Визуальный канал восприятия — психология

Ведущий канал восприятия

Визуальный канал восприятия - психология

— Слушай, возьми зонт — по радио дождь на сегодня передавали…(аудиал)

— Я что не вижу, на небе ни облачка — буду выглядеть как идиот с зонтом!!! (визуал)

— Ой, чувствует мое сердце, попадешь под дождь и сляжешь с ангиной.
Отец, достань — ка с комода ему дождевик!!! (кинестетик)

Каналы восприятия человека

Природа наделила нас  инструментами  для исследования мира и получения информации различных форматов. Человек воспринимает мир посредством трех каналов восприятия: аудиальный ( слух), визуальный (зрения) и кинестетический (тактильные ощущения, обоняние, вкус).

По тем или иным причинам у человека формируется доминирующий канал восприятия

Человека окружен информацией, но физически его мозг просто не может обработать все данные. По-этому, включается фильтрация: отбирается важное, остальное отсекается. У каждого человека образуется свое мироощущение в зависимости от установленных фильтров и ведущего канала восприятия.

Пример: после праздника, один человек будет вспоминать салюты, костюмы и декорации (визуал);   второй — музыку и разговоры (аудиал),  а третий — чувства, которые испытывал в тот момент.

Зачем необходимо знать какой канал  восприятия доминирует?

В первую очередь, для лучшего понимания себя и своих особенностей, чтобы использовать эти знания для более продуктивной работы.

Во- вторых, эту информацию можно и нужно использовать для налаживания контактов с людьми.

Как определить ведущий канал восприятия собеседника?

Все просто. Обратите внимание какие слова использует человек при разговоре.

Аудиал: слушай, послышалось, громкий, звучит….

Визуал: смотри,  представь, яркий, кажется, перспектива…..

Кинестетик: прикинь, чувствую, схватывать, спокойно….

Ведущий канал восприятия. Опросник:

1.Мне нравится смотреть на звездное небо; 2. Частенько напеваю себе под нос; 3. В одежде главное удобство; 4. Люблю понежиться в ванной; 5. При покупке одним из важнейших критериев выбора является цвет; 6. Я могу узнать вошедшего по звуку его шагов; 7. Я люблю пародировать; развлекать друзей воспроизводя чужие интонации; 8.

Для меня крайне важен мой внешний вид; 9. Я обожаю массаж; 10. Мне доставляет удовольствие рассматривать людей; 11. Если ходьба не доставляет мне удовольствия — значит я плохо себя чуствую; 12. Рассматривая одежду в магазине, я мысленно пытаюсь представить как она на мне будет смотреться; 13.

Когда слышу старую мелодию — вспоминается прошлое; 14. Читать во время приема пищи для меня обычное явление; 15. Я могу сутками болтать по телефону; 16. Я чувствую что у меня есть предрасположенность к полноте; 17. Мне больше нравится аудио формат книг; 18. После тяжелого дня я чувствую напряжение в теле; 19. Обожаю фотографировать; 20.

У меня хорошая память на разговоры; 21. Люблю цветы — они украшают жизнь; 22. Я люблю попариться в баньке; 23. Записываю план работ; 24. Допустив ошибку — ругаю себя вслух; 25. После длительной поездки чувствую себя разбитым; 26. По голосу можно судить о человеке; 27. Я оцениваю людей по их внешнему виду; 28.

Люблю размяться во время работы — потянуться, расправить плечи…; 29. Спать на чрезмерно жесткой или слишком мягкой кровати для меня мучение; 30. Мне непросто найти удобную обувь; 31. Люблю походы в кинотеатр; 32. Даже через много лет спустя я с легкостью узнаю человека; 33. Меня завораживает стук дождя за окном; 34.

Люблю слушать собеседника; 35. Люблю танцы, занятия спортом; 36. Меня раздражает тиканье часов ночью; 37. Слушаю аудио только в качественном воспроизведении; 38. Меня бесит беспорядок; 39. Думаю, что от освещения зависит атмосфера в помещении; 40. Мне нравится посещать концерты; 41. По рукопожатию можно судить о человеке; 42.

Люблю выставки, музеи; 43. Люблю подискутировать; 44. Прикосновения способны сказать больше слов;

45. Мне трудно сосредоточиться в шумном помещении.

Подсчитаем баллы:

Аудиал: ответы «да» на пункты — 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 40, 43, 45.

Визуал: ответы «да» на пункты —  1, 5,  8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 38, 39, 42.

Кинестетик: ответы «да» на пункты — 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 41, 44.

Доминирует визуальный канал  восприятия

Вы визуал — это значит, что ваш мир наполнен образами и красивыми картинами. Эстет по природе, придаете большое значение внешнему виду.

Интуитивно понимаете какие элементы дизайна будут сочетаться гармоничней. Обстановка напрямую влияет на ваше настроение и работоспособность. Вы скорее предпочтете красивый дизайн функциональности.

Среди визуалов много дизайнеров, художников, стилистов, фотографов.

Доминирует кинестетический канал  восприятия

Вы кинестетик — это значит что на первом месте у вас ощущения. Вы чувствуете окружающий мир, хорошо развита интуиция. Ценители удобства и комфорта, не станете носить красивую неудобную одежду.

Человек действия, не любите долго рассуждать — скорее сразу приступите к делу. Обучаться лучше на практике.

Среди кинестетиков много спортсменов, танцоров, массажистов, поваров, дегустаторов, экстрасенсов.

Доминирует аудиальный канал  восприятия

Вы аудиал — это значит что для вас крайне важно что говорит собеседник и как он говорит. Ваш мир наполнен музыкой, в которой вы неплохо разбираетесь. Хорошо развита слуховая память. Среди аудиалов много музыкантов, композиторов, call- менеджеров. Вы отличный психолог — слышите другого человека и услышаны.

Требуется помощь в решении каких-либо вопросов? Вы можете заказать консультацию у квалифицированного астролога. Стоимость договорная (в зависимости от сложности вопроса).

Источник: http://tvkoh.com/testu/veduschiy-kanal-vospriyatiya.html

Восприятие информации человеком

Восприятие

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов.

4 апреля 2015

46 722 0

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.

На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой.

Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление.

Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать.

Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации.

Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.

  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д.

В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный.

Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.
Читайте также:  Действие: основания и целесообразность - психология

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность.

Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности.

Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html

Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информа­ции и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия.

Иссле­дования в области нейролингвистики показали, что человеку свой­ственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с реп­резентативной системой, которые определяют его манеру обще­ния с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.

Репрезентативная система (сенсорный канал) это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатыва­ется и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпо­читает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется ос­новным.

В зависимости от доминирования того или иного способа по­ступления и переработки информации основная репрезентатив­ная система может быть представлена в трех категориях:

визуальная (оптическая) — восприятие посредством зритель­ных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;

аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слухо­вых впечатлений, типичные слова: «как слышно…» или «что-то подсказывает мне…»;

кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невы­носимая».

К системам представления информации, но меньше влияю­щим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегус­тационная («Мне показался успех очень сладким»).

Кроме основного канала существует также ведущая репрезента­тивная система. Она отражает деятельность мозга в данный мо­мент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».

Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определен­ные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи досту­па, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, на­пример, что его взгляд движется влево.

Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга.

Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой пробле­ме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюми­ровать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) напра­во, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управля­ет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собира­ются конкретные впечатления.

Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ.

сетка). Они не являются хаотически­ми, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях.

«Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в обще­нии.

Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:

верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (опти­ческий) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизво­дит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составля­ет образ;

среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конст­руирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять ин­формацию;

вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, за­пахов или вкуса.

В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг.

Выявить доминирую­щий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сен­сорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е.

невербальной информации, связанной в основном с же­стами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти эле­менты диагностики называются вербальными и невербальными клю­чами доступа.

К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседни­ка относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Так, для визуального типа мышления, к которым относится око­ло 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмот­рел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед».

В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудио­визуальные средства.

Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и ин­тонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказы­вают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».

Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнооб­разить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлека­тельным.

Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязатель­ный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен так­тильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».

Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в тем­ноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это боль­шое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.

Важным элементом начала контакта с кинестетиками являет­ся рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюст­рирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоцио­нально, вызывающие чувства.

Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с по­мощью которого люди обо всем думают.

Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он ду­мает о ней, придерживаясь определенного способа.

Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.

Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вку­са. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собе­седника.

Из практики известно, что лучше всего воспринима­ется информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/17221.html

Визуальный канал восприятия 5 упражнений для развития

Визуальный канал восприятия 5 упражнений для развития

Различают три типа людей: визуалы, аудиалы и кинестетики. Визуалы – это те люди, у которых более развит визуальный канал восприятия (зрительный). Они хорошо работают с образами, с картинками. Аудиалы – это те, у которых из всех чувств наиболее развит слух, то есть звуковой канал. Кинестетики – это те, которые воспринимают мир через ощущения.

Многие люди, при занятиях визуализацией или мнемотехникой, испытывают некоторые затруднения – они не видят картинки у себя в голове или видят, но очень слабые. То есть они не могут создать нужные мысленные образы, что делает практики неэффективными.

Если Вам тоже тяжело создавать яркие визуальные образы, то не переживайте. Вы, скорее всего, относитесь к таким типам людей, как аудиалы или кинестетики. У Вас слабо развит визуальный канал, но это легко исправить, выполнив упражнения, предложенные в этой статье.

Фитнес для «Визуалки»

1. «Вспомнить все»

Расположитесь где-нибудь в удобном месте и постарайтесь вспомнить свой день от пробуждения до текущего момента. Глаза не закрываем, они смотрят вверх, чтобы максимально задействовать визуальный канал.

Читайте также:  Аксиология - психология

Старайтесь вспоминать все последовательно и как можно детальнее. Если Вы, например, сначала позавтракали, а потом почистили зубы, то вспоминайте именно в такой последовательности, а не наоборот.

Если какое-то действие не припоминается – ничего страшного, просто идите дальше. Прокручивайте в голове свой сюжет в быстром темпе, останавливаясь лишь на некоторых моментах, чтобы воспроизвести картинку детально.

Например, в убыстренном темпе Вы вспомнили, как поели, оделись и вышли. Дальше, вспомнили, что сели в автобус, чтобы добраться до работы. Тут притормозите, постарайтесь подробно вспомнить: сколько людей было, как они были одеты и т.п. Чередуйте прокручивание с детальной остановкой.

Если Вы не можете вспомнить день с начала, то начните вспоминать его с текущего момента и двигайтесь назад до момента пробуждения. Затем повторите этот путь, только уже с начала дня.

Полезные советы:
> Выполняйте это упражнение минимум за час до сна Если упражнение делать перед сном, лежа в кровати с закрытыми глазами, то велика вероятность того, что вы либо просто уснете, либо не сможете заснуть вообще

> Выполняйте это упражнение ежедневно от 5 до 15 минут

> Следите, чтобы глаза были открыты и смотрели вверх

Источник: http://SchastliviyMir.ru/personal-growth/vizualnyiy-kanal-vospriyatiya.html

Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется галактика Гуттенберга?

общественно-социальные и политические исследования (social-public & political research)

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-4-18 УДК 316.4

ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ИЛИ КУДА ДВИЖЕТСЯ ГАЛАКТИКА ГУТТЕНБЕРГА?

Вольфсон Ю.Р., Вольчина А.Е.

Целью статьи является исследование трансформаций способа восприятия информации в современном западном обществе. По мере развития человеческой цивилизации, возникновения письменности, а позже и печатного станка, человеческое восприятие мира изменялось от чувственного к рациональному.

В своей книге «Галактика Гуттен-берга. Сотворение человека печатной культуры» известный философ и филологМ.

Ма-клюен предположил, что с приходом электрического века радио и телевидения эпоха печатной культуры завершится, и человечество снова вернется к аудиальному способу восприятия, который был распространен до изобретения печатного станка.

