Удовольствие и мотивация — психология

Читать

Heidi Grant Halvorson, E. Tory Higgins

Focus

Use Different Ways of Seeing the World for Success and Influence

Издано с разрешения Hudson Street Press, a division of Penguin Group (USA) Inc. и Andrew Nurnberg Literary Agency

All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part in any form. This edition is published by arrangement with Hudson Street Press, a member of Penguin Group (USA) Inc.

© Halvorson H. G., Higgins Е. T., 2013

© Перевод на русский язык, издание, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Психология достижений

Хайди Грант Хэлворсон

Гибкое сознание

Кэрол Дуэк

Сделай себя сам

Тина Силиг

Мотивируйте себя и влияйте на других, используя два разных взгляда на мир.

Тори Хиггинс

Хайди Грант Хэлворсон

Членам наших семей, почившим и живым, которые определили то, как мы видим мир и как относимся к жизни, и нашей семье в Центре мотивационных наук, за то, что вы приносите нам радость, а мы имеем честь работать с вами.

Еженедельные встречи в Центре мотивационных наук Колумбийского университета (MSC)[1] всегда проходят весело и поучительно (и не только потому, что тема нашего исследования – «Почему люди делают то, что они делают» – гораздо интереснее, чем, например «Успехи в современном бухгалтерском учете»).

Наш подземный конференц-зал заставлен стульями, в середине стоит длинный стол, который часто завален бумагами, соседствующими со стаканами и тарелками с едой. Доски разрисованы кривыми диаграмм и графиками (которые мы обсуждаем многие месяцы).

Каждую неделю какой-нибудь смельчак представляет свою работу остальной группе – тогда он вынужден отвечать на нелицеприятные вопросы и выслушивать критику, которая зачастую переходит в лестные отзывы или подшучивание.

Хотя у каждого из нас в Центре свои привычки говорить (часто излишне громко или многоречиво) и одеваться (не всегда стильно или просто аккуратно), в том, как каждый из нас работает, мы довольно четко делимся на два лагеря, иначе говоря – на два класса (по сути, получается, что большинство людей в любом обществе, на любой работе или в учебном заведении относятся к одному из этих двух классов). Разницу между обозначенными классами лучше всего проиллюстрировать, представив вам Джона и Рэя – двух наших самых ярких (и обладающих сильной волей) коллег, имена которых мы изменили, чтобы защитить невиновных (себя).

Джон из тех людей, кого многие назовут «сложными», хотя он сам (и мы) предпочтет слово «скептик». Говорить, когда рядом Джон, непросто – в середине предложения он перебьет вас, чтобы заявить, что все сказанное с самого начала было полной чепухой.

Он всегда безукоризненно одет, аккуратно выбирает слова и никогда ничего не откладывает в долгий ящик.

По натуре он пессимистичен («защитный тип», позже мы объясним, что это такое) – попытайтесь сказать ему, что все будет хорошо, и наблюдайте за тем, как ему станет неудобно за вас из-за того, что вы смотрите на вещи так безрассудно и наивно.

Сейчас вам, наверное, кажется, что работать с Джоном – ужасная докука, и, без сомнения, так иногда и бывает. Но узнав его поближе, вы поймете, почему он работает именно так – он полон решимости никогда не ошибаться. Ему неприятна даже сама мысль об ошибке.

(Говорили ли мы, что большую часть времени он немного встревожен? Это так.) В результате его работа обычно безупречна – идеи четко сформулированы и старательно подтверждены исследованиями, статистика так идеально собрана, что даже бухгалтер довольно улыбнулся бы. Он критикует нашу работу с искренним намерением помочь избежать ошибок.

Его слова не всегда приятно выслушивать, но поверьте, это стоит делать.

Рэй – полная противоположность Джону. Он настоящий «анти-Джон». Не знаю, беспокоило ли Рэя хоть что-нибудь и когда-нибудь. Он так же умен и мотивирован, но подходит к работе (и жизни) с бесконечным оптимизмом, которому невозможно не завидовать.

Он не распыляется по мелочам – мыслит большими категориями, но иногда эта легкость не оправдывает себя. Все свои вещи он был вынужден пометить надписью: «Если найдете это, звоните Рэю: 555-8797», поскольку всегда забывает, где их оставил.

Во времена, когда каждый второкурсник готовит презентацию своей курсовой работы в PowerPoint со всеми мыслимыми прибамбасами, выступление Рэя сопровождалось двумя слайдами с заголовками и заметками на самоклеющемся листке бумаги, и, если не считать стиля, то это была самая впечатляющая работа по количеству идей в том году.

Работа Рэя креативна и полна новых идей – он не боится ступать нехожеными тропами и идти на интеллектуальный риск, даже несмотря на то, что иногда это пустая трата времени, тупик. Что же до внешности… Однажды на совещании лаборатории Джон заметил, что рубашка Рэя так измята, как будто она все утро пролежала у него в кармане брюк – аккуратность никогда не была сильной стороной Рэя.

На первый взгляд, Джон и Рэй – два талантливых человека, стремящихся к одной цели: стать выдающимся ученым.

Желая повлиять на другого человека (будь вы психологом, менеджером, маркетологом, учителем или родителем), обычно сначала вы разбираетесь в том, чего этот человек хочет, а затем пользуетесь этим знанием, чтобы понять и спрогнозировать его поведение. Но если Джон и Рэй хотят одного и того же, то почему же они добиваются всего настолько по-разному?

Мы знаем, что люди хотят хорошего (им нужны хорошие продукты, идеи и события) и стремятся избегать плохого.

Как повезло бы психологам (а также менеджерам, маркетологам, учителям и родителям), если бы ничего больше не нужно было знать о мотивации – если бы мотивация была такой простой вещью. Но она не такая.

Для того чтобы понять Джона, Рэя и других представителей человечества, мы начнем с идеи, которая пришла в голову одному из авторов этой книги (Хиггинсу) более 20 лет назад: существуют два совершенно разных типа хорошего (и плохого).

Люди, подобные Рэю, замечают только «хорошее». Цели для них – это возможность достижения успеха или движения вперед. Другими словами, они настроены на все то хорошее, что случится с ними, чего они достигнут – на преимущества и вознаграждение. Они ориентированы на победу.

Когда людей влечет такой тип «хорошего», мы говорим, что они настроены на стремление к успеху.

Исследования нашей лаборатории (а теперь и многих других) показывают, что люди, которые стремятся к успеху, лучше всего реагируют на оптимизм и похвалу, чаще идут на риск и хватаются за благоприятные возможности, достигают больших успехов в креативности и новаторстве.

К несчастью, готовность к риску и позитивное мышление делает их более уязвимыми для ошибок, они реже продумывают все до конца и обычно не готовят «План Б» на случай неудачи. Для людей, настроенных на успех, по-настоящему плохо не выиграть – не использовать свой шанс, не завоевать награду, упустить возможность движения вперед. Они скорее скажут «да» и заплатят за это, чем не ответят на зов Его величества случая.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=535214&p=1

Психология удовольствия: что нужно знать, чтобы не обманывать себя

Две основные мотивации деятельности человека — избегание неудач и достижение удовольствия.

У каждого человека они проявляются в разной пропорции, но ни у кого не может произойти полного замещения одной мотивации другой.

Сегодня мы расскажем вам о двух принципиальных базисах гедонистической мотивации и о том, как не обмануть себя, стремясь постигнуть блаженство в том или ином проявлении.

Теория принятия решений (ТПР) говорит нам, что потребитель (будем использовать привычный термин из микроэкономики), в каждый момент принимающий определенное решение для дальнейшего развития событий, всегда стремится максимизировать свою выгоду.

Но если ТПР предлагает нам вполне конкретные математические методы оценки полезности, то наш мозг действует исключительно интуитивно, быстро предлагая нам альтернативы и сравнивая нашу “довольность” в каждом конкретном варианте.

Единственное, что он не может учесть — то, насколько объективно он оценивает предполагаемую степень удовольствия.

Кафедра психологии Гарвардского университета, в частности, профессор Дэниэл Гилберт, тщательно исследовали это явление и пришли к следующему выводу: человек практически никогда не может достоверно определить, насколько он будет счастлив, если выберет одну из альтернатив. В подтверждение этого Гилберт провел серию экспериментов с картофельными чипсами, сардинами и шоколадом. Одна группа студентов должна была оценить свою степень удовольствия от поедания чипсов до, после и вместо сардин и шоколада; другой же предлагалось просто попробовать все эти продукты в произвольном порядке. Если бы вы сейчас оказались в первой группе, вы бы, подобно гарвардским студентам, сказали, что чипсы после сардин покажутся гораздо вкуснее, чем после шоколада — однако вторая группа подтвердила, что это не так.

В действительности не существует никакой разницы, после чего употреблять чипсы; альтернативный выбор всегда улетучивается в момент реализации принятого решения.

Перенесем это на более жизненные ситуации; допустим, после сдачи последнего экзамена перед вами возник выбор: сходить на концерт, отметить конец сессии с одногруппниками или поехать в общежитие и как следует поваляться в кровати.

Если вы думаете об этом сейчас, вы, безусловно, скажете, что перспектива тусовки с одногруппниками представляется чуть более радужной, чем вечер в кровати, и чуть менее интересной, чем поход на концерт.

Но как только вы с группой соберетесь вместе, начнете болтать о прошедших экзаменах или прогуляетесь по вечерней Москве, вы уже не вспомните о концерте или одеялке. Сравнения в предполагаемом будущем никогда не совпадают с ощущениями в наступившем настоящем — Гилберт назвал это “коллапсом внимания”, когда выбранное событие захватывает нас настолько, что делает любые предыдущие оценки некомпетентными.

Еще один хороший пример, приведенный Гилбертом — ситуация, когда девушка выбирает себе спутника жизни. Сейчас, задумываясь над выбором между чопорным, но обеспеченным банкиром и свободным художником, она боится впоследствии пожалеть о сделанном решении.

Но как только выбор будет сделан, и девушка выйдет замуж, погрузится в бытовые приятности и совместное вечернее времяпрепровождение, она уже не сможет подробно представить себе то, как это было бы с другим избранником, и будет просто наслаждаться тем, что имеет. “Люди, на которых мы не женимся, не живут с нами”, — справедливо замечает Гилберт.

Результат принятого решения всегда радует больше, если возможности повернуть вспять уже нет; однако сомнения возвращаются по мере того, как ты начинаешь понимать, что ситуацию можно переиграть.

Тем не менее, неспособность корректно предсказать ожидаемую полезность того или иного решения — не единственная проблема, открывающаяся при исследовании удовольствия. Порой мы действительно добиваемся того, чего хотим, и даже не единожды, но… можем быстро пресытиться.

Лучше всего это явление можно рассмотреть на примере контактных линз или крафтового пива.

Когда вы, после многолетнего ношения замутненных очков или употребления водянистого пива из ближайшего ларька, в один прекрасный день надеваете контактные линзы или узнаете многогранный вкус “настоящего” напитка — вашим эмоциям нет предела! Однако через полгода даже самые острые ощущения притупляются и уже не приносят былых впечатлений.

Казалось бы, обычное дело, почему тогда это заслуживает упоминания? В случае, когда мы используем удовольствие как положительную мотивацию для какого-либо действия, мы сталкиваемся с очевидным затруднением: бесконечно искать новые поводы для наслаждения — невозможно.

С каждым разом хочется получить все больше и больше, и со временем это начинает сильно отвлекать от самого действия, для мотивации к которому все и задумывалось изначально. Избежать этого эффекта “гедонистической беговой дорожки” можно двумя способами.

Первый предполагает четкий контроль над системой “поощрений”, не позволяющий привыкать к одному и тому же “наслаждению”: система должна быть достаточно гибкой и разнообразной для того, чтобы один и тот же источник удовольствия можно было применять многочисленное количество раз.

Второй метод основывается на усилении эффекта: как только одно “поощрение” перестает работать в верном русле, “поощрение” заменяется на более сильное — но и для того, чтобы его “заслужить”, нужно постараться чуть лучше.

Сочетание этих двух методов позволит эффективнее использовать возможности своего сознания путем достижения личных целей при минимальных эмоциональных затратах; ведь чем больше наши ожидания от предстоящего вознаграждения — тем больше вероятность разочарования.

Итак, сегодня мы узнали, что ощущение удовольствия, на которое мы часто полагаемся при принятии решений или попытке замотивировать себя, не только поддается осознанию, но и вполне корректируется в зависимости от поставленных целей и задач. Остается лишь держать себя в руках и не позволять наслаждениям брать верх над нашими эмоциями, и приручать их прежде, чем они приручат тебя

Источник: http://journal.ufights.net/2016/12/03/pleasure_psychology/

Удовольствие — лучшая мотивация или почему я хочу, но не могу?

Автор: Лина Камарзаева

Почему я не могу…
бросить курить
начать заниматься спортом
зарабатывать
выучить иностранный язык
выйти замуж (жениться)…
у каждого из нас есть свои «хочу-и-не могу».
Я не исключение. До этого дня я искала причины каждого «хочу-и-не-могу» по отдельности, но оказалось, что причина одна на всех…

У меня есть мечта-цель: сесть на шпагат и иметь плоский животик. Много раз я начинала качать пресс, делать растяжку, но каждый раз бросала. Мечта оставалась мечтой. И вот, казалось, что все сопротивления позади. Каждый вечер я выходила на пробежку, качала пресс и тянулась.

Я получала удовольствие, чувствуя, как мое тело становится все сильнее с каждым днем. «Все, теперь меня не остановить!» — ликовала я. Уже видела себя пишущей статьи в шпагате.

Отражение в зеркале не могло не радовать, нежеланный жирок сдавал позиции, мой живот теперь мне нравился.

Потом появились неотложные дела, другие отговорки, чувство слабости и боль в ногах. Вместо 5 кругов я еле-еле пробежала 3. Растягиваться вообще не смогла, доползла до дома и села перед телевизором. Я не могла понять откуда взялось сопротивление такой неимоверной силы.

Почему опять появилось это хочу-и-не-могу? Размышляла и одновременно пыталась отогнать от себя мысли о том, что поедание винограда перед телевизором приносит мне гораздо больше удовольствия, чем занятие спортом. Тем временем, по телевизору шел какой-то сериал, где главная героиня, в исполнении Елены Яковлевой, в спортзале работает с тренажерами.

Нужно сказать, что рядом со мной сидела девушка, которую я не раз здесь описывала, она помогает мне в самопознании, сама того не подозревая. Она — мое самое лучшее зеркало. Дама невысокого роста, худенькая с весьма ограниченным кругом интересов (как я это вижу).

Глядя на потуги главной героини, мое зеркальное отражение заявляет:
— Зачем ей заниматься в спортзале, у нее уже есть дети, внуки, она замужем, да и не толстая.
— А ты считаешь, что спортом надо заниматься только тем, кто имеет проблемы с лишним весом? — заинтересовалась я.
— Конечно. Я не занимаюсь, потому что и так худая.

Читайте также:  Результат - психология

— Но спорт полезен для здоровья, для фигуры….- начала я, и неожиданно поняла, что не могу привести весомых аргументов в пользу занятий спортом, мне нечего противопоставить ее убеждению кроме общих фраз.
Вот оно! Теперь я поняла, почему перестала заниматься спортом.

Я не видела больше повода: отражение стало радовать, так зачем утруждать себя дополнительными нагрузками? Исчезла мотивация. К тому же вспомнилось, как однажды промелькнули мысли, от которых я отмахнулась, а зря, как оказалось: «Зачем мне растяжка? Как она изменит мою жизнь? Это мое желание быть гибкой или я лишь чужую идею подхватила, мол, гибкость — это круто?»

Ради чего мы стремимся к стандартам красоты, ради чего сидим на диетах и терпим боль в мышцах? Почему одни занимаются спортом, а другие нет. Почему одни свободное время проводят в спортзале, а другие на диване.

Почему одни мечтают, а другие делают? Почему кто-то пытается бросить курить, а другой раз, и бросил? Почему одни имеют деньги, а другие страдают от их недостатка?
На все эти вопросы один простой ответ. Мы все стремимся к получению удовольствия.

Я так долго искала скрытые выгоды от неделания, а оказалось все гораздо проще — нужно было искать удовольствие от делания. Концентрироваться не на том — что мешает выходить из дискомфортной зоны комфорта, а — какие выгоды принесет мне выход из нее.

Что принесет тебе занятие спортом, какое удовольствие? Может быть внимание противоположного пола или восторг от того, что получилось что-то, о чем и помыслить не могла. Хочешь бросить курить? Если не можешь, значит курение тебе приносит больше удовольствия, чем здоровый образ жизни.

Я сама много лет назад бросила курить, сделала это очень легко. (Если кому-то интересно, спрашивайте — поделюсь). Не можешь похудеть? Найди то удовольствие, которое ты будешь получать от своего стройного и здорового тела.

Пока же, несмотря на твои стенания и все попытки похудеть, удовольствие, получаемое при поглощении пищи, перевешивает все остальное.

Так что я взяла в руки блокнот, ручку и выписала подробно: какое удовольствие я получу, от воплощения каждого «хочу» в жизнь.

Наконец-то я увидела способ претворить мечту в жизнь, а если желаемое так и не реализуется, значит, привела недостаточно аргументов для своего подсознания и поработаю еще раз с мотивацией.

А, может быть, вообще откажусь от каких-то желаний в процессе, если пойму, что не чувствую удовольствия в процессе визуализации.
Только то, что идет от сердца не встретит сопротивления со стороны подсознания.

Самая сильная мотивация — это получение удовольствия. Найди его, и невозможное станет возможным.

Источник — сайт «Познай себя — познаешь Мир. «Теория Зеркал» Галины Камарзаевой»

Источник: https://rodoswet.ru/udovolstvie-luchshaya-motivaciya-ili-pochemu-ya-xochu-no-ne-mogu/

40 исследований, которые потрясли психологию

В этом разделе обсуждаются вопросы, связанные с нашим внутренним опытом переживания эмоций и мотивации. Многие люди, не занимающиеся психологией, вероятно, не очень-то верят в возможность научного изучения этих вопросов.

Существует распространенное мнение, что наши эмоции и мотивы — это вещи, которые каким-то образом с нами случаются, что мы лишь в слабой степени можем их контролировать, что мы, так сказать, «оснащены» ими с рождения. Однако психологи всегда проявляли огромный интерес к вопросам о том, откуда «появляются» наши эмоции и что побуждает нас действовать так, как мы действуем.

Эмоции и мотивация — это основные движущие силы нашего поведения, и было проведено немало исследований, направленных на лучшее их понимание.

Первое исследование, обсуждаемое в данном разделе, может удивить вас, ибо оно посвящено работе Мастерса и Джонсон (Masters & Johnson), в которой изучались сексуальные проявления человека.

Причина, по которой здесь рассматривается эта работа, состоит в том, что сексуальные чувства и поведение человека в большой степени зависят от наших эмоций, и они могут также действовать как мощные мотивирующие силы.

Вторая работа — это знаменитое, достойное восхищения исследование выражения эмоций, в мимике, продемонстрировавшее, что наши выражения основных эмоций являются одинаковыми у всех людей во всех культурах и во всем мире.

Третье исследование касается того, как сверх-сильные эмоции, или то, что обычно называют стрессом, могут влиять на наше здоровье. Четвертое исследование позволяет вам поближе познакомиться с одним из наиболее известных (если не самым знаменитым!) экспериментов в области мотивации: оригинальной демонстрацией психологического явления, называемого когнитивным диссонансом.

Сексуальная мотивация

Базовые материалы:

Masters W. Н. & Johnson V, Е. (1966). Human sexual response. Boston: Little, Brown.

Возможно, вы так не думаете, но человеческая сексуальность чрезвычайно психологична Многие люди вполне обоснованно могут отнести исследование сексуального поведения к таким дисциплинам, как биология и физиология, и действительно, эти науки определенно связаны многообразными путями с данной темой, а в отношении изучения сексуального поведения животных играют центральную роль. Однако в том, что касается человека, секс, без сомнения, представляет собой психологическое явление. Подумайте об этом: сексуальная привлекательность, сексуальное желание и сексуальные действия — все это в большой степени зависит от психологии. Если вы сомневаетесь в этом, припомните некоторые очевидные факты. Вам известно, что большинство людей занимается сексом по многим другим, помимо необходимости воспроизводства, причинам. Эти причины имеют обычно психологический характер. Далее, люди — единственный на земле вид, страдающий от сексуальных проблем, таких как подавленное сексуальное желание, аноргазмия, дисфукция эрекции, преждевременная эякуляция, подавленный оргазм, вагинизм и т. д. Эти проблемы обычно имеют психологические причины.

При всем при этом, однако, сразу же важно отметить, что достижение полного сексуального наслаждения, как и успешное лечение сексуальных расстройств, зависит от ясного и всестороннего понимания нашего сексуального функционирования: физиологии наших сексуальных реакций. Это понимание стало возможным благодаря исследованиям Мастерса и Джонсон.

Из исследований сексуального поведения человека, проведенных до 1960-х годов, самым значительным было широкомасштабное обследование американцев, результаты которого опубликованы Альфредом Кинси (Alfred Kinsey) в конце 1940-х и начале 1950-х годов.

В знаменитых Отчетах Кинси излагаются результаты опроса многих тысяч мужчин и женщин относительно их сексуального поведения и установок, включая целый ряд тем, от частоты половых сношений до навыков мастурбации и гомосексуальных связей.

С появлением этих Отчетов мы вдруг получили средство, с помощью которого можно оценивать наши собственные стили половой жизни и соотносить свои суждения с суждениями других по поводу личного сексуального поведения.

Данные самоотче-тов, подобные тем, что были получены Кинси, разумеется, всегда следует интерпретировать с осторожностью, так как люди склонны давать такие ответы, которые им представляются социально приемлемыми (особенно в тех случаях, когда приходится отвечать на вопросы очень личного характера).

Тем не менее Отчеты Кинси впервые дали возможность более детально рассмотреть человеческую сексуальность, и они еще и сегодня цитируются в качестве источника статистической информации о сексуальном поведении. Однако при всей тщательности выполненной Кинси работы, его исследование позволило получить информацию только лишь о сексуальном поведении человека. Остался совершенно очевидный информационный пробел в отношении того, что при этом происходит с человеком в целом и что делать, когда возникают те или иные сексуальные расстройства.

И вот на сцене появляются Мастерс и Джонсон, ученые, имена которых прочно связаны с исследованием человеческой сексуальности и работы которых признаны миллионами читателей во всем мире. В 1960-х годах в США происходило то, что теперь стало известно как сексуальная революция.

Стремительные и широкие социальные изменения, происходившие в это время, впервые сделали возможным открытое и свободное научное исследование нашей сексуальности, что было невозможно ранее.

До 60-х годов викторианские представления о том, что сексуальное поведение — это нечто потаенное, скрытое и уж, разумеется, не тема для обсуждения, тем более — для научного исследования, исключали фактически какую бы то ни было поддержку, как социальную, так и финансовую, проекта Мастерса и Джонсон.

