Карусель состояний — психология

Карусель трех эго-состояний: ребенок-родитель-взрослый

Бывает так, что в общении с определенными людьми, мы начинаем чувствовать себя провинившимся ребенком. А потом долго злимся, что не смогли остановить это, не смогли защитить себя.
Бывает так, что поведение некоторых людей вызывает огромное желание их поучить уму-разуму, спасти, причинить добро. А потом остается осадок, что нас опять использовали.

Бывает так, что эмоции берут верх, мы идем на поводу у своих желаний. А потом ругаем себя и даем зарок больше так не делать.
Такие ситуации повторяются снова и снова? Как же понять самих себя? Как не запутаться в собственной многослойности?

Эрик Берн описал структуру личности, которая состоит из трех эго-состояний: Родителя-Взрослого-Ребенка. Так или иначе, каждое из этих состояний проявляется в нашей жизни и хорошо нам знакомо:

  1. «Родитель» отвечает за воспитание и безопасность. Может быть заботливым, опекающим, критикующим, контролирующим и т.д.
  2. «Взрослый» взаимодействует с реальностью. Минимум эмоций, преобладает разум. Основные функции: наблюдение, анализ, координация, планирование.
  3. «Ребенок» живет чувствами и переживаниями. Может быть капризным, довольным, грустным и т.д.

Свободное переключение между этими эго-состояниями дает возможность адекватно отреагировать на текущую ситуацию и выбрать необходимое поведение.

Внутренние родитель-взрослый-ребенок формируются в процессе нашего взросления и воспитания. Постепенно эго-состояния становятся частью нашей личности.

Иногда происходит «залипание» на определенном состоянии или исключение его из репертуара. В этом случае вариантов для действий становится гораздо меньше.

Например, стремительное переключение из детской позиции в родительскую без учета взрослой части: эмоции и желания «ребенка» захватывают нас, мы поддаемся соблазну, а затем ругаем себя из позиции критикующего или опекающего «родителя». Иногда бывает так, что мы принимаем решение из «родительского» состояния (так надо, так правильно), а вот действовать по плану не можем, так как наш внутренний ребенок саботирует решение.

Схематическое описание личности через взаимодействие внутреннего ребенка, родителя и взрослого:

Инфантильная личность. Преобладают эмоции и желания.
Можно узнать по фразам:

  • Хочу
  • Это весело
  • Как интересно
  • Мне грустно
  • Скучно
  • Не буду

Невротическая личность. Преобладают чувство долга. Конфликт «хочу» и «надо».
Можно узнать по фразам:

  • Ты должен (а)
  • Так надо
  • Так нельзя
  • Так будет лучше

Зрелая личность. Преобладает разум. Баланс «хочу-могу-надо».
Можно узнать по фразам:

  • Всему свое время
  • Давайте договоримся
  • Я это могу
  • Я понимаю.

Взрослое состояние это:

  • Опора на себя, на свои чувства
  • Выбор действий по своему усмотрению
  • Доступ к ресурсам
  • Свобода быть любым

Отращивать взрослую часть – вот какой путь я выбираю для себя. Мне нравится эта фраза, которую я где-то подслушала или подсмотрела. Мы не рождаемся сразу взрослыми и мудрыми, но всегда есть шанс вырасти «рано или поздно, так или иначе».

Источник: http://svojkraj.ru/karusel-treh-ego-sostoyanij-rebenok-roditel-vzroslyj

Эмоциональные качели – от «всех люблю» до «все пропало»

Иногда ощущаешь неимоверную радость, просто когда любуешься сочной зеленью кленовых листьев в лучах утреннего солнца или встречаешь неожиданно давнего друга.

Радость, которая граничит с самым настоящим счастьем, когда хочется петь, когда кажется, что вот-вот, и можешь взлететь от переполняющих тебя чувств.

..

6 19822 30 Января 2015 в 20:38

Есть люди, вся жизнь которых буквально состоит из эмоций. Они все принимают близко к сердцу. Каждое, даже малозначимое событие сопровождается каким-либо чувством, причем амплитуда этих чувств всегда максимальная.

Вот, только что хотелось смеяться от души, а через мгновение так же сильно хочется залиться горькими слезами.

Как можно так быстро переключиться из одной крайности в другую и кто же способен постоянно находиться на пике своих переживаний?

Иногда ощущаешь неимоверную радость, просто когда любуешься сочной зеленью кленовых листьев в лучах утреннего солнца или встречаешь неожиданно давнего друга.

