Вокруг соционики: история, методология, статус и прочее — психология

Вокруг соционики: история, методология, статус и прочее

Вокруг соционики: история, методология, статус и прочее - психология

Соционика была создана в начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте по мотивам работы Карла Густава Юнга «Психологические типы», теории Антония Кемпинского об информационно-энергетическом метаболизме, а также американского аналога соционики, типологии Майерс-Бриггс.

Подход соционики заключается в построении модели так называемого информационного метаболизма, анализе свойств обуславливаемых моделью 16 возможных типов информационного метаболизма и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Информационный метаболизм — процесс восприятия и селекции психикой, сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Статус соционики

Относительно статуса соционики существуют определенные разногласия. Её сторонники полагают, что соционика — самостоятельная молодая научная дисциплина, или, что соционика — раздел психологии личности или социальной психологии.

За последние годы защищены несколько диссертаций, посвящённых соционике и её проблемам. По сведениям журнала «Соционика, ментология и психология личности», в 1995 году российской академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель — Аушра Аугустинавичюте — награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы.

Дихотомии Юнга и их переосмысление в соционике

Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:

  • Denken и Gefuhl (психические функции «мышление» и «чувство»);
  • Intuition и Empfinden («интуиция» и «ощущение»);
  • Beurteilung/Rationalitat и Wahrnehmung/Irrationalitat («рациональность»/суждение и «иррациональность»/восприятие);
  • Extraversion и Introversion («экстраверсия» и «интроверсия»).

Правда у Юнга, в отличие от его последователей, эти дихотомии не были все независимыми (у Юнга они давали 8 типов, а у его последователей — 16).

Мышление и чувство были «судящими», интуиция и ощущение «воспринимающими» функциями; у рациональных типов доминировала одна из функций первой пары, а вспомогательной была одна из второй; у иррациональных — наоборот. Экстраверсия и интроверсия относились только к доминирующей функции и противоположной ей вытесненной (например, если доминировала экстравертная интуиция, то вытеснялось интровертное ощущение).

Аушра Аугустинавичюте предложила использовать для обозначения дихотомических функций «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения дихотомических функций «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика». Кроме того, она уравняла функциональный подход Юнга с чисто дихотомическим подходом, и этим соционика отличается от оригинальной юнговской теории.

Соционический юмор

Вокруг соционики уже начал формироваться свой фольклор. Про разные типы пишут частушки, складывают анекдоты и поговорки.

  • http://www.humo.ru (соционический и психологический юмор)
  • http://www.socionics.ru/sochumor.htm (классические хохмы)
  • http://community.livejournal.com/ru_socion_fun/ (ЖЖ-сообщество)
  • http://socionics.spb.ru/Socionics%20humor.htm (подборка Миронова: частушки и разное)
  • http://tipolog.narod.ru/Statyi/umor_i_stihi.htm (соционический юмор и стихи)

Проект «Соционический Индекс Цитирования»

  • http://socionics.kiev.ua/sci/ (База данных соционических публикаций с перечнем ссылок, указанием индексов цитирования работ и авторов, индексом Хирша и пр. Обновляется по мере выхода новых публикаций)

Соционические биографии известных людей

  • http://www.famo.ru (Соционические типы знаменитостей, сходимость соционических школ)

Соционические знакомства

  • http://www.sociomates.com (Социальная сеть для соционических знакомств)
  • http://www.your-ideal.com (Соционическая служба знакомств «Идеал»)
  • http://www.socionik.com (Соционический форум)
  • http://www.sociolove.ru (Русскоязычный соционический сайт знакомств Sociolove)
  • http://forum.sociolove.ru (Форум соционического сайта знакомств Sociolove)
  • http://www.sociolove.com (Международный соционический сайт знакомств Sociolove)
  • http://www.socioscope.com (Соционика и знакомства)
  • http://www.livejournal.com/community/sociolove (Соционические знакомства в ЖЖ)

Критика соционики

  • Лытова М.Ф., Лытов Д.А. О перспективах соционики как науки
  • Подборка публикаций о научном статусе соционики: мнения сторонников и критиков
  • Духовской Т.А., Лустач А.В. Соционика: поведение или структура психики?
  • Белкин М.И. «В поисках любви (Теория строения психики человека)»

Источник: https://knigarazuma.ru/article/vokrug_socioniki_dvoe_zn__istoriyazpt_metodologiyazpt_status_i_prochee

Как защищаются соционики

Как защищаются соционикиАнализ того, как защищаются адепты различных лженаук, когда им пытаются указать на лженаучность концепций, под влиянием которых они находятся, на мой взгляд, весьма полезен, поскольку помогает лучше понять и лженауку, и ее адептов, ну, и, конечно, позволяет быть готовым к дискуссиям с ними.