Но по мере того как мужчины и женщины стали все более открыто признавать как факт, что все мы — существа сексуальные, с сексуальными чувствами и желаниями, социальный климат стал иным. Общество оказалось теперь готовым не только принять исследования Мастерса и Джонсон, но и считать их необходимыми.

Простой статистики было уже недостаточно. Люди были готовы к тому, чтобы получить знания о своих физических реакциях на сексуальную стимуляцию.

Таков был социальный контекст, в котором Мастерс и Джонсон начали исследования сексуальных реакций человека. Результатом их первых исследований являлась книга, которая будет предметом нашего обсуждения. Хотя эти исследования проводились более трех десятилетий тому назад, они составляют основу нашего современного знания физиологии сексуального реагирования.

Источник: http://bookap.info/genpsy/hok_40_issledovaniy_kotorye_potryasli_psihologiyu/gl157.shtm

Личная профессиональная мотивация – кратчайший путь к успеху

Адепты современной психологии убеждены: чтобы стать успешным человеком и достичь карьерных высот, недостаточно иметь хорошие знания и многолетний опыт работы.

Да и истории знаменитых людей подтверждают, что профессиональный рост во многом зависит от нашей способности заставлять себя двигаться к определённой цели.

Иными словами, именно личная мотивация является первым шагом на пути к успеху в жизни.

Что влияет на самомотивацию?

С точки зрения психологии мотивация личности – это жизненная энергия, внутреннее желание человека достичь определённой цели в жизни.

Каждый человек выбирает собственную дорогу: кто-то уходит в спорт и покоряет вершину Олимп, а кто-то становится обычным водителем автобуса.

И хотя на формирование жизненной позиции человека оказывают влияние многие факторы, самомотивация в данном случае играет не меньшую роль.

На формирование мотивации поведения личности влияют:

  • внешние факторы: окружающая среда, вид деятельности, семья, друзья;
  • внутренние факторы: воспитание, образование, характер человека.

В современной психологии доказано, что формирование самомотивации является ключевым звеном на пути к реализации человека как личности. Она нужна, чтобы достичь желаемого, осознать свои личные особенности и добиться успеха во всех сферах жизни.

Как повысить личную эффективность?

В нашем мире, который переполнен инновационными технологиями (гаджетами, телефонами, мессенджерами) и другими отвлекающими факторами, очень трудно сохранить продуктивность труда. И если случилось так, что вы опустили руки и потеряли стимул двигаться дальше, вам стоит задуматься о том, как повысить личную мотивацию.

В современной психологии известно множество способов и приёмов, которые положительно влияют на поведение человека. Самые эффективные из методов формирования личной мотивации:

  • ежедневное планирование;
  • приоритетность;
  • концентрация на достижении поставленных целей;
  • поощрение;
  • соревнование;
  • пример для подражания;
  • доброе дело;
  • Life is not forever.

Ежедневное планирование

Как известно, работа без конкретной цели бессмысленна, она малоэффективна и не приносит желаемого результата. Именно поэтому ежедневное планирование считается одним из самых эффективных приёмов в психологии, который позволяет повысить личную мотивацию, сосредоточиться на труде и улучшить его продуктивность.

Метод ежедневного планирования поможет вам прожить день более эффективно и сэкономить много времени, которое вы всегда можете потратить на развлечения, чтение любой книги или общение с семьёй.

Чтобы воспользоваться данным методом:

  • купите себе ежедневник (блокнот) или используйте современные технологии планирования (телефон, ноутбук, планшет);
  • каждый вечер составляйте план действий на следующий день;
  • ежедневно работайте над своими ошибками и редактируйте план действий;
  • включайте в свой план не только работу, но и отдых;
  • выделяйте время на все сферы жизни, в том числе и на общение с друзьями и семьёй.

Приоритетность

Умение расставлять правильные приоритеты – это ещё один важный аспект в жизни успешного человека. Как бы вам ни хотелось выполнить все планы, в сутках слишком мало времени, чтобы всё успеть. Поэтому научитесь выделять и выполнять срочные и главные задачи в первую очередь, и тогда вы увидите, как быстро возрастёт ваша работоспособность.

Концентрация на достижении поставленных целей

Когда человек знает, чего он хочет достичь в своей жизни, его очень трудно сбить с пути. Только целеустремлённые люди, которые чётко видят свою цель, могут до неё дойти. Чтобы добиться успеха, психологи рекомендуют постоянно напоминать себе о поставленной задаче, визуализировать и ежедневно проговаривать её вслух, акцентируя внимание на способах и методах её достижения.

Поощрение

Как и в педагогике, так и в психологии, метод поощрения входит в число самых действенных и эффективных способов формирования мотивации поведения человека. Похвала считается отличным стимулом, который способен вдохновить на новые достижения.

При этом вовсе необязательно ждать поощрения со стороны других людей. Очень важно научиться хвалить самого себя. Сделать это несложно – возьмите за правило благодарить себя за любое достижение на пути к своей мечте.

Например, за каждую победу, пусть даже самую маленькую, поощряйте и балуйте себя новыми вещами, походом в кино, парк, боулинг или просто вкусным и полезным обедом.

Учитесь самостоятельно оценивать собственный прорыв, и неважно, что для кого-то он может показаться мелочью. Главное, чтобы для вас он стал достижением.

Соревнование

Если вы считаете себя азартным человеком, то повысить свою личную мотивацию вы можете путём соревнований. Любое дело, в том числе и работу, можно превратить в игру со своими коллегами или самим собой. С точки зрения психологии, элемент азартности способен положительно повлиять на формирование мотивации личности, ведь, согласитесь, победа всегда приносит удовлетворение.

Пример для подражания

Ничто так не стимулирует к формированию и повышению мотивации и работоспособности, как истории успешных людей. Адепты современной психологии отмечают, что большинство граждан склонно стремиться повторить победы других людей.

Поэтому выберете себе пример для подражания и наследуйте его. И вовсе необязательно, чтобы кумиром стала мировая знаменитость.

Поверьте, в вашем кругу общения также найдётся немало успешных людей, которые, вопреки всем жизненным обстоятельствам, смогли осуществить свою мечту.

Доброе дело

Даже самые сильные духом и оптимистичные люди способны потерять самомотивацию. Очень часто это происходит в связи с трагедией, болезнью или какими-либо другими неприятностями.

Что бы ни случилось в вашей жизни, никогда не забывайте, что в мире есть люди, которым приходится намного сложнее и хуже, чем вам. Помогите таким категориям лиц деньгами или тёплым словом.

Вы увидите, что доброе дело вдохновит вас на новые подвиги и позитивно повлияет на формирование личной мотивации.

Life is not forever

Высокая мотивация поведения личности – это неотъемлемый элемент внутренней гармонии человека. Человек, который не заинтересован в саморазвитии, живёт, как робот, монотонно и усердно работает, но не получает от этого удовольствие и не имеет счастья в жизни. Такой ежедневный порядок нередко приводит к депрессиям и нервным расстройствам.

Людям, которые потеряли любовь к жизни и работе, психологи рекомендуют вспомнить, что наша жизнь рано или поздно заканчивается. Мысль о том, что наше бытие скоротечно, очень сильно влияет на формирование личной мотивации, заставляет двигаться дальше к поставленной цели, работать лучше и качественнее, чтобы успеть реализовать все свои планы и воплотить мечту в реалии.

Таким образом, мотивация поведения личности – одно из главных понятий в психологии, которое играет важную роль в нашей жизни. И если случилось так, что вы её потеряли, выберите несколько способов формирования и повышения личной эффективности, которые известны науке, и двигайтесь вперёд, не забывая о том, что путь к успеху находится в ваших руках.

Источник: https://legkopolezno.ru/rabota/upravlenie/lichnaya-motivatsiya/

Создаем мотивацию с помощью нлп

Мотивация — одна из самых больных тем для личностного роста.

Читайте также:  Блоки счастья - психология

Сколько слов было сказано о мотивации, сколько советов и рекомендаций — а воз и ныне там.

Ну не мотивируются люди в массе своей, не хотят и не могут.

Одни списывают привычную пассивность на недостаток «энергетики», другие — на циклически возникающие депрессии, третьи — на недостаток способностей, общая же картина от этого не меняется.

Человек, способный замотивировать себя на выполнение всего необходимого — по-прежнему большая редкость в нашем обществе. Настоящий самородок, везде успевающий, полный энтузиазма и бодрости.

Мощный генератор, «вытаскивающий» на себе проекты, берущий смелость реализовывать обещания, которые дал самому себе и окружающим.

Неудивительно, что именно такие люди становятся востребованными и знаменитыми.

Но если сильная, устойчивая мотивация — это так здорово, почему же до сих столько «отдыхающих перед телевизором»? Почему столько разочаровавшихся в себе, апатичных, вялых, безынициативных?

Ответ — потому что это сложно. Уверенно встать на гребень волны мотивации — почти так же непросто, как встать на гребень волны обычной, прокатиться на виндсерфинге судьбы — это настоящее испытание, своеобразный внутренний героизм.

Есть ли рецепты и способы обретения мотивации? Или это иллюзия?

Подойдем к этому вопросу с точки зрения НЛП
Обычно, говоря о мотивации, упускают важнейший аспект, который в действительности является ключом к пониманию этого явления.

«Замотивированность» — это особое состояние сознания. В нем можно выделить психо-эмоциональную (энтузиазм, драйв, воодушевление, бодрость) и ментальную (ориентация на конкретную цель, готовность реализовать все действия по ее достижению) составляющие.

А любое сознание функционирует по определенным программам. Не понимая программ, мы не можем целенаправленно влиять на результат. То есть состояния мотивации, скорее всего, в любом случае будут с нами изредка «случаться», но причины и истоки этого явления будут оставаться загадкой. По собственной воле мы не сможем «запускать» их.

Как только сознание обретает доступ к программам и паттернам, на которых оно реализовано, ситуация кардинально меняется. Теперь есть способ «перепрограммировать» себя самостоятельно.

Итак, давайте разберемся, что может сделать с мотивацией НЛП?

Для начала повторим общеизвестное: существует мотивация избегания (ОТ) и мотивация стремления (К).

Мотивация избегания — вряд ли то, что вы хотели бы иметь в своей жизни. Да, действительно, она чрезвычайно эффективна и по статистике ей руководствуется свыше 90% населения. Но возрастает ли от этого ее притягательность? Осел тоже руководствуется мотивацией ОТ, когда его бьют острой палочкой по мягкому месту.

Давайте рассмотрим, во что превращается жизнь человека, вынужденного существовать на «мотивации от».

Для него существует два последовательно сменяющих друг друга состояния:

Предвосхищение надвигающегося «геморроя» (ценители изящной словесности могут заменить данный термин на близкородственное выражение), побуждающего что-то судорожно, выпучив глаза, делать.

Мгновенно возникающий и быстро рассасывающийся «отходняк» от осознания того, что «геморрой» удалось временно отсрочить.

Обычно выражается в таких конструктивных действиях, как напаивание себя (это называется «отпраздновать») до невменяемости или блаженное расслабленное ничегонеделание.

Еще раз подчеркиваю — жизнь подавляющего большинства основана на двух этих фундаментальных «китах» восприятия себя и мира: «геморрой» и «отходняк».

Наличие первого — единственное, что может заставить такого человека предпринимать усилия по достижению второго. Это стало само собой разумеющимся, даже канонизированным культурой явлением.

Но хочется ли вам провести всю свою жизнь в двух этих состояниях? Подумайте…

Второй способ — «мотивация к« — связан с другой концептуальной диадой: свобода и удовольствие.

Человек, руководствующийся мотивацией К, ставит себе цель либо для того, чтобы расширить горизонт своей свободы, либо для того, чтобы получить удовольствие (также используются термины «фан», «лулз» и т. д. ).

Чтобы перейти к такому способу восприятия себя и жизни, требуется осознать, что скрывается за этими понятиями.

Начнем со свободы. Что понимается под ней? Например, будет ли свободен человек, который имеет все материальные блага мира и при этом узкое, затуманенное, кургузое сознание? Для того, чтобы представить, как это, вспомните, каким видится мир с похмелья. Или после общего наркоза.

А человек живет так всю жизнь. Метафорически говоря, он путешествует по миру как бы в танке своего восприятия и смотрит на красоты вокруг (луг, речку, горы) через маленькую, узкую бойницу.

Считать ли его свободным, если он каждую секунду ограничен своей узкой, тесной коробкой?

На что же может быть похожа «настоящая» свобода?

Возьмем в качестве отправной точки негативное определение, с которым трудно не согласиться: Свобода — это отсутствие ограничений.

Значит, человек, который будет действительно свободен, не натыкается на собственные ментальные границы (ограничивающие убеждения). То есть, нет ограничений для реализации его желаний.

Есть только время, которое требуется провести в активности, направленной на достижение целей.

Значит, в практической реализации, свобода — это способность изменять не только ВНЕШНИЕ обстоятельства, но и самого себя. Делая себя более совершенным и многогранным. Пластичным, гибким. А это значит — способность перепрограммировать себя.

Второе важное понятие — Удовольствие — в данном случае будет следствием, проистекающим от реализации этой свободы.

Удовольствие будет возникать в результате получения новых, захватывающих, впечатлений от жизни, подтверждающих, что ты на правильном пути.

Это состояние сознания, включающее в себя воодушевление, радость от достижения локальной цели, возрастания собственных возможностей и готовность двигаться к следующей.

Ну как, уже интереснее? Осликам такое и не снилось.

Унылость монотонных будней
Следовательно, если мы хотим перепрограммировать себя на восприятие жизненных ситуаций через фильтры Свободы и Удовольствия, задача будет заключаться в обретении доступа к механизмам собственного бессознательного (обеспечивающего, как известно, работу сознания) и построения плана достижения желаемой цели, включающего в себя обязательную «подкормку по пути» в виде мотивирующих впечатлений. Так, чтобы доставлял удовольствие не только результат, но и процесс.

Что же мешает? Что является сдерживающим фактором и главным врагом мотивации?

Монотония — явление психического привыкания, при котором жизнь представляется однообразной и скучной. Привычное пережевывание одного и того же заевшего жизненного сценария, без какого-либо разнообразия. Что это такое и как возникает в нашей жизни?

Рассмотрим в качестве примера прослушивание новой для вас песни (музыкальной композиции). Вначале она может доставлять удовольствие, порождая ощущение радости и новизны открытия.

Более того, отдельные шедевры способны подарить вам даже новый способ воспринимать мир, особый эмоциональный настрой. Это безусловное расширение свободы восприятия. Но затем, если прослушивать ее постоянно, она надоедает.

Способ восприятия становится монотонией. Ресурс новизны истощается. Удовольствие пропадает.

Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден — искать другую композицию, которая поможет преодолеть монотонию, инерцию мышления. Или создавать самостоятельно.

Подобно этому истощается ресурс новизны любого другого процесса в жизни. Искусство же заключается в том, чтобы противостоять рутине и помогать находить источники нового.

Похожим образом выстраивается и Мотивация К — в этом случае сам способ жить превращается в искусство. Становится полетом, радостью и игрой. Да, игра во многих случаях бывает непростая. Но она однозначно стоит свеч. Хотите поиграть? Тогда до встречи на тренинге!

Источник: http://syntone.ru/article/sozdaem-motivatsiyu-s-pomoshhyu-nlp/

Как найти и развить собственную внутреннюю мотивацию

Автор: Майк Кинг

HR-Portal.ru

Единственная причина, которая на самом деле заставляет людей что-либо делать, — это мотивация.

