Вариативные эмоции — психология

Разновидности эмоций и чувств

  • Врожденные и приобретенные.

· Базовые и вариативные эмоции (чувства). Базовые эмоции проявляются внешне одинаково у представителœей самых разных культур, проживающих на разных континœентах. Эмоции, внешнее проявление которых разнообразно, культурно и личностно обусловлено — вариативные эмоции.

  • Натуральные и культурные эмоции (чувства). Натуральные — чувства и эмоции, рисунок и ход которых определяется преимущественно генами, нашей природой. Культурные — созданные людьми в процессе развития культуры.
  • Элементарные, составные и сложные эмоции (чувства). Элементарные эмоции — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. То или иное сочетание базовых эмоций порождает составные эмоции. Так, к примеру, гнев — это отвращение плюс агрессия.
  • Когнитивно простые и сложные эмоции (чувства). Эмоции, возникающие как реакция на элементарный стимул, являются когнитивно простыми (пример — заякоренные эмоции). Эмоции и чувства, возникающие в результате сложной деятельности понимания происшедшего, тем более с учетом расчета имеющихся интересов и возможных последствий, являются когнитивно сложными.
  • Эмоциональные акции и реакции
  • Сложные эмоции. Сложные (составные) эмоции — содержащие в своей базе базовые, простые, далее неразложимые, эмоции. Сложные и простые эмоции соотносятся между собой, как молекулы и атомы. Обида, вина, отчаяние, разочарование, ревность, жалость, зависть — всœе эти составные чувства включают в свой состав гнев и грусть.

9. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической базе темперамента.

По мнению И.П.Павлова, тип ВНД образует физиологическую основу темперамента͵ который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Тип ВНД определяется различным сочетанием свойств нервной системы. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, ᴛ.ᴇ.

в способности выдерживать долгое или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения принято понимать как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Третье свойство нервной системы по И.П.Павлову — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.

Выделœенные И.П.

Павловым свойства нервных процессов образуют определœенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.

Выделœенные И.П.

Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник; сильный, уравновешенный, инœертный — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик. 10. Физиологическая основа темперамента.

Физиологическая основа темперамента — ϶ᴛᴏ тип ВНД. Тип ВНД определяется сочетанием разных св-в нервной системы (Пример: сильный, уравновешенный, подвижный — ϶ᴛᴏ сочетание определяет один из типов ВНД который лежит в базе сангвинистического типа темперамента).

И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П.

Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента͵ который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И.П.Павлов предложил распространить и на людей.

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

При этом нашему наблюдению доступны не физиологические процессы, поддающиеся исследованию только в лаборатории, а поведение, конкретная деятельность. Согласно И.П.Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент.

Типология И.П.Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой области.

Она была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у человека, экспериментально выделœены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность.

Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов.

Сегодня в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы и по мере их накопления исследователи придают всœе меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всœех работах И.П.Павлова о темпераменте.

Прежде всœего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделœения на типы отступает на второй план.

Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление правильной типологии.

При этом несомненно, что каждый человек имеет вполне определœенный тип нервной системы, проявления которого, ᴛ.ᴇ. особенности темперамента͵ составляют важную сторону индивидуально-психологических различий.

11. Психологическая характеристика темперамента.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/393119_raznovidnosti_emociy_i_chuvstv

Факторы возникновения эмоций

Факторы возникновения эмоций

Потребность в обеспечении социальной связи между матерью и ребенком (именно от любви взрослого зависит, выживет ребенок или нет, а также передаваемая психология любви ) является одной из причин появления человеческих эмоций в процессе эволюции по мнению К. Изарда. Еще одной причиной этого, несомненно, является необходимость в средствах коммуникации между взрослыми, а также между матерью и детьми.

Для выживания человека ему необходимы эмоции, без них человек является неполноценным. Эмоции — признак человечности. Важно уметь описывать эмоции словами, рассказывать о них, но не менее важными являются способности сопереживать эмоциям посторонних.

Эмоции в процессе эволюции обеспечивали возникновение новых типов мотивации, значительную вариативность поведения и появление новых поведенческих тенденций.

Все это, по мнению вышеназванного психолога, крайне важно и необходимо для успешной адаптации индивида и его взаимодействия с окружающей средой.

