Тренинги и другие формы обучения — психология

Тренинг как форма активного обучения — Организация учебного процесса — Сидоров Сергей Владимирович

Тренинги и другие формы обучения - психология

Содержание статьи

  • Понятие о тренинге
  • Виды тренинга

 

Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок.

Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в.

В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления.

Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг.

он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.

В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п.

В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов.

Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории. В сети Интернет есть довольно много специализированных ресурсов по тренингам, особенно в области бизнеса, менеджмента. Пример такого онлайн-ресурса — страница, посвящённая искусству переговоров в предпринимательской деятельности.

Сегодня среди видов тренинга выделяются…

Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками.

Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе.

Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации.

Источник: http://si-sv.com/publ/1/trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-1-0-387

Тренинг как форма обучения

Тренинг как форма обучения

Бойтесь тех ботаников, которые утверждают, что древо познания родит корни зла.

Станислав Ежи Лец

Последние 3—5 лет все более распространенной формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку. Чем же это обусловлено и что дает психологический тренинг такого, что невозможно получить «традиционным» путем?

Все существующее на рынке обучение можно поделить на 2 больших сферы — обучение профессиональное и психологическое.

Профессиональное — это курсы, посвященные, например, различным аспектам делопроизводства, бухгалтерским навыкам, юридическим аспектам бизнеса, компьютерной грамотности и т. п.

Психологическое — это разнообразные семинары и тренинги, направленные на обучение взаимодействию в бизнесе: продавать, презентовать, влиять, управлять.

Не стоит заменять один вид обучения другим, так как они направлены на передачу и совершенствование различных знаний и навыков специалиста. Кроме того, каждый из них имеет свои ограничения.

В профессиональном обучении, как правило, уделяется мало внимания психологическим аспектам общения с людьми — клиентами, партнерами, конкурентами; — а психологический тренинг, в свою очередь, не рассчитан на передачу специальных знаний — экономических теорий, законов ценообразования и т. п. Целесообразнее всего рассматривать эти сферы как взаимодополняющие.

Современная ситуация сильно отличается от того, что было еще некоторое время назад — когда покупатели бегали в поисках продавцов, а не наоборот, и когда на 100 претендентов было 100 вакансий.

Необходимость психологической подготовки вырастает как раз из того, что теперь недостаточно просто взвесить и завернуть, недостаточно даже знать полезные качества товара — нужно еще уметь установить контакт с потенциальным покупателем и поведать ему об этих качествах на его «языке». Иначе клиент уйдет к конкуренту.

И недостаточно просто быть хорошим специалистом — нужно еще убедить работодателя в том, что вы хороший специалист. Иначе возьмут другого.

Большое преимущество психологического тренинга перед другими формами обучения, состоит в получении заметного результата за относительно короткий срок. Тренинг — это, как правило, экспресс-обучение.

Непрерывная интенсивная работа в течение двух-четырех дней дает качественный прорыв, и в дальнейшем все будет зависеть от мотивации человека к «шлифовке» полученных навыков на практике.

Происходящее время от времени в ходе очередного тренинга «освежение» и расширение знаний и навыков делает ощутимый вклад в профессиональный рост и повышение квалификации специалиста.

Какие бывают тренинги?

Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.

Ф. Бэкон

Тренинги различаются по целям и направленности на определенную аудиторию. В первом приближении многообразие психологических семинаров и тренингов можно разделить на бизнес-направление и личностное направление.

К первому относятся тренинги, в фокусе внимания которых находятся знания, навыки и идеология, необходимые для улучшения профессиональных качеств и успешного выживания в конкурентной среде.

Это навыки коммуникаций на разных уровнях и с разными целями, а также навыки организации и самоорганизации.

Сюда относятся различные «технологичные» тренинги — технологии продаж, технологии презентации и самопрезентации, управленческие технологии, в том числе таймменеджмент и стрессменеджмент. Эти тренинги отличаются четкостью построения, жесткостью, большими объемами отрабатываемого материала.

Личностное направление представлено тренингами, целью которых является улучшение качества жизни участников, налаживание отношений с окружающими. Эти тренинги развивают индивидуальность и способствуют личностному росту.

Содержание таких тренингов очень разнообразно, и они направлены скорее на чувственную сферу личности, на переживание, нежели на отработку технологий, поэтому обучающий компонент присутствует в них только в небольшой степени.

На содержание тренинга сильно влияет то, для кого этот тренинг проводится. Тренинги на одну и ту же тему (например, технологии продаж), проводимые в разных аудиториях, близки по построению, но отличаются конкретными упражнениями, идеологическим настроем, балансом теоретической и практической части, формой представления материала.

Это зависит как от специфики деятельности участников (например, телефонные продажи, крупнооптовые продажи, розничная торговля, работа в зале, агентские продажи), так и от самих людей, пришедших на тренинг — их возраста, пола, опыта, характера.

Грамотный тренер всегда приспосабливает программу к конкретному составу, часто внося коррективы прямо по ходу действия, поэтому трудно встретить два совершенно идентичных тренинга.

Кому нужен тренинг?

Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям.

Станислав Ежи Лец

В первую очередь тренинг нужен тем, кто, так или иначе, заинтересован в улучшении качества взаимодействия с людьми, для кого эффективность общения является фундаментом успешности в работе. Это так называемый персонал «first line»: секретари, продавцы, телефонисты, обслуживающий персонал ресторанов, баров, гостиниц.

Им адресованы курсы продаж, делового общения, презентаций, сервисного обслуживания. На более высокой иерархической ступени тренинг интересует менеджеров, руководителей отделов, департаментов и организаций.

В этом случае задачи обучения уже другие — это тренинги социального влияния, управления, психологической устойчивости в условиях жесткой конкуренции.

Иногда участники тренинга представляют собой не просто группу людей, которым нужны те или иные знания или навыки, а команду, или коллектив.

Тогда внимание уделяется в первую очередь системным эффектам — командной сплоченности, улучшению качества взаимодействия, налаживанию психологической атмосферы в коллективе.

Результат — каждый участник осознает себя как часть команды, у всех появляется более четкое понимание командных целей и задач и своей роли в их достижении, укрепляется доверие к партнеру, соответственно и работа команды становится более слаженной.

Другая категория людей, для которой может быть интересен психологический тренинг бизнес-направления — это соискатели, т. е. люди, желающие найти или сменить работу.

Тренинг прохождения интервью с работодателем стоит особняком — в задачи такого тренинга не входит повышение квалификации человека и улучшение его профессиональных навыков.

Этот тренинг напоминает тренинг продаж, только вид продажи специфичен — человек презентует и продает себя, вернее, свои качества, свой труд, свои способности и возможности.

Чему и как учат на тренинге?

Лишь в людях себя познать, способен человек.
Гёте

На тренинге люди учатся эффективной коммуникации на различных уровнях и с различными целями. Общение — это то, чему мы спонтанно учимся с самого детства. Коммуникативный опыт накапливается на основе непосредственного участия в общении с другими людьми.

Но деловое общение сильно отличается от бытового — в первую очередь тем, что оно направлено на определенный результат, который в конечном итоге должен вылиться в финансовую выгоду. До недавнего времени процесс обучения деловому общению носил стихийный («естественный») характер.

Человек учился деловому общению исключительно самостоятельно. Но при таком стихийном протекании процесса научения навыки общения могут приобретать формы, не приводящие к повышению эффективности.

Поэтому современные образовательные программы в области менеджмента и маркетинга обязательно включают в себя психологические дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций (например, социальная психология, психология управления и т. п.).

Практика показывает, что наиболее результативным средством формирования коммуникативных умений в условиях реального делового общения является групповой тренинг. Он не заменяет естественного опыта другим, но организует и корректирует его более эффективным способом.

Тренинг — это не только получение новых знаний и совершенствование навыков, но и изменение сознания. Одни люди добиваются успеха в том, что они делают, — будь то управление, продажи, обслуживание или поступление на работу, — а другие нет, хотя внешне вроде бы происходит одно и то же.

Успех складывается из множества компонентов, и пресловутая «технология» — только одна из составляющих. Чтобы стать из «человека проигрывающего» — «человеком побеждающим», из «пытающегося продать» — «продающим», из «ищущего работу» — «получившим работу», необходимо измениться внутренне, изменить свой настрой.

Препятствия, стоящие у нас на пути, часто живут только в сознании. Изменяя сознание, можно преодолевать препятствия.

Окупаются ли вложения в тренинг?

Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как мы покупаем чай или кофе, и за этот товар я готов заплатить больше, чем за что-либо другое

Читайте также:  Удача и успех - психология

Дж. Д. Рокфеллер

Товар, который получает участник тренинга — это умение общаться с людьми. Любой товар должен приносить какие-то выгоды, иначе говоря, окупаться. Каждый руководитель, прежде чем принять решение заказать для своего персонала тренинг, хочет знать: какую конкретно пользу он принесет для развития бизнеса? Окупаются ли вложения в тренинг? Да, окупаются. Приведем несколько примеров.

Согласно результатам современных исследований, в зависимости от ранга руководителя эффективность его работы определяется развитием коммуникативной компетентности на 60—90%. То есть люди, умеющие общаться, и зарабатывают больше!

Недавние исследования показали, что при условии более качественного обслуживания многие покупатели готовы заплатить за тот же товар на 15% больше. Это значит, что обучать продавцов умению общаться — значит увеличивать свои прибыли, как минимум на 15%.

А увеличение числа постоянных клиентов всего на 5%, ведет к увеличению прибыли на 30—70%.

Удовлетворенность клиента, ведущая к постоянству, напрямую связана с качеством обслуживания, с тем, как относятся к клиенту, как его слушают, улыбаются, отвечают на вопросы, как реагируют, если он решает отложить покупку.

Еще один момент — выгоды, связанные с мотивацией сотрудников. Естественно, что довольно больших затрат требует поиск, привлечение и материальное стимулирование высококвалифицированных специалистов.

Их потеря иногда означает значительные убытки — ведь именно они, составляют «золотой фонд» кадрового состава любой фирмы. Значит, встает задача мотивации сотрудников, направленной как на повышение эффективности их работы, так и на предотвращение потери ценных кадров.

По мнению многих экспертов, деньги, хотя и продолжают оставаться важной составляющей мотивационного воздействия, не играют больше ведущей роли.

Сейчас людей не меньше волнуют профессиональный рост и самореализация, атмосфера в коллективе, ощущение, что о нем заботятся, что он является ценным сотрудником, возможность удовлетворения собственных амбиций, а также принятие ценностей своей организации и влияние на выработку решений в компании.

Тренинг позволяет в полной мере использовать ресурсы нематериального стимулирования — он означает возможность обучения и профессионального роста персонала, в нем проявляется забота организации о развитии сотрудников, с его помощью можно делать вклад в формирование корпоративной культуры и повышение лояльности к организации. При этом для компании среднего размера затраты на проведение тренинговых мероприятий в год, как правило, не превышают 2—3 процентов от годового фонда заработной платы — это значительно меньше, чем при материальной мотивации.

Как лучше включить тренинг в программу обучения персонала?

Если бы у меня было восемь часов, чтобы срубить дерево, я бы потратил шесть часов на заточку топора.

А. Линкольн

Составляя программу обучения персонала, нужно помнить, что тренинг может стать хорошим дополнением к профессиональному обучению, но не заменить его.

Под профессиональным обучением имеется в виду передача специализированных знаний, необходимых в конкретной сфере деятельности (например, для агента по недвижимости это знание соответствующего рынка и правил оформления сделки, для торгового представителя компании-производителя медицинского оборудования — медицинские и технические знания). Целесообразно организовать тренинги по соответствующей тематике ближе к завершению профессионального обучения или после начала работы, когда уже накоплен некоторый практический опыт.

Для получения максимального результата не следует ограничиваться эпизодическими тренингами и семинарами в надежде мгновенного разрешения возникающих проблем.

Как показывает опыт, ощутимое улучшение рабочих параметров (объем продаж, количество заключенных сделок, качество обслуживания клиентов) обычно происходит в течение недели-двух после окончания тренинга, затем все может вернуться на круги своя. Это не значит, что «плохой» тренер провел некачественную работу.

Дело в том, что действие эмоционального заряда, полученного на тренинге, быстро заканчивается, а для получения стабильных результатов необходима более глубокая перестройка на уровне навыков. Это требует времени и постоянной шлифовки навыков. Ведь никто не требует от спортсмена олимпийского рекорда после первой же тренировки.

Наиболее эффективной будет организация цикла тренингов, которые проходят с определенной периодичностью (например, большой тренинг один раз в квартал, или несколько коротких занятий раз в неделю на протяжении 2—3 месяцев). В этом случае будет обеспечен процесс непрерывного накопления знаний и совершенствования навыков.

Кто должен проводить обучение?

Крупные компании приходят к необходимости иметь постоянного специалиста по обучению персонала, знакомого со спецификой деятельности компании и имеющего психологическое образование, в чью компетенцию входит разработка обучающих программ для персонала, проведение тренингов, деловых игр, разбор практических ситуаций и т. п.
Потребности небольшой фирмы могут ограничиваться всего несколькими тренингами в год, поэтому отдельной должности специалиста по обучению персонала нет, а его функции выполняет, например, начальник отдела кадров. В этом случае целесообразно обращение к профессиональным консультантам по тренинговому обучению, которые разработают программу с учетом специфики деятельности организации, задач ее развития и уровня подготовки персонала. Попытки самостоятельно организовать и провести тренинг для неспециалиста, сопряжены со значительными трудностями, к тому же, как показывает опыт, такие занятия не приносят много пользы.

Обучение персонала, как известно, только часть стратегии развития организации. Программа тренинговой подготовки непременно должна вписываться в общую концепцию развития, соответствовать ее принципам.

Необходима четкая постановка целей и задач обучения, осознание его значения, мотивация людей на постоянный профессиональный рост. От этого зависит результативность каждого, а значит, и успех всего дела.

Любовь Колчанова

Источник: http://syntone.ru/article/trening-kak-forma-obucheniya/

Тренинг – это одна из форм активного обучения. Так что же тренируем?

Тренинги – это вид учебной деятельности, в группе или индивидуальный, направленный на практическое изучение определенных навыков и умений, но так ли все просто?

В последние годы тренинги в России развиваются быстрыми темпами. Все больше людей  в нашей стране готовы платить немаленькие деньги, чтобы посетить этот вид обучения.

Что такое тренинг, какие виды бывают? Что важно знать, если вы собрались на тренинг?

В этой статье мы разберём понятие психологического тренинга, определим виды и реальные результаты, которые можно получить.

Что такое психологический тренинг?

Обратимся к словарю и посмотрим определение самого понятия.

ТРЕ́НИНГ, -а, муж. (спец.). Система, режим тренировок.

(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)

Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок.

(Психологический словарь)

Ключевые в этих определениях слова «система» и «практическая отработка».  Только в результате системной практической отработки достигается ожидаемый результат.

90 эффективность

В психологическом тренинге результатом является формирование желаемого типа поведения (формируется умение действовать иначе, а не так, как привыкли), а также развитие личностных качеств. В этом и состоит принципиальное отличие от других форм обучения.

На лекции вы получаете знания, но только на тренинге у вас есть возможность «примерить» на себя новую форму поведения, отработать те реакции, которые вы раньше не использовали. Решаете, идти на тренинг или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы отработали на тренинге, — 90%.

Отличия тренингов от других форм обучения

В чем еще отличие психологического тренинга и вообще тренинга от других форм обучения?

Во-первых, используются разные виды активности, такие как обсуждение, групповая дискуссия, моделирование ситуаций (ролевая игра), упражнения (психогимнастика), наблюдения и пр. Эти виды активности направлены на то, чтобы практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы, как эта форма поведения воспринимается окружающими.

Разнообразно и задорно

Во-вторых, в работу тренинговой группы обязательно вводятся правила.

Вот некоторые из них!

  • Правило активности. Каждый тренингуемый обязательно участвует во всех заданиях, он активно вовлечен в процесс. Именно через активное участие достигается осознание, закрепление новых способов поведения и, в целом, результат обучения. Поэтому, группы в психологическом тренинге маленькие (5-12 человек).
  • Правило творчества. В тренинге создается среда для генерирования идей. Это правило направлено на то, чтобы разрушать стереотипы, которые в нас формируются в результате воспитания, обучения, полученного жизненного опыта. Правило дает возможность экспериментировать и творчески подходить к решению жизненных ситуаций.
  • Правило «грамотной» критики. Критикуют не человека, а выражают своё отношение к тем действиям, которые человек совершает. Так, в тренинге участники обучаются грамотно давать обратную связь, говорить о своих чувствах и лучше понимать окружающих.
  • Правило «здесь и сейчас». Все, что происходит на тренинге, происходит именно в этом месте и именно в это время. Исключаются выражения типа «Обычно я поступаю по-другому».

Это лишь пример тех правил, которые действуют в тренинговой группе. Их выбор во многом определяется целью психологического тренинга, самой группой и тренером.

Особенности социально-психологических и тренингов личностного роста

Среди психологических тренингов выделим социально-психологический и тренинг личностного роста, рассмотрим их подробнее.

Основное отличие социально-психологического тренинга в том, что акцент делается на развитие навыков межличностного общения, коммуникации с людьми.

Деловые тренинги помогают в карьере

Ниже приведены примеры тех задач, на решение которых направлен социально-психологический тренинг:

  1. Формирование умения вести переговоры или решать конфликтные ситуации.
  2. Отработка приёмов эффективного общения.
  3. Приобретение умения взаимодействовать с партнером, работать в группе.
  4. Выработка личной стратегии общения. Например, для достижения определенной цели участнику группы необходимо сформировать умение «быть настойчивым», тогда как наиболее привычной для него является стратегия «во всем соглашаться».