Она может быть связана с нашей работой, нашими хобби, нашими взаимоотношениями и даже нашими обязанностями по дому.

Но, так или иначе, всегда существует мотивация, благодаря которой мы делаем то, что мы делаем. В этой статье рассказывается о том, откуда проистекает эта мотивация и как развить ее в себе.

Два типа мотивации

Есть всего два типа мотивации. Назвать их можно по-разному, но, в моей интерпретации, мотивация первого типа называется положительной, а второго – отрицательной.

Я считаю, что эти типы являются еще более фундаментальными, чем такие понятия как боль и удовольствие .

ВСЕ, что мы делаем, что думаем и во что верим, в какой-то степени основывается на боли и удовольствии.

Конечно, все люди понимают боль и удовольствие по-разному. Но стимулы, которые направляют и мотивируют нас, одни и те же.

Они основываются на нашем суждении о том, каков будет результат того или иного действия.

Эти ассоциации с болью или удовольствием преимущественно запрятаны глубоко в нашем подсознании, и, к сожалению, большинство людей не осознают этого никогда. Вместо этого они идут по жизни на автопилоте.

Но несмотря на это вы с легкостью можете научиться обращать ожидания боли или удовольствия, ассоциируемые с определенными действиями, себе на пользу и уделять больше внимания тем из них, которые вы хотели бы изменить. Поэтому важно понять, как вы можете это осуществить.

Вся мотивация является внутренней

Из-за того, что представления о сопутствующей боли или удовольствии уникальны у каждого человека и основаны на индивидуальном опыте, факторы мотивации заключены в нас самих. Конечно, существуют и внешние стимулы, и обстоятельства, на которые мы реагируем, но, в конечном счете, мотивация, побуждающая нас к определенным действиям, исходит из нашего внутреннего мира.

У вас всегда есть выбор. Выбор заключается в том, как реагировать эмоционально и физически. Вы можете чураться всего нового, а можете принимать его и с радостью узнавать что-то ранее вам неизвестное.

Этот выбор обусловлен именно теми предпосылками, которые лежат в основе мотивации у большинства людей. Не внешние факторы, такие как призы и награды или наказание, мотивируют нас.

Наша заинтересованность в том, чтобы двигаться дальше, определяется решением, которое каждый из нас принимает в ответ на внешние факторы.

Вообще говоря, если вы считаете, что, сделав что-либо, вы получите гораздо больше удовольствия, чем боли, мотивировать себя сделать это довольно просто! И наоборот, если с этими действиями у вас ассоциируется намного больше боли, чем удовольствия, вы, скорее всего, не будете заинтересованы в том, чтобы их предпринять, и будете избегать их.

Пересмотрите свои ассоциации

Чтобы изменить свою мотивацию и обернуть ее себе во благо, вы должны научиться формировать новые ассоциации.

Например: сейчас вы не имеете достаточно мотивации, чтобы заниматься спортом, и вот несколько вероятных ассоциаций, которые у вас сформировались и которые вас сдерживают:

  • Упражнения никогда раньше мне не помогали.
  • Из-за тренировок в спортивном зале я всегда чувствую себя хуже, когда сравниваю себя с другими.
  • У меня мало времени на занятия спортом, поэтому они все равно ничего не изменят.
  • Мне приятнее расслабляться и заниматься любимыми делами, чем заниматься спортом.

Шаг 1 : Замените боль удовольствием .

Первые три из перечисленных утверждений ассоциируются с болью, а последнее – с удовольствием, но, к сожалению, с удовольствием от отсутствия упражнений.

Вы можете сказать, что у людей, которые так думают, налицо ГОРАЗДО БОЛЬШЕ боли, ассоциируемой с упражнениями, чем удовольствия, и поэтому вряд ли они будут мотивированы заниматься спортом.

Им необходимо трансформировать болевые ассоциации так, чтобы оценить реальную пользу спорта и обнаружить больше удовольствия в том, чтобы им заниматься. Вот несколько примеров:

  • Если упражнения помогают стольким людям, они помогут и мне.
  • Когда я в спортивном зале, я вижу других людей, для которых занятия спортом вошли в привычку. Это воодушевляет, и я знаю, что тоже так смогу.
  • Каждый раз, когда я занимаюсь, я чувствую себя лучше. Это помогает мне поддерживать свое здоровье, независимо от того, насколько мало времени я на это трачу!
  • Есть то, что мне нравится делать. И упражнения, которые не только помогают оставаться здоровым, но и позволяют мне быть в отличном настроении, тоже доставляют мне удовольствие!

Шаг 2 : Снова добавьте немного боли.

Сейчас, как вы видите, ассоциации с удовольствием заменили ассоциации с болью. И для некоторых людей этого может быть вполне достаточно, чтобы обрести мотивацию, но так происходит не всегда.

Вы можете укрепить мотивацию, вернув немного боли, но на этот раз она пойдет вам на пользу. Подумайте обо всей той боли, которую вам доведется испытать, если вы НЕ БУДЕТЕ заниматься.

Взгляните вот на эти примеры:

  • Я стану толстым и буду ненавидеть свое тело, если не буду заниматься.
  • Если занятия спортом не войдут в мой образ жизни, я не проживу так долго, как мог бы, и в будущем не смогу оставаться таким же активным.
  • Если я не смогу сохранить хорошую форму благодаря упражнениям, я буду плохим примером и образцом для подражания.

Вы можете применять этот метод собственной мотивации, насколько вам этого хочется (или насколько вам это необходимо). Чем сильнее в ваших представлениях боль, которой вы хотите избежать, и удовольствие, которое вы хотите получить, тем легче вам будет обрести мотивацию и начать действовать. Постоянно напоминайте себе об этих ассоциациях и добавляйте новые по мере их формирования!

Необходимо преодолеть зону комфорта

Самая частая проблема, с которой мы сталкиваемся при собственной мотивации, это страх перемен . Нам становится все более комфортно с тем, как обстоят дела в данный момент, и мы перестаем искать способы испытать себя. И начинаем довольствоваться тем, как живем сейчас, и тем, что, как кажется, определяет нашу жизнь.

Но, на самом деле, в вашей власти изменить такой порядок и взять свою жизнь под контроль. Но для этого необходима мотивация самого себя . Я очень надеюсь, что, с помощью этого метода, развивая собственную мотивациею и контролируя ее, вы сможете изменить свою жизнь.

Сделайте шаг вперед и используйте мотивацию, чтобы переступить через комфортные зоны вашей жизни. Именно это необходимо, чтобы обогащать ваш жизненный опыт, делать великие дела и с легкостью направлять вашу жизнь в то русло, в которое вы осмелитесь!

  • Мотивация, Стимулирование, Оплата труда, KPI, Льготы и Компенсации
  • Мотивация персонала
  • виды мотивации
  • самомотивация

Источник: http://hr-portal.ru/blog/kak-nayti-i-razvit-sobstvennuyu-vnutrennyuyu-motivaciyu

О мотивации или как себя мотивировать?

Мотивация является одной из самых важных тем в психологии и коучинге. Как известно, за любым поведением человека стоит какая-то причина, мотив.

Чтобы жизнь у человека начала меняться, чтобы он начал что-то делать, достигать каких-то целей, у него в первую очередь должна появиться мотивация, которая станет энергией, движущей силой для реализации задуманного. Об этом я и хочу сегодня написать.

Существует всего два вида мотивации: “от” и “к”, еще их иногда называют “кнутом” и “пряником”. Названия говорят сами за себя. Мотивация “от” – это мотивация избегания. Это когда человек делает что-то, чтобы избежать неприятных последствий.

Пример такой мотивации: сдать дипломную работу или подготовиться к экзамену, чтобы не выгнали из университета, вымыть посуду, чтобы мама не накричала, встать утром, чтобы не опоздать на работу, чтобы не было втыка от начальника, выйти замуж, чтобы не остаться в старых девах и т.д.

Как видно из примеров, деятельность инициируется боязнью каких-либо неприятностей.

В случае мотивации “к” человек наоборот стремится двигаться к чему-то, получить что-то приятное в результате своих действий.

Те же примеры, но с другой мотивацией: написать дипломную работу, потому что интересно раскрыть эту тему, или чтобы получить похвалу и попасть в аспирантуру с этой темой, готовиться к экзамену, потому что интересно, хочется на самом деле владеть предметом, чтобы получать стипендию или поехать на стажировку за рубеж (вообще, если говорить об «интересно», то обычно готовиться к экзамену уже не нужно, человек и так все давно выучил в процессе обучения), вымыть посуду, потому что нравится чистота и порядок, проснуться утром, чтобы переделать кучу интересных дел, выйти замуж, чтобы быть с любимым человеком и вместе растить детей и т.д.

Как видно из примеров, мотивация “к” человека как бы манит, создает у него желание, часто даже приятный трепет в ожидании чего-то хорошего. Мотивация “от” наоборот создает неприятное давление, опасность, страх, от которого человек убегает, чтобы получить спокойствие.

И тот и другой способ мотивации важен и может быть довольно сильным при необходимости, но лично я считаю, что мотивации “от” должно быть в жизни как можно меньше, а мотивации “к” как можно больше, что люди, которые по жизни двигаются “к” чему-то – более успешны и счастливы. Дело в том, что люди, использующие мотивацию «от», живут как- бы под вечным давлением.

Читайте также:  Вредные привычки - психология

Более того, убегать от голода – это не значит прийти к тому, чтобы жить в сытости и достатке; учиться – лишь бы не выгнали, не значит получить хорошие знания, работать – лишь бы на жизнь хватало, вовсе не значит делать свою работу качественно и с интересом, продвигаясь по карьерной лестнице.

Обычно, когда я думаю о мотивации “от”, мне почему-то представляется, как сделать что-то, лишь бы отстали. Мотивация “к” – наоборот ведет к целям. Когда хочется чего-то очень сильно, и человек стремится к этому, то делает шаги и достигает результата. При достижении результата при мотивации “к” человек ощущает радость, удовольствие, счастье.

Например: спортсмен, который тренировался, шел к победе и наконец попал на олимпиаду, о чем так давно мечтал. При достижении результата, используя мотивацию “от”, обычно человек ощущает облегчение – Фух, теперь можно расслабиться.

Важно понимать, что оба способа мотивации вполне могут присутствовать одновременно и часто встречаются в тех или иных сферах

Например:

  • купить автомобиль, потому что утомляет и выматывает ездить общественным транспортом (мотивация “от”) и потому что нравятся красивые автомобили (“к”);
  • сдать проект к сроку, потому что придется платить неустойку по договору («от») и сделать все хорошо и качественно, потому что самому нравится, когда делаешь что-то хорошо и отдаешь хороший продукт, получая взамен благодарность клиентов(«к»).

Теперь, когда мы немного разобрались, что из себя представляет каждый вид мотивации, имеет смысл поговорить о том, как люди себя мотивируют тем или иным способом.

Чтобы начала работать мотивация “от” – обычно нужно себя хорошо напугать. Можно начать крутить в голове картинки о том, как будет плохо, когда самое неприятное случится.

Например: когда выгонят из университета, что об этом скажут родители, сколько сразу возникнет проблем с армией и что делать дальше: поиски работы или восстановление в университете и т.д. Желательно, кроме визуального, подключать аудиальный и кинестетический каналы.

То есть, представить, как мама ругает за вылет из университета, добавить звук и хорошо услышать ее голос, да так, чтобы это вызвало неприятные эмоции.

Точно так же, но наоборот, можно мотивировать себя на достижение чего-то (мотивация “к”). Для этого нужно представлять яркие привлекательные картинки вместе с приятными ощущениями. Чтобы замотивировать себя на покупку автомобиля, нужно хорошо себе представить, какой это будет автомобиль, цвет, марка, тюнинг и т.д. Представить ощущения от вождения такого автомобиля.

Но еще лучше проехаться по салонам, посидеть в нем и не просто представить ощущения, а прочувствовать их на полную, так чтобы действительно возникло сильное желание его купить. Так же, усилить мотивацию можно, если связать ее с другими целями и ценностями, то есть с вещами, которые для вас важны.

К примеру, представить, как в этом автомобиле вы будете катать девушек или как будете путешествовать с друзьями.

На многие вещи у нас запрограммирована (выдрессирована) мотивация с детства, через многократное повторение (наказание и поощрение родителями, учителями и т.д.) и она работает автоматически.

То есть мы автоматически в голове представляем что-то хорошее или плохое и испытываем желание получить это, или наоборот избежать.

Совесть, к примеру, является таким механизмом, который вырабатывается в результате регулярного негативного мотивирования.

Очевидно, что сила мотивации так же очень важна. Метафорически можно представить ее, как энергию, которая будет использоваться для движения в заданном направлении. Чем больше эта энергия, тем быстрее и дольше будет движение.

Многие сталкивались с эффектом выгорания – когда человек загорается, хватается за что-то, делает кучу усилий (иногда просто для того, чтобы всем рассказать о своих целях), а потом мотивация заканчивается. Следует поговорить об этом отдельно. Есть цели небольшие, которые легко достигаются и для их реализации обычно хватает начальной мотивации.

Но есть более серьезные, которые требуют времени и работы. Часто человек начинает двигаться к такой цели, но не достигает ее. Пропадает интерес, появляются лень, апатия и т.д. Это обычно признаки того, что “энергия” мотивации закончилась. Например: ребенок загорелся научиться играть на гитаре. У него есть мотивация учиться.

И он ходит, старается, качественно выполняет все, что просит учитель. Но через время пропадает интерес, он начинает лениться делать домашние задания, пропускает уроки и т.д.

Как же сделать так, чтобы его мотивации хватило на несколько лет обучения в школе?

А здесь, также как и для других долгосрочных целей, работает один простой механизм. Внутри большой цели должны быть маленькие подцели, этакие этапы, проходя которые, человек должен получать результат.

Достигая результата, он возвращает затраченную энергию и получает мотивацию для движения вперед. Если это удается сделать, то шаг за шагом человек может постепенно проделать весь длинный путь.

Если же пытаться проделать длинный путь сразу, то энергия быстро закончится и в конце будет только разочарование.

И не важно, учитесь вы играть на гитаре, изучаете иностранный язык или реализуете серьезный бизнес-проект. Везде работает этот принцип. Энергия от небольшого успеха дает толчок продолжать дальше.

Приведу личный пример. Когда-то я пробовал учиться играть на двух инструментах: гитаре и пианино. На гитаре я и сейчас играю, на пианино – нет. Почему так вышло? Когда я начинал играть на гитаре, лет в 15, у меня была хорошая мотивация “к” после того, как я увидел, как играет мой двоюродный брат. Было в этом что-то особенное, и я загорелся.

К тому же в 15 лет вообще здорово выделяться чем-либо из толпы сверстников. Когда я пришел в школу, взял в руки гитару, учитель взялся обучать меня играть по нотам какую-то классику, гаммы и т.д., к которым у меня не было интереса. Я хотел просто играть песни. Интерес начал быстро падать, потому что я не достигал результатов, которые мне действительно были интересны.

Не помню уже почему, но учитель перестал меня мучить нотами и просто показал аккорды. И тут же наиграл пару простых мелодий. Это вернуло слегка потускневшую мотивацию, и я продолжил с бОльшим усердием учиться. Спустя месяц я сыграл первую примитивную мелодию, и это вызвало радость и желание продолжать. Потом еще одну, потом – песню и попробовал петь.

Это еще добавило мотивации. Потом показал другу. Он похвалил – это еще усилило интерес к музыке. Дальше я учил песни, играл в компании. Интерес и восторг девушек в 15 лет тоже сыграл свою роль. В общем по нотам я так и не играю.

Но мой нынешний уровень игры на гитаре вполне такой, как мне был нужен и сейчас я вполне могу сыграть относительно сложную композицию вроде “Shape of my heart” или битловскую “Yesterday” и время от времени разучиваю что-то новое в свое удовольствие.

Даже сейчас, если нужно выучить сложную композицию, разбиваю ее на части и ставлю себе небольшие цели, изучая небольшой кусок за один раз, пока не выучу всю песню целиком. Думаю, если бы я продолжил долбить гаммы, то, скорее всего, так бы и не стал играть на гитаре.

Потому что моей начальной мотивации не хватило бы дойти до того уровня, когда я бы смог разучить ту же “Yesterday”. Именно это случилось, когда я пытался учиться играть на клавишных. О детях, которые из-под палки отходили в музыкальную школу, потому что мама так хотела, а потом никогда не садятся за инструмент, можно было бы и не упоминать, но это очень хороший пример мотивации “от” и того, почему стоит меньше использовать этот способ.

Сопротивление

Когда человек вроде хочет чего-то, но не делает, то это обычно говорит о том, что недостаточно мотивации, или же сопротивление достаточно высоко.

На самом деле то, что я назвал здесь словом “сопротивление” – это просто другая цель или потребность, вектор которой направлен в противоположную сторону от желаемого результата.

Я уже немного затронул эту тему в статье “Структура психики: …” Звучит запутанно, но один очень простой пример позволит легко понять, о чем это я пишу.

Представьте себе, что вы сидите и смотрите телевизор, любимый сериал или шоу, которое вам очень интересно и вам не хочется пропустить ни секунды. И в то же время вам хочется в туалет. Так вот векторы этих двух желаний направлены в противоположные стороны. С одной стороны хочется досмотреть, а с другой стороны мочевой пузырь оказывает давление.

На практике, если в туалет не очень хочется и еще можно потерпеть, человек будет продолжать сидеть. Здесь вектор “интересно досмотреть” сильнее и он подавляет желание облегчиться.

Если терпеть уже не получается, то этот вектор становится гораздо сильнее и человек уже не идет, а просто бежит к цели (туалету).

Пример двух противоположно направленных желаний – это типичный психологический внутренний конфликт. Так же это часто является причиной того, почему человек не достигает своих целей.

Векторы, направленные в противоположные стороны, гасят друг друга и при этом расходуется много энергии.

Когда человек говорит “Переступить свой страх” или “Перешагнуть через себя” – это как раз о преодолении силы вектора, направленного в другую сторону.

Давайте рассмотрим, как это влияет на цели. К примеру, у меня есть цель поменять работу. Там я ожидаю получать больше денег, чтобы лучше одеваться, купить машину и т.д. Это мотивация(“к”). Вектор, который заставляет меня шевелиться, искать вакансии, рассылать резюме, учиться, ходить на собеседования и т.д.

, Я хочу, но почему-то сижу на том же месте уже несколько лет и мечтаю о более интересной работе. Почему так получается? Ответ прост: сидеть на месте мне более выгодно психологически. Есть еще другой скрытый вектор, который заставляет меня оставаться здесь и он СИЛЬНЕЕ мотивации менять работу. Что же это за вектор? На самом деле, он может быть один или их может быть несколько.

Когда я работаю с людьми над подобной проблемой, проявляются следующие варианты:

— человек боится собеседований, он себя чувствует плохо, когда его оценивают, еще хуже, когда оценивают негативно.

— не верит, что может найти лучше, рисует в голове картинки, где потерял эту работу и не может найти новую, часто опираясь на страшные рассказы знакомых и прочитанные страшилки о кризисе и т.д.

— испытывает дискомфорт от того, что нужно будет вливаться в новый коллектив, рисует картинки, что его не примут, будут относиться плохо.

— страх потерпеть неудачу, не справиться с обязанностями, что может вызвать негативные эмоции и ударить по самооценке.

В общем, вектор, который тянет его назад в том, чтобы оставаться на месте – это комфорт или, если быть еще более точным – безопасность. Здесь все привычно, здесь хорошо и тихо. Ничего не делаешь – ничего не происходит.

Получается, что чтобы избежать всего этого неприятного (мотивация “от”), человек остается сидеть на месте. И в данном случае его мотивации “к” никак не хватает, чтобы двинуться вперед.

И таких примеров можно привести сколько угодно:

— хочется подойти познакомиться с девушкой, но не хочется переживать негатив отказа

— хочется зарабатывать больше, но страшно подойти к начальнику и услышать отказ или что-либо другое неприятное

— хочется открыть свой бизнес, но возникает замешательство, страх: “А вдруг не выйдет?”, мысли о том, как много всего нужно, и это наваливается и давит

— хочется научиться танцевать (кататься на коньках, лыжах и т.д.), но стыдно когда не получается при других

— хочется общаться спонтанно, раскованно, говорить то, что думаешь, но и хочется избежать негативной реакции других в случае, если скажешь что-то не то

и т.д.

Еще бывает просто обычный дискомфорт от того, что делаешь что-то новое и несвойственное, непривычное. Начиная от изменения стиля одежды(помните как это, когда привыкнув ходить в спортивной одежде приходится одеть деловой костюм?) и заканчивая обучением чему либо. Если нет более глубоких причин, то здесь проще – лечится привыканием.

Каковы способы решения?

В общем, основной способ, которым люди привыкли решать внутренние конфликты, – это усилить мотивацию, чтобы перешагнуть то, что напрягает. Учишься играть на гитаре – есть сильное желание и за ним дискомфорт от того, что пальцы не так стоят, как-то со временем проходит. Так же у многих с девушками или собеседованиями. Немного есть дискомфорт, но можно и перетерпеть.

Часто это работает, хотя если постоянно применять, то жизнь превращается в этакую постоянную борьбу, на которую ТРАТИТСЯ КУЧА ЭНЕРГИИ. К тому же в некоторых случаях этот способ не работает совсем. В частности когда сопротивление очень сильное и по силе равно или даже сильнее мотивации. Напряжение очень высокое, а перешагнуть страх так и не получается.

Обычно в таких случаях и идут к психологу.

Второй вариант – это снижение силы сопротивляющегося вектора, а еще лучше – направление его в нужную сторону, чтобы он перестал мешать двигаться к желаемому результату. Этот метод не так прост, хотя способов сделать это очень много, в зависимости от причины самого сопротивления.

Иногда причина кроется в неудачном опыте в прошлом, иногда связано с ограничивающими убеждениями или негативными ожиданиями, иногда сопротивление может возникать просто потому, что человек не имеет достаточно информации и его страшит что-то новое и огромное, иногда просто неуверенность в своих силах, ожидание неудачи заранее.

Каждый отдельный случай разбирается и выбирается свой подход для решения задачи. На эту тему можно написать отдельную статью, поэтому я сейчас не буду останавливаться на этом.

В заключение хочу написать, что лучше всего достигаются цели, когда у человека сильная мотивация(может быть “к”, “от” или обе сразу) и минимальное сопротивление или же его нет совсем.

Обычно, чем меньше у человека страхов и комплексов, чем лучше он умеет ставить себе цели, разбивать их, проявлять гибкость в поиске решений, тем больше он живет достижениями, как бы скользя по жизни.

И наоборот, чем больше страхов, внутренних конфликтов, тем больше энергии расходуется на внутреннюю борьбу с самим собой, на то, чтобы преодолевать внутренние препятствия, многие из которых так и остаются не преодоленными.

Источник: http://pro-psychology.net/o-motivacii-ili-kak-sebya-motivirovat

Ссылка на основную публикацию