Вопросы психологии — психология

Вопросы психологии

Вопросы психологииВопросы психологии - психология

Психологическая сеть российского Интернета

Научный журнал Российской академии образования.

Выходит с 1955 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности – №1

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

  • Авдеев Н.Н. Становление образа у детей первых трех лет жизни – №4
  • Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности – №4
  • Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения детей дошкольного воздета – №3
  • Поддьяков А.Л. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами – №4
  • Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста – №1
  • Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности – №4
  • Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора в детском воображении – №2
  • Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте – №3

ПСИХОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

  • Граник Г.Г., Концевая Л.А» Восприятие школьниками художественного текста – №3
  • Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции – №1
  • Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к методологии краткосрочного психологического консультирования – №4
  • Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией – №4
  • Машин В.А. Проблема исследования профессионализации операторов – №4
  • Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях в семье – №2
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей №3
  • Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника – №3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

  • Заика Е.В. Упражнение для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления – №2
  • Щербаков Р.Н., Болбока О.Н. Две стороны культуры в представлении учащихся – №3

ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

  • Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия в профессии педагога – №4

К 100-летит со дня рождения Ж. Пиаже

  • Егорова М.С., Малых С.Б., Строганова Т.А. Международная конференция, посвященная 100-летию Ж. Пиаже – №6
  • Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное – №6

К 100-летит со дня рождения Н. А. Бернштейна

  • Зинченко ВЛ. Интуиция Н.А. Бернштейна: Движение — это живое существо – №6

К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова

  • Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба – №6

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

  • Богданчиков С.А. Почему был уволен Г. И. Челпанов? (Историография одного факта) – №1
  • Коган В.М., Селецкая Л.И. Воспоминания о первой лаборатории психологии труда (К 100-летию со дня рождения С.Г.Геллерштейна) – №4
  • Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (дневник бабушки) – №3
  • Юнг К.Г. Зигмунд Фрейд – №2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

  • Неверкович С.Д., Самоукина Н.В., Кучумова Е.Н. Методика изучения элементов рефлексивного анализа у юных шахматистов – №3

ЗА РУБЕЖОМ

  • Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии – №1
  • Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей – №3
  • Коротко о книгах – №1,3
  • Мясоед П.А. Методика непрямой экспресс- диагностики уровня психического развития дошкольников – №2
  • Чиркав В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека – №5

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

  • Ждан А.Н. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России – №3
  • Ильясов ИЛ. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение – №3
  • Леонтьев А.А. Как стать личностью – №2
  • Новые журналы – №1,4
  • Смирнов С.Д. Богатый мир движений – №4
  • Сосновский Б.А., Бодотова А.К. Области и стратегии работы социального психолога-практика – №2
  • Петренко В.Ф. К построению духовной вертикали – №2
  • Реан А.А., Петанова Е.И. Проблемы личности и психотерапии при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях – №4

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

  • К 90-летию со дня рождения К.М. Гуревича – №6
  • К юбилею А.В. Захаровой – №3
  • К 60-летаю со дня рождения А.А. Леонтьева – №6

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

  • Арестова О.Н. IV Европейский конгресс психологии – №1
  • Дневник международных конференций – №2,3,4
  • Конференция по проблемам психологии учения. (К 90-летию со дня рождения Н.А. Менчинской) – №2
  • Педагогика развития: современное детство и задачи школы – №4
  • Первая Всероссийская конференция РПО – №3
  • Положение о премиях Психологического института Российской Академии образования – №1
  • Психологические ассоциации в России – №3,4
  • Психологические грани смысла жизни – №4
  • III Челпановские чтения – №3
  • Юбилей журнала «Вопросы психологии» – №3

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ — №3

РЕЗЮМЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ – №1-6

НАШИ АВТОРЫ – №1-6

© 1997 дизайн, оформление — Научно-учебный центр психологии НГУ

Главная

Формат: в архиве — тексты статей в программной оболочке

Предлагаемый компакт-диск представляет собой электронную версию номеров журнала, изданных в течение 1992 — 2001 гг. За этот восьмилетний период было опубликовано около 1200 статей, большая часть которых снабжена резюме на английском языке. Это – третий компакт-диск из серии «Электронное приложение к журналу «Вопросы психологии».

Вся информация, собранная на диске, систематизирована и разбита по 17 основным тематическим рубрикам. Каждая публикация отнесена, как правило, к более чем одной рубрике.

Специально созданная система поиска (работающая также на английском языке) позволяет быстро находить необходимые материалы по журнальным разделам, тематическим рубрикам, психологическим терминам и фамилиям авторов.

В качестве приложения представлен индекс цитирования (см. раздел «Номера журнала»).

Настоящий CD-ROM незаменим при составлении аналитических обзоров и научных рефератов. Подобранные материалы легко компилируются и выводятся на печать.

Диск разработан в Научно-исследовательском институте информационных технологий МГАФК: Л.А. Хасин (автор идеи и директор проекта), Е.В. Щедрина (гл. редактор), М.Ю. Тушев (дизайн, программирование).