Хотя, лично я, надо сказать, в такого рода дискуссиях смысла не вижу и адресую свои материалы, прежде всего, тем, кто еще о той или иной лженауке не знает или уже знает, но еще не подпал под ее обаяние.Итак, вот несколько типичных вариантов того, как защищаются адепты соционики.

Великая священная соционическая защита. Первый и главный способ защиты.

По сути, тут речь идет о том, чтобы включить дурачка, проигнорировать аргументы оппонента и начать рассуждать о том, какого оппонент соционического типа, срабатывание каких соционических функций заставляет его отрицать научность соционики. Так, действительно можно защититься от чего угодно: объяснить любую свою слабость, оправдать любые проблемы.

Всего две фразы: «я не того типа» и «партнер (партнеры) не того типа».

При этом соционики не понимают, что такая защита, по сути, является самоизоляцией, сектантством, она лишает адепта соционики возможности увидеть реальность под иным углом, делает недоступными альтернативные возможности.

К великой священной соционической защите от вашего покорного слуги прибег и «Калининградский соционический центр», на что я даже ответил с помощью видео.

Соционика – молодая наука. Ну, во-первых, как сказал классик, «молодая была уже не молода». Во-вторых, сегодня нет молодых наук, которые активно оперируют недоказуемыми утверждениями, ложными посылками и неподтвержденными концепциями.

Кроме того, давайте обратим внимание на логическую ошибку: да, наука может быть молодой, но соционика не наука. То, что соционика существует сравнительно не долго, не означает, что она может быть названа молодой наукой. Вот молодой лженаукой — пожалуйста.

И потом, молодая наука, обычно, знает мало. Соционика же знает все: и как устроен человек, и как устроено общество, и в чем секрет счастья. В принципе, соционикой можно объяснить что угодно: историю, экономику, геополитику, поведение человека и пр.

У молодых наук аппетиты куда скромнее.

Кроме того, давайте не будем путать донаучный период и современность. Когда науки еще не было – все зачатки наук, молодые науки не могли иметь все черты развитой современной науки. Но сейчас-то ситуация принципиально иная. Ученый может проводить исследование в смежных областях, устанавливать факты, открывать закономерности.

Но делается это все в рамках науки, а не вне ее, как это имеет место в случае с соционикой.Да и вообще, давайте задумаемся, может ли такое случиться, что наука сама по себе возникнет где-то в медвежьем углу, а настоящие ученые прошляпят ее появление.

Почему вообще адепты соционики считают, что в ней есть что-то научное? Потому что якобы есть некие моменты срабатывания соционики? Потому что адептам соционики субъективно кажется, что она работает, что она что-то объясняет? Но это ничего не значит, поскольку субъективное подтверждение – это хорошо изученный феномен, а полная чушь по современным научным данным вполне может казаться эффективной.

Так что соционикам нужно представить научной общественности что-то еще, помимо собственной суъективной убежденности в том, что соционика работает или что за ней стоят какие-то объективные факты.

Читайте также:  Зарядка - психология

Соционика хорошо объясняет то-то. Это вообще не имеет значения. Мало ли что можно объяснить, используя те или иные специальные термины с непонятным значением и нечетким определением.

Вон мистики и эзотерики тоже отлично все объясняют. В чем же разница между ними и социониками? В том, что мистики, эзотерики используют религиозную терминологию, еврейский и санскритиские слова, а соционики – наукообразные термины?

Вообще, речь должна идти не об объяснениях, а о фактах. Открыла ли соционика некие факты? Нет. А объяснить факты умозрительными науно не подтвержденными концепциями – это вообще не проблема. С этим справится любая бабушка у подъезда.

Детально я разбирал вопрос объяснений в специальном видео.

Наука не доказала, что соционика не работает. Во-первых, наука, критики соционики не обязаны доказывать, что она не работает.

Им достаточно обратить внимание общественности на то, что нет доказательств того, что соционика работает, что в рамках соционики открыты некие факты, а тем более закономерности.

Бремя доказательства лежит на тех, кто утверждает, что что-то там знает, распространяет свои «знания и/или продает свои «знания» за деньги.

Во-вторых, наука доказала, что эффективность может быть и часто оказывается иллюзорной, мнимой. Наукой открыты множество механизмов, создающих иллюзию эффективности, поэтому ученым нет нужды предполагать, что в соционике есть что-то еще помимо этих механизмов – это называется бритва Оккама.Психология не более научна, чем соционика.

Это вообще глупость. Естественно, адепты соционики психологии не знают, поэтому они и верят в соционику, и по этой же причине им кажется, что психология не научна. Сказать сегодня, что психология не научна, это примерно то же самое, что сказать, что современная физика, химия или биология ненаучны.

Кстати, есть сегодня и такие отрицатели, например, адепты всяких там торсионных полей или отрицатели теории относительности.

Кстати, раскрытию научного характера психологии – а задача эта, надо сказать, не простая, поскольку образ психологии, сложившийся сегодня в массовом сознании, действительно, сильно искажен и мифологизирован – специально посвящен проект ПсиКомпас.

Есть у меня и специальное видео, в котором я раскрываю тему научности психологии.

Соционику преподают там-то. В наших современных российских условиях можно открыть любую кафедру и сделать образовательный стандарт по любой специальности. Я вот даже работал одно время на кафедре лидерства, держал в руках программу по дисциплине «Лидерство».

Вообще то, какие концепции упоминают преподаватели на своих лекциях, мало кто контролирует. Так что помимо соционики преподают и другие ненаучные и иррациональные вещи: психоанализ, гештальт-терапию, трансперсональную психологию, НЛП.

Все-таки к чести современного российского образования кафедры соционики в государственных вузах мне пока не попадались.

Все-таки соционика живет в своем замкнутом мире, открываются некие соционические институты, например «Международный институт соционики», издаются всякие внутрисоционические журналы типа «Соционика, ментология и психология личности».

Кстати, рекомендую почитать мою статью «Лженаука в российских ВУЗах».

Такие-то фирмы применяют соционику. Этот аргумент часто используют не только соционики, но и адепты других лженаук, например, адепты ТРИЗ. Фирмы состоят из людей, а люди могут ошибаться. Ни одна наука не утверждает сегодня, что является наукой только потому, что ее применяют те или иные фирмы.

Бизнес – это сфера, в которой возможны и ошибки, и обман, и мошенничество. Так, например, специальные подразделения, впаривающие свои услуги именно фирмам, есть в секте саентолгов.

В бизнесе вообще довольно популярны мотивирующие ораторы и всякие научно не обоснованные советы типа советов мормона Стивена Кови или «мантр» Кийосаки.

Кроме того, в современной России фирмы применяют астрологию – в подборе персонала.

Кстати, этот факт делает ничтожным и еще один «аргумент» адептов соционики: «соционику применяют в подборе персонала».

Так что защита вида «соционику применяет ООО «Ромашка» – это просто, что назвается, ни о чем.

На Западе есть MBTI. Про сомнительность этого опросника с точки зрения психометрии и вообще современной научной психологии я даже снял специальное видео.

Соционика опирается на типологию Юнга. Действительно, не специалистам кажется, что Юнг – это величина. Некий авторитетный ученый, разбирающийся в психике. На самом деле Юнг – это обычный оккультист, мистик, который просто прикрывал свои оккультные измышления психиатрической методологией, мастерски использовал свой статус врача.

И опять же мне даже пришлось снять про типологию Юнга отдельное видео.

Такие вот «аргументы» социоников…Если вам попадались какие-то еще способы защиты, к которым прибегают соционики, обязательно мне сообщите на почту или в комментах.

Еще по теме: Как защищаются адепты лженаук?

Источник: https://neveev.livejournal.com/56046.html

Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей

Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей

Люди, знакомые с соционикой не понаслышке, согласятся с тем, что в ней заключен такой метод познания и преобразования действительности, который, пожалуй, не знает себе равных ни по сложности системных параметров, которыми оперирует эта отрасль знаний, ни по степени охвата сфер своего применения.

Читателям-практикам, особенно имеющим лидерский склад характера, было бы очень полезно познакомиться с достижениями соционики, применимыми в живой организаторской деятельности.

Я хочу обратиться именно к представителям управленческой сферы общественной жизни, а не к гуманитариям, поскольку социоанализ нередко производит на последних неизгладимо-отталкивающее впечатление некой механической схемы, убивающей живую душу этических ценностей. Люди разума, однако, понимают, что формализация и алгоритмизация — это не зло, а благо, потому что дают возможность (наконец-то!) объективно исследовать волнующие нас темы межличностных отношений.

Обращаю ваше внимание на то, что управленцу нужнее делать ставку как раз на константу человеческого характера.

