Взросление — психология

Психология взросления: концепты и феномены

Взросление - психология

Исследования отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, А. Валлон, Ф. Дольто, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) показывают, что главной внутренней сущностью подростничества является взросление, освоение взрослости.

Обратившись к этимологии слов взрослый, взрослость, мы обнаруживаем, что взрослый – это человек, вошедший в года, зрелый. Существительное взрослость указывает на абстрактное качество, собирательный признак, присутствующий во всех существах, обладающих данным качеством. В самом слове взрослый зашифровано время и пространство: года и способы бытия.

Д.И.

Фельдштейн определяет взросление как процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определенных качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость) посредством формирования «тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив, присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность».

Для психологии воспитания в пространстве взросления важно понять актуализаторы, этапы, формы взросления.

Подростковый возраст характеризуется появлением чувства взрослости – стремлением быть и казаться взрослым. Освоение, присвоение, реализация взрослости – важные тенденции начала подросткового возраста. Депривация этих потребностей – основа трудностей в воспитании.

По мнению Ш.А. Амонашвили, феноменами мира детства являются три страсти: к развитию, взрослению, свободе: «Дети стремятся к взрослению, хотят быть более взрослыми, чем они есть, т. е. выйти за пределы мира детства – в мир культуры, социальности, общаться со взрослыми на равных.

Вместе с тем потребность в общении соседствует с потребностью в обособлении, индивидуальной свободе, проявлении свободы выбора способов жизнедеятельности, поступков, среды общения и т. д.

Педагогический процесс будет гуманным настолько, насколько он в состоянии вбирать в себя ребенка со всеми его страстями, стремлениями, опережает во времени пробуждение этих страстей, будит и провоцирует их и создает условия для их становления» . Чтобы условия адекватно создавать, необходимо понимать сущность взросления.

Во взглядах на взросление в науке нет однозначного подхода, определение сущности взросления представлено когнитивными теориями (Ж. Пиаже: «между 11 и 15 годами происходит переход к абстрактному и формальному мышлению», Л. Кольберг: «взросление как развитие нравственных суждений»), теории идентичности (Э. Эриксон, Д.

Левита: «от моратория к обретению идентичности»), теория поля (К. Левин: «взросление как структурирование и дифференциация жизненного пространства»), теория ролей (Э. Хофштеттер: «взросление как освоение ролей и новая конфигурация статуса»), этнографические, культурологические теории (М. Мид, В.

Тернер: «взросление как становление устойчивости к неопределенности посредством обретения компетентности в культуре»).

В основании конструирования воспитательных практик нового поколения и познания процесса взросления – концептуальные положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.

Эльконина о социальной обусловленности развития; о творческом характере развития, проявляющемся в порождении ребенком как субъектом культуры знаков и символов; о значимости сензитивных периодов развития как более чувствительных к осознанию, усвоению и реализации социокультурного; о совместной деятельности, общении взрослых и детей как движущей силе развития ребенка; об опосредующей роли знаково-символических структур в образовании связей между предметами и действиями; о ведущей деятельности; об интериоризации и экстериоризации как механизмах развития; о гетерохронности развития.

Л.С. Выготский в работе «Педология подростка» рассматривает трехчленное строение подросткового (переходного) возраста, в котором третья фаза является стабильной. По Л.С. Выготскому, обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста.

Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком взросления, определяющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости.

Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении желания, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому: уважали, доверяли и признавали права на определенную самостоятельность. Неудовлетворение этих потребностей приводит к различным формам протеста, противопоставлению себя взрослым, конфликтам с ними.

Тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться взрослым обнаруживается в отношениях со взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших.

Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, в их отношениях.

В подростничестве происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Осуществляется переориентация с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей . Также для подростков характерна динамика временной перспективы.

Переход от стабильного Я к осознанию себя разноситуационного и затем к меняющемуся во времени собственной жизни (или во временной перспективе). Отношение реальной и идеальной форм развертывается в подростковый период в определенной логике. 1.

Предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста. 2.

Собственно критическая фаза: а) мифологизация – попытка материализовать идеальную форму непосредственно; б) конфликт – внешнее противостояние действий ребенка и реакции окружающих; в) рефлексия – возникновение отношения к собственному действию в ситуации.

3. Посткритическая фаза – завершение кризиса, начало новой ведущей деятельности.

Открытие собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущение себя автором, творцом собственной биографии – основное событие отрочества. «Я-сознание» представляет собой аффективно заряженный и значимый для подростка предмет.

Конфликтность подросткового Я состоит в том, что полнота бытия и его незаполненность собственными событиями представлены подростку одновременно. Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но еще не известно, что из себя представляет это Я. Отсюда – утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. По мнению В.И. Слободчикова, Е.

И. Исаева, утверждение своей индивидуальности подростком на данном этапе развития субъектности выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия: реальность опыта проверки себя дает ощущение реальности своего Я . Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых.

Как правило, острота конфликта зависит от стратегии поведения взрослого. Все эти суждения направляют на поиск новой психологии воспитания и конструирование воспитательных практик нового поколения.

При всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое условие его благополучного разрешения – наличие общности, совместно-разделенной деятельности в жизни подростка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия, новой социальной позиции подростка.

Взросление совершается в среде взрослых, при осуществлении целенаправленной деятельности, совершаемой в начале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, подросток проходит путь освоения, реализации самостоятельности, инициативности, ответственности. В деятельности происходит развитие как раскрытие внутренних возможностей подростка.

В концепции О.В. Лишина доказано, что психологической основой воспитательного процесса является направленная трансляция смысловых образований личности от старших поколений – младшим в процессе их взросления путем формирования и развития смыслового содержания типов ведущей деятельности на разных этапах взросления .

Конструирование деятельности взрослеющих детей осуществляется одновременно с развитием их сознания и всегда происходит в процессе взаимодействия с Миром взрослых. Обе системы деятельности (подростка и взрослого) существуют параллельно и взаимосвязанно.

В этом взаимодействии взрослый не всегда выступает посредником, иногда он является и блокиратором. Общее состояние деятельности взрослых образует особое социальное поле, в котором развивается подросток.

Во взрослом мире подросток должен не только принять, освоить эту деятельность, но и создать, сконструировать в процессе взаимодействия со взрослыми ее для себя, что все в большей степени позволяет ему осваивать социальные дела взрослого мира.

Подростковый ум есть по существу ум моратория – психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому. Как считает Э.

Эриксон, это – идеологический ум, и действительно, именно идеологическая перспектива общества откровенно обращается к тем молодым людям, что полны желания быть утвержденными сверстниками в роли «своих» и готовы пройти процедуру ратификации, участвуя в ритуалах, принимая символы веры и программы.

В поисках социальных ценностей, служащих основанием идентичности, они, следовательно, сталкиваются лицом к лицу с проблемами идеологии в их самом широком смысле.

Специфика восхождения к взрослению определяется тем, что подросток изначально как носитель социального реализует постоянно возможности освоения социального как активно действующий субъект, врастающий в культуру, входящий в овладение всеобщими нормами отношений, объективно воспроизводящий, возрождающий уже в своем присвоении, функционировании в этом качестве действующего субъекта – социальное.

Эти особенности характеризуют специфику социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития (понятие было введено Л.С.

Выготским как единица анализа динамики развития ребенка) – особая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», приводит к перестройке системы отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Таким образом, социальная ситуация развития в подростничестве представляет содержание взросления: отношения «подросток-общество».

Для психологии воспитания и конструирования воспитательных практик нового поколения в пространстве взросления понятие социальной ситуации взросления важно, так как преодолевает избыток представлений о воспитании как факторе, механически определяющем взросление подростка. Ситуация взросления может быть развернута в «социальной ситуации» (процесс стихийной социализации) и «педагогической ситуации» (специально организованный процесс воспитания).

Каждый из периодов взросления определяется уровнем социального развития, а также открывает новое пространство социального взросления, реализуемое в новых отношениях «подросток-общество» и новой социальной, педагогической ситуации. Поэтому, исследуя взросление, мы акцентируем внимание на поиске возможностей построения системы внешне задаваемой деятельности, которая обеспечивает реальное переструктурирование внутренней деятельности подростка.

Мотивообразующим фактором социального образа жизни (и развития ценностей образования) является ценность «быть личностью». Как доказал В.А.

Петровский , в аспекте становления личности ребенок в референтном для него социуме проходит фазы адаптации (овладения социотипичными надсознательными образцами поведения общности), индивидуализации (обостренного поиска средств и способов самоосуществления) и интеграции личности в общности (возникновения системных качеств индивидуальности, потенциально могущих определить зону ближайшего развития социальной группы). Причем адаптация, индивидуализация, интеграция – это не упорядоченные линейные фазы, а «смешанные линии развития» (А.Г. Асмолов, В.А. Вагнер). Поэтому в понимание воспитания мы вкладываем преобразовательно-действенное начало, а не только активно-приспособительное.

Ключевые единицы проектирования воспитательных практик: Встреча – пространственно-временная единица взросления, Диалог – дискурсивная единица взросления, Проба – деятельностная единица взросления. Охарактеризуем их подробнее.

Источник: https://psyera.ru/psihologiya-vzrosleniya-koncepty-i-fenomeny_8121.htm

Этапы психологического взросления

Существует несколько этапов психологического взросления личности.

1 Эмбрион

У него нет своей психологической территории. Он полностью включен в материнское тело и состояние, зависим от материнского организма. Поэтому на данном этапе вся ответственность и инициатива лежит на матери.

2 Грудной период, младенчество (до 1 года)

Тело ребенка отделилось от материнского, но все еще сохраняется его абсолютная зависимость от физического и психологического развития матери. Ответственность также полностью лежит на ней.

3 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)

У ребенка появляются собственные желания, стремление к познанию и чрезмерная потребность в освоения различных навыков. Он уже может не только активно выражать свои желания, но и требовать их удовлетворения. Ответственность за развитие и жизнь ребенка в этот период все еще лежит на матери.

Читайте также:  Спокойное присутствие - психология

Важно знать!

Подавленные инициативы и самостоятельность ребенка, чрезмерная опека и контроль в этом возрасте могут привести к неврозам.

4 Детство (от 3 до 6 лет)

У ребенка появляется собственное «Я», понятие «МОЕ», личные вещи.

Он демонстрирует стремление к познанию, развитию, изучение своих возможностей, отличается специфическими особенностями оригинального мышления, пока еще не ограниченными социальными нормами.

У ребенка развивается стремление, с одной стороны, отстоять свои границы, а с другой – расширить психологическую территорию. Однако все еще велика его зависимость от родителей.

Важно знать!

Если в этот период развития родители не считаются с психологическими границами ребенка или, наоборот, полностью лишают его своей психологической опеки, то в дальнейшем ребенок.

А) Не умеет определять и защищать собственные границы, а также считаться с чужими, постоянно вторгается на чужую территорию и получает болезненный отпор, не умеет постоять за себя и страдает от регулярного насилия над собственной личностью, от навязывания чуждой, нежелательной деятельности и целей, имеет проблемы с самоидентификацией, с трудом представляет себе, кто он есть, определяет свои желания, цели и смысл своей деятельности, стремится создавать созависимые отношения;

Б) Стремится к самоизоляции, испытывает страх неудачи, конкуренции и успеха, за счет чего нарушаются социальные связи, отсутствует способность к построению близких отношений, сотрудничества, возникает чувство одиночества.

5 Старший детский возраст (от 6 до 11 лет)

Психологическая территория ребенка расширяется, ее границы приобретают четкие очертания. У него появляются свои «тайны», растет стремление к приобретению новых знаний, умений, качеств. Проявляются склонности и дарования, желание взаимодействовать со сверстниками, подражание.

Растет стремление к самостоятельности, но при этом адекватная забота родителей и опека воспринимается им вполне благосклонно.

Ощущение опоры на родителей комфортно, поэтому ребенок допускает их вторжение на собственную психологическую территорию, границы которой расширяет пока осторожно.

Важно знать!

Негибкость родителей, их агрессивность и жестокость по отношению к ребенку в этот период, особенно если они всегда «выигрывают битву», приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, теряет к ним доверие, отстраняется, и, в конце концов, все, что с ним происходит, действительно становится тайной для родителей.

6 Ранний подростковый возраст (от 11 до 13)

Очень важный период начала самоидентификации личности подростка, его самоопределения. Социальное окружение постепенно вытесняет авторитет родителей.

Подросток внутренне отсоединяется от родительских ценностей, пытаясь примерить на себя другие.

Если в этот период родители продолжают претендовать на всю психологическую территорию ребенка, а зачастую так и происходит, то начинается нелегкая борьба «за свободу»

Важно знать!

Самая основная трудность для подростка в этот период – противоречие между желанием полной свободы от родителей и практически полной зависимостью от них в материальном плане и в плане возможностей для решения серьезных проблем. Основная слабость – восприятие свободы отдельно от ответственности: свобода – подростку, ответственность – родителям.

7 Подростковый период (о 13 до 16 лет)

Все тенденции предыдущего этапа усиливаются. Характерны размышления подростка над своей дальнейшей жизнью, профессиональное самоопределение.

Родители вынуждены постепенно, не без боя, отступать, освобождая психологическую территорию подростка, который борется отчаянно, иногда даже жестоко.

Тем не менее, сохраняется и материальная зависимость от родителей и зависимость от модели поведения и системы ценностей семьи, появляется сознательное использование подростком, родительских возможностей.

Важно знать!

Возможно и активное противостояние подростка семейным ценностям, желание отстаивать полярные ценности только потому, что они отличны от родительских. Это тоже проявление зависимости от семьи.

8 Юность (от 17 до 19 лет)

Если к этому периоду не определены разумные границы психологической территории личности повзрослевшего ребенка, то борьба за нее с родителями достигает своего апогея, причем, в конце концов, родители проигрывают битву, даже если продолжают материально поддерживать тинейджера.

Между тем именно сейчас ему вместе со свободой передается и большая часть ответственности за собственные решения и поступки.

Часто родители сознательно или бессознательно стремятся продлить зависимость от себя ребенка и напрасно сохраняют за собой часть обязанностей по организации быта и решению различных проблем, требуя за это послушания.

Важно знать!

Тинейджер не чувствует особой благодарности к родителям за решение своих проблем, для него это само собой разумеется. Даже, несмотря на то, что большинство решений он принимает самостоятельно, не считаясь с желаниями родителей, ответственность за негативные последствия своей жизнедеятельности он все равно перекладывает на них.

Теперь уже родители вынуждены отстаивать свою психологическую территорию от тинейджера, который по прежнему желает их непременной заботы о себе.

9 Молодость

В здоровых, гармоничных отношениях между родителями и взрослым ребенком устанавливается партнерство и взаимодействие суверенных психологических территорий, свободных в своем развитии, но готовых оказывать друг другу помощь и поддержку, не препятствуя осуществлению потребностей каждого. Между тем сохраняется область взаимодействия, на который устанавливаются общие взаимовыгодные правила, в остальном же происходит свободное и ответственное самоопределение.

Важно знать!

Если на предыдущих этапах развитие личности ребенка подавлялось, то этот уровень развития не науступает.

Похожее

Источник: http://rehab-centers.ru/jetapy-psihologicheskogo-vzroslenija/

Взросление — Психологос

Взросление - Психологос

​Взросление — процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от «Я не могу!» к «Все будет сделано», от надежды, что за тебя все сделают — к личной ответственности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности — один из важнейших критериев взросления.

Юридически, до 18 лет — ты ребенок. После 18 лет — взрослый.

По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет — ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.

Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.

Взросление — это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей.

Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам).

Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.

Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:

«Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…» См.→

Все ли хотят взрослеть? — Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди — это великовозрастные дети. Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.

Как взрослеть?

Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.

И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.

Взрослость предполагает Планирование жизни — подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым — означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vzroslenie

Психологический возраст человека: ребенка и взрослого

Психологический возраст человека: ребенка и взрослого

У каждого человека, в том числе ребенка, можно исследовать и определить психологический возраст, который, кстати, будет иметь влияние на биологический возраст, а последний — на хронологический (паспортный), т.е. психологический возраст человека и прямо и косвенно влияет на качество и продолжительность жизни людей.

Психологический возраст — ступени развития

В процессе онтогенетического развития индивида (развитие психики с детства) психологический возраст будет зависеть от родительского воспитания (программирования сценария жизни), социальной среды, образовательного и экономического статуса ближайшего окружения ребенка.

При неправильном развитии психики и личности человека (ошибках в воспитании) его психологический возраст не будет соответствовать хронологическому, т.е.

, например, ребенок может быть психологически слишком «зрелым», а взрослый, наоборот, может часто проявлять детское мышление и поведение, вплоть до инфантильности.

В связи с несоответствием психологического возраста и хронологического, человек может стать физиологически зрелым, при том, что психологическая зрелость может не наступить и до старости.

Такое несоответствие ярко проявляется в переходные возрастные периоды: пубертатный, подростковый возраст, когда физическое тело развивается быстрей, чем психика…наступает психологический кризис… а также средний возраст, когда кризис наступает из-за незавершенных ситуаций в подростковом развитии…

По статистике, люди слишком быстро психологически взрослеющие (т.е. психологически старше своего хронологического возраста), как правило быстро живут и рано умирают, хотя эта короткая жизнь может быть довольно качественной. Те же, кто развивается и взрослеют медленнее и не соответствуют паспортному возрасту (т.е.

психологически младше, не зрелые), могут жить подольше, но, как правило, их жизнь больше похожа на пассивное существование…многие из них неудачники…

Каждому хронологическому возрасту должен соответствовать возраст психологический, т.е.

психическое развитие ребенка и взрослого, на разных возрастных этапах, должно происходить в соответствии с возрастными нормами (хотя, точности в возрастных нормах нет), тогда человек будет жить и качественно и долго…

Еще в Советском Союзе были приняты следующие нормы возраста:

  1. Младенчество: от рождения до года
  2. Раннее детство: от 1 до 3
  3. Дошкольный возраст: от 3 до 6-7
  4. Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
  5. Подростковый возраст (отрочество): от 10-11 до 15
  6. Юношеский возраст:
    • Первый период (старший школьный): от 15 до 17
    • Второй период: от 17 до 21
  7. Зрелость:
    • Первый период (молодость): от 21 до 35
    • Второй период (зрелость — средний возраст): от 35 до 60
  8. Пожилой возраст: от 60 до 75
  9. Старческий возраст: от 75 до 90
  10. Долгожители: свыше 90

Родителям и воспитателям необходимо контролировать психическое развитие детей в соответствии с хронологическим и психологическим возрастом.

Правильность психического возрастного развития родители могут проверить у ребенка с помощью рисуночных тестов для детей (в принципе, рисуночная психодиагностика подойдет и взрослым).

Желающие, могут пройти онлайн тест на психологический возраст, как за себя, так и за другого человека…

Чтобы привести свой психологический возраст в норму, в соответствии с хронологией и биологией, жить качественнее и дольше, существуют различные социально-психологические тренинги, а также психоаналитические и психотерапевтические методы и техники (психоанализ онлайн).

Психологическая помощь — ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ К ПСИХОЛОГУ

Пройдите онлайн психодиагностику: бесплатное тестирование

Обязательно загляните в психоаналитический журнал, читайте полезные статьи и рекомендации психологов:

Читайте также:  Ворует подросток - психология

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/samopoznanie-cheloveka/psikhologicheskijj-vozrast/

Возрастная психология — психологические изменения человека по мере взросления

Возрастная психология - психологические изменения человека по мере взросления

Взросление – процесс, начинающийся с момента рождения, безостановочный и необратимый. Ваш ребенок становится старше день ото дня, он растет и меняется – и внешне, и внутренне. Как уследить за всеми переменами и не упустить самое важное?

Возрастная психология – раздел науки, занимающийся изучением взросления человека. Психологи разделили всю человеческую жизнь на этапы с более-менее четкими границами, и составили примерное описание переживаний и стремлений человека. Именно эти этапы взросления мы и обсудим сегодня.

Этапы взросления человека в течение жизни

Существует множество периодизаций, как подробных, так и не очень, составленных по самым различным признакам. Пожалуй, каждый более-менее крупный ученый-психолог создавал собственную периодизацию взросления. В итоге, их используют в равной степени, но есть одна относительно универсальная, которая наиболее полно охватывает все этапы взросления и используется повсеместно.

Развитие ребенка делится на следующие периоды:

  1. Раннее детство (включает в себя младенчество (до года) и ранний возраст (до трех лет)).
  2. Детство (включает дошкольный возраст (до семи лет) и младший школьный возраст (до двенадцати лет)).
  3. Отрочество (состоит из подросткового возраста (до пятнадцати лет) и юности (до восемнадцати лет)).

Далее, согласно большинству классификаций, начинается молодость, и человек уже считается взрослым, поэтому поговорим только о первых трех периодах – как о самых важных в жизни любого человека. Сайт elgreloo.com предлагает вам краткий экскурс в возрастную психологию, помогающий здраво оценить все перемены, происходящие с вашим ребенком, и адекватно на них отреагировать.

Этап первый: раннее детство человека

Данный этап взросления начинается с первых же вздохов новорожденного. В этот период он полностью открыт миру и абсолютно, безоговорочно доверчив, а главное его занятие – общение с окружающими и изучение всего эмоциального диапазона, на который способен человек.

Младенец учится общаться с людьми, распознавать их эмоции, реагировать на них и демонстрировать свои.

Недостаток общения с близким человеком – в идеале, матерью – именно на этом этапе может привести к тому, что в дальнейшем ребенок будет испытывать значительные трудности с общением, социальным взаимодействием, эмпатией и проявлениями обыкновенной человеческой близости – дружбы или любви.

Следующий этап взросления – это собственно раннее детство, длящееся с года до трех.

Этот этап целиком заполнен открытиями – оказывается, вокруг есть целый огромный мир, наполненный самыми разными вещами, и их можно трогать, двигать, извлекать звуки, разбирать, чтобы узнать, что же там внутри, пытаться собрать обратно или попросту сломать.

В этом возрасте начинается активное умственное развитие – ребенок развивает наглядно-действенный образ мышления, хорошо понимает примеры, которые ему приводят, становится способен сам выстраивать простейшие логические цепочки в привязке к реальным предметам и ситуациям, а также решать практические задачи. Роль родителей на этом этапе – показывать и рассказывать как можно больше, пополняя словарный запас и жизненный опыт ребенка как можно большим количеством информации, а заодно – обеспечивая его безопасность во взаимодействии с окружающим миром.

Этап второй: дошкольный и младший школьный возраст

Дошкольный этап взросления длится с трех до семи лет и отличается от предыдущих тем, что ребенок начинает играть в различные ролевые игры. В этот период самым важным является общение со сверстниками.

Ребенок учится взаимодействовать с другими, создавать и поддерживать правила, решать конфликты и отстаивать свою точку зрения.

Кроме того, в процессе детских игр развивается абстрактное логическое мышление, воображение и умение концентрироваться на одном деле, не отвлекаясь на другие.

Многие дети в этом возрасте начинают попытки постоянно принимать участие в деятельности взрослых – пытаются помогать по дому и всячески подражать.

Не стоит ограничивать детское желание быть полезным – отказав, вы можете навредить взаимной привязанности и доверию, существующему между родителем и ребенком.

Лучше создайте ему условия, в которых он сможет делать что-то вместе с вами с минимальным вредом и для себя, и для самого дела.

Этап взросления, приходящийся на младший школьный возраст, является особенно сложным.

На его начало приходится один из серьезнейших возрастных кризисов ребенка, связанный с началом обучения в школе и полной переменой стиля жизни.

Беззаботность сменяется подчинением расписанию, ребенок пытается влиться в абсолютно новый коллектив и приобрести новые привычки, вырабатывает навыки концентрации, самоконтроля и планирования собственного времени.

В это время крайне важно помогать ребенку – не выполнять работу за него, чем грешат многие родители, а помогать, направлять и поддерживать во всем. Ругань из-за оценок и постоянное сравнивание с другими учениками класса лучше позабыть – ни к чему хорошему это не приведет, а мотивацию учиться убьет на корню.

Наказание за учебные неудачи лучше оговорить заранее: например, за определенное количество хороших оценок ребенок получает выполнение какого-либо своего желания, за плохие – ограничивается в чем-либо.

Самое важное – соблюдать все обязательства и ни в коем случае не отнимать в качестве наказания право на получение награды за предыдущие успехи.

Этап третий: отрочество и юность

Подростковый возраст по праву считается самым тяжелым. Этот этап взросления начинается примерно в 12 лет и длится до 15-16 – в зависимости от индивидуальных особенностей.

Время это одинаково сложное как для детей, так и для родителей – дети изо всех сил стремятся к независимости и больше всего боятся, что не смогут ее получить, родители – что ребенок отдалится и станет независим от них.

В результате – конфликт интересов и полное разрушение сохранившегося с детства доверия.

В этой ситуации родители должны помнить, что в подростковом возрасте повзрослевшему ребенку важнее всего – повысить собственную самооценку и обрести авторитет вне семьи – в какой-либо группе сверстников. Чем больше вы будете ему препятствовать, тем сильнее он будет стремиться к этому.

Задача родителей – обеспечить ему полное принятие и «надежный тыл», место, куда он всегда сможет вернуться и где его примут любым.

Уверенность в том, что ему есть на кого положиться, сделает подростка увереннее в себе самом, и как итог – успешнее в его целях и спокойнее в выборе средств их достижения.

По окончанию подросткового возраста наступает последний этап взросления — юность. Она длится с пятнадцати-шестнадцати лет примерно до восемнадцати – до конца школы.

В этом возрасте вчерашний беззаботный ребенок впервые задумывается о своем месте в пугающем взрослом мире и начинает осмысливать все, чему он научился, в попытке понять, как это можно использовать. Именно в этом возрасте большинство решает, кем они хотят стать.

Не стоит отговаривать своего ребенка от идеи приобрести профессию, которая вам совершенно не нравится – если он этим горит, то все равно добьется, и даже если и сдастся под вашим давлением – потом всю жизнь будет винить именно вас в своей несбывшейся мечте.

Воспринимайте его решения всерьез, направляйте советами, но ни в коем случае не пытайтесь давить и решать за него – он уже почти взрослый и сам решает, как ему жить дальше. Позвольте ему самостоятельно приобретать тот опыт, который вы уже имеете – и ваши отношения будут гораздо прочнее и доверительнее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

Источник: https://elgreloo.com/psihology/vozrastnaya-psikhologiya

Этапы взросления человека

Этапы взросления человека

Знаете ли вы друзья о том, что взрослеем мы всю свою жизнь, во всяком случае, мы можем это делать и очевидно что должны, пусть и не всегда делаем.

Этапом взросления называется некий революционный скачок по жизни, или эволюционный процесс, меняющий наше внутреннее состояние, психику, отношение к жизни, взгляды на мир, степень ответственности – это самое главное, и главное, качественное изменение самой жизни.

Изменение жизни, то есть конкретный результат вашего взросления, это основной его показатель, ведь неважно что вы делали и чем занимались, важно к чему это привело.

Сам процесс без результата в принципе ничего не значит, так что заявлять о переменах в своих взглядах можно сколько угодно, но если это ни в чем конкретном не выражается, конкретном и качественном, то смысла говорить об этом, нет вообще.

<\p>

Разумеется процесс взросления может происходить и эволюционным путем, медленно и стабильно, когда люди берут на себя все больше и больше ответственности, а их собственный эгоизм становится более здоровым и умеренным.

Конечно, заметить мы можем только революционные изменения, они-то бросаются в глаза сразу, как для нас самих, так и для окружающих нас людей, но важно не то, как быстро мы растем, важно что мы вообще это делаем. Я не ошибусь, если скажу, что взросление свойственно не многим, не потому что большинство людей какие-то не такие, а потому что они не изъявляют желание это делать, предпочитая оставаться в привычной, а стало быть и наиболее комфортной для себя зоне. Теперь собственно о самих этапах, которые естественно начинаются с детства, и взросление как таковое начинается не с конкретного возраста определенного государством, определяющим совершеннолетие человека, как собственно и не с получения паспорта, а с непосредственно той доли ответственности, которая начинает ложиться на плечи ребенка.

Если подросток заявляет о том, что он взрослый и самостоятельный, и начинает делать все наперекор своим родителям, то мы прекрасно понимаем, что это не более чем переходный возраст и неадекватное представление о самом себе, но если он при этом начинает жить в самом деле более или менее самостоятельной жизнью, это в самом деле этап взросления, который он преодолевает. Не просить денег у родителей ни при каких условиях, вот это этап взросления, это принципиально новое отношение к жизни, это в самом деле самостоятельность и ответственность, за себя прежде всего. Если же по жизни старшим детям приходится нести ответственность за своих младших братьев и сестер, это еще более значительная ответственность, а значит и образ мышления, а значит и психика, свойственная более взрослому человеку, чувствующему ответственность за других людей. Причем такая вот ситуация реально отражается на жизни человека, нельзя скажем допускать себе вольностей, при которых могут быть допущены серьезные ошибки, ведь в таком случае страдает не один человек.

Как, например, родитель не может себе позволить безответственно рисковать свой жизнью, ввязываться во всякие потасовки, нарушать закон и так далее, если он понимает, что загубив свою жизнь, он может загубить жизнь своих детей, вот это и есть ответственность, это и есть поведение взрослого человека.

Жизнь порою складывается так, что такую ответственность приходится брать на себя тем, кто еще сам нуждается в заботе и наставлении, но несмотря на это, у молодых людей начинает меняться все – их психика, отношение к жизни, виденье этого мира, которое более адекватно на самом деле, ведь если летать в облаках, то просто пропадешь.

И это ведь не просто иная жизнь, в сравнении с жизнью тех, кто сосет мамкину сиську до седых волос, это реально качественное изменение, при котором человек существенно снижает свою степень зависимости от других, жизнь вынуждает надеяться только на себя.

Далее рассмотрим такой этап взросления, как самостоятельность, понятное дело определяющаяся опять-таки долей ответственности, за себя и за других, если таковые есть, и независимостью в плане собственного обеспечения.

Читайте также:  С детьми можно разговаривать - психология

То есть если мы с вами взглянем на два таких противоположных способа заработка денег как наемный труд и бизнес или предпринимательство, то увидим очевидную разницу в складе ума и поведении людей, исповедующих тот или иной метод.

То есть очевидно, что человек занимающийся предпринимательством, то есть работой на самого себя, или бизнесом – организацией чужого труда и извлечением из него прибыли, живет более ответственной и самостоятельной жизнью, а следовательно и более взрослой.

С другой стороны, тот кто привык исполнять чужие указания и делать как велено, на самом деле мало отличается от ребенка, делающего так как скажут родители, а в случае невыполнения указаний, подвергающийся наказанию.

Причем как и в детстве, родители могут быть неправыми и несправедливыми, а ты ничего и сделать не можешь, так и в случае с явными ошибками и заблуждениями начальника, вина за которые все равно ляжет на подчиненных. Это кажется несправедливым, но на самом деле все справедливо, ведь за беззаботную и безответственную жизнь нужно платить, и если вы не хотите к себе несправедливого с вашей точки зрения отношения, вам просто надо повзрослеть.

Но все же самым значимым этапом взросления, меняющим в значительной степени все – отношение к жизни, взгляды на мир, взгляды на людей, психику и вообще отрезвляюще действующее на человека, является этап при котором он несет реальную ответственность за жизнь и судьбы других людей.

Это, конечно, в том случае, если он – человек, реально несет на себе эту ответственность, а не имитирует эту деятельность.

Люди ставшие родителями в полном смысле этого слова, то есть реально несущие ответственность в этой жизни не только за самих себя но и за другую жизнь или жизни, прекрасно понимают о чем собственно идет речь. Это пожалуй нельзя объяснить, это необходимо почувствовать.

Но вот если это чувство преумножить скажем на несколько миллионов, каковой будет цена ошибки? Так что если мы говорим о разных руководящих должностях, включая должность президента страны, то здесь налицо факт реального качественного перехода из состояния беззаботности в состояние большого напряжения.

Легко как вы думаете нести ответственность за миллионы жизней и за страну вообще, если мы говорим о президенте, и ведь очевидно, что жизнь такого человека непременно должна быть лучше по качеству чем наша, ведь взятая на себя ответственность за других, щедро вознаграждается.

Также очевидно и то, что человек на столь ответственном посту, догоняет больше остальных.

Конечно, надо понимать, что решение в стране принимает не один человек, но, тем не менее, люди на руководящих постах знают и понимают больше, и при этом полно желающих учить их, что и как следует делать, умные мысли люди как им кажется часто гоняют на лавочке у подъезда или на кухне, считая себя сведущими во множестве глобальных вопросов. Все это не иначе как поведением детей не назовешь, которые, как известно, часто бегут в кусты в случае собственной неправоты приведшей к ошибке, а взрослым приходится расхлебывать за них, неудавшуюся кашу.

Вот из чего вытекают все этапы взросления человека и следовательно его развития, все начинается с ответственности и заканчивается реально ощутимыми результатами, это вам не эзотерическую литературу читать или рассуждать о том, как надо сделать то или это, здесь все гораздо проще в понимании, но сложно в исполнении. А чему мы можем учиться и как должны взрослеть, вы можете понять взглянув на примитивность нашего поведения, я имею в виду человечество и тот тупик, в который оно себя в настоящий момент загоняет, так что назвать себя взрослыми в полной мере, мы пока еще не можем, далеко нам пока до этого.

Источник: https://psichel.ru/etapy-vzrosleniya-cheloveka/

Переходный период: психология. Подростковый и юношеский возраст :

Наиболее сложной психологической стадией в жизни человека считается переходный период, который существенно влияет на становление индивида как личности. Это время можно назвать мостиком между двумя жизнями: детской и взрослой.

Зачастую кризис переходного возраста влияет не только на подростка, но и на его окружение. Ведь у человека меняются ценности, появляются новы стереотипы, формируется собственная точка зрения.

Такой период считается довольно болезненным и тяжелым, поэтому необходимо знать, как справиться с проблемами, которые могут возникнуть именно в подростковом возрасте.

Наиболее сложный возраст

Мало кому известно о тех кризисах, которые наступают у человека в возрасте трех и семи лет. Но переходный период и трудности, которые с ним связаны, известны каждому. Почти все родители с ужасом ждут начала кризиса переходного возраста у своих отпрысков. Многие даже пытаются предотвратить данную стадию и создают для этого все условия.

Но в большинстве случаев такие попытки оказываются бесполезными. Несмотря на все старания родителей, подростки раздвигают рамки дозволенного, разжигают конфликтные ситуации, не соблюдают правил и преступают запреты. В основном тинэйджеры выступают провокаторами. Они апеллируют тем, что родители и близкие не хотят их понимать.

Но через такие разногласия и сложные ситуации подросток познает себя, учится отстаивать собственные позиции и взрослеет.

Время наступления

Представители разных стран и религий определяют переходный возраст по-своему. У некоторых подростков он может наступить к четырнадцати годам, а у других – к двадцати. Данный переход может реализоваться как просто в получении паспорта или достижении совершеннолетия, так и сопровождаться различными серьезными конфликтами.

В этом возрасте наступает половая зрелость, появляется юридическая ответственность за свои действия. Очень сложным для индивида и его окружения является переходный период. Психология утверждает, что время наступления данной стадии сугубо индивидуально.

Это зависит от многих факторов, таких как культурное наследие, религиозные убеждения, окружающая среда, круг общения.

Трудное поведение подростка

Во время переходного возраста тинейджер постоянно пытается отстоять право на свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Это желание проявляется в таких важных моментах, как сложности поведения, ярко выраженное упрямство, негативизм, повышенная конфликтность, открытое непослушание, отстаивание собственного мнения по любому вопросу.

Зачастую подростки демонстрируют свой нонконформизм при общении со сверстниками, а также нарочито противопоставляют себя взрослым. Проблемы переходного периода в основном заключаются в том, что тинейджер создает антипод послушного подростка.

Ребенок может вести себя подобным образом достаточно долго. Хотя в некоторых случаях кульминация кризиса переходного возраста проходит спокойно. Существует два противоположных сценария, по которым может развиваться данный этап формирования человека.

Первый, классический вариант развития

У подростка проявляются традиционные симптомы, которые сопровождают любой возрастной кризис. Тинейджер ведет себя строптиво, упрямо, проявляет своеволие и негативизм, критически относится к требованиям родственников и учителей. На данной стадии взросления у подростка обостряется чувство собственности.

Он начинает оберегать свои вещи от посторонних глаз и рук, дорожит личным пространством. Зачастую переходный возраст характеризуется тем, что тинейджер запрещает родителям или знакомым заходить в свою обитель. Он становится скрытным в общении.

Родственникам может показаться, что ребенок скрывает что-либо ужасное. Но волноваться не стоит. У подростка происходят серьезные изменения во внутреннем мире. Меняется система ценностей человека, появляются новые принципы, формируется мировоззрение.

В этот сложный период тинейджер пытается защитить свою формирующуюся личность, поэтому и ведет себя нестандартным образом.

Второй вариант

Но все может развиваться и по другому сценарию, который прямо противоположен первому. Тинейджер полностью зависит от родителей и учителей.

Чрезмерное послушание и возврат к прежним интересам – это характерные признаки поведения подростка, переживающего переходный период по второму варианту, который еще называют «кризисом зависимости».

Человек зачастую возвращается к старой системе ценностей и отношений с окружающими. Его цель – найти поддержку и обрести сравнительную беззаботность.

Вне зависимости от того, по какому сценарию протекает самоопределение подростка, на данной стадии развития происходит определение жизненной позиции. Если в первом случае тинейджер акцентирует внимание окружающих на том, что он уже не ребенок, то во втором варианте он хочет и дальше оставаться в своем детстве.

Положительные результаты

Кризис переходного периода имеет много положительных результатов. Подросток борется за свою независимость, пытается самоутвердиться, познать собственные способности и возможности. Такая борьба должна проходить в безопасных условиях.

В результате у тинейджера формируется чувство уверенности в своих силах.

Кроме того, именно юношеский возраст и трудности, которые с ним связаны, помогают человеку научиться самостоятельности, открыть в себе качества, которые в будущем будут помогать ему разрешать возникающие сложные ситуации.

Характерные черты

Переходный возраст характеризуется тем, что у человека активно развиваются познавательные процессы. Подросток переходит к абстрактному мышлению. Ему начинают нравиться рассуждения на отвлеченные темы.

Особенности переходного периода заключаются в том, что ощущения и восприятие человека переходят на новый, более высокий уровень. Тинейджер все чаще анализирует свои поступки и действия окружающих, фокусируется на важных вещах, избирательно относится к выбору будущей профессии.

Активно развиваются творческие и интеллектуальные способности. Кроме того, меняется мотивационная сфера, которая начинает формироваться на основе четко поставленных целей.

На первом плане – общение

Для тинэйджера наиболее важными людьми становятся товарищи и друзья. Юношеский возраст – это время активного общения со сверстниками. Постоянно контактируя между собой, подростки обучаются социальному взаимодействию. Через общение они удовлетворяют свою потребность в эмоциональных контактах, которая возрастает в переходном возрасте.

Большую роль играет и половое созревание человека. У подростка меняется гормональный фон, что приводит к изменению манеры поведения в обществе, интересов и самосознания. На этом этапе важно не ограничивать тинейджера в общении. Это может привести к нервным срывам и затяжным депрессиям. Подросток должен общаться со сверстниками.

Ведь это важный фактор формирования собственного мнения.

Подростковый период и его задача

Подростковый переходный период характеризуется тем, что человек переходит на новый уровень в физиологическом и социальном плане. Наиболее важное приобретение, которое влечет за собой юношеский возраст, — это развитие такого чувства, как личная идентичность.

Стремление подростка отгородиться от навязчивого внимания родителей можно считать вполне нормальным. Для идентификации себя как взрослой личности тинейджеру нужно побороть эмоциональную эмансипацию. Подросток должен обрести свободу, «перешагнув» детские эмоциональные отношения.

Чтобы вступить во взрослую жизнь, человеку необходимо обрести интеллектуальную независимость.

В период переходного возраста тинейджер учится критически мыслить, начинает самостоятельно решать важные вопросы. Поведенческая автономия, которая проявляется в разнообразных жизненных сферах, также является показателем взросления.

Подросток сам выбирает свой стиль одежды, круг общения, интересы и предпочтения. Этот период не несет в себе страшных последствий или эксцессов. Родителям нужно лишь относиться снисходительно, спокойно и с пониманием к своему ребенку.

Источник: https://BusinessMan.ru/perehodnyiy-period-psihologiya-podrostkovyiy-i-yunosheskiy-vozrast.html

Ссылка на основную публикацию