Вера в доброе начало — психология

Как поверить в себя и свои силы

≡  26 Декабрь 2011   ·  Рубрика: Практическая психология   

Вера в себя — не что-то такое, что очень трудно обрести. Поверить в себя и собственные силы можно при помощи 6 простых шагов. Это даст уникальный шанс увидеть новые возможности и перспективы для роста.

Если у вас есть твердая вера в себя, в свои силы, то вы не будете мучаться вопросом как научиться доверять другим людям. Это будет происходить естественно. Так что же это за шаги?

1. Жизненные цели

Вера в себя приходит с пониманием и осознаванием своих истинных целей в жизни и ценностей. Если твердо уверен, что идешь по пути осуществления собственных, не навязанных извне желаний и стремлений, то причин сомневаться в себе не будет.

В данном случае под сомнениями понимается следование за «чужими» целями. Внутренняя уверенность и непоколебимая вера в себя приходит тогда, когда знаешь что идешь действительно по своему пути.

Всегда помните известное высказывание:

2. Правильное окружение

Окружите себя близкими по духу людьми. Хотите стать богатым — больше общайтесь с бизнесменами и миллионерами. Вера в себя укрепляется людьми, система внутренних ценностей которых близка к вашей. Такие люди будут поддерживать вас на пути к достижению поставленных целей, помогут советом и не дадут опустить руки.

3. Искренность

Будьте честны перед собой и другими людьми. Всегда говорите правду. Ложь всегда приводит к сомнениям, потому что возникает необходимость тратить много сил на ее защиту. Вера в себя приходит вместе с добрыми, искренними отношениями с миром.

4. Все что ни делается к лучшему

Принятие этого факта очень сильно повышает вашу эффективность. Необходимо помнить, что то, где вы находитесь в данный момент, является результатом ваших действий в прошлом. Только полностью приняв на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни, можно будет стать свободнее и сильнее.

Текущее положение в жизни — самое лучшее в данный момент из всех вариантов, которые могли бы быть. Помните, что плохих ситуаций не бывает — есть только наше отношение к ним. Измените отношение и откроются новые возможности для решения проблем.

5. Ошибки — это опыт

Следует относиться к совершенным ошибкам как к полезному опыту. Не страдать и винить себя за их совершение, а принять их и в следующий раз попробовать сделать по-другому. Из каждой ошибки нужно выносить полезный урок.

Чем больше ошибок вы сделаете, тем больше опыта приобретете. Томас Эдисон сделал 10000 неудачных попыток, прежде чем изобрести лампочку.

Именно благодаря тому, что он не бросил продвижение к своей цели из-за ошибок, мы сейчас имеем в домах свет!

6. Личностный рост

Вера в себя приходит с избавлением от страхов, негативных убеждений, проблем. За один раз очиститься от всего этого не получиться, поэтому надо запастись терпением. К счастью, сейчас существует множество методик, литературы, тренингов личностного роста, которые могут помочь вам обрести психическое здоровье.

Источник: http://ivanrbk.ru/psy/kak-poverit-v-sebya-i-svoi-silyi

Вера в себя

« Назад

23.07.2014 05:53

Самое страшное неверие — это неверие в себя.

Томас Карлейль

Как Вы думаете, что является основой успеха в любом деле?

Может быть хорошее знание этой сферы деятельности, наличие опыта, выдающийся интеллект, или же, как сейчас модно говорить, большая внутренняя энергетика?

Ничего подобного! Основой успеха в любом деле является особый вид веры: вера в себя – вера в свою способность этого успеха достичь.

В Священной книге всех христиан — Евангелии много говорится о необходимости верить и о противоположности веры – сомнениях.

Христос говорит своим ученикам: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» Апостол Иаков, говоря о значимости веры добавляет, что нельзя сомневаться, «потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».

Древняя тибетская мудрость гласит: «Сомнение предательству равно». Человек, который сомневается в себе, предаёт сам себя. Древние вообще хорошо знали эти истины – ещё за пятьдесят лет до рождения Христа, римский поэт Вергилий писал: «Они могут, потому что они в этом убеждены»

Те, кто достигли вершин успеха, тоже прекрасно знают насколько важно верить в свои силы. Вот только несколько высказываний великих людей:

Один современный успешный российский предприниматель на вопрос журналиста о том, в чём секрет его успеха, пошутил: «В тупой самоуверенности, идиотском оптимизме и глухоте к здравому смыслу».

Самоуверенность

Сколько же негативного смысла приписали этому слову в сознании многих из нас родители и учителя. Самоуверенность – это вера в самого себя. И не надо играть словами, говоря, что «самоуверенность – это плохое качество, а вера в себя – хорошее». Самоуверенность и вера в себя – это одно и то же. Мне лично очень нравится следующее определение этого понятия  

Так откуда же растут наши сомнения в себе, сомнения в своей способности чего-то достичь в этой жизни своими силами?

Психологи знают – из детства. А именно из неправильного подхода к воспитанию ребёнка.

Только вспомните, сколько усилий прикладывается родителями и учителями для того, чтобы ребёнок мыслил теми же шаблонами, которыми мыслят его воспитатели (или вообще не мыслил), а главное – чтобы он чувствовал себя слабым и ничтожным (более глупым, более слабым, во всяком случае, ощущал себя приниженным по сравнению с родителями и воспитателями). Какие шикарные средства разрушения веры в себя даёт наша система воспитания.

Просто вспомните из своего детства – не было ли там воспитательских фраз типа:

  • «Вырастешь – поймёшь!»;
  • «Яйца курицу не учат!»;
  • «Рано тебе ещё об этом рассуждать!»;
  • «Делай, что тебе говорят и не умничай! (в данном случае имеется в виду – «думай так, как тебе говорят»);
  • «Поживёшь с моё – тогда узнаешь» (имеется в виду – «не думай, т.к. не имеешь ты пока на это права»);
  • «Отвечать надо так, как написано в учебнике – нечего нести отсебятину»;
  • «В сочинении по литературе писать надо то, что говорили литературные критики!» и т.п.

Ещё страшнее действуют оскорбления, которыми родители и некоторые учителя «награждают» ребёнка в детстве: «Дура!» («Придурок!»); «Тупица!»; «Лодырь!» («Лентяйка!»); «Бестолочь!» («Балбес!»); «Идиот!» («Идиотка!»); «Руки – крюки» («Руки у тебя кривые»); «Задохлец!»; «Слабак!»; «Дистрофик!»; «Мямля!» и т.п.

Психологи знают, что ребёнок бессознательно верит своим родителям и воспитателям. И когда те говорят ему, что он «Тупица» или «Лодырь», это действует как внушение под гипнозом. Вообще-то такие фразы — это и есть суггестия (внушение).

Сравните: «Не переживай, у тебя всё получится!» и «Неумеха!».

Первое – поддерживает веру в себя. Второе её разрушает. К счастью ребёнок никогда не верит полностью, что он действительно «бестолочь», «придурок», «лодырь», «тупица» и т.п.

, но к несчастью он всё-таки всегда в это верит (пусть и бессознательно, это уже не важно), ведь так сказала мама (папа, бабушка, дедушка, учительница и т.п.). Всё. Вера в себя подорвана.

Он начинает сомневаться в себе и своих способностях.

«Сомнение предательству равно» — он обретает систематический опыт предательства самого себя: предательства своих способностей (читай предательства того, что в него заложил Бог или Природа). Семья и школа вдалбливают детям, что быть самоуверенным плохо.

Почему они это делают?

– Да просто потому, что уверенный в себе ребёнок внушает опасения родителям и учителям. Они попросту боятся, что не смогут им управлять.

Ведь уверенный в себе ребёнок, с точки зрения родителей и учителей «имеет наглость» иметь своё собственное мнение по поводу тех или иных событий.

А если он имеет своё собственное, отличное от воспитательского, мнение, то неровен час и он начнет действовать не так, как воспитатели (ну ещё бы, «не дай бог» ребёнок станет успешнее своих воспитателей – это же какой удар по их самооценке).

Ради управляемости ребёнка подавляется его вера в себя, его вера в то, что он способен сам до чего-то дойти своим умом, его вера в то, что он сам способен чего-то достичь в этой жизни. Такова цена управляемости. Большинство людей намного сильнее, чем они думают, они просто забывают иногда в это верить.

Как же развить веру в себя?

Пожалуй, тут есть три рекомендации, которые следует выполнять:

Первое – забудьте всё негативное, что говорили Вам по поводу Ваших способностей Ваши родители и Ваши воспитатели.

Когда Вам полезут в очередной раз в голову мысли типа «я неудачник, у меня ничего не получается» — просто улыбнитесь, скажите мысленно с насмешкой «ну, спасибо!» всем тем, кто когда-то внушал Вам идеи о Вашей «неполноценности», ещё раз доброжелательно улыбнитесь – на этот раз самому себе, и скажите себе при этом мысленно «опять я за старое, но нет, я туда не вернусь» и решительно гоните деструктивные мысли о своей неспособности прочь из своей головы. Как говорит Михаил Ефимович Литвак: «Жизнь штука лёгкая, если Вам тяжело – значит просто Вы что-то делаете не так». Значит, когда что-то не получается надо прекратить на время действовать, сесть и хорошенько подумать: что я делаю не так и где я могу почерпнуть сведения о правильном образе действия? Ответ на этот вопрос обычно серьёзно продвигает вперёд на пути к успеху.

Второе – это нужно делать так, как в своё время удачно сформулировал Дейл Карнеги (хотя он не претендует на авторство этой методики): «Чтобы развить веру в себя, говорит он, нужно делать именно то, что вы боитесь делать и внимательно разбирать наиболее удачные случаи из этого своего опыта».

Третье – это рекомендация от автора «Собора Парижской Богоматери» — великого французского писателя Виктора Гюго: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя.

Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы сможете стать великим». В самом деле, «в мире слишком много людей, готовых списать вас со счетов.

Вам не нужно делать это самостоятельно».

И в любом случае, запомните хорошенько: «Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше».

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/vera-v-sebya

Как поверить в себя

Как поверить в себя? Актуальность проблемы как поверить в себя и свои силы появляется, когда человек уже столкнулся с рядом неудач или же ему предстоит свершить дело, имеющее для него чрезвычайную личностную значимость.

И если объективное видение своих неудач должно подтолкнуть к анализу поступков, переориентации действий или повышению квалификации, то в случае огромной важности предстоящего, работать придется исключительно с внутренними установками.

Прежде всего, человеку необходимо разобраться, почему какое-то дело получило в его системе сверхзначимость.

Вряд ли вопрос как заставить себя поверить в себя перед важным собеседованием не становится перед тем, кто видит в этом только беседу, а вот если прибавить желание стать достойным в глазах своего партнера, оправдать родительские ожидания, отсутствие других перспектив, то важность собеседования взлетает в разы.

Понимание причины высокой значимости может помочь отделить саму задачу от наложенных на нее сверху ожиданий и дать возможность признание своей семьи зарабатывать иначе.

Стоит изучить вопрос и посмотреть на примеры успешного выполнения желаемого другими людьми, имеющими те же стартовые позиции или иные базовые условия – тут можно многому научиться и в реальности посмотреть, что ничего заоблачного в цели нет, так же как и ничего критичного с людьми не случилось при достижении.

Порождать неверие в свои силы может масштабность задачи, которая своим весом просто давит человека (живя в съемной однушке, построение планов о собственном возведенном замке могут серьезно пошатнуть самомнение и веру).

Большие задачи и долгоиграющие планы разбивайте на маленькие (не столь разрушительные для эго), вырабатывать определенный алгоритм действия – это серьезно успокаивает и вселяет уверенность, добавляет сил.

Когда вы смотрите на список из нескольких задач, видите прописанные ходы в случае поворота, то все мероприятие перестает казаться невыполнимым.

Именно такой сугубо практичный подход оказывается часто гораздо эффективнее различных аффирмаций и прочих техник внушения, поскольку он подкрепляет ваши силы действиями, вы видите реальные изменения происходящего, хотя задействованы одинаковые механизмы смены восприятия, просто в одном случае вы внушаете себе, какой вы классный, а в другом вы оптимизируете проблему и снижаете масштабность ее влияния.

Как поверить в себя, когда опускаются руки

Вера в себя может ускользать периодически из-за разных факторов: критика окружающих, очередная провальная попытка реализовать задуманное, череда невезений или завышенная значимость происходящего.

Читайте также:  Создание транса - психология

Но бывают ситуации, когда руки опустились и все, что лезет в голову касается исключительно того как все бросить, а не как поверить в себя и свои силы, потому что сил объективно не осталось.

Депрессивные и апатичные состояния, кризисные моменты высасывают из энергетического резервуара все запасы, не оставляя возможности двигаться дальше. Часто проблема не решается настолько долго, что нет сил, чтобы продолжать, но и на уход ресурса тоже не осталось.

Все это касается вопросов переосмысления и поиска мотивации. Именно присутствие смысла в своей жизни и мотива для каждого действия дарит человеку новые возможности, напитывает энергией и включает фантазию для других путей достижения.

Придется провести переоценку ценностей, чтобы выяснить действительно ли ваша усиленная работа еще остается вашей истинной целью. Все поставленные цели периодически необходимо пересматривать и корректировать, чтобы не сбиться с курса.

Ну, вот какой толк вкладываться в отношения, где вам изменяют из-за цели дальнейшего брака? Смысл продолжать составлять методику проекту, который уже год не запускается, но продолжает требовать от вас разработок? Зачем ехать в гости к тем, кто уже давно перестал быть вашим другом? Выбрать цель единожды проще, но вот только когда она перестанет соответствовать вашим изменившимся внутренним установкам, энергия на ее достижение подаваться не будет. Ваше же подсознание начнет выбирать ошибочные стратегии, запускать различные соматические болезни и прочими путями не давать осуществиться тому, что уже перестало быть вашим истинным желанием.

Постарайтесь рассмотреть свою жизнь глобально и максимально широко, увидев все взаимосвязи, существующие на данный момент, представьте себе будущее.

Подобный анализ служит помощью в понимании насколько цель, к которой вы так стремитесь и пытаетесь поднять свою мотивацию с нуля, будет вас радовать осуществившись. Ищите масштабный смысл своей жизни, а не краткосрочные этапы удовлетворения, после достижения, которых накрывает пустота и безысходность.

Когда вы ориентируетесь на подобный стиль жизни, со временем включается психологическая защита, не дающая достигнуть выбранного, потому что после достижения не ждут радости, ждет пустота и бессмысленность, а пока вы бесконечно колотитесь в попытках достичь, жизнь вроде как наполнена смыслом.

Поэтому нужно разграничивать смыслы, ценности и цели: первое заставляет жить и чувствовать энергию, второе задает выбор путей реализации, а третье показывает направление.

Когда вы пересматриваете свою жизнь, это не дает быстрого результата, поэтому хорошо бы на этом этапе пользоваться поддержкой близких. В принципе это отличная стратегия, когда вы не справляетесь, а иногда именно делегирование части обязанностей позволяет вдохнуть новую жизнь в застывшее мероприятие.

Исключайте и своего поля зрения весь негатив, перестаньте хотя бы на время общаться с не верящими в вас и ваш успех людьми. Рискуйте и громко заявляйте о своих желаниях, ведь возможно реализация где-то совсем рядом.

Если ищите работу – говорите всем, можно даже незнакомым, но приятным людям, если сбились с толку в поисках нужного товара, то начинайте искать в местах и странах, где раньше не появлялись или которым почему-то боялись доверять.

Подобные рисковые эксперименты часто дают позитивный результат, поскольку если вы чего-то не нашли, не получили, не доделали с теми и там, где сейчас находитесь, возможно стоит поменять внешние декорации.

Как поверить в себя и обрести уверенность

Как человеку поверить в себя и обрести уверенность – вопросы стоящие рядом, но не являющиеся синонимичными.

Вера в себя складывается из отношения к возможному будущему, позитивной оценки возможностей в реализации задуманного, уверенность же добавляет в этот список общую реализованность, поскольку это не теоретические понятия, а непосредственная практика жизни (если вы полны планов и разработок, но никак их не воплощаете в реальность, то количество веры будет лишь уменьшаться).

Что бы понять, как заставить себя поверить в себя нужно переключить основное внимание именно на собственную личность, в ее уникальном развитии и самобытности, избегая сравнения, которое сжигает уверенность довольно быстро, хоть оно идет в позитивную сторону (и тогда рождается высокомерие), хоть в негативную (и тогда возникают самоуничижения и комплексы).

Естественно полностью отгородиться от мира и людей невозможно, но вот переформатировать привычку сравнения вполне можно, стоит только смотреть на людей не с завистью, а с интересом.

Вспомните тех персонажей или людей близкого окружения, с которыми сравниваете себя и логически выделите те характеристики, которые вам импонируют, проанализируйте, что именно делает этот человек, чтобы все складывалось подобным образом – рассматривайте его как учителя, даже можете попросить совета или поделиться опытом в достижении.

Себя же сравнивать лучше с самим собой, своими прошлыми достижениями, умениями или желаемыми будущими достижениями, т.е. не «я бегу медленнее этого парня», а «я бегу медленнее, чем вчера». Подобный подход помогает замечать причины и корректировать происходящее.

Сформулируйте себе свои качества максимально честно – принятие своих различных сторон дарит уверенность в распоряжении своей жизнью, ведь владея подобной информацией, вы уберете сомнения в том – сможете или нет, а точно сможете отвечать за результат или не браться за дело, определять неизвестные области, где не можете прогнозировать результат. Признание своих недостатков позволяет пользоваться ими и в любом профессиональном сообществе больше ценятся те, кто четко понимает границы своей компетентности, чем хватающиеся за все и преподносящие себя как всемогущих. Важно не пускаться в самокритику, достаточно простого признания и принятия, ко всем недостаткам стоит относиться с терпением. Вместо критики лучше хвалите себя, даже за маленькие достижения или продвижения к успеху, например за отказ от вредного обеда в пользу сбалансированного.

Ставьте лишь несколько целей за раз – именно их реализация будет наполнять чувством, что справитесь с последующими. Огромное количество планов, которые вписаны в ежедневник, нагружают нервную систему.

Чем чаще и больше символических галочек о достигнутом вы будете ставить, тем крепче будет становиться вера в свои возможности, чему способствует именно постановка небольшого количества целей за раз.

Пересмотрите убеждения, которые вас ограничивают, возможно, вы сразу клеите ярлык на что-то как «невозможное» или «не мое».

Подвергайте сомнению все мысли, утверждения и мнения, встречаемые на пути – собственные оценки достижимости цели, вердикт, выносимый по поводу ваших способностей другими людьми, оценку экспертов и статистику по данному вопросу.

Это те факторы, которые выдают логический, но не всегда верный анализ, поскольку ситуация может разворачиваться абсолютно невообразимым образом, и там где большинству требовались годы, вам может повезти проскочить за месяц.

Как помочь человеку поверить в себя

Помощь человеку не всегда может носить характер решения его проблем или непосредственного участия в этом. Существует огромный спектр ситуаций, когда вмешательство в жизнь человека своими активными действиями лишь создает видимость помощи, а в реальности наносит вред.

Так, вы можете из сочувствия сделать за ребенка уроки, облегчив ему вечер, но в итоге он не получит развития, вы можете опекать своих близких, при этом лишая их самостоятельности, муж может полностью заботиться о семье, лишив жену выбора – перечислять можно бесконечно.

Если вы видите, что человек отказывается от реализации чего-то из-за мыслей, что это трудно или он недостоин, то не нужно подносить ему готовое, а лучше помочь, став уверенным, добиться всего самостоятельно.

В тот момент, когда вы все сделаете за него, вы как бы подтверждаете его неверие в собственные силы, и тогда сомнения обретают устойчивую форму.

Чтобы помочь человеку поверить в себя нужно оставить на задворках жалость и оценивание, попытки нравоучений.

Сосредоточьтесь на поддержке, которая может проявляться абсолютно различными способами – вы можете дать понять, что всегда находитесь рядом и согласитесь на любое предложение, показывать важность чужого мнения, обращаясь за советом, проявлять интерес к высказываемым идеям.

Подобные методы не агрессивны, но создают фон собственной нужности и важности, разделения тех же ценностей, что в дальнейшем подталкивает на более широкое представление задуманного.

Но поддержка не всегда выглядит как пассивное созерцание и соглашение, и если вы чувствуете наличие энергии у своего знакомого то вполне можно действовать активно и с напором, вытаскивая в новые места, знакомя с полезными людьми, предоставляя острые ощущения.

Для многих подобная встряска полезна своим показателем, что мир вокруг жив и интересен, а если начать с ним взаимодействовать, то он с радостью откликается. Кроме того, если у человека присутствуют какие-либо нелогичные убеждения относительно происходящего, то вы минимизируете их влияние, взяв на себя организацию первого шага, который как раз является наиболее страшным (вспомните, знакомство и собеседование пугают больше, чем свидание и работа).

Когда вы общаетесь с человеком, утратившим веру в себя, избегайте сравнений, даже с целью поддержать и показать насколько он лучше, ведь тем самым вы запускаете сам механизм сравнивания, который в данном состоянии противопоказан.

Старайтесь говорить о его качествах от себя («мне нравится твое платье», «сегодня мы весело провели время», «ты нарисовал красивую картину»).

Ваши похвалы не должны выглядеть как лесть или приобретать гипертрофированные формы, очень чувствительная психика человека, потерявшего веру, быстро среагирует на фальшь, поэтому говорите действительно то, что думаете, при этом критику также можно и даже нужно подавать, главное выбрать правильную форму, помогающую человеку использовать даже свои недостатки.

Как поверить в себя и добиться успеха

Успех зиждется на вере в выбранное дело, направление, окружающих людей и самого себя, причем начинается эта длинная дорожка именно с последнего пункта.

Как человеку поверить в себя перед новым делом или если пока в жизни нет ни одного реального факта достижения, не является столь уж сложным вопросом, поскольку данное качество приобретается в процесс деятельности, а не при накоплении свершений.

Даже если было много достигнуто, то человек все равно может не ощущать своей уверенности из-за того, что длительное время ничего не предпринимал, как и наоборот, очень деятельные люди достигают ошеломительного успеха.

Для того чтобы появились силы и вера, необходима цель, конечный пункт, ради которого вообще затевается все движение. Без определения цели невозможно оценить свои способности, ведь без знания о предстоящих действиях, мы не можем оценить свои способности, готовность и гарантировать, что справимся. Цель стоит выбирать не из распространенных и модных тенденций, а из своих мечтаний.

То, куда вы идете должно приносить вам ошеломительное удовольствие, пусть это будет мечта, пришедшая из медитации, и тогда ее реализация сама по себе вам доставит удовольствие. А вот ставить в такие цели проект, который важен вашему начальству или бриллиантовое кольцо, которые стали популярны у ваших подруг не лучший вариант – когда глаза не горят, действия и мотивация уходят моментально.

Для того чтобы все запланированное происходило максимально гладко на этапе формулирования стоит сделать весь алгоритм достижения прозрачным и понятным, причем чем детальнее он будет, тем выше ваш уровень спокойствия.

Не нужно уметь все пункты вашего задуманного проекта, но знание тех мест, где вам понадобится консультация или помощь других людей уменьшает количество тревоги и опять же определяет вашу деятельность.

Красивый и стройный план поможет минимизировать влияние тревоги на ваше состояние, но лишь его наличие не приближает к успеху и не дарит уверенность – необходимо действовать.

Действовать в соответствии с выбранной концепцией, не нарушая своих внутренних установок, ведь если вы будете совершать действия, противоречащие вашему внутреннему смыслу жизни, то будет поселяться уверенность, что ваши действия неверны и ошибочны.

Важно следить за соответствием внешнего внутреннему, и продолжать движение, пусть лучше это будет не резкий моментальный рывок, но постоянное движение.

Когда вы стали активно продвигаться к успеху, стоит позаботиться о поддержке мотивации, путем фиксации полученных успехов: ставьте галочки напротив выполненных пунктов, ведите дневник позитивных достижений, фотографируйте свои успехи.

Это очень важно, поскольку со временем из памяти потихоньку начнет стираться большая часть приложенных усилий, может складываться ощущение, что вы не продвигаетесь к результату, тогда пересмотр достижений, оценка в процентах, сколько пройдено пути не только не позволят свернуть назад, но подкрепят уверенность.

Убирайте людей, не верящих в успех вашего мероприятия. Даже маленькие, но методичные замечания, обесценивания и предложения сменить задачу со временем могут убить вашу собственную веру в успех и заставить остановиться буквально перед самым финишем.

Подвергайте критике их высказывания, если видите, что возможен диалог, то в диалоге – так вы получите расширенную картинку и заметите какие-то детали, ускользавшие от вас ранее, чем сможете минимизировать потери.

Помните, что вы общаетесь, чтобы воспользоваться его умением видеть трудности и заранее разработать варианты их преодоления.

Читайте также:  Исполнитель - психология

Когда критикующие голоса находятся не снаружи, а внутри, то это интериоризированные оценки из детства (неосторожные комментарии воспитателей, родителей и простых прохожих), которые крепко закрепились в восприятии и своим влиянием препятствуют развитию в новом качестве. Вы можете отслеживать эти проявления, вспоминать, кому из вашей жизни они принадлежали и сравнивать с реальностью, убеждаясь, что сейчас это не так, а можете воспользоваться профессиональной помощью психолога в проработке таких проблем, что ускорит процесс.

Источник: http://psihomed.com/kak-poverit-v-sebya/

Депрессия и тело

За человеком закрепилось название животного, творящего свою историю. Это означает, что он осознает свое прошлое и его волнует его будущее. Он знает, что он смертен (никакое другое животное не несет бремени этого знания), но он также знает, что его личность связана глубокими корнями с наследием его народа.

Он также связан с будущим (которое есть его бессмертие) посредством знания о том, что через него это наследие будет передано дальше, другим поколениям. Ни один человек не может жить только для себя. Он должен ощущать — что бы он ни делал и каким бы незначительным ни казалось это дело, — что он работает в той или иной степени на будущее своего народа.

Все исследования первобытных людей показывают, что они чрезвычайно остро ощущали себя звеньями в великой цепи племенной жизни. Знания и навыки племени, обеспечивавшие средства для его выживания, а также его традиции и мифы, определявшие место племени в окружающем мире, торжественно передавались из поколения в поколение. Каждый человек — живой мост, который соединяет прошедшее с будущим.

Пока эти два столпа прочно закреплены и остаются незыблемыми, жизнь легко протекает через и над мостом, наделяя каждого индивида верой, которая придает смысл его существованию. Когда жизненные связи народа между прошлым и будущим разъединены, он теряет веру в себя и в свою судьбу. Мы уже видели, что первобытные люди впадали в депрессию, когда была уничтожена их культура.

Как и любой другой человек в депрессии, они также могли взяться за бутылку или потерять всякий интерес и желание продолжать жить.

Сегодня можно провести параллель между многими аспектами нашей культуры и этим феноменом. Традиции и обычаи, по которым западный человек жил на протяжении столетий, утрачивают свое влияние. Почти в каждой области жизни происходят изменения, которые делают прошлое неуместным и неактуальным.

Никто уже не может жить сегодня, как жили его дедушка с бабушкой. С таким удобством, которое нам дает повсеместное использование автомобилей, и с легкостью передвижения в любую точку земного шара на реактивном самолете — это физически невозможно. Но изменения также коснулись и человеческих отношений.

Ослабли семейные узы, и появилась совершенно новая сексуальная мораль.

Даже стали отличаться способы зарабатывания на жизнь, например, сильно уменьшилось число людей, непосредственно задействованных в сельском хозяйстве, больше людей стало работать в сферах обслуживания, чем в производстве; кроме того, появились новые профессии, такие, как социальная работа, психологическое консультирование, программирование компьютеров. Таким образом, проблемы, возникшие у нового поколения, отличаются от тех проблем, с которыми сталкивались их предки, в результате чего мудрость прошлого, так кропотливо собиравшаяся на протяжении многих лет борьбы за выживание, кажется или в самом деле осталась невостребованной.

А что же будущее? Совершенно очевидно, что в мире, где перемены стали неотъемлемой частью распорядка дня, будущее стало таким неопределенным, каким оно еще никогда не было. Ученые даже ставят вопрос о выживании человека.

Рене Дибо из института Рокфеллера считает, что у нас, вероятно, осталось не больше ста лет, и время человека закончится.

Кроме того, нельзя исключать опасность ядерной войны, которая представляет реальную угрозу сделать землю необитаемой еще раньше этого срока.

Но самое удивительное в этой ситуации — это то, что большое количество людей еще не впали в депрессию. Одна из причин заключается в том, что многие люди, особенно старшего возраста, обладают сильной личной верой, происходящей из личных переживаний, которые они испытали в отношении к матери и к семье.

Других поддерживает оптимизм, основанный на вере в силу и технологические возможности современного общества. Казалось бы, логично предположить, что, если мы можем послать человека на Луну, нам подвластно все. Будущее покажет, оправдан был такой оптимизм или нет. Я указал, что вера во власть не равнозначна вере в жизнь.

Опасность сегодняшней ситуации в том, что мы теряем нашу веру в жизнь.

Сам процесс, ввергший нашу культуру в хаос и разъевший всю прошлую веру, также дал современному человеку возможность по-новому взглянуть на себя. Он стал себя считать всемогущим. До двадцатого столетия человек всегда чувствовал себя подчиненным высшей власти, власти одного бога или нескольких.

У него никогда не было ни смелости, ни средств, чтобы бросить вызов высшей власти божественного Провидения. Такое отношение меняется или уже изменилось во многих людях. И вопрос не в том, есть Бог или нет. Бог в современном понимании мертв, его не существует.

Современный человек больше не признает высшей власти. Он считает, что природа управляется физическими законами и что, если он будет в состоянии понять эти законы, он сможет подчинить себе природу. Это довольно дерзкая мечта, и наука, кажется, продолжает снабжать человека средствами для ее достижения.

В своих лабораториях ученые не видят никаких препятствий для того, чтобы осуществить эту цель. Средства массовой информации подкрепляют ее для общественности новостями о каждом успехе в наших поисках знаний.

В результате во многие умы проникла мысль, что, может быть, нам удастся избавить организм от старения и победить таким образом смерть.

Можно ли в таком случае сделать вывод, что человек обрел новую веру, веру в науку или в способность рассуждающего и исследовательского ума разгадать все тайны, преодолеть все препятствия? Многие люди действительно верят в науку и в эти возможности. Они убеждены в этом.

Но убеждение — это не вера; убеждение можно подвергнуть проверке, вера же не нуждается в ней. Убеждение является продуктом сознательного ума, а подлинная вера исходит из сердца. Можно оспаривать человеческие убеждения, но нельзя спорить с верой. Убеждения могут устанавливать содержание веры, но они не являются ее сущностью.

Человек может иметь веру против всех убеждений — и эта вера поддержит его во время кризиса.

Еще один аспект нашей изменяющейся культуры заключается в усилении индивидуализации и одиночества среднего человека. Индивидуализация и одиночество не одно и то же, но они развиваются параллельными путями. Соразмерно тому, как человек все больше осознавал себя уникальной, неповторимой личностью, он обрубил узы, связывавшие его с сообществом, к которому он принадлежал.

Ему удалось это сделать, получив больше власти в свое распоряжение, власти передвигаться более свободно, общаться через большее расстояние, получать услуги или покупать все необходимое и т. д. Он все еще остается зависимым от своего сообщества, как и первобытный человек, но он уже не чувствует свою зависимость.

Он не рассматривает себя как часть более объемлющего порядка, от которого зависит его выживание. Он знает, что сообщество существует, но он рассматривает его только как матрицу для своей личной самореализации. Нас учили не убивать гусыню, которая несет золотые яйца, но нам сказали, что сами яйца вполне можно захватить.

В обществе, которое поощряет философию «каждый за себя», отсутствует чувство общности, дающее мощную силу.

Если каждый человек — это целый внутренний мир, тогда у него появляется право внутри своего личного мира стать Богом. Никто не может указывать ему, о чем думать и во что верить. Но такие личные миры очень мало соприкасаются друг с другом. Они общаются лишь на уровне соблюдения норм, правил, но это не настоящие чувства.

Как цыпленок, выведенный в инкубаторе, каждый человек живет в своей собственной скорлупе, хотя подвержен общим опасностям, разделяет похожие заботы, но он не связан с другими людьми. Он никогда не чувствовал себя таким одиноким, как в массовом обществе с его верой в технологический прогресс.

Условия современной жизни создают массовую культуру, массовое общество и массового человека*. Люди массового общества похожи на бобы в мешке; они рассматриваются только в количественном отношении.

И хотя каждый человек в массовом обществе отличается от другого человека (как отличается один боб от другого боба в мешке), он не является настоящей личностью, потому что у него нет права голоса в его предназначении, и он не может принять никакую ответственность за свою судьбу.

С момента рождения в массовой больнице жизнь человека обрабатывается системой, структурированной в средствах массового образования, массовой коммуникации, массовых путешествий и т. д. Механика этой системы не предусматривает проявление личного вкуса или личного суждения. Даже выбор товаров массового производства, которые мы покупаем, обусловлен массовой рекламой.

* Противопоставление массовой личности настоящей личности в моей предыдущей книге «Удовольствие: творческий подход к жизни», — прим.

Индивидуальность является функцией самовыражения, то есть она зависит от способности человека реагировать на жизненные испытания свободно и полно. Самовыражение не осуществляется в вакууме, так как мы находимся среди людей. Каждый акт самовыражения направлен на создание чего-либо и подразумевает получение ответной реакции.

Но подлинной отзывчивости и личной ответственности нет места в массовом обществе. Плачущий новорожденный в роддоме не получает ответа от своей матери, изолированной в другой палате. Студент, не принимающий учебную программу, которая чужда и бессмысленна для него, получает слабый отклик от образовательной системы.

Система не может отвечать человеческим нуждам, и отсутствие именно этой отзывчивости вынуждает людей участвовать в массовых протестах. Каждый массовый митинг или демонстрация, независимо от провозглашаемых ими целей, в действительности являются протестом против условий массовой жизни.

Такой способ — единственная форма выражения, доступная массовому человеку в массовом обществе.

Настоящая индивидуальность может существовать только в таком сообществе, каждый член которого ответствен за благосостояние всей группы и где группа отзывается на нужды каждого ее члена. В сообществе индивидуальность человека определяется его личной ценностью для группы. В массовом обществе она определяется уровнем его власти.

Поэтому настоящая индивидуальность измеряется ее соучастием в делах сообщества, а не степенью своей обособленности. В массовом обществе важна только система, поскольку любого человека можно заменить другим. Массовый человек, независимо от того, находится ли он внизу или наверху кучи, важен лишь для себя самого.

Такая система вынуждает людей становиться эгоцентристами, чье основное усилие направлено на достижение своего признания.

Я уже говорил, что прошлое соединяется с будущим через веру. Также через веру человек связан с сообществом. Сообщества были образованы людьми с общей верой, и они распадались, когда люди теряли эту веру.

Можете ли вы представить себе группу эгоцентристов, пытающихся организовать сообщество, где каждый человек заинтересован только в своей собственной важности и в своем собственном имидже? Никакое сообщество никогда не было основано на принципе, который бы способствовал лишь индивидуальному благосостоянию.

Сила, связывающая людей друг с другом, не может проявляться в эгоистичных интересах. Чтобы стать эффективной, она должна быть силой, которая выйдет за рамки самости или, по крайней мере, эго.

Каждая религия взывает к чувству общности, единства, которые она несет в себе. Религиозный человек чувствует себя частью сообщества людей, принадлежащих сообществу природы и сообществу Бога или Вселенной.

И каждый человек, ощущающий такую связь, является подлинно религиозным человеком независимо от того, принадлежит ли он или нет какой-то религиозной группе. Сила каждой религии проявляется в степени, до которой она взращивает чувство отзывчивости и ответственности в своих приверженцах.

Все религиозные системы придавали большое значение этому личностному фактору в отношении человека к другим людям, к природе и к Богу. В результате такого подхода укрепляется дух сообщества и в то же время усиливается чувство индивидуальности.

Это является лишним доказательством того, что человека, обладающего чувством личной отзывчивости и ответственности, можно назвать религиозной личностью.

Религиозные учреждения теряют свою эффективность, когда они не могут удовлетворить нужды человека принадлежать и выражать себя. В этом случае появятся новые системы мышления, направленные на удовлетворение этих потребностей.

Их вряд ли можно назвать религиозными, но они будут иметь религиозный привкус для тех, кто обнаружит в них чувство общности, отзывчивости и ответственности.

Для многих людей опыт групповой терапии, особенно биоэнергетический анализ, который содействует развитию духовных ценностей тела, удовлетворяет этим нуждам. На недавнем семинаре для профессионалов по биоэнергетическому анализу один из участников сказал, что, по его мнению, терапия — это религия будущего.

Он имел в виду, что терапия и религия имеют общую цель — дать человеку почувствовать свою принадлежность единому целому и в то же время почувствовать свою индивидуальность; они также дают ему веру в жизнь и способность выражать себя.

Эгоцентризм и вера — диаметрально противоположные явления. Эгоцентрист заботится только о своем имидже; человек веры заботится о жизни. Эгоцентрист стремится получить власть, потому что чем больше у него власти, тем значительнее он выглядит в глазах окружающих. Человек веры стремится получить удовольствие от жизни, которым он может поделиться с другими людьми.

Читайте также:  Непроницаемость для опыта - психология

Эгоцентризм — это вера в магию имиджа, особенно в магию слова. Для эгоцентриста имидж является всем; его единственной реальностью. Он верит полностью в силу сознательного ума и отождествляет свое существование с его процессами.

Настоящая вера — это приверженность жизни духа, духа, который пребывает в теле человека, проявляя себя в чувствах и выражаясь в движениях тела.

Немногих людей можно охарактеризовать как полных эгоцентриков, но в нашем обществе больше людей стоят на стороне эго, чем на стороне веры. Наша культура, образование и социальные институты покровительствуют позиции эго. За большей частью рекламы скрывается призыв к эго.

Образование укрепляет позиции эго, придавая большое, по-моему, преувеличенное значение абстрактному мышлению. Абстрактное мышление ведет к диссоциации личности с окружающим ее миром, как человеческим, так и природным.

Конечно же, оно дало человеку огромную власть, которой он обладает сейчас, но это было сделано за счет его веры.

Опасность, с которой мы сталкиваемся из-за этого коварного ослабления веры, носит двойственный характер: для человека в отдельности она представляет угрозу депрессии, а для общества в целом ведет к дезинтеграции тех духовных и общественных сил, которые наполняют социальные институты смыслом и уместностью для жизни людей.

И то и другое — реальные опасности нашего времени, и, по всей вероятности, ситуация изменится к худшему. Мы не можем устанавливать веру как закон, мы не можем производить ее и мы не можем обучать ей. Указы и законы, охраняемые государственной властью, могут лишь заставлять подчиняться догмам, но каждый акт подчинения разжигает внутренний пожар восстания, который неизбежно выльется в катаклизм.

Тот факт, что мы не можем производить веру, не нуждается в комментариях, поскольку никто не в состоянии получать ее механическим путем. Мое утверждение, что ее нельзя привить обучением, может показаться шокирующим, так как мы привыкли верить в силу образования. Но образование никогда не предназначалось для того, чтобы проникнуть в сердце человека, в его душу.

Его цель — обучить ум, и поэтому оно может изменить чьи-то убеждения, никоим образом не затрагивая веры.

Психология bookap

Несмотря на различие между убеждением и верой, эти два понятия могут часто соотноситься друг с другом.

Хотя убеждения являются продуктом мышления человека, а вера — чувством сродни любви, голову и сердце не нужно разъединять. То, что человек думает, может напрямую отражать его чувства, но необязательно.

Мы можем быть объективны в нашем мышлении, специально отделив его от того, что мы чувствуем на самом деле. Точно так же наши убеждения могут выражать нашу веру, а могут и не выражать.

Человек, заявляющий, что он убежден в существовании бога, может иметь слабую веру, которая видна, например, из его депрессивного состояния. С другой стороны, атеист может быть человеком огромной веры, но его вера будет проявляться в единении и любви как к его ближнему, так и к жизни.

Люди, обладающие верой, могут иметь разные убеждения, а люди с одинаковыми убеждениями могут сильно отличаться по своей вере. Слишком часто убеждения прививаются образовательным процессом, который ошибочно полагает, будто он учит вере.

Однако, когда убеждение возникает из личного опыта, не подвластного никакой догме, оно действительно оказывает воздействие на веру. Воздействие опыта на веру может быть положительным или отрицательным. Оно будет положительным, если откроет чье-то сердце, и отрицательным, если закроет его.

Источник: http://bookap.info/popular/louen3/gl23.shtm

Вера как внутренний ресурс личности

Храните зеленое дерево в своем сердце,
и возможно, пение птиц придет.
Китайская пословица

Экономический кризис, разгул преступности, экологические катастрофы, рост заболеваемости населения — все это является следствием прагматической линии существования человека как личности (Л. Н. Осипова).

Новое мировоззрение, интерес к духовности — один из путей решения многих актуальных проблем человечества. По мнению Е. И.

Рерих, создание новой цивилизации возможно лишь на сформированном энергетическом поле национальной духовной культуры.

Интерес психологов и психотерапевтов к вере как внутреннему ресурсу возрос в связи с исследованием проблем духовного здоровья. Ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижают негативное влияние психологического стресса.

Исследования Медицинского центра Университета Дюка (Duke University Medical Center) выявили взаимосвязь духовности и здоровья, доказав, что такие добродетели, как прощение, благодарность, доброта и любовь, проявляемые человеком в жизни, могут улучшить его здоровье.

Именно благодаря духовности у человека формируется мощный механизм защиты от стресса, укрепляется иммунная система, появляется оптимистический взгляд на жизнь.

Однако эта проблема оказалась труднее, чем могли себе предположить ученые. До сих пор нет общепринятого определения духовного здоровья.

Некоторые авторы связывают духовность с приверженностью определенной религии, другие предполагают, что духовное здоровье заключается в умении осознать и реализовать свою жизненную миссию, нести любовь и радость, помогать другим людям реализовывать себя. То есть можно быть духовным человеком, но не принадлежать ни к одной из религий.

Развивая свою духовность, человек старается найти ответы на вопросы:  «В чем смысл моей жизни? Какие отношения с людьми у меня складываются? Во что я верю? Как связаны в моей жизни прошлое, настоящее и будущее?» На эти вопросы нет простых ответов. Немецкий поэт Р. М.

Рильке советовал нам быть терпеливыми по отношению ко всем нерешенным вопросам нашего сердца. Он сказал, что мы должны научиться любить сами вопросы, ожидая ответы и работая ради них [цит. по: Пауэлл, 1993]. В восточных духовных практиках эти вопросы могут быть темой для медитации.

Многие исследования доказали, что религиозность и духовность влияют на здоровье людей [Гринберг, 2002]. Некоторые люди (например, Луиза Хей) поведали всему миру, как развитие собственной духовности помогло им излечиться от тяжелых недугов.

Однако экспериментально оказалось крайне трудно доказать влияние духовности на здоровье. Д. Гринберг справедливо замечает, что в ситуации, когда молитва укрепила здоровье больного, нам сложно выяснить, за счет каких факторов это произошло.

Улучшение могло произойти, так как человек пытался изменить ситуацию или как-то контролировал ее, призвав на помощь высшие силы («Человек с Богом всегда в большинстве»).

Возможно также, что срабатывает плацебо-эффект, действенность которого доказана в многочисленных психологических и медицинских экспериментах («По вере вашей да будет вам»). Может быть также, что вся сила заключается именно в словах молитвы, их последовательности или звучании.

А принадлежность к общине или церкви может явиться мощной социальной, эмоциональной и финансовой поддержкой для человека, попавшего в беду («Просите и обрящите»). Неспособность простить человека, который обидел, или Бога за уготовленные нам страдания вызывает гнев, запуская стрессовую реакцию, а также коррелирует с депрессией и тревожностью.

Мы уже сказали о том, что вера — это внутренний ресурс стрессоустойчивости. Вера (религиозная и рациональная) как социокультурный феномен является неотъемлемым атрибутом индивидуального и общественного сознания, без которого ни действовать, ни полноценно познавать человек не может.

Потребностью человека в заботе, опеке, помощи, защите обусловлена религиозная вера (вера в сверхъестественное), которая компенсирует его бессилие перед реальностью.

Опыт, знания, полученные человеком в процессе его развития и взросления, становятся основой для веры рациональной, веры в себя.

Религиозная вера и индивидуальная система верований личности имеют одинаково большое значение для сохранения себя в критических жизненных ситуациях. Макс Планк по этому поводу говорил: «Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук и Бога религии». Религиозная вера означает отношение души человека к неизвестному и непознаваемому.

Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Мировой дух) непознаваем по своей сути, то постижение Его возможно только при помощи веры. Б. Рассел [цит. по: Грановская, 2002] считал, что вера — это обязательный посредник между внешним миром, образом и идеей, он фиксировал внимание на интервале перехода от возможности к достоверности.

То есть вера — это преобразователь умственной энергии в душевную и обратно. Опосредованное действие разума на чувства (через веру) приводит к парадоксу: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить.

«Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением», он без внешнего принуждения, стимулирования не способен достичь своей цели, соответствовать своим ожиданиям.

Основоположник позитивной психотерапии Н. Пезешкиан [1993, 1996] рассматривает веру как одну из самых главных способностей человека. Мать воспитывает ребенка, не зная все его возможные способности, но верит в то, что они обязательно проявятся.

Слепоглухонемая Элен Келлер благодаря вере и терпению своей воспитательницы превратилась во всесторонне развитую личность. Вера как жизненная позиция и ожидание чего-то по отношению к неизвестному явлению относится не только к неизвестному в нас самих, но и к непознаваемому в окружающей среде и непознаваемому во Вселенной, что определяется также понятием Бога.

Любая научная гипотеза тоже в определенном смысле представляет собой веру в существование определенных закономерностей.

Решение вопроса о вере экзистенциально для каждого человека. Известный детский психотерапевт профессор А. И. Захаров как-то сказал, что отсутствие веры — это признак невроза.

Это может проявиться в том, что люди не хотят задуматься о содержании понятий «религия», «вера». Н.

Пезешкиан, основатель позитивной психотерапии, в связи с этим отмечает, что такая позиция может привести к многим душевным нарушениям: религиозному фанатизму, суеверию, страхам, боязни наказания за грехи, покорности судьбе, ханжеству, иллюзиям и т. д.

На первый взгляд кажется, что вопросы, связанные с верой и религией, далеки от реальной жизни. Однако психологическая практика убеждает в обратном. Опыт психотерапевтов показывает, что люди часто ищут причину заболеваний, ориентируясь на свой духовный, религиозный опыт. В. А. Ананьев, А. И. Вовк [2006] выявили семь мифов, которые используют современные пациенты, объясняя свое заболевание:

  1. Биоэнергетический: все мои болезни от того, что кто-то «вампиризирует, «высасывает» мою жизненную энергию.
  2. Магический: все мои болезни от того, что кто-то «навел порчу», «сглазил».
  3. Христианский: все мои болезни — за мои грехи.
  4. Кармический: все мои болезни за мои грехи в прошлых жизнях или «несу карму своей бабушки».
  5. Астрологический: все мои болезни из-за того, что «так неудачно расположились надо мной звезды».
  6. Психоаналитический: все мои болезни из-за неудачных отношений между мной и моими родителями.
  7. Социоцентрический: все мои болезни от того, что я выполнил свою миссию на этой Земле.

С точки зрения психология здоровья важно уметь понимать различия между верой, религией и церковью. Церковь — это религиозное учреждение, имеющее жесткую внутриорганизационную структуру. Религия — явление культуры, тесно связанное с историческим развитием народа.

Религия как внешний ресурс помогает личности только в том случае, если отвечает его потребностям и способствует личностному развитию. Если религия приводит к дисгармонии личности, тормозит ее развитие, то в этом случае ее нельзя рассматривать как ресурс.

Именно в этом случае Фрейд сравнивал религию с учреждением страхования.

Если религия дает человеку ценности (заповеди), которым он должен подчиняться, то психотерапия пытается помочь человеку осознать собственные ценности, и если эти ценности не способствуют личностному развитию, то помочь изменить их так, чтобы они помогали личности стать более здоровой и духовной.

Психиатр Д. Т. Фишер пишет: «Если бы вы взяли сумму всех значительных статей, когда-либо написанных самыми квалифицированными психологами и психиатрами по вопросам гигиены души, если бы вы собрали их вместе, привели в порядок и освободили от излишних слов…

у вас получилось бы неуклюжее и неполное резюме Нагорной проповеди» [цит по: Пауэлл, 1993].

Таким образом, для повышения уровня стрессоустойчивости человеку важно создать гармоничную систему понятий «Бог», «религия», «церковь», «духовность» и определить каждое из этих понятий для себя таким образом, чтобы они помогали ему жить и развиваться.

Иллюстрацией такой внутренней гармонии может явиться высказывание великого изобретателя (свыше  1200 патентов) и организатора первой американской промышленной исследовательской лаборатории Томаса Эдисона: «…огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, особенно перед величайшим из них — Богом».

Ранее опубликовано:
Позитивное мышление.
Тренинг Стрессоустойчивости

Источник: http://5psy.ru/samopoznanie/vera-kak-vnutrenniie-resurs-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию