Телесный фон — психология

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Телесный фон - психология

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода.

Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое.

Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне.

И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула).

Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично.

Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [1]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия.

Эти взаимосвязи можно менять, концентрируя внимание, наоборот, вначале на фоне, а потом на фигуре. Главное, что остается константным, — это четкая линия границы между одним и вторым, эта линия отделяет фигуру от фона, при том что «физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре.

Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным» [1]. Примеров рисуночных тестов на определение фигуры и фона множество, и интересно, что каждый субъект вычленяет разные объекты первичного восприятия. То, что для одного воспринимающего субъекта является фигурой, для другого в аналогичной ситуации будет фоном, и наоборот.

Но это буквальное зрительное восприятие, а данные понятия актуальны для комплексных внутренних процессов и связаны с представлениями о «поле» (речь о психической реальности, в которой сформирована общая картина взаимодействующих элементов, стимулом к чему является реальный мир), а также с понятием создания и деструктуризации гештальтов.

Нередко мы слышим: «гештальт завершен» — ситуация, когда для достижения равновесия человеку необходима была важная составляющая психического поля, ее отсутствие воспринималось весьма болезненно, но наконец все сложилось в сознании субъекта.

Как это работает в терапии?

Если вы окажетесь на консультации гештальт-психолога, он обязательно будет вас ориентировать на происходящее «здесь и сейчас», справедливо полагая, что актуальные процессы общения и взаимодействия иллюстрируют те стратегии поведения, которые используются и в других, «не кабинетных» условиях.

Значит, важный шаг в коррекции поведения – осмысление того, что происходит, смена фокуса внимания на иную фигуру. С сознанием можно экспериментировать, можно свободно его расширить, выйти на метапозицию, перестав быть только участником событий, а став еще и наблюдателем одновременно.

Такой прием не просто расширяет грани восприятия, но и помогает снизить интенсивность эмоционального накала, абстрагироваться от узкого, «тоннельного» видения ситуации, да и попросту обогащает личностный опыт. Нередко этого вполне достаточно для решения поведенческих проблем. К примеру, человек переживает по поводу отсутствия работы.

Он концентрирует внимание на нехватке материальных средств, невозможности что-то приобрести, а это стрессовые каждодневные переживания.

Можно попробовать сместить фокус внимания на иное – на возможности, которые дает данная ситуация: свободу в выборе вариантов, четкое определение своих целей, ряд собеседований с разными работодателями, чтобы понять значимые преимущества желаемой работы и т. п. Можно «фигурой» сделать ситуацию дефицитарности, а можно – свободу выбора, определение вектора в будущее. И в зависимости от этого будет существенным образом меняться внутреннее состояние человека при одних и тех же исходных данных.

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне.

А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент.

С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом.

Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]).

Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:

  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/484-figura-i-fon-v-geshtaltpsikhologii

Отношение фигуры и фона

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план.

Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой.

Когда жажда удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между ними — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Перлз применял это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами, мыслями.

Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому.

Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому.

Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы.

К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, в результате оказываясь перед конгломератом незавершенных гештальтов, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и, в конечном итоге, нейтрализовать (завершить) ее.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Этот принцип получил название «здесь и сейчас».

Человек, у которого много незавершенных гештальтов, незаконченных дел и ситуаций, не способен активно жить в настоящем, ему не хватает энергии и осознания, поскольку его внимание, мысли частично отвлечены незавершенными гештальтами. Важно сосредоточиться на осознании того, что переживается здесь и сейчас.

Тревожность Перлз определял как напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность принять ее заставляет невротика планировать, репетировать свое будущее.

Это отвлекает от настоящего, постоянные репетиции создают неоконченные ситуации, вызывают тревогу: «А вдруг станет хуже?» Мысли о прошлом и будущем не дают человеку успешно функционировать и быть счастливым «здесь и сейчас».

Для удовлетворения своих потребностей человек должен быть в контакте с законами своего внутреннего и внешнего мира.

Неврозы, как считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне при исключении событий, происходящих во внутренней и внешней областях. Эту среднюю зону он называл зоной фантазий.

Она содержит незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку их деструктивная природа проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в нем.

Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать (умничать) там, где нужно просто осознавать момент.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего, от способности жить в полную меру «здесь и сейчас».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании текущего.

Осознавать означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: себя (внутренняя зона), мира (внешняя зона) и того, что лежит между тобой и миром (третья зона).

Он выделяет два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуации.

Для индивидов, достигших такой зрелости, характерны свободное изменение и отчетливое формирование фигуры и фона, выражение своих потребностей в формировании (контакт со средой) и завершение гештальта (уход из среды).

Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда те возникают. Они осознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий, касающихся других и среды, и того, что воспринимается в непосредственном контакте.

Пути психологического роста Перлз видит в завершении ситуаций или гештальтов.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii/98-otnoshenie-figury-i-fona.html

Телесно-ориентированная психотерапия

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще.

Читайте также:  Список когнитивных искажений - психология

Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы.

Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет.

К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания.

Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха.

Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день.

Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием психоанализа, потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов.

Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы.

Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного паттерна защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать.

Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела.

А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело.

Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним.

В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире.

Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом.

Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции.

Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – биоэнергетику, широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом.

Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков.

В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой.

С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, инстинктами, побуждениями.

Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям.

Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне сознания. Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх.

В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости.

Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох.

Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей.

Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть.

Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять.

Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается.

После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади.

Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча.

Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой.

Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы.

Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений.

В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев.

Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу.

Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже.

Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки.

Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова.

Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию.

Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах.

Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления.

Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение.

Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания.

Читайте также:  Психосинтез как метод психотерапии - психология

В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс.

Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

Источник: http://psihomed.com/telesno-orientirovannaya-psihoterapiya/

Психология личности: постоянный эмоциональный фон

Чему же учит психология личности? В первую очередь, психология личности обучает тому, что познав собственную сущность, обучившись видеть проблемы в самом себе и исправлять их самостоятельно, а также научившись лучше осознавать, понимать и успешнее контактировать с другими людьми.

Ведь, невзирая на то, что все люди различны в собственных привычках, манерах и чертах характера, но вот базисные проявления, в особенности в напряженных моментах, у почти всех нас достаточно схожи.

Основательно исследовав собственные поведенческие взаимодействия, а одновременно и те, что Для вас не характерны, Вы будете хорошо обучены во взаимоотношениях с иными людьми, понимая, чего и от кого можно ожидать.

О постоянном эмоциональном фоне

У всех без исключения людей имеется свой так называемый «эмоциональный фон», который в обыденности все привыкли называть просто настроением.

Все люди делятся в основном на две большие категории, в соответствии с их расположением духа (т.е. настроением), это: люди с плохим (негативным) и хорошим (позитивным) эмоциональным фоном.

И идя на контакт с людьми из этих групп, важно понимать в чём заключается сущность каждой такой группы людей.

Люди с плохим настроением

А вот люди, у которых чаще всего плохое настроении — это уже совершенно другая история. Если общаешься с подобными людьми, то формируется такое ощущение, что будто ваш собеседник может заметно попортить и ваш личный эмоциональный фон.

Таким образом, не нужно всячески стараться развеселить вашего нахмуренного собеседника, так как в большинстве случаев, он просто не имеет в этом какой-либо необходимости, да и навряд ли он оценит ваши старания по достоинству.

К вашему сведению, их дурное, подавленное расположение духа появляется не в силу каких-либо причин, так как это просто их обычное расположение духа.

Общаясь с таким собеседником на какую-нибудь смешную тему, можете быть уверенными в том, что данный человек скорее всего не засмеётся и тем более, не оценит все ваши усилия, более того он может просто недоумённо посмотреть на вас. Следовательно, забудьте про данную затею.

Единственное, что на самом деле может развеселить человека с плохим настроением, это очень даже весёлое событие, случившееся непосредственно в его жизни и которое имеет прямое отношение к его личности. А в других вариантах не ожидайте от них ответа на вашу улыбку. Даже если они улыбнуться вам, то в большей степени это может быть проявлением их воспитания, а никак не искренности.