Радость, которая граничит с самым настоящим счастьем, когда хочется петь, когда кажется, что вот-вот, и можешь взлететь от переполняющих тебя чувств.

Сердце рвется из груди, улыбка сама появляется на лице, весь мир становится ярким, красочным и прекрасным. Хочется всех на свете обнять и расцеловать.

Но бывают и такие моменты, когда от отчаяния и тоски просто хочется выть, когда ничего не радует и слезы катятся сами собой. Чувствуешь себя самым несчастным на свете и кажется, что ничто уже не может тебе помочь. Жизнь теряет все краски, мир видится жестоким и ужасным.

Самое странное, что подобные раскачки, переходы из одного пикового состояния в другое происходят сами по себе. Создается впечатление, словно эмоции руководят человеком, диктуют свои правила и просто влияют на все сферы его жизни. Состояние экзальтированности может сменяться ощущением сильной, безутешной тоски даже при отсутствии внешнего повода для подобных перемен.

Что происходит на самом деле и как научиться руководить собой? Есть ли способ взять себя в руки и не уходить в эмоциональный штопор?

Можно ли изменить эмоциональное самочувствие, оказавшись на самом дне собственных переживаний?

Что такое слезы и как они влияют на психологическое состояние человека?

Природа эмоциональных бурь

Ощутить эмоции, пережить бурные чувства, окунуться в переживания — естественная потребность человека со зрительным вектором, желание, обусловленное врожденным свойством психики, которое может быть реализовано по-разному.

Потребность в эмоциях толкает человека на поиски возможности для реализации, возникшие желания требуют своего удовлетворения согласно уровню развитости вектора.

Невысокий уровень развития находит реализацию в любых эмоциях, ориентированных на себя, для себя и про себя любимого. Это могут быть различные способы привлечения внимания к собственной персоне: от яркого костюма, необычной прически, украшений, вызывающего поведения до откровенных истерик, скандалов и эмоционального шантажа.

На более высоком уровне развития точка приложения реализации зрительных свойств смещается из состояния «внутрь» в положение «наружу».

То есть человек переживает эмоции, направленные на других, жалость к растениям и животным, сопереживание окружающим людям, сострадание и любовь ко всему живому, к жизни как таковой.

Подобный вариант реализации находит себя в медицине, благотворительности, волонтерстве, работе общественных и социальных организаций и тому подобной деятельности.

Реализация на невысоком уровне дает такое же невысокое ощущение наполненности, удовлетворение носит временный характер и требует частого повторения. Более сложная и высокоорганизованная реализация свойств зрительного вектора ощущается как полноценное воплощение желания, мощное, интенсивное удовлетворение, дающее радость, наполнение счастьем, наслаждение от жизни.

С каждым последующим поколением потенциал зрительного, как и любого другого, вектора возрастает. Это означает, что ощущение настоящего наполнения, удовлетворения психологических свойств становится возможным только при реализации их на самом высоком уровне.

Эмоциональные раскачки, беспричинные взлеты чувств и резкие падения настроения для современного человека представляют собой неосознанные попытки наполнить пустующие потребности в эмоциях, реализовать врожденные свойства зрительного вектора, которые не находят своего воплощения в созидательной деятельности. Если свойства есть, даны от природы, они никуда не исчезнут, не уйдут со временем и не изменятся, измениться могут только способы их реализации в течение жизни человека.

Не понимая до конца собственную психологическую природу, суть своих желаний, мы часто выбираем путь наименьшего сопротивления, самый простой и доступный вариант реализации.

В результате наша экзальтированность играет с нами злую шутку, оборачиваясь эмоциональным выхолащиванием, опустошением без ожидаемого наполнения, наслаждения, выгоранием чувств, а значит, потерей собеседника/партнера/друга, проблемами в общении и создании такой желанной эмоциональной связи с другим человеком.

К тому же подобные зрительные качели — это вариант архетипичного наполнения, который не соответствует современному уровню потенциала, а значит, требует постоянного повторения. Путь в никуда.

Инструмент для безболезненного перехода

Что же делать? Как не поддаваться жгучему желанию раскачаться от одного полюса эмоций к другому?

Первым делом стоит разобраться в себе, узнать собственные свойства психики и понять, что же на самом деле происходит. Ведь каждый зрительник в глубине души знает, что причиной вот этого бурного восторга есть не только прекрасная весенняя погода, а поводом для безутешной тоски не может быть один лишь сломанный каблук.

