Воспитанность — психология

Воспитанность: врожденное или приобретенное?

Воспитанность - психология

Почтительность определяется поведением человека, манерами, умением одеваться. Основы воспитания закладываются в детском возрасте. Родители и окружающие люди, выступают моделью поведения, с которой ребенок считывает данные и применяет во взрослой жизни.

Воспитанный человек выделяется адекватностью, с уважением относится к людям. Правила поведения меняются под воздействием таких факторов: места жительства, статуса и вероисповедания человека. В последнее время выходят публикации, доказывающие влияние наследственности на манеры личности.

Что же собой представляет воспитанность? Это врожденное или приобретенное качество?

Что такое воспитанность?

Образованный человек почтительно относится к людям вне зависимости от обстоятельств. При этом к ребенку и взрослому предъявляют разные требования. Детям достаточно слушаться родителей и следовать правилам, установленным в семье. Почтительность взрослого человека проявляется в следовании хорошего тона и поддержании норм поведения, принятых в конкретном окружении.

Воспитанный человек, находясь в обществе, учитывает,  какие обычаи наследуются в стране или семье. Например, на востоке принято дорогим гостям наливать неполную чашку чая. Пополняя стакан, хозяева дома лишний раз проявляют внимание.

Взрослому человеку приходится поддерживать уровень воспитания, поскольку мир вокруг не стоит на месте. Меняются культурные направления, политические взгляды. Основы манер закладывают родители, далее человек самовоспитывается.

Культурный человек выделяется жестами, мимикой, речью. Во время разговора воспитанная личность не размахивает руками, проговаривает слова спокойным тоном, не гримасничает. Такой человек реагирует на мнение окружающих, не злословит за спиной, отпуская острые и колкие штуки. Человека с безукоризненными манерами называют дипломатичным, тактичным, вежливым.

Какой он воспитанный человек?

Нормы поведения придумываются людьми. Поэтому возникают разногласия при определении почтительного человека. Подобные споры легко разрешить. Спросите у окружающих людей, почему они считают вас воспитанным человеком. Перечислим критерии, которые признаны социумом:

  1. Обаяние и приятное общение. Воспитанный человек излучает доброжелательность, разговаривает грамотно, не прибегает к повышенному тону. К такой личности тянутся люди, окружают вниманием.
  2. Интеллигентность. Для многих – это синоним культурной личности. Интеллигентный человек сдержан, немногословен, с чувством собственного достоинства. Не выходит из равновесия, чтобы не случилось вокруг.
  3. Тактичность и деликатность. Воспитанный человек лучше промолчит, чем выскажет мнение, которое обидит собеседника. В разговоре не употребляет матерных слов, не затрагивает темы, неприятные окружающим.
  4. Уважение. Отмечается не показное качество и игра на людях. Воспитанная личность с одинаковым уважением отнесется к незнакомцу или родному человеку.

Принято считать воспитанных людей скромными, тихими, забитыми и не имеющими собственного мнения. На самом деле такой человек уверен и самодостаточен, ему не надо доказывать что-либо окружающим.

Факторы, влияющие на воспитанность

Воспитание ребенка заключается не только в прививании доброты и хороших навыков. Взрослые люди сталкиваются в жизни с предательством, злостью, ненавистью. Поэтому важно вовремя снять с ребенка розовые очки. Рассказывайте детям поучительные истории, разбирайте примеры из жизни.

Поскольку навык закладывается с малых лет, то на поведение и характер человека оказывают воздействие родители. Какие еще факторы, влияют на воспитанность?

  1. Отношения в семье. Ребенок, находящийся в утробе матери, реагирует на свет, звуки, голоса. Поэтому выстраивать правильные семейные отношения следует не со дня рождения малыша, а со дня зачатия. Банальные конфликты приводят к серьезным ссорам. Взрослые не готовы уступать, ищут крайнего или виноватого. Примите за основу обговаривать скандалы и признавать неправоту. Покажите ребенку, что в вашей семье царит любовь и понимание. Чтобы дети научились уважать других людей, учитывайте его мнение и разрешайте вступать в дебаты. Пусть учится отстаивать точку зрения тактично и аргументировано, а не криком и истериками.
  2. Окружение. Большее участие в воспитании ребенка принимает мама или бабушка. На них и валятся шишки, если чадо оступилось. Идеальная схема воспитания – это равное участие мамы и папы. Но, помимо общения с родителями ребенок посещает детский сад, школу, кружки. Дети смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, читают книги. Образованность формируется под воздействием информации, полученной ребенком за пределами дома. При этом в подростковом возрасте мнение со стороны ценится больше, чем нотации родных людей. Чтобы не потерять авторитет, интересуйтесь делами ребенка, уделяйте ему внимание каждый день, анализируя вместе, как прошел день.

Хотите вырастить воспитанную личность? Забудьте о применении силы, не делайте замечания ребенку в присутствии посторонних людей. Ежедневно давайте детям понимание, что он важен для вас. Прививая правила поведения ребенку, взрослые поддерживает свой уровень почтительности.

Воспитанность: врожденное или приобретенное качество?

Ранее считали, что если окружить малыша воспитанными людьми, то из него вырастит ангел. Исследования ученых доказали обратное. На образованность влияют усилия родителей и гены. Физические способности и состояние здоровья также вносят лепту. Недаром семейные пары, решившие усыновить ребенка, тщательно изучают, кем он был рожден.

Ученые доказали, что наследственность оказывает влияние на воспитание человека. Если однояйцовых близнецов разлучить в младенческом возрасте и отдать в разные семьи, то у них все равно сохранятся одинаковые черты характера.

С другой стороны правила поведения, заложенные в семье, оказывают влияние на человека. Проблемы общения, агрессивность, нестандартные поступки – это последствия воспитания. У черствых родителей вырастают агрессивные подростки.

