Классификация базовых эмоций по макдауэллу — психология

Мотивационные теории эмоций

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

дователи рассматривали преимущественно негативные пережива­ния, возникающие в результате конфликта влечений или основных подструктур личности (Оно, Я и сверх Я).

Аффект, согласно психоаналитической теории, включает три аспекта: 1) энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие оконча­тельной разрядки (ощущение, или переживание эмоции).

Наиболее четкое и обобщенное представление психоаналити­ков о механизмах возникновения эмоций было сформулировано Д. Рапапортом. Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит мобилиза­ция инстинктивной энергии.

Если эта энергия не может открыто и непосредственно реализоваться (в том случае, если инстинктив­ные требования конфликтны), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности, основные видами которой яв­ляются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное пережива­ние». Они могут проявляться одновременно, поочередно или во­обще независимо друг от друга.

Открытое проявление инстинктив­ного влечения табуировано культурой, поэтому у человека и воз­никает необходимость постоянно эмоционально разряжаться.

Психоанализу, по мнению В.К. Вилюнаса, современная психо­логия эмоций обязана возникновением того сомнения в открытос­ти и доступности феноменологии эмоциональных переживаний, которое сегодня кажется само собой разумеющимся.

Сознательное скрывание человеком своих эмоциональных переживаний являет­ся лишь самым простым случаем их искажения, гораздо чаще это происходит бессознательно и направлено на избегание, вытесне­ние их психотравмирующего воздействия.

Заслугой психоанализа в развитии теории эмоций является и разработка понятия «амби­валентности» эмоциональных переживаний.

«Гормическая» теория эмоций У. МакДауголла. Этот автор в своих рассуждениях отталкивался от идеи целенаправленности поведения живых существ. Источником этой целенаправленности является особая нематериальная сила — горме (от греч. horme — побуждение, влечение, стремление), проявляющаяся в виде ин­стинктов.

По мнению У. МакДауголла, главным регулятором целе­направленного поведения животных и людей являются инстинкты.

Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1) предраспо­ложенности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции; 3) предрасположенности к выполнению определенных действии-Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене —

эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.

Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т.д.).

Су­ществуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие од­новременного проявления нескольких инстинктов (например, ин­стинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетаю­щая черты удивления и страха). У.

МакДауголл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, на­пример, как надежда, беспокойство, радость и т.п.

Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не толь­ко от эмоций, но и от других психических образований — слож­ных чувств (sentiments).

Чувства ~ это приобретенные (а не врож­денные) психические структуры, это некоторые волевые тенден­ции.

Они представляют собой индивидуальные тенденции к пере­живанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту.

Хотя теория У. МакДауголла не получила большого распростра­нения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций («психоэволюционной» теории Р. Плутчика, «дифференциальной» теории эмоций К. Изарда и др.).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. Согласно К. Изарду, эмоции являются детерминантами поведения в широ­чайшем диапазоне его проявлений.

Эволюционное значение эмо­ций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, но­вые поведенческие тенденции, что необходимо для успешного взаи­модействия индивида с окружающей средой.

В основу теории по­ложены следующие тезисы:

1) основную мотивационную систему человеческого существо­ вания образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвра­

щение, презрение, страх, стыд, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивацион- ными функциями и подразумевает специфическую форму пере­

живания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-
разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

13.5. Мотивационные теории эмоций

4)эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными

процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмо­

ционального процесса.

В целом, автор определяет эмоции как сложный феномен, включающий нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственно-переживательный компоненты. Источниками эмо­ций являются нейронные и нервно-мышечные (гормоны и др.), аффективные (боль, половое влечение, другая эмоция) и когни­тивные (оценка, атрибуция, память, антиципация) активаторы.

Объектом детального изучения в этой теории являются част­ные (базовые, фундаментальные) эмоции, которые рассматрива­ются как различающиеся «переживательно-мотивационные» про­цессы, влияющие на когнитивную сферу и поведение человека.

Изард называет следующие основные признаки базовых эмоций: 1) они всегда имеют отчетливые и специфические нервные суб­страты; 2) проявляют себя при помощи выразительной и специ­фической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) сопровождаются отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) возникли в результате эволюцион-но-биологических процессов; 5) оказывают организующее и моти­вирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отне­сенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимичес­кого выражения.

Наряду с фундаментальными эмоциями в дан­ной теории изучаются и эмоциональные комплексы, такие как тревога, депрессия, удовольствие и враждебность, представляю­щие собой комбинации базовых эмоций, которые появляются од­новременно или в определенной последовательности (более под­робную характеристику базовых эмоций по К.

Изарду см. в гл. 14). Потребностно-информационная теория эмоций П.В. Си­монова. Данная теория является одной из наиболее известных и хорошо разработанных в современной психологии эмоций. П.В.

Си­монов считает, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, кото­рую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен-

ного индивидуального опыта. Данное положение представлено в виде специальной «формулы эмоиий»:

где Э — эмоция, ее степень,качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (И„ Ис) — оценка вероятности (воз­можности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта: И„ — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения по­требности; Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, ко­торой субъект располагает в данный момент.

Кроме того, эмоция зависит и от других факторов: а) индиви­дуальных (типологических) особенностей субъекта (мотивацион-ной сферы, эмоциональности, волевых качеств и т.п.

); б) фактора времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция при­обретает характер аффекта или настроения; в) качественных осо­бенностей потребности (чувства возникают на основе социальных и духовных потребностей, тревога — низкой вероятности избега­ния нежелательного воздействия, фрустрация — низкой вероят­ности достижения желаемой цели и т.п.).

Однако эти факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмо­ций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Из формулы следует, что эмоция возникает только при нали­чии потребности: нет потребности, нет и эмоции. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (И„ — Ис) = 0, т.е. если человек полностью обладает необходимой для удовлетворения по­требности информацией (И„ = Ис).

С позиции теории Симонова наиболее фундаментальной клас­сификацией эмоций является деление их на положительные и отрицательные.

Ситуация избытка прагматической информации по сравнению с прогнозируемой или возрастание вероятности Удовлетворения актуальной потребности (И„ < Ис) порождает положительные эмоциональные состояния, дефицит информации или падение вероятности достижения цели (И„ > Ис) — отрица­тельные.

Также предлагается вариант классификации эмоций в зависи­мости от величины потребности, вероятности ее удовлетворения и характера взаимодействия с объектами (табл. 13.2).

Глава 13. Теории эмоций____________________________________________

Таблица 13.2

Источник: http://megapredmet.ru/1-25447.html

К. Изард, из книги «Психология эмоций»

Эмоции и тело
У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974).

Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975).

Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма.

Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев.

В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными.

Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством, что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энергии, что кровь пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать — чтобы выплеснуть переполняющую вас радость.

Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства.

Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма.

Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой.

То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами.

Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985).

Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, — пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, — то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.

Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

Эмоции и развитие личности.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них — влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере.

Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения.

Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977).

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.

Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Томкинс (Tomkins, 1962) считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения — в его физическом развитии.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение приливаэнергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности — ив этом первый признак того, что эмоция организует мышление и деятельность.

Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете.

Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его рассудок, когда он испытывает страх.

В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению или человеку — жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard, Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы.

С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях.

(Стереоскоп — устройство, позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое — правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.)

Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них.

При этом раздраженные испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное.

Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

Классификация эмоций по К. ИзардуПо К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:1. Радость2. Удивление3. Печаль4. Гнев5. Отвращение6. Презрение7. Горе-страдание8. Стыд9. Интерес-волнение10. Вина11. Смущение

Все остальные эмоциональные состояния, по версии К. Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Источник: https://e-greenberg.livejournal.com/34061.html

Понятие «эмоция» в психологии

Характерно то, что в разных культурах и национальностях регулируемые и нерегулируемые компоненты одинаковы. Физиологические и психологические проявления той или иной эмоции общи для всех народов. Однако вербальная передача эмоционального состояния имеет свои различия, например, в количественной акцентуации на том или ином виде проявления эмоции.

Ученые выделяют различное количество базовых эмоций. Некоторые ученые-психологи признают, что одной из базовых эмоций является «обида». Обида — это прямая негативная реакция на внешнюю ситуацию, реплику.

Эта эмоция во многом влияет на продуктивность и непродуктивность общения и взаимодействия между людьми, именно поэтому правильное распознавание и реакция на эту эмоцию собеседника может помочь более эффективной коммуникации, в особенности при общении людей, являющихся носителями различных языков.

1.3. Классификация  базовых эмоций в различных  школах психологии

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности, «они затрагивают чувства и опыт, физиологию и поведение, формы познания и концептуализации» [Ортони, Клоур, Коллинз, 1996: 27]. Классификация эмоций является одной из сложнейших, до настоящего времени не решенных проблем современной общей психологии. На сегодняшний день существует множество классификаций, в основе которых лежат самые разные критерии. Эмоции различаются по способу воздействия на организм, интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, форме развития, психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), предметному содержанию, направленности, особенностям своего выражения и т.д.

Определение набора «фундаментальных», или «базовых», эмоций имеет давнюю традицию (М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, П. Джонсон-Лэрд, Р. Плучик, С. Томкинс, Э. Нойманн, Я. Рейковский, К. Изард и др.).

Основным критерием, позволяющим считать эмоцию базовой, является ее неразложимость.

Большинство психологов, относя к «базовым» такие эмоции, как страх, радость, гнев, отвращение, любовь, печаль, не включает обиду в число «базовых» эмоций, что не снижает необходимость ее многостороннего описания.

Мнения ученых о природе происхождения эмоций расходятся. К базовым эмоциям относят те эмоции, которые проявляются у всех психически здоровых людей независимо от расы, пола, возраста, вероисповедания, т. е. данные эмоции являются врожденными.

Их появление и закрепление на генетическом уровне многие ученые приписывают результату долгого процесса эволюции, как средства, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [Дарвин, 2009: 89].

Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е.

сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания [Немов, 2003: 437].

Вот несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Не все эмоции являются врожденными (или базовыми). Некоторые из человеческих эмоций представляют собой многокомпонентный комплекс, составленный из нескольких базовых эмоций (например, эмоция «зависть»), а некоторые возникают в результате социализации и проявляются как ответная реакция, принятая данным обществом на то или иное событие.

В нашей работе мы представим несколько классификаций базовых эмоций.

Кэррол Изард (англ. Carrol Izard, р. 1923) — американский психолог; профессор психологии Делаверского университета; специалист по проблемам человеческих эмоций; автор дифференциальной теории эмоций, в которой выделил три уровня состояний личности:

  1. Нейрофизиологический.
  2. Экспрессивный.
  3. Субъективный.

Данный ученый выделяет 11 базовых эмоций:

  1. Радость.
  2. Удивление.
  3. Печаль.
  4. Гнев.
  5. Отвращение.
  6. Презрение.
  7. Горе-страдание.
  8. Стыд.
  9. Интерес-волнение.
  10. Вина.
  11. Смущение [Изард, 2007: 65].

В отличие от К. Изарда Пол Экман, американский психолог, утверждает, что существует всего 7 базовых эмоций:

  1. Радость.
  2. Печаль.
  3. Удивление.
  4. Гнев.
  5. Отвращение.
  6. Страх.
  7. Презрение [Экман, 2010: 24].

Гештальт-терапия утверждает, что базовых эмоций еще меньше:

  1. Агрессия.
  2. Обида.
  3. Страх.
  4. Стыд.
  5. Грусть.
  6. Радость.

 Все остальное  является оттенками и интерпретациями.

У. Макдауэлл  выделяет следующие базовые эмоции:

  1. Гнев.
  2. Отвращение.
  3. Эйфория.
  4. Страх.
  5. Подчинение.
  6. Чуткость.
  7. Удивление [Макдауэлл, 2000: 78].

         Как мы видим, разные ученые  выделяют различные эмоции как  базовые, но большинство из них  считают радость, страх и гнев  базовыми. Не все выделяют печаль, и только гештальт-терапия определяет  обиду как базовую эмоцию.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/ponyatie-jemociya-v-psihologii/275194/261225/page3.html

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;

3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.

Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S.

Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов.

Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К.

Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п.

Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.

Источник: http://www.emotionlabs.ru/content/91/

Ссылка на основную публикацию