Эволюция — психология

Эволюция и психология

Эволюция - психология

Как было показано, последний источник психологии, который мы изучим, оказал самое долгое и наибольшее влияние на академическую психологию. В XX в. психология сознания В.

Вундта быстро превратилась в анахронизм немецкой мысли XIX столетия и не пережила ни ʼʼтрансплантацииʼʼ в другие страны, ни разрушения той среды, в которой возникла, произошедшей вследствие прихода к власти нацистов и Второй мировой войны.

Это же в значительной степени можно сказать и о гештальт-психологии. Психоанализ оказался живучей традицией и сумел приспособиться к условиям за пределами Вены XIX в., а ᴇᴦο влияние на современную культуру было гораздо сильнее, чем какого-либо другого направления психологии.

Тем не менее психоанализ остается, главным образом, разделом медицинской психиатрии, а ᴇᴦο отношения с академической психологией всегда были и остаются противоречивыми.

Подход, который академические психологи сначала в Англии, а затем в США сочли наиболее привлекательным и полезным, — это психология, основанная на теории эволюции, ламаркистской или дарвиновской. При условии доминирующего влияния, которое психология приобрела в Америке XX в., психология адаптации в том или ином виде преобладает в академической психологии.

Любая теория эволюции поднимает два вопроса, которые могут породить психологические исследовательские программы. Первый мы можем назвать проблемой вида.

Если тело и головной мозг являются продуктами органической эволюции, то каким образом это наследство формирует мысли и поведение организмов? Юм построил свою философскую систему на человеческой природе, но он никогда не задавался вопросом, почему мы имеем ту природу, которую имеем.

Дарвиновская теория эволюции делает возможным постановку и ответ на не заданный Юмом вопрос, потому что мы можем спросить, каким образом каждый аспект человеческой природы имеет адаптационное значение в борьбе за существование.

Этот вопрос ведет к сравнительной психологии, этологии и эволюционной психологии, которые изучают видовые различия в психических и поведенческих особенностях — различия, которые, предположительно, обусловлены эволюцией.

Но в контексте психологии сознания первый вопрос дарвинизма, который следовало бы задать, будет звучать следующим образом˸ почему мы вообще сознательны? Второй психологический вопрос, который поднимает эволюция, можно назвать проблемой индивида.Насколько психологическое приспособление к окружающей среде отдельного индивида соотносится с органической эволюцией? Этот вопрос

178 Часть II. Основание психологии

ведет к исследованиям научения, нацеленным на то, чтобы открыть, как индивид приспосабливается к среде.

Проблема вида и проблема индивида связаны друг с другом. Если видовые различия велики, то различные виды будут нуждаться в индивидуальных адаптаци-ях. С другой стороны, в случае если видовые различия малы, то ко всем индивидам, независимо от видовой принадлежности, будут применимы одинаковые законы индивидуального научения.

В этой главе мы проследим развитие психологии адаптации и обнаружим, что её сторонники соглашаются со вторым предположением. Френология Галля подразумевала сравнительную психологию, которая искала видовые различия в обладании психическими способностями. Для френолога структурные различия в головном мозге подразумевают структурные различия разума.

Но к середине XIX в. сенсомоторная концепция мозга победила, распространившись среди ученых, а среди философов-психологов ассоцианизм заменил психологию способностей.

Взгляд на мозг как изначально бесформенную ассоциативную машину и взгляд на разум как на чистую страницу, ожидающую ассоциаций, привели к тому, что психологи стали уделять основное внимание проблеме индивида и постарались минимизировать видовые различия.

  • — Эволюция и психология

    Как было показано, последний источник психологии, который мы изучим, оказал самое длительное и наибольшее влияние на академическую психологию. В XX в. психология сознания В. Вундта быстро превратилась в анахронизм немецкой мысли XIX столетия и не пережила ни… [читать подробнее].

  • — Эволюция и психология

    Как было показано, последний источник психологии, который мы изучим, оказал самое длительное и наибольшее влияние на академическую психологию. В XX в. психология сознания В. Вундта быстро превратилась в анахронизм немецкой мысли XIX столетия и не пережила ни… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/41386_evolyuciya_i_psihologiya

    Эволюционная психология. Палмер Д

    Эволюционная психология. Палмер Д

     Эволюционная психология.

      Палмер Д.

    «Посвящается памяти нашего сына Адама Джалала Палмера, который, благодаря своей глубокой преданности духовной жизни, понимал истинный охват и потенциал науки.

    И памяти Фей Палмер Коун и Мэриан Фэрчайлд Джилл, которые на протяжении всей своей жизни с любовью демонстрировали подлинное понимание того, как важно воспитывать детей и реализовывать скрытый потенциал природы.

    И нашей дочери Нэни Фей Палмер, которая с любовью и смирением прилагает усилия к созданию более светлого будущего для людей.»

    Предисловие

    В далеком будущем я вижу просторы, открытые для гораздо более важных исследований. Психология будет основана на новом фундаменте — фундаменте обязательного и постепенного обретения каждой ментальной возможности и способности.

    Чарльз Дарвин

    Эволюционная психология — это изучение адаптивного значения поведения и попыток объяснить то, как развивались во времени определенные модели поведения, обеспечивая выживание и повышение вероятности выживания потомства.

    Слова Дарвина, написанные им более ста лет назад, подчеркивают, что каждый уровень когнитивной и поведенческой сложности достигается медленно, постепенно, поколение за поколением, в течение громадных промежутков времени.

    Уильям Джемс, автор первого учебника по психологии, основал свой подраздел функционализма на базовом утверждении Дарвина, согласно которому поведение, подобно морфологии, формируется селективными (избирательными) факторами, а такие черты, как сознание и способность планировать и решать проблемы, являлись высоко адаптивными чертами, которые проявлялись в человеческом роде в результате естественного отбора. Эволюционно-психологический подход заметно отличается от других точек зрения идеей, что многие модели поведения, которые мы рассматриваем как негативные или вредные (например, ревность, гневливость, жадность), а также те, которые считаем позитивными и полезными (например, любовь, сострадание, верность), не являются следствием внешних сил, таких как наказание и вознаграждение, хотя внешние силы и могли придать этим моделям завершенность: подобное поведение — результат нашей внутренней биологической человеческой природы. Кроме того, как следствие законов естественного отбора можно объяснить даже тончайшие и самые эзотерические (глубокие) из сторон человеческого поведения, например, эстетическое чувство, саморефлексирующее сознание и стремление к смыслу.

    Сейчас, когда мы вступаем в XXI век, научное исследование человеческого поведения продолжается уже многим более ста лет. Однако в отношении того, как наилучшим образом объяснить поведение человека, по-прежнему много неясностей.

    Часть проблемы проистекает из ошибочной идеи, согласно которой эволюционное описание поведения и более традиционное объяснение, основанное на проксимальных (непосредственных) механизмах, взаимно исключают друг друга.

    Оба объяснения имеют под собой почву, но чтобы полностью понять поведение, каждое из них должно быть включено в некое большее целое.

    Эта книга вплетает эволюционные объяснения в общую основу, которая вбирает в себя онтогенез и физиологические механизмы, а также непосредственную причинность, с тем чтобы дать наиболее ясное и полное из возможных объяснений для огромного множества моделей поведения, демонстрируемых нашим видом.

    Эта книга предлагает обзор того, как эволюционная психология объясняет и предсказывает человеческое поведение в самых разных контекстах, таких как гендерозависимые предпочтения и стратегии выбора брачного партнера, регулирование социальных интеракций, развитие и поддержание социальной иерархии, адаптивность состояний психического настроя и запуск различных поведенческих стратегий в зависимости от разнящегося детского опыта. Вот основные темы, к которым обращается книга: происхождение человека, эволюция человеческого мозга и разума, язык, брачное поведение и воспроизведение, онтогенез, социальное поведение, истоки использования орудий и искусства, трудности приспособления нашего эволюционного разума и поведения к современной среде.

    Современная эволюционная теория обладает способностью связывать социальные науки друг с другом и с естественными науками.

    В настоящее время отсутствует всеобъемлющая теория или превалирующая парадигма, которые объединили бы социальные науки или хотя бы обеспечили полное согласие друг с другом теорий, превалирующих в различных дисциплинах социальных наук.

    Одной из причин того, почему эволюционная психология стала в последние годы столь «горячей темой», является ее возможность дать объяснения и прогнозы для широкого круга дисциплин, включая антропологию, экономику, психологию, социологию и другие социальные науки.

    Эволюционная теория вполне может стать каркасом, внутри которого социальные науки смогут вырабатывать согласованные, комплиментарные парадигмы поведения, подобно тому как различные дисциплины естественных наук опираются на законы, которые отличаются комплиментарностью, согласованностью и неконфликтностью.

    Учитывая, что эволюционная психология обладает огромным объяснительным потенциалом и может стать основной теорией социальных наук, аспиранты и студенты, специализирующиеся в психологии и других социально-научных дисциплинах, должны еще глубже изучать и понимать базовые эволюционные положения, относящиеся к поведению отдельных индивидуумов, а также к человеческим институтам. Эта книга может быть использована в качестве основного учебника для курса эволюционной психологии, а также как дополнительный учебник для курсов по социальной, сравнительной, физиологической психологии и психологии развития. И аспиранты, и студенты увидят, что она является ценным учебным материалом, поскольку позволит им быстро усвоить парадигму эволюционной психологии.

    Выражение признательности

    Множество людей щедро делились своим временем и энергией, помогая нам в осуществлении этого проекта. Всем, кто нас поддерживал, мы выражаем глубокую признательность.

    Особенно хочется поблагодарить всех аспирантов и студентов Университета Луизианы в Монро и Уилламетского университета, которые помогали в подготовке материалов, в том числе студентов семинаров и курсов по эволюционной психологии, а также аспирантов-ассистентов, которые работали над этим проектом. Мы очень благодарны нашим рецензентам, чьи замечания помогли заметно улучшить текст.

    Мы хотим поблагодарить Шина Уэйкли за его сердечную поддержку и энтузиазм, проявленные им, когда проект еще только зарождался, и всех сотрудников издательства Allyn & Bacon, которые оказывали нам помощь. Мы глубоко признательны Расселлу Гарднеру, Девендре Сингху и Делберту Тиссену за их советы, поддержку и полезные замечания.

    Большая благодарность Дэниелу Повинелли за его стимулирующее участие и комментарии. Особая благодарность Роджеру Томасу и Ирвину Бернстайну за их наставления по сравнительной когнитивной способности и поведению приматов, данные ими в Университете Джорджии и на Станции по изучению приматов в Йеркисе.

    Мы очень благодарны Дэвиду Уильямсону и Арлен Цандер за их помощь и поддержку, особенно в предоставлении академического отпуска, который благотворно сказался на этой работе. Мы чрезвычайно благодарны Уильяму МакКауну за его квалифицированные советы в области теории личности, а также за дружеское отношение и поддержку.

    Мы выражаем особую и глубокую признательность Эльзе Петкер, Джозефу Петкеру и Мукунду Шаху за их бесценную дружбу и постоянную поддержку во все трудные периоды работы. Особое спасибо всем из Лайтхаус Фарм Орегон за их любовь и предоставление уникального места для уединения и отдыха. Наша вечная благодарность Адаму Джалалу Палмеру и Нэни Фей Палмер за всю их помощь, поддержку и любовь.

    Рецензентами книги Палмера и Палмер «Эволюционная психология» были: Элейн Бейкер из Университета Маршалла, Гордон М. Бургхардт из Университета Теннесси, Дж. Тимоти Кэннон из Университета Скрантона, Кейси Дормен из Международного университета США, Расселл Гарднер из Университета Техаса (медицинский факультет), Кристофер Д. Хорват из Университета штата Иллинойс, Кэтлин Б.

    Хант из Университета Аризоны, Роберт А. Джонстон из Колледжа Уильяма и Мэри, Дж. Дж. Джордан из Университета Фрэнсиса Мариона, Ралф Дж. МакКенна из Колледжа Хендрикса, Мэрили Моннот из Университета Оклахома-Сити, Джон К. Пирс из Центра психического здоровья в Брайтон-Оллстон, Дин Дж. Пруитт из Университета штата Нью-Йорк в Буффало, Девендра Сингх из Университета Техаса, Дороти Теннов из Университета Бриджпорта и Делберт Тиссен из Университета Техаса.

    Глава 1. Истоки эволюционной психологии

    …Афинян думать научил и ввел

    В искусство размышленье и расчет.

    Теперь уж всякий думает о всем,

    И размышляет; домом правят все

    Уж лучше, нежель прежде было то.

    Читайте также:  Как подготовиться к презентации - психология

    Разузнают: как это обстоит, где это у меня, кто это взял?

    Аристофан. Лягушки (405 г. до н. э.), пер. И. Цветкова

    Вопросы главы

    1. Действительно ли все живое произошло от единого предка?

    2. Почему живые существа настолько разнообразны?

    3. Как два английских натуралиста, независимо друг от друга, открыли процесс естественного отбора?

    4. Формирует ли естественный отбор поведение живых существ, включая людей?

    Теория Дарвина

    Решение великой головоломки

    В 1831 году молодой натуралист по имени Чарльз Дарвин (рис. 1.1) отправился в путешествие на паруснике «Бигль» (Darwin, 1887). В течение пяти лет «Бигль» носил Дарвина по дальним странам и морям, что дало ему возможность наблюдать множество удивительных природных явлений.

    Хотя другие образованные и ученые мужи уже располагали подобными сведениями, Чарльз Дарвин был первым, кто осознал всю глубину значения увиденного.

    Первым чудом природы на его пути стали странные создания, обитавшие на Галапагосских островах — архипелаге вулканического происхождения близ побережья Эквадора. Среди изученных Дарвином животных были гигантские черепахи (исп.

    galapagos — черепаха), по массе в сотни раз превосходящие черепах, населяющих близлежащий Южноамериканский континент. Еще один загадочный факт, отмеченный Дарвином, заключался в том, что на каждом острове обитали свои, уникальные виды гигантских черепах.

    Острова служили домом и морским игуанам — огромным рептилиям с необычной внешностью, питавшимся тихоокеанскими водорослями, а на пустынных просторах засушливых вулканических земель сухопутные игуаны жили тем, что обгрызали кактусы.

    Оба вида галапагосских игуан напоминали обычных игуан, живущих в Южной Америке, однако каждый вид имел свою неповторимую морфологию, физиологию и поведение. То же относилось и ко многим другим представителям животного мира, населявшим острова.

    Дарвин обнаружил большое количество птиц, сходных с материковыми видами, но со своими, присущими лишь им особенностями. Один из видов вьюрков своим поведением напоминал дятла, хотя и не имел длинного острого клюва, позволяющего долбить дерево. Этот вьюрок сохранил общую для его семейства внешность, но изменил свой «репертуар» поведения.

    Чтобы извлечь личинку насекомого, спрятавшуюся в толще дерева, он тщательно выбирает длинную колючку кактуса или щепку и использует ее как инструмент, проверяя в деревьях все щели до тех пор, пока лакомство не будет насажено на иглу.

    Необычные формы жизни Галапагоссов, несмотря на всю их магическую притягательность, были лишь малой частью значительно большей мозаики-головоломки (Darwin, 1968). В Аргентине Дарвин обнаружил кости ископаемого животного — мегатерия.

    Эти великаны, ростом не уступавшие слонам, не сохранились ни в Южной Америке, ни где-либо еще, но в лесах этого континента все еще можно встретить очень похожих зверушек размерами с игрушечного плюшевого медвежонка — древесных ленивцев.

    Такой же принцип внешнего подобия существует и между множеством других вымерших ископаемых форм и современными животными. Иногда это сходство очень велико. Фактически некоторые ископаемые были внешне идентичны нынешним животным.

    В других случаях различия столь огромны, что только эксперт в области скелетной морфологии может найти общие признаки ископаемых и современных видов.

    Во время своего пятилетнего плавания «Бигль» доставил Дарвина в Австралию, где все местные млекопитающие принадлежат к сумчатым.

    В отличие от высших (плацентарных) млекопитающих, у которых питание будущего потомства происходит внутриутробно через специальный гестационный орган — плаценту (Darwin, 1871), сумчатые рождают своих детенышей, когда те еще находятся на ранней стадии развития.

    Эти малыши, напоминающие эмбрионов, ползут по родительскому животу в поисках тепла и безопасности. Из всего многочисленного приплода лишь немногим счастливчикам удается достичь убежища-сумки, где они могут прикрепиться к соску.

    Большинство новорожденных сумчатых не добираются до сумки и быстро гибнут. Вне Австралии сумчатые — большая редкость. Самый известный их представитель, живущий рядом с плацентарными млекопитающими, — опоссум.

    В Австралии Дарвин обнаружил, что местные плацентарные млекопитающие очень немногочисленны, а сумчатые занимают многие экологические ниши, которые в остальном мире заняты плацентарными (Darwin, 1968).

    Например, кенгуру занимает нишу, которая в Америке, Африке или Евразии принадлежит антилопам. Тасманский дьявол занимает нишу хищника средних размеров.

    Огромная вариабельность сумчатых форм в Австралии и резкая ограниченность их видов в других частях планеты подарили Дарвину еще один кусок гигантской мозаики.

    Но в Австралии Дарвина ожидал еще более странный феномен. Два местных вида (утконос и ехидна) были однопроходными (яйцекладущими млекопитающими). В то время как сумчатые были редкостью за пределами Австралии и окружающих ее островов, однопроходные отсутствовали вообще.

    Сумчатые, хотя и редко, но встречались и в других частях света, а теплокровных, покрытых мехом четвероногих, откладывающих яйца, можно было найти только в Австралии. Двуногие теплокровные яйцекладущие существуют везде и в большом количестве, но они не похожи на однопроходных (клюв утконоса лишь внешне напоминает клюв некоторых водяных птиц).

    По физиологии размножения однопроходные более всего схожи с холоднокровными четвероногими представителями класса рептилий. Однопроходные представляют собой совершенно особенный таксономический «мостик». Они указывают на связь между видами не просто внутри рода, семейства или отряда.

    Их характеристики присущи двум разным классам позвоночных — млекопитающим и рептилиям (Darwin, 1871). Для Дарвина это оказалось очень важным кусочком мозаики.

    Дед Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин, полагал, что все живое связано общим происхождением от единого предка-организма (Darwin, 1887). Одним из аргументов в пользу этой идеи могло бы стать существование переходных форм на каждом из таксономических уровней.

    Фауна Галапагосс, так похожая на материковые виды, но в то же время имеющая столь странные особенности, подтверждает теорию образования новых видов от общего предка.

    Сходство между ископаемыми гигантскими ленивцами и ныне живущими древесными ленивцами свидетельствует в пользу предположения, что многие переходные формы вымерли, оставив о себе память лишь в виде ископаемых останков.

    Однопроходные показывают нам, какими были переходные формы между рептилиями и млекопитающими, а сумчатые представляют собой переход от однопроходных к плацентарным млекопитающим. Очень похожие экологические ниши занимают в Южной Америке, на Галапагоссах и в Австралии совершенно разные живые существа. Все это стало подтверждением теории, начало которой положил Эразм Дарвин.

    Согласно ей, для того чтобы лучше адаптироваться к среде, организмы со временем изменяются. Что не удалось сделать деду знаменитого натуралиста — это предложить механизм, объясняющий, как происходят такие адаптивные изменения. Это стало судьбой его внука Чарльза, который первым объяснил происхождение бесчисленного множества жизненных форм планеты, включая нас с вами.

    Вернувшись на родину в Англию, Чарльз Дарвин нашел недостающие детали мозаики (Darwin, 1887). Прогрессирующие изменения одних организмов и их превращение в совершенно другие — феномен, не уникальный для естественной среды.

    Многие соотечественники Дарвина добились впечатляющих успехов в выведении разнообразных растений и домашних животных с четко определенными характеристиками.

    Их техника, называемая селекцией (отбором), заключалась просто-напросто в сохранении и разведении только тех экземпляров животных или растений, у которых присутствовали определенные желательные свойства.

    В результате многократного повторения таких действий дикий рогатый скот трансформировался в ходячие фабрики по производству молока с гигантским, раздувшимся выменем; волки превратились в пуделей и коккер-спаниелей. Механизмом, лежащим в основе этих изменений, был процесс отбора, осуществляемый человеком целенаправленно и сознательно. Дарвин увидел, что изменения организмов в природе — результат совсем другого селективного процесса.

    Что это за процесс, Чарльз Дарвин понял в 1838 году, после того как прочитал «Трактат о народонаселении», написанный английским политэкономистом Томасом Мальтусом в 1798 году. Мальтус был священником, и его глубоко угнетало зрелище нищеты обитателей трущоб (Darwin, 1859).

    Он обнаружил, что способность людей и других существ к воспроизведению себе подобных превышает их способность добывать пропитание для потомства. Мальтус предположил, что население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а пищевые ресурсы остаются на том же уровне или, в лучшем случае, растут в арифметической прогрессии.

    С его точки зрения, неизбежная катастрофа в результате этого процесса может быть предотвращена лишь моральными запретами (половым воздержанием), а в случае неудачи — войнами, голодом или болезнями.

    «Склонность» всего живого к чрезмерной плодовитости, описанная Мальтусом, стала ключевой деталью мозаики, после которой все остальные детали встали на свои места, соединившись в единую и всеобъемлющую картину. Ее имя — Теория Естественного Отбора Дарвина, или, как она стала известна позднее, теория эволюции Дарвина.

    Для чтения полного текста, перейдите по ссылке для скачивания файла:

    Эволюционная психология. Палмер Д.

    Источник: http://soul.dn.ua/article/271

    Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

    Роль психологической эволюции человека в формировании соционики

    Психологическая эволюция и эволюция психики шли рука об руку. Усложнение нервной системы сопровождалось усложнением нервных процессов, и, может быть, более сложные нервные процессы требовали новых и новых элементов нервной системы. Анализ эволюции психики приводит к старой философской проблеме: что было первым — идея или материя.

    Популяризаторы науки любят сравнивать человеческий мозг с компьютером. Мы сравнивать мозги и компьютеры не любим. Наши мозги лучше. А о мозгах ЛЧ нам ничего не известно.

    Мы сравним развитие психики и нервной системы с развитием «железа» (того, что запихивают в компьютеры) и программного обеспечения (того, с помощью чего это «железо» работает).

    Компьютерам осталось дождаться своего Харвея, который распишет электронные потоки на большой и малый круги кровообращения. Это действительно может быть интересно, чем венозные электроны отличаются от артериальных.

    Новое железо подталкивает программистов к разработке новых программулек. Новые программули, как правило, требуют еще более нового железа. Создатели программ и создатели железа спорят, что является причиной, а что — следствием. Хотя всем, кроме них, очевидно, что причиной является само создание компьютера, а следствием — создание новой разновидности потребительского спроса.

    Более сложные, по сравнению с земноводными, психологические реакции, как нам кажется, способствовали лучшей адаптации млекопитающих в гораздо большем ландшафтном диапазоне. Млекопитающие, как вид, развивались экстенсивным путем. В истории Земли такое уже было. Была Эра насекомых, была Эра динозавров, наступила Эра млекопитающих.

    Кто нас сменит — неочевидно. Эволюционные эксперименты над насекомыми позволили довести до совершенства технологию «спасайся или атакуй», а также ранние формы социальной жизни большого количества особей, скученных в ограниченном пространстве.

    Чем мы обязаны динозаврам — непонятно. Может быть наблюдением, что большие дуры наиболее заметны. Млекопитающие поделились с нами способностью к сопереживанию и сочувствию. Мы добавили в общую копилку способность осмысливать инстинктивные действия и не совершать их. За последние 10 тысяч лет биологическая трансформация человека как вида незаметна.

    • Карты Таро 78 Дверей — пространство фантазий

    По поводу психической эволюции существуют разные точки зрения. Юнг пишет о коллективном бессознательном. О том, что это коллективное бессознательное сложено из архетипов, как сарай из ворованного кирпича. У кого мы их одолжили, украли и позаимствовали? Когда и при каких обстоятельствах возник первый архетип?

    На эти вопросы берется ответить и отвечает любой вариант знаний, ориентированный на веру. И, если бы мы были мифологически настроенными существами и писали бы что-то типа «Разоблаченной Изиды», то обосновать и доказать «как и почему» нам бы не составило труда.

    Парапсихология, или психология-2, параллельна обычной психологии, или психологии-1. Хотя при детальном рассмотрении разница между ними делается весьма нечеткой. Вера в любой из вариантов Бога сродни вере в любой из базисов, образующих Личность. Иначе не было бы ни столько вариантов Бога, ни столько вариантов Личности.

    Мне кажется, что эволюция психологии определялась эволюцией организма.

    Биологическая эволюция вызывалась не столько изменениями внешней среды и необходимостью подстройки, сколько чем-то еще, пока не имеющим однозначного определения.

    Это «что-то» можно назвать мутацией, в качестве ничего не объясняющего объяснения, можно назвать энергией пассионарного толчка, и с тем же успехом — волей Божественного Провидения.

    Читайте также:  Три способа произнесения речи - психология

    Нет видимых причин для совершения мутации в этом месте и в это время. Так же как нет видимых причин для зарождения Жизни в этом месте и в это время.

    Я полагаю, та часть эволюции психики, имеющая значение для моих рассуждений, может быть описана следующим образом:

    1.Наиболее древний слой — возникновение безусловных рефлексов. Наиболее важные из безусловных рефлексов: ориентировочный, пищедобывающий, защитно-оборонительный (я бы переименовал его в защитно-агрессивный) и половой.

    2. Возникновение лимбической системы и появление эмоций. Проявление эмоций не так однозначно, как проявление инстинктов, что обеспечивает более высокую вариабельность поведения. Это имело значение, прежде всего, для установления новой системы брачных отношений и новых форм заботы о потомстве.

    3. Образование коры головного мозга и, как следствие (с учетом асимметрии полушарий), способности к абстрактному и конкретному мышлению, а так же способность к речевой деятельности.

    Конечно, все это было гораздо более сложно и гораздо менее прямолинейно, чем я описал.

    Источник: https://tarotman.ru/raznoe/simvolnaya-sotsionika-psihologicheskaya-evolyutsiya-cheloveka.html

    Эволюционная психология. Секреты поведения Homo Sapiens // Джек Палмер, Линда Палмер ≪ Scisne?

    Эволюционно-психологический подход, освоенный вами с помощью этого издания, позволит понять и объяснить самые глубокие феномены человеческого поведения: любовь и ревность, гневливость и сострадание, дружбу и агрессивность, лидерство и альтруизм.

    Эволюционная психология — современная научная дисциплина, изучающая адаптивное значение поведения человека в самых разных социальных контекстах.

    Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное и экономическое поведение; истоки орудийной деятельности и искусства.

    Скачать: [doc 2,3 MB]

    • Предисловие и выражение признательности
    • Глава 1. Истоки эволюционной психологии
      • Теория Дарвина
      • Решение великой головоломки
      • Основные положения теории Дарвина
      • Современный синтез
      • Законы Менделя
      • Мутации
      • ДНК
      • Поведение как эволюционная функция
      • Уильям Джеймс
      • Злоупотребление дарвинизмом
      • Внешний средовой детерминизм
      • Этология
      • Альтруизм и социобиология
      • Нападки на эволюционную психологию
      • Эволюционная психология
      • Методы эволюционной психологии
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 2. От Большого Взрыва до большого мозга

      • Жизнь во Вселенной
      • Начало
      • Позвоночные
      • Эволюция гоминид
      • Африка: колыбель человеческой эволюции
      • Бипедализм
      • Первые люди
      • Плотоядные гоминиды: неандертальский человек
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 3. Развитие мозга и появление разума

      • Основные факторы развития мозга у гоминид
      • Макиавеллианский интеллект
      • Ледниковые периоды
      • Баллистическая охота
      • Речь
      • Внутривидовая конкуренция
      • Модульный мозг
      • Локализация функций
      • Музыка и современный мозг
      • Латеральность
      • Модульная психика
      • Научение страху
      • Социальное мышление
      • Гендерные различия
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 4. Язык — жемчужина коммуникации

      • Природа языка
      • Коммуникация у животных
      • Обучение животных языку
      • Одичавшие дети
      • Овладение языком
      • Стадии развития
      • Решающие периоды
      • Эволюция языка
      • Языковые универсалии
      • Древние источники
      • Развитие мозговых связей после Вавилонской башни
      • Группы понятий
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 5. Сексуальные отношения и продолжение рода

      • Половой отбор
      • Эволюционные основы половых различий в поведении человека
      • Неконтролируемый половой отбору людей: создали ли мужчин женщины?
      • Критерии выбора полового партнера
      • Эстетика притягательности
      • Симметрия
      • Индекс талии и бедер
      • Идеальный мужчина
      • Идеальная женщина
      • Феромоны у людей
      • Менструальная синхронность
      • Предпочтения по главному комплексу гистосовместимости
      • Мужские феромоны
      • Женские феромоны
      • Ревность и охрана партнера
      • Спермовые войны
      • Сексуальная ориентация
      • Стратегии образования пар
      • Влюбленность: кратковременные пары
      • Долговременные пары
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 6. Онтогенез

      • Пренатальное развитие
      • Почему онтогенез как бы повторяет филогенез
      • Регуляторные гены
      • Длина пальцев и маскулинизированный мозг (пальцы как показатель маскулинизации мозга)
      • Адаптивное значение токсикоза
      • Конкуренция матери и плода
      • Постнатальное развитие
      • Априорный разум
      • Конфликт интересов «родитель-ребенок»
      • Предотвращение инцеста
      • Приспособительные механизмы, возникшие в ходе эволюции
      • Оптимизация когнитивного потенциала
      • Адаптивное значение менопаузы
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 7. Порядок и хаос в обществе

      • Иерархии доминирования: координация союзов и агрессии
      • Эволюционные корни гордости и стыда
      • Биохимия статуса и значение настроения
      • Серотонин
      • Тестостерон
      • Стрессовые гормоны
      • Эволюция сострадания
      • Родовой отбор и альтруизм
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 8. Личность и психопатология

      • Первые теоретики личности
      • Современные подходы к теории личности
      • Исследовательская парадигма, основанная на изучении случаев: клинический подход к личности
      • Теория черт
      • Факторный анализ: важный инструмент корреляционных исследований
      • Трехфакторная модель личности
      • Пятифакторная модель личности
      • Эволюционная теория и личность
      • Адаптивное значение черт личности
      • Авторитарная личность: иерархически мотивированный примат, страдающий ксенофобией
      • Филогенез и онтогенез личности
      • Личность и аномальное поведение
      • Психиатрические диагнозы I категории
      • Расстройства личности II категории
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 9. Творческий импульс: происхождение технологии и искусства

      • Использование орудий
      • В мире животных
      • Археологические данные о гоминидах
      • Использование орудий как селективный фактор в человеческой эволюции
      • Оценка когнитивной способности гоминидов
      • Эстетическая манипуляция
      • Искусство плейстоцена
      • Адаптивное значение искусства
      • «Мягкий» аспект каменного века: происхождение текстиля и одежды
      • Сознание и символическая Вселенная
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Глава 10. Древние млекопитающие и прекрасный новый мир

      • Теория несоответствия
      • Стресс: тогда и сейчас
      • Психическое здоровье
      • Индоктринация, национализм и войны
      • К лучшей жизни через химию: психофармакология
      • Истоки злоупотребления наркотическими веществами
      • Психофармакология
      • Ноотропики, или лекарства для ума: можно ли стать гениальным с помощью таблетки?
      • Новая евгеника: генная инженерия
      • Резюме
      • Вопросы для обсуждения
      • Ключевые термины
    • Приложения

      • Приложение А. Селективные задания Уэйсона на выявление обмана
        • Вариант с обманом
        • Альтруистический вариант
      • Приложение Б. Нейротрансмиттеры: общие сведения
    • Глоссарий

    • Список использованной литературы

    • Обезьяна, которая не стала взрослойИнтервью с Кириллом Ефремовым.
    • Зачем человеку такой большой мозг?Когда начался рост мозга у наших предков? Как он протекал? Какие эволюционные механизмы его обеспечивали, и какие факторы влияли на этот процесс? Возможно ли, что развитие любви (родительской, супружеской) является «побочным эффектом» увеличения мозга в ходе эволюции. Почему уже 200 000 лет назад мозг у наших предков был практически такой же, как у нас сегодняшних? Зачем палеолитическим охотникам-собирателям понадобился мозг, пригодный (как выяснилось пост-фактум) для сочинения симфоний и разработки космических кораблей? Почему живая природа вокруг нас переполнена кажущейся «избыточностью» и, например, из 6000 генов, имеющихся в геноме дрожжей, только 1000 абсолютно необходимы для выживания? Как эволюционная биология объясняет эти странные «излишества»?
    • Человек глазами зоолога. Человек под увеличительным стеклом скрупулезного профессионала. Какой там – венец творения! Голая обезьяна. Нет, есть, конечно, отличия. Волосы, например, на теле растут не так интенсивно. И ходим мы прямо. И еще кое-что подобное. Но в остальном… «Мы необычный вид существ, и я не хочу этого отрицать или преуменьшать наши достижения, — оправдывается автор, — но…». «Но» будет много. Самое обидное, что под сомнение ставится даже бесценность наших мыслей и чувств. Абсолютное большинство деяний, совершенных человечеством на Земле за время своего существования, приводятся автором как подтверждение умственной ограниченности, душевной черствости и явной вредоносности нашего вида. В будущее автор смотрит с ужасом. Светлых перспектив автор не видит.
    • Почему мы выглядим так, как выглядим? Что общего между человеческими руками и, допустим, крылышками бабочки? И как связаны между собой волосы, молочные железы и сложное устройство нашего уха? Эти вопросы только кажутся праздными — на деле ответы на них позволят нам лучше понять строение человеческого организма, а значит, найти причину его слабостей и болезней. Нил Шубин, профессор анатомии, известный палеонтолог, предлагает читателю совершить увлекательное путешествие к истокам эволюции и посмотреть, как на протяжении трех с половиной миллиардов лет формировалось и совершенствовалось наше тело.
    • Что лежит в основе поведения с точки зрения этологии? В каких условиях формировалась врожденная конституция человека? Что такое естественное поведение? Как создать благоприятную среду для обитания человека в городе? Об этом рассказывает кандидат биологических наук Елена Анатольевна Гороховская.
    • Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозгаУменьшение мозга началось примерно 25 тысяч лет назад и ещё около 10 тысяч лет назад продолжалось вполне ощутимо. Этот факт разные исследователи склонны объяснять по-разному.
    • Авторская программа Марины Аствацатурян «Медицина в контексте». Гость программы Марков Александр Владимирович, известный российский эволюционный биолог, доктор биологических наук, палеонтолог, популяризатор науки.
    • Подтверждено европейское происхождение собак всего мираСобака возникла примерно 20–30 тыс. лет назад: об этом свидетельствует крупнейшая на сегодня выборка ДНК древних собак и волков.
    • Люси и ребята: самые известные (и красивые) предки человека40 лет назад в долине эфиопской реки гости с Запада — антропологи из США и Франции — нашли 52 фрагмента скелета женской особи. В связи с этой годовщиной вспомним самые известные открытия ископаемых останков австралопитеков, неандертальцев и других наших отдаленных родственников.
    • Едва мы начинаем рассуждать о будущем рода людского, как возникают разговоры о конце света, катастрофах и вымирании человечества. И тому есть все основания. По сути, эволюция нашего рода — это путь постоянных поражений.

    Далее >>>

    Источник: https://scisne.net/a-68

    Эволюционная психология | База знаний

    Эволюционная психология (англ. evolutionary psychology) — направление современной психологии, которое занимается изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя видаHomo sapiens (человек разумный).

    Данное направление возникло на стыке различных отраслей и областей научного знания: антропология,социобиология, этология, психология, генетика.

    Методы

    Методы эволюционной психологии включают классические методы психологических исследований,сравнительный анализ, прежде всего, поведенческих паттернов между разными видами животных и человека, а также моделирование.

    История

    Отдельные психологические исследования, фрагментарного характера, использующие в качестве методологии эволюционный подход, стали появляться ещё в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века и были посвящены в основном изучению психологических механизмов, обеспечивающих универсальные психологические «черты».

    К числу таких «черт» относятся следующие: детские страхи громких звуков, темноты, призраков, незнакомцев; характерные проявления таких эмоций как гнев, зависть, любовь, страсть; соперничество в брачном поведении и специфические предпочтения при выборе брачного партнёра; верность и поддержание родовых традиций, альтруизм и любовь родственников; запрет на кровосмешение; игра; обман; верность в браке и временные сексуальные связи; месть за совершённое насилие; санкции против преступных группировок и их членов; религиозные церемонии и обряды; статусные различия, борьба за социальный статус и психологические усилия, направленные на поддержку статуса и репутации; юмор; гендерные различия и гендерные стереотипы; сексуальная привлекательность и сексуальная скромность; стандарты привлекательности и красоты; ревность; производство орудий труда и орудий убийства; создание противоборствующих коалиций; коллективизм и многое другое…

    Во второй половине 80-х годов XX века стали появляться комплексные масштабные исследования в области эволюционной психологии и индивидуальных различий. Одно из наиболее интересных из них было организовано и проведено американским учёным Дэвидом Бассом и посвящено исследованию стратегий брачного поведения и ревности.

    В ходе этого исследования (данные собирались из трёх источников: самооценка, оценка партнёра, оценка независимого эксперта) было обнаружено, что такая базовая личностная характеристика как эмоциональная стабильность является наиболее значимой чертой, которая оказывает существенное влияние на поведенческие проявления ревности. Так, женщины оценили эту черту как «самую важную в своём партнёре» на 2,68 (из «3» возможных баллов), мужчины оценили эту же черту на 2,47 (также из «3» баллов).

    Кроме того, было установлено, что индивидуальные различия в эмоциональной стабильности в значительной степени обуславливают индивидуальные различия в стратегиях брачного поведения партнёров.

    Причём ведущая роль в формировании различий в эволюционно стабильных стратегияхбрачного поведения принадлежит видоспецифическим механизмам ревности, которые существенно различаются у представителей обоих полов.

    В результате действия этих механизмов мужчины во всём мире испытывают ревность в тех случаях, когда их партнёрша занимается сексом с кем-либо ещё, женщины же ревнуют тогда, когда партнёр эмоционально привязывается к другой.

    Причём сам факт упоминания о супружеской измене всегда сопровождался усилением сердцебиения, что указало на наличие связи психологических механизмов ревности с механизмами физиологическими.

    — D.M. Buss: Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. — West Sussex, England. 1993

    Читайте также:  Воображение подробно - психология

    В конце 90-х годов прошлого века вышло в свет первое учебное пособие по эволюционной психологии, авторами которого явились Джон Туби и Леда Космайдес, которые на сегодняшний день возглавляют ведущий научно-исследовательский центр по эволюционной психологии.

    В последнее десятилетие идеи эволюционной психологии получили широкое распространение не только в США, но и в таких странах, как Канада и Австралия.

    Специализированным изданием наиболее подробно освещающим современные исследования в данном направлении является журнал «Эволюционная психология».

    В настоящее время время проводится работа над переводом отдельных статей настоящего журнала и составления к ним кратких аннотаций на русском языке.

    В России направление эволюционной психологии на сегодняшний день представлено отдельными исследованиями фрагментарного характера.

    Профессиональные объединения

    • Центр Эволюционной психологии в Санта-Барбаре
    • Профессиональное сообщество исследователей Поведения человека и эволюции общества
    • Центр Когнитивной и эволюционной психологии
    • Лаборатория Эволюционной психологии и индивидуальных различий
    • Северо-восточное общество Эволюционной психологии

    Литература

    • Buss, D. M. Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science // Psychological Inquiry. — 1995. — Vol. 6, № 1. — P. 1-30.
    • Марков, А. В. Эволюция человека. В 2-х кн. Кн. 2. Обезьяны, нейроны и душа. — М. : Астрель, 2011. — 512 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-271-36294-1.
    • Durrant, R., & Ellis, B. J. Evolutionary Psychology // Comprehensive Handbook of Psychology / M. Gallagher & R. J. Nelson (Eds.). — New York : Wiley & Sons, 2003. — Vol. 3 : Biological Psychology. — P. 1-33.
    • Gerhard Medicus (2015). Being Human – Bridging the Gap between the Sciences of Body and Mind. Berlin: VWB
    • Tooby, J. & Cosmides, L. Conceptual foundations of evolutionary psychology // The Handbook of Evolutionary Psychology / D. M. Buss (Ed.). — Hoboken, NJ : Wiley, 2005. — P. 5-67.
    • Палмер Дж. и Л. Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология. — Прайм-тайм : Еврознак, 2006.
    • Ноэль Смит. Современные системы психологии. — Прайм-Еврознак, 2006. 

    Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-185-evolyucionnaya-psihologiya

    Эволюционная психология

    Эволюционная психология — относительно новая научная дисциплина, которая рассматривает, как человеческая природа эволюционировала с течением времени как ряд построенных психологических адаптаций. Многие эволюционные биологи и другие ученые по-прежнему неохотно признают эволюционную психологию как действительную науку.

    Подобно идеям Чарльза Дарвина о естественном отборе, эволюционная психология фокусируется на том, как благоприятные адаптации человеческой природы отбираются для более или менее благоприятных приспособлений.

    С точки зрения психологии эти адаптации могут проявляться в форме эмоций или навыков решения проблем.

    Эволюционная психология связана с макроэволюцией в том смысле, что она смотрит на то, как человеческий вид, особенно мозг, со временем изменился внешне, но в то же время укоренен в идеях, связанных с микроэволюцией. Эти микроэволюционные темы включают изменения на генном уровне ДНК.

    Попытка связать дисциплину психологии с теорией эволюции посредством биологической эволюции является целью эволюционной психологии.

     В частности, эволюционные психологи изучают, как развился мозг человека. Разные области мозга контролируют различные части человеческой природы и физиологии организма.

     Эволюционные психологи считают, что мозг эволюционировал в ответ на решение очень специфических проблем.

    Шесть основных принципов эволюционной психологии

    Дисциплина Эволюционной Психологии была основана на шести основных принципах, которые сочетают традиционное понимание психологии наряду с идеями эволюционной биологии того, как функционирует мозг.

    Эти принципы заключаются в следующем:

    1. Цель человеческого мозга — обрабатывать информацию, и при этом он реагирует как на внешние, так и на внутренние стимулы.
    2. Человеческий мозг приспособлен и подвергся как естественному и половому отбору.
    3. Части человеческого мозга специализированы для решения проблем, которые произошли в течение эволюционного времени.
    4. У современных людей есть мозги, которые развивались после того, как проблемы повторялись снова и снова в течение длительных периодов времени.
    5. Большинство функций человеческого мозга выполняются бессознательно. Даже проблемы, которые кажутся легкими для решения, принимают очень сложные нервные реакции на бессознательном уровне.
    6. Многие очень специализированные механизмы составляют всю человеческую психологию. Все эти механизмы вместе создают человеческую природу.

      Сонный паралич (сонный ступор)

    Области исследований эволюционной психологии

    Теории эволюции поддается несколько областей, в которых психологические адаптации должны произойти для того, чтобы вид развивался.

     Первая — это основные навыки выживания, такие как сознание, реагирование на стимулы, обучение и мотивация.

     Эмоции и личность также попадают в эту категорию, хотя их эволюция намного сложнее, чем базовые инстинктивные навыки выживания. Использование языка также связано с навыком выживания в эволюционном масштабе психологии.

    Другой важной областью исследований эволюционной психологии является распространение вида или спаривание. Основываясь на наблюдениях других видов в их естественных средах, эволюционная психология человеческого спаривания склоняется к идее о том, что женщины более избирательны в своих партнерах, чем мужчины.

    Так как самцы настроены инстинктивно, они распространяют свое семя на любую доступную женщину, мужской мозг человека в этом плане развивается менее избирательно.

    Последняя важная область исследований эволюционной психологии посвящена взаимодействию человека с другими людьми.

     Эта большая исследовательская область включает работы в области воспитания, взаимодействия внутри семей и отношений, взаимодействия с людьми, которые не связаны, и сочетание подобных идей для создания культуры. Эмоции и язык сильно влияют на эти взаимодействия, как и география.

     Взаимодействия происходят чаще среди людей, живущих в одном районе, что в конечном итоге приводит к созданию определенной культуры, которая развивается на основе иммиграции и эмиграции.

    by HyperComments

    Источник: https://joinfor.ru/jevoljucionnaja-psihologija/

    I. Эволюция предмета психологии

    В различные эпохи и периоды развития психологии менялись взгляды на ее предмет.

    Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п.

    В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

    Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно-научного знания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии.

    При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно-научного знания о человеке.

    В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос как снять это противоречие.

    Эта объективно сложившаяся кризисная ситуация в науке требовала своего разрешения. Требование стимулировалось потребностями практики в сферах производственной и социальной жизни. Разрешение кризисной ситуации имело важнейшим следствием выделение психологии в отдельную науку со своим арсеналом методов и средств.

    Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

    Так, Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

    Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

    Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

    Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

    Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

    В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.

    Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.

    По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека.

    Начало нового крупного этапа развития психологии относится к последней четверти XIX в., когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596 — 1650). В утверждениях Декарта содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в.

    ,- постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.

    Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

    Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание В.Вундтом в 1879 г. в Германии первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В.

    Вундт получил медицинское образование, работал сначала в области физиологии, а затем в области философии. Результатом деятельности этого ученого психология была определена как наука о сознании человека, которое должно изучаться экспериментально.

    Научное направление школы Вундта получило название структурализма.

    Становление психологии активизировало научный поиск не только в направлении структурализма. Почти в тот же временной период в США развивается направление, получившее название функционализма.

    Основные позиции функционализма отражают движение психологической мысли не только в направлении расширения описательно-объективных возможностей, но и возможностей решения практических задач.

    Психология определялась как наука о деятельности сознания.

    Активизация психологической мысли имела результатом то, что в XIX веке возникло новое научное направление в психологии — бихевиоризм. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельность сознания, а поведение.

    На рубеже XIX -XX веков возникло новое научное направление, получившее название психоанализа. Оно утвердило понимание психологии как науки не только о сознании, но и о бессознательном.

    Психоаналитическая концепция стала знаменательным событие м мировой науке. Ее развитие связано с такими именами как З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер.

    В наше время психоаналитическая концепция остается одной из основных в психологии личности, а психоанализ — одним из основных методов психотерапии.

    История мировой психологии насыщена концепциями, также сыгравшими существенную роль в ее становлении и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология, функционализм, бихевиоризм, гештальтпсихология).

    В них отслеживается общая динамика познания: от структуры к функции; от внешних проявлений к внутренним причинам. Именно в этих концепциях были осуществлены связи с практикой в сфере обучения, труда и лечения.

    Таким образом, были заложены основы практической психологии, сыгравшей затем решающую роль в развитии психологии как науки.

    Мировая психология в целом интенсивно развивалась в различных направлениях. Одним из приоритетных направлений становится познание личности и социальной сферы проявления ее активности.

    Вместе с тем интенсивно проводятся исследования по поиску физиологических коррелятов психического, в том числе связанных с возрастом и полом человека.

    Одновременно идет процесс специализации психологического знания приме5нительно к сферам общения и специального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья.

    Разрабатываются методы психологической диагностики и оценки, а также активные методы психологии, предполагающие психологическое воздействие с целью получение положительного для человека результата. Надо отметить, что продолжаются, хотя и оказываются оттесненными как бы на второй план, исследования души, духа, духовности.

    Источник: http://psy.bobrodobro.ru/26653

    Ссылка на основную публикацию