Возрастные кризисы детей — психология

Первые три года жизни. Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы детей - психология

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете – что-то изменилось. Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис – необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них – кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризисявление позитивное, в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии.

Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики.

Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис – явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того – мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни – осознание малышом собственной самостоятельности, желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых.

Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно.

Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать, отстаивая свою независимость.

Вот тут то и начинается самое интересное – малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет.

Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Наша мама-форумчанка Lady рассказывает: «У нас этот кризис в год и месяц начался, чуточку припоздал. Но как начался – я уже не скучала. Собираться на улицу – не хочу, не буду, идем домой с прогулки – не затащишь, в туалет – нереально, сидит у меня на руках, только спущу – крик.

Обед готовлю одной рукой, и разве его кто-то нормально ест, одеваюсь – аналогично. Около двух месяцев было так. Сколько у меня нервов погибло за это время, не знаю, но валерианка мне уже не всегда помогала. Зато потом ходить начал хорошо, и в речи был скачок.

Так что – ждем еще полгодика и начинаем готовиться к следующему кризису».

Конечно, находить общий язык с карапузом, который находится в состоянии постоянного конфликта – сложно. И даже самые терпеливые родители то и дело теряют терпение.

Так как все мы понимаем, что насилие и авторитарное воспитание  – это не выход, переходим к новому пункту воспитательного плана – учимся договариваться с ребенком.

Да, именно сейчас родителям уже пора начинать осваивать это особенное искусство – ведь как только малыш услышит крик, истерика начнется с новой силой.

Что же делать? Главное – просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, быть готовым к сиюминутным эмоциональным взрывам ребенка, уметь переключать его внимание на что-то другое и нивелировать проблему.

Например, вы знаете, что ребенок не захочет одеваться, значит, на этот период стоит запастись удобной одеждой и памперсами-трусиками, на манипуляции с которыми не нужно тратить много времени, а также какой-то новой развлекающей игрушкой, на которую малыш на время сможет переключить свое внимание, позабыв о необходимости протеста.

Еще один совет – в период кризиса малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ним, носить на руках, ведь ему сейчас труднее чем взрослым, и крохе, как никогда, необходимо ее тепло и понимание.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «В момент возрастного кризиса, да и не только,  родителям не стоит делать за ребенка то, что он хочет сделать сам.

Конечно, это будет гораздо дольше обычного, у карапуза не будет получаться и он начнет капризничать, но не стоит навязывать малышу свою помощь. Будьте всегда рядом, но помогайте, только если ребенок попросит – сейчас ему непременно нужна определенная доля самостоятельности.

Конечно, вы сделаете все необходимое лучше, быстрее, более ловко и без проблем, но взрослый человек уже все это умеет, а малышу – необходимо научиться быть самостоятельным, и в этом ему стоит помочь.

Каждый родитель хочет, чтобы из его ребенка выросла решительная, целостная и сильная личность, а основа таких проявлений характера закладывается именно во время возрастных кризисов еще совсем маленького человечка».   

Читай также: Воспитание детей: 10 важных советов родителям

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил – кризис двух лет.

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого упрямства.

Причина кризиса двух лет проста – малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» — «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет – а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана.

Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности.

 Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама-форумчанка Nunuм рассказывает:«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково — это новое чудодейственное открытие нашего папочки.

В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду – нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно.

Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению. Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут.

Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда.

Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся.

В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Читай также: Советы по воспитанию детей: как понять ребенка?

Кризис трех лет

Кризис трех лет – один из самых известных кризисов в развитии малыша, и он отличается от всех вышеописанных возрастных переломных моментов.

У некоторых детей первые два кризиса могут пройти достаточно спокойно и гладко, а вот пропустить кризис трех лет зачастую просто невозможно, ведь именно сейчас в лексиконе малыша появляется местоимение «Я» и целое море негативизма, строптивости и непослушания.

Конечно, родители пережившие кризисы одного и двух лет знакомы с детским стремлением противоречить всегда и всему без разбору, даже не потому, что хочется, а потому, что малыш не может поступить иначе, отстаивая свое право на что-либо.

