Инструкции в работе тренера — психология

Личность и роль тренера в спорте

Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера.

Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность — вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт.

Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе.

Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.

Выбор тренера — один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива.

При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера.

Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Особенно важно, чтобы тренер наряду со своими специальными знаниями и способностями был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности, обладал бы не только теоретическими знаниями в этой важной для его профессии области, но и умел вникать в психологию руководимых им спортсменов, всего спортивного коллектива. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.

Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства.

Необходимым условием эффективности спортивной деятельности, высокой сплочённости команды является демократический тип управления и организации со стороны тренера.

Авторитарное управление командой, когда вопросы выбора стратегии и тактики командных действий, организационные и методические опросы решаются без учета мнения команды, не только не обеспечивает сплоченности спортивного коллектива, но и приводит к худшей спортивной результативности.

Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных, состояний и переживании астенического характера. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды,участников состязаний и др.

Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.

Авторитарность – демократичность тренера

Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность тренеров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство тренеров авторитарны в своей деятельности.

  1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.
  2. Высокая потребность управлять действиями других была причиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовлетворения этой потребности.
  3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно жесткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
  4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.

Можно отметить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

  1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
  2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).
  3. Авторитарное поведение тренера может действительно соответствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

  1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.
  2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.
  3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.
  4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные решения.
  5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.
  6. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.

Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя.

Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода – «делай, как тебе говорят».

Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложена на них.

Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать вопросы, связанные с заданием, – когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем.

Если воспитанники успешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки выполненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по группам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений.

Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для развития силы и выносливости.

И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», – метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерства. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «открыли» для себя тактику быстрого прорыва.

Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет понимать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.

Личность идеального тренера

В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами.

Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др.

Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию.

Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения.

Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.

Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.

В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных».

Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось.

Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.

Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой.

Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой.

Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.

Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров.

Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания.

По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Источник: http://www.superaikido96.ru/publ/psikhologija/psikhologija_sporta/lichnost_i_rol_trenera_v_sporte/23-1-0-81

Тренер (бизнес-тренер, продукт-тренер)

Источник: «Планета HR»

Тренер — это профессия, которая появилась на российском рынке сравнительно недавно, около 20 лет назад. В начале 90-х годов в России впервые появилось понятие «тренинг», привезенное западными компаниями, поэтому первые тренеры появились именно в иностранных компаниях.

Общее описание профессии

Сегодня уже трудно представить себе организацию, которая не занимается обучением своих сотрудников.

За образовательный процесс могут отвечать как опытные сотрудники, транслирующие новичкам собственный опыт и знания, так и непосредственные руководители, вводящие в курс дела своих подчиненных, но чаще всего в крупных компаниях этим занимаются профессиональные тренеры.

Основными обязанностями тренера является разработка, организация и проведение тренинга, а также предтренинговая диагностика и посттренинговая работа. На данный момент в профессии «тренер» можно выделить несколько направлений деятельности.

Тренер — это специалист, который владеет навыками проведения бизнес-тренинга. Бизнес-тренинг — это учебный процесс по передаче знаний и формированию навыков, необходимых для эффективной работы сотрудников компании. Это такие навыки, например, как навык продаж, презентации, управления персоналом и т.

п. Спектр навыков, необходимых сотрудникам формируется в зависимости от задач компании, уровня специалистов и программ развития персонала, существующих в каждой конкретной организации.

Читайте также:  Игра «ерунда-катастрофа» - психология

В зависимости  от масштаба и рода деятельности компании, в задачи бизнес-тренера могут входить разработка и проведение тренингов, выяснение потребностей в обучении и посттренинговое сопровождение работников, а также оценка сотрудников.

Тренер может работать внутри компании или работать на различных проектах, если это внешний тренер от тренинговой или консалтинговой компании.

Задачи проведения бизнес-тренингов могут входит в обязанности сотрудника HR-департамента или отдела обучения (и/или развития) персонала. В таком случае эта должность, как правило, называется менеджер (специалист) по обучению персонала. В крупных компаниях специалисты, ответственные за проведение тренингов, могут быть выделены в целый отдел.

Существует еще одна разновидность данной профессии — тренер по продукту, который проводит обучение сотрудников компании и компаний-клиентов по продукту и/или услугам компании.

Обучение в данном случае лучше всего назвать семинаром или презентацией, поскольку в данном случае важна передача знаний и технологий.

В компаниях, занимающихся продажами оборудования и технологиями, такая должность, как правило, называется технический тренер.

Образование 

Базовое образование для бизнес-тренера — на данный момент это открытый вопрос. Чаще всего работодатели требуют базовое психологическое, педагогическое или гуманитарное образование.

Но такое образование далеко не всегда дает навыки проведения бизнес-тренинга, поэтому некоторые компании на должность тренера не рассматривают специалистов с базовым психологическим образованием, чтобы не смешивать опыт проведения бизнес-тренинга и психологического тренинга. 

На данный момент существует достаточно много школ для тренеров. Важно найти тренера, с которым вам будет комфортно сотрудничать, и оптимальный по продолжительности и стоимости курс.

Например, школа бизнес-тренеров Жанны Завьяловой дает отличные навыки и необходимые знания для работы бизнес-тренером. Также хорошие знания можно получить в Открытом тренерском университете Марка Кукушкина.

