Терапия креативной агрессией — психология

Агрессия

   Захотелось написать об одном из краеугольных камней в гештальт-терапии — об агрессии. Тема очень обширная, но хотя бы что-то…

  Агрессия
 в гештальте рассматривается как важнейшая движущая сила жизни, сила выживания и роста.

Двигаться, ходить — бить ногами землю — это агрессивное действие; есть, жевать, разрывая зубами пищу — агрессивное действие (я уже молчу о пище животного происхождения…), да что там — просто дышать — тоже агрессивное действие («каждый вдыхает кислород, а норовит выдохнуть какую-то гадость (с) Константин Райкин).

Сложно с этим спорить, но почему-то некоторым людям очень трудно принимать собственную агрессию, признавать свою агрессивность.
  Происходит такое в результате неполного отделения от материнской фигуры. Если мать каким-то образом давала понять ребенку, что агрессивным быть очень плохо (кусать грудь, толкаться, тягать за волосы, обзываться, обижаться..

. список бесконечный), угрожая таким образом покинуть ребенка: лишить опеки, расположения, или исчезнуть совсем — что для него равносильно смерти — ребенок учится отвергать эту свою часть, направлять агрессию внутрь, подавлять или вытеснять, находить другие формы выражения и т.д.

, в общем, теряет свободу в проявлении своей базальной энергии жизненной силы.      Отсюда же берут начало проблемы с личными границами, с аутентичностью, с построением здоровой близости, с партнерством и т.д., в которых основой будет страх отделения, «покинутости».   

   Но беда в том, что не признавать свою агрессию можно, но избавиться от нее нельзя.

Эта базовая энергия найдет выход, как бы кто ни старался. Более того, непрямое выражение агрессии — куда более опасно и разрушительно для отношений, более того: прямая агрессия вообще редко бывает разрушительна, кроме случаев долгого сдерживания, а затем резкого выплеска с большой силой.

«Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой» — гласит народная поговорка, когда знаешь, чего ждать от человека, можно к этому приготовиться, достойно встретить его агрессию и ответить на нее. Все сложнее, когда не знаешь на что отвечать…

  Например, человек улыбается тебе, говорит что-то… вроде бы ничего явно плохого или оскорбительного, но при этом почему-то возникает желание его убить, только пока не понятно за что!? И только спустя время, анализируя его (двойные) послания, понимаешь, сколько в них скрытой злости, а то и ненависти… Иногда невербальные послания говорят гораздо красноречивей, нежели сам текст.  Или еще хуже: делает все для тебя, ну просто все, даже если ты его об этом не просишь… но при этом сам довольствуется ничтожными крохами, демонстративно отказывая себе в своих потребностях. Развод на чувство вины — вообще наиболее мощное и эффективное агрессивное действие.  Или еще: действия «невзначай»: оговорки, описки, случайное членовредительство или просчет в деньгах — тут может быть все, что угодно: от банальных опозданий до создания смертельной аварийной ситуации.  В общем, примеров непрямого выражения может быть много… Мы сталкиваемся с ними каждый день, и сами проявляем на каждом шагу. Так уж устроено современное общество и никуда от этого не деться. А иной раз и не нужно: чувство такта, основанное на эмпатии, правила вежливости и этикета — это важные предохранители для тех моментов, когда стоит очень дозированно и аккуратно проявлять свою злость.

   Еще один важный момент: агрессия не равно злость. Не стоит путать эти понятия. Злость — одно из примитивных чувств, и само по себе ничего не способно изменить, кроме как слить энергию. (Примитивное — не значит плохое, опять же!).

Просто злиться, пусть даже открыто и прямо, в ответ на раздражитель — достаточно ранний (младенческий) способ реагирования, снятия напряжения…

Агрессия же — это конструктивное (или деструктивное?) воздействие на среду с целью изменить ситуацию для себя.

  Человек, способный свободно проявлять свою агрессию — большая редкость. Но к этому, пожалуй, стоит стремиться, по крайней мере, в близких отношениях. Если у вас с виду все хорошо, но при этом «топор лежит под сукном» — далеко в отношениях не уедете. Настоящая близость возможна только при достаточной степени откровенности и свободы в проявлении своего недовольства, защите своих границ.

  Про секс я вообще молчу — это агрессия в чистом виде, только другой ее полюс.

Сексуальным становится и остается человек, который может свободно «толкаться на границе контакта», когда каждую секунду есть риск его потерять, который не боится быть оставленным, но при этом и не убивающий своей агрессией (вот именно поэтому пошла эта идиотская волна «стервомании», но там подмена понятий…). 

  Человек создает свой мир с помощью агрессии — изменяет среду под себя (аллопластический способ взаимодействия со средой, в отличие от аутопластического, когда организм приспосабливается под среду), человек узнает о границах собственного Я с помощью агрессии, любит — как ни странно — тоже с помощью агрессии… стоит ли отрицать эту силу внутри себя?? На мой взгляд, «по-хорошему не агрессивный человек» ( здесь — «не разрушительный») — это только тот, кто признает все свои побуждения и может свободно и без особых усилий их контролировать. Но для этого должен быть пройден долгий путь, и уже другая история…

Источник: https://kreeyah.livejournal.com/61835.html

Работа с агрессией

Работа с агрессией

С агрессией мы встречаемся очень часто, особенно в больших городах. Агрессия может быть в отношении себя, может быть в отношении других. Сейчас я хочу поговорить о той агрессии, которая проявляется в отношении других людей, но направляется не по адресу.

Многие из нас сталкиваются с людьми, с которыми страшно находиться рядом — чаще это люди, имеющие над нами власть – формальную или неформальную. Например, — родители, начальники, близкие родственники или «друзья».

Чем характеризуются «страшные люди»? Высокой степенью агрессии, проявляемой к нам и, возможно, к другим. Это выражается криком, «холодным» или злым выражением лица, оскорблениями, «стальным» тоном, угрозами.

