Внутренний взрослый — психология

Внутренний Взрослый — Психологос

Внутренний Взрослый - психология

Внутренний Взрослый — одно из естественных внутренних эго-состояний, наше разумное начало, аналог Эго из схемы З. Фрейда. понятие предложено Э. Берном. Как правило, состояние или позиция Внутренний Взрослый рассматривается в триаде «Родитель — Взрослый — Ребенок».

Внутренний взрослый как эго-состояние – это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек в таком состоянии не руководствуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющейся информации решение.

Без умения включать и поддерживать в себе Взрослого человек не может стать действительно зрелой личностью, однако Взрослый без развитого Родителя и Ребенка – сухой безчувственный аналитик, не имеющий воли настоять на своем решении. Чаще, однако, к терапевтам приходят люди с преобладанием состояния Ребенка или Родителя и недоразвитостью позиции Взрослого.

Соответственно в этом случае психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

Внутренний Взрослый не имеет задачи возвысить себя, подавляя внутреннего Ребенка или Родителя. Его задача – изучив информацию, наилучшим образом распорядиться имеющимися потенциалом.

Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует имеющимся обстоятельствам, от каких ролей необходимо отказаться, а какие желательно включить.

Так, на веселой вечеринке уместно скорее детское поведение и неуместно родительское морализирование.

Впрочем, в реалиях современного трансактного анализа в России психотерапевты этого направления нередко двигаются в другом направлении.

Видя позицию Родителя в первую очередь как позицию косную и давящую, они стараются ослабить у клиента позицию его внутреннего Родителя и усилить позиции его Ребенка.

Иногда это бывает действительно актуально, однако нельзя забывать понимать девиз ТА: «Будь всегда Взрослым».

Цитирую: «Во многих отношениях Ребенок — одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости» (негативные описания позиции Ребенка чаще относят не к естественному, а ребенку, реагирующему на взрослых) «Физические признаки Родителя: нахмуренный лоб, указующий перст руки, качание головой, “грозный вид”, топание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, щелкание языком, поглаживание другого по голове и т.п.Слова и выражения: “Всегда”, “Никогда”, “Сколько раз я тебе говорил”, “Запомни раз и навсегда”, “Я бы на твоем месте..”, слова: глупый, капризный, нелепый, отвратительный, душечка, милашка, ну-ну, хватит, должен, следует, надо».

Авторы этих строк: Ян Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ. Социально-психологический центр, СПб, 1996.

Чем Внутренний Взрослый отличается от Позиции Взрослого?

Если Взрослый в нас случается сам, если это происходит само — говорится о находящемся в нас внутреннем Взрослом. Если мы сами сделали себя взрослым, если мы были в активной позиции — говорится о позиции Взрослого. Мы выбрали позицию Взрослого, мы встали во взрослую позицию. Внутреннего Взрослого в себе ищут, позицию Взрослого — создают.

Разговоры о Внутреннем взрослом чаще ведутся психотерапевтами, работающими с клиентами, у которых нет привычки к активной и ответственной позиции. В синтон-подходе вопрос о позиции взрослого ставится как требование: «Вы взрослый человек? Как ведет себя в этой ситуации взрослый человек?».

Взаимоотношения личностных позиций

Некоторые личностные позиции взаимодополняют друг друга, пересечения некоторых порождают конфликтное общение. Смотри Взаимоотношения личностных позиций

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrenniy-vzroslyy

Воля и Внутренний Взрослый

Воля и Внутренний Взрослый?«Сила есть, воля есть — а силы воли нету»Творческий отпуск у меня закончился, возвращаюсь со своими эссе :)Сегодня поговорим о том, как укрепить Внутреннего Взрослого.

Внутренний Взрослый — это важная часть личности, отвечающая за волю, принятие решений и действия. Но к сожалению, у большинства внутренний взрослый слабый и недостаточно развитый.

Функции Внутреннего взрослого

Воля — способность делать выбор и совершать действияЖизнь в реальности здесь и сейчасВнутренний взрослый:Делает осознанный выборПринимает решенияВоплощает в жизнь принятые решенияДействует в реальности, планомерно и целенаправленноА кроме этого, помогает поддерживать конструктивное общение между внутренними Родителем и Ребенком. При необходимости выступает «регулировщиком» между ними, возвращает их в реальность.

Как формируется Внутренний Взрослый

Взрослая часть личности формируется постепенно — в возрасте с 7 до 12-14 лет.У ребенка развиваются аналитические процессы, появляется логическое мышление,Он учится сравнивать, выбирать, принимать решенияУчится брать на себя ответственность и действовать.

Если родители гиперопекающие и всё решают за ребенка, не дают ему выбрать и принимать решения, не дают действовать по собственному выбору — то Внутренний Взрослый будет слабым. Такому человеку будет трудно проявлять волю, планировать и осуществлять свои планы.

Сложности с внутренним взрослым

У большинства людей внутренний взрослый слабый и недостаточно активный.

Его может подавлять контролирующий внутренний Родитель — это называется контаминация (заражение)В этом случае человек руководствуется установками и стереотипами, которые получил из родительской семьи или из социума, и действует потому что «так надо», «так положено» — не задумываясь о том, насколько это нужно, важно и полезно именно ему.

Например:

Девушка считает что «надо выйти замуж, потому что в моем возрасте уже положено быть замужем и стыдно быть незамужем». И выходит замуж за не очень-то подходящего человека, потому что «так надо и положено». Потом либо разводится, либо мучается в несчастливом браке. Я видела не один такой пример…

Либо другой вариант, когда Внутренний Взрослый контаминирован Ребенком. Тогда человек может быть под влиянием магического мышления или страхов, пребывать в иллюзиях.Например: «Все мной недовольны и меня осуждают».Эссе о 12-ти родительских посланиях — это тоже примеры такого влияния Внутреннего ребенка на Взрослого.

Как укреплять Взрослого

1. Развивать волю:Волю можно укреплять сначала на маленьких делах. Решили, запланировали и сделали. Благодаря этому способность действовать и проявлять волю будет расти.Если на данный момент воля не очень развита, то ошибкой будет планировать сразу много. Это как в спорте — впервые приходя в тренажерный зал, никто не берется за штангу весом 200 кг. Начинают тренироваться с малых весов, и постепенно наращивают.2. Развивать осознанность, способность быть здесь-и-сейчас, и наблюдать.Замечать в себе, когда прорывается оценивающий и указующий родитель, когда активизируется ребенок.Важно, не надо пытаться с ними бороться. Можно просто наблюдать за ними и осознавать их. Если вступать в борьбу, пытаться их подавить или вытеснить — от этого будет только расти внутреннее напряжение и внутренний конфликт. И наоборот, если просто наблюдать за ними с принятием, давать им место и время — то со временем появится конструктивное взаимодействие.3. Понимать свои жизненные ценности и учиться ставить приоритеты:Жизненные ценности «живут» в родительском эго-состоянии, и становятся опорой для внутреннего Взрослого, когда нужно сделать выбор или принять решение.

