Развитие темперамента — психология

2.2. Развитие темперамента

  Хотя темперамент является устойчивым свойством личности, его признаки не могут рассматриваться в отрыве от возрастных особенностей человека. И моторика, и эмоциональность, и общая активность различаются в раннем детстве, в младшем школьном, подростковом, юношеском и др. возрастах. И это связано не только с созреванием и развитием организма в целом и нервной системы в частности.

В развитии особенностей темперамента человека значительную роль играют его воспитание и самовоспитание.  Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных чертах, так и в отрицательных.

К первым относятся энергичность и страстность холерика; живость и отзывчивость сангвиника; спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика; глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика, ко вторым — несдержанность, резкость, склонность к постоянным взрывам холерика; отсутствие должной сосредоточенности, поверхностность, склонность «разбрасываться» сангвиника; вялость, равнодушие ко многим впечатлениям флегматика; склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость меланхолика. Чтобы оптимальным образом развить положительные и компенсировать отрицательные стороны того или иного типа темперамента, необходимо соблюдение двух условий.  Во-первых, особенности темперамента ребёнка должны учитываться воспитывающими его людьми. Так, порицание может оказать стимулирующее воздействие на детей с сильной нервной системой, тогда как у детей со слабой нервной системой может вызвать подавленность, растерянность, утрату веры в свои силы. Различия, обусловленные особенностями темперамента, часто проявляются в деятельности: дети с подвижными нервными процессами легко и быстро осваиваются с частыми сменами деятельности, тогда как это вызывает значительные затруднения у детей с инертными нервными процессами; при выполнении одинаковых практических заданий дети с подвижными нервными процессами выполняют их быстрее, но при этом менее качественно, тогда как дети с инертными нервными процессами выполняют их медленнее, но более качественно и т.д. Для оптимизации обучения и воспитания детей с разными типами темперамента психологи разработали следующие рекомендации:   — деятельность холерика полезно контролировать как можно чаще; в работе с ним недопустимы резкость и несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию; в то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценён; его необходимо приучать к сдержанности, самообладанию;   — перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия;   — флегматика нужно вовлекать в деятельность и заинтересовывать; он требует к себе систематического внимания; его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую; не следует порицать его за медлительность при резкой смене рода занятий;   — в отношении меланхолика недопустимы не только грубость, резкость, но и просто повышенный тон, ирония; о проступке, совершённом меланхоликом, лучше говорить наедине; следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю; отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным; нужно развивать его уверенность в своих силах, поощрять активность.   Необходимо отметить, что учёт особенностей темперамента при воспитании ребёнка является непростой задачей. Например, чрезмерное поощрение капризов может привести к несдержанности и резкости, а излишняя строгость и подавление самостоятельности — к пугливости и робости ребёнка с любым темпераментом.  Во-вторых, человек должен научиться управлять своим темпераментом. Темперамент — это свойство личности, а не свойство нервной системы. Образ жизни конкретного человека во многом обусловливает интенсивность и характер его усилий по саморегуляции и самовоспитанию. Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, пантомимике, в осанке, походке человека — даже на регуляцию проявлений темперамента в моторике влияют стиль эпохи, нравы определённых социальных групп, общественное положение человека и т.п.  Динамические особенности психики проявляются и в общении, и в умственной сфере, и в общей работоспособности. Означает ли это, что темперамент в чём-то ограничивает человека? На основе многочисленных экспериментов учёные установили, что различия по темпераменту — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Особенности темперамента обусловливают пути и способы выполнения деятельности, но не уровень достижений (не конечный результат деятельности, её продуктивность или эффективность).  Человек, развивая достоинства и компенсируя недостатки своего темперамента, может выработать индивидуальный стиль деятельности — типичную для него совокупность приёмов и способов, позволяющих достигать наилучших результатов в деятельности. Индивидуальный стиль деятельности вырабатывается и совершенствуется именно при сознательном, активном использовании человеком приобретаемых в жизненном опыте знаний, умений и навыков для приспособления особенностей своего темперамента к выполняемой деятельности. При этом на «ядро» — комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы — как бы накладываются особенности двух типов:   — носящие компенсаторный характер по отношению к «недостаткам» свойств нервной системы человека;   — способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, «полезных» свойств нервной системы.   Благодаря формированию индивидуального стиля деятельности для человека с любым типом темперамента открыты пути к овладению самыми разнообразными видами деятельности, в том числе профессиональной.  Однако важно учитывать, что выбор профессиональной деятельности будет оптимальным, если эта деятельность соответствует психологическим особенностям человека, в том числе — его темпераменту. По отношению к определённым видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных чертах психики. Так, некоторые виды монотонной работы проще выполнять флегматикам (благодаря инертности нервных процессов) и меланхоликам (благодаря повышенной чувствительности, предохраняющей от снижения восприимчивости, развития сонливости). В свою очередь сангвиникам и холерикам (благодаря силе и подвижности нервных процессов) легче даётся работа, которая требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма к другому. Если работа связана с повышенной ответственностью и риском, то лучше с ней справятся сангвиники, холерики и флегматики (благодаря силе нервных процессов), чем меланхолики . Для того чтобы человек смог выбрать профессию в соответствии со своими особенностями, в различных учреждениях (школах и т.п.) проводится комплекс психологопедагогических и медицинских мероприятий профессиональной ориентации, направленных на оптимизацию трудоустройства молодёжи.  В свою очередь многие организации, учреждения профессионального образования проводят мероприятия профессионального отбора, целью которого является выбор из имеющихся кандидатов таких людей, чьи индивидуальные особенности соответствуют требованиям профессии, позволяют прогнозировать успешность выполнения конкретным человеком профессиональной деятельности в типовых, а также специфически затруднённых для неё условиях. Конечно, не всегда профессионально-важные качества связаны с темпераментом. Но,например, для профессий, где специалист является оператором системы «человек-машина», важными являются свойства его восприятия, внимания, памяти, такие показатели, как скорость его зрительно-моторной реакции, скорость реакции на движущийся объект и т.п., то есть либо сами динамические особенности психики, либо напрямую связанные с ними характеристики психических процессов.  Чувство удовлетворённости своим трудом, высокая производительность, достижение мастерства в своём деле, творческая самореализация в профессии, профессиональное долголетие — всё это признаки соответствия психологических особенностей человека специфике выбранной им профессии.

  В заключение необходимо отметить, что темперамент влияет на другие личностные свойства — способности человека, потребности и мотивы, но в наибольшей степени — на характер. Темперамент составляет основу характера. Однако свойства темперамента не предопределяют свойств характера.

Например, не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив — данные черты характера должны вырабатываться, что предполагает волевую саморегуляцию поведения и деятельности, самовоспитание человека. Одно и то же свойство темперамента может развиться в совершенно разные черты характера.

Так, на основе импульсивности у одного человека, который не приучился контролировать свои поступки размышлениями над их последствиями, могут развиться необдуманность, безудержность, привычка «рубить с плеча», а у другого — решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели.

Практическое задание

  Проанализируйте проявления своего темперамента — в моторике, общей активности и эмоциональности. Сообщите результаты данного анализа соседу по парте. Как вы думаете, к какому типу следует отнести ваш темперамент?   Теперь для определения типа вашего темперамента воспользуемся опросником Ганса Айзенка.

  Сравните полученные результаты. Правильно ли вы определили тип своего темперамента на основе самоанализа?

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/146/56.html

Темперамент. Типы темперамента

В психологии под темпераментом понимают самобытные свойства психики, характерные для личности и определяющие динамику ее психических реакций и поведения. Давай разберемся в этом и определим тип темперамента твоего ребенка.

Свойства характера, присущие данному типу темперамента, не отделимы от человека и закономерно сочетаются. Они проявляются одним и тем же образом в течение всей жизни, не зависимо от возраста.

Невозможно утверждать, что какой-либо тип темперамента лучше (удобнее, приятнее) других.

Просто для каждого из них характерны свои сильные стороны, и важно научиться использовать их для достижения успеха во все сферах жизни.

Типы темперамента

Понятие темперамента и его типологии ввел еще знаменитый греческий врач «отец медицины» Гиппократ. По его теории виды темперамента различаются в зависимости от преобладания в организме того или иного «сока»: крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.

Дело своего учителя продолжил его преемник – врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э. Его авторству принадлежит трактат «De temperamentum» (лат.

«соразмерность», «мера»), в котором названы 4 типа темперамента в зависимости от ведущего «сока организма»:

  • холерик (от греч. chole — желчь, яд) – импульсивный, горячий;
  • сангвиник (от лат. sanguis — кровь) – подвижный, веселый;
  • флегматик (от греч. phlegma — флегма) – медлительный, спокойный;
  • меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь) – робкий, печальный.

Этими терминами и поныне пользуются психиатры и психологи всего мира.

В ходе развития медицинской мысли различные авторы создавали самые разные разделения и градации темпераментов, например, в зависимости от телосложения (т. н. конституционные типологии). Но все они не выдерживали критики и проверки временем. Главный недочет в таком подходе – пренебрежение важностью среды, в которой взращивается личность.

Выдающийся русский психиатр И. П. Павлов предложил теорию, в которой провел взаимосвязь между нервными процессами, протекающими в организме индивида, и его темпераментом. Павлов трактовал тип нервной системы как нечто врожденное, мало изменяющееся в течение жизни под воздействием внешней среды. Свою теорию он вывел на животных и пытался применить ее к людям.

Типы темперамента отличаются друг от друга характерными свойствами:

  • Сензитивность – минимальная сила внешнего воздействия, вызывающая реакцию у человека;
  • Реактивость – сколь непроизвольной будет реакция на тот или иной возбудитель (провокационное замечание, резкий звук и пр.);
  • Активность – насколько энергично человек действует (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность на достижении цели);
  • Соотношение активности и реактивности – показывает, что больше довлеет над человеком: случайные внешние возбудители и эмоции, или свои собственные цели и убеждения;
  • Пластичность – сколь легко человек подстраивается под обстоятельства и окружающих, как умеет приспосабливаться;
  • Ригидность – насколько человек инертен и косноязычен;
  • Темп реакции – это не только скорость психической реакции на событие, но и скорость речи, мимики, жестов, скорость мышления;
  • Экстраверсия или интроверсия – психотип человека, определяющий, откуда он черпает энергию: извне или из собственных переживаний
  • Эмоциональная возбудимость – как скоро возникает реакция на возбудитель извне.

Темперамент человека определяется комбинацией свойств, перечисленных выше. Не знаешь, как определить темперамент своего ребенка? Вот 4 типичных портрета.

Сангвиник

Реактивность у такого человека повышена, но она уравновешивается активностью. Сангвиник быстро откликается на все, происходящее вокруг, используя свою живую и выразительную мимику. Он может рассмеяться или рассердиться от сущего пустяка, по лицу легко угадывается настроение, мысли и отношение к происходящему.

Порог чувствительности у сангвиников достаточно высок, поэтому незначительные навязчивые звуки не сильно его побеспокоят. Он энергичен, активен и трудолюбив, может достаточно долго сосредотачиваться на своем занятии, не зная усталости. Дисциплинирован, при необходимости может совладать со своими эмоциями, быстро становится собранным.

Говорит быстро, думает тоже, находчив, сообразителен, быстро включается в новую ситуацию, очень пластичен, легко приспосабливается к людям и обстоятельствам, легко заводит новые знакомства. Сангвиник может работать в режиме мультизадачности, быстро переключаясь с одного вида деятельности на другой. Чаще всего экстраверт.

Пример сангвиника из детской художественной литературы – Алиса из сказок Льюиса Кэролла.

Читайте также:  Внимание - психология

Холерик

Подобно сангвинику имеет невысокую чувствительность, очень активен и реактивен. Однако, его активность явно превалирует над реактивность. Это приводит к тому, что на некоторые ситуации он откликается неоправданно страстно. Поэтому о таких людях идет слава как о необузданных натурах. Холерик действительно нетерпелив, вспыльчив, импульсивен.

Не столь пластичен, как сангвиник, а потому не так легко сходится с людьми. Он более инертен, поэтому его позиция всегда непоколебимее, чем у сангвиника. Поэтому он настойчив, устойчив в своих стремлениях и убеждениях, но ему сложнее переключаться с одной задачи на другую. Обычно холерики – экстраверты.

Типичный холерик – Карлсон, который живет на крыше.

Флегматик

Реактивность и чувствительность флегматика весьма низки. Все это позволяет окружающим считать его неэмоциональным, черствым человеком. Зато он активен, готов планомерно и сосредоточено идти к своей цели. Невозмутим, не легко поддается общему веселию, на шутку не ответит громким хохотом. Но и даже при серьезных проблемах не теряет спокойствия и самообладания.

Речь и мимика у него небогаты, сдержаны, неспешны. Ему трудно приспосабливаться к изменившейся обстановке, очень привержен к своим привычкам, и новые навыки отрабатывает долго. Для флегматика характерны терпеливость, выдержка, работоспособность, способность надолго не терять сосредоточенности. Чаще флегматики – интроверты.

Типичный знакомый нам флегматик – Винни-Пух.

Меланхолик

Это очень чувствительный человек, при этом имеющий низкую реактивность. Даже сущий пустяк может растрогать или расстроить его до слез. Он очень обидчив, все принимает на свой счет. Как правило, такие люди имеют тихий голос, невыразительную мимику и скупые, скованные жесты.

Меланхолик до крайности не уверен в себе, малейшая преграда на пути к достижению цели способна привести его в отчаянье и заставить прекратить добиваться результата. Повешенный нос, опущенные руки – это все про него. Из-за повышенной чувствительности меланхолик мало трудоспособен и легко утомляем. Он очень легко отвлекается, сосредоточенность на занятии у него не глубока.

Чаще всего меланхолики – интроверты. Пример меланхолика – Ослик Иа из сказки «Винни-Пух и все-все-все».

Разница между характером и темпераментом

В описанных портретах мы перечисляли особенности темперамента. Но ведь их так легко принять за некоторые черты характера. Так что давай разберемся, чем отличаются эти два понятия: темперамент и характер.

  1. Понятия темперамент и характер человека отличаются способом обретения. Темперамент – категория врожденная, в то время как характер приобретается и меняется с годами.
  2. В выборе темперамента участвует отчасти наследственность (иногда говорят, что темперамент наследуется), отчасти случайность. Характер же формируется вследствие взаимодействия с окружением человека. В различных условиях и средах у людей с одинаковым типом темперамента формируются абсолютно разные характеры.
  3. От темперамента зависят только поведенческие реакции человека, в то время как от характера – его моральная суть и душевная наполненность, жизненные ценности и ориентиры.
  4. О том или ином типе темперамента нельзя сказать «хороший» или «плохой», в то время как характер поддается такой оценке.
  5. Когда говорят о темпераменте, используют слово «свойство». Характер же имеет «черты». На самом деле в такой разнице терминов кроется глубокий смысл: для каждого типа темперамента характерен стандартный набор свойств. В то время как черты характера и их комбинации – уникальны в каждом человеке.

Совместимость темпераментов

Людям разных темпераментов бывает непросто понять друг друга. Но, в то же время, диаметрально противоположные личности часто дополняют друг друга. Рассмотрим на примерах.

Холерика лучше всего усмирит и дополнит его противоположность – флегматик. Меланхолика хорошо утешит и поддержит сангвиник. Психологи отмечают эти два сочетания идеальными.

Иные пары (холерик – сангвиник или флегматик-меланхолик) могут быть не столь успешны в своих взаимоотношениях, так как первая слишком эмоциональна, а вторая слишком инертна.

А вот в сочетании «холерик – меланхолик» или «сангвиник – флегматик» видится уже некая пропасть между партнерами.

В первом случае холерику можно посоветовать сдерживать себя и взвешивать свои слова и поступки, а меланхолику – не принимать близко к сердцу нечаянные обиды.

Во второй же паре психологи советуют флегматикам отказаться от своего консерватизма и быть щедрее на проявление чувств, а сангвиникам – быть надежным и последовательным, чтобы партнер мог тебе довериться.

Парам с одинаковым темпераментом проще в случае, если оба флегматики или меланхолики. А вот двум холерикам может стать вместе тесновато. Безусловно, легче всего будет сангвиникам.

Темперамент ребенка

Поскольку темперамент – категория врожденная, узнать, кто твой малыш (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик) можно практически с рождения. Однако лучше «выносить вердикт», когда кроха немного подрастет, и мама накопит опыт наблюдения за ним, а также когда можно будет судить о его предпочтениях в играх и характере речи.

Чтобы определиться с типом темперамента твоего ребенка, ответь честно для себя на простые вопросы о характерном для него поведении. В таблице ниже речь идет о малыше 2 – 4 лет. Если твой ребенок уже вырос из этого возраста, давай ответы исходя из его реакций, когда он был в том возрасте (уверены, ты их помнишь как никто)

Как ты уже поняла, с каким столбцом чаще совпадает поведение твоего чада, такой тип его темперамента.

Каковы же стандартные рекомендации родителям по воспитанию юных сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов?

Сангвиник. Такому активному ребенку обязательно нужно подобрать спортивную секцию по душе. Следует уделять внимание последовательности и целеустремленности, учить доводить начатое до конца.

Для этих целей отлично подойдут всевозможные конструкторы и паззлы и мозаики по возрасту. Ты можешь быто требовательной с маленьким сангвиником, конечно, без чрезмерной муштры.

Похвала подстегнет такого ребенка к старанию.

Холерик. Главное, на что нужно обратить внимание в воспитании юного холерика – его органичное вливание в коллектив. Учи не конфликтовать, не быть непримиримым, терпимо относиться к окружающим.

Поддерживай малыша в его стремлении быть лидером, давай советы по справедливому укреплению своего авторитета в коллективе.

И никогда не ругай такого ребенка в присутствии посторонних! Почаще хвали за самостоятельность, убеждай его в том, что гордишься тем, какой он взрослый и сознательный, хвали за выдержку.

А чтобы «спустить пар» придумай для какой-нибудь тайный ритуал или просто запиши малыша в спортивную секцию или на энергичные танцы (хип-хоп, рок-н-ролл и пр.) Также по твоему холерику явно плачут детские театральные студии или (при наличии слуха) хоры и ансамбли. Сцена – это его стихия.

Флегматик. Для такого малыша важно выработать уважение к собственному мнению, но и способность к пониманию чувств других людей. Почаще рассуждай вместе с ним, задавай наводящие вопросы.

Читая сказку, останавливайся и переспрашивай ребенка: почему тот или иной герой поступил так-то, что им двигало? Если у твоего малыша есть проблемы в детском коллективе, поддерживай его, поначалу – прямо защищай.

Малышу будет полезно посещать танцевальный кружок (предлагай не очень быстрые стили), музыкальную или художественную студию

Меланхолик. Всегда демонстрируй заинтересованность в рассказах малыша и искренне слушай, что он тебе говорит. Только так ты сможешь ввести разговор по душам в вашу традицию. Маленькому меланхолику жизненно необходимо хоть кому-то полностью доверять, чтобы делиться всеми своими страхами и сомнениями. На эту роль мама подходит лучше всех.

Выслушивай, учи размышлять и искать выходы из различных ситуаций. Не критикуй своего малыша! Указывая на его неправоту, обязательно начинай с напоминания, что ты его очень любишь. Из развивающих занятий для него идеально подойдет рисование. Пока ребенок маленький – приучи его сочинять вместе с тобой сказки.

Возможно, немного повзрослев, ребенок займется литературным творчеством.

Современные теории темперамента

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает активность и реактивность.

Те типы темперамента, которые мы видим у современных индивидуумов, образовались в результате эволюции. А потому природа темперамента – генетическая.

Однако, под воздействием жизненных обстоятельство при взрослении темперамент человека отчасти может меняться. Я.

 Стреляу разработал специальный тест-опросник, исследующий уровень процессов возбуждения, торможения и вообще подвижности нервных процессов.

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность — ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

3. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности разработал В. М. Русалов. Согласно его представлениям, темперамент – определяющая категория для психики человека.

В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

  • выносливость,
  • пластичность,
  • скорость,
  • эмоциональность (чувствительность).

Источник

Поддержите нас! Нажмите:

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/temperament-tipy-temperamenta

О темпераменте в психологии и его роли в жизни

Каждого из нас отличает разная эмоциональная впечатлительность, устойчивость и интенсивность эмоций. Мы по-разному реагируем на ситуацию: поведением, деятельностью, скоростью и интенсивностью реакций. Что это значит? Это хорошо или плохо? В этой статье о том, что такое темперамент и на какие типы он делится. А также можно ли изменить свой тип темперамента?

Что такое темперамент?

Темперамент – это индивидуальные характеристики психики, которые определяют динамику психической деятельности. Это свойство постоянно и не меняется с возрастом человека.

Нельзя сказать о том, что бывает плохой или хороший темперамент. У каждого типа есть свои, как положительные, так и отрицательные стороны. Не стоит тратить время на исправление отрицательных черт темперамента. Самое главное – научиться грамотно использовать достоинства в определенной деятельности.

Вопрос определения типовых характеристик темперамента интересовал людей еще много сотен лет назад. Человек пытался найти типичные особенности склада в различных людях и объединить их в единые портреты. Эти портреты мы называем типами темпераментов. Данные характеристики были важны для того, чтобы предугадать поведение человека с определенным темпераментом в конкретной жизненной ситуации.

О типологии темперамента

Создателем учение о типах темперамента называют древнегреческого врача Гиппократа. Он говорил о том, что соотношение 4-х основных «соков в организме» и определяет различия людей. Это – кровь, флегма, желтая и черная желчь. Данное учение продолжил не менее известный античный врач Клавдий Гален. По его мнению, тип темперамента зависит от того, какой именно «сок» преобладает в организме.

Именно Гален выделил типы темпераментов, которыми пользуются и сегодня. А это: сангвиник (кровь), флегматик (флегма), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь). Среди отечественных ученых огромный вклад в данное направление внес И. П. Павлов, который указал на взаимосвязь типов нервной системы с типами темпераментами.

Характеристика основных типов темперамента

Ниже приведены основные психологические характеристики разных типов (по Я. Стреляу):

Сангвиник – это человек с живым, возбужденным откликом на все, что его интересует вокруг. У него живая мимика и выразительные движения. Незначительная мелочь способна расстроить его до глубины души, а легкая шутка может вызвать громкий хохот.

На его лице можно легко прочитать, в каком он настроении или как относится к появившемуся человеку или предмету.  Он активен, энергичен и работоспособен. Его отличает способность к концентрации и дисциплинированность.

Сангвинику легко найти общий язык с незнакомым человеком и привыкнуть к новым обстоятельствам. Он легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Читайте также:  Выиграл-выиграл - психология

https://www.youtube.com/watch?v=wAZQZT8-HCQ

Холериков можно смело назвать личностями необузданными, нетерпеливыми и вспыльчивыми. Они менее пластичны и более инертны, чем сангвиники. Это люди с устойчивыми стремлениями и интересами. Они настойчивы и движутся к своей цели несмотря ни на что. Им нелегко переключить свое внимание с одного вида деятельности на другой.

Флегматик активен, малочувствителен и эмоционален. Он способен оставаться невозмутимым в тот момент, когда все вокруг падают от хохота. Умеет сохранять спокойствие при серьезных неприятностях. Он долго привыкает к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Терпелив, сдержан и отличается умением «держать себя в руках». Сангвиникам нелегко сходиться с новыми людьми.

Меланхолики – это очень чувствительные люди. Они обидчивы и плачут по пустякам. Их отличает невыразительная мимика, тихий голос и бедные движения. Это неуверенные в себе люди, которых любая трудность способна заставить опустить руки. Сангвиники мало работоспособны и быстро утомляемы.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/o-temperamente-v-psihologii-i-ego-roli-v-zhizni

Типы темперамента и их психологическая характеристика

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям.

Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях.

Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой.

Вследствие этого: реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить);  обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям.

Если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.

) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы.

Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания оно может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее определенная тенденция всегда проявляется в поведении человека.

Рис. 2.10. Характеристика типов темперамента

Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что стройная картина соответствия четырех типов высшей нервной деятельности (по И. П. Павлову) четырем темпераментам, известным с древности, не так очевидна, как предполагалось ранее.

Они предложили временно отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности, пока не будут более полно изучены ее основные свойства и характер их взаимосвязи.

Эти ученые показали парциальность таких свойств при применении условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам и наметили поиски общих характеристик нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга. Особенно важны выводы Б. М.

Теплова об отсутствии прямого параллелизма между свойствами нервной системы и особенностями поведения. По психологическим характеристикам поведения нельзя судить о физиологических качествах нервной системы.

Ее свойства не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни и труднее другие. Задачу представляет поиск тех ее качеств, которые определяют индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности — главных двух измерений темперамента (В. Д. Небылицын).

Таким образом, темперамент — это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности.

Можно выделить следующие признаки свойств темперамента:

  1. обусловленность их свойствами нервной системы и постоянные индивидуальные особенности эмоциональной сферы, к которым относятся: сила, скорость эмоций, эмоциональная возбудимость;
  2. устойчивость или изменчивость, плавность или резкость изменения эмоций;
  3. регуляция динамики психических процессов и психической деятельности в целом (скорость, темп реагирования).

Имеются интересные наблюдения о взаимосвязи кожных узоров на пальцах рук человека и его нервной системы, его темперамента. «Гребешковый счет» — количественный метод анализа рисунков на коже пальцев.

Гребешки — это видимая ребристость кожи, образующая тот или иной папилярный узор на крайней фаланге. В узоре подсчитывается число гребешков, пересеченных или же соприкасающихся с отрезком прямой, проведенной от центра дельты (три радиуса) до центра узора.

Если узор в виде дуги, то гребешковый счет равен нулю.

Общий гребешковый счет определяется путем суммирования всех гребешков на десяти пальцах руки. Он выше у мужчин (от 130 до 150), чем у женщин (от 110 до 135). Преобладание спиралей и больших петель увеличивает его.

У лиц с сильной и уравновешенной нервной системой доминируют «петли»; сильной, но неуравновешенной — «спирали», а «дуги» наблюдаются у обладателей слабой нервной системы. Холерик имеет 50% спиралей, а остальные — петли. Флегматик — все петли.

Меланхолик — хотя бы одну дугу, и чем больше дуг, тем слабее нервная система.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента.

Так, особая подвижность сангвиника может дать дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводят такого человека к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. Один и тот же тип темперамента может быть как у «великой», так и у социально ничтожной личности.

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности:

  • мыслительный;
  • художественный;
  • средний.

Представители первого типа (у которых преобладает активность второй сигнальной системы левого полушария мозга) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через «фильтр» разума. Такие люди обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

У людей художественного типа (здесь преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария мозга) мышление образное, на него накладывают отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует прежде всего искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения. Это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».

Большинство (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания (с самого раннего детства), от жизненных обстоятельств.

Источник: https://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/21-tipy-temperamenta-i-ix-psixologicheskaya.html

Темперамент в психологии: виды, значение, особенности

Очень большую роль темперамент играет в психологии личности. Известно, что слово «темперамент» произошло от латинского слова temperamentum, в переводе означающего «надлежащее соотношение частей». По определению темперамент — это совокупность различных особенностей личности, которые непосредственно влияют на характер и тип поведения человека.

История возникновения понятия «темперамент»

Древнегреческий врач Гиппократ, занимавшийся также вопросами психологии, утверждал, что тело человека состоит из четырех элементов, а душевные и физические болезни зависят от их пропорций. Именно на основе его учения и возникло понятие «темперамент» в современной психологии.

Основные свойства темперамента человека

К основным свойствам темперамента относятся:

  • ритм и темп психических процессов;
  • устойчивость эмоций;
  • энергичность движений;
  • степень напряженности волевого усилия.

Очень часто от динамических свойств зависит общее психологическое состояние человека, к которому можно отнести настроение, достижение целей, направление деятельности.

Динамические свойства не являются постоянными и зависят от множества факторов, напрямую влияющих на личность.

Основные же свойства темперамента, характерные для определенного индивидуума, очень устойчивы, они могут не меняться на протяжении очень многих лет, а у многих такие свойства остаются на всю жизнь.

Психологическая характеристика типов темперамента и их особенности

Некоторые сочетания свойств очень устойчивы и характерны для определенной группы людей. Их еще в психологии называют типами темперамента.

Названия этим типам дал тот же Гиппократ, который еще в древности их классифицировал, и они неизменны до настоящего времени. Это всем известные типы: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Для каждого человека, принадлежащего к одному из этих типов, существуют характерные особенности.

  1. Холерик. Этот тип отличается быстротой и порывистостью. Особенно страстно отдается любимому делу. Но для него бурные эмоциональные вспышки ярости — это очень распространенное явление. В большой степени выражена частая смена настроений.
  2. Сангвиник. Такой человек очень быстро справляется с поставленными задачами, очень отзывчив к просьбам окружающих. Неприятности он старается не замечать и поэтому переживает их без особых эмоций.
  3. Флегматик. Его легко узнать по медлительности в движениях. Как правило, он идет к своей цели долгое время, не сворачивая. Смены настроения происходят очень редко. Очень трудно определить его душевное состояние.
  4. Меланхолик. Это человек легкоранимый. Реакция на происходящие события проявляется слабо. Очень много времени уделяет переживанию своих жизненных неудач.

Хотя очень многие люди относятся к одному и тому же типу, степень выраженности тех или иных качеств может быть совершенно разной. Каждый человек при рождении обретает свои особенности, которые хоть и возможно отнести к какому-либо типу личности, но все же определяют они индивидуальность каждого индивидуума по-разному.

Читайте также:  Отупение - психология

Конечно же, похожих сочетаний свойств характеров людей можно встретить очень много. Но для полной характеристики темперамента отдельной личности недостаточно определить один из типов. Окончательный вывод возможен лишь после того, как будет произведено полное психологическое исследование человека.

Темперамент в психологии и его значение

Правильно охарактеризовать темперамент человека порой бывает очень сложно, ведь на его становление влияет множество факторов, таких как воспитание или условия проживания, которые могут сильно измениться со временем. К наиболее вероятным факторам, влияющим на развитие темперамента личности, также относят условия, в которых воспитывался человек.

Влияние наследственности на тип темперамента еще не совсем изучено, так что невозможно с определенной уверенностью сказать насколько важен этот факт. Нравственность человека в социальных отношениях тоже не зависит от темперамента.

Ведь люди, входящие в большую группу с важными общими ценностями, обладают совершенно разными темпераментами, что совсем им не мешает.

«Если ребенок обладает совокупностью черт характера, которые явно можно отнести к одному из типов личности, это еще не исключает индивидуального подхода для воспитания в нем лучших качеств характера. Но можно очень успешно пользоваться некоторыми советами, которые помогают справиться с недостатками каждого из типов личности».

Например, если меланхолика постоянно поддерживать одобрением, то очень успешно можно воспитать в нем прилежание. Для воспитания сангвиника напротив нужно быть построже и чаще контролировать его поведение.

Следует учесть, что для выбора будущей профессии не следует основополагающим фактором считать тип личности, но все же нужно обратить на это внимание. Наличие определенных качеств у человека может помочь ему в дальнейшем продвижении по профессиональной лестнице, но может и помешать в работе по специальности.

В таких случаях (когда черты темперамента не дают человеку профессионально развиваться) можно применить совокупность очень действенных в такой ситуации приемов, которые каждый человек должен выработать для себя индивидуально в процессе своей предыдущей деятельности. Совокупность таких качеств, делающих жизнь человека более удобной и комфортной, называют «индивидуальным стилем». С помощью него практически всегда можно достигнуть своих самых желаемых целей.

Источник: http://kartinamira.info/biblioteka/63-psychology/3291-temperament-v-psixologii-vidy-znachenie-osobennosti

Темперамент, его основные свойства. Типы темпераментов и их психологическая характеристика

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.

Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Свойства темперамента

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.

Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность).

Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены.

Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды.

Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени.

Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью.

Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому.

Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие.

Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного.

Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида.

Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком.

У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом.

Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные.

Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е.

способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Типы темперамента

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».

Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными.

При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

  • Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к» тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
  • Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
  • Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
  • Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/975-2010-11-29-10-46-38.html

Ссылка на основную публикацию