Психастенический тип — психология

Психастенический тип акцентуации

Психастенический тип - психология

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И БОЛЕЗНИ.

Акцентуации характера (лат. accentus — ударение), черты своеобразия в характере человека, которые, не выходя за рамки психической нормы, могут при определённых условиях существенно затруднять его отношения с окружающими, в том числе и в сексуальной сфере. У большинства людей разнообразные нюансы характера многочисленны и переплетены между собой.

В то же время существует значительное количество людей с явным преобладанием одних черт характера над другими. Подобное заострение, акцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, буквально пронизывает весь психический настрой индивидуума.

Такие люди обнаруживают своеобразную уязвимость в конкретных жизненных ситуациях, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим, возможно, даже более драматичным, с точки зрения окружающих, жизненным коллизиям. В каждом акцентуированном характере имеется “слабое звено” — место наименьшего сопротивления.

Поэтому психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся акцентуаций.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) — это сугубо индивидуальная система эмоциональных переживаний и мыслей (суждений), определяющих отношение больного к нарушению здоровья и связанные с этим поведенческие реакции.

Типы акцентуаций.

Истероидный, или демонстративный, тип отличают крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность в почитании, восхищении, в признании своих действительных или мнимых природных способностей.

Такая сосредоточенность личности на своём “Я”, которое ценится выше всего на свете, получила название эгоцентризма.

Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле оборачивается не более чем рисовкой и позёрством, а глубокие и искренние чувства людям с этой акцентуацией недоступны.

Половое влечение не отличается ни силой, ни напряжённостью, в сексуальном поведении много наигранного. С артистизмом, достойным лучшего применения, они как бы разыгрывают в жизни спектакль в жанре провинциальной мелодрамы. И мужчины и женщины с демонстративными чертами характера скорее позволяют любить себя, нежели любят сами.

Брак, заключённый с таким человеком, будет достаточно стабильным лишь в случае, когда партнёр безоговорочно признаёт за ним право первенства в супружеских отношениях и способен обеспечить максимальный комфорт в повседневной жизни.

Удары по эгоцентризму — самые чувствительные для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение, разоблачение вымыслов, крах надежд при очень высоких запросах, утрата внимания со стороны наиболее значимых для них лиц могут приводить к невротическим реакциям. В ряде случаев у людей с данной акцентуацией может развиться истерический невроз, что требует лечения у психиатра.

Для гипертимного типа характерны общительность, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству.

У таких лиц почти всегда преобладает приподнятое настроение, которое сочетается с хорошим самочувствием, вспышки раздражения бывают только тогда, когда окружающие пытаются строго регламентировать их поведение, подчинить своей воле. Они всегда тянутся в компанию, причём стремятся к лидерству.

При большой общительности бывают неразборчивыми в выборе знакомств, в общении с окружающими демонстрируют большую гибкость, располагая их к себе.

У гипертимных подростков половое влечение пробуждается рано и бывает достаточно сильным. В сочетании с высокой коммуникабельностью это нередко приводит к раннему началу половой жизни. Постоянная тяга к приключениям и нежелание придерживаться строгих норм морали в ряде случаев способствуют частой смене половых партнёров, злоупотреблению алкоголем, что вполне соответствует их пониманию жизни.

“Слабым местом” гипертимного типа является непереносимость жёсткой дисциплины, строгого режима и монотонного труда, особенно если все контакты с другими людьми сведены до минимума. В таких ситуациях представители гипертимного типа становятся раздражительными, вспыльчивыми, испытывают душевный дискомфорт.

Астеноневротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к тревожным опасениям за своё здоровье и свою судьбу.

Такие люди весьма предрасположены к формированию невротических расстройств половой сферы. Так, у мужчин в любом возрасте даже незначительные изменения сексуальной активности сразу вызывают чувство тревоги и неуверенность в своих возможностях, поскольку расцениваются ими не иначе, как признак заболевания.

Сенситивный тип характеризуется робостью и стеснительностью, обидчивостью, чрезмерной впечатлительностью, а также формированием чувства собственной неполноценности. В незнакомой обстановке такие люди робки и застенчивы, необщительны с посторонними.

Страшатся экзаменов и любых ситуаций, где надо как-то показать себя с лучшей стороны. Источником тяжких угрызений совести у молодых людей с сенситивным типом акцентуации может служить мастурбация. Они боятся, что окружающие узнают о непристойном, по их мнению, занятии.

Иногда даже склонны расценивать собственное слабоволие, робость и застенчивость как последствия онанизма.

Молодым мужчинам очень трудно бывает преодолеть робость и стеснительность в общении с противоположным полом. Юноша подолгу может ходить вокруг понравившейся девушки, но заговорить с ней так и не решается.

В других случаях молодой человек, стремясь как-то компенсировать свою застенчивость и неуверенность, наоборот, пытается привлечь внимание женщины столь неожиданно и неуклюже, что пугает её и отталкивает. С возрастом, особенно при спокойной и доброжелательной обстановке в семье, создаются благоприятные условия для постепенного сглаживания сенситивных черт характера.

В других же случаях, когда человек периодически подвергается насмешкам, подолгу не может наладить близкие отношения с противоположным полом, эти черты характера, наоборот, заостряются.

Психастенический тип характеризуется нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, любовью к самоанализу, тревожной мнительностью в виде бесконечных опасений за своё будущее. Особенно ярко проявляется нерешительность, когда требуется сделать самостоятельный выбор.

Сексуальные проблемы нередки. В подростковом возрасте интенсивная мастурбация может стать источником угрызений совести и самонаказаний.

В дальнейшем из-за своей нерешительности психастеники испытывают трудности в интимной жизни, начиная от первого робкого знакомства с понравившимся человеком и кончая мучительными сомнениями о допустимости как самой половой близости, так и различных любовных ласк.

Склонность к тревожным опасениям, присущая психастеническим натурам, нередко проявляется в бесконечных тягостных раздумьях о своей сексуальной привлекательности.

При малейших неудачах или обвинениях со стороны партнёра могут возникать психогенные сексуальные расстройства: невроз ожидания неудачи у мужчины, торможение полового возбуждения и оргазма у женщины. Обстановка взаимопонимания и согласия в семье, удовлетворённость профессиональной деятельностью несколько смягчают психастенические черты характера.

И наоборот, ситуации, связанные с повышенной личной ответственностью, приводят к нервным срывам с резким усилением тревожной мнительности вплоть до развития невроза навязчивых состояний.

Шизоидный тип встречается довольно редко. Его характеризуют замкнутость, скрытность, отстранённость от происходящего вокруг, неспособность или нежелание устанавливать глубокие контакты с окружающими.

Внешняя асексуальность и даже презрение к вопросам пола часто сочетаются упорной мастурбацией и богатыми эротическими фантазиями, которые из-за низкой коммуникабельности подолгу остаются основными сексуальными переживаниями таких людей, всё дальше уводя их от реальной половой жизни.

Невозможность устанавливать душевные контакты с людьми делает для них трудноразрешимой проблему заключения брака. Но даже если она решена, такой супруг может напоминать квартиранта в coбcтвенном доме, поскольку эмоциональная связь с членами семьи практически отсутствует.

Ударом по слабому звену шизоидной акцентуации является ситуация, в которой необходимо быстро и легко вступать в тесные неформальные контакты с окружающими. У них повышен риск заболеть шизофренией.

Эпилептоидный, или возбудимый, тип отличается склонностью в отдельные периоды к тоскливо-злобному настроению с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Эти состояния длятся часами, иногда сутками, постепенно развиваясь, а затем ослабевая.

Обычными чертами является обстоятельность и тугоподвижность мышления, эмоциональная инертность. Педантичны и скрупулёзно дотошны в личной жизни. Склонны к консерватизму, подозрительны ко всем новшествам.

Большое внимание обращают на своё здоровье, неукоснительное соблюдение собственных интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении личных интересов.

Половое влечение с подросткового возраста отличается большой напряжённостью.

Однако сила влечения до известной степени уравновешивается постоянной заботой о здоровье и страхом заболеть венерической болезнью, что может отодвигать начало сексуальных контактов Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.

В ряде случаев представители этого типа склонны к сексуальной агрессии, понуждая к сожительству. Во время сексуальной близости могут обнаруживать садистские или мазохистские наклонности, более чем другим, им свойственно формирование половых извращений.

При терпимом отношении партнёра по браку семейные отношения отличаются достаточной стабильностью и предсказуемостью.

Недостатки эпилептоидного характера обнаруживаются в конфликтах, проявлениях власти над окружающими, в стычках и ссорах под действием алкоголя.

Эмоционально-лабильный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, которое колеблется слишком часто и резко, даже от ничтожных и незаметных для окружающих поводов.

От настроения в данный момент зависит всё: самочувствие, аппетит, работоспособность и общительность.

Соответственно настроению вся жизнь предстаёт то унылой и безнадёжной, цепью сплошных ошибок и неудач, то радужной и безоблачной.

Маломотивированные смены настроения иногда создают у окружающих впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом же деле представителей этого типа отличают глубокие чувства и искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание.

Привязанность сохраняется, несмотря на лёгкость и частоту мимолётных ссор. Сексуальная активность долгое время ограничивается флиртом и ухаживанием.

При хорошем эмоциональном контакте с партнёром и отсутствием с его стороны всякой недоброжелательности способны на глубокую и искреннюю любовь с полной самоотдачей.

Основная проблема стабильности брачных отношений с эмоционально-лабильной личностью заключается в умении и желании её партнёра приспособиться к бесконечной череде перепадов настроения супруги (реже супруга) и периодически возникающим в связи с этим житейским трудностям.

“Слабым звеном” в характере данного типа является утрата уважения и любви со стороны близких людей, потеря или длительная разлука с родными и друзьями.

При общении с людьми, имеющими акцентуации характера, полезно учитывать их личностные качества, сильные и слабые места, некоторые особенности сексуальной сферы.

В обыденной жизни это позволяет лучше понять такого человека и правильно строить с ним взаимоотношения, а специалистам (психиатрам, психологам, сексопатологам) выбрать верную психотерапевтическую тактику при необходимости поведенческой коррекции у этих лиц при сексуальных расстройствах и нервно-психических заболеваниях.

  Тип акцентуаций и психопатий  Краткая характеристика типа  Проявление психопатий и акцентуаций  Возможные последствия
  1. Возбудимый (эксплозивная)  Повышенная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливость. Обладают неустойчивым вниманием. Частая смена настроения. Предпочитают физический труд.  Агрессия, реакция злобы, повышенная конфликтность. Злоупотребление алкоголем.  Невротические срывы. Асоциальное поведение.
  2. Истерический  Обидчивы, капризны. Личность поверхностна, не свойственны усидчивость и трудолюбие. Хорошая память, раскованное мышление. Эмоциональность проявляется ярко, любят преувеличивать. Завистливы. Не обладают нормами морали.  Беспредельный эгоцентризм. Суицидальность. «Бегство в болезнь». Алкоголизация и употребление наркотиков. Побеги из дома. Патологическая лживость. Инфантилизм.  Нарушение адаптации к окружающему миру.
  3. Психаастенический  Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, пассивен. Дружелюбен, исполнителен.  Боязливость, повышенный уровень тревожности, мнительность.  Склонность к психаастении
  4. Астенический  Нервная слабость, впечатлительность, чувствительность, робость, застенчивость, склонность к самоанализу. Тревожны. Редко вступают в конфликты, пассивны, мнительны.  Ситуация страха, угрозы, наказания, несправедливых обвинений. Побеги из дома. Алкоголизация.  Склонность к психаастении.
  5. Сенситивный  Чувствительны, впечатлительны, обидчивы, ранимы, застенчивы, робки, пугливы.  Самоуничижение, реакция гиперкомпенсации. Избегают употребление алкоголя. Суицидальное поведение. Неожиданная бурная агрессия.
  6. Неустойчивый  Неустойчивость психической жизни, недостаточность волевой деятельности, болтливость. Живое воображение. Не любят одиночества.  Частые прогулы, нарушения дисциплины, возможно социальная декомпенсация. Грубость, упрямство. Гедонизм. Наркотизм. Токсикомания  Асоциальные криминальные поступки.
  7. Циклоидный  Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, низкая в период подавленности).  В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с дистимической. Возможен суицид.  Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.
  8.Гипертимный  Чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, оптимист.  Употребление наркотиков, беспорядочная половая жизнь. Склонность к аморальным поступкам  Бывают случаи маниакально – депрессивного психоза.
  9. Лабильный  Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, словоохотливость, отвлекаемость на внешние события, влюбчивость.  Паникерство. Неудачи и горестные события воспринимает трагически.  Склонность к невротической депрессии.
  10. Шизоидный  Замкнут, общение по необходимости. Холодность по отношению к людям, поведение и логика непонятны окружающим. Любят одиночество. Малоконфликтны. На все имеют свою точку зрения.  Бесцеремонность. Навязчивость.  Шизофрения.
  11. Эпилептоидный  Тугоподвиженость. Мышление конкретно, не способны на компромиссы. Мелочность, повышенная аккуратность. Себялюбивы, эгоистичны.  Дисфория (беспричинное мрачно – злобное настроение). Склонность к алкоголизму. Бродяжничество. Суицидальные реакции.  Возможны тяжкие эксцессы.
Читайте также:  Эффект первого впечатления - психология

Психастенический тип акцентуации

ВНЕШНОСТЬ:

Внешне это люди невысокого роста, неполные. Часто они выглядят истощенными. Кожа у женщин этого типа чаще всего жирная или смешанная, волосы быстро становятся жирными. Мужчины-психастеники не лысеют вплоть до самой старости, как правило, это брюнеты с карими или зелеными глазами.

https://www.youtube.com/watch?v=JlMjkIKDv64

Характерологические свойства такого типа людей, особенности их поведения и темперамента примерно следующие:

быстрая утомляемость;

хроническая нехватка энергии;

чувство собственной неполноценности;

повышенная тревожность;

раздражительность;

склонность к психозам и неврозам;

мнительность;

обидчивость;

склонность к постоянному самоанализу.

ЗДОРОВЬЕ:

Говоря о проблемах здоровья, которые возникают у психастеников, специалисты обычно отмечают пониженное давление, ослабленный иммунитет, на фоне которого, как правило, имеется хроническое заболевание мочевого пузыря или почек.

Источник: https://megalektsii.ru/s3043t1.html

Психастенический тип

Психастенический тип

Психастенический тип

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами»…

Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивые явления, особенно фобии – боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь оказаться за запертой дверью и ^. п. Реже можно наблюдать появление навязчивых действий, невротических тиков и т. п.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей своей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми требованиями к чувству ответственности.

Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера.

Воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда родители возлагают недетские заботы по надзору и уходу за младшими или беспомощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материальных и бытовых условиях способствуют становлению психастении (Сухарева, 1959)…

Главными чертами психастенического типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходных черт астено-невротического и сенситивного типов.

Если астено-невротическому типу присущ страх за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а для сенситивного типа свойственно беспокойство по поводу отношения, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе окружающих (релативная направленность мнительности и тревоги), то опасения психастеника целиком адресуются к возможному, даже к маловероятному в будущем (футуристическая направленность). Как бы чего.не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее с теми близкими, к которым они обнаруживают патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды, уже случившиеся, пугают куда меньше. У подростков особенно характерной бывает тревога за мать – как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье никому не внушает никаких опасений, как бы не попала в катастрофу, не погибла бы под транспортом. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, психастенический подросток не находит себе места.

Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.

Если, например, шагая в школу, обходить все люки, не наступая на их крышки, то не провалишься на экзаменах, если не дотрагиваться до ручек двери, то не заразишься и не заболеешь, если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим придуманное заклинание, то с ней ничего не случится и т. п. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм…

https://www.youtube.com/watch?v=CbwLBWi_1rc

Нерешительность и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в действиях.

Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был, – например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье, – может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено.

Ждать психастеники не умеют, проявляя удивительное нетерпение. У психастенических подростков нередко приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям.

Эта реакция проявляется у них самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты, когда требуется неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в компании в своих ощущениях и переживаниях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт, как и все ручные навыки, дается им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому привлечение к спорту лучше начинать с бега, прыжков, лыж и т. п., что такому подростку облегчает возможность утвердиться…

Все описанные формы проявления подростковых нарушений поведения несвойственны психастеникам. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место, видимо, полностью вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ.

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные)…

Автор — Личко А. Е.»Психопатии и акцентуации характера у подростков»

Новые статьи:

Старые статьи:

Источник: http://www.socionic.ru/index.php/2010-10-05-16-34-53/3152-psixastenicheskij-tip

Психопатии и акцентуации характера у подростков

Психопатии и акцентуации характера у подростков. . .

Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов.

Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический (Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979). Вслед за тем, как P.

Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами».

Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д.

Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера.

В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер (Сухарева Г. Е., 1959).

В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности».

Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках.

Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.

) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20-40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов.

Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы.

Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.

; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.

Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно.

Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках.

Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено.

Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.

У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям.

Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях и ощущениях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах.

Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.

Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери.

Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов.

Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби.

Читайте также:  Максимум жизни сильной женщины - психология

Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,- заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.

Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).

Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи. Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло.

Был застенчив, играть любил с девочками. В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий. В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого. Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.

С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки. С того же возраста — онанизм. Сперва подолгу мыл руки после мастурбации, затем — всякий раз, когда появлялись «плохие мысли» или чтобы «избавиться от неприятностей:».

С 14 лет перед окончанием восьмилетней школы появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки, чтобы не случилось ничего плохого.

Одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Считал «счастливой» цифру три — символ удовлетворительной отметки, а также символ троих самых дорогих ему людей — матери, отца и старшей сестры.

Появилась страсть к самоанализу — подолгу раздумывал о мотивах своих поступков, желаний и т. п. За онанизм подвергал себя «наказаниям» — не смотрел интересующую его передачу по телевизору.

Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения».

Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия.

Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.

Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.

В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».

При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено.

Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось.

Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).

Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться.

Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились.

Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.

При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии.

Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию.

Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.

В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).

Психология bookap

Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).

Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.

Источник: http://bookap.info/genpsy/lichko/gl24.shtm

Психастенический тип

Психастенический тип

Главная / Справочник по психиатрии / Психические болезни, реакции и аномалии развития / Психопатии / Психастенический тип

Так же как и астенический тип, относится к тормозимым психопатиям. Помимо черт раздражительной слабости, ранимости и чувства неполноценности, психопатических личностей этого типа отличают выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям.

Психастенические личности:

  • застенчивы;
  • робки;
  • конфузливы;
  • малоактивны;
  • плохо приспособлены к жизни.

Примечательная особенность данной психопатии — симптом пониженной активности, т. е. снижение особого «психологического напряжения», полнота которого определяет нормальную психическую деятельность.

Эта особенность проявляется в наклонности к сомнениям и болезненному мудрствованию, в недостаточном чувстве реальности и полноты жизни, отсутствии живости, яркости восприятия окружающего, в стремлении к самоанализу, преобладании абстрактных, оторванных от реальных фактов интеллектуальных построений.

Такой человек всегда и во всем сомневается, ему чрезвычайно трудно принять любое решение, но если оно принято, то возникает новое беспокойство — нетерпеливое стремление претворить это решение в жизнь.

Психастеник непрерывно занят бесплодной умственной работой — так называемой умственной жвачкой. Он бесконечно анализирует свои поступки, склонен к пониженной самооценке, редко доволен собой. Характерна субъективно мучительная потеря «чувства реального». Прочитанное и услышанное производят на него более сильное впечатление, чем непосредственное восприятие ситуации.

Психастеническая конституция — благоприятная почва для различных навязчивостей, главным образом навязчивых идей (обсессивный синдром). Для страдающих психастенической психопатией, так же как и для астеников, трудны перемены и нарушения привычного уклада, при этом сильнее проявляются неуверенность в себе, сомнения и тревожные опасения.

Тревожность настолько свойственна этим лицам, что психастенический характер называют также тревожно-мнительным. Легко ранимые и уязвимые психастенические личности в обществе деликатны и тактичны. Однако они же нередко педантичны, назойливы, пристают к окружающим с бесконечными сомнениями или требуют точного выполнения всех формальностей.

Динамика психопатий обусловлена взаимодействием конституциональных особенностей личности и разнообразных внешних и внутренних факторов:

  • психогенных;
  • соматогенных;
  • кризовых периодов жизни и др.

Их различное соотношение определяет разные изменения. Выделяют кратковременные динамические сдвиги (декомпенсации, фазы, реакции) и длительные патологические развития.

Общей чертой всех патологических состояний, составляющих динамику психопатий, является их непрогредиентность. Как правило, после декомпенсации психопатическая личность возвращается к исходному уровню.

Изменения преимущественно количественные, а при прогредиентных психозах они всегда качественные.

Далее по теме:

Источник: http://www.medkurs.ru/psychiatry/aperiodicities_maturity/section2756/17574.html

Пси­хас­те­ни­че­с­кий тип

Пси­хас­те­ни­че­с­кий тип

Пси­хас­те­ни­че­с­кие про­яв­ле­ния в дет­с­т­ве не­зна­чи­те­ль­ны и огра­ни­чи­ва­ю­т­ся ро­бо­с­тью, пу­г­ли­во­с­тью, мо­тор­ной не­ло­в­ко­с­тью, скло­нно­с­тью к ра­с­су­ж­да­те­ль­с­т­ву и ран­ни­ми «ин­тел­ле­к­ту­а­ль­ны­ми ин­те­ре­са­ми»…

Ино­г­да уже в де­т­с­ком во­з­ра­с­те об­на­ру­жи­ва­ю­т­ся на­вя­з­чи­вые яв­ле­ния, осо­бен­но фо­бии — бо­язнь не­зна­ко­мых лю­дей и но­вых пред­ме­тов, те­м­но­ты, бо­язнь ока­зать­ся за за­пе­р­той две­рью и т. п. Ре­же мо­ж­но на­блю­дать по­яв­ле­ние на­вя­з­чи­вых дей­с­т­вий, не­вро­ти­че­с­ких ти­ков и т. п.

Кри­ти­че­с­ким пе­ри­одом, ко­г­да пси­хас­те­ни­че­с­кий ха­ра­к­тер ра­з­ве­р­ты­ва­е­т­ся по­чти во всœей сво­ей по­лно­те, яв­ля­ю­т­ся пе­р­вые кла­с­сы шко­лы. В эти го­ды без­мя­те­ж­ное дет­с­т­во сме­ня­е­т­ся пе­р­вы­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к чув­с­т­ву ответ­с­т­вен­но­с­ти.

По­до­бные тре­бо­ва­ния пред­ста­в­ля­ют один из са­мых чув­с­т­ви­те­ль­ных уда­ров для пси­хас­те­ни­че­с­ко­го ха­ра­к­те­ра.

Во­с­пи­та­ние в усло­ви­ях «по­вы­шен­ной ответ­с­т­вен­но­с­ти», ко­г­да ро­ди­те­ли во­з­ла­га­ют не­де­т­с­кие за­бо­ты по над­зо­ру и ухо­ду за мла­д­ши­ми или бе­с­по­мо­щ­ны­ми ста­ри­ка­ми, по­ло­же­ние ста­р­ше­го сре­ди де­тей в тру­д­ных ма­те­ри­а­ль­ных и бы­то­вых усло­ви­ях спо­соб­с­т­ву­ют ста­но­в­ле­нию пси­хас­те­нии (Су­ха­ре­ва, 1959)…

Гла­в­ны­ми че­р­та­ми пси­хас­те­ни­че­с­ко­го ти­па в по­дро­с­т­ко­вом во­з­ра­с­те яв­ля­ю­т­ся не­ре­ши­те­ль­ность и скло­нность к ра­с­су­ж­да­те­ль­с­т­ву, тре­во­ж­ная мни­те­ль­ность и лю­бовь к са­мо­ана­ли­зу и, на­ко­нец, лег­ко­сть об­ра­зо­ва­ния об­сес­сий — на­вя­з­чи­вых стра­хов, опа­се­ний, дей­с­т­вий, ри­ту­а­лов, мы­с­лей, пред­ста­в­ле­ний.

Тре­во­ж­ная мни­те­ль­ность пси­хас­те­ни­че­с­ко­го по­дро­с­т­ка от­ли­ча­е­т­ся от схо­д­ных черт ас­те­но-­не­в­ро­ти­че­с­ко­го и се­н­си­ти­в­но­го ти­пов.

Ес­ли ас­те­но-­не­в­ро­ти­че­с­ко­му ти­пу при­сущ страх за свое здо­ро­вье (ипо­хо­н­д­ри­че­с­кая на­пра­в­лен­ность мни­те­ль­но­с­ти и тре­во­ги), а для се­н­си­ти­в­но­го ти­па свой­с­т­вен­но бе­с­по­кой­с­т­во по по­во­ду от­но­ше­ния, во­з­мо­ж­ных на­сме­шек, пе­ре­су­дов, не­бла­го­п­ри­я­т­но­го мне­ния о се­бе окру­жа­ю­щих (ре­ла­ти­в­ная на­пра­в­лен­ность мни­те­ль­но­с­ти и тре­во­ги), то опа­се­ния пси­хас­те­ни­ка це­ли­ком ад­ре­су­ю­т­ся к во­з­мо­ж­но­му, да­же к ма­ло­ве­ро­я­т­но­му в бу­ду­щем (фу­ту­ри­с­ти­че­с­кая на­пра­в­лен­ность). Как бы че­го­.­не слу­чи­лось ужа­с­но­го и не­по­пра­ви­мо­го, как бы не про­и­зо­ш­ло ка­ко­го-­ли­бо не­пре­д­ви­ден­но­го не­с­ча­с­тья с ни­ми са­ми­ми, а еще стра­ш­нее с те­ми бли­з­ки­ми, к ко­то­рым они об­на­ру­жи­ва­ют па­то­ло­ги­че­с­кую при­вя­зан­ность. Опа­с­но­с­ти ре­а­ль­ные и не­вз­го­ды, уже слу­чи­в­ши­е­ся, пу­га­ют ку­да ме­нь­ше. У по­дро­с­т­ков осо­бен­но ха­ра­к­те­р­ной бы­ва­ет тре­во­га за мать — как бы она не за­бо­ле­ла и не уме­р­ла, хо­тя ее здо­ро­вье ни­ко­му не вну­ша­ет ни­ка­ких опа­се­ний, как бы не по­па­ла в ка­та­с­т­ро­фу, не по­ги­б­ла бы под транс­по­р­том. Ес­ли мать опа­з­ды­ва­ет с ра­бо­ты, где-­то без пред­уп­ре­ж­де­ния за­де­р­жа­лась, пси­хас­те­ни­че­с­кий по­дро­с­ток не на­хо­дит се­бе ме­с­та.

За­щи­той от по­сто­ян­ной тре­во­ги за бу­ду­щее ста­но­вя­т­ся спе­ци­а­ль­но вы­ду­ман­ные при­ме­ты и ри­ту­а­лы.

Ес­ли, на­при­мер, ша­гая в шко­лу, об­хо­дить всœе лю­ки, не на­сту­пая на их кры­ш­ки, то не про­ва­ли­шь­ся на эк­за­ме­нах, ес­ли не до­тра­ги­вать­ся до ру­чек две­ри, то не за­ра­зи­шь­ся и не за­бо­ле­ешь, ес­ли при вся­кой вспы­ш­ке стра­ха за мать про­и­з­но­сить про се­бя са­мим при­ду­ман­ное за­кли­на­ние, то с ней ни­че­го не слу­чи­т­ся и т. п. Дру­гой за­щи­той ста­но­ви­т­ся спе­ци­а­ль­но вы­ра­бо­тан­ный пе­да­н­тизм и фо­р­ма­лизм…

Не­ре­ши­те­ль­ность и ра­с­су­ж­да­те­ль­с­т­во у пси­хас­те­ни­че­с­ко­го по­дро­с­т­ка идут ру­ка об ру­ку. Та­кие по­дро­с­т­ки бы­ва­ют си­ль­ны на сло­вах, но не в дей­с­т­ви­ях.

Вся­кий са­мо­сто­я­те­ль­ный вы­бор, как бы ма­ло­зна­чим он ни был, — на­при­мер, ка­кой фильм по­йти по­смо­т­реть в во­с­к­ре­се­нье, — мо­жет стать пред­ме­том до­л­гих и му­чи­те­ль­ных ко­ле­ба­ний. Од­на­ко уже при­ня­тое ре­ше­ние до­л­ж­но быть не­ме­д­лен­но ис­по­л­не­но. Ждать пси­хас­те­ни­ки не уме­ют, про­яв­ляя уди­ви­те­ль­ное не­те­р­пе­ни­е.

У пси­хас­те­ни­че­с­ких по­дро­с­т­ков не­ре­д­ко при­хо­ди­т­ся ви­деть ре­а­к­цию ги­пе­р­ко­м­пе­н­са­ции в от­но­ше­нии сво­ей не­ре­ши­те­ль­но­с­ти и скло­нно­с­ти к со­м­не­ни­ям.

Эта ре­а­к­ция про­яв­ля­е­т­ся у них са­мо­уве­рен­ны­ми и без­апел­ля­ци­он­ны­ми су­ж­де­ни­я­ми, утри­ро­ван­ной ре­ши­те­ль­но­с­тью и ско­ро­па­ли­те­ль­но­с­тью дей­с­т­вий в мо­ме­н­ты, ко­г­да тре­бу­е­т­ся не­то­ро­п­ли­вая ос­мо­т­ри­те­ль­ность и осто­ро­ж­ность. По­сти­га­ю­щие вслед­с­т­вие это­го не­уда­чи еще бо­лее уси­ли­ва­ют не­ре­ши­те­ль­ность и со­м­не­ни­я.

Скло­нность к са­мо­ана­ли­зу бо­лее всœе­го ра­с­п­ро­с­т­ра­ня­е­т­ся на ра­з­мы­ш­ле­ния по по­во­ду мо­ти­вов сво­их по­сту­п­ков и дей­с­т­вий, про­яв­ля­е­т­ся в ком­па­нии в сво­их ощу­ще­ни­ях и пе­ре­жи­ва­ни­ях.

Фи­зи­че­с­кое ра­з­ви­тие пси­хас­те­ни­ков обы­ч­но ос­та­в­ля­ет же­лать лу­ч­ше­го. Спорт, как и всœе ру­ч­ные на­вы­ки, да­е­т­ся им пло­хо.

Обы­ч­но у пси­хас­те­ни­че­с­ких по­дро­с­т­ков осо­бен­но сла­бы и не­ло­в­ки ру­ки при бо­лее си­ль­ных но­гах. По­это­му при­вле­че­ние к спо­р­ту лу­ч­ше на­чи­нать с бе­га, пры­ж­ков, лыж и т. п.

, что та­ко­му по­дро­с­т­ку об­ле­г­ча­ет во­з­мо­ж­ность утве­р­ди­ть­ся…

Все опи­сан­ные фо­р­мы про­яв­ле­ния по­дро­с­т­ко­вых на­ру­ше­ний по­ве­де­ния не­свой­с­т­вен­ны пси­хас­те­ни­кам.

Ни де­ли­н­к­ве­н­т­ность, ни по­бе­ги из до­му, ни ал­ко­голь, ни на­р­ко­ти­ки, ни да­же су­и­ци­да­ль­ное по­ве­де­ние в тру­д­ных си­ту­а­ци­ях на­ми не встре­ча­лись.

Их ме­с­то, ви­ди­мо, по­лно­с­тью вы­те­с­ни­ли на­вя­з­чи­во­с­ти, му­др­с­т­во­ва­ние и са­мо­ана­лиз.

Са­мо­оце­н­ка, не­смо­т­ря на скло­нность к са­мо­ана­ли­зу, да­ле­ко не всœе­гда бы­ва­ет пра­ви­ль­ной. Ча­с­то вы­с­ту­па­ет те­н­де­н­ция на­хо­дить у се­бя са­мые ра­з­но­о­б­ра­з­ные че­р­ты ха­ра­к­те­ра, вклю­чая со­ве­р­шен­но не­свой­с­т­вен­ные (на­при­мер, ис­те­ро­и­д­ные)…

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372602_psi_has_te_ni_che_s_kiy_tip

Астено-невротический тип. Сензитивный тип. Психастенический тип

Поиск Лекций

Эти типы акцентуаций имеют много общих черт и некоторыми исследователями объединяются в один т.н. «тревожно-боязливый тип». Поэтому дадим им сначала общую характеристику, а потом остановимся на сути их различий.

Людей астенического (астения – слабость, истощаемость) круга с детства отличаются хрупким, тонким психическим складом. Они тревожны, боязливы, робки, пугливы, иногда плаксивы, подвержены ночным страхам и разного рода фобиям (высоты, темноты и пр.). Им сложно отстаивать свои позиции во взаимоотношениях со сверстниками.

Читайте также:  Виды мам - психология

Их главный недостаток – недостаточная уверенность в себе. Однако отнюдь нельзя сказать, что по своим способностям и талантам эти люди в чем-то уступают другим. Дело заключается в их врожденной тонкокожести и изначальной установки.

Эти люди с детства сторонятся общества сверстников и много времени посвящают умственным занятиям (чтение, рисование, конструирование и пр.).

Поэтому их интеллектуальный уровень, как правило, оказывается высоким: они наблюдательны, эмоционально тонки, восприимчивы и работают на предельном для своих возможностей уровне. Ответственность и исполнительность – их неотъемлемые качества.

Так, на студенческой скамье сидящая где-нибудь на галерке скромница, которую не слышно ни на семинарах, ни на перемене, окажется автором самых лучших, достойных высшей оценки контрольных и самостоятельных работ.

Недопонимание специфики личности с астеническими чертами характера может провоцировать ряд управленческих заблуждений со стороны руководителя. Первая из них – восприятие застенчивости астеника как следствие его некомпетентности.

Как правило, это впечатление быстро меняется, когда реальные результаты работы последнего предстанут перед начальственным взором. Вторая ошибка – ожидание, что прекрасно проделанная работа произведет адекватное впечатление на аудиторию, если автор -астеник выступит, например, на конференции с докладом.

Публичное выступление, когда внимание многих людей сконцентрировано на нем, – одна из самых трудных задач для такого человека.

Третий неверный ход руководителя – поручение руководства рабочей группой или каким-либо проектом такому человеку, если по уровню профессиональной подготовки он вполне способен решать поставленные производственные задачи.

Проблема возникнет не с профессиональной грамотностью и уж тем более не с чувством долга и ответственности, а с необходимостью быть требовательным к работе других. Вероятнее всего всю работу как человек дисциплинированный и исполнительный он взвалит на себя, что крайне неэффективно в плане распределения обязанностей в рабочей группе.

Между тем нельзя однозначно утверждать, что астеник в принципе не способен одолеть испытания публичным выступлением или даже ролью руководителя. Но предварительно он должен непременно пройти не только профессиональную, но и психологическую подготовку.

Перечисленные психологические типы различаются направленностью тревоги, т.е., ситуациями, которые запускают механизм повышенной тревоги. Для астено-невротического типа источником тревожности является состояние собственного здоровья (ипохондрическая направленность тревоги), тревожность сензитива направлена на взаимоотношения с окружающими, психастеника – на неопределенное будущее.

Мнительность и страхи астено-невротика, как уже отмечено, преобладают на почве здоровья: они прислушиваются к себе, ищут и, что интересно, находят у себя симптомы многих болезней, интересуются разными оздоровительными системами (часто только в теории).

Всякий возникший или заподозренный у себя симптом вызывает внутреннюю панику и наихудшие опасения.

Излюбленной настольной книгой становится справочник практического врача, а посещение врачей – повседневной практикой, ведь единственным человеком, способным уменьшить тревогу астено-невротика и развеять его подозрения становится именно врач.

Предписания его выполняются неукоснительно, а между курсами проводимого лечения может и не быть перерыва. От членов своей семьи он также ожидает, а часто и требует повышенного внимания к своему состоянию, хотя никому, включая лечащего врача, никаких опасений оно не внушает.

Сензитивная личность озабочена отношением к себе со стороны других людей, от которых ожидает неодобрения, насмешек, критики, недооценки, отвержения. Эти опасения не имеют под собой реальной почвы: отношение к ним окружающих ничуть не хуже, чем ко всем прочим людям.

Но готовность интерпретировать любой шаг, любые действия или даже намерения против себя искажает восприятие реальности и причиняет напрасные страдания. Другое название сензитивной направленности личности – социофобия (боязнь общества).

Способом снизить уровень тревоги для такого человека часто становится стремление избегать «открытого пространства» — ситуаций, где бы он мог оказаться в центре внимания и (разумеется!) подвергнуться неодобрению.

В отличие от крайне неподатливого на психотерапевтические усилия эпилептоида, сензитивная личность легко может снизить барьер тревоги: участие в психотренинговых группах, в социологических опросах и других видах деятельности, требующих широких социальных контактов, позволяет приобрести новый, позитивный опыт межличностного взаимодействия.

Опасения психастеника адресованы почти исключительно к возможному (и даже маловероятному) будущему: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ним самим, а еще страшнее – с кем-то из его близких, к которым такой человек испытывает большую привязанность. Причем реальные опасности и уже происшедшие невзгоды пугают его гораздо меньше.

В отличие от первых двух типов тревожных личностей психастеник не может надеяться ни на помощь врача, ни на спасение в тихом уголке вдали от людей. Нет в природе инстанции, которая гарантировала бы безоблачное будущее.

«Помощь» приходит из иррационального источника и основана исключительно на бессознательной эго-защите: в ход идут гороскопы (именно психастеники – самая прилежная аудитория разного рода прорицателей и гадалок, «потомственных ясновидящих» и экстрасенсов), а также многочисленные специально выдуманные приметы и ритуалы.

Например, люки и трещины на асфальте следует обходить, черных кошек нейтрализовать плеванием через плечо, просыпав соль – посыпать сверху сахаром и т.д. Хорошим примером ситуации с непредсказуемым исходом является сдача экзаменов.

Наряду с рациональными зубрежкой и написанием шпаргалок (способных при умелом обращении обеспечить успех) студенческая среда породила массу «рецептов мудрости»», бережно передаваемых от одного поколения студентов к другому. Здесь и пресловутые пятаки под пятку, и конспекты, закладываемые под подушку, и отказ от приема душа на время сессии.

Наиболее «действенным» и популярным в настоящее время (по сведениям автора) является следующий ритуал: следует ровно в полночь, высунувшись до пояса в форточку, помахать открытой на нужной странице зачеткой и крикнуть, чтобы проснулась вся округа: «Халява, приди!»

Такие люди испытывают дискомфорт при необходимости сделать выбор: принять решение следует сейчас, а правильность его выясниться позже. Будущее же исполнено потенциальных угроз. Вообще лучше всего они чувствуют себя в привычной обстановке, известной им области знаний, профессии, и, как правило, бывают дельными и исполнительными работниками.

Как и в случае с сензитивной личностью, рациональная психотерапия помогает восстановить социальную адаптацию психастеника.

Шизоидный тип

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира, снижение потребности в общении, странноватость.

Неспособность и нежелание устанавливать контакты во многом обусловлены такой особенностью шизоидной личности, как слабость (или отсутствие) эмоционального резонанса с окружающими: лицо его бесстрастно, чувства не проявляют себя и непонятны окружающим.

В свою очередь сам человек шизоидного типа живет в неведении о чувствах других людей, в том числе о чувствах, адресованных лично ему.

Для таких людей характерно сочетание противоречивых, полярных черт личности и поведения: внешней холодности и обостренной эмоциональной чувствительности, упрямства и податливости, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешнего выражения.

Помимо отсутствия внутреннего единства шизоидам свойственна также слабая интуиция. Это может проявляться в неумении проникнуть в чужие переживания, угадать желания других людей, догадаться о неприязненном отношении к себе или, наоборот, о симпатии и расположении, уловить момент, когда не следует навязывать своего присутствия или, напротив, следует проявить участие.

Чаще всего шизоиды сами страдают от своей замкнутости, одиночества, отсутствия друзей. Их внутренний мир почти постоянно закрыт от посторонних взоров. Поэтому потенциальная тяга к общению направляется к единственно доступному объекту: самому себе и стимулирует интенсивность внутренней жизни, включая разного рода увлечения, фантазии и творчество.

Увлечения шизоидов носят интеллектуально-эстетический характер, причем выбор их всегда избирателен: определенная эпоха в истории, определенный жанр литературы, определенное направление в философии и т.д.

Излюбленная и частая сфера приложения сил в силу нестандартности, нешаблонности мышления – дисциплины физико-математического цикла, однако и изысканные эстетические увлечения характерны для людей такого типа. Вообще вклад шизоидов в мировое искусство и, особенно, в искусство 20 века огромен (абстракционизм в живописи, творчество Ф.Кафки и т.д.

), ведь помимо освоения жизни искусством в формах жизнеподобия (реалистическое искусство) возможен и другой подход: конструирование иной реальности. Бросая отблеск на мир реальности, он высвечивает в ней нечто незаметное для обыденного взгляда.

Способ добиться расположения шизоида, установить более тесное взаимодействие с ним – это проявить интерес к предмету его увлечения. Разумеется, наилучших результатов люди этого типа добиваются в областях деятельности, не связанных с интенсивным межличностным общением: цифры, стратегии, технологии – вот перспективная работа для них.

Неустойчивый тип

Термин «неустойчивость» требует пояснения: под ним подразумевается недостаток воли, неустойчивость эмоций, невозможность выработать стойкий жизненный стереотип — со многими драматическими отсюда следствиями.

Для того, чтобы вести позитивный образ жизни, необходима способность к обузданию собственной лени и целенаправленным усилиям самоконтроля. Но именно к таким упражнениям оказывается неспособным человек неустойчивого типа.

Их безволие отчетливо выступает всякий раз, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Они всегда стремятся освободиться из-под родительской опеки, тем более, что особой любви к родителям они не питают.

К заботам семьи относятся равнодушно, родные для них – лишь источник средств для наслаждений. Неспособные занять себя сами, они тянутся к уличным подростковым компаниям, где очень рано приобщаются к алкоголю и наркотикам.

От природы «неустойчивые» люди не жестоки, и какого-либо криминала, связанного с насилием над личностью, за ними, как правило, не числится. Но для праздного образа жизни и развлечений требуются средства. Поэтому мелкое воровство и мошенничество – частый компонент их повседневной жизни.

Только при непрестанном и строгом контроле, в условиях сурового и жестко регламентированного режима, они, нехотя подчиняясь, выполняют задания. При ослаблении же внешнего контроля неизменно устремляются подальше от тягот учебы и работы: у них очень рано обнаруживается тяга к развлечениям, праздности, удовольствиям и безделью.

Вообще «биографический» прогноз такого человека будет зависеть от того, нашелся ли или нет заинтересованный в нем человек, способный взять на себя недостающую у него функцию самоконтроля.

Если же эта пошаговая и каждодневная поддержка извне отсутствует, неустойчивая личность может стремительно «опуститься на дно» и маргинализоваться.

Застревающий тип

Этот тип характеризуют малообщительность, занудливость, склонность к нравоучениям. Представитель застревающего типа очень чувствителен к обидам, уязвим, подозрителен, часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к себе.

Поэтому он мнителен, недоверчив и насторожен, долго переживает происшедшее и не способен легко «отходить» от обид.

Именно этой тенденцией чрезмерно долго концентрироваться на неприятных событиях, имевших место, объясняется сам термин «застревание».

Другим проявлением инертности психики застревающей личности являются ее жесткость установок и взглядов, самонадеянность, сильно развитое честолюбие. В клиническом варианте такое энергичное отстаивание своего мнения и интересов и неспособность толерантно принять отличную от собственной точку зрения называется склонностью к образованию сверхценных идей.

Всякий думающий иначе – глупец или враг. В более умеренном проявлении «застревающая» акцентуация характера проявляет себя лишь избыточной мнительностью (а иногда — злопамятностью и мстительностью), а также целеустремленностью и большим упорством в достижении своих целей.

При этом препятствия, встречающиеся на пути к цели, не только не ослабляют энергии по ее достижению, но, напротив, удваивают ее.

Педантичный тип

Если застревающий тип можно назвать человеком цели, то педантичная личность – это человек метода.

У него также недюжинные деловые качества, но если первому несвойственно слишком сосредоточиваться на доводке деталей (главное – скорейшее достижение цели), то педанта, напротив, отличают аккуратность, дотошность, скрупулезность, ориентация на высокое качество работы.

Он нетороплив, усидчив, склонен к частым самопроверкам и сомнениям в правильности выполненной работы. Педант очень требователен к себе на всех этапах работы, но точно также он требователен и к окружающим, предъявляя им множество формальных требований и заставляя точно следить за соблюдением всех деталей в работе.

На окружающих такой подход может производить впечатление мелочного брюзжания. Но в действительности педант абсолютно последователен, его требовательность – это не желание подчинить себе окружение (лидерство такие люди охотно уступают другим), но лишь проявление добросовестности и стремления строго следовать плану и заведенному порядку.

Источник: https://poisk-ru.ru/s21949t1.html

Ссылка на основную публикацию