Типология — психология

Психологические типологии личности

Типология - психологияЯнв 20, 2013

Наверное, с того момента, как человек стал пытаться познать самого себя и окружающих его сородичей, он не оставляет попыток разложить психологические типы людей «по полочкам».

Ведь и правда – в жизни мы встречаем схожих по поведению, взглядам или даже по внешности людей. В сознании формируются стихийные, житейские классификации, выражающиеся в фразах вроде «я этот типаж знаю, они всегда так себя ведут».

Наверное, древнейшей более-менее систематизированной типологией характеров является зодиакальная.

По каким только основаниям не пытались различать психологические типы! По жидкостям в теле (те самые четыре типа темперамента), по внешним физическим данным и отметинам (френология, хиромантия, типология Кречмера и Шелдона), по специфике нервной активности (типология Павлова) и так далее.

В современной психологии и психиатрии существует масса разных типологий, по которым пытались и пытаются «рассортировать» психологические особенности людей. Одной из наиболее популярных в психиатрии является типология психопатических характеров Ганнушкина, в психологии – типология акцентуаций Леонгарда-Личко (впрочем, она сильно связана с Ганнушкиным).

Из околонаучных типологий наиболее известна соционика, из ненаучных – астрологические.

Отличительной особенностью научных типологий является их относительность и ограниченность. Они не претендуют на всеохватную характеристику личности, являясь в большинстве своем частными.

То есть за основание типологии берется какой-то признак или совокупность признаков, и люди «ранжируются» по ним, при этом существует четкое понимание, что за рамками типологии остается много других психологических характеристик людей.

И здесь кроется одна ловушка. Человек, далекий от споров и дискуссий вокруг разных типологий, не учитывает указанной особенности – относительности и ограниченности. Впрочем, об этом нередко забывают и сами специалисты. Замечательный российский биолог А.

Марков так говорил об особенностях нашего мышления: «Нельзя наполовину броситься в бой или наполовину убежать… Из-за необходимости постоянно принимать однозначные решения наше мышление работает «категориально»: мы то и дело пытаемся найти четкие границы между понятиями, в том числе и там, где их на самом деле нет, и разделить непрерывный ряд (континуум) на отрезки, приклеив к ним слова-ярлыки». Проблема типологии в биологической науке отлично иллюстрируется следующим казусом: «Провести четкую грань, найти точку во времени, когда биологическая эволюция гоминид уступила место культурной, невозможно. Точно так же, как невозможно точно указать момент, когда «нечеловеческая обезьяна» превратилась в «человеческую»… Дело это чисто условное и, по правде сказать, довольно бессмысленное: все равно, что пытаться абсолютно точно установить сумму, начиная с которой «мало денег» превращается в «много денег». [«Эволюция жизни, т.1., с.374-375].

В психологии – то же самое. Четких границ между психотипами нет, они плавно перетекают друг в друга, смешиваются, создают новые сочетания – в полном соответствии с мешаниной генов (природная основа) и культурных влияний (воспитание, личный опыт) в нашей душе.

Впрочем, поправку сделать можно. У людей с выраженным отклонением от нормы психотипы представлены очень отчетливо и их легко распознать. Одним из главных критериев отклонения от здоровой психики является жесткая стереотипность поведения.

Не зря же типологии Ганнушкина и Леонгарда-Личко основаны именно на отклонениях. Нарциссы, психопаты и т.п. довольно однообразны и стандартны (но тоже не на 100%).

Чем более здоров психически человек, тем сложнее его «уложить» в рамки какой-то классификации, а если и возможно, то с большим количеством «но».

А как же быть с ситуациями, когда человек говорит: «мой знакомый – вылитый Телец!» или «он совершенно точно подходит под тип информационного метаболизма «Робеспьер» (это в соционике)? В данной ситуации задействовано два фактора: это «всеобъемлющая» типология, все объясняющая про человека, а также навешивание жестко определенного типа — ярлыка. Ярлык обладает двусторонним действием. С одной стороны, он влияет на восприятие другого человека – наше сознание/бессознательное начинает просто-напросто «отсекать» все то лишнее, что не вписывается в стереотип. С другой стороны, человек, который согласен с предложенным/навешенным ярлыком, сам начинает подстраиваться под типологию. В роли типа-ярлыка может выступать все что угодно. От имени (популярные псевдопсихологические книжки Б.Хигира о зависимости психики человека от его имени) до группы крови.

Бывают ситуации, когда несоответствие личности подобранному «под нее» типу бывает настолько сильным, что сознание его игнорировать не может. Тогда стремление к упрощению приобретает новую форму – вводится сочетание типов.

«Ты на 60% такой-то, а остальные 40% объясняются вот таким-то типом». Но, по сути дела, данные оговорки – признание ограниченности типологии, ее функционирования в узком диапазоне.

Чем больше «но» приходится вводить (например, придумывать сочетание 3-4-5 типов), тем более беспомощной становится типология. Теряется ее практический смысл.

Но это обстоятельство редко смущает тех, кто сильно привержен жесткому типированию людей. Причин этому может быть несколько:

— Типология облегчает восприятие самого себя и других людей.

— Типология устраняет значительную часть тревоги и напряжения, которые могут вызываться общением с новым, незнакомым человеком (подбери под него тип – и станет понятным, как с ним общаться).

— Способность «типировать» создает ощущение собственной проницательности, ума, своего отличия от остальных людей. С видом человека, знающего все тайны бытия, можно предаваться иллюзии о том, что знаешь, что происходит в душе другого человека.

— Отнесение себя к какому-то всеобъемлющему типу означает, что вам уже предписаны чувства, увлечения, смыслы жизни (и даже болезни). Снимается извечный «поиск себя», дается шаблон, которому значительно проще следовать.

Свобода – это отсутствие внешней структуры, но это отсутствие является извечным, изначальным источником внутреннего напряжения, которое можно устранить либо самостоятельным выстраиванием структуры, либо поиском подходящей внешней (т.е. отказом от свободы).

В данном контексте типологизирование может иметь выраженный психотерапевтический эффект, каким обладает ЛЮБАЯ внешняя структура, если у человека отсутствует собственная, внутренняя.

Так что можно сказать в заключение? Типологизируйте на здоровье, это может быть вполне себе увлекательным занятием. Но просто не стоит забывать о том, что здоровая или хотя бы относительно здоровая личность имеет дурную привычку не укладываться в очерченные для нее рамки.

Источник: http://ilyalatypov.ru/o-psyhoterapii/psihologicheskie-tipologii-lichnosti

Типология личности

Типология личности

Типология личности – это сверхпопулярная, востребованная на сегодня сфера как в классической науке и ее прикладных направлениях, так даже и в обыденности, житейской психологии. Относить себя самого к типу представляется интересным занятием.

Однако, чтобы типирование не стало развлечением, такое отнесение всегда должно соответствовать цели.

Чаще всего цель эта состоит в том, чтобы типируемый, понимая собственную индивидуальность, развивался как личность, разрешал психологические проблемы, не просто отнес себя к одному типу и огородил.

Разные авторы, описывающие личностные различия, понятие типологии личности и в ключе дифференциальной психологии понятия индивидуальности, даже темперамента, характера описывали синонимичными по своему значению, ставя между ними подчас знак равенства. Индивидуальность некоторыми рассматривалась в широком значении как личность, характер сливался с личностью. Здесь дифференциальная психология обнаруживает расхождения с общей, которая отделяет, четко разграничивая эти понятия.

Индивидуальность традиционно определяется суммой свойств, отделяющих одну личность от другой. Свойства могут пересекаться и коррелировать между собой, формируя устойчивые характеристики. Однако такая сумма свойств не является еще типом.

Рассматривая понятие типологии личности, мы теперь предполагаем набор не только взаимосвязанных черт, но тех, что вместе обладают целостной структурой, гештальт организацией.

Различаясь с классами свойств, простых объединений, тип предполагает строгое выделение остова характеристик, опору на эти характеристики, главную черту, какая центрирует все остальные.

Психологические типологии личности

Следует различать два способа построения типологических классификаций – путь снизу и путь сверху. Путь снизу еще называют эмпирическим или индуктивным, когда мы идем от частного свойства к набору свойств, их обобщению. Так строятся такие конкретные основные типологии личности, как, например, классификация психопатий в психиатрии.

Второй же путь, путь сверху – можно назвать теоретическим и дедуктивным. Исследователь здесь идет от теоретического предположения, от какой-то важной, но, возможно, даже не всегда доказуемой аксиомы, от общего и к частному выделяет сначала основные признаки типа, которые затем пытается эмпирически обосновать, проверить.

Таким способом строил типологию психоаналитик Карл Юнг.

Основные типологии личности для своего построения имеют три задачи. Исследовательская задача – найти обоснование, как правило телесное, морфологическое, анатомическое или анатомо-физиологическое для типов характера – как говорили древние, связать душу с телом.

Эмпирико–описательная задача – выделить максимальное количество индивидуальных классов или конкретных типов, например, аномалий характера, с той целью, чтобы к каждой такой группе выработать определенные, именно им адресованные советы для управления поведением.

Чем более многообразна классификация – тем более точными могут стать такие индивидуально направленные советы и указания. Третья, собственно терапевтическая задача, не всегда заметная сразу, связана с выстраиванием типологии сверху, точнее, дедуктивно.

Любое обсуждение индивидуальности связано с психотерапией, и исследователь здесь рискует, не зная в точности особенностей каждого представителя типов, однако это оправдывается тем, что выделение таких общих характеристик есть определенный язык и средства, какие предлагаются типируемому для понимания собственной индивидуальности.

Присутствие психотелесных соответствий в строении тела и характера позволяет нам обосновать телесную сущность психологических свойств. Гиппократ описывал гуморальную, жидкостную теорию этой взаимосвязи. Сеченов, Павлов, Теплов, Небылицын опирались на свойства ЦНС.

Темперамент обосновался на телесной конституции субъекта, которая даже житейски сочетается для нас с его определенным жизненным стилем, способом поведения. Это хорошо показано в новелле «Толстый и тонкий». Толстый добродушен, разговорчив, тонкий же насторожен, иногда мстителен, злопамятен, наблюдателен.

Однако житейское наблюдение всегда поверхностно, интуитивно, в нем частное принимается за общее.

Эрнст Кречмер, немецкий психиатр начала прошлого столетия, строил свою конституциональную типологию, что описана в его книге «Строение тела и характер», в три шага. На первом этапе он выделил основные типы конституции и соотнес их с наличием психического заболевания.

Кречмер поставил себе задачу выделить четкие параметры во внешности у каждого обнаруженного им типа личности так, дабы он обладал конкретным лицом.

В итоге после он отделил три типа, максимально различных между собой, хотя изначально типов было много больше, также смешанные, не имеющие качественной специфики.

Первый тип, астеник, отличается слабым развитием костно-мышечной системы, кажется выше действительного своего роста по причине худобы, имеет угловой профиль – несколько редуцированный подбородок и вытянутый нос.

Второй тип, названный атлетиком, имеет фигуру, отвечающую стереотипу маскулинности. Третий тип, именуемый словом пикник, имеет развитые полости тела, его фигура напоминает модель снежной бабы.

Даже если пикник следит за собой, его выдает лицо – оно имеет пятиугольный профиль, а также короткая шея.

Астеническому телосложению свойственны психологические характеристики, описывающиеся как шизотимия, буквально – склонность к расщепленности.

Шизотимик имеет абстрактное мышление, его можно найти среди математиков и философов, там, где есть необходимость в построении модели мира, в дистанцировании от мира для его систематизации. Шизотимик – человек идеи, последовательный и пламенный ее сторонник.

Пикническому же свойственна циклотимия, связанная с эмоциональными колебаниями. Циклотимики предпочитают те области знания, в каких есть необходимость описать объект, каким он есть, например, география, ботаника.

Он не просто воспринимает мир, но ощущает его, дает ему эмоциональную оценку. Он склонен учитывать реальную ситуацию, менять свои позиции, если реальность изменилась, склонен к компромиссу.

Читайте также:  Развитие эмоциональности - психология

Кречмер наметил некую полярность, противостояние между типами, что получит развитие в дальнейших типологиях. Также он подходил к выделению свойств по принципу корреляции, потому и сегодня кречмеровский подход к дифференциации проявляется в попытке найти третью сторону, например, средовые воздействия, объясняющие формирование определенных телесных и психологических параметров.

За Кречмером вслед продолжил изучение типов личности во взаимосвязи с телом его последователь Шелдон. Стратегия анализа у Шелдона изменилась.

Если Кречмер рассматривал конкретных носителей типов, то Шелдон не выделяет целостных типов и не ставит целью качественный анализ, но описывает каждый характер перечнем параметров, количественно.

Шелдон у каждого носителя выделяет признаки определенного телосложения, его индексы.

Далее на стыке психологии и психиатрии были выделены психические заболевания, вслед за ними – акцентуации, которые являются обострением черт, однако не являются нарушением, находятся в пределах нормы. Изучением акцентуаций занимались Ганнушкин, Личко, их методики и сейчас широко используются в психиатрии и дифференциальной области психологии.

Типология личности Юнга

Юнг вслед за философом Кантом строит свою типологию с тем, чтобы раскрыть средства к развитию личности. Он имеет дело со своими пациентами, которым типология может помочь пережить психологические трудности, однако Юнг относит к типируемым и себя, и здоровых людей. Свой анализ, в отличие от диагностической карты акцентуаций по Ганнушкину и Личко, Юнг не скрывает от своих пациентов.

Юнг, просматривая истории искусств, музыки, поэзии, философии, замечает то, что людей обычно выделяют парами, например, рационального и эмоционального.

В этой парности он видит важный смысл, и делает основное свое открытие – подобно природным противонаправленным силам, например, растяжения, сжатия, выдоха, вдоха, можно выделить и в психике две противоположные направленности, установки на экстраверсию и на интроверсию.

Обе направленности присутствуют в психике каждого субъекта, но одна всегда из них преобладает. Это Юнг объясняет через ту психоаналитическую конструкцию, в какой в сознании присутствует одна установка, а в бессознательном – ей противоположная. Идея Юнга здесь состоит однако в том, чтобы уравновесить себя.

Далее Юнг выделяет еще одну дихотомию, друг другу противопоставленные мышление и эмоции, затем говорит о доминирующей психической функции. Он находит еще одну пару характеристик, сенсорика–интуиция. Все эти функции он рассматривает неравновесно присутствующими в структуре психики, одна всегда из них доминирует.

Сенсорика есть ощущение, наше восприятие того, как происходит действие нашего поступка. Эмоция связана с принятием воспринятого события на эмоциональном уровне. Мышление позволяет осмыслить ситуацию. Интуиция же, обозначающая по Юнгу способность к предвосхищению последствий поступка, его будущих результатов, связана со способностью к воображению.

За Юнгом вслед мог бы идти еще один автор, Лазурский, который рядом с выделением типов рассматривает уровни развития. Данная попытка присутствует, хотя и далеко не бесспорна.

Типология Майерс-Бриггс

Индикатор типов (MBTI) Майерс-Бриггс базируется на типологии Юнга.

Обе ее создательницы не имели психологического образования, однако после прочтения «Психологических типов» у Юнга принялись активно типировать на практике, проводя наблюдения за поведением людей, его исследования.

Живя в военное время, они имели возможность наблюдать за большими массами людей в нестандартных ситуациях, и на основании этого материала подробнее описали различия типов.

Далее MBTI получила эффективное развитие как система, позволяющая формировать рабочие коллективы, подбирать персонал, прогнозировать в компании поведение сотрудников.

Специалисты, использующие MBTI, своей целью имеют построение правильного менеджмента в связи с типами личностей как руководителя, так и подчиненных.

MBTI позволяет отделить не только сильные, но также слабые стороны субъекта и, сконцентрировавшись на сильных характеристиках, поместить сотрудника на максимально подходящую для него позицию в организации.

Согласно MBTI, тип человека представлен в четырех форматах. Первый – источник энергии, откуда человек черпает энергию.

Экстраверт принимает энергию извне, ему необходимо постоянно действовать и общаться, таков его способ выживания и зона комфорта.

Именно в процессе взаимодействия с миром внешним он получает толчок для развития и материал для него. Интроверт, напротив, черпает внутри себя энергию и потому любит уединение.

Следующий – центр внимания, способ получения сведений об окружающем нас мире. Здесь дело мы имеем с сенсорикой как опорой на органы чувств, интуицией как надсознательным процессом анализа, прогнозирования и предвосхищения событий. Сенсорный тип базируется на настоящем и уже полученном прошлом опыте, тогда как интуит способен видеть образно, целиком всю картину, словно сверху.

Далее следует центр принятия решения по мыслительному или же чувствующему способу. Мыслительный тип рассуждает на основании правильного и неправильного, а чувствующий – базируясь на личных ценностях.

И последняя пара характеристик, суждение и восприятие, связаны со стилем жизни индивида. Люди суждения живут в упорядоченном, предсказуемом мире, тогда как люди восприятия живут в глубоком, стихийном мире с открытыми вариантами для всевозможного выбора, оттого и решений, какие они не принимают вплоть до крайнего момента.

Соционика

Одновременно с Бриггс Майерс над своей типологией, названной соционикой, которая также является продолжением типологии Юнга, работала Аушра Аугустинавичюте.

В основу ее легла и теория Кемпинского так называемого информационного метаболизма. Соционика стала областью знаний, которая изучает, как человек принимает, затем перерабатывает, а после выдает информацию.

Позднее стали говорить не только об информационном, но уже об энерго-информационном обмене.

Помимо деления на дихотомии по вертности, а также деления на сенсориков, интуитов, мыслителей, что получили в соционике название логиков, и чувствующих, что именуются этиками, рациональных людей суждения и так называемых иррационалов, людей восприятия, соционика еще и имеет модель психики, 8 упорядоченных функций, расположенных в приоритете. Здесь рассматриваются ментальный, витальный блоки, подтипы, акцентуации типов.

Отдельного внимания в соционике заслуживает теория о дуальности – идеальной совместимости типов, дополняющих друг друга и образующих посредством своего энергетического и информационного обмена замкнутое кольцо.

Такой обмен связан с отдачей каждого в паре содержания по сильным своим функциям и запрос на прием по слабым.

Считается, что так называемые дуалы по соционике подают друг другу информацию по наиболее комфортным каналам, при этом взаимно защищают партнера в болевых для него вопросах.

В соционике помимо дуальных отношений рассматриваются отношения между всеми типами, что делает эту типологию уникальной. Она позволяет не только описать носителя типа, но и сознательно эффективно влиять на него, насколько это получается в рамках своего типа, подавая информацию и энергию по нужным для него каналам.

Описаны области творчества, в которых типируемый будет максимально эффективен, действовать сможет не только без истощения, но, напротив, получая удовлетворение от самореализации.

А также области наименьшего сопротивления психики, деятельность в которых окажется не только неоправданно затратной для носителя типа, но и даже часто травмирующей.

Сегодня соционика получила широкое развитие как типология и даже область философии, а некоторые специалисты стремятся вывести ее в статус отдельной науки. Практическое значение эта типология имеет в бизнесе, личных отношениях, самоидентификации, ценностном самоопределении, профессиональной ориентации, создании оптимально функционирующих коллективов.

Источник: http://psihomed.com/tipologiya-lichnosti/

Основные типологии личности в психологии

Основные типологии личности в психологии

По мнению соционики, каждый человек принадлежит к одному из 16 соционических  типов личности. Умение их распознавать — прекрасный инструмент, помогающий найти нужный подход к своим близким, коллегам, новым знакомым.

Автор

Одной из основных составляющих существования человека называют его способность реализовать себя в различных сферах деятельности, эффективно приспосабливаться практически к любым условиям и продуктивно взаимодействовать с другими людьми. Еще древние философы делали попытки определить все закономерности в поведении личности, чтобы сделать отношения в обществе более зрелыми и комфортными.

До истины удалось докопаться австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду и швейцарскому психиатру Карлу Юнгу. Ученые работали в одном направлении независимо друг от друга.

Первый сформулировал основные положения в теории о формировании и структуре психики, в результате умозаключений и опытов второго родилась основная в истории психологии концепция, раскрывающая психологические типологии личности.

Сегодня результаты работы ученых лежат в основе многих социально-психологических теорий и практик.

Типология личности в психологии сегодня изучается соционикой. Эта отрасль науки рассматривает взаимосвязь окружающего мира и человека на основе личностных характеристик последнего. Каждый здравомыслящий человек принадлежит к одному из 16 соционических типов личности.

Чтобы типология личности стала более доступной для пытливой общественности, в качестве названия каждого психологического типа принято использовать псевдонимы известных личностей, которые являются носителями обозначенных признаков.

  1. Джек Лондон. Человек легок на подъем, зависит от сиюминутного вдохновения, легко начинает новые дела и пускается в авантюры. Ему по душе экстремальные виды спорта. Позитивно мыслит, легко сходится с людьми.
  2. Штирлиц. Всегда доводит начатое дело до конца. Будучи душой компании, иногда подвержен вспышкам упрямства и вспыльчивости. Очень практичен.

  3. Гамлет. Крайне эмоциональный человек. Очень красноречивая тонкая натура. Часто не доверяет партнеру, ревнуя его.
  4. Гюго. Сложно не поддаться влиянию этой харизматичной личности. Хорошо ладит с людьми, может пожертвовать чем-то важным ради дорогого человека. В карьере многого добивается самостоятельно.
  5. Робеспьер.

    Умеет правильно расставлять приоритеты, четко и практично мыслит. Этот человек склонен доверять интуиции, когда не знает точного ответа. В сближении с людьми часто испытывает трудности.

  6. Максим Горький. Педант, уважает порядок. В работе старается рассмотреть и проанализировать задание со всех сторон, чтобы выполнить его как можно лучше.

    Предпочитает короткие деловые контакты с людьми.

  7. Достоевский. Обладает способностями воспитателя. Придавая особое значение доверию, никогда не простит измены. Это очень ранимый человек.
  8. Драйзер. Всегда отстаивает свою точку зрения. Тонко чувствует фальш и неискренность. Постоит за себя и тех, кто ему не безразличен.

    Всегда тщательно анализирует свои поступки.

  9. Дон Кихот. Многим интересуется, легко адаптируется к любой ситуации, любит использовать разнообразные методы в работе. Новатор, не любит рутину, в его голове – масса оригинальных идей.
  10. Жуков. Чтобы одержать победу, может применить физическую силу. Препятствия только подогревают его азарт и желание рисковать.

    Руководитель до мозга костей. Всегда составляет план действия, которому четко подчиняется.

  11. Гексли. Фантазер, тонко чувствующий настроения других людей. Любит творчество во всех его проявлениях, однообразие ему чуждо. Любит общение и часто дает советы.
  12. Наполеон. Предпочитает манипулировать другими. Легко определяет слабые места окружающих.

    Часто пытается выдать себя не за того, кем является на самом деле.

  13. Бальзак. Эрудит и философ в одном лице. Очень осторожно и взвешенно принимает решения. Ему очень дорог комфорт и покой в душе. Не любит эмоциональных всплесков.
  14. Габен. Знакомится с миром исключительно с помощью ощущений. Не терпит искусственности, любит людей и тянется к ним.

    У этого человека хорошие технические способности, он предпочитает работать руками.

  15. Есенин. Мечтатель, интуитивно предугадывающий события. Чутко относится к людям и видит их насквозь. Тяжело не поддаться влиянию этого весельчака. Он очень озабочен своим внешним видом. Легко расстается с деньгами.
  16. Дюма. Не боится рутины – однообразие ему по душе.

    Сделает все возможное, чтобы не участвовать в конфликтной ситуации. Уважает право человека на личное пространство. Любит помогать людям.

Очень часто человек является носителем черт двух, а то и более типов личности, поэтому создание индивидуального психологического портрета лучше доверить опытному психологу.

Автор

Предыдущая статья

Пора посмотреть на осень и зиму с хорошей стороны: много горячего чая, пушистые пледы, лепка снеговиков, в конце концов, Новый Год. Но низкая температура и сокращение солнечного дня дают о себе знать, мы становимся малоподвижными, набираем лишний вес. Надо это исправлять!

1

Также интересно

Истории и притчи

Неожиданное письмо из техподдержки

В поисках честного и правдивого ответа она решила просто написать письмо в техподдержку. Не надеясь получить ответ, она стала заниматься своими прежними делами, как вдруг ей пришло уведомление о новом письме.

Написать комментарий

Написать комментарий можно после авторизации.

Источник: https://timeforwoman.ru/pd/youknow/osnovnye-tipologii-lichnosti-v-psikhologii.html

38.1. Типология личности

38.1. Типология личности

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы».

Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств.

Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания.

В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий.

При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце «отдыхает»). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов — максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две — остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне.

В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

  • мыслительный,
  • эмоциональный,
  • сенсорный и
  • интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

Типологии личности могут строиться по самым разным критериям, например, по характеру направленности личности, ее интересов, идейных ориентиров и убеждений, а также в соответствии с культурно обусловленными типами мировоззрения.

К данной группе относятся «идеологические» типологии, в частности, классификация Эдуарда Шпрангера. В ней выделяются шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций.

Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни.

У различных людей наблюдаются те или иные комбинации приведенных ниже ценностей, с преобладанием какой-либо одной из них.

  • Теоретическая. Человек, придающий приоритетное значение этой ценности, прежде всего, заинтересован в раскрытии истины.
  • Экономическая. «Экономический» человек, в первую очередь, ценит то, что полезно и выгодно,
  • Эстетическая. Такой человек преимущественно ориентирован на совершенную форму и гармонию.
  • Социальная. Наивысшей ценностью для «социального» человека является любовь и признание людей.
  • Политическая. Доминирующий интерес политического типа — впасть. Ему соответствует «человек силы».
  • Религиозная. Люди этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого высшими силами, Богом, абсолютом или первопринципом.

