Способы влияния: сравнительная эффективность — психология

Психологическое воздействие

Каждый день мы подвергаемся психологическому воздействию. Иногда это раздражает, а иногда мы даже не подозреваем, что нами управляют. Психологическое воздействие – это мощный инструмент в умелых руках. Чтобы овладеть приемами, нужно досконально изучить особенности личности и возможные способы влияния на сознание людей.

Какие виды воздействия бывают и как защитить себя от чужого влияния, поговорим в этой статье.

Понятие психологического воздействия

Это сложный и многогранный термин. Если выражаться кратко, то психологическое воздействие – это манипуляция с человеческим подсознанием, которая происходит вопреки здравому разуму. Влияние на чувства и эмоции позволяют управлять поведением человека.

На заре цивилизации навыками психологического воздействия обладали шаманы и вожди племени. Они пользовались примитивными методами: языком тела, интонациями голоса, ритуалами и снадобьями, помутняющими сознание.

По мере развития науки и техники способов манипуляции подсознанием стало настолько много, что каждый из нас пользуется ими ежедневно и не подозревает этого.

Цель психологического воздействия

Независимо от объекта (один человек или группа), за процессом стоит определенная цель психологического воздействия:

  1. Использование других людей для удовлетворения личных потребностей.
  2. Завоевание авторитета в группе.
  3. Создание рамок и стандартов общества.
  4. Обретение чувства значимости.
  5. Доказательство своего существования.

В большинстве попыток манипуляции лежат эгоистичные цели. Мы видим человека, эмоционально слабее нас, и стремимся его подчинить. Одному нужно, чтобы его выслушивали, другому, чтобы выполняли за него поручения. Это цели, которых мы добиваемся посредством психологического воздействия.

Одни используют это умение в благих целях, другими двигает эгоизм. Но в первом и во втором случае истинной целью служит доказательство собственной значимости перед обществом и установление факта своего существования. Психология не разделяет мотивы на плохие и хорошие, она изучает методы и способы воздействия, открывая новые факты.

Умелого мастера раскусить сложно, особенно если он действует на вас и на ваше окружение. Убедить несколько человек на практике проще, чем одного. Этому виной стадное чувство и развитие средств массой информации. Мы слепо верим в то, что нам говорят по телевизору.

Методы психологического воздействия

Методы психологического воздействия разнообразны. Политики и диктаторы с совершенстве владеют каждым из них:

  1. Убеждение. Воздействие с помощью аргументов.
  2. Самореклама. Демонстрация своих преимуществ перед другими людьми для завоевания доверия у окружающих.
  3. Внушение. Воздействие без аргументов.
  4. Заражение. Передача своих чувств и эмоций другим людям.
  5. Возбуждение желания подражать. С помощью слов и действий пробудить людей подражать тебе.
  6. Вызывание благосклонности. Убеждение в своих благих намерениях и целях.
  7. Просьба. Высказывание своих желаний и просьба в их удовлетворении.
  8. Принуждение. Давление и запугивание угрозами.
  9. Деструктивная критика. Подавление личности человека, высмеивание и оскорбление личности.
  10. Манипуляция. Косвенное пробуждение к действию или суждениям.

Виды психологического воздействия имеют схожие и различные черты, одни подходят для достижения быстрого результата, другие для влияния личность в течение долгого времени.

Инструменты психологического воздействия

Одно дело, когда человек находится рядом и вы можете убедить его словами, взглядом, движениями, интонацией. Но что делать, если цель – сознание аудитории людей, находящихся в разных городах и даже странах.

Для этого используются инструменты психологического воздействия:

  1. Военные средства.
  2. Торговые и финансовые санкции.
  3. Политические средства.
  4. Изобразительное и музыкальное искусство.
  5. СМИ.
  6. Интернет.

Управление массами при помощи этих инструментов приводит к ошеломляющим результатам. Мы привыкли верить тому, что читаем в интернете и видим по телевизору и нам в голову не придет, что это очередной способ психологического воздействия. Возьмем в пример каноны красоты, которые были 50 лет назад и существующие сейчас. Те и другие диктовала мода с помощью СМИ, чтобы продавать свои продукты.

Убеждение

Этот метод имеет три составляющих: тезис, аргументы и демонстрация. Сначала вы формулируете конкретную позицию – это тезис, затем формируете аргументы, а в конце с помощью демонстрации убеждаете целевую аудиторию.

Метод очень эффективен, если знать секреты убеждения:

  • термины и аргументы должны быть предельно простыми и понятными;
  • используйте только те факты, в правдивости которых вы уверены;
  • учитывайте особенности личности собеседника;
  • ведите беседу, не обсуждая других людей;
  • ваша речь должна быть простой, без сложных эпитетов и крылатых выражений.

Большая часть успеха зависит от аргументов, которые вы предъявляете. Эффектом обладают те доводы, которые подкреплены общеизвестными фактами, относятся конкретно к теме беседы, интересны собеседнику и не потерявшие актуальность.

Внушение

Этот метод не имеет под собой аргументов и фактов. Он действует на личность иначе. С его помощью можно навязать человеку свое мнение и заставить действовать в ваших интересах.

Внушение бывает прямым и косвенным. В первом случае вы прямо высказываете свою точку зрения и ждете повиновения. Этот метод используется родителями, воспитателями, учителями. Во втором случае выбираются приемы, ненавязчиво подталкивающие к действию. Таким методом пользуются создатели рекламы.

На эффективность внушения влияют следующие факторы:

  • возраст человека или целевой аудитории;
  • состояние (усталость, утомленность);
  • ваш авторитет;
  • тип личности человека, на которого оказывается психологическое воздействие.

Внушение можно считать успешным, если вам безоговорочно верят и следуют указаниям, не требуя объяснений.

Заражение

Это третий основной метод воздействия на личность. Он направлен на массу людей, а не на одного индивидуума. Ярким примером психологического воздействия посредством заражения являются религиозные секты и фан-клубы.

О том, что существует метод заражения, люди знали еще в на заре цивилизованного общества, когда вокруг идола или алтаря проводились массовые обряды с ритуальными танцами и вхождениями в транс.

Сегодня этот метод широко изучается. Он больше известен как психология массы или феномен толпы. Редкая личность сможет противостоять общему порыву и пойти против толпы.

Заражение можно определить по следующим признакам:

  • отключение сознания;
  • переход в состояние бессознательности;
  • направленность мыслей и чувств в одну сторону;
  • желание осуществления идей в реальность прямо здесь и сейчас;
  • утрата личности;
  • отключение логики;
  • нежелание быть ответственным за свои действия.

Убеждение, внушение и заражение – «три кита», на которых основано психологическое воздействие. Но и остальные методы пользуются популярностью среди тех, кто желает управлять поведением и разумом людей.

Методы защиты от психологического воздействия

Сегодня каждому из нас доступна информация о методах психологического влияния как ими овладеть, поэтому внушаемым людям часто приходится быть марионеткой в чьих-то руках и выполнять его просьбы и пожелания. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует уметь противостоять манипуляторам и сохранять трезвость ума.

Методы защиты от психологического воздействия:

  • сохранение хладнокровия. В любой ситуации следует анализировать, нужно вам подчиняться словам другого человека или нет, какая будет от этого выгода. В большинстве случаев вы не сможете конкретно ответить на вопрос, зачем вам что-то делать. А это первый признак того, что на вас хотят воздействовать;
  • рациональный подход. Если вам предлагают выполнить конкретные действия, то предложите свой вариант, который будет вам удобнее. Это заведет манипулятора в ступор, и он потеряет власть над вами;
  • вера в собственную правоту. Если вам пытаются навязать чужое мнение, не верьте слепо чужим словам. Лучше проанализируйте предоставленные доводы, сопоставьте со своими;
  • Меняйте манеру поведения. Манипуляторы считывают информацию об особенностях вашей личности с манеры общения и поведения. Вводите таких людей в тупик, примеряя на себя разные роли;
  • недоверие должно стать вашей привычкой. Речь не идет о близких людях, которые желают вам добра. Но если незнакомый человек или коллега по работе внезапно начинает питать к вам интерес и навязывать свое общение, насторожитесь и попробуйте заметить в его словах и поведении признаки манипулятора;
  • проанализируйте прошлые ошибки. Акцентируйте внимание на ситуациях, когда вами управляли. Подумайте, как вы допустили это и что делать, чтобы не повторить печального опыта;
  • требуйте объяснений. Если вас склоняют к каким-либо действиям, задавайте много вопросов. Манипулятор выдаст себя, если попытается вас обмануть, уклониться от ответа;
  • не поступайте так, как от вас ожидают. Часто мы при первой встрече показываем себя лучше, чем есть на самом деле. Окружающие пользуются этой ситуацией, а вам приходится выполнять их просьбы, чтобы не потерять доверие. Но вы вправе меняться и незачем действовать в ущерб себе и угоду остальным;
  • не испытывайте чувство вины. Это мощный стимул заставить вас подчиняться. Примите свои ошибки и не давайте окружающим давить на вас воспоминаниями о прошлом.

Психологическое воздействие способно творить чудеса: помочь близким избавиться от вредных привычек, изменить их к лучшему. Но алчные личности используют его в корыстных целях, поэтому стоит обезопасить себя и семью от негативного влияния.

Источник: https://sunmag.me/sovety/17-02-2014-psikhologicheskoe-vozdejstvie.html

Психология влияния

Хотим мы того или нет, но на нас постоянно оказывается какое-либо влияние. Беседуем с друзьями, смотрим телевизор, трудимся на работе, наблюдаем за ситуацией или даже читаем книгу – оказываемся в зоне влияния других людей. Но и сами также постоянно производим воздействие на других, иногда абсолютно этого не замечая и не желая.

Психология влияния на людей целенаправленно используется в некоторых профессиях. Все успешные торговые и рекламные агенты, продавцы, консультанты и представители управляющего слоя осознанно применяют способы влияния на решения людей.

Даже в практической жизни, общении в семье и друзьями мы постоянно сталкиваемся с использованием методов влияния.

Виды влияния в психологии

  1. Просьба. Обычное обращение, в котором говорится о желании, чтобы собеседник помог в удовлетворении какой-то потребности.
  2. Убеждение. Обращение, содержащее аргументы, которые призваны привести к тому, чтобы человек изменил свое мнение, отношение, желание.

    При оказании влияния психология убеждения опирается, в первую очередь, на потребности человека.

  3. Внушение. По сравнению с убеждением, это более завуалированное воздействие. Собеседник или группа людей могут не осознавать, что их пытаются подвести к принятию определенного решения или действию.

    Влияние производится таким образом, чтобы человек не почувствовал давления, и его психика не воспротивилась новым установкам. Целью внушения является результат, когда человек как бы сам приходит к требуемому решению.

  4. Принуждение. Это более жесткий вид воздействия.

    Говорящий ставит собеседника перед фактом о необходимости выполнения определенных действий. Этот способ возможен тогда, когда у говорящего есть какие-то преимущества перед собеседником: статус, старший возраст, сила и т.д. Принуждение ощущается как прямое давление.

  5. Самопрезентация.

    Рассказ о своих достоинствах, целях, достижениях, которые подтверждают квалификацию и компетентность в определенных профессиональных и бытовых сферах. Это помогает убедить человека в том, что надо прислушиваться к словам говорящего.

  6. Заражение. Обычно этот метод больше применяется непроизвольно.

    Человек, находящийся в восторженном состоянии, как бы заражает им окружающих людей, которым хочется произвести те же действия, чтобы получить подобный счастливый результат.

  7. Создание благосклонного отношения.

    Человек может добиться внимания к себе непрямыми методами влияния: ненавязчивым рассказом о своих достоинствах, похвалой адресату, помощью ему или подражанием.

  8. Побуждение к подражанию. Этот вид влияния применяется педагогами и воспитателями. Необходим он и родителям.

    Его суть заключается в том, чтобы ненавязчиво побудить адресата повторять за ведущим человеком определенные действия.

  9. Манипуляция. Этот вид характерен дляпсихологии власти и влияния. Его суть состоит в том, чтобы неявными методами подтолкнуть адресата к некоторым поступкам и состояниям ради достижения собственных целей.
  10. Мотивация.

    Психология мотивации и влияния помогает добиться обоюдовыгодного результата. Ведущий собеседник должен показать все преимущества и выгоды определенных действий и поступков. Правильная мотивация приводит к тому, что у адресата появляется желание вести себя так, как ему объяснили.

Знание видов психологии влияния помогает человеку научиться распознавать ситуации, когда на него оказывается нежелательное воздействие. С другой стороны, эти знания могут помочь нам убедить человека в том, что нам необходимо, и сделать собеседника своим союзником в каком-либо вопросе.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-vliyaniya

Психология влияния, методы и приемы. Читать о психологии влияния + видеоролики

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались:убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия — это заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно будем называть его оратором) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект.

Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный.

Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только через слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный  характер и усиленный экспрессивный момент.

Очень велика здесь роль интонации голоса (90%  эффективности зависит от интонации, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов).

Внушаемость — степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации,  различна у разных людей. Внушаемость выше у лиц с слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преобладанием первой сигнальной системы более внушаемы.

Выделяют три основные формы внушения: 
1)гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2)внушение в состоянии релаксации — мышечной и психической расслабленности; 
3)внушение при активном состоянии бодрствования человека. Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса.

Так, прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится,  для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на — новую  информацию (возможен перенос и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого, — мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что…») снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информации.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать.

Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия: 
1)убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;  
2)она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры; 
3)необходимо анализировать факты, известные слушателям; 
4)убеждающий и сам должен быть глубоко убежден в том, что доказывает. Малейшая неточность, логическое несоответствие — могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации: 
1)слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 
2)создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если оратор допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут; 
3)сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается  лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.
Может быть применена и другая стратегия, когда  вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомни о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей. 
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис — это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.

Довод — это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация — логическое рассуждение совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.

В ряде случаев возможен эффект бумеранга — когда убеждение приводит  к  результатам, противоположным намерениям убеждающего.

Это происходит: 
1)когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией и с самого начала  оратор это показывает, но не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 
2)в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; 
3)если воздействие осуществляется на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и от параметра первичности-вторичности информации (первая поступившая информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается легче,  доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся ранее отношение к этому человеку.
Повторяемость информации  может вызывать коммулятивность — постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
Важным социально-психологическим  феноменом  является подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.  Условия подражания: 
1)наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 
2)меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; 
3)ясность, выразительность, привлекательность образца; 
4)доступность образца, хотя бы в некоторых качествах; 
5)сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же). Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще и взрослым в определенной степени. Молодежь подражает прежде всего тому,  что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), хотя социально незначимым или даже социально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека.

В качестве средств воздействия используются: 
1)вербальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и смысл слова могут быть разными для разных людей и оказывать разное воздействие (тут влияют уровень самооценки,  широта опыта, интеллектуальные способности, особенности характера и типа личности); 
2)невербальная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень доверия собеседника); 
3)вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо рамках любой деятельности человек занимает определенный статус и тем самым закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии приводит к изменению поведения, а также реальные переживания, связанные с реализацией определенной деятельности могут изменить человека, его состояние и поведение); 4)регуляция степени и уровня удовлетворения  потребности (если человек признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень удовлетворения своей потребности, тогда изменения могут происходить; если не признает, воздействия не будет как такового).

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия — совокупность приемов, реализующих воздействие на 
1)потребности, интересы, склонности — т.е.

источники мотивации  активности,  поведения человека;  
2)на установки, групповые нормы, самооценки людей — т.е.  на те факторы, которые регулируют активность;  
3)на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.

) и которые изменяют его проведение. Посмотрим несколько подробнее, какие методы воздействия применяются.

1)Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения.

Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом, либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам, либо используя желание ребенка приобщиться к взрослой жизни или желание человека к повышению престижа. При этом вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению — если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к  этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно  изменить его желания, мотивы, т.е., произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать — регрессия, т.е.

объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.

) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы «сбить» активность многих слоев общества,  создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

2)Чтобы изменилось поведение человека, требуется  изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается.

Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности — чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности.

Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, неясно, какой из них можно, доверять), неопределенность моральных и социальных норм — все это вызывает напряженность человека. Метод  создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы — это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у человека, 
1)если он периодически включается в соответствующую деятельность; 
2)многократно получает соответствующую информацию; 
3)если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров рабочего движения включают в  актив фирмы, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции — этот прием известен с древности и назывался «кооптация»).

Для того чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста (например, в западных мультиках опасные и плохие инопланетяне изображались с советской символикой, отсюда мог произойти перенос «Все советское — опасное, плохое»).

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется  прием  «совмещения  стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить», поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки (этот прием используется в военных инструкциях, где пишут «Запустить ракету в объект Б» (а не в город Б), поскольку стереотипное слово «объект» снижает эмоциональное отношение человека и  усиливает его готовность выполнить требуемый приказ, требуемую установку). Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого» — если человек усиленно  будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как…», увидев прошлую жизнь в черном свете, происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства  человека  сегодняшним  днем и создаются «розовые иллюзии» на будущее.

В нашей стране этот прием применялся неоднократно.

Для разрядки  отрицательного  эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием  «канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, видя рост возмущения и недовольства людей действиями правителей, провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом,  позволяющим отвести гнев толпы от правителей в нужное  требуемое направление для самого правителя. Поисками «виноватых стрелочников» до сих пор решают аналогичные задачи воздействия на людей.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки, мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие будет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и на уровне группы лиц. В каждой группе существуют свои групповые нормы,  которые определяют, регулируют поведение членов группы и группы в целом.

Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно достичь через включение группы в иную деятельность.

От чего зависит сопротивление? Оно зависит: 
1)от уровня групповой сплоченности; 
2)от фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований; 
3)от степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм. Чем выше все эти  факторы выражены, тем сильнее сопротивление.

Включив группу в циклическую деятельность требуемого направления и характера, создаются объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, причем, когда все внимание сконцентрировано на выполнении деятельности, «затушевывается», «зашумляется» факт выработки новых установок и норм, а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а постепенно стираются. Влиять на групповую сплоченность можно через: 1)осознание группой своей социальной роли или своего отличия от других групп; 2)использование групповых символов, знаков,  девизов поскольку факторы идентификации кого-то с категорией «свой» создают условия роста групповой сплоченности; 3)создание, формирование «мы-чувства», когда человек чувствует себя  внутри группы, происходит идентификация себя с определенной группой, что делает человека особо чувствительным к воздействию.

Этот эффект «мы-чувства» используют политики, играя в «простонародность», принимая манеры поведения в группе, характерные для нее: через слова,  интонации, одежду, культурные нормы.

Что определяет,  вступят люди в контакт друг с  другом  или  нет, продолжат его или прервут?  С точки зрения бихевиористов, это зависит от подкрепления (положительного или отрицательного), которое они могут получить во время контакта.

  Когда поведение контакта реализуется, то предвосхищается ожидание положительного, позитивного, нужного для человека  результата — подкрепления.

Если собеседник может дать и дает ожидаемое, контакт продолжается. Если человек понимает, что не получит ожидаемого, то контакт прекращается. Контакт — это благо, но сопровождается определенными издержками, сколько сил  надо потратить, какой урон можно понести.

Отношения только тогда стабильны, если у человека есть уверенность, что объем положительного от контакта выше, чем те издержки, которые он может понести. То есть человек руководствуется «максимализацией выигрыша».

Причем человеку желательно быть убежденным, что другой человек из пользы, которую он приносит вам, не извлечет выгоды больше, чем ваша».

С точки зрения когнитивного подхода, человек контактирует с другим человеком, осознает этого другого, себя и ситуацию, в которой идет контакт, причем не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает.

Таким образом, контакт людей друг с другом и их влияние друг на друга может происходить в самых разных рассмотренных выше формах, направлениях, с помощью разных средств, приемов и методов.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека.

Эффект психологического воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия использовались. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации.

Источник: http://i-putnik.com/psikhologiya-vliyaniya

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Воздействие и влияние: сравнительный анализ

Орлова Виктория ПМ 2011-1

Рассмотрим для начала понятия воздействие и влияние, чтобы в дальнейшем разобраться в чем же их различие.

Влияние, воздействие — действие или процесс, производящий изменение в ком-то или чем-то. То, что произвело значимое однократное изменение в адресате: человеке или группы людей. Например, это изменение функционального состояния партнера, его намерений или поведения.

Влияние — в большей степени естественно протекающий процесс, воздействие — более искусственный: то, что человек делает адресно и намеренно. Такое точное различение между этими понятиями мало оправдано, поскольку в литературе и разговоре эти два понятия, как правило, используются как синонимы. Когда-то мы будем писать «влияние», когда-то — «воздействие».

Воздействие- это целенаправленное или прямое влияние субъекта на объект. В то время как влияние-это косвенное воздействие на объект.

В свою очередь влияние может быть как осознанным, так и неосознанным.

К примеру :Сотрудники на рабочем месте , что то обсуждают в неформальной форме , не торопясь выполняя свои обязанность, вдруг, входит их начальник и сотрудники тут же прекращают разговор и начинают активно работать. Начальник при этом ничего не говорил и не делала. Он просто косвенно повлиял на них, ничего при этом не делая и сам того не осознавая.

Так как же можно влиять на людей?

Цветом одежды. Черный, например , цвет авторитарный. А вот белый цвет может помочь наладить контакт с человеком.

Черный строгий костюм подсознательно говорит о его хозяине, что это строгий, серьезный человек, имеет значимое положение

Взглядом. Ведь, как говорится, взглядом можно и «убить». Правильно установленный зрительный контакт, поможет в управлении даже огромной аудиторией.

Если во время разговора смотреть собеседнику, то человек будет чувствовать вашу заинтересованность в общении с ним.

По имеющимся наблюдениям, взгляд человека, находящегося в состоянии крайнего эмоционального возбуждения, также может оказаться очень опасным. Факт этот известен издавна, поэтому не случайно приговоренным к смертной казни завязывали глаза.

поведение партнер воздействие влияние

Положением тела относительно собеседника

Бытует такое мнение, что при разговоре с человеком при возможности нужно сесть с ним рядом ( в крайнем случае полубоком). Чем меньше будет угол между вами, тем легче будет протекать общение, комфортнее и непринужденней. На подсознательном уровне вы не противоборствуете а смотрите в одну сторону.

Можно скопировать «высокомерную» позу человека, который занимает высокий пост и в данный момент «снизошел» до общения с вами. Тем самым вы обескуражите своего собеседника и заставите его принять иную позу. Как только оппонент изменит позу, на менее агрессивную и вызывающую, инициатива окажется у вас в руках.

Жестами также о многом можно сказать собеседнику, влияя на его подсознание. Они позволяют управлять невербальным контекстом беседы.

Пример: открытые ладони, говорят от том, что вам нечего скрывать, в то время как руки за спиной скажут собеседнику об обратном или же спрятанные руки в карманах, говорят о том , что человек возможно, что то скрывает от вас. Скрещенные руки, ноги , тоже говорит от том , что человек «закрыт» для вас.

Мимикой. Легкая улыбка или наоборот опущенные уголки губ, нахмуренные брови так же много скажут о Вашем настроении или отношении к предмету обсуждения собеседнику.

Воздействие бывает:

контактное и дистанционное.

Например рекламная компания, контактное(прямое) воздействие происходит во время презентации, а дистанционное- реклама в средствах массовой информации.

открытое и скрытое. Отличается тем, маскируется ли факт воздействия или нет. Примеры открытого воздействия: действия актера или оратора, гипнотизера за исключением «цыганского гипноза» когда факт воздействия явно скрывается.

произвольное и непроизвольное. Произвольное — когда действующая сторона предполагает что будет вызван определенный психологический эффект. Непроизвольная- когда заранее возможные его результаты не планируются.

Императивное и неимперативное. К императивным относятся: приказы, запреты, принуждения, к неимперетарным: просьбы, убеждения, советы и т.п.

Подводя итоги можно сказать, что психологическое воздействие — это разновидность влияния, а именно — процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=606394

Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность

УДК 301.085, 159.918, 159.9(075.8)

Эффективность различных методов психологического воздействия на сексуальность

Н. И. Айзман

В современном мире происходят серьезные социально-экономические изменения, которые оказывают существенное влияние на личность.

Эти процессы приводят к трансформации семейных ценностей, традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменению паттернов семейных отношений, в результате чего увеличивается количество заболеваний, передающихся половым путем, отмечается рост сексуальных нарушений, распущенности, стремление к незарегистрированному сожительству [2—9].

В значительной степени это обусловлено тем, что в настоящее время транслируется новая психосоциальная модель личности, которая несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [18, 19].

Современная российская женщина не воспринимается носительницей феминных качеств, тогда как основой психического благополучия любой женщины является женственность [12]. Отсутствие социальных институтов, призванных сопровождать женщину в процессе развития ее сексуальности, как основы психологического здоровья, затрудняет процесс

формирования гармоничной личности и ее профессиональной и личностной самореализации [11].

В этой связи исследование эффективности различных методов психологического воздействия на сексуальность представляет актуальность для личности, общества и науки.

Организация и методы исследования

В работе представлены результаты использования различных методов психологического воздействия на сексуальность и проанализирована их эффективность. Применялись следующие методы психологического воздействия: индивидуальные (беседа, основанная на принципах рациональ-но-эмотивной и гештальт-терапии) и групповые (психодрама и авторский тренинг).

Всего обследовано 196 студенток 1 и 5 курсов в возрасте 17—18 и 21—22 лет, из них 96 входили в контрольную группу и 100 — в экспериментальную.

В экспериментальной группе: а) 48 студенток участвовали в индивидуальной работе: 24 студентки получали консультации с помощью беседы; 24 студентки — с помощью гештальт-терапии; б) 52 студентки принимали участие в групповой работе: 25 студенток участвовали в группах с применением

Айзман Нина Игоревна

директор Центра практической психологии Новосибирского государственного педагогического университета

авторского тренинга; 27 студенток — в группах психодрамы.

Для оценки различных содержательных характеристик сексуальности в качестве психодиагностических методик использовали: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), адаптированный А.Н. Капустиной; методику «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бем; шкалу реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбер-гера, адаптированную Ю.Л.

Хани-ным; методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методику изучения гендерной идентичности (Шнейдер Л.Б.); тест «Кто Я?» (Кун М., Макпартленд Т., модификация Румянцевой Т.В.); «Висбаденс-кий опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» Н. Пезешкиана и Х.

Дайден-баха; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф — Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой [10, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. Обработка результатов осуществлялась с помощью количественного анализа с применением методов математической статистики «8Ші:з1іка-6.

0» (факторный анализ, корреляционный анализ Пирсона, и-критерий Манна-Уитни, фи-кри-терий Фишера, 1-критерий Стьюден-та, Н-критерий Крускала-Уоллиса).

Результаты исследования

На основе проведенных психодиагностических исследований были выделены содержательные характеристики сексуальности, которые на основе факторного анализа сформировали пять компонентов с общей суммарной дисперсией 78,3% (таблица 1).

Компонент семейных отношений определил наибольший вклад в общую суммарную дисперсию, что может быть связано со значительным влиянием полоролевых семейных моделей на развитие женской сексуальности.

Он включает в себя поведенческие паттерны, являющиеся результатом детско-родительских отношений и проявляющиеся в отношениях во взрослом периоде жизни; особенности репертуара полоролевого поведения, выявленные в результате анализа прямых и косвенных самоописаний в терминах пола.

Когнитивный компонент связан с самовосприятием и личностными установками относительно собственного пола и половой идентичности.

Содержательными элементами данного компонента являются: особенности гендерной идентичности; психологический пол; уровень развития рефлексии; система убеждений о доброжелательности и подконтрольности окружающего мира. Телесный компонент определяется отношением к физическим контактам и пережива-

емым ощущениям, а также самоопи-санием физического Я испытуемого.

Эмоциональный компонент представлен такими взаимосвязанными эмоциональными состояниями, определяющими самочувствие личности (в том числе и в сексуальной сфере), как тревожность, способность к любви и принятию партнера по общению.

Экзистенциальный компонент представлен в модели женской сексуальности в связи с важностью определения смысла жизни, собственного места в окружающем мире, самоопределением в системе «Я — социум» в юношеском возрасте.

Поиск социальной и личностной идентичности влияет на все сферы жизни и развития лиц периода юности и ранней взрослости. Факторный анализ обнаружил это влияние и на процесс развития женской сексуальности у студенток.

Экзистенциальный компонент включает в себя следующие составляющие: поиск смысла жизни; умение соблюдать личные границы и границы партнера по общению (свобода отношений); наличие мотивирующего, оптимистического отношения родителей к вопросам смысла жизни; уровень субъективного ощущения одиночества.

Для диагностики уровней сформи-рованности сексуальности были выделены критерии с использованием тре-

Таблица 1. Матрица факторных нагрузок, определяющая содержательные характеристики структурной модели сексуальности у студенток вуза

Название фактора Методика для определения содержания фактора

F1. Семейных отношений 21,704% Шкалы Висбаденского опросника: «Контакты в проблемных ситуациях» (0,830), «Ты» (0,852), «Я — отец» (0,628), «Я — мать» (0,729), «Мы» (0,840) Показатели косвенного (0,538) и прямого (0,486) обозначения пола из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда.

F2. Когнитивный 17,833% Методика изучения гендерной идентичности: самоописания в терминах мужского (0,890), самоописания в терминах женского (0,893). Шкала базовых убеждений: «доброжелательность окружающего мира» (0,7), Анкета С. Бем: феминность (0,635). Шкала базовых убеждений: «убеждение о контроле» (0,740). Уровень рефлексии из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда (0,522).

F3. Телесный 15,528% Шкалы Висбаденского опросника: «тело — ощущения» (0,709). Самоописания физического Я из опросника «Кто Я?» Куна и Макпартленда (0,672). Шкалы Висбаденского опросника: «сексуальность-нежность» (0,710).

F4. Эмоциональный 12,395% Опросник Спилбергера-Ханина: уровень личностной (0,785) и реактивной (0,616) тревожности. Шкала Висбаденского опросника: «любовь» (0,548).

F5. Экзистенциальный 10,872% Шкалы Висбаденского опросника: «контакты — свобода» (0,769), «Пра-Мы» (0,750); «вера» (0,765). Уровень одиночества по тесту Д.Рассела и М. Фергюсона (0,485).

хуровневой шкалы, включающей низкий, средний и высокий уровни сексуальности. Они были основаны на результатах психодиагностических методик, каждая из которых имела три уровня оценки полученных данных [1].

Выделенные уровни сформирован-ности сексуальности и критерии их диагностики были использованы для анализа эффективности различных методов психологического воздействия на сексуальность.

На констатирующем этапе эксперимента не было выявлено статистически значимых отличий между контрольной и экспериментальной группами. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, выявлены различия в распределении признаков, включенных в компоненты структуры женской сексуальности (таблица 2).

Изменения когнитивного компонента были связаны с перестройкой системы установок и самовосприятия как представителя гендера. В экспериментальной группе достоверно выше оказались убеждения о контролируемости окружающего мира и событий собственной жизни.

У респондентов этой группы чаще диагностировался мораторий идентичности, что, на наш взгляд, связано с большей осознанностью женского Я, усилением фемин-ности и ее роли в структуре сексуальности.

Это приводит к столкновению с устоявшейся системой маскулинной или андрогинной ориентации и формирует внутриличностный конфликт, который и является диагностическим признаком моратория гендерной идентичности.

В экспериментальной группе были выявлены значимые различия также в отношении телесного компонента: восприятие своего тела характеризовалось гармонизацией сферы сексуаль-

ности в целом, принятием физического Я, более позитивным отношением к физическим контактам.

Изменения компонента «Семейные отношения» в результате использования методов психологического воздействия были связаны с ростом эмоционально-положительных форм прямого обозначения половой принадлежности респондента, что свидетельствовало о возрастании значимости сферы психосексуальности в об-

щей структуре самосознания. В меньшей степени изменениям подвержены устойчивые паттерны поведения, усвоенные в системе семейных отношений.

Эмоциональный компонент сексуальности в экспериментальной группе характеризовался снижением личностной тревожности. Снижение субъективного уровня одиночества отличало изменения в экзистенциальном компоненте.

Можно отметить, что использование различных методов психологического воздействия позволяет влиять на сексуальность, выводя на более высокий уровень развития ее отдельные компоненты.

Влияние различных методов психологического воздействия на содержательные характеристики женской сексуальности представлено на рисунке 1.

Видно, что беседа повлияла на способность обращаться к другим людям за помощью в проблемных ситуациях (компонент «Семейные отношения»), способствовала установлению отношений с партнером, не нарушающих личных границ друг друга, что относится к экзистенциальному компоненту, а также сформировала более высокий уровень рефлексии, которая является частью когнитивного компонента сексуальности.

Полученные результаты не позволяют рассматривать беседу как про-

дуктивный метод развития всех компонентов сексуальности.

Метод гештальт-терапии, направленный на повышение осознаваемос-ти личностных проблем, проработку интериоризованных установок и психотравмирующих ситуаций, позволил сформировать более позитивное отношение респондентов к родителям.

Работа способствовала осознаванию установок относительно контролируемости окружающего мира и событий собственной жизни, внимательному отношению к собственной телесности, положительному восприятию собственного пола. Появилась возможность проработать эмоциональную сферу в отношении чувства любви, снизить субъективное ощущение одиночества.

Таким образом, метод гештальт-терапии благотворно повлиял на развитие всех компонентов сексуальности.

Сравнение эффективности беседы и гештальт-терапии показывает, что гештальт-терапия более эффективна при коррекции паттернов поведения, сформировавшихся в системе семейных отношений, при работе с эмоциональной сферой: таким чувством, как любовь, для снижения субъективного ощущения одиночества.

Исследование изменений в компонентах сексуальности под воздействием групповых методов, показало, что участие в группах психодрамы способствовало снижению личностной тревожности респондентов и субъективного ощущения одиночества.

Кроме того, у участников группы возросла способность к установлению отношений с партнером без нарушения личных границ субъектов общения.

Методы: психодрамы позволили сформировать положительное отношение к себе как к представителю женского пола, в связи с чем диагностировалось повышение показателей по такому статусу идентичности, как мораторий.

Этот показатель может быть связан с возрастанием конфликтности гендерной идентичности в результате столкновения прежних несформиро-ванных или негативных представлений о гендерных ролях женщины с новым самоопределением, имеющим положительный эмоциональный знак. Таким образом, метод психодрамы привел к коррекции некоторых характеристик в компоненте «Семейные отношения», эмоциональном, когни-

В настоящее время транслируется новая психосоциальная модель личности, которая несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и в социуме мужские модели поведения.

Таблица 2. Уровень становления структурных компонентов сексуальности в эксп. и контр. группах и различия в их распределении

Компонент в модели Методика, шкалы измерения Среднее значение в контр. группе Уровень развития компонента Среднее значение в эксп. группе Уровень развития компонента Значение критерия хи-квадрат

Семейных отношений Висбаденский опросник: «Контакты в проблемных ситуациях» 8,2 Средний 10,1 Средний 3, 246

Висбаденский опросник: «Я — мать» 9,2 Средний 9,7 Средний 3,246

Висбаденский опросник: «Я — отец» 8,9 Средний 8,8 Средний 1,511

Висбаденский опросник: «Ты» 8,7 Средний 8,9 Средний 1,290

Висбаденский опросник: «Мы» 9,3 Средний 9,2 Средний 1,348

Прямое обозначение пола Нейтральные Средний Положит. самоописания Высокий 12,851**

Косвенное обозначение пола Широкое полорол. повед. Высокий Широкое полорол. повед. Высокий 2,141

Когни- тивный Шкала базовых убеждений: «доброжелательность окружающего мира» 6 стенов Средний 7 стенов Средний 9,522

Шкала базовых убеждений: «удача» 8 стенов Высокий 9 стенов Высокий 7,411

Шкала базовых убеждений: «убеждение о контроле» 7 стенов Средний 10 стенов Высокий 17,293*

Статус гендерной идентичности Диффуз-ная ид-ть Низкий Мораторий ид-ти Средний 12,330**

Полоролевое поведение (С. Бем) Андрогиния Средний Андрогиния феминность Высокий 11,264**

Телесный Висбаденский опросник: «сексуальность» 9,1 Средний 10,4 Высокий 20,389*

Висбаденский опросник: «тело — ощущения» 6,5 Средний 3,5 Высокий 29,714**

Самоописания физического Я Отсутствуют Низкий До 3-х положит. самоописаний Средний 7,417*

Эмоцио- нальный Опросник Спилбергера —Ханина: реактивная тревожность 2,6 Высокий 19,5 Высокий 3,651

Опросник Спилбергера —Ханина: личностная тревожность 42 Средний 34 Средний 6,289*

Висбаденский опросник: «любовь» 10,3 Высокий 10,9 Высокий 1,943

Экзистен- циальный Висбаденский опросник: «контакты — свобода» 8,9 Средний 9,8 Средний 4,710

Висбаденский опросник: «вера» 7,4 Средний 7,9 Средний 2,016

Висбаденский опросник: «Пра-Мы» 6,2 Средний 5,7 Средний 3,702

Уровень одиночества по тесту Д.Рассела и М. Фергюсона 26,8 Средний 18,4 Высокий 10,015**

.

Рисунок 1. Таким предстает наблюдателю структура оптического потока при взгляде вперед (по Дж. Гибсону).

Индивидуальные

беседа

гештальт

>

>

}

беседа

>

гештальт

>

гештальт

>

беседа

>

гештальт

>

Групповые формы

Компонент семейных отношений «Контакты в проблемных ситуациях»

{«Я и мать»

«Я и отец»

«Ты»

«Мы»

гештальт > показатели прямого обозначения пола показатели косвенного обозначениюпа

Когнитивный компонент «доброжелательность окружающего мира» гештальт >«убеждение о контроле»

преждевременная идентичнсоть диффузная идентичность мораторий достигнутая позитивная идентичность псевдопозитивная идентичность андрогиния феминность маскулинность уровень рефлексии

Телесный компонент

{«сексуальность»

«тело — ощущения» Самоописания физического Я

Эмоциональный компонент уровень реактивной тревожности уровень личностной тревожности «любовь»

Экзистенциальный компонент «контакты — свобода»

«вера»

«пра-Мы» уровень одиночества

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-razlichnyh-metodov-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-seksualnost

Ссылка на основную публикацию