Нестабильная обстановка в семье ведет к проблемам во взрослой жизни. Ученые выделили факторы, влияющие на плохое воспитание: бедность, насилие в семье, некачественное питание, наличие вредных привычек у родителей. Остановить разрушительное воздействие возможно, если подключить помощь извне.

Участие социальных служб, прохождение реабилитационных программ.

На чьей стороне правда? Воспитанность – это врожденное или приобретенное качество? На самом деле нельзя рассматривать ситуацию однобоко. Человек, рождается с набором генов, которые влияют на характер. В то же время, находясь в обществе, поддаваясь влиянию окружающих, личность меняется, выстраивает линию поведения. Манеры человека формируются в равных частях под воздействием:

  1. Наследственных факторов. Включают характер, уязвимость и физическое состояние младенца.
  2. Воспитания. Формируется в результате отношения родителей и окружающих к ребенку, наличия стрессовых ситуаций и отягчающих обстоятельств.

Личность человека формируется в результате взаимодействия наследственности и воспитания. Эти два фактора дополняют друг друга, подключаясь на определенных отрезках жизни. В первые три года доминируют гены, биологические данные.

Затем они ослабевают, и подключается окружение малыша. В этот период проявляется генетическая уязвимость. Постоянные стрессы и депрессии меняют человека, влияют на почтительность и нарушают работу мозга.

Ученные доказали, что правильное воспитание способно победить генетические заболевания.

Как стать воспитанным человеком?

Проведенные опросы показали, что уровень воспитанности падает. Способствуют тому иные модели поведения. Если вернуться в недалекое прошлое, то можно увидеть, что представительниц слабого пола воспитывали в институтах для благородных девиц. Помимо образования, девочкам прививали навыки общения и достойные манеры.

Отрабатывалась походка, прививался изысканный вкус, уделялось внимание поведению. Мальчики стремились попасть в кадетские училища, где помимо военной мудрости, учились ответственности, собранности, вежливости. Сегодня в государственных учреждениях отводят роль образованию, но не воспитанию. Отдавая все карты в руки родителям.

Но, не все взрослые готовы вырастить достойную ячейку общества.

Как стать воспитанным человеком?

  1. Проанализируйте свое поведение. Подумайте, какие стороны или черты характера, хотели бы улучшить. Затем попросите знакомых, чтобы они дали вам характеристику. Поработайте над негативными и слабыми сторонами.
  2. Уважайте окружающих. Начните с уничтожения негативных мыслей. Не позволяйте думать о других людях плохо. Прежде чем высказаться, дать совет, подумайте, хотели ли бы услышать подобные слова в свой адрес.
  3. Общайтесь с людьми непринужденно. Неумение поддержать разговор люди воспринимают, как невоспитанность. Ведь такой человек отмалчивается либо произносит глупости. Закрепощенность, робость, неуверенность в себе приводит к тому, что человек стесняется высказаться. Чтобы не прослыть невоспитанным человеком, учитесь общению с людьми.
  4. Найдите идеал. На первых порах понадобится пример для подражания, чтобы сформировать азы. Поищите воспитанного человека среди друзей. Подойдет герой фильма или книги. Если подходящего примера нет, то заводите новые знакомства, чаще общайтесь с людьми, отмечайте, какие качества характера нравятся, перенимайте опыт.
  5. Принимайте мнение других людей. Острые шутки в адрес человека, высмеивание поведения или одежды говорят об отсутствии воспитания. Каждая личность проявляется по-своему и не нуждается в навязывании вашего мнения. Нельзя подшучивать над людьми с физическими или умственными недостатками.

Воспитанность формируется в результате наследственности и вклада родителей, общественности. Человек способен подтянуть этот навык, работая над собой. Уровень воспитанности проявляется в нестандартных ситуациях.

Если манеры поведения поверхностные, то при стрессе человек сорвется и проявит истинные эмоции.

Воспитанность, данная от природы и приобретенная в течение жизни, привлекает манерами, изысканностью, умением человека общаться и выглядеть достойно.

Источник: https://sunmag.me/sovety/31-03-2014-vospitannost-vrozhdennoe-ili-priobretennoe.html

Воспитание, воспитуемость, воспитанность. Стили воспитания

Воспитание, воспитуемость, воспитанность. Стили воспитания

Воспитание— социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением; общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.). Различные типы обществ в разные исторические времена по-разному понимали цель и смысл воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии

Литература:

Педагогическая психология Столяренко Л.Д.

Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением ученика.

Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может привести к кризису личности.

Зачастую у людей возникает путаница в понимании самого понятия “воспитанность”. Иногда под воспитанностью понимают конгломерат частных свойств личности (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Такое понимание воспитанности не способствует целостному процессу самовоспитания школьника.

Воспитанность включает следующие компоненты:

· запасы нравственных знаний ученика (о нормах поведения и об отношении к обществу, к труду, к другому человеку, к себе);

· нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности), то есть личное пристрастное отношение к нравственным знаниям, которые далеко не всегда переходят в убеждения, а могут осуществлять с ним параллельно;

· реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).

В воспитанности необходим каждый из этих компонентов: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение; нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом же нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.

Конечной целью воспитания ученика является углубление его воспитуемости, способности к самовоспитанию. Если воспитанность есть актуальный уровень развития личности, то воспитуемость — ее потенциальный уровень, зона ее ближайшего нравственного развития.

Воспитуемость — это возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми, восприимчивость к воспитанию.

На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности.

Неправомерно под высоким уровнем воспитуемости понимать лишь выполнение учеником требований учителя. Ведь эти цели могут противоречить целям, осознанно поставленным перед собой личностью.

Литература:

Виноградов П.Н. и Орлова А.В.Педагогическая психология

Четыре стиля воспитания

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию.

Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал».

Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер — и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля.

По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, “склонны давать, чем требовать.

Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации” (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/18838.html

Психологические основы воспитания — Психология жизни

Психологические основы воспитания - Психология жизни

В вопросе воспитания своего ребенка подросткового возраста мы должны вас предупредить о некоторых ошибках в воспитании, которые очень часто допускают родители.

Читайте также:  Женские капризы - психология

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Особенности психологического воспитания

Вы должны знать , что проблемы в воспитании подростков возникают практически в каждой семье, а если их нет, значит и нет воспитательного процесса или родители просто не замечают своих проблем.

В семье, в которой подрастает ребенок, обязательно должна быть благоприятная психологическая атмосфера. И вы в силах ее создать! Если вы стремитесь к этому, значит исключите крики, конфликты, любое насилие и жестокое обращение в семье.  Это психологические основы воспитания. Запрет на такое негативное поведение и отношение должен распространяться на каждого члена семьи!

Последствия жестокого обращения с детьми

Психологи доказали, что все проблемные подростки выходят из неблагополучных и асоциальных семей. К сожалению не обходится без противоправных действий со стороны подростков, вплоть до нарушения закона и т. п. Если вы желаете счастья вашему сыну или дочке, а как иначе! то вы должны начать меняться. Вперед, к основам позитивного психологического воспитания.

Психологические основы воспитания подростков:

  • Подростковый возраст охватывает период с 12-13 лет и заканчивается по-разному (у кого-то раньше, у кого-то позже). Как правило, у мальчиков он длится дольше (до 18 лет)
  • Психологический механизм влияния на подростка — это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание.
  • Немотивированная, безотчетная жестокость у детей подросткового возраста – это следствие детских переживаний, связанных с родительским воспитанием.
  • Типичной ошибкой родителей в воспитании подростков являются нравоучительные беседы. Спокойный тон, доброжелательность в разговоре и разумные доходчивые объяснения — вот принципы правильного общения с подростком. И правильный подход в воспитании подростков в семье.
  • Непростая ситуация складывается и в тех семьях, где практикуется вседозволенность. Ребенок, привыкший, что все его требования выполняются беспрекословно, войдя в период подросткового возраста, становится абсолютно неуправляемым. Особенно ситуация осложняется, если любовь родителей компенсируется дорогими и множественными подарками, если ребенку ни в чем не отказывают.
  •  Вы должны знать, что чем хуже отношения в семье, тем чаще подросток будет проводить время со своими сверстниками. Возможно найдет себе «плохую» компанию, где впервые попробует алкоголь, табак или другие наркотические вещества. Как узнать курит ли ребенок?
  • Главный принцип воспитания подростков  в семье — это воспитание счастьем! Если ребенок растет в благополучной семье, где его любят и интересуются его проблемами, то переходный период с большей долей вероятности пройдет гладко.

Психологические основы воспитания: Как избежать трудностей?

Подростки становятся трудными или проблемными только тогда, когда вы выбрали не совсем правильный подход в воспитании подростка

— Приказное отношение к ребенку, или авторитарный стиль поведения, вызывает у него чувство своей незначительности. Подросток начинает сомневаться в том, что он вами любим, появляется отчуждение. Все терпимое отношение, или либеральное, скорее всего приведет к тому, что ваш сын (или дочь) начнет думать о вашем равнодушии к нему и к его жизни в целом.

— Родителям нельзя контролировать каждый шаг ребенка, иначе вы обязательно получите протест. Контролируйте лишь то, что может повлиять на здоровье и будущее вашего ребенка.

— Никогда не запрещайте подростку дружить с тем, с кем ему интересно, даже если вам этот человек не нравится. Можете лишь тактично и завуалированно указать на его недостатки. Запрет лишь вызовет бурю негодования и то, что ребенок будет скрывать от вас, где он был и с кем.

— А вообще, постарайтесь наладить отношения с ребенком до вступления в опасный подростковый период. Тогда вам будет легче общаться со своим взрослеющим ребенком.

Психологические основы воспитания: К чему стоит стремиться?

Наилучший стиль воспитания подростка — это демократический стиль

Демократический стиль воспитания подразумевает, в первую очередь дружеские, доверительные отношения между родителями и детьми. Со стороны родителей проявляется искренний интерес к проблемам ребенка. Ведь подросток видит фальшь, и, если ваш интерес к его делам неискренен, то рассчитывать на доверительное общение не стоит.

В таких семьях дети растут активные, дружелюбные, независимые. Родители хорошо понимают проблемы своих подрастающих детей, знают, где сказать «нет», а что можно и разрешить. Конфликты возникают очень редко и быстро угасают.

 Психологические основы воспитания подростков: Советы 

Верьте в своего ребенка. Для начала научитесь его положительно оценивать и почаще хвалить. Хвалите не только за результат, но и за старания. Критика и замечания в воспитании подростков должны быть в редком случае и не звучать как обвинения. Сравнивайте результаты вашего ребенка с его вчерашними результатами, но никак не с результатами его сверстников.

Запомните! Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

В воспитании подростков старайтесь сформировать у него четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть. Докажите ему, что вам можно доверять. И тогда подросток не будет бояться говорить вам правду, какая бы она не была.

Никогда не ругайте вашего ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Всячески поддерживайте его положительные начинания и поступки. Это очень важно в воспитании подростков. И тогда подросток перестанет бояться ошибиться, вырастет уверенным и решительным человеком. Как воспитать уверенного в себе ребенка?

Когда подросток не идет на контакт, ваша настойчивость может только усугубить ситуацию. Одно из правил воспитания подростка в семье – тактичность. Если он не хочет делиться с вами своими проблемами, расскажите ему о своих делах, посоветуйтесь с ним, объясните, почему вы приняли такое решение, а не иное.

Психологические основы воспитания: Что должно  насторожить?

Когда же стоит обеспокоиться всерьез в воспитании подростков?

Когда проблемы действительно серьезны или решение их слишком затягивается. Когда он замыкается в себе, когда у него нет ни друга, ни подруги, когда он полностью забросил учебу. Или ему ничего не хочется от жизни, он не строит никаких планов и, конечно, когда он нарушает закон.

Основные проблемы современных подростков

Также родители могут обеспокоиться, если ребенок ведет с ними затяжную войну по любому поводу: часто для него это способ уйти от настоящих проблем.