Люди с хорошим настроением

Конечно, большинству из нас, будет приятнее комфортнее контактировать с теми, у кого хорошее расположение духа, вследствие тому, что такие люди как бы открыты с целью общения, а кроме того они практически всегда улыбчивы и тем самым, источают позитивную энергию.

По большей части, такие люди идут на контакт с вами, также они склонны обсуждать всевозможные темы для разговора. Однако даже здесь имеются собственные минусы.

Одним из таких минусов является то, что вследствие наличию у таких собеседников довольно устойчивого положительного эмоционального фона, их будет трудно встревожить чем-либо, в этом случае они просто не станут откликаться на ваши претензии и жалобы.

То есть, не следует ожидать от них чистосердечных соболезнований в том случае, если расскажите им о собственных жизненных сложностях. В итоге получается, что подобные люди просто-напросто увиливают от дискуссий на «грустные» темы, не принимая их всерьёз либо же в целом, воздерживаются беседовать на грустные и печальные темы.

Важно знать

Плохое настроение таких людей вовсе не означает, что они всегда так несчастливы в жизни.

Большая часть из них, равно как и во второй группе людей (у которых почти всегда хорошее позитивной настроение), счастливы в любви и успешны на работе.

Расположение духа подобных людей — это собственного рода защитная реакция на различные условия, так как в этом случае, такие люди предварительно перестраховывают себя на плохие эпизоды в виде разрушение надежд или планов.

Источник: http://bitnet.ru/psihologiya-lichnosti-postoyannyiy-emotsionalnyiy-fon/

12.1. Пониженный эмоциональный фон | 12. Привычный эмоциональный фон | Читать онлайн, без регистрации

12.1. Пониженный эмоциональный фон

Пониженный эмоциональный фон чаще бывает у людей, хорошо освоивших негативные эмоции, склонных уступать, жертвовать собой, отказывающихся от собственных желаний, злопамятных, обидчивых, недоверчивых, а также испытывающих упадок сил.

Пониженный эмоциональный фон сигнализирует, что что-то не так у человека в его жизни. Это как физиологическая боль в организме, которая является сигналом об опасности и неблагополучии. Надо не заглушать плохое настроение, например, таблетками и алкоголем, а найти причину его возникновения.

Если преобладают скука, отчаяние, подавленность или разочарованность, то пора задуматься о своей жизни, посмотреть на жизненную ситуацию со стороны: что не устраивает в жизни? По какой причине присутствует неудовлетворенность: например, отсутствие семьи, устраивающей работы, друзей или чего-то иного важного?

Задайте себе вопросы: как я отношусь к себе, какие у меня отношения с окружающими? Что происходит в моей жизни? А что не происходит, что я хочу? Доволен ли я своей жизнью? Что я могу сделать для себя, как позаботиться о себе? Найдя ответ, надо начать действовать, начать устранять проблемы.

«Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос» (А. Лоуэн).

Рекомендации

*Наше тело постоянно нуждается в воде и пище, а мозг – в новых впечатлениях. Монотонность жизни, отсутствие ярких впечатлений, недостаток положительных эмоций в сочетании с ленью часто приводит к пониженному эмоциональному фону.

Когда у человека нет интересов и увлечений, он «раскисает», начинает заниматься самокопанием, видит мир в черном цвете. Надо расширить круг своих интересов, и чем интереснее будет новое увлечение, тем быстрее улучшится эмоциональный фон.

Хорошо помогает творчество, можно начать писать, лепить, рисовать, фотографировать.

*Возьмите пример с детей, они умеют радоваться самым простым вещам: конфете, солнечному дню, мыльному пузырю. «Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого» (М. Твен).

*Начните с улучшения своего физического состояния, с заботы о теле, с достижения физического комфорта. Физический комфорт включает в себя и релаксирующие процедуры, и спортивные нагрузки, и рациональное питание, и заботу об удобстве для тела одежды, обуви, постельного белья и др.

Источник: http://velib.com/read_book/shterenberg_irina_irekovna/psikhologija_ehnergii/12_privychnyjj_ehmocionalnyjj_fon/121_ponizhennyjj_ehmocionalnyjj_fon/

Фигура и фон восприятия в гештальт-психологии и гештальттерапии

Понятия фигуры и фона в гештальттерапии играют очень важную, системообразующую и смыслообразующую роль. О фигуре и фоне как восприятии и его особенностях важно понять каждому человеку, который может однажды столкнуться со своей собственной потребностью (шутка:) на самом деле на протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то – более или менее точно – воспринятого фона).

Итак, что же относится к фигуре, а что – к фону?

Пока речь идет об абстрактных понятиях – то, допустим, лист бумаги или светящийся экран становятся фоном, а изображенный на них круг, треугольник – вестимо, фигурой.

Задачка для ума:

Теперь случай чуть сложнее. Человек идет по осенней улице, поскальзывается на кленовом листе, спотыкается, падает в лужу, но еще не поднялся. Что в этой картинке является фигурой, а что – фоном?

На самом деле зависят фигура и фон от восприятия – и только от него. Человек в данный момент может:

1) искать, что послужило причиной падения – и найти кленовый лист. Причина, то есть лист, становится фигурой, улица, осень, лужа, испачканный костюм, свинцовое серое небо, окружающие люди – фоном.

2) обратить внимание на низкую температуру воды в луже (телесное ощущение “холодно!”). В этом случае фигура – ощущение собственного тела, холода, желание как можно быстрее исправить (“убрать”) это неприятное и опасное для здоровья состояние. Фон – все остальное.

3) разозлиться на лужу и ее неуместное местонахождение. Если бы ее здесь не было – то и проблемы, возможно, – тоже. В результате лужа – фигура, испачканная одежда, лист, улица – фон.

4) искать помощи у окружающих – кто бы помог подняться. Тогда ближайший человек становится “фигурой”, а все остальное – фоном.

Заметили, что объединяет все варианты?

Это – потребность.

Фактически, не сама лужа, лист, новый костюм или ближайший человек становятся фигурой или фоном, а человек (субъект) выбирает, что из этого ему сейчас нужнее всего.

Например, это могут быть такие фигуры, как:

— желание получить помощь, — необходимость вернуть телу теплое и сухое состояние, — поиск места, где можно ликвидировать последствия падения, — собственная ответственность (в виде воспоминания о делах, которые ждут дальше, и из-за которых нет возможности сейчас полностью исчерпать проблему), — потребность быть хорошим (красивым, принятым окружающими, отвергнутым),

и любые другие.

Фигура и фон в гештальт терапии и в гештальтпсихологии связаны с двумя другими понятиями:

1. Понятием поля (психического поля, организованного наилучшим образом, насколько вообще позволяют условия в данный момент).

2. Понятием процесса формирования и разрушения гештальтов.

Одновременно если фигура – это некая потребность, то фон – это совокупность характеристик поля, не попавших в “фигуру” (не выявленных человеком как актуальная потребность).

А это, кроме большой части физической реальности (“улица, фонарь, аптека”), еще и огромная часть внутриорганизменной, физиологической реальности (мы не осознаем большую часть времени, как дышим, как сидим, как бьется наше сердце, как урчит в желудке, какие мышцы напряжены, а какие – расслаблены), и еще:

— Актуальные состояния и характеристики себя и среды, НЕ нужные (временно вытесненные как неактуальные),

— Неоконченные дела (см. исследования Блюмы Вольфовны Зейгарник, “эффект Зейгарник”),

— Прошлый опыт, навыки, автоматизмы.

Главный закон фигуры и фона

Все, что не осознается субъектом (самим человеком) – уходит в фон. Все, что ему необходимо – становится фигурой.

Так, закон фигуры и фона очень интересно действует на восприятие.

Известная картинка “Девушка – старуха”   воспринимается:

— молодыми мужчинами – значительно чаще как девушка, а не как старуха.

Практическое применение понятия фигуры, фона, восприятия в целом

Если вы хотите более точно удовлетворять свои потребности,

Цепочка примерно такая: “Я иду в кафе, испытываю голод, замечаю вывески продуктовых магазинов, кафе, едален, киосков с едой. Похоже, актуальная фигура – мой голод. В фоне остаются обувные магазины, газетные киоски, люди на остановке, кот около мусорки”.

Особенно сильно “работает” закон фигуры и фона в острых ситуациях – при стрессах, во время конфликтов. Очень часто у конфликтующих сторон совсем не противоположные точки зрения – а, грубо говоря, “перпендикулярные” фигуры.

Пробуйте определять фигуру и фон – и учитесь точнее понимать себя и людей!

Фигура и фон: картинки по теме

Скопление точек не воспринимается как 12 точек и крестик – а как круг, состоящий из точек. Человек склонен “завершать гештальты”, искать целостное, чтобы точнее отнести что-либо к фигуре, а остальное спокойно отнести к фону.

Источник: http://Sova-Psiholog.ru/figura-i-fon-vosprijatija-v-geshtalt-psihologii-i-geshtaltterapii/

Журнал «Психология». Ментализация

Журнал «Психология». Ментализация

Ментализация это процесс, отвечающий за состояние репрезентаций, то есть того, как происходящее с нами получает свое представительство в психическом аппарате. При дефиците ментализации описываемые события либо не наполняются эмоциональным содержанием, либо наоборот, эмоциональным процессам не придается никакая концептуальная формула.

Читайте также:  Личностные особенности и счастье - психология

В этом случае вспомнить, фактически означает прожить заново, потому что эмоциональный компонент деятельности существует только связанный с поведением и не имеет репрезентации в памяти. В противоположном варианте репрезентаций так много, что они не увязываются в целостную картину, создавая впечатление недостаточной ассимиляции происходящего.

Ментализация выполняет следующие важные функции. Во-первых, с помощью ментализации происходит связывание биологического и психического, то есть сведение телесных, эмоционально-чувственных и когнитивных измерений в одну целостную картину.

“Ментализировать” фактически означает совершать работу по выделению фигуры осознанной потребности из недифференцированного фона  телесного возбуждения. Происходящее становится доступным для символизации (я понимаю, что со мной) и передачи этой информации другому (я могу о себе рассказать).

Ментализация делает меня более ясным для себя самого и для другого.

Во-вторых, благодаря ментализации мы приходим к выводу, что другой человек имеет достаточно собственных оснований для поведения и его реальность может сильно отличаться от той, в которой привыкли находиться мы. Это снижает предубежденность в отношении другого и позволяет сохранять готовность встретиться с возможным в форме непривычного.

Развитая ментализация сохраняет неопределенность в понимании Другого достаточной для того, чтобы перестать рассматривать собственные проекции как единственный ориентир в его внутреннем мире.

Развитая ментализация поддерживает стабильность саморепрезентации, поскольку в этом случае становится вполне возможно подумать чужую мысль и затем вернуться к своим собственным.

Еще одна важная особенность ментализации — она признает необходимость Другого в качестве мета-потребности, которую невозможно удовлетворить до конца. Ментализация обращает внимание на то, что жажда признания со стороны Другого является движущей  силой всех наших желаний.

Благодаря ментализации Другой способен выступать в качестве субъекта Я-Ты отношений, а не только быть функцией для снижения интенсивности влечений. Вокруг этой потребности организуется диалог, в том числе и как пространство для терапевтических изменений.

Потому что самосознание является результатом взаимодействия.

 Автор — Макс Пестов

Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог, системный семейный терапевт, гештальт-терапевт, супервизор, тренер

Личный сайт

Телефон: (4212) 25-40-77 (Хабаровск)     

Источник: https://golos.io/ru—psikhologiya/%40process/zhurnal-psikhologiya-mentalizaciya

Предмет и фон в восприятии | Психология взаимоотношений

В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. Одни из них выделяются нами, высту­пают «на передний план», и мы сосредоточиваемся на них. Другие — словно отхо­

Дят «на задний план», в известном смысле сливаются друг с другом, воспринима­ются менее ясно. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприя­тия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

Для того чтобы наглядно представить суть данной проблемы, приведем не­сколько примеров. Когда мы достаем книгу из книжного шкафа, мы воспринима­ем много других книг, но предметом, или объектом, восприятия является лишь та книга, которая нам необходима в данный момент и которую мы ищем. Все осталь­ные книги воспринимаются нами только как фон.

То же самое бывает и в других модальностях восприятия. Например, мы идем и с кем-то разговариваем. При этом мы слышим слова не только нашего собеседника, но и многие другие звуки. Одна­ко слова говорящего человека воспринимаются нами более отчетливо, как пред­мет, а все остальные звуки воспринимаются менее отчетливо, т. е. являются фо­ном.

Первоначально различие между фигурой (предметом) и фоном возникло в изобразительном искусстве. В психологии данная проблема впервые стала рас­сматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном.

Под­тверждением этого является следующий пример. На рис. 8.3 изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение.

В другом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта.

Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружа­ют, людей, животных и др. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требу­ется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Именно на этом построе­ны встречающиеся в детских журналах задачи, в ко­торых нужно найти различие между двумя схожими рисунками.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем большеПредмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет Рис. 8.3. Фигура и фон

Рис. 8.4. Трансформация рисунка «Фигура и фон»

Выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной лоске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить но карте течение реки, если она окружена другими реками.

Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наобо­рот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо умень­шить их раз;! им не.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо най­ти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета из фона облегчает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Для подтверждения наших слов давайте особым образом трансформируем ри­сунок 8.3. Поменяем на нем цвета на противоположные и внесем некоторые изме­нения в изображение (рис. 8.4).

В результате на первый план для большинства наблюдателей выступают профили человеческих лиц, а ваза становится практиче­ски незаметна.

Это связано с тем, что, во-первых, вы уже знакомы с вариантом данного рисунка и готовы к встрече с его модификациями; во-вторых, мы поменя­ли соотношения цветов; в-третьих, мы частично изменили феноменологическое поле нашего восприятия, изменив очертания вазы.

Posted in Общая психология

Источник: http://pciholog.com/obshhaya-psixologiya/predmet-i-fon-v-vospriyatii/

Влияние цвета на психику человека — физиология хромотерапии, цветовая шкала личности

Влияние цвета на психику человека - физиология хромотерапии, цветовая шкала личности

Специалисты давно заметили, что каждый человек предпочитает окружать себя вещами определённой цветовой гаммы. Преобладание в одежде, интерьере какого-либо цвета может рассказать об интересах, характере и состоянии здоровья владельца.

Во всех мировых культурах значения основных цветов и их сочетаний имеют схожее значение. В медицине активно используется влияние цвета на психику человека в лечении ряда соматических заболеваний.

Замечено, что под влиянием определённых цветов изменяется реакция человека на определённые события, повышается артериальное давление, улучшается или исчезает аппетит. В повседневной жизни роль цветов заметна не сильно.

Важность цветов осознаётся при их отсутствии. Пасмурная погода вызывает упадок сил, снижение настроения, работоспособности. Бессознательная реакция каждого человека во многом зависит от характерологических особенностей личности.

Учёные предполагают, что восприимчивость человека к определённым цветам врождённое свойство. Индивидуально предпочитаемые цвета составляют так называемую «цветовую шкалу личности».

Цветовая шкала личности

Так людям, предпочитающим белый цвет свойственно хорошее воображение, мечтательность.

Выбирающие розовый цвет – являются романтичными, тонко чувствующими натурами. Предпочитая реальной жизни – сказки, грёзы и чудеса, они не готовы принять насилие в любой форме. Основное в их жизни – стремление к комфортному, уютному образу жизни.

В противовес им любители красного цвета – личности с развитыми лидерскими качествами. Люди амбициозные, стремящиеся к власти. Главная проблема требующая внимания – трудно сдерживаемая агрессивность.

Среди людей выбирающих голубой цвет много путешественников, учёных, религиоведов. Артисты предпочитают тёмно-голубой. Это жизнерадостные, ценящие успех и достаток личности. Готовы работать настойчиво, но в случае неудачи, легко переходящие в состояние уныния.

Предпочитающие синий цвет отличаются самоуверенностью, рассудительностью, но при раскрытии обмана, демонстрируют ранимость. Будучи мягкосердечными людьми, их не оставляет равнодушными несчастья других.

Уравновешенные, обстоятельные, стремящиеся к совершенствованию своих знаний предпочитают коричневый цвет. Коричневый цвет свойственен зрелому возрасту, склонным к продуманным решениям, строгости и бережливости.

Очищающий серый цвет отличает творческие личности. По другим данным серый цвет – свидетельствует о стремлении индивидуума к самоизоляции для сохранения внутреннего равновесия.

Люди склонные к самокопанию выбирают зелёный цвет. Им присуще добросердечие, благородство. Из них получаются замечательные воспитатели и друзья. Для любителей тёмно-зелёного свойственны настойчивость и упрямство.

Оптимистичные, жизнерадостные, творческие, идеалистичные личности предпочитают жёлтый цвет. Их отличает идеализм и неугасимая надежда на неизбежное счастье.

Фиолетовый цвет выделяет творческих людей, предпочитающих всё необычное и нетрадиционное.

перейти наверх

Физические основы воздействия цвета на организм человека

Под воздействием каждого цвета изменяются настроение и интенсивность протекания физиологических процессов в организме. В медицине использование цветов с лечебной целью получило название цвето- или хромотерапия.

Свет — совокупное воздействие синхронизированных электромагнитных волн с разной частотой. Проще говоря цвет – энергетический заряд. Благотворным воздействием подобранных цветовых волн на нервную, эндокринную системы пользуются в медицине. Опосредованно через указанные системы возможно воздействовать на все органы и системы человека.

перейти наверх

Физиология хромотерапии

Швейцарец Макс Люшер в 1948 году выделил 8 цветов с максимальным воздействием на психофизиологию человека. Своё действие цвет реализует через сетчатку глаз и кожные рецепторы.

При воздействии на сетчатку глазного яблока, цвет запускает каскад химическких реакций, конечной целью которой будут рецепторы зрительных участков коры головного мозга.

За счёт электрических импульсов кора головного мозга активизируется, изменяя активность внутренних органов.

Электромагнитная волна цветового излучения обладает определённой проникающей способностью. Поэтому попадая на поверхность организма, способна передавать органам определённый объём энергии, нормализовать биоэнергетический потенциал клеток.

перейти наверх

Влияние цвета на психоэмоциональное состояние человека

Красный цвет оказывает стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, его возбуждающее воздействие способно зарядить энергией, разогреть, оживить за счёт стимулирующего влияния прежде всего на сердечно-сосудистую систему: учащение пульса, сердцебиения, повышения артериального давления.

Розовый цвет заряжает лёгкостью, счастьем и нежностью. Этот цвет преимущественно оказывает влияние на обоняние.

При депрессивных состояниях, апато-абулическом синдроме, нарушении аппетита поможет оранжевый ассоциирующийся с радостью и благополучием.

Символ оптимизма – жёлтый цвет, приводит к приподнятому, весёлому настроению. Оказывает благотворное воздействие на состояние нервной системы и психический фон.

Зелёному цвету свойственно успокаивающее и освежающее воздействие. Он обладает антистрессовым эффектом, снимает нервное напряжение, купирует признаки переутомления, усталости.

Синие и голубые волны освежают, успокаивают. Синий используется для лечения инсомнии, головных болей.

Расслабления нервной системы, повышению внимания и снижению психического напряжения способствует фиолетовый цвет.

Перемещаясь по спектру, психика человека демонстрирует все доступные человеку эмоции. Манипулируя цветами можно усилить необходимые или пригасить нежелательные психические и эмоциональные проявления.

Источник: http://PsyTheater.com/vliyanie-cveta-na-psixiku-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию