Закон — психология

7 действенных законов психологии

Закон - психология

Ученые на протяжении огромного отрезка времени пытаются узнать, что движет нами, куда мы идем, зачем, почему, а также пытаются узнать, каковы главные психологические законы, которым поддается жизнь каждого из нас.

Есть законы Вселенной, которые определяют наличие удачи рядом с нами, определяют судьбу.

Психология же помогает в конкретных ситуациях, в трудные минуты, когда нужно быстро принять какое-то решение или понять, что привело нас к тому, что мы имеем на данный момент.

Зачем нужны законы психологии

Законы вообще нужны всегда и везде. Если не будет законов, то все человечество устремится в бездну, в хаос, как и наша Вселенная. Наступит анархия, как и в космосе. Все только кажется упорядоченным, однако это все только иллюзия, ведь мы наблюдатели, причем весьма мало живущие.

Вселенной порядка 13 миллиардов лет, а разумному человечеству около 3000 лет. Это все равно, что просто сделать фотографию и говорить о том, что в мире, в стране все хорошо, исследуя лишь это мгновение. На фото лес зеленый, люди улыбаются, Солнце светит, но это лишь миг.

Таково все наше время относительно Вселенной. Оно ничтожно.

Именно поэтому нужно жить текущим временем. Законы психологии помогают быстро оценивать свои силы, возможности и делать прогнозы на будущее. Вы не сможете повлиять на ход истории, но можете сделать свои мгновения более приятными.

Законы психологии выводились тысячами лет, ведь человеку всегда было интересно то, как мы устроены и как устроено наше сознание. Мы не роботы, но в определенных ситуациях действуем почти всегда одинаково.

Психология научит вас читать людей и правильно использовать изыскания ученых в этой области.

Законы психологии на каждый день

Закон первый: то, что вас окружает, создает или меняет ваше настроение. Правильно подобранное окружение и условия значительно увеличивают вашу производительность и улучшают настроение.

Если вам нужно избавиться от депрессии или усталости, то используйте эффект обратного окружения, когда вы слушаете веселую музыку, смотрите веселое кино, читаете интересные книги, окружаете себя приятными людьми. Если вам нужно сосредоточиться, то слушать нужно классическую музыку или легкую музыку без слов.

Когда вам нужна динамика, подпитка, то поможет динамическое окружение, обилие красного цвета. Помните о том, что ваше окружение формирует ваше настроение.

Закон второй: чем больше вокруг вас людей, тем меньше вероятность того, что кто-то проявит индивидуальность. Например, смоделируем ситуацию, когда вы находитесь в мегаполисе, вам стало плохо, вы упали на асфальт.

Вероятность того, что кто-то вам поможет встать, намного меньше, чем та же самая вероятность в ситуации, когда вы находитесь рядом с очень малым количеством людей в одном помещении. Если сказать очень грубо и беспардонно, то все мы — часть стада.

Очень мало людей, которые сохраняют индивидуальность в обществе. Всем проще притвориться, чем быть собой. Это объясняется страхом.

Закон третий: встреча с любой жизненной проблемой осуществляется в соответствии с пятью основными этапами. Вот эти самые этапы:

  • отрицание. Сначала вы не видите или не хотите признавать наличие проблемы;
  • ярость, гнев. Потом вы паникуете, злитесь, задавая себе вопрос о том, кто виновник случившегося;
  • торг. Затем вы просто хотите из последних сил сделать все по-старому, вернуться к исходной точке;
  • депрессия. Когда вы понимаете, что назад пути нет и не может быть, вы впадаете в депрессию;
  • принятие. Заканчивается все просто — вы признаете, что проблема есть, вы полностью принимаете ее и готовитесь перейти к следующему жизненному этапу.

Вы не можете изменить этот ход мыслей, потому что так прописано в вашем генетическом коде природой. У кого-то эти этапы длятся дольше, у кого-то, наоборот, меньше. Выигрывает, конечно же, тот, кто быстрее проходит все эти пять этапов, экономя свое время.

Закон четвертый: абсолютно не важно, добиваетесь вы своего или нет, потому что главное — это начать движение к цели, а не достигнуть ее. Если всегда ставить себе цели и надеяться на то, что все будет всегда получаться, вы быстро угаснете.

Ставьте перед собой посильные задачи и умейте быть гибкими, изменяя цели, адаптируясь к изменениям. Если вы хотите стать богатыми, начните изучать способы заработка. Психология любви проста — если вы хотите найти любовь, начните искать причины ее отсутствия.

Не сидите без дела, ведь динамика — это и есть жизнь.

Закон пятый: человек себя критикует, но не пользуется всеми возможностями. Природа одарила нас всем необходимым для поиска второй половинки, для успешной самореализации. Существует множество ярких примеров того, что люди с ограниченными возможностями добивались огромных результатов в бизнесе и в любви. Хватит работать вполсилы, сомневаясь в себе. Вы можете все.

Закон шестой: даже самые сильные люди сомневаются в чем-то. Это не есть хорошо, однако иногда это необходимо, чтобы подумать дважды, прежде чем что-то делать.

Думать дважды нужно всегда, но если вы твердо решили что-то сделать, старайтесь обрубать концы, не сжигая мостов. Назад пути нет, но пути к отступлению нужны всегда. Хотите бросить работу и найти другую — бросьте, но уйдите красиво.

Чересчур импульсивные поступки разрушительны. Если вы сомневаетесь в себе, это нормально. Главное, чтобы ваши сомнения вами не управляли.

Закон седьмой: все мы одинаковы и похожи во многом. Почти каждый человек думает, что его проблемы уникальны, но это не так. У каждого своя внутренняя война, но ее причины слабо отличаются. Все мы хотим кушать, жить с комфортом и любить. Это главные наши желания и приоритеты, как ни крути. Они определяют всё.

Психология поможет вам ответить на основные вопросы, которые вас гложут. Оставайтесь собой, ведь мы уникальны в том, что необходимо природе и идентичны в том, что нужно мирозданию. Ищите вдохновение и мотивацию для себя, но не только в потребностях. Будьте открытыми этому миру, старайтесь мыслить нестандартно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

28.04.2017 00:01

Источник: https://gurutest.ru/publication/7-dejstvennyih-zakonov-psihologii/

6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

6 законов психологии, знание которых изменит вашу жизнь

Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности.

Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей.

Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства — проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях — это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь.

Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты.

А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, — заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает.

Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологиМарк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так.

Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим — один из 24.

Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций.

Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки.

Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом — толпа людей.

Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”.

Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников.

85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%.

Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете.

А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Читайте также:  Как приучать к формату - психология

Эффект фокусировки

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает $50 в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но она минимальна.

Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня.

Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее.

Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы. опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/168643-6-zakonov-psihologii

Психологические законы управления

Психологические законы управления

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности.

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются: 1.

Закон неопределенности отклика. 2. Закон неадекватности взаимного восприятия. 3. Закон неадекватности самооценки. 4. Закон искажения информации. 5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации. Рассмотрим каждый из них.

Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях — апперент и наличии стереотипов сознания.

Апперент – зависимость восприятия от прошлого опыта.

Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах Ф.

Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие.

Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть в полной мере.

Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.

Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще.

Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту.

Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание.

И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому, что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека.

Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным.

Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие: 1) Человек постоянно находится в состоянии изменения.

Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя.

А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей.

Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям: а) принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»; б) принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной — она либо завышена, либо занижена.

Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя.

Человек — это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются.

Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.

) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения.

Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки.

И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию.

Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют: 1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию.

Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель.

В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего.

Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области.

Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать.

Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить.

К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.

Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.

Источник: https://psyera.ru/5409/psihologicheskie-zakony-upravleniya

Важнейшие научные законы психологии управления

Важнейшие научные законы психологии управления

Люди находятся практически в постоянном взаимодействии. Каждый в той или иной мере зависит от других, испытывая на себе проявления их интересов в ожиданиях, побуждениях, просьбах, попытках принуждения и пр.

Существуют но крайней мере четыре принципиальных пути получения желаемого: отнять силой, сделать самому, объединить усилия (если задача трудна для одного) и убедить отдать добровольно.

Последний путь может оказаться весьма эффективным даже по сравнению с силовым, представляющимся самым очевидным. Владелец ценного объекта будет сопротивляться и всеми доступными способами защищать свое.

Более гуманны способы получения желаемого через ненасильственную организацию созидательной деятельности людей. Психологическая составляющая такой деятельности весьма существенна и сложна — убедить людей отдать труд, силы, время.

Читайте также:  Память и сон - психология

На самых ранних этапах человеческой истории стали появляться технологи управления — организаторы таких информационных (несиловых) процессов между человеком, желающим получить нечто (вещь, труд, информацию, другого человека и пр.), и обладателем желаемого. Так начало копиться и передаваться знание психологии управления — знание о несиловых информационно-психологических способах достижения цели в социальном взаимодействии.

Явно или неявно стремясь к психологическому знанию, люди понимают его ценность как знания, ориентированного на решение основного вопроса: «Как заставить (побудить) другого человека или группу людей сделать то, что мне (нам, вам) нужно?» Родители хотят чего-то добиться от своих детей. Жены хотят, чтобы спутники их жизни вели себя так, как им (женам) хочется, а мужья постоянно чего-то добиваются от жен. Менеджеры озабочены тем, как заставить работать персонал, а персонал хочет подчинить себе менеджеров и т. д.

Можно встретить человека, который скажет, что ему ничего ни от кого не нужно, он никого не хочет заставлять что-либо делать. Можно ему поверить. Но хочет ли он сам быть объектом воздействия, манипулирования?

Психология управления, как и любая наука, ориентируется на поиск объективных, существенных, повторяющихся, устойчивых, необходимых и, следовательно, закономерных связей между изучаемыми явлениями.

Эти связи, называемые законами, и отличают науку от других областей человеческой практики, так как знание позволяет действовать с предсказуемыми результатами. Обращение к законам психологической науки принципиально важно.

Ведь сложность ее объекта и предмета подталкивает дилетантов к произвольным рассуждениям, позволяющим практически как заблагорассудится трактовать любую проблему.

Такой подход не только обесценивает труд профессионалов, порождает легковесное отношение к науке, но и вызывает одновременно недоверие к ней. Законы ограничивают иллюзорную свободу, ориентируют движение мысли в правильном направлении, формируют профессиональный подход к решению проблем.

Рассмотрим далее основные законы психологии управления.

1. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский)

В соответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка.

Отличительные признаки ВПФ — опосредованность, осознанность, произвольность, системность — формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе развития общества.

Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов.

О чем говорит этот закон в контексте психологии управления? Он раскрывает некоторые генетические психологические основания развития способности к управлению, организационного лидерства.

К ВПФ относятся произвольные память и внимание, вербально-логическое мышление, воля — весь комплекс тех психических процессов, без которых невозможно управление. Все эти качества обязательно присутствуют в психограмме руководителя. Согласно этому закону, ВПФ не возникают сами по себе.

В условиях обязательного школьного образования все дети проходят определенный путь обучения, ведущий к формированию ВПФ. Тем не менее, этот путь каждый ребенок проходит в собственной социальной ситуации развития.

Те дети, которые обнаруживали лучшие способности к управлению, развивались в несколько других условиях, чем их сверстники из той же школы. Кто-то в силу случайно сложившихся обстоятельств, а кто-то прошел путь целенаправленного обучения. В своем учении о зоне ближайшего развития, логическом следствии закона о ВПФ, Л.

С. Выготский убедительно показал, как целенаправленное сотрудничество со взрослым позволяет успешно преодолевать расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Таким образом, сталкиваясь с хорошим руководителем, не нужно ссылаться на талант неведомой природы, а стоит задуматься о технологиях обучения, обеспечивающих нужный для реализации управленческой деятельности потенциал.

2. Закон преодоления комплекса неполноценности (А. Адлер)

В этом законе раскрывается формирование мотивации к лидерству. В соответствии с этим законом человек стремится к личностной значимости, власти и превосходству, преодолевая ощущение собственной неполноценности, возникающее в детстве в результате большей компетентности взрослых.

Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователями. Можно дать и более мягкое название этому закону: закон компенсации некомпетентности.

Соединение в человеке мотивации к власти и способностей воплотить эту мотивацию в реальную деятельность дает лидера.

3. Закон оперантного научения, или приобретения (Б. Ф. Скиннер)

Этот закон раскрывает причины формирования поведенческих образцов (оперантов) у человека, в том числе профессионально занимающегося управлением. Согласно этому закону, формирующееся поведение определяется последствиями деятельности.

Если они благоприятны (потребности удовлетворены), то вероятность поведения, ведущего к этим результатам, в будущем усиливается. Этот закон хорошо объясняет устойчивость таких форм управленческого поведения, которые регулярно критикуются в учебниках. Например, авторитарное поведение не только соответствует потребности в компенсации (по А.

Адлеру), но и обычно ведет к быстрым результатам, ситуативно устраивающим руководителя, что, естественно (по Б. Ф. Скиннеру), закрепляет данную поведенческую модель. В соответствии со взглядами бихевиористов, поведение контролирует тот, кто контролирует подкрепление.

Поэтому менеджеру следует позаботиться о том, чтобы владеть широкими возможностями материального и нематериального поощрения, используемого в качестве средств выделения и закрепления нужных образцов поведения персонала.

4. Закон косвенного научения (А. Бандура)

Человек не только выделяет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблюдает за другими людьми, которые получают те или иные подкрепления.

Если подкрепление, получаемое другим человеком, может быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюдаемого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное поведение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека.

Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве поведенческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, обладающие авторитетом. Поведение контролирует тот, кто контролирует модели.

Для менеджера закон косвенного научения имеет особую ценность, раскрывая механизм влияния через личный поведенческий пример и через выделенные в организации модели эффективного поведения.

5. Закон неопределенности отклика (Е. С. Жариков)

В зависимости от скорости реакций, устойчивости к стрессам, мотивации, межличностных отношений и десятков других характеристик исполнитель, получив распоряжение или действуя в рамках своих должностных обязанностей, выполняет работу с тем или иным качеством, в те или иные сроки, а может и не выполняет совсем. Человек — сложная биосоциальная и социально-психологическая система. Она обладает таким числом разнообразных внутренних психологических свойств и находящаяся в таком количестве внешних зависимостей, что, прежде чем обращаться к нему с серьезным заданием, надо его детально изучить.

6. Закон возвышения потребностей в онтогенезе (А. Маслоу)

Потребности формируются прижизненно не случайно, а закономерно: от гомеостатических к безопасности, социальному принятию и общению, самоуважению и самоактуализации.

Каждый новый уровень потребностей формируется на основе устойчивого удовлетворения потребностей предшествующего, более раннего уровня. Поэтому не каждый человек имеет выраженные высшие потребности.

Опираясь на знание этого закона, руководитель может оценивать уровень потребностно-мотивационной развитости персонала, прогнозировать эффективность мотивирующих влияний, не ожидая невозможного.

7. Закон иерархического строения мотивационной сферы (А. Н. Леонтьев)

Смысл этого закона состоит в существенном развитии представлений А. Маслоу. Согласно этому закону, мотивационная сфера взрослого человека может быть многовершинной и иерархически упорядоченной в соответствии с жизненным опытом человека. Она весьма индивидуальна.

Именно поэтому нередко встречаются люди не просто с наличием высших потребностей, но с их доминантой, позволяющей проявлять самоотверженность, силу духа, альтруизм в ущерб удовлетворению гомеостатических потребностей.

Знание этого закона позволяет руководителю точнее определить возможности подчиненных, понять, кто является движущей силой развития организации, на кого можно опереться в трудные для организации времена и пр.

8. Закон оптимума мотивации (М. Р. Йеркс, Дж. Додсон, Дж. Аткинсон)

Этот закон фиксирует нелинейную зависимость между продуктивностью деятельности и мотивацией субъекта. Уровень мотивации, при котором деятельность максимально успешна, называется оптимумом мотивации. Этот уровень различен для задач разной сложности.

При сложной деятельности зона оптимума узка и смещена в сторону низкого уровня. Для решения задач средней сложности зона оптимума широкая и находится в области среднего уровня мотивации.

Только решение простых задач несколько улучшается вместе с ростом мотивации.

Конкретное проявление закона Йеркса-Додсона зависит от эмоциональной устойчивости человека. У эмоционально устойчивых людей зона оптимума смещена к более высокому уровню мотивации, а у эмоционально неустойчивых, наоборот, к низкому уровню.

Трудно переоценить значение знания этого закона руководителем. Управляя внешней мотивацией сотрудников, психологически грамотный руководитель может целенаправленно воздействовать на их достижения, количество и качество труда. Здесь же, к сожалению, открываются и значительные возможности для манипуляции человеком.

9. Закон персональных расстояний (Э. Холл)

Этот закон раскрывает связь между эмоциональными отношениями субъектов взаимодействия и теми физическими расстояниями, которые они склонны устанавливать (таблица).

Выбирая дистанции, руководитель может оказать существенное мотивирующее и демотивирующее влияние на подчиненных.

Он также может указать наблюдающим на то, какое поведение их коллег ведет к тем или иным отношениям с руководством.

Дистанции и эмоциональные отношения в европейской культуре

Дистанция, мНаименованиеХарактеристика отношенийОрганизационные эквиваленты
0–0,4ИнтимнаяВысокое доверие, чувство безопасности, открытость наблюдениюПрикосновение, комплимент, вопросы о семье, обращение на «ты»
0,4–1,5ЛичнаяПоложительное отношение. Восприятие в совокупности психологических характеристикБеседы вне официальной зоны кабинета, чашка кофе, совет, обращение на «вы»
1,5–3ОфициальнаяСубординационные отношения, восприятие статуса, социальной роли. Сокрытие истинных чувствРазговор в официальной зоне кабинета. Деловое общение с акцентом на иерархические отношения
Более 3ОткрытаяПризнание существованияПоверхностное общение

10. Закон неадекватности отображения человека человеком

Ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия полностью прогнозируемых решений относительно этого человека. Человек — сверхсложная система.

К тому же он включен в систему общественных отношений и потому является их выражением и отображением.

Человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности — взрослый человек в любой момент времени определенного календарного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, мотивационного, социального и сексуального развития. Но это не все и даже не всегда главное. Главное — человек защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Но и в защите есть свои закономерности. Именно поэтому научное психологическое знание так важно для управления.

Людмилa Зaxaрова

Elitarium

Источник: http://hr-portal.ru/article/vazhneyshie-nauchnye-zakony-psihologii-upravleniya

Самосовершенствование и Саморазвитие — С чего начать?

Денежный лунный календарь помогает принять верное решение и направляет на нужный путь. Советы астролога на каждый день помогут найти наиболее благоприятное время для оформления кредита, обмена валюты, крупных покупок.

Давно доказано, что естественный спутник земли прямо влияет на биологические процессы во всех живых организмах. Луна провоцирует величественные перемещения океанических масс, воздействует на рост растений, определяет поведение животных, а также является одним из факторов…

Примерно 40% своих действий мы совершаем по привычке. Понимание того, как сформировать хорошие привычки (и как работают уже имеющиеся), очень важно для здоровья, счастья и качества жизни в целом.

Читайте также:  Чувство лошади - психология

Негативные воспоминания преследуют нас, хотим мы того или нет, и могут нахлынуть в самый неожиданный и неподходящий момент, мешая воспринимать реальный мир, в котором у нас все хорошо, который наполнен позитивом и нет никаких…

Нет энергии, сил… Это состояние знакомо всем. Плюс к  этому добавляется физическая усталость, угнетенное настроение, нежелание начинать какие-то дела, отсутствие желания общаться с другими людьми.

У любого человека в жизни бывают случаи, когда нужно переключать свое внимание с одной деятельности на другую. Например, нужно идти на совещание и решать на нем разные вопросы, а за час до этого вы…

Каждый день мы вынуждены принимать решения. Но даже простые решения зачастую не настолько легки, как мы хотели бы. Наша нерешительность происходит от страхов, рожденных переживаниями о том, что мы можем принять «неверное» решение.

Страх неудачи преследует практически всех людей. Каждый из нас испытывает волнение перед выступлением, знакомством с противоположным полом, боится говорить о своих желаниях и даже мечтать. Поэтому, проживая в тесном мире, выйти и попробовать новое…

Почему так по-разному складывается наша жизнь? Почему к одним судьба благоволит, а других нещадно бьет на протяжении всей жизни? Почему одним все – другим ничего?

Принятие – одна из главных человеческих добродетелей, которая способствует достижению счастья. Принятие освобождает ваше внимание от всего лишнего и позволяет направить его на то, что действительно важно.

Наверняка все не раз слышали, что нужно чаще выходить из зоны комфорта, ибо это крайне полезно для развития. Но что такое зона комфорта, что мы на самом деле знаем о ней и почему мы должны…

Часто мы сами порою не замечаем, как недовольны собой, жизнью, а в результате получается, что ворчим и отравляем как себе жизнь, так и окружающим. У негативно мыслящих людей всегда стакан наполовину пуст, в отличии…

Психологические техники – упражнения, которые нацелены на решение той или иной проблемы или для самосовершенствования и саморазвития.

  Многим людям приходилось испытывать на себе неприятный опыт необъяснимо грубого отношения к ним коллег по работе. Вас не пригласили на участие в совещании. Коллега приносит кофе для всех, кроме вас. Над вашим вкладом…

«Жаворонок» и «сова» — два известных в психологии хронотипа, определяющих индивидуальные различия в уровнях активности в разное время суток. Существует точка зрения, что хронотип «совы» может быть связан с так называемой «темной триадой личности»,…

Одинаково ли мы мыслим на родном и иностранном языках? Как формируются наши моральные ценности и какие факторы влияют на наши моральные суждения? Насколько они незыблемы и постоянны? Ученый-когнитивист, автор книги «Language in Mind: An…

Он критикует, язвит, подвергает сомнению, высмеивает, сравнивает. Он вездесущ — спрятаться от него невозможно. Нет, это не персонаж фильма ужасов — это ваш внутренний критик.

Почему с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Почему некоторые люди раздражают, что наше раздражение может рассказать о процессах, которые проходят внутри нас, что такое проекция, каким образом работает этот механизм психологической защиты и как всё это связано с архетипом «Тень», выделенным…

Все мы слышали о существовании подсознания, но далеко не все могут объяснить, что это такое. На самом деле эти до конца не изученные психические процессы нашего мозга оказывают огромное влияние на жизнь людей. Что…

Источник: https://mentalklinik.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D1%81%D0%B0/

Необычайные законы психики

Психика является достаточно сложным понятием в психологии, философии,а также медицине.

По определению психикой называется способность человека активно отражать реальность или совокупность душевных процессов и различных явлений: воспринимать информацию, отвечать за эмоции, ощущения, память и другие явления.

Психика — это исторически самая ранняя составляющая менталитета, это своеобразная «рефлексия организма» — способность организма реагировать на внутренние и внешние раздражители. С давних времен учеными были выявлены самые противоречивые разуму необычайные законы психики, которые далее будут рассмотрены.

Эффект очевидца

Допустим, человек становится в общественном транспорте, либо на улице свидетелем того, как кому-либо стало плохо. Велика ли вероятность того, что именно этот человек окажет первую помощь пострадавшему? Вероятность минимальная, практически нулевая.

Из-за того, что в месте происшествия (в транспорте или на улице) очень много других людей, человек невольно переложит эту обязанность на плечи кого угодно. Но вероятность оказания помощи повышается, когда рядом находится не толпа, а всего пару человек.

Психологи объясняют данный феномен нежеланием человека взваливать на себя ответственность, когда вокруг много людей, полагая, что кто-либо из них точно откликнется. Однако, так думает практически каждый!

Эффект труднодоступности

Наверняка каждый заметил, что для того, чтобы вызвать симпатию и интерес в каком-либо человеке, необходимо просто обделить его вниманием. Как бы странно это не звучало, но пренебрежение — это самый быстрый и легкий способ расположить к себе человека.

Таким образом, у человека возникнет впечатление, что тот, кто им пренебрегает очень разборчив и понравиться ему могут только избранные. Это стимулирует желание попасть в данный круг избранных.

Однако, не стоит увлекаться подобным занятием, поскольку таким образом можно легко перегнуть палку и навсегда оттолкнуть от себя этого человека.

Эффект Ромэо и Джульетты

Другими словами этот эффект называется «запретный плод всегда сладок». Чем более недоступен человек по какой-либо причине (будь то расстояние или невозможность встреч), тем более желанным он будет.

Аналогично этому закону: люди, которые живут по соседству могут не привлекать друг друга при частых встречах, однако вызовут друг у друга интерес столкнувшись, например, в какой-либо социальной сети.

Эффект ореола

У студентов есть такое правило: «Сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка работает на студента». По законам психики, если человек несколько раз произвел хорошее впечатление в обществе, совершив какие-либо благородные поступки, он заработал себе положительный имидж, и в дальнейшем ожиданиями общества будут только аналогичные поступки со стороны этого человека.

Эффект Зейгарник

Советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник в 1927 году открыла удивительное свойство человеческой памяти: способность к запоминанию действий зависит от той или иной степени их завершенности.

Действие, которое было завершено, запоминается человеком в наименьшей степени, а вот лучше всего откладываются в памяти незавершенные действия.

На сегодняшний день эффект Зейгарник успешно применяется в области педагогики и искусства.

Эффект Пигмалиона

Это удивительно, но от ожиданий учителя во многом зависит успешность (и даже интеллектуальные способности) учеников! Чтобы подтвердить данную гипотезу, ученые выбрали случайным образом нескольких учеников из разных школ и классов. Учителям же эти дети были расхвалены как лучшие и наиболее талантливые ученики. Примечательно, что эти дети в скором времени показали прекрасные результаты и даже подняли свой показатель IQ.

Источник: https://www.megamedportal.ru/articles/psihiatriya/neobichajnie_zakoni_psihiki.html

Психологические законы управления: как они действуют?

Управление — это наука и искусство одновременно, и притом — повседневная практика. Идя по жизни, каждый по своей дорожке, пусть даже не имея никаких начальственных чинов, любой из нас то и дело занимается управлением, порой не задумываясь, поскольку нуждается в достижении желаемого и пытается воздействовать на этот процесс.

А ведь для того, чтобы он, процесс, протекал благоприятно, необходимо знать законы. И если кто-то таковых не замечает, то это вовсе не означает, что их нет. Как известно, «незнание закона не освобождает от ответственности за…». А потому давайте знакомиться с психологическими законами управления.

Закон неопределенности отклика

В зависимости от имеющегося личного опыта, непосредственного или почерпнутого от окружающих, человек воспринимает то, что происходит, с учетом сложившихся стереотипов сознания, т. е.

устойчивых мнений, оценок и суждений. Они вносят коррективы в понимание ситуации, сужая ее до рамок, заданных стереотипом. Вот потому-то разные люди по-разному реагируют на одно и то же.

«И опыт, сын ошибок трудных…».

С другой стороны, в разное время, в разных условиях, включая собственное настроение и проч., один и тот же человек может по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Помните, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца у Короля в душе «просыпались» предки, диктуя ту или иную реакцию на происходящее?..

Не раз была свидетелем того, как после производственного совещания, на котором принимались конкретные решения, сотрудники, расходясь, продолжали обсуждение вопросов и… приходили к другим вариантам.

А когда руководитель на подходе сроков исполнения спрашивал: «Где?», на голубом глазу отвечали, что посчитали более правильным поступить иначе… Ничего себе, да? Окончательный отклик оказывался вне зоны доступа руководителя — лица, ответственного за проект в целом.

Закон неадекватности взаимного восприятия

Мы видим друг друга в определенном ракурсе, не более того, а целиком и полностью — никогда, как, впрочем, и все вокруг: глядя на столешницу сверху, не видим ножек стола, взирая на лошадь сбоку, только догадываемся, что у нее есть второй глаз и т. д.

Если при этом учесть, что второй лошадиный глаз никуда не денется, как и ножки пресловутого стола, но зато человек постоянно изменяется, то нетрудно признать: домыслив что-то в его образе, а в особенности в психологическом портрете, рискуем ошибиться.

Кроме того, человек способен защищаться от того, чтобы его «раскрыли по полной».

Во-первых, индивиду внутренне присуще желание представать с лучшей стороны и скрывать недостатки, а во-вторых, он может про себя не все и знать, так что на всякий случай сознательно или бессознательно прикрывается неким непроницаемым флером, а то «неровен час…». Это не хорошо и не плохо, просто естественный процесс самовыражения и самопозиционирования.

Закон неадекватности самооценки

Даже если вам покажется, что уж вы-то себя хорошо знаете, постарайтесь не обольщаться слишком сильно. Все, до чего мы доходим в самооценке логически, то есть мыслью — рассудком — разумом, не исчерпывается результатами сознательного процесса.

Есть еще эмоционально-интуитивная составляющая, от которой никуда не деться, а если попробуешь игнорировать — вот тут-то и попадешься на крючок.

Речь о том, что кроме рационального начала в нас присутствует иррациональное, иногда — вплоть до совсем неразумного, а порой — наоборот.

Закон искажения информации

В разных интерпретациях это важнейшее установление социального взаимодействия представляют то законом потери смысла управленческой информации, то расщеплением его.

Суть в том, что пока некая установка движется по управленческой иерархии, смысл ее изменяется (не думайте, что только на работе: от бабушки к маме, от нее — к старшему сыну, а потом к младшей дочке — тоже путь неблизкий).

Почему? Прежде всего, язык многозначен, в «депеше» почти всегда можно усмотреть отсутствие ответов на вопросы, резонные или надуманные, и они домысливаются респондентами, имеющими к тому же индивидуальные психологические характеристики, которые автоматически «отпечатываются» на информационном послании.

Кстати, однажды на лекции по Оценить<\p>

5  4  3  2  1 

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/40691/

Ссылка на основную публикацию