Совесть и дрессировка — психология

Совесть с точки зрения психоаналитика

Совесть и дрессировка - психология

Совесть с точки зрения психоаналитика

Специфика «совести состоит в том, что это есть знание об эмоциональной ценности представлений, имеющихся у нас по поводу мотивов наших действий.

Уже из этого определения видно, что совесть является сложным феноменом, состоящим частью из элементарного волевого акта или сознательно необоснованного стремления к действию, а частью из разумного чувства. Сложный феномен совести состоит из двух уровней.

Один из них, образующий основание, содержит в себе психическое явление, а другой — своего рода надстройка содержит утверждающее или отрицающее суждение субъекта.

Сложности феномена соответствует его пространная эмпирическая феноменология.

Совесть может предварять, сопутствовать, дополнять сознательное, выступать как просто привходящее аффективное явление при протекании какихлибо психических процессов (причем моральный ее характер тут не сразу различим). Моральная оценка действия не всегда есть дело сознательного, но может функционировать и без его участия.

Далее Юнг анализирует теорию Фрейда о «СверхЯ «. Он утверждает, что бессознательное старше сознательного. Бессознательное не поддается никакому (или почти никакому) воздействию сознательных волевых актов. Или оно может лишь вытесняться или подавляться, да и то по большей части только на время. Это вытеснение исходит из некого психического фактора, так называемого «СверхЯ «(по Фрейду).

Юнг отождествляет понятие «СверхЯ » С так называемым «моральным кодексом «. В этом понятии нет ничего того, что выходило бы за рамки общеизвестного. Особенностью является тот факт, что в индивидуальном случае тот или иной аспект моральной традиции выступает как бессознательный.

Пока царствуют традиционные моральные предписания, отличить от них совесть практически невозможно.

Поэтому мы так часто встречаемся с мнением, будто совесть есть не что иное, как воздействие моральных предписаний, что ее не существовало бы вообще без моральных законов.

Феномен, именуемый нами «совестью «, обнаруживается повсюду, во всем человеческом. Совесть не совпадает с моральным кодексом, а скорее ему предшествует, и она содержательно его превосходит.

Как ни обосновывать совесть, она ставит индивиду требование: следуй своему внутреннему голосу, не бойся сбиться с пути. Можно не повиноваться этому приказу, ссылаясь на моральный кодекс, но при этом испытывая тяжелое чувство измены.

Совесть является автономным психическим фактором. «Совесть — это требование, которое либо вообще направлено против субъекта, либо по меньшей мере готовит ему немалые трудности «. Разумеется, этим не отрицается наличие случаев бессовестности.

Представлять себе совесть чемто полученным в результате обучения может лишь тот, кто воображает, будто она была уже в предыстории, когда возникли первые моральные реакции. Совесть — далеко не единственный автономный внутренний фактор, противостоящий воле субъекта. Таков всякий комплекс, а ведь никто в здравом уме не скажет, что комплекс есть результат обучения.

Никто не имел бы ни единого комплекса, если бы ему вдалбливали его путем обучения. Даже домашние животные, которым никак не припишешь совести, имеют комплексы и моральные реакции.

Нет другого такого психического феномена, который отчетливее высвечивал бы полярность души, нежели совесть. Несомненную ее динамику, чтобы вообще ее понимать, следует представлять энергетически, т.е.

как некий потенциал, возникающий из противоположностей. Совесть доводит до сознательного восприятия всегда и по необходимости существующие противоположности. Величайшей ошибкой является предположение, будто от этой противоречивости можно избавиться.

Она является неизбежным структурным элементом психики.

источник неизвестен

Источник: http://hr-portal.ru/article/sovest-s-tochki-zreniya-psihoanalitika

Методическая разработка по теме

Лука Николаевич Табитуев

социальный педагог школы-интерната

с. Панаевск, Ямальский район, ЯНАО

Тема: «Совесть — внутренний судья человека».

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть».

Форма: классный час-размышление.

Участники: учащиеся класса, социальный педагог, классный руководитель.

Подготовительный этап: Готовясь к классному часу, учащиеся могут подобрать поговорки, пословицы высказывания о совести.

Оформление: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова П.А. Гольбаха «Совесть — это наш внутренний судья»

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Наш разговор — о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «Совесть» — ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

Далее учитель предлагает учащимся высказать свою точку зрения на определения совести, например:

В ком стыд, в том и совесть (Русская пословица)

Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце.(Л.Ландау)

Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.9ж.ж.руссо0

Уместно будет выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.

Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть» является важнейшим критерием в нравственной оценке человека?

Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой.

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по — вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

  1. Бедности своих родителей?
  2. Неряшливого вида?
  3. Аккуратной но не модной одежды?
  4. Пренебрежения к окружающим?
  5. Грубости по отношению к людям?
  6. Высокомерия?
  7. Чего-то еще?
  8. У А.С.Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
  9. А значит — поступать по совести?

Упражнение «Нравственная дилемма»

(работа в микрогруппах по 5-6 человек)

Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

  1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелёк, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете. Он должен поступить?
  2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствующий на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом дел сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге-«2». О своём звонке Володе Сережа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.
  3. Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была бы ваша реакция?

Можно ли развивать свою совесть? Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести-это глубокая работа ума и сердца.

Закончить классный час можно строками Булата Окуджавы.

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Может, и не станешь победителем,

О зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Подводя итоги классного часа, предложите учащимся высказать свою точку зрения о том, что нового узнали, обсуждая эту тему, над, чем задумались впервые, что им помог понять классный час?

Список литературы:

1. Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла // Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

4. Флоренская Т. Мир дому твоему. Тело, душа и дух – Воспитание школьников. — № 6. – 1998.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/08/05/beseda-sovest-vnutrenniy-sudya-cheloveka

Совесть и её проявление

ПЛАН 1. Вступление. 2. Определение совести. 3. Природа совести и ее обучение. 4. Проявление совести в качестве… а) …советника; б) …GPS-навигатора; в) …прокурора или судьи. 5. Современное проявление совести. 6. Заключение.

7. Список литературы.

ВСТУПЛЕНИЕ
«Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию.

Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим.

Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему.

Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа.

Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

Определение совести
Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма.

К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель.

Хочу привести буквально несколько из них:

1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».

(Современный толковый словарь).
Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне.

А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека.

Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны.

Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

Читайте также:  Прекращение конфликтного поведения - психология

Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

Природа совести и ее обучение
Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения.

Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума.

Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

Возьмем теорию об искусственном происхождении совести.

К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли.

Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном.

Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей.

В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть.

Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон.

Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15).

Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

Источник: http://www.etica.in.ua/sovest-i-eyo-proyavlenie/

Как утверждается в детском возрасте понятие «Совесть»?

Нравственные чувства (уважение, человеколюбие, сострадание, честность, дружба, терпимость, ответственность и др.) закладываются уже в дошкольном возрасте во время игры и в эпизодах труда, когда дети помогают взрослым.

Именно в игре малыш испытывает первые коллективные радости и огорчения.

Труд ребёнка в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте представляет, в основном, самообслуживание, но он приносит ему большую радость при правильном воспитании уважительного отношения.

Для подростка же характерным является осознание чувства совести, играющего роль внутреннего судьи. Если у подростка не развито чувство собственного достоинства, сочувствия, справедливости, дружбы, то и с совестью у него не будет благополучно, а ведь она очень важна для регуляции собственного поведения. Чувство совести побуждает, к тому же, подростка и старшеклассника к самовоспитанию.

Отправным пунктом для воспитания у детей гуманизма, любви, дружбы являются эмоции на отношения людей друг к другу.

Ребёнок принимает нормы нравственности, предлагаемые взрослыми, усваивает их, и, как следствие, у него возникает оценочное отношение к собственным поступкам — регулятор его нравственного поведения, называемый совестью.

На родителях лежит большая ответственность за воспитание детей — научить их жить в согласии с совестью: уважая чужие жизни, не злословя, не предавая, не обманывая…

Оценочное отношение к собственным поступкам, а также поступкам других людей, всегда эмоционально, поэтому совесть и выступает эмоционально-оценочным отношением к поведению. Путем сложной эволюции и дифференциации чувство стыда и нравственный опыт многих поколений поднялись до высокого понятия «Совесть».

Дети по-разному одарены стыдливостью, и так же различно действуют на них воспитание и среда.

Если Вы, дорогие родители, сумеете внушить своему ребёнку с ранних лет, что распущенность не может быть целью жизни, что душа человека драгоценнее тела (над телом властвует природа, а душу составляют ум, совесть, чувства справедливости, доброты, человечности, ответственности за свои поступки), то, возможно, избавите его в дальнейшей жизни от множества страданий.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте понятие совести, как правило, связано с неэтичным поведением или проявлением стыда, то у старшеклассников её проявлением могут быть переживания, побуждающие к нравственно-справедливым поступкам. В случае отклонения от принятых норм поведения у детей появляются стыд и самоосуждение, стимулирующие самоисправление.

У взрослого человека сильные угрызения совести могут появиться не только при неэтичном поведении, но и при упущении возможностей совершить нравственный поступок: «Почему не навестил?», «Почему не писал?», «Почему не помог?».

Совесть является важным фактором при принятии человеком ответственных решений, выражая способность осуществлять нравственный самоконтроль, требуя от себя выполнения различных обязательств и производя самооценку совершаемых поступков.

Рождается ли человек с совестью? Этот вопрос издавна интересовал философов, ведь общеизвестен факт, что маленьким детям приходится объяснять, что это такое.

Люди появляются на свет с чувством интуиции, и это явление природное: у одних она развита в большей степени, у других — в меньшей, однако основы нравственности прививаются воспитанием.

Во многих языках словообразование указывает на связь понятий «Сознание» и «Совесть», и это неслучайно: сознание является основой всех проявлений психики, а совесть представляет основу нравственности.

Оценка человеком поступков происходит в виде суждений и выражает чувство удовлетворения, если они согласуются с индивидуальными понятиями добра и зла или угрызениями совести, если совпадения нет.

Существуют разные теории возникновения и утверждения у человека совести: в одних развитие совести объясняется психологическими и социологическими условиями жизни людей, в других совесть связывают с объективным добром или природой человека.

Общеизвестно, что эгоизм человека, приносящий вред окружающим, вызывает порицание общества. Альтруизм же, наоборот, поощряется. Различия эгоизма и альтруизма объясняют детям, которым прививают убеждённость в том, что есть зло, которое порицается, а что есть добро, которое поощряется.

И эгоизм, и альтруизм — явления природные, унаследованные человеком, одобрение же и порицание вошли со временем в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно переносит эту оценку на свои поступки, испытывая чувство или удовлетворения, или раскаяния и угрызения. Иногда переживания совести могут быть такими сильными, что толкают людей на подвижничество.

И тогда появляются в мире человечества такие личности, как мать Тереза, которая «будучи успешной директрисой католической школы для девочек, купила однажды на рынке дешевое сари и растворилась в трущобах Калькутты с двумя рупиями в кармане», или «святой доктор» Гааз Фёдор Петрович, которого угрызения совести сделали подвижником человеколюбия, и он стал жить, чтобы делать других счастливыми: «Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая советом и делом». Расскажите своим детям об этих и других примерах человеческой нравственности.

Совесть… Особое чувство, присущее человеку и отличающее его вместе с процессом мышления от остального животного мира. Для человека совести основу нравственности представляет суд над самим собой, его мысленный диалог внутри себя, в котором он сам и защитник, и обвинитель. Берегите бесценный дар — свою душу, учите детей жить в согласии со своей совестью.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/3900/

Как заглушить совесть: психологические приемы

Как заглушить совесть: психологические приемы

Психология

Людская совесть требует выполнения добрых дел, поэтому имеет практическое направление. Ее еще можно назвать практическим сознанием. Иногда совесть может затихать, если подвергается влиянию различных страстей.

Например, довольствуясь малым, всегда хочется приобрести больше. Если увидеть на улице выпавший из кармана прохожего кошелек, человек может поступить не по совести, поднять и оставить его с содержимым себе.

Но через время совесть скажет, что так не правильно. Чтоб ее заглушить, можно не прислушиваться к ее голосу, и он постепенно утихнет.

Или можно оправдать себя, внушив самому себе, что на данный момент времени, деньги достались тому, кто в них больше нуждается.

Если у человека работает только внешняя совесть, он лицемерит, оправдывает свое поведение и плохие поступки какими-то неправдоподобными мотивами. Совесть помогает исполнять законы единые для всего человечества.

Когда человек действует не по совести, она начинает его грызть изнутри (выражение «угрызение совести» хорошо знакомо каждому) . Если бы люди не обладали этим практическим осознанием своих поступков, в мире был бы хаос.

Люди, делая плохо другим живущим на земле, чувствовали бы себя безнаказанными. Как заглушить совесть, ведь она управляет человеческим разумом.

Даже у самого отъявленного преступника она не молчит. Жаль только, что управлять его умом не всегда получается. В наше время мало кто совести уделяет внимание. Человек оправдывает себя тем, что в жизни все относительно (если не соглашается с чужой позицией) .

Такое действие называется релятивизмом или желанием заглушить совесть. Человека всегда тянет одновременно и к совершению добра, и к совершению зла. На протяжении всей истории человечества решалась эта проблема, но так и не сдвинулась с места. Каждый определяет и совершает свой нравственный выбор и выбирает сторону добра или зла.

Например, на столе на работе лежит диск на терабайт. Его никто не забирает, никому он не нужен. Но найдется человек, который не приобрел его, но ему он просто необходим.