Посоветуйтесь с психологом или прислушайтесь к нашим советам. Счастья вам!

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/psikhologicheskoe-vospitanie-podrostk.html

Психологический смысл Воспитания

Психологический смысл Воспитания

Раздел 4

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Психологический смысл Воспитания

Воспитание в широком смысле — это функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с требованиями времени.

В узком смысле воспитание — это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, воспитательных и учебных заведений, учреждений культуры, общественных организаций, средств массовой информации) с целью ее подготовки к полноценной жизни и самореализации в обществе, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, семейно-бытовой, общественно-политической и культурной) и к выполнению определенных социальных функций, принятия социальных ролей.

Воспитание является основным звеном социализации. Оно органично связано с обучением и вместе с ним является составной частью системы общественного образования, в рамках которой осуществляется направленная социализация человеческого индивида.

И если обучение сосредоточено на педагогическом патронаже становление познавательных способностей человека и его компетентности в различных сферах предметного бытия, то воспитание имеет основной целью развитие мотивационно-потребової и эмоционально-волевой сфер личности, формирования ее социальной компетентности, морального сознания и моральных привычек и способов поведения.

Раскрывая психологические механизмы становления зазначе-ных сфер личности, психология воспитания выявляет общие законы активного ее формирования, принципы, психолого-педагогические условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах социализации современного человека.

В зависимости от объекта приложения и содержания воспитательных воздействий выделяются следующие виды воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, общественно-политическое (идеологическое), религиозное, физическое, половое и т. др.

Изучая закономерности психической активности человеческого индивида в условиях воспитательного влияния, психологические условия эффективного воспитания, самовоспитания личности, а при общественной необходимости и перевоспитание ее, психология воспитания изучает механизмы действия этих воздействий на формирование психосоциальных качеств человека (ее статуса, ролей, внутренней позиции и ценностных ориентаций, мотивации и характера, мировоззренческих убеждений).

Таким образом, психология воспитания исследует психологические особенности и закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Теоретическую основу систем воспитания составляют психологические и педагогические учения, которые господствуют в данном обществе. Философские, религиозные и социально-политические концепции создают основу методологии воспитательного процесса.

Педагогическая наука занимается вопросами разработки целей, содержания и методов организации воспитания.

Психология же призвана исследовать психологические и социально-психологические механизмы организации и осуществления эффективного воспитательного процесса.

Важно осознавать, что различные социально определены цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Сегодня существует широкое разнообразие теорий воспитания.

Так, воспитательные системы Западной Европы в основу воспитания возлагают философию позитивизма и экзистенциализма. В Америке в начале и в середине XX века.

широкую популярность приобрели воспитательные концепции, базирующиеся на методологии бихевиоризма и психоанализа.

Современный представитель американской научной школы воспитания А.

Бандура — автор необіхевіористичної концепции социального научения считает, что в научінні как изменении поведения питомца целесообразно выделять два различных вида: научение с самостоятельным поиском реакций и с подкреплением готовых реакций — это предмет изучения бихевиоризма, и научение с одержуванням через наблюдения и без подкрепления готовых реакций из различных источников (взрослые, другие дети, картинки). Такое вікарне научение и является предметом анализа в социально-когнитивной теории А. Бандуры, суть которой заключается в способности человека усваивать новые формы поведения благодаря саморегуляции, то есть в способности ее познавательных процессов через символьные модели (вербальные, образные репрезентации) производить, усваивать и хранить опыт, который служит ориентиром для дальнейшего поведения. Основными процессами научения через наблюдение является несколько взаимосвязанных компонентов:

Внимание как сосредоточение обеспечивает ориентацию в качествах среды и в действиях модели.

Понимание осуществляет расшифровку и интерпретацию модели действий, направленных на выявление правил поведения, которая наблюдалась. Это осуществляется на основе предыдущего опыта и иерархической системы правил, которая условно делится на три уровня:

уровень правил — целей (что должно быть получено);

уровень правил — планов всех действий;

-size:12.0 pt;font-family:»Verdana»,»sans-serif»'>уровень правил выполнения отдельных действий.

Кодирование выявленных правил происходит посредством образов и языковых знаков. Субъект описывает поведение модели, повторяет и заучивает эти вербальные описания.

Сохранение осуществляет функции запоминание и удерживание в памяти характеристик поведения модели, которая наблюдалась. А моторно-репродуктивные процессы переводят закодированные в символах воспоминания в новую форму ответа. А.

Бандура обращает внимание на важность реального опыта отработки на практике мелких моторных реакций, которые подчиняются правилам третьего уровня.

Нехватка такого опыта приводит к неэффективности всей поведения даже при усвоении правил первых двух уровней.

Наконец, мотивация как предвидение положительных последствий использования опосредованно-усвоенной модели поведения побуждает к усилению процессов внимания, понимания, кодирования и повторения.

Детерминантами развития содержательных и процессуальных характеристик социального научения личности выступают, прежде всего, взрослые (родители и воспитатели), а также ранее приобретенные знания и умения конкретного и общего содержания. Взрослые демонстрируют способы и правила поведения и создают ребенку условия для овладения ими путем наблюдения и подражания.

Бы. Ф. Скиннер — автор теории оперантного научения объясню-вав суть этой формы получения опыта так. Индивид осуществляет различные поведенческие реакции, некоторые из которых подкрепляются. Подкрепленная реакция приобретает тенденцию к повторению, а не подкреплена или наказана угасает. Бы. Ф.

Скиннер выделяет два уровня подкреплений: первичные, не зависят от научения (еда, секс) и вторичные, то есть условные, которые приобретают функции подкрепления через связь с первичными.

Особого внимания заслуживают генерализованные подкрепления — деньги, одобрение, власть, внимание, хорошие оценки, которые в человеческом обществе приобрели статус универсальных вторичных поощрений. Подкрепление означает контроль поведения.

За модальностью он может быть двух видов: положительным (наступления желаемого события) и, наоборот, отрицательным (аверсивним) и осуществляться в виде подкрепление как поощрение и наказание.

В совокупности — все это создает специфическую систему контроля поведения индивида, в пределах которой подкрепление как поощрение может происходить и как приближение положительному результату, и как удаление аверсивного. Ана-логично и наказания реализуется через предъявление аверсивного стимула и отдаление положительного. Бы. Ф. Скиннер вводит понятие режима підкріпленя, под которым понимает правило, устанавливающее вероятность его появления. Он различает следующие режимы подкрепления:

с постоянным соотношением, когда подкрепление наступает при наличии определенного постоянного числа реакций, как в случае систематического воспитания, ситуации зачета или оплаты за количество сделанного;

с постоянным интервалом, примером чего является почасовая оплата, наличие сессий и промежуточных контролей во время обучения (субботняя порка всех без исключения учащихся в Переяславском коллегиуме в XVIII ст. — также из разряда таких воспитательных подкреплений);

с вариативным соотношением, как в азартных играх, когда выигрыш вероятен, но не гарантируется;

Читайте также:  Авторитет: научное определение - психология

с вариативным интервалом, то есть подкрепление наступает лишь после прохождения определенного интервала времени (ситуация с устным опросом учащихся в педагогической практике: в течение четверти необходимо получить несколько оценок).

В основе эффективного воспитания как научение лежит органическое сочетание выделенных им видов контроля и режимов подкрепления. При чем сам автор в организации воспитательных моделей бихевиористической педагогики и терапии предпочитал предъявлению и отдалению положительных стимулов как основным средствам поощрения и наказания.

Для советской системы воспитания, несмотря на все декларации благих намерений, основной его целью было формирование таких личностных качеств человека, которые бы обеспечивали ее конформность в отношении идеологических установок, лояльность к правящей власти и жесткую управляемость ее социального поведения государственными институтами.

Принципиальным при анализе таких концепций воспитания является понимание в них специфики позиции ребенка как только объекта воспитания, рассматривание ее лишь со стороны тех социальных функций, которые она должна выполняли в обществе в социально зрелом возрасте, не визнавання ее уникальности и неповторимости, а за ней — права на жизненный выбор, самоопределение и саморазвитие. И хотя в каждой концепции (Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, Т. С. Шацкого, П. П. Блонского и др.) были несомненные рациональные зерна, воспитание в рамках этих теоретических парадигм, по сути, понималось как программируемая модификация и контроль поведения питомца, как определенный технологический процесс, центральным звеном которого признавалась доминирующая активность воспитателя и некритическое восприятие и усвоение идеологической информации питомцем, выработку у него правильных поведенческих навыков. Такой технократической по сути педагогической доктрине противостоит воспитательная модель гуманистической психологии, которая активно с середины прошлого века развивается в трудах К. Ясперса, К. Роджерса, А. Маслоу и др.

Целью воспитания с точки зрения гуманистической психологии является «полноценно функционирующая человек», то есть сознательный и активный социальный индивид, который может реализовывать себя в личностном росте и самоактуализации в деятельности и общении с другими людьми.

Задачей воспитания при этом является обеспечение ребенку возможности саморазвития, содействие ее поисковые собственной индивидуальности. Для этого необходимо не навязывать ему готовых решений, а стимулировать ее работу по личностному росту, которое практически неограниченно. К.

Роджерс определил условия, при которых воспитание (как, кстати, и обучение) может состояться как полноценный и важный для развития личности процесс, а именно:

Воспитанники решают в процессе педагогического взаимодействия проблемы, которые интересны и значимы для них.

Воспитатель проявляет, безусловно, положительное отношение к питомцу, принимая его таким, какой он есть.

Он проявляет эмпатию к ученику, то есть демонстрирующий способность правильно понимать его внутренний мир желаний, эмоций и чувств и ценностей, смотреть на мир его глазами, оставаясь при этом самим собой.

Воспитатель чувствует и ведет себя в отношении к воспитанникам конгруэнтно, то есть свободно выражает себя таким человеком, какой он есть.

Он центрирован на ученике, создает психологически комфортные условия для свободного самопроявления воспитанника, выполняет функцию стимулятора процессов морального самовизначання личности ребенка путем включения в воспитательный процесс моделей ситуаций и коллизий, значимых для нее.

Методами воспитания как конкретными способами влияния на сознание, чувства и поведение детей при таких условиях являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и решение конфликтов.

Особенно полезными для создания благоприятного психологического микроклимата воспитательного процесса считается использование таких приемов общения с ребенком, как активное, понимающее слушание, демонстрация безусловного принятия ребенка, позитивного внимания к ней, Я-высказывания, визуальный (глаза в глаза) и физический контакты с ребенком.

Источник: http://schooled.ru/psychology/pedagog_psychology/38.html

Воспитанность Воспитанный

19.02.2013 by petr8512

Воспитанность есть усвоение хороших привычек

Автор афоризма: Платон

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

Автор афоризма: Гёте И.

        Воспитанность – способность реализовать в межличностных отношениях свои лучшие качества личности, высокую внутреннюю культуру  и навыки в соблюдении правил поведения и общения, принятых в данном обществе.

      Великий мыслитель Платон совершенно справедливо сделал акцент в определении воспитанности на привычках. Привычка – вторая натура, стоит ее посеять, в итоге пожнешь у себя развитие соответствующего качества личности. Букет из заботливо выращенных достоинств наряду с усвоенными правилами поведения в обществе делает человека воспитанным.

Махровый эгоист при всей его образованности никогда не попадет в галерею приверженцев воспитанности. Думая только о себе, своих интересах, желаниях и потребностях, он не способен проявлять воспитанность относительно окружающих.

Его желание «перетянуть одеяло» на себя встречает протест со стороны внешнего мира, значит, неизбежны конфликтные ситуации, скандалы, возмущения и обвинения. Не уважающий других будет и сам неуважаем. Эгоист не способен кого-то слушать, ему самому хочется говорить.

Значит, он будет перебивать, досказывать за собеседника, демонстрировать жестами не уважение к говорящему человеку. Словом, любой, столкнувшийся с ним человек, мысленно отметит его невоспитанность, будь он почетным академиком всех академий мира.

    Воспитанность – это не дрессура, как правильно вести себя в обществе, это не просто хорошие манеры. Натаскать, социализировать можно и собаку. Подонка можно накачать знаниями и обучить правилам этикета, но от этого он не перестанет думать только о себе.

Воспитанный человек уважает других людей, думает не только о своих желаниях, но и намерениях окружающих. Воспитанность живет в гармонии с внешним миром.

А о какой гармонии  с другими людьми может говорить эрудированный скандалист, образованный лицемер и ханжа, начитанный мошенник или коварный и вероломный почитатель этикета?

Советую почитать:  Возмущенность (Склонность к возмущению)

      Воспитанность видит в другом человеке целую Вселенную, уникальность и неповторимость.

Уважая духовную сущность человека, она учитывает своеобразное мышление другого человека, особенности его памяти, интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения и потребности.

Евгений Евтушенко писал: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее».

       Воспитанный человек – тонкий психолог, знаток человеческих сердец. Он умеет искренне отзываться на чувства и переживания людей.  «Бывает и так, – пишет писатель С.

Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем.

Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

     Воспитанность – это добродетели личности, породненные с этикетом. Что внутри, то и снаружи. Воспитанность идет изнутри, как проявление всего лучшего, что есть в человеке.

Но достоинства человека будут голыми, если не надеть на них наряды вежливости, тактичности, учтивости и почтительности.

В процессе воспитания, а этот процесс длиною в жизнь, они так привыкают друг к другу, что уже не мыслят себе раздельного существования.

        Воспитанность не придает кому-то или чему-то особой, избыточной значимости, поэтому ее не обременяют идеализации авторитетов, отношений, денег, социального положения и репутации. Не мешая другим, она и сама не становится центром внимания для конфликтных ситуаций.

 Воспитанный человек проявляет искреннее внимание к другим людям и основой этого внимания служит глубокое уважение к другому человеку. «Мне представляется, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбуешься.

И скромно, и празднично… Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент.

Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

Советую почитать:  Верховенство

        Воспитанность предполагает обязательность, пунктуальность и доброжелательность. Невозможно представить воспитанного человека, с легкостью нарушающего свои обещания и обязательства, игнорирующего назначенные встречи и недоброжелательного к людям.

Человек чести и развитого чувства собственного достоинства, он умеет контролировать свои эмоции, проявлять выдержку, самообладание, сдержанность и корректность.

Обаятельный, он, как магнит, притягивает к себе людей, всегда приветливый и предупредительный, он доставляет всем окружающим удовольствие от общения.

       В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди.

Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних… Они  чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него поко­ем, женщинами, вином, суетой… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрян­ным воздухом, шагать по оплеванному полу… Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили…»

Источник: https://podskazki.info/vospitannost-2/

Что важнее — воспитанность человека или его воспитательность

Насколько привлекательна воспитанность человека! Насколько же она необходима!

Подумайте, друзья. Без нее смелость человека приобретает вид грубости, образованность — вид педантизма, остроумие становится шутовством, простота — неотесанностью, а добродушие облачается в подхалимство.

Наши положительные качества, составляющие подлинные неиссякаемые сокровища только тогда принесут добрые плоды, когда аккуратно окантованы воспитанностью

Старый ювелир

А что же сказать про воспитательность?

Думаю, это нечто новое для людей нашего круга. Но уже само произношение этого слова веет стремлением к манипулированию и потому требует к себе внимания.

Хотите порассуждать об этом? Тогда мы начинаем.

Делаем ставку на воспитанность человека

Если бы вас попросили изобразить на бумаге воспитанную личность, что бы вы нарисовали? Или еще сложнее, как вы объяснили бы ребенку точное значение этой теряющей добрую славу фразы?

Многим из нас пришлось бы непросто. Ведь мы отлично понимаем, что уступить место в транспорте — это еще далеко не всё (хотя уже немало).

Воспитанность человека, по моему мнению, это особая степень такта. Когда вместо того, что бы послать обидчика куда-нибудь подальше, обычно с улыбкой произносишь: “Я вижу вы далеко пойдете”.

Спросите у меня «у кого ты учился воспитанности?» и я отвечу вам «у невоспитанных. Я просто избегал делать то, что делали они»

Воспитанный сирота

Воспитанный полон достоинства, а потому тих и мирен. Его трудно спровоцировать на безрассудство. Он уважителен и аккуратен в словах. Его чувства всегда сбалансированы, а эмоции подчинены благоразумию.

Разумеется у него есть собственные желания, но он никогда не удовлетворяет их, бортируя желания дорогих ему людей. Обладая многими правами, он не настаивает на них, наступая на чужие права и свободы.

Такая воспитанность всегда проявляется во внешнюю среду, даже если в потаенной комнате она скрывает несколько шкафов со скелетами. Другими словами воспитанная личность не удерживает себя от добрых проявлений, несмотря на то, что прекрасно осознает собственную ограниченность и дефектность.

Кроме тактичности воспитанность превозносит скромность. Она не позволит себе заполнять собой чужое пространство. Иначе сказать, она не любит шумливость, хотя не станет возбранять пошуметь другим.

Правота воспитанности как и мудрости всегда подтверждается ее делами

Отражая воспитательность

Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.

Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).

На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.

Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность.

Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:

Читайте также:  Дисциплинарный подход и свободное воспитание - психология

1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.

Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…

Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.

Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Когда воспитанность человека готова уступить

Чем больше воспитанный человек имеет внутри себя, тем меньше он ждет от окружающих

Коротко говоря, воспитанность уступчива в 99 случаях из 100.