Юлия Окунькова, партнер компании SMG-Solution Management Group, рассказывает: «Курсов по теме «Тренинг тренеров» очень много, какие лучшие из них не скажу, так как сертификации этой профессии на данный момент еще не существует и обучение строится только на основе авторских методик. Но при выборе курсов необходимо обратить внимание на:

    То как выглядят, как общаются преподаватели (они должны производить впечатление успешных профессионалов своего дела и должно возникнуть желание у них поучиться); Логику преподавания — а есть ли она вообще? (у вас должна сложиться ясная картина чему и как  вас будут обучать); Темы обучения и основные блоки программы (что будет являться результатом для участников); Продолжительность обучения (за несколько дней вас  точно не смогут научить профессии бизнес-тренера); Раздаточные материалы (есть ли они вообще и как они оформлены); Сертификат (выдается ли он после окончания обучения и что в нем написано)».

Оксана Зазиянц, партнер компании SMG-Solution Management Group, говорит: «Для данной профессии в России, к сожалению, пока нет официальной сертификационной комиссии. Некоторые западные тренинговые компании проводят сертификацию тренеров, но это всё-таки уровень внутренней сертификации».

Смежные карьеры

По мнению Юлии Окуньковой, профессия тренера совмещает в себе несколько близких направлений деятельности.

Тренеру должно быть присуще образное мышление и артистизм (элементы актерской профессии), умение точно и ясно передавать знания другим людям (навык преподавательской деятельности), необходимы также знания прикладной психологии (психология), ориентация на результат, структурированность, понимание бизнес-процессов (менеджмент).

Смежными профессиями можно назвать такие профессии как преподаватель, психолог, коуч. Конечно, до известной степени некоторые навыки этих профессий схожи. Довольно часто сегодня можно наблюдать как руководители среднего звена, которым приходилось заниматься обучением своих сотрудников, переходят в профессию тренера, но можно ли считать их смежниками?

В данную профессию можно войти разными путями. В консалтинговую компанию можно прийти без опыта работы, но с хорошим образованием, начав со стартовой позиции ассистента или менеджера по продажам, осваивая постепенно все премудрости профессии.

 Оксана Зазиянц объясняет: «Для многих компаний важен опыт практической работы. Если у вас уже есть опыт продаж и/или управления персоналом (и плюс к этому вы получили еще образование бизнес-тренера), то следующим этапом развития карьеры вполне может стать работа бизнес-тренером.

Такой подход, как правило, используют консалтинговые и тренинговые компании».

Есть еще один путь. Начав путь тренером по продукту освоить навыки проведения бизнес-тренинга. Тренер по продукту, технический тренер — это еще одно направление деятельности тренера.

Функциональные обязанности

Основными обязанностями тренера является

    Анализ потребностей в обучении; Разработка и проведение тренингов; Подготовка методических материалов; Разработка планов, графиков проведения тренингов и обеспечение их выполнения; Ведение базы данных по обучению; Подготовка отчетов по итогам тренингов; Посттренинговое сопровождение.

Это основные требования для большинства организаций, но могут быть еще дополнительные функции, такие как обучение кадрового резерва, консультирование руководителей отделов. Сейчас все чаще работодатели хотят видеть, чтобы тренеры применяли коучинг-технологии в своей повседневной практике.

Навыки/личные качества

Тренер должен

    уметь анализировать существующие проблемы и задачи организации для того, чтобы подобрать подходящее обучение; иметь навыки создания тренинговых программ и разработки методического материала; иметь отличные презентационные навыки (уметь грамотно и понятно выражать свои мысли); уметь управлять группой, слушать окружающих и давать аудитории обратную связь и т. п.

Тренер всегда работает с людьми, а значит, он должен уметь видеть зарождающийся конфликт и управлять им. Для тренера также очень важно уметь обучать разные категории сотрудников (и специалистов и топ-менеджеров).

Юлия Окунькова считает, что гибкость, умение ладить с людьми, неконфликтность, ответственность, целенаправленность, открытость, позитивность, юмор, умение увлечь, умение учиться новому и применять это в своей работе, стрессоустойчивость, коммуникабельность, системное мышление, структурированность, стремление к постоянному профессиональному развитию — все эти качества очень пригодятся тренеру в его работе. «По поводу лидерства, продолжает Юлия, — не скажу точно, так как я видела успешных тренеров, которые в обычной жизни не были лидерами. Но одно точно должно быть в той или иной степени у каждого — энергетика, обаяние, харизматичность».

Плюсы и минусы 

Юлия Окунькова рассказывает: «Существуют примеры перехода с тренерской позиции в управленческий состав организации, например руководителем подразделения в составе HR-службы или в подразделение занимающееся продажами». Еще одним плюсом профессии являются обширные связи, приобретаемые в процессе работы, особенно если тренер работает в крупной организации с региональными представительствами.

Из минусов можно назвать:

    эмоциональная усталость; командировки (хотя для некоторых это может быть и плюсом); необходимо всегда поддерживать себя в хорошей физической и энергетической форме, ведь тренер постоянно ведет многочасовые занятия, работая с совершенно разными людьми.

Оксана Зазиянц говорит: «Иногда работодатель ждет от тренера решение таких задач, которые просто не могут быть решены с помощью даже очень хорошего тренинга (например, выявить организационные и/или управленческие ошибки в работе топ-менеджемнта). Или есть еще другая крайность —  действительная потребность в обучении сотрудников стоит на самом последнем месте, а наличие в компании тренера — это просто дань моде».

Оплата труда

На данный момент заработная плата тренеров находится в рамках от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Оклад зависит от того, какие тренинги нужно проводить, в каком количестве, какое количество командировок и т. п..

Перспективы

Оксана Зазиянц рассказывает: «Если описывать карьеру тренера поэтапно, то это тренер — > тренинг-менеджер, — > ведущий тренинг-менеджер — > руководитель отдела обучения и развития (в маленьких компаниях — руководитель HR-департамента).

Если говорить о человеке, который занимается тренингом по продукту, то движением по карьерной лестнице можно назвать переход в отдел маркетинга на должность бренд-менеджера или продукт-менеджера.

Технические тренеры, как правило, остаются работать в отделах сервиса».

Альтернативным путем развития карьеры можно назвать тренера, который начинает работать в формате «фриланс», либо в консалтинговой компании, а чуть позже открывает собственный центр проведения тренингов.

Источник: http://hr-portal.ru/article/trener-biznes-trener-produkt-trener

Профессионально важные качества тренера

Еще несколько лет назад профессии тренер, коуч в академической школе не существовало, получить диплом бизнес тренера вообще было нереально, но благодаря интенсивному развитию активных методов обучения ситуация изменилась в корне. Для каждой профессии, и тренер не исключение, есть профессионально важные качества. Одни, возможно, дарованы вам природой, а другие необходимо вырабатывать.  

Высокая судьба человека – родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен. (Р. Эмерсон).

 <\p>

Профессионально важные качества – понятие, которое возникло вначале ХХ века благодаря исследованию психологии труда.<\p>

Исследователи пришли к выводу, что для профессиональной деятельности важны качества, часть из которых плохо тренируемы, а часть можно успешно развивать.

Таким образом, для осуществления успешной деятельности в любой профессии, важно обладать системой профессионально важных качеств, по ним составляются психограммы и профессиограммы профессии.

Как стать тренером? Хорошим тренером? Быть профессионалом без определенных качеств, практически невозможно. Вот, например, рассмотрим профессию «психолог, ведущий психологических тренингов», сложно себе представить в этой профессии человека неинтелектуального и необщительного.

 О чем он будет говорить, как он будет вести группу? Думаю, комментарии излишни. Такой «специалист» рано или поздно должен или измениться, или поменять профессию.

  А вот профессионал своего дела быстро найдет себе высокоплачиваемую работу в сфере тренингов, предложений на рынке огромное количество.

Кстати, посмотреть свежие вакансии на рынке тренингов вы всегда можете в разделе вакансий портала Тренерская.ру.
И, зарегистрировавшись на нашем портале, вы всегда можете разместить свое резюме, которое увидит множество работодателей и заказчиков.

Но вернемся к теме нашей статьи и рассмотрим основные профессионально важные качества тренера:

Ответственность – позиция автора. Надо уметь самому отвечать за происходящее в жизни, а также научить этому участников тренинга;
Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире. Фрэнк Крэйн
 

Интеллектуальность – для работы тренером необходимо много знать, постоянно развиваться, требуется немало знаний, чтобы сделать тренинг интересным, познавательным, на тренинги ходят интеллектуальные люди.  
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего.

Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.Уильям Норман Беркетт  <\p>

Знания в области психологии – работать с людьми надо, зная психологические особенности человека, группы,  техники тренинга, упражнения для тренинга, методы и приемы обучения.


Можно говорить глупости, но не торжественным тоном. Юлиан Тувим

Креативность – без креативного подхода тренер будет создавать заурядные тренинги, а это ни кому не интересно.
Креативные личности и инноваторы верят. Они верят в себя и в свои решения, и предают забвению тех, кто не разделяет их точки зрения.

Они демонстрируют такую уверенность в своих идеях, что страх перед поражением, преследующий других людей, отступает. Джин Ландрам. <\p>

Эмпатия – тренеру необходимо чувствовать участников тренинга.


Эмпатия 
— понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание. Никифорова А.С. Полный толковый словарь. <\p>

Хорошие ораторские качества – Отсутствие страха публичных выступлений.

Для тренера важно держать внимание аудитории, быть убедительным.  
Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Поль Клодель.
 

Самоконтроль – необходим для реальной оценки ситуации. При возникновении нештатных случаев.

            Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями <\p>

Быстрота реакции – проявляется в умении разработать и оперативно применить различные вариации методы ведения тренинга, в зависимости от развития процесса, от состава группы.


Всегда есть 
выбор: ты можешь реагировать на то, что сказано, на то, что хотели сказать или на то, что ты хотел услышать. Алексей Анненсков.   <\p>

Доброжелательность – это необходимое условие для построения профессиональных отношений с людьми.

Проявляя доброжелательность,тренер создает доверительные отношения с группой, дает возможность раскрыться участникам тренинговой группы и, как следствие, получить максимальный эффект от работы на тренинге.              
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж.Гюйо.
<\p>

Но какими бы профессионально важными качествами ни обладал, тренер, без образования и  без получения сертификата тренера, о его профессионализме говорить нельзя.    

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/professionalno-vazhnye-kachestva-trenera

Применение тренером психологических техник

Постановка и обоснование проблемы. Человеческие возможности имеют предел, но спорт каждый раз опровергает эту истину. Новые мировые рекорды устанавливаются вновь и вновь. Улучшение результатов достигается за счет совершенствования разных видов подготовки – включая психологическую.

То, что психологическая подготовка нужна, так или иначе, ощущает каждый спортивный тренер. Но подход к каждому спортсмену он нащупывает интуитивно. Таким образом, в большинстве случаев многие практические вопросы (относящиеся к сфере психологии) тренер решает сам.

Проведенное исследование позволяет понять, какими психологическими навыками и умениями осознанно или интуитивно владеет тренер. Проработка темы позволит в будущем понять, что еще может развить в своем мастерстве (в психологическом аспекте) спортивный тренер.

Читайте также:  Центр веса тела - психология

И это весьма актуально, поскольку психологическое мастерство спортивных наставников содержит дополнительный ресурс для достижения новых рекордных результатов.

Методика. Целью исследования было выявление психологических навыков и умений в работе тренера и анализ специфики их применения.

Причем акцент был сделан на работе тренеров командных видов спорта, где область ответственности тренера охватывает как работу с отдельными спортсменами, так и с командой в целом.

Обнаруженные техники соотносились с этапом работы тренера и с используемым им стилем руководства.

Для этого было проведено структурированное интервью, включавшее несколько блоков вопросов, касающихся как формальных данных испытуемых; так и посвященных личности и деятельности тренера – его профессионально важным качествам, его функциям, восприятию его собственного стиля руководства; а также посвященных взаимоотношениям тренера и спортсменов; и. наконец, посвященных психологическим техникам, используемым тренером для работы с командой. Также применялась методика Е.П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства» [2003], позволяющая выявить три классических стиля руководства: демократический, авторитарный и либеральный.

Результаты и обсуждение.

Ответы  тренеров отличались степенью обобщения (кто-то из них приводил конкретный случай или пример, кто-то говорил в общем), степенью осознанности (некоторые способы и приемы работы выделяли точно, а с другими приходилось работать наводящими вопросами, поскольку им было трудно выделить их). Такое различие затрудняло возможность анализа и сопоставления разных мнений. Поэтому в расчет принималось лишь количество упоминаний техник вне зависимости от уровня их обобщения и осознанности. Принцип группировки выявленных техник был основан на существующем в литературе делении всех методов практической социальной психологии на три: диагностика, консультирование и тренинг. Таким образом, выделено три группы техник. Техники и приемы в работе тренера, когда он:

— решает задачу оценки спортсменов и команды (эксперт, диагност);

— консультирует, содействует в решении некоторых проблем и трудностей, встающих перед его воспитанниками (консультант);

— решает задачу обучения (тренер (на психологическом тренинге), психолог-учитель).

Вышло следующее количественное соотношение используемых ими техник: из всех упоминаний 57% относятся к техникам обучения, 25% – к техникам консультирования и 18% – к техникам оценки.

Содержательный анализ техник описан подробно в работе.

Ценным открытием стало то, что в работе тренера обнаружены не только приемы, уже известные в сфере психологии, но и не нашедшие аналогов («право на ошибку» и «re-make»).

А кроме того, при анализе техник выявилась интересная закономерность: этапы работы тренера и методы практической социальной психологии соотносятся между собой.

На этапе тренировок и отработки навыков и умений спортивный тренер применяет техники психолога-учителя (проводящего психологические тренинги). Он же использует техники консультанта, когда решает задачу по настройке и мобилизации спортсмена перед стартом и во время игры.

И, наконец, тренер применят техники диагноста в ситуации после игры – когда перед ним стоит задача оценки прошедших игр (или сезона игр).

Следующий этап работы был посвящен определению стиля руководства спортивных тренеров. С помощью методики Е.П. Ильина (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2003. – 512 с.

ISBN 5-272-00028-5) было выделено три группы тренеров: первая – с демократическим стилем руководства, вторая – со смешанным, третья – с авторитарным.

Далее – анализировалась взаимосвязь стиля руководства тренеров с психологическими техниками, которые они используют в своей работе.

Первым делом было определено количество упоминаний используемых техник – для каждой из групп. Оказалось, что доля высказываний на одного человека примерно одинакова для всех групп тренеров.

Таким образом, оказалось, что тренеры с демократическим стилем руководства используют (озвучивают, осознают, выделяют) психологические техники в работе со спортсменами в той же степени, что и тренеры с иными стилем руководства.

Для каждой из групп тренеров с разным стилем руководства было проанализировано соотношение техник оценки, консультирования и обучения. Оказалось, что во всех трех группах преобладают техники обучения. Что, в общем-то, естественно – задачи обучения, тренировки – по определению – являются главными для любого тренера. 

При сравнении диаграмм прослеживается закономерность: группа тренеров с демократическим стилем руководства в меньшей степени использует психологические техники оценки, а в большей степени – приемы и способы консультативной работы.

Для группы со смешанным стилем руководства так же техники консультирования преобладают над техниками оценки и, но здесь прослеживается увеличение техник оценки и уменьшение техник консультанта. По сравнению с первой группой, где это тройное преобладание (29% к 10%), в этой группе преобладание двойное (28% к 13%).

В группе же с авторитарным стилем руководства – картина обращается в противоположную: количество используемых техник оценки в полтора раза преобладает над техниками консультирования (28% к 19%).

Обнаружена связь стиля руководства тренера с предпочтением в применении психологических техник. Демократический стиль руководства по форме (по техникам, приемам и способам работы) схож с консультативной деятельностью. Авторитарный стиль – с деятельностью эксперта.  

Выводы. Выявлена  связь выбора в применении той  или иной техники с этапом работы спортивного тренера.

Факт взаимосвязи техник спортивного тренера со стилем его руководства имеет гносеологическую и прикладную ценность, поскольку открывается новая область изучения в психологии.

На этом пути возможно обнаружение новых, столь необходимых в настоящее время детерминант эффективности работы тренера.

Небезынтересны, например, были бы работы в таком направлении: как осознанность спортивного тренера в применении психологических техник влияет на мастерство управления «ресурсами» спортсмена, а значит и на эффективность его деятельности.

Золотова А.В.

Источник: http://www.self-master-lab.ru/recommendation/recompsiho/204.html

Знания, умения, навыки тренера

Перечислить специальные знания, умения и навыки тренера просто не­возможно — так их много. Представление об этом можно составить, если идти путем перечисления наиболее весомых и явных функций тренера. Функции тренера — это основные проявления его профессиональных обя­занностей. Перечислим их:

Учебно-тренировочная функция предполагает умение преподавать гим­настические упражнения. В основе лежат знания о технике упражнений, о методах обучения, вспомогательных приемах.

Сюда же относятся многочисленные способы организации занятий различного типа, умение лично провести разминку, продемонстрировать или имитировать основные и подводящие упражнения, применить средства ОФП и СФП, оказать по­мощь и страховку, определить нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.

Данная функция подкрепляет­ся системой знаний смежных научных дисциплин: анатомией и биомехани­кой (техника упражнений), физиологией, педагогикой, психологией (обуче­ние упражнениям).

Воспитательная функция осуществляется в процессе общения тренера с учениками и проявляется в различных формах контакта: беседе, диалоге, вну­шении, мерах поощрения и порицания.

Воспитание в итоге ставит целью раз­витие способностей учеников, развитие волевых и нравственных качеств, в целом совершенствование индивидуальных черт личности.

Особенностью вос­питательной работы в гимнастике является то, что наряду с традиционны­ми для «педагогики общения» ментальными методами тренер применяет ме­тод решения практических задач.

Преодолевая в учебно-тренировочной работе трудности, предлагаемые тренером, гимнаст воспитывает в себе ценные качества личности: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, сознатель­ную дисциплину, активность. Знание соответствующих разделов пе­дагогики, психологии в данном случае является хорошим подспорьем.

Функция планирования сводится к стратегии и тактике подготовки, к знанию о процессе в целом. На этой основе определяются более частные задачи, программа работы распределяется во времени, подбираются основ­ные средства и методы по периодам и этапам.

В современных формах планирование может осуществляться с использованием технических средств, компьютеров. Специальные навыки взаимодействия с компьютером становятся все более актуальными.

Тренер в связи с этим должен быть зна­ком с навыками научной организации труда, оргтехникой.

Функция контроля, учета и коррекции подготовки является одной из повседневных и обширных видов деятельности тренера. Предполагается, что тренер должен владеть всем диапазоном методов: от визуальных методов оценки качества выполнения заданий (попыток, подходов), до методов кон­троля уровня тренированности, уровня готовности гимнастов к соревнова­ниям.

Контролируется успеваемость гимнастов в освоении отдельных элемен­тов программы, комбинаций в целом, контролируются и учитываются тре­нировочные нагрузки, а также результаты вспомогательных и основных со­ревнований.

Тренер должен владеть методами диагностики состоя­ний гимнастов: определять уровень их функциональной готовности, психической напряженности, видеть признаки утомления, особенно пере­утомления, ведущего к перетренировке, травмам.

Подспорьем тренеру в этом случае могут быть знания в области спортив­ной медицины, гигиены, физиологии, метрологии.

Функция подготовки и участия в соревнованиях раскрывается не в на­выках судьи, что также немаловажно для тренера, который всегда должен быть готовым выступить в этой роли, но, прежде всего, в специальных уме­ниях организовать предсоревновательную подготовку своих учеников или порученной ему команды, смоделировать тренировочную работу в соответ­ствии с особенностями предстоящих соревнований и, наконец, выступить в роли выводящего тренера или его ассистента непосредственно на соревно­ваниях.

Функция отбора для занятий спортивной гимнастикой также лежит на тренерах.

Выявление способных и одаренных детей, организация отбора, методы и специальные упражнения, диагностика перспективности учеников на начальном этапе подготовки — вот неполный перечень проблем, где от тренера требуются специальные знания, умения и навыки. Помимо знания гимнастики в этой сфере деятельности потребуются знания возраст­ной физиологии и психологии, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.

Функция материально-технического обеспечения тренировочного про­цесса во многом лежит также на плечах тренера.

В лучшем случае он «за­казчик», который определяет администрации, какие снаряды, тренажеры, маты нужно приобрести, какая нужна магнезия, что необходимо иметь каж­дому гимнасту помимо тренировочной формы и костюма для соревнований. Требуются знания стандартов оборудования, фирм-производителей, стоимо­сти .

Обеспечение безопасности занятий является также одной из основных функций тренера по гимнастике. Ситуации риска и опасности получения травмы присущи виду спорта.

Помимо владения педагогическими методами профилактики травм и перегрузки (приемы страховки, оказания помощи, регулирования состояний), тренеру необходимо уметь грамотно организовать пространство в зале: соблюсти нормы расстановки снарядов, укладки матов и т.п.

Необходимы при этом знания из области гиги­ены о нормах освещенности, температуре воздуха и т.д.

Деловые и личностные контакты тренера. В своей работе тренер вступает во взаимоотношения, относящиеся к его профессиональной сфере деятельности. Конечно, на первом месте надо рас­сматривать его контакты со спортсменом.

Схематично уровень этих взаимоотношений можно выразить в трех вариантах: 1) тренер _спортсмен;2) тренер — спортсмен; 3) тренер —спортсмен (по Михееву). Первый вариант характерен более высокой подготовленностью тренера, полностью ру­ководящей его ролью, что типично для этапов начальной подготовки.

С рос­том мастерства спортсмена уровни владения специальными знаниями, уме­ниями, навыками постепенно у тренера и гимнаста уравниваются. Постепенно функции ведущего и ведомого перестраиваются на более высокий уровень.

Спортсмен уже не нуждается в мелкой опеке, многое умеет в части само­обучения, самотренировки, самообеспечения. Все это и есть накопление опыта. Нежелателен третий вариант, когда спортсмен поднимается в знании своего дела выше тренера.

Это случается тогда, когда тренер не стремится к новым знаниям, живет старой славой и устаревшими представлениями о системе подготовки. Такая ситуация чревата конфликтами, спортсмен может расстаться с тренером, не поспевающим за своим учеником.

Контакты с коллегами важны не только для обмена опытом. Необходимость совместной работы в одном зале, в одном коллективе требует от каж­дого тренера терпимости, доброжелательности, коммуникабельности.

Взаимоотношения тренеров чутко улавливаются гимнастами.

Общий позитивный психологический климат в команде, спортшколе в основном зависит от тренерской солидарности, их общительности, интеллигентности, взаимовыручки.

Взаимоотношения с администрацией, руководством неизбежны. Тренер в определенной мере зависим, чаще всего материально, от федерации, директора, менеджера. В системе нормальных взаимоотношений на первом плане должны быть вопросы улучшения условий труда тренера, тренировки спортсменов, но не личные предпочтения и интересы.

Тем не менее в системе руководитель — подчиненный действуют законы и механизмы, о которых так полно сказал Дейл Карнеги. Все его советы полностью переносимы и в сферу спорта.

Контакты с врачом строятся на профессиональном уровне. Врач — первый помощник и советчик тренера. В то же время врач легче распознает причину недомогания гимнаста, если в диагностике и анамнезе учтет мне­ние тренера о личности и особенностях подготовки спортсмена.

Читайте также:  Хорошо: иллюстрации - психология

Лучший вариант, когда врач постоянно находится с командой. Его функции много­образны. Тренеру необходимо на своем уровне достаточно глубо­ко разбираться в вопросах медицины, особенно в гигиенических основах спортивной деятельности.

В этом случае общий язык с врачом найти не со­ставит труда.

Взаимоотношения с семьей спортсмена в гимнастике отличаются доста­точно регулярными и прочными контактами, если учесть, что начинают ею заниматься с 5—6 лет. Часто родители приводят и уводят детей с занятий, присутствуют на тренировке. В этом случае контакты облегчаются.

Сфера интересов родителей велика. У тренера просят советов по орга­низации режима дня, питанию и т.п.

Тренер обсуждает с родителями вопросы взаимоотношений семьи и ребенка, лучше познает черты его характера. Одним словом, общение с се­мьей является взаимно полезным.

Контакт с учителями и преподавателями учебных заведений, в которых учится гимнаст, в конечном итоге сводится к заботе тренера о судьбе учени­ка. Чрезмерное увлечение гимнастикой может привести к неуспеваемости в школе, постоянным конфликтам по поводу учебы и т.д.

Все это скажется отрицательно и на занятиях гимнастикой. Профилактическая работа трене­ра заключается в основном в своевременной информированности об успе­хах гимнастов в школе, принятии мер по упорядочению режима дня, помо­щи учителям в воспитательной работе.

Желательно показать успехи гимнас­та по месту учебы, организовать показательные выступления.

Взаимоотношения с представителями средств массовой информации так­же важны в тренерской работе, так как освещение вопросов гимнастики в прессе, на телевидении, радио должно быть профессионально точным, направ­ленным в конечном итоге на пропаганду вида спорта, рекламу достижений гимнастов и тренеров. Не следует уклоняться от интервью, подготовки мате­риалов.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/13263.html

Психология спорта: психологическое обеспечение тренировок и соревнований

24.05.2013

     Психологи, специализирующиеся в области «спортивная психология», большое внимание уделяют разработке системы психологического обеспечения тренировочного и соревновательного процессов.

Психологическое обеспечение тренировок и соревнований осуществляется специалистами-психологами (для сборных команд — КНГ), а при их отсутствии – непосредственно тренерами. Надо различать психологическое обеспечение тренировочного процесса и соревновательного, как две различные, но – друг друга дополняющие, составные части единого процесса.

Причём, психологическое обеспечение может быть рассчитано не только на работу со спортсменами, но — и с тренерами, а также – с командами в целом.

      В некоторых случаях (при ограниченном периоде взаимодействия спортивного психолога с объектом психологического воздействия) может оказаться достаточным любое сочетание следующих методов: психологическая консультация, непосредственно консультирование, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, обучение психологическому самоконтролю, обучение психологической саморегуляции и т.д. Комплекс всех этих методов в их оптимальном соотношении и индивидуальности в каждом конкретном случае как раз и представляет собой диапазон психологического взаимодействия.     В случае работы со спортсменами этот диапазон базируется на личностно-субъективных компонентах структуры конкретной личности, а в случае работы с командой – на знании исторических, ролевых, лидерских и других базисных составляющих существования и возможностей роста этой команды.     Спортивная психология выделяет следующие задачи психологического обеспечения, как тренировочного, так и соревновательного процесса (психологическое консультирование спортсменов):

— повышение и поддержание мотивационного фона, с целью улучшения результатов спортивных выступлений. Больше о мотивации спортсменов читайте в статье «Спортивная психология: мотивация в подготовке спортсменов»;

— усиление психологической устойчивости, как отдельных индивидуумов, так и связей в цепочках «тренер-спортсмен», «тренер-команда», «тренер-лидер» и т.д.;- формирование устойчивых навыков в научении спортсменов и тренеров достигать максимального возможного результата на тренировках, и приведение себя в состояние готовности (как на тренировке) во время соревновательных действий. Цель – та же.

     Становится очевидной цель психологического обеспечения тренировочно-соревновательной деятельности в психологии спорта, а именно: повышение положительной стабильности, повышение максимально высоких результатов.

Формой конструктива психологического обеспечения может стать: отвлечение, концентрация, торможение, погашение и др. Хотите узнать больше о том, чем занимается спортивный психолог? Читайте статью «Спортивная психология: система психологического сопровождения».

Стремитесь освоить профессию «спортивный психолог»? Заходите сюда: спортивная психология курсы обучение.

     Специалисты в области «спортивная психология» выделяют следующие функции процесса психологического обеспечения: образовательная, стимулирующая, поддерживающая, нейтрализующая, коммуникативная, защищающая, нормализующая, провоцирующая, адаптационная.      Направленность психологического обеспечения тренировочного и соревновательного процесса ориентирована в первую очередь на оптимизацию соотношения психологических качеств, физических качеств, тактической подготовки и командных действий.

     Можно предположить, что многократное моделирование экстремальных ситуаций соревновательного характера является одним из способов психологического обеспечения.

Более того, целенаправленное планирование психологического обеспечения в целом спортивной деятельности и отдельных его временных элементов (например, УТС, сборы, межсезонный период, предсоревновательный, соревновательный этапы), — является важнейшей составной частью учебных и учебно-тренировочных планов, и – подлежит включению в календарные графики как в виде отдельных, так и  комплексных мероприятий. Большое значение в процессе психологического обеспечения приобретает диагностирование. Его могут проводить специалисты последующим направлениям: при непосредственной беседе, с помощью тестирования, с помощью контроля за психоэмоциональным состоянием (АД, ЧСС, тремор, проба Ромберга и др.).

     В настоящее время на помощь специалистам в области «спортивная психология» в этом вопросе смогут прийти специальные приборы, сигнализирующие о готовности-неготовности к старту. Этот вопрос, наряду с работой антидопинговых лабораторий, стоит на первых рубежах технологического и информационного уровня развития спортивной деятельности в мире.

Именно этим обусловливается широкое привлечение медиков и психологов в комплексные научные группы по подготовке команд и спортсменов, а также передачу всей спортивно-медицинской науки в Федеральное медико-биологическое Агентство РФ (ФМБА России), которое обеспечивает прохождение членами сборных команд углубленного медицинского обследования (УМО) и текущий контроль за состоянием спортсменов. Во время УМО проводятся, в том числе, и – психотестирующие обследования, позволяющие косвенно контролировать психоэмоциональное состояние спортсмена, и – вовремя его корректировать.     Видимо, следует вернуться к постановке темы статьи о тренировочной и соревновательной основах психологического обеспечения спортивной деятельности в рамках направления «психология спорта». Говоря о тренировочной составляющей процесса, можно определить основные отличительные его составляющие: регулярность, подготовительный характер, необходимость мотивирования и поддержки в случаях отрицательных эмоциональных проявлений, необходимость показывать максимальный результат, даже не находясь на «пике формы».     В этой связи возникает необходимость психокоррекционной работы – и до, и после, и – во время тренировок, и даже – между ними. Сложность задачи спортивного психолога определяет плотность графика психологического обеспечения. А конкретные сбои и сиюминутные слабости – добавляют в этот режим необходимость дополнительной психологической работы, чтобы не просмотреть моменты надрыва, чтобы вовремя его нейтрализовать, скорректировать, а также дать возможность – его отодвинуть и – забыть.     Большой опыт работы в качестве тренера подсказывает мне: ещё в самом начале работы со спортсменом: что получится из этого мальчика или девочки – стабильный, или – психологически неустойчивый спортсмен. Причём, в обоих случаях – можно добиться улучшения работы, только методы работы нужно применять разные. Более того, сформировался определённый взгляд на целесообразность занятий этим видом спорта с этим конкретным человеком, обладающим этим типом темперамента (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики и смежные), и – конкретными чертами характера. Речь не идёт о массовом спорте, т.к. здесь – места хватит всем. Эти рассуждения применимы для спорта высших достижений, когда речь идёт о биатлонистке А. Богамей-Титовец, отлично стреляющей, но – бегущей на лыжах чуть медленнее остальных. Можно привести примеры, когда Чемпион Мира по скалолазанию, Салават Ахметов (г. Уфа) стал абсолютно лучшим в одном из видов скалолазания, соответствующем его характеру. Существуют объективные реалии современного спортивного мира, где не только набор красных и белых мышечных волокон – определяет вид спорта, в котором можно стать лидером, но и набор личностных эмоционально-психологических качеств может стать либо трамплином, либо – барьером, для того, или иного спортсмена.      Примечательным является психологического взаимодействия со сборной командой России по футболу среди инвалидов-ампутантов. Данная команда в течение 10 лет проигрывала в турнирах сборной команде Бразилии. Побывав на учебно-тренировочном сборе в ОСП «Союз» (г. Дзержинский), тренер сборной Р. Бацоев (г. Владикавказ), попросил помочь ему в этом вопросе. С помощью метода отвлечений пришлось утроить концерт бардовской песни для команды. Во время исполнения песен Лауреатом Грушинского фестиваля, Ж. Искаковым, — был определён объект беседы – капитан команды, В. Сикоев. С ним была смоделирована ситуация матча с бразильцами, определены лидеры и методы взаимодействия с ними. Кроме того, была безошибочно определена экстремальная ситуация, когда он смог победный гол после двух безголевых таймов, в дополнительное время. Причём, удивительным является то, что за последующие 10 лет сборная команда России больше ни разу не проиграла Бразилии. Аналогичным примером могло бы стать выступление молодёжной сборной России по голболу среди слепых игроков в США, когда нашей команде удалось подняться с 28 места на 2-е, проиграв в финале американцам на их поле. Предшествовала этой победе беседа с капитаном команды, А. Чурмовенко, который смог своим запалом из команды-середнячка сделать команду-финалиста.     Перечисленные примеры не говорят о чудодейственной силе однократного воздействия на капитана команды, скорее, — наоборот, являются счастливыми совпадениями. Однако, психологическое обеспечение спортивных выступлений самих спортсменов и команд (психологическое консультирование спортсменов), — заключается в ежедневной кропотливой работе со всеми членами команды и – во всех возможных направлениях, по принципу:- сначала, — «лоскутное одеяло», т. е. – «залатывание» дыр;- затем – «второе одеяло», если – «холодно»;- вслед за этим – «внутреннее согревание»;- в завершении – «сброс одеяла», когда и «без него — тепло».     Спортивные психологи (специалисты в области «спортивная психология») утверждают, что основой диагностики психоэмоционального состояния спортсмена (и – на тренировках, и – во время соревнований) может стать пульсометрия и контроль за ЧСС. Для каждого человека имеется определённый диапазон максимальных возможностей. В зависимости от вида спорта и типа темперамента (характера) ЧСС предельного максимума может различаться от 140 до 180 ударов в минуту. Самоконтроль спортсменов и контроль за ЧСС, за тремором, за АД, — могут дать дополнительные «козыри» в работе тренеров и психологов. Из этого следует, что необходимость получения первичных знаний по обозначенной тематике тренерами – очевидна. Хотя, «винегрет», каковым является тренер, должен быть «вкусным», и – не важно – какой ингредиент в нём является основным.     Таким образом, бесспорным является условие активного сотрудничества тренера со специалистами по спортивной медицине, спортивному обеспечению и спортивными психологами, которых необходимо профессионально готовить в специализированных учебных заведениях, постоянно внося актуальные коррективы в их подготовку.

     Если вы находитесь в поисках обучающей программы по спортивной психологии для того, чтобы освоить основы психологического консультирования спортсменов (спортивная психология курсы обучение), то вам будет полезна программа профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование в спорте», представленная Институтом позитивных технологий. В рамках обучения вы получите все необходимое, чтобы качественно и эффективно осуществлять функции спортивного психолога.

     Представляется, что институт современных спортивных психологов, на сегодняшний момент в РФ недостаточно развит и требует срочного обращения на себя внимания органов государственного и спортивного планирования и управления, а также – соответствующих организаций.

Ведь не только на максимуме своих возможностей спортсмен (да и человек — вообще), но и за счёт психологического обеспечения (и — самообеспечения) может «встать над собой», и добиться высочайшего результата.

Более того, эта фраза принимает «более психологический» характер, если сказать, что «среди потенциальных победителей – первым становится тот, кто сильнее — психологически»!

Спутнов В. В., выпускник ИПТК

Источник: http://ippt.ru/biblioteka/stati_po_psihologii/psihologiya_sporta/psihologiya_sporta_psihologicheskoe_obespechenie_trenirovok_i_sorevnovanij/

Ссылка на основную публикацию