Эффективность — психология

Эффективность это в психологии

Эффективность — получение максимального результата при минимальных затратах. Вариант: достижение поставленных целей с наименьшими затратами времени и ресурсов.

Как задача, эффективность интересна для человека во взрослой позиции и малоактуальна для человека в позиции детской.

В области практической психологии тема эффективности обычно поднимается в связи со следующими темами: эффективное общение, эффективные переговоры, психологическая организация эффективной деятельности (например, деятельности руководителя или деятельности по самоорганизации), эффективный сотрудник, эффективная работа команды — тем очень много.

Что способствует эффективности

Самое эффективное — не обязательно рациональное, но голову включать обычно полезно. Повышению эффективности способствуют:

  • Наличие осознанной цели и продуманного плана, соотнесение плана и цели,
  • возможность выбора, сравнение эффективности разных вариантов (плана),
  • Определение приоритетов дел,
  • опыт, извлечение уроков из опыта,
  • Вопросы «Для чего?», а не «Почему?»
  • Вера в себя, в собственную эффективность, в успех и удачу,
  • оптимальное функциональное (эмоциональное и физическое) состояние, в том числе оптимальный уровень мотивации.

Анализ эффективности рабочего времени

Эффективность — одна из главных линий анализа рабочего времени Правильного дня, наряду с линиями Энергии, Радости и Смысла. Как анализировать и повышать эффективность рабочего времени? Смотри статью >9gt;

Система организации дня «Жизнь на 10 баллов»

Жизнь на 10 баллов — система организации дня, направленная на выработку привычки к самодисциплине. Если вам это нужно, смотри статью

Жизнь не сводится к одной эффективности, так же как и пища не сводится к одной только калорийности.

Если ориентироваться только на калории, то на день нам вполне хватило бы два стакана растительного масла. Или один стакан водки — по количеству необходимых калорий на день объем достаточный. Калории — это еще не все.

Другие важные категории для построения собственной жизни — радость и смысл. Смотри Жизнь

Эффективность и психологическая грамотность

Как правило, психологическая грамотность способствует повышению эффективности влияния, однако случается эффективность без психологической грамотности и грамотность без эффективности. Как это? Смотри Психологическая грамотность и эффективность

Тайм-менеджмент способствует эффективному использованию рабочего времени. По определению, эффективно.

Жизнь — это то, что происходит с человеком с рождения до смерти, включая то, что он делает в этот пе.

Жизнь на 10 баллов — система организации дня, направленная на выработку привычке к самодисциплине. П.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако.

Эффективный сотрудник выполняет поставленные руководителем задачи точно, в срок и без лишних затрат.

Как правило, психологическая грамотность способствует повышению эффективности влияния, однако случае.

Эффективное влияние учитывает особенности того, на кого оно направлено. Если младенцу месяц от роду.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Сегодня нам предстоит узнать, что такое личная эффективность. Вообще, уже по одному названию термина можно сказать, о чем идет речь. Только вот не всем дано понять, что это на самом деле такое.

Если хорошенько разобраться с нашей сегодняшней темой, можно всегда минимально напрягаться, но при этом получать максимальную отдачу от собственных занятий. При этом ничего особенного от вас не потребуется. Психология личной эффективности основывается только на внутренней убежденности и мотивации.

Так что не стоит беспокоиться. Вы всегда сможете самостоятельно освоить данный момент. Но о чем идет речь?

Для начала: о каком именно понятии предстоит говорить? Что такое личная эффективность? Данное выражение вроде бы и понятно и вместе с тем кажется несколько общим. Стоит сразу отметить — наша сегодняшняя особенность имеет место в жизни каждого человека. Не бывает так, что кто-то сталкивался с этим понятием, а кто-то — нет. Все мы в какой-то мере знакомы с эффективностью.

Так о чем речь? Личная эффективность — это некая действенность в достижении тех или иных целей, которые человек ставит перед собой. То есть результативность нашей деятельности. Можно сказать, неотъемлемая часть жизни человека.

Некоторые сравнивают данное понятие с таким термином, как успех в жизни. В какой-то мере так и есть. Эффективность личная — это итог наших планов и действий. Чем лучше он, тем человек становится счастливее и успешнее.

Правда, как и любой момент в психологии, наше сегодняшнее понятие имеет свой собственный базис, свои установки. Основу здесь составляют всего три небольших «слона». И они как раз влияют на развитие личной эффективности.

Первый — это осознание намерений и целей, которые человек ставит перед собой. Без этого не может быть ни личной эффективности, ни мотивации, ни результативности.

Второй — распоряжение и управление личными ресурсами. Крайне важная составляющая. Именно с ее помощью можно добиваться успеха в жизни и каких-то конкретных делах.

Третий — навыки общения и нахождение в подходящей среде для реализации собственных планов. Тоже не менее важная составляющая, но она не настолько значима, как второй пункт. Обычно регулируется легко и без особых проблем.

Личная эффективность человека появляется у каждого непосредственно с рождения. И развивается она постоянно, особенно в детском и юношеском возрасте. По этой причине приходится уделять данному направлению отдельное внимание. Ведь именно эффективность личности — это залог успеха в будущем.

Можно сказать, что первые зачатки рассматриваемого понятия возникают, когда ребенок начинает понимать, что вокруг него происходит. Уже к 6 месяцам эффективность дает о себе знать на бессознательном уровне. Но с возрастом приходится совершенствовать ее, а также осознавать всю значимость оной.

Сама по себе эффективность личности не будет развиваться. Каждый раз, когда у нас появляется цель или желание, приходится обращаться к этой «ячейке разума». Если правильно организовать тот или иной процесс, вы сможете добиться максимального результата, это давно очевидный факт. Так что наш сегодняшний термин — это действительно залог успеха в том или ином деле.

Разумеется, нужно постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы добиваться своего. Но существуют в мире разнообразные подходы к решению поставленной задачи. Какие есть методы повышения личной эффективности? Что может помочь добиваться своего всегда или в большинстве случаев?

Для начала вы должны найти гармонию. То есть всегда оставаться уравновешенным и спокойным. Внутренняя умиротворенность — это не просто залог, это основа успеха в большинстве случаев. Ведь при таком раскладе можно трезво оценить любую ситуацию, продумать все возможные варианты развития событий, а затем подыскать лучшее решение.

Обрести гармонию обычно помогает хобби. Займитесь любимым делом. Иногда психологи рекомендуют медитацию. Даже если кажется, что у вас мало времени, все равно старайтесь выделять несколько минут или часов для личных занятий, которые приносят удовольствие.

Повышение личной эффективности будет проходить с особым успехом, если заострить внимание на уже известных нам составляющих данного понятия. Было сказано, что огромную роль в нашем сегодняшнем вопросе играют личные цели. И как раз они — это основное направление, в котором придется работать.

Чтобы добиваться успехов в своих делах, научитесь расставлять и определять личные цели во всех областях своей деятельности: и дома, и на работе. Сюда можно отнести еще и составление распорядка дня, планирование.

Хаос и разруха неблагоприятно сказываются на эффективности. Поэтому придется постараться и научиться не только выяснять, зачем вы занимаетесь тем или иным делом, но и планировать свои действия, продумывать их.

Идем дальше. Теперь стоит обратить внимание на еще один немаловажный момент, который кроет в себе личная эффективность. Ее повышение происходит не только за счет систематизации и гармонии, но и благодаря постановке личных целей. Помимо этого, огромную роль играет здесь такое понятие, как приоритеты.

Учитесь расставлять их в любом деле. В самом начале нужно делать только то, что необходимо и значимо. А вот менее важные дела стоит откладывать. Даже в школе детей учат решать сначала трудные задачи, потом браться за легкие. Вот и по жизни тоже действует такой же принцип. Когда вы правильно расставляете приоритеты, жить становится проще и легче.

Да и вообще, задумайтесь — если трудное дело сделано, простое будет выполнено еще быстрее! А это уже значимое повышение эффективности. Как раз то, что нужно многим! Правда, расстановка приоритетов — не самая простая задача. Если испытываете затруднения, просто для начала выполняйте только самое важное и трудное в том или ином деле.

На этом развитие эффективности не заканчивается. После того как вы более-менее спланировали то или иное действие, расставили приоритеты и смогли как-то настроиться морально на реализацию задачи, придется поработать над концентрацией. Каждый раз, когда вы приступаете к какому-то делу, уделяйте внимание только этому занятию, не отвлекайтесь.

В мире много соблазнов и отвлекающих моментов. Все это неблагоприятно сказывается на конечном итоге и эффективности. Поэтому желательно концентрироваться одновременно только на одном занятии. Не пытайтесь угнаться за двумя зайцами, тем самым стараясь сэкономить время. Такой подход только осложнит выполнение.

Именно по данной причине важно создать себе подходящую и благоприятную обстановку во время реализации задачи. Она поспособствует вашей концентрации. И, конечно же, скажется на эффективности.

Небольшой совет, который поможет вам в достижении успеха. Правда, он скорее подходит для современных пользователей, которые вынуждены работать и концентрироваться в атмосфере постоянных соблазнов в виде техники и информационных технологий. О чем же идет речь?

Если вам хочется добиться максимального успеха в том или ином деле, но при этом требуется концентрация, уберите все гаджеты подальше.

Отключите телефоны, чтобы никто не отвлекал, не подходите к компьютеру, не берите в руки планшеты и игровые приставки. Если уж так нужно, пользуйтесь техникой только тогда, когда она необходима для реализации вашей задачи.

И то только в данном направлении. Развлечения и отдых — это хорошо, но гаджеты и техника обычно только отвлекают.

Личная эффективность руководителя, да и любого человека в целом, помимо всего прочего, зависит еще и от мотивации. Если ее нет, то и результативности не будет. Это давно известный и очевидный факт. Любая книжка по психологии сможет популярно разъяснить значимость мотивации при выполнении той или иной задачи.

Можно сравнить данный момент с целью и приоритетами. Вообще, прежде чем начинать какое-то дело, хорошенько подумайте, зачем вы будете заниматься им. А дальше подведите итог. И постоянно повторяйте его.

Например «останусь на подработку — поеду в отпуск за границу летом» или «занимаюсь спортом — похудею, влезу в новое платье» и так далее.

Причин для мотивации может быть много, у каждого человека по этому поводу свои взгляды.

Теперь понятно, как важна на самом деле личная эффективность. Книги по психологии часто именно на нее делают акцент, если речь идет о достижении целей. И здесь нередко выделяют такой момент, как самочувствие. Он играет далеко не самую последнюю роль.

Почему? Нужно за любое дело браться тогда, когда вы хорошо себя чувствуете. Да, иногда приходится работать через силу, но если у вас изначально плохое самочувствие, не стоит браться за дело. Это все негативно скажется на конечном результате.

Постарайтесь расслабиться перед тем, как приступать к труду. Например, хорошо помогают опять же медитации, а также горячая ванна. Если у вас сильное недомогание, отложите ваши дела, чтобы поправить здоровье.

Не стоит насиловать организм для выполнения задачи. Иначе вы просто наломаете дров, получите минимум, а не максимум. Это очень важно. Да, лениться тоже не стоит, иногда нужно дать себе толчок. Но усердствовать слишком не стоит.

Чем хуже вы чувствуете себя, тем ниже будет личная эффективность.

Есть ли еще какие-нибудь приемы, которые способны помочь нам в достижении целей, а также в общем успехе? Конечно, только не все о них знают. Путь к успеху — это постоянное развитие личности. Не зря ведь говорят «век живи — век учись». Именно этим правилом придется пользоваться по жизни, чтобы всегда добиваться максимальной отдачи от вашей деятельности.

Читайте также:  Формы критики - психология

Не обязательно сидеть за книжками, ходить в вузы и на курсы. Довольно часто можно заниматься самообразованием. Тем, что вам интересно, приносит удовольствие. Просто развиваться как личность и человек в целом. Такой прием прекрасно сказывается на повышении личной эффективности.

Особенно это заметно у тех, кто имеет железную выдержку, внутренний стержень. У людей, способных мотивировать себя к тому или иному действию без особых проблем.

Да и если посмотреть на практике, не всегда люди образованные (с высшим образованием имеется в виду) достигают успехов в жизни. В последнее время куда больше примеров, когда люди без диплома быстро и без помощи посторонних добиваются огромных результатов и успеха.

Все это благодаря личной эффективности, самообразованию. Так что запомните: нужно постоянно совершенствоваться и развиваться.

Путь к успеху — это не только взлеты, но еще и падения. Так что на развитие так называемой личной эффективности неудачи, если честно, тоже сказываются. И далеко не самым худшим образом. Почему?

Все дело в том, что учиться на чужих ошибках — это хорошо. Но вот личные неудачи как-то лучше откладываются в сознании у человека. Это неотъемлемая часть жизни, которая учит и направляет нас. Поэтому не бойтесь совершать ошибки. Они в скором времени научат вас добиваться максимального результата в своей деятельности, а также не допускать провалов.

Вообще, жизнь — это сочетание темных и белых полос. Если только вторая имеет место, вы никогда не сможете подстраиваться под ситуацию, выкручиваться и принимать нестандартные решения.

Так что ошибки и попытки играют важную роль в формировании личной эффективности. Помните: за неудачей всегда следует радость и достижение успеха в той или иной степени. Не бойтесь ошибаться, но старайтесь делать это как можно реже.

На чужих ошибках тоже можно учиться, принимайте их во внимание.

Вот и все. Теперь нам известны секреты достижения целей и повышения личной результативности. Попробуйте следовать вышеперечисленным советам, они обязательно помогут! Успех в жизни зависит только от вас!

Источник: http://villaromania.info/35705/

Что такое личная эффективность?

Личная эффективность это как соревнование: кто-то достиг большего, кто-то меньшего, а кое-кто и вовсе сошел с дистанции.

Стоит прилично одетый мужчина в Нью-Йорке возле небоскрёба и курит. Подходит к нему журналист и говорит: – Здравствуйте. Я корреспондент газеты “Нью-Йорк Таймс”. Можно задать вам несколько вопросов? – Да задавайте, я в принципе не спешу. – Вот вы курите.

А, простите, как долго вы курите? – Мне сейчас 43, и курю я с 13 лет. – А какие сигареты вы курите, если не секрет? – Да не секрет – “Мальборо”. – И последний вопрос – сколько сигарет в день? – Пачки полторы – две.

Журналист достает калькулятор, что-то считает и снова обращается к мужчине: – Вот вы знаете, если бы вы не курили, то на сэкономленные деньги вы могли бы купить вот этот вот небоскрёб? – Серьёзно?.. А вот вы сами курите? – Нет, я не курю.

– И что, небоскрёб у вас есть? – Нет, небоскрёба у меня нет.

– А я вот курю, и небоскрёб этот мой…

Как же стать эффективным в своей жизни и “купить небоскреб”?

Личная эффективность – это результативное достижение личных целей. Это возможность быстро продвигаться от идеи к ее воплощению.

Личная эффективность как достижение результатов

Переведем слово эффективность в более понятную плоскость – результативность, поскольку эти два слова идентичны по своему смыслу. И тогда становится сразу понятно, что личная эффективность связана с достижением личных результатов, другими словами, личных целей.

И становится сразу же понятно как измерить личную эффективность – по количеству полученного результата. Результат можно измерять по разным параметрам, в зависимости от цели деятельности. И совсем не обязательно это должна быть БЫСТРОТА, как многие трактуют или минимальное количество ресурсов.

Критерии оценки эффективности (результативности) вашей деятельности оцениваются исходя из поставленной цели.

Например, эффективность приема пищи или общения с детьми будет измерять совсем по другим критериям, нежели эффективность копания траншеи.

И даже обычный физический труд (разгрузка вагонов, подрезание винограда) или повседневная работа (приготовление пищи, уборка помещения) в зависимости от поставленной цели и отношения деятеля к цели может измеряться по-разному. Можно приготовить борщ быстро, а можно приготовить с удовольствием.

Итак, эффективность или результативность каждого действия измеряется в зависимости от поставленной цели.

Личная эффективность как успех или общественное признание. Очень часто личную эффективность сравнивают с количеством и качеством выполненной работы в течении дня или всей жизни, а также с результатами, которых достиг человек.

И тут вступает в силу новая плоскость оценки личной эффективности. Результаты одного человека и его жизненного пути сравниваются с результатами другого человека. И по количеству этих результатов выносится вердикт: один эффективен в своей жизни, а другой менее эффективен.

В большинстве случаев результаты приравниваются к общественным благам. В обществе существует определенное мнение о том, что такое правильная, хорошая жизнь. Обычно, в это понятие входит наличие финансового богатства, благополучная семья, хорошее здоровье.

И даже поговорки часто свидетельствуют нам об общественных идеалах эффективной жизни, а, значит, и личной эффективности.

Например, мужчина в своей жизни должен построить дом, посадить дерево и родить сына.
Или “не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”.

И в таком случае, личная эффективность человека, его жизни сравнивается с другими людьми и бытующим в обществе стереотипом, идеалом эффективной жизни.

Различие этих двух трактовок личной эффективности не принципиально, но оно существует. И заключается в том, что личная эффективность в глазах общества – это, прежде всего, достижение целей навязанных обществом. Хотя, возможно, вы искренне считаете, что это ваши личные цели.

В любом случае, ваша личная цель это или цель, поставленная начальником, а возможно и обществом, личная эффективность подразумевает достижение намеченной цели.

В основном, большинство авторов пропагандирующих личную эффективность останавливаются на навыках, которые могут помочь вам достичь результата (например, печать “в слепую”, навыки эффективной презентации) или способах организации своего времени (тайм-менеджмент) и пространства.

Однако,

обладание навыками необходимыми для личной эффективности еще совсем не значит, что вы достигнете своих целей. Не всякий боксер, умеющий технично наносить удары, становится чемпионом мира. Не всякий человек, владеющий техникой правильной езды на велосипеде может выиграть велогонку “Тур де франс”.

Но есть еще более парадоксальное наблюдение. Большинство населения постсоветских стран, считает, что правительство этих стран не умеет эффективно управлять государством. А многие бизнесмены на постсоветском пространстве не обладают навыками присущими личной эффективности.

Обратите внимание, люди достигшие вершин в бизнесе и во власти зачастую не владеют навыками “слепой” печати или тайм-менеджментом. При этом они считаются успешными людьми, на них равняются все остальные и делают из них пример для подражания в русле личной эффективности.

В чем же тогда заключается личная эффективность?

Понятие “личная эффективность” подразумевает, что у вас есть цель и вы предпринимаете некие действия по достижению данной цели. А “личная эффективность” показатель вашей деятельности. Всю деятельность можно условно разделить на три этапа: 1) целеполагание/проектирование действия 2) осуществления действия 3) анализ действия и дальше вновь целеполагание и так до бесконечности…

В процесс деятельности человек постоянно двигается по этому кругу: цель/проект-действие-анализ.

Эффективная деятельность заключается в том, что человек проходит все три этапа: цель-действие-анализ. И каждое свое новое действие корректирует в соответствии с результатами достигнутыми в прошлом действии.

Абсолютная противоположность эффективной деятельности является действие человека только в одном секторе кольца деятельности.

Человек может постоянно ТОЛЬКО анализировать что происходит вокруг, или что происходит в его жизни при этом сам не предпринимает никаких действий, чтобы произвести какие-то изменения – только анализ.

Следующий тип малоэффективных людей живет мечтами или целями, но никак не решается перейти к действию, чтобы достичь своих целей.

И, конечно, есть люди, которые постоянно что-то делают, но не понятно зачем они это делают (у них нет цели), и насколько успешно они делают (они не занимаются анализом своих действий).

Обращаю внимание, что из трех типов только один (!) действует, другими словами так или иначе, но получает результаты своей деятельности, которые и можно потом будет измерить понятием “личной эффективности”. У других типов даже нечего измерять – они бездействуют, следовательно, у них нет результатов.

Итак,

главный признак личной эффективности – это действие, деятельность.

Даже народная мудрость гласит: Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Под лежачий камень вода не течет.

Начните что-то делать для удовлетворения своих потребностей и вы тут же станете лично эффективным человеком, потому что независимо от результатов вашей деятельности вы получите самое главное РЕЗУЛЬТАТЫ. А те, кто только размышляют о совершении действия, но ничего не делают принципиально не могут быть эффективными – без действия невозможно получить результаты.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. Из одних слов шубы не сошьешь. От красивых слов не прибавляется масла в каше.

Разговором каши не сваришь.

Максимальной личной эффективности каждый достигнет, когда будет проходить по кольцу деятельности полностью, другими словами: 1) сначала думать ЗАЧЕМ я делаю? 2) потом обязательно ДЕЛАТЬ!

3) и в завершении размышлять ЧТО я получил в ИТОГЕ?

Для того, чтобы чтение данной статьи стало эффективным необходимо также пройти три этапа: – Зачем мне читать статью о личной эффективности? (целеполагание) – Прочитать статью о личной эффективности! (действие)

– Что полезного я почерпнул из статьи о личной эффективности? (анализ)

Конечно, тут остается еще один нераскрытый вопрос.
Как подтолкнуть себя к действию, т.е. перейти из состояния покоя (бездействия) к действию? Как замотивировать себя осуществить свой проект? Где взять ВОЛЮ, чтобы перейти к действию?
Об этом в следующей статье)

Новая статья 2016 года о личной эффективности “Недостающее звено в мотивации персонала”

А потренироваться в том, чтобы переходить о слов к делу можно во время наших семинаров и тренингов.

Андрей Федоренко
Консалтинговая компания «Socium»

Related

Источник: http://socium.com.ua/2011/01/what-is-personal-efficiency/

Эффективность психологических тестов

Эффективность психологических тестов

Ольга Данилова.

Критерии оценки эффективности теста, разработка психологических тестов

Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если:

Тест неправильно составлен

Тест неправильно стандартизован

Тест неправильно использован

Конструирование теста

Прежде всего, необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест. Ни один тест не создается «с нуля», обычно за его созданием стоит длительная научная работа по изучению тематического материала.

Перед конструктором психологического теста стоит сложная задача наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий. Последнее условие один из критериев эффективности теста.

Это не означает, что личностный опросник Кеттела, содержащий полтысячи вопросов, можно считать неэффективным. При таком большом количестве измеряемых личностных факторов (16) такое количество вопросов является оптимальным. То же касается тестов на интеллект, мотивацию и другие обширные психические сферы.

Остерегаться следует опросника, скажем, на стремление к риску, содержащего 250 вопросов.

Кроме этих требований, тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен. Разрабатываются задания соответствующей сложности и доступности для разных возрастных групп, для людей с различными психическими нарушениями, для представителей разных национальных и языковых групп. Если тест предлагается к проведению в другой языковой группе или стране, его необходимо адаптировать.

Читайте также:  Переживание и мышление - психология

К адаптации относятся не только перевод заданий, но и перестройка фраз, понятий, замена фразеологизмов, пословиц и поговорок на аналогичные им в данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы.

Также необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий.

Так называемый эффект социальной желательности срабатывает тогда, когда человек в своих ответах хочет представить себя в лучшем свете.

Многие тесты вооружены до зубов «шкалами лжи», вопросами-ловушками и пр. Но и это не всегда помогает человек находит одинаковые вопросы, держит в памяти свои ответы.

Есть еще один прием подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому. Тогда человек, отвечая на вопросы, показывает себя хорошо с одной стороны (ложная цель) и дает более или менее достоверные сведения о другой стороне (истинная цель), которая на самом деле измеряется данным тестом.

Существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте. Они опять же зависят от целевой группы, на которую тест рассчитан.

Правильно составленный тест еще нельзя назвать разработанным. Для этого он должен быть стандартизован.

Стандартизация

Стандартизация теста обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от разных людей. Для этого необходимо, чтобы все эти люди находились в равных условиях.

На психологическом языке это называется «контроль всех зависимых переменных». В идеале единственной независимой переменной в тесте будет личность испытуемого.

Для обеспечения равных условий разработчик теста дает специальные указания по его проведению. Они включают:

Специфику стимульного материала

Временные ограничения (time limits)

Инструкцию испытуемым

Пробные образцы заданий

Допустимые ответы на вопросы (если таковые ограничения необходимы)

Кроме этих указаний, в приложение к тесту включаются специально установленные нормы ответов (в «сырых баллах») и их интерпретации.

Помимо стандартизации тест должен быть проверен на предмет своей эффективности по критериям надежности и валидности. Очень часто эти понятия делают взаимозаменяемыми, поэтому рассмотрим, какое значение имеет каждое из них.

Надежность

Под надежностью понимают согласованность результатов, полученных при каждом повторном выполнении теста одним и тем же испытуемым, с результатами его первого тестирования. Абсолютной тестовой надежности не существует, погрешности допускаются, однако чем они выше, тем ниже тестовая эффективность. Надежность можно проверить следующими методами:

тест-ретестовая надежность подразумевает многократное выполнение одного теста и корреляционное сравнение полученных результатов.

разделенная надежность определяется при делении теста на две части и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности.

эквивалентная надежность выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта. Полученные результаты также сравниваются между собой.

Валидность

Психологические словари раскрывают понятие валидности как степени соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительной способности теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен. Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности.

Кроме того, валидность теста можно установить, сравнивая его результаты с результатами по аналогичным методикам. К примеру, разработанный тест на вербальный интеллект можно провести вместе с известным тестом Амтхауэра, срав�

Источник: https://www.studsell.com/view/208323/

Эффективность труда психолога

73780

Эффективность труда психолога

Доклад

Психология и эзотерика

Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем что основной результат его работы существует сокрыт во внутреннем мире других людей.

Центральные вопросы связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога состоят в следующем: кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку По всей видимости официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации где психолог работает профессиональное сообщество клиенты сам…

Русский

2014-12-20

20.5 KB

5 чел.

№ 17 Эффективность труда психолога

Выражение ≪эффективность труда≫ прижилось в русском языке примерно в том же значении, что и ≪производительность труда≫.

Но последнее употребляется в основном в области таких производств, где относительно легко подсчитать количество продукции за единицу времени. Однако не во всех профессиях такой подсчет возможен, а иногда он и неуместен.

Сложность оценки эффективности труда психолога связана с тем, что основной результат его работы существует (сокрыт) во внутреннем мире других людей.

И он далеко не столь явен для внешнего наблюдателя в роли контролера, а подчас и для того, кому оказываются психологические услуги.

Любая профессиональная деятельность должна быть оценена с точки зрения ее эффективности, т. е. наличия ожидаемого положительного, социально востребованного результата.

Такая оценка может осуществляться как извне (другими лицами), так и самим профессионалом.

И она служит чрезвычайно важной характеристикой профессиональной деятельности, поскольку отсутствие или неудовлетворительность планируемых результатов является одним из главных показателей низкой профессиональной подготовленности специалиста.

Центральные вопросы, связанные с оценкой эффективности деятельности профессионального психолога, состоят в следующем:

кто и по каким критериям может и должен производить эту оценку? По всей видимости, официально оценивать эффективность работы психолога должны четыре типа лиц или общественных групп: администрация организации, где психолог работает, профессиональное сообщество, клиенты, сам психолог.

В этом случае значимыми рассматриваемыми реальностями становятся:

• теоретическая и методологическая основа деятельности психолога; • умение устанавливать и осуществлять логически обоснованную цепь действий: ≪запрос клиента — постановка профессиональной задачи — грамотная реализация профессиональной задачи— выполнение запроса клиента — самооценка специалиста по всем составляющим обозначенной цепи действий≫.

Сам психолог, безусловно, также занимается оценкой результатов собственной деятельности. Он анализирует такие аспекты, как:

• удовлетворенность проделанной работой;

• субъективная трудность решаемых задач;

• методические, поведенческие, методологические просчеты (или достижения, находки);

• причины низких или высоких оценок его работы со стороны администрации, клиентов, коллег.

Кроме этого, труд  психолога неизбежно оценивается и четвертой группой лиц — его клиентами. Здесь имеются в виду отдельные люди или организации, которые обратились к его услугам с запросом на выполнение определенных профессиональных действий.

Именно в области оценки со стороны клиентов часто возникают суждения о неудовлетворительной эффективности его деятельности.

Успешная работа психолога может быть построена только при наличии ясной стратегической направленности его деятельности, согласующейся с целями учреждения и запросами клиентов и воплощенной в конкретной программе действий.

При этом большое значение приобретают теоретическое и методологическое обоснования, системность и согласованность всех этапов работы. Наконец, эффективность труда психолога во многом зависит от навыков индивидуального подхода к клиенту, начиная с учета его реальных возможностей, зоны ближайшего развития, готовности ко взаимодействию и заканчивая предоставлением информации на языке заказчика.

Для того чтобы практическая деятельность психолога была успешной, необходимо учитывать и выполнять ряд условий:

• обсуждать запрос клиента до тех пор, пока не будет найдена и принята общая формулировка психологической проблемы, планируемых действий психолога и ожидаемого результата;

• отказываться от работы, выходящей за рамки собственной профессиональной компетенции;

• информировать клиента о том, что проведение работы возможно только с его согласия и при его желании сотрудничать с психологом;

• предупреждать клиента о том, что эффект психологического вмешательства зачастую бывает отсрочен и в определенных случаях достигается только при модификации условий жизни клиента.

Суммируя сказанное, к основным причинам низкой эффективности

профессиональной деятельности психолога мы относим:

1 Существует определенное различие между уровнем актуального и потенциального развития субъекта. В нашем случае к зоне ближайшего развития относятся задачи, которые на настоящий момент не могут быть решены клиентом самостоятельно, а требуют помощи психолога.

неадекватную интерпретацию психологом запроса клиента.

В таком случае усилия психолога оказываются направленными на решение неправильно понятой задачи. Вариантами такой ситуации может быть сужение запроса, т.е. работа с узко понимаемой проблемой, попытки воздействия на отдельный симптом вместо решения проблемы клиента, и расширение  запроса — вторжение в те психологические сферы, которые не связаны с задачей;

завышение уровня собственной компетенции. Это возможно, когда психолог берется за работу с психологическими проблемами клиента, для решения которых он не обладает достаточными профессиональными умениями, в итоге чего либо бывает вынужден, не закончив, отказаться от ее продолжения, либо подменяет результат, ожидаемый клиентом, другим;

навязывание клиенту своего понимания ситуации. В силу различия ценностно-мотивационных и нравственных установок психолог может пытаться ≪доказать≫ клиенту свою, как ему кажется, правильную точку зрения на ситуацию;

непонимание клиентом сути эффективности профессиональной

деятельности психолога. Это происходит, когда на психолога возлагаются завышенные и неадекватные ожидания или ответственность за действия других лиц либо за изменение ситуации. Кроме того, для каждой сферы профессиональной деятельности психолога можно выделить специфические фа торы,обусловливающие снижение эффективности.

В диагностической работе это: использование неадекватных методик, отсутствие комплексности обследования, неадекватная атмосфера при проведении диагностических мероприятий (гипо- или гипермотивация, атмосфера тревоги, конкуренции, агрессии, негативизма среди обследуемых; недостаток времени; присутствие посторонних).

В развивающей и коррекционной работе к таким факторам относятся:

недостаточность теоретического и методологического обоснования работы; неясность цели, конкретных задач, программы работы; несоответствие совершаемых психологических воздействий принципу актуализации зоны ближайшего развития; несистематичность проводимой работы, несогласованность ее этапов; отсутствие изменений в системе социальных отношений клиента; невозможность создания условий для включения формируемых способностей в реальную деятельность клиента.

В преподавании и психологическом просвещении факторами, которые могут снизить эффективность работы психолога, являются: несоответствие его действий запросам клиентов, уровню их знаний, социальной зрелости, возрасту; недостаточная квалификация самого психолога, препятствующая обретению новых знаний и формированию мотивации на их применение.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=73780

Методы оценки психологической эффективности рекламы

Правильнее всего представляется рассматривать эффективность воздействия рекламы с точки зрения модели «затраты — результат».

При таком подходе суть оценки эффективности рекламы в конечном счете состоит в сопоставлении данных, характеризующих «мощность» проведенных рекламных мероприятий, затрат на рекламную кампанию, с определенными результатами ее проведения. Для оценки психологической эффективности рекламы используют четыре критерия эффективности.

Aндpeй Aлeксaндpoвич Poманoв, кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Важнейшее место среди исследований психологического воздействия рекламы занимает анализ ее

эффективности. В теории и практике рекламы имеются разные взгляды на ее эффективность.

Иногда под эффективностью понимают прямую связь между рекламой и сбытом, позволяющую оперативно влиять на мотивацию и покупательское поведение потребителя, иногда — комплексность воздействия на потребителя разных форм и видов рекламы. Правильнее всего представляется рассматривать эффективность с точки зрения модели В. Леонтьева «вход — выход» или

«затраты — результат». При таком подходе суть оценки эффективности рекламы в конечном счете состоит в сопоставлении данных, характеризующих «мощность» проведенных рекламных мероприятий, затрат на рекламную кампанию, с определенными результатами ее проведения, выраженными в тех или иных действиях потребителей, что в итоге сказывается на увеличении объема продаж, прибыли и др.

Для оценки психологической эффективности рекламы часто используют специальные методики тестирования рекламы.

Тестирование (и диагностическая оценка) рекламы предполагает, что до этапа массового производства и распространения рекламной продукции (информации) может существовать этап, связанный с экспериментальным изучением реакции потребителя на созданную рекламу. Менеджер по рекламе после ее создания в окончательном виде должен иметь аргументированные ответы на вопросы:

  • целесообразно ли проводить тестирование;
  • какие формы и виды рекламы следует подвергнуть тестированию;
  • какую методику тестирования следует использовать?

Ответ на

первый вопрос часто бывает

отрицательным. Причиной обычно выступает

фактор времени, так как проведение тестирования может означать задержку «запуска» рекламной кампании на недели и месяцы. Второе весомое обстоятельство связано с

дополнительными затратами, которые могут иметь значительный вес в общем рекламном бюджете.

Читайте также:  Позитивная самомотивация - психология

Если рекламодатель решил провести «проверку реальностью» своей рекламы, он должен установить

время и

сроки тестирования, что можно сделать в начале процесса создания рекламы, на этапе макета, в конце этапа изготовления и после запуска рекламной кампании. Тестирование на первых трех этапах называется

предварительным, на последнем —

заключительным. Типы используемых тестов на всех четырех этапах различаются и зависят от формы и вида рекламы: печатной, прессовой или вещательной.

  • Тестирование в начале процесса создания рекламы чаще всего носит характер количественного исследования ряда мнений, получаемых путем опроса случайным образом отобранных потребителей с целью выяснения характера их реакции на основные идеи рекламы. При этом правильнее ориентироваться на проверку избранных (возможно, альтернативных) стратегий, нежели «оформительских» (менее значимых) идей.

  • Тестирование на этапе созданного макета, иначе говоря, проверка «черновой» (сравнительно дешевой) анимационной, фотомационной, ливамационной (с малоизвестными актерами, работа которых стоит недорого) и рипомационной (использованием сцен из ранее выпущенной рекламы) рекламы позволяет более точно предсказать ее эффективность, однако нужно иметь в виду, что конечный успех будет зависеть от окончательного оформления печатной рекламы, распределения ролей, монтажа эпизодов и многого другого.

  • Тестирование в конце этапа изготовления рекламы и после запуска рекламной кампании проводится редко, так как обходится значительно дороже. Оно оправдывает себя лишь при очень больших средствах, «поставленных на карту».

Рекламодатели, выбирая ту или иную форму тестирования рекламы, могут применять так называемые

принципы PACT. В 1982 г. коалиция из 21 рекламного агентства разработала принципы тестирования рекламы, получившие название PACT

(Positioning Advertising Copy Testing — позиционирование тестирования рекламных объявлений), которые суммируют много из того, что было разобрано в данной теме. К ним относятся следующие положения:

  1. Хорошая система тестирования рекламы позволяет проводить измерения, необходимые для решения практических задач рекламы.
  2. Хорошая система тестирования рекламы — та, которая требует для каждого теста априорного решения о том, как будут использоваться его результаты.
  3. При хорошей системе тестирования рекламы делаются многократные измерения для обеспечения адекватности отображаемого процесса.
  4. Хорошая система тестирования рекламы основана на модели человеческой реакции: получение стимула, толкование стимула и реакция на стимул.
  5. Хорошая система тестирования рекламы допускает обсуждение того, следует ли показывать стимулирующее воздействие рекламы больше одного раза.
  6. Хорошая система тестирования рекламы предполагает понимание, что чем в большей мере завершен образец рекламы, тем обоснованнее можно его оценить, требуя как минимум, чтобы альтернативное исполнение тестировалось в такой же степени завершенности.
  7. Хорошая система тестирования рекламы обеспечивает контроль во избежание тенденциозного влияния обстановки показа рекламы.
  8. Хорошая система тестирования рекламы — та, в которой используются статистические методы и учитываются основные соображения для формирования выборки.
  9. Хорошая система тестирования рекламы — та, которая может демонстрировать надежность и обоснованность.

Методика тестирования, как правило, основана на использовании следующих

критериев ее эффективности:

  1. узнаваемость рекламы;
  2. вспоминаемость рекламы и ее содержания;
  3. убедительность рекламы (или изменение отношения к товару);
  4. степень влияния рекламы на лояльность отношения к марке или на изменение количества потребляемых товаров и услуг.

Узнаваемость и вспоминаемость в комплексе составляют

запоминаемость рекламы.

1. Узнаваемость рекламы означает, может ли респондент узнать в рекламе ту, которую он видел раньше. Это необходимое условие для эффективности рекламы. Для оценки узнаваемости часто используется анкетный метод опроса, в ходе которого помимо прямого вопроса об узнаваемости рекламы выясняется степень ассоциации рекламы с маркой рекламируемого продукта.

Для читателей прессы с 1923 г. используется

тест Дениэля Старча

(Starch), сущность которого заключается в следующем. По каждому тестируемому рекламному сообщению просят читателя рассказать, видел ли он это сообщение в этом издании.

При анализе ответов выделяют читателей, которые заметили рекламу, узнали (ассоциировали) рекламу (если они четко восприняли часть сообщения, в котором указаны марка или имя рекламодателя) и прочитали большую ее часть (половину и более).

После этого вычисляют процент заметивших, процент узнавших и процент прочитавших большую часть рекламы.

Для более эффективного анализа узнаваемости используют методики, согласно которым тестируемому предлагается

закончить фразу, изречение, слоган или точно идентифицировать изображения.

2. Критерий вспоминаемости рекламы относится к измерению той части случайным образом сформированной аудитории, которая может не только узнать, но и вспомнить рекламу. Различают два показателя вспоминаемости: самостоятельное и с подсказкой. При вспоминании

без подсказки тестируемому дают только название рекламируемого продукта (услуги). Наиболее известный способ анализа вспоминаемости на телевидении — опрос телезрителей спустя 24-30 часов после показа рекламы. Он носит название метода

запоминания на следующий день — DAR

(day-after-recall). Показатель DAR был впервые использован Джоржем Гэллапом в 1940 г. и имеет применение в наши дни.

DAR рассчитывается как процент зрителей, увидевших коммерческую рекламу, которые вспомнили что-нибудь конкретное из этой рекламы, например предложение или условия продажи, сюжет, интригу или ее отдельные аудио- или визуальные элементы (песня, звуковой лозунг, актеров и т.п.) Иначе этот показатель называют

процентом доказанного вспоминания. По разным видам рекламы и товара значение DAR колеблется от 15 до 30 и более процентов. Ряд исследовательских фирм предлагает рекомендации рекламодателям относительно того, какие элементы рекламы дают повышение этого значения.

Для анализа вспоминаемости

печатной рекламы могут использоваться методы, предполагающие раздачу какого-либо прессового издания (например, журнала) для его прочтения в обычной манере примерно 150-200 регулярным читателям, а на следующий день их просят описать рекламу каких-нибудь конкретных марок товара.

Для

радиорекламы также имеется вариант подобных тестов. Например, покупатели в торговом пассаже, супермаркете заполняют анкету в помещении, в котором идет трансляция передач, включающая тестируемую рекламу.

После этого (чаще всего через сутки) на основе анкетных данных проводится телефонный опрос о вспомнившейся покупателям рекламе, дополненный диагностическими вопросами о том, что им понравилось и не понравилось и почему.

Обобщая достоинства и недостатки тестирования вспоминаемости рекламы, следует сказать, что оно менее целесообразно для эмоциональной (взывающей к чувствам) рекламы, нежели для рекламы, имеющей вербальный, в большей мере информирующий характер.

3. Тестирование на убедительность рекламы, проводимое в демонстрационном зале для примерно 450-500 человек из разных мест проживания, восходит к 50-м годам XX в.

Респондентов приглашают по телефону прийти в центральный офис компании или кинотеатр для предварительного просмотра телепрограммы (о том, что они будут оценивать рекламу, как правило, не сообщается). До и в ходе просмотра они отвечают на ряд социально-демографических вопросов и вопросов, связанных с использованием (желанием использовать) какой-либо марки продукта.

Респонденты смотрят получасовую программу, показывающую четырех профессиональных исполнителей. Примерно в середине программы им демонстрируют семь рекламных роликов, включая четыре тестируемых.

После окончания трансляции респондентам задается вопрос без подсказки о запоминаемости «имени марки», который формирует базис оценки

случайной осведомленности (процент тех, кто вспомнил, что рекламировалась данная марка). По некоторым данным,

оценка случайной осведомленности (С/А —

clutter-awareness) для 32 реклам составляет 56% для признанных марок и 40% — для новых марок.

Стоимость теста на убедительность достаточно высока, кроме того для хорошо известных марок высокие результаты этого теста малонадежны. Таким образом, чем лучше известна торговая марка, тем менее убедительны результаты тестирования.

4. Последняя группа методик тестирования связана с различными подходами к анализу степени влияния рекламы на

лояльность отношения к марке или на изменение количества потребляемых товаров и услуг. К их числу относятся:

  1. тестирование непосредственных откликов;
  2. тестирование коммуникаций;
  3. проведение фокус-групп;
  4. проведение внутрирыночных тестов;
  5. проведение кадровых тестов.

4.1. Подсчет непосредственных откликов иногда называют тестом запросов, которые чаще всего отражают факты продажи и увеличение их общего объема.

Реклама, вызывающая непосредственную реакцию, может запускаться по частям: вставляться в дополнительные экземпляры газет и журналов, осуществляться путем распространения купонов и т.д.

Если каждое объявление имеет свой код на купоне или свой номер в обратном адресе, то рекламодатель может четко установить, какая реклама дала лучшие результаты.

4.2. Тесты коммуникаций предполагают использование следующей методики. Покупателей просят заполнить анкеты, включающие вопросы об их возрасте, поле, доходе и основных потребляемых продуктах и принять участие в «изучении мнений потребителей» (иногда за небольшую плату за сотрудничество).

В помещениях для интервью им показывают рекламу (одну за один раз) и предлагают ответить, например, на такие вопросы:

  • какие мысли или идеи появились у вас и что вы чувствовали во время просмотра рекламы?
  • как назывался рекламируемый продукт и т.п.;

Интервьюер дословно записывает ответы для будущего анализа с целью получения обобщенных характеристик воспроизведения основного момента (идеи) рекламы воспоминания об имени (названии) и др.

Тесты коммуникации, в отличие от тестов на убедительность и тестов запросов, дают результаты, позволяющие провести глубинный анализ реакций потребителей на рекламу.

4.3. Проблема использования

тестов с привлечением фокус-групп заключается в том, что небольшая часть респондентов может доминировать в фокус-группе, навязывая свое мнение другим.

И хотя квалифицированный интервьюер (модератор) может смягчить этот эффект, влияние наиболее авторитетных респондентов может оказаться непропорциональным их числу.

Кроме того, необдуманные высказывания (возможно, как-то неосознанно спровоцированные) могут убедить менеджера торговой марки, что он находится на верном пути. Таким образом, возможен случай, когда судьбу весьма дорогого творческого продукта (рекламы) определяет сочетание большого числа случайностей (7-9 человек).

4.4. Внутрирыночные тесты позволяют оценить рекламные сообщения с помощью измерения их влияния на объемы продаж. Paзумно предположить, что они должны быть главным инструментом рекламодателя. Однако трудности проведения такого тестирования для отдельной рекламы очень велики. Главная проблема заключается в том, что

объемы продаж изменяются под воздействием такой массы факторов, что четко выделить среди них «рекламные» (тем более фактор конкретного рекламного сообщения) весьма сложно.

Другое ограничение их использования заключается в том, что, когда появляются полные и достоверные данные об объемах продаж, реклама уже произведена и оплачена.

Таким образом, результаты внутрирыночных тестов для оценки рекламы появляются слишком поздно.

Некоторых из названных проблем можно избежать, используя так называемые

тесты искусственных рынков. Процедура сводится к тому, что респонденты после просмотра рекламы отправляются за рекламируемыми товарами, реализуемыми в искусственной среде. При этом идет регистрация покупок. После этого респонденты отвечают на вопрос, купят ли они рекламируемую товарную марку еще раз. В результате такого тестирования появляются две оценки:

  • проба — доля респондентов, которые выбирают товарную марку после просмотра рекламы;

  • повтор — доля респондентов, которые опробовали товар и снова его выбрали.

Несмотря на искусственность этого теста, исследовательские фирмы разрабатывают достаточно совершенные технологии пробы-и-повтора, позволяющие достаточно точно прогнозировать рыночные ситуации.

Методика пробы-и-повтора оказывается более совершенной по сравнению с тестами на запоминаемость и убедительность. Вместе с тем в тесте искусственного рынка влияние рекламы сочетается с влиянием цен, упаковки, реакции на сам товар и др.

Общий вывод, касающийся внутрирыночных тестов, таков: их большая достоверность требует слишком многих затрат времени и средств, чтобы можно было их использовать постоянно.

4.5. Кадровые тесты — это тесты, оценивающие реакцию потребителей на отдельные сцены (эпизоды, кадры). Даже очень короткий ролик состоит из отдельных частей, восприятие которых потребителем неодинаково. Кадровые тесты проводят по нескольким методикам:

  • По одной из них зритель набирает цифры на клавиатуре, для того чтобы отметить свою реакцию на каждый кадр. Так определяются части ролика, которые нравятся или вызывают повышенный интерес.
  • В другом варианте метода на зрителей надевают электроды, измеряющие изменение электрической проводимости кожи, и компьютер фиксирует следы эмоциональных реакций. В отличие от первого способа, который измеряет произвольную симпатию, тесты на электрическую проводимость кожи измеряют непроизвольные, эмоциональные реакции, что роднит их с физиологическими тестами.

Кадровые тесты позволяют выработать рекомендации по улучшению рекламных роликов, указывая на те их части, которые нуждаются в доработке.

Источник: http://www.elitarium.ru/ocenki_jeffektivnosti_reklamy/

Ссылка на основную публикацию