Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи — психология

Учимся слушать людей

Общение – основная форма взаимодействия современных людей друг с другом. Зная и понимая основные правила эффективного общения, можно во многом упростить свое взаимодействие с другими.

Одним из важных нюансов любого общения является умение слушать собеседника.

Согласно статистике почти половину (45%) любого процесса общения в жизни человека занимает именно слушание, но оно не всегда эффективно и правильно осуществляется.

Слушание бывает критическое и пассивное. Второй тип умения слушать распространен гораздо больше, во время общения человек делает вид, что слушает, фильтруя поступающую информацию и улавливая только то, что, по его мнению, важно в словах другого. Критическое слушание позволяет услышать все, что сказал человек, добавить к этому визуальный образ и обобщить целостную картину.

Критическое слушание требует приложить усилия, настроить свой ум и мышление на волну другого человека, мобилизовать свое внимание и сконцентрироваться на говорящем. Может показаться, что сделать это сложно, а научиться этому долго и проблематично. Но мнение это ошибочно. Умение слушать – это навык, которому может научиться каждый, кто этого захочет.

Не умею слушать людей

Каждый, наверное, замечал, что когда в разговоре собеседник мысленно далеко и не слышит другого человека, это неприятно и выглядит некультурно. Сначала появляется недоумение, потом разочарование и обида. Напротив, когда человек внимательно и активно слушает, это находит отклик в душе и позволяет почувствовать себя важным и значимым.

Иногда в разговоре двух людей, особенно находящихся в близких отношениях, гораздо важнее слышать не то, что они говорят, а то, как они это говорят, что позволяет услышать гораздо больше, чем они изначально собирались сообщить друг другу. Только научившись быть активным слушателем, будет возможен такой уровень взаимодействия.

Очень важным навыком умение слушать является в бизнесе, ведь деловые переговоры – это неотъемлемая часть партнерских отношений. Уделяя мало внимания слушанию, можно нажить себе больших проблем и даже потерять деньги.

К сожалению, почти все тренинги и семинары, посвященные умению общаться, направлены на то, чтобы научить человека говорить, четко выражать свою мысль и даже уметь убедить другого в своей точке зрения. Умению слушать обучают гораздо реже, но этому вполне можно научиться самостоятельно.

Освоив навык активного слушания, человек может получить гораздо больше важной информации в разговоре, а главное – надолго задержать ее в своей голове. Такое умение позволит сконцентрировать мысли на общении, сфокусировать внимание на собеседнике и находиться здесь и сейчас. А это, в свою очередь, станет важным шагом в саморазвитии.

Как научиться слушать

Для того, чтобы освоить навык внимательного и активного слушания, требуется выполнять несколько несложных, но очень важных правил:

Тренировка ушей и органа слуха. Необходимо сконцентрироваться на ушах и заставлять себя слышать как можно большее количество окружающих звуков. Природа наделила человека способностью одновременно слышать все многообразие звуков вокруг него, выделяя при этом самое важное. Такие тренировки помогут вспомнить природные навыки организма.

Освоение навыка сознательного слушания. Необходимо принять для себя решение научиться активно слушать и постоянно практиковать это. Приняв решение добиться максимальных результатов, нужно стараться вовлекаться в процесс общения, активировать свой ум.

Следить за собой и слушать гораздо больше, чем говорить. Люди делятся на две группы: одни слушают для того, чтобы услышать, а другие слушают, чтобы скорее сказать что-то свое. Активное слушание – это навык первой группы людей. Нужно дослушать любую мысль до конца, а только потом подумать, если ли что сказать по этому поводу.

Научиться сопереживать. Слушая человека, нужно постараться стать на его место, воспринять его слова и рассказ через себя. Именно такое умение позволяет лучше понять говорящего, посмотреть на ситуацию его глазами.

Слушая другого человека, не стоит осуждать его манеру высказывать свои мысли. Необычное построение предложений или насыщенность рассказа словами-паразитами может вызвать у человека чувство превосходства над собеседником. И тогда весь разговор будет сконцентрирован на этих особенностях, а не смысле информации, которую он хочет сказать.

Практически в любой информации есть какая-то польза и интерес. Даже если человек говорит на тему, совершенно неинтересную другому, нужно постараться найти что-то интересное и занимательное в разговоре. Зачастую скучную или непонятную тему люди привыкли «пропускать мимо ушей», а это противоположный навык активному слушанию.

Не стоит во время разговора придумывать свой ответ, лучше внимательно дослушать до конца, а потом слова придут сами.

Оптимизм и удовольствие от каждого разговора. Общаясь с другим человеком, нужно наслаждаться сказанными словами и полученной информацией. Если общение с человеком не может принести радости, лучше его не начинать. Если двое людей начали общение, нужно настроить свое сознание на получение чего-то важного, ценного и полезного в ходе разговора. Тогда слушать будет легко и приятно.

Слушая новый и сложный материал, не стоит впадать в панику и думать, что освоить такую информацию не получится. Мозг – это мышца, которую нужно постоянно тренировать. Пытаясь усвоить и понять сложную информацию, человек тренирует свой мозг, а значит, растет и развивается.

Научиться навыку синестезии – это полезная способность объединять все окружающие факты в целостную картину. То есть нужно не только слышать информацию, но и слушать голос, оценить позу, невербальные сигналы, движения и т.д. Для этого во время разговора нужно включать все шесть чувств, а не пользоваться только слухом.

Подключая в общение воображение, можно визуализировать для себя все, что говорит собеседник. Представив произносимые слова в виде картинок и образов, можно гораздо лучше и глубже понять рассказ.

Мозг человека умеет работать и думать гораздо быстрее, чем он себе это представляет. Поэтому так важно нагружать его умственной работой, заставляя использовать свои внутренние ресурсы и думать быстрее.

Пока собеседник говорит, другой человек может обдумать, взвесить, проанализировать, обобщить и сделать выводы.

Это гораздо полезнее и эффективнее, чем погрузить мозг в сон, пропуская всю неинтересную информацию.

Бороться с рассеянностью иногда кажется очень сложно, но при тщательном подходе вполне возможно. Основное правило – забыть о рассеянности, вернуть себя в разговор и сосредотачиваться на каждом сказанном слове. Блокируя мешающие слушать факторы, человек вовлекается в разговор и становится активным слушателем.

Истина – очень субъективна. Если настроить себя на то, что истинными могут быть две противоположные точки зрения, будет легче воспринимать заблуждения другого человека.

Во время слушания нужно принять удобную позу. Часто работники выходят из кабинета руководителя и понимают, что почти не восприняли ту информацию, которую говорил начальник. Это связано с тем, что подчиненный стоял «по стойке смирно», боясь пошевелиться. Для активного слушания нужна поза внимания и концентрированности, тогда информация достигнет цели.

Может показаться, что правил активного слушания слишком много, но выполнять их несложно. Подключая к каждому разговору по одному или два навыка, человек заметит со временем, что слушает гораздо внимательнее и активнее, а сказанная информация остается в памяти.

Чаще всего научиться активно слушать человеку мешает обычная лень. Гораздо проще делать вид, что разговор интересен, а информация воспринимается внимательно, чем прилагать усилия для понимания и восприятия чужой точки зрения.

Иногда люди не умеют слушать потому, что их никто этому не учил с детства. Но в сознательном возрасте ситуацию можно исправить: достаточно понять, насколько важно уметь активно слушать, и захотеть научиться делать это правильно.

Упражнения для тренировки

Существует несколько упражнений, выполняя которые человек может помочь себе развить навык активного слушания.

  1. Для выполнения первого упражнения, нужно удобно сесть на стуле или кресле, постараться расслабиться, отпустить все тревоги и беспокоящие мысли. И слушать. Постараться уловить все звуки, которые присутствуют вокруг человека. Прислушаться и понять, откуда они исходят, кто их издает и т.д.
  2. Во время разговора внимательно следить за своими мыслями и пресечь любое желание перебить говорящего. Заставить себя дослушать до конца, а только потом позволить себе высказать свою точку зрения.
  3. Прислушиваться к программам на радио. Обычно люди ищут по радио музыку, но нужно попробовать воспринимать слова аудиально. После программы подумать, какая информация была получена, полезна ли она, может ли человек повторить то, что услышал.

Нет ничего невозможного для того человека, который решил чему-то научиться. Навык активного слушания – это важно умение, освоив которое человек может качественно улучшить свою жизнь и взаимодействие с другими людьми.

Источник: http://zhenomaniya.ru/health/psyhology/uchimsya-slushaty-lyudey

Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи — Психологос

Каждый знает, что глаза видят, уши слышат, тело ощущает, голова думает, но любопытно то, что преимущественное развитие одного из этих каналов восприятия меняет язык человека, используемый им словарь.

Приглядываясь, прислушиваясь, стараясь почувствовать людей и размышляя над их речью и реакциями, вы без большого труда узнаете эти типажи: увидите визуала, услышите аудиала, ощутите кинестетика и определите рационала. Например, в одной и то же ситуации вы можете услышать идентичные по смыслу, но такие разные по модальности фразы:

– Вы все увидите: перед нами — визуал.

Очевидно, что в его словаре также: «Надо присмотреться. Какая четкая картинка! Гляди: полная ясность и радужные перспективы!» Любимой женщине: «Дай на тебя полюбоваться… Ты восхитительна!»

– Вы все услышите: аудиал всегда прислушивается, как — громко, тихо или ритмично говорят собеседники, и ему режет уши, когда вместо мелодичного журчания беседы начинается визг или хриплый лай. Любимой женщине: «Твой голос — самая чарующая мелодия!»

– Вы во всем разберетесь…: кинестетик стремится двигаться и действовать. Сидеть на одном месте, ощущая себя мешком с… картошкой, его вот так (ладонью проводит по горлу) достало. Нечего ушами хлопать, надо брать ноги в руки и мотать отсюда! Любимой женщине: «Ты так притягательна, ты разжигаешь во мне желание, я тебя хочу!»

– Вы все поймете: является фактом, что некоторые субъекты в ситуации наличия альтернативы предпочитают модально неопределенные языковые конструкции, тем самым обоснованно заслужив оценочно нейтральное наименование: рационалы. Любимой женщине: «Мне никто не подходит так, как ты, и я очень ценю наши отношения. Ты должна знать: ты у меня в самых высоких приоритетах!».

Естественно, с рационалом нужно говорить на языке логики, четко формулируя тезисы, обосновывая их фактами и делая логично следующие из изложенной принципиальной схемы выводы, перечисленные в прилагаемом плане. И лучше всего — в письменном виде.

Аудиал услышит вас тогда, когда вы уберете свои, ничего не говорящие ему бумажки и расскажите произошедшее, по возможности интонационно точно воспроизводя все диалоги: – Я ему говорю: «Послушайте, в этом же распоряжении все сказано!» — А он: «И слышать не хочу!» Визуалу нужно все рисовать, и чем образнее будет ваша речь и проще картинки, тем очевиднее будет между вами взаимопонимание. Тут должна быть картинка… Чтобы достучаться до кинестетика, в деловых отношениях предусмотрены посещения бани, хороший коньяк — и «по рукам!», в близких отношениях — важно придвинуться к нему (к ней), взять эти руки в свои и, подстроив дыхание, говорить, ссылаясь на свои ощущения.

Если мы говорим не на том языке, который наиболее понятен нашему собеседнику, наши слова воспринимаются им как чужие и звучат не убедительно. Что делать? Две вещи.

Первое — учиться говорить на языке, наиболее близком вашему собеседнику, второе — чаще в своей речи использовать все три ВАК-модальности одновременно. В этом случае собеседник как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.

Часто это называется — средства художественной выразительности речи. Полезно разрабатывать свою речь, делая ее более художественно выразительной, такой, чтобы чаще говорить объемно, чередуя модальности, легко переходя от картинок к звучанию и вовремя затрагивая кинестетические переживания.

Это не только способствует большей убедительности нашей речи, это полезно и для нас самих: в этом случае мы воспринимаем мир ярче и красочней, более звучно и более терпко….

Можете потренироваться, превращая голый текст в текст если не художественный, то по крайней мере сенсорно объемный. Как? Берем просто предложение, например «Корова вышла из хлева». Очевидно, что в этом предложении использована только визуальная модальность, да и то слабо.

Что будет, если сюда добавить звучания? «Корова выглянула из-за угла и что-то глухо промычала, му!» Однако здесь еще недостаточно кинестетики.

Добавим? «Корова, переминаясь, лениво вышла из теплого хлева и глухо промычала, му!» Уже лучше, но можно сделать картинку еще богаче: «Черная корова, переминаясь и мотая головой, лениво вышла из теплохо хлева, глухо промычала и легла в свежий, хрустящий снег».

Речь, собранная из таких живых картинок, остается в памяти собеседника. Чем больше картинок, тем быстрее вас понимает собеседник, однако картинки как быстро приходят в сознание человеку, так быстро и могут уйти. Если вы хотите, чтобы ваши картинки жили дольше, задевали в собеседнике что-то живое и погружались в него, нужно наполнять текст кинестетикой.

Упражнение КВАКание

Если вы работаете на Дистанции, вы возьмете для отработки этих умений упражнение «Квакание» (от аббревиатуры ВАК). Содержание и ОЗР упражнения:

  • Слышу в своей и чужой разговорной речи слова предпочитаемой модальности;
  • Умею делать свою речь сенсорно объемной, обогащая ее всеми ВАК модальностями;
  • Умею выстраивать свою речь на языке партнера, в рамках предпочитаемой им модальности.
Читайте также:  Интервью без правил «профессиональный портрет» - психология

Выполнение последнего пункта: 1. Определить временные рамки — сколько времени в день этому уделять. 2. Определить, что контролировать, что выделять из речи собеседника. 3. Сделать запись диалогов в течение дня (при необходимости), либо отрабатывать тоже без диктофона, «в живую». 4. Сделать анализ диалогов. Что говорю я, что говорит собеседник. 5.

Сделать «перевод» своих фраз на язык собеседника. 6. Фиксировать, сколько фраз переведено, либо придумать свой способ контроля над выполнением упражнения. 7. Сделать контрольный анализ. 8. Взять для тренировки другого человека. Упражнение считается отработанным, когда легко слышишь «другую речь» и без затруднений переходишь на язык собеседника.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vizhuzpt-slyshuzpt-oschuschayu-dvoe-zn—sekrety-ubeditelnoy-rechi

Вижу, слышу, чувствую! Тест на определение того, в какой форме получаемая информация наиболее удобна и значима для вас

По материалам НЛП.

Каждый человек для восприятия окружающего мира имеет три основных канала получения, переработки и хранения информации. Мы все видим, что происходит вокруг, и можем представить внутри себя любые образы; слышим различные звуки; испытываем разнообразные чувства, ощущаем запахи и вкус.

Разница заключается лишь в том, каким из этих каналов (визуальным, аудиальным и кинестетическим) человек пользуется чаще всего. Информацию, поступающую из какого из них, воспринимает в первую очередь.

Что для Вас будет более важно: сначала увидеть, представить ее себе, а потом уже услышать и почувствовать или наоборот, сначала «примерить» ее на себя, а после этого представить, как это будет выглядеть.

Например, для более быстрого и успешного разрешения какой-либо ситуации Вам лучше и понятнее представить пути возможных решений в виде нарисованной схемы действий? А может быть Вам важно проговорить все возможные варианты с самим собой или с кем-то из друзей или близких? Или вам нужно мысленно пройти каждый шаг возможных решений и почувствовать, какое из них наиболее удобное, приемлемое для Вас? После выполнения теста, Вы можете узнать в какой форме информацию (в виде картинок, звуков или ощущений) Вы воспринимаете внутри себя в первую очередь. Как это связано с Вашим собственным поведением и способностями. И как это отражается в вашей речи, в словах, которые Вы произносите.

В НЛП эти каналы восприятия называются сенсорными репрезентативными системами. Данный тест является одним из способов самостоятельно и быстро определить ведущую сенсорную репрезентативную систему человека.

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию. Если несколько из словосочетаний кажутся Вам одинаково подходящими или наоборот, ни одно не подходит абсолютно точно, выберете то одно словосочетание, которое, по вашему мнению, может быть наиболее близким.

«Скорость»

а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+) б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)

в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)

«Плохая погода»
а) завывание ветра, стук капель. (*) б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)

в) тусклое небо, серые тучи. (+)

«Мед»

а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@) б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)

в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (*)

«Море»

а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+) б) теплая, соленая вода, горячий песок. (@)

в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

«Усталость»

а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@) б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)

в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)

«Яблоко»

а) звонкий хруст укуса. (*) б) круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)

в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)

«Снег»

а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+) б) холодный, мягкий, пушистый. (@)

в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

«Вечер»

а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени. (+) б) приглушенные звуки, голоса близких, шкварчащий на сковороде ужин. (*)

в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего чая. (@)

«У костра»

а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@) б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)

в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)

«Дерево»

а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*) б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца проглядывают сквозь листву. (+)

в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)

«Библиотека»

а)  шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*) б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)

в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг; высокие стеллажи. (+)

«Город»

Источник: http://www.nlp.ee/library-75961/sbornikstatei/nlpstatji/2520-testhtm

Кто видит, кто слышит, а кто чувствует

Все люди, кроме прочих, явных и неявных, различий, серьезно различаются по способу восприятия информации. Одни из нас хорошо видят, другие – прекрасно слышат, а третьи – только чувствуют.

Казалось бы, ну и что? А все дело в том, что нам никогда не удастся убедить другого человека в собственной правоте, если мы не научимся воздействовать на него на его личном «канале восприятия» информации.

Психология выделяет три типа людей по способу восприятия информации:   — аудиалы, те, которые хорошо воспринимают на слух,   — визуалы, которым нужно посмотреть,   — и кинестеты, те, которые для хорошего восприятия должны, грубо говоря, пощупать.   Чтобы определить, к какому типу относитесь вы, достаточно просто вспомнить, как вам легче всего удавалось запоминать содержание уроков истории в школе: на слух, с голоса учителя, на глаз, перечитывая дома параграф, или при работе с контурными картами.

  Определить, к какому типу относится ваш собеседник, тоже довольно просто, нужно только внимательно прислушаться к его речи.   Так, АУДИАЛ будет употреблять слова «я слышал, что», «говорят, будто», «мне сказали об этом», «послушайте», «я поговорю с другом»,   ВИЗУАЛ скажет «я вижу, что», «мне кажется», «посмотрите, что я вам скажу», «видите, как просто» и так далее.  

КИНЕСТЕТ, самый сложный из типажей, будет стараться дотронуться до вашего плеча, пожать вам руку, сесть поближе, при этом употребляя такие выражения, как «чувствую, это не так просто», «мне от этого ни горячо, ни холодно», «а это уже теплее», «я твердо уверен», «я думаю, что…».

  Если вы хотите убедить в чем-то кинестета, вы можете битый час рассказывать ему о всех преимуществах вашего предложения, но вы так и не убедите его ни в чем, если не дадите посмотреть красочную картинку или пощупать образец.

  Можно сколько угодно слать писем и открыток аудиалу, но пока вы не расскажете ему лично и красочно о своем предложении, он ни за что не согласится.   А вот визуалу ваши долгие разговоры и рассказы ни к чему – гораздо убедительнее для него будет электронное послание.

  Если ваш бойфренд кинестет, для него особенно важным будет мягкость и комфорт всего окружающего, вы скорее потрясете его мягкой ангорковой кофточкой, чем бриллиантовыми серьгами, он скорее позволит вам быть полненькой пышечкой, чем костлявой худышкой.

  А вот визуал, несомненно, будет ждать от вас идеальных форм и безупречно красивой одежки – он любит не руками, а глазами.   Ну, а если вам довелось общаться с аудиалом – выработайте, пожалуйста, бархатистый грудной голос, сексуальные интонации и несколько сотен вариантов переливчатого смеха, и можете ходить в халате и даже не краситься.  

Так что особенное внимание к близкому человеку, сопряженное с некоторыми научными знаниями – это непременный залог вашего счастья.

Источник: http://www.velvet.by/psikhologiya/articles/kto-vidit-kto-slyshit-kto-chuvstvuet

Как научиться слышать собеседника

В каждой беседе важно не только слушать, но и слышать то, что хотел сказать человек. Это особенно важно в общении с противоположным полом, так как мужчины и женщины мыслят по-разному.

В этой статье мы расскажем вам, как научиться слышать собеседника:<\p>

1. Проанализируйте свои привычки в общении

Чтобы исправить свои ошибки, их нужно увидеть и осознать. Задайте себе ряд вопросов относительно того, как вы ведете беседу. Какие проблемы возникают у вас в общении с людьми? Как часто вы перебиваете собеседника? Всегда ли правильно вы интерпретируете слова собеседника?

2. Давайте собеседнику обратную связь

В общении всегда участвуют двое, попеременно выступая в роли говорящего и слушающего. Для первого всегда понятны собственные рассуждения. А вот для слушателя они могут быть запутаны или ясны не до конца.

Будучи слушателем, вы должны формировать обратную связь, чтобы ваш оппонент понимал, что ему нужно остановиться и разъяснить мысль подробнее. Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы и проговаривать услышанное вслух, чтобы вас поправили, если вы запутались.

Лучше уточнить что-то во время разговора, чем оказаться впоследствии в неловкой ситуации.

3. Будьте физически внимательным

Говорящий хочет общаться с внимательным и отзывчивым слушателем, который будет поддерживать беседу. Повернитесь к собеседнику и поддерживайте с ним визуальный контакт.

Расстояние между людьми должно быть комфортным для общения, как правило, для общающихся сидя – это 2-3 метра, стоя – 1-2 метра.

4. Сосредоточьтесь на речи собеседника

Само по себе сосредоточение может длиться не более минуты. Для более длительного сосредоточения требуется сознательная концентрация внимания.

Не давайте посторонним мыслям вас отвлечь, следите за ходом мысли говорящего. Сосредоточиться вам поможет физический контакт с собеседником и активное участие в беседе.

Самая большая ошибка – это начать изучать меню телефона. Это не красиво и явно выдаёт ваше безразличие к собеседнику и теме беседы.

5. Слушайте не только слова, но и обращайте внимание на чувства собеседника

Этот совет особенно касается общения с девушками.

Помимо информации, передаваемой в разговоре, большинство людей вкладывают в сообщение так же свои эмоции и чувства. Понимать чувства собеседника очень важно, потому, что через них он делится с вами той информацией, которую не хочет или не может озвучить.

Например, девушка может всегда окрашивать в негативные краски свою реакцию на ваше увлечение экстремальным спортом. Вы можете думать, что она не понимает спорт или не любит его. На самом деле она очень сильно за вас волнуется, настолько, что хотела бы запретить вам рисковать собой.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами

Достаточно большая часть общения является невербальной, и вам нужно следить за этой частью очень внимательно.

Вам нужно следить за взглядом, голосом и жестами собеседника.

Обращайте внимание на то, как часто ваш оппонент смотрит на вас и насколько при этом его взгляд пристален. Не уводит ли он взгляд, пытаясь что-то скрыть.

Тон голоса и скорость речи выдают волнение и заинтересованность в конкретные моменты разговора. Поза и жесты скажут вам многое о том, насколько человек вам доверяет и насколько он расслаблен при общении.

7. Доброжелательный настрой

Настрой очень важен. Ваш доброжелательный настрой покажет собеседнику, что вы открыты для общения, и это общение вам приятно и интересно.

Благоприятная обстановка располагает к открытому общению, которое, в свою очередь, становится максимально продуктивным.

А негативный настрой настолько разрушителен, что ваш собеседник обязательно это поймет и включит защитную реакцию.

8. Не отвлекайте собеседника

Постарайтесь не перебивать собеседника. Если вам очень хочется что-то сказать, запомните свою мысль и выскажите ее, когда появится подходящий момент.

Дело здесь в том, что вы можете сбить собеседника с мысли и прервать цепь его рассуждений. Именно поэтому, перебивать человека – это проявление неуважения.

Если вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

9. Задавайте наводящие вопросы

Вопросы помогают вам лучше понять суть разговора и говорят вашему собеседнику о вашем интересе к нему и тематике общения.

Однако излишне большое количество вопросов может подавить инициативу говорящего и заставит его занять оборонительную позицию в общении. Ведь ему придётся “отбиваться” от роя ваших вопросов.

10. Не поддавайтесь на эмоциональное давление собеседника

Слушая взволнованного или эмоционально собеседника, сосредоточьтесь только на смысле слов. Отбрасывайте эмоциональную окраску, чтобы ваши собственные чувства не блокировали то, что вам действительно необходимо узнать. Иначе вы рискуете стать жертвой манипуляции.

Не говорите собеседнику фраз в стиле: “Я понимаю ваши чувства”. Как правило, такие высказывания воспринимаются, как попытка убедить, человека, что вы его слушаете. Обратите внимание, это выглядит именно как попытка, и такая попытка вызывает серьёзное недоверие к вам.

P.S

Будьте внимательным слушателем, и ваш собеседник это обязательно оценит, а разговор получится конструктивным.

Источник: http://psychology-tips.ru/samorazvitie/kak-nauchitsya-slyshat-sobesednika/

Правила выразительной и убедительной речи

Автор: Иpинa Aлeкcaндровна Пoвapoвa, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Запoляpного филиала ЛГУ им. Пyшкина.

Коммуникация (общение) — это обмен информацией и идеями между людьми. Эффективное общение подразумевает, что вас слушают и понимают. Информацию можно передать устно, письменно, через невербальные сигналы (мимика, жест и др.) или через комбинацию этих приемов. При этом важно, как и что вы говорите: выбор слов, интонации, жестов оказывает влияние на слушателя.

Поэтому, перед началом разговора старайтесь четко сформулировать его цель. Чтобы беседа была эффективной, с самого начала необходимо:

  • установить контакт с собеседником;
  • создать благоприятную атмосферу для беседы;
  • привлечь внимание партнера;
  • пробудить интерес к беседе;
  • «перехватить» инициативу, если это необходимо.
Читайте также:  Метод лестницы - психология

Успешному ведению беседы способствует понимание эмоционального состояния собеседника, сопереживание ему.

Важное значение имеет стиль ведения беседы:

  • высота, громкость и тембр голоса;
  • интонация;
  • скорость речи;
  • длительность, частота пауз;
  • наличие и характер жестов и т. д.

Тон высказываний должен быть ровным и спокойным, темп и ритм речи умеренным. Пауза — в зависимости от логики высказывания (в конце предложения или между его смысловыми отрезками).

Лучше начинать беседу с приветливого взгляда и дружеского тона, говорить простым, ясным, четким языком. Пространное изложение информации усложняет восприятие партнером сути высказывания.

Собеседники, как правило, наиболее внимательно выслушивают начало разговора. Для создания благоприятной атмосферы выражайте собеседнику одобрение, избегайте критических высказываний и оценок его поведения.

Снять напряженность, которая очень часто присутствует в начале беседы, можно, сказав несколько теплых, приятных фраз.

Первые фразы, которые вы адресуете собеседнику, лучше готовить заранее, чтобы с их помощью вы могли привлечь внимание к себе и вашим идеям.

Настраивайтесь на собеседника, учитывая его профессиональный уровень, жизненный и трудовой опыт, интересы, особенности мышления и речи.

Расстояние при общении должно быть достаточным для того, чтобы хорошо слышать партнера, и таким, чтобы собеседник не чувствовал напряжения от слишком большой близости. Это расстояние — индивидуально; оно зависит от пола, возраста и других особенностей собеседника.

Разным видам общения соответствует разное пространственное положение участников. Наиболее подходящим для делового общения является расстояние между собеседниками около метра. Эмоционально близким отношениям благоприятствует расстояние до полуметра.

Выразительные движения лица (мимика) и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести ваши мысли и чувства. Их использование позволяет более верно понимать других людей, контролировать и изменять впечатление, которое вы производите на партнера.

Легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное, динамичное выражение лица, активная жестикуляция.

Эффективность беседы зависит также от умения слушать партнера:

  • Недопустимо прерывать собеседника на полуслове.
  • Полезно кивать или наклонять голову для проявления поддержки, показывая тем самым желание слушать дальше.
  • Желательно показать собеседнику ощущение сопереживания, уловить эмоциональную окраску и значение его проблем.
  • Необходимо «читать» неречевую информацию: пони мание жестов и поз партнера позволит осуществить более устойчивую обратную связь и точнее увидеть позицию собеседника.

В налаживании контакта большую роль играют условия беседы — место, время, наличие помех (присутствие по сторонних, телефонные звонки, шум и т.д.) Старайтесь обеспечить максимальный комфорт собеседнику.

Важны условия зрительного контакта (манера смотреть). Оптимальным в большинстве случаев оказывается такой «режим», при котором беседующие то смотрят друг на друга, то отводят взгляд. Взгляды собеседников встречаются на меньшее время, чем каждый из них смотрит на другого.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Барьеры эффективного общения и способы их преодоления

Приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление.

Следующие действия не способствуют взаимопониманию партнеров:

  • Уход от темы разговора, предложенной собеседником.
  • Отсутствие реакции: высказывание партнера не на ходит никакого словесного или несловесного (в мимике, жестах, позе) ответа.
  • Забегание вперед (недослушивание, обдумывание следующего вопроса во время ответа собеседника).
  • Перебивание, нетерпеливое предложение нового вопроса.
  • Отсутствие сосредоточенности, нежелание думать над сказанным.
  • Излишняя эмоциональность.
  • Противоречивость между собственными высказываниями (или поведением) и самочувствием.
  1. При разговоре необходимо придать телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

Источник: http://www.elitarium.ru/rech-ubezhdenie-sobesednik-beseda-myshlenie-informacija-intonacija-kontakt-vlijanie-psihologija-obshhenija/

Вижу, слышу, чувствую

Все люди делятся на три большие группы: визуалы, аудиалы и кинестетики. Если попросить нескольких людей подумать о море, то один из них первым делом будет представлять себе синюю морскую гладь, пляж, волны; другой будет ассоциировать море с шумом прибоя; а третий вспомнит ощущение жгучего солнца и соленых брызг на коже.

Конечно, каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но выделяется три основных способа мировосприятия – это визуальный, аудиальный и кинестетический. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень и очень многое.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что другой человек никак не мог посмотреть на проблему с вашей позиции? У вас бывали ситуации, в которых окружающие люди словно не слышали вас? Доводилось ли вам расстраиваться из-за того, что близкие люди не чувствовали ваших потребностей? Дело в том, что огромный процент людских ссор, разногласий, непониманий, противоречий и неудач связан именно с разницей мировосприятия у разных людей. Мы все, словно жители Вавилона, говорим на трех разных языках: визуальном, аудиальном, кинестетическом. И повышаем друг на друга голос, злимся, раздражаемся, когда нас не понимают другие. Впрочем, хватит страдать из-за своих особенностей и индивидуальности восприятия. Пора использовать их себе во благо. А для этого нам нужно узнать, кем мы являемся по способу восприятия и как нам использовать эту свою особенность. Ну а уж потом мы постараемся научиться говорить с каждым человеком на его языке.

Например, я аудиал. Еще в школе я могла до посинения штудировать учебники и не запоминать ни слова из прочитанного, а могла один раз услышать лекцию преподавателя и запомнить все сказанное, не сделав при этом ни одной записи. Моя мама – кинестетик. Она ничего не может понять и запомнить, пока не запишет это. Важнее всего для нее чувства и ощущения. А к какому типу относитесь вы?

Визуал. Воспринимает все происходящее вокруг на глаз

Во всем мире примерно 60% населения воспринимает все происходящее вокруг на глаз. Их ведущим органом чувств является зрение. Визуалы обычно сидят с прямой спиной и вытянутой шеей. Их взгляд часто бывает обращен вверх.

Они не слишком глубоко дышат, а их голос часто бывает высоким и громким. Говорят они быстро, иногда резко. Визуалы организованны и опрятны.

Они чувствуют себя крайне некомфортно, когда кто-то подходит к ним слишком близко, потому что хотят иметь хороший обзор.

Визуалов легко узнать по следующим характерным словам и выражениям:

«С моей точки зрения»

«Без тени сомнения»

«Это стоит у меня перед глазами»

«Мне кажется»

«Предстать в выгодном свете»

«Обрисуйте мне ситуацию»

«Смутная идея»

«Красивые слова»

Нет, это отнюдь не значит, что аудиалы или кинестетики никогда не используют подобных выражений! Просто визуалы употребляют их постоянно.

Они вообще любят по любому поводу и без прибегать к визуальным характеристикам, вроде: «Блестящий, вглядываться, видеть, воображать, внешний вид, выглядеть, выставлять, зрелищный, замечать, изображать, казаться, мелькать, предвидеть, отражать, привлекательный, уродливый и т.д.».

Порой, они начинают использовать свои любимые «визуальные слова» (или, как их называют в НЛП, предикаты) вне какой-либо логики. Так, например, мой молодой человек, типичнейший визуал, на вопрос «как дела» нередко отвечает «Блестяще», а когда его просят охарактеризовать ту или иную ситуацию, он может сказать что-то вроде: «Красивая история» или «Нарядная зарплата».

Вы визуал, если:

При принятии важных решений выбираете то, что выглядит для вас наилучшим образом.

В ходе дискуссии на вас больше всего влияет возможность видеть схему рассуждений другого человека.

По вашему внешнему виду легко понять, что происходит в вашей жизни.

На вас сильно влияют те или иные цвета.

Об окружающих людях вы часто судите по внешности, хотя и не раз слышали поговорку о том, что по одежке встречают.

Вы легко можете запомнить номер телефона, если увидите его записанным крупными цифрами, и вообще вы обладаете фотографической памятью.

Вы хорошо ориентируетесь на местности.

Аудиал. Воспринимает все происходящее вокруг на слух

Людей, воспринимающих мир на слух, примерно 20% от общего населения земного шара. Аудиалы дышат ровно и ритмично. Они обожают говорить, гордятся тем, что могут внятно излагать собственные мысли и, как правило, доминируют в разговоре. Хотя порой бывают и чересчур многословны. Нередко они сопровождают свои слова выразительной жестикуляцией, их руки при этом находятся на уровне лица.

Аудиалы частенько вступают в разговор с самими собой. Их взгляд обычно двигается из стороны в сторону. Некоторых людей раздражают эти «бегающие глаза». Ведь в нашей культуре человека, который отводит взгляд, обычно считают вруном.

Но аудиалы не смотрят в глаза вовсе не потому, что лгут или скрывают что-то. Просто они очень чувствительны к звукам, и их взгляд непроизвольно может дергаться в сторону залаявшей в соседнем дворе собаки или грохочущей у соседей мебели.

Для аудиалов характерно использование следующих выражений:

«Я хочу быть услышанным»

«Для меня важно выражать себя»

«Детальный рассказ»

«Дать отчет о происшедшем»

«Я лишился дара речи»

«Озвучить мнение»

«По правде говоря»

«Поговорим по-мужски»

«Придержать язык»

«Слово за слово»

Таким образом, аудиалы чувствуют себя наиболее комфортно, произнося и слыша следующие предикаты: бесшумно, болтать, глухой, громко, мелодичный, поддакивать, тишина, резонанс, шумный, просить, рассказывать, слушать, неслыханный, отзываться и т.д.

Аудиалы по-своему воспринимают, обрабатывают и запоминают информацию. Когда я занималась на автомобильных курсах, одним из самых сложных упражнений для меня была «горка».

По двадцать раз я въезжала на нее на старенькой «семерке», ставила машину на ручник, а потом никак не могла тронуться без того, чтобы не покатиться назад. Инструктор орал на меня благим матом: «Я же сказал, чтобы ты смотрела на стрелку тахометра! – вопил он.

– Это же элементарно! Просто следи за оборотами! Давай еще раз». И я давала еще и еще раз, но ничего не получалось. Я уже было смирилась с мыслью о том, что не все созданы для того, чтобы быть водителями, как наш инструктор заболел.

И на время его заменил очень молодой, робкий парнишка с гораздо меньшим стажем вождения, но с гораздо большим терпением. Первое, что он сделал, – попросил меня показать, как я выполняю «горку», на что я честно призналась, что понятия не имею, как этого вообще можно добиться.

– Понимаете, – сказала я, – сколько бы я ни смотрела на тахометр, я все равно не могу понять, когда отпускать ручник, а когда прибавлять газ. И ничего не выходит.

Молодой инструктор улыбнулся:

– Хотите верьте, хотите – нет, но я тоже не умею выполнять это упражнение по тахометру. Поэтому я все делаю на слух. Нужно просто закрыть глаза и вслушаться в гудение мотора, когда вы услышите, что машина начинает глохнуть, тут-то и нужно быстренько отпустить ручник и добавить газ.

Стоило мне попробовать прислушаться к мотору, как я действительно с первого раза уловила перемену в звуке двигателя, и упражнение получилось легко и непринужденно, словно само собой.

Этот случай вполне можно назвать классическим и очень показательным. Вот как знание своего доминирующего органа чувств помогает облегчить свою задачу.

Вы аудиал, если:

Принимая важные решения, выбираете то, что лучше всего звучит.

В ходе общения на вас сильно влияет тон голоса другого человека.

Ваше настроение легче всего определить по тону вашего голоса.

Вы любите объяснять что-либо. Вам не лень повторять одну и ту же историю по нескольку раз со всеми подробностями.

Вы обожаете слушать музыку. Любимая песня может изменить ваше настроение на сто восемьдесят градусов.

Легко запоминаете и узнаете голоса людей.

Предпочитаете слушать новости по радио. С удовольствием покупаете аудиокниги.

Можете пересказать тот или иной разговор буквально слово в слово.

Кинестетик. Воспринимает все происходящее вокруг на ощупь

В мире примерно 20% людей являются кинестетиками. То есть воспринимают все вокруг на ощупь. Это люди чувств и ощущений. Они глубоко дышат (обычно животом, а не грудью). Их голоса нередко бывают низкими, глубокими, хрипловатыми или приглушенными.

Говорят они в основном медленно с хорошими, выразительными паузами. Кинестетики, как никто другой, любят прикосновения. Обычно людям не по душе, когда другие малознакомые люди их трогают или вторгаются в их личное пространство.

Но только не кинестетикам!

Как-то раз я приехала на недельный тренинг, который должен был проходить в большой группе. К нашей команде присоединился очень привлекательный парень. Знакомясь, с остальными участниками программы, он умудрился обнять и расцеловать всех девушек вне зависимости от степени их привлекательности и горячо пожать руки всем мужчинам. И это типичное поведение для кинестетика.

Когда я сидела на диване, а он подсаживался ко мне, этот парень придвигался настолько близко, насколько было возможно, чтобы наши ноги соприкасались, хотя на диване было полно места. И это отнюдь не было флиртом или попыткой соблазнить меня. Это было его нормальное мировосприятие. Такие люди, общаясь с кем-то, хотят чувствовать его.

Они не узнают и не поймут человека, пока не пощупают его.

Кинестетики постоянно используют выражения вроде:

«Вступить в контакт»

«Выскочило из головы»

«Я чувствую»

«Держаться, сдерживаться»

«Жаркий спор»

«Изменить к лучшему»

«Улавливать что-либо»

Читайте также:  Гиперответственность - психология

«Рука об руку»

«Сохранять спокойствие»

«Шиворот-навыворот»

«Прочная основа»

«Управлять собой»

Как вы уже, наверное, догадались, кинестетики чаще всего обращаются к следующим предикатам чувств: бесчувственный, бороться, впечатляющий, давление, движение, дрожать, жесткий, ласковый, мягкий, обремененный, раздражать, ранить, расстраивать, спокойный, сила, твердый, увлекать, чувственный, трогать и т.д. Кинестетики способны испытывать по-настоящему глубокие чувства, их привязанности, как правило, сильны и незыблемы.

Вы являетесь кинестетиком, если:

Принимаете важные решения, опираясь на свои чувства.

В беседе вы легко чувствуете состояние другого человека.

Вы с легкостью и удовольствием можете выбрать удобную мебель, например диван или кресло. В отличие от ваших друзей вам достаточно один раз присесть на него, чтобы понять, комфортно ли будет просиживать на такой мебели часами.

Вы любите одежду из натуральных, приятных на ощупь тканей. Вы ни за что не купите даже самые красивые и стильные брюки, если вам неприятно, как они на вас сидят.

Чтобы запомнить что-то, вам нужно это записать. Например, перед экзаменом вы специально пишете себе шпаргалки, хотя на практике ими не пользуетесь, потому что в этом не возникает необходимости: все, что вы записали от руки, вы и так запомнили.

По материалам книги Евы Бергер «НЛП на каждый день. 20 правил победителя»

Источник: xFresh.info

ОТПРАВИТЬ:       

Источник: http://www.chaskor.ru/article/vizhu_chuvstvuyu_smotryu_39208

Говорит, словно поет. Секреты правильной и убедительной речи

Говорит, словно поет. Секреты правильной и убедительной речи.

Для любого офисного работника важно уметь разговаривать правильно и убедительно. Тихая, монотонная речь, может усыпить собеседника, и рассеять его внимание, а чрезмерно громкая – вызвать раздражение, что плохо повлияет на результат встречи или переговоров.

<\p>

Владеть своим голосом, варьировать интонацией – это искусство, которое поможет Вам получить отличный результат при любых коммуникациях.<\p>

Представьте себе, что в одном помещении стоят два рояля. Если вы нажмете на клавишу «до» на одном рояле, то струны другого отзовутся, начнут колебаться, издавая этот же звук.

Аналогично происходит и у людей: породить отклик, отозваться теми же колебаниями может лишь то, что в Вас уже заложено, что подается этим колебаниями.

Чтобы слушатели могли воспринять точный смысл Ваших слов:

  • Выбирайте верную интонацию. Излишний напор в голосе может оттолкнуть слушателей, так же как и бесцветные неэмоциональные фразы. Если у Вас не получается добиваться нужных результатов на переговорах, можно потренировать и усовершенствовать свой голос. Основной целью такой практики – это развитие способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.
  • Ритм вашей речи равен воздействию ваших слов. Ускорение или замедление речи во время беседы привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой.
  • Также важны паузы между основными пунктами и визуальный контакт с аудиторией. Пауза – продолжение мысли. Пауза всегда действенна: это либо поиск поступка, поиск слова, продолжение мысли, рождение новой идеи и так далее.

Ошибки мужчин ораторов – заталкивают голос внутрь, делая его глухим.<\p>

Ошибки женщин ораторов – страх перед собственным высоким голосом приводит к «пристегиванию» голоса к задней стенке горла.<\p>

  • Страх перед публикой сильно мешает выступающему. Вот Вы уже должны говорить свою речь, а голос дрожит, ноги подкашиваются, а бывает и в глазах темнеет, поэтому психологи и опытные ораторы рекомендуют перед выступлением: размяться, встряхнуть руками, дать себе внутреннюю установку на «спокойствие», и правильно дышать (на 2 счета вдохнуть и выдохнуть на 4 счета). Это поможет Вам успокоиться и настроиться на рабочий лад.

Большую роль в ораторском искусстве играет дикция. Ее можно также натренировать, например, с помощью скороговорок, предлагаю Вашему вниманию одну из распространенных:<\p>

Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.

А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,

то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.<\p>

Получилось ли у Вас быстро, четко и правильно прочитать?<\p>

  • Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Хорошо если у Вас будет наставник, он сможет со стороны оценить Ваши успехи. Не зря даже у великих ораторов постоянно были учителя, которые помогали им перед выступлением настроиться и подобрать правильную мимику и жесты.

Успехов Вам в выступлениях перед публикой!

Источник: http://lmexperts.ru/news/govorit-slovno-poet-sekrety-pravilnoj-i-ubeditelnoj-rechi.html

Я слышу, что вы думаете на самом деле: скрытый подтекст

В ходе коммуникации бывает полезно понимать не только буквальный смысл, но и скрытое значение, на первый взгляд незаметных, малозначимых слов и оборотов, встречающихся в речи собеседника. Зачастую именно они несут основную смысловую нагрузку.

К вашему вниманию сокращенный вариант главы «Типичные «лишние» слова и специфика их интерпретации». (Отрывок из книги Светланы Ивановой «Я слышу, что вы думаете на самом деле»).

В устной речи нет ничего лишнего с точки зрения подсознательной потребности говорящего, убеждена бизнес-тренер и специалист по управлению персоналом Светлана Иванова.

Подтекст сказанного и его истинный смысл можно уловить при помощи «лишних» слов и выражений.

Рассмотрим несколько часто встречающихся «лишних» слов и проанализируем их значение, а, следовательно, узнаем, о чем же думает собеседник.

1) Слова-проговорки, или уступительные слова

Когда-то в детстве был такой прикол: если ты обманываешь, но при этом скрестил пальцы, то это не считается, это как бы не проступок. Подобно этому подсознание, когда мы не вполне искренни или вполне неискренни, вставляет в нашу речь слова, которые мы будем называть проговорками.

Слова-проговорки показывают нам, что человек не вполне верит или совсем не верит в то, о чем говорит. Примеры таких слов: в принципе, в общем, как бы, типа (того).

Такие слова очень четко указывают на то, что необходимо «копать вглубь», то есть выяснять, в чем причина — в неуверенности или заниженной самооценке, незнании самого себя или намеренном искажении истины.

Проговорка может быть знаком того, что есть исключения, что отвечающий не хочет давать четких обещаний, что у него нет точной информации.

2) Слова-паразиты

Как ни странно, но увеличение в речи числа слов-паразитов не случайно. Когда мы затрудняемся ответить на вопрос, то подсознательно пытаемся замаскировать паузу. А как это проще всего сделать? С помощью слов-паразитов, конечно.

Выбор тех или иных слов будет зависеть от культуры речи и общего развития человека. У одних это будут банальные э-э-э, а-а-а, ну, у других — более цивилизованные варианты, например, так сказать, можно сказать и т. п.

Как уже говорилось, «лишние» слова, к которым мы можем отнести и слова-паразиты, чаще всего не дают оснований для окончательного вывода, и служат основой для гипотезы — что именно подразумевает человек.

Наиболее типичные причины появления слов-паразитов — формулировка социально желательного ответа, закрытость или отсутствие откровенности собеседника либо слабое знание вопроса, если в ходе коммуникации мы запрашивали какие-то факты.

Следовательно, необходимо проверить, какая из гипотез верна, задавая уточняющие вопросы.

3) Слова оправдания

Просто, только, ведь, всего лишь, как тебе сказать — эти слова и сочетания слов могут указывать на то, что человек в данный момент чувствует (осознанно или нет) неловкость или вину.

Обратите внимание, что так очень часто начинают свой ответ каких-то шалостях и прегрешениях дети и подростки. Для нас с вами эти слова (в ходе любой коммуникации) — сигнал частичного или полного осознания своей вины, ошибки или неловкости.

4) Слова неопределенности

Еще один пример «лишних» слов — слова и словосочетания неопределенности: какой-то, какой-нибудь, некий, куда-нибудь и т. д. Пример еще более яркий — хоть какой-нибудь.

Как правило, слова неопределенности выдают неуверенность говорящего или безразличие к обсуждаемому вопросу.

«Что-нибудь для вас сделаем», — и мы начинаем сомневаться, будет ли сделано что-то действительно толковое и полезное.

5) Уверение в достоверности

«Не сомневайтесь, я действительно это сделаю», — говорит собеседник, и тут вам необходимо сделать прямо противоположный вывод: вас, скорее всего, обманывают.

Если никто не выражает сомнения в наших словах, а мы упорно убеждаем в своей искренности и правдивости, значит, мы сами не верим в свои слова. В таких случаях мы подсознательно проецируем сомнение в собственной искренности на собеседника, то есть допускаем неверие с его стороны и стараемся убедить его в том, что говорим правду.

Вы уж поверьте, не сомневайтесь, это действительно так и другие подобные выражения должны насторожить вас и заставить проверить, действительно ли собеседник говорит правду. Исключением будет ситуация, в которой подобные словосочетания — ответ на выраженное сомнение и недоверие.

6) Повторение вопроса, или «очень интересный вопрос»

В книгах и тренингах по ораторскому искусству нередко звучит такой совет: если вопрос вызывает затруднения, нужно выиграть хотя бы немного времени.

Повторение вопроса, его парафраз или комментарий «очень интересный вопрос» свидетельствуют о том, что человек пытается выиграть время, чтобы дать наиболее удачный ответ. Стоит обратить особое внимание на такое поведение собеседника, если этот прием часто повторяется. Интерпретация в этом случае точно такая же, как и при появлении слов-паразитов (или увеличении в речи их количества).

7) Слова неуверенности

Нередко, ставя задачу перед сотрудником или обращаясь с каким-то предложением к партнеру, слушая ответ кандидата или просто ведя беседу, мы не обращаем внимания на то, что именно человек говорит: «Я попробую» или «Я сделаю». А если бы обратили, то смогли бы выяснить, в чем причина сомнений собеседника, и подстраховаться.

Слова неуверенности тоже указывают на подтекст высказывания. Это могут быть либо глаголы (попробую, постараюсь, попытаюсь, приложу усилия и т. п.), либо вводные слова, выражающие неуверенность (наверное, возможно, отчасти).

Данные слова говорят нам о том, что человек сам не уверен в том, что у него получится сделать необходимое (обратите внимание, слово «получится» тоже указывает на подтекст).

Слова неуверенности появляются в речи по двум причинам: либо человек не уверен в своих силах и передает эту неуверенность на подсознательном уровне, либо он сознательно вводит нас в заблуждение и это проявляется в выборе слов.

Заметив в речи собеседника слова неуверенности, мы получаем возможность копнуть вглубь и понять, в чем причина появления неуверенности: в сознательной дезинформации или неуверенности в себе, своих навыках и способностях.

8) Слова сомнения

Правда, действительно, точно — эти слова в вопросительных предложениях указывают на сильное сомнение со стороны спрашивающего. Если кандидат спрашивает: «Вы действительно даете возможность самостоятельно принимать решения?», — мы понимаем, что он не верит нам — по крайней мере, пока.

9) Слова «нежелания говорить»

Как бы это сказать, честно говоря, собственно говоря и подобные фразы несколько похожи на слова-проговорки. Они указывают на нежелание собеседника говорить на данную тему, но в то же время — на нежелание лгать. Что это означает для нас? Конечно же, необходимость копать вглубь и выяснять всю подноготную ситуации.

10) Слова с «пограничным» значением

Нормальный, адекватный, приемлемый — эти слова показывают пограничный уровень удовлетворенности (отношение еще не выраженно негативное, но уже и не позитивное).

По этому показателю можно определить границу между выраженной удовлетворенностью и недовольством конкретного человека тем или иным фактором или обстоятельством.

Для нас это будет сигналом того, как именно мы могли бы подходить к мотивации партнера по переговорам, кандидата или сотрудника.

Также стоит выяснить ту самую грань нормы, которая характерна именно для нашего собеседника, — для каждого она своя.

«- Хочется, чтобы количество переработок было приемлемым. — Какое именно количество переработок будет для вас приемлемо?»

11) Конструкция «кто-то не стал бы»

Конструкции такого типа: надежный партнер не стал бы…; если бы вы хотели договориться, то не стали бы…; в хорошей компании не поступили бы так с сотрудниками…, показывают, что человек, о котором идет речь (это могут быть и люди, и компании, и т. д.), относится к какому-то иному типу. Например, если в процессе переговоров я услышу: «Надежный партнер не сделал бы этого», то пойму, что при совершении подобного меня сочтут ненадежным партнером.

12) Кто с кем?

«Мать с сыном» или «сын с матерью» — как правильно сказать?

В отличие от математики, где от перемены мест слагаемых сумма не меняется, в языке все несколько по-другому. В данном случае мы видим, кого из упомянутых людей говорящий считает более значимым. Это может быть очень важно для понимания расстановки сил (например, в преддверии переговоров), иерархии или приоритетов говорящего.

Итак, мы рассмотрели несколько вариантов слов и формулировок, указывающих на различный подтекст, а также гипотезы, которые отсюда следуют и требуют проверки и уточнения. Главное, о чем стоит помнить, — всегда лучше уточнить, чем допустить ошибку. Поэтому не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы!

Типичные «лишние» слова и специфика их интерпретации. (Глава из книги Светланы Ивановой «Я слышу, что вы думаете на самом деле»).

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Как понять другого, как понять себя. Искусство видеть людей насквозь.

Как читать мысли людей: понять мысли и чувства по выражению лица.

Психология общения: найти подход и убедить.

Умение слушать: вызвать на откровенность, понять, помочь и поддержать.

Фокусы мозга или эффекты восприятия. Ситуация и люди, как они есть, и какими мы их видим.

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-dlya-molodykh-i-tseleustremlennykh/psikhologiya-obshcheniya/2322-podtekst-i-ego-skrytyj-smysl

Ссылка на основную публикацию