Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения — психология

Социальная среда подростков

Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения - психология

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка.

Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице.

В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности.

Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков — схема

Подросток
↙ ближайшая среда(семья, родственники, друзья, одноклассники)↘ дальняя среда(соседи, СМИ, интернет, учащиеся школы)
↓ оказывает прямое влияние(общение, беседы, поступки, личный пример)↓ оказывает косвенное влияние(слухи, передачи, поступки)

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями.

Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает.

Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Положительное влияниеОтрицательное влияние
• занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби;• приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
• установление дружеских отношений;• приобретение и развитие негативных личностных качеств;
• приобретение и развитие положительных личностных качеств;• подражание неформальным лидерам;
• улучшение учебы.• ухудшение учебы.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости.

В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам.

У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

С агрессивным поведением ребенка подростка сталкиваются почти все семьи. И, если у некоторых детей, такие проявления носят эпизодический характер, у некоторых негативное поведение становится доминирующим. Почему подросток становится агрессивным и как это исправить — мы расскажем в нашей статье.Как нелегко порой приходится родителям подростков. Казалось бы, и причины изменения поведения взрослеющего ребенка известны и мотивы, но понимания в семье нет. Конфликты, перерастают в отчуждение, а иногда и агрессию. В нашей статье мы попробуем разобраться в психологии поведения подростков.
Особенности подросткового возрастаПодростковый возраст — переходный период между детством и юношеством, сложный этап развития ребенка. Он затрагивает все сферы его жизни и вносит множество изменений. В нашей статье мы расскажем о том, как меняется физиологическое и психологическое состояние детей в возрасте 13-18 лет.Начало взросления — нелегкий период как для самих подростков, так и для окружающих. Изменения, происходящие с организмом тревожат ребенка, а иногда и пугают. Поэтому задача близких максимально подготовить ребенка к пубертатному периоду, рассказать о том, какие изменения его ждут и настроить на позитив.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnaya-sreda-podrostkov

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками

Общение подростков со сверстниками — очень особая и отдельная сфера жизни любого подростка она чрезвычайно важна для него.

Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка.

Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний — которые берутся из реальной жизни с которыми они сталкиваются каждый день.

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно многими учителями, которых большинство.

Сами подростки считают свои переживания по этому поводу наиболее типичными, а также очень значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение взаимоотношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры. В частности, подросток может найти компанию сверстников, из-за которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно где отвечает за свои поступки. Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем.

Следует внимательно обратить внимание на те жизненные обстоятельства, что для них важно не просто находится рядом со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы отвечало их притязаниям.

Для одних это желание быть лидером, для других — пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков по компаниям своих сверстников, с другой стороны — их простая недисциплинированность и даже правонарушения из-за неумения добиться желаемого положения в таких компаниях.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

Пятый класс — доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

Шестой класс — основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

Седьмой по восьмой класс — возникает потребность подростка в автономии в группе определенных сверстников, где происходит поиск признания ценности своей личности в глазах окружающих товарищей.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания.

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно и приемлемо. Всего подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность, знания, смелость, самообладания.

Популярность подростка в классе обеспечивается

— Наличием положительных качеств, класс ценит

— Ценностным единством подростка и класса

— Адекватной или чуть пониженной самооценкой.

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, свысока.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, преданность, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к преимуществам, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами, самостоятельностью ).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широкое, противоречивое, пестрое и неустойчивое. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимания. Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя следующие функции:

— Выступает источником возникновения новых интересов

— Развитие самооценки, а также самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом

— Обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки

— Возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами

— Формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях

— Формирование рефлексивного отношения к отношениям

— Формирование идеала дружбы

— Познания внутреннего мира своего и других людей

— Приобретения умений влиять на поведение другого

— Овладение практикой личных взаимоотношений.

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В пятых по шестой классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек. Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек — буйством.

В шестом по седьмой классах начинается общение — подростки обсуждают вопрос «кто кому нравится», характерны обмен «новостями» личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В седьмом по восьмой классах возникают разнополые микро группы, дружба девушек и юношей. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

Заключение о взаимоотношениях подростка с окружающими:

— Во взаимоотношениях с взрослыми у них обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям

— Взрослый человек должен постараться стать инициатором нужных изменений в их отношениях.

— Основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между общением взрослого к подростку. Отношение как к маленькому ребенку и ущемление понимания о степени его собственной взрослости

— Преодоление любого конфликта, всегда проходит через обретение определенной степени его самостоятельности, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему где позволяла бы взрослому влиять на него как на личность

— Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности

— Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками — желание быть признанным, принятым товарищем. Общение подростков со сверстниками важный момент для формирования будущей личности.

Информационный проект полезные советы, очень надеется, что вы найдете здесь нужные, хорошие, умные ответы, а так же интересную информацию.

© Все права защищены, материалы журнала женский мир могут использоваться только с разрешения владельца сайта.

Самые интересное читайте далее..

Источник: http://koterie.ru/obshhenie-podrostkov-so-sverstnikami.html

Каким может и каким должно быть общение ребенка со сверстниками?

Проблемы общения ребенка со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

Читайте также:  Эмоции как форма детской защиты - психология

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью.

В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним.

 И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон.

Это будет располагать дошкольника к разговору.

Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaya/obshenie-rebenka-sverstnikami.html

Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе

Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе

Лодыгина И. А. Взаимодействие подростков со сверстниками в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 507-509. — URL https://moluch.ru/archive/118/32690/ (дата обращения: 16.05.2018).

The article describes the features of the interaction of modern teenagers in a modern comprehensive school, the results of the diagnostic study, describes the main problems in this group of students.

Key words: interaction, adolescence, communication

В современных условия реформирования системы образования межличностное взаимодействие подростков со сверстниками предопределяет успех в процессе социализации и усвоения им коммуникативных навыков, то есть личностное развитие.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования понятие «потрет выпускника основной школы» понимается как совокупность характеристик, которыми должен обладать учащийся общеобразовательной школы, одной из них является коммуникативный потенциал, который определяется показателями, как «чувство уважения других людей, умение вести конструктивный диалог, способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих результатов» [5]. Данный компонент личности современного подростка целенаправленно можно сформировать в организованном взаимодействии их со сверстниками в общеобразовательной школе.

Потенциал данного возрастного периода развития тесно связан с ведущим видом деятельности, который определяется как интимно-личностное общение со сверстниками.

Умение устанавливать межличностные контакты, решать совместные задачи, понимать собственные чувства и состояния собеседника будут определять развитость коммуникативных качеств личности.

Читайте также:  Смысловой барьер - психология

Неудовлетворенность потребность в общении у подростка может привести к серьезным проблемам.

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, как Л. Г. Агеева, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. С. Макаров и др.

Л. Г. Агеева и Е. А. Костюнина считают «межличностное общение современных подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе.

От того, как происходит взаимодействие подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления» [1, с. 868].

Исходя из чего, стоит обратить особое внимание на данное условия развития личности подростка в общеобразовательной школе, так как оно предопределяет формирование зрелости и самостоятельности человека, а так же становления и грамотную адаптацию в различных сферах жизнедеятельности.

В исследованиях М. С. Макарова обозначена особая важность в образовательном процессе сохранение психического здоровья учащихся, а также создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды для их развития и процесса обучения [3].

В свою очередь, И. В. Дубровина указывает на то, что ребенок должен научиться включаться в реальные социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам.

В то же время очень важно уметь осознавать и сравнивать свою жизненную позицию с нормативными системами общества.

Поэтому очень важно создание в рамках школы специальных условий, при которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, взаимодействуя в группе сверстников [2].

Для выявления особенностей взаимодействия подростков со сверстниками, нами было проведено эмпирическое исследование среди учащихся 8 класса МОУ Ломовской СОШ, в нем принимали участие 44 учащихся, были использованы такие методики, как тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера [6], «Оценка отношений подростков с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана [6], «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского [4].

Для определения уровню коммуникативного контроля испытуемых нами был проведен тест оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

Анализ полученных результатов позволил определить, что у 45 % опрошенных (20 человек) наблюдается средний уровень коммуникативного контроля, что свидетельствует о достаточной развитости у данной категории коммуникативных навыков, но и о наличии сдержанности в эмоциональных проявлениях, зависимости от мнения окружающих.

Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам), они умеют взаимодействовать, стремятся избегать конфликтов в общении, тяжело реагируют на спонтанные и непрогнозируемые ситуации.

Низкий уровень коммуникативного контроля был выявлен лишь у 11 % (5 учащихся), которые являются прямолинейными, непосредственными, и для них характерна более устойчивая позиция в отношениях, что чаще всего является причиной их «неудобности» в общении с окружающими.

Итак, для группы испытуемых характерно стремление к поддержанию взаимодействия, в частности, со сверстниками, но особую сложность для них вызывает адаптация к новым условиям, в ситуации знакомства и общения с новыми людьми, а также подверженность влиянию своих товарищей и конформизм, что позволяет определить категорию возникающих проблем в межличностных отношениях подростков.

Для выявления типа отношения испытуемых с классом нами была проведена методика «Оценка отношений подростка с классом» Н. В. Бордовской, А. Реана.

На основании полученных результатов было выявлено, что «индивидуалистический» тип восприятия свойственен 48 % подростков (21 человеку), то есть они воспринимают свой класс как помеху собственной деятельности, он не представляет для них никакой ценности, что проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной формы работы, в ограничении контактов со сверстниками; «прагматический» тип — 32 % испытуемых (14 учащихся), для которых коллектив является средством достижения личных целей, оценивается с позиции его полезности и выгоды для подростка, исходя из чего, данные учащиеся предпочитают членов группы, способных оказать им помощь, взять на себя решение сложных проблем; «коллективистический» тип — 9 школьникам (20 %), для которых на первый план выходят проблемы класса и отдельных его членов, у них наблюдается заинтересованность в успехе отдельного члена группы и самой группы в целом. Таким образом, доминирующим типом является индивидуалистический, который ставит в приоритет собственные интересы, что ведет к нарушению конструктивного и взаимно обогащающего общения между подростками.

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Полученные результаты показали, что 41 % испытуемых (18 человек) достаточно общительны, но новые знакомства детям даются с трудом, и они достаточно редко вступают в дискуссии и споры; 27 % подростков стремятся к общению со сверстниками, с легкостью устанавливают контакты, достаточно терпеливы в общении с окружающими; 16 % учащихся (7 испытуемых) в отношениях с окружающими нередко проявляют агрессию, бывают не сдержанны, зачастую достаточно замкнуты, предпочитают одиночество; 16 % (7 человек) являются крайне некоммуникабельными, скрытными, агрессивными, на них нельзя положиться в групповой работе.

Результаты эмпирического исследования показали, что среди подростков есть энергичные, активные и доброжелательные испытуемые, но наряду с этим у большинства подростков есть трудности во взаимодействии со сверстниками, которые были выявлены нами по следующим параметрам: самоконтроль в общении, тип восприятия в группе и уровень коммуникабельности.

Самоконтроль в общении, о чем свидетельствуют результаты, требует работы по ее формированию у данной категории испытуемых, так как есть подростки с низкими показателями данного компонента взаимодействия, кроме того, у учащихся преобладает восприятие группы с эгоистической позиции, а коммуникабельности развита недостаточно, что вдет к затруднениям в общении с окружающими.

Таким образом, особенностями взаимодействия подростков со сверстниками в общеобразовательной школе являются несформированность составляющих коммуникативного потенциала учащихся, а именно не сформированы навыки конструктивного диалога в классе, недостаточно развита способность достигать взаимопонимания и сотрудничать для достижения общих целей. Исходя из чего, необходимо организовать работу, направленную на оптимизацию отношений в классе как в коллективе, приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов, а также навыков эффективного взаимодействия с окружающими и умений выхода из конфликтных ситуаций.

Литература:

  1. Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы /Молодой ученый. — 2015. — № 23. — С. 864–868.
  2. Дубровина И. В. Практическая психология образования. — М.: Владос, 2006. — 517 с.
  3. Макаров М. С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков / Воспитание школьников. — 2006. — № 2. — С. 68–70.
  4. Малышева И. А. Более 2000 психологических методик, тестов, тренингов, опросников и деловых игр. — Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2010. — 203 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/118/32690/

Роль сверстников в развитии личности ребенка — Детская психология Библиотека русских учебников

Роль сверстников в развитии личности ребенка - Детская психология Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияДетская психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Симпатия к детям, появляется в раннем возрасте, со временем становится потребностью в общении с ними. Развивается эта потребность на основе совместной игры, выполнения трудовых поручений и т.п.. Для 4-5-летних детей. Отчего слышным наказанием является лишение их возможности общаться с ровесникамми.

Ребенок, который постоянно находится среди сверстников, имеет с ними разнообразные отношения, приобретает первых навыков поведения в коллективе, устанавливает равноправные и равноценные отношения, приобретает опыт сожительства я и спивдияльности. Именно среди сверстников ребенок формируется как общественное существо.

При таких обстоятельствах она действует, реализует себя»как субъект, лицо, живет своей жизнью, как член маленького общества по йо го интересами, требованиями, связями»(О. В сова). По мнению. Я.

Коломинського, дошкольная группа является генетически ранним степенью социальной организации людей, который сменяется затем школьные коллективыьним колективом.

В общении со сверстниками ребенок постоянно оказывается перед необходимостью реализовывать на практике нормы поведения в отношении других людей, применять их к различным ситуациям.

В совместной деятельности д детей непрерывно возникает необходимость согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети не зав жди находят нужные способы новединкы.

Часто между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое право, не считая права сверстников. Вмешиваясь в конфликты, решая их, воспитатель учит детей осознанному выполнению нормы поведенияінки.

Общение и совместная деятельность вправляют детей в правильных поступках, необходимых, чтобы ребенок знал нормы поведения и руководствовалась ими

Влияние детского окружения на развитие личности детей, усвоения ими норм поведения обеспечивает также коллективное мнение.

В группе 3-летних детей ее еще нет, мнение одного ребенка не влияет на мнение другого й.

Однако в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнениям сверстников, подчиняются мнению большинства, даже если она противоречит их впечатлением и знанием, то есть проявляют конформностьть.

Конформность (лат. Соп formis — подобный) — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей, приспосабливать ее к их требованиям

Ярким примером проявления склонности к конформности является опыт, во время которого специально подготовленные дети сказали о черную и белую пирамидки, что обе белые. Ребенок, не участвовавший в заговоре, вы ислухавшы мнение сверстников, на вопрос о цвете пирамидки также ответила, что они билі.

В 6-летних детей конформность существенно снижается. Всего в дошкольном периоде конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мысли. Однако у некоторых детей она закрепляется и мо оже стать отрицательной свойство личноститі.

Каждый ребенок занимает в группе дошкольного учреждения определенное положение, которое выражается в отношении к ней сверстников. Как правило, двое-трое детей пользуются наибольшей популярностью: с ними хотят дружить сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы.

Почти в каждой группе есть дети, с которыми мало общаются, не делятся игрушками, которых не привлекают к играм. Остальные дети позиционируют ся между этими полюсами.

Уровень популярности ребенка зависит от его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты, внешности, физической силы и выносливости тощтощо.

Особой популярностью пользуются общительны, дружелюбны, веселы, эмоционально и умственно развитые дети, которые умеют придумывать и организовывать игры, имеют определенные художественные способности, активные на занятия ях, достаточно самостоятельны в своих действиях, имеют привлекательную внешность.

Наименее популярные — неуверенные в себе, необщительным или слишком коммуникабельны, надоедливые, озлобленные дети основном они отстают от своих сверстников в развитии, безынициативны, иногда имеют пога ну произношение (дислексия), изъяны внешности. Воспитатель не должен оставлять таких детей без внимания.

Его задача — выявить и развить у них положительные качества, выработать адекватную самооценку, уровень притязаний, повысить статус в системе межличностных отношений. Все это требует педагогического такта, мудрости, пересмотра своего отношения к таким детям, личной мотивации и усилий в сотрудничествераці.

Воспитатель должен уравновешенно относиться к авторитетным среди сверстников детей, чтобы роль лидера не развила в них зазнайства, высокомерия, склонности унижать других. Воспитатель должен знать, с благодаря каким качествам дети получили лидерство, на чем основывается их авторитет.

Поскольку не всегда нравственность и ценностные ориентации таких детей отвечают возрастным задачей. Иногда в позиции лидера может оказаться ребенок, склонна навязывать свою волю другим, несмотря на интересы и права остальных детей.

Такие лидеры часто имеют неограниченное влияние на сверстниковтків.

В дошкольном возрасте у детей возникают сложные и разнообразные отношения со сверстниками, которые в значительной степени влияют на становление их личности.

Выявить характер личностных отношений детей в группе воспитателю позволяет наблюдательность, использование специальных методов социально-педагогических и психологических исследований (беседа, социометрический метод, выбор в действии, метод одномоментных срезов и др.).

Изучение этих отношений является предпосылкой целенаправленного формирования их с целью создания для каждого ребенка благоприятного эмоционального климата в группупі.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/rol_odnolitkiv_rozvitku_osobistosti_ditini.htm

2.3 Общение со сверстниками и субкультура

2.3 Общение со сверстниками и субкультура

Говоря о влиянии среды на формирование личности подростка, следует особо остановиться на специфике общения со сверстниками. Общение — это главный вид деятельности подростка.

Потребность общения со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, еще в детстве, с возрастом усиливается.

Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Читайте также:  Теория социального научения джулиана роттера - психология

Во-первых, общение со сверстниками — это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые веще, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, общение со сверстниками — это специфический вид эмоционального контакта. Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для подростка решающее значение [19, c. 59-64]. Итак, отметив непрямой характер влияния сверстников на подростка, перейдем к обсуждению того, на какие стороны личности распространяется это влияние.

Необходимо отметить, что общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса. Реальное усиление «Я» возможно в случае, если у подростка действительно имеются достижения в какой-либо области — спорте, музыке и т.п., — которые значимы в подростковой среде.

Иногда некоторое усиление «Я» осуществляется не за счет реальных успехов, а через ощущение принадлежности к группе, позволяющее подростку почувствовать сильное «МЫ». Поэтому подростки столь остро воспринимают критику взрослых в адрес своей компании — это означает ослабление их собственного «Я».

Они испытывают тревогу при возможной потере друзей, переживают, если взрослые при них оказывают те или иные воспитательные воздействия. Однако группы сверстников дает лишь иллюзию силы. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отдаления от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.

Часто это происходит в тех семьях, где взрослые сами не ощущают своей личной значимости. Внешне это может выглядеть как социальная или семейная неуспешность, например, плохо оплачиваемая работа или отсутствие полноценной семьи, конфликты в ней. Поэтому подростки и полагают, что такие взрослые не могут быть образцами поведения, поскольку не обеспечили даже себе достойную жизнь.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях.

Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу.

При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам.

Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянным и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей.

Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношений слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых.

Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого.

Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

В чем же причина стремления подростков к неформальным группам? С одной стороны, принадлежность к группе дает поддержку еще довольно слабому «Я» подростка, заменяя его сильным «Мы». Таким образом, подросток ощущает иллюзию собственной силы. С другой стороны, она дает ему иллюзию свободы.

Подростки, принадлежащие к подобным организациям, считают себя исключительно свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Однако в реальности группами руководят сильные лидеры, стремящиеся подавить всех остальных членов.

В связи с вопросом о неформальных группах необходимо рассмотреть и принадлежность к определенной неформальной группе. Так, сравнительное исследование уровня физической агрессивности последователей панк-рока («панков») и хип-хопа («реперы») показало, что у «реперов» он существенно выше, чем у «панков».

И это понятно, так как панк-культура проповедует философию ненасилия, как в психическом, так и в физическом смысле. В целом, пока не ясно, что первично: личностные особенности или влияние неформальной группы, т.е.

группа ли влияет на формирование личностных характеристик или же подростки с определенными характеристиками выбирают определенные группы, но принимать во внимание такую связь необходимо.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/39102

Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения

Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения

Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга.

Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе.

В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек.

В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается.

Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется.

Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Здоровые отношения с себе подобными необходимы для развития человека. Поскольку дети и подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить эффективные отношения с людьми. Высококачественные отношения с другими важны для всех аспектов развития детей и подростков.

Конструктивные отношения способствуют научению, интернализации ценностей и аттитюдов, приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации. Такие отношения могут быть со взрослыми и с другими детьми или подростками.

Традиционно отношения между взрослыми и детьми рассматривались как важное средство обеспечения эффективной социализации и нормального развития.

Дело, однако, в том, что отношения детей и подростков с равными себе на всем протяжении детства, отрочества и юности — критический фактор развития и социализации. Молодежь должна:

  1. именно в общении со сверстниками приобрести социальную компетентность, интернализовать аттитюды и ценности, научиться понимать др.
  2. занять уютную нишу в своей субкультуре.

По сравнению с взаимодействием со взрослыми, интеракции детей и подростков со сверстниками, в целом, более частые, интенсивные и разнообразные.

В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают аттитюды, ценности, умения и знания, которые невозможно получить от взрослых, например как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение.

Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие — неправильными, какими социальными знаниями и умениями нужно овладеть и почему.

Сверстники снабжают действенными моделями уместного и неуместного поведения.

Социализирующее значение сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода: друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность человека на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками также часто позволяют удовлетворить потребность в социальном сравнении.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Как научить детей противостоять влиянию другого человека, высказывать свое мнение?

Мы знаем, какое сильное влияние иногда могут оказывать на ребенка сверстники или ребята постарше. И понимаем, что не всегда оно бывает положительным или хотя бы безопасным.

Как научить детей противостоять влиянию другого человека, высказывать свое мнение? Уметь отказываться от предложения, если считаешь его неприемлемым для себя? Важно заранее вооружить ребенка или подростка такими умениями.

А главное — дать ему понять, что в любой ситуации лучше действовать честно и открыто.

Известный педагог Элизабет Крэри описывает несколько способов противостояния чужому давлению, в том числе категорический отказ от предложения, ссылка на родителей, поиск единомышленника. Попробуйте проиграть со своим ребенком возможные жизненные ситуации, в которых ему надо сделать выбор. Как отказаться от просьбы или предложения, возможно, от угрозы?

Например: «Тебе предлагают незаметно взять из учительского стола деньги, которые собраны на автобусную экскурсию, под предлогом завтра вернуть эту сумму. Как бы ты себя повел?»

  • Можно категорически отказаться от предложения; назвать вещи своими именами. «Воровство есть воровство. Я не собираюсь ввязываться в эту историю».
  • Другой вариант — сослаться на родителей: «Если родители узнают, мне больше никогда не дадут денег на развлечения». «Моим родителям всегда все становится известно, и церемониться со мной они не станут». Родители обычно поддерживают любые такие отговорки, вплоть до «Отец убьет меня за такие дела», если это помогает ребенку найти выход из положения.
  • Неплохой выход — найти себе союзника. Если ребенку говорят: «Зря боишься, все делают это», он оказывается в довольно затруднительном положении. Пусть попробует назвать кого-нибудь еще, кроме себя, кто не делает «это». Например, «Антон и я будем вместо этого…».

Мы иногда недооцениваем способность детей самим предлагать решения проблемы. Цель таких упражнений не в том, чтобы заучивать наизусть готовые способы поведения и отговорки. Пусть ребенок поймет, что из любого положения всегда можно найти выход, и не один. Эта уверенность как раз и дает силы не поддаваться давлению других людей и обстоятельств.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/vzaimodeystvie_so_sverstnikami_dvoe_zn__vliyanie_okruzheniya

Ссылка на основную публикацию