Некоторые эмоции развивались из физиологических реакций и сенсорных процессов (например, такая эмоция как отвращение, возникла изначально от вкусовых ощущений). Но, несмотря на это, объяснить происхождение остальных эмоций не так уж и просто. Мы можем лишь догадываться о причинах их возникновения.

Читайте также:  Игротерапия - психология

Наследственность также может оказывать влияние на появление эмоций. Многие стимулы (значимость которых вполне может меняться в процессе развития человека) могут обуславливать возникновение определенных эмоций. Это можно продемонстрировать на примерах изменения различных стимулов страха у детей.

Мнимые существа мало пугают детей в возрасте до двух лет, но у пятилеток в связи с развитием фантазии, рисующей в их воображении всевозможные опасности, страх перед такими существами резко возрастает. Из-за влияния имитационного обучения у детей растет страх перед различными животными.

Одновременно с этим увеличиваются межиндивидуальные различия, как относительно того, какие именно животные вызывают страх у ребенка, так и по степени этого страха.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

В процессе развития личности снижается воздействие врожденных компонентов страха или наследственности на само возникновение страха.

Причины возникновения эмоций зависят от многообразия событий и реакций, способных актуализировать эти эмоции, а также от индивидуальных особенностей развития человека.

Эмоции — это оценка индивидом значения актуальной для него ситуации, которая мобилизует его на регулирование процессов жизнедеятельности. Они выражают реакцию индивида на возможности достижения жизненных целей.

Одновременно человеческие эмоции обусловлены возможностями и требованиями окружающей среды индивида. Среди факторов, вызывающих эмоции есть как врожденные, так и приобретенные реакции.

Эмоции возникают как своеобразный ответ на воздействие раздражителя в различных жизненных ситуациях.

Дата: 04 мая 2015

 

Похожие материалы

Успешность — у каждого свой рецепт

Источник: http://www.skazka.com.ru/articles/faktori-vozniknoveniya-emocii21

 «Эмоции — это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.»

Роберт Киосаки

Эмоции (от emovere — возбуждаю, волную, побуждаю) — особый тип реакции животных и человека на внешние и внутренние стимулы. 

Это реакции, в которых выражается отношение индивидуума к различным явлениям жизни.

Эмоции — источник информации о том, насколько важны для нас те или иные события, адекватны или нет обстоятельства жизни нашим потребностям.

Существует множество различных эмоций. Наш язык, пригодный для описания внешних впечатлений, слишком несовершенен для того, чтобы выразить чувства. В одни и те же слова вкладывается различный смысл.

 Эмоции выполняют следующие функции:

  • побуждение (еще только-только зарождается потребность, как уже возникает эмоция; так называемое мотивационное возбужде­ние);
  • активация, мобилизация, демобилизация;
  • регуляция поведения и процессов познания;
  • оценка (отражает значимость действия для индивида);
  • экспрессия (выражение вовне, что важно, в частности, для обще­ния). 

 Принято разграничивать эмоции по знаку, модальности, по степени и характеру активации физиологических процессов, по интенсивности и продолжительности, по уровню развития.

Классификация эмоций по модальности.

Существуют различные модальности эмоций: тоска, тревога, страх, обида, вина, разочарование, скука, радость, удовольствие, гнев и другие.

  • Тоска — переживание потери, траурное чувство. Обычно сопровождается ощущением тяжести и душевной боли.
  • Тревога — беспредметное чувство близкого несчастья, предощущение беды. Сочетается с ощущением напряжения, беспокойством.
  • Страх — переживание опасности для жизни, здоровья, благополучия. Страх обычно связан с конкретными ситуациями, объектами, людьми.
  • Обида — чувство недовольства со стремлением обвинить другого, переложить на него ответственность за неудачу.
  • Вина — переживание личной ответственности с упреками и осуждением самого себя. Это чувство противоположно обиде.
  • Разочарование — чувство, сопровождающее утрату ценностных представлений, потерю веры в то, что ранее составляло смысл существования.
  • Скука — переживание пустоты жизни, отсутствия стремлений и интересов.
  • Радость — предчувствие или переживание успеха.
  • Удовольствие — чувство приятного от сделанного или удовлетворения физиологической потребности.
  • Гнев — бурное проявление недовольства, не обязательно сочетающееся с враждебным отношением и агрессией.

Этот перечень модальностей отнюдь не исчерпывает чувства человека и может быть продолжен. Выде­ляют 10 фундаментальных эмоций, которые не сводятся одна к другой: интерес — возбуждение; радость; удивление; страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; вина; стыд.

Остальные эмоции являются комплексными. Так, например, состра­дание — это соединение печали и любви, которые в свою очередь также являются комплексными эмоциями; ревность состоит из любви, нена­висти и зависти.

  Классификация эмоций по знаку.

По знаку различают положительные и отрицательные эмоции. Первые желанны для человек, он к ним стремится, а вторые — неприятны, он их избегает. Это деление сразу указывает на мотивационную роль эмоций.

Положительные эмоции возникают в ситуациях, сулящих успех, достижение цели, удовлетворение потребности. Ясно, что не всегда сама ситуация порождает такую эмоцию.

Положительной эмоциональная реакция будет и в том случае, если мы знаем, как действовать, каким путем в данной ситуации достичь желаемого. Положительные эмоции, таким образом, являются сигналом собственной поведенческой компетентности.

Если же успех достигается за счет удачной находки, нового подхода, то положительная эмоция способствует их закреплению и поощрению. Даже если успех этот мнимый, а способ действий деструктивный.

Отрицательные эмоции возникают в ситуации фрустрации, то есть при появлении препятствий на пути к цели. В повседневной жизни эти препятствия часто бывают мнимыми и преувеличенными.

Еще Эпиктет заметил, что людей чаще страшат не дела, а мнения об этих делах.

Отрицательные эмоции связаны также с некомпетентностью, потерями, боязнью ответственности, а также эгоцентризмом, порождающим несбыточные ожидания, будто мир создан специально для наших желаний и прихотей.

Отрицательные эмоции позволяют увидеть проблемы и направления личностного роста. Эти эмоции блокируют неэффективные стратегии поведения. Они стимулируют наше развитие, только если принимать их, а не стремиться их подавлять. Негативные эмоции, кроме того, активируют механизмы психологической защиты, благодаря которым мы не замечаем многого, что могло бы вконец отравить нашу жизнь.

 Классификация эмоций

 по степени и характеру активации физиологических процессов и

 по интенсивности и продолжительности.

Эмоции имеют непосредственное отношение к активации организма. Некоторые из них повышают уровень активации, например, гнев. Это стенические эмоции. Другие, напротив, снижают уровень активации, демобилизуют. Например, тоска. Такие эмоции называют астеническими.

Различают также эмоции покоя и эмоции ожидания. Первые сопровождаются ощущением расслабления и возникают, если цель достигнута или стало ясно, что она недостижима. Это, к примеру, умиротворенность, разочарование.

Эмоции ожидания сочетаются с чувством напряжения, которое возрастает по мере приближения к цели или возникает в амбивалентной ситуации, при столкновении полярных желаний, перед развязкой или окончательным решением.

Читайте также:  Перевоспитание - психология

Любая эмоция состоит из трех компонентов. Это во-первых, непосредственное переживание — сумма органических ощущений (легкость, стеснение, напряжение, удушье и т. п.), которую, собственно, мы и называем эмоцией, настроением. Во-вторых, любая эмоция включает то или иное побуждение к деятельности.

В условиях дефицита информации совершаемые при этом действия в конечном счете могут оказаться полезными. Известна притча о двух лягушках, попавших в крынку со сметаной. Одна вскоре прекратила сопротивление и погибла. Другая барахталась, пока не сбила комок масла и тем самым спаслась.

Эмоция, таким образом, как бы восполняет дефицит информации — это когнитивный компонент эмоции.

Выделяют несколько форм проявления эмоций: аффекты, страсти, настроения и ситуативные реакции.

Аффект — сильное и короткое проявление эмоции, связанное с неожиданным и резким изменением жизненно важных обстоятельств. Аффект характеризуют:

  • связь с текущей ситуацией — отдаленные, воображаемые и вероятные события аффектом не сопровождаются;
  • обобщенность — основной раздражитель «сплавляется» в единый комплекс с сопутствующими, так что последние только поддерживают аффект. Поэтому успокоить разъяренного человека трудно, этим его можно только «подхлестнуть». Аффект ужаса может поддерживаться случайными вещами, отчего в панике человек мечется в разные стороны;
  • высокая, предельная интенсивность эмоции, признаком чего могут служить резкие физиологические сдвиги и расстройства (спазмы сосудов, эпилептический припадок и т. п.);
  • изменение состояния сознания — обычно наблюдается выраженное в разной степени «сужение» сознания. Разграничивают физиологический и патологический варианты аффекта.

Часто считают, будто аффекты лишены адаптивного значения. Между тем существует мнение, что опыт аффекта полезен в том плане, что позволяет заранее, распознать аффектогенные ситуации, приготовиться к ним или во время «выйти из игры». Известна «очистительная» сила аффектов.

Страсть — сильное и стойкое чувство с концентрацией внимания, мыслей и действий на объекте, с которым связано это чувство. Нередко страсть преображает, делает неузнаваемым человека.

Она, по замечанию Ларошфуко, «превращает умного в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом». О страстях много писали — поэты, писатели, философы, в основном выражая осторожное, боязливое к ним отношение.

Между тем страсти не бывают ни плохими, ни хорошими, они таковы, каковы сами люди.

Настроение — устойчивое и нерезко выраженное эмоциональное состояние. Определяется физическим состоянием, а также оценкой происходящего с позиций жизненно важных целей. Настроение с трудом поддается словесному описанию, чаще оценивается в неопределенных выражениях — «хорошее, плохое».

Ситуативные реакции — относительно короткие и мягкие эмоциональные ответы, связаны с текущими впечатлениями. Это могут быть внешние ситуации — что-то сказали, упрекнули, кто-то заболел и т. п.

Любимый человек вызывает чувства гордости, восхищения, благодарности. Ситуативные реакции возникают и в связи с внутренним состоянием. Например, человек чувствует зависть к кому-то, понимая, что это «нехорошо».

Возможно, он почувствует также чувство вины, досаду или разочарование собой.

Источник: http://psihoanalitik.net/library/articles/emotion

Изотова Е.И. Социальные и когнитивные детерминанты кодирования эмоций в реальном и виртуальном пространстве — Журнал «Психологические исследования». ISSN 2075-7999

English version: Izotova E.I. Social and cognitive determinants of coding of emotions in real and virtual space
Психологический институт РАО, Москва, Россия

Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования

Представлены результаты исследования кодирования эмоциональных состояний детьми и подростками в реальном взаимодействии и его виртуального аналога.

Выделены механизмы произвольной регуляции выражения эмоций (симуляция, подавление, маскировка) и эмпирически проиллюстрирована их активность в разные возрастные периоды.

На основе выделения этапов становления эмоционального насыщения интернет-коммуникации обозначен вектор развития способов кодирования эмоций в виртуальном пространстве. Продемонстрированы способы моделирования и использования гиф-анимации в качестве основного кодирующего инструмента.

Обозначены и эмпирически обоснованы социальные и когнитивные детерминанты способности к кодированию эмоций. В качестве основной социальной детерминанты рассматриваются социокультурные нормы выражения эмоций, в качестве интегрированной когнитивной детерминанты – эмоциональный интеллект.

Ключевые слова: кодирование эмоций, механизмы произвольной регуляции выражения эмоций, эмоциональные коды, эмоциональная насыщенность виртуального общения, способы и инструменты кодирования эмоций, социальные нормы выражения эмоций, когнитивная схема эмоции

В современной психологии эмоций термин «кодирование эмоций» используется в одном ряду с «воспроизведением эмоций» при некоторых различиях в значениях, связанных с характеристиками произвольности эмоциональных процессов.

Понятие кодирования имеет более широкое значение и определяет выражение эмоции как непроизвольного реагирования, так и произвольного трансформированного воспроизведения эмоциональных состояний.

Именно в этом значении данный термин мы используем в своих исследовательских программах и презентации их результатов.

Нас интересует переход непроизвольного эмоционального реагирования в процессе социализации в новую форму – произвольного опосредованного выражения эмоций, где необходимым условием данного перехода выступает развитие эмоциональной регуляции с функцией контроля за выражением эмоций.

С нашей точки зрения, способность трансформировать (изменять) экспрессивное выражение тех или иных эмоций в контексте социализации и есть специфическая особенность (фактор) развития не только эмоциональной регуляции, но и эмоционального развития в целом.

Интеграция в онтогенезе дихотомии развития экспрессии – эволюции произвольного выражения эмоций и инволюции непроизвольных эмоциональных реакций определяет сложный, многогранный вектор развития кодирования эмоций.

Кодирование эмоций в реальном взаимодействии: феноменология и тенденции развития

Проблема эмоционального кодирования как произвольного выражения эмоциональных состояний детально рассматривалась в контексте нейрокультурной теории экспрессии П.Экмана. Все переживаемые человеком эмоциональные состояния выражаются в определенных формах его поведения.

Первоначально у ребенка можно различить только состояние покоя и эмоционального возбуждения. В ходе развития это неопределенное возбуждение начинает приобретать более дифференцированные формы реагирования. Эмоциональные реакции младенца не имеют определенной установившейся формы протекания.

Позже ребенок начинает выражать эмоции организованным способом и в той форме, которая поощряется в его культурной среде.

То есть ребенок поэтапно осваивает ряд «правил выражения» – личных, ситуационных и культурных норм, которые регулируют степень и локализацию его мимических проявлений [Ekman, 1972, 1975].

Современными исследователями, включая П.Экмана, К.Саарни, В.Шеннума и Д.

Бугенталя, выделяются и иллюстрируются три главных типа правил выражения эмоции: «симуляция» (выражение непереживаемой эмоции), «подавление» (сокрытие выражения переживаемой эмоции) и «маскировка» (замена выражения переживаемой эмоции выражением другой, непереживаемой эмоции). Данные правила легли в основу концепции механизмов произвольной регуляции выражения эмоций в социально значимых ситуациях при наличии социальных регулятов.

Читайте также:  Супружеская измена - психология

Среди трех механизмов произвольной регуляции эмоций самым востребованным является подавление, затем симуляция. Маскировка является самой сложной (комбинированной) функцией контроля экспрессии, так как в ее основе лежит схема «подавление» + «имитация» (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение активности механизмов произвольной регуляции кодирования эмоций (ПРКЭ).

Обращаясь к результатам одной из наших исследовательских программ, мы выделили следующие факты, на основании которых обозначили вектор развития кодирования эмоций [Изотова, 2014].

Нижней возрастной границей активизации механизмов произвольной регуляции кодирования эмоций (на базе механизма симуляции дискомфорта, неудовольствия, печали) является младший дошкольный возраст.

Эмоциональное подавление актуализируется к старшему дошкольному возрасту по отношению к социально не поощряемым модальностям (зависть, обида, презрение), что связано с присвоением детьми социального запрета на их выражение.

На протяжении всего детства именно механизм подавления сохраняет лидирующие позиции, с огромным расхождением значений механизмов симуляции и маскировки.

Эффективность подавления эмоционального выражения зависит от интенсивности конкретного эмоционального переживания, а также уровня развития произвольности и саморегуляции.

Механизм маскировки эмоций в дошкольном возрасте активизируется позже всех в связи со сложностью, комбинированностью данной функции контроля экспрессии.

В школьном возрасте эффективность маскировки гораздо выше при низкой степени интенсивности подавляемой эмоции и социальной поощряемости имитируемой эмоции (к примеру, эмпатийной).

Еще более усиливает эффект широкая общественная представленность эмоциогенной ситуации (значимая аудитория).

В подростковом возрасте диспозиция активности механизмов произвольного кодирования эмоций меняется.

Наблюдается тенденция к выравниваю значений всех механизмов при неизменном доминировании механизма подавления, что демонстрирует инструментальную готовность к трансформации эмоциональных выражений с различными целями (самопрезентация, социальная манипуляция и прочее).

Своевременная активизация механизмов симуляции, подавления и маскировки эмоциональных проявлений во многом определяет не только коммуникативную компетентность человека, но и его социализированность, успешность взаимодействия с различными членами социума.

Кодирование эмоций в виртуальном взаимодействии: тенденции развития и феноменология

Информационное пространство как контекст для виртуальной коммуникации и взаимодействия не может и не должно рассматриваться в отрыве от общего пространства социализации человека, так как оно входит в общую структуру поля социализации.

В настоящее время информационная социализация характеризуется как процесс освоения информационных технологий, где выстраивается отношение к воспринимаемой информации, происходит постижение норм и ценностей, присущих данной культуре, происходит категоризация и самокатегоризация, конструируется картина окружающей действительности [Голубева, Марцинковская, 2011; Белинская, 2013].

Согласно данной позициисовременных отечественных исследователейспособы социального взаимодействия в информационной среде, а значит и кодирование эмоций,имеют самостоятельный канал развития, хотя и являются вторичными по отношению к пространству реального общения, процесса непосредственного обмена эмоциональными состояниями, отношениями.

Становление виртуальной передачи эмоций первоначально осуществлялось на основе знакового кодирования, что подразумевало вербальные обозначения эмоционального содержания общения, выраженные в письменном тексте. К примеру, «мне грустно, так как…», «у меня нет слов по поводу…», «Я так тебя люблю и скучаю…».

При этом шел активный поиск способов визуализации эмоций с целью обеспечения полноценного канала передачи и обмена эмоциональных состояний, включая невербальные формы и средства. Так появились пиктограммы, схематически или образно передающие эмоции партнерам по коммуникации (графические смайлы и др. изображения) (см.

 табл. 1).

Таблица 1

Примеры знакового кодирования эмоциональных реакций в процессе письменной коммуникации

ЗнакМодальность эмоциональной реакции
🙂 или =)Радость
🙁Грусть
😐Равнодушие, апатия
:-Озадаченность или недовольство
=-OУдивление
:-[Смущение
:-[Злость, гнев
:-!Отвращение

Каждый из графических смайлов, представленных в таблице, имеет свой образный аналог, которые на современном этапе развития виртуальной коммуникации широко дифференцируются по стилям, жанрам, нормативности, дизайну и теме (см. http://www.yoursmileys.ru).

Во избежание ошибок при считывании кода (совокупности экспрессивных признаков) каждый смайл имеет закрепленное за ним значение, что выражается во всплывающих названиях (улыбка, ярость, смущение, благодарность и пр.).

При очевидном коммуникативном эффекте смайлики лишь информируют об определенной эмоциональной окрашенности переписки, отношении автора к тексту, что не решает проблему эмоциональной насыщенности интернет-коммуникации.

С целью расширения эмоциональной насыщенности общения в современном интернет-пространстве появились и закрепились альтернативные способы кодирования эмоциональных состояний, их передачи собеседнику, выражения отношения к репликам и их оценки.

Речь идет об использовании дублированных знаков препинания, выполняющих интонационно-экспрессивную функцию; употреблении имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением, а также образно замещающих обращений к партнеру по коммуникации; смена регистров клавиатуры; метафор, образных или нецензурных выражений, стихотворных текстов, изречений [Изотова, 2010].

Тем не менее статического кодирования эмоциональных состояний становится недостаточно, что стимулирует возникновение новых форм визуализации эмоций, имеющих динамические характеристики, – гиф-анимация (Gif-анимация). Динамика эмоциональных реакций здесь обеспечивается последовательно зафиксированными и предъявляемыми экспрессивными изменениями, объединенными в общий анимационный видеоролик (см. рис. 2).

Код 1Код 2Код 3Код 4

Рис. 2. Примеры моделирования гиф-анимации (подросток, 14 лет).

Использование «гифок» с коммуникативными целями также имеет свои различия. В одном случае контактеры используют фрагменты, так называемые нарезки из популярных фильмов и мультфильмов.

Выбор фрагмента определяет контекст беседы, возраст и степень эмоциональности партнеров.

Так, в одних случаях это могут быть анимированные персонажи с яркой моноэкспрессией радости или гнева, в других – фрагменты драматических сцен со сложными эмоциональными переживаниями и проявлениями чувств (см. рис. 3).

Рис. 3. Мультипликационная гиф-анимация гнева и радости.

Среди пользователей социальных сетей подросткового и юношеского возрастов очень популярны персонифицированные гифки, то есть анимированные экспрессивные выражения самих контактеров, позволяющие отреагировать (закодировать эмоцию) на конкретные слова партнера или информацию в реальном времени (см. рис. 4).

Рис. 4. Персонифицированная гиф-анимация отвращения, стыда, печали (юноши и девушки 22 и 23 лет).

Активные контактеры с высоким коммуникативным статусом имеют в гаджетах специальные приложения, позволяющие создать гиф-анимацию в процессе общения (например, популярное приложение “Gif me”).

Таким образом, прослеживая путь становления эмоционального насыщения интернет-коммуникации, можно обозначить вектор развития способов и инструментов кодирования эмоций в виртуальном пространстве (см. рис. 5).

Рис. 5. Вектор развития способов кодирования эмоций в виртуальном пространстве.

Источник: http://psystudy.ru/num/2015v8n42/1162-izotova42

Ссылка на основную публикацию