Вторая позиция восприятия — психология

NLP. Полное практическое руководство

В этой главе:

  • Позиции восприятия
  • Какую позицию занять

В немалой степени искусство НЛП связано с умением увидеть обстоятельства иначе, с другой точки зрения. Это позволяет нам выявлять чужие карты действительности и обогащать свою собственную. Благодаря этому мы добиваемся большего взаимопонимания, устанавливая более непосредственный раппорт и делая общение более свободным и продуктивным, что и способствует достижению нужных результатов.

На седьмом уроке были введены такие понятия, как «ассоциированность» и «диссоциированность». При ассоциированных переживаниях вы видите все «от первого лица», собственными глазами, и воспринимаете происходящее так, словно это действительно происходит именно с вами.

При диссоциированной же точке зрения вы занимаете роль внешнего наблюдателя и следите за собой со стороны. Эти две точки зрения отражают субъективный и объективный способ мышления. Соответственно в языке они связаны с грамматическими категориями первого лица («я») и третьего лица («он, она, они»).

Такие точки зрения» мы будем называть позициями восприятия.

Позиции восприятия

Любые обстоятельства можно воспринимать как минимум с трех позиций.

Первая позиция восприятия

Первая позиция, или «ассоциированная точка зрения», отражает субъективную точку зрения от первого лица: «Какое влияние все это оказывает лично на меня?» При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вы видите все «как в жизни», словно смотрите вокруг собственными глазами, запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения.

Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событие своей жизни — например, первую встречу с каким-то человеком или первый день на новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя все модальности (см. шестой урок).

При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: «я чувствую», «с моей точки зрения» и т. п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному «сознанию».

Как вы думаете, воспринимают ли «красный» цвет другие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельности привыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняется крайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении).

Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать.

Вторая позиция восприятия

В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения «другого», то есть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одного заинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, что чувствует собеседник.

В любом общении и в любых совместных переживаниях вообще люди воспринимают происходящее по-разному, — в этом мы убедились, обсуждая пресуппозицию первого урока: «карта — не территория».

Проецируя себя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной, не менее значимой точке зрения.

Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазами другого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь к этому новому «себе» и обратите внимание на реакции.

Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием, умением «оказаться в чужой шкуре».

Способность переходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует другой человек.

Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или во взаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станет более очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этом чувствует, — скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения.

Такое изменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствовать укреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведении соучастника общения.

Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможность более глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого.

«Переключение» позиции восприятия может послужить точкой отсчета удачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которые прежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл.

Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себя правильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, то есть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаете обоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей.

Кроме того, вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками и словами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытые побуждения).

Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильному общению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов.

Разумеется, нам никогда не удастся во всей полноте выявить субъективное сознание другого человека.

НЛП не приносит «сверхъестественных» способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути, научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласны вы с ними или нет.

Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позицию восприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый.

Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживать братьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность занимать вторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться от зашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда со временем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественную способность к сопереживанию.

Третья и последующие позиции восприятия

Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения. Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

Какую позицию занять

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.

Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления.

Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции.

Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.

Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.

Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети.

Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия.

Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.

Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске».

Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия.

Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

Сегодняшний урок:

Резюмирующая пресуппозиция

Обучение — это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением.

К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются.

Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.

Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что-то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным). Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.

Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно — мы просто не можем не учиться.

Домашнее задание.

Вспомните человека, с которым вам трудно наладил» отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.

Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства.

Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия. Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее. Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.

Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе.

Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»).

Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.

Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы.

Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы.

Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.

Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах.

Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем. Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки.

Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний.

Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.

Психология bookap

Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние?

Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?

Источник: http://bookap.info/nlp/rucovodstvo/gl14.shtm

Три позиции восприятия в общении

Психология общения. Техника нлп 3-х позиционного восприятия позволяет не только увидеть причины конфликтов, которые возникают в ходе общения, но и разрешать их. Использование данной техники является неотъемлемой нормой делового общения, впрочем, как и любого другого вида межличностноого взаимодействия.

Суть данной техники нлп заключается в развитии способности видеть коммуникативную ситуацию с трех позиций восприятия, т.е — со своей точки зрения (1-я позиция «я сам»), с позиции вашего собеседника (2-я позиция «Другой») и стороннего наблюдателя (3-я позиция «Наблюдатель»).

  • Я сам. Любое событие воспринимается и вспоминается как бы из своих глаз. Доступны собственные чувства и ощущения. В этой позиции человек ассоциирован.
  • Другой. Взгляд на себя глазами вашего собеседника. Я становлюсь как бы им. В раппорте это легко достижимо. Эта позиция должна быть также ассоциированной, чтобы вы понимали чувства собеседника.
  • Наблюдатель. Взгляд на ситуацию со стороны, как будто вы совершенно посторонний человек, случайный и беспристрастный свидетель. Диссоциирован. Вы все видите и все слышите, но чувств нет (представьте, что вы смотрите реалити шоу по телевизору.
Читайте также:  Примеры архетипов по Юнгу и как найти свой?

