Точка сомнения — психология

Психология установки

Все многообразие явлений нашей психической жиз­ни в основном распадается на три отличающиеся друг от дру­га группы: познание, чувство и воля, представляющие три ос­новные, наиболее традиционные единицы обычной класси­фикации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душев­ные явления и на иных основах, но традиционная классифи­кация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спе­цификой всех этих групп, спецификой, делающей их основ­ными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются психическими переживаниями. Познание, на­пример, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания.

Субъект, переживающий ка­кой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоцио­нальное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенны­ми актами, делающими их вполне психиче­скими содержаниями.

С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все пси­хическое сознательно, и то, что сознательно, является по не­обходимости и психическим.

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выгля­дит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы пси­хического для понятия развития не остается места.

В самом деле! Если считать, что психическая действительность име­ется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных про­цессов, то мы должны принять, что психика резко отграни­чивается от всего того, что лишено сознания, от всего ма­териального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности.

В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами дей­ствительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния.

Получается, будто психическое и физическое фак­тически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких основа­ний. Поэтому вопрос об отношении психического к физиче­скому или вообще к материальному может быть решен с точ­ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелиз­ма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма — зна­чит допустить идею немощности нашей мысли перед вскры­ваемыми ею самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной.

Она должна быть за­менена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отка­заться от мысли отождествления психики с сознанием.

Сле­довательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознатель­ной формой ее существования и, нужно полагать, предшест­вует ей.

В психологической литературе известно и другое направ­ление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психиче­ского и сознательного — совершенно по-иному.

Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна­тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область наше­го сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга.

Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием или психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности.

Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явле­ний — компонент и компонент

переживаний. Такова точка зрения так на­зываемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступе­ни развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей — ступень сознательного.

Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь — это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходи­мо следуют одна за другой.

Правда, у нас есть случаи, в кото­рых бессознательное состояние психики переходит в созна­тельное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательно­го состояния.

Наоборот, нередко встречаются случаи, в кото­рых имеет место как раз обратный порядок последовательно­сти явлений — переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бес­ сознательное представляет собою ступень развития, за кото­рой следует далее ступень сознательной психической жизни.

Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознатель­ного психического содержания.

В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессо­знательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то же­лание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя.

Что же проис­ходит в таком случае? Психология бессознательного прибе­гает здесь к помощи понятия . Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего со­знания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного.

Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не пережи­вается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает дей­ствовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так со­здается, согласно этой теории, одна значительная часть бес­сознательного психического содержания.

Но что происходит с этим содержанием в бессознатель­ном состоянии? Меняется ли оно по этой причине в какой-либо степени или переход его из сознательного состояния в бессознательное — это лишь простое механическое переме­щение одного и того же содержания, нисколько не касающе­еся его самого по существу? Как разрешает «психология бес­сознательного» эти вопросы?

Для того чтобы ответить на это, мы вспомним сначала, что происходит при движении психических процессов в обрат­ном направлении, т. е. в случаях перехода из бессознательно­го состояния в сознательное.

Нет сомнения, что для того, чтобы считать, что какое-нибудь состояние сделалось сознательным, нужно, чтобы оно предстало перед нами в форме одного из известных нам со­знательных состояний, скажем, в форме какого-нибудь эмо­ционального состояния, например чувства страха.

Отсюда бесспорно, что, по этой концепции, бессознатель­ное переживание как с момента своего возникновения, так и после перехода в состояние сознания является по существу одним и тем же переживанием: сознательное состояние мо­жет сделаться бессознательным, и наоборот, это последнее может перейти в состояние сознательное. Но это, конечно, не значит, что всякое сознательное явление обязательно долж­но сделаться бессознательным и, наоборот, всякое бессозна­тельное состояние должно стать сознательным. Все сводит­ся лишь к тому, имеется ли в каждом данном случае атрибут сознательного или не имеется.

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=65429

Как побороть сомнения в себе

Если вам кажется, что любовь нужно заслужить, и вы близко к сердцу принимаете чужую критику или невнимание, вам будет трудно добиться успеха. Тяжелые переживания подрывают уверенность в себе. Психолог Аарон Кармин рассказывает, как побороть эти сомнения.

Если мы сами себя не любим, может показаться, что нужно «доказать» свое превосходство над другими, чтобы облегчить внутреннюю боль. Это называется гиперкомпенсацией. Проблема в том, что она не работает.

Нам кажется, что мы должны все время что-то доказывать другим, пока они не поймут, что мы «достаточно хороши». Ошибка в данном случае в том, что мы слишком серьезно принимаем чужие обвинения и критику. Таким образом словно пытаемся защищать себя в воображаемом суде, доказывая свою невиновность в попытке избежать наказания.

К примеру, кто-то говорит вам: «Ты никогда меня не слушаешь» или «Ты всегда винишь во всем меня!». Эти «никогда» и «всегда» нередко не соответствуют нашему реальному опыту.

Часто мы начинаем защищаться от этих ложных обвинений. В свою защиту мы представляем различные доказательства: «Что значит – я никогда тебя слушаю? Ты просила позвонить сантехнику, и я позвонил.

Можешь посмотреть в счете за телефон».

Редко когда подобные оправдания способны изменить точку зрения нашего собеседника, обычно они ни на что не влияют. В результате мы ощущаем, что проиграли свое «дело» в «суде», и чувствуем себя еще хуже, чем раньше.

В отместку мы сами начинаем бросаться обвинениями. На самом деле мы «достаточно хороши». Просто не идеальны. Но быть идеальным и не требуется, хотя никто нам этого прямо не скажет. Как мы можем судить, какие люди «лучше», а какие «хуже»? По каким стандартам и критериям? Где мы возьмем «среднего человека» в качестве эталона для сравнения?

Деньги и высокий статус могут сделать нашу жизнь легче, но они не делают нас «лучше» других людей. На самом деле то, как (тяжело или легко) живется человеку, ничего не говорит о его превосходстве или ущербности по сравнению с другими. Способность не отступать перед лицом трудностей и идти вперед – это и есть смелость и успех, независимо от конечного результата.

Нельзя считать Билла Гейтса «лучше» других людей из-за его богатства, так же как нельзя считать человека, потерявшего работу и сидящего на пособии, «хуже» других.

Наша ценность не сводится к тому, насколько нас любят и поддерживают, и она не зависит от наших талантов и достижений. Каждый из нас от рождения является ценным и достойным любви.

Мы никогда не станем более или менее ценными. Мы никогда не станем лучше или хуже других.

Неважно, какого статуса мы добьемся, сколько денег и власти получим, мы никогда не станем «лучше». Аналогичным образом, неважно, как мало нас ценят и уважают, мы никогда не станем «хуже». Наши успехи и достижения не делают нас более достойными любви, так же как наши поражения, потери и провалы не делают нас менее достойными ее.

Мы всегда были, есть и будем «достаточно хороши». Если мы примем свою безусловную ценность и признаем, что мы всегда достойны любви, нам не придется полагаться на одобрение других. Идеальных людей не бывает. Быть человеком – значит быть несовершенным, что, в свою очередь, значит, что мы совершаем ошибки, о которых потом сожалеем.

Сожаление вызывает желание изменить что-то в прошлом. Но изменить прошлое невозможно. Мы можем жить, сожалея о своем несовершенстве. Но несовершенство не преступление. А мы не преступники, достойные наказания. Мы можем заменить чувство вины сожалением о том, что не идеальны, что лишь подчеркивает нашу человечность.

Невозможно предотвратить проявление человеческого несовершенства. Все мы совершаем ошибки. Ключевой шаг на пути к принятию себя – признать и свои сильные, и слабые стороны.

Аарон Кармин (Aaron Karmin) – клинический психолог, работает в центре психологической помощи Urban Balance в Чикаго.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/kak-poborot-somneniya-v-sebe/

Что такое сон и сновидения с точки зрения психологии

Одной из основных особенностей сна являются, несомненно, сновидения — субъективно переживаемые зрительные видения и действия, периодически возникающие во время сна, не обязательно связанные с восприятием разнообразных внешних ситуаций. Они могут иметь вполне реалистичный сюжет, могут быть бредовыми, эмоциональными, незабывающимися или незапоминающимися.

 Формы сновидений

Какие же бывают сны с точки зрения психологии? Различают следующие наблюдаемые формы:

  1. Желание, базирующееся на подсознательном стремлении к самосохранению или к размножению.
  2. Страх, базирующийся на боязни страданий, боли и чувстве страха.
  3. Взгляд в прошлое, воспроизводящий картинки детских впечатлений.
  4. Mononeir — непонятные, лишенные всякого смысла образы, которые кажется не имеют никакого отношения к спящему: именно к этим снам приковано внимание толкователей.

Переживания во снах порой просто поражают своей энергией. Некоторые нереальные события заставляют плакать, кричать от страха, сжиматься от испуга.

Читайте также:  Требовательность - психология

То есть, организм воспринимает происходящее как реальность и соответствующе на них реагирует. Нужно отметить и существующий временной парадокс.

За одно мгновение могут переживаться события, которые в реальности имеют большую длительность.

Компенсация

Компенсаторная функция сновидений проявляет себя в психологической защите, что проявляется в восстановительной работе по достижению психического баланса, для снятия нервного перенапряжения, для устранения внутриличностного конфликта. Например, реализация во сне желаний, о которых человек размышлял днем.

Благодаря «проработке» прогнозируемых мозгом ситуаций, компенсаторная функция опережающе может предотвратить разрушающий эффект будущих стрессовых воздействий.

Сознание или подсознание во сне приспосабливается к экстремальной для организма ситуации, сразу выстраивает страховочные энергетические связи и готовится таким образом к отражению стресса.

Компенсация же уже произошедшего негативного события состоит в его смягчении благодаря демонстрации нейтрализующих сюжетов, что благоприятным образом гасит разрушительное для здоровья переживание стресса.

Например, погорельцу подсознание продемонстрирует целый дом, а человеку потерявшему близкого покажет, что он жив и здоров.

Таким образом компенсаторная функция смягчает психологически удар и человек уже не реагирует столь сильно на свою беду.

Психологические концепции

Все психологические модели сновидений были сформированы психотерапевтическими школами. Поэтому сновидения в них рассматриваются, как:

  • психоанализ — попытка возврата в сознание вытесненного личного опыта, который по ряду причин не принимается сознанием;
  • аналитическая психология сна — компенсация возврата сознательных устремлений к фундаментальным бессознательным установкам;
  • индивидуальная психология — подготовка личности к предстоящим проблемам во время бодрствования;
  • гештальт — экзистенциальные послания о существующей внутренней ситуации сознанию человека с попыткой завершить существующую проблему;
  • модель Ротенберга — замена реальной ситуации на вымышленную, символически связанную с существующей.

Все эти научные концепции не исчерпывают многообразия психологических подходов к пониманию того, что такое сон. Нужно учитывать, что единой общепринятой теории сна со сновидениями пока не существует. Спящий обычно не понимает, что он спит, воспринимая происходящее как существующую реальность.

Положение теории Фрейда, что сны можно интерпретировать, было первой осознанной попыткой объяснить их содержание без мистической религиозной подоплеки.

Сон, с точки зрения Фрейда, раскрывает мысли и желания, которые человек в силу социальных норм и личного воспитания считает неприемлемыми и которые поэтому когда-то под давлением обстоятельств были вытеснены в бессознательное. Дальнейшие исследования некоторые элементы теории Фрейда поставили под вопрос.

Хоть психологи и признали, что содержание сновидений имеет эмоциональный подтекст и психологический смысл, но различие между скрытым и явным содержанием было признано отсутствующим.

Со времени Фрейда было высказано немало новых теорий о психологии сна и сновидений:

  1. В теории Эванса сон просеивает информацию прошедшего дня и что-то из неё включает в состав долгосрочной памяти. Во время сновидений мозг видит небольшую хаотичную выборку из происходящей структуризацию материала. То есть, сновидения это просто небольшое количество из огромного объема информации, сортирующейся пока человек спит, а мозг отдыхает.
  2. Cartwright D. высказал предположение, что сновидение разрешает проблему.
  3. Сквайр, Л., Домхофф Г. Уильям высказали мнение, что оно может выявлять личностные конфликты, но не обязательно их разрешает.

Систематический анализ содержания снов выявил следующие факты:

  • лишь половина из них содержит хотя бы 1 деталь из событий предшествовавшего дня;
  • уровень агрессии в сновидениях выше, чем число позитивных переживаний: то есть, процент убийств во сне намного выше, чем в реальной жизни;
  • в сновидениях чаще отмечаются негативные переживания.

При анализе содержания снов обнаруживаются возрастные и гендерные схожие черты, из-за чего существует гипотеза, что сновидение — это когнитивная деятельность.

Как отмечает профессор психологии Калифорнийского университета Домхофф: «Проблемы, выражающиеся в сновидениях, это те же ситуации, которые люди решают во время бодрствования.

» То есть, родители видят сны о детях, агрессивные переживания снятся обычно молодым людям до 30.

Имеют ли пользу сновидения?

Существует немало самых разнообразных теорий о пользе и о вреде сновидений. Если раньше считалось, что сны разгружают нашу психику и помогают решить какие-то внутренние проблемы, то сегодня существует теория, что без них жить лучше.

Исследователи Университетской клиники Цюриха провели исследование и выяснили, что существуют люди, которые вообще не видят снов и их здоровье не хуже людей, которые их видят.

То есть, сонные переживания не несут никакой полезной для организма функции.

К такому же выводу – о полной бесполезности сновидений пришёл английский профессор Джим Хорн из Лафборо. Он считает, что сновидения — это как кино для мозга, его развлечение.

Он постоянно имеет дело с людьми не видящими никаких видений во сне и не видит у них никаких психических отклонений.

Профессор Хорн считает, что в поддержку привычной теории Фрейда, что сны помогают решить внутренние конфликты нет никаких серьезных научных доказательств.

В некоторых случаях сновидения могут даже усугубить состояние больного. Например, страдающие депрессией пациенты видят мрачные и тяжелые сны, усугубляющие их болезнь. Медицине известно немало случаев, когда у людей, которые не видели сны в течение года, только улучшалось состояние здоровья.

Источник: https://PsySon.ru/issledovaniya/psihologiya-sna.html

Как бороться с мнительностью: советы психолога

Сложно определиться с выбором, постоянные сомнения, тревожность и чрезмерная горделивость — это все проявления мнительности. Каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с подобным состоянием. Если это происходит 1-2 раза в год, бить тревогу не стоит, а вот если чаще, — необходимо задуматься. Психолог Александр Бродский дает советы, как бороться с мнительностью.

Мнительность во многих случаях мешает человеку реализовывать свои желания и мечты, а иногда становится преградой к достижению счастья.

Психолог Александр Бродский поделился советами борьбы с мнительным состоянием, и рассказал о разных ее проявлениях:

Говоря о мнительности, хочется для начала прояснить, что мы имеем в виду, так как люди могут понимать под этим словом разные вещи.

Мнительность: как она проявляется

Одно из пониманий, по-видимому, берется от самого корня слова (мнит), т.е. мнительный человек — это тот, который мнит о себе невесть что. Или говоря более современным языком, придает своей персоне большее значение, нежели другие. Аналогами могут также выступать термины «горделивость», «заносчивость».

Другое проявление мнительности это сомнения — каждый раз, когда человек оказывается в ситуации выбора, он начинает сомневаться в том, какое решение в данный момент будет оптимальным.

Старательные попытки предусмотреть все возможные варианты следствий того или иного принятого решения забирают у человека очень много сил и приводят к тому, что решение либо подолгу не принимается, либо вовсе не принимается или же ответственность за принятие решения под каким-нибудь предлогом перекладывается на кого-то другого.

И, наконец, третий вариант проявления мнительности, который, зачастую, также включает в себя и второй вариант — это тревожность. Человек тревожится по поводу того, что может с ним произойти в той или иной ситуации.

Придумывает (мнит) различные пугающие его ситуации, из которых он не может найти выхода, старается каким-то образом перестраховаться, но это не приносит ему успокоения, поскольку, как бы он не перестраховывался, он тут же придумывает новую пугающую его ситуацию и снова боится.

В очень запущенных вариантах такая мнительность нередко перерастает в тревожное расстройство личности, которое может выражаться в периодических кратковременных вспышках панического страха, учащенного сердцебиения, отдышки и т.п.

Мнительность: как бороться?

В первую очередь, хочется обратить внимание на то, что во всех вариантах есть нечто общее — отсутствие концентрации внимания мнительного человека на объективной реальности.

О чем бы мы ни говорили: будь то восприятие себя кем-то явно большим и значительным, будь то коллекция различных мнений по одному и тому же вопросу, будь то страх не справиться с некой гипотетически возможной ситуацией — все это выдумка, плод воображения.

В осознании этого факта кроются все ответы: и откуда берется мнительность, и что с ней делать? Ниже я коснусь причин возникновения мнительности с точки зрения воспитания или пережитых психотравмирующих ситуаций.

Но важнее, на мой взгляд, ясное осознание самого факта мнительности, как такового. Осознать, что только в реальности мы разрешаем те или иные ситуации, непосредственно сталкиваясь с фактом, а вовсе не в мыслях.

Что же мешает некоторым людям ясно это увидеть? Я хочу привести в пример два наиболее часто встречаемых мной фактора. Возможно, существуют и другие.

Здесь важнее не перечислить их, а понять, как они работают. Оба фактора связаны с процессом воспитания и социализации человека в обществе.

Первый фактор я условно называю «мужским», потому что чаще встречал эту причину мнительности именно у них.

Мнительность и корни проблемы в детстве

Когда ребенка воспитывают, с какого-то момента его начинают учить принимать решения самостоятельно. Ему говорят — «хорошо подумай, прежде чем ты будешь делать»! «Семь раз отмерь, один отрежь».

«Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». И тому подобные вещи.

Если при этом еще и следует наказание за допущенную ошибку (не особо важно, в каком виде будет это наказание), то ребенок оказывается перед серьезной дилеммой — «Если я буду действовать, то могу совершить ошибку»!

Поскольку дети очень адаптивны, они довольно быстро находят возможности разрешить эту сложную ситуацию. А возможности таковы: первая — ребенок блокирует свою творческую энергию.

Теперь он становится менее активным и доставляет меньше хлопот взрослым. Но куда же деваться этой заблокированной творческой энергии, которая не находит от ныне выражения в реальном мире.

Эта энергия перенаправляется в мир вымышленный, в мир мыслей, логики и умозаключений. Взрослым это нередко даже очень нравится.

© shutterstock.com

Вторая возможность разрешить дилемму, на первый взгляд, выглядит довольно невинной — ребенок начинает советоваться со взрослыми, прежде чем примет то или иное решение. Взрослые в восторге: наконец-то ребенок не выкидывает неожиданных сюрпризов, стал предсказуем и управляем. Из чего ребенок делает простой вывод, чем больше советуешься, тем лучше.

Кроме того, если тебя и постигнет неудача или ты все же совершишь ошибку, то ответственность с тобой разделит тот, кто тебе советовал. Пока мы говорим о детстве, для ребенка это вполне неплохое решение и он усваивает этот опыт.

Но вернемся к нашей теме мнительности. Когда человек взрослый, особенно если мы говорим о мужчине, от которого традиционно принято ждать решительных поступков и смелости, то те же самые механизмы становятся, скорее, проблемой.

То, что раньше помогало избежать ответственности, критики и наказаний, теперь является их причиной. Теперь, во взрослой жизни, привычка со всеми советоваться вызывает насмешки. Попытки собрать и учесть все мнения — задача совершенно нереалистичная. От этого тревога все больше растет.

Человек всячески старается хорошенечко подумать и понять в чем же дело, но ничего не выходит. Потому что смотрит не туда.

К тому же, всем людям, без посторонней помощи, довольно сложно замечать свои детские стереотипы и защиты, ведь это что-то столь привычное и нормальное, это практически часть тебя.

Мнительность как подражание взрослым

Второй фактор, также условно, назван мной «женским», снова-таки по причине большей распространенности среди женщин. Этот фактор скорей относится не к воспитанию, а наследованию или подражанию, если хотите. Если мать ребенка сама является тревожным и мнительным человеком, то ребенок, особенно если это девочка, начинает ей подражать.

Дети вообще склонны подражать своим родителям. Они не столько воспитываются, сколько копируют поведение взрослых. И вот ребенок копирует тревогу, как эталонный образец поведения. Для ребенка такой тип реакции нормален. У него и мыслей нет о том, что что-то не так.

И вот, уже во взрослой жизни, человек сталкивается с тем, что, оказывается, многие воспринимают мир совсем иначе. Но, опять же, поскольку эта модель является практически частью личности, то человеку сложно осознать свою тревогу.

Скорее он будет склонен считать, что это люди, окружающее его, крайне беспечны, неосмотрительны, а порой и вовсе безответственны.

© shutterstock.com

Читайте также:  Смелость - психология

Как я уже говорил, разделение факторов на мужские, женские и прочие весьма условно. И во всех них есть нечто общее, некая суть, которая является основой для любой тревоги и мнительности — это внешняя референция.

Если сказать простыми словами, то мнительные люди, в большинстве своем, видят причины происходящего с ними не в себе самих, а вовне: в тяжелой судьбе, в невезении, в государстве и т.д.

Ведь если вспомнить о причинах возникновения мнительности и тревожности, то это был способ уйти от трудностей жизни и от ответственности за свои действия, за свою жизнь.

Так было в детстве, так остается и во взрослой жизни. Но здесь и кроется основной, универсальный ключ, помогающий перестать постоянно тревожиться и сомневаться. Нужно вернуть себе ответственность за свою жизнь. Взять ее на себя.

Осознать, что все, что есть в нашей жизни, как хорошее, так и плохое, без исключения, результат наших выборов. По мере того, как человек учится принимать на себя ответственность за свою жизнь, тревога и сомнения отступают.

