Как измерить величину ценности? — психология

Как определить систему ценностей?

Ценностей у людей много: достаток, безопасность, свобода, власть, статус, здоровье, семья, дети, взаимоотношения, признание, быть правым, быть причастным к коллективу, быть не таким как все, и т.д. и т.п.  Для эффективного воздействия нам необходимо определить систему ценностей конкретного человека.

 Существует много попыток типологии и классификации с целью определения системы ценностей. Любая такая  классификация – это большая условность. Нет смысла рассматривать их с точки зрения – правильная или неправильная. Имеет смысл только, насколько типология работает или не работает для ваших целей.

В статье «Мотивация по ценностям» я привела ту типологию, которая представляется мне наиболее практичной и работающей для бизнеса.

Определить систему ценностей: два уровня мастерства:

Есть 2 уровня мастерства определения системы ценностей сотрудника. Первый уровень – вы смотрите, на кого сотрудник похож, к какому типу ближе всего (в некотором смысле, подгоняете реального человека под условный типаж). Это дает возможность определить систему ценностей с точностью не более 70%.

И при том, диагностируя реальных людей – своих сотрудников или себя самого, вы сможете увидеть, что в некоторых спокойно уживаются 2, а то и 3 типажа. Это начальный уровень, чтобы хоть немного упорядочить все многообразие человеческих ценностей и начать ориентироваться в нем.

Плюсы этого метода в том, что он быстрый и простой, и при этом дает достаточно высокую точность.
Более высокий уровень мастерства – владея методом определения ценностей, вы легко определяете ценностный рисунок каждого конкретного человека и понимаете, как его мотивировать.

И на этом этапе вам уже не нужна типология и классификация. И тогда, если захотите, вы можете создавать свои классификации.

Для того чтобы научиться определять систему ценностей сотрудников нужно учитывать две вещи:

  1. Система ценностей конкретного сотрудника проявляется не в его словах, а в тех выборах, которые он делает постоянно на протяжении своей жизни – больших и малых. Если его спросить, что для него ценно – вы получите смазанный и неточный ответ, подогнанный под социальные ожидания. Так происходит потому, что, во первых, среднестатистический человек, который не изучал это вопрос специально, просто не осознает свою систему ценностей. Это нормально. А кроме того, как правило, человек еще и хочет выглядеть лучше в глазах окружающих, поэтому его ответ будет подогнан под социально желательные стереотипы общества.
  2. Личностные ценности – это один из мощнейших фильтров, через которые человек воспринимает окружающий мир. То, что является для нас ценностью, мы увидим всегда, даже среди большого количества других предметов, людей и пр. А то, что для нас не ценно, становится для вас как бы невидимым. Если мы спросим, например, троих людей, что они видят, глядя в одно и то же окно, то один из них увидит большой поток людей и то, что здесь отличное проходное место, например, для магазина. Второй увидит майбах, который всего-то несколько секунд был в поле зрения, а третий – детей играющих во дворе. И мы уже можем сделать некоторые выводы об их ценностях.

Как же все-таки определить систему ценностей сотрудников?

Наиболее верно и точно определить систему ценностей сотрудника нам поможет наблюдение за тем, куда и на что человек тратит личные ресурсы – время, деньги, силы; на чем его основной фокус внимания. Т.е. по сути, его действия, его выборы. Мы говорили о том, что истинные ценности определяются поступками и выборами человека.

Человек может говорить о том, что для него важен карьерный рост, и при этом не предпринимает никаких попыток продвинуться и вообще старается тратить на работу как можно меньше времени.

И для нас становится понятно, что для этого человека основные ценности лежат вне работы.

Или человек говорит, что для него ценен хороший контакт с клиентом и качественный сервис и при этом старается общаться с клиентами поменьше, а если уж общается, то после общения с ним клиенты вообще уходят к конкурентам.

И то, как и что он говорит, также дают внимательному наблюдателю массу информации для того, чтобы точно определить систему ценностей человека.

На что реагирует и откликается в разговоре, о чем он говорит с наибольшим энтузиазмом.
То, что для него важно и ценно, он будет выделять эмоционально и интонационно.

Для того, чтобы эту информацию уметь считывать, необходимо быть достаточно внимательным и знать, на что смотреть.

А кроме того, еще и задать правильные вопросы, чтобы человек разговорился и дал нам возможность определить его систему ценностей.

И лучше не спрашивать в лоб, что важно и ценно, а задавать более косвенные вопросы. Хорошо работают вопросы, о том как человек воспользовался бы тем или иным ресурсом. (Например: «Как бы вы потратили миллион долларов, если бы вдруг его получили как выигрыш в лотерею?»; или: «У нас есть свободное помещение в офисе.

Как бы вы им распорядились?»).

И, когда он будет отвечать, внимательно наблюдаем, что он выделяет эмоционально и интонационно и периодически, как бы не понимая, переспрашиваем: «А что в этом хорошего?» Здесь основная задача – отличить то, что для человека действительно важно и ценно или то, что он выдает социально одобряемыми шаблонами.

К сожалению, нельзя объять необъятное, и короткая статья не вместит полного описания всей методики проведения интервью с целью определить систему ценостей. Поэтому приглашаю на тренинг «Неметериальная мотивация персонала или как получить от ваших сотрудников максимум без дополнительных затрат«:

В разговоре, даже с незнакомым собеседником, обычно достаточно 10-15 минут, чтобы определить его систему ценностей. Если вы общаетесь с человеком более 15 мин, и еще ничего не поняли про систему его ценностей, это значит одно из четырех.
1. Он вообще не человек (или, по краейней мере не совсем живой человек).
2.

Он прошел хорошую шпионскую школу и умело скрывает свое личное отношение к любой теме, о которой заходит речь. 
3. Вам не интересно определять его систему ценностей, и вы просто болтаете ни о чем, пустив беседу на самотек.
4.

Ваш собеседник управляет беседой, задавая вам вопросы о том, и о сем, и изучает вашу систему ценностей.

Источник: http://training-business.ru/motivatsiya-sotrudnikov/kak-opredelit-sistemu-tsennostey.html

Описательные статистики

Главная / Статистические расчеты / Описательные статистики

Первичные описательные статистики – это наиболее простые характеристики, которыми можно описать психологические данные, которые были получены в ходже тестирования испытуемых.

К наиболее часто используемым в курсовых и дипломных по психологии описательным статистикам можно отнести:

  • среднее значение;
  • стандартное отклонение.

Среднее значение

Простейшая математическая процедура, которую необходимо освоить студенту-психологу при написании диплома – расчет среднего значения.

Среднее значение или среднее арифметическое – это число, получаемое как сумма нескольких показателей, деланная на количество этих показателей. Например, в результате тестирования были получены показатели тревожности в группе из 10-ти человек. Чтобы получить среднее значение тревожности по группе нужно сложить показатели всех испытуемых, а затем получившуюся сумму разделить на 10.

Среднее значение характеризует группу целиком. Зная среднее можно оценить показатели каждого испытуемого относительно остальных. Например, измеряемая в приведённом выше примере тревожность могла быть от 1 до 5 баллов. Пусть средняя по группе тревожность оказалась 3,5 балла. Тогда, показатель испытуемого в 4 балла можно считать относительно высоким, а в 2 балла- относительно низким.

Среднее значение относится к показателям центральной тенденции и отражает степень выраженности показателя в группе. Стандартное отклонение отражает степень изменчивости признака в группе, но о нем речь впереди.

Среднее значение какого-либо показателя характеризует группу в целом и позволяет сравнивать ее с другими группами. Например, проведена диагностика уровня эмпатии в группе мужчин и женщин. Как узнать, влияет ли пол на способность к эмпатии.

Один из способов – найти средний уровень этого показателя в группах мужчин и женщин. Например, в группе женщин средний уровень эмпатии равен 23,5 баллов, а в группе мужчин – 17,7 баллов. Как видно, в среднем у женщин эмпатия выше, чем у мужчин.

Важно отметить, среднее значение – это не просто число, а – статистическое – полученное в результате особой процедуры. Поэтому и сравнивать средние значения как обычные числа нельзя. Для сравнения средних значений используются дополнительные процедуры – расчет статистических критериев. Например, U-критерий Манна-Уитни или t-критерий Стъюдента.

Среднее – это не единственный статистический показатель, который отражает выраженность переменной в группе. Аналогичную функцию выполняют мода и медиана. Однако они редко используются в дипломах по психологии.

Средние значения выраженности психологических показателей в курсовой или дипломной по психологии представляются в виде таблиц и диаграмм. В таблицах среднее обозначается буквой «М».

Стандартное отклонение

Если среднее арифметическое отражает выраженность показателя в группе, то стандартное отклонение (среднеквадратичное отклонение) показывает его разброс данных или изменчивость. Чем больше величина стандартного отклонения, тем больше разброс показателей в группе испытуемых.

Например, группу мальчиков протестировали методикой на выявление уровня эгоцентризма, показатели которого изменяются от 1 до 10.

Расчет среднего показал М=6,5, а стандартное отклонение σ=3 (стандартное отклонение обозначается буквой «сигма»).

Эти данные позволяют нам говорить о том, что подавляющее большинство показателей эгоцентризма мальчиков укладываются в диапазон от 3,5 до 9,5 (среднее плюс/минус стандартное отклонение – М ± σ).

Если при тестировании группы девочек среднее значение М=5, а стандартное отклонение σ=1, то большинство испытуемых этой группы имеют эгоцентризм в диапазоне от 4 до 6 (5 ± 1).

Анализирую такие данные в дипломе по психологии можно указать, что средний уровень эгоцентризма у мальчиков больше, чем у девочек. При этом разброс показателей эгоцентризма у мальчиков также больше, чем у девочек, то есть, в группе мальчиков есть испытуемые с очень низкими и очень высокими показателями относительно среднего. У девочек показатели менее «разбросаны» относительно среднего.

Расчет среднего и стандартного отклонения

Формула расчета среднего очень проста и этот параметр можно рассчитать вручную.

Пример расчёта среднего

В таблице приведены показатели, полученные по тесту диагностики уровня одиночества у 64-х испытуемых.

№ исп.Уровень одиночества
113
214
35
411
517
69
718
86
99
109
1115
1214
137
149
158
1613
1712
1814
1919
2015
2111
2215
236
248
258
268
275
2820
295
309
317
327
3311
3415
357
367
379
388
3911
4017
4110
4218
4315
4414
4515
464
478
4815
4917
5014
514
528
5318
5414
5514
569
571
587
5911
604
6114
6211
636
6417

Найдем средний уровень переживания одиночества в группе.

М=(13 + 14+ 5+ 11+ 17+ 9+ 18+ 6+ 9+ 15+ 14+ 7+ 9+ 8+ 13+ 12+ 14+ 19+ 15+ 11+ 15+ 6+ 8+ 8+ 8+ 5+ 20+ 5+ 9+ 7+ 7+ 11+ 15+ 7+ 7+ 9+ 8+ 11+ 17+ 10+ 18+ 15+ 14+ 15+ 4+8+15+17+14+4+8+18+14+14+9+1+7+11+4+14+11+6+17)  / 64=10,92

Читайте также:  Орган чувств - психология

Как видим, если испытуемых достаточно много, то рассчитывать среднее вручную задача трудоемкая.

Еще более трудоемкий процесс — расчёт стандартного отклонения. Не буду утомлять вас формулами, скажу лишь, что расчёт этого показателя сводится к тому, что суммируются квадраты разности показателей со средним значением. Затем эта сумма делится на число показателей и из полученного числа извлекается квадратный корень. Вручную такие вычисления делать хлопотно, и не нужно.

Чаще всего расчеты среднего и стандартного отклонения можно делать в статистических программах STATISTICA, SPSS и электронных таблицах Exсel.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Источник: http://dip-psi.ru/opisatelnyye-statistiki

Как определить свои ценности

В этой статье мы поговорим о том, как определить свои ценности, а также о том, почему так необходимо знать, что важно именно для вас. В прошлом материале мы проверяли, свою ли мечту вы мечтаете. Если вы еще не сделали проверку, то начните сначала с прочтения  и выполнения заданий из этой статьи.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ

Ценности есть у каждого человека, но не каждый человек осознает, что они у него есть и что они важны. Почему два человека, перед которыми стоит одна и та же задача или проблема, выберут разное решение.

Почему если двум людям предложить одну и ту же работу с привлекательными условиями и окладом, один человек согласится, а другой откажется? При равных исходных данных на принятие решения влияют именно они — наши ценности.

Возможно, что для принявшего предложение важен статус и финансовое благосостояние, и он готов за это расплачиваться переработками или длительной дорогой до офиса. Для другого человека важнее может быть его семья, поэтому он не рассматривает варианты, в которых у него будет мало времени общаться со своими близкими.

Ценности — это то, что наполняет нашу жизнь смыслом, помогает принимать решения и отвечать на внутренние вопросы “зачем?”. Живя в ладу с ними, мы чувствуем гармонию и удовлетворение.

Не зная свои ценности, можно принимать решения, которые конфликтуют с ними и вызывают чувство дискомфорта и недовольства.

Знаете это сверлящее ощущение, что что-то не так? Вот, это и есть наш индикатор, говорящий, что где-то мы свернули не там.

Зная, что важно для нас, можно облегчить процесс принятия решений, изначально не рассматривая варианты, которые не подходят нашим внутренним установкам, а также почувствовать ощущение удовлетворения от происходящего в жизни.

КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕННОСТИ

В разных классификациях существует около 200 видов ценностей. Я напишу про основные. Но помните, что перечисленные ниже — это не полный список, вы вполне можете добавить в него что-то от себя.

Итак, основные ценности:

— Семья, взаимоотношения, дети — это уют, домашнее тепло, гармоничные отношения в семье, забота о родителях и детях и т.п.

— Комфорт, дом, финансовая стабильность — это ценности упорядоченного и комфортного быта, спокойствие.

— Свое дело, хобби — это реализация себя через дело, приносящее радость (не обязательно то, чем вы зарабатываете на жизнь, но это дело приносит вам радость и свой личный смысл).

— Карьера, власть, статус — это социальный статус, положение в обществе, возможность влиять на процессы и пр.

— Образование, повышение квалификации — это ценность развития мастерства.

— Личностный рост, саморазвитие — сюда входит самопознание, внимание к себе, поиск гармонии, поиск своего “я”.

— Красота, здоровье — внешность, физические данные, грация, забота о своем организме, осознанное питание и пр.

— Духовный рост — сюда относятся как религиозные ценности, так и поиск смыслов (например, смысла жизни), желание помогать другим, волонтерство.

— Общение — это социальная ценность, друзья, коллеги.

Хочу обратить ваше внимание на то, что любовь — это не ценность, а чувство. Деньги сами по себе — тоже не ценность, ценность это то, что скрывается за ними. Например, власть, социальный статус, чувство финансовой защищенности.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ ЦЕННОСТИ

Сейчас я дам вам несколько упражнений, которые помогут вам разобраться с тем, что имеет значение для вас.

  1. Проранжируйте список ценностей.

Возьмите список ценностей, приведенный выше, добавьте по необходимости ценности, которых нет в списке, но которые пришли вам на ум. После — проранжируйте получившийся список по шкале от 1 до 10 (где 1 — совсем не важно для меня, 10 — очень важно для меня). Не пытайтесь ставить оценку, исходя из общепринятых норм, ставьте свою честную отметку.

Напишите 15-20 желаний, которые вам хочется исполнить, в формате таблицы со следующими столбцами:

  • название желания;
  • когда появилось;
  • с чем связано;
  • как важно исполнить (от 1 до 10).

Пример таблицы ниже.

Возвращайтесь к прочтению статью после выполнения задания.

После того как список желаний будет готов, а желания — проранжированы, соотнесите каждый пункт списка с ценностями. Можете использовать список выше из статьи и/или добавить свои. Посмотрите, соотносятся ли ваши топ-ценности из списка желаний с теми, которые вы определили для себя приоритетными в упражнении 1. Уверена, что часть из них точно соотносятся.

Теперь посмотрите внимательнее на те ценности, которые попали в ваши два списка, но которые не пересеклись в результате этих двух упражнений. Подумайте, на самом деле ли они важны. Постарайтесь вспомнить ситуации, в которых вы действовали в соответствии с ними. Как вы себя чувствовали, принимая решению в пользу них?

По итогам этих двух упражнений у вас появится ваш личный список ценностей. Он может меняться со временем, это нормально. Но на сегодняшний день то, что вы написали, это то, что необходимо вам для наполнения своей жизни гармонией и смыслом.

Проанализируйте, живете ли вы свою жизнь в ладу с получившимся списком или нет. Игнорируемые ценности создают в жизни ощущение недовольства и дискомфорта, подумайте, как вы можете изменить ситуацию и добавьте в свои будни активности, которые важны для вас.

P.S. Если вам необходима помощь в определении ценностей, запишитесь ко мне на консультацию, и мы вместе определим ваш список.

P.P.S. В следующей статье мы поговорим о мотивации и о том, как определить свою внутреннюю мотивацию, которая поможет вам не бросить начатое. Подпишитесь, чтобы получать рассылку о новых статьях и моих маленьких секретных историях.

  • Tweet

Источник: https://mylifetestdrive.com/my-experience/kak-opredelit-svoi-tsennosti/

Измерение в психологии. Виды измерительных шкал

Измерения в психологии — процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов.

Измерение может быть самостоятельным исследовательским мето­дом, но может выступать и как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для ис­следования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и струк­туры индивидуального опыта.

Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состоя­ния объекта исследования и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения.

1.

Психолог мо­жет измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определен­ному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сход­ства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением ис­пытуемых.

2. Исследователь может использовать измерение как задачу испытуе­мого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжиру­ет, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внеш­него мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект.

3. Процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что «сти­мулы» и «испытуемые» могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуе­мого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации. Подоб­ная процедура применяется при тестировании знаний и задач по Кумбсу, Гуттману или Рашу.

В строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь из­мерение поведения испытуемых, т. е. измерение в первом значении этого понятия.

Основой психологических измерений является математическая теория измере­ний — раздел психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном вза­имодействии с развитием процедур психологического измерения. Сегодня это — крупнейший раздел математической психологии.

С математической точки зрения, измерением называется операция установле­ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част­ный случай — чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения.

Шкала измерения — это множество обозначений, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. Шкалой можно назвать результаты измерения, полученные в исследовании, а также инструмент измерения (т.е. систему вопросов, опросник, тест).

Приписывание чисел объектам создает шкалу. Создание шкалы возможно, поскольку существует изоморфизм формальных систем и систем действий, произ­водимых над реальными объектами.

Числовая система является множеством элементов с реализованными на нем от­ношениями и служит моделью для множества измеряемых объектов.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.).

На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер).

Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С.

Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности.

Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Тип шкалы однозначно определяет совокупность статистических методов, кото­рые могут быть применены для обработки данных измерения.

Существуют следующие основные типы шкал: наименований, порядка, интерва­лов, отношений. Ряд специалистов выделяет также абсолютную шкалу и шкалу раз­ностей. ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ.

nonmetric scaling)вид шкалирования, которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного параметра стимула) не м. б. однозначно определена — напр., при предъявлении вкусовых веществ или одорантов (запахов) разного качества и т. п.

Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом оценка может даваться в терминах «больше — меньше» либо в баллах по шкале, определяемой инструкцией эксперимента.

На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.

Др. разновидностью неметрического шкалирования. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий, объектов), которые в принципе не м. б.

Читайте также:  Психика: взгляд о.и.моткова - психология

метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л. политиков и т. п.). Сюда же м. б.

отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности) вкуса, запаха и т. д.

Номинативная шкала (неметрическая), или шкала наименований (номиналь-ное измерение). В ее основе лежит процедура, обычно не ассоциируемая с из-мерением.

Пользуясь определенным правилом, объекты группируются по различным классам так, чтобы внутри класса они были идентичны по измеряемому свойству. Каждому классу дается наименование и обозначение, обычно числовое.

Затем каждому объекту присваивается соответствующее обозначение.

ПРИМЕРЫ

Примеры номинативных признаков: «пол» (1 — мужской, 0 — женский), «нацио-нальность» (1 — русский, 2 — белорус, 3 — украинец), «предпочтение домашнихживотных» (1 — собаки, 2 — кошки, 3 — крысы, 0 — никакие) и т. д.

В последнем случае если одному испытуемому присвоена 1, а другому 2, то это обозначает толь-ко то, что у них разные предпочтения: у первого — собаки, у второго — кошки.

Из того, что К 2, нельзя делать вывод, что у второго предпочтение выражено больше,

чем у первого, и т. д,

Заметим, что в этом случае мы учитываем только одно свойство чисел — то,что это разные символы. Остальные свойства чисел не учитываются. Привычные операции с числами — упорядочивание, сложение-вычитание, деление —при измерении в номинативной шкале теряют смысл.

При сравнении объектов мы можем делать вывод только о том, принадлежат они к одному или разным классам, тождественны или нет по измеренному свойству.

Несмотря на такие ограничения, номинативные шкалы широко используются в психологии, и к ним применимы специальные процедуры обработки и анализа данных.

Ранговая, или порядковая шкала (неметрическая) (как результат ранжирования). Как следует из названия, измерение в этой шкале предполагает приписывание объектам чисел в зависимости от степени выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

Мы можем ранжировать всех испытуемых по интересующему нас свойству на основе экспертной оценки или по результатам выполнения некоторого задания и приписать каждому испытуемому его ранг. Или предложить испытуемым самим определить выраженность изучаемого свойства, пользуясь предложенной шкалой (5-,7- или 10-балльной).

Существует множество способов получения измерения в порядковой шкале. Но суть остается общей: при сравнении испытуемых друг с другом мы можем сказать, больше или меньше выражено свойство, но не можем сказать,

насколько больше или насколько меньше оно выражено, а уж тем более — во сколько раз больше или меньше. При измерении в ранговой шкале, таким образом, из всех свойств чисел учитывается то, что они разные, и то, что одно число больше, чем другое.

ПРИМЕР

Четверым бегунам присвоены ранги в соответствии с тем, кто раньше достиг «финиша» (ранг 1 — самый быстрый):

Основываясь только на этих данных, мы можем судить о том, кто раньше прибежал, а кто позже. Но мы не можем судить, насколько каждый из них пробежал быстрее или медленнее другого. Глядя на эти ранги, можно было бы предположить,

что бегуны А и В различаются меньше, чем бегуны В и D, так как 2—1 = 1, а 4-2 = 2.

Однако такой вывод — следствие «пленяющей магии чисел»: бегун А мог быть тренированным спортсменом, пробежавшим дистанцию в 2 раза быстрее, чем бегуны В, С и D — «увальни», пришедшие к «финишу» с минимальными различиями во

времени.

Интервальная шкала (метрическая). Это такое измерение, при котором числа отражает не только различия между объектами в уровне выраженности свойства (характеристика порядковой шкалы), но и то, насколько больше или меньше выражено свойство.

Равным разностям между числами в этой шкале соответствуют равные разности в уровне выраженности измеренного свойства. Иначе говоря, измерение в этой шкале предполагает возможность применения единицы измерения (метрики).

Объекту присваивается число единиц измерения, пропорциональное выраженности измеряемого свойства. Важная

особенность интервальной шкалы — произвольность выбора нулевой точки: ноль вовсе не соответствует полному отсутствию измеряемого свойства.

Произвольность выбора нулевой точки отсчета обозначает, что измерение в этой шкале не соответствует абсолютному количеству измеряемого свойства.

Следовательно, применяя эту шкалу, мы можем судить, насколько больше или насколько меньше выражено свойство при сравнении объектов, но не можем судить о том, во сколько раз больше или меньше выражено свойство.

ПРИМЕР

Наиболее типичный пример измерения в интервальной шкале — температура по шкале Цельсия (°С). Важная особенность такого измерения заключается в том, что нулевая точка на шкале не соответствует полному отсутствию измеряемого свой-ства (О °С — это точка замерзания воды, но не отсутствия температуры, тепла).

И если сегодня +5 °С, а вчера было +10°С, то можно сказать, что сегодня на 5 градусов холоднее, но неверно утверждать, что сегодня холоднее в два раза.

Интервальные измерения широко использ в психологии: тестовые шкалы Векслера (по интеллекту), стены, Т-шкалы.

Абсолютная шкала, или шкала отношений (метрическая). Измерение в этой шкале отличается от интервального только тем, что в ней устанавливается нулевая точка, соответствующая полному отсутствию выраженности измеряемого свойства.

ПРИМЕР

В отличие от температуры по Цельсию, температура по Кельвину представляет собой измерение в абсолютной шкале. Более привычные примеры измерения в этой шкале — это измерения роста, веса, времени выполнения задачи и т. д. Общим в этих примерах является применение единиц измерения и то, что нулевой точке со-

ответствует полное отсутствие измеряемого свойства. В силу абсолютности нулевой точки, при сравнении объектов мы можем сказать не только о том, насколько больше или меньше выражено свойство, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов и т. д.) больше или меньше оно выражено.

Измерив время решения задачи парой испытуемых, мы можем сказать не только о том, кто и на сколько секунд (минут) решил задачу быстрее, но и о том, во сколько раз (на сколько процентов) быстрее. Следует отметить, что, несмотря на привычность и обыденность абсолютной шкалы, в -психологии она используется не часто.

Из редких примеров можно привести измерение времени реакции (обычно в миллисекундах) и измерение абсолютных порогов чувствительности (в физических единицах свойств стимула).

В психологии абсолютные шкалы не используются. Данные, полученные с помо­щью абсолютной шкалы, не преобразуются, шкала тождественна сама себе. Любые статистические меры допустимы.

Существует еще несколько требований к социальной шкале, которые соблюдают при ее конструировании: валидность, полноту и чувствительность.

Валидность шкал измерения зависит правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство или качество изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Полнота шкалы измерения – это ее способность выявить отношение респондентов к изучаемому явлению с той или иной степенью дифференциации. Она неотъемлемая характеристика шкалы, построенной на субъективных индикаторах. Число ее позиций, прежде всего для ранговых шкал, определяется самим исследователем, чем больше их, тем шкала чувствительнее.

Источник: https://megalektsii.ru/s108t3.html

Измерение

ИЗМЕРЕНИЕ  — в психологии — выявление количественных характеристик изучаемых явлений психических. Измерения вводятся на рубеже XIX‑XX вв. как следствие общего для всех наук экспериментальных стремления к использованию методов математических.

В широком смысле измерение — особая процедура, посредством коей числа (или хотя бы порядковые величины) приписываются вещам по определенным правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоими свойствами чисел и некоими свойствами вещей. Возможность такого соответствия и обосновывает важность измерений в психологии.

Измерение исходит из предположения, что все, что существует, как‑то образом проявляется или на что‑нибудь действует. Многообразие явлений психических и факторов развития в психологии принято называть переменными, поскольку они отличаются значениями у разных индивидов или в разное время.

Общая задача измерений — в том, чтобы определить так называемую мощность одного показателя в сравнении с другим, измеряя его «вес». С позиций теории измерений следует различать три их аспекта:

1) количество или диапазон переменной: число правильных ответов, диапазон интересов и пр.;

2) частота некоего проявления — чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства;

3) интенсивность, величина или сила проявления, В психологии существуют два основных направления измерений:

1) психофизическое — для него характерны попытки соотнести в эксперименте реальные физические стимулы с ощущениями, вызываемыми ими;

2) психометрическое — связано в основном с созданием и применением тестов психологических, являющих собой модельные ситуации, при помощи коих получают образцы поведения или переживаний; как ко всякому измерительному инструменту, к тесту предъявляются требования точности, надежности и пр.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 1998 г.)

ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ (англ. measurementsinpsychology)— процедуры получения числовых характеристик для величин свойств изучаемых в психологии явлений и объектов, напр.

, моторных и речевых реакций, ощущений, способностей, мотивов,установок и поступков личности, ее статуса в группе. В послесловии к книге амер. психолога Джеймса Кеттела (Cattell J. Mental Test and Measurements, 1890) основатель биометрии Ф.

Гальтон (1822-1911) уверенно предрек: «Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет основываться на эксперименте и измерении». Сам Гальтон со страстной одержимостью внедрял измерения и в др. науки, буквально следуя афоризму Г.

Галилея: «Измеряй все, поддающееся измерению, и сделай таким все, не поддающееся измерению».

Разнообразные виды измерения в теоретическом плане формализуются с помощью понятий числового представления и шкалы. Числовое представление — это функция, гомоморфно отображающая эмпирическую систему с отношениями в числовую систему с отношениями.

Шкала — это множество чисел, отношения между которыми отражают отношения между объектами эмпирической системы. В частности, шкалой можно назвать результаты измерения, полученные определенной системой вопросов, заданных испытуемому, а также сам инструмент измерения (т. е. систему вопросов, опросник, тест).

Шкалы разделяют по типу в соответствии с тем, какие отношения они отражают, и, что эквивалентно, теми допустимыми (математическими) преобразованиями, которые оставляют инвариантными соответствующие отношения. Широко известна простая типология шкал, предложенная амер.

психологом-психофизиком Стэнли Стивенсом (1946): шкала отношений, интервальная, порядковая и номинальная шкалы.

Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и м. б. заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает, кроме отношения эквивалентности, еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала,помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование (изометрическое преобразование).

Читайте также:  Немотивированный страх - психология

Шкалы Цельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкалы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парных сравнений. См.

также Аддитивная шкала.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр., массы в кг, длины в м, температуры в град. Кельвина.

Иногда в качестве синонима «шкалы отношений» используется термин «абсолютная шкала»,поскольку нулевая точка здесь не является произвольной и называется «абсолютным нулем».

Однако термин «абсолютная шкала» имеет и более узкое значение, когда он применяется для обозначения шкалы, допускающей лишь тождественные преобразования и отображающей количество «неделимых» и «однородных» (дискретных) объектов, напр., количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае, адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология родилась не просто благодаря лабораторному эксперименту,а эксперименту, включающему измерения различных величин (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти, умственного возраста и т. д.).

На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями: именно такой подход исповедовал основатель классической психофизики Г. Т. Фехнер).

Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивенс).

В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить реальные правила этой деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У.

Торгерсон (1958), большинство измерений в бихевиоральных науках основаны на соглашениях и интуициях экспериментаторов.

Из признания этого факта не следует необходимость отказа от существующих методов измерения и методов обработки исходных данных, поскольку их ценность определяется не столько предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать наблюдаемые факты, в т. ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.

Дефиниция Стивенса дала мощный толчок для развития в психологии, наряду с процедурами объективного измерения (г. о. внешних реакций) с помощью физических приборов (см. Полиэффекторный метод),процедур субъективного измерения,когда изучаемый человек сам же и выполняет функцию измерительного прибора.

Конечно, исследователь с помощью инструкции и специальных средств должен организовать деятельность «субъективного прибора». Такой подход реализуется, напр.: в методах категориальной оценки,где испытуемому предъявляются одиночные стимулы и ряд оценочных категорий (напр.

, сильный—средний—слабый; абсолютно верно—сомнительно—абсолютно неверно ит. п.

) и требуется подыскать каждому стимулу соответствующую категорию; в методах числовой (или балльной) оценки,где стимулы предъявляются обычно одиночно, каждому из них испытуемый приписывает то или иное число (ранг, балл) в соответствии со степенью выраженности заданного свойства у стимула (числовая шкала м. б.

в разной степени ограниченной); в методах ранжирования,где предъявляется весь набор стимулов и испытуемый производит их упорядочение по степени выраженности некоторого свойства, причем ему поясняют, что сначала выбирается стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством, затем из оставшихся стимулов следует тоже выбрать стимул с максимально (минимально) выраженным заданным свойством и т. д.; в методах с парными сравнениями,где испытуемому последовательно предъявляются пары стимулов (это м. б. слова, суждения, картинки, физические объекты) и требуется в каждой паре выбрать тот стимул, в котором более выражен указанный экспериментатором признак.

В перечисленных методах, как правило, производится одномерное измерение: полученные результаты упорядочиваются на одной-единственной шкале. Однако в связи с развитием математического метода факторного анализа широкое распространение в психологии получили субъективные методы многомерного измерения; к ним относятся, напр.

, метод семантического дифференциала (и его варианты), а также методы многомерного шкалирования,в которых испытуемые дают числовые оценки субъективным расстояниям между стимулами.

Существующие компьютерные программы позволяют без особого труда представить любые данные, полученные такими методами, в виде n-мерного пространства, природа и смысл которого нередко остаются загадочными даже для исследователя. См.

Аттитюда измерение, Байес, Валидность теста, Методы шкалирования, Надежность измерения, Надежность теста, Психодиагностика, Психометрика, Психосемантика, Психофизика, Субъективное семантическое пространство, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.(Б. М.)

Добавление ред.: Первые 2 типа шкал (наименований и порядка) относятся к «слабым» шкалам, поскольку приписывание чисел объектам связано с минимальными ограничениями на шкалируемые свойства. Вместо числовых систем в этих шкалах могут использоваться словесные системы, как, напр.

, при оценке знаний в вузах (порядковая шкала: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).

Эти 2 типа шкал остаются инвариантными только при самых общих математических преобразованиях групповой структуры шкал (группа перестановок и изотоническая группа) и допускают только наиболее простые статистики (моду, медиану, ранговую корреляцию). Два др.

типа шкал (интервалов и отношений) относятся к «сильным». Они остаются инвариантными и при общих линейных преобразованиях (шкала интервалов) и при преобразованиях подобия (шкала отношений).

Соответственно, они допускают применение более сложных статистик (среднее арифметическое, дисперсия, линейная корреляция, среднее геометрическое, коэффициент вариации). Преимуществом «слабых» шкал является их применимость к самым сложным, малоопределенным эмпирическим объектам. С этим связана их широкая распространенность как в естественнонаучной эмпирике, так и в гуманитарных областях знаний.

Преимуществом «сильных» шкал является их большая информативность, они позволяют делать более тонкие и разнообразные модельные предсказания об эмпирических свойствах объектов, чем «слабые» шкалы. Однако значительные ограничения, с которыми связано здесь приписывание чисел объектам, не позволяют распространить их так широко, как это происходит со «слабыми» шкалами. (Ч. А. Измайлов.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь — 3-е изд., 2002 г.)

Источник: http://slovar.world-psychology.ru/izmerenie/

Характеристика уровней и шкал психологического измерения

Любое психологическое исследование подразумевает действия по психологическому измерению.

Психологическое измерение — это метод, который имеет определенные задачи, не совпадающие с другими методами.

Измерение — это приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами. Эти правила устанавливают соответствие между некоторыми свойствами чисел и свойствами объектов.

В психологии измерение служит для изучения, определения индивидуальных особенностей поведения субъекта и отражения, а также для изучения адекватности отражения и индивидуального опыта (психофизика).

Измерение может проводиться в эксперименте как установление состояний объекта исследования и динамики. Когда измеряют особенности поведения через промежутки времени, то время понимается как единственная переменная, воздействующая на объект.

В зависимости от характера сопоставления или соответствия выделяют разные уровни измерения: номинальный, ординальный, интервальный, отношений и абсолютный.

В учебнике по психологии под редакцией Е.Н. Рогова выделены номинальное, ординальное, интервальное измерение и измерение отношений.

Номинальное измерение представляет обозначение числом определенной общности объектов, имеющих общий признак. Часто в этом случае выполняет роль имени.

После именования объектов можно подсчитать их количество в каждом классе и значения коэффициента ассоциации, который характеризует степень сходства классов.

Допускается замена одного числа-наименования другим при соблюдении условия — различные группы объектов должны иметь разные имена.

Ординальное измерение состоит в упорядочении объектов в соответствии с нарастанием или убыванием значения общего для всех объектов признака (ранжирование).

Такое измерение позволяет определить объект, занимающий среднее положение в ряду объектов (медиана), подсчитать число объектов с меньшим или большим значением признаков (процентиль).

При этом измерении допустима замена чисел, описывающих значения измеряемого признака, любыми другими числами, не изменяющими ранговый порядок объектов.

При интервальном измерении различия между объектами оцениваются определенным интервалом (эталоном). В случае значений, полученных при таком измерении, допустимы вычисления средне арифметических значений, стандартных отклонений и коэффициентов корреляций (а также вышеперечисленные операции для значений номинальных и ординальных измерений).

Измерение отношений допускает сравнение отношений двух величин, т. к. подразумевает наличие абсолютного нуля (т. е. полного отсутствия значения какого-либо признака).

Кроме перечисленных уровней Ф.Лорд и М.Новик выделяют уровень абсолютного измерения, предполагающий наличие не только абсолютного нуля, но и фиксированной единицы измерения. Данный уровень измерения не допускает никаких преобразований шкалы.

Процедура приписывания чисел объектам создает шкалу. Это возможно потому, что существует соответствие формальных систем и таких систем действий, которые выполняются с реальными объектами. В данном случае числовая система выступает как модель для всего множество измеряемых объектов.

Поэтому собственно измерение — это шкалирование поведенческих и психических характеристик испытуемого. Понятие измерительной шкалы введено в 1950 г. С.Стивенсоном. Шкала — это инструмент для измерения. Измерение — это установление соответствия объектов и символов (чисел).

Перечисленным уровням измерения соответствуют различные типы шкал измерений. По предложению американского психолога С. С. Стивенса в математической прикладной статистике выделяют четыре типа возможных шкал измерений:

· Номинальную,

· Порядковую,

· Интервальную,

· Измерение по шкале отношений.

Номинальная шкала измерений.

По этой шкале процесс измерения осуществляется группированием предметов в классы, когда объекты, принадлежащие к одному классу, идентичны в отношении некоторого признака или свойства.

Далее классам даются обозначения; вместо обозначений классов могут так же принимать и часто принимают для идентификации числа, что может служить объяснением заголовка «номинальное измерение».

Порядковая шкала измерений. Порядковое измерение возможно тогда, когда измеряющий может обнаружить в предметах различие степеней признака или свойства.

В этом случае используется свойство упорядоченности чисел и числа прописываются предметам таким образом, что если число, присвоенное предмету А , больше числа, присвоенного предмету В, то это значит ,что в А содержится больше данного свойства, чем в В.

Интервальная шкала измерений. Интервальное измерение возможно, когда измеритель способен определить не только количество свойства в предметах ( характеристика порядкового измерения ), но также фиксировать данные различия между предметами.

Для интервального измерения устанавливается единица измерения.

Таким образом, существует единица измерения, при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать им числа так, чтобы раньше разности чисел, присвоенных предметам, отражали равные различия в количествах измеряемого свойства.

Нулевая точка интервальной шкалы произвольная и не указывает на отсутствие свойства. Интервальное измерение — это такое присвоение чисел предметам, когда равные разности чисел соответствуют равным разностям значений измеряемого признака или свойство предметов.

Измерение по шкале отношений. Измерение отношений отличается от интервального только тем, что нулевая точка не произвольна, а указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Измеритель может измерить отсутствие свойства и имеет единицу измерения, позволяющего регистрировать различающиеся значения признака.

Равные различия чисел, присвоенные при измерении, отражают равные различия в количестве свойства, которыми обладают оцениваемые предметы. Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существует абсолютный ноль. Значение «ноль» свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства.

Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/17881.html

Ссылка на основную публикацию