Разбор полетов — психология

Как сохранить брак? Небольшой тест для женщин

Разбор полетов - психология

Ниже я приведу вчерашнюю переписку со своей клиенткой, которую я консультирую и веду уже более года (сразу могу сказать, что,во-первых у меня есть ее разрешение на публикацию, и во-вторых, все имена и географические привязки убраны. Если я и публикую какую-то переписку, то только предварительно заручившись согласием человека на публикацию, вся остальная переписка — строго конфиденциальна).

Изначально ситуация была такова: от женщины ушел муж и крайне агрессивно реагировал на ее попытки восстановить отношения и желание снова жить вместе. Экология отношений была разрушена, его доминантными эмоциями в ее адрес были гнев, агрессия, раздражение и ненависть.

Попытки поговорить с ним заканчивались тем, что он кричал на нее, обвинял ее в том, что она сломала ему жизнь и что ничего общего он с ней не видит. В таком состоянии дел я начал работать с ней и психологически вести ее по ситуации. На самом деле ситуация «классическая» и для меня очень узнаваемая, в своей практике я с ней постоянно работаю.

В итоге нашей совместной работы нам удалось в очень сильной степени изменить ее поведенческие модели и ее отношение к супругу. Поскольку мы живем в разных странах, то мы постоянно работали с ней в режиме видеозвонка через скайп. Менее чем через год, супруг вернулся к ней, сейчас они живут снова на одной общей территории.

Фактически мы и сейчас продолжаем работу, только изменился ее запрос — с возврата отношений (эту цель мы уже достигли) на улучшение качества их отношений. А теперь к сути дела, я хотел бы привести отрывок из нашей вчерашней переписки, чтобы те женщины, которую смогут прочитать нашу переписку задали бы себе тот же вопрос.

Приношу извинения за синтаксис, мы переписывались в живом режиме, поэтому некоторые мысли сформулированы не вполне точно. Итак наш разбор полетов:

Я прошу вас заново задать себе тот вопрос, который мы уже много раз обсуждали. Что вы ему постоянно транслируете вашим поведением? Есть то что вы говорите и есть то, что он слышит. Давайте возьмем всё ваше общение (и язык тела и ваши слова) за 100%.

Помните, что в общении с … граница пролегает, допустим, на цифре 70/30 как минимум, то есть 70 процентов — это ваша положительная обратная связь в его адрес ( не только словами поддержки, одобрения и любви, но прежде всего языком вашего тела: медовой тональностью, любящим взглядом, показываемой потребностью в защите, эмоциональной открытостью и честностью и только не более 30 процентов — негативной обратной связью, и то, выражаемой очень корректно — ее тоже нужно уметь выражать конструктивно.  Если пропорция обратная, то вы рушите ваши отношения. (Здесь я подразумевал образ весов, который я постоянно использую в качестве метафоры). В идеале негативной обратной связи вообще должно быть не более 10%. И периодически думайте о том, какие маленькие поведенческие неожиданные сюрпризы вы можете сделать для него ежедневно, в ближайшие дни. Например, неожиданно подойти (словно вы увидели его в первый раз), с восхищением погладить по рукам и сказать ему: Какие у тебя сильные руки! И затем о них ласково потереться, как кошка. Давайте еще раз себя опишем.

Она отвечает: Господи, где вы были всю мою жизнь! Я НИЧЕГО этого не знала… я была 30%надменная Леди, 20% недотрога, 50%- «ты мне должен» + «делай все потому что ты мне/моим родителям/ моим родственникам….» должен….

(Мой комментарий: обратите внимание, с какой прямолинейной честностью она описывает себя прошлую. Сейчас она полностью поменяла модель поведения с ним, но даже и в таком случае не у каждого человека найдется воля чтобы честно назвать вещи своими именами и нелицеприятно указать на свои ошибки.

Почему у нее такая хорошая результативность? Она действительно меняется и готова меняться, расти, трансформировать свои поведенческие низкоадаптивные или просто искаженные паттерны на высокоадаптивные поведенческие модели).

Женщины, обратите внимание, цитирую еще раз: «я была 30%надменная Леди, 20% недотрога, 50%- «ты мне должен» + «делай все потому что ты мне/моим родителям/ моим родственникам….» должен….

» Неудивительно, что эмоциональные потери мужчины начинали постоянно расти (расти в минус) и он начал эмоцинально выгорать рядом с ней. А теперь вопрос лично к вам, проведите такой тест и распишите ваши психологические роли рядом с этим человеком в процентуальном отношении.

Единственная моя просьба — будьте честны сами с собой. Что за роли вы играли или играете сейчас в жизни этого человека, что это за психологические игры и нравятся ли ему эти роли? Это и будет наш сегодняшний небольшой психологический тест.

Дальше она пишет: «Как буд-то я в жертву себя принесла»

Мой ответ: Ваша концепция — «я золотце, ты мне обязан, за то что я тебе досталась, буду тебе об этом ежедневно напоминать, чтобы не забывался». Нужно переключать на концепцию: «Я тебя люблю, бескорыстно. Я счастлива от того что ты есть рядом со мной.

Я благодарна тебе (жить в благодарности и счастье) за то что ты рядом, ….!»  (Здесь в тексте очень много ситуаций пропущено, потому что мы их обсуждали с ней год тому назад.

Мои выводы основывваются именно на описании тех ситуаций, которые происходили в их жизни ранее).

Пишу ей далее: 1) Он вас любит, хотя вы его зачем-то пытаетесь периодически испытать на прочность  2) Плюс мужчина — довольно инерционное существо, его нужно с привычной территории еще постараться выгнать.

Она: «Я бы на его месте …. развелась бы со мной много лет назад… Спасибо, вы правы, всё так».

Ответ по текущей ситуации: Устраивайте ему 1-2 маленьких поведенческих праздника в течение дня, можно на несколько минут, совершенно неожиданно (будьте положительно непредсказуемы, чтобы его порадовать ласковым прикосновением или словами из серии, например: «Ты такой сильный! В шутку: Как скажешь! Интонационно: Я тебе хочу подчиняться! Я тебя хочу слушаться! Скажи мне, что мне сделать, чтобы тебе было хорошо?» Такие послания могут звучать у вас или буквально или косвенно — в интонации, если не получается интонационно передать или партнер слышит вас сейчас эмоционально недостаточно хорошо, воспринимая только 20-30 процентов сказанной вами информации, то говорите эти вещи прямо). 

(Она себя хвалит). Мой ответ: Да, всё так. Он это тоже всё видит и понимает, но все-таки пока что ходит эмоционально ненакормленный рядом с вами. (Комментарий: она постоянно говорит, что любит его, но у него до сих пор осталось довольно много эмоциональных дефицитов. И это не парадокс, это очень часто встречающаяся рабочая ситуация в психологии).

Далее:  То есть женщина может с утра и до вечера кормить мужчину разными разносолами, но в остальном он может ходить эмоционально ненакормленным или даже голодным на эмоции — кормите его больше самыми теплыми эмоциями (от речи: какими словами вы его называете чаще всего? как их сделать еще более притяными для него? хватает ли комлиментов? как специй в блюде?) и до тональности ваших слов и прикосновений.

Мы провели такой краткий разбор полётов (на текущий день в их ситуации).

Еще раз напоминаю суть теста, который я люблю проводить с людьми в процессе работы над ситуацией: возьмите всю вашу коммуникацию с этим человеком за 100% (какие эмоции вы транслируете ему вашим языком тела: тональностью голоса, взглядом, мимикой, жестами, так и вашим словами) и опишите чего в вашем общении больше: языка приятия или языка неприятия, психологических поглаживаний, психологических уколов или же эмоционально нейтральных сообщений? И главное, в какие психологические игры вы с ним играете и какие психологические роли вы бессознательно играете? Эти роли — они эффективны? Они ему нравятся? Они приносят положительный эффект (ваши отношения от них однозначно улучшаются) или же они приносят скорее разрушительный эффект?

Главное — честность. Опишите всё как есть, называя вещи своими именами. Если хотите, можете поделиться в комментариях под статьей.

Илья

Источник: http://orator.ee/psihologiya/kak-sohranit-brak-nebolshoy-test-dlya-zhenshhin

Боюсь летать: авиационный психолог Алексей Герваш о борьбе с аэрофобией

Боюсь летать: авиационный психолог Алексей Герваш о борьбе с аэрофобией

Мужчина боится полета: что делать?

15 февраля 2017 г., AVIADO.RU — Даже сейчас во время экономического кризиса и общего спада пассажиропотока аэропорты только Московского авиационного узла перевозят более 5 миллионов пассажиров ежемесячно. Для одних путешествие по воздуху означает радость и положительные эмоции.

Ведь впереди заветный отдых, море, новые яркие впечатления. Но для других это тяжёлое психологическое испытание. О том, почему возникает страх полёта и как с ним бороться, Ленте.ру рассказал пилот, авиационный психолог и основатель центра по борьбе с аэрофобией «Летаем без страха» Алексей Герваш.

Читайте также:  Как развивать позитив - психология

– Почему люди боятся летать? Влияют ли на это авиакатастрофы и другие инциденты, связанные с авиаперевозками?

– Прежде всего отмечу, что нет никакой связи между количеством авиакатастроф и числом аэрофобов. Аэрофобия — психологическое расстройство, которым страдают около 30 процентов людей. Корень аэрофобии — в так называемом дефиците доверия к жизни. В целом люди делятся на две категории.

К первой относятся те, для кого мир глобально надёжен и безопасен, несмотря на единичные теракты, катастрофы и прочее. Ко второй — те, кто практически всегда и везде видят угрозу и только в единичных ситуациях чувствуют себя в безопасности.

Поэтому ни одна авиакатастрофа не окажет серьёзного психологического влияния на первую группу, но может послужить ещё одним аргументом против путешествия по воздуху для второй.

У людей из второй группы есть несколько иллюзий, которые позволяют им существовать в этом «чудовищно опасном мире». Во-первых, это иллюзия абсолютной безопасности в конкретных местах (например, у себя дома).

Улица, автомобили, общественные места «на земле» воспринимаются как относительно безопасные. Другими словами, опасность есть, но либо я «всё и всегда контролирую», либо «если что, я сбегу и спасусь».

Люди восполняют дефицит доверия к жизни этими иллюзиями и стремлением к тотальному контролю.

Аэрофобы воспринимают самолёт как источник опасности — место, откуда невозможно вернуться живым и здоровым. А если это всё-таки получилось, то вопреки всему или благодаря счастливому случаю.

Кстати, что интересно, среди аэрофобов больше женщин, чем мужчин (соотношение примерно 55 на 45 процентов).

При этом женщины намного чаще обращаются за специализированной помощью, стремясь побороть свой страх.

– Существует ли какая-то взаимосвязь между страхом полётов и, например, террористической угрозой?

– Нет таких, кто боится летать только из-за угрозы терактов. Ведь, как ни печально, это может произойти где угодно. Опасность подстерегает нас повсюду. Может кирпич на голову упасть, можно поскользнуться на лестнице. Но это не означает, что надо сидеть дома. Просто в случае с полётом на самолёте у человека отсутствует иллюзия контроля ситуации.

Эксперты установили, что после теракта в США 11 сентября 2001 года действительно наблюдался коллективный стресс и многие стали реже летать между Нью-Йорком и Вашингтоном, предпочитая ездить на автомобиле.

При этом многократно увеличилось количество аварий и возросла смертность на дорогах. Подсчитано, что количество жертв страшного теракта в США приближается к 40 тысячам человек.

Непосредственно 11 сентября погибли около трёх тысяч человек, а остальные — так называемые «сопутствующие» жертвы, те, кто погиб в результате аварий, которых не должно было произойти.

– Можно ли победить аэрофобию? И если да, то как именно?

– Да, вылечить можно практически любого аэрофоба. Всего у 2 процентов аэрофобов эта проблема находится за гранью психологии, перешла на уровень психиатрии. Но, что интересно, остальные 98 процентов считают, что они как раз и входят в эти 2 процента.

В российском обществе не вполне адекватное отношение к аэрофобам. Их не понимают и не воспринимают их страхи всерьёз. Что говорить — у нас отсутствует культура обращения за помощью к психологам в принципе. Скажем, если в Голландии у человека болит голова или спина, он идёт к врачу и решает свою проблему.

В России же большинство сначала займётся самолечением, потом испробует «верные» советы друзей и знакомых, и только если всё это не поможет, обратится за помощью к врачу. Таков наш менталитет. А аэрофобы к тому же особо мнительные и недоверчивые по натуре люди, они тянут до последнего, чтобы не признавать наличие проблемы.

Например, подавляют страх алкоголем.

– Но разве это не одно из возможных решений проблемы? Выпил перед полётом пару бокалов вина и прекрасно проспал весь рейс…

– Нет, алкоголь только усугубит страх. Во-первых, спиртное сильно влияет на вестибулярный аппарат. Состояние полёта уже нестандартно для организма, алкоголь же многократно усиливает эти ощущения.

Во-вторых, в сознании чётко формируется схема: «я употребляю алкоголь, чтобы устранить себя из этой среды, значит, та ситуация, в которой я нахожусь, опасна».

Так человек ещё сильнее на подсознательном уровне формирует связь между опасностью и самолётом, и выбраться из этой ловушки самостоятельно ему всё сложнее.

– Многие боятся зон турбулентности…

– Это лишний раз показывает, что нет никакой связи между аэрофобией и рисками. Самолёт в зоне турбулентности — это стандартная ситуация, к которой абсолютно приспособлен и борт, и экипаж.

Многим кажется, что, когда самолёт «трясет», с ними что-то не в порядке. На самом деле это никак не связано с безопасностью полёта. Но страх не поддаётся логике.

Мнительный, тревожный человек склонен придумывать, фантазировать и создавать своё собственное «кино», в котором турбулентность — синоним опасности.

Страх полёта — это такой же страх, как клаустрофобия или боязнь высоты и тысячи других фобий. Аэрофобы боятся не из-за того, что не понимают, как и почему летает самолёт. У этого страха психологические причины. И бороться с ними поможет психология, а не только лишь логика и здравый смысл.

– Уделяют ли внимание проблеме аэрофобии сами авиакомпании?

– Сегодня в мире есть около 50 центров по изучению аэрофобии и борьбе с ней. И 40 из них функционируют при крупных авиакомпаниях. Проблема боязни полётов не нова и глубина её очевидна. Крупные перевозчики понимают, что 30 процентов аэрофобов — это сотни тысяч потенциальных пассажиров.

– А как с этим обстоят дела в России?

– Отечественные авиакомпании эту проблему стараются не замечать. В нашей стране существует единственный специализированный центр по борьбе с аэрофобией — «Летаем без страха», где применяется оригинальная психологическая методика.

Терапия состоит из двух частей: лекции, беседы, разбор совместных полётов и т.д., а также самостоятельная работа, то есть самостоятельные полёты.

В ходе курса обсуждаются индивидуальные причины аэрофобии у каждого пациента, выявляется ошибочное и формируется правильное мышление относительно авиаперелетов, разбираются и корректируются логические цепочки, связанные с восприятием полёта.

Мы учим, как справиться с паническим расстройством, страхом, другими проявлениями аэрофобии, как контролировать свои эмоции. Также непременно проводится и обязательный авиаликбез, где просто и понятно рассказывается, как летает самолёт, что его держит в воздухе, что такое турбулентность и многое другое.

У клиентов есть возможность увидеть полёт глазами пилотов — на тренажере Boeing 737, получив объяснение всех происходящих технологических процессов. Также с помощью виртуальной реальности мы можем смоделировать полёт и таким образом подготовиться к нему ещё на земле. Наконец, по желанию организуем совместный полёт, чтобы в реальных условиях проверить свои успехи по борьбе с аэрофобией.

Вторая часть терапии продолжается всю оставшуюся жизнь. Но, как правило, те, кто проходят наш курс, в дальнейшем успешно летают самостоятельно, забыв, что такое страх полёта. Мы помогли уже примерно 7 тысячам человек избавиться от аэрофобии.

– Что делать, если у вас или у вашего соседа приступ паники?

– Как ни банально это звучит, постарайтесь успокоиться. Поймите: волнение перед полётом — это нормально. Тут нет ничего необычного. Ведь полёт на самолёте для нас — нестандартная ситуация. Большинство не летают каждый день. Так что испытывать лёгкое волнение вполне допустимо.

Но аэрофобия — это реальная фобия, а значит, довольно серьёзное расстройство. И вылечить его алкоголем, разговорами с друзьями, советами посмотреть телевизор, послушать музыку или разгадать кроссворд, увы, не получится.

Всё это только сформирует «навыки неправильного полёта», когда человек изобретает себе ряд ритуалов и старается неукоснительно следовать им. К таковым относится, например, тщательная проверка того, что мобильный телефон выключен во время взлёта и посадки.

Аэрофоб очень серьёзно относится к этой просьбе экипажа и требует от всех окружающих немедленно выключить телефоны и планшеты.

Неужели вы думаете, что безопасность воздушного судна стоимостью 300 миллионов долларов зависит от включенного мобильного?

Самолёт — сложная конструкция, где всё продумано до мелочей и любая система многократно дублируется. Поэтому в идеале во время полёта у человека должно быть такое же ощущение, как, например, при поездке в трамвае.

Мой главный совет: не читать советы дилетантов в интернете, а трезво оценить своё состояние. Относитесь ли вы к 70 процентам обычных людей, которые просто волнуются перед полётом, или всё же попадаете в оставшиеся 30 процентов аэрофобов. Если вы во второй группе, лучше всего обратиться за профессиональной помощью. Стесняться этого не надо.

Боюсь летать: пилоты подробно отвечают на вопросы о полетах:

Темы: Алексей Герваш аэрофобия боюсь летать боюсь летать на самолете что делать как бороться с аэрофобией как перестать бояться летать страх полета

Источник: https://aviado.ru/news/20170215/49383/

Разбор полетов

Разбор полетов

Обычно 3000, по акции 1500.

Что ты узнаешь?

Секретны производных Силы – харизмы и удачи.

Читайте также:  Невербалика - психология

Как связана наша энергетика и сознание.

Каким образом рассеивается наша Сила и как это остановить. Мы поговорим о паразитах всех мастей и как от них защитится, о собственных деструктивных сценариях и соглашениях.

Как накапливать Силу (соответственно выращивать харизму и удачу) не прибегая к аскезам, медитативным техникам и прочим требующим высокой самодисциплины и долгих лет практикам.

Как использовать свои линии времени и удачи.

 Конструктор финансов

Обычно 3600, по акции 2000.

Кому нужен тренинг?

Человеку, твердо решившему на базе существующего бизнеса или имеющийся работы увеличить свой доход или заработок в 2-2,5 раза.

Человеку, решившему оптимизировать свои финансовые потоки – доходы, расходы, долги, кредиты, вложения, утечки как последствия ошибок и рисков.

Гражданину России или любой из стран СНГ, среднего и ниже среднего достатка, который не хочет рисковать, меняя работу, не собирается вкладывать куда-то, да и вложить то нечего.

 Конструктор своего «Я»

Обычно 3000, по акции 1500.

Кому нужен конструктор?

Если тебе нужно поднять самооценку, развить харизму, забыть о комплексах и стеснительности, подружиться с удачей – это твой тренинг!

В его основе лучшие приемы нового кода НЛП и Психосинтеза, практики осознанности и уникальные авторские наработки – терапевтические перфомансы и квесты.

Тренинг просто необходим тем, кому некогда и неохота работать над собой. Уникальные методы позволяют собрать аватар под решение конкретной задачи. Создал – пошел и решил – снова стал собой и куришь бамбук! Это реально, и ты сам быстро в этом убедишься. 

 Конструктор привычек

Обычно 2000, по акции 1000.

Кому нужен тренинг?

Тем, кто пытался или пытается избавиться от досаждающей привычки, но пока ничего не вышло.

Кто хочет внести новые привычки в свою жизнь, но не хватает воли их укоренить.

Кто желает быстро и надежно освоить новые навыки и/или шаблоны поведения.

Кто прямо сейчас меняет свои привычки.

Кто хочет знать о привычках все.

 Конструктор осознанности

Обычно 2200, по акции 1100.

Кому нужен тренинг?

Имеющему необходимость прокачать свою волю и стрессоустойчивость.

Тому, кому в силу специфики жизни требуется высокая внимательность и мощная оперативная память.

Решившему усилить энергетику и развивать паранормальные способности.

Дерзнувшему разобраться, кто он, зачем он и где он находится на самом деле.

Внимание! Оплачивать только с указанной страницы, а не со страниц тренингов.

Источник: http://darov.net/treningi/razbor-poletov.html

Ошибки пилотов. Научный подход к авиации

Ошибки пилотов. Научный подход к авиации

Рассмотреть причины всех ошибок пилота невозможно даже в очень большой книге. Далее будут рассмотрены самые трудные для расследования ошибки, совершенные в консустальном состоянии, т.е. тогда, когда и условия полета, и состояние пилота были совершенно нормальными. О сложности расследования такого рода ошибок говорит, в частности, следующий факт.

Когда мы просили пилотов-инструкторов объяснить, почему иногда пилоты забывают выпустить шасси на посадке, они в один голос отвечали, что такого в принципе быть не может, что это мистика какая-то и объяснению эти случаи не поддаются. Сами пилоты, забывшие выпустить шасси, тоже говорили, что ума не приложат, как это могло случиться.

Полезные ссылки:

Ошибки пилотов

Существует много разных ошибок, совершенных в консуетальном состоянии. Все они связаны с вполне объективными, т.е. не зависящими от сознания и воли пилота нарушениями функционирования образа полета. Рассмотрим некоторые из них.

Функциональные нарушения — это несоответствие образа его месту. Например, замена одного образа другам: при отказе двигателя пилот правильно совершает все положенные процедуры по отключению двигателя, но с элементами управления другого — работающего — двигателя.

Нарушения состояния — образ или какой-либо его элемент слишком слаб или слишком силен (энергетически насыщен) в сравнении с другими образами или его же элементами для того, чтобы выполнять надлежащую роль.

Например, ощущение накрененности горизонта при восприятии неровной кромки облаков иногда бывает столь сильным, что создает у пилота ощущение накрененности самолета, хотя он реально находится в горизонтальном полете, и тем самым вынуждает пилота накренить самолет.

Элементарные нарушения — нарушения на уровне элементов. В качестве таковых можно, например, привести такое образование, как псевдодействие (о нем см. ниже).

Структурные нарушения — недостаточность или избыточность элементов и связей между ними. Например, бывает так, что при полете на тренажере индикатор высоты уже давно стоит на нулевой отметке, а пилот продолжает управлять самолетом. Это означает, что значения высоты в образе полета нет.

Нарушения целостности — отсутствие четких (непрерывных) границ образа. Например, при пролете облака в гомогенной среде, когда глазу не за что ”зацепиться”, иногда у пилота создается впечатление падения самолета.

Причем падения не по законам аэродинамики (пикирование или планирование с потерей высоты), а как в лифте — вертикально вниз, но в самолете, находящемся в горизонтальном положении. Этот мираж пилот часто не может отличить от реальности, т.е.

образуется образ, сочетающий в себе элементы и образа полета (нахождения самолета в воздухе, его определенного положения в пространстве), и образа падения.

Процессуальные нарушения — нарушения процесса актуализации образа. Пример тому — виртуальные состояния.

Средовые нарушения — нарушения взаимосвязи со средой. Например, ”случайное” отключение исправного двигателя при запуске отказавшего, совершенное вследствие определенной биомеханики движения и конструкции пульта управления

Каждый акт деятельности в процессе своего осуществления проходит три фазы:

  • еще не выполнен
  • выполняется
  • уже выполнен

Каждой из этих фаз соответствует определенное состояние сознания:

  • невыполненному — ожидание (намерение выполнить)
  • выполняемому — актуальность
  • выполненному — достигнутость.

 В процессе профессиональной деятельности текущий акт может быть неожиданно прерван необходимостью выполнения какого-то другого экстренного акта. Это прерывание приводит к появлению структурно неполноценных актов, как прерванного, так и прерывающего.

В принципе незавершенность акта заставляет человека вновь вернуться к прерванному действию. Однако бывает так, что сочетание одного неполноценного акта с другим порождает такой комплекс, который структурно является целостным. Такие комплексы называются псевдодействиями.

Псевдодействие приводит к неадекватному осознанию осуществляемой деятельности.

Так, состояние намерения совершить штатный акт может быть напряжено с состоянием актуальности и достигнутое™ другого акта, неожиданно прервавшего первый, и породить уверенность в совершении штатного акта.

Ошибки пилотов

Таким образом, одним из механизмов появления ошибок в консуетальном состоянии пилота является образование псевдодействий, переживаемых пилотом как целостные акты, т.е.

ожидаемые — актуализируемые — с достигнутым результатом. Псевдодействие есть результат сопряжения взаимно дополнительных фрагментов разных актов.

Основным условием такого сопряжения является высокая операционализация одного из актов.

Акты бывают двух видов: действие и операция.

  • Действие — такой акт, который полностью контролируется сознанием, находится в центре внимания.
  • Операция лишь частично контролируется, находится на периферии внимания. Человек может по своему произволу или по необходимости переводить акт из центра внимания на периферию и наоборот.

Этим операция отличается от автоматизма, который никогда не меняет своего статуса автоматического акта. Выполнение акта на уровне, операции дает возможность человеку выполнять два акта одновременно — за счет неполноценности контроля выполнения одного из них.

В рассматриваемых нами случаях акт, в котором возникла ошибка, выполняется на уровне операции и контролируется лишь его структурная полнота.

А так как образуется псевдодействие — структурно полноценный акт, то ошибочное действие переживается как правильно выполненное.

Поэтому оператор не осознает такие ошибки и не возвращается к прерванной деятельности, будучи уверенным, что все сделал правильно.

Рассмотрены психологические причины ошибочных действий пилотов, приведена классификация ошибок. Специальному анализу подвергнуты случаи посадки самолета на фюзеляж. Предложены психологические и технические средства предупреждения ошибок не выпуска шасси при посадке и уборке шасси на пробеге.

Для пилотов, инструкторов-методистов, преподавателей летных училищ, а также специалистов в области психологии и эргономики.

Уже само по себе частое упоминание в научной и публицистической литературе об ошибках человека является свидетельством того, что с проблемой далеко не все благополучно. Не раздалось еще ни одного утверждения о том, что ошибки уже не актуальны и что средства борьбы с ними найдены, хотя работ по проблеме ошибок написано, наверное, не меньше, чем совершено самих ошибок.

Конечно, ошибки человек совершал всегда.

Но до некоторой поры они человечество не интересовали, поскольку считалось, что если человек умеет нечто делать правильно, то все нарушения есть следствие его собственной неблагоразумное, за которую он либо сам и пострадал, либо его следует наказать.

Другими словами, ориентация была на правильность, на обеспечение условий и возможностей правильной деятельности, а ошибка рассматривалась, как недоразумение.

Но отношение к ошибкам резко изменилось, как только было осознано, что человек неизбежно будет совершать ошибки в своей работе. Это осознание связано с появлением сложных видов деятельности, в которых ошибки сказываются не только на самом лице, допустившем ошибку, но и на других совершенно ни в тем неповинных людях. Первой такой сложной деятельностью была профессия машиниста паровоза.

Ошибка машиниста может приводить к массовым человеческим жертвам, к потере дорогостоящего оборудования и нарушению нормальной социальной жизни (например, нарушению связи между городами).

Работа машиниста настолько сложна, что ни за кого нельзя поручиться в том, что он никогда не совершит ошибку в своей работе.

Читайте также:  Словарь психологии личности: психотип, тип личности, черты личности, рисунок личности, акцентуации. - психология

Такая ситуация потребовала изменения отношения к организации деятельности: стало очевидным, что нельзя обеспечить абсолютную правильность деятельности, а нужно осуществлять какие-то мероприятия, нейтрализующие возникновение ошибок и их последствия.

Одним из первых в России против ошибочную программу разработал инженер-железнодорожник И. Рихтер в 80-х годах XIX столетия. Таким образом, проблеме операторских ошибок более 100 лет. С появлением новых операторских профессий и их значительным усложнением в сравнении с деятельностью машиниста паровоза актуальность темы все более возрастала.

Например, с появлением самолетов с убирающимся шасси появились и случаи посадки на фюзеляж вследствие того, что пилот не выпустил шасси на посадке. С этого же времени стали возникать различные объяснения причин не выпуска шасси и предложения по предупреждению такого рода происшествий. Но несмотря на то большое внимание, которое уделено этим инцидентам, они до сих пор происходят.

Это означает, что в их анализе упущен какой-то существенный момент.

Ошибки пилотов

С психологической точки зрения таким упущением является отсутствие анализа субъективной картины происшествия.

Обычно забывается, что пилот обладает сознанием, а следовательно, значимость различных факторов определяется не столько их наличием, сколько характером их осознания.

Поэтому при анализе ошибок необходимо описание как внешних по отношению к сознанию’ факторов, так и внутренних, т.е. необходим анализ характера отражения ситуации в сознании пилота. К сожалению, этот момент очень часто игнорируется.

Доверительное обращение к пилоту дает очень ценную информацию.

Так, наше обращение к пилотам, по чьей вине не было выпущено шасси, позволило обнаружить ряд существенных и совершенно неизвестных фактов, играющих важную роль в возникновении инцидентов, а именно: чувство уверенности пилота, совершившего ошибку, в том, что он этой ошибки не совершал.

Углубленный анализ содержания сознания пилотов возможен только при подходе к инциденту как особому единичному событию, соединяющему в неповторимый узор всю совокупность факторов: и технических, и психологических. Только такой подход продуктивен во многих случаях.

Но дело в том, что в настоящее время преобладает другой подход, при котором предметом анализа являются общие свойства разных ошибок, В этом случае все специфическое нивелируется, особенно субъективные факторы. При этом теряется суть инцидента, его конкретные причины.

Avia.pro

Источник: http://avia.pro/blog/oshibki-pilotov-nauchnyy-podhod-k-aviacii

Книга «Гарри Поттер. Разбор полетов»

В 2006м году, после выхода шестой книги о Гарри, группа американских психологов и их друзей решила не дожидаться окончания эпопеи, маячившей где-то в проекте, а на основе уже имеющегося материала сделать свои выводы и прогнозы.

Чем закончится цикл, какова будет судьба героев? Воспринимая художественный мир за аналог реального, психологи попытались предположить со своей профессиональной точки зрения, каковы мотивы поступков персонажей, какой психологический климат в мире магов, что вообще должно происходить у них в головах.

Из-за того, что авторы не дождались седьмой книги, в их статьях очень много фактических косяков. Главный редактор, Нил Малхолланд — походу классический пример американского психотерапевта, долбанутого на всю голову. Кое-какие статьи откровенно притянуты задним числом за уши к теме Гарри.

Так что, если оценивать качество содержательного наполнения этой книги, то оценка будет невысокой. Я же поставила плюс не за это, скажу вам честно.

А за несколько статей, которые произвели на меня действительно сильное впечатление, заставив действительно по-новому взглянуть на реальность, к которой я раньше даже не пыталась применить критическую точку зрения. О некоторых моментах я вам сейчас расскажу.

Почему все читатели так проникаются любовью к Хогвартсу, утверждают, что попади они в него, то учились бы только на пятерки? Потому, что в основе занятий лежит развитие практических навыков. Теоретических курсов в Хогвартсе — раз-два и обчелся.

История магии, где все спят под бубнёж учителя-призрака, да на пятом курсе Амбридж пыталась вбить в головы учеников теорию воздействия заклинаний, натолкнувшись на бурное сопротивление. Научно доказано, что практические навыки усваиваются быстрее и охотнее, потому что ученикам понятно, как применить заклятие левитации для разных повседневных нужд — польза этого очевидна.

А как применять в жизни уравнения дифференцирования, придумать сложно. Если преподаваемая информация будет практически полезна — она усвоится. Если она будет кардинально в новинку — она тоже усвоится. В этом одна из причин успехов Гермионы — ей в новинку всё, она хочет урвать из открывшегося ей вдруг мира как можно больше, начинает читать учебники до начала приезда в школу.

И у нее, и у Гарри любознательность распространяется и на теорию, в отличие от многих других учеников, с рождения воспитанных в этой среде. Что и позволяет им делать некие открытия, поступать неожиданным образом.

А что относительно остального волшебного мира? Другой психолог попытался проанализировать ход мыслей среднестатистического мага и пришел к выводу, что обучая интересной практике, заставляя заучивать вербальные формулы заклинаний и точные рецепты зелий, учеников совершенно не учат мыслить самостоятельно.

Их не учат процессам, лежащим за магией, не учат изобретать, не учат экспериментировать, в результате чего новые заклинания, новые рецепты, новые способы чего-либо появляются крайней редко. Среднестатистический волшебник пассивен, он живет в традиционном обществе, склонном к стагнации. К анализу и научному эмпирическому мышлению проявляют способности единицы.

Их не интересует, как всё это работает, лишь бы работало. После первой гибели Волдеморта никто не озаботился вопросом, что вообще произошло, как можно обезопасить себя от его возвращения. Тёмный Лорд, кстати, один из немногих, кто применяет к изучению магии научный метод, что помогает ему стать тем, кем он в итоге и стал.

Еще этим методом успешно пользовались Снейп, Гермиона, научившая и Гарри, Фред и Джордж, употребившие весь свой недюжинный ум по большей части на шалости. А в школе никакому анализу не учат, «учителя требуют лишь заучивать заклинания и составляющие зелий. А ведь Хогвартс — последний этап в общем колдовском образовании в Соединенном Королевстве. Если учеников не научить основным навыкам там, вряд ли они получат эти знания в дальнейшем.»

Вот один из примеров столкновения двух противоположных точек зрения на просторах этой книги. В дальнейшем их будет еще немало. Один психолог говорит, что Гарри обладает очень мощными способностями к восстановлению, не ломаясь после каждого нового удара судьбы. И ждет его прекрасное будущее.

Другой, проведя некую типизацию героев, напротив, относит его к избегающему психотипу, нервному и параноидальному, обреченному в конечном итоге на одиночество. Третий считает, что по логике происходящих событий Гарри должен быть последним хоркруксом Волдеморта, а следственно — погибнуть ради спасения мира. Какую точку зрения принять, решать только нам.

Кое-что в свете последней книги кажется несостоявшимся бредом, зато как увлекательно звучит.

Еще многие гипотезы поражают своей смелостью. Как подметил еще один психолог, в Хогвартсе напрочь отсутствует система профориентации. За исключением беседы на пятом курсе и ответов различных комитетов, хватает ли ученику баллов, чтоб пойти на ту или иную работу, ничего не предпринимается для их социальной адаптации.

Для детей волшебников проблемы, может, и нет. Но детям маглов устроиться в волшебном мире может быть нелегко, потому что они во время обучения практически изолированы от мира, в котором им придется жить. Вот как об этом пишет автор статьи.

Другой психолог пытается исследовать групповой конфликт внутри Хогвартса — соревнование факультетов. Он задает вопрос, почему же преподаватели поддерживают межфакультетскую вражду, которая выходит далеко за пределы чисто спортивного соревнования.

«Возможно, что основатели школы преднамеренно устроили ее так, чтобы усилить конкуренцию между учениками, считая, что дух соревновательности пойдет на благо. Они буквально настраивали учеников друг против друга, не осознавая, что тем самым делают школу уязвимой для угрозы изнутри.

« Пытаясь копнуть еще глубже, психолог приходит к просто чудовищным выводам. «…один или все основатели Хогвартса не хотели, чтобы школа преуспевала. Возможно, они хотели, чтобы школа в конце концов распалась на самостоятельные школы.

Создание условий, при которых факультеты конфликтовали бы, могло быть частью общего замысла раскола школы. Такой план может объяснить, почему Салазар Слизерин покинул Василиска в Тайной комнате. Он знал, что это чудовище могло уничтожить Хогвартс. Если бы это произошло, Слизерин (или его ученики) смог бы создать другую школу, построенную на его принципах».

Чьим выводам верить, решать только нам, но уже одно то, что художественное произведение может повлечь за собой доскональный научный разбор, анализ психологии персонажей как живых людей, ДОБАВЛЯЕТ НЕСКОЛЬКО ДЕЦИБЕЛ К МОИМ ФАНАТСКИМ ВИЗГАМ!!!1!!11адинадин

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000455063-garri-potter-razbor-poletov-pod-redaktsiej-nmalhollanda

Ссылка на основную публикацию