А еще малыш будет упрямо настаивать на своем, абсолютно не поддаваясь на уговоры, быть постоянно недовольным всем, может начать ругаться, толкать, ломать игрушки. Что происходит? Ребенок самоутверждается, и процесс этот проходит в состоянии постоянного конфликта с окружающими.

К счастью, подобные негативные признаки – обратная сторона позитивных изменений маленькой личности. Ребенок неуклонно развивается и на смену старым способам взаимодействия с миром приходят новые модели общения, проходит переломный момент психологического развития.

Что же новое возникает в жизни трехлетнего карапуза? Он осознает новое чувство – я отдельный человек, «я сам».

Казалось бы, еще совсем недавно, на вопрос «кто будет кушать клубничку», ребенок называл свое имя, а вот сейчас, активно кричит «яяяяяяя».

Вместе с осознанием собственного «Я» у ребенка развивается новая форма самостоятельности независимость, которая рождается через бунт против прежних рамок и системы.

Трехлетний малыш уже готов целенаправленно делать что-то, ради достижения своей цели, также для него важно, чтобы за его успехи он получил похвалу от взрослого. Весь этот удивительный коктейль психологических изменений щедро приправлен повышенной чувствительностью ребенка, его обидчивостью и эмоциональными вспышками.  

Итак, злиться на ребенка в период кризиса абсолютно бесполезно – все перемены природны, и чаще всего от них страдает сам малыш не меньше, чем его родители.

Выходом, как обычно, станут терпение и понимание, а также новые игры, пусть даже во время еды или когда нужно пойти на горшок, стратегический запас различных «волшебных отвлекалок», которые могут переключить внимание ребенка и максимально допустимая самостоятельность.

Еще одно необходимое, но очень сложное условие – родительская последовательность. Можно сколько угодно быть гибкими и договариваться по поводу того, когда, как и кто будет собирать разбросанные по ковру игрушки, только если это не является закрепленной за малышом обязанностью.

Ребенок не слушает то, что вы ему говорите? Потерпите, привычка формируется месяц, и если в течение 30-ти дней спокойно и уверенно говорить ребенку «нет, сначала ты соберешь игрушки, а потом мы будем смотреть мультики», не отступая от своего ни на шаг, он обязательно осознает, чего вы от него хотите.

  

Именно сейчас малыш не может вести себя по-другому, ведь задача трехлетнего ребенка – проверять границы родительского терпения, но есть хорошая новость – рано или поздно ему это надоест. И все встанет на свои места.

Действительно, возрастной кризис – это не навсегда.

Уже совсем скоро, маленький «нехочуинебуду» опять превратится в смышленого малыша, с которым можно легко договориться!

Читайте также:  Теория когнитивного диссонанса - психология

Читай также: Детские кризисы: 6 этапов взросления

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/psihologiya-i-vospitaniye-ot-1-do-3/article-35048-pervye-tri-goda-zhizni-vozrastnye-krizisy-u-detey/

Возрастные кризисы детства

Возрастные кризисы детства

Детский кризис трактуется как переломный момент в развитии ребенка, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее протекание его процесса развития.

Детство (от рождения до 15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают окружающие взрослые, живет сегодняшним днем и реализует цели, поставленные другими людьми (родителями, воспитателями, учителями).

Так как дети не могут ставить перед собой далекие цели, в лучшем случае это будут цели короткого действия, на ближайшее будущее, то они живут по «чужому сценарию».

В предыдущем номере мы уже говорили, что, развиваясь психологически, человек выбирает позитивное или негативное значение в своем развитии. Позитивное развитие связано с совершенствованием личности, достижением успеха, ощущением счастья.

Негативное развитие ассоциируется с различными формами деградации, «застреванием» в предыдущем возрастном периоде, ощущением своей неполноценности. Какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда, а возникает заново в каждой последующей стадии.

В каком направлении пойдет развитие, зависит от успешности разрешения человеком основных проблем и противоречий в каждом возрастном периоде.

Кризис новорожденного. Рождаясь на свет, человек сразу же попадает в ситуацию первого жизненного кризиса, который связан с необходимостью адаптироваться к совершенно новой среде обитания.

Отделяясь от матери физически в момент родов, младенец является абсолютно беспомощным, зависящим во всех аспектах своей жизни от окружающих взрослых.

В целом развитие ребенка в младенческом возрасте идет удивительно быстрыми темпами и осуществляется одновременно по различным направлениям (развитие моторики, интеллекта, предпосылки формирования личности), благодаря которым к концу первого года жизни малыш устанавливает прочные связи с окружающим миром.

Степень доверия, с которым он относится к окружающему миру, другим людям, самому себе, в огромной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Если потребности младенца удовлетворяются, с ним разговаривают, ласкают, играют, то он проникается доверием к окружению.

Если же ребенок не получает должного ухода, заботы, внимания, любви, то у него формируется недоверие по отношению к миру и людям в частности, которое он будет нести с собой в последующих стадиях развития. Успешность прохождения данного кризиса в огромной степени зависит от близких взрослых, окружающих ребенка.

Кризис первого года жизни. Основные проблемы данного возраста: растущий интерес ребенка к окружающему миру, желание познакомиться с множеством вещей, но ограниченные возможности самостоятельно перемещаться в пространстве, потребность в общении, но минимальные возможности участвовать в нем.

Все это обостряет кризис. Ведущая деятельность данного возраста — освоение предметов окружающего мира. Малыш уже не просто манипулирует предметами, а учится использовать их в соответствии с функциональным назна- чением.

Основными психическими новообразованиями, которые обеспе чат выход из кризиса, являются:

  • речь, освоение которой является исходным пунктом развития сознания ребенка;
  • развитие локомоций (ходьбы, бега и других движений), моторики пальцев рук и т. д.;
  • развитие предметно-осмысленного восприятия;
  • рождение собственного «Я», выделение себя как персоны, что знаменует начало самосознания.

Таким образом, главным для ребенка в этот период является овладение миром вещей и развитие своих возможностей в общении и взаимодействии с другими людьми. Огромное значение для развития ребенка имеет его общение со взрослыми.

Кризис трех лет. В 2,5 — 3 года ребенок впервые начинает говорить о себе «Я», а другим «Ты», осознавать свое имя и половую принадлежность, стремится к самостоятельности и волеизъявлению: «Я сам!», «Я хочу!». Это стремление к эмансипации рождает целый ряд особенностей его поведения: негативизм, упрямство, бунт, строптивость, своеволие, обесценивание норм, деспотизм.

На этой стадии ребенок продолжает осваивать различные движения. Малыши гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку возможность делать все, на что он способен, самому, то у него формируется самостоятельность и уверенность.

Если же взрослые проявляют нетерпение и спешат все сделать за ребенка, то у него развивается нерешительность и стыдливость. Новые потребности ребенка быть самостоятельным, быть «как взрослый » реализуются в игровой деятельности.

Поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится игра, которая проходит путь развития от функциональных (с игрушками) и конструктивных (строительство), к сюжетно-ролевым (дочки-матери) и играм по правилам. Ребенок дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) изобретателен, сам придумывает себе занятия, фантазирует, забрасывает взрослых вопросами.

У детей, чья инициатива поощряется взрослыми, вырабатывается предприимчивость. Но если ребенка наказывают, так как для родителей его двигательная активность нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, то он начинает себя чувствовать виноватым, и это чувство будет с ним в следующих периодах жизни.

Большое место в жизни дошкольников начинает занимать рисование, лепка, занятия музыкой и физическими упражнениями, основным источником которых является любознательность.

В этих видах деятельности формируются главные психические новообразования дошкольника: воображение (возможность изображать одни предметы и явления с помощью других), совершенствуется восприятие и наглядно-образное мышление.

В сфере личности усваиваются нравственные нормы поведения и взаимоотношения с другими людьми, развивается планирование своих действий на короткий срок, стремление к достижению результата и получению позитивной оценки со стороны взрослых.

У старшего дошкольника уже выражено стремление к успеху, хотя неудачи могут переживаться остро и лишать его желания продолжать деятельность, все равно появляется стремление добиться положительного результата. В целом на протяжении дошкольного возраста задаются необходимые предпосылки для начала обучения в школе.

Кризис первоклассника. Поступление ребенка в школу важное событие детства. Все, что было до школы, воспринимается им как «когда я был маленьким». Источником взросления вчерашнего дошкольника является новый социальный статус — ученик, который влечет за собой новые права и обязанности и ведет к изменениям в жизни и развитии ребенка.

Чем лучше ребенок подготовлен к школе, тем легче он справляется с адаптацией к школьной жизни, новому ритму, одноклассникам, учителю, к самой учебной деятельности. Для слабо подготовленного ученика кризис первоклассника может стать тяжелым испытанием. Источниками кризиса являются противоречия между требованиями учебной деятельности, школьного распорядка и актуальными возможностями ребенка.

Психические новообразования данного возраста:

  • способность управлять своей умственной и двигательной деятельностью, своим поведением, что связано прежде всего с развитием воли (младшие школьники более выдержаны и настойчивы, чем дошкольники, однако эффективность преодоления препятствий и трудностей у них в большей степени зависит от внешней стимуляции со стороны взрослых);
  • способность планировать свои действия «про себя», в уме, мысленно проигрывать их, прогнозировать последствия, вносить коррективы в собственное поведение, что является необходимым условием становления целеустремленности ребенка;
  • способность наблюдать за собой, анализировать и оценивать свои мысли, переживания, действия, поведение как важный источник развития самосознания и личности ученика.

Развитие этих психических новообразований зависит как от активности самих детей, так и от особенности обучения, воспитания, общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В начальной школе огромное значение для ребенка имеют успехи в учебе.

Хорошо учащийся школьник получает подтверждение своей умелости, а отстающий от сверстников закрепляет чувство неполноценности. То же самое происходит с приобретением ребенком различных трудовых навыков.

Взрослые, поощряющие результаты труда ребенка, подкрепляют формирование умелости, а оценивающие, критикующие — закрепляют чувство неполноценности.

Подростковый кризис. Психологическим критерием начала подросткового кризиса является представление у школьника «Я уже не ребенок» и притязания «считаться взрослым».

В социальной ситуации развития возникает противоречие между стремлением подростка к взрослости (следовательно, к самостоятельности, ответственности, независимости) и сохранением прежнего социального положения — ученика, школьника, зависящего от окружающих взрослых.

Можно сказать, что уровень притязаний пока предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Это противоречие разрешается за счет более активного включения школьника в жизнь общества, расширения сферы общения и деятельности.

Поэтому ведущей деятельностью данного возраста становится общественно полезная: учебная, трудовая, организационная, спортивная и т. д. Психическими новообразованиями в личностной сфере является — «чувство взрослости», статус взрослого; в интеллектуальной сфере — переход к абстрактному мышлению, которое становится доминирующим и оказывает влияние на развитие восприятия, памяти и других психических процессов.

Общение со сверстниками и взрослыми — это та сфера, где подросток реальнее всего может получить доказательство своего взросления, реализовать свое стремление «считаться взрослым».

Претензия на статус взрослого человека необходима для того, чтобы повысить самооценку, обрести эмоциональное благополучие, поэтому активизируется процесс самоутверждения. Но успешность самоутверждения в сфере общения зависит как от самого подростка, так и от окружающих его людей.

Подражание взрослым в деятельности и общении активизирует так же процесс самовоспитания, физических, нравственных, волевых качеств, специфических черт «мужественности» и «женственности».

Поэтому степень выраженности каждого из названных направлений во многом зависит от выбранного подростком идеала взрослости. В этот период начинает формироваться целостное представление об идеале «образа Я».

Перед подростком встает задача обобщить все, что он знает о себе как о мальчике (девочке), друге, сыне и т. д. Эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Если молодой человек справился с этой задачей, то он достигает психосоциальной идентификации, и у него появляется четкое представление о том, кто он есть, куда ему двигаться, в противном случае происходит «путаница ролей».

Если в предшествующие периоды жизни подросток выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значительно увеличиваются.

Если же подросток в эту стадию входит с грузом недоверия, нерешительности, чувства вины и неполноценности, то ему гораздо труднее определить свое «Я». Симптомом неблагополучия молодого человека является неуверенность в понимании того, кто он, какой он, к какой среде принадлежит.

Такая путаница типична для малолетних правонарушителей. Подростковый кризис самый тяжелый как для самого подростка, так и для его окружения. Причина в том, что основное противоречие не разрешается полностью в подростковом возрасте и переходит в следующий, юношеский этап. Но об этом читайте в следующем номере.

Источник: https://www.med74.ru/psy/articles/zhiznennie_krizisi_i_travmi/vozrastnie_krizisi_detstva.html

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы

Возрастные кризисы [греч. krisis — решение, поворотный пункт] — особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Как протекают возрастные кризисы

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от:

  • индивидуально-типологических особенностей человека,
  • социальных и микросоциальных условий,
  • особенностей воспитания в семье,
  • педагогической системы в целом.

Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Кризис новорожденного. Первый кризис связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир. С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и  ориентировочных. Происходит  адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми.

Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.

Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет.

Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

Читайте также:  Партнерские отношения в семье: не всегда равенство и не всем по силам - психология

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность.

Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению.

Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным.

Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития.

У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь.

В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др.

Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения.

Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми.

Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом.

Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить.

Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус.

Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости.

Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении.

Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности.

Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру.

Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее.

Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее.

Ему начинает хотеться покоя, стабильности.

Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. 

Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни.

Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест.

В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее.

Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы, как правило, выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять.

К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.

Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/166126-vozrastnye-krizisy

Возрастные кризисы у детей, кризисы возрастного развития детей

То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе — происходит скачок психического или физического развития.

При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития.

Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно — в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше.

Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс — он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.

Подобный регресс — явление временное и естественное, не стоит его пугаться.

Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей.

Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами.

В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит.

А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.

В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.

Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов.

У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет — в пределах одного года, а кризиса переходного возраста — в пределах нескольких лет.

Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца — и то, и другое в пределах нормы.

Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка — ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность.

Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения.

В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.

Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.

Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис — это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности.

Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего — от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены — сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.

После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно.

Читайте также:  Энциклопедия нлп - психология

Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5—7 секунд, — этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал.

До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений.

Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий — у ребенка полностью меняется восприятие мира.

Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное — ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда).

Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.

До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел.

Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет.

Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.

Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим.

Не важно, что родители говорят ребенку, — важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо.

А главное для него то, что на него обращают внимание, — если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.

В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле.

Если мама варит суп — ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает — дать тряпку, если читает — дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит.

Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.

Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы.

Если у ребенка бывают истерики — его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители.

Главное в такие моменты — сохранять спокойствие и душевное равновесие.

Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики — это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться — ребенок растет!

Далее на очереди кризис трех лет — кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать.

Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции — центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста.

Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными.

До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями — для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5—3,5 года, а полностью — до шести лет.

Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения — тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие.

Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила.

В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности — у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля.

Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».

Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет.

В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет.

Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность — возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.

В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п.

Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым.

Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.

Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент.

Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет.

Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.

Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость.

Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей).

Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.

В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции — он еще не умеет ими управлять.

После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития.

Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.

Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного—двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет — это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет).

Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт.

В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) — естественно для ребенка дошкольного возраста.

Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться — это нормальное явление.

На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия.

В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру.

Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра.

У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2—3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.

Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво.

Когда ребенок 2—3 лет строит, лепит, рисует — он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне.

В возрасте 2,5—3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование — это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение.

Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве — это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/ot-1-do-3/razvitie-i-vospitanie-rebenka-ot-1-do-3-let/vozrastnye-krizisy-u-detey-krizisy-vozrastnogo-razvitiya-detey.html

Ссылка на основную публикацию