Ученый также предположил, что благодаря современным СМИ человечество превратиться в «глобальную деревню», что также будет в большей степени соответствовать способу познания мира нашими предками. Книга была издана в 1962 году, до появления Интернета и формирования информационного общества.

Цель данной статьи — проанализировать эволюцию изменений в способе восприятия информации человеком на протяжении последнего тысячелетия и сопоставить исследование Маклюена с современным состоянием западного общества.

В статье также рассматриваются психологические склонности каждого человека к восприятию информации посредством разных органов чувств, прежде всего, зрения, слуха либо осязания.

Подчеркивается разница в восприятии у разных культур и народов и особенности их языка и письменности.

Исследование проводилось методом исторического анализа, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что современное информационное общество соот-

ветствует основным характеристикам «глобальной деревни», описанной Маклюеном, но способ восприятия информации остается строго визуальным с определенным смещением от текста к изображению («клиповое мышление»).

Возврат к аудиальным каналам по причине распространения радио и телевидения не оправдался, а визуальный канал значительно трансформировался и расширился.

Главная причина таких изменений состоит в увеличении информационных потоков и преобразовании самого человека в канал информационной сети.

Ключевые слова: способы восприятия информации; постиндустриализм; «галактика Гуттенберга»; визуальный поворот; информационное общество.

VISUAL PERCEPTION IN MODERN SOCIETY, OR WHITHER THE GUTENBERG GALAXY?

Wolfson Y.R., Volchina A.E.

The article dedicated to the ways of perceiving information in western societies and its changes over the centuries. During our civilization development human perceiving was transforming from sensitive to rational.

The main reasons of that were the emergence of writing and the invention of the printing press. In his book «The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man», a famous philosopher andphilologist M.

McLuhan suggested that electric century of radio and TV will cause the end of the era ofprint culture, and humanity will return to auditory perception, which was distributed before the invention of the printing press.

He also suggested that human civilization will turn to «a global village». The book was published in 1962, before the Internet and information society emergence.

.postlight.com»>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnoe-vospriyatie-v-sovremennom-obschestve-ili-kuda-dvizhetsya-galaktika-guttenberga

Читать

Читать

Я благодарю всех своих учителей, и особую признательность хочу выразить Андрею Плигину и Александру Герасимову, в полной мере открывших для меня мир НЛП.

А так же огромнейшая благодарность моей жене Лидии, за искреннюю помощь в создании этой книги, редакторскую правку и настойчивую борьбу с моими грамматическими и орфографическими ошибками.

Перед Вами замечательная книжка Александра Любимова, которая посвящена совершенствованию коммуникации на основе НЛП.

Для тех, кто еще только впервые сталкивается с этой уникальной областью знаний, предоставляется возможность познакомится с базовыми основами Нейро-Лингвистического Программирования, продвинуться в понимании того, как устроено наше мышление и поведение, поразмышлять над тем, что полезно уметь и знать для построения эффективных взаимоотношений с людьми. Автор книги сам практикует НЛП, проводит очень творческие и интересные семинары-тренинги и, что особенно ценно, использует знания НЛП в собственной жизни, являясь настоящим Мастером своего дела. За Александром закрепилась репутация человека, ищущего свой оригинальный путь осмысления и применения НЛП. Разработанная им авторская программа колоритно дополняет стандартное сертификационное обучение.

Я знаком с Александром Любимовым уже более 3-х лет. Он пришел на мой курс «НЛП-практик», когда уже сам проводил семинары по НЛП. С первого момента знакомства Александр произвел на меня впечатление одаренного, доброго, скромного и открытого человека, каковым я его знаю и до сих пор.

От его студентов я наслышан, что семинары, которые он проводит, пользуются большой популярностью. Это не удивительно, потому что он сам любит учиться и открывать новые возможности. Его легкий и мягкий стиль ведения можно почувствовать на страницах книги, которая украшена симпатичными юмористическими историями и метафорами.

Я надеюсь, что она станет для Вас увлекательным и приятным путешествием в мир НЛП и собственного совершенства. Ведь НЛП началось с моделирования достижений гениальных людей, исследования тайн их таланта, разработки специальных инструментов для передачи другим людям наиболее эффективных стратегий мышления и поведения.