Отвлечение от конкретных, ситуационно обусловленных особенностей личности позволяет оперативно принимать стратегические решения.

Если же пойти чисто гуманитарно-психологическим путем, то есть учитывать все бесконечно текущее и детальное, то это уже будет воспитание, а не управление.

Благодаря соционике удалось предметно разрешить дилемму индивидуального и общего в человеке. Человек, с одной стороны, несомненно, уникален: нет двух совершенно идентичных людей. Но, с другой стороны, никто не станет отрицать, что в людях есть и много общего, повторяющегося. Это можно изобразить следующей схемой:

1 — ядро личности (социотип); 2 — изменчивая оболочка (функциональное состояние типа, при помощи которого человек адаптируется к изменчивым окружающим условиям)

Читайте также:  Моделирование - психология

Отсюда вывод: хотя человек всегда будет субъективно неповторим, но для цели управления имеет смысл различать в нем устойчивое ядро природных качеств (социотип), определяющее основную линию его поведения в рабочей команде. Этим достигается объективизация принятия управленческих решений на этапе формирования и реорганизации коллектива. Оптимальный метод объективизации социально-психологических решений — соционический анализ.

Сравним соционический анализ с тем, что предлагают западные специалисты по психологии управления.

А предлагают они либо совершенно простые подходы, основывающиеся на здравом смысле, либо различные техники медитации, самовнушения, совершенствования своего ума, которые погружают вас в подсознание.

Однако остается загадкой, к кому какой подход применить. Их так много, этих советов для руководителя, и они почти никак не увязаны между собой.

Западные психологи часто приводят в пример эффект Пигмалиона, согласно которому люди якобы ведут себя так, как мы желаем, если только искренне поверить в свое желание.

Очень заманчиво! Непонятно только, как поведет себя человек, от которого разные люди страстно желают прямо противоположного.

Управленцы-логики, я думаю, прекрасно понимают, что офис фирмы — это не театральные подмостки для соревнования в эмоциональном воздействии на человека.

А теперь сравните сами, какой подход более технологичен. Вот некоторые из заповедей грамотного поведения, рекомендуемые руководителям психологами и социониками:

Обычная психологияСоционика
Вначале «полюби» человека, сделай своим другом.Вначале подбери себе совместимого партнера, который тебя не подведет.
Встань на его место и только тогда увидишь, что надо делать.Ознакомься с описанием сильных и слабых сторон этого типа людей и ты легко примешь решение.
Веди себя так, чтобы не обмануть человеческие ожидания.Не сходись близко с теми, которые заведомо плохо совместимы с тобой в работе.
Разделяй людей и проблемы, решай их конструктивно.Подбирай людей под задачу, исходя из известных тебе типных установок.
Ищи способ удовлетворения обоюдных интересов.Чаще контактируй с дуальными тебе типами, и ваши интересы не будут сталкиваться.
Убеждай не давлением, а встраивай свои доводы (аргументы) в ткань рассуждений другого (контраргументация).Убеждай так, как того требует тип восприятия этого человека, окружи себя единомышленниками — соционика подскажет, как этого добиться.

Не следует упускать из вида, что управление коллективом — это минимум эмоционального и интуитивного, но максимум логического и фактического. Эффект от существующих психологических тренингов, конечно, есть. Они сдруживают коллектив, учат лучше чувствовать других людей. Но соционический анализ задуман для другого.

Это новый способ работать с фактами, касающимися поведения людей, и отношениями, которые складываются между ними. Его преимущества — объективность и системность. Это ваш пока что молодой, но, смею надеяться, способный помощник!

В чем достоинства соционического анализа?

Соционический анализ имеет все шансы преодолеть болезни роста, связанные с трудностями соционической диагностики. Он строится на системе взаимосвязанных параметров, которые многократно, но с разных сторон поддерживают друг друга, снижая тем самым вероятность ошибки до минимума. Что же дает соционический анализ руководителю управленческой команды?

Первое. Познакомившись с соционическим анализом, вы узнаете о скрытых возможностях вверенных в ваше руководство людей; ведь нельзя эффективно управлять коллективом, не зная объекта управления. Кроме того, вы получите возможность быстро и эффективно определять профессиональную пригодность каждого нового кандидата на должность.

Второе. Слаженная команда должна работать как часовой механизм. И надо знать законы взаимодействия между типами: кто с кем совместим, а кто нет. Соционика готова дать ответ и на этот вопрос.

Метод соционического анализа позволяет не только сделать моментальный «снимок» психологического состояния коллектива, но и определить, какими людьми необходимо группу дополнить, чтобы она заработала более плодотворно, а также осуществить дальнейший подбор необходимых людей.

Подбор коллектива из работников с прогнозируемыми параметрами позволяет избежать длительной притирки людей в коллективе, который создастся стихийно, методом проб и ошибок.

При стихийном подборе и «интуитивной» расстановке кадров на создание работоспособного коллектива обычно уходит около трех лет. Подбирая совместимые группы, можно значительно ускорить этот процесс.

При этом затраты на содержание работников, не сработавшихся с коллективом, а также тех, кто в силу природной заданности не может плодотворно справляться с порученной работой, сводятся к минимуму.

Занятия соционикой доставляют радость!

Мы заметили, что два давних стереотипа господствуют среди людей, омрачая их жизнь. Первый — это неизвестно откуда пришедшее деструктивное убеждение, что каждый человек, и я в том числе, должен быть точно таким же, как другие. Отсюда рождается боязнь прослыть «белой вороной».

Кто сосчитал, сколько людей, попавших по воле случая или по собственному безволию в чуждую их соционическому типу коммуникативную среду, проклинали тот день и час, когда родились на свет? Они всеми силами пытались подстроиться под процветающий в данном месте тип мышления и поведения, терпя при этом неудачу за неудачей. Но вот парадокс: им и в голову не приходило, что природа создала их совершенно для других вещей!

Такая гонка за ложным лидером не просто нивелирует людей, она множит серость и плодит неудачников. Правда, следование престижному шаблону весьма на руку тем счастливчикам, кто верно оценил свои способности и взял правильный курс в соответствии со своим социотипом.

На фоне людей, не нашедших себя, они смотрятся очень и очень неплохо. Представьте себе человека с чутким гуманитарным типом личности среди мощных управленцев, обладающих железной хваткой. Контраст, конечно, очень разителен, но тем не менее — это факт нашей жизни.

Второй неоправданный стереотип — это убеждение, коренящееся в подсознании многих людей, о том, что абсолютно все можно изменить, стоит только постараться. Это крайняя форма «оптимистического» субъективизма ничуть не лучше первой тенденции к нивелировке личности.

Казалось бы, уже давно доказано, что человек — это не чистый лист (tabula rasa), на котором можно написать любой текст, начиная от технической инструкции и заканчивая возвышенной поэмой. И тем не менее нередко находятся охотники, берущиеся за улучшение человеческой природы.

Пора нам всем понять, что есть природный каркас личности, зашифрованный в генах, изменить который человеку не дано. Все сложные системы специализированы в отношении выполняемых ими функций. Существует селекция информации, благодаря которой информационный поток воспринимается и обрабатывается глубоко и качественно.

Информационные вклады каждого типа объединяются в «капитал» всего социума. Всеядность — признак низкоразвитых, не нуждающихся в совместном функционировании систем.

Если эти слова показались вам убедительными, предлагаем вам окунуться в мир соционики. В результате чтения этой книги вы сможете:

1. Принять себя таким, какой вы есть на самом деле — неповторимое творение природы, для которого обязательно существует посильный и увлекательный путь в этой жизни. Книга продемонстрирует вам простую мысль о том, что ваши жизненные удачи и неудачи связаны с умением разумно организовывать коммуникативную среду вокруг вас. Более того, расскажет, как это сделать.

Читайте также:  Манипулятивные игры: иллюстрации - психология

2. Составить себе верный жизненный план. Туман неопределенности рассеется, и вам станет понятно, где ваши оптимальная сфера приложения усилий. Вы будете двигаться к своей цели уверенно и легко. Вас перестанут мучить сомнения, туда ли я иду и той ли дорогой я иду.

3. Вы станете смотреть на мир совершенно иными глазами. Этот эффект можно сравнить разве что с тем удовольствием, которое испытывает человек, увидевший мир в цвете после многих лет черно-белого изображения.

Психология bookap

4. Многие надуманные проблемы отойдут сами собой. После овладения соционической типологией вы будете удивляться: как я не знал этого раньше?! Вы станете спокойнее и дальновиднее, перестанете тратить столько нервов на псевдопроблемы, которые сами себе создали раньше в силу неведения. Люди вокруг вас изменятся к лучшему, а вместе с ними — и вы сами.

Человек соционически образованный — это уже часть нового времени — эпохи разума и милосердия, которая тем быстрее наступит, чем раньше мы поймем справедливый замысел природы, сотворившей нас.