Ещё один вид психологического тренинга – это тренинг личностного роста

Личностный рост

Главная задача этого вида тренинга – дать возможность каждому участнику осознать свои негативные установки, внутренние убеждения, которые мешают его развитию, достижению жизненных целей, создают сложности в общении с окружающими. Тренинг личностного роста позволяет посмотреть на свою проблему с другой стороны. Основные задачи:

  1. Осознание и изменение негативных установок.
  2. Работа с собственными страхами и тревожностью.
  3. Определение собственного пути движения к гармонизации жизни.
  4. Коррекция жизненных целей и ценностей.

Ключевым правилом тренинга личностного роста является правило «конфиденциальности». Всё, что происходит в группе, в группе должно и остаться. Введение такого правила позволяет участникам доверять друг другу, быть откровенными. Это очень важно для более глубокого осознания глубинных причин своих жизненных проблем и изменения установок.

Идти или не идти? Да, тренинг – это эффективно!

Итак, мы разобрали, что такое психологический тренинг, в чем его отличие от других форм обучения. Мы увидели, какие результаты можно получить, какие бывают тренинги.

В заключении следует отметить, что психологический тренинг – это серьезная работа над собой. Особенно тяжелым для многих является тренинг личностного роста. Для того чтобы получить желаемый результат, необходимо вывести себя из зоны «комфорта», открыться новому восприятию собственного «я» и окружающих.

Источник: http://evio-club.com/trenings/trening-eto/

1. Своеобразие тренинга как формы обучения. Тренинг

1. Своеобразие тренинга как формы обучения. Тренинг

1.Своеобразие тренинга как формы обучения.

Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок.

Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п.

Читайте также:  Толпа - психология

В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

  Виды тренинга Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории. В сети Интернет есть довольно много специализированных ресурсов по тренингам, особенно в области бизнеса, менеджмента. Пример такого онлайн-ресурса — страница, посвящённая искусству переговоров в предпринимательской деятельности.

Сегодня среди видов тренинга выделяются… Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.). Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества. Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие.

Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно. Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками. Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации. 

2.Правила групповой работы.

1.  Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в будущее и прошлое.2.  Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3.  Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя.

4.  Активность. Тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.5.  Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Правила тренинга

 Тренер должен помнить, что групповой процесс подчинен определенным психологическим законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут устанавливаться свои особые правила, однако существует ряд базовых правил, которых необходимо придерживаться во время проведения тренинга.

Перечислим самые важные из них:

 

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что…”, “Некоторые из нас думают…” заменяем на “Я считаю, что…”, “Я думаю…”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
  6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

   

7.Не опаздывать! Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

 В случае, если кого-то не устраивают какие-либо правила, то нужно решить: принять их или уйти. Во время обсуждения дается возможность высказаться всем желающим, выслушать их предложения, а также обсудить их. Тренинги, которые не предполагают групповую форму (например, различные аутотренинги), также имеют необходимые условия их эффективности. Так, необходима концентрация на том качестве, которое хочешь в себе воспитать, необходимо умение полного расслабления, а также возможность давать простор своему воображению.

3.цели социально-психологич тренинга

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов:

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренинге можно развить:

  • речь: способность говорить четко, кратно, по существу, увеличить словарный запас;
  • наблюдательность и лояльность,
  • рефлексию, самоанализ, самоконтроль,
  • умение конструктивно критиковать, грамотно давать обратную связь;и т.д

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений. И т.д

4.понятие рефлексии

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя»[2].

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.
  • Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.
  • В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией

Источник: http://topuch.ru/1-svoeobrazie-treninga-kak-formi-obucheniya-trening/index.html

Психологический тренинг как метод практической психологии

·Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

·Общее представление о психологическом тренинге

·Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

Вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера.

Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории.

Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием.

Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы».

Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Читайте также:  Типы темперамента по гиппократу - психология

Под психотерапией в настоящее время принято понимать комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности. (См.

«Психология. Словарь» под редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, 1990)

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж.

Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М.

Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ.

На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие.

Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики.

В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать.

Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта.

Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Общее представление о психологическом тренинге

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении».

Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н.

Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89).

Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П.

Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций… » (1996, с. 144).

При этом под антропотехникойон понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К.

Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении).

Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П.

Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).

Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

·соблюдение ряда принципов групповой работы;

·нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

·наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

·определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

·акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;

·применение активных методов групповой работы;

·объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

·атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе).

Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную.

Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Такихпарадигм можно выделить несколько:

1. тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;

3. тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы.

«Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов.

«Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков.

«Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др.

Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений.

Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего.

Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Материал взят из книги И.В.Вачков ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Источник: http://pcyhologia.ru/treningi/175-psihologicheskiy-trening-kak-metod-prakticheskoy-psihologii.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию