Трудный и сложный мир — психология

Типы трудных людей Как справляться с проблемами и трудностями. — презентация

Трудный и сложный мир - психология

1 Типы трудных людей Как справляться с проблемами и трудностями<\p>

2<\p>

3 Молчуны Агрессивисты Спорщики<\p>

4 Советчики Вечные пессимисты Сомневающиеся<\p>

5 Максималисты Невинные лгуны Нерешительные Всезнайки<\p>

6 Скрытые Невинные лгуны Жалобщик<\p>

7 Правила общения с трудными людьми 1) Осознайте, что человек труден в общении, и определите, к какому типу людей он относится. 2) Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие и нейтралитет. 3) Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выявить причины его «трудности». 4) Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд. 5) Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после отнесения поведения трудного человека к определенному типу, его нейтрализации или взятия под контроль.<\p>

8 13 ненужных вещей 1. Освободитесь от потребности всегда доказывать свою правоту. Среди нас так много тех, кто даже под угрозой разрыва прекрасных отношений, причиняя боль и вызывая стресс, не может смириться и принять другую точку зрения. Оно того не стоит. 2. Перестаньте все контролировать. Будьте готовы отказаться от необходимости постоянно контролировать все, что происходит с Вами: ситуации, события, людей и т.д. Будь то родные, близкие, коллеги или незнакомцы на улице просто позвольте им быть такими, какие они есть. 3. Перестаньте перекладывать вину. Освободитесь от потребности обвинять других за то, чем Вы обладаете или не обладаете, за то, что Вы чувствуете или не чувствуете. Перестаньте распылять свою энергию и возьмите полную ответственность за свою жизнь. 4. Остановите негативный разговор с собой. Как много людей наносят вред себе, только потому, что позволяют негативным мыслям и эмоциям управлять их жизнью. Не доверяйте всему, что говорит Ваш логичный рассудительный ум. Вы лучше, и способны на большее, чем считаете.<\p>

9 13 ненужных вещей 5. Прекратите жаловаться. Освободитесь от постоянной потребности жаловаться на множество вещей: людей, ситуации, события, которые делают Вас несчастными, грустными и подавленными. Никто не может сделать Вас несчастными, никакая ситуация не может Вас огорчить. Не ситуация вызывает у Вас те или иные чувства. 6. Откажитесь от критики. Перестаньте критиковать людей, которые отличны от Вас, и события, которые не соответствуют Вашим ожиданиям. Все люди разные. 7. Освободитесь от потребности производить впечатление на других. Перестаньте притворяться и быть тем, кем Вы не являетесь на самом деле. Снимите маску, примите и полюбите свое истинное Я. 8. Перестаньте сопротивляться переменам. Перемены это нормально, они необходимы, чтобы двигаться из пункта А в пункт Б. Перемены помогают изменять и нашу жизнь, и жизнь окружающих к лучшему.<\p>

10 13 ненужных вещей 9. Не навешивайте ярлыки. Перестаньте навешивать ярлыки на людей и события, о которых Вы не знаете или просто не понимаете. Постепенно открывайте сознание новому. 10. Отпустите прошлое. Знаем, это сложно. Особенно, когда прошлое нравится больше, чем настоящее, а будущее немного пугает. Но Вам необходимо принять тот факт, что настоящее это все, что у Вас есть. 11. Освободитесь от страхов. Страх это всего лишь иллюзия, его не существует, Вы его создали. Все это в Вашем уме. Измените свое внутреннее отношение и внешнее встанет на свои места. 12. Перестаньте оправдываться. Разоблачите оправдания и отправьте их на пенсию. Чаще всего мы ограничиваем себя из-за множества оправданий.<\p>

11 13 ненужных вещей 13. Перестаньте проживать жизнь ожиданиями других людей. Слишком много людей живут жизнью, которая им не принадлежит. Они живут своей жизнью в соответствии с тем, что другие считают лучшим для них, они делают то, что от них ожидают их родители, друзья, учителя, правительство и общество. Они игнорируют свой внутренний голос, внутреннее призвание. Они настолько заняты реализацией ожиданий других людей, что теряют контроль над своей жизнью. Они забывают, что приносит им счастье, чего они хотят на самом деле… и в конечном итоге, они забывают о себе.<\p>