Порой близкий человек принимает абсолютно неверное решение. Конечно, можно попытаться остеречь его от опасного шага. Но если взрослый адекватный человек сознательно встает на опасную дорожку, воспитанный друг проявит уважение к чужой свободе выбора.

Возможно через некоторое время это потребует дополнительной самоотверженности, но в данный момент лучше никого не заставлять, силясь изменить чужое направление движения.

А как же тот один процент, когда воспитанность человека не станет уступать дорогу? Это связано с ключевым вопросом бытия. Тогда воспитанность, обновляемая особой силой, превращается в высоконравственность.

Это тот случай, когда возникает конфликт внутренних убеждений и смыслонаполняющей жизненной цели с возникшей ситуацией. С той ситуацией, которой никак нельзя передать контроль над личностью.

Когда воспитательность все же имеет место

Только в тех случаях, когда мы имеет дело с ребенком до 6 лет. И то при особой смекалке в большинство случаев она и тогда не пригодится.

Глупость привязалась к сердцу мальчика, но воспитательная розга удалит её от него

Царь Соломон

Хотя знаете, друзья, какая мысль возникла у меня? Жизнь часто преподносит непредсказуемые встречи и перед любым из нас может оказаться взрослый человек с мышлением ребенка. Что тогда?

Взять на себя роль воспитателя или нет, решать вам. Но помните, что за нами наблюдают те, для кого воспитанность человека имела и будет иметь большее значение.

Источник: http://vashnastroy.ru/vospitannost-cheloveka-ili-ego-vospitatelnost/

Психология воспитания детей школьного и дошкольного возраста

С рождением ребенка молодых родителей ждет много трудностей. Малыша нужно кормить и одевать, заниматься его воспитанием. Наука — психология воспитания детей — дает ответы на множество вопросов, касающихся общения с грудничками и детьми постарше. В этой статье мы поговорим о том, с какими трудностями приходится сталкиваться семье, воспитывающий ребенка, как эти проблемы решать.

С рождения и до года

Малыш родился, и вы самые счастливые родители на свете! Но спустя 2-3 недели после выписки из роддома начинаются пеленки, подгузники, детский плач по ночам — кроха начинает показывать свой характер.

В этот период он наиболее зависим от семьи, требует постоянного внимания. Самый сложный и спорный момент – выяснение причин плача. Подключаются бабушки и дедушки с высказыванием: «Давайте, мы — вас же как-то вырастили».

А довольны ли мы своим воспитанием?

Детская психология различает два подхода к плачу младенца:

  • традиционный;
  • детоцентристский.

Распространенная фраза традиционного метода – «покапризничает и перестанет». Сторонники традиций убеждены, что кроху не нужно приучать к рукам и бежать к нему при первом же попискивании.

Малыш должен учиться самостоятельности с первых дней жизни, понимать, что на его крик не реагируют. Такое отношение в семье проявляется не только к плачу.

У деток своя кроватка, отдельная комната, а контакт с родителями происходит только тогда, когда они бодрствуют.

Родители, практикующие детоцентристский подход, стремятся к малышу в первые секунды плача, берут его на руки, прижимают к себе. 9 месяцев кроха находился в подходящей среде обитания, из которой его вырвали и перенесли в мир, полный страхов и одиночества: конечно, ему нужно поддержка. Часто малыши спят с одной кровати с родителями, их долго не отрывают от груди.

Какой же подход из этих верен? Четкого ответа на данный вопрос нет. К каждому ребенку важно подходить индивидуально, анализировать причины его капризов. На все запреты в возрасте до 1 года малыш может реагировать только плачем. Основывайтесь на своих ощущениях и поведении крохи. Главное, чтобы ребенок был счастлив!

Воспитание от 1 года до 3 лет

Возраст от года до 3 лет — самый любознательный. Малыш начинает делать первые шаги, пробовать все на зубок, познавать мир. Очень важно, если в этот период жизни дети воспитываются в полной семье, именно сейчас они начинают ощущать разницу между мамой и папой. Поведение формируется на основе поведения родителя его пола.

Фундамент воспитания малыша до лет базируется на трех принципах:

  • уметь слушать;
  • говорить коротко;
  • предоставлять выбор.

В возрасте до 2 лет у крохи формируется интеллектуальное развитие. Именно в этот период ему нужно уделять много внимания и постараться многому научить. Помочь в этом могут развивающие игрушки: кубики с буквами, конструкторы, цветные карандаши.

Большинство родителей учат малыша этого возраста рисовать. Капризничает и не желает брать в руки карандаш — дайте ему книжку с яркими картинками или кубики. Ни в коем случае нельзя кричать на карапуза, если процесс не получается. Это вызовет впоследствии отторжение.

Примерно с 1,5 лет ребенок начинает проситься на горшок. Процесс приучения к туалету важный, требующий терпения и спокойствия от родителей. Малыш описался – это не повод ругать его. Большинство детей полностью привыкают к горшку к 3,5-4 годам, некоторые — с приходом в детский сад.

В возрасте 2 лет дети начинают интересоваться сверстниками. Знакомство происходит на детских площадках, в яслях. Необходимо стимулировать процесс, ведь впоследствии взрослому человеку придется общаться с малознакомыми людьми на работе, в быту.

Важно прививать малышу навыки этикета: учить здороваться, прощаться, говорить спасибо, пожалуйста. Вежливость – залог правильного воспитания. Учите ребенка правилам гигиены. Кроме того, кроха должен начинать понимать, как важно помогать другим.

Предлагайте ему убирать игрушки, заправлять постель после сна. Когда станет старше — начнет помогать вам.

Воспитание от 3 до 5 лет

Именно в этот период дитя начинает ощущать себя как отдельную от мамы личность. Малыш уже понимает свою половую принадлежность, исследует себя и интересуется отличием мальчика от девочки. Отвечая на каверзные вопросы о физиологии, важно не вдаваться в подробности и раскрывать ребенку всю суть анатомии человека.

