Сметь — психология

Психология смерти и умирания

Смерть человека – неизбежный этап в жизни каждого человека, это неотъемлемая часть, заложенная с самого начала жизни человечества. С биологической точки зрения смерть — это прекращение работы всех внутренних органов. А психологи утверждают, что смерть — это полное отключение сознания и уход в неведомый мир.

Что же такое психология смерти?

Психология смерти – достаточно трудная тема для изучения, так как после смерти отключается мозг человека, и он не может нам ничего поведать, поэтому у фактически нет данных.

Сам процесс смерти изучен гораздо лучше. В основной массе люди говорят о смерти, опираясь на свои религиозные взгляды. В большинстве своем это упокоение души и уход в потусторонний мир. Тем, что человек знает о том, что смерть неизбежна он отличается от всех остальных живых существ. Но эти знания ему приносят только моральное разочарование.

В наше время люди все чаще проживают остаток дней в больницах. После чего их забирают в морг, чтобы другие люди не смущались умершего. Сейчас общество видит смерть чаще в средствах массовой информации, чем в реальном мире.

Такое отношение к смерти нагнетает панику на общество, больше, чем даже оружие. Но в большинстве своем, люди не так уж и страшатся смерти, она им скорей дает указания, что жизнь нужно прожить красиво, что нужно все успеть сделать за тот отрезок жизни, что им дан.

Человек начинает задумываться о смерти с раннего детства и до конца своей жизни.

Ряд исследований показал, что пожилые люди бояться смерти порядком меньше, чем люди среднего и молодого возраста. Пожилые люди говорят о смерти спокойно. Их желание умереть спокойно и безболезненно, не проносить много хлопот родственникам. Страх смерти возникает только у дезинтегрированных стариков. Они зацикливаются на этом и считают, что бесполезны.

Когда человек чувствует, что скоро умрет, он начинает вспоминать, как прожил жизнь, думать, что сделал, а что не сделал. Выделяет яркие и важные для себя моменты. В такой период оставшейся жизни человек уходит в себя.

В его голове проходит сложнейшие процессы воспоминания. Большинство людей в таком состоянии испытывают глубокие страдания. Они подвержены раздумьям, что ждет их после смерти. По статистике мужчины больше боятся смерти, чем представительницы женского пола.

Психологи утверждают, что процесс умирания — это индивидуальный процесс для каждого из нас. Смерть неизбежна, но страшиться ее не стоит, нужно смотреть смерти в лицо.

Источник: http://pitanye.ru/2013/06/28/psixologiya-smerti-i-umiraniya/

Психология смерти

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЕБЕЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекционного интегрированного урока

по ОП.02МДК.03

дисциплина Психология

тема

  • Сотникова О.А. – преподаватель ПМ.07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» высшей категории

    Аннотация

    Тема смерти встречается при изучении многих дисциплин, таких как религиоведение, философия, литература, медицинская биоэтика, практически все клинические дисциплины и конечно психология.

    Разработка интегрированного урока предназначена для отделения «Лечебное дело» по дисциплине психология, которая изучается на 2 курсе. Студенты прошли курс философии, ПМ 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным».

    Таким образом, подойдя к теме «Психологическая помощь при умирании», мы логично объединяем изученный материал и дополняем его новым. В следствие этого у студентов складывается целостное восприятие таких сложных понятий как смерть, умирание, и формируется умение общения с умирающими пациентами, их близкими и людьми, пережившими утрату.

    Содержание

    1. Введение ………………………………………………………………
    2. Цели……………………………………………………………………
    3. Профессиограмма …………………………………………………….
    4. Форма проведения, оборудование……………………………………
    5. Ход урока

    — преподаватель УД «Основы философии»………………………….- преподаватель ПМ 07«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным»……………….- преподаватель УД «Психология»…………………………………..6. Заключение …………………………………………………………….7. Литература ……………………………………………………………..8. Приложение 1……………………………………………………………9. Приложение 2…………………………………………………………..

    с.4с.5с.5с.6с.7с.10с.12с.23с.24с.25с.28

    Введение

    Вопросы жизни, смерти, бессмертия человека относятся к числу вечных, всегда нуждаются в разработке. Каждое время открывает в них новые грани. Они не устаревают, а значит всегда остаются актуальными.

    Смерть, как неизбежный финал жизнедеятельности человека, заложена самой природой, как и рождение. На биологическом уровне она проявляется как прекращение работы всех систем организма. На психологическом уровне — прекращение ощущений и работы психики в целом, оставление людей, дел, путь в неведомое.

    Психология смерти — сложная тема для изучения, поскольку о смерти нет никаких фактических данных, потому что когда человек умирает, его мозг перестает функционировать.

    Само же умирание изучено несколько лучше. Большинство людей опирается на религиозную трактовку посмертного состояния души, идеях о потустороннем мире, реинкарнации и т.п.

    Человек отличается от других живых существ знанием о неизбежности собственной смерти. Однако это знание для него — тяжелая, невыносимая ноша. Человек бежит от этого знания, а цивилизация помогает ему.

    В прошлые исторические периоды, когда человек умирал у себя дома, смерть была рядовым событием, а погребение становилось заботой всей семьи.

    Двадцатый век сформировал эру «невидимой смерти» — люди умирают в больницах, находятся потом в моргах, чтобы не смущать живых.

    Склонность скрывать это событие привела к тому, что рядовые граждане наблюдают смерть по телевизору несколько раз в день, а в реальности не встречаются с умиранием, а значит, зачастую не бывают к ней готовы, не знают как вести себя, не знают, как оказать психологическую помощь близким, испытавшим утрату. А ведь смерть это серьезное испытание, стресс и не каждый легко переносит данное событие в своей жизни.

    Медицинские работники встречаются со смертью в силу своей профессии достаточно часто. Они должны быть готовы к встрече с ней. Кроме того должны уметь работать как с умирающим пациентом, так и его родственниками. Оказывать не только медицинскую, но и психологическую помощь на всех этапах умирания и скорби.

    Цели:

    Обучающие цели:

    • научить правилам грамотного взаимодействия с умирающим больным и его близкими;
    • познакомить с принципами паллиативной медицины.

    Развивающие цели:

    • развить навыки поведения в ситуации общения с умирающим больным и его близкими;
    • развить навыки общения с людьми, перенесшими утрату.

    Воспитательная цель:

    • способствовать воспитанию морально-нравственных качеств: гуманизма, милосердия, уважения к пациенту.

    Обобщение знаний по темам: «Человек как объект философского осмысления», «Потери, смерть, горе».

    Профессиограмма

    Студент должен знать:

    • понятия: танатология, потеря, горе и утрата, паллиативная помощь, хоспис;
    • качество жизни, работа горя;
    • стадии переживания горя;
    • принципы паллиативной помощи;
    • правила взаимодействия с умирающим больным и его родственниками на различных стадиях переживания горя.

    Студент должен уметь:

    • определять стадию переживания горя у умирающего больного;
    • определять стадию горевания при переживании утраты;
    • регулировать свое поведение при общении с умирающим больным и его близкими с учетом стадий переживания ими горя;
    • оказывать психологическую поддержку пациентам и их родственникам, переживающим горе в зависимости от возрастной группы и др. факторов.

    Межпредметные связи

    Тип урока: интегрированный урок философии, психологии и ПМ.07

    Форма урока: комбинированный урок-лекция.

    Педагогические технологии: традиционная форма обучения,

    коллективное обучение, использование информационных технологий.

    Продолжительность занятия: — 90 минут

    Оборудование: лекционный класс, оснащенный видеопроектором с демонстрационным экраном.

    Сопровождение урока – мультфильм «Стадии умирания жирафа»

    Ход урока
    Преподаватель здоровается, проверяет, присутствующих. Объявляет тему урока, цель и задачи. Представляет участников урока.

    II. Основная часть

    Преподаватель УД психологии:

    У каждого человека свое отношение к смерти, но, имея разное мнение о ней, нам всем свойственно сторониться всего, что так или иначе связано со смертью.

    Но как бы мы не хотели избежать смерти, она всегда была, есть и будет. С каждым годом взрослея, старея, мы теряем все большее количество близких, родных, знакомых.

    Так, что же это такое смерть, как к ней относится и как помочь умирающему, его близким и людям, испытавшим потерю?

    Преподаватель УД философии.

    «Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия»

    Проблема жизни и смерти и глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная. Такой и является любая философская проблема.

    И сегодня она все активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет комплексный, многоаспектный характер.

    В ней можно выделить несколько уровней — философский, психологический, этический, медицинский, юридический, социологический.

    Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее проявлениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

    Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову людям старшего поколения и совсем юным, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники.

    Например, Сократ и определил жизнь как «подготовку к смерти», а Шопенгауэр считал, что «смерть — подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии».

    По сути дела, речь идет о триаде: жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

    Испанский философ Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфическую человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна — конец ее неизбежен.

    Автор Экклезиаста так сказал об этом: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву». Столетия спустя греческий мудрец Эпикур пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения.

    Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

    Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

    Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле, счастливое существо.

    Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с генокодом.

    Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть, этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире.

    С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил, напоминая Фауста.

    «Остановись мгновенье»,- это девиз такого бессмертия, импульсом которого является, по словам Ортега-и-Гассета, «биологическая витальность», «жизненная сила», родственная той, «что колышет море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит звезды».

    Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать «насыщения днями» как библейские пророки — может ли что-то быть более заманчивым?

    Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть — пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

    Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти.

    Как сказал Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше — жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант».

    А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном — не скорби!»

    Преподаватель ПМ.07.

    « Потеря, смерть, горе»

    В рамках темы « Потеря, смерть, горе», мы с вами изучали стадии терминального состояния, виды смерти с точки зрения физиологии. В рамках урока выделяли смерть клиническую, биологическую и социальную. Обозначали их признаки. Прошу вас назвать стадии умирания их клинические проявления, а так же признаки смерти. (Приложение №1)

    Студенты отвечают на поставленные вопросы. Преподаватель при необходимости корректирует ответы студентов.

    Смерть любого человека может наступить внезапно, но для хронических больных это порой длительный процесс, с глубоким пониманием происходящего. От того период ожидания смерти становится тягостным, порой невыносимым как для самого пациента, так и его родственников.

    Важный вклад в понимание умирающего человека внесла психолог и врач Э. Кюблер-Росс своей книгой “Интервью с умирающими”. На основании своего многолетнего опыта общения с умирающими в одной из клиник Чикаго она описывает, как умирающие на различных этапах умирания примиряются с фактом своей скорой смерти. Э.

    Кюблер-Росс различает пять этапов умирания, которые у разных людей могут иметь различную длительность и интенсивность. “Если мы не покидаем умирающих в одиночестве, если мы прислушиваемся к их надеждам, больные быстро проходят все пять этапов…

    Иногда один из этапов может быть пропущен, иногда больной возвращается назад”(Кюблер-Росс 1971).

    Назовите эти этапы.(Приложение №2)

    Студенты отвечают на поставленные вопросы. Преподаватель при необходимости корректирует ответы студентов.

    Формы помощи умирающему

    1. Одна из первых форм помощи умирающему состоит в хорошем уходе за ним. При этом имеется в виду не только профессиональная и техническая сторона дела. Наряду с профессионализмом речь идет о человеческих аспектах такого ухода. Нередко от тех, кто ухаживает за больными, приходится слышать, что они хотели бы посвятить этой стороне дела больше времени и внимания, но времени на это у них не хватает… Человеческие аспекты ухода чаще по-настоящему воплощаются именно тогда, когда больной находится у себя дома, хотя домашний уход может быть не столь профессиональным. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется: как заметила Э. Кюблер-Росс (1970), «пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице… «
    2. Второй способ помощи умирающему состоит в преодолении физических страданий и боли. С помощью медикаментов врач может преодолеть или значительно ослабить практически любую боль, и это очень важно для больного…
    3. Еще более мучительными, чем физическая боль, могут быть эмоциональные страдания, вызванные предстоящим прощанием и расставанием с любимыми людьми. Поэтому очень важной формой помощи умирающему является попытка в возможно большей степени уловить и принять на себя эти страдания, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности. Менее правильной является такая форма помощи умирающему, когда его “защищают”, скрывая от него печальную правду о его состоянии. Мы вовсе не хотим сказать, что врач должен в откровенной форме заявить больному, что он болен смертельной, неизлечимой болезнью и что он будет “освобожден” в течение месяца. У правды много лиц; каждое из них выступает тогда, когда оно нужно. Правда при таких обстоятельствах не должна лишать больного последнего луча надежды. Надежда на улучшение никогда не исчезает совсем, даже тогда, когда излечение невозможно… Правда и надежда не исключают друг друга…
    4. Четвертая форма помощи состоит в назначении врачом психотропных (успокоительных или возбуждающих) средств. Их применение позволяет в дальнейшем перейти к действительно глубокому, внутреннему преодолению эмоциональных проблем, перед которыми больной стоит на последнем этапе своей жизни.

    Рефлексия: просмотр фильма «Стадии смерти жирафа».

    Преподаватель УД «Психология»

    Медицинские работники знают процессы умирания и должны осознавать психологическую сторону состояния умирающего, уметь найти свой подход к каждому из них, выработать деонтологическую тактику поведения в каждом конкретном случае.

    Психологическая помощь при утрате

    Ситуации траура в наши дни — чрезвычайно часты, они возникают при множестве техногенных массовых катастроф, стихийных бедствий, криминальных и террористических ак­тов, локальных войн и пр.

    К ситуациям траура чрезвычайно близки вопросы психологической помощи пострадавшим в массовых катастрофах.

    Такую помощь оказывают спасатели, которые не обязательно имеют высшее медицинское или психологическое образование.

    Вопросам психологической помощи в ситуации траура посвящено великое множество отечественных и зарубежных работ. Представляем три аспекта проблемы:

    1. Помощь в ситуации траура при неожиданной потере (пожар, самоубийство, исчезновение и пр.).

    2. Помощь в ситуации ожидаемой потери (длительная неизлечимая болезнь).

    3. Помощь родным при утрате детей и, с другой стороны, де­тям и подросткам, потерявшим родителей (одного или обоих)/

    «Сразу же необходимо отметить, что в любом случае задачей медработ­ника является определение вида помощи, в которой лицо, испытывающее горе, нуждается, а именно:

    • Только в психологической помощи.

    • В помощи психолога и психоневролога (при возникаю­щих невротических расстройствах).
    • В помощи психиатра, а в дальнейшем психолога (при душевных расстройствах).

    Определение вида помощи, особенно при массовых катаст­рофах и стихийных бедствиях может лечь на плечи медработ­ников среднего звена.

    Последнее предварительное замечание: помощь семье является самой частой ситуацией, однако, наиболее сильное горе может испытывать партнер, друг или подруга погибше­го или умершего, особенно, если последний имел в их гла­зах особую значимость, авторитет, был наставником в жизни.

    Рассматриваются следующие стадии или «субстадии» го­ря (по: В. Г. Ромек и соавт., 2004) (табл.1).

    Таблица 1

    Стадии горя, проявления, временной фактор

    № п/пСтадияПроявленияСредняя длитель­ность
    Шок,

    оцепенение

  • Источник: http://dogmon.org/psihologiya-smerti.html

    Психологическая смерть

    Существуют три фундаментальных принципа, которые определяют и в то же время делают отличной от других доктрин Гностическое Познание; принципы, всецело воплощаемые в жизнь человеческим существом, позволяют ему пробудить свое личное Сознание и соединиться  с его Реальным Существом (тем божественным и истинным, что существует в нем).

    Этими тремя факторами, или принципами, являются:

    a) Психологическая смерть — Психологическое уничтожение нами того, что нереально в нас, а именно совокупности всех нежелательных элементов, составляющих Эго, «Я Сам», живое воплощение всех наших ошибок, дефектов и пороков.

    b) Алхимическое рождение— Гармоничное развитие высших способностей, которые притупились в нас, и создание определенных телесных структур, с помощью которых возможно восприятие великих реальностей этого и других измерений.

    c) Самопожертвование ради человечества— Бескорыстная и постоянная работа на пользу человечеству, требующая принесение в жертву личных интересов во благо нашего брата-человека.

    Необходимо знать, что существовало совсем немного персонажей, которые на протяжении всей истории дерзнули воплотить в каждый день своей жизни, с подразумевающим таковое воплощение усилием и волей, эти три больших фактора освобождения человека.

    Иисус Христос, Будда, Кецалкоатл, Сен-Жермен, Калиостро, Фулканелли и т.д. являются несколькими примерами подобных великих людей и живым свидетельством трансцендентальной перемены, которую может произвести человеческая природа.

    По мере работы над собой, мы понимаем все больше и больше необходимость радикального удаления из нашей собственной природы всего того, что делает нас такими отвратительными.

    Самые неприятные жизненные обстоятельства, самые критические ситуации, самые сложные события всегда оказываются чудесными для внутреннего самораскрытия.

    В те неожиданные, критические мгновения, когда мы меньше всего ожидаем, самые тайные дефекты всегда выходят; если мы бдительны, несомненно, мы раскрываем себя.

    Именно самые спокойные периоды жизни являются наименее подходящими для работы над собой.

    В жизни существуют очень сложные моменты, во время которых у нас появляется явная тенденция легко отождествляться с обстоятельствами и полностью забывать о самих себе.

    В подобные мгновения мы совершаем глупости, которые ни к чему не ведут.

    Если мы останемся бдительными, если в эти мгновения мы не теряя головы вспомним о самих себе, то с изумлением обнаружим определенные «Я», о возможном существовании которых у нас никогда не было ни малейшего подозрения.

    Чувство внутреннего самонаблюдения находится в атрофированном состоянии в каждом человеческом существе; серьезно работая, наблюдаясь от момента к моменту, это чувство будет развиваться в прогрессивной форме.

    По мере развития чувства самонаблюдения, при его постоянном использовании, мы будем с каждым разом становиться все более способны непосредственным образом улавливать те «Я», о существовании которых у нас никогда не было никакой информации.

     Перед чувством самонаблюдения каждое из этих «Я», которые обитают у нас внутри, принимает ту или иную форму, тайно соответствующую олицетворяемому дефекту. Несомненно, вид каждого из «Я» имеет определенный своеобразный психологический привкус, с помощью которого мы инстинктивно воспринимаем, улавливаем, ощущаем внутреннюю природу его и дефекта, характеризуемого им.

    Поначалу эзотерик не знает с чего начать, чувствует необходимость работы над собой, но находится в полной растерянности.

    Пользуясь критическими моментами, самыми неприятными ситуациями, самыми сложными мгновениями, находясь в состоянии бдительности, мы раскрываем наше прущие дефекты, «Я», которые необходимо срочно растворить.

    Иногда можно начать с гнева или с самолюбия, или со злополучной секунды похоти и т.д.

    Необходимо примечать все в наших ежедневных психологических состояниях, если действительно стремимся к окончательной перемене.

    Перед тем, как лечь спать, уместно проследить за событиями дня, трудными ситуациями, громким смехом Аристофана и тонкой усмешкой Сократа.

    Может нашим смехом мы кого-то ранили, может причинили кому-то боль усмешкой или непристойным взглядом.

    Вспомним, что в чистой эзотерике хорошо все то, что на своем месте, плохо все то, не на своем месте.

    Вода на своем месте хороша, но если она затопит дом, то будет не на своем месте, причинит вред, будет плохой и убыточной.

    Огонь в печи и на своем месте, помимо того, что приносит пользу, еще и хороший; не на своем месте, сжигая мебель в квартире, будет плохим и вредным.

    Любая благодетель, какой бы святой она не была, на своем месте — хорошая, не на своем месте – плохая. Благодетелями мы можем очень навредить другим. Очень важно уметь ставить добродетели на свое соответствующее место.

     Что вы скажете о священнике, проповедующем слово Божие в публичном доме? Что вы скажете о смиренном и толерантном мужчине, который будет благословлять банду налетчиков, пытающихся изнасиловать его жену и дочерей? Что вы скажете об этом экстремальном типе толерантности? Что вы скажете о благотворительности человека, который не понесет еду домой, а будет раздавать деньги нищим, объятым пороками? Что вы подумаете об услужливом человеке, который в нужный момент предложит нож убийце?

    Помни, дорогой читатель, что в рифме стиха так же скрывается преступление. Есть много достоинства в злодеях, и есть много подлости в благодетельных.

    Даже если это и кажется невероятным, в самом благоухании молитвы скрывается преступление.

    Преступление облачается в святость, использует лучшие достоинства, выдает себя за мученика и даже совершает службу в священных храмах.

    По мере развития в нас чувства внутреннего самонаблюдения, в результате его постоянного использования, мы можем увидеть все эти «Я», которые служат основной базой для нашего личного темперамента, будь то сангвиник или холерик, флегматик или меланхолик.

    Даже если вы не поверите, дорогой читатель, за нашим темпераментом в самых потаенных глубинах психики скрываются отвратительнейшие дьявольские создания.

    Увидеть эти создания, наблюдать эти адские уродства, в которые закупорено наше собственное сознание, возможно при всегда прогрессивном развитии чувства внутреннего Самонаблюдения.

    До тех пор, пока человек не уничтожит эти создания ада, эти аберрации меня самого, безусловно, в самой глубине будет и далее существовать то, что не должно существовать — уродство, мерзость.

    Самое страшное из всего этого то, мерзость не отдает себе отчета в своей мерзости, чувствует себя красивой, справедливой, хорошим человеком и даже сетует на непонимание со стороны других, жалуется на неблагодарность себе подобных, говорит, что не понимают его, плачет, утверждая, что ему должны, что заплатили черной монетой и т.д.

    Чувство внутреннего Самонаблюдения позволяет нам испытать на самом себе непосредственным образом секретный труд, посредством которого в определенный момент мы растворяем то или иное «Я» (тот или иной психологический дефект), возможно обнаруженный в сложных условиях и когда мы меньше всего ожидали.

    Ты когда-нибудь в жизни думал о том, что тебе больше нравиться или не нравится? Размышлял ли ты о тайных рычагах поступков? Почему ты хочешь красивый дом? Почему хочешь машину последней марки? Почему всегда хочешь идти в ногу с модой? Почему вожделеешь не иметь вожделения? Что тебя больше всего обидело в определенный момент?..

    Что вам было приятно услышать? Почему вы почувствовали себя выше его или ее в определенный момент? Когда ты почувствовал себя важнее кого-то? Почему ты почувствовал самодовольство, рассказывая о своих победах? Ты не смог промолчать, когда сплетничали о твоем знакомом? Ты согласился выпить из уважения?

    Ты согласился покурить, не имея этой привычки, возможно из соображений воспитанности или мужественности? Ты уверен, что повел себя искренне в том разговоре? Когда ты оправдывал себя и когда хвалился, и когда рассказывал о своих победах, повторяя все то, что ранее было сказано другим, ты понял, что был самодовольным?

    Чувство Самонаблюдения, позволяя ясно видеть «Я», которое мы растворяем, к тому же помогает увидеть патетические и окончательные результаты внутренней работы.

    В начале эти адские творения, эти психические аберрации, которые к сожалению характеризуют тебя, более уродливы и безобразны, чем самые ужасные бестии, существующие в глубине морей или в самых дремучих лесах земли; по мере продвижения в работе, вы сможете убедиться посредством Чувства внутреннего Самонаблюдения в очевидности того, что эти уродства будут терять в объеме, будут уменьшаться…

    Оказывается интересным узнать, что эти зверства, уменьшаясь в размерах, уменьшаясь в объеме, приобретают красоту, медленно приобретают инфантильный образ; наконец растворяются, превращаются в космическую пыль, тогда закупоренная Сущность освобождается, эмансипируется, пробуждается.

    Несомненно, ум не способен основательно изменить ни одного психологического дефекта; явно, понимание может позволить себе роскошь назвать дефект тем или иным именем, оправдать его, перевести его с одного уровня на другой и т.д., но не сможет само его уничтожить, растворить.

    Мы срочно нуждаемся в огненной силе вышестоящей уму, в силе, способной самой свести к простой космической пыли тот или иной психологический дефект.

    К счастью в нас существует подобная змеиная сила, этот чудесный огонь, который был назван старыми средневековыми алхимиками таинственным именем Стелла Марис, Дева Морская, Азот науки Гермеса, Тонанцин Мексики ацтеков, эта деривация нашего собственного внутреннего Существа, Бог-Мать, всегда принимающая внутри нас образ священной змеи Великих Мистерий.

    Если после осуществления наблюдения и глубоко поняв тот или иной психологический дефект (то или иное «Я»), мы попросим нашу личную Космическую Мать, поскольку каждый из нас имеет свою собственную, чтобы она растворила, свела к космической пыли какой-либо дефект, любое «Я», представляющее собой тему нашей внутренней Работы, то можете быть уверены, что оно потеряет в объеме и будет медленно растворяться.

    Все это естественно требует последовательной основательной работы, всегда беспрерывной, поскольку ни одно «Я» никогда не может быть уничтожено мгновенно. Чувство внутреннего Самонаблюдения сможет увидеть прогрессивное продвижение в работе, связанной с мерзостью, которую мы действительно заинтересованы уничтожить.

    Очевидно, Стелла Марис наделена реальной силой для растворения аберраций, которые мы носим в нашем психологическом мире.

    Обезглавливание Иоанна Крестителя есть нечто, заставляющее нас поразмыслить; никакая радикальная психологическая перемена невозможна, если мы предварительно не пройдем через обезглавливание.

    Деривация нашего собственного Существа, Тонанцин, Стелла Марис в качестве электрической силы, неизвестной всему человечеству и существующей в латентном состоянии в глубине нашей психики, явно владеет способностью, позволяющей ей обезглавить любой «Я» перед его окончательным растворением.

    Стелла Марис есть тот философский огонь, существующий в латентном состоянии во всей органической и не живой материи.

    Психологические импульсы способны спровоцировать интенсивную активность этого огня и тогда обезглавливание становится возможным.

    Пока не осуществилось растворение всех этих психологических мерзостей, всего этого сладострастия, всех этих проклятий: воровства, зависти, тайного или откровенного адюльтера, жажды денег или психических способностей и т.д.

    , хотя мы и считаем себя порядочными, исполнительными, честными, услужливыми, милосердными, красивыми внутри и т.д.

    , естественно мы будем не более чем выбеленными могилами, красивыми снаружи, но внутри полными отвратительного гниения.

    Мы должны быть искренним с самим собой, спросить себя, чего мы хотим, пришли ли мы в Гностическое Учение из простого любопытства? Если в действительности мы хотим не обезглавливания, тогда мы обманываем самих себя, мы защищаем свою гниль, ведем себя лицемерно.

    В самых почтенных школах эзотерической и оккультной мудрости существует много откровенных заблудших, действительно стремящихся к самореализации, но не посвящающих себя растворению своих внутренних уродств.

    Есть много людей, считающих, что можно достичь святости с помощью хороших намерений. Очевидно, пока мы не будем интенсивно работать с дефектами, которые мы носим внутри, они будут и далее существовать под благочестивым взглядом и хорошим поведением.

    Какими бы величественными мы не казались в наших храмах, или в наших аудиториях света и гармонии, какими бы ясными и приятными нас не видели окружающие, какими бы услужливыми и смиренными мы не казались, в глубине нашей психики будут продолжать свое существование все мерзости ада и вся уродливость войн.

    Революционная Психология помогает нам убедиться в необходимости радикальной трансформации и это возможно, только объявив самим себе смертельную войну, безжалостную и жестокую.

    К счастью Иоанн Креститель показал нам секретную дорогу: СМЕРТЬ В САМИХ СЕБЕ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЯ.

    Источник: http://www.vopus.org/ru/gnosis/revolution-consciousness/psychological-death.html

    Психология умирания и смерть

    Отношение к смерти оказывает своеобразное влияние на образ жизни человека. Философская школа стоиков говорит нам о том, что смерть является важнейшим событием в жизни каждого из нас.

    Поскольку мы привычно смотрим на смерть как на абсолютное зло, нам трудно принять мысль о том, что она может оказывать позитивное влияние на жизнь. Между тем подобная точка зрения представ­лена в целом ряде работ. Р. Кочюнас (1999).

    например, говорит о том, что жизнь сразу утратит свою интенсивность, если хотя бы на мгновение отказаться от мысли о смерти.

    Каждый человек неизбежно встречается со смертью родственни­ков и близких. Медицинские работники, психологи, психотерапев­ты наиболее часто сталкиваются с проблемой умирания и смерти при контакте с тяжело и длительно страдающими больными.

    Тана­тология — наука о смерти — новая научная область, появившаяся и связи с возрастающей значимостью этой проблемы и находящаяся в самом начале своего развития. Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет челове­ческую жизнь, и на этом фоне, как это ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности» (Yalom, 1980).

    При прибли­жении смерти наблюдается целый ряд специфических изменений в восприятии жизни (Р. Кочюнас, 1999). к числу которых прежде всею относятся следующие:

    1) заново оцениваются приоритеты жизни — теряют свое значе­ние всякие мелочи, несущественные детали и подробности;

    2) возникает чувство освобождения — не делается то, чего не хо­чется делать; теряют свою силу категории долженствования «дол­жен», «обязан», «необходимо» и т. п.;

    3) усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни;

    4) обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе);

    5) общение с любимыми людьми становится более глубоким, бо­лее полным, насыщенным;

    6) уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать.

    Все эти и подобные им изменения свидетельствуют о повышении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет определенные требования к тем, кто находится рядом с ним, — к врачам, медицинскому персоналу, к родным, друзьям, близким.

    У больною возникают очень важные для него в этот период вопросы, которые он начинает задавать окружающим людям: «Скоро ли я ум­ру?», «Сколько мне еще осталось жить?». Единственно правильного ответа на такой вопрос не существует, несмотря на то. что можно говорить о более или менее универсальных принципах.

    В частности, рекомендуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти. Прежде всего больному советуют привести в порядок жиз­ненные дела, завершить начатое, оставить распоряжения родным и близким.

    Больной имеет право значь правду о своем реальном поло­жении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» совсем не тождественно «обязан­ности знать». Часто знание того, что скоро наступит смерть, не об­легчает состояния больного, и иногда даже лучше, если он знает ме­ньше.

    Наступлению смерти, в соответствии с данными танатологии, в значительной степени может способствовать сильный эмоциональ­ный и социальный кризис, ее может ускорить психологическая ре­акция капитуляции. Известно, что до 6 лет, как правило, ребенок имеет представление об обратимости смерти.

    Приблизительно в пу­бертатном периоде жизни приходит полное понимание и осознание неотвратимости и необратимости смерти. Средний возраст, связан­ный с высокой степенью трудовой активности, с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысли о смерти на самый край созна­ния.

    Реальная угроза жизни, наступающая, например, у пациентов с болезнями системы кровообращения, злокачественными процесса­ми, тяжелыми травмами застает многих пострадавших психологиче­ски неподготовленными.

    В старости человек, как правило, понима­ет и осознает близость смерти, но с трудом может примириться с ней.

    Психологическая подготовка к смерти предполагает исследова­ние некоторых ее философских аспектов.

    Осознание неизбежности смерти, в частности, заставляет человека принимать решение о том, провести ли ему оставшееся отведенное природой время в ожида­нии неизбежного трагического финала или действовать вопреки всему, жить полной жизнью, максимально реализовывая себя в дея­тельности, в общении, вкладывая свой психологический потенциал в каждое мгновение своего существования.

    Профилактически необходимо нарушить табу на разговоры и мысли о смерти и начать готовиться к ней еще в состоянии полной силы и здоровья (Р. Конечный, М. Боухал, 1983).

    При этом полез­ной может быть также и апелляция к альтруизму каждого человека: необходимо сделать собственное умирание переносимым и прием­лемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие воспоминания, проявить сопротивляемость и муже­ство.

    Мера страха смерти не соответствует в современном обществе фактической опасности.

    В цивилизованном мире, в котором физи­ческое состояние людей отчетливо улучшается, увеличивается пани­ческое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения бо­лезней, переживаемых как «фатальные» (инфаркты, рак, СПИД).

    В особенности люди, которые не слишком заняты на работе и не выполняют полезной общественной работы, оставаясь в трудные моменты в одиночестве, все чаще и чаше возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.

    Различные религиозные системы, выполняя таким образом психопрофи-лактическую функцию, воспитывают в людях определен­ные «антитела» к стра-данию и смерти, резистентность по отноше­нию к умиранию и болезни.

    Тема страдания в обрядах и молитвах делала из мысли о смерти, болезни и страданий составную часть психической оснащенности человека; страдание становилось свое­образной «заслугой», которая по достоинству будет оценена в за­гробной жизни.

    Религиозные институты предоставляли всегда по­добным образом определенное облегчение в ситуациях реальной уг­розы умирания и смерти. Атеистическое мировоззрение по сравне­нию с религиозным содержит гораздо меньше иллюзий.

    Различают ряд наиболее характерных психологических реакций на опасность или близость смерти (Р. Конечный, М. Боухал, 1983):

    1) смирение и спокойное принятие неизбежного;

    2) пассивная капитуляция, проявляющаяся в апатии и безразли­чии:

    3) уход в будничные повседневные разговоры и события;

    4) уход в фантазию о бессмертии;

    5) конструктивная деятельность компенсаторного плана, полез­ная (завершение важной работы, разрешение семейных проблем и т. д.) или проблематичная, которая носит характер злоупотребления (употребление токсических веществ, переедание, злоупотребление эротическими и сексуальными переживаниями) — наблюдается при относительно сохранных физических и психических способностях.

    Сообщение диагноза

    Источник: https://megalektsii.ru/s27829t5.html

    Теория и практика экзистенциальной психологии: о смерти и о жизни

    Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол.

    Платон – «Апология Сократа» 

    Говорить о смерти – очень сложно. В такие моменты кажется, что человеческий язык еще не изобрел верно подходящих слов, кажется, что наша культура еще не сумела изобрести правильные представления о смерти.

    Но на самом деле это не так, ибо смерть – это то, что существовало всегда, каким бы ни был уровень развития культуры и общества; и развитие человечества не могло не касаться проблемы смерти, поэтому на самом деле уже есть и уже сказаны и правильные слова, и представления о конечности нашего бытия. Поэтому преодолеть собственное душевное препятствие и поговорить об этом можно, а главное – нужно.

    Экзистенциальная психология учит тому, что причиной неврозов, как я писал ранее, есть конечные данности. Безусловно, смерть это самая «сильная» и пугающая данность; но стоит отметить, что человек, приходящий в терапию, зачастую не ощущает их по отдельности: «вот тут я боюсь смерти, а здесь меня пугает мое одиночество».

    Нет, все они представляются единым целым, и поэтому в терапии в след за одним, поднимаются все вопросы существования.

    Бессмысленность жизни – определяется ее конечностью, когда не станет самого носителя смысла; но экзистенциальный выбор все равно предстоит делать каждому, это и есть пугающая свобода; и перед лицом этой свободы человек одинок, так же как при рождении и смерти; а одиночество – это изоляция, будто «репетиция» того, что будет во время кончины.

    Однако, для удобства мы отделяем эти вещи друг от друга, мы говорим о них отдельно, потому что осознать эту целостность, то, что философы (например, Хайдеггер) называют «Экзистенциальным Ужасом» – можно только лишь по прошествии долгого времени и изучения; да и в психотерапии перед нами стоят несколько другие цели.

    В той или иной форме смерть всегда присутствует в кабинете психолога. Хотелось бы поделиться размышлениями Германа Фейфела на счет смерти, которые могут подтвердить это замечание:

    «Фрейд постулировал существование у человека бессознательного желания смерти, которое он связывал с некоторыми стремлениями к самоуничтожению. Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех идей преследования и, таким образом, косвенно в основе всех видов тревоги.

    Пауль Тиллих, теолог, чье влияние чувствуется в американской психиатрии, построил свою теорию тревоги на онтологическом утверждении о том, что человек конечен, субъект идет к небытию. Отсутствие защищенности может быть хорошим символом смерти. Любая потеря может представлять главную потерю.

    Юнг рассматривал вторую половину жизни как бытие, детерминированное индивидуальным отношением к смерти…»

    Говоря о современности, мы предполагаем зачастую иллюзию прогресса – в науке, обществе, здравоохранении и т.д. Я не буду вдаваться в критику этого «самообмана», скажу лишь то, что смерть остается неразрешимой проблемой.

    И что в прежние времена человека заботило буквально собственное выживание, и что сегодня, когда условно «западный» человек, добился высокого уровня жизни и т.д., эта проблема остается такой же болезненной. Ведь вопреки всему – медицине, технологиям, прогрессу – человек все равно умирает. И это не может его не тревожить.

    Но человеческая психика заботливо «оберегает» личность от таких мрачных мыслей. Происходит процесс «вытеснения» переживаний о смерти (а с ней мы встречаемся регулярно, сами того не замечая) в бессознательное.

    Смерть – как самая очевидная и актуальная данность всегда является примером того, как работает наша психика. Бессознательное – это не просто «емкость», хранилище для запретных мыслей и табу, это скорее постоянный «процесс», сопровождающий нас 24 часа в сутки.

    Смерть и сопутствующие ей представления будто «стираются» из сознания, но остаются в памяти; и в моменты некоторых послаблений сознаний, например во время сна, бессознательное прорывается наружу, в случае сна – через сны. Другая форма проявления – это отображение в творчестве, в искусстве, через рационализацию.

    Вот почему психологам-экзистенциалистам (как, впрочем, и большинству других психологов) так важен анализ сновидений и произведений искусства.

    Но бесконечное игнорирование смерти, ее отрицание может пагубно сказаться на человеке. Естественно, все мы боимся умереть, но иногда этот страх превращается буквально в навязчивую идею.

    Или же, еще чаще, невротик, приходящий к психологу, часто приходит с симптомами далекими от тревоги смерти; но само невротическое состояние пробуждает затаенный страх смерти – и «невротический круг» замыкается.

    Страх смерти тревожит невротика, невротик становится еще более восприимчив к смерти.

    Сейчас рассмотрим некоторые типичные жалобы, которые испытывают пациенты, и за которыми кроится страх смерти. Например:

    1) Панические атаки, фобии.

    Для начала нужно пояснить, что между страхом и тревогой есть разница, всем нам интуитивно понятная. Страх – это переживание и дискомфорт перед чем-то конкретным (пусть и вымышленным или галлюцинаторным). Тревога – это страх без объекта страха, беспричинный страх.

    Много лет тому, Хайдеггер, о котором я уже упоминал, говорил о том, что Ничто – есть наше Бытие. Но смерть – это закономерная и неотъемлемая часть нашего бытия, а значит, и тревога имеет под собой основание – страх смерти, онтологически тревожащий нас изнутри.

    И как верно заметил Ролло Мэй, беспричинный страх силится отыскать себе причину.

    Этими «псевдо»-причинами может быть что угодно – и фобии, и навязчивые опасения. Характерно то, что в любом виде терапии они проходят довольно быстро, но очень часто на их место могут прийти другие фобии, и так буквально до бесконечности. Преодолевая страх перед чем-то, важно раскрыть его до конца и найти настоящую причину.

    Особняком стоят т.н. панические атаки – психосоматические расстройства, возникающие периодически. Они появляются ниоткуда и так же быстро исчезают, а их природа досконально на сегодня неизвестна. Однако, я полагаю, что причиной панических атак выступают сильные переживания, связанные со смертью, угрозой жизни, болезнями и/или эмоциональными потрясениями.

    Автор этих строк, в детстве страдающий такими же паническими атаками, на себе перенес тяжесть этого расстройства. В моем случае, побуждающей причиной были многократные госпитализации в раннем возрасте, а также крайняя моя впечатлительность.

    В результате это приводило к состоянию, когда мое психосоматическое состояние подрывалось, и я, среди всех прочих физических (тошнота, судороги, сердцебиение, температура) симптомов, ощущал буквальную тревогу, страх перед тем, что меня не станет.

    Она заполоняла мое сознание и тело.

    Только спустя несколько лет, неосознанно (через рационализацию и «покорение» смерти готической литературой) преодолев свой собственный страх, я сумел приблизиться к истинной причине детского недуга и избавиться от него. Конечно же, благодатная природа самоанализа, естественно, не дает мне права претендовать на истинность, но, начав собственную практику, я неоднократно убеждался в правоте своих размышлений.

    2) Алкоголизм, наркомания и т.д.

    Ошибочно полагать, что злоупотребление «веществами» – единственно проблема воспитания, семьи или социального статуса. Эти клейма очень легко ставятся и служат для объяснения проблемы с точки зрения общества, но их истинность никак не связана с реальными причинами.

    Скажу лишь то, что алкоголизмом страдают люди как в богатых, так и в бедных семьях; наркоманами становятся независимо от социального статуса. Непьющие семьи вполне могут обзавестись алкоголиком и наоборот.

    Причина – в сугубо человеческом («экзистенциальном») выборе личности… Но об этом мы будем говорить подробнее тогда, когда речь пойдет о свободе и ответственности.

    Злоупотребление чем-либо зачастую является одной из множества проблем, если хотите – ее вершиной. Но нередко причина – это стремление подавить, «забить» в себе тревогу, переживания, которые рвутся наружу и мучают человека.

    В этом смысле, шутка про «бутылку вина – моего психотерапевта» имеет реальное значение. Как мы рассматривали выше, наиболее травматичными переживаниями являются те, которые связаны со смертью, угрозой существованию личности.

    Не обязательно, чтобы угроза личности была прямая – такой точкой отправления может послужить и утрата или болезнь близкого человека. Я не хочу опошлить ситуацию, сказав, что потеряв близкого, человек переживает близость смерти, и лишь о том, чтобы подобное не случилось с ним.

    Но я полагаю, что к горю утраты и переживанию добавляется, конечно же, и собственная тревога, которая может в дальнейшем сильно исказить жизнь человека.

    (Уже закончив страницу, я подумал, что…) При состоянии опьянения, люди испытывают бесстрашие – даже самый хрупкий и боязливый человечек может стать агрессивным и, позабыв о безопасности, совершать по крайней мере напрасные и рискованные поступки: ввязаться в драку, залезть на высоту т.д.

    Эти размышления привели меня к следующему выводу: один из способов преодоления собственной тревоги смерти является символическая «победа» над ней (Подобного рода идей придерживается и И.Ялом).

    И нет, вновь я не хочу свести проявления героизма и сознательный (и оправданный) риск человека лишь к преодолению смерти, нет.

    Это относится к тем поступкам, которые совершаются напрасно, без должного значения и смысла – молодцеватость, пафос, юношеский героизм и эйфория «героя» – ничто иное, как триумф над смертью. Другой вопрос в том, что это триумф временный, и вскоре потребуется его новая «доза».

    3) Проблемы сексуального характера.

    Я не погрешу против истины, если скажу, что сексуальность – так хорошо изученная сегодня, до сих пор нам мало знакома.

    Знакомы техники секса, знакомы физиологические особенности секса, знакомы сексуальные патологии… но смысл секса по-прежнему нам не знаком.

    Вернее так – он не знаком обществу, которое активно манипулирует темой сексуальности с конкретным человеком. И что сказать – манипуляция имеет успех.

    Как-то раз ко мне на прием пришел молодой человек, всего на несколько лет старше меня. Он обладал приятной внешностью и манерами, но никак не мог построить какие бы то ни было стойкие отношения, потому что повсеместно искал секса. Даже встречаясь с нравившейся ему девушкой, он продолжал заниматься поиском партнерш. Кто-то скажет так, очень просто: «бабник!».

    Кто-то, польстившись на дон-жуанство, скажет «красавец! гуляет пока может!». Но мы оба – и я, и он, чувствовали, что причина не в характере или привычке. Но уже спустя две-три встречи он перестал ко мне обращаться, и более мы с ним не виделись.

    Свет на этот случай пролило описание собственного клиента Яломом, который однажды в процессе терапии обнаружил сексуальную компенсацию страха смерти. Т.е., для пациента единственным способом победить смерть было как можно чаще «побуждать себя к жизни» через секс, источник не только удовольствия, но и символический акт единения с жизнью.

    И только сейчас, анализируя наши встречи, я пришел к выводу, что и мой подопечный – молодой, красивый и здоровый, боялся, что все это исчезнет, а он – умрет, и таким образом он подавлял свой страх смерти.

    Но если эти случаи и можно проинтерпретировать как-то иначе, то следующий факт будет красноречивым подтверждением всего вышесказанного: стремление к сексуальной активности увеличивается у смертельно больных.

    Но удивительнее всего то, что смертельно больной партнер становится еще более привлекательным для окружающих! Буквально «овладев» смертью или прикоснувшись к источнику жизни, человек теряет на время тревогу перед смертью…

    Конечно же, эти зарисовки отображают лишь небольшую часть психологических проблем связанных со смертью. Главная же моя цель – это показать то, насколько всепроникающим может быть страх смерти, и какое место может занимать в жизни человека.

    Но сейчас, когда, казалось, проблема смерти, стала хотя бы несколько ближе к пониманию, нужно заметить следующее – смерти, как таковой, нет.

    Проблема состоит в том, что смерть не может быть постигнута нами, и само представление о ней – в разных культурах, религиях и даже социальных средах – может отличаться, причем весьма кардинально. Поэтому, я отмечу – смерть – это в первую очередь культурное привнесение, исходящее из традиций, мировоззрений т.д.

    И если откинуть «смерть» как искусственное слово, перед нами возникнет страх перед не-существованием или Небытием. У нас, в силу ограниченности нашего сознания, нет понимания того, что такое смерть, и эту метафору мы употребляем скорее как означающее страх перед Небытием или Онтологическим страхом.

    Этому страху и воздействию феномена Небытия (смерти) я посвятил свою книжку – «Между Тьмой и Светом». Но все это, между тем, не отменяет того, что призрак Небытия или Смерти постоянно находится рядом с нами.

    Экзистенциальная психология и философия – это те области знаний, где смерть не ограничивается «кабинетными» понятиями, или не считается привнесенным впечатлением, «побочным» продуктом жизнедеятельности.

    В экзистенциализме проблема конечности бытия, проблема (по-сартровски) «бытия и ничто» играет одну из важнейших ролей, и мне кажется это вполне справедливо. «Помни о смерти» – гласит знаменитое выражение. Но мне хотелось бы сказать следующее: смерть не является чем-то априори ужасным.

    Я не зря вынес в эпиграф строчку из «Апологии Сократа» Платона. Вчитайтесь, друзья: «Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол».

    В самом деле, мы знаем о смерти слишком мало, но и слишком сильно боимся ее. Но, как показывают тысячелетия – смерть неизбежна, но человек всегда может выбирать – кем будет для него смерть – учителем или палачом.

    Мне хотелось бы услышать и ваше мнение о проблеме смерти, или, возможно, вы можете поделиться своими впечатлениями на счет темы этой статьи: your-psychologist@inbox.ru. Спасибо!

    Автор Дмитрий Лобачев

    Купить книгу Дмитрия Лобачева “Между тьмой и светом” вы можете на нашем сайте

    КУПИТЬ

    Читайте также другие статьи из цикла:

    Теория и практика экзистенциальной психологии: Краткая история

    Теория и практика экзистенциальной психологии: соотношение человека и экзистенции: как это работает?

    Теория и практика экзистенциальной психологии. Причина невроза и экзистенциальные данности

    Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

    Источник: https://psychologies.today/o-smerti-i-o-zhizni/

    Ссылка на основную публикацию