12 Психотипы Психотип – наиболее общее, обобщённое определение отдельных черт характера, особенностей личности, привычек человека. Любой психотип человека может быть относительно благополучным и относительно успешно функционировать во внешней среде, т.е. нет среди этой группы «лучшего».<\p>

13 Основные психотипы астероид шизоид эпилептоид астеник гипертим В жизни, чаще всего встречаются психотипы смешанные<\p>

14 Психотип астероид контактен, коммуникабелен, легко входит в доверие, умеет прекрасно манипулировать другими; эгоистичен, любит работать на виду, чтобы при случае блеснуть своими незаурядными способностями. Как правило, такие люди выбирают профессию в журналистике, электронных СМИ или шоу-бизнесе; одеваются броско, даже экстравагантно, любят яркие цвета и блестящие аксессуары; умеют красиво говорить, обладают проникновенным, интонационно убедительным голосом. А грациозные жесты, богатая мимика дополняют портрет этого психотипа.; увлечения как правило, необычные, в свете новых веяний, любит оригинальничать и подчеркнуто демонстрировать собственные достоинства. Комплексы астероида: гипертрофированное чувство превосходства над окружающими, жадность, избыточное любопытство.<\p>

15 Психотип астеник аккуратен, исполнителен, но безынициативен, прост в общении и легко управляем; может быть добросовестным работником и, как правило, выбирает профессии, связанные с минимумом общения, спокойствием, отсутствием риска; отличительные черты астеника – скромность, усидчивость, порядочность; тихие спокойные увлечения – шахматы, кроссворды, чтение умных книг; тихий голос, невнятная речь; одевается неброско, скромно. Комплексы астеника: страх, чувство вины, неуверенность, жалость<\p>

16 Психотип гипертим вынослив, может спать мало, энергичен, предприимчив, склонен к риску, любит одновременно затевать множество дел, причем, во многом преуспевает; голос выразительный, речь живая, жесты энергичные; предпочитает быть в центре внимания и нуждается в свите, обычно – душа компании с прекрасным чувством юмора; по натуре — явный лидер, поэтому рядовым чиновником быть не может — выбирает профессии, предполагающие интенсивное общение. Где бы ни работал, становится руководителем; увлечения весьма разнообразные – спорт, рестораны, казино, баня, ипподром; одеваются модно, но не экстравагантно, демонстрируя хороший вкус. Комплексы гипертема: во что бы то ни стало демонстрируемое превосходство, боязнь показать, что на самом деле в чем-то такой человек является некомпетентным или не может справиться с порученным делом.<\p>

17 Психотип шизоид постоянство и повышенная ответственность; живет в мире своих иллюзий и несбыточных надежд; выбирает профессию программиста, научного работника, бухгалтера, археолога, архивариуса или находит себе применение в какой-либо очень редкой профессии; круг друзей ограничен, но надежен; в общении суховат и формален, не любит говорить о себе, всегда соблюдает дистанцию; за модой особо не следит – носит то, что нравится и представляется удобным; движения угловатые; голос монотонный, речь отрывистая, а мимика практически отсутствует. Комплексы шизоида: стыд, страх, чувство вины, гипертрофированное любопытство, неуместная жалость.<\p>

18 Психотип эпилептоид аккуратен, консервативен, педантичен, всегда уравновешен, пунктуален и трудолюбив, надежен и расчетлив; речь спокойная, обстоятельная; в одежде предпочитают классический стиль; при выборе профессии ориентируются на четкий распорядок рабочего дня, понятные должностные инструкции, не предполагающие возникновения каких бы то ни было внештатных ситуаций. Как правило, становится хорошим чиновником или юристом, может быть неплохим военным, безоговорочно выполняющим приказ командира; увлечения практичные (например, коллекционирование вещей), имеющих прикладное значение. Комплексы эпилептоида: жадность и гипертрофированное чувство превосходства над другими людьми.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/902761/

Почему так трудно быть собой

Почему так трудно быть собой

«Будь собой!» Это наиболее частый совет, который дается перед встречей, свиданием или какой-либо другой ситуацией, когда нам нужно произвести впечатление. Если подумать, такой совет звучит довольно странно. Как вы можете не быть собой?

Каким бы это не казалось странным, многие из нас подстраивают свою жизнь под поведение, которого ожидают от нас другие люди, пляшут под чужую дудку.

Правда в том, что большинство из нас — по крайней мере, до тех пор, пока не задумаемся над этим и не предпримем попытку измениться — являются куклами, контролируемыми окружающим миром.

Мы желаем одобрения. Нам нужно соответствовать стандартам. В большинстве случаев это просто обычная особенность того, что все мы являемся людьми — мы социальные существа, и нам нужно соответствовать группе для того чтобы выжить. Но это природное здоровое стремление достигает порой такого объема, что нас парализует страх внешнего мира, и мы становимся одержимы тем, как на нас смотрят другие.

Но как будет выглядеть жизнь, если вы действительно сможете «быть собой»?

Не отдавайте свою энергию

Невозможно по настоящему быть собой, когда вы беспокоитесь о том, как другие люди воспринимают вас. Нас всех заботит (по крайней мере, самую малость), что думают другие люди — мы выросли с верой в то, что признание другими людьми очень важно.

Правда в том, что это не настолько значимо, как вы думаете; обычно это вообще не имеет никакого значения. Иногда вы можете быть лучшим в глазах других, в другой раз вы можете стать врагом общества номер один.

Но вы не можете контролировать то, что другие люди думают о вас, так зачем пытаться?

Позвольте им думать то, что они хотят. Придавая мнениям и мыслям других людей так много значимости, вы только делаете свою жизнь несчастной. Когда вы прекратите отдавать свою энергию другим людям подобным образом, ваша жизнь станет намного проще и светлее. Вы получите удивительный и поучительный опыт, когда искренне перестанете беспокоиться о том, что думают другие. Сделайте это.

Живите полной жизнью

Жить полной жизнью значит быть открытой, честной личностью. Это значит говорить то, что вы думаете, не высокомерным и тщеславным способом, который является признаком низкого достоинства, а потому, что вы не должны скрывать то, во что вы верите.

Если вы не верны самому себе, вы бесчестны, если вы скрываете часть себя (в качестве защитного механизма или для получения повышения или для зарабатывания большего количества денег), вы будете создавать свою «внутреннюю тьму», которая будет постоянно преследовать вас.

Не будьте слишком серьезными

Остановится ли наш мир, если вы перестанете за ним следить? Верите ли вы или нет, наш мир прекрасно существовал и без вас миллионы лет, и будет существовать не меньше еще и после вас. Поэтому смотрите на вещи в перспективе.

Будет ли это иметь значение через год, десять лет, сто лет? В большинстве случаев наш мир это забавное место полное безумных вещей, которые по большому счету не имеют смысла. У вас не получиться придать им смысл, как бы вы не старались. Они есть то, что они есть, а вы это вы со всеми своими противоречиями и недостатками.

Поэтому расслабьтесь и не относитесь серьезно к тем вещам, которые этого никак не заслуживают.

Принимайте вещи такими, какие они есть

Мы имеем склонность думать, что все находится под нашим контролем. Но правда в том, что есть вещи, на которые мы не можем оказывать непосредственного влияния. Жизнь заключается не в том, чтобы избежать шторма, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем.

Мы проводим так много времени, пытаясь изменить наш мир, хотя в реальности мы можем изменить только себя. Если идет дождь, то он и будет идти; если светит солнце, то оно и будет светить. Вы не можете изменить это.

Примите эти многие вещи, которые находятся за пределами нашего контроля, и научитесь не только жить с этим, но и принимать это, любить это, потому что жизнь другим способом является безумством.

Делайте то, что любите

Последнее и, пожалуй, самое важное, не позволяйте другим людям говорить вам, что делать и как жить. В конце концов, вы сами ответственны за свою жизнь, и если вы не будете следовать своим мечтам, то сами же начнете винить себя. Не тратьте свое время попусту в беспокойствах и сожалениях.

Не будьте марионеткой, не позволяйте окружающему миру управлять вами. Вы не можете контролировать мир, но и не позволяйте ему контролировать вас.

Если вы искренни перед собой, живете честной жизнью без страха перед окружающим миром, то вы, возможно, увидите ответ на этот самый озадачивающий вопрос: «Кто я?»

Источник: http://vidabonito.ru/psikhologiya/pochemu-tak-trudno-byt-soboj/

Трудно не так сложно

Трудно не так сложно

Джудит Э.

Глейзер

Никто не мог поверить в это – Radio Shack позволил тысячам людей пойти, и они сделали это по электронной почте! Большинство людей не любят давать плохие новости лично и найдут способ избежать этого.

Сосредоточиться на контакте с другим человеком, которого вы заботитесь, и с которым вам нужно достать сложное сообщение – возможно, создает разочарование, расстройство или боль, – и это одно из самых трудных вещей для людей. Таким образом, вместо того, чтобы противостоять этим вызовам, мы часто принимаем слишком много альтернатив, которые в то время казались менее сложными или вредными, но позже оказываются причиной большей боли.

Источник: Джудит Э. Глейзер

Обсуждение / Доставка / Перемещение через плохие новости

Помутнение проблемы

Два года назад меня попросили нанять генерального директора, который был одним из шести подотчетных председателю. Трудное послание, которое председатель хотел дать лидерам, заключалось в том, что если она не повысит производительность своей команды, ее попросят уйти.

Вместо того, чтобы давать это сообщение, председатель написал 6-страничный отчет, в котором содержалась обратная связь, а 98% – о том, насколько хорош лидер. В документе вложено 2-3 строки, в которых кратко говорилось, что председатель ожидал более высокого уровня производительности от лидера.

Когда я спросил лидера, что этот документ сообщил ей и что она будет делать в результате, она сказала, что делает все правильно, и поэтому была на правильном пути для своего бонуса.

Неспособность быть откровенным с другими – одна из самых больших причин, почему люди в конечном итоге покидают компании. Когда мы думаем, что делаем правильные вещи, мы продолжаем их делать. Когда ключевые сообщения встроены в более крупные сообщения, они теряются, «зажаты», что означает, что мы можем легко сбрасывать их или иметь с ними дело как менее важные.

Кандор Золотой

Люди действительно заботятся о результатах, но они больше заботятся о процессах, которые приводят к этим результатам. Люди хотят знать, где они стоят и почему. Если есть трудное сообщение, которое им нужно услышать, сотрудники предпочтут знать правду, а не оштукатуренную или туманную версию.

Candor заменяет пух в ситуациях, когда истина – необходимое лекарство. Страх сказать человеку, которого они потерпели неудачу или собираются уволить, или они не сделали разреза, – это реальность в жизни. Мы все это знаем.

Тем не менее, мы наносим больше вреда индивидууму, пытаясь мягко педалить наш путь через трудный разговор. Когда люди откровенны с нами – и делайте это с заботой – мы открыты для укрепления доверия с ними – это так просто.

Превращение трудных бесед в доверительные отношения на работе

Как лидер должен обращаться к клиентам; акционеров; Пресса; сотрудники? Существуют ли разные компоненты сообщения, которые должны быть переданы одной группе, а не другой? Кому нужна какая информация? Больше всего, как вы можете установить контекст для того, чтобы не было так сложно. Лучшая стратегия заключается в том, чтобы быть конкретным и понятным о том, что происходит, а не помутнение сообщения гиперболой.

Неудовлетворенные ожидания: самые сложные сообщения происходят из очень распространенного происхождения. Неудовлетворенные ожидания. Я не смог доставить ожидаемые результаты. Вы не смогли доставить ожидаемые результаты.

Это сложно, потому что в нем есть смущение и разочарование – две вещи больше всего не нравятся людям.

Это социальное смущение, и когда это является ядром контекста, люди хотят отклонить сообщение, свести его к минимуму, обвинить других, избежать этого – или любой другой тактики, о которой они могут думать.

Каждое сложное сообщение имеет некоторую динамику, которая уникальна для ситуации. И у каждой группы людей могут быть разные сообщения, которые необходимо разделить, однако есть несколько общих черт. Это все люди – и в каждом случае они являются важными отношениями, которые вы хотите сохранить и поддерживать, даже думая, что сообщение, которое вам нужно обсудить или доставить, отличается.

Если вас не интересуют отношения, вы можете сказать все, что захотите. В этом случае вы можете «свалить данные» или избавиться от сундука и действовать бездумно, как вы это говорите. Иногда это может выпустить или отпустить все, если проблема связана с вашими отношениями с ними.

Забота: Однако в большинстве других случаев, если ваша цель состоит в том, чтобы поделиться чем-то, что считается «трудным», и вы хотите поддерживать отношения, вам необходимо установить контекст для постоянных отношений на фронт, чтобы человек знал, что это может быть сложно для вас обоих … и что вы заботитесь о них, независимо от того, насколько сложно будет сообщение.

Candor: Кроме того, вы хотите быть откровенным и честным о том, что вы делите. Кандор общается с уважением, и именно этого хотят люди. Не откровенность, которая похожа на вину или гнев, но откровенность, которая выглядит как настоящая правда …

Пример: Невозможность доставить результаты на вашем конце

Например, ваша компания не смогла сделать свои номера в этом квартале, и это связано с задержкой в ​​запуске продукта.

Будет влияние на котировки акций или поставки на вознаграждения сотрудников – так что влияние на всех участников будет с участием сотрудников, акционеров, прессы и даже клиентов.

Определите, где лежат последствия, возьмите на себя ответственность за мероприятие, попросите людей принять ваши извинения, объясните свою новую стратегию для ее улучшения и попросите их оказать необходимую помощь или помощь в любом случае.

Понимание того, как обращаться с опасениями, заботами и опасениями:

Запуск: «Исправлены последствия»
Очень часто мысль о сложном разговоре вызывает беспокойство и страх. Наши умы быстро создают фильм о том, что может случиться, и наши умы быстро представляют себе худшее.

Я называю это «страшными последствиями». Исходные последствия – это наихудшие сценарии, и когда наши мысли воображают худшее, нейрохимия страха берет верх.

Клиническое название для этого – Amygdala Hijack, названный в честь части мозга, который является местом страха.

Грунтовка:
Всегда беседуйте, когда можете. Когда вы разговариваете с кем-то лицом к лицу, это просто подходит для честного и заботливого обмена, и это действительно имеет значение. Люди испытывают большой уровень доверия и открытости, когда видят кого-то лицом к лицу и видят взгляд в их глазах заботы и заботы о своем благополучии.

Перефокусировка и перенаправление:
Сосредоточьтесь на результатах и ​​особенно тех, которые могут быть хорошими или лучше для человека по дороге.

Человек, получающий плохие новости, будет сосредоточен на убытках, и вы хотите, чтобы они сосредоточились на том, как использовать эту ситуацию для роста и получить что-то лучшее, чем то, что было раньше.

Переадресуйте и переориентируйте их на то, как использовать эту ситуацию в качестве возможности для перемен и роста.

Рефрейминг:
Не сосредотачивайтесь на развитии и росте, а не наказании и вине. Большинство людей чувствуют стыд и смущение, когда что-то идет не так.

Когда вы пересматриваете дискуссию с «критики» на «развитие», она переводит человека из мышления, «я был плохой», чтобы «вот новые способы быть успешными». Это создает новый энергичный сдвиг в их мозгу от состояния страха до будучи открытыми, чтобы узнать что-то новое.

Сердечно-префронтальная корекс начнет работать вместе и будет синхронизироваться, чтобы создать здоровое состояние ума – открытое для изучения.

Со-творение:
Страх закрывает разговоры. Когда босс боится говорить, он усиливает страх и боится последствий. Вместо этого будьте открыты для обсуждения последствий и последствий новостей.

Люди всегда будут говорить после факта, что, когда лидер был открыт для обсуждения, это заставляет их чувствовать, что трудные новости приемлемы. Они чувствуют, что процесс обмена справедлив и открыт, с откровенностью, уважением и заботой, после чего они могут принять новости.

Кроме того, если есть диалог, они могут придумать другие способы решения ситуации, которая ранее не была выявлена.

Джудит Э.