Обнажая истинные корни своих желаний, природу стремлений, ценностей и образа мышления, мы начинаем понимать, как можно с ними работать. Именно работать — осознанно, намеренно, целенаправленно. Возможностей для реализации свойств зрительного вектора в современном обществе просто масса, на любой вкус. Подобрать те, что подходят именно вам, не составит особого труда.

Важно понимать то, что настоящее удовлетворение человек со зрительным вектором получает только тогда, когда делится эмоциями, отдавая их туда, где в них есть потребность, где ваша отдача будет принята, где сложится эмоциональная связь и будет найдена точка приложения для сострадания, сопереживания, любви.

В состоянии «тоски зеленой» попробуйте подумать о тех, кому еще хуже, кто совсем один, болен, умирает, страдает… и поразмыслить, как можно помочь им, как поделиться тем богатством эмоций, которое дано вам от рождения. Ведь чем больше делиться, тем больше прибывает.

Главное — это выйти из концентрации на себе и попытаться переключить фокус на другого, из самобичевания к состраданию, из самолюбования к жертвенности.

Если научиться получать наслаждение от отдачи, то это наслаждение может стать бесконечным и безграничным, как сама возможность отдавать. Она же не ограничена ничем. В отличие от возможности получать, которая всегда конечна, то есть ограничена телом.

Задумайтесь: нам радостно, когда мы накормили голодного котенка. Приятно, если помогли бабушке войти в автобус. Здорово, когда получилось помирить рассорившихся друзей, и так далее.

Вот так по капле, по чуть-чуть мы делимся с другими своими чувствами, отдаем частичку своего сердца и делаем весь мир немного добрее.

Привносим в него любовь, созидательную, ощутимую, зримую, а не пустой восторг или печаль.

Во все времена только благодаря усилиям зрительников происходило снижение общего уровня неприязни в обществе и повышение ценности человеческой жизни. Сегодня это актуально, как никогда.

Современный социум просто сотрясается от зашкаливающей взаимной неприязни по любому поводу.

И пусть в наши дни одной зрительной любви для кардинального изменения ситуации уже недостаточно, уменьшить приток негативных состояний посредством работы над собой вполне возможно.

Из капли рождается море, а из усилий одной личности начинаются перемены во всем мире. Жить и получать от этого наслаждение — это и есть самое большое, что каждый может сделать для человечества.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/emotsionalnye-kacheli-ot-vsekh-lyublyu-do-vse-propalo

Почему мы любим страшные аттракционы?

Закройте на минуточку глаза и представьте себе самый страшный аттракцион, который вы мечтали бы посетить? Может быть это сногсшибательная карусель на высоте 350 метров? Или катапульта «Летучий голландец»? А может быть американские горки, высотою в 30-этажный дом? Или «Комната смерти» с лабиринтами ужасов, из которых нельзя найти выход?Какой тест на смелость, на количество страха, который мы сможем вынести, вам лично больше по душе? У некоторых людей от одной мысли о любом из таких аттракционов сердце словно бы пытается выскочить из груди, дух захватывает, становится страшно и в тоже время почему-то хочется еще и еще. Эффект от страшных аттракционов тот же, что и от фильмов ужасов – они приманивают нас своим устрашением и тем необычным трепетом, который мы испытываем внутри. В принципе, ничего плохого в страшных аттракционах нет. Интересно другое – откуда у нас, у человечества, это желание пугаться?

●  Где лежит корень нашей любви к самым страшным аттракционам? Почему нас влечет к этому?
●  Почему постоянно хочется все большего устрашения, одни и те же аттракционы посещать скучно и не интересно, и мы начинаем искать самые страшные аттракционы мира?
●  Кто они, эти любители страшных аттракционов – адреналиновые наркоманы, зависимые от страха, ненормальные люди, или же самые обычные граждане с таким вот хобби?
●  Мы часто слышим о трагических происшествиях, случившихся на самых страшных аттракционах мира. Действительно ли это самое плохое, что может с нами случится на них, или же они как-то влияют и на психику человека?

На самом деле, любят страшные аттракционы не все, только часть людей клюнет на объявление «Спешите! Заходите! Самый страшный аттракцион в мире ждет вас». А огромную, страстную любовь испытывают очень малое количество фанатиков. И, тем не менее, такие люди есть среди нас.

Читайте также:  Управление энергетикой группы - психология

Большинство же, скорее всего пойдут на аттракцион из того самого любопытства, которое толкало нас на аттракционы в детстве. Как это – испытать на себе всю мощь современной технологии развлечений? Результат бывает разный.

