Самоактуализирующаяся личность — психология

Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализирующаяся личность - психологияmystichristjcbrother

Непорожняя В.В.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою».

У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например.

Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительными приносящим удовлетворение процессом.

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение.

В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради далекой и зачастую недостижимой цели».

Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противолполжность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.А.

Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1.

Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3.Спонтанность проявлений, простота и естественность.Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения.

Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле,чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7.Большая свежесть восприятия;нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания.

Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида.

Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9.Чувство общности с человечеством вцелом.

10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности.

Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13.»Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14.Креативность (созидательность, творчество), независящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей.

Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее.

Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15.Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству.

Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны.

Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

По В.Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:-способность к самотрансценденции и-способность к самоотстранению.Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.

Вторая-в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны; по М. М. Бахтину — объективация.Человек выступает в мире, прежде всего, как субъект. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя». В работах 20-х годов С. Л.

Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, самодеятельностью. В наше время философская характеристика категории субъекта в понимании С.Л.

Рубинштейна даётся следующим образом: «Субъект в своём познании, и в своём действии, и в своём отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположенность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» (К. А.

Абульханова-Славская. 1989, 10).Самоактуализация личности учителя в педагогической деятельности определяется психологическим содержанием этой деятельности. По мнению В.А. Сластенина и Е.В.Андриенко, она может осуществляться как спонтанный процесс: педагог реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса. Вместе с тем это и управляемый процесс.

Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий учителя.

Названные противоречия разрешаются через рационализацию механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам педагогической деятельности.

Авторы рассматривают самоактуализацию как особую специфическую деятельность учителя, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту.

Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов -цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов — состояний личности.

Рассмотрение самоактуализации учителя через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.Кроме того, весьма значимым в деятельности учителя является определение влияния самоактуализации на формирование индивидуального стиля деятельности.

Рассматривая индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога, можно обнаружить как на основе педагогических взаимодействий, в движении с этапа на этап, осуществляемом под воздействием внутренне осознанных противоречий и характеризуемом именно качественными скачками в умениях и способностях, идет изменение его структурно-динамических компонентов.

Сейчас нужно более глубоко и разносторонне рассматривать проблему соотношения личности и социума, индивидуального и общечеловеческого в образовании: выбор учителем технологий обучения и воспитания должен в равной степени учитывать культурные требования общества и индивидуально-психологические нормативы личности.

Следует отметить существующий в обществе социальный образец — образ учителя как субъекта.

Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобразительно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития. Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для учителей в развитии их индивидуального стиля педагогической деятельности: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого педагога уникальны.Индивидуальные способности, притязания учителя могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности педагогической деятельности.

Читайте также:  Ораторское мастерство - психология

Это позволяет сформулировать следующие утверждение: задача внешнего воздействия в данной ситуации заключается в обеспечении условий для активизации механизмов саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя конкретизацией его возможностей, порождаемых изменениями внешней социальной среды. Интенсивность познания и освоения новых ценностей определяется прежде всего профессионально-ориентированными установками учителя, его мотивацией, степенью удовлетворенности педагогической деятельностью. Признание и принятие изменившихся психолого-педагогических приоритетов стимулирует творческий поиск педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Источник: https://mystichrist.livejournal.com/38503.html

Самоактуализация личности

Самоактуализация личности

Мировоззрение

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи…

19 марта 2015

8 657 0

С тех пор как человек начал осознавать себя, он стал задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и о своём месте в природе и среди других людей. Многих до сих пор волнует проблема предназначения вида homo sapiens на Земле, поиска смысла жизни. Ответы на «вечные вопросы» ищут философы, психологи, богословы и просто люди, которым небезразлично всё, что происходит с ними и вокруг них.

В зависимости от исторической эпохи, религиозных взглядов, достижений науки феномен человека объяснялся по-разному, от представлений о людях как о двуногих животных без перьев до признания божественной сущности человека. Одной из научных теорий, позволяющей найти ответы на такие сложные вопросы, является теория самоактуализации личности (авторы А. Маслоу, К. Роджерс и другие).

Понятие самоактуализации

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи, ведь все мы приходим в этот мир не просто так, а значит, – раскрытие способностей, талантов, реализация того, что заложено природой в каждом из нас. Самоактуализация человека – это процесс и способ достижения значимых для себя целей.

Для того чтобы лучше понять, что такое самоактуализация, имеет смысл рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу. Учёный считал, что все люди без исключения имеют примерно следующие потребности:

  • Физиологические (пища, питьё, сон). Такие же потребности есть и у других живых существ. Без достаточного количество еды, воды и сна организм погибает;
  • В безопасности жизнедеятельности. Помешать собственно выживанию могут и внешние факторы: чрезмерные холод и жара, природные стихии, отсутствие крыши над головой, нападение маньяка и т. д. Если человеку ничто не угрожает, то он ощущает спокойствие и уверенность в себе;
  • В любви. Удовлетворив перечисленные выше потребности, человек наверняка останется жив, но вряд ли будет чувствовать себя счастливым. Всем нам необходимы любовь, поддержка близких, дружеские связи;
  • В уважении и признании. Что бы ни делал человек, ему важно ощущать себя успешным. Действительно приятно, когда работа получает высокую оценку, будь то шедевр мирового искусства или просто мастерски сваренный борщ;
  • В познании и творчестве. Эта потребность наиболее ярко выражена у детей, которые задают очень много вопросов и пытаются экспериментировать со всем, что попадается им на глаза. К сожалению, с возрастом желание познавать и творить для большинства людей становится не столь актуальным;
  • Эстетические. Красота важна для людей, так как она гармонична, а гармония создаёт ощущение стабильности и порядка. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «красота спасёт мир»;
  • Духовные. Удовлетворение потребностей этого уровня и есть самоактуализация. Личность самоактуализируется в самопознании, стремлении совершенствовать себя, получать как можно больше знаний о мире, развивать свои способности.

Считается, что для того, чтобы возникла потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить все вышеперечисленные потребности. Однако жизнь сложна и разнообразно, поэтому в действительности всё очень даже непросто. Достаточно вспомнить великого композитора В.А.

Моцарта, который записывал ноты своих гениальных произведений на клочке бумаги огрызком карандаша и не всегда имел деньги на хлеб. Да и с признанием при жизни гения были проблемы. В то же время многие более чем обеспеченные люди так и остаются на уровне удовлетворения потребностей, указанных в начале списка, или даже деградируют.

Большую роль в процессе становления человека играет его стремление к самоактуализации, а оно, в свою очередь, зависит от целей, мотивов, желаний, установок и особенностей воспитания личности.

Процесс самоактуализации

С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно.

Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметить пути для самосовершенствования. Если по каким-либо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.

Следующий этап – это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие – его.

В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания.

Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.

При самоактуализации неизбежным является выбор. Выбирать приходится всё и всегда (платье в магазине, школу для ребёнка, место работы или отдыха и т. д.). Однако, по мнению самого А. Маслоу, главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием её.

Дело в том, что самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой зоны комфорта, разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищённость.

В то же время, если личность всё-таки станет на путь самоактуализации, то приятными бонусами будут:

  • уверенность в себе;
  • ощущение победы, в том числе, над собой;
  • повышение стрессоустойчивости;
  • формирование новых умений и навыков.

Принципиально важно, чтобы выбор человек делал сам, а не под давлением извне.

Этому необходимо учиться с детства, поэтому важная задача родителей и педагогов – дать ребёнку возможность самостоятельно мыслить и принимать решения.

Кроме того, малыш не должен удовлетворять родительские амбиции, в процессе воспитания и развития нужно исходить из интересов и потребностей самого растущего человека.

Умение делать выбор тесно связано с необходимостью доверять себе и брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Собственно, ответственность – это главный показатель взросления.

Если речь идёт о выборе профессии, спутника жизни или просто способе проведения свободного времени, то сделанные выборы могут не одобряться окружающими. Однако никто не знает, что надо человеку, лучше, чем он сам.

Главное, чтобы последствия выбора не противоречили законодательным и моральным нормам.

Наконец, для самоактуализации важно трудиться не покладая рук. Менее талантливый, но трудолюбивый человек достигнет большего, чем одарённый лентяй. Постоянная работа над собой непременно приведёт к успеху.

Что мешает самоактуализации

Казалось бы, проблема самоактуализации решается довольно легко: выбрал свой путь и действуй. На самом деле всё не так просто. Полному раскрытию своих возможностей могут препятствовать:

  • Собственная лень. Развитие, движение вперёд – это приложение усилий, преодоление себя. Под лежачий камень вода не течёт; (читайте про лень)
  • Неуверенность в себе, комплексы, страхи. Никто не застрахован от неудач, однако, сознательное избегание трудностей, возможно, и сделает жизнь более спокойной, но никогда не приведёт к успеху; (читайте про неуверенность в себе)
  • Давление социума. В некоторых культурах (особенно это характерно для стран с тоталитарным режимом) на первое место ставится не индивидуальное, а коллективное. Человек является винтиком в государственной системе, а любые проявления индивидуальности подавляются порой очень жёстко. Также сложно реализовать себя, если имеющиеся навыки не востребованы и не ценятся окружающими (так в крестьянской семье позапрошлого века умение ребёнка рисовать или виртуозно играть на музыкальном инструменте могло восприниматься родителями как блажь, отвлекающая от главного занятия – земледелия);
  • Заниженная самооценка, неверные представления о своих способностях («Я никогда этого не достигну», «Это мне не по силам» и т. д.); (читайте про самооценку)
  • Отсутствие должной мотивации. Если непонятно, во имя чего предпринимаются те или иные действия, то достижение цели практически невозможно. Во всяком случае, морального удовлетворения от прилагаемых усилий точно не будет.

Проблема самоактуализации

Большинство психологов рассматривают самоактуализацию исключительно как благо. Разве плохо, если человек ищет себя, пытается найти применение своим способностям? Однако чрезмерно зацикленная на себе личность становится эгоистичной, не принимает во внимание потребности других людей, не спешит понять, помочь, поддержать близких.

Кроме того, само по себе взятие каких-либо высот ещё не гарантирует благополучия. Каждый человек – индивидуальность. Кому-то крайне важно сесть в кресло руководителя, а кто-то будет довольствоваться скромной ролью рядового сотрудника или домохозяйки и чувствовать себя счастливым (хотя эти роли – тоже своего рода самоактуализация).

Подлинное совершенство – это скорее идеал, чем реальность. По мнению самого А. Маслоу, люди, достигшие самоактуализации, составляют лишь 1% от всего человечества, и даже такие «сверхличности» не лишены недостатков и не избавлены от проблем.

Поэтому в процессе самоактуализации главное – не столько стремление к идеалу, сколько достижение реальных целей, умение строить отношение с другими людьми, стремиться к гармонии с собой и окружающим миром.

Если человек самодостаточен и живёт полноценной жизнью, готов нести ответственность за свои поступки, то о нём можно говорить как о состоявшейся личности.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/samoaktualizatsiya-lichnosti.html

самоактуализирующаяся личность — это… Что такое самоактуализирующаяся личность?

  • Самоактуализирующаяся Личность — (от лат. actualis деятельный) характеристика личности , автор А. Маслоу . В развитии индивида, после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических …   Психологический словарь
  • самоактуализирующаяся личность — (от лат. aktualis – действительный, настоящий) – тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С.л. свойственно дружелюбие,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • личность самоактуализуемая — (самоактуализирующаяся личность) человек, вышедший на уровень самоактуализации. Оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, цинизма и прочего; не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму и пр. Такой человек… …   Большая психологическая энциклопедия
  • ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ — личность, для к рой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в… …   Педагогический словарь
  • ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ — (от лат. aktualis действительный, настоящий) – тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Л. с. свойственно дружелюбие,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • теория личности Маслоу — система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу – одного из основателей гуманистической психологии. В центре концепции Маслоу – самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, которому что то добавили, а обычный человек, у… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Самоактуализация — процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • Диагностика самоактуализации личности — (САМОАЛ). Э. Шостром. Адаптация Н. Ф. Калины. Методика предназначена для выявления структурных компонентов самоактуализирующейся личности. Самоактуализация вершинный уровень психол. развития, к рый может быть достигнут, когда удовлетворены все… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Гармонический — (греч. harmonia – слаженность, соразмерность) стройный, слаженный, согласованный, созвучный. Гармоническая личность – личность зрелая, самоактуализирующаяся, устроенная при принципу иерархии, когда побуждения, оценки, реакции возникают в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Читайте также:  Голова - психология

Источник: https://psychology.academic.ru/5732/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Самоактуализация

Самоактуализация

Самоактуализация — это свободное проявление внутреннего мира и переживаний человека в поведении, в деятельности и творчестве; это бескорыстная самоотдача личности в общении с другими людьми.

Абрахам Маслоу ввел в психологию понятие «самоактуализация»

Термин «самоактуализация» предложил выдающийся американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970). Маслоу принадлежал к сложившемуся в 60-х гг. XX в. направлению в психологии, получившему название «гуманистическая психология».

Его представители считали, что человек — это сознательное существо, наделенное свободой воли, а потому человек способен сам быть причиной своего поведения, а не подвергаться воздействию ситуации или темных бессознательных влечений.

Человек с точки зрения гуманистической психологии в первую очередь — существо творческое, способное к саморазвитию.

А. Маслоу полагал, что человек обладает потребностью в самоактуализации. Эта потребность — наивысшая человеческая потребность по уровню развития и проявляется лишь тогда, когда удовлетворены потребности низшие (еда, секс, безопасность и т. д.).

Если человек достиг уровня самоактуализации, то он, как правило, психически
здоров и не подвержен неврозам.

Маслоу ввел понятие «самоактуализирующаяся личность» и считал, что среди всех людей такие личности составляют не более 1%. Как правило, это лица среднего и старшего возраста.

Изучая биографии выдающихся ученых и деятелей культуры, Маслоу пришел к выводу, что для самоактуализирующейся личности характерны следующие черты: объективное восприятие реальности; полное приятие себя; увлеченность и преданность делу; естественность поведения; потребность в независимости, самостоятельности и уединении; наличие высших духовных переживаний; доброжелательность и сочувственное отношение к людям; творческий подход к жизни; демократическое мировоззрение; общественная активность.

Пирамида потребностей Маслоу

Другой известный представитель гуманистической психологии психолог и психотерапевт К. Роджерс считал, что потребность в самоактуализации имеет врожденную основу, но развивается в течение всей жизни. Особое влияние на развитие потребности в самоактуализации оказывают отношения матери и ребенка.

Такая потребность успешно развивается, если мать полностью удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке («безусловное позитивное внимание», по Роджерсу).

Если же мать проявляет любовь к ребенку «условно» (в зависимости от его «хорошего» или «плохого» поведения), то он будет избегать ситуаций и поступков, не одобряемых матерью, и не сможет самоактуализироваться личностно.

Роджерс полагал, что человек всю жизнь находится в саморазвитии и поэтому актуализация есть процесс, а не результат.

Время юности — важная пора в процессе самоактуализации личности. Это время жизненного определения, время творческих планов и устремлений, энтузиазма и доверчивого отношения к людям и миру. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована.

Юность стремится к добру, стремится творить это добро, она вся устремлена в будущее, не думает о смерти и верит в вечность жизни. Юность не расчетлива, ибо она богата и ей легко жертвовать всем. В интеллектуальном отношении человек в этот период достигает значительного расцвета.

Мир кажется ясным, а человеческие отношения простыми.

Самоактуализирующейся личности, по Роджерсу, присущи следующие черты: открытость опыту; полнота жизни в любой момент времени; способность прислушиваться к своим интенциям (побуждениям), а не к мнению других; свобода в мыслях и поступках; высокий уровень творчества. Концепция самоактуализации приобрела большую популярность среди отечественных психологов в 80 — 90-х гг. XX в. в связи с распространением в России теории и практики гуманистической психологии.

Самоактуализация

Источник: http://5psy.ru/osnovnie-ponyatiya/samoaktualizaciya.html

Самоактуализирующаяся личность

Самоактуализирующаяся личность

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в Калифорнии в 50-е годы.

Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации.

Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.

По А. Маслоу воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности.

Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограниченны, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности.

4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

3: Потребности, связанные с любовью и приятием, – в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым.

2: Потребности, связанные с безопасностью, – в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения.

1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня.

В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%.

Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».

«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:

1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);

2) принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;

Источник: http://www.studbirga.info/samoaktualiziruyushhayasya-lichnost/

2.2 Признаки самоактуализирующейся личности

2.2 Признаки самоактуализирующейся личности

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»).

Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека проявляются высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни).

Для многих людей присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет и страдает от этого.

Если человек стремиться понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит в высшую ступень личностного саморазвития.

На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу отвечает следующим образом; «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело…Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание» [9, 191].

Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то более высокому. Эти ценности (среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.

Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть».

В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий.

Читайте также:  Любимая тема всех детей - психология

Самоактуализация, вместе с тем, предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе» [].

Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности:

полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и принимать ее);

принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я есть я, ты, есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);

профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;

автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;

способность к пониманию других людей, внимание доброжелательность к людям;

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/39473

Geum.ru

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

В начале 60-х годов XX в. в США возникла гуманистическая психология — как научное направление и как психотерапевтическая практика.

Гуманистическая психология противопоставила себя бихевиоризму и психоанализу, которые оценивала как негуманные и излишне биологизированные подходы к человеку. Гуманистическая психология нашла поддержку среди философов, социологов, педагогов.

Ведущими представителями направления выступают Г. Олпорт, ГА. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.

В гуманистической психологии предлагается изучать уникальную и неповторимую личность. Главная идея этого направления состоит в том, что каждый человек неповторим, замечателен и способен на многое.

Окружающие люди (родители, педагоги, психологи) должны помогать человеку постоянно совершенствоваться, созидать себя, осознавать свое назначение в жизни, регулировать границы своей субъективной свободы.

В качестве основных проблем выделяются проблемы саморегуляции, самоактуализации личности, поиска смысла жизни, целенаправленного и ценностно-ориентированного поведения, творчества, свободы выбора, достоинства, ответственности, целостности, глобального мышления и новых подходов к воспитанию человека.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен возможностями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, и считает его способным управлять собственным развитием.

Для гуманистической психологии изучение конкретного человека, отдельных случаев не менее ценно, чем изучение типов людей или обобщение многих случаев и ситуаций.

Психологи этого направления считают неоправданной ориентацию на изучение лишь сложившихся форм поведения человека.

Человек по своей природе активное, творческое существо, способное к саморазвитию, к изменениям: у человека есть не только прошлое, но и будущее.

Гуманистическая психология создала новый подход в практике консультирования и психотерапии, оказала влияние на практику воспитания, психологию производственных отношений, на разрешение конфликтов. Большой вклад в создание практики психологического консультирования и терапии внес Карл Роджерс.

Он разработал личностно-ориентированную психотерапию, получившую название «клиентцентрированной терапии». Концепция групповой терапии К. Роджерса содержит веру в рост личности, ориентирует членов группы на свободное выражение своих чувств, на принятие чувств других.

Представления об уникальности личности гуманистическая психология реализует в практике обучения и воспитания.

Гуманистическая психология выступает в качестве мировоззренческой и практической основы современной педагогики. Гуманистическая психология представляет собой одно из наиболее перспективных направлений современной психологии.

Гештальтпсихология — учение о целостности психических явлений

Разбей ты фартинг на двенадцать долек — Получишь даже не ноль, а нолик. Вещь в целом — сила, пусть под спудом скрыта, Но силы нет, коль на куски разбита.

Д. Чосер

Гештальтпсихология как научное направление зародилась в Германии в 10-е годы XX в. и просуществовала до середины 30-х. Слово «гештальт» переводится с немецкого как форма, образ, структура.

Немецкое слово «гештальт» ни в каком другом языке точных аналогов не имеет и поэтому непосредственно заимствуется другими языками из немецкого. Понятие гештальта является ключевым для целого научного направления — гештальтпсихологии.

Суть понятия наиболее доступно раскрывают слова Макса Вертгеймера: «Есть сложные образования, в которых свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого».

Итак, под гештальтом будем понимать функциональную структуру, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. В психологическом контексте понятие гештальта впервые употребил X.

Эренфельс, который выделил специфический признак гештальта — свойство транспозиции (переноса): в нашем восприятии мелодия остается той же самой при переводе ее в другую тональность; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако специальной теории гештальта Эренфельс не создал.

История гештальтпсихологии ведет начало с выхода работы Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера сложилась берлинская школа гештальтпсихологии, основу которой составили Курт Коффка, Вольфганг Келер, Курт Левин, Курт Гольдштейн. Двадцатые годы ознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальтпсихологии.

Они касались главным образом процессов зрительного восприятия, хотя выводы делались гораздо более широкие.

Разные формы гештальтов изучались на материале восприятия кажущегося движения, формы (в том числе отношений «фигура — фон»), оптико-геометрических иллюзий.

Были выделены так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др.

В основу принципов группировки был положен более общий закон психологического поля — закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации.

Принципиальное значение имели эксперименты Келера на курах с целью проверить, что является первичным — восприятие целого или элементов.

Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой.

Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки.

Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество, определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами.

В гештальтпсихологии экспериментально исследовалось также мышление. По мнению Келера, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации.

С чисто описательной точки зрения для этой формы поведения характерно использование предметов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия.

Относительно специфически человеческого мышления Вертгеймер указывает: условием переструктурирования ситуации является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упражнениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватными ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — инсайта.

Коффка сделал попытку приложить общий принцип структурности к фактам психического развития и построить на его основе теорию психического развития в онтогенезе и филогенезе. По его мнению, развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более и более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами.

Уже мир младенца в какой-то мере гештальтирован. Но структуры младенца еще не связаны друг с другом. Они, как отдельные молекулы, существуют независимо друг от друга. По мере развития они вступают в соотношения друг с другом.

На этой основе подвергалась критике теория трех ступеней развития в филогенезе Карла Бюлера за то, что она представляет психическое развитие как состоящее из различных, не связанных друг с другом единым принципом ступеней.

Гештальтпсихология как научное направление активно развивалась до 30-х годов XX в., до момента, когда в Германию пришел фашизм. Вертгеймер, Келер, Коффка, Левин эмигрировали в Америку, где господствовал бихевиоризм. Здесь теоретические исследования не получили значительного продвижения. Как самостоятельное научное направление гештальтпсихология перестала существовать.

Однако ее идеи в той или иной степени были восприняты самыми разными течениями и школами. Они оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа New Look), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальтерапии), некоторых концепций межличностного восприятия и др.

В современной психологии понятие гештальта употребляется преимущественно в том контексте, в котором его использовал создатель гештальттерапии Фриц Перлз, который заимствовал из гештальттеории лишь некоторые идеи, причем в своей, достаточно вольной интерпретации. Поэтому нельзя сказать, что гештальттерапия Перлза выросла из гештальтпсихологии.

Перлз отмечал: «Наиболее важной для меня была мысль о незаконченной ситуации, о неполном гештальте». Проблема соотношения фигуры и фона, разрабатывавшаяся гештальтистами в области познавательных процессов, была перенесена Перлзом в область мироощущения в целом.

По его мнению, мир невротика характеризуется смешением главного и второстепенного (фигуры и фона), и терапевтический процесс следует направить на восстановление гармонии. Цель психотерапии — достижение равновесия человека с самим собой и окружающим миром.

Хотя академические психологи такого расширения не приняли, нельзя не признать, что сегодня понятие гештальта не только сохранилось в психологии, но и приобрело огромную популярность, главным образом благодаря новаторским трактовкам Перлза.

Гештальтпсихология — пройденный этап в истории психологической науки, как таковая эта школа уже не существует. Тем не менее понятие гештальта продолжает оставаться одним из самых популярных в психологической науке и практике.

< Предыдущая
Оглавление
Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/samoaktualiziruyuschayasya_lichnost_gumanisticheskoy_psihologii.php

Ссылка на основную публикацию