В терапии

В терапии идет работа с 3-мя эго-состояниями:Ребенок из подавленного и травмированного становится творческим, способным чувствовать радость жизни и быть спонтанным.Родитель из контролирующего и указующего становится поддерживающим и заботливым.Благодаря этому, внутренний взрослый освобождается от их подавляющего влияния (происходит деконтаминация), и укрепляется.

Кроме того, сама терапия усиливает Внутреннего взрослого — человек становится более осознанным, учится проявлять волю, выбирать, принимать решения, действовать.

Психотерапевтический контракт также направлен на укрепление взрослого: клиент берет на себя ответственность приходить вовремя и регулярно на сессии, сам говорит чего бы он хотел от терапии, ставит цели и задачи

Интегрированный взрослый

В результате терапевтической работы появляется состояние Интегрированный Взрослый.Это состояние включает в себя позитивные элементы Внутренних Ребенка и Родителя.от Ребенка: радость жизни, спонтанность, творчествоот Родителя: самоподдержку, жизненные ценности, способность заботиться

Важное дополнение про волю:

Проявить волю — это НЕ означает запланировать, саботировать 3 месяца, извести себя претензиями и руганью, и в последний момент сделать как попало «на отстань» 🙂   Здесь как раз Взрослый почти отсутствует и включается только перед самым дедлайном.

  Ребенок саботирует,  Родитель давит и требует.

  И еще большой вопрос, из какого состояния дело было запланировано: потому что это надо и так положено (Родитель), потому что меня заставляют и деваться некуда (Ребенок) или потому что я так решаю и выбираю (Взрослый)Проявить волю — это значит решить что мне это надо (потому что согласуется с моими жизненными ценностями), запланировать и сделать. Без самосаботажа, претензий к себе и подобных игр с самими собой :)Приглашаю к обсуждению в комментариях!–Вероника Крайнова

Психолог, коуч, эриксоновский гипнотерапевт

Источник: https://ru-psiholog.livejournal.com/7383310.html

Как вырастить внутреннего Взрослого?

Новые девочки приходят в терапию.

Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.
Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.

Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.
Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.

Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.
Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.

Они будут вбирать в себя новый опыт безоценочности и позволения быть – разными, а не только ожидаемыми, милыми, необременительными.

Они узнают о том, что у них есть детская часть, внутренний ребенок, о котором им предстоит теперь заботиться.

И сначала этот ребенок будет много жаловаться и плакать…
И это необходимо, терапевтично, ибо за годы молчания внутри накопилось много, очень много невысказанной боли, и эта боль будет рваться наружу.

Психика неизменно стремится освободиться от того, что зависло тяжелым балластом и мешает жить.

Потом «ребенок» будет надеяться, что я стану ему доброй мамой, а порой, напротив, будет видеть во мне злую, холодную, неприветливую мать; бесчувственную, неслышащую.

Эти девочки неизменно столкнутся с разочарованием в терапии, ибо скоро мечты о быстрых изменениях разобьются в прах. Жизненные сценарии слишком сильны и глубоки, чтобы выветриться за пару месяцев и даже лет.

Они непременно переживут разочарование во мне, когда поймут, что я не идеальная мама, а просто человек – со своими слабостями, и со своими границами.
Они будут переживать свои кризисы, переживать отчаяние надежды, — что в мире есть хоть один человек, который будет заботиться, как мама.

Процесс «выращивания» внутреннего принимающего Взрослого очень долгий, и до того придется пережить немало страданий и разочарования.

Для того чтобы это произошло, я буду постоянно проводить параллели с настоящими, живыми детьми.

Что нужно ребенку, чтобы он почувствовал поддержку, пережил сакральное ощущение:«То, что происходит со мной – это естественно. Это нормально, а не стыдно или плохо.У меня есть помощь. Я не один. 

Я буду услышан; я любим, невзирая на свои ошибки»?

Нужно, ему об этом сказал значимый взрослый.Который терпим и снисходителен. Он понимает, что ребенок мал, и нуждается в нем. Он не ждет от ребенка достижений, которые превышают его возможности. Он имеет ресурс поддерживать его в слабости и немощи.

Этот взрослый чуток и внимателен к состоянию ребенка, и замечает, когда что-то идет не так.

Вот такой взрослый нужен каждому в его внутреннем мире.

Ведь до сих пор единоличным правителем там был Тиран.
И именно с ним мы чаще всего себя ассоциируем, выступая против ребенка, не считаясь с его нуждами.

Мы сами себе строгие, беспощадные родители-судьи, не чувствующие ни малейшего сострадания к своей израненной детской части.

Из своей тиранической части мы требуем от себя и ждем, требуем и ждем. 

Под таким давлением внутренний ребенок съеживается еще сильнее, чувствуя себя отчаянно плохим, недостойным жить на этой земле.

Стало быть, первое, что мы пробуем делать по отношению к себе – замечать…

…Что-то происходит со мной… Я пока толком не понимаю – что, но что-то не так…
Как-то больно отозвались чужие слова, стало обидно…почувствовал свое ничтожество…отвергнутость…стало страшно.

Мы учимся замечать свои «попадания» в травму, в прошлое, в какие-то прошедшие обстоятельства и состояния, которые по-прежнему вызывают тяжелые детские чувства.Внутренний взрослый замечает. 

Он относится к состоянию «ребенка» всерьез, не обесценивая, не рационализируя, не требуя приклеить улыбку.

…Что с тобой?Ты обиделся?Тебе причинили боль?Ты испугался? Чего? Кого?

Мы учимся понимать себя.

…Взрослый встает между Ребенком и Тираном, и расстановка сил меняется.. Мы говорим себе:Я чувствую… Это естественно. Я не могу чувствовать иначе. Потому что обидно, когда подвели или обманули. И, если тебя так много обманывали, то обижаться сейчас – это нормально. Как может быть иначе?

Нормально сопротивляться, когда тебя хотят в миллионный раз изнасиловать, 

Естественно бояться, если ты не знаешь, что такое защита взрослого…. И это естественно – бояться терять, если ты ни разу не был поддержан в своей потере.

Естественно хотеть быть любимым, естественно чувствовать уязвимость, — в каких бы обстоятельствах это ни происходило….

Я принимаю то, что мои чувства – естественны, и имеют очень весомые причины.Нехватки, недостачи.Теперь я знаю, в чем я уязвим, и буду стараться замечать такие моменты раньше, чем когда увязну в них по уши.Я буду освобождать себя от стыда – потому что раньше мне было стыдно за свои чувства. За свои ошибки. За свою уязвимость.Сейчас я осознаю, что ничего стыдного в этом нет. 

Читайте также:  Конфликтное общение - психология

Мое состояние имеет причину.

….Это голос внутреннего Взрослого.Этот голос мы ищем вовне, но, даже найдя, не верим или не принимаем.Потому что нам нужен другой голос, более весомый.

Свой собственный голос.

….Ребенку нужно время, чтобы поверить…А вдруг этот Взрослый бросит его, он останется вновь один на один с Тираном, и ему опять придется заслуживать, подстраиваться, ждать милости?

Ребенок «хочет» убедиться, что к нему действительно относятся иначе. Всегда.

Когда наша внутренняя детская часть по-настоящему поверит,Что можно чувствовать, ошибаться, не хотеть, хотеть, быть несовершенным,И ее не будут за это преследовать,

Она расцветет.

Доверием, теплом, решимостью, изумлением, яркостью.Дети больше не брошены, не одиноки. Больше не нужно искать вовне то, что есть внутри….. Мои новые девочки встали на этот путьПуть неблизкий.

Единственный путь к себе.??Новые девочки приходят в терапию.

Я невольно любуюсь: разного возраста, но неизменно тонкие, изящные, раненые в сердце, измученные необходимостью скрывать под маской себя живых и тоскующие по принятию.
Они не верят, что здесь, в этом кабинете можно вот так свободно выражать свои чувства и говорить о том, что болит.

Украдкой поглядывая на меня, в напряженном ожидании моей реакции, они пытаются удерживать свои слезы, время от времени приклеивая фальшивую улыбку к своим губам.
Я чувствую их тоску, одиночество, неверие и одновременно отчаянное желание быть услышанными и принятыми в своем страдании.

Я вижу неприкаянных брошенных детей, рядом с которыми нет, и никогда не было никакой поддержки.
Эту поддержку им предстоит постичь, они будут учиться заботиться о себе, беря за основу наши отношения.

Они будут вбирать в себя новый опыт безоценочности и позволения быть – разными, а не только ожидаемыми, милыми, необременительными.
Они узнают о том, что у них есть детская часть, внутренний ребенок, о котором им предстоит теперь заботиться.

И сначала этот ребенок будет много жаловаться и плакать…
И это необходимо, терапевтично, ибо за годы молчания внутри накопилось много, очень много невысказанной боли, и эта боль будет рваться наружу.

Психика неизменно стремится освободиться от того, что зависло тяжелым балластом и мешает жить.

Потом «ребенок» будет надеяться, что я стану ему доброй мамой, а порой, напротив, будет видеть во мне злую, холодную, неприветливую мать; бесчувственную, неслышащую.

Эти девочки неизменно столкнутся с разочарованием в терапии, ибо скоро мечты о быстрых изменениях разобьются в прах. Жизненные сценарии слишком сильны и глубоки, чтобы выветриться за пару месяцев и даже лет.

Они непременно переживут разочарование во мне, когда поймут, что я не идеальная мама, а просто человек – со своими слабостями, и со своими границами.
Они будут переживать свои кризисы, переживать отчаяние надежды, — что в мире есть хоть один человек, который будет заботиться, как мама.

Процесс «выращивания» внутреннего принимающего Взрослого очень долгий, и до того придется пережить немало страданий и разочарования.

Для того чтобы это произошло, я буду постоянно проводить параллели с настоящими, живыми детьми.

Что нужно ребенку, чтобы он почувствовал поддержку, пережил сакральное ощущение:«То, что происходит со мной – это естественно. Это нормально, а не стыдно или плохо.У меня есть помощь. Я не один. 

Я буду услышан; я любим, невзирая на свои ошибки»?

Нужно, ему об этом сказал значимый взрослый.Который терпим и снисходителен. Он понимает, что ребенок мал, и нуждается в нем. Он не ждет от ребенка достижений, которые превышают его возможности. Он имеет ресурс поддерживать его в слабости и немощи.

Этот взрослый чуток и внимателен к состоянию ребенка, и замечает, когда что-то идет не так.

Вот такой взрослый нужен каждому в его внутреннем мире.

Ведь до сих пор единоличным правителем там был Тиран.
И именно с ним мы чаще всего себя ассоциируем, выступая против ребенка, не считаясь с его нуждами.

Мы сами себе строгие, беспощадные родители-судьи, не чувствующие ни малейшего сострадания к своей израненной детской части.

Из своей тиранической части мы требуем от себя и ждем, требуем и ждем. 

Под таким давлением внутренний ребенок съеживается еще сильнее, чувствуя себя отчаянно плохим, недостойным жить на этой земле.

Стало быть, первое, что мы пробуем делать по отношению к себе – замечать…

…Что-то происходит со мной… Я пока толком не понимаю – что, но что-то не так…
Как-то больно отозвались чужие слова, стало обидно…почувствовал свое ничтожество…отвергнутость…стало страшно.

Мы учимся замечать свои «попадания» в травму, в прошлое, в какие-то прошедшие обстоятельства и состояния, которые по-прежнему вызывают тяжелые детские чувства.Внутренний взрослый замечает. 

Он относится к состоянию «ребенка» всерьез, не обесценивая, не рационализируя, не требуя приклеить улыбку.

…Что с тобой?Ты обиделся?Тебе причинили боль?Ты испугался? Чего? Кого?

Мы учимся понимать себя.

…Взрослый встает между Ребенком и Тираном, и расстановка сил меняется.. Мы говорим себе:Я чувствую… Это естественно. Я не могу чувствовать иначе. Потому что обидно, когда подвели или обманули. И, если тебя так много обманывали, то обижаться сейчас – это нормально. Как может быть иначе?

Нормально сопротивляться, когда тебя хотят в миллионный раз изнасиловать, 

Естественно бояться, если ты не знаешь, что такое защита взрослого…. И это естественно – бояться терять, если ты ни разу не был поддержан в своей потере.

Естественно хотеть быть любимым, естественно чувствовать уязвимость, — в каких бы обстоятельствах это ни происходило….

Я принимаю то, что мои чувства – естественны, и имеют очень весомые причины.Нехватки, недостачи.Теперь я знаю, в чем я уязвим, и буду стараться замечать такие моменты раньше, чем когда увязну в них по уши.Я буду освобождать себя от стыда – потому что раньше мне было стыдно за свои чувства. За свои ошибки. За свою уязвимость.Сейчас я осознаю, что ничего стыдного в этом нет. 

Мое состояние имеет причину.

….Это голос внутреннего Взрослого.Этот голос мы ищем вовне, но, даже найдя, не верим или не принимаем.Потому что нам нужен другой голос, более весомый.

Свой собственный голос.

….Ребенку нужно время, чтобы поверить…А вдруг этот Взрослый бросит его, он останется вновь один на один с Тираном, и ему опять придется заслуживать, подстраиваться, ждать милости?

Ребенок «хочет» убедиться, что к нему действительно относятся иначе. Всегда.

Когда наша внутренняя детская часть по-настоящему поверит,Что можно чувствовать, ошибаться, не хотеть, хотеть, быть несовершенным,И ее не будут за это преследовать,

Она расцветет.

Доверием, теплом, решимостью, изумлением, яркостью.Дети больше не брошены, не одиноки. Больше не нужно искать вовне то, что есть внутри….. Мои новые девочки встали на этот путьПуть неблизкий.

Единственный путь к себе.??

Источник:
http://veronikahlebova.livejournal.com/16673.html 

Источник: http://www.transactional-analysis.ru/thinking/370-rost

Структура Личности. Взрослый

Структура Личности. Взрослый

Мы определили структуру Внутреннего Дитя, а так же структуру Внутреннего Родителя. Сейчас, чтобы картинка структуры Личности сложилась остается добавить описание такого эго-состояния, как Взрослый. В этой короткой статье мы познакомимся со структурой Вашей личности.

Структура Личности. Взрослый, Родитель и Дитя

Взрослый (В). Материалом для функционирования Взрослого служит настоящее. Ответственный, обдумывающий варианты поведения и выбирающий, наиболее подходящий вариант — адекватный настоящему моменту. Всегда готов к разрешению проблем, принятию решений и перебору вариантов. Свободно выражает мнение, чувства и оценки.

Легко берет ответственность за свои чувства, поведение, мысли и поступки. Ключевая фраза Взрослого:  «Я могу». Наше Взрослое начало сравнимо с работой копьютера.  Жесткий диск — записи в Родителе, а энергия — эмоции Дитя. Отвечает за принятие рациональных и обдуманных решений.

Берет ответственность, управляет нашим поведением, мышлением, поступками. Центр нашей Личности.

Родитель. Как было описано ранее состоит из 2-х частей: Воспитывающий Родитель (ВР) и Контролирующий Родитель (КР), каждая из которых бывает в «+» и в «-«. Родитель — это стереотипы, предписания, приказы и запреты.

Это моральные ценности и правила поведения в обществе, записанные в долговременной памяти. Ключевая фраза Родителя: «Я должен». У многих моих Клиентов преобладает Контролирующий Родитель в «-«, это выражается в том, что человек часто критикует окружающих и себя.

Внутренний голос звучит резко, громко, пугающе.

Дитя. Так же состоит из двух частей: Свободное Дитя (СД) и  Адаптивное Дитя (АД), каждая из которых бывает в «+» и в «-«. Дитя или Внутренний Ребенок — это наши желания, эмоции, чувства и ощущения. Это энергия.

Насколько энергичный и живой человек, настолько сильно  (или слабо) развито его внутреннее Дитя. Ключевая фраза Дитя: «Я хочу». СД в «-«, доведенный в человеке до предела — это преступник.

АД в «-» — зажатый, подавленный и депрессивный человек.

Искаженная и гармоничная структура личности

Искажения личности. Как правило, у примерно 80% населения искажена личностная структура. У одних из нас «недоразвито» Взрослое эго-состояние. Это значит, что человек НЕ берет ответственность за себя, свои поступки и решения.

У других Взрослый «поражен» Родителем — это человек жестких правил и поведенческих ограничений, гипер ответственен (то есть безответственен), везде враги и «раньше было лучше».

У третьих Взрослое начало «заполнено» Внутренним Ребенком — про такого говорят «не взрослеет», буйство энергии, вплоть до помешательства, необдуманные поступки, гонка за наслаждением.

Гармоничная личность. Нет. Это не коммунизм. Гармоничная личность, это когда Родитель и Дитя примерно равны и  на 60% и более в плюсе, и Взрослый чуть больше каждого из них (как на картинке).

Тогда установки и правила здорового Родителя позволяют нам адаптироваться в социуме, быть принятыми. Живость и энергию человеку обеспечивает здоровое Внутреннего Дитя.

А всеми сферами жизни и субличностями управляет развитое Взрослое начало.

Напишите в комментариях ответ на вопрос: «Какова структура Вашей личности?». И смелее, все высказывания — правильны! А осознание — ключ к гармонии.

Источник: http://PsymanBlog.ru/psyhologiya-sudjbj/struktura-lichnosti-vzroslyj/

Родитель, Ребёнок, Взрослый. Э.Берн

Наше триединое царство

Каждый из нас – это нечто целое,  в тоже время, разделенное на некие части.

Возникают вопросы:  что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?

Речь пойдёт о  модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.

Я уже писал раньше об этом.

А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.

Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, ребёнок или взрослый.

Итак, родитель.

Родитель- это незыблемый авторитет, нацеленный на сохранение, устойчивость и продолжение рода.

По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!

Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.

Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.

Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.

Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?

Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.

 Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?

Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».

Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».

Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.

Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.

Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне.

И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.

Обычно  эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.

Если грубо дать определения, то примерно так:  естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.

Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.

Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.

Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.

И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.

Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».

Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.

«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы — те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»

Читайте также:  Заниженная самооценка - психология

(Кен Уилбер. ЭФФЕКТИВНЫЙ СИНТЕЗ ТРАНЗАКЦИОННОГО АНАЛИЗА И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ)

Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.

А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.

Ездил я как-то на днях  много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.

Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.

Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.

Далее, в другом автобусе, подросток лет 11-ти попросился у водителя проехать бесплатно пару остановок. Тот по —  доброму, по — отечески ему разрешил. Да и где подростку набраться денег на проезд? Пацан плюхнулся на сиденье и довольно улыбался.

Адаптированный ребёнок? Вероятно.

И завершающая сцена как по сценарию в третьем автобусе. Мать и дочка лет пяти. Маленький такой ангелочек с косичками и тонкой шейкой. Я про дочку. Села, сгорбилась.

Как я потом понял: было от чего. Начала мать её отчитывать за авторучку, которую та нечаянно присвоила, не знаю уж где. Нельзя чужое присваивать, больше так не делай.

Верные, конечно, замечания. Только тон был слишком строгий.

Через минуту-две они пересели на освободившееся заднее сиденье. Девочка получила очередной упрёк в том, что чересчур резко и поспешно (то есть по-детски) села.

Вскоре было и третье замечание: громко говорить нельзя, нехорошо. Хотела дитя что-то искренне и с интересом рассказать. Заткнули ребёнку рот.

Не выдержал я и вмешался: «Да пусть она громко говорит, мне приятно её слушать!»

Тут уже мне пришлось наблюдать двух смутившихся детей, мама тоже потупила глаза.

Увидела в моём лице строгого, осуждающего родителя?

Грустно!

Я не выдумал эти автобусные истории, свидетелями которых был неделю назад.

Из меня плохой сочинитель и писатель. Я просто думаю и размышляю.

Надеюсь, что не зря. Трансактный анализ Берна стоит того, чтобы над ним думать и наблюдать в жизни и в себе.

Продолжение следует.

Источник: http://andrey-eltsov.ru/roditel-rebyonok-vzroslyi/

Психология взрослого

Психология взрослого

Психология — одна из самых спорных, но при этом необходимых в повседневной жизни наук. Основным предметом ее изучения являются процессы, протекающие во внутреннем мире человека и обусловливающие его поведение.

Пожалуй, самой интересной областью этого учения является психология взрослого человека.

Цельной личности, сформировавшейся под влиянием определенных обстоятельств, зачастую бывает непросто занять свою нишу в это мире или найти общий язык с окружающими людьми.

Психология взрослого исследует механизмы и закономерности психики зрелого человека и посредством полученных сведений помогает находить выход из душевных трудностей.

Кому и в каких случаях может помочь психология взрослого?

Данная система знаний выделяет несколько возрастных категорий, каждой из которых присущи собственные психологические проблемы. Специалисты, работающие со взрослыми людьми, стараются найти индивидуальный подход к решению каждой из них:

  • 16–22 года — начальная фаза взросления, которая может сопровождаться усиленным стремлением самоутвердиться на выбранном поприще, обостренным чувством собственного достоинства, болезненным отношением к критике.
  • 23–28 лет — стадия, на которой происходит окончательное оформление личности. В этот период человек часто переживает кризисы, связанные с тем, что выбранные им жизненные принципы и установки не вписываются в реальную действительность.
  • 29–33 года — время переоценки ценностей. Душевная жизнь человека в этом возрасте может страдать от эмоциональной нестабильности и частых перепадов настроения.
  • 34–39 лет — так называемый период «бури и натиска». Представители данной возрастной группы с головой погружаются в работу, забывая о семье и отдыхе. Себя проявляют такие психологические проблемы, как трудоголизм и эскапизм.
  • 40–50 лет — «кризис среднего возраста», который сопровождается иллюзией, что жизнь проходит мимо. Люди в этом возрасте отчаянно стремятся наверстать упущенное, и это зачастую приводит к разрушительным последствиям.
  • 50 лет и далее — стадия примирения с самим собой. Она может стать удивительно плодотворной, если направить энергию человека в нужное русло.

Какие методики применяются в психологии взрослого?

Психотерапия взрослых пациентов проводится как в группах, так и в форме индивидуальных консультаций. Для большинства людей более предпочтительным является второй вариант. Общаясь с клиентом с глазу на глаз, психолог подбирает наиболее подходящие методики лечения. Самыми практикуемыми являются:

  • когнитивная психотерапия, в основе которой лежит идея о том, что проблемы человека — это следствие неправильного восприятия действительности. Клиента учат смотреть на окружающую его жизнь под оптимальным углом
  • бихевиоральная психотерапия, прививающая пациенту навыки поведения, полезные для адаптации в обществе
  • психодинамическая психотерапия, благодаря которой решаются сознательные и бессознательные конфликты человека, нейтрализуются его негативные эмоции.

Разумеется, это только малая часть существующих терапевтических практик. Кроме того, постоянно разрабатываются все новые и новые методы лечения, приходящие на смену устаревшим техникам.

Как правильно выбрать специалиста?

При выборе специалиста, которому вы намериваетесь доверить гармонизацию своего внутреннего мира, следует опираться на ряд факторов: наличие у психолога диплома, сертификата и другой необходимой документации, отзывы и рекомендации пациентов, стаж его работы.

Не менее значимы ваши собственные ощущения от сеанса терапии. Важно, чтобы психотерапевт не применял агрессивных методов воздействия на сознание, был корректен и вежлив.

Помните, что необходимый эффект будет достигнут только в том случае, если встречи со специалистом оставляют у вас положительные эмоции.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/psikhologiya-vzroslogo

Комплексы человека

Комплексы человека

Психологический комплекс – это совокупность МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ, ВОСПОМИНАНИЙ, ОПЫТА, УСТАНОВОК (сформированных сознательно или подсознательно), приведших к формированию нового шаблона поведения и сопутствующих эмоций.

 Комплексы человека формируются в детстве, когда мы очень уязвимы и беспрекословно верим тому, что говорят взрослые.

В этом возрасте негативные мнения на наш счет идут прямо в подсознание и откладываются там, ведь дети неспособны фильтровать поступающую к ним информацию.

Психологический комплекс — это искаженное представление человека о самом себе (своих умственных, физических или психологических качеств). Это неверное представление о своих недостатках является причиной глубоких внутренних переживаний, которые человек старается скрыть от других.

Причиной большинства комплексов являются эмоциональные травмы прошлого. Психологическая травма происходит в моменты невыносимой эмоциональной боли.

Комплекс включает в себя осознаваемые и неосознаваемые  мысли, эмоции, ощущения, связанные с травмой, а также способы защиты себя от боли и предполагаемой опасности.

Какая-то фраза, человек, место, запах, все, что угодно, может  напомнить человеку о старой эмоциональной травме, и вызвать комплекс к жизни. Вдруг человек начинает себя вести так, как будто он снова в прошлом, в момент травмы, а не здесь и сейчас.

Источники зарождения комплексов человека

  • Семья
  • Любимый человек
  • Друзья
  • Общество
  • Личный опыт

Учитесь осознавать и отслеживать свои комплексы. Вы не всегда сможете предотвратить их проявление, но вы можете научиться быстрее выходить из них, «не зависая» в негативных переживаниях.

Виды психологических комплексов

Систематизация комплексов – трудная задача из-за их огромного количества.

Мне понравилась систематизация, представленная на сайте http://realityplex.com/

Относительно того, к чему они относятся, все комплексы человека можно разделить на:

  1. ФИЗИЧЕСКИЕ. Относятся к нашему телу и физическим данным: из-за формы или размера носа, состояния кожи лица, веса, фигуры, роста и т.д.
  2. ПСИХИЧЕСКИЕ (МЕНТАЛЬНЫЕ). Относятся к нашему душевному состоянию, умонастроению. Комплекс неполноценности, вины, комплекс жертвы и др.

Относительно влияния, который комплексы имеют в нашей жизни, их можно разделить на:

  1. НЕГАТИВНЫЕ, ведущие к негативным эмоциям и поведению.
  2. ПОЗИТИВНЫЕ. Например, комплекс внешности заставляет человека заниматься собой, заботиться о своей внешности, что ведет к улучшению его внешнего вида. В итоге,  человек начинает чувствовать и вести себя более уверенно.

Общий эффект психологического комплекса не всегда только положительный или отрицательный. Например, хотя комплекс неполноценности чаще всего имеет негативное влияние на жизнь людей, для некоторых личностей он является стимулом для развития, высоких достижений, когда люди хотят доказать себе и другим, что они в чем-то могут быть лучше других.

Список комплексов человека

Комплексов великое множество, вот некоторые из них.

Психические (ментальные) комплексы

  • Эдипов комплекс (половое влечение мальчика к матери)
  • Комплекс Электры (половое влечение дочери к отцу)
  • К. вины
  • К. героя (постоянное желание помогать другим)
  • К. Питера Пэна (желание мужчины оставаться ребенком, нежелание брать на себя ответственность и обязанности взрослого)
  • Комплекс Наполеона (или синдром мужчины маленького роста)
  • К. мученика (неосознанное желание страданий, желание быть жертвой)
  • Комплекс превосходства (индивидуум воспринимает себя лучше, выше других)
  • К. неполноценности
  • К. власти (сильное желание руководить людьми или делами)
  • Комплекс относительно своих умственных способностей

Физические комплексы

  • Относительно роста (очень маленький /высокий)
  • Относительно веса (очень худой /толстый)
  • Комплексы, связанные с размером или формой носа, головы, ушей, глаз, бровей, подбородка, лба, щек, шеи, рук, пальцев, плеч, груди, талии, попы и т.д.
  • Относительно цвета кожи
  • Относительно голоса (восприятие своего голоса, как очень слабого, тонкого)

Комплекс нерешительности

Может развиться как в детстве, так и у взрослого человека вследствие возникновения каких-то трудностей, препятствий, стрессовых ситуаций при принятии решений. То есть во время принятия важного решения, поток мыслей и рассуждений человека был каким-то образом прерван, что привело к потере уверенности, и как следствие, провалу в решении проблемы.

Комплекс нерешительности включает следующие симптомы:

  • Очевидная дезориентация в жизни
  • Отсутствие уверенности в себе
  • Неспособность принимать серьезные решения самостоятельно
  • Огромная зависимость от мнения других
  • Склонность менять принятое решение в последний момент

Данный синдром может быть причиной различных жизненных проблем, таких как неспособность выступать публично, выражать свое мнение, защищать свое видение проблемы.

В данной ситуации помогут психологические упражнения, повышающие самооценку и уверенность.

Комплекс зависимости от чужих мнений

Отсутствие уверенности и личного мнения могут привести к излишней зависимости и подчинению своего поведения мнению окружающих. Похвала окружающих стимулирует поведение человека, в то время как неодобрение заставляет его менять свою позицию.  В такой ситуации, когда человек становится заложником чужого мнения, можно выделить следующее:

  • Неумение формулировать свое мнение без согласования с другими
  • Высокая оценка чужого мнения и принижение ценности своего
  • Сильная склонность слепо доверять и следовать мнению отдельных групп, чужим указаниям и директивам, присоединение к различным сектам
  • Излишнее влияние публичного мнения на свою собственную жизнь, включая частную
  • Резкая реакция на общественное безразличие к себе, что ведет к глубоким внутренним переживаниям

Существует возможность драматических последствий для человека, страдающего от данного комплекса, если он подвергается общественному осуждению и отвержению.  Может быть излечен, если формировать взаимоотношения на почве взаимного уважения и высокой оценки. Рекомендую также прочитать статью «Как освободиться от потребности в одобрении»

Комплекс отличницы /отличника

Комплекс отличницы — вечная борьба за совершенство. При этом главным становится не само дело, а цель стать в нём лучшей. Такие люди часто недовольны собой, им кажется, что они делают недостаточно или не так хорошо, как надо. Они часто страдают от чувства вины, что не могут сделать все идеально.

Женщины гораздо чаще страдают от этого синдрома. Они ставят перед собой высокую планку и в работе, и в личной жизни, и в материнстве, и переживают, что не дотягивают до идеала.

Формируется еще в начальной школе, и может влиять на всю последующую жизнь. Это проявляется во всех сферах жизни, где требуются проявление ответственности и достижение результатов.

  • Повышенная требовательность к себе во всем, что они делают
  • Подсознательный страх получения «плохой оценки»
  • Высокий уровень подверженности стрессу
  • Чрезмерная уязвимость к любой критике
  • Страх совершить ошибку, быть не на высоте

Как избавиться от комплекса отличницы?

  • Перестаньте стремиться к идеальным результатам. Постоянное стремление к совершенству очень изнуряет. Искореняйте привычную установку: «Я должна делать все лучше всех». Вместо этого просто хорошо выполняйте работу, но без фанатизма, без стресса по поводу любой мелочи.
  • Все мы разные, у каждого свои таланты и способности. Мы не можем быть лучше других во всем. Относитесь к этому спокойно.  Акцентируйте свое внимание не на том, что вы делаете хуже других, а на том, что у вас получается хорошо.
  • Искореняйте привычку постоянно сравнивать себя с другими. Сравнивайте себя только с собой
  • Воспринимайте критику, как критику своих действий, а не своей личности. Если вы сделали что-то не так, это не значит, что вы плохой никчемный человек, это просто значит, что у вас в данной области пока недостаточно знаний и умений.
Читайте также:  Моделирование - психология

При возникновении тревоги по поводу своей «неидеальности» спросите себя, насколько  лучший результат изменит вашу жизнь к лучшему, что произойдет, если вы не сделаете все идеально, может быть, вы надеетесь, что кто-то станет вас больше любить, если вы будете идеальны?

Комплекс нелюбви к себе

Может возникнуть в результате низкой самооценки своей внешности, ее критики близкими людьми, особенно, если человек им доверяет.

  • Беспочвенное заключение, что он не заслуживает любви других и не заслуживает своей любви
  • Чрезвычайно низкая самооценка
  • Полное отрицание даже возможности, что кто-то может тебя полюбить
  • Полное пренебрежение к уходу за собой
  • Отсутствие цели в жизни

Комплекс нелюбви к себе – один из самых распространенных в современном мире, он может быть не признаваем самим человеком или тщательно скрываем им от других. Провоцирует ненужные страдания. Их можно избежать, прибегнув к помощи психолога. В этом случае упражнения по поднятию самооценки и самоуважения очень эффективны.

Комплекс вины

Возникает на почве постоянного стремления к справедливости, и, когда что-то идет не так, у человека с этим комплексом возникает чувство вины за происходящее, даже если он вообще не при чем.

Он склонен обвинять себя во всех грехах. Комплекс может возникать в процессе сублимации травматических ситуаций.

Например, человек был свидетелем аварии, которая произошла много лет назад, он по-прежнему переживает этот момент, пытаясь найти пути к ее предотвращению.

Симптомы комплекса вины:

  • Одержимость идеей, что все можно было бы сделать лучше
  • Готовность принять вину на себя, даже если не виноват
  • Неправильное понимание человеческих возможностей и постоянные попытки их превзойти
  • Повышенная чувствительность к другому мнению
  • Излишняя самокритичность и необъективность в оценке происходящего.
  • Использование лжи и обмана, чтобы избежать воображаемые и преувеличенные опасности и последствия
  • Такие люди очень бояться обидеть других и переполнены отвращением к себе
  • Они одержимы желанием делать все лучше, даже, если это невозможно. Но это не простой перфекционизм

Рекомендую мою подробную статью об избавлении от чувства вины.

Комплекс зависимости. Золушка и Питер Пэн

Оба синдрома основываются на недостатке уважения и веры в себя. Они не признаются психоаналитиками официально. Комплекс Питера Пена —  нежелание мужчины взрослеть.

Такие мужчины часто избегают ответственности, они ленивы, нецелеустремленные и хронически склонны к проволочкам в решении любых проблем.  Их поведение часто характеризуется окружающими, как детское или ненормальное.

Они живут в придуманном мире, где они хотят достичь успеха, ничего не делая.

Комплекс Золушки, с другой стороны, свойственен женщинам, которые боятся быть независимыми.  Они склонны к излишней зависимости от мужчин. Такие женщины часто не разрывают дисфункциональные отношения в погоне за чувством защиты, даже, если их партнеры оскорбляют или манипулируют ими.

Комплекс неполноценности

Такие люди чувствуют свою неполноценность в сравнении с другими людьми или в сравнении со стандартами жизни. Иногда они компенсируют это чувство блестящими достижениями, доказывая себе и всем, что они многое могут.

  Но чаще всего такое негативное внутреннее состояние ведет к антисоциальному поведению.

  Обычно такие люди пренебрегают своими потребностями, ограничивают себя во всем, думая, что они настолько несовершенны, что ни в чем не могут преуспеть.

Они говорят о себе в самоуничижительном тоне и не верят в похвалы других. Почему-то они считают, что с ними что-то не так. Ученики с этим комплексом обычно плохо воспринимают материал из-за подсознательного негативизма.

Женщины более подвержены чувству неполноценности, которое может возникать из-за внешности, фигуры, способностей, практически из-за любой черты человека.

Отвращение к себе бывает очень сильным и может быть источником глубокой депрессии.

Вот рекомендации по лечению комплекса неполноценности.

Источник: http://yverennost.com/kompleksi-cheloveka.html

Юлия Гридасова: Три состояния Я: родитель, взрослый и ребенок

Юлия Гридасова: Три состояния Я: родитель, взрослый и ребенок

В каждом из нас живет Ребенок…А еще Родитель и Взрослый. Эти внутренние персонажи образуют структуру личности, каждый представляет собой способ ее проявления.

За время своего существования теория эго-состояний стала невероятно популярной. Практически все, кто интересуется психологией, саморазвитием, эффективностью слышали о Внутренних Ребенке, Родителе, Взрослом.

Но как грамотно подойти к использованию этих знаний? Для начала кратко о каждом состоянии «я».

Родительское состояние

В первые годы жизни каждый из нас запечатлел в своей психике авторитетные фигуры: родителей, бабушек и дедушек, опекунов, воспитателей, образы из сказок, мультиков и другое. В итоге сформировалась часть психики, хранящая и передающая опыт, традиции, этические нормы, ценности. Все это перенято извне добровольно или под давлением воспитания.

Родительское состояние помогает принять решение автоматически в ситуации ограниченного времени, у него есть мнение касательно любой ситуации. Хорошо сформированное Родительское состояние играет ведущую роль в процессе воспитания наших детей.

Из него мы воспитываем и заботимся, разрешаем и запрещаем, поддерживаем и критикуем как других, так и себя.

Взрослое состояние

Часть психики, которая анализирует новую информацию, планирует, принимает решения, хранит и обрабатывает данные, приспосабливается ко внешнему миру. Внутренний Взрослый отвечает за то, как достигать поставленных целей. Это рациональная часть нас.

Мы наблюдаем Взрослого, когда врач ставит диагноз, а инженер разрабатывает проект. Когда человек не думает сам, позволяет другим принимать за него решения, это говорит о неразвитом Взрослом состоянии.

Вместе с тем без развитого Взрослого мы живем в прошлом: не осознаем меняющийся мир.

Детское состояние

Детское состояние представляет собой «внутренний слепок детства» человека: его желания, страхи, радости, надежды, заблуждения и все то, что наполняло внутреннюю реальность человека в ранние годы.

К этой составляющей психики также относят половое, пищевое влечения, инстинкт самосохранения. Во Внутреннем Ребенке живет творчество, озорство, радость игры и способность удивляться.

Но также в нем живут страхи, ошибочные верования, боль.

Кто же важнее?

Часто люди «по умолчанию» находятся преимущественно в том или другом эго-состоянии.

Когда они погружаются в изучение теории, то первое впечатление о ней может сподвигнуть выбирать: кто же важнее, кого поставить во главу угла? Кто-то считает, что самое главное — отдать бразды правления Взрослому (стать человекомашиной), исключить чувствительного Ребенка и консерватора-Родителя.

Кому-то жаль своего Ребенка, и все силы бросаются на его балование. Родитель, как правило, самостоятельно вырывается в лидеры, потому дополнительно мало кто мотивирован на его раскрытие. Действительно ли нам нужно выбирать, кому отдать преимущество, а кого «заглушить»?

Постоянный Взрослый

«Бесчувственный чурбан», «робот» — так в народе называют человека — Постоянного Взрослого. Он лишен душевной теплоты, моральных принципов, единственное, что его волнует, — это достижение цели. Иногда эта цель может принести ущерб другим людям, так как забота и сострадание — функция Внутреннего Родителя, который исключен.

Вечный Взрослый не вызывает интереса у других людей, он кажется скучным или жестким, отношения не складываются. Такой человек «женат на работе». Он не получает удовольствия от вечеринок, ему сложно играть и дурачиться — ведь это функция Дитя. Детское состояние воспринимается как помеха, слабость, глупость. Внутренний Ребенок начинает бунтовать.

Человек становится раздражительным и/или плаксивым. Появляется прокрастинация, апатия, снижается иммунитет. Даже после достижения цели всей своей жизни человек-Вечный-Взрослый не испытывает и капли удовлетворения.

Сосредоточить свое внимание исключительно на «выращивании» Взрослого с одновременным подавлением других состояний «Я» чревато губительными последствиями.

Постоянный Родитель

Этот внутренний персонаж может принимать два обличия: Постоянный Карающий (Критикующий) Родитель и Постоянный Заботливый (Поощряющий) Родитель. Первый — критик, моралист с обостренным чувством долга и справедливости. Может манипулировать другими, злоупотреблять властью.

Он критикует, обсуждает и осуждает, занимается нравоучениями. Нетрудно догадаться, как чувствуют себя люди в его окружении. Ему сложно что-то доказать, ведь существует только его мнение и неправильное.

Он относится к другим, как к неразумным детям, которых нужно контролировать.

Что касается Заботливого, то он в своей Постоянной форме выступает спасателем, чрезмерно опекающим всех и вся. Он может быть «сладким диктатором» или буквально святым, принесшим себя в жертву другим.

И главное — его об этом никто не просил, потому он часто страдает от неблагодарности других. Своими действиями он обесценивает ресурсы и право других людей преодолевать свои проблемы, развиваясь при этом.

Некоторые близкие буквально бегут от такого человека, чтобы спастись от чрезмерной опеки.

Постоянный ребенок

Иногда нам кажется, что дать полную свободу действий и решений своему Внутреннему Ребенку это самое правильное, что можно сделать. Особенно, когда в жизни было много критики, мало поддержки, куча сложностей и не самое радужное детство. Внутренний Ребенок «забит», «затравлен», пуглив.

Но что бы вы сказали реальному родителю, который сделал бы это для своего реального малыша? Ребенку нужна безопасность, определенность, уверенность, защищенность. Одна из базовых потребностей детей — потребность в границах. Да, родители помогают чаду со временем стать автономным, вырасти.

Но нельзя просто сказать: «Делай, что хочешь, ты свободная личность!» до тех пор, пока ребенок попросту не может распорядиться этой свободой. Нейрофизиологи говорят, что дети «используют мозг родителей», пока у них самих не разовьются необходимые части их собственного головного мозга.

И теория о том, что Внутренний Ребенок заслуживает на особенное положение в структуре личности вызывает у меня смешанные чувства именно поэтому.

Представьте себе мужчину тридцати лет, чья личность полностью «захвачена» Внутренним Ребенком. То, что мы привыкли воображать в противовес «бесчувственному чурбану»: он, несомненно, чувствует себя и других, проявляет спонтанность, творит, выражает эмоции, с ним может быть легко и весело, непринужденно.

Но мы редко идем дальше в своих представлениях. Дитя спонтанно и импульсивно не только в «киношном» понимании этого слова (кстати, видели фильм «Большой»1988 года?). Это потакание своим сиюминутным прихотям несмотря на их последствия (в итоге может «заработать» зависимость: от еды, компьютера, наркотиков и т.д.).

Жизнь превращается в череду простых удовольствий, бездумных и безответственных действий. Человек верит в свою уникальность и бесконечное обаяние и, в то, что другие люди должны брать ответственность, не он. Он верит в свое бессмертие и неуязвимость, потому при встрече с трудностями испытывает ужас и бессилие.

В качестве партнера он будет искать женщину, которая заменит ему Родителя.

Как обрести баланс?

Без Ребенка человек безэмоционален, не способен насладиться жизнью сполна. При этом мы не можем бросить в ребенка (будь он внутренним или реальным) «даром свободы», к которому он не готов. Роль Родителя — успокоить, защитить, поощрить там, где необходимо, уберечь от того, что опасно, передать свой опыт.

Исключив Родителя, человек не будет иметь жизненных принципов, он каждый раз будет создавать новую мораль, лишится способности заботиться как о себе, так и о других.

Задача Взрослого — принимать решения и ответственность за них, анализировать и синтезировать информацию, полученную из Родителя, Ребенка и окружающего мира.

Не важно, знали вы о существовании этой теории или нет, определяли ли осознанно какую-то часть себя в качестве главной или это вышло само собой в результате жизненного опыта, если вы распознали себя в предыдущих описаниях, ваша личность нуждается в балансе.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Ребенком?

  • В чем состоят обязанности Внутреннего Ребенка передо мной?

Подумайте над тем, как позаботиться о своем Внутреннем Ребенке. В чем он нуждается? Исполните свои давние желания, повторите особенно приятные удовольствия. Но при этом здраво (из Взрослого и с помощью Заботливого Родителя) оценивайте с точки зрения безопасности и ограничивайте в частоте в разумных пределах. У изобилия есть обратная сторона.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Родителем?

  • В чем состоят обязанности Внутреннего Родителя передо мной?

Задобрите своего Внутреннего Родителя, если он слишком критичен. Подумайте, что могло бы ему понравиться? Останавливайте самоуничижительные мысли и поступки. Если ваш Родитель чрезмерно вырывается во время общения с другими людьми, заключите с собой контракт: «прислушиваться к другим»/»прекратить поучать других»/»давать близким больше свободы» и т.д. и придерживайтесь его.

  • В чем состоят мои обязанности перед моим Внутренним Взрослым?

  • В чем состоят обязанности Внутреннего Взрослого передо мной?

Взрослый — посредник между Родителем и Ребенком. Он развивается всю жизнь. Его главная функция — осознанная адаптивность. Взрослое состояние может быть укреплено только одним способом — пребыванием в нем и функционированием из него. Образование, обучение, получение новой информации, анализ и синтез ее — отличные инструменты. Другой важный элемент — самопознание, самосознание.

Важно изучать себя, учиться осознавать свои мысли, желания, устремления, и влиять на них.

Осознающая личность прислушивается к себе, своему телу, знает свой внутренний мир, не боится и не стыдится его, умеет слушать и давать обратную связь, строит крепкие и здоровые отношения с другими людьми, совершенствуется, берет на себя ответственность, реализует себя и находится «здесь и теперь».

  • Мы оказываем поддержку и любовь друг другу, но не навязываем ни обязанности, ни права.

Адаптивный человек может быть разным, действовать согласно ситуации, использовать преимущества и ресурсы всех состояний «Я». Когда мы ограничиваемся одним или двумя состояниями, мы обедняем свою жизнь. Лучшее, что мы можем сделать для себя, это развивать и заботиться обо всех трех состояниях: Ребенке, Родителе и Взрослом, и позволять каждому из них выполнять отведенную ему функцию.

Источник: https://www.obozrevatel.com/lady/psychology/42567-tri-sostoyaniya-ya-kak-stat-garmonichnoj-lichnostyu.htm

Ссылка на основную публикацию