Источник: http://bookap.info/socionica/gulenco2/gl1.shtm

Научный подход | Соционика

Р. К. Коваленко

Что есть соционика и почему до сих пор не является наукой? Сегодня мы с вами попытаемся ответить на данный вопрос.

В настоящее время соционика – это с одной стороны теория об информационном метаболизме, а с другой – типология личности.

Так почему же соционика все еще не является наукой и почему ее не признают ученые?

Этот вопрос является далеко не однозначным, на него не так просто ответить, но, тем не менее, существует ряд объективных причин, которые пока не позволяют признать соционику наукой. Рассмотрим ряд этих причин:

1) В соционике нет единого понятийного аппарата. Каждая школа соционики не только называет основные понятия, но и трактует их по-своему.

Чего только стоят названия самих типов, названия которых уже переходят на второй десяток.

Научное соционическое общество уже несколько раз пыталось собираться на конференциях с целью стандартизировать понятия, но каждый раз все происходило по одному сценарию: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда»;

2) Как следствие из первого пункта, отсутствие стандартизованного метода диагностики типа.

В настоящее время научное соционическое общество переживает период «феодальной раздробленности», где каждая школа понимает соционику, как хочет и так же диагностирует.

Вокруг этого всего существуют различные люди, которые пытаются на соционике заработать, где наука, точность и качество диагностики занимают далеко не первые места в приоритете.

Эти два пункта решить достаточно не сложно. В соционике на данный момент слишком много теорий. Следовательно, нужно произвести их отсев. Встает пара вопросов: «Какими критериями руководствоваться при отборе идей и концепций?» и «Кто достоин оценивать жизнеспособность этих самых теорий?»

Ответ на эти вопросы, как ни странно, прост, как сама жизнь – естественный отбор. Как говорил Карл Маркс: «Практика – критерий истины».

Именно практическое применение теоретических знаний и результаты этого практического применения способны отсеять нежизнеспособные теории и оставить наиболее приспособленные и пригодные к жизни идеи.

Теория бесполезна без практики, как и практика бессмысленна без теории.

Тогда основной задачей является оценка результатов практической деятельности. И вот тут нам помогут принципы научных исследований. Результаты должны быть: – объективны, а именно не зависеть от мнения наблюдателя;

– измеримы в численных величинах.

3) Помимо этих двух пунктов, на научность соционики ощутимое влияние оказывает ее достаточно размытая область определения, т.е. границы в рамках которых она применима.

Если рассматривать единичного человека и его психику, то данными вопросами занимается психология и отлично с этим справляется. Большие массы людей, называемые обществом, изучает социология, используя в качестве основного инструмента методы математической статистики, т.е.

эта наука оперирует средними и усредненными величинами и показателями. Где же в этой системе место соционике с ее большим функционалом?

Общество состоит из малых групп – ячеек. Одной из таких ячеек, пожалуй, самой важной из них, является семья. В качестве другого примера можно привести рабочий коллектив и учебный класс.

От взаимодействия и эффективности коммуникации между людьми в малых группах зависят такие, несомненно, важные характеристики, как успеваемость учеников в классе, производительность производства и наиболее важные – качество жизни и уровень счастья людей.

Поэтому, основная задача соционики – на основе знания типов людей выстроить между ними взаимодействие и коммуникацию таким образом, чтобы достичь эффекта синергии.

Синергия – суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов (в нашем случае людей), характеризующийся тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельного человека в виде их обособленной работы.

На данном этапе соционика больше решает проблемы отдельно взятой личности, поэтому и не признается большинством психологов, т.к. психологические методы более приспособлены для работы с отдельно взятым человеком.

Также в соционике существуют масштабные теории развития обществ и интегральных типов городов, стран и народов, что является областью рассмотрения политологии. Использование этих теорий не корректно, т.к.

противоречит объекту изучения соционики.

В настоящее время вокруг соционики существует множество теорий и направлений, которые с повышением научности соционического знания будут отсекаться в виду своей некорректности и не эффективности для практического применения.

Список использованных источников:

  1. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука: Тектология. 3-е изд., заново перераб. и доп. Часть 1. Л; М. С.100.
  2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956
  3. Лытова М.Ф., Лытов Д.А. О перспективах соционики как науки // «Соционика, ментология и психология личности», 2005, № 5.
  4. Аугустинавичюте А. Соционика. – М.:Черная белка, 2008. – 568 с.
  5. Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюц кий. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 450 с

Источник: http://sibsocionic.ru/socionicscience/

Ссылка на основную публикацию