Одни, попробовав, сдвинут плечами и никогда больше сюда не вернутся. А есть и такие, которые возвращаются и не раз, и не два – а при каждом удобном случае. Причем реакции могут быть не самые лучшие.

Кого-то на них тошнит, другой чувствует себя дурно, третий начинает дрожать, а четвертый дико смеется, чувствует себя взбодренным и жизнерадостным.

Что говорят люди, которые постоянно приходят на аттракционы? Их слова бывают разными:

  • «Мне это понравилось – я люблю адреналин»;
  • «Прямо дух захватывает, нигде такого не испытаешь»;
  • «Это проверка на смелость и я знаю – я ее прошел с успехом»;
  • «Я панически боюсь высоты, но как попадаю на аттракционы, сразу сажусь на высокие качели. После двух минут качания я словно пьян от страха…»;
  • “Это прикольно — летать и визжать, а какое потом отличное настроение — просто супер”;
  • и так далее.

В чем же причина такой любви некоторых людей к самым страшным аттракционам?  Почему их туда тянет, как будто пчел на мед? Причина, конечно, лежит в подсознании, в наших скрытых желаниях. И поискать их корни – очень интересное занятие.

Так страшно, что аж классно – топ страшных аттракционов для самых слабонервных

Современные самые страшные аттракционы мира построены на сильнейшем устрашении человека, вызывании у него сильных эмоций, впрыскивания в кровь  адреналина. Наша природа такова, что, несмотря на кажущуюся абсурдность такого действия – самоустрашения, это то, что нравится некоторым людям.

Любители аттракционов доказывают, что они придают им смелость, закаляют, развивают бесстрашие. Людям может так казаться, это рационализация для прикрытия для настоящих желаний.

Самые страшные аттракционы – это бизнес, который построен на врожденном особом умении некоторой категории людей совершенно по-особенному бояться, а также получать удовольствие от адреналина, который вырабатывается в это время. Через системно-векторную психологию легко определить таких людей: все они – обладатели зрительного или кожного векторов, а часто и того, и другого вместе.

Зрительный вектор – напугай меня посильнее

Обладатели зрительного вектора – это люди, которые умеют бояться. Они часто даже просто в быту употребляют слова, связанные со страхом. «Я боюсь, что произойдет что-то плохое…», «у меня предчувствие, быть беде…

», «мне страшно, когда ночью я остаюсь дома одна, вдруг кто-то заберется…» — зрительный человек сильнее других ощущает страх, он для него имеет эмоциональную окраску.

Это его желание и его видовая роль — бояться и он это делает намного лучше других.

Страх – это палка о двух концах для зрительного человека, который не научился выносить его наружу в сострадание. С одной стороны, он приносит страдание, слезы, тоску, подавленность. Но с другой стороны, он словно гипнотизирует, манит к себе. Все комнаты и тоннели страха, все страшные маски и черные маскарады на хеллоуин – это то, что притягивает зрительника.

Любопытно наблюдать за детьми и подростками со зрительным вектором, которые попадают в комнату страха. В ответ на страшный раздражитель, выскочившего из-за угла чертика или упавшего сверху паука, они страшно визжат, а потом, сразу же – хохочут. Может показаться, что им нравится это, ведь смех – это признак радости. Однако, в этом случае это не так.

Тут смех выступает природным расслабляющим, таблеткой против напряжения в эмоциях. Зрительник смеется, чтобы снять с себя стресс от страха, а заодно у него улетучиваются и все положительные эмоции: доброта, любовь, сострадание. Остается эмоциональная пустота, на базе которой уже нечему формироваться.

Посмеявшись, такие дети становятся черствыми: они могут и пнуть ногой собаку или шутить над бездомным.

Из заметок системно-векторного психолога

Если зрительному человеку слишком сильно увлекаться разными аттракционами, связанными со страхом, то это будет только усиливать его ощущения страданий.

Как кролик за удавом, так и зрительный человек следует за таким страхом, стремится устрашаться все больше и больше. Он ищет аттракционы все страшнее и страшнее, где его смогут напугать посильнее.

И остановиться в этом движении к страху ему не помогут ни лекарства, ни уговоры, ни угрозы.

Кожный вектор – в поисках быстрого адреналина

Говорят, что благодаря адреналину люди становятся быстрее и сильнее, лучше справляются с жизненными проблемами и эффективнее преодолевают слабость. Это действительно так: наш организм устроен выделять этот гормон в случае, если угрожает опасность, когда необходимо аккумулировать все силы – на бой или бегство.

Большинство людей испытывают не самые приятные чувства, когда у них в кровь поступает адреналин, или же сразу после этого. Сердце уходит в пятки, в голове появляется гул, начинается оцепенение – так описывают свои состояния разные люди.

Кожник тоже ощущает подобное, но кожник в своем психическом умеет поразительную способность адаптировать все с ним происходящее. Даже на гормональном уровне. Именно о таких говорят «зависимые от адреналина».

Это признак не очень развитого кожного вектора.

В древние времена именно человек с кожным вектором был воином-добытчиком, командиром отряда, лидером небольшой группы солдат – при любой опасности, нажиме на него, в нем вспыхивает адреналин и активизируются его лучшие качества: стремительная ловкость, мгновенная реакция, отличная логика, быстрое умение выбирать и делать выбор всегда правильным.

 Немалую роль отыгрывает и новизна ситуации – это то, что нравится, вызывает радость. Справляться с таким состоянием, выдерживать его – видовая роль человека с кожным вектором.

В современном мире человек может реализовать все эти свойства в полезном труде себе и людям на благо: например, стать продавцом на рынке, или капитаном военных сил, или менеджером по продажам, или коммерческим директором. Реализаций множество, нужно найти свою.

Но так же как и не совсем развитый зрительник идет за страхом напрямую, так же и кожный человек может идти за адреналином напрямую – в современном мире, например, постоянно попадая на самые страшные аттракционы. Американские горки, свободное падение и банджи, огромные карусели и катапульты – это неосознанный поиск адреналина, выхлоп в самую примитивную сторону наполнения кожного вектора.

Наносят ли самые страшные аттракционывред человеку?

Хоть и говорят, что аттракционы – это небезопасно, но в принципе, по большому счету, даже самые страшные аттракционы мира не могут нанести человеку вреда. Страх – это нормальное желание зрительного человека, так же как и адреналин – в кожном векторе, в этом нет ничего зазорного или плохого. Можно устрашаться и адреналинить до упаду, но только есть две проблемы.

Во-первых, человек так устроен, что получив желаемое, сразу же хочет вдвое больше. Удовлетворив потребность, мы хотим еще: и не повторения, потому что это уже пройденный этап, а именно увеличения. Таким образом, увлекаясь аттракционами, повторяя раз за разом наполнение своих желаний, мы становимся зависимыми от них.

«Любите ли Вы аттракционы так, как люблю их я» — кричит нам кожно-зрительный парнишка, страстно увлеченный страшными аттракционами.

Он мог бы достигнуть в жизни очень много, пойти другой дорогой, а тратит жизнь впустую, на детские забавы, которые ни к чему не ведут.

Так и будет он всю жизнь работать, только лишь для того, чтобы в следующий отпуск отправиться на еще более страшный аттракцион.

Вторая проблема любви к самым страшным аттракционам в том, что это тупик, отсутствие развития. Удовлетворяя желания в зрительном и кожном векторах в самом примитивном проявлении, таким образом нельзя прийти к чему-то большему. Зрительному вектору задано не просто бояться за свою жизнь, а уметь бояться за других, сострадать, быть добрым и гуманным.

Вытолкнутый страх наружу в сотни тысяч раз больше, чем тот, который мы поглощаем в себя. Таким образом, зрительник, увлеченный страшными аттракционами, никогда не испытает настоящее удовлетворение от отдачи, от настоящей любви. Так же и в кожном векторе, адреналин – это лишь поглощение в себя, но не наружу.

Адреналиновый наркоман только то и делает, что идет за впрыскиванием этого гормона в кровь – но это не развитие, а стоп-кадр для него.

Аттракционы, страшные и на скорость, — не самая полезная штука для ребенка.

Хотя дети в большинстве своем с радостью идут на них, а иногда даже истерят, чтобы туда попасть, стоит понимать, что это всего лишь бизнес взрослых, подметивших особенные желания детей и использующие их себе во благо.

Если же поразмыслить над вопросом здраво, то получается не самая лучшая картинка. Зрительных детей они пугают и ребенок может перестать развиваться, бегать по комнатам страха и хохотать до упаду, так никогда и не научившись любить и сострадать.

Анальные дети рискуют на страшных аттракционах заработать заикание, так как скорость и новизна – это то, что их пугает и вводит в ступор. Читайте больше о детях, их векторах и воспитательном процессе в статье «Как любить своего ребенка. Не Януш Корчак, а лучше».

Не стоит искать самые страшные аттракционы мира, а тем более мечтать туда поехать – в них нет сильного наслаждения, а лишь его остатки.

Более того, вместе с ними нас ждет масса неприятных последствий: частые ссоры и истерики в зрительном векторе, повышенный травматизм, мазохизм – в кожном векторе. Наполняя желания правильно, понимая себя, мы можем жить по-настоящему счастливо, а не впопыхах.

Сегодня уже можно прожить развитую, счастливую жизнь, а не ее жалкие остатки. Для этого достаточно научиться понимать свое подсознание и те мотивы, которые движут нами в поисках наслаждения.

Данная статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Если вас интересует более глубокое и полноценное понимание настоящей психологии человека, желаний, которые движут нами, приглашаем вас посетить бесплатные, вступительные лекции, которые проходят каждый месяц. Зарегистрироваться на ближайшую сессию можно, заполнив форму по этой ссылке или же кликнув на данный баннер:

Чуть ниже вы найдете подписку на нашу уникальную рассылку. Если информация в данной статье вас заинтересовала и вы желаете получать анонсы подобных материалов на свою почту, пожалуйста, укажите ваш e-mail и мы включим вас в нашу базу подписчиков.

Источник: http://100k.net.ua/vse-stati/85-razvlechenija/328-pochemu-my-lyubim-strashnye-attraktsiony

Тренинг внимания. Упражнения

Упражнения

«Концентрация внимания».

Цель: Оценка способности концентрации внимания.

Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме.

Результат вычислений разрешается записывать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать.

Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:

Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…

Пишите!…

Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…

Пишите!…

Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…

Пишите!…»

Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания. Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования.

Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания.

Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.

«Фокусировка».

Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.

Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах. Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке.

Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!».

Читайте также:  Гимнастика пальцев и кисти - психология

Команды подаются с интервалом 10–120 сек.

Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необходимо при освоении техники саморегуляции.

«Селектор».

Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.

Выбирается один из участников игры для роли «приемника». Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».

Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком».

В ходе игры жезл совершает полный круг.

Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием. Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражнения следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.

«Заблудившийся рассказчик».

Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собственных размышлений.

Участники рассаживаются в круг. Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику.

Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме.

Затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.

«Палач».

Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.

Группа разбивается на пары. Первый в паре и грает роль «внимательного». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.

До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий.

Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу.

После этого ведущий называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».

Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр. Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.

«Лентяй и труженик».

Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.

Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах. Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное выражение.

По команде «Начали!» участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!».

После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.

Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.

«Дыхание».

Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.

Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.

Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического напряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определенном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нарушить его функционирование.

Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы.

Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.

«Инфракрасные лучи».

Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.

В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит:

«Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение. Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно).

У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии). Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло.

Участники выполняют упражнение на определение расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обмениваются впечатлениями по результатам упражнения.

Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания слабыми сигналами при расслаблении и успокоении.

«Сверхвнимание».

Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.

Участники разбиваются на две группы. Одна группа играет роль «мешающих», другая – «внимательных».

«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки).

Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие.

Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в исполнении своей роли.

После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает расспрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут. За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий.

Они скандируют: «Ты – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными.

Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.

Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться.

Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся.

Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.

Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.

Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности. Успешно проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.

«Карусель».

Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.

Группа разбивается на две равные части. «Концентрирующиеся» рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании.

Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д. «Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы».

По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.

По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».

Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «мешающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств. Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои возможности.

Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентрирующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев.

Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.

Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех. Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения.

«Полевые тренировки».

Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения. Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».

Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду «Начали!».

Расставив всех участников, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут.

Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.

Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.

При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.

Источник: http://biofile.ru/psy/11551.html

Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Дерево решений»

Выступление на педагогическом совете.

Интерактивные методы обучения: «Карусель», «Дерево решений».

Подготовила педагог-психолог, учитель биологии Якунина Е.В.
Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли.

В. А. Сухомлинский

Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а так же большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинайте с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования.

Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Использование интерактивных методов – не самоцель.

Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию духа права и гражданского общества как духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

При всех существующих трудностях, сложностях и проблемах перспективы образования связаны с интерактивными методами. В литературе описаны их преимущества:

МетодКритерийПассивныйАктивныйИнтерактивный
1. МотивацияВнешняя(оценки, влияние родителей)Внешняя и внутренняяВнутренняя (интерес самого учащегося)
2. Роль учащегосяПассивная, активность очень низкаяВысокая активность, отсутствие взаимодействия между членами ученического коллективаВысокая активность, постоянное сотрудничество, развитие коммуникативности
3. Роль личности учителяУчитель – источник знаний, особенности которого не раскрываютсяУчитель-собеседник, личные качества + профессиональное мастерство учителяУчитель – равноправный партнер, организатор, консультант познавательной деятельности
4. Степень усвоения материалаНевысокий5-10%Высокий50%Высокий70-90%
5. Уровни познанияЗнание, понимание, воспроизведениеШирокий спектр, дифференциация обученияЗнания, анализ, синтез, творческое применение информации
6. КонтрольУчитель контролирует объем информации, обратная связь, непостоянные результаты, результаты предсказуемыСотрудничество учителя с учеником, постоянная обратная связь, предусмотренные результатыКонтроль опосредованный, непрерывная рефлексия, понимание способов достижения цели, результаты работы менее предусмотрены
Читайте также:  Любимым нужны знаки внимания - психология

 Метод «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Описание упражнения.

Участники делятся на две равные подгруппы (если количество участников нечетное, то к одной из подгрупп присоединяется ведущий). Те, кто попал в первую подгруппу, садятся во внутренний круг лицом вовне; те, кто во вторую, — занимают места во внешнем круге, лицом к ним. Таким образом все оказываются разбиты на пары.

Потом ведущий дает тему для обсуждения и распределяет роли: например, те, кто сидит во внутреннем круге, принимают пассивную роль (слушают, задают уточняющие вопросы), а те, кто во внешнем, — активную (рассказывают, отвечают на поставленные вопросы).

Через 1,5–2 мин по команде ведущего внешний круг сдвигается относительно внутреннего на одного человека вправо или влево (т. е. меняется состав пар) и меняется распределение ролей: те, кто слушал, теперь рассказывают, а кто рассказывал — слушают.

Потом внешний круг опять сдвигается относительно внутреннего, меняются активная и пассивная роли и задается новая тема для обсуждения. Таким способом обсуждаются 2–3 темы, например:

Разновидности метода «Карусель».

«Идейная карусель».

Реализация приема «идейная карусель» предполагает следующий алгоритм работы:

1. Каждому члену микрогруппы (по 4-5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся.

Работа заканчивается, когда каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются и не оцениваются. 3.

В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список

«Мозговой штурм методом карусели»

В этом методе класс разбивается на малые группы и каждой группе выдается большой лист бумаги с проблемными вопросами вверху листа.

В течение короткого периода времени каждая группа набрасывает по своей теме максимальное число идей. Затем группы обмениваются листами и продолжают работать над следующими темами, и так продолжается, пока каждая группа не внесет свой вклад в разработку всех тем.

В конце мозгового штурма все листы предъявляются классу, и ученики могут посмотреть на результаты общей работы.

В продолжение обсуждения каждая группа может получить обратно лист, с которого они начинали работу, с просьбой осмыслить все предложения, выдвинутые по данной теме.

Близким по форме к разновидностям «Карусели» является метод «Дерево решений».

Метод «Дерево решений». 

При использовании метода «Дерево решений» класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (большой лист бумаги), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи, не критикуя и не исправляя уже имеющиеся на листе.

Можно смену групп провести по кругу, можно остановиться на определенном количестве «советников». Группа-хозяин перерабатывает дополнения, предлагает свое конечное решение по данному вопросу, проводим дискуссию, иногда перерастающую в прения сторон (особенно при обсуждении каких-то спорных или противоречивых вопросов).

Дерево решений можно использовать, обсуждая плюсы (одна группа) и минусы (вторая группа) какого-то вопроса.

 

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/interaktivnie-metodi-obucheniya-karusele-derevo-reshenij.html

Методы коррекции эмоциональных состояний

Другим направлением работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — уменьшение их силы и десенсибилизация.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными клиентами, так и с группами.

Например, консультант может одновременно работать с несколькими студентами, которые боятся экзаменов, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально.

Систематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в отношении других негативных переживаний.

Кроме релаксации могут быть использованы другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, вязать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией.

Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации.

На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги.

Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Метод «наводнения» или имплозивная терапия заключается во внезапном предъявлении клиенту сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу. Если десенсибилизация направлена на торможение страха, то методика «наводнения», напротив, основана на его максимальном переживании.

В данном случае также составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства.

Цель терапевта — поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства и разрушить привычный эмоциональный стереотип. Считается, что переживание очень сильного стресса в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению.

Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на что в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие.

Однако применение метода «наводнения» нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий. В целом же десенсибилизация признается более эффективной, чем метод «наводнения».

Кроме того, десенсибилизация имеет дополнительное преимущество — это менее стрессовый метод.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией (у детей), творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, гештальттехниками, психоаналитической терапией.