И вот как совесть подскажет, так этот парень и сделает. Пойдет и купит себе другой или заберет этот в конце концов. Чтоб стать на сторону добра, нужна твердость духа, а не всегда ее хватает.

А зло само по себе привлекательно и притягательно. И тут совесть не дремлет.

Чтоб заглушить совесть, приходит на помощь разум. Он позволяет даже на белое сказать черное. Чтоб заглушить практическое сознание можно, например, подкорректировать систему ценностей, нравственные законы оправдать традициями и моралью.

А слова «все относительно» вообще говорят о том, что нет никакого добра и зла. Есть только частные предпочтения. Но это не правильно. В жизни за все плохие поступки рано или поздно придется отвечать.

Читайте также:  Карусель состояний - психология

Источник: http://WomensNote.ru/psihologiya/kak-zaglushit-sovest-psihologicheskie-priemyi.html

Мучает совесть? — Психология жизни

Не секрет, что абсолютно всем людям свойственно испытывать чувство вины.

Чувство вины – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является определенный поступок, который, по мнению самого человека, является причиной негативных последствий для других людей.

Вина – это цена, которую мы платим за нарушение определенных стандартов поведения или убеждений

Пока наше поведение будет за рамками этих стандартов, чувство вины не перестанет преследовать нас по пятам. Это программа встроена в социальное ДНК нашего общества и передается из поколения в поколение.

Интересно, что…

по мнению британских аналитиков, практически все женщины, а именно 96 %, испытывают чувство вины ежедневно.

• Почти 80 % взрослых, которые когда-либо предпринимали попытку покончить с собой, страдали от хронического чувства вины или стыда.

• 25 % детей в возрасте от трех до четырнадцати лет «наказывают» себя за мастурбацию или за то, что в мыслях желали кому-то смерти.

• 10 % людей могут самостоятельно справиться со своим чувством вины, остальные 90 % либо подавляют его, либо прибегают к помощи священника или психотерапевта.

Так как чувство вины имеет сильное влияние, многие люди используют его для достижения своих целей. Обвиняя другого человека в определенном действии или его словах, зарождая в последнем чувство вины. Обвинение оказывает настолько сильное эмоциональное влияние, что противостоять ему, сохраняя внутреннее равновесие, очень сложно. Что такое навязанное чувство вины?

Обвинительный тон рождает в другом человеке чувство вины, страха или гнева. Его часто мучает совесть. Часто бывает, что уже с самого детства маленькому человеку навязывают чувство вины.

Родители часто стыдят или ругают ребенка за то, что он не доел кашу, за промоченные ползунки или за сломанную игрушку. Постоянно стыдя и наказывая ребенка, они приучают его чувствовать себя виноватым.

   Последствия жестокого обращения с детьми

Даже животные способны испытывать чувство вины. Пока нет научных доказательств, что некоторые животные на самом деле испытывают чувство вины, но их мимика и поведение позволяют сравнивать их с людьми, которые испытывают такие же эмоции.

Механизм зарождения чувства вины в человеке

Внутренний стандарт, который руководит поведением человека, – это совесть.

Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия

Совесть базируется на сопереживании как механизме общественного инстинкта сохранения вида. В обществе в силу неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными нормами. Оказывается чувство вины у многих людей является преградой на пути к успеху и счастью.

Упражнения для развития эмпатии

Американский психолог и мотивационный спикер Энтони Робинс выделяет несколько форм проявления чувства вины.

Различные виды вины – это колоссальные люки для забора нашей психической энергии. Они высасывают целые киловатты энергии из нашего эмоционального резервуара, которые мы могли бы направить на достижение результатов. Поэтому прежде чем начать избавляться от чувства вины, определите какая из видов вины вам присуща.

10 основных форм вины

1. Чувство вины в отношениях родители — ребенок. Когда родители проводят свою воспитательную работу посредством вызывания чувства вины у ребенка. Например, помыл посуду — молодец, а если нет, то ты плохой. Ребенок всегда идеализирует своих родителей, поэтому их оценка является для него аксиомой.

2. Чувство вины в отношениях ребенок — родители. Дети, не имея возможности договориться с родителями, учатся вызывать у них чувство вины, чтобы те выполняли их прихоти. Также ребенок из — за чувства вины может возвращать неоплаченные долги своим родителям всю жизнь.

3. Чувство вины в отношениях начальник — подчиненный, или учитель — ученик. Работают те же законы возникновения чувства вины, что и между родителями и детьми. Прообразом начальника или учителя является властный родитель.

5. Чувство вины в отношениях между мужчиной и женщиной.

Манипуляцией любовью пользуются партнеры для достижения своих целей. Если ты меня любишь, сделай так. Если не сделаешь, значит не любишь. Таким образом формируется в партнере чувство вины. 15 признаков абьюзера

6. Чувство вины законодательное. В обществе существуют гласные и негласные правила. Данные регуляторы состоят из этических норм поведения и гражданских законов (конституция). Эти прописанные правила обеспечивают функционирование общества. Тюрьма является превосходным примером стража закона.

7. Чувство вины на сексуальной почве. Сексуальная тема в обществе табулирована. Только в последние 30 лет поднялась завеса тайны и люди начали пробовать открыто говорить об этом.

Эта вина формировалась тысячу лет и является одним из критериев, которые отличают нас от животных.

Многие люди настолько заражены этим чувством вины, что полностью отвергают телесную близость и сексуальность в своих отношениях.

8. Религиозное чувство вины. Первородный грех – это одна из форм контроля над верующими людьми. Вы родились и уже виноваты перед Богом.

9. Самонакладываемое чувство вины. Это вымышленная вина, которой мы сами себя наказываем, удовлетворяя внутренний сценарий. Это люди без вины виноватые. Виноваты за то, что живы и здоровы, за то, что умер родственник, произошло стихийное бедствие, разбился самолет, и т. д.

10. Экзистенциальная вина.

Великие мудрецы утверждают, что у всех нас есть базовые обязательства – долг по отношению к предкам, земле, наставникам, Богу, всем тем, кто нам когда-либо помогал. Когда этот долг остается неоплаченным, мы страдаем от чувства экзистенциальной вины.

Как избавиться от чувства вины?

Вина настолько плотно срастается со структурой психики, что человек сживается с ней и перестает отделять ее от себя. Поэтому так важно определить по отношению к кому вы испытываете чувство вины.

Теперь самое время научиться избавляться от чувства вины, чтобы она не пустила корни. Невротическая вина происходит от воображаемых преступлений (или мелких проступков, вызывающих непропорционально сильную реакцию) против другого человека, древних и современных табу, родительских и социальных запретов.

Подлинная вина обусловлена реальным преступлением по отношению к другому человеку Важно знать, что если другой человек, к которому вы испытываете чувство вины, не видит в том вашей вины, то ваше чувство вины можно отнести к тому, что вы сами себя наказываете за произошедшее.

А это саморазрушающая инфантильная позиция человека, с которой необходимо бороться Как научиться вовремя диагностировать полезную или токсичную (невротическую) вину, а также управлять ею, снижая ее интенсивность и влияние на нас. Что мешает быть счастливым?

Чтобы избавиться от чувства вины подумайте, действительно ли есть ваша вина в том, что произошло?

Проанализируйте ситуацию и определите исключительно ли ваша в том вина? Отделите реальные доказательства от ваших иллюзий. Если не уверены, опишите ситуацию людям, которым доверяете, узнайте другие точки зрения. Признайте, что испытываете чувство вины. С благодарностью за ценный опыт признайте перед собой свое чувство вины.

Затем оцените, полезна ли для вас ваша вина? Или для вашего окружения? Какую функцию чувство вины в вашей жизни выполняет? Возможно вы бежите от своих неразрешенных проблем благодаря своему чувству вины? Или чувство вины заместило другие, более значимые для вас чувства, которые вы себе не можете позволить?

Избавление от чувства вины необходимо, если вы отдаете себе отчет, что это чувство разрушает вашу жизнь!!!! То что произошло когда — то и вызвало у вас чувство вины конечно уже никогда не вернуть и не исправить. Но в ваших силах избавиться от разрушающего чувства вины. Прокрутите все события, которые тогда произошли. Честно признайтесь себе в том, что вы не один создавали эту жизненную ситуацию.

Так уж сложились обстоятельства и вы не могли поступить по — другому Если вы в этом сомневаетесь, то прокрутите в своем воображении другие сценарии прошлого, и в конце — концов все — равно признаете, что это произошло не по вашей вине. Ведь где все виноваты, там никто не виноват. Если в том, что произошло, частично есть ваша вина, попросите прощения. И не только перед теми, перед кем виноваты.

Важно простить себя!

Прощение – это важный этап, который способствует тому, чтобы избавиться от чувства вины

Помешать просить прощение перед другим человеком может гордыня. А мешать простить себя может обычный страх. Страх признать правду. Представьте себе как физически вы отделяете от себя ваше чувство вины. Про умение прощать

Дистанцируйтесь от него, воображая себе, например, что ваше чувство вины — это камень. Представьте себя на мосту и бросьте чувство вины в воду. Отпустите его. Можно также представить себе, что обрезая волосы или ногти вы обрезаете ваше чувство вины и постепенно избавляетесь от него.

Если у вас получилось, далее вы должны определить задетую ценность. То, обо что виноватишься, то и ценно. Определите, какие ваши ценности затронула данная ситуация. Например, если вам стыдно за свой проступок, то это значит, что вы совестливый человек, что очень ценно. Просто совершили ошибку, ведь ошибается каждый человек!!!

Найдите позитивную сторону в произошедшей ситуации для себя и другой стороны. В любом поступке лежит позитивное намерение человека, который совершает этот поступок.

Чтобы раз и навсегда избавиться от чувства вины, подумайте, каким было ваше позитивное намерение в этой ситуации? Возможно спасти кого — то от чего — то. Сделайте выводы и примите решение не допускать подобной ситуации в будущем.

  Как относиться к своим ошибкам и неудачам?

И еще раз Простите себя за этот поступок. Нет идеальных людей, люди склонны ошибаться. Случившаяся ситуация – это важный урок в вашей жизни

Раскаяние высвобождает накопившееся напряжение и облегчает сердце. Поблагодарите Бога за преподнесенный важный урок и живите дальше!

Страх избавления от чувства вины

На смену чувству вины приходит личная ответственность за последствия своих действий, которая переводит человека во взрослую позицию. И если человек остается со своим чувством вины и не хочет с ним прощаться, значит в нем сидит страх перед ответственностью.

Ответственность – это ориентация на будущее, которая опирается на приобретенный опыт. Это восприятие себя как взрослой и целостной личности, которая осознает связи между своими поступками и полученными результатами и с готовностью принимает как позитивные, так и негативные последствия своих действий.

Другими словами, ответственность – это один из критериев психически здоровой и зрелой личности

Причем ответственность не просто, как ярмо на шее, которое утомляет и делает несчастным. А наоборот, ответственность как благодарность за оказанное доверие и возможность быть полезным и нужным.

Это проявление вашей зрелости. Так примите себя таким какой вы есть, со всеми своими ошибками, достоинствами и недостатками.

Источник: http://psylive.com.ua/sovety/muchaet-sovest.html

День рождения совести — Психология — Дети и подростки

День рождения совести - Психология - Дети и подростки

Свой рассказ я назвала так по очень простой причине – дело в том, что дети не рождаются с совестью. Совесть как разумное нравственное качество появляется позже.

Читайте также:  Доказательство - психология

Недавно я зашла в гости и услышала такую историю: в доме были няня и ребёнок – девочка 6,5 лет. Девочка подошла к ванной комнате, открыла дверь и замерла. Она простояла в молчании возле ванной несколькоминут.

«Что произошло? Что это было?» — с таким вопросом няня обратилась ко мне. Мы пообщались с ребёнком. И знаете, что я поняла? Няня была свидетелем «рождения совести». Такие моменты происходят с каждым нормальным человеком. У кого-то раньше, у кого-то позже.

Кто-то запоминает  этот день, этот момент на всю жизнь, но, согласитесь, редко кто рассказывает о своих переживаниях. Да и вряд ли ребёнок сможет передать смысл того, что с ним произошло. Ведь понятие «совесть» относится к философии. Религиозные деятели, философы и психологи не могут придти к единому толкованию, что такое совесть и каково её происхождение.

Некоторые люди считают, что жить без совести гораздо проще, что она вовсе не нужна. От неё только комплекс вины и неприятности.  Но основная масса людей и учёных говорят о том, что без совести человечество погибнет. Без совести мы обречены на мучительную смерть.

Сейчас я не буду вдаваться в философские рассуждения, но, всё-таки, дам простые определения совести, которые нравятся мне.

Говоря, ещё проще: Совесть — нравственная ответственность.

Почему взрослым, особенно родителям, важно знать, когда у ребёнка появляется совесть?

Потому что с этого момента ваш ребёнок стал Человеком. До этого момента он был послушным или не послушным,  следовал вашим правилам или проверял их на прочность, а теперь у него есть свои собственные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Теперь у маленького человека есть свои нравственные принципы, которые он будет развивать и которым он готов следовать.

Задача взрослого человека разъяснять, беседовать, быть примером, чтобы у ребёнка складывалась здоровая картина его действий. С этого момента модель поведения родителя может быть и даже обязательно должна быть изменена. Теперь вы можете советоваться и вместе решать важные для ребёнка нравственные проблемы.

Очень важно избегать таких слов и выражений как «бессовестный», «как тебе не стыдно!», вернее говорить их можно, но только в очень серьёзных случаях, когда без таких заявлений обойтись никак нельзя.

Избегайте давления на ребёнка. Если он не хочет = не готов делать что-то, уважайте его мнение. Договаривайтесь. Учите ребёнка чувствовать, слышать голос своей совести.

Так вы вместе сможете избежать ситуаций с чужими людьми, когда ребёнок не может сказать «нет!» тем предложениям и требованиям, которые он не готов и не хочет совершать, но совершает, потому что боится быть плохим, боится, что родители узнают и будут ругать.

С этого момента вы знаете, что у вашего ребёнка есть серьёзная внутренняя жизнь, свои тайные мысли. Выуживать разными способами их не нужно. У каждого человека есть право на свой внутренний мир. Но беседовать о том, что ребёнок думает по этому поводу нужно. И поощрять его честные ответы, даже если они не совпадают с вашими.

Мне очень понравилось объяснение одной воспитательницы детского сада. Проходил конкурс на то, как пятилетнему ребёнку объяснить, что такое совесть. Этот ответ занял первое место:

С уважением, Алла Сутягина.

Источник: http://www.LiveExpert.ru/journal/view/644778-den-rozhdeniya-sovesti

Как воспитать совесть?

ВосПИТАНИЕ — это питание знаниями, умениями, правдой, заботой о здоровье. От того, чем «напитается» ребенок, зависит то, какой будет его жизнь и …совесть, то есть ОТНОШЕНИЕ к этой жизни. И здесь многое зависит от окружения, в котором растет малыш.

Вот, например, «правильная правда» заключается в том, что воровать — плохо, а значит, воровство — это «не по совести». Но, с другой стороны, деревенские мальчишки считают трусами тех, кто не хочет лезть в чужой огород.

У них другая правда («в чужом саду яблоки слаще»), и совесть, значит, тоже по-другому устроена? Получается, если в классе стыдно быть отличником, стыдно тянуть руку вверх, показывая, что ты знаешь ответ, то «по совести» нужно быть двоечником? Если друг не чистит зубы по утрам и не моет руки перед едой, то совестно быть предателем, то есть поступать не так, как он? Да, так прямолинейно и считают многие дети. И чтобы научить их поступать, не оглядываясь на мнение окружающих, чтобы дать понять, что совесть не должна корректироваться мнением друзей, но обязана быть лишь барометром правды, понадобится немало сил и терпения. А вот наказания в данном случае не подействуют вовсе — они только укрепят ребенка в его правоте, ведь это будет его страдание за правду…

Баш на баш

Если взрослым кажется, что ребенок растет бессовестным, часто поступает неправильно, потому что эта самая совесть спит в нем то ли богатырским, то ли вечным сном, это может значить только одно — малыш видит мало справедливости вокруг. С ним самим могут часто поступать не так, как хотелось бы. И он в ответ тоже считает нормой поступать по-своему. И вовсе необязательно, что дело происходит в неблагополучной семье.

Семья может быть «сверхблагополучной», но вот отношения в ней — оставляют желать много лучшего. Ну, например, ребенку часто что-то обещают, но не выполняют. И он начинает поступать также.

Или родители часто решают какие-то вопросы на повышенных тонах. И дети могут запросто тоже начать кричать на взрослых.

А на вопрос: «Тебе не стыдно кричать на маму?», ответ будет вполне логичным: «Нет, не стыдно, ведь вам же не стыдно делать тоже самое».

Другая причина того, что у ребенка формируется «искривленная совесть» — это постоянное сведение счетов между ним и родителем. Причем, «счет» этот, безусловно, начинают вести взрослые.

Мама говорит ребенку: «Раз ты со мной так несправедливо (читай: не так, как надо мне) поступаешь, то и я с тобой буду также». Ничего о правде из такого «баш на баш» дети не узнают.

Следовательно, и формирование совести будет происходить с задержкой, и идти совсем не тем путем, каким хотелось бы…

Источник: http://pulsplus.ru/baby/categories/education/psychoemotional/articles/kak-vospitat-sovest/

Совесть в жизни человека

Совесть в жизни человека

Что такое совесть? Это осознание своей ответственности, способность принимать решения и действовать, исходя из соображений нравственности и морали.

Это искусство самого себя оценивать и воспитывать, наказывать и хвалить.

Так же, как голодный не убедит себя в сытости, а уставший и измученный – в том, что он полон сил, так и совесть не позволяет нам думать, что мы поступили хорошо, если мы поступили – плохо.

Зачем нужна (и нужна ли?) человеку совесть?

Для чего дан ему этот неподкупный судья и контролер всех его деяний, терзающий и обличающий его?

Если бы люди не обладали совестью, то каждому из нас требовался бы надзиратель, который направлял бы все наши шаги, учил, воспитывал и следил за каждым нашим поступком. Над нами нет этого постоянного внешнего контроля, но есть другой – внутренний – наша совесть.

Мы чувствуем ее, когда гордимся собой или мучаемся от осознания собственной вины. Мы прибегаем к ней, когда совершаем выбор. Ее голос направляет нас, когда мы идем по дороге жизни к своей цели. Вот зачем человеку совесть – чтобы мы сами могли разобраться в том, что происходит с нами и вокруг нас, и руководствовались верными ориентирами.

Как направляющий, контролирующий фактор совесть неотделима от морали и нравственности. В ней, как в зеркале, отражается доброта и честность человека, его мотивы и ценности, убеждения, воля и характер. И если он поступает против совести – значит и против себя тоже, изменяя себе и попирая все самое важное и дорогое.

Совесть жестока…

Суд совести беспощаден. Можно обманывать других, но не себя: перед собой мы всегда предельно откровенны. Переступая черту, мы мучаемся и переживаем безнравственность своих поступков. В переживаниях рождается раскаяние, понимание своего долга и принятие правильного решения.

… но совесть и снисходительна

Если бы в жизни каждого человека совесть имела такое значение, была бы всегда беспристрастной, наше общество не знало бы лжи и предательства и было добрее и счастливее. Значит, с собственной совестью можно договориться? Если не обмануть, то усыпить ее бдительность, оправдаться, пойти на компромисс.

Человек, чтобы облегчить себе жизнь и уменьшить муки совести, придумал немало способов:

  1. Он топит совесть в вине, развлечениях и наркотиках, полном безразличии ко всему.
  2. Глушит ее суетой и формализмом, текучкой повседневности.
  3. Оправдывает себя. Если у меня не сложились отношения с родителями – так потому, что они меня совсем не любят. Если мои знания поверхностны и ограниченны, я плохо образован и не стремлюсь развиваться – так я и не ученый, и самым умным становиться не собираюсь. А если я нечестен, жаден или жесток – так все такие, все врут, воруют и обижают других.

И не так страшны эти попытки оправдаться и спрятаться от переживаний, как само отсутствие этих переживаний. Отсутствие внутренней силы, нравственного стержня. Отсутствие совести.

Совесть должна быть доброй

Но слепо следовать морали не менее опасно, чем игнорировать ее. Ведь моральные нормы не даются нам готовыми, нравственные поступки – всегда вдумчивые, добрые, проникнутые уважением к окружающим и заботой о них.

Поступив по совести и сказав правду, иногда можно нанести непоправимый вред человеку, его семье и его отношениям с другими людьми.

А сделав «доброе» дело или дав совет в какой-то ответственный момент жизни – какой риск мы берем на себя?

Вот так сложна и неоднозначна роль совести в жизни человека. Формируясь под влиянием воспитания и самовоспитания, эмоций и впечатлений, укрепляясь вместе с развитием воли и личностной позиции, она должна быть тверда и неусыпна, но в то же время добра и отзывчива.

И это качество нужно взращивать в себе, измеряя правильность своих поступков внутренними принципами и интересами других, прислушиваясь к голосу своей совести. Порой этот голос тих и плохо различим, он тонет в шумных столпотворениях, заглушается звуками радио и телевизора, перебивается газетами, журналами и пустой болтовней.

Но оставшись наедине с собой, мы можем услышать его. И остаться верными себе и своей совести.

Как выйти в астрал новичку?

Сегодня многие из нас пытаются найти себя в различных эзотерических практиках и одной из самых популярных процедур является «выход» в астрал. Тем не менее, у многих новичков знания в этом вопросе достаточно ограниченны, поэтому им как нельзя кстати будет наш сегодняшний материал.

Каждый буддист на вопрос «Верите ли вы в переселение душ?» удивлённо посмотрит на вас и ответит утвердительно. А удивится, потому что подобные мысли ему даже в голову не приходит – как это можно не верить в то, что наша душа бессмертна и должна пройти все ступени очищения? А вы как считаете?

Правильное использование своих энергетических центров или чакр, может привнести массу положительного в вашу жизнь – начиная от элементарного чувства умиротворения, до раскрытия экстрасенсорных способностей. Но, первым делом, свой энергетический потенциал необходимо освободить.

Смотря передачи, в которых известные гипнотизёры вводят людей в транс и заставляют подчиняться себе, волей-неволей можно засомневаться в их способностях и решить, что всё это шарлатанство. А как ещё можно проверить силу гипноза, как не самому попробоваться в роли гипнотизера?

Источник: http://kak-bog.ru/sovest-v-zhizni-cheloveka

Ссылка на основную публикацию