Служение — психология

Психология служения: традиции и современность. Научно-практическая конференция психологов силовых структур

26 октября 2016 года в Военном университете Министерства обороны РФ состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция психологов силовых структур «Психология служения».

Организаторами конференции выступили: Военный университет Министерства обороны РФ, Общество психологов силовых структур РФ, отделение военной психологии Академии военных наук, Школа современных психотехнологий (г. Москва).

Традиции служения Богу и Отечеству, науке и искусству, семье и ближним в России высоко почитались всегда. С идеалом служения тесно связана осмысленность жизни, подлинность мотивации профессиональной и общественной деятельности, феномен подвижничества и ратный труд. 

Однако до конца ли мы понимаем психологические основы служения? Можем ли уповать на силу традиции и ее «самовоспроизводство» в воинских коллективах? Как психологическая наука и практика деятельности военных психологов могут помочь военнослужащему в разрешении непростых проблем жизненного выбора, коллизий долга и личных интересов?

Предметом обсуждения стали философско-экзистенциальные подходы к пониманию генезиса и содержания феномена служения в жизни человека, психолого-педагогические условия воспитания мотивации служения в войсковой практике, психологическая готовность к самопожертвованию в боевых условиях и боевое братство, как культурный и социально-психологический феномен.
Секция военных священников обстоятельно рассмотрела вопросы духовно-нравственных основ служения, значения и роли военного духовенства в формировании воина.

В целях развития психологических представлений о феномене служения и развития традиций служения в педагогической и войсковой практике участниками конференции предложено в высших учебных заведениях силовых структур:

— внести в тематические планы дисциплины «Общая психология» рассмотрение основных проблем психологии служения;

— разработать тематику курсовых и конкурсных работ по дисциплине «Общая психология» с учетом проблем психологии служения;
— в планы работ кафедр предусмотреть организацию ежегодных методических семинаров, круглых столов и конференций по обсуждению проблем психологии служения в различных областях жизнедеятельности военнослужащего;

— организовать межкафедральный обмен опытом по формам и методам активизации состояний служения у курсантов в ходе учебных и внеаудиторных занятий.

В конференции приняли участие руководители и специалисты-психологи подразделений и специализированных психологических служб Министерства обороны Российской Федерации, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, органов прокуратуры и Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, представители военного духовенства и творческой интеллигенции, преподаватели высших учебных заведений. На фото:
КНЯЗЕВА Елена Георгиевна – генерал-майор, заместитель начальника Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.
МЫМРИН Александр Валерьевич – старший преподаватель кафедры психологии ВУ МО РФ, Генеральный директор Школы современных психотехнологий. Доклад на тему: «Психология служения».
КОРЧЕМНЫЙ Петр Антонович – д.псих.н., профессор. Выступление на тему: «Служение как процесс осознания долга, чести и совести».
ПОЛЯНСКИЙ Михаил Семенович – профессор кафедры психологии ВУ МО РФ, д. пед. н. Выступление на тему: «Героизм и служение Отечеству»
Епископ Орский и Гайский Ириней – к.богосл.н., профессор Орского технологического университета. Выступление на тему: «Православное учение о духе человека и современная психология о душе – сходство или различие?»
ЖИЛЯЕВ Александр Александрович – доцент кафедры психологии, к. пед. н. Выступление на тему: «Формирование мотивации служения у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации»
УТЛИК Эрнст Платонович – профессор кафедры психологии ВУ МО РФ, д.псих.н.
КАЗАКОВА Лариса Петровна – старший преподаватель кафедры психологии ВУ МО РФ, к.п.н. Выступление на тему: «Психологические проблемы профессиональной самоидентификации курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности».
Начальники групп психологической работы округов и флотов.

http://psyrus.ru/photo/index.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=624

Источник: https://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/11/blog-post_5.html

Игум. Нектарий (Морозов). Нужна ли Церкви психология? (+ВИДЕО) / Православие.Ru

Сегодня, в эпоху постоянных стрессов и депрессий, в церковной среде все чаще звучат дискуссии о том, стоит ли верующим в каких-то ситуациях прибегать к помощи психолога или психотерапевта или все это – блажь, ведь для решения подобных проблем достаточно священника. В ряде духовных семинарий курс психологии включен в программу, однако верующие то и дело высказывают опасения, что в этих веяниях проявляется та самая секуляризация церковной жизни – «подстраивание» Православия под модные тенденции времени.

Так нужна ли Церкви психология? Возможно ли соработничество психолога и священника, и если да, то в каких случаях? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Если психолог, то православный

На мой взгляд, огромную ошибку совершают те священники и просто верующие, которые отрицают психологию как таковую, возможность использования психологии в пастырском служении.

И в то же время не меньшей ошибкой будет обращаться к психологам, которые являются неверующими или и вовсе откровенными безбожниками.

Если ты пытаешься жить по Евангелию и сталкиваешься с какими-то непреодолимыми трудностями, то не стоит искать их разрешения в советах людей, совершенно не принимающих твоей системы ценностей, – ничего хорошего из этого не получится, как в басне «Лебедь, рак и щука».

Кроме того, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что психологическую помощь оказывают люди, хотя и имеющие психологическое образование, но не имеющие должной квалификации. Очень часто приходится встречать психологов, которые сами явно страдают от каких-то психологических проблем. В этом случае больной пытается лечить больного, и оба преуспевают на горшее.

Но вместе с тем не счесть случаев, когда обращение к психологу приводит к положительным результатам. Более того, многим помогло и просто чтение книг по психологии – помогло разобраться в себе.

Казалось бы, почему нельзя читать только лишь святых отцов, подвижников благочестия и благодаря этому в самом себе разобраться? На самом деле – можно, в идеале. Если человек является внутренне цельным, то он, находя и исправляя свои ошибки, обойдется без помощи психолога и без психологии как таковой.

Но среди нас таких очень и очень мало. Большинство – это люди, в себе запутавшиеся, буквально заблудившиеся, и для того, чтобы им идти дальше, бывает необходимо весь их жизненный клубок размотать и распутать.

Ты начинаешь с человеком говорить и понимаешь, что значительная часть его сегодняшних проблем связана с детством или с началом его взрослой жизни, семейной жизни.

Человек может быть глубоко травмирован, причем не какими-то катастрофическими событиями, а достаточно заурядными, но с которыми, тем не менее, его душа справиться не смогла. И все, что с ним происходит дальше, уже является следствием этого. Так что ему прежде, чем попытаться себя к чему-то понудить, надо сначала разобраться с той психологической ловушкой, в которую он постоянно проваливается.

Психология не является истиной в последней инстанции, она вообще не является истиной как таковой. Как наука, она достаточно спорна, но вместе с тем она выявляет в жизни конкретного человека и людей в целом, во взаимоотношениях между людьми определенные закономерности.

Когда мы хотим что-либо узнать по определенному вопросу за самое короткое время, естественно обращаться к опыту тех людей, которые этим вопросом углубленно занимаются.

Они могут в чем-то заблуждаться, но у них накоплен достаточно большой материал, которым можно воспользоваться и который можно проанализировать, в том числе с учетом собственного опыта христианской жизни или пастырского служения, если речь идет о священнике.

И вот если такое соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни происходит, оно бывает очень полезно.

О пользе теории игр

Например, еще в юности я прочитал книгу «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» Эрика Бёрна, и, с одной стороны, она меня как-то даже ужаснула, а с другой стороны, принесла мне, как я считаю, огромную пользу.

Автор утверждает, что большая часть людей, осознанно или неосознанно, в течение жизни играет, и различные, даже самые примитивные бытовые конфликты – это такие маленькие игры.

Мы, конечно, не должны свою жизнь строить на основании таких моделей игр, но вместе с тем если мы в этой области жизни более-менее разбираемся и понимаем действующие в ней закономерности, то от очень многих опасностей можем таким образом уклониться.

Есть, например, категория людей, которые вроде бы и верующие, вроде бы и церковные, но приходят к священнику не для того, чтобы что-то изменить в своей жизни посредством исполнения услышанного от него, а для того, чтобы находиться в процессе общения. Говоришь такому человеку, что нужно делать, а он отвечает: а это не поможет, а это я пробовал, а это я не могу по такой-то причине.

И понимаешь: что бы ты ни сказал, всё при этом будет упираться в стену, потому что человек не хочет ничего делать, он хочет общаться, он хочет участия, но не созидательного, а просто траты твоего времени, твоей энергии. И можно было бы на это пойти, но рядом еще стоит множество людей, которые нуждаются в реальной помощи, и ты обделяешь их.

Хорошо это, правильно? Нет, священник не должен играть в подобные игры. Такого человека как раз-таки можно отправить к психологу – причем желательно к платному, у которого лимитировано время. Хочешь платить за пустые разговоры – пожалуйста, а специалист потерпит, знает за что.

Вот, как ни странно, финансовый фактор заставляет человека с большей ответственностью, с большей серьезностью подходить к общению с психологом, чем к общению со священником.

А еще мы можем в себе самих увидеть это желание играть и жить не по-настоящему – и это желание в себе пресечь. Когда я, например, хочу свалить на кого-то свою собственную вину и нахожу для этого способы, то должен остановиться и сказать: «Стоп. Ведь ты играешь в какую-то игру, ты не живешь по истине». А христианин не должен играть, он должен жить.

Когда кто-то не приемлет слова духовного

С моей точки зрения, идеальна ситуация, когда при храме есть приходской психолог. Для чего? Например, бездомному человеку, который просит деньги на лекарства или сами лекарства, одежду, еду, мы не говорим: «Ты должен сначала начать читать утреннее и вечернее правило, прочесть Евангелие, и тогда мы тебе будем помогать.

А если ты к тому времени умрешь с голоду, значит, тебе просто не повезло». Мы помогаем этому человеку без каких-либо условий, потому что помощь – это необходимое, требующееся от нас дело милосердия.

Если нам удастся сердце этого человека привлечь ко Христу, привести его в Церковь и помочь там остаться, то, безусловно, мы выполним некую программу-максимум – то, ради чего мы, собственно, существуем. А если нет, то просто окажем ему милость в том, в чем возможно.

Точно так же в храм сегодня очень часто приходят люди, которые не ищут Бога или помощи от Бога – просто им идти больше некуда, никто и нигде их больше не выслушает, не поговорит с ними, тем более бесплатно.

Нередко такие люди не созрели даже для размышления о каких-то духовных вопросах и ничего не хотят ни слышать, ни знать о Евангелии. В таком случае не стоит пытаться предлагать им слово о Христе.

Если мы заговорили о Спасителе, и это вызвало отторжение, то, значит, надо смотреть, что для человека мы можем в данный момент сделать еще хорошего. Как раз этим было бы закономерно заняться приходскому психологу.

Ведь священник, допустим, не готовит еду для бездомных и не ищет для них одежду – для этого в храме есть социальный работник. Так же и психолог может провести с человеком некую первичную работу, помочь ему выйти из тяжелого состояния, а дальше уже станет понятно, сможет ли этот человек остаться в Церкви и прийти ко Христу или этой первичной помощью нам придется ограничиться.

Конечно, бывает на приходе либо священник, либо кто-то из прихожан с опытом и с рассуждением, с горячим добрым сердцем, который может справиться и без психолога. А порой такой человек по своему житейскому опыту, любви, уму, глубине даже лучше любого психолога. Но такого рода людей не всегда найдешь.

Читайте также:  Немотивированный страх - психология

Если на приходе психолога нет, но священник знает какого-то специалиста, взгляды которого совместимы с христианством, то имеет смысл людей к нему отправлять.

Бывает, что человеку не могут рекомендовать психолога в храме и он находит кого-то самостоятельно; в таком случае не вижу ничего предосудительного, если священник познакомится с этим психологом – ведь надо разобраться, насколько безопасно будет обращение к нему.

Психология в помощь пастырю

Но сказать просто: «Вам надо обратиться к психологу» – нельзя. Это значит отмахнуться. Если специалиста нет, то я буду человеком заниматься сам.

И тут возникает закономерный вопрос: должен ли священник обладать какими-то знаниями в области психологии? Я считаю, что на сегодняшний день – должен, по всем вышеозначенным причинам: для того, чтобы иметь возможность помочь тем, кто слова духовного не приемлет, но кому помочь, тем не менее, необходимо. Да, это, может быть, не задача священника; да, может быть, он таким образом будет забирать время у своего непосредственного служения. Но вот есть человек – разве его бросишь? Если у тебя нет социального работника – снова приведу этот пример, – ты будешь сам оказывать помощь: и одевать, и кормить, а может быть, даже еще и мыть, если человек пришел к тебе в струпьях. То же самое и при отсутствии психолога.

Сегодня фактически каждый священник – по крайней мере, каждый настоятель – берет на себя в силу необходимости множество несвойственных ему функций, хотя вообще-то священнослужитель поставлен на то, чтобы совершать богослужения и духовно окормлять свою паству.

Не его дело – заниматься административно-хозяйственными вопросами, стройкой, экономикой прихода, не его дело – искать деньги. Всем этим должны заниматься люди, которые не предстоят перед Престолом и не совершают Евхаристию.

И если поставить в ряд такие невольные послушания, которыми мы, настоятели храмов, обременены, то необходимость оказать человеку не только духовную, но и психологическую помощь будет среди них чем-то наиболее близким к служению священника и наиболее ему свойственным.

Случается, что какой-то человек не играет, а искренне заходит в тупик и не слушает доводов. Духовник не имеет права сказать: «Уходи, я больше тебе не буду помогать, ты сам сделал свой выбор».

И он начинает искать способы человека переубедить, дав ему для принятия решения не духовную основу, которую тот на данный момент отвергает, а основу житейскую. Это может действительно заставить человека посмотреть на ситуацию с другой точки зрения.

Условно говоря, можно предложить такое рассуждение: «Вот ты совершаешь такой греховный выбор, ради чего? Ты ведь чего-то хочешь? Давай разберемся. Ты этого не получишь. Почему? – А потому что опыт жизненный – не только мой, а десятков тысяч людей – об этом свидетельствует. Многие этот опыт игнорируют и поступают по-своему.

Можешь игнорировать и ты. Но есть законы жизни, которые дал Создатель этой жизни, и они реально действуют». Человек может задуматься, и в нем что-то переменится. Поэтому я уверен, что на таком уровне практическое знание психологии, безусловно, необходимо.

А еще нужно знать и понимать, что священник в процессе общения с людьми хоть и испытывает сильное напряжение, порой даже опустошение, потому что отдает все свои силы, а иногда и переживает самый настоящий надрыв, – но есть благодать Божия, которая оскудевающее восполняет.

И священник не только лишь от себя что-то дает – за ним стоит Господь, поэтому он все-таки в гораздо большей степени сохраняется от тех состояний, в которые часто впадают практикующие психологи: выгорание, бесчувствие, нарушения в собственной психике.

Хотя, опять-таки, если психолог – верующий человек, то он, наверное, будет действовать в чем-то подобно священнику, то есть не сам по себе, а понимая, что он служит таким образом Богу, – будет молиться, будет помощи просить.

А когда человек в чем-либо просит помощи и благословения Божия, то, безусловно, он уже действует не только лишь сам, и Господь его силы оскудевающие тоже восполняет.

В поисках смысла

Я думаю, что сегодня очень хорошей практикой является введение в семинариях курсов, дающих хотя бы базовые познания в области психологии. Естественно, что вести подобного рода занятия должен психолог, который тоже является человеком верующим и который будущим пастырям может дать что-то, не идущее вразрез с христианским учением. Вопреки мнению скептиков, это возможно.

Виктор ФранклЕсть три венские школы психологии. Первая – школа З. Фрейда, с точки зрения которого базовой потребностью человека является наслаждение со всеми вытекающими из этого последствиями. Вторая – школа А.

Адлера, который считал базовой потребностью человека статусность, то есть, по большому счету, положение, власть и прочее. Третья же – школа Виктора Франкла, по мнению которого базовой потребностью каждого человека является смысл.

Франкл не говорит о религиозном смысле, не говорит о превосходстве одного смысла над другим, существуют различные точки зрения на то, верующим ли человеком он был или нет.

Но такое понимание психологии вплотную подходит к христианству, потому что когда ты начинаешь искать смысл своего бытия, то, найдя, подвергаешь его проверке таким универсальным фактом, как смерть.

И по большому счету, состоятелен лишь тот смысл, который выдерживает эту проверку, а выдерживает ее только религиозный смысл, то есть тот, который предполагает жизнь за пределами этой временной жизни. Таким образом, мы в любом случае подходим к религии и дальше – к христианству.

И лично мне кажется, что с тем же Франклом имеет смысл каждому пастырю, интересующемуся психологией, познакомиться.

Более того, когда священник сталкивается с человеком, страдающим какой-либо зависимостью, он рано или поздно понимает, что к наркотикам, алкоголю, игре, компьютерам, деньгам, даже другим людям человека столь болезненно привязывает огромная внутренняя пустота – как раз-таки отсутствие смысла и попытка заменить его неким кумиром. И здесь даже молодому пастырю, у которого большого опыта душепопечения еще нет, знания по психологии могут помочь.

Видеть человека

Отдельная тема, на которой тоже надо остановиться, говоря о психологии, – это тема семейного насилия. Жизнь, которая нас окружает, очень страшна, жестока, и порою в семьях происходят вещи просто ужасающие.

Столкнувшись с жертвами домашнего насилия в разных его формах, священник должен понимать, что психика этих людей сильнейшим образом повреждена и требуется огромный опыт и колоссальные усилия для того, чтобы им помочь.

Да, благодать Божия может исцелить от любой травмы и болезни, но только тогда, когда человек захочет в благодати жить. Однако ему надо на этот путь еще встать. Тот, кто сломал ногу или позвоночник, сначала лежит в гипсе и только потом проходит реабилитацию.

Если ее начать сразу, то результат может быть вплоть до летального исхода. То же самое и здесь. Священник должен знать, что с такими людьми бывает, насколько высок риск суицида, риск развития психических и психосоматических заболеваний, и действовать с учетом этого, а не общим порядком.

И совершенно естественно не ждать, пока накопится собственный опыт общения – может быть слишком поздно, – а воспользоваться тем опытом, который в этой области накоплен множеством специалистов и отражен в профильной литературе. Хотя бы в какой-то минимальной мере – в той, которая необходима для того, чтобы иметь возможность помогать.

Но психологией, как и вообще всем, нельзя чрезмерно увлекаться. И когда ты общаешься с человеком, нельзя видеть схему или психотип, – нужно видеть человека, в поведении которого есть какие-то закономерности, которые могут помочь тебе его понять. Но не должно этими закономерностями подменять его самого как уникальную и неповторимую личность, потому что это будет серьезнейшей ошибкой.

Если помутнено сознание

В церковной среде довольно распространено мнение, что искренняя церковная жизнь может не только решить любые психологические проблемы, но даже излечить психические болезни. Не могу с этим всецело согласиться, и вот почему.

Психическая болезнь предполагает не только изменения душевного состояния, но и какие-то изменения на психофизическом уровне, то есть определенные процессы в коре головного мозга. Безусловно, для Бога нет ничего невозможного, но мы не можем от Него в каждой ситуации требовать чуда и считать, что чудо обязательно должно произойти.

Состояние человека действительно может улучшиться, но ведь нельзя его просто поместить в церковную жизнь как в какую-то среду, которая будет его менять, – он должен войти в нее сам, он должен начать стремиться к какому-то изменению. Если человек шаг за шагом идет ко Христу, он будет меняться, будет выздоравливать, а надломы в нем и травмы, им пережитые, будут заглаживаться.

Всё благодать может преодолеть, и человек станет совершенно иным. Но это происходит тогда, когда человек действительно сам ко Христу тянется. Однако такое стремление мы, к сожалению, сегодня мало в ком обретаем во всей его полноте.

Люди приходят в Церковь, что-то получают, им это кажется достаточным, и они останавливаются, а движение к Богу должно носить характер необратимый и ничем не остановимый. Это удовлетворение малым – один из самых страшных пороков современной христианской жизни. Тем более от человека психически больного трудно ожидать какой-то ярко выраженной воли, потому что сознание его помутнено.

***

Человек – достаточно сложная система, потому что он отступил от той простоты и от той цельности, которая была присуща ему первоначально до грехопадения. Те законы, которые изучает психология, не есть что-то постороннее или потустороннее – они некая данность.

Они тоже следствие грехопадения, но Господь дает нам возможность знанием об этих законах и процессах обладать и этим знанием пользоваться. Не стоит это игнорировать: как врачей сотворил Господь, как говорили отцы, так в каком-то смысле Он сотворил и психологов.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/92541.html

Центр кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской (Москва)

Старейший Центр кризисной психологии, созданный по благословению Патриарха Алексия II находится рядом с метро «Семеновская». Здесь служат высокопрофессиональные православные психологи, которые помогли уже тысячам людей, обратившихся с нашего сайта.

Если Вы (Ваши дети, родственники, друзья, знакомые), нуждаетесь в психологической поддержке в связи с переживанием кризиса:

Разводов, расставаний, проблем в семье 

Горя в связи с потерей близких (или другой утратой)

Тяжелыми соматическими хроническими заболеваниями (онкологические, кардиологические и др )

Переживающим физическое насилие или психические страдания, связанные с участием в боевых действиях, стихийными бедствиями, катастрофами, актами терроризма, вынужденной миграции, неуставными отношениями в армии, преступлениями против личности, переживанием посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР)

 а так же другими системными кризисами

Помощь оказывается

  Взрослым и детям

  членам любых религиозных конфессий, маловерующим, сомневающимся и атеистам.

  за пожертвования, которые определяются вашими возможностями и благодарностью. Оказание помощи в Центре никак не связано с суммой пожертвования(или его полного отсутствия) .

Если у Вас тяжелое материальное положение, то это ни в коем случае не должно Вас останавливать в получении психологической помощи в Центре.

Читайте также:  Признаки безответственности - психология

Сотрудники Центра в первую очередь воспринимают свой труд именно как служение Богу, а не зарабатывание денег.

В центре трудятся несколько психологов.

Руководит Центром Хасьминский Михаил Игоревич

Главный редактор сетевого журнала «Русская православная психология» (www.dusha-orthodox.ru). Главный эксперт группы сайтов Пережить, Член Ассоциации онкопсихологов России,

Составитель серии книг для переживающих горе. Автор многих публикаций и интервью, а также соавтор более 10 популярных книг. Многие интервью и статьи по кризисной психологии были переведены и опубликованы на сербском, английском, румынском, китайском, украинском, немецком языках

Ведущий семинаров и тренингов по практической кризисной и православной психологии.

Занимается научной, преподавательской и общественной деятельностью

Записаться к Михаилу Игоревичу Хасьминскому Вы можете по тел +7 (925) 642-34-61

Живущим вне Москвы доступны консультации кризисного психолога Михаила Хасьминского по скайпу

Источник: http://www.perejit.ru/main/psycholog?id=147

«Мотивация и личность»

Мы выявили еще одну особенность исследованных нами людей. Я говорю о присущей им сосредоточенности на проблемах внешнего порядка. Если попытаться найти название этой особенности, то я бы предложил назвать ее служением в противоположность эгоцентрическим тенденциям.

В отличие от неуверенных, тревожных людей с их склонностью к постоянному самоанализу и самокопанию, этих людей мало беспокоят личные проблемы, они не слишком склонны размышлять о себе.

Почти у каждого из них есть призвание и дело, которым они служат, которым они посвящают себя без остатка, почти каждый из них озабочен какой-то важной проблемой, решение которой требует от него всех сил и энергии (72, 134).

Это не обязательно любимое занятие, не обязательно дело, которого человек желал, или занятия, к которым он стремился, это может быть дело, которым он чувствует себя обязанным заниматься.

Именно поэтому я говорю о служении, о жизненной миссии, а не просто о «любимом» деле.

Эти люди, как правило, не озабочены проблемами личного, эгоистического характера, они в большинстве своем думают о благе других людей – всего человечества, своих сограждан или же о благе близких и дорогих им людей.

За небольшим исключением практически у всех наших испытуемых мы отметили одну характерную особенность.

Эти люди склонны к размышлениям об основополагающих проблемах человеческого бытия, они задаются теми вечными, фундаментальными вопросами, которые мы называем философскими или нравственными. Можно сказать, что они живут в глобальной системе координат.

В частном они умеют видеть общее, и никакие, даже самые яркие частные проявления не скроют от них общей картины.

В основе их системы координат или системы ценностей никогда не лежит местечковый патриотизм, как правило, в ней отражен опыт всей истории развития человечества, она отвечает не сиюминутным запросам, не социальному заказу, а требованиям эпохи. Одним словом, эти люди в каком-то смысле, несомненно, философы, хотя их философия не обязательно наукообразна, иногда это то, что можно назвать житейской философией.

Разумеется, такая установка сказывается практически на всех аспектах их жизни. Так, например, один из главных симптомов, с которого мы начинали изучение целостного синдрома самоактуализации и который был обозначен нами как широта (или не-мелочность), несомненно, есть проявлением этой более общей характеристики.

Способность вознестись над обыденностью, умение отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе, sub specie aetemitatis35 имеет огромное социальное значение.

По-видимому, именно этой способностью объясняется умиротворенность, свойственная самоактуализирующимся людям, их умение сохранять спокойствие, не тревожиться по пустякам, – свойства, которые облегчают жизнь не только им самим, но и окружающим их людям.

Источник: http://www.persev.ru/book/sluzhenie

Зачем нужна христианская психология

В 2009 году в Москве открылся Институт христианской психологии (ИХП). Ректор института – православный священник Андрей Лоргус. Мы попросили отца Андрея рассказать об институте.

– Отец Андрей, ваш институт первый в России? Сейчас есть факультет психологии Российского православного института св. Иоанна Богослова, да и многие психологи развивают христианское направление в психологии.

– Наш Институт действительно первый в постдипломном (дополнительном) образовании дает специализацию по христианской психологии. Образовательная программа Института – это уникальное сочетание духовной традиции Православия, христианской антропологии и современной научной психологии.

У нас уже есть опыт организации высшего профессионального образования. В 2002 году я был назначен деканом первого в России факультета психологии в православном институте св. Иоанна Богослова.

Перед нами стояла задача создать на базе государственного стандарта такую образовательную программу по психологии, которая бы полностью соответствовала христианскому мировоззрению и современным церковным задачам. Я уверен, что нам это удалось. Однако потенциал развития этого института оказался исчерпанным.

Поэтому возникла необходимость создать научное образовательное учреждение с бОльшими возможностями и перспективами. В современном Российском образовании нет подобного института. Создание Института христианской психологии может восполнить в системе образования существующий “пробел”.

– Так ли необходимо дополнительное христианское образование специалисту?

Дополнительное образование необходимо многим психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, а также священнослужителям, которые хотят повысить свою профессиональную квалификацию или пройти курс переподготовки, чтобы успешно сочетать в своей работе практические психологические навыки и знания о христианской природе личности человека.

Приведу пример. Когда психолог в своей работе сталкивается с практикой покаяния и борьбы со страстями, он, как правило, не знает, чем помочь верующему человеку, а также не чувствует, где проходит граница между психологической и пастырской помощью.

Для оказания компетентной психологической помощи психологу необходимы специальные знания по христианской антропологии, аскетике, христианской психологии и четкое понимание, где заканчивается работа психолога, и начинается служение священника.

Так же и священнослужитель не всегда может различить случаи, когда человеку нужен не духовный совет, а психологическая консультация.

Мы разработали авторские программы и спецкурсы, соединяющие в себе духовную практику с психологическими знаниями («Вина и грех», «Чувства и страсти», «Духовный и личностный кризис» и др.).

Для любого человека полученные знания и инструменты послужат проводником на трудном духовном жизненном пути.

Учреждение нового учебного, научного и просветительского института может создать базу для развития христианской психологии.

– Чем отличается христианская психология от других психологических школ и направлений?

По мнению зав. кафедрой Общей психологии МГУ профессора Б.С.

Братуся, христианская психология как некое новое направление пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека.

В этом и заключается простое, но важное отличие ее от других направлений психологии. Это отличие проявляет себя прежде всего в тех областях, которые связаны с личностью, психотерапией, в общем, с человеком.

– Есть ли необходимость в создании этого нового направления в психологии?

Необходимость в христианской психологии есть. Христианство имеет неоценимые духовные и антропологические богатства (знания о человеке), которые в настоящее время воплощаются в психологии.

Христианская психология – закономерный этап развития психологии на базе христианских ценностей, христианской антропологии и богословия. Однако, психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей.

Поэтому развитие психологии обогащается появлением христианской школы в обще гуманитарной парадигме психологической науки.

Потребность в психологических знаниях для современного христианина очевидна: помощь себе и своей семье, воспитание детей, психологическая помощь в церкви, уход за больными и многие вопросы социального церковного служения нуждаются в психологических знаниях.

Для успешной социальной деятельности Церкви и членам приходских общин, и священнослужителям необходима психологическая подготовка.

Ведь социальное служение в детских домах, больницах, психоневрологических интернатах невозможно осуществить без специального обучения навыкам общения и знаниям специфики оказания помощи сиротам, больным и инвалидам.

Без такой специальной подготовки у волонтеров и специалистов очень быстро может наступить эмоциональное выгорание – потеря интереса и смысла деятельности, хроническая усталость, уныние, раздражительность, что, конечно, негативно скажется как на качестве работы, так и на духовном и психологическом состоянии личности помощника.

– Какие цели и задачи ставит перед собой институт?

Институт христианской психологии создаст научную и образовательную базу для развития постдипломного (дополнительного) образования. Образовательная деятельность по специальности Психология в российском образовании развита достаточно. Однако постдипломное образование ещё нуждается в дополнительных шагах. Создание Института христианской психологии внесет свой вклад в это дело.

Главное же, это создаст необходимую базу для развития и поддержки усилий, направленных на развитие социального церковного (православного) служения – служения, так необходимого обществу.

– Смогут ли учиться в Институте специалисты, не имеющие богословского образования?

В образовательные программы Института включены основы христианской антропологии и богословия, предполагается знакомство со основными необходимыми для практической работы святоотеческими трудами, поэтому для успешного обучения христианской психологии специальной богословской подготовки не требуется.

– А те, у кого нет ни психологического, ни медицинского, ни педагогического образования могут ли поучиться?

– Для «не психологов» мы предлагаем программу переквалификации. Они смогут освоить как богословские, так и основные психологические дисциплины. Программа переподготовки включает в себя курсы общей, социальной, возрастной психологии, психодиагностики, истории психологии и психотерапии и др. Такая программа продлится три семестра.

– Начался первый набор. Какими вы видите ваших выпускников?

Наши выпускники – это прежде всего психологически и духовно зрелые личности. Ведь только вступив на путь самопознания, на путь духовного и личностного роста, начав осознанно и ответственно реализовывать заложенные Богом таланты и способности, человек оказывается способным разглядеть и помочь раскрыться внутреннему потенциалу другой личности.

Наши выпускники – квалифицированные участники Церковных программ социального служения – психологи, волонтеры, социальные работники, обладающие специальными знаниями и навыками и способные оказать профессиональную помощь тем, кто в ней нуждается.

Полученные знания пригодятся нашим выпускникам не только в их служении, а также в своей личной, семейной и общественной жизни.

– Значит ли это, что христианская психология может быть применима в личных целях, а не только для социального служения?

Обучение психологии помогает человеку разобраться в себе, поэтому личная польза от занятий христианской психологией очевидна. Не секрет, что многие приходят учиться психологии, чтобы, прежде всего, научиться понимать себя, разобраться со своими проблемами, построить свою жизнь в обществе и помочь своим близким.

Наши авторские программы и мастер-классы по христианской психологии личности, по возрастной психологии и психологии общения, по психологии семьи и брака отвечают на многие вопросы, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни.

Зная закономерности психического и личностного развития, этапы и шаги выхода из кризиса, способы разрешения конфликтных ситуаций, человек начинает более адекватно воспринимать себя, других людей и окружающую действительность, спокойнее реагировать на сложные жизненные ситуации, быстрее находить выход из затруднительных положений, соблюдая при этом нравственные и этические нормы и не нарушая христианские заповеди.

– Каков ваш Институт сейчас?

Институт только начинает свою деятельность, но опыта и знаний к сегодняшнему дню мы накопили много. Мы продолжаем прием слушателей на три образовательные программы:

* для психологов, педагогов, медиков и социальных работников – повышение квалификации, * для не психологов, имеющих любое высшее образование – программа переподготовки,

* для иногородних специалистов – программа-интенсив.

Наши преподаватели – выпускники факультета психологии МГУ, то есть представители московской психологической школы, кандидаты и доктора психологических наук.

Мы ведем как образовательную деятельность, так и научную, просветительскую, принимаем участие в международных проектах.

Мы проводим тематические семинары и психологические группы по широкому кругу проблем современного человека, христианина. У нас немало международных связей по христианской антропологии и психологии. Мы сотрудничаем со многими христианскими психологами из России и других стран.

– Сколько стоит обучение в вашем институте?

Образование, причем качественное, всегда ценилось, так как это залог профессионального успеха в будущем.

Читайте также:  Гипертим и религия - психология

Качество образования – это компетентность преподавателей, серьезная научная база, доступная и увлекательная форма подачи сложного материала, выверенные методы практической работы.

По меркам современного высшего образования соотношение стоимости обучения и его качества у нас оптимальное.
Мы уверены – учиться у нас будет и почетно, и полезно, и интересно.

Источник: http://www.pravmir.ru/zachem-nuzhna-xristianskaya-psixologiya/

Новости

Главная Новости

Страницы: 1 2 3 4 5 … 59

Интересные факты из жизни Церкви на Псковской земле в послевоенный период Иеродиакон Феофан (Бортников) Что мы знаем о жизни простых верующих людей 1950-х годов? Сразу представляются старушки-прихожанки в пустых храмах и молодежь вне церковной ограды, которая борется за светлое будущее без Бога.

Но везде ли было так?Епархия и монастырь как монолит: роль Псково-Печерского монастыря в жизни советских граждан Иоанн Ефимов Монастырь в Советском союзе послевоенных лет — явление, малоизвестное нашим согражданам.

Какова была жизнь Псково-Печерской обители и ее влияние на близлежащие территории, на религиозность людей и даже на их быт?Вознесшийся от нас – с нами! Сретенская семинарияИнтересные факты о празднике Вознесения Господня

Через 40 дней после Своего Воскресения Иисус Христос вознесся на небеса, открыв этот путь и людям. В чем смысл Вознесения? Если Господь открыл двери рая, то почему называют апостола Петра носителем ключей от рая? Где место, откуда вознесся Спаситель, что сейчас там находится? Можем ли мы найти пророчества об этом событии в книгах Ветхого Завета? Как праздновали этот праздник ранние христиане? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Вознесением Господним.

Пасхальный концерт хора Сретенской духовной семинарии Сретенская семинария В рамках XVII Московского Пасхального фестиваля хор Сретенской духовной семинарии дал несколько концертов. Один из них прошел 25 мая 2018 года в Пансионате для ветеранов труда №31 г. Москвы. Публикуем запись выступления семинарского хора.Праздник перенесения мощей сщмч.

Илариона в Сретенском монастыре Сретенская семинария 10 мая 2018 года, в день празднования перенесения мощей сщмч. Илариона (Троицкого) из Санкт-Петербурга в Сретенский монастырь епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии, совершил две хиротонии: пресвитерскую и диаконскую.Диалог о счастье.

Встреча в Государственном университете по землеустройству Иван Мельник Разговор о счастье вели учащиеся и преподаватель Сретенской духовной семинарии Павел Кузенков, насельник Сретенской обители монах Рафаил (Попов) и студенты и преподаватели Государственного университета по землеустройству.

История в фактах: Церковь на Псковской земле в первые послевоенные годы Иеродиакон Феофан (Бортников) При помощи анализа докладных записок и отчетов уполномоченного можно разносторонне проанализировать состояние религиозной жизни православных общин послевоенных лет в Псковской области в частности и в СССР в целомОпыт перевода Послания апостола Павла к Евреям в свете традиционного подхода к текстам Библии Иерей Сергей Трущелев На Карфагенском соборе (397г.) Послание к Римлянам решительно было признано посланием апостола Павла. Обоснование и уяснение духа и силы христианства делает послание в высшей степени важным и ценным не только для евреев, но и для всех верующих всех времен и народов.»Русский язык: от аза до селфи». Конференция в Сретенской духовной семинарии Сретенская семинария В понедельник 23 апреля в библиотеке Сретенской духовной семинарии прошла научно-практическая конференция по истории и современному состоянию русского языка, названная «Русский язык: от аза до селфи».Рукоположение во диакона студента 4 курса Сретенской духовной семинарии Алексея Лысенко Сретенская семинария В Неделю третью по Пасхе, святых жен-мироносиц, 22 апреля 2018 года, епископ Егорьевский Тихон, ректор Сретенской духовной семинарии, рукоположил студента 4 курса Алексея Лысенко в сан диакона.Установление даты Пасхи и дискуссии по поводу ее совпадения с иудейской традицией Михаил Петрухно Как были установлены даты празднования Пасхи и кто к этому причастен? Событие произошло на Никейском Соборе, вот только узнаём мы об этом не из письменного постановления, а из других, косвенных источников.Мироносицы: достойная орфография Лариса Маршева Праздник святых жен-мироносиц — прекрасный повод вспомнить правила написания этого самого слова по-церковнославянски, а заодно и ответить на вопрос: правильно ли мы понимаем название одного из самых известных романов русской литературы?«Непрямая дорога»: об объективности, архивах и истории Церкви на Псковщине Иеродиакон Феофан (Бортников) Жизнь Церкви на Псковской земле имеет богатую и славную историю. Однако большое количество архивных данных, освящающих церковную жизнь в Псковской области в cоветский период, мало представлены в литературе. Данная работа призвана восполнить этот пробел.Политика двойных стандартов в годы «оттепели»: Церковь и государство Иерей Илья Матвеев В новой антирелигиозной политике редко использовались репрессивные меры. Но зато с помощью насильственных административных методов шло жесткое сокращение церковных структур: закрытие духовных школ, запрет дел милосердия.О самом важном проявлении любви к умершим Иоанн Ткаченко Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи – издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего. Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва.

Страницы: 1 2 3 4 5 … 59

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Хор Сретенской духовной семинарии — Тропарь велмуч. Федору Тирону. 2 глас. Зосимовой пустыни. Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии — Ныне силы небесныя (Г.Ф. Львовский). Запись с богослужения

Хор Сретенской духовной семинарии — Ипакои Кресту. в обр. архм. Мафтфея. Запись с богослужения

Источник: http://sdsmp.ru/news/n7179/

Служение — это процесс осознания

События в жизни каждого человека отмеряются мерой служения, служения себе, людям и Богу.

Служение — это процесс осознания собственной деятельности в соответствии с общим представлением о жизни. Служение — это новый этап в развитии человечества, где каждому суждено научиться служить. Служить в радости текущего дня, осознавая радость от того, что у нас есть такая возможность это делать. В этом, кроется новый этап эволюционного развития.

Именно этот этап, возведет Храм любви в сердце каждого человека. Все в Мироздании служат, и служат в радости и любви. Не служат те, кто погряз в эгоистичности собственных порождений, считая, что служение, это акт повиновения, рабства, низости и слабости.

Слабость — это маска, за которой скрывается человечек, выражающий свою силу, через злость, насилие, равнодушие, власть и деспотичность.

Чем больше человек осознает свою многомерную значимость, тем больше он осознает свое служение на благо людей. Ни одна цепь взаимоотношений между существами, движущимися в Духовном развитии, не существует без служения. Самые высшие формы отношений между существами Вселенной, формируются через служение. Так, что же такое служение?

Служение — это эквивалент любви, милосердия, радости, силе, такту, мудрости и чистоте Души. Именно служение приводит человека к смирению его бунтующей Души. Именно служение приводит человека к гармонии.

В служении, человек понимает свою связь со всем Мирозданием, со всеми людьми. А главное, он понимает свое здесь и сейчас, в котором заключен процесс сотворчества, процесс глубокого осознания того, что он служит человеку, встреча с которым, является самым важным в настоящий момент.

Нет ничего важнее, чем встреча здесь и сейчас. Ведь, она дана нам самим Законом Кармы. А Карма — это Закон! Сам Бог, является Законом для всего Мироздания. Поэтому, в служении здесь и сейчас, мы служим Богу.

Именно, через Божественные пути взаимоотношений к нам приходят те люди, у которых не развязаны наши кармические узлы. И эта встреча, является самой важной на настоящем этапе.

Научитесь отслеживать свое настоящее. Если вы заняты важным делом здесь и сейчас, а к вам приходит человек за помощью, за советом, или просто для разговора или совместной работы, Тогда то, тем, чем вы занимались, является уже не настоящим, а прошлым. А настоящим является то, что приходит здесь и сейчас.

Но не нужно это понимать буквально. Ведь есть ситуации, где мы не можем оставить то, чем мы занимаемся в настоящем. Например, операции, то есть, физическая работа, которая требует присутствия здесь и сейчас. То есть, вся срочная работа, которая не может быть приостановлена.

Тогда, задача человека в служении, тактично перенести разговор на потом. Понимание между двумя индивидуумами создает служение по отношению друг к другу. Они глубоко осознают значимость того, что они делают сейчас. Они уважают миг настоящего каждого человека и поэтому не нарушают тишину пространства человека.

В таком служении человек служит себе, людям всему Мирозданию, а значит Богу. Именно в таком служении, формируется порядок внутри порядка, который заключает в себе баланс на всех уровнях сознания. Подобное служение создает гармонию не только в умах этих двух людей, но и баланс в едином поле сознания.

Ведь все то, что связано с катаклизмами, с мировыми процессами на Земле, дестабилизирующие общество, на самом деле вызвано нашей с вами дестабилизацией в наших сердцах. Эти волны общественных волнений на физическом уровне, являются волнами, бушующими в нашем сознании. Именно они вызывают все то, что происходит на Земле.

Если мы хотим прийти к миру, равновесию, счастью и любви, мы должны осознать служение, как форму эволюционного роста. Без нее, мы не сможем сделать шаг навстречу новым энергиям и новым отношениям. Служение, не может быть корыстным и хитрым. Духовное служение не имеет интереса.

В Духовном служении присутствует все, что является чистотой Бога. Это глубокое осознание природы человека и его взаимоотношений, является главным на любых уровнях развития.

В наше время, служение — это Миссия каждого человека. Потому, что, именно в служении сжигается остаточная карма. Не имеет значения, служим ли мы своим родителям, детям, близким, ученикам, мы все равно служим Богу. Если мы служим Богу и осознаем это, тогда мы осознаем свою значимость в мировом служении.

Вся структура Мироздания Высших Сил — это служение друг другу. И на этих уровнях, где отсутствует эго, служение происходит, как неизбежная форма передачи своей любви не только одному человеку, который в данный момент пришел к вам, но и всему Мирозданию. Потому, что через служение, мы строим новую реальность, новый мир.

И в этом мире, служение, будет обыкновенной формой поведения. Служить — значит осознавать. Отсутствие служения, это отсутствие осознания себя и жизни в целом. Отсутствие осознания — это деструктивность в поведении на всех уровнях сознания, а значит, остановка и деградирующая форма увядания Души. Если общество не пришло к осознанию служения, тогда это общество обречено.

И пока мы не научимся служить настоящему мгновению, то наше настоящее не станет для нас единственной возможностью эволюционироваться, и до тех пор волнения в коллективном сознании будут обрушиваться на карму каждого человека, ввергая его в водоворот коллективного поля.

И под воздействием этих коллективных процессов, человек во многих случаях, не может самостоятельно думать. Он думает так, как думает все общество. И если общество деструктивно, то сила этой коллективной мысли создает колебания на вибрационных уровнях и влечет за собой катастрофы, развитие новых форм заболеваний, войны, насилие, голод и манипуляции.

Если мы не служим, тогда нас нет в настоящем. Если нас нет в настоящем, значит, наше сознание становится мертвым. Мы не можем себе позволить такое состоянии в мире, ведь мы являемся причиной этого мира.

Источник: http://www.niktosark.com/index.php/zhizn/846-sluzhenie-eto-protsess-osoznaniya

Ссылка на основную публикацию