Журнал Вопросы психологии

Журнал Вопросы психологии был учрежден в 1955 г. Академией педагогических наук РСФСР (ныне Российская Академия образования) и вплоть до 1977 г. являлся единственным научным периодическим психологическим изданием в нашей стране.

Он имеет наибольшее число подписчиков среди периодических изданий по психологии. В июне 2000 г.

“Вопросы психологии” победили в номинации “самое популярное (читаемое) периодическое издание по психологии в России” на проведенном “Психологической газетой” конкурсе “Национальные итоги столетия”.

Главная задача журнала Вопросы психологии — знакомить читателей с последними достижениями психологической науки в стране и за рубежом.

В основных публикациях представлены современные исследования, проводимые в разных областях психологической науки, обсуждаются различные теоретические и практические проблемы, психологические методы решения практических задач, что способствует широкому внедрению психологических знаний в жизнь.

В редколлегии журнала Вопросы психологии всегда работали ведущие российские психологи. Уже первый состав редколлегии, в котором определяющую роль играли А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и Б.М.

Теплов, на многие годы вперед задал высокий научный уровень представления материалов, который сотрудники журнала пытаются сохранить и по сей день. За 45 лет существования журнала его редколлегию возглавляли главные редакторы А.А.Смирнов (1955-1958, 1967- 1980), Б.М.

Теплов (1958 — 1965), А.М.Матюшкин (1981 — 1993) , Е.В.Щедрина (с 1993 г.).

Судьба журнала Вопросы психологии традиционно связана с Психологическим институтом РАО, в стенах которого редакция работает с момента основания издания. Недаром редакционный совет журнала возглавляет директор института В.В.Рубцов.

“Вопросы психологии” задавали тон обсуждения научных проблем, над которыми размышляли ведущие психологи страны.

На страницах журнала находили отражение научные дискуссии, всколыхнувшие психологическую общественность, в том числе о предмете психологии, о психолого-педагогических проблемах обучения детей шестилетнего возраста, о путях перестройки психологической науки.

В последние годы журнал обратился также к обсуждению таких тем, как соотношение психологии и педагогики, психология высшей школы, психологическая служба вообще и в школе в частности, психология в ХХI веке и др.

Журнал Вопросы психологии рассчитан в первую очередь на профессиональных психологов. На страницах журнала публикуются теоретические, экспериментальные, научно-практические материалы по психологии.

Большая часть статей ориентирована на решение проблем обучения и воспитания подрастающего поколения — от дошкольного до студенческого возраста.

Материалы, служащие психологизации образовательного процесса и прежде всего развитию психологической службы в школе, активному внедрению психологических знаний в обучение и воспитание, журнал адресует непосредственно работникам системы народного образования.

Широкий круг читателей, интересующихся психологией, найдет в журнале материалы, касающиеся применения психологических знаний для анализа проблем развития современного общества, для психологического обоснования гуманистического подхода к проблемам человеческого существования, да и просто для использования этих знаний в повседневной жизни.

Основные рубрики журнала Вопросы психологии сложились уже в самом начале его издания.

Впоследствии к рубрикам “Теоретические исследования”, “Дискуссии и обсуждения”, “Критика и библиография”, “За рубежом”, “Экспериментальные методики и аппаратура”, “Научная жизнь” добавились “Возрастная и педагогическая психология”, “Психология и практика”, “Психологическая консультация”, “Тематические сообщения”, “Экспериментальные исследования”, “Психология в высшей школе”, “Из редакционной почты”, “Из опыта работы”.

Редколлегия журнала Вопросы психологии стремится к тому, чтобы на его страницах было достойно отражено богатство отечественной психологической мысли, чтобы читатели воспринимали “Вопросы психологии” как источник надежных сведений по истории психологической науки, в первую очередь — российской. Именно поэтому в последние годы расширилось число публикаций в разделах “История психологии” и “Памятные даты”.

Редакция прилагает усилия к тому, чтобы журнал Вопросы психологии оставался не только всероссийским изданием. Публикации специалистов из бывших союзных республик вносят свой вклад в поддержание единого информационного пространства в постсоветских государствах.

Творческий коллектив редакции прикладывает все усилия к тому, чтобы новизна постановки научных психологических проблем в сочетании с глубокими традициями их изложения, уровень их обсуждения и впредь привлекали читателей .

Журнал Вопросы психологии выходит 6 раз в год. В настоящее время объем каждого номера составляет 10 печатных листов.

Журналу — Вопросы психологии — 50 лет

Журнал «Вопросы психологии» – старейшее научное издание по психологии в России

В 2005 г . отмечает свой 50-летний юбилей журнал « Вопросы психологии » – старейшее научное отечественное издание по психологии.

Он появился после длительного периода, в течение которого не издавался ни один психологический журнал. Решение о создании журнала «Вопросы психологии» было принято на заседании Президиума Академии педагогических наук РСФСР (ныне Российской академии образования) 11 ноября 1954 г .

Новый журнал, рассчитанный на специалистов-психологов, открыл для ученых, работавших как в научно-исследовательских институтах психологии, так и на многих кафедрах психологии в пединститутах и в психологических лабораториях страны, возможности широкой и, главное, оперативной публикации результатов своих исследований. До 1955 г .