Вместо них приходит уверенность в себе и готовность быть в реальности и сталкиваться с жизнью во всех ее проявлениях.

Источник: https://sunny7.ua/zdorove/psihologiya/kak—borotsya-s-mnitelnostyu—sovety-psihologa

Осознанность с точки зрения психологического анализа

Мы уже не раз говорили об осознанности как о важнейшей духовной практике для каждого индивидуума. А причин для этого немало. Именно осознанность делает нас особенно внимательными и повышает внутреннюю чуткость к тому, что происходит вокруг нас.

Благодаря этому мы начинаем полнее ощущать собственную жизнь и извлекаем уроки как из собственного опыта, так и из чужих неправильных мыслей и поступков.

Осознанность важна для человека, как воздух, ведь именно в ней реализуется глубинная сущность нашей души – присутствие в данный момент времени и в определенной точке пространства.

Однако как глубоко мы бы не ощущали наше личное присутствие в «здесь и сейчас», наше бытие во многом определяется происходящими с нами событиями, зарождающимися отношениями, нашими хобби, интересами, желаниями, действиями, которые имеют много граней и сопровождаются порой очень сильными переживаниями как позитивного, так и негативного характера.

Практически все проблемы нашего существования на этой Земле сводятся к неудовлетворенности собой и окружающим миром. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что все наши депрессии, стрессы, попытки найти себя в своей основе имеют один краеугольный камень – недовольство. Описать это состояние можно  как чувство, что для полного счастья нам все же чего-то не хватает.

Конечно, физиологические потребности нечего особо и обсуждать: пища, сон, воздух для дыхания – это то, без чего физическое бытие человека невозможно. Поэтому мы даже не размышляем на эту тему, а принимаем эти законы жизни как нечто данное и незыблемое.

Однако наши желания – это нечто намного более эфемерное, порой они не имеют четких границ, а их количество растет в геометрической прогрессии.

Смириться с тем, что они не становятся реальностью, намного сложнее, при этом постоянно возникают все новые и новые потребности, заставляя нас чувствовать все большее и большее недовольство тем, что у нас уже есть.

Перед каждым из нас рано или поздно возникают вопросы: какой путь в жизни выбрать? К чему стремиться? Достоин ли я того, чего хочет моя душа? Стоит ли верить тем знакам, которые мне посылает судьба? Как и с кем строить отношения и кому дарить свою любовь? Кто может послужить мне опорой в этом мире, а кем я могу пренебречь? И, наконец, знаменитый вопрос Раскольникова из «Преступления и наказания» о твари дрожащей также не утратил своей актуальности.

Не стоит думать, что резкий переход от осознанности к житейским вопросам в этой статье случаен.

Если наше внимание занимает целая вереница разнообразных беспокойств, его сосредоточенность снижается до минимума, а уровень осознанности, как бы мы не пытались его контролировать, неизбежно стремится почти к нулю.

Поэтому иногда полезнее сконцентрироваться, казалось бы, на незначительных частностях, которые делают нас напряженными и препятствуют наслаждаться процессом собственной жизни.

Именно поэтому на нашем сайте вы встретите немало статей, посвященных духовному развитию, что безусловно способствует повышению осознанности в человеке. Практика осознания себя большей структурой, чем только физическое тело, важна для каждого.

Благодаря духовному росту человек осознает значимость настоящего момента и тем самым расширяет свое сознание. А как известно, даже самый примитивный психологический анализ без простой осознанности будет шагом в никуда.

Это понятие вообще является профессиональным термином в психологии, в том числе в гештальттерапии.

Осознанность воздействует на восприятие спонтанно и в то же время планомерно. Она делает человека настолько внимательным к движениям своей души, что традиционный самообман становится практически невозможен. Анализ же позволяет разбирать конкретные ситуации и конкретные психологические блоки определенного человека  путем направленной осознанности.

Среди эзотериков осознанность и медитация ценятся очень высоко из-за возможности достичь определенных целей, без которых личностный рост – это фикция: очищения энергетических каналов, раскрытия чакр, просветления.

Раскрытие глубин подсознания и рождение новой личности здесь имеют свою особую ценность.

Однако среднестатистическому обывателю эти полеты разума недоступны для понимания и абсолютно чужды, в то время как решение практических проблем, с которыми сталкивается любой, которое предлагает психологический анализ, привлекает и играет важную роль.

Бесспорно, разочарованность жизнью легко компенсируется за счет максимального удовлетворения любых своих желаний.

Однако опыт говорит о том, что такая компенсация очень быстро перестает выполнять свою функцию, а иногда и вообще оказывается бесполезной – недовольство, пусть и на глубинном уровне, прочно занимает свое место в душе.

Никакие поездки или покупки не позволяют человеку убежать от себя со всеми особенностями своего мышления, эмоционального мира и характера.

На первый взгляд, в этом случае человек должен заняться рефлексией и поиском причин своего плохого состояния.

Однако большинство из нас полагает, что просто наши желания должны исполняться лучше и видит в этом стимул для покорения все новых и новых вершин: вещи должны быть существенно дороже, привязанность другого человека к нам сильнее, любовь – еще страстнее и фееричнее, достижения – больше, а подчинение других – полнее. Таким образом мы реализуем неутолимую жажду «прогрессировать» на низшем материальном уровне.

И только испытав взлеты и падения на протяжении нескольких, а то и многих, лет, человек начинает удивляться: а зачем все это было нужно? Зачем делать проблему из того, что не хватает денег на поездку на Канары или что большим боссом в фирме сделали не тебя? Тогда мы понимаем, что то, что мы не миллионеры, не кинозвезды или фотомодели – это не конец света. Оглянувшись вокруг, вы увидите, что есть те, кто попусту растрачивает свою жизнь, есть интересные люди, которым вы небезразличны, а где-то вообще население вымирает от голода и войн. Игры, в которые играет человечество, сложны, разнообразны и бесчисленны.

Что такое исцеляющее понимание

В некоторых случаях исцеляющее понимание приходит, как будто из ниоткуда. Мы вдруг четко осознаем, что наша проблема не так уж и глобальна, а, возможно, мы ее себе сами и придумали.

Ведь все наши переживания источником имеют не объективную реальность, а наш разум.

На уровне мыслеформ рождается интуитивное понимание окружающего мира, которое является суррогатом реальности, создавая иллюзорную атмосферу жизни.

Задача психологического анализа – выявление таких проблемных пониманий, тщательное изучение их и нейтрализация. Если же ограничиться только осознанностью, то на пути к большим свершениям мы будем спотыкаться о мелкие препятствия, мешающие нам идти.

В этих случаях вспоминается старинная история о йоге, перешедшем на новый уровень сознания и проведшем много лет в пещере в состоянии самадхи, который при посещении города смертельно обиделся на некое неуважительное замечание в адрес его персоны.

Такие ситуации хорошо знакомы любому, кто выбрал для себя путь духовного самопознания.

Самостоятельный анализ вполне возможен, хотя его техника – предмет отдельной статьи. Кроме того, направлений в психологии достаточно, и в каждом из них своя методика работы с пациентами и свои нюансы.

Начинающим стоит тренироваться не в обычном механическом, а в сознательном мышлении, включая здравый рассудок и логику и кристаллизуя свое видение ситуации из аморфного месива эмоций до четкого глубокого понимания.

Однако в самоанализе есть свои ловушки. Мы можем даже не замечать, как мы водим себя за нос сами. Некоторые зоны нашей личности остаются «слепыми» для света разума, так что не все психические механизмы, которые влияют на наши действия, полностью очевидны.

Поэтому всю свою осознанность и здравомыслие необходимо направлять на «разруливание» тех жизненных ситуаций, где ярко проявляется недовольство жизнью, а барометр эмоций просто зашкаливает.

В каждой из таких ситуаций скрыто действенное средство гармонизации своего существования в этом мире.

Замечательно, если рядом есть близкий человек, с которым можно адекватно пообщаться и поговорить о своей жизни.

Но, как правило, друзья не столько помогают открыть глаза на истинную реальность ситуации, сколько предпочитают давать советы, как будто им одним известен рецепт счастья и благополучия.

Ведь каждому человеку кажется, что только его ценности истинны, и он усиленно пытается навязать их. А все мы уникальны и можем полностью раскрыть свой потенциал лишь на предначертанном нам свыше пути, при этом абсолютно не ориентируясь на чужое мнение.

Идеальный психолог напоминает волшебное зеркало из сказки, которое не дает точной оценки и не советует, а лишь показывает своему визави чистейшее отражение его личности, в котором все затушеванные и неясные черты проявляются с удивительной резкостью.

Поэтому психологическая консультация требует от пациента немало смелости, являясь по сути болезненной и непростой процедурой. Не все готовы расстаться со своими масками и свести знакомство с истинным собой.

Психолог просто сообщает своему клиенту, что он видит при изучении его личности и его жизни – этого вполне достаточно.

Советовать хорошо по поводу материальной стороны жизни – там, где необходимы факты и точная информация. А вот какие идеалы выбрать для своего пути в мире, какие цели ставить и как жить – ни один человек в мире не может решить за вас.

Руководствоваться посторонними советами и рекомендациями – значит слагать с себя ответственность и убивать собственный потенциал для того, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.

А через некоторое время оказывается, что работа вызывает чувство ненависти, казалось бы, любимый человек раздражает, а сами мы влачим жалкое существование, строго регламентированное чуждыми нам советами и правилами.

Поэтому никогда и никому не стоит советовать. То, что хорошо для одного, для другого смерть. Мы не можем точно знать, что правильно или хорошо для другого такого же половозрелого индивидуума. Все мы в глубине души умеем принимать решения и взрослеем только тогда, когда учимся слышать голос нашей души и доверять ему.

В качестве итога отметим, что начало развития осознанности дается очень нелегко, поскольку она так же естественна, как и само бытие. Мы просто существуем, и чтобы заметить это, нужно просто перестать отрицать этот факт. Ведь эти усилия только создают новую напряженность.

Никакая сила воли и концентрация не влияют на развитие осознанности. Но она может посетить нас спонтанно тогда, когда нас интересует происходящее с нами в данный момент и в этом месте.

Читайте также:  Круг заботы - психология

Практика осознанности – это наблюдение удивительного разнообразия нашей жизни не где-то в закоулках нашей памяти, а в тот момент, когда мы просыпаемся от грез ума и погружаемся в реальность.

Психологический анализ же позволяет обнаружить и устранить чувства и мысли, которые полностью поглощали то, чем питается осознанность, – естественное внимание.

Источник: http://getalife.ru/osoznannost-s-tochki-zreniya-psixologicheskogo-analiza

Психология установки

Все многообразие явлений нашей психической жиз­ни в основном распадается на три отличающиеся друг от дру­га группы: познание, чувство и воля, представляющие три ос­новные, наиболее традиционные единицы обычной класси­фикации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душев­ные явления и на иных основах, но традиционная классифи­кация до настоящего времени доминирует.

И вот естественно возникает вопрос: что же является спе­цификой всех этих групп, спецификой, делающей их основ­ными категориями явлений душевной жизни? По-видимому, лишь то, что все эти процессы без исключения являются со­знательными психическими переживаниями.

Познание, на­пример, так же как и чувство или воля, одинаково относится к категории явлений сознания.

Субъект, переживающий ка­кой-нибудь познавательный акт или какое-нибудь эмоцио­нальное содержание или совершающий какой-либо волевой поступок, сопровождает все эти переживания определенны­ми актами, делающими их вполне сознательными психиче­скими содержаниями.

С этой точки зрения нет сомнения, что психика и сознание вполне покрывают друг друга: все пси­хическое сознательно, и то, что сознательно, является по не­обходимости и психическим.

Такова традиционная, наиболее распространенная точка зрения на природу психического. Спрашивается, как выгля­дит в аспекте этой теории вопрос о развитии психики.

Нет сомнения, что в рамках этой концепции природы пси­хического для понятия развития не остается места.

В самом деле! Если считать, что психическая действительность име­ется лишь там, где мы допускаем наличие сознательных про­цессов, то мы должны принять, что психика резко отграни­чивается от всего того, что лишено сознания, от всего ма­териального, и составляет абсолютно самобытную сферу действительности.

В этом случае становится неизбежным допустить между психической и материальной сферами дей­ствительности наличие непримиримой противоположности, исключающей всякую мысль о возможности их взаимного влияния.

Получается, будто психическое и физическое фак­тически радикально разобщены друг от друга и говорить о возможности их взаимодействия нет как бы никаких основа­ний. Поэтому вопрос об отношении психического к физиче­скому или вообще к материальному может быть решен с точ­ки зрения этой концепции лишь на основе идеи параллелиз­ма. Психофизический параллелизм представляет собою вполне естественный, можно сказать, вполне закономерный вывод из допущенных выше посылок.

Но допустить правомерность идеи параллелизма — зна­чит допустить идею немощности нашей мысли перед вскры­ваемыми ею же самою проблемами. Идея параллелизма не может быть признана правомерной.

Она должна быть за­менена чем-нибудь более приемлемым, и мы должны отка­заться от мысли отождествления психики с сознанием.

Сле­довательно, мы должны допустить наличие какой-то формы существования психики, которая не совпадает с сознатель­ной формой ее существования и, нужно полагать, предшест­вует ей.

В психологической литературе известно и другое направ­ление мысли, которое старается разрешить интересующую здесь нас проблему — проблему взаимоотношения психиче­ского и сознательного — совершенно по-иному.

Оно считает, что наша психическая жизнь вовсе не исчерпывается созна­тельными душевными переживаниями, что, наоборот, она представляет собою широкое поле действительности, лишь незначительный отрезок которой составляет область наше­го сознания, что, говоря короче, психика и сознание вовсе не совпадают и не покрывают друг друга.

Есть основание полагать, что, наоборот, существует и вторая, во всяком случае не менее значительная сфера психической жизни, известная под названием бессознательной или подсознательной психики и покрывающая значительную часть поля нашей активности.

Значит, с этой точки зрения для того чтобы считать то или иное явление психическим, нет необходимости, чтобы оно было одновременно и сознательным. Психика включает в себя два больших, одинаково необходимых компонента явле­ний — компонент сознательных и компонент бессознатель­ных психических переживаний. Такова точка зрения так на­зываемой психологии бессознательного.

Можно было бы допустить, что психика, согласно этой концепции, проходит в процессе своей активности две ступе­ни развития, из которых предшествующей является ступень бессознательного, а последующей — ступень сознательного.

Однако психология бессознательного далека от этой мысли: она вовсе не считает, что сознательная и бессознательная психическая жизнь — это лишь две ступени развития единой психики, две ступени, которые последовательно и необходи­мо следуют одна за другой.

Правда, у нас есть случаи, в кото­рых бессознательное состояние психики переходит в созна­тельное, из бессознательного вырастает сознательное. Но это не единственно необходимый путь, который нужно пройти психическому содержанию, чтобы достигнуть сознательно­го состояния.

Наоборот, нередко встречаются случаи, в кото­рых имеет место как раз обратный порядок последовательно­сти явлений — переход сознательного состояния именно в бессознательное. Следовательно, нельзя утверждать, что бес­сознательное представляет собою ступень развития, за кото­рой следует далее ступень сознательной психической жизни.

Что это действительно так, с точки зрения «психологии бессознательного», видно и из анализа самого бессознатель­ного психического содержания.

В самом деле, что же мы должны разуметь под названием «бессознательное»? Как нам характеризовать как определенное качество это бессо­знательное? Допустим, у субъекта появляется какое-то же­лание, которое он считает неподходящим, может быть, по той или иной причине даже постыдным для себя.

Что же проис­ходит в таком случае? Психология бессознательного прибе­гает здесь к помощи понятия вытеснения. Она полагает, что субъект «вытесняет» это желание из пределов своего со­знания, что он не окончательно и всецело уничтожает, а лишь укрывает его в недрах бессознательного.

Это вытесненное, отныне бессознательное, состояние не осознается, не пережи­вается субъектом как сознательное желание. Это, однако, не означает, что оно потеряно для него раз и навсегда. Оно все же остается в субъекте в какой-то степени и продолжает дей­ствовать в нем, но так, что он об этом ничего не знает. Так со­здается, согласно этой теории, одна значительная часть бес­сознательного психического содержания.

Но что происходит с этим содержанием в бессознатель­ном состоянии? Меняется ли оно по этой причине в какой-либо степени или переход его из сознательного состояния в бессознательное — это лишь простое механическое переме­щение одного и того же содержания, нисколько не касающе­еся его самого по существу? Как разрешает «психология бес­сознательного» эти вопросы?

Для того чтобы ответить на это, мы вспомним сначала, что происходит при движении психических процессов в обрат­ном направлении, т. е. в случаях перехода из бессознательно­го состояния в сознательное.

Нет сомнения, что для того, чтобы считать, что какое-нибудь состояние сделалось сознательным, нужно, чтобы оно предстало перед нами в форме одного из известных нам со­знательных состояний, скажем, в форме какого-нибудь эмо­ционального состояния, например чувства страха.

Отсюда бесспорно, что, по этой концепции, бессознатель­ное переживание как с момента своего возникновения, так и после перехода в состояние сознания является по существу одним и тем же переживанием: сознательное состояние мо­жет сделаться бессознательным, и наоборот, это последнее может перейти в состояние сознательное. Но это, конечно, не значит, что всякое сознательное явление обязательно долж­но сделаться бессознательным и, наоборот, всякое бессозна­тельное состояние должно стать сознательным. Все сводит­ся лишь к тому, имеется ли в каждом данном случае атрибут сознательного или не имеется.

Психология бессознательного определяет бессознатель­ное душевное состояние лишь отрицательно, т. е. как душев­ное состояние, лишенное сознательности, как бессознатель­ное душевное состояние.

Для положительной характеристи­ки у нее нет никаких средств: она считает его процессом, который сейчас же по приобретении им признака сознатель­ности становится обыкновенным явлением сознания. Психо­логия бессознательного обозначает процессы вне сознания и без сознания, лишь отрицательно, лишь как нечто бессозна­тельное.

Что касается его положительной характеристики, то такой попытки у нее не встречается вовсе, нужно полагать потому, что этой возможности у нее вообще нет.

Таким образом, мы видим, что понятие бессознательного не дает нам ничего нового для интересующего здесь нас воп­роса — для разрешения вопроса о развитии.

Бессознатель­ный психический процесс вовсе не является для психологии бессознательного ступенью развития психики, ступенью, предваряющей и подготавливающей возникновение созна­тельных психических переживаний.

Бессознательное, точно так же как и сознательное, представляет одну и ту же ступень развития — в качестве представителей разных ступеней раз­вития они не подходят.

Словом, нет сомнения, что с точки зрения психологии бес­сознательного понятие бессознательного не может быть ис­пользовано для обоснования факта наличия развития в пси­хике.

Таким образом, становится очевидным, что для буржуаз­ной психологии, полагающей психику лишь в субъектив­ном — сознательном или бессознательном — процессе, точка зрения развития остается совершенно чуждой.

Конечно, существует не одна попытка, утверждающая на­личие факта психического развития как в онтогенезе, так и в филогенезе. Но в этих случаях речь идет всегда о развитии психического как сознательного процесса.

Что же касается вопроса о том, какие же ступени предшествуют возникнове­нию психики как сознательного процесса, как готовится воз­никновение этого процесса и переход его в активное состоя­ние, то в буржуазной науке он до настоящего времени оста­ется без должного внимания.

Дело в том, что этого вопроса никогда и не существовало для традиционной психологии, поскольку в ней с самого же начала догматически предпола­галось, что сознательная психическая жизнь так же первич­на, так же самобытна и невыводима, как физическая, матери­альная действительность.

Догматически допускалось, что душа, проявляющаяся в акте познания, чувства и воли, явля­ется первичной данностью и поэтому сводить ее к более ран­ним ступеням развития вряд ли могло кому-либо прийти в голову. Во всяком случае можно утверждать, что предысто­рия души как таковой никогда не являлась предметом серь­езных научных исканий буржуазной психологии.

Но если допустить, что психика не представляет из себя раз навсегда данной, неразвиваклцейся сущности, а проходит ряд ступеней своего становления, то не будет оснований по­лагать, что она существует вообще лишь в тех формах, в ко­торых открывается сознанию, т. е.

в формах сознательных процессов.

Скорее наоборот, придется принять, что ступени сознательных психических процессов по необходимости предшествует активность психики, протекающая без всяко­го участия сознания, что существует, так сказать, досознательная ступень развития психики.

Что это предположение имеет прочные основания, на это указывает В. И. Ленин. В «Материализме и эмпириокрити­цизме» он говорит, что «в ясно выраженной форме ощуще­ние связано только с высшими формами материи (органиче­ская материя)», что «в фундаменте здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением»1.

1 В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 18. С. 40.

В дальнейшем, сколько я могу судить, Ленину не прихо­дилось возвращаться к этой идее, у него не было случая ис­пользовать ее с точки зрения психологии.

Однако философ­ское значение этой идеи велико, и одной из неотложных за­дач подлинно марксистской психологии является задача использования этого тезиса в конкретном психологическом исследовании.

Необходимо поставить вопрос о подлинном развитии психики и, следовательно, о тех его ступенях, кото­рые предшествуют появлению сознательных психических процессов.

Спрашивается, что же представляет собой конкретно эта досознательная ступень психического развития?

Этот вопрос — существенно важный для психологической науки — может быть разрешен лишь на базе конкретного пси­хологического исследования.

Однако до настоящего време­ни на это не обращали должного внимания, и среди достиже­ний нашей науки мы не находим ничего, что можно было бы использовать непосредственно для его разрешения. Вопрос, по существу, ставится впервые, и в дальнейшем мы попыта­емся на него ответить.

Мы увидим, что предшествующей со­знанию ступенью развития психики является установка, к изучению которой мы и переходим непосредственно.

Источник: http://bookap.info/book/uznadze_psihologiya_ustanovki/gl1.shtm

Ссылка на основную публикацию