Большинству трудно выдержать такой натиск. Чаще всего «жертва» реагирует на агрессора уклонением от конфликта (ушел в другую комнату), извинениями, слезами и т.д.

Но, к сожалению, для агрессора подобная реакция означает следующее: «я слаб, и бороться с тобой не буду».

Поэтому, в следующий раз, когда нужно будет от «жертвы» чего-то добиться, напугать, агрессор просто воспроизведет тот же стиль поведения и добьется нужного себе результата.

Этот круг является порочным как для агрессора, так и для «жертвы». И вот почему. Что происходит с человеком, который вытерпел от другого угрозы, оскорбления и т.д.

? Ему внутренне плохо, он переполнен чужой агрессией, и, либо она будет направлена на него же самого (аутоагрессия: «как я мог», «какой я размазня»…), либо на других, естественно более слабых (дети, подчиненные и близкие родственники). Так и получается замкнутый кругМоя знакомая, менеджер по продажам, рассказала мне историю. Своего начальника она считает авторитарным.

Он кричит на своих сотрудников и унижает их публично. Его боятся не только женщины-подчиненные, но и мужчины. При этом прослеживается его желание получить признание от других в наивысшей степени (его фотографии висят в каждом кабинете сотрудника).

Он обучает других людей, при этом старается сделать так, чтобы конкурентов рядом с ним не было – в их рабочей группе осуждается передача друг другу профессионального опыта и использование творческого подхода к работе. То есть, его потребность в любви, признании не удовлетворена, поэтому он не готов делиться этим с другими.

Соответственно, как только он чувствует угрозу в чем-то для себя, он начинает яростно защищаться (в его случае – нападать). В то же время, как только он чувствует слабость другого – его ярость увеличивается в разы.

Причина подобного поведения долгое время не была известной, до тех пор, пока она не встретила его на улице вместе с семьей. Рядом с начальником была жена, дочь и маленький сын. Сотрудница и члены семьи были друг другу представлены. Разговор зашёл о предстоящих новогодних праздниках.

Жена руководителя, несмотря на первичное знакомство с подчиненной мужа, на протяжении всего разговора демонстрировала неуважение к супругу и его рабочему коллективу. Почти в каждом ее высказывании звучал сарказм, при этом она, что называется, все время «лезла на рожон».

Начальник реагировал на ее выпады ответной агрессией, она – обидой, он – чувством вины. И так около 20 минут. Рядом стоявшие 25-ти летняя дочь и маленький сын воспринимали ситуацию спокойно, как привычную.

К слову сказать, этот начальник сделал хорошую профессиональную карьеру – он является менеджером среднего звена и руководителем двадцати подчиненных. Но при этом, как оказалось, не уважаем собственной женой.

Мы выходим на выше описанный круг – мужчина не может  решить ситуацию дома – он начинает «отыгрываться» на тех, кто в его подчинении.
Решить происходящее без вреда для себя и других, можно только выйдя на разговор с тем, с кем реальный конфликт. На это требуется большая смелость, но если нам уже задана подобная задача, значит, мы сможем с ней справится.

Как это можно сделать?

1. Задайте себе вопросы: Почему вы находитесь рядом с этим человеком, что он значит для вас? Вы его любите? Так ли уж необходимо иметь с ним дело? Возможно это псевдодруг, который просто самоутверждается за ваш счет, и которого вы можете заменить на ценящего и любящего вас.

Если же это жена, муж, отец, мать, сестра, то есть близкий родственник, вам точно необходимо разрешить возникшую ситуацию. У кого-то на разрешение уйдет неделя, у кого-то годы. Если вы ее не разрешите, она вас догонит.

Источник: http://www.psychology.su/2012/01/02/rabota-s-agressiej/

Статья «Как управлять агрессией?»

К нам в центр часто обращаются клиенты с целью научиться управлять своими чувствами и поведением. Иногда запросы бывают даже такими: «Помогите чувствовать только положительные эмоции и не переживать отрицательные», «Как сделать жизнь не полосатой, а только светлых тонов?».

В ответ я обычно рассказываю, что нет плохих и хороших чувств, но есть чувства, которые сложно переживать. Одно из них- чувство злости и гнева— тема этой статьи.

«Чувство – это остановленное действие». Мы учимся останавливаться и не реализовывать сразу агрессивный импульс, а чувствовать его как злость по отношению к кому-то. И в этом смысле, чувства эволюционно более полезны для творческого приспособления, чем немедленное выражение.

В этом есть зачатки какого-то цивилизованного обращения с реакциями. То есть с тем, чтобы наша жизнь не была каким-то немедленным отреагированием. Мы не являемся рабами эмоций, как раз, наоборот, благодаря ним мы обретаем свободу.

Эмоции – это механизм посредством которого человек становится свободным, становится автором собственной активности.

Американский психотерапевт Р. Мэй утверждает, что «человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией».

Возник стимул, но мы сразу на него не реагируем, а возникающее напряжение в зависимости от стимула и предпочтительной реакции на него, субъективно переживаем как различного рода чувства.

Но именно чувства выступают предохранителем от немедленного реагирования, даруют нам время и возможность сориентироваться и выбрать подходящий ответ.

«Агрессия» в переводе с латыни  « движение к . . .», «приближение». Если есть потребность, есть агрессия. Основная функция агрессии – превращать несоответствующее нам — в нам соответствующее, инородное — в свое, преобразовывать объект интереса в потенциально возможный для контакта или усвоения.

Аннигиляционная агрессия – это агрессия разрушения, аффекта. Реализуется она по двум причинам: первая – объект настолько пугающий, что его нужно немедленно разрушить, контакт с ним невозможен; вторая – из-за хронической неудовлетворенности, агрессии накопилось так много, что прорываясь, он уничтожает, сносит всё на своём пути.