Во время беседы, в своем воображении вы перемещаетесь в каждую из позиций и  проигрываете воображаемый диалог, прежде чем осуществите какое либо реальное действие (произнесете слово, сопроводите нужной интонацией, жестами и т.п.).

Очень часто, в момент общения люди «застревают» в одной из позиций, что нарушает коммуникацию и ведет к нежелательным эффектам – конфликты, раздражение, недопонимание, уход от целей общения к выяснению отношений и т.п..

ПозицияНегативные проявленияПозитивные проявления
1-яУжасный эгоистСпособен отстаивать себя и свои интересы
2-яМарионетка, находится под влиянием чужих точек зренияУмеет учитывать интересы окружающих
3-яБесчувственный, сторонний наблюдательРассуждает трезво в кризисной ситуации

Упражнение на перепросмотр и решение коммуникативной ситуации
с помощью 3-х позиций восприятия и других техник нлп.

  1. Разместите в пространстве соответствующие позиции и используйте якоря для качественного отождествления с каждой из 3-х позиций.
  2. Как в театре разыграйте часть диалога между 1-ой и 2-ой позициями, поочерёдно ассоциируясь с каждым из партнёров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении.
  3. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).
    1. Просмотрите внимательно со стороны ещё раз эту ситуацию и дайте метафору коммуникации (взаимоотношений).
    2. Определите позитивные намерения, скрывающиеся за поведением каждого участника коммуникации.
    3. Определите мета-результат (намерения) каждого из партнёров коммуникации. Найдите общий более высокий логический уровень, который бы объединял мета-результаты (намерения) обоих партнеров.
  4. Находясь в 3-ей позиции, дайте сенсорно-обоснованные советы и рекомендации 1-ой позиции (самому себе) по улучшению коммуникации (минимум 3-4 выбора).
  5. Перейдите в 1-ую позицию. Выслушайте «советы эксперта» и придумайте, как бы вы лично могли бы реализовать эти рекомендации в вашей коммуникации.
  6. Разыграйте диалог между 1-ой и 2-ой позициями ещё раз, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
  7. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнёров и дайте новую метафору.
  8. Повторите шаги 4-7 до достижения клиентом желаемого результата в коммуникации.
  9. Экологическая проверка с 1-ой позиции. Ничего ли позитивного вы не потеряете, изменив вашу коммуникацию? если что-то нужно добавить, то вернитесь на шаг 4.
  10. Подстройка к будущему из 1-ой позиции. Представьте три-четыре различных контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.

Источник: http://nlp.by/about-nlp/nlp-tehniki/103-3-pozicii-vospriyatiya

Вторая позиция восприятия

Вторая позиция восприятия — Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.

Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял.

Вторая позиция восприятия часто называется , поскольку по жизни те люди, у которых получается понять и почувствовать друг друга, как правило, чувствуют друг к другу симпатию и становятся партнерами.

Однако человек, хорошо понимающий и чувствующий вас, когда-то может оказаться не вашим партнером, а вашим врагом.

Если быть точным, для настоящего партнерства понимание Другого обязательно, но само понимание Другого не является гарантией партнерских отношений.

Оценка второй позиции

Если и существует секрет жизненного успеха, то он сводится к одному: к умению поставить себя на место другого. (Генри Форд)

Умение увидеть происходящее глазами собеседника, способность понять своего партнера, возможность почувствовать состояние другого человека — все эти предельной важности вещи дарит развитая вторая позиция восприятия. Это необходимо и в личных, и в деловых отношениях, и в ситуации ссоры с близким человеком, и на переговорах с важным деловым партнером.

Вы можете быть предельно уверены в правильности своего взгляда и своего понимания происходящего, но это совершенно не значит, что эту ситуацию так же видит и понимает другой.

А, как бы сильно вы не продвигали свое видение ситуации, без представления, как эту же ситуацию видят окружающие и ваш конкретный партнер, вы будете неэффективны.

Умение и привычка видеть ситуацию со стороны Другого есть такое же обязательное и естественное для делового человека умение, как умение пользоваться авторучкой или компьютером.

В споре, кроме правоты своей, это умение помогает увидеть правоту собеседника и вместо того, чтобы тупо упираться, вы можете его сильные стороны использовать в своих интересах.

Если вы находитесь в конкурентных отношениях, то, имея необходимую информацию, вы сможете предугадать направление ударов и заранее выставить необходимую защиту.

Если же возможно сотрудничество, то понимание интересов другой стороны даст вам возможность интересы свои и партнера успешно соединить. Вы помните: «Лучшая сделка та, в который учтены интересы обеих сторон».

Кроме того, если вы можете понять и почувствовать, чего опасается партнер, вы можете при необходимости его успокоить и поддержать, а в каком-то другом случае, напротив, на этих тревогах сыграть и подтолкнуть к нужным решениям.

В конфликте понимание партнера дает возможность отмечать не только моменты, когда обидно наезжают на вас, но и когда вы допускаете аналогичные наезды на другую сторону.

Поставив себя на место другого, вы поймете, как в некоторых случаях вас трудно простить, и увидите, как глупо с вашей стороны так долго дуться.

Для других человек в развитой второй позицией восприятия — «душевный», для себя — «понимаю людей, имею хороших друзей».

Однако привычка на все смотреть с точки зрения партнера имеет и свою негативную сторону: понимая и чувства заботы и потребности окружающих, человек может легко «вестись», некритично подчиняться их нередко спорным ожиданиям и забывая о делах и потребностях своих.

Вторая позиция должна не отменять, а дополнять первую позицию. Понимая и чувствуя ситуацию другого человека, нужно одновременно помнить и о своих целях и задачах.

Как развивать у себя вторую позицию

Основные техники, помогающие освоить умение воспринимать ситуацию глазами Другого, это:

  • — привычка ставить себя на место собеседника (хотя бы мысленно) и посмотреть на происходящее его глазами.
  • («впрыгивание») — умение непосредственно, телесно чувствововать состояние другого человека.
  • Внимательно собеседника, внимательно относиться к его словам. Запоминать, что важно для человека.
  • Находиться в режиме — стремиться не оспорить, а найти общее, понять точку зрения собеседника.
  • под человека, копировать его походку, выражение лица, дыхание, стиль речи и шире — образ жизни в целом.

Источник: https://psy-space.ru/?page=vtoraya-poziciya-vospriyatiya

Читать

© Козлов Н. И., текст, 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Все, во что мы по-настоящему вкладываем душу, становится нашим любимым. Эта энциклопедия потребовала от меня полной самоотдачи и стала моим любимым ребенком, тем более что работа над ней была радостью: я уже знал, насколько этот труд необходим.

Энциклопедия родилась из «Психологоса» – интернет-портала, систематизирующего весь объем знаний, подходов и вопросов практической психологии.

Без всякой раскрутки «Психологос» за несколько лет оказался одним из самых популярных и востребованных психологических ресурсов в Интернете, и каждый день ко мне приходили и приходят письма с благодарностью за эту работу.

От меня здесь – ответная благодарность: автору важно понимать, что его труд людям нужен.

«Психологос» я когда-то начал писать для себя, поскольку огромный массив информации, упражнений и тренингов требовал систематизации, а вики-движок оказался очень удобным. Были надежды на то, что труд станет коллективным.

Но они не оправдались: коллеги щедро делились когда энтузиазмом, когда критикой и сомнениями, но собственные статьи предоставляли редко, честно признаваясь: «Покритиковать – с удовольствием, а вот писать что-то систематично и в позитиве – тяжеловато, да и ответственность слишком велика».

Тем не менее без поддержки моих друзей, коллег и соратников эта книга едва ли была бы возможна. Моя любовь, признательность и благодарность – Александру Гамалееву, Павлу Зыгмантовичу, Тимуру Владимировичу Гагину, Игорю Олеговичу Вагину, Ольге Паратновой, Лиле Тришкиной, Елене Прокофьевой, и самой мудрой женщине на свете – моей любимой жене Марине Смирновой.

Создавая энциклопедию, я искренне старался быть максимально объективным, мои коллеги также приложили к этому все силы, но делать вид, что данная книга не несет отпечаток авторского взгляда, невозможно. Это не энциклопедия вообще, это видение современной психологии с точки зрения синтон-подхода.

Притом что в этой традиции сотни моих коллег и я работали уже по крайней мере два десятка лет, мы долго не давали ей названия: нам казалось, что это не какой-то особенный подход, а просто здравый смысл.

Однако работа над энциклопедией показала необходимость оформления этого подхода как самостоятельного направления, отличного от гештальттерапии, НЛП, психоанализа и других современных течений практической психологии.

Сегодня можно утверждать, что синтон-подход – центральное направление российской практической психологии.

Именно в рамках и на базе синтон-подхода в последние десятилетия производились наиболее серьезные научные исследования результатов тренинговой практики, было воспитано большинство лучших ведущих личностных тренингов России, сформировалось несколько десятков самостоятельных тренинговых школ.

Синтон-подход в настоящее время показывает самую высокую результативность в области личностных тренингов и успешно применяется в консультативной практике.

Важно, что синтон-подход – это очевидно интегративное психологическое направление, построенное на базе самостоятельных отечественных разработок, в первую очередь на базе культурно-исторической теории Л. С. Выготского, включающее в себя достижения большинства современных психологических подходов. Сегодня, когда так актуально объединение усилий психологов-практиков всех направлений, синтон-подход может выступить основой для него.

Жизнь подталкивает нас, психологов, к сотрудничеству. Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее. Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Сегодня ситуация в сфере практической психологии более всего напоминает феодальную раздробленность Древней Руси: множество изолированных княжеств (психологических школ), не понимающих и не желающих понимать друг друга.

Мы прочувствовали это при формировании энциклопедии в полной мере. Когда читаешь статьи разных авторов, кажется, что каждый автор логичен, – только до тех пор, пока эти работы не положишь рядом и не попробуешь их объединить. Не объединяются.

Все трещит и ползет, поскольку у каждого психолога своя терминология. В статьях присутствовала иллюзия логики, поскольку понятия были не определены и использовались произвольно, поворачиваясь удобным боком в удобном контексте.

Так работают фокусники, но так не может быть построена наука. Наука начинается с определения понятий, с четкого понимания того, о чем мы говорим.

Во всех статьях, где говорится о чувствах, слово «чувство» может иметь только один смысл и одно определение, и если автор утверждает, что чувства о нас заботятся, это должно относиться и к чувствам ужаса, отчаяния и кошмара. Если мы в одном месте пишем, что каждый человек является личностью, а в другом – «личностью не рождаются, личностью становятся», то очевидно, что это два разных понимания личности и они должны быть разведены.

Работа над энциклопедией показала и доказала необходимость сотрудничества. Каждый из нас начнет работать качественнее только тогда, когда мы, психологи, начнем сотрудничать. Врачи поняли это раньше нас, и специалисты, работающие над одной проблематикой, непременно контактируют друг с другом.

Окулисту, например, не обязательно сотрудничать с хирургом, но хирурги заботятся, чтобы удачные находки одного могли обогатить работу всех. В психологии, к сожалению, до сих пор царит феодальная раздробленность, где чуть ли не каждый психолог работает в своем собственном стиле, отмежевываясь от коллег.

Однако если они не будут искать сотрудничества, то не создадут направление. Если последователи одного направления будут отгораживаться от коллег другого направления, мы еще долго не создадим единую систему. Великолепно работать самому – мало.

Наша задача – создать общую систему, в которой следующие за нами профессионалы будут работать еще качественнее.

Жизнь подталкивает нас к сотрудничеству, и сейчас – хорошее время. Сегодня у практиков появился интерес к теории, а академическая психология начинает поворачиваться лицом к практике.

Только вместе, объединяя усилия, мы сможем адекватно отозваться на запросы жизни, сможем сделать то, чего ждут от психологов люди.

Синтон-подход – подход сотрудничества, он открыт для всех психологов-практиков с научным мировоззрением.

Хочется верить, что энциклопедия окажется востребованной в вузовских курсах практической психологии, станет учебной базой для начинающих практикующих психологов и понятийным стандартом для профессионалов.

Психология человека – внутренние особенности, отличающие одного человека от другого. У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции, с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех нас меняются ценности и интересы.

В психологию человека включают его способности, навыки, умения, в том числе управление своими эмоциями, его мировосприятие, установки и убеждения, его Я-образ, его цели и ценности, характер и темперамент, потребности и чувства.

Читайте также:  Мотивация подростка - психология

«Снизу» психология человека определяется генетикой человека, строением и рисунком его тела, «сверху» – общественным окружением, в котором человек социализируется, откуда он берет образцы поведения, которое его так или иначе строит и воспитывает.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=564672&p=6

Позиции восприятия. Способны ли вы стать Ангелом?

Политики считают, что заботятся о нас всех, учитывают общие интересы. Владельцы бизнеса, глядя со стороны, радуются, как идёт работа, ведь они всё это организовали. Что бы работники делали, кто бы им платил деньги, если бы не великая миссия организаторов бизнеса — сделать мир лучше?

«Мы работаем для вас» — любимый лозунг бизнесменов. За разными позициями восприятия прячутся уши личного интереса. Формула проста: мы всё делаем для вас, потому что вы нам… или поэтому вы мне…

Как в сказке: «А теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!» Даже в сказках бескорыстные подвиги случаются редко.

А бывает ли по-другому?

Говорят, что бывает. Когда? Чтобы это понять, необходимо разобраться, с каких позиций человек воспринимает мир.

Первая и любимая позиция — «Я»

Что нужно мне? В чём мой интерес? Что я с этого буду иметь? Кто меня после этого будет «иметь», и как соблюсти в любой ситуации свои интересы? В этой позиции восприятия есть три категории «Я»: активное, пассивное, шаблонное.

Активное «Я»: своё возьму сам, чьё бы оно не было. Если мне надо, значит — сделаю. Понимаю, чего хочу, знаю, как достичь цели, а главное — делаю.

Пассивное «Я»: пока мои интересы сильно не ущемляются — плыву по течению. Чем меньше желаний, тем больше пассивности. Поесть, поспать, поиметь — много ли человеку надо?

Шаблонное «Я»: зачем думать? Встал, поел, на работу, домой, поел, телевизор, спать. Жизнь расписана. Родился, учился, женился, размножился, состарился, умер. Многим детям родители внушили — не думай, просто слушайся. Мы знаем, как правильно и лучше.

Доверчивые дети усваивают это на уровне стратегии поведения и создают удобный шаблон для жизни. Религия им в помощь. Заповеди даны, всё расписано — соблюдай. За тебя уже всё придумано и обдумано. В одном случае такому-то святому помолиться, а в другом столько-то поклонов отвесить.

Ритуал помогает формированию шаблонного восприятия жизни.

Вторая позиция — «Ты»

Возможность увидеть точку зрения другого человека. А что хочет он? Каковы его интересы? Тут тоже есть варианты.

Первый — «вынужденный интерес»: я интересуюсь твоей позицией, потому что мне нужно многое от тебя получить. Это, в основном, бизнес. Необходимо знать потребности, интересы покупателя. Зачем?

 — «Для лучшего удовлетворения запросов наших клиентов». Вряд ли это полная правда. А полная будет выглядеть так: — «Удовлетворить интересы клиентов и получить с них больше денег». Есть ещё вариант:

 — «Мы вынуждены учитывать интересы потребителей, иначе нам никто не заплатит денег». Но так формулировать не принято.

Второй — «искренний интерес»: я хочу о тебе позаботиться, для этого мне важно понять твои состояния, чувства, мысли, желания. Такая позиция партнёрства бывает в личных отношениях. Например, в семье хорошее воспитание невозможно без понимания и учёта интересов ребёнка.

Третья позиция — «Мы»

Это взгляд на интересы людей с независимой стороны. Например, каждый взрослый человек может быть экспертом в отношениях детей, играющих в песочнице. Есть задача создать в песочнице мир и радость? Легко.

Эксперт знает, что нужно много игрушек и вовремя остановить дебошира, отвлечь его, увести, а каждого ребёнка занять интересным ему делом.

Тогда все мы будем наблюдать желаемый мир в песочнице, где интересы каждого «Я» будут учтены.

Четвёртая позиция — «Системное восприятие»

И «Я», и «Ты», и «Мы» — всё это части какой-либо большой системы. Песочница с детьми и экспертом находится внутри детской площадки, а вокруг дома, город.

В городе случается дождь, и если мы видим из окна большую грозовую тучу, то, пока не пошёл ливень, лучше песочницу с детьми и экспертом разогнать, в какие бы интересные игры они не играли.

Четвёртая позиция позволяет видеть всю систему: «Я», «Ты», «Мы», плюс окружение, перспективы, будущее.

Позиция — «Ангел»

В мифологии у ангела нет тела, поэтому «поесть, поспать, поиметь» — не его потребности, у него всё хорошо. Ангелу для себя ничего не надо, его жизнь — для других. Он там, где нужен, рядом с теми, кому нужен. Ангел ни к кому не привязан. Если смог помочь, он рад за тех, кому помог. Если не смог, он опечален за тех, кому не смог.

Ангелу не нужны друзья, он нужен им. Ангелу нечего брать, он только отдает. Ангелу нельзя ничего дать, ему ничего не надо.

Ангелу некогда страдать, он готов поддерживать и помогать.

Может ли человек воспринимать мир с позиции Ангела? Иногда да. Когда человеку хорошо, душа легка, а сил много. Думаю, вы сами для кого-то когда-то ангелом становились. Ну, хоть раз в жизни — было? Способны стать Ангелом на час?

Будем реалистами, от своего «Я» мы отходим редко. Но великие люди, почитаемые в разных религиях как святые, смогли жить с позиции Ангела.

Почему бы нам не начать с малого? Может быть, 10 минут в день думать о других людях, их желаниях, потребностях, нуждах? Вдруг когда-нибудь захочется сделать что-то не для себя, а для этих других?

Наверное, все великие начинали именно с этого.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/43226/

Третья и последующие позиции восприятия

Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.

Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения.

Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.

Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того‑то и того‑то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.

Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления.

Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции.

Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.

Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.

Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети.

Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия.

Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.

Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске».

Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия.

Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

Обучение – это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением.

К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются.

Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.

Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что‑то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным).

Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.

Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно – мы просто не можем не учиться.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните человека, с которым вам трудно наладить отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.

Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства. Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия.

Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее.

Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.

Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе.

Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»).

Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.

Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы.

Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы.

Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.

Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах. Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем.

Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки. Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний.

Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.

Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние? Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ПОКОРЯЯ ВРЕМЯ

В этой главе:

– Кодирование времени

– Время в различных культурах

– Сквозь время и во времени

– Как определять линию времени

Ряд авторов и преподавателей НЛП воспользовались принципом линии времени, чтобы описать, как мы запоминаем и храним переживания во времени. Наше поведение и восприятие самих себя зависит от уникального прошлого опыта, совокупности воспоминаний. Переживания в пространстве и времени делают нас уникальными. Они определяют то, что мы называем сознанием и личностью.

Конечно, наши переживания соединены с временной продолжительностью, а воспоминания относятся и к далекому прошлому, и к недавним событиям. В то же время мы нередко заглядываем в будущее. Таким образом, индивидуальная линия времени отражает уникальную хронологию переживаний человека.

Она определяет кодирование воспоминаний (прошлое, настоящее и будущее) для последующего хранения в мозге.

КОДИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Читайте также:  Лечение субъективизма - психология

О нейрологии памяти мы знаем очень мало, но идея линии времени, или хронологической последовательности жизненных переживаний, выглядит вполне здравой.

Нам необходимо, например, каким‑то образом определять, когда случилось то или иное событие – пять минут или пять лет назад; не менее важно для нас понимать, что воображаемые события будущего еще не случились в действительности.

В конечном счете все мы опираемся на одни и те же сенсорные сигналы (зрительные образы, звуки и ощущения) независимо от того, думаем ли о прошлом или о будущем.

Судя по всему, сами по себе зрительные впечатления, звуки и ощущения не содержат какого‑либо кодирования с точки зрения времени.

Например, в некоторых случаях давние воспоминания связаны с очень яркими картинами, которые выглядят так, словно все это произошло лишь вчера. С другой стороны, нам иногда трудно вернуться к достаточно свежим воспоминаниям.

Судя по всему, кодирование осуществляется на уровне субмодальностей (см. седьмой урок).

Размещение всех переживаний в хронологическом порядке, по‑видимому, требует еще одного уровня понимания, то есть нейрологического процесса, придающего смысл событиям с позиции времени.

Мы почти ничего не знаем об этом аспекте мышления как протекающем в мозге процессе, однако идея линии времени (во многом напоминающая сравнение дороги с жизнью или образ реки от истоков до устья) может послужить нам полезной метафорой.

Ваша уникальная личность, сложившаяся к данному мгновению, в буквальном смысле отражает индивидуальную линию времени.

Она включает, например, все решения, принятые вами в прошлом и оказавшие влияние на настоящее, то есть включает личную историю, расписанную по часам, дням и годам.

Эта индивидуальная «летопись» приносит важные знания, которые помогают нам лучше понять самих себя. Кроме того, она может стать помощником в осуществлении перемен. Вы можете принять решение пользоваться временем совершенно иначе.

Некоторые приемы, основанные на идее линии времени, позволят вам изменять саму нейрологию воспоминаний.

Вы можете манипулировать ими в самом позитивном смысле этого слова и добиваться благодаря этому текущих результатов.

Наконец, вы можете просто изменить их по собственному желанию (точно так же, как на седьмом уроке вы меняли свои воспоминания путем смены субмодальностей и изменения своих ощущений).

У каждого из нас есть своя, индивидуальная линия времени. Например, все мы воспринимаем время по‑разному, несмотря на то что измеряем его во всеобщих, стандартных единицах. Одни люди ведут себя так, словно в их распоряжении сколько угодно времени, а другие – так, будто двадцати четырех часов в сутки им явно недостаточно.

Кстати, это далеко не всегда связано с характером работы и умением распоряжаться своим временем. Такое поведение отражает, скорее, черты характера, образ мышления и, в частности, то, как человек кодирует время. Это отражено в старой шутке: «Если хочешь, чтобы дело было сделано быстро, обратись к самому занятому сотруднику».

Форма внутреннего восприятия времени определяет, насколько оно влияет на человека и как он им распоряжается.

Согласно теории линии времени, все мы храним время линейно. События разворачиваются линейно, последовательно, одно после другого. Случившееся год назад произошло раньше, чем то, что случилось вчера. Впрочем, на этом сходство между нами и заканчивается. В силу индивидуальной уникальности все мы кодируем (то есть храним в мозге) разницу во времени по‑своему.

Итак, как же мы «управляем» временем в голове? Вы можете уловить определенные намеки на это благодаря словам, которыми люди пользуются в повседневном общении (подобно тому, как сенсорные предикаты указывают на предпочитаемые ими системы представления).

Выражения типа: «Когда‑нибудь ты оглянешься назад и поблагодаришь меня» или: «Оглядываясь назад, ты увидишь, что все это просто смешно» предполагают, что воспоминания о прошлом мы храним где‑то позади себя. Сходным образом, мы говорим, что «заглядываем вперед», когда размышляем о еще не случившемся.

В этих случаях мы в очередной раз инстинктивно пользуемся метафорами, связанными с пространством, местоположением. Однако сейчас нам стоит обсудить определенные культурные различия в представлениях о времени.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/6881.html

Позиции восприятия

Принятие различных перцептивных позиций

?

Ваше восприятие любых переживаний, любого опыта зависит от позиции восприятия. Опыт показывает, что особенно полезны три определенные позиции. Они известны в НЛП как первая, вторая и третья.

► При первой позиции вы воспринимаете из собственного тела, смотрите через собственные глаза, видите вещи с собственной точки зрения.

► Вторая позиция означает нахождение в чужой шкуре: вы представляете, как бы это было для другого, смотрите на мир его глазами.

► Третья позиция предполагает восприятие событий, в которые вы вовлечены, с точки зрения заинтересованного наблюдателя, — будучи «мухой на стене», вы имеете доступ к видению и комментариям собственного «внутреннего мудреца».

Принятие различных перцептивных позиций позволяет вам преодолеть ограничения своего моментного переживания.

Оно дает вам возможность видеть вещи с разных точек зрения и получать различную информацию. С помощью этой техники вы также в состоянии оценить потенциальное влияние вашего поведения на других людей и их возможные чувства по поводу вас.

Подобно трехмерной компьютерной графике, различные перцептивные позиции помогают вам посмотреть на ситуацию под разными углами.

Они помогают вам получить доступ к информации, которую вы на самом деле уже имеете, но не сознаете или игнорируете вследствие актуальности или интенсивности своих чувств, обусловленных первой позицией.

► Сознавание своих чувств и желаний, «видение изнутри собственных глаз» (первая позиция).

► Размышление о том, как воспринимал бы ту же ситуацию кто-то другой (вторая позиция).

► Восприятие себя и других извне, с позиции заинтересованного наблюдателя (третья позиция).

► Когда на работе или в отношениях имеется конфликт.

► При планировании времяпровождения в выходные дни или какого-нибудь другого проекта.

► При оценке ситуации — например, поведения партнера или коллеги.

► Когда вы чувствуете себя в тупике или излишне эмоционально.

► Когда вы чувствуете, что над вами довлеют ваши обязательства или нужды и желания других людей, — вы могли воссоединиться со своими собственными переживаниями.

Они очень полезны при установлении контакта. Они дают вам возможность оценить результаты ваших выборов и действий еще до их реализации. Принятие различных перцептивных позиций также может помочь вам при переговорах или в случае разногласий понять мотивы и побуждения других. Наконец, они помогают вам воссоединиться с собственными чувствами и потребностями.

Источник: http://metacoach.ru/pozicii-vospriyatiya.html

2.3 Позиции восприятия

Понимание того, что в основе действий человека лежит три основных способа восприятия опыта, дает огромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. Эти способы имеет название первой, второй и третьей позициями восприятия.

Когда человек ассоциирует себя со своим собственным телом, то он находится в первой позиции. Это позволяет рассматривать мир «своими глазами». Находясь в первой позиции восприятия, человек не принимает во внимание точку зрения других людей.

В этот момент человек может просто думать: «Как меня касается этот разговор? «.

Вторая позиция означает, что человек становится на точку зрения другого человека. В этой ситуации он пытается представить, что в данной ситуации будет видеть, слышать, чувствовать другой человек.

Находясь во второй позиции человек, представляет себя в теле своего собеседника. В этой позиции он представляет, что смотрит на себя чужими глазами.

Как человек выглядит, как звучит его голос, и какие ощущения он испытывает с точки зрения другого человека? Во второй позиции у нас развивается способность к эмпатии.

Если в этот момент человек находится в конфликте с кем-либо, полезно посмотреть на ситуацию со второй позиции, это позволит нам проявлять большую гибкость. Перед тем как перейти во вторую позицию следует установить раппорт. Эта позиция предоставляет чрезвычайно ценную модель углубления раппорта.

Третья позиция — это полная диссоциация от события до диалога. Находясь в третьей позиции восприятия, человек становится независимым наблюдателем. Эта позиция позволяет нам выступать с объективной нейтральной точки зрения.

В этот момент человек спрашивает себя: «Как данное событие будет выглядеть для абсолютно незаинтересованного человека? «. Человек представляет себя вне своего теля, как если бы мы смотрели на себя и своего партнера по взаимодействию со стороны.

Некоторые психологи считаю, что можно выделить еще две дополнительные позиции восприятия — четвертая и пятая.

Четвертую позицию можно определить, как «Мы» — взгляд с точки зрения системы, в которую включен человек (организация, группа, пара). Находясь в этой позиции, человек «ассоциируется с точки зрения целой системы».

Чтобы войти в четвертую позицию, нужно отступить в сторону и постараться представить, что происходит в системе так, чтобы мы смогли наилучшим образом учитывать ее интересы.

Лингвистический формат это позиции следующий: «Если мы примем во внимание наши общие цели…».

Пятую позицию восприятия называют «универсальной». Она является результатом применения кванторов общности («все», «всегда») к точке зрения человека.

Под кванторами общности подразумевают обобщение характеристик выборки на всю популяцию, «универсальность» (каждый, все, ни один, никогда). Утверждения, которые не принимают во внимание никаких исключений.

Такой подход выполняет функцию «трамплина к ценной идее универсальной позиции восприятия». Данная позиция является позицией самого высокого уровня и максимальной широты.

Занимая эту позицию по отношению ко всему, человек может научиться принимать множественные позиции восприятия и даже быстро изменять их.

Это увеличивает гибкость сознания, поэтому человек, не «застревает» в какой — либо одной позиции. Пятая позиция восприятия может включать и «исторический» взгляд: рассмотрение изменений во времени.

Никакая из описанных позиций не имеет преимуществ над другими. Все они одинаково важны.

Каждый человек переходит из одной позиции в другую. У большинства этот переход осуществляется ежедневно. Способность сознательно или неосознанно менять позиции позволяет человеку поступать здраво и адекватно. Меняя свою позицию восприятия, человек сделает свое общение более ярким, и получить свободу выбора.

Паттерн выравнивания позиций восприятия.

Иногда способности человека воспринимать вещи своими собственными глазами (восприятие от первого лица), глазами другого человека (восприятие от второго лица, «эпатическая» точка зрения) и с позиции наблюдателя (восприятие от третьего лица) становится рассогласованными.

Структурно каждый из этих ресурсов восприятия может функционировать самостоятельно. Эти три позиции относятся к трем возможным способам нашего «видения» мира. Те люди, которые застряли в первой позиции, могу начать полностью ориентироваться на себя, воспринимая любые события, так что их чувства и мысли будут отличаться «самовлюбленностью».

Они будут рассматривать все только в субъективных терминах. Те, кто застрял во второй позиции, склонны полностью ориентироваться на других и могут выполнять роли спасателей и воспитателей, не заботясь о себе.

Люди, застрявшие в третьей позиции, могут принимать историческую, культурную или иною подобную точку зрения и при этом так сильно диссоциироваться от своего тела и эмоций, что будут похожи больше на роботов, чем на людей.

Человек может не только застрять в одной позиции, но и испытывать рассогласование между этими позициями восприятия. Проблемы могу возникнуть также из-за того, что разные части самого человека реагируют с разных позиций восприятия.

Когда такое случается, это заканчивается тем, что человек начинает работать против себя. Выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах приводит к внутренней конгруэнтности и к увеличению личных возможностей.

Эта процедура помогает человеку решить внутренние конфликты и достигнуть внутреннего равновесия.

Для того, чтобы выровнять свое внутренне состояние и обогатить свое восприятие и поведение в конфликтных ситуациях, нужно, в первую очередь, определить проблему или ситуацию, которую мы считаем тупиковой. Затем определить аудиальные, визуальные и кинетические факторы в каждой позиции восприятия.

Визуальные.

Что и как человек видит в данной ситуации? На какой позиции восприятия он находится? Если у человека больше одной сущности, соответствующей одному и тому же предмету, проверить, какую позицию восприятия использует каждая часть. Видят ли некоторые части ситуацию с позиции наблюдателя или глазами другого человека? Определить позицию каждой части. Что в действительности видит каждая часть?

Аудиальные. Какие звуки и слова слышит человек в данной ситуации? С какой позиции восприятия он их слышит? Нужно прислушиваться к местоимениям, которые употребляет человек.

Кинетические. Что чувствует человек в данной ситуации? С какой позиции восприятия? Если присутствует несколько частей личности, где в теле ощущается каждая часть? Какие эмоции испытывает каждая часть?

Далее выравнивание позиций восприятия происходит путем тестирования, отдельного для каждого типа восприятия. Надо отметить, что выровнять позицию восприятия можно только при работе с психологом. Сам человек этого сделать не сможет.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/48102

Ссылка на основную публикацию