Глазер является генеральным директором Benchmark Communications, председателем создающего WE-института, организационным антропологом и консультантом компаний из списка Fortune 500 и автором четырех бестселлерных бизнес-книг, в том числе « Разговорной разведки: как великие лидеры строят доверие и получают чрезвычайные результаты» ( Bibliomotion). Посетите сайт www.conversationalintelligence.com; www.creatingwe.com; напишите jeglaser@creatingwe.com или позвоните по телефону 212-307-4386.

Solutions Collecting From Web of «Трудно не так сложно»

Источник: http://ru.psy.co/26644.html

Трудный и сложный мир — Психологос

Здесь происходит дифференциация стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Для того чтобы проанализировать эту дифференциацию, нужно ввести одно общее представление о соотношении жизненных миров.

Типы жизненных миров теоретически сконструированы так, что между ними имеются не отношения исключения, а отношения одностороннего включения, а именно: 2-й («реалистический») и 3-й («ценностной») миры включают в себя 1-й («ифантильный»), а 4-й («творческий») — 1, 2 и 3-й.

Закономерности этих миров продолжают действовать в составе трудного и сложного мира, но в подчинении и под контролем его собственных законов, примерно таким образом и в такой степени, как более древние отделы головного мозга подчиняются новым и конт-ролируются ими.

Этот контроль не абсолютен, и какая-нибудь из «низших» закоономерностей на время может стать доминирующей и определять все состояние жизненного мира. Такой временный сдвиг доминирующей закономерности жизненного мира мы будем называть «соскальзыванием».

​​​​​​​

Ситуация стресса не является для субъекта, конгруэнтного трудному и сложному миру, т. е. принимающего трудность и сложность как норму жизни, критической, ибо он и не рассчитывает на удовлетворение в каждой точке жизни. Однако и некоторых условиях стресс может порождать кризис.

Первое из них состоит в соскальзывании на какой-то срок из «творчески-волего» мироощущения в инфантильное. Тогда любая сложность или трудность вызывает состояние, которое можно назвать «микрокризисом». Такого рода стояния знакомы многим.

На фоне относительного житейского благополучия воззникают ощущения глобальной смыслоутраты, горького одиночества, безнадежности существования, обостряются старые, казалось бы, давно пережитые обиды, «комплексы», разочарования, страхи.

Микрокризис не имеет обычно явного, локализованного бытийного источника. Сознание, нередко с оттенком нездорового удовлетворения, ищет повсюду подтверждений полного краха жизни и несостоятельности личности.

По болезненности микрокризис может не уступать кризису, но длится обычно недолго, иногда всего несколько минут, в отличие от кризиса, продолжительность которого обычно исчисляется месяцами.

Второе условие перехода стресса в кризис может создаваться длительным, хроническим интенсивным стрессом.

Субъект трудного и сложного мира не считает нормой жизни наличие удовлетворенности в каждой точке «здесь-и-теперь», однако полное отсутствие удовлетворенности во всех обозримых точках «там-и-тогда» делает жизнь в целом психологически невозможной, бессмысленной.

Ибо смысл хоть и не совпадает с удовольствием и может даже вырастать на почве страдания, но вовсе без удовольствия и удовлетворенности он существовать не может. Переход хронического интенсивного стресса в кризис совершается опосредованно, через порождаемые стрессом фрустрации и конфликты.

Такой душевный путь проходит герой Л. Н. Толстого в повести «Смерть Ивана Ильича». Иван Ильич заболел, сначала его мучила только физическая боль, лишившая его жизнь «приятности». Постепенно этот стресс, вызванный заболеванием, приводит к невозможности заниматься привычными приятными делами — ходить на службу, играть в винт (т. е.

на языке критических ситуаций приводит к фрустрациям). Затем душевные страдания героя усиливаются сомнениями в истинной ценности мотивов и принципов, которыми он руководствовался: «да точно ли, что винт и служба составляют смысл и счастье жизни?» (т.е. возникают внутренние конфликты).

И наконец, для Ивана Ильича главным становится вопрос о смысле жизни и смерти, об оправдании или осуждении всей своей жизни (кризис).

Возможны и комбинированные причины перехода стресса в кризис, когда выполняются оба названных выше условия: жизненный мир «ослабевает», а стресс «усиливается». Например, стресс приводит к фрустрации (скажем, провал на экзамене из-за волнения), при этом сам стресс не исчезает, не сменяется фрустрацией, а только модулируется ею и возрастает.

В то же время происходит общее ослабление творчески-волевой активности, приводящее к соскальзыванию сознания субъекта к мироощущению более «слабого» трудного и простого мира (экзамен и все с ним связанное воспринимается как важнейшее и чуть ли не единственное содержание жизни). Результатом этих двух встречных процессов будет фрустрационный микрокризис (т. е.

фрустрация, воспринимаемая как кризис).

В ситуации фрустрации субъект сталкивается с невозможностью реализации какого-либо мотива.

Для существа, адаптированного к сложному и трудному миру, эта ситуация является критической, поскольку ему приходится иметь дело не просто с трудностью, а с невозможностью.

Однако она может остаться для него лишь фрустрацией одного из жизненных отношений, а может при определенных условиях перейти в кризис, т. е. состояние, переживаемое как глобальное поражение всей жизненной целостности.

Первое из этих условий состоит в соскальзывании в мироощущение реалистического жизненного мира.

Феноменологической основой возникновения кризиса при этом становится доминирование в сознании структуры «это — всегда», субъективное упрощение жизненного мира, сильная фиксация субъекта на определенной деятельности. Неудача последней порождает микрокризис.

Он отличается от инфантильного микрокризиса наличием четко определенной причины, а от подлинного кризиса — тем, что ощущение глобальности краха исчезает, как только субъекту удается включиться в другие жизненные отношения.

Каковы условия перехода фрустрации в кризис внутри собственно трудного и сложного жизненного мира без его соскальзывания в реалистический? Такой переход тем более вероятен, чем: 1) больше значимость фрустрированного отношения (т. е.

его доля в общем смысловом ресурсе личности), 2) глубже оно поражено и 3) сильнее сплетено внутренними и внешними связями с другими жизненными отношениями, так что в результате фрустрации и они оказываются внутренне обессмысленными и/или объективно нереализуемыми.

Так, потеря близкого человека, которая, казалось бы, затрагивает в основном одно жизненное отношение, как правило, вызывает кризис в силу всех трех названных причин, но в особенности потому, что в остром горе зримо проступают внутренние связи между утратой и всеми жизненными отношениями. При этом еще возникает тенденция к «поглощенности образом умершего» [5], т. е. к сведению жизни в целом — утрате. И тогда утешение горюющего может быть направлено против этого «соскальзывания» к внутренне простому миру — на удерживание сознания человека в реальной полноте его жизни.

Так, Плутарх, помогая жене достойно перенести утрату их ребенка, советует ей: «… Попытайся мысленно перенестись в то время, когда у нас не родилась еще эта дочка — и у нас не было никаких причин жаловаться на судьбу,- а затем связать нынешнее наше положение с тогдашним, как вполне ему подобное. Ведь .

окажется, дорогая жена, что мы считаем несчастьем рождение дочери, если призна-ем, что время до ее рождения было для нас более благополучным, И промежуточное двухлетие надо не исключать из памяти, но принять как минувшую радость и не считать малое благо большим злом: если судьба не дала нам того, на что мы надеялись, то это не должно отменять нашу благодарность за то, что было дано. … Мысль о радостном и в горестных обстоятельствах будет необходимой помощью для тех, кто не убегает воспоминаний о радостном и не предается всецело сетованиям на судьбу. Не подобает нам такая клевета на собственную жизнь, если на одну ее страницу пало пятно, тогда как все прочие остаются чистыми и безупречными» [7, с. 540-541].

Отвлекаясь от риторичности этого утешения, сейчас режущего слух, но вполне адекватного духу своего времени [2, с.

7], обратим внимание на то, что в терминах нашего анализа такое утешение — это попытка удержать сознание в хронотопе «творческого» жизненного мира: в его времени «жизнь-как-целое» (позволяющем охватывать весь объем жизни — идея судьбы — и свободно перемещаться в памяти к любому «тогда» без потери «теперь») и пространстве «мир как сложное» (сохраняющем и общий «переплет» жизненных отношений, и отдельность каждой «страницы»).

Логика анализа, реализованная для фрустрации, приложима и к ситуации конфликта. Конфликт выступает в трудном и сложном мире как самостоятельная критическая ситуация, поскольку это не просто напряженная жизненная слож ность (она-то «норма» данного мира), а невозможность разрешения противоречий жизненных отношений.

Особенностью существования конфликта в сложном и трудном мире является то, что противоборствующие жизненные отношения встречаются здесь не как чистые идеи, принципы, смыслы, а в виде деятельностей, вплетенных в общую материальную, чувственную ткань жизни, каждая из которых есть целый комплекс чувств, воспоминаний, действий, привычек и т.

д., осевших, привязавшихся, воплотившихся во внешних объектах (старое кресло, запах осенних листьев, утренняя чашка кофе). Поэтому конфликт протекает не только в поле отношений мотивов и ценностей (как в легком и сложном мире), а как бы в диалоге с внешним миром, реальным опытом.

В сложном и трудном мире есть время и место для проб и ошибок, испытаний и возвратов, отсрочек и компромиссов, советов и отдыха. «Трудность» мира, с одной стороны, заметно осложняет разрешение конфликта, ибо приходится считаться не только со смыслами, но и с их врастанием в материальную ткань мира и жизни.

С другой стороны, «трудность» смягчает конфликт, противодействуя его перерастанию в кризис.

Такое противодействие иногда оказывается недостаточным, и тогда конфликт переходит в кризис. Одна из возможностей этого перехода связана с соскальзыванием мироощущения субъекта в режим функционирования легкого и сложного мира.

В сознании начинает доминировать структура «здесь-и-теперь», возникает установка на разовое, окончательное, бескомпромиссное разрешение конфликта («времени больше не будет», «сейчас или никогда»), В этом состоянии глубокое чувство вины и осуждение всей своей жизни сменяется готовностью жертвой и подвигом сразу исправить и переделать всю жизнь. Решения, принимаемые в такие минуты, столь же насыщены пафосом, сколь и нереалистичны, но именно этим они и ценны: даже сравнительно легкий ценностный микрокризис может принести личности важные прозрения о внутренней правде и назначении ее жизни.

Этот микрокризис может носить и противоположный, «экстрапунитивный» характер. Тогда симптомами его могут стать компенсаторные фантазии о «лучшем мире» в другом месте и/или времени, порой приобретающие псевдорелигиозный характер.

Невротики, например, нередко жалуются на то, что они-де родились не в свое время. В переживание такого микрокризиса часто вовлекаются моральный содержания, и тогда весь мир кажется погрязшим во зле, безнадежно испорченным: «люди злые», «никому невозможно довериться» и т. п.

Внутренние конфликты при этом проецируются на отношения с внешним миром, в котором и отыскивается конечная причина страдания. Это по сути освобождает сознание от необходимости решать конфликт, поскольку внутри его нет, а внешний мир «неисправим».

Так, уйдя от конфликта, сознание парадоксальным образом утешается кризисом, находя в глобальном осуждении мира оправдание себе.

Второй случай перехода конфликта в кризис наблюдается тогда, когда сознание удерживается в рамках «трудного и сложного мира», но в конфликт оказываются втянутыми такие ключевые ценности, на которых основывается весь замысел жизни как целого. До разрешения этого конфликта человек, лишенный единой ценностной идеи жизни, того, что А. П. Чехов в «Скучной истории» назвал «общей идеей или богом живого человека», оказывается в состоянии кризиса.

Таким образом, в трудном и сложном жизненном мире присутствуют различные типы критических ситуаций.

Стресс, фрустрация и конфликт могут при определенных условиях порождать кризис или состояния, которые мы назвали микрокризисами, возникающие из-за временного ослабления творчески-волевого принципа и соскальзывания сознания в мироощущение, соответствующее легкому и/или простому жизненному миру.

Совладание с микрокризисами чаще всего состоит в том, чтобы вернуться в более развитое мироощущение трудного и сложного мира, где сложившаяся ситуация может остаться критической, но перестает быть кризисной.

Источник: https://www.psychologos.pro/articles/view/trudnyy-i-slozhnyy-mir

Ссылка на основную публикацию