Дентальная агрессия – это агрессия с человеческим лицом, агрессия удовлетворения потребности, энергия необходимая каждому из нас для реализации собственных желаний, здесь агрессия становится фактически синонимом возбуждения. Проявление агрессии напоминает, колку орехов, сильно ударишь, нечего будет есть, т.е. отношения разрушатся, слабо – нечего вкусного не съешь, все тихо мирно и жутко тоскливо, желания не реализуются, голод увеличивается.

Развитие человека предполагает эволюцию форм агрессии (в дентальной метафоре):

1.Перинатальная агрессия -ребенку агрессия почти не нужна, никаких действий предпринимать не нужно. (Я -продолжение другого, вся ответственность передаётся другому).

2. Сосунковая— нужно прикладывать минимальные усилия (сосать, переваривать, срыгивать)

3. Резцовая (дентальная) — ребенок в состоянии откусывать. Чем твёрже пища, тем больше агрессии нужно. Появляется способность добывать, брать, не соглашаться.

4. Молярная агрессия— способность к перемалыванию пищи, зрелая функция эго в контакте: то, что нужно беру, то, что не подходит -выбрасываю.

Быть более агрессивным -не значит быть злобным, это скорее способным дифференцировать, что и как важно получать, что из полученного годится, а что -нет. Разные степени зрелости агрессии могут быть в любом возрасте.

Мораль— попытка управлять формами проявления агрессии через общественные и семейные нормы и правила. Но морали не достаточно, чтобы научиться эффективно распоряжаться своей агрессией.

Говоря об агрессии важно выйти за пределы морального аспекта, чтобы понять и исследовать её.

Читайте также:  Сексуальная энергия - психология

Агрессия – это энергия взаимодействия, а вот на что эта энергия направляется, какую форму принимает, зависит от ситуации и является субъективным выбором каждого.

Форм выражения агрессии достаточно много. Вот некоторые из них:

Раздражение – это переживание при недостатке ресурсов для реагирования  или понимания  ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие.

Злость – активность  по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ.

Ярость – это недифференцированное агрессивное состояние в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему.

Ненависть- аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешний объект не так важно.

Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом.

Итак, злость и её разновидности- контактные чувства. То есть существует адресат- человек или объект, на которого направлена потребность. И если обращаться с агрессией прямыми, здоровыми способами, то с адресатом придётся общаться, встречаться, взаимодействовать, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность (да, придётся озадачиться, какую, чего я хочу, просить…). Это сложно хлопотно и бывает опасно, поэтому существует множество форм непрямого выражения агрессии. Их ещё называют пассивно-агрессивным или манипулятивным поведением

Непрямые способы выражения агрессии:

Вина – обращение агрессии на себя с передачей ответственности другому. Вина  опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает.

Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться.

Зависть- сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд.

Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил.

Депрессия- заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость).

Психосоматические и психические симптомы -тоже являются способами получить то, что клиент не может получить в прямом контакте. Это способы организовать свою жизнь, отношения о котором стоит поговорить отдельно…

В этой статье использована информация из лекций и статей психологов, преподавателей гештальт-терапии Игоря Погодина, Льва Черняева, Елены Калитиевской.

С уважением, психолог Елена Сотниченко

Мне интересны ваши вопросы и комментарии, я обязательно отвечу Вам!

Источник: http://psy-help-rostov.ru/statya-kak-upravlyat-agressiey/

Работа с агрессивностью в ИРПси-терапии

В этой статье я хочу обратить внимание на то, как формируется агрессивность. А формируется она на накоплении «негативных» чувств, которые проявляются на уровне инстинкта самосохранения.

Как известно, инстинкт самосохранения – это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действие по спасению себя от этой опасности.

И пусковым механизмом для реализации этого инстинкта служит такое чувство, как боль.

Агрессивность — триединство чувств

У человека есть три основных базовых чувства, которые проявляются на уровне инстинкта: страх, обида и гнев. И агрессивность – это триединство этих чувств. Это очень сильные чувства, очень энергетичные.

Во всех культурах эти чувства относятся к негативным, и потому нас не учат проявлять их, а просто запрещают. У нас нет искусства разрушения, есть только искусство созидания. «Держи себя в руках, веди себя прилично», слышим мы с самого детства. А потом сами себе говорим: «Надо взять себя в руки и не реагировать… не обращать внимания…».

Но, к сожалению, очень опасно не реагировать, потому что эти чувства обладают накопительной энергией.

Не защитив себя, не позволив проявиться инстинкту самосохранения, не выразив свою естественную от природы реакцию, человек удерживает внутри себя эту негативную энергию, которая затем начинает жить и расти внутри него, накапливается и потом прорывается в агрессивном проявлении с возросшей силой.

Иллюстрацией этого процесса является аффект, когда человек даже не помнит того, что сделал. Накопленная агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для самого человека. Она может направляться как во вне, так и против него самого, приводя к физическому истощению и болезням.

Так, на консультацию пришла женщина средних лет, у которой возникли проблемы со здоровьем. Во время работы выяснилось, что первый муж часто обижал ее, доводил до слез или «выводил» на такие сильные эмоции, как гнев.

И однажды, когда в очередной раз он попытался сделать тоже самое, она подумала: «Я не доставлю тебе удовольствия увидеть мой гнев!» и никак не отреагировала. Силой мысли она сдержала такое сильное чувство, как гнев, и заблокировала его. Не отреагировав, она не предоставила возможность обменяться энергиями, и негативная энергия стала жить внутри нее своей жизнью, стала разрушать ее. Возмущение и гнев, которые были заблокированы, невыраженная агрессия довели ее до физического истощения.

ИРПси-терапия помогает эффективно работать с болезнями, которые возникли вследствие блокирования собственной агрессии. Она помогает найти ту часть личности, которая не смогла себя защитить и «задохнулась» от возмущения. Чаще всего нас до глубины души возмущает несправедливость.

Часто психологи говорят о том, что нужно прощать, радоваться и быть позитивным.

Но такая рекомендация, как «просто нужно простить» ставит людей в неловкое положение, потому что они не понимают, как это сделать.

Тут очень важно понять, что невозможно простить и почувствовать радость до тех пор, пока не будет принята собственная боль. А принять боль можно, только выразив агрессию, отдав эту энергию.

Итак, агрессивность – это триединство таких чувств, как страх, обида и гнев. Страх – это «страж», он говорит: «О-сторож-но! Опасно!», и в природе страх заставляет живое существо либо бежать с немыслимой скоростью, либо нападать с неистовой силою. Обида (О! беда! Не глотай меня).

Обида – это более сильное чувство, чем страх, но не такое сильное, как гнев. Обида указывает на приближение гнева и на то, что были нарушены личные границы. И не выразив своего возмущения, мы «глотаем» обиду.

Гнев же — это базовое чувство, которое позволяет защищать собственные границы, свое личное, интимное пространство.

У этих «сильных» чувств есть предупреждающие «легкие» чувства, которые являются неконструктивными. И социум разрешает проявлять только их, так как они ни на кого не направлены. Неконструктивны они потому, что недостаточны для действия и ведут человека к потере энергии и к истощению. Это — «изматывающие» чувства.

Так, у чувства страха – это тревога, у обиды – досада , а у гнева – раздражение. Как правило, они не осознаются человеком. Для ИРПси-терапевта они, как маячки, указывают, что более сильные чувства (страх, гнев или обида) подавлены.

Во время работы эти неконструктивные чувства необходимо усилить и перевести в конструктивные, базовые, которые помогут действовать и менять ситуацию.

Страх, обида и гнев имеют свое проявление и на социальном уровне. Например, социальный страх – это стыд, а социальный стыд – это позор. Социальная обида – это зависть, а социальный гнев – это ненависть.

Последствия накопления агрессии

Если человек продолжает накапливать негативные чувства, то включаются компенсаторные механизмы, то есть для поддержания нормального самочувствия подключается так называемый «неприкосновенный запас». И у страха – это ужас, у обиды – это месть, а у гнева — это злоба.

Эти чувства на короткое время включают у человека «второе дыхание», позволяя ему проявить нечеловеческую силу. Так, ужас заставляет человека бежать с огромной скоростью, злость – драться, не чувствуя боли. А месть позволяет компенсировать ту боль, обиду, которую человеку нанесли.

Однажды на консультацию пришел молодой человек, у которого убили маму тремя выстрелами в голову. И он очень хотел отомстить. Он сказал: «Я хочу убить не их самих, а их мам, чтобы они знали, как это больно». Компенсации включаются на очень короткое время, а потом человек уходит на полное истощение, падает без сил.

Когда человек уже погружен в компенсации, когда он в мести, в ужасе или злости, то есть уже эти чувства им управляют, следует перевести их в базовые. Ужас можно сразу, напрямую — в страх. Обиду же и злость легче сначала перевести на социальный уровень – в зависть и ненависть.

Страх, обида и гнев могут проявляться и еще на одном уровне, который можно назвать «безумие», так как происходит полная потеря контроля. У страха – это жуть, которая ведет к полной парализации. У обиды – вина – обида на себя, а у гнева – ярость слепая.

Базовые чувства, которые проявляются на уровне инстинктов самосохранения

Неконструктивные: Тревога, Раздражение, Досада.

Базовые чувства: Страх, Гнев, Обида.

На социальном уровне: Стыд, Ненависть, Зависть.

Компенсации (Неприкосновенный запас): Ужас, Злоба, Месть.

Безумие: Жуть, Ярость, Вина.

 Важно отметить, что все чувства, которые располагаются под базовыми чувствами в таблице крайне редко встречаются по одиночке. Обычно они образуют комплексы чувств. Например, ужасная злоба, жуткая зависть, ужасный стыд. Это и есть ад на земле. И уже не человек имеет чувства, а чувства имеют человека, захватывают его целиком и полностью.

Эта «захваченность» приводит человека к болезням и физическим нарушениям. На консультациях часто приходится слышать: «я в ужасе», а не ужас во мне, «я в жутком стыде», «в страшной злости… обиде» и т.п. Находясь в этих чувствах, человек, как магнит, притягивает чужую злобу, нового обидчика.

Таким образом, вовремя неотреагированные чувства, выходят из-под контроля и начинают разрушать человека и окружающих его людей, вместо того, чтобы защищать.

В чем суть ИРПси-терапии?

ИРПси-терапия помогает разобрать на части эти комплексы чувств, разъединить их, тем самым уменьшив их силу и энергию. Например, большую обиду – «мне обидно» — можно расчленить на маленькие «обидки», а «мне страшно» — на маленькие «боюськи» — «я боюсь».

ИРПси-терапия через вербально – эмоциональное отреагирование, через принятие собственной боли, и вслед за этим через осознание удара помогает трансформировать негативный опыт в позитивный ресурс личности. Ведь у-дар – это большой дар жизни, но его необходимо осознать.

И задача каждого человека — брать эти удары и трансформировать их в свой собственный ресурс.
ИРПси-терапия направлена на повышение ответственности каждого человека за свои здоровье и жизнь. Уметь вовремя себя защитить – это ответственно по отношению к себе и окружающим.

Потому что мы делимся с окружающими нас людьми только тем, чем мы наполнены сами. И если мы наполнены злобой или обидой, то только ими мы и можем поделиться. Мы не можем дать людям радость, если ее у нас нет.

Работая со своей агрессией, со своими чувствами, человек становится сильнее, здоровее, смелее и великодушнее.

Источник: http://psychologyforall.ru/rabota-s-agressivnostyu-v-irpsi-terapii

Коррекция детской агрессивности методами арт-терапии — value

Коррекция детской агрессивности методами арт-терапии

Одним из частых запросов к психологу, поступающих от родителей и педагогов, сегодня можно назвать агрессивное поведение детей. Теоретические аспекты формирования детской агрессивности, особенности ее проявления мы рассмотрели в предыдущих статьях. В данной статье хочу остановиться на том, как же должна строиться коррекционная работа по преодолению агрессивного поведения?