Методы саморегуляции

Саморегуляция — следующая важная «мишень» психологического воздействия. Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или быть частью более сложных методов, например систематической десенсибилизации. Наиболее распространенным методом является тренинг релаксации,основы которого разработаны Э.Джекобсом.

Симптомы гипертензии встречаются очень часто, в том числе при общей напряженности, напряженном ритме жизни, проблемах самоконтроля, бессоннице, головных болях. Обучение релаксации (расслаблению) является важной задачей, для решения которой была предложена методика прогрессирующей релаксации также известная под названием аутотренинг.

Существуют различные по форме, но схожие по содержанию варианты процедуры прогрессирующей мышечной релаксации. В начале обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и их назначение. Клиенты должны убедиться, что навыки релаксации помогут им справиться с определенными проблемами.

Процесс обучения состоит из пяти основных этапов:

· на первом — клиентов обучают фокусировать внимание на определенной группе мышц;

· на втором — вызывать напряжение этой группы мышц;

· на третьем — добиваются навыка фиксации, сохранения напряжения

в течение 5 —7 с;

· на четвертом — проводится обучение освобождению от напряжения;

· на пятом — внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы мышц.

Аутогенная тренировка требует минимум 8-9 занятий (ускоренный вариант). Одновременно дважды в день проводятся самостоятельные упражнения по 15 — 20 мин (последнее — перед сном). Выполнение домашних упражнений специально обсуждается для нахождения оптимальных условий и стратегий расслабления. Регулярная регистрация успехов (продвижения) повышает вероятность продолжения занятий.

После освоения полной процедуры мышечной релаксации переходят к освоению ее кратких вариантов — релаксации сначала семи, а затем только четырех групп мышц.

Психо-мышечная тренировка сопровождается вербальной релаксацией. Вербальные процедуры релаксации подразумевают либо инструктирование клиентов консультантами, либо самоинструктирование. Эти навыки позволяют использовать релаксацию в любых жизненных ситуациях.

Ментальная релаксация также расширяет возможности клиентов и усиливает эффект процедуры. Она обычно подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены.Консультанты могут выяснить, какие сцены клиенты находят особенно благоприятными, и помогать им вербально. Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.

Дифференцированная релаксация подразумевает сочетание минимального напряжения мышц, участвующих в совершении действия, с расслаблением других мышц.

Другой процедурой, помогающей справляться со стрессом, является условная релаксация. Консультанты обучают клиентов связывать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем клиенты могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Консультанты должны не только обучать клиентов различным процедурам релаксации, но и побуждать их регулярно снимать нервное напряжение в реальной жизни. Большое значение имеют прямые рекомендации клиенту: полноценно отдыхать, не брать на себя чрезмерных обязательств, выделять достаточно времени для еды и сна, сохранять физическую форму.

В зависимости от опыта и личных качеств консультантам требуется различное количество занятий, для того чтобы обучить клиентов релаксации, а клиентам — приобрести необходимые навыки.

Обучить клиентов прогрессирующей мышечной релаксации возможно приблизительно за 6 занятий, если при этом обучающиеся выполняют упражнения дома ежедневно 2 раза в день по 15 мин.

Важно объяснить клиентам, что цель научения релаксации — не развитие способности управлять мышцами само по себе, а развитие умения достигать состояния, характеризующегося эмоциональным спокойствием.

Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения.

Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Клиенты также могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) или заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество выкуренных сигарет в динамике). Самонаблюдение повышает уровень осознания и самоконтроля.

Оно также используется для оценки прогресса.

После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля. Существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты.

Во-первых, клиенты могут попытаться изменить окружающую среду {контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения действий.

Например, людям, занимающимся по программам снижения веса, предлагается: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения, до нее было нелегко добраться, а количество ее было ограничено.

Целесообразно покупать одежду меньшего размера. Также по возможности следует избегать контактов, способствующих перееданию.

Во-вторых, клиенты могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положительное самоподкрепление.

Самоподкрепляющую силу имеет: что-то, выходящее за рамки повседневной жизни (например, новый предмет одежды или особое событие); что-то приятное, что мы делаем редко; наконец, самозаявления (например, каждый раз при воздержании от употребления алкоголя человек говорит себе: «Отлично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это»).

Эффективность самоподкрепления зависит от выбора вознаграждения и от его соответствия цели. Сложные цели могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы клиенты вознаграждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Составление односторонних (с самим собой) и двусторонних контрактов также способствует развитию у клиентов навыков самосовершенствования.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19223.html

Ссылка на основную публикацию