Система, системное, системный подход — психология

Психолог — Дополнительный материал. Системный подход

Система, системное, системный подход - психология

Приветствую Вас, Гость · RSS22.05.2018, 20:14

5. Дополнительный материал. Системный подход.

Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др. Системный подход в психологии и теории личности является попыткой применения общей теории систем к описанию сложных психических явлений и взаимодействий. Он обещает внести определенный порядок в большом объеме накопленной, но недостаточно систематизированной психологической информации, решить ряд конкретных задач, связанных с целостным представлением психики и личности человека.

Большое влияние на распространение системного подхода в психологии личности оказала теория функциональных систем П.К.Анохина, на основании которой стало возможным воссоздание психофизиологической системы организма.

Системный подход в теории личности является развитием или вариантом структурного подхода. Прогресс при этом заключается в достижении более высокого уровня органичности в описании личностных образований, а также в преодолении обособленности психологической структуры личности от социального окружения.

Эта тенденция проявилась в исследованиях Г.Оллпорта, который стремился к системному подходу, понимая сложность личности.

В чрезмерном увлечении факторным анализом и компьютерной психодиагностикой он усматривал препятствие для описания личности как сложной психологической  системы.

Согласно его видению, личность всегда включена во внешнюю – социальную – систему, представляя собой внутреннюю систему, которая должна справиться с внешней.

Данный подход (принцип) является признанием того, что всякое сложное явление представляет собой систему, состоящую из взаимодействующих частей, каждая из которых имеет свои собственные функции или задачи, обусловленные фактором целостности.

Системный подход направлен на представление личности в виде интегрированного целого. Для этого необходимо рассмотрение множества сложных взаимодействий между функциональными элементами личности – познавательная задача, работа над которой позволяет почувствовать ограниченность возможностей человеческого мозга.

Следовательно, каноны системного подхода трудно соблюсти при описании личностной структуры.

Идея системного подхода состоит в том, чтобы представить изучаемое явление в виде системы, то есть такого целостного образования, отдельные звенья которого пронизывают своими влияниями друг друга настолько глубоко, что перестают быть просто «частями» целого и становятся носителями свойств всей системы. Наиболее очевидно системный принцип строения целого наблюдается у живых организмов с их системами функционирования и жизнеобеспечения. Нервная система, волокна которой связывают в единое целое даже самые отдаленные участки тела, ни пространственно, ни функционально не является частью тела хотя бы потому, что ее нельзя отделить от других структур организма. Подобным образом когнитивная система личности, включая все функции информационного обеспечения жизни и деятельности, неотделима от «некогнитивных» механизмов психики – эмоциональных, мотивационных, психомоторных.

Представление о системной природе психики исходит из здравого смысла. Эффективная жизнь и деятельность человека предполагают по крайней мере два условия.

Во-первых, внутренние силы, образующие личность, должны действовать более или менее согласованно, приходя в конечном счете к единству, сосредоточенности и к полезному результату. Во-вторых, всегда должно быть продуктивное взаимодействие с внешней средой.

Встроенность личности во внешнюю социальную среду должна быть личностной, а отношения, связывающие одного человека с другими, — межличностными в полном смысле этого слова. Значит, внешняя система человека является системой межличностных отношений.

Таким образом, системный подход к изучению личности можно определить как признание того, что личность представляет собой динамическую психологическую систему, интегрированное целое, образуемое взаимодействием свойств, являющихся специфическими личностными «органами», реализующими функции внутренней регуляции и внешнего обмена с социальной и предметной средой.

Человек входит в множество систем – физических, биологических, социальных. Когда говорят, что человек – существо физическое (биологическое, разумное, социальное, нравственное и т.д.), то подразумевают соответствующую систему, звеном которой он и является.

Попытка дать психологическую характеристику человека без указания системы, к которой он принадлежит, лишена смысла.

Свойства, состояния и отдельные функции имеют смысл только внутри системы отношений, как, например, «привлекательный», «милый», «авторитетный», «властный» и т.д.

Следовательно, системный подход несет с собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества. Эти свойства раскрываются как системные.

Значит, при их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы – общества. Личностные свойства конкретизируют  социальность индивида, его социальное поведение (Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.

– М.: 1984. – С.293).

Аналогичным образом могут быть рассмотрены качества человека в системах разных биологических популяций. В системе биологического вида Homo sapiens человек выступает как «индивид», целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида.

Системообразующим основанием биологического вида «человек» является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Качества индивида, данные ему при рождении и приобретаемые в ходе его созревания, исследуются биологией, генетикой и т.д.

, то есть комплексом естественных наук, изучающих историю развития человека, и получают соответствующие названия – биологические, генетические и т.п.

Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизни и деятельности в обществе.

Системное качество специфично тем, что оно не принадлежит объекту как таковому, а обнаруживается в нем только в той или иной общественной системе. Социальные системные качества отличаются от природных тем, что вне общества теряют свой смысл.

Огромный пласт черт и качеств личности – альтруизм, нравственность, политическая активность, справедливость, родительский «инстинкт», «чувство национальной гордости» и множество других аналогичных, нужны человеку только для жизни в общественной, межличностной среде.

За ее пределами (если это только можно представить) эти качества не могут проявиться, если даже они каким-то образом и сформировались бы.

Правда, это утверждение не означает, что социальные системные качества не имеют под собой биологической, нейрофизиологической основы, соответствующих задатков и механизмов функционирования и развития. Без этих задатков процесс социализации индивида был бы невозможен, что подтверждается трагическими «экспериментами» природы и негативными биологическими последствиями экологических и техногенных катастроф современности.

Не только человек, но и все объекты его мира приобретают системные социальные качества просто потому, что служат человеку и никому, кроме него, не нужны. Эти объекты являются носителями функциональных системных качеств. Стоит вырвать любой из этих природных объектов из системы общества, и он теряет свои социальные системные качества.

К числу главных свойств человека, обеспечивающих его участие в социальных  системах и которые играют роль системообразующего фактора, следует отнести «триаду» А.Адлера, то есть способность человека решить «три главных вопроса: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака».

Дополнительными системными качествами наделяется человек в различных подсистемах общества: в больших и малых социальных группах — семье, этнической общности, организации или дружеской компании.

Существование человека одновременно в различных социальных подсистемах, обладающих порой взаимоисключающими ценностями и целями, является условием развития самосознания личности. Включенность в разные социальные группы способствует формированию социальной зрелости, неотъемлемой стороной которой является самостоятельность личности.

«Социальные ожидания одних групп, административные предписания других создают предпосылки для возникновения в личности многих «Я», спорящих друг с другом».

В этой связи любопытно обратиться к идеям середины XIX века. Тогда К.Д.Кавелин объяснял медленное развитие «начала личности» в русско-славянских племенах слабой дифференцированностью общественной жизни.

«Семейственный быт и отношения не могли воспитать в русском славянине чувство особности, сосредоточенности, которое заставляет человека проводить резкую черту между собою и другими и всегда и во всем отличать себя от других.

Начало личности у них не существовало».

Экспериментальные работы, выполненные под руководством Б.Г. Ананьева, позволили вскрыть системные механизмы становления некоторых свойств личности, которые заключаются в многократном опосредовании социальными свойствами личности индивидуальных свойств (например, подвижность или инертность, тип метаболизма и т.д.).

В результате такого взаимодействия происходит объединение разных социальных, социально-психологических и психофизиологических характеристик в сложные личностные образования. В исследовании были получены серии корреляционных плеяд, включающих связи характерологических черт, интеллекта, различных психомоторных, вегетативных, биохимических функций.

Обобщая полученные результаты, Б.Г. Ананьев писал: «В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложно ветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека.

Читайте также:  Эмоциональная гимнастика - психология

Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности».

Таким образом, в психологической теории давно уже предпринимаются попытки определения личности как системы (отношений к миру, социальных ролей, диспозиций, установок и т.д. как способов включения в социум).

Во второй половине ХХ века состоялось несколько масштабных дискуссией по проблеме личности, в основном концентрировавшихся вокруг проблем ее структуры. Предпринимались попытки рассмотреть личность как целое — развивающуюся систему, включенную в общественные отношения, общение (Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, Л.И.Анцыферова и др.

), в том числе в коллектив (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровского), и личностных «вкладов» в другого человека В.А.Петровского). Большой вклад в развитие структурного подхода к изучению личности внесли работы К.К. Платонова, В.С.Мерлина, Б.Г. Ананьева, Е.В.Шороховой, В.Н.Мясищева и др.

Данные теории привлекательны тем, что в них личность рассматривается как сложная система, взаимодействующая с внешним миром и развивающаяся в результате этого взаимодействия.

Личность как система обладает следующими свойствами:

1) потребностью в информационном обмене с внешней социальной и предметной средой, поскольку личность представляет собой систему переработки информации; эта система имеет свои «входы и выходы» и может оказывать воздействие на другие системы посредством передачи информации; личность является не только потребителем, но и источником информации;

2) определенной степенью открытости-закрытости, что позволяет ей сохранять свою стабильность и в то же время совершенствоваться, изменяться;

3) наличием механизмов саморегуляции и адаптации, сохранения работоспособности при непредвиденных внутренних и внешних изменениях путем смены программ функционирования или поиска оптимальных состояний;

4) определенным внутренним равновесием – психологическим гомеостазисом, то есть стремлением к большей внутренней упорядоченности и гармоничности;

5) тенденцией к увеличению внутреннего напряжения, необходимого для взаимодействия с внешней средой или преодоления внутренних конфликтов;

6) уникальной способностью к взаимодействию с другими социальными системами – как индивидуальными, так и групповыми; важным механизмом этого взаимодействия служит социальная роль и ролевое поведение;

7) функционированием по принципу эквифинальности, согласно которому нет единственного  наилучшего способа достижения определенного конечного состояния при одном и том же исходном состоянии. Благодаря этому существует много путей движения к намеченной цели, что открывает широкие возможности творчества.

Системный подход к  личности, являясь полезным и многообещающим научным инструментом, несет вместе с тем и опасность схематизации, искусственного подгона фактических данных под заранее построенные системы. Значит, не следует стремиться к исчерпывающей систематизации и недооценивать научные факты, которые не укладываются в существующие представления о личности как системе.

Источник: http://psycholog.ucoz.ru/index/0-69

Лекция 14. Системный подход в психологии

Поиск Лекций

Понятие системный подход в научном исследовании. Предпосылки системного подхода. Задачи системных исследований. Функции системных описаний. Разновидности системного подхода. Системный подход по Б.Ф.Ломову, по М.С.Роговину, по В.А.Ганзену.

Методические рекомендации к теме:

Системный подход является ведущим методологическим принципом современной науки. Системный подход позволяет отследить общность психических явлений друг с другом и с другими явлениями объективной действительности. При изучении данной темы полезно использовать метафору «пазла».

В психологии накоплено множество фактов, которые не всегда связаны друг с другом – подобно отдельным деталям «пазла». Основной целью данной головоломки является создание целостной картинки.

В настоящее время психология напоминает собой поле, на котором выкладывается «пазл», однако изображение весьма разорвано и фрагментарно, в отдельных случаях фрагменты картинки складываются более успешно, но в целом картинка недостаточно прояснена. Системный подход – главный инструмент объединения разрозненных научных фактов.

Внимательно прочтите материал лекции, ответьте на вопросы самопроверки. Ответьте на вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.

Понятие системный подход в научном исследовании.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы:

· целостного комплекса взаимосвязанных элементов;

· совокупности взаимодействующих объектов;

· совокупности сущностей и отношений.

Системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Практически все современные науки построены по системному принципу.

Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Системный подход все шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования.

«Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями.

Применение системного подхода в психологии стимулируется успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход — синоним интеграции.

Системный подход — единство интеграции и дифференциации при доминировании тенденции объединения.  

Предпосылки системного подхода. Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время.

Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия). Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.

) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения, дезинтеграции.

Но факт существование объединений на всех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе — производственные, экономические и другие отношения.

Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.

Источник: https://poisk-ru.ru/s27086t7.html

Системный подход

Системный подход — это направление философии (см. Философия) и методологии науки (см. Методология науки), специально-научного знания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (см. Система).

Основная специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, выявление многообразных типов связей сложного объекта и свеaéние их в единую теоретическую картину.

Близкими по содержанию к понятию «системный подход» являются понятия «системные исследования», «принцип системности», «общая теория систем» и «системный анализ».

Системный подход представляет собой междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход нуждается в философском истолковании своих положений.

Важную часть философского обоснования системного подхода составляет принцип системности, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности.

По-своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и так далее) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме.

Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В XX веке на его основе строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного анализа, синергетики (см. Синергетика) и других системных теорий.

Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли ещё в античной философии и науке.

Но вплоть до середины XIX века объяснение феномена целостности либо ограничивалось уровнем конкретных предметов (типа живого организма), внутренняя целостность которых была совершенно очевидна и не требовала специальных доказательств, либо переносилось в сферу спекулятивных натурфилософских построений; идея же системной организованности рассматривалась только применительно к знанию (в этой области и была накоплена богатая традиция, идущая ещё от стоиков и связанная с выявлением принципов логической организации систем знания). Подобному подходу к трактовке системности соответствовали и ведущие познавательные установки классической науки, прежде всего элементаризм, который исходил из необходимости отыскания простой, элементарной основы всякого объекта и, таким образом, требовал свеaéния сложного к простому, и механицизм, опиравшийся на постулат о едином принципе объяснения для всех сфер реальности и выдвигавший на роль такого принципа однозначный детерминизм.

Читайте также:  Свободный голос - психология

Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов действительности впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. «Капитал» К.

 Маркса послужил классическим образцом системного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощённые в нём принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и так далее) послужили наиболее важным компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Созданная Дарвином теория биологической эволюции не только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни — наиболее важную предпосылку системного мышления в биологии.

В XX веке системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании, а его принципы приходят на смену широко распространённым в XVII–XIX веках концепциям механицизма.

Предпосылки его проникновения в науку были обусловлены, прежде всего, переходом к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во второй половине XX века аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: техника всё более превращается в технику сложных систем, где многообразные технические и другие средства тесно связаны решением единой крупной задачи (например, сложные социально-технические и человеко-машинные системы); в социальном управлении вместо господствовавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль играют крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни. В этом смысле системный подход представляет собой определённый этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А.

Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике.

Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальт-психология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л. С.

Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта.

В экономической науке принципы системного подхода получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики, с середины XX века начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа её построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи).

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем.

Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 70-х годов прочно вошёл в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено ещё и специфическое, более узкое значение; с учётом этого термин «системный подход» следует считать более точным, к тому же он наиболее распространён в литературе на русском языке).

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жёстко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко.

Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач.

Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.

К числу наиболее важных задач системного подхода относятся:

  1. Разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем.
  2. Построение обобщённых моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем.
  3. Исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определённое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой.

Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта.

Для понимания поведения систем необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов её высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем.

Особое значение в системном подходе придаётся выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Системные объекты очень часто бывают не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него.

В условиях развёртывания научно-технической революции во второй половине XX века происходит дальнейшее уточнение содержания системного подхода — раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.

Основная роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (например, понятие биосферы в концепции В. И.

Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и другие).

Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей.

В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько разделений. При этом критерием выбора наиболее адекватного разделения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удаётся построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими общенаучными методологическими направлениями современной науки.

По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его роднит не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта.

Вместе с тем, вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись слишком жёсткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений.

Источник: http://gtmarket.ru/concepts/7095

открытая библиотека учебной информации

Системный подход всœе шире применяется в психологии, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. «Система» — слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей.

В другом значении это порядок, определœенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Применение системного подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций. Системный подход является своего рода реакцией на бурный и длительный процесс дифференциации в науке. Но это не означает, что системный подход — синоним интеграции.

Системный подход — единство интеграции и

дифференциации при доминировании тенденции объединœения.

Единство мира состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Объективными формами существования материального субстрата являются пространство и время.

Важнейшая особенность мира заключается в неравномерности распределœения в пространстве и времени вещества, энергии и информации (разнообразия).Эта неравномерность проявляется в том, что компоненты материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы и т. д.

) группируются, объединяются в относительно обособленные в пространстве и времени совокупности. Процесс объединœения имеет диалектический характер, ему противостоит процесс разъединœения, дезинтеграции. Но факт существование объединœений на всœех уровнях организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

В неживой природе факторами интеграции являются физические поля, в живых объектах — генетические, морфологические и другие взаимодействия, обществе — производственные, экономические и другие отношения.

Читайте также:  Твой выбор - твоя ответственность - психология

Принцип всœеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединœения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всœе уровнях ее организации. По этой причине указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода.

Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. В процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики (свойства), а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой.

В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы

описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Описания объектов как систем — системные описания — выполняются те же функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте. «…Задачей системных исследований является прежде всœего выработка соответствующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как систем и познания системности самого мира».

Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения, «усиления» наук. Главный объект психологии — человек. Он является целостным объектом восприятия и познания.

Сому, психику и личность человека также можно рассматривать как целостные объекты. Объединœение и объективация знаний базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или динамические системы.

Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед психологами.

В теоретическом плане эта интеграция и систематизация психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний, преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях — путем интерполяции и экстраполяции — предсказывать свойства отсутствующих частей описания. В прикладном плане это задачи психодиагностики, проектирования и

управления автоматизированными системами, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования психологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к индуктивно-дедуктивному.

Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

· Комплексный подход предлагает наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни отношения между объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом. Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения компонентов и подобные.

· Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается.

· При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта͵ но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части единственна.

Так, к примеру, принято говорить, что «целое — это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить».

Целостный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и эволюции систем.

Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты (системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью и целостностью.

К примеру, и клетка, и орган, и организм могут рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с органом значительной большей способностью к независимому функционированию.

По этой причине целостный подход применим не ко всœем системам (объектам), а только к таким, которым свойственна высокая степень функциональной независимости.

Особенности системного подхода в психологии. Системное исследование предполагает определœенный выбор объекта и формулировку задачи в терминах системного подхода.

Выбор объекта конкретного исследования — дело нелœегкое, так как требует выделœения в сложной организации человека обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и структурной самостоятельностью. Это крайне важное условие для получения системного описания объекта.

Примерами могут служить сенсорная организация человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального

экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного, либо теоретического исследования.

При этом выбор функционально и структурно обособленного объекта — крайне важное, но еще недостаточное условие для получения хорошего системного описания.

Для выбранного объекта нужно подыскать такой «срез» исследования, для которого нужно указать и экспериментально изучить полный набор характеристик. В случае если этого не сделать, то описание неизбежно становится локальным.

Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта͵ функции объекта͵ его структуре. Системой принято называть совокупность элементов любой природы, между которыми существуют определœенные отношения. Множество элементов, из которых образована система, принято называть ее составом.

Множество можно разбивать на подмножества и на элементы, соответственно различают макросостав и микросостав. Структурой системы принято называть постоянная часть отношений, характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества.

Объектам множества бывают свойственны отношения различных видов, следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая систем существует в некоторой среде. Соответствие между средой и системой принято называть функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько функций.

Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между компонентами системы называются ее свойствами.

Рассмотренные категории применимы к любым системам. Системы отдельных классов дополнительно описываются также и другими понятиями.

При комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие этапы: определœение области исследования; обоснование крайне важности его проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их применения; выбор формы представления полученных данных. От слова «система» можно образовать другие слова:

«системный», «систематизировать», «систематический». В узком смысле под системным подходом В.А.Ганзен понимал применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком

смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента.

К системным методам психологии принадлежат: генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение), синтетический (выделœение общего и объединœение), индуктивный и дедуктивный, композиционный.

Οʜᴎ применимы также к процессу исследования и к представлению результатов исследования.

Нейрофизиологические основы психики. Проблема локализации функций в коре больших полушарий. Корково-подкорковые взаимоотношения. Основные блоки центральной нервной системы по А.Р.Лурия. Ассиметрия полушарий. Концепция билатерального регулирования Б.Г.Ананьев. Психофизическая проблема.

Общее строение нервной системы.Морфологической и функциональной единицей Н.С. является нейрон – нервная клетка с ее отростками. Аксон – длинный отросток, передающий возбуждение от одной клетки к другой. Дендриты – многочисленные ветвящиеся отростки, воспринимающие возбуждение.

Нейроны бывают чувствующие ( передающие возбуждение , возникающее в рецепторах в центральные отделы НС) и двигательные, проводящие нервное возбуждение от центральных отделов Н.С. к органам движения и внутренней секреции.

Центральная НС состоит из а) головного мозга и б) спинного мозга.

Верхнюю часть головного мозга образуют большие полушария, покрытые корой. Кора состоит из скоплений нейронов ( около 14 млрд.

) Οʜᴎ расположены в мозгу группами, представляющими собой нервные центры : подкорковые ядра и корковые поля. Все эти формации связаны между собой аксонами ( длиной 4500 км).

Все нервные центры обладают проводящими путями – афферентными ( приводящими) и эфферентными ( выводящими).

Кора головного мозга разделяется на задние и передние отделы. В задних отделах располагаются области, в которые проецируется раздражение от органов чувств ( зрение, слух , кожная чувствительность, органы движения). Эту зону называют сенсорной.

Выделяют затылочную область ( зрение)

Височную область ( слух)

Теменную область ( кожно-кинœестетическая )

Лобные доли

Прецентральная область ( двигательная)

Все зона объединœены посредством обширных ассоциативных связей.

Источник: http://oplib.ru/random/view/863775

Ссылка на основную публикацию