Большинство авторов, разрабатывающих программы коррекционной работы с агрессией, включает в нее прежде всего различные тренинги модификации поведения. Однако, они часто ожидаемого результата не получают.

В чем же дело? Чтобы результат работы с агрессивным ребенком носил устойчивый характер, коррекция должна носить не эпизодический, а системный характер. Так, Т.П.

Смирнова выделяет 6 ключевых направлений-блоков, в которых нужно вести работу:

снижение уровня личностной тревожности;

формирование осознанности собственных эмоций и чувств других людей,

развитие эмпатии;

развитие позитивной самооценки;

обучение ребенка отреагированию, выражению своего гнева приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом, а также отреагированию негативной ситуации в целом;

обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

обучение ребенка техникам и способом управления гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля эмоций.

Комплексный и системный характер коррекционной работы с данной категорией детей предполагает сочетание приемов, техник, упражнений из разных направлений психологии и психотерапии.

Коррекционная работа с агрессивными детьми имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, т.к. неизбежна отрицательная консолидации в группе, индивидуальная работа является более эффективной. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Cпецифика этой категории детей в том, что они находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной, сенсорной фрустрации; высоким уровнем тревоги и страхов; сильными чувствами вины и обиды.

Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно провести коррекцию поведения.

Поэтому первый шаг — гармонизация эмоциональной сферы ребенка. Реализовать его можно разными способами. На мой взгляд, лучше всего возможность выразить свои осознаваемые и неосознаваемые переживания дают ребенку методы арт-терапии и песочной терапии. Я активно использую их в работе с агрессивными детьми и именно на них хочу остановиться.

Арт-терапия опирается на идеях класического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально Арт-терапевтические образы отражают все виды подсознательных процессов: страхи, конфликты, воспоминания детства, предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально-приемлемой манере. Рисование или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения. Этот метод удивительно подходит для работы с детьми. Он позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: безусловное принятие, признание достоинств, удовлетворяется потребность в признании, позитивном внимании. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится на неэффективное напряжение. Ребенок расслабляется. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект - психология

Наиболее эффективны в работы с детьми, проявляющими различные виды деструтивного поведения, формы арт-терапии, помогающие воссоздать атмосферу раннего рисования, вернуть ребенка на, так называемый, доизобразительный период.

Этому способствует работа с гуашью, песком, водой, бумагой. Действия с гуашью: мазки и линии различного характера (точечные, длинные, широкие, размашистые, ритмичные и пр.), размазывать краску по поверхности (бумаги, стола, стекла и пр.

, кисточкой, губкой, пальцами, ладонью), смешивать краску (в баночке, на поверхности, целенаправленно или спонтанно).

Действия с водой и песком: пересыпать, выливать в песок воду, вымешивать песочную жижу, полоскать кисти рук в грязной воде, переливать из емкости в другую, пропускать между пальцами. Действия с бумагой: сминать, разрывать, сжимать, разбрасывать, метать.

Иногда ребенок спонтанно начинает рисовать пальцами. Получающиеся следы привлекают, и он повторяет эти действия снова. Часто, войдя в раж, ребенок наносит на лист все новые и новые цвета, смешивает их, превращая в бурое месиво. Цвета перемешиваются и в баночках, и на поверхности.

Еще одна повторяющаяся особенность рисования: начиная работать яркими светлыми красками дети постепенно переходят к более темным. На листе цвета смешиваются, превращаясь в бурое пятно, поглощающее в себе любые краски.

Третья особенность заключается в цветовой многослойности, когда накладывают краски слой за слоем. Эти признаки можно считать критериями того, что в работе происходит регрессия на ранние стадии развития Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными.

Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции.

Марания порой выглядят как деструктивные действия, но игровая оболочка позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. Здесь нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», что убирает напряжение и страх.

Полезным может быть рисование на больших листах бумаги, расширение изобразительного пространства. Так, в моей практике мальчик 7 лет в течение нескольких занятий рисовал на доске огромные фигуры (чтобы получить результат, он вставал на стул и таким образом работал Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде.

Берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко… Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой.

Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции

Коррекционный эффект при использовании методов арт-терапии достигается не только за счет специальных приемов и техник, описанных выше, но и за счет содержательной тематики работ. Я в своей практике использую множество техник, предложенных Вайолет Оклендер. Так, в семейном консультировании использую эффективную методику «Разговор изображений».

Агрессивному ребенку и его матери (отцу) предлагается (опосредованно, в форме рисунков) выяснить взаимоотношения, высказать претензии друг к другу. Для этого необходимо нарисовать портреты друг друга, сделав акценты на том, что в наибольшей степени волнует или вызывает недовольство.

Благодаря общению с помощью нарисованных образов, можно достичь согласия.

Источник: http://value-psychology.com/korrektsiya-detskoj-agressivnosti-metodami-art-terapii/

Психотерапия агрессии

Агре́ссия (от лат.

aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

  Большинство психологов считают, что агрессия – это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными животными порывами. … Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, ненавистью и т.д.

Агрессия: это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1997).

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например:

• любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо);

• инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч. Дарвин, К. Лоренц);

• проявление влечения к смерти (3. Фрейд);

• реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе);

• реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец);

• реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус);

• стремление к доминированию и самоутверждению (А. Адлер);

• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция.

Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Виды агрессии в психологии.

Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, однако, в некоторых случаях агрессия может быть необходимой, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия называется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.

Формы агрессии:

Физическая агрессия означает нанесение физических повреждений;

Вербальная агрессия или речевая агрессия характеризуется нанесением оскорблений и нанесению психического ущерба жертве;

Пассивная агрессия может проявляться в виде отказа говорить, несогласием или противодействием;

Активная агрессия означает, что агрессор является зачинщиком нападения;

Прямая агрессия означает нанесение физического или психологического ущерба жертве;

Косвенная агрессия может выражаться в причинении вреда не жертве, а его близкому или его имуществу, вербально может проявляться в виде злословия или негативизма и несогласия.

Наиболее распространенная классификация видов агрессии, предполагает деление на 8 видов и включает два главных критерия – позиция агрессора по отношению к жертве и реакция жертвы.

Виды агрессии:

Наступательная агрессия предполагает, что агрессор наносит психические или физические повреждения жертве, которая не применяла насилия.

Защитная агрессия подразумевает агрессивное поведение с нанесением повреждений в ответ на насилие со стороны другого.

Ответная агрессия означает мщение другому, с нанесением повреждений, в ответ на ранее нанесенные повреждения.

Спровоцированная агрессия является активным нападением, повлекшим за собой ответную агрессивную реакцию.

Неспровоцированная или немотивированная агрессия означает, что нападающий осуществил агрессивные действия в отношении жертвы, которая не осуществляла никаких провоцирующих действий в отношении агрессора.

Неконтролируемая агрессия является результатом раздражения и осуществляется с целью снять напряжение и чувство раздражения.

Побудительная агрессия означает агрессивное поведение, проводимое с целью вызвать внешнюю ответную стимуляцию.

Санкционированная агрессия не выходит за рамки социальных норм и служит в целях их соблюдения.

Причины агрессии.

 Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д.

Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия.

Неполноценный отдых, переутомление.

 Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

Шизофрения. Энцефалит. Неврастения. Менингит. Эпилептоидная психопатия и т. д.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными.

Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля. Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности.

Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

исключительно близких людей – нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;

людей не из семейного круга – педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;

самого себя – как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;

животных, насекомых, птиц и т. д.;

неодушевлённые физические объекты – в форме порчи имущества, съедания несъедобных предметов;

символические предметы – увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия – это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.

Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.

Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.

Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.

Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Лечение агрессии.

Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок.

Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение.

Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

Что делать с агрессией?

Для человека, многие его состояния могут являться индикатором наличия агрессии, но не восприниматься таковыми.

Ум может начать спекулировать терминами («я не агрессивен, а обижен», «это не агрессия, а просто у меня такой юмор»), чтобы не признаваться в наличии агрессии, чтобы не с чем было работать.

Поэтому приведу небольшой перечень состояний синонимичных агрессии: сарказм, желание напакостить, обида, гнев, ярость, зависть, высокомерие, презрение, самобичевание, злорадство, спор, раздражение, желание обвинять, бойкот, саботаж, желание унизить, издевательства, нарушение границ человека, хамство, ненависть, лесть, систематические опоздания, шантаж, злоба, ненависть. Для работы с агрессией, важно отлавливать в себе подобные состояния. И, если агрессия действительно есть, то признаться себе в её наличии и в том, что она иногда подавляется. Это первый и очень важный шаг в работе.

Далее желательно научиться регистрировать зарождение агрессии в себе, т.е.

чтобы она не выплёскивалась неожиданно и непонятно, через несколько часов или месяцев, а обнаруживалась «по горячим следам», сразу же.

Необходимо выработать в себе привычку «просыпаться», вспоминать себя, регистрировать что происходит, выявлять источник, породивший агрессию, научиться замечать включение и работу механизма подавления.

Нередко, заметив появление агрессии, можно сразу сделать определённые действия для устранения причин (например, попросить мужа сделать телевизор потише или сказать человеку, что сейчас совсем некогда разговаривать). В ситуациях, когда возможно проявить агрессию – её желательно проявлять, если же неуместно, то можно отработать ситуацию чуть позже и выплеснуть агрессию каким-либо из способов:

  1. Если причина агрессии в поступке другого человека, то представить его перед собой и чётко проговорить ему всё то, что не можете сказать в реальной ситуации. Не фильтруйте, не включайте в этот процесс ум, если идёт мат, то пусть идёт мат, если идут слёзы – плачьте, если хочется орать – орите. Как говорится, называйте вещи своими именами.
  2. Домой можно купить себе какую-нибудь подушку и, когда необходимо, бить её, кидать, топтать, в общем делать с ней всё что хочется, как можно неистовее, отпустить себя, убрать мысли о том, что это глупо, несерьёзно, снять контроль ума. На этой подушке лучше не спать, использовать только для выхода агрессии.
  3. Купить несколько десятков яиц или чего-нибудь подобного (еще лучше – снежки) и покидать их об стену, скалу, камень, стараясь чтобы осколки как можно сильнее разлетались.
  4. После встречи с человеком, можно некоторое время злобно рвать бумажки, выпускать пар. Или пакеты, в меру, прочные, чтобы их с силой и криком разрывать.
  5. Можно палкой делать колющие удары в песок (старайтесь не накладывать образ обидчика на этот песок).
  6. Сходить в тренажёрный зал, либо побить грушу до изнеможения, т.е. перевести эмоцию в эфирную энергию, отработать её.
  7. Массаж, телесно-ориентированная терапия.
Читайте также:  Религия - психология

Зачастую возбудителем агрессивного поведения являются наши не исполненные, скрытые желания. Если желания не реализуются, подавляются, то агрессия постепенно может смениться печалью. И чем больше подавленных желаний, чем они энергичнее, тем больше печаль, печаль становится фоном жизни.

Поэтому, при дальнейшей работе, необходимо выявлять страхи и неудовлетворённые желания, породившие агрессию и печаль, распознавать истинные и ложные цели, вспоминать прошлые непрожитые эмоции и проживать их, убирать лишние наслоения, сковывающие рамки, отжившие стереотипы и установки.

Соответственно, дальше, потребуется внести коррективы в своё поведение и быт, например:

  1. Научиться прямо говорить то, что хочется, просить то что нужно, не стесняться (если нет возможности говорить с человеком, то прямо ему сказать об этом, а не ждать пока он наговорится или вы не взорвётесь).
  2. Выработать способы поведения в ситуации, приводящей к агрессии (можно уйти на неотложную встречу или выйти из кабинета ненадолго по какой-либо причине, снизить количество появлений в агрессивной среде).
  3. Работать над своей ментальной интерпретацией, т.к. в зависимости от того как событие оценивается, возникают соответствующие эмоции. Многие эмоциональные реакции человека на события однотипны, имеют небольшое количество возможных вариантов интерпретации и могут быть продиктованы выводами, которые были сделаны на основе травмирующих событий в прошлом (например, человек считает, что если говорят комплимент, то это всегда лесть).
  4. Научиться отслеживать и сводить на нет негативные астрально-ментальные медитации, когда в ответ на событие образуется негативная петля из мыслей и эмоций, которые друг друга усиливают, наращивают обороты, накручивают человека и приводят в неадекватное состояние.
  5. Обозначать людям свои границы и последствия их нарушения (попросить мужа класть носки в определённое место, иначе будет сам готовить себе обед).
  6. Реализовывать свои истинные желания приемлемым способом.

Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

Источник: http://www.zhelezkov.org/publ/psikhoterapija_agressii/1-1-0-19

Терапия агрессивности ребенка

Дорогие родители, в двух прошлых статьях мы определили 7 факторов проявления детской агрессивности и обозначили 7 конкретных шагов-вопросов, которые нужно выяснить, чтобы решить эту проблему.

Дальше перед нами стоит задача — помочь малышу справиться со своим эмоциональным состоянием и научить  направлять  эмоции в нужное русло.

Мы хорошо знаем, что ребенок имеет право на негативные чувства в такой же степени, как и на положительные.  Он ведь живой, тонко чувствующий наше настроение на интуитивном уровне правильно распознающий все его оттенки.

Только вот одно дело — чувствовать и воспринимать интуитивно, и совсем другое — уметь их интерпретировать, облекать в слова, выражать свои ощущения понятными словами. В этом и состоит проблема для многих деток.

Чтобы доходчиво донести до вас этот момент, я использую такую иллюстрацию.

Вот представьте, вы находитесь в другой стране, в которой разговаривают на малознакомом для вас языке. Во всяком случае худо-бедно вы объяснитесь со словарем и ладно. Но вот возникла некая опасность и вам срочно нужно объяснить ситуацию. Я не буду приводить в пример какой-нибудь трагический случай.

Воображение у вас есть — так что вы это себе хорошо представили. Итак, острая нехватка нужных слов на иностранном языке. Вы не в состоянии объяснить, что происходит с вами и от этого начинаете сильно нервничать, жестикулировать и т.п.

В такой же ситуации находится и малыш, который еще не в полной мере освоил нужный объем слов, позволяющий в полной мере выразить его негативные чувства, будь это страх, боль, обида, ярость, злость и т.д. И вместо слов он легко переходит к действиям: плачу, а то и рёву по 10-тибалльной шкале, крикам, битью. Это его способ выразить чувства и излить их, чтобы облегчить внутренние переживания.

Вы можете удивиться: ой, да какие переживания у 2-3-летнего несмышленыша?! Одет, обут, хорошо накормлен, куча игрушек — веселись по самое не хочу.

Ан нет, оказывается мы тут с вами забываем про одну важнейшую шкалу потребностей, которую вывел выдающийся психолог Абрахам Маслоу. Если по ней посмотреть, в основе лежит удовлетворение базовых потребностей малыша, обеспечивающих его жизнь (еда, сон и т.п.).

Далее на следующей ступеньке идет удовлетворение потребности в безопасности. И потом уже — потребность в любви, принятии.

Правда, как интересно?

Если вы восполняете первые две ступеньки потребностей, но на этом ваша забота заканчивается — есть большая  вероятность того, что ребенок будет искать удовлетворения любви и принятии. А поскольку и словаря-то активного мало еще, малыш ищет другие пути.

Итак, с этим нам понятно.

Теперь что дальше делать?

1. Расширяем лексикон малыша, проговаривая все чувства, которые он испытывает

Начинаем с радостных и положительных.

Например, ваш кроха с увлечением бегает за мячом — вы говорите в третьем лице (до 2-2,5 лет) «Паше нравится играть в мяч. Паша веселый» или в первом лице (ближе к 3 годам) «Тебе нравится играть в мяч. Ты такой веселый!».

То же самое и в остальных ярких ситуациях: ребенок помог вам и радуется — обязательно отмечаете его чувства. Если он упал и ушиб коленку — сочувственно подуйте и скажите «Паше больно, сейчас мама подует и все пройдет» или «Паша, ты рассердился и ударил. Маме (папе, бабушке и т.д.) больно. Пожалей маму (папу, бабушку), вот так»

Наверняка вы сталкивались с такой ситуацией в песочнице: играют двое-трое малышей 1,5-3 лет каждый по соседству, копается своим совочком. Вдруг один чего-то не поделил с другим и стукнул соседа. Тот плачет, размазывая слезы, а его сверстники молча смотрят, порой даже с любопытством.

Почему?

В основном это бывает по той причине, что малыши еще не умеют выражать в словах те эмоции, которые испытал обиженный. Они видят слезы, чувствуют, что тот обижен и… ничего не делают. Просто смотрят.

Ситуацию можно спасти, подойдя к обиженному и пожалеть его, называя его чувства. Затем показать, как можно играть, чтобы не обидеть других.

2. Помимо житейских ситуаций, для расширения эмоционального запаса слов также рекомендуется проигрывание проблемных эпизодов на игрушках

В этом случае ведущую роль на себя берет мама или другой, близкий к ребенку взрослый. Она придумывает сюжет и активно вовлекает сына или дочку в игру.

Для деток постарше (от 3 лет) можно использовать рисунки с различными эмоциями на лице (от веселого до печального) и фотографии сюжетов. Задание простое — попросите малыша объяснить словами, что чувствует главный герой на картинке: «Как ты думаешь, он веселый или грустный? А почему?»

Если он затрудняется — подсказываем и объясняем, на какие детали нужно обратить внимание, чтобы уловить общий эмоциональный фон («видишь, у девочки глазки мокрые, лицо спрятано в ручки — она расстроена и плачет, потому что потеряла кошку. А вот видишь этого мальчика — он весело улыбается, рот аж до ушей, глаза тоже веселые и весь он подпрыгивает от радости — он играет в мяч и игра ему очень нравится» и т.п.).

Еще задание дается ребенку: на листочке А4 рисуются головки человечков, глазки, нос. Рот не рисуем — это делает ребенок. Итак, малышу предлагают нарисовать веселого человечка — он рисует улыбку. Печального — «улыбка наоборот», испуганного — рот в форме овала, злого, сердитого — кривой рот с открытыми зубами и т.п.

Далее рисунок можно дополнять, рисуя брови и глаза соответственно эмоциональному настроению на каждом персонаже. Ребенок через изобразительную деятельность учится правильно дифференцировать различные оттенки эмоций.

Таким образом, расширение эмоционального запаса слов плюс правильная их идентификация в различных ситуациях дает хороший шанс для осознанного управления собой. Проговоренные чувства помогают ребенку понять, что с ним происходит и быстрее успокоиться, ведь собственная истерика может даже испугать ребенка и заставить долго-долго всхлипывать.

3. Далее, существует методика, которая помогает ребенку справиться со своими бурными аффективными чувствами

Она известна под названием «холдинг-терапия», была первоначально разработана специально для детей — аутистов, у которых как раз отмечаются серьезные нарушения в эмоциональной-волевой сфере, проблемы в коммуникациях со сверстниками и взрослыми.

Конечно, мы не относим обычного ребенка, проявляющего агрессивность, к аутистам, просто сама суть методики может с успехом использоваться для коррекции данной эмоциональной сферы и у агрессивного ребенка.

Смысл методики заключается в следующем. Агрессивный ребенок, как правило, эмоционально отчужден к объекту/субъекту агрессии, он может вспыхнуть и применить физическую силу по отношению к другому ребенку, к другим членам семьи: ударить с того ни сего, бить регулярно, вымещать свое плохое настроение на других, пинать игрушки, таскать кошку за хвост и т.п.

Хотя в психологии есть несколько способов снятия напряжения:

  • стаканчик крика
  • война с подушкой
  • боксерская груша
  • «листок гнева» 
  • комкание бумаги/газеты, их измельчение на кусочки руками
  • швыряние металлических/пластмассовых кружек, которые с грохотом падают на пол
  • бег и прыжки
  • крик без голоса
  • переливание воды
  • пересыпание крупы
  • рисование на поверхности, засыпанного крупой
  • песочная терапия
  • аутотренинг
  • расслабляющий массаж
  • плавание
  • рисуночная терапия: рисование гнева и его последующее уничтожение

и др.

Но главное отличие холдинг-терапии по отношению к выше перечисленным способам снятия напряжения, состоит в тесном тактильном контакте мамы и ребенка.

Вы хорошо знаете, что младенцы, лишенные достаточного телесного общения с мамой, хуже растут, чаще болеют, могут сильно отставать от сверстников в психическом развитии, по сравнению с их сверстниками, не имеющими проблем в тактильном общении с родителями.

Как это делается: мама плотно заворачивает извивающегося в своей агрессии и активно ей сопротивляющегося малыша в толстое одеяло и крепко прижимает к себе, приговаривая слова утешения и любви: «Паша мой хороший, Паша, я люблю тебя, мы сейчас успокоимся, все будет хорошо, Паша, мой любимый…» и так по кругу повторяя.

Ребенка можно сажать спиной к себе, плотно обнимая его руками, фиксируя и его ноги (ограничиваем брыки) или лицом к себе, чтобы поймать зрительный контакт. Обычно на ласковое, но крепкое удержание агрессивного малыша требуется время от часа до трех, терпение и море любви.

Оказываясь в нежных крепких маминых объятиях, слыша ее успокаивающий голос, бунтующий кроха начинает «приходить в себя». Он громко плачет, в некоторых случаях даже царапается, кусается, плюется, выливая накопившееся напряжение в слезах. Но потом он неизменно затихает, т.к.

вся энергия ушла на снятие напряжения.  Важно не разомкнуть удерживающих объятий, пока не завершится  плач и он не расслабится.

В это время можно ласково покачать, спеть песенку, погладить, проговорить снова волшебные слова любви — он уже более осмысленно начинает понимать мамины слова.

Папа тоже может принимать участие в холдинг-терапии: обнимая маму и ребенка. Сплоченность и дух единства родителей помогают ребенку сбалансировать свое внутреннее состояние, развить доверие к родителям и уверенность в своей защищенности и безопасности.

После холдинг-терапии поведение многих деток существенно изменяется в положительную сторону: они успокаиваются, утверждаются в том, что мама их любит всегда, готова обнять и помочь снять напряжение. Они с удовольствием заглядывают маме в глаза, охотно принимают участие в жизни семьи, их агрессивное поведение кардинально меняется на спокойное и уравновешенное.

Холдинг-терапию можно проводить регулярно, каждый день. И когда вы замечаете, что агрессивное поведение стало уходить, можно снизить частоту проведения, но при этом обязательно нужно поддерживать теплый эмоционально-тактильный контакт с ребенком: обнимать, целовать, шептать ласковые словечки, играть вместе.

Вот основные моменты, касающиеся коррекции агрессивного малыша.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, применяли ли вы уже какие-то способы, чтобы справиться с агрессивностью ребенка? Что получилось? Давайте вместе делиться своими наблюдениями и «коронными» приемами для снятия агрессии у ребенка -это очень поможет остальным родителям!

Источник: https://detpsycholog.ru/terapiya-agressivnosti-rebenka/

Ссылка на основную публикацию