Если попытаться кратко изложить сущность НЛП, то проще всего это сделать с помощью следующей метафоры. Возможно, когда-то человек, подняв с земли сухую тростинку, придумал что-то, подобное флейте. Вряд ли кто знает, как это было на самом деле. Затем появилось множество других музыкальных инструментов, непохожих друг на друга.

Человечество обрело музыку, но понимание законов ее создания и обучение игре на музыкальных инструментах долгое время считались даром и возможностью избранных. Многие музыкальные произведения терялись с уходом их создателей, ведь люди не знали нотной грамоты.

Попробуйте мысленно перенестись в то время и ощутить нелепость идеи записи звуков с помощью символов! Но появился первый язык нот, и с этого момента музыка приобрела вечность! Теперь можно играть произведения Бетховена, даже не зная точно его индивидуального стиля исполнения.

С помощью нотной записи мы выделяем главные гармонии и последовательности, которые отличают его музыку от чьей-то еще. Сегодня многие профессиональные музыканты умеют слышать мелодию «с листа», обходясь без музыкальных инструментов. А композиторы могут сочинять музыку, сразу перенося ее из внутреннего мира на бумагу.

И каждый студент консерватории в обязательном порядке изучает теорию музыки, постигая ее законы. Что может быть более загадочно и субъективно, чем музыка? Скорее всего, только мысль! Именно поэтому человечество до сих пор со скепсисом относится ко многим попыткам проникновения в секреты мыслительных и поведенческих стратегий, которыми и отличаются талантливые люди.

Бросая вызов привычным ограничениям, ступая по непроторенной дороге, НЛП уже более 20 лет движется в направлении создания языка (подобного нотам), позволяющего описывать структуру мыслительных стратегий и моделей человеческого поведения.

В начале пути, как и в музыке, было накоплено много эффективных паттернов («мелодий»), пользуясь которыми люди добивались больших результатов, например, в ведении переговоров, планировании, творчестве и т. д. Это была эклективная эра НЛП, когда было выявлено и собрано много техник (рецептов).

Как и музыкальный язык, язык НЛП постоянно совершенствуется и развивается. Современное НЛП – это прежде всего методология, которая как и математика может успешно обслуживать самые разные области человеческого прогресса.

В Россию нейро-лингвистическое программирование пришло совсем недавно и не является частью какого-либо формального образования, хотя в качестве спецкурсов оно существует во многих ведущих университетах и институтах.

В большей степени НЛП пока доступно в различных образовательных центрах и психологических клубах. Возможно, знакомство с этой книгой – это еще и приглашение к дальнейшему практическому обучению, без которого настоящего НЛП не существует.

В добрый путь с Александром Любимовым!

Основатель и научный руководитель

Московского Центра НЛП,

Кандидат педагогических наук,

М.А.NLP, тренер НЛП международной категории

Плигин А. А.

Эта книга – рассказ о проводимых мной занятиях группы «Мастерство Коммуникации». Местами это рассказ подробный, почти дословно повторяющий текст предлагаемых заданий, местами максимально обобщающий полученный опыт, для удобства читателя. То, что написано в этой книге, ни в коей мере не является правдой.

Это всего лишь некое описание того, как можно стать хорошим коммуникатором, но не более. Я думаю, что хорошим коммуникатором можно стать еще парой сотен других способов, и возможно, некоторые из них кому-то подойдут намного лучше.

Это что-то вроде пиджака: вы его можете надеть, примерить, посмотреть, как на вас в новом пиджаке реагируют окружающие, и если это все вам понравится, вы можете носить этот пиджак дальше, а если нет – то снять и повесить обратно на вешалку.

Так как эта разработка построена на основе Нейро-Лингвистического Программирования, немного о том, что же это такое.

Есть очень известная восточная притча о слоне и слепых мудрецах. Она настолько популярна, что ее можно встретить во множестве книг (при чем практически в каждой – свой вариант). Не буду нарушать традицию и представлю свою версию…

Трое слепых мудрецов очень хотели узнать, что такое слон. И вот однажды в город, в котором они жили, приехал цирк и привел с собой слона. Мудрецы собрались и после выступления попросили разрешить им изучить это таинственное животное.

Один потрогал за хвост и сказал, что слон – это веревка.

Второй потрогал за ногу и сказал, что слон – это колонна.

Третий потрогал за хобот и сказал, что слон – это змея.

Но мы-то с вами знаем, что слон – это СЛОН!

У меня достаточно трудное задание – попробовать объяснить, что такое НЛП. Мудрецы из этой притчи были правы и одновременно не правы. Слон был всем этим и не был в одно и тоже время. Для того, чтобы понять, что такое слон, надо его увидеть целиком, пощупать целиком и услышать, как он сопит.

Для того, чтобы понять, что такое НЛП, надо его пощупать, посмотреть и послушать. Я здесь попытаюсь дать небольшие кусочки моего собственного представления о том, что такое НЛП, а вы можете попробовать сложить из этих маленьких кусочков одну большую красивую картинку.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=245473&p=11

Психология зрительного восприятия

Психология зрительного восприятия

Эта статья состоит из вот таких частей:
Часть 1. Антидизайн
Часть 2. Очевидные приемы Часть 3. Неочевидные приемы

Читайте также:  Любимая работа - психология

Дизайн — это не только оформление, но планирование и конструирование решения определенной задачи. Дизайн работает с восприятием, он дает мозгу красивое готовое решение, дабы тот не мучался в его поисках. Поэтому дизайн тесно связан с психологией и человеческим поведением.

Хороший дизайнер может предсказать поведение потребителей своего продукта. Он сделает его не только красивым, но так же удобным для пользования. В необходимых местах он расставит подсказки, предотвратит неверное использование продукта. Фактически, дизайнер программирует возможные пути хода мысли потребителя и использует их для его же пользы.

Но только ли о потребителе может беспокоиться дизайнер? Ведь у него есть заказчики, которые преследуют собственные цели, да и сам дизайнер — тоже человек. У него есть потребности, он хочет денег, спокойствия безопасности.

Хороший дизайнер — это хороший психолог, умеющий манипулировать людским поведением.

Ему ничего не стоит встать на темную сторону силы, и применять свои навыки не для решения настоящих проблем, но для извлечения корыстной выгоды, обогащения за счет окружающей среды, нашего с вами кошелька и здоровья.

В прошлых статьях (1, 2) я показал как антидизайн — применение законов дизайна для извлечения выгоды нечестным путем — может приводить к созданию лжи, манипуляций общественным мнением, созданию целых «индустрий-кровососов», кормящихся за счет усложнения нашей жизни.

В этой статье я расскажу о неочевидных приемах антидизайна. Они берут корни из очевидных приемов, описанных ранее, и в моих примерах будут скорее казаться психологическими, чем оформительскими. Но на то они и неочевидные, чтобы мимикрировать и всплывать в самых неожиданных ситуациях и продуктах.

1. Инерция мышления

Большинство людей ведут размеренный привычный образ жизни, который складывался у них годами. Дорога, работа, дорога, телевизор — ежедневное повторение одинаковых операций создает инерцию мышления. Очень трудно сохранить живость ума и готовность воспринимать новое, когда каждый день занимаешься одними и теми же вещами, а разум бомбардируют одни и те же коммуникационные послания.

Но речь пойдет не о следовании инерции — это очевидно — а о противоходе ей. Словно тениссист, ловя массы людей на стремлении к чему-то одному, антидизайнер посылает мяч в другую сторону. Несчастный противник не в силах погасить собственный ход и растягивается на корте беззащитный.

Мы привыкли, что компании стараются выпятить свой бренд. Рекламные предложения окрашены в корпоративные цвета по самые макушки. Но вот эта реклама Акадо бьет в другой угол. Выкинув в камин стопку книжек по брендированию, их маркетологи притворились… никем.

Реклама работает на противоходе крикливым цветастым предложениям других фирм. Использование фраз типа «в нашем доме» подстегивает еще более доверительное отношение к сообщению.

Ведь ясно что это кто-то из соседей, а им всяко больше доверия, чем этим непонятным конторам.

Инерция мышления — страшная штука. Посольство Норвегии как-то ввело визовый портал. Прямо на их сайте можно не торопясь в несколько приемов заполнить анкету на шенгенскую визу, заплатить сбор кредиткой, назначить время приема и прийти ровно в него, минуя очереди.

Все стены визового отдела обклеены призывами пользоваться порталом, но целая толпа людей продолжает штурмовать двери и спрашивать друг друга как заполнять анкету, ну просто потому что через сайт это делать непривычно и страшно. Или же они не разбираются в интернетах, и тогда противоход инерции — хороший способ разделять пользователей на группы с разной скоростью реакции на новизну.

2. Ложное важное

На странице взгляд первым делом приковывается к наиболее выделяющемуся объекту. Этот прием часто используют для выделения важного.

Но не стоит забывать, что это эту важность навязал вам автор продукта. Ему ничего не мешает сотворить ложное важное — скрыть действительно нужную информацию в тени яркой пленящей глаз обманки

Самую необходимую информацию всегда нужно выделять крупно и жирно

Сколько человек при беглом просмотре этой статьи заметят выделенное утрвеждение, но не прочитают эти самые строки? Вот столько будет обманутых этим способом.

3. Рыбалка

Никакая другая мысль не будет казаться человеку наиболее правильной, чем та, до которой он дошел сам.

В методе рыбалки, наживкой служит одна или несколько посылок, от которых остается один шаг до совершения необходимого манипулятору вывода.

Пример с плакатом гугля (это они таким образом на картинке искали талантливых работников) — положителен.

Но он лишь иллюстрация того, как люди будут мотивированы оставаться с тем, до чего они дошли собственным умом, даже если они и понимают, что вывод был специально запрограммирован авторами.

4. Непосредственное манипулирование

Важный прием в проектировании интерфесов является сильным методом приковывания человека к определенной модели поведения.

Дать человеку порулить простым макетом или игрушкой — означает сформировать его взгляд на определенный процесс. Но модель — не реальный мир. Все законы в ней заданы автором. Сформировав радостное заблуждение пользователя насчет его возможностей контролировать процесс, заделав его своим клиентом и отправив на растерзание в реальный мир — компании-манипуляторы поступают нечестно.

Но это еще не все. Данный метод гораздо шире, чем кажется. Конечно, моделирование и прототипирование — важный инструмент, имеющий множество плюсов.

Но все участники работы с моделью должны четко понимать, что это модель, макет, предположение о том, как все будет выглядеть в реальности, а не сама реальная вещь. Легко утаить от заказчика, показав ему джипег дизайна сайта, что некоторый функционал будет совсем не таким, каким ему кажется.

5. Хоровод

К сожалению, я не смог вспомнить точное описание одного эсперимента, но суть его такова: цепочка безмозглых гусениц ползет друг за другом, причем каждая гусеница направляется туда же, куда и предыдущая.

Экспериментаторы заманили цепочку на обод цветочного горшка и сделали так, что вожак стал считать последнюю гусеницу своим лидером.

В результате они все ходили по кругу друг за другом до тех пор, пока не сдохли от голода.

Мыcли людей можно заставить водить хоровод вокруг логических задач, спорных ситуаций и неразрешимых вопросов, словно тех же гусениц.

Можно просто показать им какой-нибудь эффектный спорный концепт, и все будут обсуждать его до посинения, не видя, что их просто отвлекают от чего-то другого. Того, что не должно быть обнародовано и обсуждаемо.

Елка — (здесь) спорный предмет, который люди будут до изнеможения обсуждать, не замечая, что дед мороз давно ушел.

Елки — это очень часто используемых приемов манипуляцией общественным мнением или нагнетания информационного шума.

6. Механические препятствия

Когда человек читает книгу и видит на одной странице график вместе с описанием, ему не надо использовать свою память. Если же перенести график на другую страницу, человеку придется листать книгу туда-сюда, чтобы проверить его на соответствие описанию. Таким образом можно спрятать небольшие неточности в одном или другом.

В бизнесе часто искусственные препятствия воздвигаются, когда надо придушить какой-то продукт.

Допустим, компания купила конкурирующую СУБД, и чтобы придушить ее популярность, прячет техническую документацию подальше на своем сайте, сразу же за ворохом уверений в продолжении поддержки и ценности доставшихся им пользователей. Только самые стойкие поклонники такой СУБД преодолеют все трудности, чтобы продолжить пользоваться любимым продуктом.

Одно время прайсы операторов мобильной связи были похожи на договоры о заклании души. Количество сносок и сносок к сноскам зашкаливало, причем все они были конечно размещены на другой стороне от того, к чему относились, потому что обычно содержали не такие приятные в плане рекламы сведения.

7. Эмоциональная атака

Человек не может жить без эмоций.

Полив свой реакламный призыв смачно пахнущим соусом эмоций, компания может добиться чего угодно от разгоряченных читателей. Это просто не может не работать.

Впрочем, такие откровенные приемы как на картинке чуть выше, быстро распознаются и приедаются. Зато более тонкая игра на струнках страстей может достичь нужного хода мыслей.

Разместив такую фотографию, автор вызвал у читателей чувство пренебрежения к Медведеву. И тут же под это чувство вставил свою мысль о плохих телефонах в Кремле, заставив всех хотя бы эмоционально с ним согласиться.

Эмоции многвенно вызывают ключевые слова, которые человек видит в тексте и которые наделены для него особым смыслом.

Увидев упоминание Apple, Microsoft, Стрима или ТогоЧьеИмяНаХабреНельзяПроизносить, человек заводится с полоборота. Он готов писать страстные комментарии, плюсовать, минусовать, воровать, насиловать и убивать.

Плакса — (здесь) автор текста или рекламного послания, который проводит атаку на чувства людей для достижения цели, выгодной только ему.

Так как мы люди, а не роботы, плаксы будут существовать всегда. Наши эмоции будут всегда использовать для того, чтобы мы делали то, что не хотим.

8. Апелляция к личности

Одним из слагаемых убедительности речи является личность автора. Когда автор еще не сделал из себя личность, он завсегда может использовать чью-то другую.

Одно дело, когда известный и уважаемый человек цитируется для иллюстрации собственной мысли. Совсем другое, когда его высказывания начинают смешиваться со своими.

Впрочем, истинность высказывания можно всегда проверить. Но часто само присутствие известного человека ставит пропагандистский продукт на другой уровень.

Казалось, вот откуда и зачем здесь взялся Линус Торвальдс? Да вообще абсолютно ниоткуда и ни зачем. Но раз он призван в пост, то как бы автоматически его одобряет. Данный прием мегачасто используется в рекламе. В листовки, плакаты и телевизор призываются популярные актеры, спортсмены и другие личности вообще никаким боком не относящиеся к рекламируемым товарам в обычной жизни.

Всем хочется примазаться к чужому успеху. Поюзать частичку славы, это же так приятно. Но это манипуляция. Она заставляет людей путать реальные вещи и известные им образы совсем другой тематики. Такая манипуляция почти гарантированно приносит дополнительные очки, а поэтому всегда останется популярной.

Заключение

Я обозначил основные очевидные и неочевидные приемы антидизайна. С их помощью недобросовестные компании и люди манипулируют вашим сознанием. Они заставляют вас делать вещи, которые вы не хотите делать. Они могут заставить вас бездумно расстаться с деньгами и перебречь объективными ценностями, включая здоровье вас и ваших близких.

Работа дизайнера состоит в управлении потребительским поведением, но только совесть дизайнера решает будет оно применено во благо или для извлечения личной выгоды.

Я считаю, что предупрежден — значит вооружен. Зная о существовании методов антидизайна, мы можем вовремя распознавать их. Не поддаваться на кукловодство и провокации. Думать сами за себя. Быть умными, грамотными и сильными людьми.

Источник: http://nordisk.pp.ru/psihologiya-zritelnogo-vospriyatiya/

Ссылка на основную публикацию