отдельные труды психологов издавались главным образом в виде книг, брошюр, некоторые статьи публиковались в журналах по смежным дисциплинам, в «Известиях АПН СССР», выходивших с 1945 г ., однако этих возможностей для отечественных психологов было явно недостаточно.

В течение первых 22 лет своего издания «Вопросы психологии» был единственным научным психологическим журналом в СССР.

Читайте также:  Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях - психология

В редколлегии журнала всегда работали ведущие отечественные психологи. Так, в самую первую редколлегию входили А.А. Смирнов, В.Н. Колбановский, Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Именно этот состав редколлегии, в котором определяющую роль играли А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн и Б.М. Теплов, на многие годы вперед задал тот высокий научный уровень представления материалов, который журнал пытается сохранять и по сей день. За 50 лет существования журнала его редколлегию возглавляли А.А. Смирнов (1955–1958, 1967–1980), Б.М. Теплов (1958–1965), А.М. Матюшкин (1981–1993). С 1993 г . по настоящее время главный редактор – Е.В.

Щедрина.

На страницах журнала публикуются теоретические, экспериментальные, научно-практические материалы, ориентированные на решение проблем обучения и воспитания подрастающего поколения – от дошкольного до студенческого возраста. Часть материалов журнал адресует непосредственно работникам системы народного образования, а также родителям.

В журнале имеются следующие рубрики: «Теоретические исследования », «Возрастная и педагогическая психология», «Психология и практика», «Психологическая консультация», «Тематические сообщения », «Дискуссии и обсуждения», «История психологии», «Памятные даты», «Экспериментальные методики, «Из опыта работы», «Критика и библиография», «За рубежом», «Научная жизнь», «Из редакционной почты», «Наши юбиляры» и др.

О широком признании заслуг журнала свидетельствует то, что в 2000 г . он победил в Национальном психологическом конкурсе «Профессиональные итоги столетия в номинации «Самое популярное (читаемое) периодическое профессиональное издание по психологии в России ».

В последние годы журнал активно занялся разработкой новых форм представления журнальных материалов. Так, выпущено уже четвертое издание компакт-дикса, представляющего собой электронную версию номеров журнала, изданных в течение 1988 – 2002 гг.

На диске свыше 2000 статей, большая часть которых снабжена резюме на английском языке. Система поиска на русском и английском языках позволяет быстро находить необходимые материалы по разделам, тематическим рубрикам, психологическим терминам и фамилиям авторов.

CD-ROM удобен при составлении аналитических обзоров и научных рефератов. Подобранные материалы легко компилируются и выводятся на печать. Кроме того, с 2004 г .

читатели могут подписаться не только на привычный («бумажный») вид издания, но и на электронный, который выставляется в Интернете на сайте «Вопросов психологии» www.voppsy.ru.

«Вопросы психологии» открыты не только для российских, но и для зарубежных авторов.

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности

Психологическая сеть российского Интернета Научный журнал Российской академии образования. Выходит с 1955 г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Осницкий А.К. Проблемы исследования

Источник: http://psiholog4you.ru/voprosyi-psihologii/

Вопросы психологии

Вопросы психологииВопросы психологии - психология

Вопросы психологии

Июль-август 2007 г.

Теоретические 3 Юревич Л.В., Ушаков Д.В.

исследования Макропсихология как новая область психологических исследований

16 Асмолое А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А.

Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования

24 Салмина Н.Г., Тихонова И.Г., Иовлева Т.Е.

Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации

36 Белополъский В.И.

Возрастные изменения в скорости чтения в условиях статического и динамического предъявления текстов

45 Баранова Э.А.

Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет

56 Кондратьев Ю.М.

Отношения межличностной значимости в студенческой группе современного российского вуза

66 Соколова Е. Т.

Феномен психологической защиты

80 Микадзе Ю.В., Скворцов А.А.

Понятие «фактор» в теории системно-динамической локализации высших психических функций

89 Шубин А.В., Серпионова Е.И.

Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности

98 Калашникова М.Б.

О модели возрастной сензитивности

107 Щукина М.А.

Об онтологическом статусе саморазвития личности

116 Погодин Д. Ю.

Применение и развитие метода психологических профилей европейскими учеными

125 Назаров А.И., Соколов Р.В.

Ассоциация и ассоциативный эксперимент: разные судьбы

139 Елизаров Д.П.

Восприятие печатного слова в условиях импульсного освещения

143 Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.

Структура стратегий совладения в юношеском возрасте

(к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала»)

157 Ясная В.А., Ениколопов С.Н.

Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы

168 Коротко о книгах

171 Календарь конференций

172 Еусельцева М.С.

Вариации на тему «психологии личности» и пристрастности в психологии

176 Кондратьев М. Ю.

Психологическая мысль и время

179 XII симпозиум по проблемам смысла жизни 182 Человекоцентрированный подход сегодня

185 Методологический семинар на тему естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии

188 47-й съезд Психономического общества

191 Резюме на

английском языке

Сентябрь-октябрь 2007 г.

Клиническая психология развития: состояние и перспективы

13 Гусельцева М.С.

Культура как психологическая реальность: опыт идеального моделирования

25 Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И.

Поисковая активность в учебной деятельности

39 Рогова Е.Е.

Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностью

47 Медведская Е.И.

Семантическое пространство личности школьников с разными уровнями успеваемости в сознании педагога

57 Андреева НИ.

Предпосылки развития эмоционального интеллекта

66 Гулевич О.А.

Влияние обыденных представлений о справедливости на оценку партнера по общению

76 Гончаров О.А., Емельянова Н.Е.

Влияние спортивной деятельности на развитие восприятия перспективы

89 Кузнецова СО.

Психологические особенности враждебности при психической патологии

100 Колпакова М.Ю.

Аксиологические основания психологической практики

К 150-летию со дня рождения В.М. Бехтерева

110 Мунипов В.М.

В.М. Бехтерев — родоначальник комплексного изучения человека

К 100-летию со дня рождения Б.Г. Ананьева

127 Логинова Н.А.

Антропологическая психология Б.Г. Ананьева

137 Егорова М.С.

Дифференциальная психология в школе Б.Г. Ананьева

151 Мироненко И.А.

Методология Б.Г. Ананьева в свете современного развития психологической науки

161 ТолочекВ.А.

Общий подход и частные результаты комплексных исследований феномена «человек» в научной школе Б.Г. Ананьева

170 Линде Н.Д.

Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии

180 Новые рубежи феноменологии: за пределами

постмодернизма в эмпирических исследованиях

182 Обсуждение проблемы влияния компьютерных игр на психику

184 Обсуждение проблем психологического обеспечения многоуровневого образования

187 Конференция по психологии и эргономике

190 Календарь конференций

191 Резюме на английском языке

Ноябрь-декабрь 2007 г.

3 Зинченко В.П.

Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция?

21 Орлов А.Б., Лэнгле А., Шумский В.Б.

Экзистенциальный анализ и клиентоцентрированная психотерапия: сходство и различие

37 Николаева Е.И., Япарова О.Г.

Личностные особенности родителей и детей в приемных семьях

43 Польская Н.А.

Взаимосвязь склонности к модификациям тела с копинг-стратегиями

54 Абраменкова В.В.

Отражение картины мира современных российских детей в графических и вербальных образах

64 Роджерс Н.

Фасилитация творчества

74 Моросанова В.И., Индина Т.А.

Источник: http://dogmon.org/voprosi-psihologii.html

Частые вопросы о психологии и психологах

В «Службу 812. Психологическая помощь» поступают разные вопросы: большая часть напрямую касается конкретных ситуаций или взаимоотношений, встречаются так же вопросы о работе психологов и о самих психологах. Это неудивительно, интерес к этой профессии в последние годы становится более выраженным.

С вопросами о своей работе психологи встречаются и в повседневной жизни,  стоит окружению узнать о профессии собеседника — одни люди спрашивают из чистого любопытсва, другие задумываются о возможном обращении за помощью.

Со временем вопросы о психологии и психологах, которые нам задавали через наш виртуальный почтовый ящик «Спросите психолога» стали повторяться, и мы решили разместить ответы на сайте — из них получилось практически интервью. Итак, на ваши вопросы отвечает психолог Кирилл Данилов.

Что вас привело в психологию, как вы стали практикующим психологом?

    Это скорее два вопроса, чем один. Психологом я стал, получив соответствующее образование, и   именно это дает мне право работать.

   Что касается первой части, то история достаточно   длинная. В 1995 году я всерьез заинтересовался   восточной философией и эзотерикой, тогда я   впервые поехал в Индию и через некоторое время   увлекся такой дисциплиной, как этнопсихология.

Я   стал интересоваться всем, что можно было прочесть   по психологии этноса, психологии разных народов и представителей разных стран.

Тогда я понял, что, несмотря на то, что психология как наука   сравнительно молода, уже тысячелетия назад люди   знали об определенных закономерностях в   поведении человека, его реакциях на события, явления, и как ему можно помочь в трудных ситуациях.

Круг моих интересов расширился, я заинтересовался психологией и как наукой, и как помогающей профессией.

Читая книги и участвуя в различных семинарах, я неожиданно понял, что интерес к психологии как к способу познания себя во мне жил давно, задолго до того, как я взял в руки первую книгу по психологии.

К слову сказать, это были, как и у многих в 90-е годы, книги замечательного советского психолога Владимира Леви.

Постоянно работая с людьми, я чувствовал потребность в том, чтобы понимать их лучше и это подтолкнуло меня к тому, чтобы получить второе высшее образование в области психологии.

Правдивы ли фильмы о психологах и психотерапевтах?

Увы, но нет, и это грустно, потому что это создает отрицательный образ как самого психолога, так и терапии в целом.

В большинстве фильмов, психолог или психотерапевт появляется фрагментарно, как второстепенный персонаж, выглядит он, как клоун или шарлатан.

Режиссеры и сценаристы, создающие такие образы, скорее всего, либо вообще не имеют никакого представления о психотерапии, либо имеют личный или опосредованный (услышали от друга или родственника) негативный опыт.

Чаще всего такие персонажи создаются российскими кинематографистами, и это понятно, т. к. психология, как профессия помогающая, и психологическое консультирование, как профессиональное занятие, в нашей стране появились не так давно, в конце 80-х, на Западе же, психотерапия существует уже более ста лет, хотя и некоторые западные фильмы грешат подобными образами.

Но есть очень хорошие, по-настоящему глубокие и интересные фильмы, рассказывающие и о психологах, как о личностях, и об их работе, например фильм «Умница Уилл Хантинг», где психолога сыграл блестящий актер Робин Уильямс.

Читайте также:  Плач - психология

Могут ли у психологов быть психологические проблемы?

Пока психолог «живой», у него, как у любого человека, могут возникать психологические проблемы, ведь по сути, психологическая проблема – это некая сложность, решение которой человек не может найти, и проблемой она становится, когда выход из создавшегося положения не находится длительное время.

И разница между психологом и человеком, который приходит к нему на прием, заключается лишь в том, что я, как профессионал, вижу, говоря медицинским языком, симптомы возникшей или уже сформировавшейся проблемы.

Мне кажется уместной аналогия с болезнью — простуда легко различима,  потому что мы это ощущаем — насморк, кашель, температура… Так что да, могут, но перефразируя героя популярного советского фильма добавлю: «Психологическое «здоровье» определяется не отсутствием проблем, а умением с ними справляться».

Должен ли психолог, чтобы эффективно помогать клиенту, сам пережить трагические обстоятельства и несчастья?

Представьте себе курсы ремонтных работников, где диплом выдается, если только в доме соискателя случались аварии —  замерзали и лопались батареи и трубы, падала с потолка люстра,  с искрами перегорала проводка…

Я, конечно, сильно утрирую, и сравнивать психологическую помощь с ремонтными работами нельзя, но и считать, что только переживший личную трагедию психолог способен эффективно помогать своим клиентам, тоже неправильно.

Психолог должен иметь соответствующее образование и обладать необходимыми качествами для оказания психологической поддержки и помощи.

Хотя, конечно, личный опыт, опыт встреч с трудностями, опыт решения личных проблем обогащает специалиста, так же пополняя палитру его профессиональных возможностей.

Как отличить хорошего специалиста от плохого или шарлатана?

Очень сложный вопрос, и в нем много подводных камней. Важно знать, кто говорит: «Он -хороший психолог». Почему он или она говорят: «Смотрите, это хороший или плохой специалист». Что заставляет называть кого-то хорошим или плохим  ? 

К сожалению, в наше время принято считать, что чем больше медалей, грамот, орденов и вымпелов на груди у специалиста, а за спиной —  дым, прожектора, иллюминация с плакатами молниеносного выздоровления, тем лучше специалист, предлагающий свои услуги. Я соглашусь, что есть очень опытные и талантливые психологи, имеющие заслуженные награды, их немало. Согласен я и стем, что их труд, услилия и опыт достойны самых высоких оценок профессионалов и горячей благодарности клиентов.

Но психолог, устраивающий «ритуальный танец», потрясая «блестючками» перед глазами изумленного клиента, заставил бы меня задуматься, зачем он говорит со мной, как с папуасом, показывая мне стеклянные бусы? Зачем так делать?

Психологическая помощь – процесс очень неспешный и очень осторожный. Любые гарантии и посулы скорейшего разрешения затруднения, с которым приходит клиент, мне кажется, чаще всего являются спекуляцией на естественном желании клиента поскорее выйти из кризиса. Если вам очень много обещают, то имеет смысл задуматься, почему.

Для меня «хороший психолог», это тот, кто обращён ко мне, кто во мне заинтересован, не как в кошельке (хотя понятно, что работа профессионала стоит денег).

Хороший психолог — тот, говоря с которым, я понимаю, он меня видит, он меня слышит, он сочувствует мне. Это человек, который помогает мне увидеть меня самого, понять, кто я и что со мной происходит.

И он может быть со мной не согласен, он вовсе не обязан быть от меня в восторге, как и я от него, но я должен чувствовать себя безопасно, когда говорю ему о важных и очень личных для меня вещах, между нами необходимо доверие.

Так что получается, что хороший психолог — это  психолог,  действительно помогающий мне решить мои затруднения.

Какие клиенты к вам приходят? Кто из наших сограждан обращается к психологу и для чего?

Приходят клиенты самые разные – от подростков до людей преклонного возраста. Но чаще всего это люди в возрасте от 22 до 45 лет, процентов 70  из них — женщины.

Ну а запросы (это затруднение, с которым клиент приходит) тоже очень разные – хотя есть встречающиеся чаще других, это трудности в отношениях, не сложившаяся любовь, поиск себя и смысла жизни.

Что такое конфиденциальность?

Конфиденциальность — это правило психологической тайны. В кино и других источниках мы неоднократно слышим о юридической тайне, медицинской… так вот, это полный аналог – все, что клиент говорит на встрече с психологом, я не имею права кому-либо передавать без согласия на то клиента. И мне кажется, что это основа работы.

Что вы делаете, когда к вам на консультацию приходят представители другого поколения, которых вы не понимаете?

Вне зависимости от того, к какому поколению относится человек, если у него возникают сложности во взаимоотношениях, трудности на работе, или более сложные ситуации (утрата, поиска смысла жизни) он ищет ответы, и моя задача помочь ему их найти. Поэтому затруднения могут быть только в языке, в терминах, которые клиент использует для описания себя и своей ситуации.

Но если я не понимаю сказанного, прошу пояснить, подобрать адекватный эквивалент, пояснить более развернуто, или говорю: «расскажите мне это, как будто я пришелец или только что слез с дерева».

И выясняется, что за разностью слов и терминов стоят очень близкие и понятные чувства и переживания.

Я не могу начать говорить на языке клиента, если это какой-то совсем уж «иностранный язык», но я могу создать пространство, где наши «языки» пересекутся в какой-то общей точке понимания — и мы установим связь между нами, наладим контакт.

Вы стараетесь вызвать симпатию своих клиентов?

Намеренно я к это не стремлюсь, потому что это мешает работе. Но я человек, и порой замечаю за собой такие попытки, и когда я это вижу, останавливаюсь.

Что вы делаете, если человек, который пришел к вам, говорит, что у него одни проблемы, а вы видите, что совсем другие?

На самом деле это очень распространенная ситуация. Я слушаю клиента, задаю ему вопросы, для того, чтобы прояснить ситуацию, а затем говорю, что я вижу. И если клиент принимает «об ратную связь» мы работаем над тем, что в результате первой встречи прояснилось. Хотя бывают ситуации, когда клиент настаивает на важности его первичного запроса, и тогда мы начинаем работу над ним.

Консультируете ли вы представителей сексуальных меньшинств?

Да, консультирую. Ко мне неоднократно обращались такие клиенты, но разницы нет никакой. Мы все переживаем и испытываем боль, в том числе и душевную, одинаково.

Труды каких психологов и психотерапевтов сыграли особую роль в вашей профессиональной жизни?

Для меня самыми близкими, понятными были книги Ирвина Ялома. У него удивительно простой, но вместе с тем образный язык. Джеймс Бьюдженталь, Александр Романович Лурия — психологи, книги которых нельзя не упомянуть.

Понимаете, психотерапия — это работа во взаимоотношениях с клиентом, работа в общении, работа со словами — своими и клиента. Слова клиента — одна из тропинок к в его внутренний мир. Слова психолога — нередко инструмент для работы. И этот инструмент должен быть хорошим.

Поэтому среди психологов много людей, которые хорошо говорят и хорошо пишут, ясно мыслят, точно описывают свои чувства, четко описывают, что происходит между ними и клиентом, отражают клиенту, что происходит, что они видят — это помогает клиенту увидеть свою ситуацию по-другому.

Нехорошо, если консультирующий психолог косноязычен, его речевой запас беден, он с трудом выражает свои мысли и описывает чувства…

Хотя, конечно, у психолога есть и другие инструменты работы, кроме слов — работа с рисунками и образами, работа с телом и движениями, работа с воображением, но без умения обращаться со словом психолог, как специалист, вряд ли может вполне состояться.

Кстати, хороший способ познакомиться с психологом заочно — почитать его статьи и книги, блог, комментарии — тогда можно понять, подходит ли вам этот специалист. Конечно, я не имею ввиду карамельные песни о спасенных клиентах и прочую саморекламу, я говорю о проблемных статьях, где специалист рассуждает, высказывает свою позицию, делится своим мнением, ставит вопросы.

Мои учителя говорили, что инструмент работы — личность терапевта. Это так. А чтение хороших книг разных жанров, от классической литературы до фантастики нас обогащает.

Какую музыку вы слушаете?

Очень разную, люблю классическую музыку, классический рок, джаз, фолк и латиноамериканскую музыку. Но слушаю музыку по настроению, хотя в моем плеере есть «попса», когда необходимо «подвигаться» — если нужно сделать что-то быстро – убраться в квартире, пройтись пешком, такая музыка позволяет войти в ритм, хотя она хороша и для зарядки. Мягкий романтический джаз для зарядки не подходит.

Если человек пришел на консультацию, обсудил проблему, ему стало лучше и он больше не пришел. Интересно ли вам, что с ним?

Да, конечно, мне интересно. Мне интересно получится ли у клиента решить до конца вопрос, с которым он пришел, обрел ли он гармонию, получил ли новый опыт, который помогает ему жить.

Зачастую клиенты уходят ничего не сказав, а мне, как психологу и как человеку, очень важно услышать, что он нашел выход из той ситуации с которой пришел, обрел мир и нужный ему смысл в жизни.

Поэтому всякий раз, когда клиент говорит о завершении терапии, это вызывает у меня чувство огромной благодарности – мне важно знать, что клиент достиг поставленной цели. Этой проблеме посвящена одна из моих статей.

 Другие статьи Кирилла Данилова можно прочитать здесь и здесь  .

Источник: http://psikhologicheskayapomoshch.ru/stati/9-articles/56-o-psikhologii-i-psikhologakh

Этические вопросы психологии (стр. 1 из 4)

Реферат

Ярославский государственный университет им. Демидова

2003 г.

Этика – это совокупность норм и правил поведения какого-либо общества. Законы и правила общества – это те которые человек должен выполнять, чтобы сохранить благополучие общества, в котором он живет, чтобы его поступки не нанесли вреда обществу. При этом человеку придется поступаться своими личными свободами.

Читайте также:  Психология образования - психология

Следовательно, между интересами общества и свободой личности всегда существует противоречие, которое заключается в том, что интересы общества часто ущемляют свободу личности, так как личность, обладающая свободой, стремится вести себя так, как ей хочется; своим поведением личность не должна наносить вред обществу;

В обществе существуют правила и законы. Некоторые законы в меньшей степени ущемляют свободу личности и поэтому не вызывают споров и дискуссий. В обществе существуют и другие законы и правила, которые являются предметом споров и дискуссий: закон о смертной казни, запрещение абортов и т.д.

Законы во многом отличаются от этических норм. Законы определяют, что делать можно, а чего нельзя. Нормы определяют, что делать хорошо и плохо, правильно или неправильно, прилично – неприлично.

Журналистская этика – максимум объективности. Этика научного исследования – все данные научного эксперимента должны быть объективными.

Нарушение этических норм не влечет никакого наказания, что отличает их от законов.

Это относится и к этическим нормам психологов. Во всех цивилизованных странах этические нормы заключены в кодексах. В работе любой психолог придерживается определенных этических принципов.

От того, насколько глубоко принципы будут поняты и приняты психологами, будет зависеть и то, насколько хорошо они будут соблюдаться. В силу специфики предмета психологических исследований психолог находится в сложной ситуации:

соблюдая принципы он должен получить максимум информации о личности испытуемого и помочь ему решить его проблемы;

он не должен нанести морального вреда, показывая недостатки характера.

На практике психологу трудно сохранить равновесие. Ему приходиться поступаться личными профессиональными интересами, либо интересами общества.

Таким образом, интересы общества и профессиональные интересы психологов часто находятся в противоречии друг к другу.

Общество заинтересовано в том, что при проведении психологического обследования не были нарушены основные права его членов. Но профессиональные интересы психологов заключаются в том, чтобы при проведении исследования психологи имели право использовать все свои профессиональные знания и право на то, чтобы общество не ограничивало их.

Общество зачастую неправильно понимает суть профессии психолога. Во многих случаях отношение к психологу несерьезное. Можно выявить две причины:

в житейском сознании существует мнение о том, что в отличии от других специалистов, что профессия психолог мало чем отличается от большинства других

низкий профессионализм некоторых психологов, неспособных грамотно подобрать инструментарий, правильно отработать результаты, зачастую дискредитирует все профессиональное сообщество и вызывает недоверие к нему со стороны общества.

Два основных принципа, которыми должен руководиться психолог в работе.

Ответственность

Психолог должен проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдать оказанное ему доверие.

Всегда должен помнить об ответственности перед обществом, так как его действия существенным образом влияют на жизнь других людей.

Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям.

Психолог стремится к непредвзятости и объективности.

Психолог противостоит любым личным, социальным организациям и политическим факторам и влияниям, способным привести к злоупотреблениям и правомерному применению его законов (влияние на другого человека с разными целями, установками).

В связи с этим психологу запрещается заниматься дискриминацией людей, основанных на таких параметрах, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, религиозные особенности и т.д.

При составлении отчетов и заключений психологи должны быть точными, честными и объективными в своих сообщениях, предназначенных для третьей стороны.

Психологу запрещается использовать свое положение ради получения незаслуженных выгод, преимуществ.

Компетенция

Профессиональная деятельность психолога требует высокой компетенции. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информирован о новых достижениях в области своих знаний.

Психолог может оказать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификации и образование. В своей работе он руководствуется проверенными и научными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики.

Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Компетенция подразделяется на подгруппы.

Границы компетентности. Психологи должны заниматься практикой, которая не выходит за границы их компетенции, то есть практикой, основанной на полученном образовании и соответствующем профессиональном опыте.

Новая сфера практики. Психологи должны практиковать в новых областях только после получения соответствующего образования и подготовки.

Квалификация, необходимая для устройства на работу. Психологи должны занимать те должности, которые позволяет им занимать их образование, основанное на дипломах государственного образца.

Контроль собственной эффективности. Психологи должны отслеживать уровень профессиональной эффективности и, когда необходимо, предпринимать шаги по повышению этого уровня.

Получение консультации по поводу этических проблем. Если у психологов появляются вопросы, связанные с этическими обязательствами, они должны проконсультироваться у других специалистов, занимающихся аналогичной работой.

Продолжение обучения. Психологи должны признавать необходимость своего дальнейшего обучения, чтобы быть в курсе научной информации в той области, в которой они работают.