Аналогичного аксиологического (ценностного) подхода придерживался и Гордон (Уиллард) Олпорт, полагавший, что типы личности должны определяться в соответствии с различиями в ценностных системах разных индивидуумов. По Олпорту, ценности можно представить как наиболее сложные, глубинные личностные черты или диспозиции, служащие главным критерием отнесения человека к определенному типу.

Другими примерами типологии, могут служить классификации, построенные на основе различий в профессиональных ориентациях, или социально-психологические классификации, в которых критерием выступают социальные роли личности, стиль лидерства (классификация К. Левина) и т.д.

Специфика современных разработок проблем психологической типологии в отечественной науке (исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.С. Братуся, А.И. Крупнова и др.

) заключается в стремлении анализировать личность не как автономный комплекс устойчивых свойств, но в плане личностной активности, носящей типологический характер, в свете сложного отношения «человек — жизненный путь».

В этом направлении создаются качественно новые типологии: инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Источник: http://vestishki.ru/node/1005

Характер и его типология

Характер и его типология

Горпиненко Светлана Юрьевна

Характер — это  совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический характер для него оттенок.

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности. Для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствие; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути.

Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

 В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагировать на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой.

Характер в отличие от темперамента  обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека- это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснён и оправдан,  по крайней мере с позиций действующего лица.

Говоря о характере, мы  обычно вкладываем в представление о нём способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремлённость и упорство.

Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни деятельности, ни в общении с людьми, плывёт по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своём формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

 Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают её, а инструментальные (направляют) придают ей определенный стиль.

Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависти не содержание а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляется и в выборе цели действия.

Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, основные черты личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь как определённые характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленными на достижение поставленных целей: настойчивость и другие, а так же альтернативные им. А этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверия-интроверия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определённому типу.

Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии.

Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале прошлого века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кремчером.

 Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, а затем – Э.Фромм, К.Монгару, А.Е.Личко и ряд других учёных.

Все типологии человеческих характеров исходило из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1.                 Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2.                 Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и страсть типологию характеров.

3.                 Большая часть людей в соответствии  с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер выделил три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический  и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего роста. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле.

У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и тонкая грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми наполнениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин.

Женщин этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящий между плечами.

Тип строения тела, как было показано ещё Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелируют со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника.

К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определённых нормальных типов личности».

Тот тип нормальных людей, который по своим психогенетическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал «шизотимным»; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, -«циклотиминами» «Шизотиминами» свойственны также черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлечённым размышлениям и отчуждённость, холодность, эгоистичность и влажность и властность, сухость и отсутствие эмоций. «Циклотимины» описываются им как люди, обладающие весёлостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Приведём ещё одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ёе вывел Э.Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу.

Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определённые социальные, национальные и культурные идеи.

Обобщив наблюдение за социальным поведением различных людей, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1.«Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а так же причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи.

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего крушение надежд у данного человека.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестаёт «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации.

Выведенная Э.Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что каждый человек, в какой-то степени, может изменить свой характер.

И лучше пусть это будут незначительные изменения, чем бессознательные жалобы на свой отвратительный характер.

Только бесхарактерный человек может в течение всей своей жизни выслушивать упрёки в свой адрес, осознавая их справедливость, и не стараться что-либо изменить в своём характере.

Литература

Немов-«Психология»- 1 том М.«Знание», .

Источник: http://stud-da.ucoz.ru/publ/psikhologia/psikhologija_otnoshenij/kharakter_i_ego_tipologija/5-1-0-5

ТИПОЛОГИЯ

Typology; Typologie) — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Юнг хотел объяснить, почему сознание у разных людей действует по-разному.

С этой целью он создал психологическую типологию на базе обширных исторических исследований типов в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии.

В отличие от более ранних классификаций, основывавшихся на наблюдениях за поведенческими стереотипами, которые, в свою очередь, определялись темпераментом человека или его физиологическими особенностями, юнговская модель связана с движением энергии и теми путями, по которым тот или иной человек привычно или предпочтительно ориентируется в мире.

«Целью психологической типологии не является классификация людей на категории — само по себе это было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, — обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала.

Во-первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения и направляющей линии, если он стремится свести хаотический избыток индивидуального опыта к некоторому порядку. В этом отношении типологию можно сравнить с тригонометрической сеткой или, еще лучше, с кристаллографической системой осей.

Во-вторых, типология — большой помощник в понимании широкого разнообразия, имеющего место среди индивидов, а также она предоставляет ключ к фундаментальным различиям в ныне существующих психологических теориях.

И наконец, что не менее важно, это существенное средство для определения «личностного уравнения» практического психолога, который, будучи вооруженным точным знанием своих дифференцированной и подчиненной функций, может избежать многих серьезных ошибок в своей работе с пациентами.

Предлагаемая мной типологическая система является попыткой, основанной на практическом опыте, дать объяснительную основу и теоретический каркас для безграничного разнообразия, которое до этого преобладало в формировании психологических понятий. В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда-нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать спорных интерпретаций, если психология не собирается остаться ненаучным и случайным конгломератом индивидуальных мнений» (ПТ, пар. 986 — 987).

Юнг различал восемь типологических групп: две личностные установки — интроверсию и экстраверсию — и четыре функции — мышление, чувство, ощущение и интуицию, каждая из которых может действовать интровертным или экстравертным образом.

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими формами приспособления. В интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. В экстраверсии интерес направлен в сторону внешнего мира. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (предметы, другие люди, внешняя реальность) играют первостепенную важность.

» на основе множества наблюдений и опытов [я] пришел к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии.

Первый тип установки — в норме — характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.

Второй тип — в норме — характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации. В первом случае определяющую роль явно играет субъект, а во втором — объект» (ПБ, с. 77-78).

На практике продемонстрировать экстравертную и интровертную установки как таковые невозможно; в изолированном виде они просто не существуют. Принадлежность человека к тому или иному типу становится более очевидной лишь в связи с одной из вышеуказанных четырех функций.

Ощущающая функция устанавливает то, что нечто существует, мышление говорит нам, что представляет собой это нечто существующее, чувство сообщает, что чего стоит, а через интуицию мы получаем смысл того, что с этим может быть сделано. Любая функция сама по себе еще не является достаточной для упорядочивания нашего опыта относительно нас самих или окружающего нас мира, для этого, пишет Юнг, требуются все четыре:

«Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад: мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или иные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и т. д., а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на их заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации (ПТ, пар. 900).

На практике эти четыре функции оказываются представленными субъекту не в равной степени осознанной доступности; т. е. они не являются развитыми одинаковым образом или не дифференцированы у любого индивида одинаково хорошо.

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; Юнг назвал ее ведущей или первичной, доминирующей, в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. Разумеется, здесь речь не идет об оценочных суждениях типа «лучше — хуже».

Ни одна из функций не может быть лучше, нежели любая другая.

Ведущая функция выступает в том смысле, что у какого-либо человека она используется с наибольшей вероятностью; аналогичным образом, подчиненная вовсе не означает какой-либо патологии — она попросту используется гораздо меньше (или вовсе не используется) по сравнению с функцией «излюбленной».

Здесь позволительно задать вопрос, а что же тогда происходит с этими «малоиспользуемыми» функциями?

«Они пребывают в более или менее примитивном и инфантильном состоянии, зачастую осознаются лишь частично или даже и вовсе не осознаются.

Относительно неразвитые функции составляют некую специфическую неполноценность, характеризующую любой тип и являющуюся интегральной (составляющей) частью его целостного характера.

Односторонний акцент на мышление всегда сопровождается неполноценным чувством, а дифференцированное развитое ощущение вредит интуиции и наоборот» (ПТ, пар. 955).

В зависимости от характера ведущей функции Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым он относил мыслительный и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий. Применение термина «иррациональный» не означает чего-то неблагоразумного, подразумевая лишь нечто выходящее за рамки рассудочного. Юнг комментирует:

«Лишь просто потому, что [иррациональные типы] подчиняют суждение восприятию, было бы совершенно неправильным считать их «неблагоразумными».

Гораздо более правильным было бы сказать, что они являются в высшей степени эмпирическими.

Иррациональные типы основываются исключительно на переживании — настолько исключительно, что, как правило, их суждения никак не могут поспеть за их переживаниями» (ПТ, пар. 6 6).

Источник: https://vocabulary.ru/termin/tipologija.html

Ссылка на основную публикацию