснить, как происходит научение поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

В его намерения входило построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека.

Кроме того, эта теория подчеркивает понимание поведения в контексте социальных ситуаций.

Сосредоточив внимание на процессе гаучения поведению в социальном контексте, Дж. Роттер, считал, что в основном поведение определяется уникальной способностью мыслить и прогнозировать.

В этом контексте ключевую роль играет специфика процессов восприятия, а также ожиданий и ценностей личности. Неотъемлемыми факторами, определяющими поведение личности Дж. Роттер считал его целенаправленность и подкрепление будущими поощрениями.

Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории – уникальное свойство концепции Дж. Роттера.

Читайте также:  Отношение к собственной смерти - психология

Структура. В центре внимания теории социального научения Дж. Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. По мнению автора, для адекватного прогноза поведения необходим учет и анализ четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.

Под термином потенциал поведения понимается вероятность данного поведения, встречающегося в определенной ситуации в связи с определенным подкреплением (последствием) [15].). Потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой, иными словами, реакция более вероятна в одной ситуации, нежели в других.

Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление (последствие) будет иметь место в результате конкретного поведения. С точки зрения Дж.

Роттера, величина силы ожидания (прогнозируемая вероятность) может варьировать от 0% до 100% , которая основана на прежнем опыте пребывания в подобных ситуациях. Концепция ожидания свидетельствует о значимом влиянии подкрепления на повторение поведения.

С точки зрения автора, стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности. Дж.

Роттер различает специфические ожидания, отражающие опыт одной конкретной ситуации и неприменимые к прогнозу поведения, и генерализованные ожидания, отражающие опыт различных ситуаций и подходящие для изучения личности. К такого рода ожиданиям, например, относится интернально-экстернальный локус контроля.

 

Ценность подкрепления определяется как степень, с которой одно подкрепление предпочитается другому. Ценность подкреплений, аналогично ожиданиям, основана на прежнем опыте, но может изменяться со временем и по мере трансформации опыта. Вместе с тем, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении подкреплений.

Следовательно, формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни [15]. В теории Дж.

Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания; ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами личности.

Психологическая ситуация — это субъктивное восприятие складывающихся обстоятельств с точки зрения индивидуума. Оно, наряду с прошлым опытом формирует ожидания последствий и влияет на вероятность того или иного поведения человека. Дж.

Роттер полагает, что психологическую ситуацию важно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению А.

Бандуры в том, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Таким образом, для прогнозирования потенциала конкретного поведения в конктертной ситуации, Дж. Роттер выводит основную формулу прогноза поведения:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления

Однако, эта основная формула более вероятно применима для прогноза поведения в условиях психологического эксперимента. Позже Дж. Роттер использует более общую формулу для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях.

 

Дж. Роттер, рассматривая людей как целенаправленных индивидуумов, полагает, что им свойственно максимизировать поощрение и минимизировать наказание. Кроме того, цели определяют направление поведения человека в контексте удовлетворения основных потребностей. В этом случае потребности и обусловленные ими цели являются более достоверными факторами, определяющими поведение личности.

В своем подходе автор рассматривает шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.

Источник: https://cyberpedia.su/3x55fe.html

Джулиан Роттер: теория социального научения

А. Бандура: социально-когнитивный подход

Социально-когнитивное направление А. Бандура и Дж. Роттера.

Аналитические принципы:

· Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (вера, ожидание, самовосприятие) и факторами окружения;

· Поведение целœенаправленно, оно опосредуется уникальной способностью человека думать и предвидеть, важны такие когнитивные переменные как восприятие, ожидание, ценности.

· Акцент на роли бучения через наблюдение, через взаимодействие между людьми и с объектами; поведение сложным образом соединœено с нуждами, требующими удовлетворения в процессе взаимодействия с другими людьми;

Б. указывает на важность самостоятельного воздействия индивида во всœех аспектах (мотивы, эмоции, действия). Учитывает способность субъекта предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над повсœедневной жизнью.

Люди – и продукт, и производитель своего окружения, взаимный детерминизм, использование символов. Использование символов позволяет индивиду формулировать и сохранять ориентиры для будущего поведения.

Индивид обучается не только на своем, но и на чужом опыте, через наблюдение, на базе примеров навыков поведения. Подкрепление – не единственный способ научения, наблюдение (прямое или опосредованное) тоже способ научения. Использование наблюдения для научения – уникальное свойство человека.

Наблюдая, субъект моделирует поведение, извлекает общие черты, формулирует правила поведения, дающие возможность идти дальше, формулировать свой стиль поведения. Люди формулируют когнитивный образ поведенческих реакций через наблюдение определœенных моделœей поведения.

Эта информация хранится в долговременной памяти и служит ориентиром для поведения. Процесс социализации как процесс наблюдения.

Люди регулируют свое поведение на базе ожидаемых последствий, они создают ожидаемые последствия для самих себя. Предвидение подкрепления или наказания – способ усиливать желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать модели поведения.

Внешние подкрепление не является решающим. Оно действует через две функции: информативная – указание на возможную правильную реакцию, правильное поведение; побудительная информация – возможные последствия действий и соответствующее регулирование поведения.

Имеет целью спрогнозировать поведение человека в сложных социальных ситуациях. Использует для этого 4 переменные: потенциал поведение, ожидания, ценность подкрепления, психологическая ситуация. Потенциал поведения – варианты реакций, выбор которых зависит от культурных образцов, включает всœе виды человеческой деятельности, которые как-то можно измерить.

Ожидания – субъективная вероятность того, что определœенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Основаны на предыдущем опыте. Обеспечивают постоянные формы поведения и стабильность личности.

Ожидания не всœегда соответствуют реальности. Связаны с познавательными процессами.

Все ожидания делятся на специфические (в единственной ситуации, невозможно прогнозировать) и генерализованные (обощенный опыт различных ситуаций, можно прогнозировать).

Ценность подкрепления – частота͵ с которой при равной вероятности мы предпочтем одно подкрепление другому. Основана на предыдущем опыте, на различных оценках важности деятельности и ее результатов, может меняться от ситуации к ситуации с течением времени. Связана с мотивацией, а не с ожиданиями.

Психологическая ситуация – индивидуальное восприятие социальной ситуации. Теорема Томаса. Ситуация – комплекс ключевых раздражителœей.

Источник: http://referatwork.ru/category/kultura/view/117290_dzhulian_rotter_teoriya_social_nogo_naucheniya

Ссылка на основную публикацию