Наличие проблем у самих психологов. Психологи должны воздерживаться от оказания профессиональных услуг в тех случаях, когда у них самих существуют проблемы, способные принести вред другим людям. Психологи должны быть восприимчивы к признакам наличия у себя проблем, пытаться получить помощь для их разрешения.

Принципы поведения по отношению к клиентам и пациентам.

Главная обязанность психолога состоит в уважении достоинства клиентов и пациентов и поддержании их благополучия.

Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом и пациентом имеют особый характер. Эти отношения требуют установления доверия между ними. Психолог в праве отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств в случае прекращения доверительных отношений.

Уважение различий между людьми. Психологи должны стремиться понять культурные особенности клиентов, с которыми они работают.

Позитивный рост и развитие. Психологи способствуют развитию и росту клиентов теми способами, которые отвечают интересам клиента. Консультанты – психологи должны избегать формирования и поддержания зависимых отношений в консультировании.

Участие семьи. Психологи должны считаться с тем, что семья играет важную роль в жизни человека. Поэтому психолог должен заручиться пониманием и поддержкой семьи, используя это как позитивный ресурс.

Личные потребности. Психологи должны осознавать существующую в психотерапевтических отношениях близость и свою ответственность в рамках этих отношений. Психолог должен избегать действий, направленных на удовлетворение личных потребностей и несущих вред клиенту.

Личные ценности. Психологи должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки и убеждения. Понимать, насколько они приемлемы в обществе, и не навязывать их клиентам.

Избегание двойственных отношений. Психологи должны осознавать, насколько влиятельную позицию они занимают по отношению к своим клиентам. Психологи должны направлять свои усилия на то, чтобы избежать двойственных отношений, которые отрицательным образом сказались бы на психотерапевтическом процессе.

Отношения «начальник – подчиненный». Психолог не должен брать себе в качестве клиентов лиц, с которыми имеет административные отношения.

Использование компьютера. Использую в консультировании компьютерные приемы, психолог должен убедиться, что а)клиент на интеллектуальном, культурном и физическом уровне способен использовать компьютерную программу; б) клиент понимает. С какой целью используется программа и знает, что с ней нужно делать.

Привлечение третьих лиц. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию у психолога без присутствия третьих лиц, однако психолог не должен препятствовать, если клиент хочет привлечь для консультации третье лицо.

Применение записей:

— Консультант несет ответственность за сохранность и конфиденциальность всех записей, сделанных в процессе приема, не зависимо от того, напечатаны они или записаны на пленку.

— Перед тем, как записывать содержание консультации, консультант должен заручиться разрешением клиента.

— Консультант должен понимать, что записи ведутся ради блага самого клиента, и если клиент просит обеспечить ему доступ, консультант должен это сделать, но лишь в том случае, если в записях не содержится информации, которая может быть неправильно истолкована или нанести вред клиенту.

Источник: http://MirZnanii.com/a/207457/eticheskie-voprosy-psikhologii

Вопросы психологии — № 3 — 1986

СОДЕРЖАНИЕ

5

Андреева Г. М. Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора

Теоретические исследования

16

Пономаренко В. А., Алешин С. В., Ворона А. А. Психический образ в практике профессионального обучения

Педагогическая и возрастная психология

29

Липкина А. И. Предметно-диалогическая рефлексия на уроках труда как фактор нравственно-мотивационного развития личности школьника

35

Резниченко М. А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы

44

Даунис И. Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольников

53

Изюмова С. А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе

Психология и педагогическая практика

63

Сластенин В. А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности

Психологическая консультация

71

Вереникина И. М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке

Тематические сообщения и публикации

78

Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей

90

Розов А. И. Проблемы категоризации: теория и практика

97

Гомоюнов К. К. О четкости в определении понятий

103

Величковский Б. М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства

Дискуссии и обсуждения

113

Белоус В. В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности

Экспериментальные исследования

121

Степанова Л. П., Рождественская В. И. Особенности работоспособности в условиях монотонной деятельности

127

Артемьева Е. Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии

133

Петренко В. Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов

143

Рутман Э. М., Кочубей Б. И. Механизм адаптации к стимулу высокой интенсивности

150

Бочкарев Л. Л. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания

158

Шлычкова А. Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками

За рубежом

163

Знаков В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии

171

Коротко о книгах

Критика и библиография

175

Маркова А. К. Актуальные проблемы обучения взрослых

176

Зимняя И. А. Психология обучения письменной речи

Научная жизнь

179

Логвиненко А. Д., Фокина Р. А. Совещание-семинар заведующих кафедрами психологии и педагогики университетов и вузов страны

182

Илюсизова С. М. Проблемы развития возрастной и педагогической психологии в Казахстане

183

Шуман С. Г. Научно-практическая конференция по психолого-педагогическому обеспечению реформы школы

Из опыта работы

185

Хвостенко Л. И., Черкашин Г. С. Заводская консультация по семейным вопросам

189

Резюме на английском языке

192

Наши авторы

Адрес страницы: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031986/VP19863S.html

Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031986/VP19863S.html

Ссылка на основную публикацию