Уже по интонации родителей кроха может определить их настроение. Малыш стремится к самостоятельности и все чаще повторяет фразу: «Я сам!», не боится оставаться один в комнате. В возрасте 3-3,5 лет ребенку нужен распорядок дня, чтобы он не рос, как сорняк у дороги. Составьте распорядок вместе с малышом и выслушайте все его пожелания, объясните, почему важен дневной сон.

Важную роль в психологии детей играет детский сад. Не только родители закладывают фундамент, но и воспитатели. Всегда интересуйтесь у чада, как прошел его день в саду, что нового он узнал, было ли ему интересно, что он сегодня кушал, как спал. Многие детки, заходя в группу, начинают плакать: это не означает, что в саду плохо. Чтобы избежать детских истерик, необходимо понять причину плача.

Неплохой совет по этой теме дает детский врач, психолог Комаровский Е.О. Он выделяет основные причины детских слез:

  • нежелание малыша расставаться с родителями;
  • боязнь, что его не заберут домой;
  • одиночество в группе;
  • боязнь воспитателя;
  • конфликт со сверстниками.

Задача мам и пап — понять причину «детского горя» и научить ребенка самостоятельности. Необходимо приучать малыша к саду постепенно, оставляя его в группе на 2-3 часа.

Как только кроха привыкнет к новой обстановке, познакомится с воспитателями и детьми, ему будет проще провести в детском саду целый день. Большой плюс, когда малыш уже знает детей в группе.

Для знакомства с коллективом можно несколько раз прийти в сад на экскурсию. Как только ребенок перестает плакать, хвалите его.

Воспитание от 5 до 6 лет

Психология воспитания детей пятилетнего возраста направлена на множество запретов. К 5-6 годам малыш начинает интересоваться компьютерными играми. Если ему позволять, он часами будет играть в «стрелялки» и «бродилки».

Не удается отвлечь чадо от компьютера? Замените вредоносную игру полезной. Приобретите диски с развивающими играми, помогающими ему освоить мир цифр, грамматики, биологии, истории. Больше гуляйте с крохой на свежем воздухе, позволяйте общаться со сверстниками. Тогда времени на компьютер у него не останется.

Развитие малыша происходит стремительно, он впитывают новую информацию, как губка. Часто родители слышат из уст чада матерные слова. Как на них реагировать? Для начала обратите внимание на себя.

Возможно, вы сквернословите в присутствии малыша. Почему вам можно, а ему — нет? Искорените эту привычку. Если причина не в семье, необходимо понять, где ребенок мог услышать плохое слово.

Поговорите с воспитателем: 90% новых слов дети приносят из детского сада.

Важный момент в этом возрасте – подготовка к школе. В этот период и ребенок, и родители испытывают стресс, ведь впереди новый виток жизни.

Распространенные ошибки, которые совершают многие родители в разговоре о школе:

  • негативный пример из собственной практики;
  • запугивание плохими оценками и ремнем;
  • использование фраз: «Ты не справишься», «Там тяжело».

Хотите, чтобы ваш малыш перестал трястись при упоминании слова «школа» — настраивайте его на положительный лад. Расскажите о том, что в школе, помимо уроков, есть переменки, на которых можно играть с друзьями.

Дайте понять, что он узнает много нового и интересного для себя. Пообещайте помогать с уроками. Дети, подготовленные к школе психологически, легче преодолевают трудности.

Будущему ученику будет проще, если до школы он будет уметь читать простые слова, считать до десяти. Посвятите свободное время занятиям с малышом.

Начальная школа

Один из сложных периодов в детской жизни – начальная школа. Если ваш малыш посещал детский сад, адаптироваться в новой среде ему будет проще. Детям, пришедшим в школу из уютной домашней обстановки, тяжело налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Однако это не повод расстраиваться. Применяйте правило: «Начальная школа – это детский сад, только с домашним заданием».

С началом занятий у малыша изменится распорядок дня. В летний период родители должны постепенно готовить ребенка к новым правилам, исключить дневной сон. В школе ребята учатся самостоятельности, прилежанию, труду. Прививайте эти навыки малышу постепенно.

Неизбежны конфликты между учениками: в этот возрастной период ребята стараются показать свое превосходство над сверстниками, хвастаются старшими братьями и сестрами. Произошла ссора? Позвольте ребенку решить ее самостоятельно. Вмешаться можно только при затянувшемся конфликте либо систематических нападках на ваше чадо.

Не вмешивайтесь в процесс обучения постоянно, доверьтесь учителю, у которого есть специальное образование и опыт работы со школьниками.

Одно из параллельных слов, идущих рядом с ребенком-школьником, – труд. Ребенок должен понимать, что для получения хороших оценок нужно трудиться, внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Родители, жалея свою кровиночку, выполняют домашние задание за ученика. Не нужно этого делать. Ваша задача — помочь, а не сделать работу за него.

В психологии воспитания ребенка встречается такое понятие как темперамент.

Воспитывая малыша, необходимо найти индивидуальный подход к нему как к личности. Важно подобрать увлечение, соответствующее его характеру. Применять навыки, полученные вне школы, например, в кружке биологии, ИЗО ребенок сможет и на уроках.

У детей-школьников часто начинают вырабатываться привычки. Малыш начинает ложиться спать в одно и то же время, завтракает до ухода в школу, приходя с улицы, моет руки. Но не все привычки хорошие.

Мальчики, а иногда и девочки в возрасте 7-8 лет начинают курить. Важно не кричать! Заметили, что ребенок курит, почувствовали от него запах сигарет — расскажите про вред курения.

Покажите в интернете картинку легких курильщика, расскажите о заболеваниях, которые вызывает пагубная привычка, доступным ему языком.

Психологическое воспитание детей – наука, требующая много сил и времени. Проводите с малышом свободные часы, тогда он не будет чувствовать себя одиноким, доверится вам, в трудную минуту спросит совет. Будьте для своего ребенка лучшим другом!

Источник: https://pups.su/vospitanie/psihologiya-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию