Работа гештальт-терапевта глазами гештальт-терапевтов — психология

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

Работа гештальт-терапевта глазами гештальт-терапевтов - психология

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка.

Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии.

Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление.

Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц.

Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.

Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь.

Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии.

Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру.

В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл.

Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным.

По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля.

Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны.

Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти.

Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции.

Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов.

На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить.

Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации. И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности.

Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег.

Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас.

Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»).

Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми.

Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их.

Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них.

Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»).

Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни.

Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения.

Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте.

Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения.

И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции.

Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми.

Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Читайте также:  Безразличие, апатия - психология

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?».

Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда.

Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной».

Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности.

Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа.

Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество.

В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром.

Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность.

Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью.

Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других.

Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других.

И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого.

Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Глаз-алмаз

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.

Источник: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/4-printsipa-geshtalt-terapii-kotorye-pomogut-rasputat-vnutrennie-uzly/

Гештальт-терапия для «чайников»

Гештальт-терапия для «чайников»

«Тебе нужно закрыть гештальт!» – советуем мы другу, который никак не может завершить болезненную ситуацию или отделаться от навязчивых мыслей. Интуитивно мы используем это слово верно, но что такое гештальт, а уж тем более гештальт-терапия, объяснить мало кто из нас может. О том, на чем строится это направление, рассказывает психолог Алексей Песоцкий.

  • Здоровый и гармоничный человек способен удовлетворять свои потребности, но это невозможно без контакта со средой.
  • Если потребность не удовлетворяется, задача гештальт-терапевта – понять, почему и что с этим делать.

В детстве меня привлекали книги из серии «Все обо всем». В них авторы вмещали концентраты знаний о самых разных вещах. Упрощенный и поверхностный уровень погружения в тему меня не смущал: я и сейчас ценю такой формат при знакомстве с непрофильными, но интересующими меня сферами. Это отличная возможность быстро сориентироваться в вопросе, понять, о чем это в принципе.

Я постараюсь предельно просто и понятно, в популярно-энциклопедическом формате, описать ключевые тезисы в работе гештальт-терапевта.

Любой психотерапевтический подход отталкивается от идеи психологического здоровья, критериев здорового функционирования человека.

Здоровье в гештальт-терапии – это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции, как в физическом, так и психологическом аспектах.

Если нам холодно, организм повышает мышечную активность, появляется дрожь. Это помогает нам согреться.Если нам жарко, организм потеет, охлаждая температуру тела.

Если организм утомлен, он требует отдыха, мы хотим спать.

Саморегулирующая система невозможна без контакта с внешней средой.

Когда мы голодны, мы не можем удовлетворить потребность в еде без взаимодействия с внешней средой.
Потребности в любви, признании, уважении, общении также удовлетворяются только при контакте со средой.

Мы живем, в чем-то нуждаемся, чего-то хотим, к чему-то стремимся. В идеальном варианте мы удовлетворяем свои потребности, закрываем гештальты. Если же потребность не удовлетворяется долгое время, у нас появляется внутреннее напряжение – то, что известно как «незавершенные гештальты».

Каждая потребность проходит через несколько стадий развития:

Формирование и осознавание.

Контакт организма со средой, чтобы найти предмет и способ удовлетворения потребности.

Удовлетворение потребности.

Осмысление полученного опыта.

На любой из этих стадий наш контакт со средой может прерваться, а значит, потребность так и останется неудовлетворенной. Происходит это в результате действия четырех механизмов: проекции, интроекции, конфлюэнции и ретрофлексии.

Вы прогуливаетесь по ночному парку и видите впереди шумную компанию молодых людей. Вам приходит в голову мысль отклониться от маршрута, чтобы не встречаться с незнакомцами. Так проявляется механизм проекции.

Основываясь на своем опыте, вы проецируете, что молодые люди могут оказаться агрессивными и встреча может быть небезопасной. Проективный механизм, как и любые другие способы прерывания потребностей, изначально полезен для нас.

Но вот другой пример. Молодой человек хочет познакомиться на улице с девушкой. Он останавливает себя, предполагая, что она откажется от знакомства: он ей не понравится, она не знакомится на улице, она замужем и так далее. В этом случае вместо полезной защитной функции механизм проекции останавливает удовлетворение реальной потребности молодого человека: познакомиться, завязать отношения.

Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту осознать потребность, увидеть, как он прерывает ее удовлетворение, и помочь найти подходящие способы ее удовлетворения.

Еще один пример. К терапевту обратился клиент с запросом помочь наладить отношения с женой. Мужчина ревнует ее по поводу и без, что приводит к семейным конфликтам и скандалам.

Ревность в данном случае – проективный механизм. Муж проецирует свои подозрения в измене на жену, предполагает, что он ей больше не интересен. Предъявление претензий ведет к усугублению конфликта и постоянным скандалам. При этом реальная потребность мужа в близости, любви не удовлетворяется.

Когда клиент осознал истинные потребности, гештальт-терапевт помогает ему найти способы их удовлетворения. Вместо привычных обвинений «Где ты опять была? Я тебе не нужен!» муж пробует вести себя по-новому. Например, обвинения можно заменить такими фразами: «Я переживаю, когда ты задерживаешься, я ценю наши отношения, мне важна наша близость».

Как-то на вечеринке знакомый завел разговор о том, что многие считают, будто на ноль делить нельзя. «Конечно, нельзя!» – эмоционально поддержало большинство участников дискуссии. Нас в школе так учили, да и если попробовать поделить на ноль на калькуляторе, на дисплее отобразится «Е» – значит, ошибка. Не можем же мы все ошибаться.

Однако приятель не унимался: «Почему же нельзя делить на ноль?» Ответа на этот вопрос ни у кого из присутствующих не было. Точнее, ответ был таков: «Потому что нельзя. Точка». Вот вам пример классического интроекта.

Интроекция – это механизм, при котором мы проглатываем, не пережевывая, новую информацию, установки, идеи. Мы запоминаем эту информацию, считаем ее очевидной и правильной, но она не присвоена и не переварена нами. Именно поэтому мы не можем ответить на вопрос, почему делить на ноль нельзя. Мы просто проглотили это знание и не можем наш ответ как-либо обосновать.

Если мы «интроецированы» какими-либо установками, правилами и знаниями, это не означает, они неверны или верны. Это значит только то, что мы не можем ими осознанно пользоваться. Наше поведение и реакции ригидны, и это может негативно влиять на удовлетворение наших потребностей.

При воспитании детей мы не можем обойтись без механизма интроекции. Мы не будем предлагать ребенку «присвоить» знание о том, что нельзя засовывать пальцы в розетку. И это будет полезным интроектом. Если же интроецированное знание для ребенка окажется недостаточно весомым, чтобы поверить на слово, будьте уверены – он проверит.

После проверки и «пережевывания» установки либо присваиваются и становятся усвоенными, либо отвергаются как ложные. Кстати, оказалось, что теоретически делить на ноль можно. Операцию, которая в алгебре считается невозможной, можно произвести в других сферах математического знания.

Читайте также:  Заискивание - психология

Психотерапевт регулярно сталкивается с установками клиентов: «нужно строить карьеру», «мужчина должен зарабатывать больше женщины», «женщина не должна проявлять инициативу при знакомстве с мужчинами», «мне нужно выйти замуж» и так далее.

Гештальт-терапевт проверяет, насколько эти установки соотносятся с реальными потребностями клиента, действительно ли это его установки – или же это интроекты, которые блокируют развитие и удовлетворение истинных потребностей.

Например, женщина жалуется на неуспешные попытки построить отношения с мужчинами. При этом она опирается на некое идеальное представление о том, каким должен быть мужчина: любящим, верным, с высшим образованием, достойным доходом… Терапевт помогает ей осознать интроект «идеальный мужчина» и свои истинные потребности, которые, скорее всего, ему не соответствуют.

Как обычно развиваются романтические отношения в паре? На первом этапе мужчина и женщина будто сливаются воедино, говорят «мы» вместо «я». Им сложно расстаться даже на мгновение.

Такая совместность приносит обоим партнерам удовольствие. В гештальт-терапии этот механизм называется конфлюэнцией (слиянием). И в этом примере проявление конфлюэнции уместно и приятно.

Еще один пример – новорожденный ребенок. В первые месяцы жизни он находится в максимальном слиянии с матерью, и это единственный способ выжить, ведь он еще не может самостоятельно осознавать и удовлетворять свои потребности. Однако с течением времени ребенок учится отделяться от родителей. Он начинает осознавать свои потребности, учится самостоятельно их удовлетворять.

Еще один пример – созависимые отношения в семье. Жена может не осознавать свои личные потребности и границы, сливаться с мужем, его желаниями, потребностями, чувствами, жить его жизнью. При этом оба партнера чувствуют себя несчастными.

При работе с созависимостью гештальт-терапевт помогает клиенту научиться замечать и выстраивать границы, осознавать и удовлетворять свои собственные потребности, отделяться. Клиент узнает, что есть личное пространство и потребности, которые конфлюэнция ограничивает, а есть совместные территория и времяпрепровождение, где слияние уместно и полезно.

Представьте себе, что вас отчитывает начальник. Вы злитесь: кулаки сжаты, желваки играют. Вы хотите выразить агрессию, но по тем или иным причинам сдерживаете себя. Так проявляется механизм ретрофлексии: вы хотите отреагировать, выразить чувства, совершить какое-то действие, но будто замыкаете потребность в самом себе.

Ваш импульс выразить негодование начальнику остается внутри вас. Чувства не выражаются, но и не исчезают. Невыраженные эмоции начинают «съедать» вас изнутри, агрессия может превратиться в аутоагрессию.

У ретрофлексии, как и всех описанных выше механизмов, есть и полезная функция. Выражать чувства и совершать действия не всегда и не везде уместно и безопасно. Однако легко не заметить, что ретрофлексия вошла в привычку и начала нести деструктивную функцию.

Продолжим пример с критикующим начальником. Если регулярно сдерживать себя, не выражать недовольство, эмоции будут копиться, и рано или поздно чаша переполнится. Агрессия выльется в ненужное время, в ненужном месте и в ненужных количествах, и ваше поведение будет выглядеть неадекватным ситуации. Кроме того, это может привести к развитию психосоматических заболеваний.

Гештальт-терапевт помогает клиентам найти способы выходить из «режима автономности» и удовлетворять свои потребности, контактируя со средой, людьми, а не замыкать развитие потребности внутри себя.

Наличие всех этих механизмов прерывания – необходимое условие для здорового функционирования организма. Гештальт-терапевт не борется с ними – он совместно с клиентом исследует ситуации, в которых эти механизмы начинают давать сбой, и восстанавливает способность организма к целостному и гармоничному функционированию, саморегуляции, контактированию со средой.

Надеюсь, читая статью, вы вспомнили и осознали, как проявляются ваши собственные механизмы прерывания, и сможете сделать шаг к освобождению от их деструктивных проявлений.

Алексей Песоцкий – психолог, гештальт-терапевт, психодрама-терапевт, оргконсультант, тренер, преподаватель Московского института психоанализа.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/geshtalt-terapiya-dlya-chaynikov/

Что такое гештальт-терапия

Что такое гештальт-терапия

Гештальт-терапия – это Метод психотерапии гуманистической направленности (человечный и уважительный)

Для примера приведу и другие методы: психоанализ, экзистенциальная терапия.

Длительность гештальт-терапии:

Гештальт-терапия среди прочих относительно краткосрочный метод. Курс может длиться от 10-20 и до 100-200 сеансов. Длительность терапии зависит от сложности проблемы и от желания клиента более глубоко или более поверхностно её решить, от готовности клиента дальше или ближе продвинуться к высокому качеству своей жизни.

С кем работает гештальт-терапевт:

Прежде всего, с психически здоровыми людьми, хотя возможна и коррекция людей, находящихся в пограничном статусе.

С какими проблемами работает гештальт-терапевт:

Со всем спектром психологических трудностей

  • Проблемы межличностных отношений (детско-родительские, мужско-женские, деловые и дружеские: измены, одиночество, флирт, личная привлекательность, любовные треугольники и др.).
  • Внутри-личностные проблемы (трудности самооценки, само-принятия, эмоциональных состояний, депрессии, зависимости, психосоматические расстройства панические атаки, физические болезни неясного происхождения)).

Цели и ценности гештальт-терапии:

  • достижение внутренней целостности клиента (гештальт — это целостность)
  • здоровой агрессивности (активности) клиента
  • осознавание и преодоление клиентом само-прерываний в достижении цели
  • признание и реализация клиентом своих истинных потребностей
  • развитие способностей клиента к эффективному контакту и диалогу с другими.

Теоретические основы гештальт-терапии (особенности метода):

1.Фигура и фон

Что вы видите на картинке? Это очень известная гештальт-картинка, которая демонстрирует особенности нашего восприятия. Доказано, что человек может видеть в один момент только что-то одно – вазу или 2 профиля, но никак не то и другое одновременно!

Глядя вокруг, в мир, мы видим лишь одну свою фигуру. Остальное остается в фоне, мы просто это игнорируем!

Пример: люди пришли на вечеринку. Алкоголик видит в первую очередь бутылку, влюбленный – свою девушку, желающий пообщаться – потенциальных собеседников. Вы, читая этот текст, тоже слышите свое, выбираете из текста свою фигуру.

За любой фигурой всегда стоит потребность, однако она не очевидна. Одна из первых задач гештальт-терапевта – выявить фигуру потребности клиента, с которой он пришел, и способ, с помощью которого реализация потребности человеком прерывается.

Хочу пояснить, что желаний может быть много, но базовых потребностей у людей буквально три: безопасность — доверие, близость — автономия и признание.

2.Принцип незавершенных ситуаций

В ходе исследований и экспериментов гештальт-психологи заметили, что люди склонны формировать в своей жизни однотипные негативные ситуации. Феномен назвали Незавершенный гештальт

Замечали ли вы, что в жизни любого человека можно легко увидеть многократно повторяющиеся однотипные неприятные ситуации? Например, изменяющий или пьющий муж, или кому-то все садятся на шею, а кто-то хронически одинок, беден, брошен и т.п.

Так вот, принцип незавершенных ситуаций заключается в том, что психика не может успокоиться, сохраняет напряжение до тех пор, пока не разрешит проблему. То есть человек провоцирует воспроизведение неприятных ситуаций с тайной целью — наконец их разрешить.

Незавершенная ситуация – это источник хронического напряжения, откачивающий нашу жизненную энергию. Самое лучшее, что можно сделать, это завершить/закрыть/разрешить ситуацию.

Как и в жизни, так и в процессе психотерапии клиент воссоздает свою незавершенную ситуацию в отношениях с психотерапевтом. И это очень хорошо, так как гештальт-терапевт в процессе работы помогает получить новый позитивный опыт внутри этой наболевшей схемы и благополучно завершить гештальт. Этот новый опыт завершения клиент переносит в свою обычную жизнь, разрешая массу проблем.

3.Принцип «здесь и сейчас»

В теории гештальт-терапии считается, что прямо здесь и сейчас проявляются все незавершенные ситуации, а значит, здесь и сейчас, в любой момент жизни есть возможность их разрешить! Нет большой необходимости вспоминать детство или прошлые жизни.

Прямо здесь и теперь по позе, взгляду, голосу, словам, выбору тем разговора,- эмоциональному фону, который создает клиент, опытный гештальт-терапевт обнаруживает и выходит на работу с актуальными травмами, внутренними конфликтами, незавершенными ситуациями, телесными болезнями клиента.

4.Принцип диалога

Разговор с клиентом в гештальт-терапии строится по принципу диалога, т.е. равных позиций (а не сверху, свысока или снизу). Это честный разговор двух равных уникальных людей. Кажется, что и ничего особенного, однако по данным исследований, такой разговор имеет очень сильные лечебные свойства.

Освоенный навык диалогического разговора с психотерапевтом, клиент автоматически переносит в свою обычную жизнь, и это помогает установить, наладить и там диалогические, гармоничные отношения, разрешить массу трудностей.

5.Теория контакта

Гештальт-терапия базируется на теории контакта. Эта теория объясняет взаимодействие человека со средой в процессе реализации его потребности. Так называемая дуга контакта имеет 4 стадии:

  1. Предконтакт. Человек чувствует смутную тревогу, возбуждение или дискомфорт. Прислушавшись к своим физическим, эмоциональным ощущениям, осознав, что сейчас привлекает его интерес в окружающем мире, он может, например, осознать, что голоден, а привлекают его виды еды и продуктовых магазинов.

     Суть этой фазы в том, чтобы на основе своих ощущений – физических, эмоциональных и пр. выявить фигуру своей потребности, и ответить на вопрос: чего я сейчас хочу? Если это удалось, энергия в человеке увеличивается, и он переходит на следующую фазу, продвигается к реализации своей потребности. Если на вопрос он не отвечает, т.е.

    у него не возникает ясного переживания «Ага, вот что я хочу!», то он зависает в мутном дискомфорте.

  2. Контактирование. На этой фазе человек контактирует со средой, пытаясь выбрать то, что наиболее полно удовлетворит его потребность. В случае с едой, он пытается выбрать, что именно хочет сейчас съесть – фрукт или колбасу, возможно, пробует то и другое, пытаясь определиться.

    Успешным окончанием этой фазы становиться выбор объекта потребности (например, колбасы). Выбор должен быть сделан не произвольно, а на основании ощущений, чувств, проб, экспериментов. Если человек избегает выбирать, пробовать, то зависает в мучительных сомнениях на этой фазе.

  3. Полный контакт. На этой фазе человек вступает в непосредственный контакт с объектом своей потребности, удовлетворяет её. Например, с наслаждением ест колбасу. Успешным завершением этой фазы становится чувство глубокого удовлетворения и расслабления. В случае неудачи остается неудовлетворенность и напряжение.

  4. Пост-контакт. Стадия подведения итогов, усвоения и переваривания произошедшего, а также отхождение от объекта потребности. В случае с колбасой, человек откладывает её с благодарностью и переваривает. Неуспешный пост-контакт, когда человек, например, не отходит, а вцепляется в объект, или обесценивает тот контакт, который произошел.

Любая психологическая трудность связана с прерыванием цикла контакта на одной, или сразу на нескольких фазах посредством использования психологических защит/прерываний.

Психологические защиты/механизмы прерывания цикла контакта:

Все мы используем психологические защиты. В гештальт-терапии они ещё называются механизмами прерывания контакта, так как, к сожалению, не только защищают нас от неприятных переживаний, но и прерывают реализацию наших потребностей.

Основные психологические защиты/прерывания в гештальт-терапии:

  • слияние — человек становится слабо-чувствительным к тому, что он сейчас чувствует и хочет, его психологические границы ослабевают, он плохо понимает, где его желания, а где чужие, где его ответственность, а где уже не его. И часто добровольно становиться игрушкой в руках других.
  • интроекция — это проглоченные убеждения, типа: «чтобы преуспеть, надо много работать», «все мужчины -…». Любые обобщения, начинающиеся со слов: «должен», «всегда», «никогда», «все», являются интроекцией. Эти установки — интроекты вступают в противоречие друг с другом и с самой реальностью, вызывая внутренний и внешний конфликт.
  • проекция — когда человек фантазирует о том, что думают, чувствуют, хотят другие и искренне верит в свои фантазии. Как правило, он избегает контакта с реальностью, и приписывает другим свои собственные запретные желания и чувства, проецирует свой внутренний «фильм» на их «белый экран». Получается такой феномен, как неконтакт, общение с самим собой.
  • дефлексия — это сбрасывание напряжения. Минус в том, что энергия тратится не на достижение цели, не на решение проблемы, а просто сливается на сторону
  • эготизм — когда человек в момент желанного события, контакта придерживает себя, не отдается полностью этому событию, контакту и своим чувствам. Так он теряет часть своего удовлетворения, рождая ощущение незавершенности, неполноты
  • ретрофлексия — когда человек обращает на себя те чувства, что направлены на самом деле другого, на окружающий мир. Крайний пример — самоубийство, когда злость, направленную на другого, человек обращает против себя. В теории гештальт-терапии считается, что любые переживания рождаются в человеке ТОЛЬКО в контакте со средой и, соответственно, и направлены только вовне. То есть, изначально человек не может раздражаться, обижаться на самого себя, это психологическая защита.
Читайте также:  Дигикон - психологическая игра, мини-тренинг - психология

Замечая, что клиент использует психологическую защиту/прерывание, гештальт-терапевт работает с этим прерыванием, для этого есть определенные методы и техники, помогая клиенту продвинуться к реализации своей потребности.

Техники гештальт-терапевта:

Арсенал техник гештальт-терапевта достаточно велик. Назову самые распространенные.

  • Терапевтический диалог. Цель диалога – поддержка переживаний, осознавание и выявление потребности клиента и механизмов её прерывания.
  • Эксперимент — здесь и сейчас терапевтом организуется игровая ситуация, в которой проявляется болезненная ситуация клиента. Гештальт-терапевт предлагает клиенту действовать по-новому, в результате чего клиент переживает новый позитивный опыт, который затем переносит в свою жизнь.

Варианты эксперимента:

  • Проективные методики — арт-методы (рисунки, поделки и пр.)
  • Психодрамма – расстановки, театрализованные сцены
  • Телесные практики – работа с голосом, позами, телесными скульптурами
  • Пустой стул (или горячий стул) – клиент представляет на поставленном пустом стуле значимого человека из своей жизни, героя своего сна или часть своей собственной личности и обращается к нему по-новому. Звучит, может быть странно, однако работает очень сильно. Когда клиент в настоящем времени обращается к пустому стулу, всегда проявляются типичные способы поведения клиента и возникают сильные актуальные переживания, которые не так просто обнаружить в «разговоре о…».

Гештальт-терапевт и клиент, творчески используя техники, выявляют и прорабатывают вытесненный, неосознанный материал клиента. В результате, клиент достигает большей целостности, успешно проходя здесь и сейчас, уже без само-прерываний, весь цикл контакта. 

Психолог СПб, семейный психолог, психологическая помощь, консультация психолога, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший се психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, хороший психолог в Санкт-Петербурге, хороший психолог в Питере, хороший психолог в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога спб, помощь психолога в спб, помощь психолога Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога в Санкт-Петербурге, помощь психолога в Питере, помощь психолога в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, психолог санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург,помощь психолога санкт-петербург, психолог санкт-петербург, хороший психолог санкт-петербург, запись к психологу санкт-петербург, найти психолога санкт-петербург,  психолог санкт-петербург, психологическая консультация санкт-петербург, услуги психолога санкт-петербург, психолог консультация санкт-петербург, психолог спб, психолог спб, психолог в санкт-петербурге, психолог спб, психолог в спб, хороший психолог спб, консультация психолога в спб,психолог в санкт-петербурге, консультация психолога в Санкт-Петербурге, консультация психолога в Питере, консультация психолога в Петербурге, консультация психолога спб, психолог в спб, консультация психолога Санкт-Петербург, хороший психолог спб, хороший психолог в спб, хороший психолог Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, хороший психолог в Санкт-Петербурге, хороший психолог в Питере, хороший психолог в Петербурге, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога спб, помощь психолога в спб, помощь психолога Санкт-Петербург, психолог в санкт-петербурге, помощь психолога в Санкт-Петербурге, помощь психолога в Питере, помощь психолога в Петербурге, семейный психолог в санкт-петербурге, психолог спб, услуги психолога спб,помощь психолога спб, психолог спб, хороший психолог спб, запись к психологу спб, найти психолога спб,  психолог спб, психологическая консультация спб, услуги психолога спб, психолог консультация спб, психолог спб.

Источник: http://psycholog-romanova.ru/geshtalt

Техники гештальт-терапии: работа с горем

Техники гештальт-терапии: работа с горем

325 просмотров

Ситуация потери характеризуется тем, что объект среды, в которой функционирует организм человека испытывающего горе, исчезает. В связи с этим возникает сильная фрустрация, так как целый ряд потребностей, удовлетворение которых связывалось с ушедшим, не находит своего выхода.

Сопоставляя вышесказанное с идеей незавершенных действий, обсуждаемой в гештальт-методе, можно выделить так называемые «потребностно незавершенные ситуации», которые содержат неудовлетворенные потребности, возникающие в результате прерывания цикла формирования и завершения гештальта (речь идет именно о тех прерываниях, которые происходят под влиянием внешних событий), так и эмоционально незавершенные ситуации (действия). Последние состоят из чувств, эмоций, переживаний, которые не были выражены и разрешены. С одной стороны, это те чувства, что не были разрешены до момента исчезновения объекта потребности, так как гештальт-метод полагает, что организм остается с незавершенными ситуациями, если он не может выразить страх, боль, гнев, разочарование, любовь, возмущение, печаль, обиду и т. д., которые возникли в прошлом и в отношениях со значимыми людьми.

С другой стороны, это те чувства, которые возникли непосредственно как реакция на утрату: боль, печаль, тоска, вина, возмущение, жажда мести, ярость, беспомощность, обида, страх, ужас, безнадежность, бессилие и т.п.

Существует четыре фазы работы горя:

1 фаза – преконтакт — шок.  Шоковое состояние возникает сразу после сообщения от утрате и может длиться от нескольких минут до 2 недель, в среднем — 9 дней.

2 фаза — фаза страдания, контактирование. Фаза страдания является в процессе горя наиболее интенсивной и может длиться до одного месяца (40 дней со дня смерти).

3 фаза — стадия финального контакта «контактинг» — фаза остаточных толчков и реорганизации. Этот этап длится примерно 1 год.

4 стадия – постконтакт — завершение горя (принятие ответственности, светлая печаль без злости). Происходит закрытие границы «организм-среда», начинается работа по ассимиляции прожитого опыта, принятию необходимости его присутствия в организме.

Роль терапевта. Здесь важным, по мысли Д. Зинкера, представляется то, что поддержка из среды часто приходит с простым человеческим «Я с тобой», то есть полноценным присутствием, наблюдением за происходящим и проявлением чувства сострадания при сохранении личных границ.

На первый взгляд, присутствие психотерапевта может и не напоминать собственно терапию, это время вместе может быть просто ритуальным; важно здесь то, что гештальт-терапевт и клиент вместе. Но это и не замена терапии.

Таким образом, одна из задач терапевта – это организация безопасного и доверительного поля, где слезы и гнев не покажутся безумием, где можно высказывать все, что хочется.

И здесь, по Зинкеру, быть свидетелем для гештальт-терапевта означает следующее: быть рядом и слушать; не форсировать результат; проявлять уважение и принимать то, что происходит; видеть пользу в выражении человеком его скорби; позволить себе стать твердой опорой, на которую клиент может опереться, иной раз несмотря даже на то, что горюющий может проявлять гнев по отношению к помогающему.

Наблюдение и присутствие терапевта позволяет клиенту увидеть именно самого себя, осознать cвою боль, беспомощность и прожить это. Психотерапевт может присоединяться к переживаемой клиентом скорби и искать вместе с ним лучший способ самовыражения. Важно останавливать импульсивное желание горюющего уйти от ситуации, однако тонко при этом балансируя на грани имеющегося у клиента ресурса.

Следует также не подгонять такого человека к какому-то завершению. Т.е. человек должен пройти по циклу контакта и пройти  4 фазы проживания горя, бывает, что клиент может возвращаться на предыдущие стадии, порой перескакивать через какие-то стадии, но он должен пройти через все стадии и даже если клиент откатился назад, то мы говорим с ним об этом и проходим последовательно все стадии.

Источник: https://students-library.com/library/read/2425-tehniki-gestalt-terapii-rabota-s-gorem

Как работает гештальт-терапия? Развенчание мифов о работе психолога. Статья. Гештальт-терапия. Самопознание.ру

Методы есть разные, в этой статье я пишу о гештальт-терапии и о себе.

Многие люди, насмотревшись западных фильмов о том, как работают психотерапевты, создают свои фантазии о том, что его ждёт на терапии.

  • Миф №1: Если я хожу к психологу, значит, я псих или скоро им стану.

Многие до сих пор считают, что психотерапия «для психов». Так вот, вы же моетесь каждый день, чистите зубы, но почему вы считаете, что ваша эмоциональная жизнь, ваши чувства, ваша боль не нуждается в гигиене? Если вы заставили себя забыть о неприятностях, о боли, это не значит, что её нет.

Это значит, что вы заблокировали её проявления и тратите огромное количество энергии на то, чтобы не проживать её. Но к сожалению, мы не роботы, и не можем просто нажать кнопку на теле, «отключить боль», мы автоматически блокируем и все остальные чувства, мы перестаём радоваться, любить, проявлять нежность, сострадать.

Часто бывает, что люди в основном переживают лишь гнев и чувство вины, а остальные чувства им недоступны или слишком слабы, чтобы их почувствовал ваш ближний.

Вы думаете, вы не стыдитесь, не завидуете, не боитесь? Вы просто не осознаёте, что вы это делаете, или запрещаете себе это делать. И чтобы обмануть себя, вы строите неэффективные концепции, страдаете бессонницей, псориазом, астмой, аллергией, алкогольной зависимостью и т.д. Все эти симптомы — результат ваших концепций, которыми вы защищаетесь от себя и окружающих.

  • Миф №2: После пары консультаций моя жизнь волшебно изменится.

Гештальт-терапия — это не волшебные быстрые и краткосрочные изменения, ведущие к эйфории и пропадающие через пару месяцев.

А если вы профессиональный «ходок» по тренингам, то она у вас пропадает на следующий день после окончания очередного тренинга.

Гештальт-терапевт не обещает вам невозможного, он не сможет изменить вашу жизнь кардинально и бесповоротно. Изменить свою жизнь можете только вы сами.

  • Миф №3: Терапевту нужно рассказать всё о своей жизни. Или терапевт будет копаться в моих отношениях с родителями.

Вы думаете, терапевту есть дело до того, как с вами разговаривала ваша бабушка? Гештальт-терапевт работает намного эффективнее и не тратит ваши и своё время на выяснение ваших отношений с родственниками.

Это может помочь лишь в связи с теми чувствами, которые вы испытываете сегодня. Вообще, в том, чтобы делится с терапевтом всеми подробностями своей интимной жизни, нет необходимости. Есть много других инструментов помощи клиенту.

Клиент рассказывает лишь о том, что волнует его, то, что сам хочет.

  • Миф №4: Терапевт даёт советы.

Так как мы все из «страны Советов», мы любим советовать и, конечно же, первое, что считают люди, что они придут к терапевту и получат совет или наказ или инструкцию о дальнейших действиях. Это в корне неверное представление. Особенно неверно читать на сайтах «советы психолога». Это всё равно, что экспериментировать со своей жизнью, своими отношениями.

Придайте больше ценности себе и своим отношениям, это на самом деле ваша жизнь, и она у вас одна. Поймите, что нет универсальных советов.

Каждый человек индивидуален, и каждый момент вы — новый человек, и вы намного лучше знаете, как вам себя вести тут или там, в вас столько творчества, столько потенциала, вам стоит лишь высвободить на это свою энергию! Терапевт именно в этом и помогает.

  • Поэтому ещё один Миф №5 о том, что вы «привяжетесь» к терапевту и не сможете принимать решения без него или впадёте в зависимость от терапии — не верен!
  • Миф №6: Терапевт мне расскажет всю правду обо мне самом. Или терапевт знает меня лучше чем я сам.

Сегодня большинство людей не довольны собой, они усердно стараются стать кем-то другим, чем они есть. Только это пустая трата времени, энергии и сил. Ваша жизнь сложится гораздо эффективней и интересней, если вы сможете стать собой.

Так что же делает терапевт? В самом общем смысле, он помогает вам разрушить неэффективные, мешающие вашей полноценной жизни концепции, прожить не прожитое и научиться осознавать.

Терапевт главным образом помогает вам стать вам теми, кто вы есть. Одним словом, познакомиться с собой, прийти к реальности. Иногда это страшно, но как ни странно, опыт показывает, что это вдохновляет людей больше, чем те фантазии, в которых вы живёте.

Вследствии знакомства с собой вы лучше понимаете другого человека, какие у вас с ним отношения, какая работа для вас подходит лучше, где вы сможете реализовать себя, как взаимодействовать с детьми, с родителями и многое другое.

Терапевт помогает вам сделать вашу жизнь вкуснее, живее и ярче.

Забота. Вроде бы приятное слово, нежное, вызывает ощущение спокойствия, уюта, чувство благодарности. Или может вызвать совершенно другой спектр чувств: раздражение, злость, усталось, бессилие.

В психологической науке эмоциональные переживания подразделяются на эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти и т.д.

Слово эмоция происходит, вероятно, от лат. emoveo (волновать, потрясать) или от лат. emovere (двигаться наружу, вовне). Общепризнанные определения эмоции таковы:

Часто, испытывая внутри какую-то нужду, мы вытаскиваем её из себя и помещаем в другого человека. И начинаем заботиться о нём, давать ему то, в чём на самом деле нуждаемся сами. Я часто так поступала и поступаю до сих пор, когда старательно уговариваю мужа прилечь и отдохнуть, когда начинаю усиленно… Читать дальше

Ноябрь с декабрём просят говорить о депрессии. Клиенты ноют, кукожатся, тоскуют и жалуются. Недавно один клиент, симпатичный мужчина 45 лет от роду, «понял», что у него депрессия с 7 лет. Это не шутка. Я тоже пару месяцев не в форме. Лень, усталость, нежелание праздновать день рождения, мотивация на нуле… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_rabotaet_geshtalt-terapiya_razvenchanie_mifov_o_rabote_p/

Ссылка на основную публикацию