Прямые и косвенные внушения — психология

Прямые и косвенные внушения — Психологос

​​​​​​​ Внушения бывают прямые, бывают косвенные.

Прямые внушения — не обязательно явные, звучащие как «Я сосчитаю до пяти и произойдёт …». Прямые внушения могут быть и закамуфлированными: «Ощущение, которое относится к периоду до болезни, заменит собой менее приятные ощущения». Постгипнотические внушения — также обычно прямые, но при этом от клиента скрытые.

Косвенные внушения делаются не впрямую, а идут от создаваемой ситуации либо малозаметным для клиента способом вставляются в основной текст, так что клиент практически не осознает их наличие.

В качестве примера косвенных внушений можно посмотреть текст упражнения из практики Психосинтеза Знакомство с субличностью. Во время расслабляющего, трансового, медитативного текста клиенту косвенным образом внушают, что:

  1. Клиент любим.
  2. В клиенте есть мудрость.
  3. Клиент умеет и любит заботиться.
  4. В нас кто-то нуждается.
  5. В каждой трудной личности есть здоровое ядро.
  6. Ничего и никого не подавляйте, а ищите во всем хорошее.
  7. Всем всегда обязательно расти.
  8. Лучше всего не отделяться, а воссоединяться, интегрироваться.
  9. Интеграция — это естественный процесс.
  10. А кто с кем-то не интегрирован, тому надо к психотерапевту…

С другой стороны, косвенные внушения часто бывают и вполне негативными, деструктивными. Послушайте, сколько негативных, невротизирующих внушений дается в этом фрагменте фильма «Тайны любви».

Как создаются косвенные внушения? Можно привести несколько типовых приемов:

  • последовательность принятия, «yes set» (несколько высказываний, с которыми человек согласится).

«Вы пришли ко мне, сидите сейчас в этом мягком кресле, слушаете мой голос, сегодня вам станет гораздо лучше» («сегодня вам станет гораздо лучше» — это, собственно, и есть внушение, а слова следующие перед ней, настраивают человека на согласие)

  • импликация, пресуппозиция.

«И пока вы погружатесь в транс, вы можете слышать мой голос»

  • негативное парадоксальное (внушаем что-то, прося этого не делать).

«Не думайте о белой обезьяне». «Вам нет необходимости расслабляться». «Вам нет необходимости расслабляться (пауза) сейчас» (добавлена импликация)

  • двойная связка, «выбор без выбора» (работает только если понятно, что делается для пользы клиента).

«Вы мне заплатите сейчас или после перерыва». «Я не знаю, возникнет ли ощущение лёгкости в правой или левой руке»

  • двойная диссоциативная двойная связка
  • контекстуальное (требуемые слова выделяются невербально: интонацией, жестами, мимикой)
  • наложение противоположностей.

«В то время как кисть руки сжимается, всё остальное тело расслабляется». «В то время как рука становится всё более и более чувствительной, отмечайте, как челюсть становится всё более и более нечувствительной»

«Вы можете, разве нет?». «Вы уже делаете, не правда ли?». «Почему бы не дать этому произойти?». «Не входите в транс, пока не устроитесь удобно на этом стуле» (добавлена импликация).

«Не делайте глубокого вдоха, пока рука не прикоснётся к лицу» (добавлена импликация). «Вы не узнаете, как вам может быть приятно в трансе, пока рука полностью не опустится на бедро» (добавлена импликация).

«Вам нет необходимости делать (что-либо), пока не произойдёт (неизбежное поведение клиента в ближайшем будущем)»

  • шок, удивление, творческие моменты
  • трюизм, банальность,любые пословицы и поговорки — то, что трудно отвергнуть.

«Когда сидишь удобно, можно расслабиться». «Каждый человек входит в транс по-своему». «Люди столько всего забывают. Ключи, номера телефонов, встречи…» (структурируется амнезия)

  • сложные конструкции, в которые прямо сейчас разобраться трудно, сразу возразить не получится.

«Ваша головная боль может сейчас пройти, как только ваше бессознательное будет готово дать ей пройти». «Ваш симптом может теперь исчезнуть, как только ваше бессознательное поймёт, что вы можете решать эту проблему более конструктивным образом»

  • идеомоторные (хотим вызвать идеомоторные реакции — движение).

«Многие люди могут почувствовать, что одна рука легче другой»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pryamye-i-kosvennye-vnusheniya

Прямое и косвенное внушение

Долгое время в представлении о гипнозе было много суеверий и предрассудков. Наука выявила сущность гипнотизма. И.П. Павлов рассматривал гипноз в свете теории торможения.

Как при неглубоком сне сохраняются отдельные «сторожевые пункты» коры, так и при гипнозе через незаторможенные участки устанавливается контакт или как говорят, рапорт гипнотизируемого гипнотизирующему. Ученые установили, что гипноз — это специально вызванный частичный сон. При гипнозе процесс торможения клеток мозга неравномерен и не глубок.

Природа сна и гипноза едины. Так, гипнотический сон может переходить в обычный сон, а потом наступает самостоятельное пробуждение под влиянием шума, света и т.п. Можно и наоборот, обычный сон перевести в гипнотический. Условные рефлексы, образованные при гипнозе оказываются «вырванными», изолированными от других.

Они отличаются прочностью и трудно угасают. У 98 % взрослых можно вызвать гипноз, но не у всякого человека он легко наступает; это зависит от особенности нервной системы. Известно, например, что разные люди по — разному отвечают на одни и те же раздражители. В гипнотическом состоянии через внушение можно менять функции многих органов.

Загипнотизированному внушать самые различные действия и он их выполняет, при этом изменяется работа внутренних органов. Известны так называемые постгипнотические внушения. Внушенное действие точно исполняется спустя несколько дней, месяцев и даже лет.

Нельзя человеку внушить то, чего он не может сделать в силу природных данных; например — заставить его петь если у него нет голоса. Гипноз и внушение — близкие, явления. Гипноз возможен без внушения, и наоборот. В отличии от гипноза при внушении преобладает возбуждение определенного участка коры больших полушарий.

И.П. Павлов рассматривал внушение как упрощенный типичный условный рефлекс человека. Ведь достаточно одним описанием лимона вызвать отделение слюны почти у каждого человека. Выдающийся русский ученый В.М.

Бехтерев считал, что внушаемость — нормальное свойство каждого здорового человека, хотя оно проявляется у разных людей в разной степени. Внушение, взаимовнушение и самовнушение очень распространены в повседневной жизни.

Велика сила внушения, она исцеляет или расстраивает нормальные функции органов. Природную целебную силу сна современная медицина использует как один из методов лечения.

Длительное торможение коры головного мозга в сочетании с успокаивающими средствами дает благоприятный исход при нервных потрясениях, сильном утомлением, язвенной болезни. Последнее время стали применять электросон.

Лечат и внушением. Велико влияние слова на состояние человека. Через слово можно повлиять на деятельность внутренних органов. Под влиянием снов человек может побледнеть или покраснеть. У него может измениться ритм дыхания и сердцебиение.

Врач только одной успокаивающей беседой с больным не редко снижает кровяное давление, умеряет биение пульса больного. На основе воздействием слова разработана психотерапия и лечение гипнозом.

Все шире и шире теперь применяется внушение при гипнотическом сне в лечебных целях.

Для воздействия на лиц со слабым интеллектом наибольшего эффекта достигает прямое внушение в сочетании с усиленными отрицательными эмоциями (криком, жестикуляцией).

Причем «ключевые» слова внушающий должен произносить четко, резко, напряженно, эмоционально насыщенно и обязательно повелительным тоном. Для заведомо внушаемых лиц, а также лиц с развитым интеллектом возможно использовать положительные эмоции.

В случае, когда объект воздействия подавлен или слишком неуверен в себе, должное прямое внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с привлечением мимики и жестов, с использованием неоднократно повторяемых резкие, громких, коротких, как бы вколачиваемых фраз.

Если объект воздействия излишне возбужден и значительно обеспокоен, то внушают успокаивающим тоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих длинных фраз.

Одним из дополнительных методов прямого внушения является специальная «неопределенность» построения фраз. Фразы строятся так, чтобы человеку казалось, что его мысли произносятся в слух.

Информационное внушение — тесно связанно с манипулятивным принципом авторитета, этот тип внушения опирается на средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение и т.п.) влиять на внутренний мир личности. Этот метод позволяет почти полностью исключить критику подаваемой информации.

Внешне все выглядит как обычный разговор: информация как бы помогает объекту вспомнить витавшую в его голове идею и подводит к необходимости совершить внушаемое действие. Превосходным каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи.

Здесь работает тот факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую (эффект подавления настороженности).

Аффектационное внушение

Когда человек находится в состоянии аффекта под воздействием чрезвычайных ситуаций (страх перед угрозой опасности, трудность выбора в сложной ситуации, сильное физическое утомление, отсутствие опыта поведения в сложной и незнакомой обстановке), у него естественным путем возникает повышенная внушаемость. 
Люди в состоянии эмоционального потрясения интуитивно ищут в собеседнике «сопереживателя». У такого человека снижаются сознательные волевые процессы, повышается степень внушаемости, его поведение становится подражательным. Внушение в разговоре с взволнованным человеком, выглядит как попытка успокоить его, что автоматически завоевывает внимание и доверие, а затем после небольшой паузы дается повелительный или «товарищеский» совет, косвенно связанный с состоянием человека. Этот «совет» в данном случае имеет наибольшую силу, т. к. под влиянием аффекта бдительность объекта усыплена.

Комплиментарное внушение

Этот вид внушения тесно связан с манипуляциями при помощи похвал и лести. Большинство людей под влиянием комплиментов теряют способность критически относится к человеку напористо их расхваливающего…

 
На языке спецслужб такая техника обработки человека называется «бомбардировкой любовью».

Чрезмерные восхваления усыпляет бдительность (критическую оценку), и позволяет косвенно внушить заранее запланированные поступки. 

Образно-эмоциональное внушение

Объекту внушения предлагается напрячь свое воображение и представить во всех деталях все прелести объекта внушения (почувствовать, услушать, увидеть) Главное в таком внушении — не вызвать ни малейшей настороженности объекта воздействия. Данная методика внушения раскрывает себя в эриксонианском гипнозе и нейро лингвистическом программировании.

  Если внимание приковано к какому-нибудь одному представлению, то ничто не проникает в сознание извне, кроме того, что ассоциировано с этим представлением.  Данное внушение может вызывать особые состояния сознания или определенные изменения в организме объекта.

Так как эффективное внушение действует через подсознание, то попытки возбудить фантазию человека, весьма перспективны. 

Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любой информации. 

Внушение с отрицанием

Термин «внушение с отрицанием» подразумевает подачу информации с использованием частицы «не». Данный вид внушения используется также и в техниках нейро лингвистического программирования. Мозг человека устроен таким образом, что наши психические автоматизмы частицу «не» как бы отбрасывают.

Прием внушения с использованием этой частицы основан на том, что человеку для того, чтобы представить, что не надо делать, вначале надо представить себе ситуацию, что он это делает. 
Отрицания с частицей «не» существуют в речи, но их нет в подсознании.

Не редко при помощи частицы «не» люди сами создают себе препятствия в достижении чего либо.

Внушение вызовом «полярной реакции»

Данное внушение производится призывом или предложением к гипотетическому доведению нежелательной возможной ситуации до логического предела или вообще до абсурда… 

Иносказательное внушение

Внушениями без введения в транс являются также непрямые директивы в виде образных примеров. Данный метод воздействия на подсознание применялся еще древними мудрецами.

Необходимая мысль при этом излагается иносказательно — в виде афоризма, аналогии, шутки, анекдота, короткой истории из личной жизни или жизни знакомых, случая из профессиональной практики, притчи, примера из книг, прессы, телевидения — того, что принято называть метафорами.

  Возникающая при этом у слушателя ассоциация и является внедряемой в его подсознание мыслью. Такое внушение легко обходят критику разума.  Сложные метафоры — это истории, содержащие несколько смысловых уровней. Такой способ воздействия на человека часто называют «входом в мозг не через парадную дверь, а с заднего крыльца».

  Главная цель использования метафор — не просто пробуждать эмоции, а переводить их в побуждения. Для проведения какой либо идеи заранее подготовьте соответствующую типовой ситуации метафору, анекдот, притчу, байку, историю с «параллельным действием».  Но существует весьма распространенная ошибка: 

после рассказа делается вывод за собеседника. Основная сила метафор кроется в ассоциациях, которые они вызывают у слушателей. К достоинствам метафор можно отнести и то, что, передавая нужные идеи, они не возбуждают обид: ведь это отвлеченное повествование в третьем лице или мнение третьей стороны. 

Читайте также:  Учеба - психология

К особенностям использования метафор можно отнести следующие:

  • чрезмерно прямые и реалистичные метафоры могут вызвать слишком явную ассоциацию, а потому оскорбить и породить противоречия;
  • проводимая мысль должна быть понятна слушателю, быть для него не слишком туманной;
  • использование банальных оборотов речи сведет все усилия на нет;
  • применяемые метафоры должны соответствовать личности слушателя: приемы, с успехом используемые с незнакомцами, могут быть совершенно никчемными в беседе со старыми друзьями, а аллегории, «сработавшие» в общении с интеллигентом, могут подвести в разговоре с простым рабочим…

Источник: http://biofile.ru/bio/5366.html

69. Внушения | НЛП для начинающих

коммуникация воздействие внушение изменение

Александр Любимов

В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

— Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

А этот самый герой вслед за голосом повторял:

— Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней

Если человек верит в то, что он уверен в себе — он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник — аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом

Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» — и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение

Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», — типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…

— Ты такая умная, добрая, красивая — что же у тебя так плохо с мужиками? — подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками»

Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» — самовнушения, — и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения. При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

— Ты уверен в себе.

Или:

— Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг — это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход — отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» — создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» — в которой существует выбор, что человек этого не сделает

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

  • более успешен;
  • быстрее запоминает иностранные слова;
  • легко встаёт по утрам;
  • уверен в себе;
  • здоров;
  • сам справляется с проблемами;
  • достигает поставленных целей;
  • получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

  • быстрее обучаются;
  • им интересно;
  • достигают успеха;
  • легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

  • дисциплинированы;
  • усидчивы;
  • уверены в себе;
  • контролируете свои эмоции;
  • любите заниматься спортом;
  • вовремя ложитесь спать;
  • счастливы.

И так далее, списки можно продолжить по желанию.

Косвенные внушения

Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями

В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

Пресуппозиции

Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

— Когда вы мне позвоните?

В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

— Какое упражнение ты будешь делать первым?

Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

— Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

Отрицания в команде

Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, — поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию

Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», — содержится команда «подписать договор».

Трюизмы

Трюизм — это фраза, полностью соответствующая действительности.

— Париж — столица Франции.

— Люди бывают успешны.

— Ты способен расслабиться.

Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

Невербальные выделения

Вы можете войте в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что .

Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

Вложенные сообщения

В эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение»

Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

— Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание. Но легко отвлечься. Это нормально.

Команда: «Удерживать внимание легко».

Последовательность принятия

Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

— Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

Условия внушения

Мало суметь вставить команды в речь — нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

Раппорт

Внушения работают, только если есть раппорт.

Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны

Транс

Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

Намерение

Внушения должны поддерживать намерения клиента.

Хотя бы некоторые

Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение — внушение может помочь ему сделать это быстрее

Конструирование команд

Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

Простая фраза

Желательно, чтобы фраза была простая — без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

Положительная формулировка

Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

Действие или оценка

Команды касаются либо конкретных действий:

  • вынеси мусор;
  • сделай уроки;
  • почувствуй себя уверенно;
  • расслабься;
  • позвони завтра.

Либо изменения оценки:

  • ты успешный;
  • тебе нравится заниматься;
  • ты усидчивый;
  • я люблю бегать по утрам (для самовнушения);
  • это сделать легко.

Однозначная трактовка

Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект

Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

Примеры удачных команд:

  • Я уверен в себе.
  • Я легко запоминаю новые иностранные слова.
  • Позвони мне завтра.
  • Подпиши договор.
  • Тебе нравится бегать по утрам.
  • Ты расслабляешься.
  • Тебе легко сосредотачиваться.
  • Ты быстро выздоравливаешь.
  • Боль уходит.

Упражнение «Конструирование команд»

Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

  • Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.
  • Подросток боится сдачи экзаменов.
  • Муж забывает вынести мусор.
  • Не могу заставить себя бегать по утрам.
  • Трудно запоминать иностранные слова.

Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

  • Человеку не хватает мотивации их повторять.
  • Он всё время откладывает занятия.
  • Он плохо запоминает.
  • Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.
  • Ему не нравится учить этот язык.
  • И так далее.

Соответственно, команды будут разные.

Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

— Ты способен быстро выучить новые французские слова.

— Тебе нравится учить новые французские слова.

Где проходим

Тренинг «Повседневный Гипноз»

По теме

65. Способы воздействия НЛП 

Новое на сайте

75. Игры на тренировку внушений

74. Отрицание в команде

73. Косвенные пресуппозиции

72. Экологическая защита

71. Трюзмы

70. Пресуппозиции

69. Внушения

68. Подкрепление в обучении и коммуникации

67. Как вызвать нужное состояние

66. Якоря в коммуникации

65. Способы воздействия НЛП

64. Цели коммуникации

63. Карта подходов НЛП

62. Петля обратной связи в коммуникации

61. Объясняющие метафоры

ВСЕ СТАТЬИ >>

Новое на trEnings.ru

Презентация:: Тренинг «Основы НЛП»

Новость:: Раздаточные материалы к тренингу «Основы НЛП»

Задачка:: Является ли якорь условным рефлексом?

Курс:: Провокативный подход: ценности

Задачка:: Признаки метапрограммы в тексте

Источник: http://nlp.trenings.ru/blog/69-vnusheniya

Учебник гипноза. Как уметь внушать и противостоять внушению

Выше уже не раз использовался этот термин. Необходимо поговорить о нем подробнее.

Внушение – это воздействие на человека, а точнее, на его мыслительные процессы и поведение, которое позволяет получить реакцию на стимул, направленный к подсознанию человека.

На успешность внушения влияют настроенность самого внушаемого, характер воздействия, условия, в которых оно было произведено, и другие факторы.

Кроме того, различают две большие группы внушения: вербальные, то есть с участием слов, и невербальные, то есть не содержащие словесного компонента. Рассмотрим обе группы подробнее.

Вербальные внушения

В большой группе вербальных внушений выделяется еще три вида: прямые, косвенные и открытые внушения.

Прямое внушение

При прямых внушениях намерения психотерапевта ясны и не могут быть истолкованы никак иначе.

Явное прямое внушение

Ясные намерения психотерапевта особенно проявляются при явном прямом внушении, когда врач подробно объясняет, что должно произойти и какую он ставит цель.

Наиболее часто явное прямое внушение применяется на операциях для обезболивания.

Закамуфлированное прямое внушение

В этом случае врач не говорит прямо о том, что ожидается в процессе внушения, но все же дает понять, что в какой-то степени результат будет зависеть от самого больного.

Постгипнотическое прямое внушение

Такого рода внушение используется для провоцирования самогипноза и чтобы побудить пациента забыть о каких-либо негативных событиях.

Посредством постгипнотического прямого внушения психотерапевт программирует сознание пациента на произведение каких-либо действий после сеанса гипноза.

Косвенное внушение

Косвенные внушения отличаются от прямых тем, что у пациента есть выбор: он вправе и не принимать то, что ему внушается. Цели психотерапевта при косвенном внушении непонятны больному. Этот вид внушения применяется для того, чтобы направить пациента в то направление, которого он избегает.

Косвенные также подразделяются на несколько видов.

Последовательность принятия

Врач перечисляет утверждения, с которыми пациент соглашается, а в конце излагает то утверждение, которое больной должен принять.

Импликация

Врач утверждает то, что может произойти, и пациент заранее программируется на неизбежность данной ситуации.

Двойная связка

Это чаще всего используемый прием. Пациент должен выбрать один из двух вариантов, которые в действительности одинаковые.

К приему двойной связки относится, например, такой вопрос: «Вы чувствуете легкость в правой или левой руке?»

Внушение отсутствием упоминания

Если при перечислении возможных ситуаций опускается важный, значимый элемент, его отсутствие акцентирует на нем особое внимание. В результате можно добиться сосредоточенности пациента на важном аспекте.

Существует еще много приемов косвенного внушения; здесь приведены лишь самые распространенные и наиболее известные.

Открытые внушения

Третья группа вербальных внушений. Их общая черта – предоставление пациенту широкого выбора действий.

Мобилизующее внушение

Психотерапевт предлагает больному расплывчатые рамки, которые последний может заполнить по своему усмотрению.

Высказывание «Вы можете работать разными способами» предлагает пациенту избрать один из способов. Это высказывание относится к мобилизующему внушению.

Ограниченное открытое внушение

Пациенту предоставляется множество возможных ответов.

Терапевтическая метафора

Метафорой называют замену названия одной вещи наименованием другой. Такой прием используется достаточно часто и в литературе, и в обычной жизни. Метафора используется для соединения несопоставимых аспектов реальности.

Посредством метафоры люди передают друг другу какую-то информацию.

Широко применяется метафора и в психотерапии. Она образует систему таких основных понятий, как «самость», «тень», «персона», «мышечный панцирь» и многие другие. Метафора, которую используют в сеансе внушения, всегда многоуровневая.

Другими словами, каждая фраза, жест, идея не являются однозначными, а имеют два и больше значений. Явное предназначено для сознания пациента, а скрытое обращено к его бессознательному.

При этом у внушаемого остается право выбора, то есть он сам решает, принимать или нет второй смысл данного высказывания.

Источник: http://bookap.info/gypno/monahova_uchebnik_gipnoza_kak_umet_vnushat_i_protivostoyat_vnusheniyu/gl6.shtm

Внушение прямое и косвенное

При прямом внушении врач использует непосредственно прямую речь с приказом: «Ваши руки одеревенели! Окоченели!», при этом взяв предварительно за руки в области плеч.
Либо спустя некоторое время сказать: «…как только я досчитаю до трех, ваши руки станут совершено тяжелыми… Раз… Два… Три! Ваши руки совсем отяжелели!».

После произнесенного внушения необходимо подтвердить его своим прикосновением к рукам пациента, при этом сказать: «Как только я дотронусь до ваших рук, Вы не сможете их поднять».
При прямом внушении в состоянии бодрствования или неглубокого гипнотического сна пациент осознает источник поступления информации.

При глубоком естественном сне или гипнозе наше прямое внушение при побуждении пациента стирается с его памяти. Он не помнит, что наступившее действие вызвано внушением, и будет расценивать его как спонтанно возникшее. Это необходимо помнить при лечении пациента во время естественного сна. Особенно детей с энурезом, страхами.

При косвенном внушении врач воздействует не прямо, а как будто бы через третье лицо или предмет. При косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочных слов, таких как «словно», «как будто», «может быть», или порошка плацебо.

Например: «Сейчас Вы примете это порошок, и через 10 минут Вам захочется уснуть», при этом даем пациенту порошок глюкозы. И он засыпает.

Таким образом, при косвенном внушении пациент всегда ошибочно приписывает наступившее действие какому-то постороннему воздействию, как в данном примере порошку глюкозы, который сам по себе, без участия врача и его внушения, не способен вызвать сон. При косвенном внушении легче справиться с сопротивлением на бессознательном уровне.

Независимо от типа внушения важно учитывать диагноз пациента, его опыт, имеющиеся у него представления о том, что мы будем ему внушать. Например, пациентам с неврозами и неврозоподобной симптоматикой, для того чтобы снять сопротивление внушению, достаточно одной разъяснительной беседы. Мильтон Эриксон в своих сеансах применял сложные внушения, которые состоят из двух предложений, соединяющихся союзом «И», или делал паузу. Первое предложение – это установка – «Да», а второе предложение – само внушение.

Например: «Вы сможете наслаждаться чувством покоя, комфорта еще в течение нескольких мгновений И, когда Вы пробудитесь, то можете подумать об одной или двух вещах, а всему остальному надлежит остаться в вашем подсознании, где оно будет продолжать свою конструктивную работу». Такое внушение может быть использовано для решения любой проблемы.

Теперь остановимся коротко на внушаемости. Внушаемость – это восприимчивость пациента к внушению. Каждый человек в определенных ситуациях может оказаться в какой-то степени внушаемым.

Бехтерев писал: «… внушаемость есть явление, свойственно всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека и основано на непосредственном влиянии слова и других психических импульсов на действия и поступки…».

Внушаемость усиливается при наличии следующих факторов: • при покое и расслабленности; • при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; • максимальная внушаемость наблюдается при гипнозе.

Людям с повышенной внушаемостью свойственны такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, стеснительность, тревожность, доверчивость, впечатлительность, повышенная эмоциональность.

Назад:Что такое внушениеДальше:Особенности внушаемости

Источник: http://www.hypnotism.ru/book/hypnosis/suggestion-direct-indirect.php

Успех в жизни

Внушение представляет собой оказание прямого влияния на личность, в результате чего человек совершает действия, ощущает чувства не относящиеся к его нормам и принципам. Какие виды внушения существуют? Внушение бывает вербальное и невербальное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение подразделяется на:

— косвенное;

— прямое;

— открытое.

Прямое внушение характеризуется ясностью действий психолога, когда четко известно, что будет и какая цель за всем этим стоит. Этот вид внушения пользуется популярностью в медицинской практике, когда надо отключить болевые ощущения.

Прямое внушение бывает закамуфлированным, когда психолог не сообщает что должно произойти, но дает намек что полученный эффект зависит и от пациента.

Постгипнотическое внушение используется при самогипнозе и когда пациенту надо стереть память, что бы тот забыл о неприятных моментах в жизни.

Происходит программирование сознания, при котором пациент выполняет определенные действия, после окончания сеанса.

Косвенное внушение подразумевает возможность выбора внушения, когда пациент сам выбирает, что ему следует внушить. Такой вид внушения используется при направлении пациента в то русло, которого он пока постоянно избегал.

Виды косвенного внушения:

— последовательное внушение. Происходит оглашение различных утверждений врачом, с которыми пациент соглашается. В конце звучит утверждение, которое пациент должен для себя принять и следовать ему;

— импликация. Врач оглашает результат исхода событий и пациент себя заранее настраивает на то, что эта ситуация произойдет;

— двойная связка. Пациенту предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов, которые абсолютно одинаковы. Например «Вы ощущаете тяжесть в левой или правой ноге?»;

— отсутствие упоминания. Описывается важная ситуация, в которой самый главный элемент убирается, это дает возможность пациенту лучше на нем в итоге сконцентрироваться.
Это одни из самых распространенных приемом косвенного внушения, но и далеко не все, есть еще много и интересных методов.

Открытое внушение так же имеет несколько разновидностей. Во всех этих видах есть кое-что общее, пациенту предоставляется выбор действия. Могут во время приема использоваться расплывчатые рамки, которые пациент заполняет как хочет, применение высказываний, метафор и иных методов.

Невербальное внушение

Невербальное внушение основано не на словах, а на жестах, интонации. Оно может быть применено даже на бессознательном уровне, просто в процессе общения.

Виды невербального общения:

— каталепсия. Пациент принимает то положение тела, которое ему говорят. Каталепсия может быть всего тела, либо какой-то части. Пользоваться постоянно таким методом не рекомендуется.

— паузы. Благодаря паузе меняется смысл высказываний и происходит открытое внушение. Пауза дает возможность выделить главную мысль в предложении;

— левитация. Здесь нет прямого воздействия гипнотизера на пациента, все происходит благодаря воображению. Время для левитации выбирает пациент. При помощи этого метода проще войти в транс. Пользуется популярностью при самогипнозе.

Какой бы метод внушения не был выбран, часто экспериментировать нельзя, так как идет прямое воздействие на нервную систему человека

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Источник: http://www.yourfreedom.ru/vidy-vnusheniya/

Внушение и его виды

Внушением называется прямое влияние на человека, из-за которого он совершает деяния, чувствует то, что не относится к его принципам и моральным нормам. Существует 2 типа внушений: словесное и бессловесное.

Вербальное внушение

Вербальное внушение делится на явное, косвенное и прямое. Последняя разновидность отличается четкостью операций манипулятора, когда ясно, что за цель стоит за этим. Подобная разновидность популярна в медицине, когда требуется отключать болевые ощущения. Прямое внушение может быть скрытым, если не сообщается, что случится, но дается намек, что результат зависит от человека.

Постгипнотическое внушение полезно для самогипноза, если требуется стереть воспоминания, чтобы человек забыл отрицательные моменты. Идет программирование подсознания, при нем пациент совершает действия.

Косвенное внушение – это возможность выбора, когда человек сам определяет, что ему нужно внушить. Эта разновидность применяется для направления пациента на тот путь, на который он сам стать не способен. Косвенное внушение имеет такие подвиды:

  • последовательное. Идет озвучивание разных формулировок, с которыми личность соглашается. В итоге произносится утверждение, его требуется принять;
  • импликация. Психолог говорит о результате событий, а пациент настраивается загодя на событие;
  • двойная связка. Человеку предлагают выбор из 2-х вариантов, которые идентичны. Идет описание серьезной ситуации, где основной элемент устраняется. Это позволяет пациенту сосредоточиться на нем.

Явное внушение включает несколько подвидов. В каждом из них есть нечто общее: человеку предоставляют выбор действий. В ходе приема допускается применение расплывчатых границ, которые человек способен заполнить по своему желанию.

Невербальное внушение

Невербальное внушение базируется на интонациях и жестах. Оно базируется на подсознании, влияние происходит в ходе общения. Разновидности невербального общения таковы:

  • каталепсия. Личности требуется принять положение тела, о котором ей сообщают. Каталепсия бывает для всего тела или некоторых частей. Использовать подобный способ постоянно не рекомендуют;
  • паузы. Пауза помогает выделять ключевые мысли;
  • левитация. Здесь отсутствует непосредственное влияние, все случается в воображении. Момент для этого выбирается пациентом. С применением данного способа легче входить в транс. Популярный способ самовнушения.

Внушение и убеждение

Убеждение и внушение – это методы влияния на действия человека.

Убеждение является одним из разновидностей направленного воздействия на психику, что производится через аргументацию. Убеждение использует человеческое сознание, потому стоит выдвигать аргументы для пояснения сущности явлений. В процессе этого разъясняется причина и значение вопроса.

К приемам убеждения относят: повествование, приведение аргументов и демонстрацию. Так что убеждение доступно не только с использованием слов, но и с приведением примеров поведения.

Есть внушение, что базируется на противопоставлении, что вызывает у человека желание опробовать недоступное. Убеждение влияет на поведение личности, но не напрямую, т.к.

выступает в качестве внутреннего побуждения, а также принуждения к активности через обращение к разуму личности. На качество убеждения воздействуют такие элементы:

  • предубеждение. В данной ситуации главная работа проводится с формулированием проблемы и ее разрешением, которое уже есть у человека. Манипулятору требуется сменить установки убеждаемой личности;
  • вера в источник. Важно чтобы объект вам доверился, внушить ему симпатию, авторитет;
  • послание. Оно должно быть убедительным. Применяется не только приведение аргументов, но и образов, которые должны сосредоточить внимание на необходимом акценте;
  • эмоции. Невзирая на то, что убеждение взывает к разуму, нельзя обойти эмоции. Установки, волнующие человека, способны оказать на него более действенное влияние, чем факты.

Разница между убеждением и внушением в том, что внушение апеллирует подсознанием, оно обходит сознательность. А убеждение влияет на разум, при этом важно осмысливать данные критически, соотносить их с имеющимся опытом, выстраивать цепочки.

Способы внушения

Экспертами выделяется несколько способов внушения:

  • во время бодрствования человека, когда его сознание активно;
  • во время расслабления, когда психика и мышцы не напряжены;
  • гипнозом. В этом случае человек попадает в измененное состояние.

Есть и другая классификация методов внушения:

  • словами. При этом влияние производится речью, т.е. вербально;
  • мысленное. Здесь влияние идет без прямого контакта, на расстоянии;
  • метафизическое. Это объединение разговора о реальности «Я» и единении со Вселенной с мысленным внушением. Подобный метод применяется для исцеления тела и души;
  • духовное влияние. Применяется для оздоровления личности. Человек находится под влиянием потока исцеляющей силы от Вселенной. В ходе исцеления используется надсознание.

Кроме того, есть 3 формы внушения:

  • принуждение;
  • настойчивое убеждение;
  • влияние на волю и эмоции.

Гипнотическое внушение

Гипнотическое внушение является разновидностью воздействий, что требует использования измененного состояния, т.е. гипноза. В ходе сеанса клиент при содействии психолога помещается в гипнотический сон.

В подобном состоянии человек живо реагирует на слова гипнотизера. Но нет критического осознания ситуации, а команды проникают прямиком в подсознание без анализа разумом.

Они в последствии влияют на состояние здоровья и психику личности.

Способы данного типа убеждения подразделяются на:

  • механические. На личность идет воздействие путем применения монотонных средств;
  • психические – словесное влияние;
  • магнетические. Базируются на использовании исцеляющего магнетизма.

Мысленное внушение

Мысленное внушение применяется, если объект не находится в зоне доступности. Подобное действие является заочным. Производится оно так: требуется представить, что объект внушения находится рядом.

Можно представлять человека на расстоянии, но осознавать, что он рядом. Теперь требуется представить, что мысли идут от гипнотизера и проникают в мозг внушаемой личности.

Кроме того, допускается вариант, если гипнотизер представляет беседу с внушаемым.

Одним из ключевых условий данной методики является умение воображать требуемое состояние индивида. При трансляции мыслей на расстоянии не требуется много энергии. Важно представить, что идет переход мыслей от гипнотизера к объекту внушения.

Техника внушения

Ключевая техника внушения содержит такие этапы:

  • установка контакта с объектом и формирование доверия на подсознательном уровне. Для этого требуется система невербальной и словесной подстройки. Невербальная проявляется в неявном подражании, а вербальная производится путем согласия с мнением объекта;
  • введение в легкий транс для уменьшения активности сознания. Это производится с путем фиксирования внимания на предмете извне, с помощью манипуляции предметами. Далее требуется привлечь внимание объекта к определенной части его тела, сконцентрировать внимание на ощущениях. Теперь важно удержать сосредоточенность объекта на определенной эмоции;
  • снижение активности сознания;
  • производится запуск неосознанного поиска параллелей на уровне подсознания. Это делается путем использования вопросов, метафор;
  • прямое внушение. На данном этапе применяется введение команд в подсознание.

Нейрофизиология поясняет механизм внушения следующим образом: путем применения речи гипнотизер влияет на кору мозга, что действует как раздражитель.

Приказы становятся причиной эмоций, что возникают из-за стимуляции подкорковых зон в мозге. Негативная индукция, что возникает по причине низкого сопротивления сознания, передается на весь мозг.

По этой причине команда ограничивается от других воздействий, а человек поддается внушениям.

Источник: https://sunmag.me/sovety/29-03-2014-vnushenie-i-ego-vidy.html

Внушение, заражение и убеждение — как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов

Основами социально-психологического воздействия являются: внушение, заражение, убеждение.

Внушение

Внушение представляет собой целенаправленное, не аргументированное воздействие на человека или на группы, приводящие либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка, непосредственно не следующих из принятых норм и принципов деятельности.

Таким образом, основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.

Внушение оказывает влияние не только на одного человека, но и на массу людей, то есть объектом внушения может быть как отдельный человек, так и группы коллективы, социальные слои.

Различают прямое и косвенное внушение.

Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в оперативной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать воздействие родителей, учителей на детей.

При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий.

Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями а красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики), при рекламе любых напитков, где продукт ассоциируется с представлениями о молодости, здоровье и жизнерадостности.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.

В качестве основных факторов внушаемости выделяют:

  • возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);
  • степень утомленности, физической слабости объекта внушения;
  • авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;
  • характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).

Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.

Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.

Убеждение

Убеждение — процесс обоснованного, логического, то есть опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения, способы поведения личности.

Убеждение основано на том; чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека. Большую роль; при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теоретических знаний с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не талька понять, на и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что.

аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и погружается в соответствующее размышление. Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмам воздействия, убеждение чаще достигает сваей цели, то.

есть с большей вероятностью способно. повлиять на поведение и эта изменение более прочно и устойчиво .

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

  • силы воздействия, которая определяется его содержательностью и авторитетом убеждающего.;
  • психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, интересы, вкусы, особенности мышления);
  • от интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.

Заражение

Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.

Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.

В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали. Причины этого Лебон видит в трех различных моментах.

  1. Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.
  2. Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.
  3. Внушаемость.

Отличительные признаки индивида в массе.

  1. Исчезновение сознательной личности
  2. Преобладание бессознательной личности
  3. Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.
  4. Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.

Типичные черты поведения в массе.

  1. Обезличивание
  2. Резкое преобладание чувств над интеллектом
  3. Утрата интеллекта
  4. Утрата личной ответственности.

Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тотже самый эффект.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния.

В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем).

Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха)

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/989-2010-12-13-14-25-39.html

Ссылка на основную публикацию