Психологическая культура — психология

Записи с меткой психологическая культура

Психологическая культура - психология

Общее понятие «культура» имеет множество определений, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Наконец, существует самостоятельная система знаний — наука культурология.

Культура происходит от латинского глагола  «colo, colere» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом.

В самом общем смысле, мы понимаем под культурой, прежде всего,  устойчивые формы человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать. Это некоторый  набор кодов, предписывающих нам определенное поведение с присущими нам переживаниями и мыслями. Сама человеческая деятельность, познание и творчество являются источниками происхождения культуры.

Рассуждая о психологической культуре  личности, пытаясь ответить на вопрос – «Что же понимается сегодня наукой под психологической культурой?», мы обращаемся к разработкам современных отечественных ученых, в частности к статье Деминой Л.Д. и Лужбиной Н.А. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ» в «Сибирском психологическом журнале» №40, за 2011 год. 

В психологии долгое время отсутствовали системные исследования, посвященные феномену психологической культуры личности. В некоторых исследованиях изучались лишь отдельные ее составляющие: коммуникативная компетентность, интеллектуальная компетентность, социальная компетентность и др.

Дополняя определения психологической культуры личности таких авторов как,   Е.А. Климова Е.А., Н.Н. Обозова, О.И. Моткова, И.А. Ральниковой, Л.С. Колмогоровой и других, барнаульские ученые Л.Д. Демина, Н.А.

Лужбина, считают,  что психологическая культура личности – это системное образование, включающее не только информированность о законах функционирования психического мира, способах и приемах управления внутренней и внешней активностью, но и их практическое использование в повседневных жизненных ситуациях.

К таким поведенческим проявлениям ученые относят следующее:

 – конструктивное общение с близкими и дальними людьми, различающимися по национальным, возрастным, половым и другим признакам, что обеспечивает продуктивное разрешение личных, деловых и общественных вопросов;

 – сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни, что позволяет ставить осуществимые цели и задачи;

реализация единства внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем, саморегуляцию, самореализацию, саморазвитие на основе имеющегося жизненного опыта, образованности, развития всех психических процессов, свойств и состояний;

достаточно гармонично организованное творчество – наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени;

 – конструктивное ведение дел, для чего характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель и т.п.;

— гармонизация своего внутреннего мира – обеспечение полноценной духовной жизни, создание целостной непротиворечивой Я-концепции, наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих чувства, мысли и представления о себе, окружающих людях и т.п.

В структуре психологической культуры личности  Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина выделяют

когнитивный,

ценностно-смысловой,

рефлексивно-оценочный,

креативный и

поведенческий компоненты. 

В качестве  системообразующего фактора, вступающего во взаимодействие и опосредующего развитие других составляющих психологической культуры личности, по их мнению, выступает социальный интеллект.

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию в 1920 году Э. Торндайком, который определил его как «способность к пониманию и управлению людьми, способность действовать мудро в межличностных отношениях».

В настоящее время многие исследователи особо отмечают концепцию социального интеллекта Дж.

Гилфорда, где под социальным интеллектом им понимается способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей.

Таким образом, рассмотрение социального интеллекта в качестве системообразующего фактора психологической культуры личности позволяет понять и объяснить многие феномены гармоничного функционирования личности, которые проявляются, например, в преобладающем хорошем самочувствии; глубоком понимании и принятии как себя, так и других людей; конструктивном общении и ведении дел; в саморегуляции своих желаний, эмоций и действий, привычек и т.д., что является залогом психологического здоровья личности.

По материалам «Сибирского психологического журнала» Томского государственного университета, за № 40, 2011 г.

Источник: http://dashkina2015.ru/tag/psixologicheskaya-kultura

Психологическая культура личности человека

Психологическая культура личности человека

Зачем нужна психологическая культура личности человека?
Она необходима для гармоничного развития человека, правильного понимания себя, других людей и окружающей действительности, что способствует сохранению психического здоровья, добрых отношений и взаимопонимания.

Приветствую Вас, уважаемые посетители кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю всем психического здоровья!

Сегодня, в рубрике общение и коммуникации, мы поговорим о психологической культуре личности и ее влиянии на жизнь человека.

Психологическая культура личности

Познание самого себя, других людей и мира в целом, во всем многообразии и неповторимости — это основа психологической культуры личности.

Психологическая культура помогает:

  • большему осознанию своих возможностей; интеллекта, работоспособности, общительности, склонностей, социальной направленности личности, характера и темперамента и др.;
  • лучше понять и осознать свои истинные желания и потребности, а также способности и возможности для реализации жизненных планов;
  • правильно организовать свою учебу и работу, досуг и быт;
  • оптимально регулировать личные и деловые взаимоотношения с другими людьми (детско-родительские, отношения со сверстниками и партнерами, с друзьями и любимыми)

Психологическая культура человека…

Она является природным дополнением к физической культуре. И, как последняя помогает развить и сохранить физическое здоровье, психологическая культура человека — сохраняет психическое.
А так как психическое и физическое в человеке нераздельны — вывод очевиден.

Естественно, всем необязательно быть профессиональными психологами, чтобы следить за своим психологическим состоянием; чтобы понимать себя и других людей; чтобы планомерно развиваться и строить благополучную и счастливую жизнь; чтобы быть счастливым самому и приносить счастье другим, и, чтобы преобразовывать окружающий мир под себя. Для этого достаточно стать психологически культурным человеком.

Формирование психологической культуры людей

Формирование психологической культуры должно начинаться с детства. Лучшим вариантом стало бы ее включение в воспитательный процесс в семье и школе.
А то получается, что наша система образования заботится о физической культуре человека, а про психологическую -вовсе не думает.

Однако, в современном мире не стоит надеяться на кого-то, а лучше брать ответственность за свое развитие и за своих детей на себя. И самостоятельно поднимать свой культурно-психологический уровень, что, как следствие, дает человеку больше возможностей жизненного выбора, и главное, личную свободу и счастье.

Психологически культурный человек становится сценаристом и режиссером своей судьбы, а не ждет чего-то волшебного.

Желаю всем психологического благополучия!
Индивидуальная психологическая помощь по Скайп и ICQ

Бесплатная консультация психолога (предварительно)

Психологическая консультация по E-mail

Новости и статьи Олега Матвеева

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/obshhenie-i-kommunikacii/psikhologicheskaya-kultura/

Психологический центр «ПАНАКИЯ Ψ». Практическая психологическая помощь

Психологический центр

Современные условия ставят перед системой образования задачу определения новых актуальных целей и смыслов образования. Существует подход, согласно которому современные ориентиры образования находятся в области таких глобальных проблем, как «человек и мир», «человек и природа», «человек и общество», «человек и человек» (Ю.Н. Кулюткин, И.Ю Алексашина, Н.И. Элиасберг  и др.).

Психологическая культура – это психологическая образованность человека,  в сочетании с готовностью и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективности общения и самосовершенствования.

Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет занять достойное место в социальной среде.

В понятие психологическая культура включает в себя значимые структурные компоненты. К ним относятся: психологическая грамотность и психологическая компетентность.

Психологическая грамотность это совокупность психологических знаний и умений, которые человек усваивает в определенном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. Психологическая грамотность проявляется в осведомленности, как с научной точки зрения, так и с точки зрения житейского опыта. Важнейшим условием является не только овладение системой знаний, но и их применение.

Психологическая компетентность предполагает эффективное применение знаний и умений для решения проблем. Грамотный человек знает о чем -то абстрактно, а компетентный может конкретно и эффективно решать психологическую задачу, проблему.

Читайте также:  Инструкции в работе тренера - психология

Без базовой психологической культуры не может быть решена задача полноценного образования,  так как это определяет жизнь и социализацию человека.

Психологическая культура человека выявляется в его деятельности, общении с другими людьми, в способности к самоорганизации.

Проблема помощи подросткам в формировании умений позитивного общения и установления благоприятных межличностных отношений изучена недостаточна, хотя ее актуальность в настоящее время существенна.

На протяжении всей жизни человек общается с другими, является членом различных малых и больших групп. Значимость этой сферы для него существенна всегда, однако, научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Проблема общения и взаимоотношений с людьми особенно актуальна для подростков. Неумение ее решить часто является причиной нарушений развития и жизненного пути, поэтому важное значение имеет формирование психологической культуры.

Значение психологической культуры для будущего офицера необыкновенно велико, так как он будет взаимодействовать в системе «человек- человек» и «человек и общество».

На формирование психологической культуры влияет семья и образовательное учреждение. Если в этом направление не ведется работа, то показатели оказываются в зоне нереализованных возможностей.

В сложившихся условиях кадетских корпусов и СВУ работа  должна быть направлена  не на исправление онтогенетического развития, а на формирование новых качеств личности.

Формирование психологической культуры личности это усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала  ресурсных возможностей психики

К ним можно отнести рефлексивность социальную и личностную компетентность (в соответствии с возрастом). Чтобы справится с негативным состоянием, с возникающими проблемами молодому человеку необходимо приобрести чувство уверенности в себе, собственного достоинства и психологическую компетентность.

К сожалению, в настоящее время в образовательном пространстве процесс становления психологической культуры остается стихийным, а эпизодическая работа с отдельными подростками или группами недостаточна для достижения значимых результатов в целом.

Внедрение психологических и интегрированных курсов ограничено существующими нормативными документами, определяющими максимальную учебную нагрузку, поэтому необходима дифференциация и интеграция отдельных аспектов в учебных предметах.

Формирование психологической культуры это сложный и неоднозначный процесс.

Основная задача в деятельности это понимание смысла действия, знания о нем и умений, обеспечивающих его эффективную реализацию.

 Важнейшим параметром успешности является умение жить среди людей. Это умение трактовалось какискусство общения, которое отождествлялось с психологической культурой в целом.

Психологическая культура самоорганизации это умение регулировать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Подростки – кадеты часто оказываются в ситуации нормативного конфликта, когда предъявляются противоречивые, а иногда и взаимоисключающие требования и тогда необходимо строить программу поведения в нетипичных условиях, уметь анализировать обстоятельства.

Л.С. Колмогорова выделила показатели оптимального уровня  психологической культуры выпускника средней школы, что соответствует выпускнику кадетского корпуса.

  1. Осознание различий научной паранаучной и житейской психологии.
  2. Освоение эмпирических и теоретических понятий наиболее значимых для дальнейшей личной и общественной жизни.
  3. Познание себя своих индивидуально- психологических особенностей и возможностей.
  4. Понимание необходимости учитывать внутренние состояния, переживания. Индивидуальные особенности в общении и взаимоотношениях.
  5. Освоение средств и способов познавательной деятельности, общения, анализа различных ситуаций, саморегуляции и поведения.
  6. Овладение базисными коммуникативными умениями.
  7. Готовность к сотрудничеству, совместной деятельности.
  8. Свободное самовыражение и самопредъявление, отсутствие скованности и закомплексованности.
  9. Выработка идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, стремлений, принципов в основе которых лежат гуманистические  общечеловеческие ценности.
  10. Интерес к внутреннему миру человека и к своему собственному, бережное отношение к индивидуальности и уникальности каждого человека.
  11. Сформированность стремлений. Поддерживать хорошую физическую и психическую форму, развивать нравственные качества, самосовершествоваться в намеченных областях. Сформированность разумных потребностей.
  12. Принятие ответственности за свои действия за свой выбор, возможность контролировать события собственной жизни.
  13. Самоиндефикация согласно полу и возрасту.
  14. Адекватная самооценка, положительное самоотношение, самопринятие и самоуважение.
  15. Развитая рефлексия. Анализ и сравнение своего поведения, поступков. Действий с социально принятыми нормами.
  16. Проявление гибкости, самостоятельности, критичности в отношении противоречивой информации, воздействий.
  17. Развитие собственного видения и способа решения проблем, не копируя слепо чужой опыт.

Успешность в формировании психологической культуры в кадетском корпусе зависит:

  1. От организации воспитательно — образовательного процесса, т.е. как это планируется, реализуется и контролируется.
  2. От особенностей обучающихся (возраста, интеллекта, уровня притязаний, самооценки)
  3. От индивидуальных особенностей педагога и офицера воспитателя, системой его отношений к ученикам.
  4. Спецификой учебной дисциплины и организации воспитательных мероприятий.

Большая роль принадлежит социальному окружению. В условиях кадетского корпуса это педагоги и офицеры – воспитатели. Именно они являются носителями знаний и образцами для подражания в трех аспектах: в деятельности, общении  и самоорганизации.

Для становления психологической культуры  подростков при составлении профессиограммы нами определены профессионально значимые качества необходимые офицеру — воспитателю ,  при взаимодействии с кадетами, педагогами и родителями:

1. Характеристики личности связанные с ее образованием и воспитанием. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению.

— Целеустремленность- умение использовать свои качества для решения педагогических задач.

— Уравновешенность- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

— Честность и справедливость- добросовестность в деятельности и способность действовать беспристрастно.

— Педагогический такт и толерантность- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия, терпеливость в работе с детьми.

2. Жизненный и профессиональный опыт, позволяющий обострить интуицию.

 — социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере педагогической деятельности.

3. Природные качества- коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравится людям и влиять на них».

Поскольку большинство офицеров- воспитателей не имеют достаточного педагогического опыта, с нашей точки зрения, было бы полезно организовать семинары, практические занятия, тренинги, которые позволили бы повысить компетентность в этом направлении деятельности. 

Пунченко Н.В.,

ст. препод. кафедры психологии АППО, почетный работник общего образования.

Сочетание теории и практики, доверительная атмосфера — залог того, что любой заинтересованный человек получит необходимый объем знаний и умений!

Записаться на консультацию очень просто: Наш психологический центр работает без выходных с 9:00 до 21:00. Наш телефон: 8-921-317-40-73 Позвоните и наш администратор подберет для Вас удобное время приема.

Источник: http://www.panakia.ru/articles.shtml-120

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Психологическая культура личности, ее формирование в вузе

Апанасенко О. Н., Малюкова Е. В. Психологическая культура личности, ее формирование в вузе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 154-155. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2708/ (дата обращения: 23.05.2018).

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития студентов. К высшему образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире.

В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в вузе, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации.

Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда.

Перед вузами стоит важная задача подготовки специалистов, способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей, так как этому вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания, даже при наличии в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования дисциплины «Психология и педагогика».

Анализ педагогической, психологической литературы и нормативных документов по проблемам высшей школы показывает, что данная дисциплина в разном объеме изучается в наших вузах, и при этом большинство студентов не обладают навыками практического применения психологических знаний и умений.

Сложившийся уровень психологического образования находится ниже необходимого и не решает проблемы формирования психологической культуры.

При решении задачи совершенствования психологического образования многие вузы, особенно негуманитарные, сталкиваются с большими трудностями, связанными с неразработанностью требований к необходимому отбору материала теоретического содержания, с отсутствием методической и специальной литературы для технических специальностей вузов, с отсутствием образовательных программ, направленных на формирование психологической культуры студентов — будущих инженеров. Мы считаем, что на сегодняшний день данная проблема особенно актуальна.

Читайте также:  Словарь жертвы - психология

В чем же заключается психологическая культура? Чем она отличается от культуры вообще и каким образом влияет на личностный рост человека?

Известно, что существует множество определений понятия «культура», десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций, моделей и видов. Возникла вполне самостоятельная система знаний, оформившаяся как наука культурология.

Это весьма красноречиво подчеркивает смысловое многообразие всем знакомого понятия, отличающегося кажущейся простотой. Л. С.

Колмогорова, анализируя различные подходы к пониманию психологической культуры, пишет: «Остается проблемой определение понятия «психологическая культура» личности, выделение ее параметров, уровней.

Отметим, что термин «психологическая культура» не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления)» (Колмогорова Л. С., 1999, с. 85).

Культура вообще и психологическая культура в частности, как любая сложноорганизованная система, обладает способностью к самоорганизации в обществе. Изменения, происходящие в экономике, политике государства, незамедлительно отражаются на уровне преходящих ценностей, возрождают забытые смыслы, нормы.

Социум как единый организм, прежде чем сможет экстериоризовать новые «идеальные формы», должен «присвоить» их, интериоризовать, наделить эти эталоны характеристиками, сделать их знаковыми.

В силу неоднородности социальных слоев непрерывный процесс культуротворчества и культуроосвоения подобен кругам, расходящимся по воде, амплитуда и частота которых снижается по мере удаления от места возникновения колебаний.

Психологическая культура – это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенностью собственной жизнью (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина).

Психологическая культура человека – это комплекс специальных потребностей в познании себя (как личности будущего специалиста) и окружающих, которая возможна при условии эффективной образовательной деятельности посредством педагогического общения, с учетом индивидуальных и профессиональных способностей.

В технических, сельскохозяйственных и других негуманитарных вузах, чаще всего, преобладают дисциплины, связанные с техническими и естественными науками, которые способствуют формированию «технократического» мировоззрения, приучают студентов мыслить формально-логически.

Напротив, изучение гуманитарных наук, психолого-педагогических дисциплин опирается не только на логическое мышление, но и на образное, способствует стремлению к самостоятельным размышлениям, развитию умений понимать и учитывать разные точки зрения, позиции других людей.

Становление оптимального уровня психологической культуры будущих специалистов может быть обеспечено на основе специально спроектированных образовательных программ, которые ориентированы на удовлетворение возрастных, личностных, профессиональных потребностей будущих специалистов; формирование умений применять психологические знания в повседневной жизни; развитие и совершенствование личностных качеств, которые необходимы для делового успеха.

Психологическая грамотность необходима каждому человеку, а профессионалу особенно, чтобы проанализировать возможные психологические причины неуспеха в своей профессиональной деятельности, и как члену социальной группы, если возникает межличностное непонимание, конфликт.

Решение целого ряда задач по формированию психолого-педагогических знаний, умений, необходимых профессионалу своего дела, связано, на наш взгляд, с прикладными науками «Психология и педагогика», «Культура делового общения» и др. Их знания – не балласт для памяти, который можно выбросить после сдачи зачета или экзамена.

Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении жизненных проблем и профессиональной деятельности.

В результате освоения курса студент должен иметь представления:

  • о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей;
  • о факторах формирования личности, об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп;
  • о формах, средствах и методах педагогической деятельности, а также владеть элементарными приемами психической саморегуляции.

Содержание образовательной программы по психологическим дисциплинам определяется содержанием образования (ценности развития и целевые ориентиры ведущего типа образовательного процесса), содержанием педагогической деятельности (условия и способы обеспечения ценностей и целей) и содержанием деятельности образующихся (индивидуальные смыслы образования). Педагог, учитывая наличный уровень развития психологической культуры и задачи психологического образования, должен выстраивает систему отношений со студентом таким образом, чтобы содействовать становлению его психологической компетентности в различных жизненных ситуациях. Под психологической компетентностью мы понимаем применение знаний о закономерностях развития личности и коммуникаций, а также практические навыки по пониманию и целенаправленному воздействию на психические проявления человека.

В рамках изучения указанных дисциплин мы предлагаем студентам экономических, юридических специальностей работу по составлению психологического портрета.

На лекционных занятиях они изучают основные теоретические аспекты: психология как наука; психика и ее структурные элементы; факторы, определяющие развитие личности; психические процессы; социальные процессы и т.д.

В ходе практических занятий студенты знакомятся с психодиагностическими методиками: исследование асимметрии правого и левого полушарий, локус контроля, самооценки, волевых качеств, темперамента и т.д. По результатам тестирования и собственных наблюдений обучающиеся составляют психологический портрет.

В процессе составления психологического портрета студенты анализируют результаты тестирования и формируют свое отношение к этому, сравнивают «образ себя», ранее сформированный, с полученными результатами. Этот процесс носит сугубо индивидуальный характер, т.е. осознается и принимается человеком в зависимости от его установок, потребностей, мироощущения и т.д.

Главное состоит в том, что студенты в рамках данной работы учатся оценивать, понимать и принимать себя, развивают способность к познанию себя; к пониманию внутренних психологических состояний, как себя, так и другого; готовность к самообразованию; базовые коммуникативные умения; свободное самовыражение; ответственности за свое поведение; творческий подход к делам и решению проблем. Это в свою очередь, безусловно, влияет на качество воспитанности, образованности будущего специалиста и формирование его психологической культуры.

Литература:

  1. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. – 1999. — № 1.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2708/

Психология культуры

Человек живет в социуме, где каждому свойственно то или иное поведение. Психология культуры личности помогает нам понять собственное поведение, причины и следствие того, что происходит в нашей жизни.

Психологическая культура личности – это совокупность всех факторов поведения и управления поведением. Основами культуры личности являются самооценка, коммуникабельность, конструктивность общения, умение творить и образовываться.

Проявления культурно-психологических факторов

Как и любую область науки, психологию культуры можно разделить на несколько аспектов:

  • Самосознание – это тот фактор, который помогает нам анализировать самих себя, формировать самооценку.
  • Конструктивность – аспект, помогающий строить межличностные отношения с окружающими, находить решения поставленных задач.
  • Саморегуляция – фактор, который обеспечивает контроль над эмоциями, воспитывает волю в человеке.
  • Творческое начало – стремление к освоению нового, поиск нестандартных решений.
  • Самоорганизованность – планирование, умение правильно организовать и распределить время, выполнение обещаний.
  • Саморазвитие – фактор, наличие которого позволяет самосовершенствоваться, развивать в себе новые качества, прилагать усилия для преодоления трудностей.

Культура общества и культура личности

Культура социума тесно связана с культурой каждого из нас. Психология культуры общества очень многослойна. Ее, как и культуру личности, можно разделить на аспекты:

  • Психологические знания и практики, которые основываются на религиозных, политических, экономических взглядах каждого из нас.
  • Психологическая профессиональная деятельность, а также практическое знание, которое имеет научное обоснование и небольшую долю искусства.
  • Психологическое образование и наука.

Между образованием и культурой существует некая взаимосвязь, которая подчеркивается как научными, так и творческими деятелями. Психология культуры так или иначе спроецирована во всех типах процессов образования и является важнейшей составляющей всего общества в целом.

Психология рассматривает культуру как сферу, состоящую из нескольких компонентов. К их числу относятся:

  • увлеченность, гуманизм, бескорыстность, преданность науке и делу;
  • внимание ко всем фактам, тщательность;
  • понимание того, что выводы и научные доказательства относительны;
  • способность к самоиронии и иронии;
  • различные культурные интересы, наличие эстетического вкуса;
  • наполненная эмоциональная жизнь, речевая выразительность;
  • альтруизм, оптимизм.
Читайте также:  Ксенофилия - психология

Как ни странно, если в обществе, согласно психологии, все аспекты культуры складываются воедино, то вне его, наоборот, стихийно. В данном случае культуру отличают нерасчлененность, аморфность, неосознанность.

Сегодня перед родителями, воспитателями, учителями и психологами стоит только одна задача: помочь подрастающему поколению в формировании психологической культуры и развитии индивидуальных способностей. В противном случае возможны различные нежелательные проявления, в числе которых и спонтанная агрессия, и выраженное недовольство окружающими и всем миром.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/psihologiya-kultury.html

Понятие о психологической культуре личности. Уровни психологической культуры

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 8Следующая ⇒

Термин «психологическая культура» включает в себя: комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений. Речь идет о навыках конструктивного межличностного взаимодействия, делового общения, навыках психологической саморегуляции, умении познавать и реалистически оценивать свою личность.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста общечеловеческой культуры, в которой человек вырос и содержит в себе черты национальной и социальной культуры.

Понятие психологической культуры может быть раскрыто в двух аспектах:

Гносеологическийподходвключает в себя: нормы, знания, ценности, символы. Знания представляют собой понятия теории, могут быть как практические, так и теоретические.

Процессуально-деятельностный подход – систематическое самовоспитание, навыки общения, творческий подход.

Впервые изучением психологической культуры в Беларуси стал заниматься Я.Л. Коломинский и его школа. «Психологическая культура — это единство теоретического знания, психологической деятельности и рефлексии».

«Психологическая деятельность – это деятельность во внутриличностном и межличностном пространстве. Это деятельность человека, направленная им на самого себя».

Я.Л. Коломинский выделяет 2 основных уровня психологической культуры:

Концептуальный уровень — человек получает при изучении психологии. Основные понятия (мышление – обобщение, анализ, синтез).

Доконцептуальный уровень – это психологическая культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов (житейская психологическая культура).

Принципы психологической культуры (Коломинский):

Принцип психологической предобразованности обусловливает определенное восприятие психологической информации. Данный феномен, с одной стороны, усложняет процесс обучения (создает иллюзию знания, чувство знакомости), а с другой – при определенных условиях облегчает и делает возможным не просто усвоение, а присвоение психологической культуры.

Принцип личностной вовлеченности. До тех пор пока человек не поймет, зачем ему это надо, он не начнет изучать психологию.

Интроспективное проецирование. Это процесс соотнесения человеком своего индивидуального с эталонно-нормативным.

Психотерапевтическое ожидание. Надежда получить ответы на вопросы, которые находятся в компетенции психолога.

Проблемы концептуального уровня психологической культуры: процедура работы человека с собственным психологическим опытом в большинстве своём переносится на самостоятельную работу.

Цели психологической деятельности: — внутренний психологический комфорт; — психологическое здоровье, оптимальное взаимодействие с окружающими людьми.

Предмет психологической деятельности – это внутренний мир человека.

79. Содержание психологического образования на разных возрастных этапах.

Дошкольный возраст.

Поскольку дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений, психологическое образование осуществляется через общение с близкими людьми, воспитателями, через игровые и реальные отношения со сверстниками.<\p>

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – ролевая игра. Через игру ребенок формирует основы произвольности, осваивает новые роли.

Младший школьный возраст.Психологическое образование можно рассматривать в качестве профилактики, предупреждения асоциального поведения школьников.

Целью психологического образования в школе можно считать овладение школьниками основами психологической культуры.

У младшего школьника формируется характерные свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими собственными целями.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития ребенка на данном возрастном этапе.

Подростковый возраст.В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности.

В результате этого изменяются интересы ребёнка, становясь более дифференцированными и стойкими.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение (интимно-личностное общение).

Теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе, обнаруживается тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов.

Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

У подростка чрезвы­чайно высок интерес к самому себе, именно в этом возрасте про­исходит открытие своего внутреннего мира. Этот процесс вызывает много противоречий и вопросов в душе подростка. Внутреннее «Я» начинает не совпадать с «внешним» поведением.

Растет потребность в общении и одновремен­но повышается его избирательность, потребность в уединении.

Психологическое образование в подростковом возрасте должно предоставлять подростку возможность осознания значимости приобретения социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, которое обеспечивает улучшение коммуникаций, общения.

Юношеский возраст.Юношеский возраст затрагивает проблему самосознания, формирования жизненных планов, профориентацию.

В современном понимании под профессиональной консультационной помощью понимается постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации профессиональных планов и перспектив.

Преподаватели психологии должны способствовать выбору профессии. Нацелено на формирование ответственного отношения к труду.

80. Психологические особенности учебной деятельности студентов.

Учебная деятельность включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, практических занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют в часы, когда нет аудиторных занятий.

Чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п.

В психолого-педагогическом плане учебная деятельность представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала.

Содержание учебной деятельности студентов вуза носит двусторонний характер:

— с одной стороны — это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;

— с другой стороны — это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения: написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п.

Основными видами учебной деятельности студентов являются:

Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями.

Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам.

Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и их защита.

Подготовка и сдача зачетов и экзаменов.

Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео- и кинофильмов в интересах освоения будущей профессии и т.п.

Характер учебной деятельности студентов:

Репродуктивная учебная деятельность – этосамостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др.Репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию.

Познавательно- поисковая учебная деятельность – это может быть подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др.Познавательно-поисковая учебная деятельность развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.<\p>

Творческая учебная деятельность – это написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др. Творческая учебная деятельность развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.<\p>

Источник: https://lektsia.com/5x32b9.html

Ссылка на основную публикацию