Амбивалентные чувства — психология

Амбивалентное отношение: что это такое

Амбивалентность – это термин, обозначающий двойственность, который изначально использовался в психологии для обозначения наличия нескольких полярных идей в человеческом сознании.

Следует отметить, что в сознании человека могут одновременно существовать как несколько полярных идей, так и желаний или эмоций.

Рассматриваемое понятие приняли на «вооружение» в начале девятнадцатого столетия, и долгое время рассматривали в качестве основного симптома шизофрении.

Феномен амбивалентности изучали такие выдающиеся ученые, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, посвящая «двойственности сознания» много внимания в своих работах.

Если говорить о двойственности сознания с точки зрения медицины, то можно сказать о том, что в подобном состоянии в человеческом мозге могут существовать две мысли, которые не будут смешиваться.

С психологической стороны, двойственность сознания рассматривается как норма, не требующая психической коррекции. Давайте разберем, что такое амбивалентность и как она проявляется.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба + valentia – сила): двойственное отношение человека к чему-либо

Феномен двойственности в психологии

С момента своего появления, амбивалентность использовалась как термин, обозначающий двойственность лишь в сфере медицины. Значительно позже, о рассматриваемом феномене начали упоминать великие ученые девятнадцатого века, используя амбивалентность для характеристики особенностей психики.

Важно отметить, что данное состояние с точки зрения психологии является нормой и не требует лечения. В этой сфере важна исключительно степень выраженности этого состояния. По мнению Зигмунда Фрейда, ярко выраженная амбивалентность является одним из симптомов невротических нарушений.

Помимо этого, двойственность нередко отмечается при Эдиповом комплексе и на определенных стадиях личностного развития.

Учитывая вышеперечисленное, появляется весьма закономерный вопрос, почему данная черта человеческого сознания имеет столь высокое значение? Для того чтобы понять важность амбивалентности, следует внимательно изучить саму модель строения человеческого сознания.

Помимо этого, повышенное внимание следует уделить и двум жизненно важным инстинктам – эрос (жизнь) и танатос (смерть). Именно эти инстинкты, заложенные в человеке с момента рождения, являются ключевым проявлением рассматриваемого феномена.

Основываясь на этой теории, специалисты выдвигают версию о том, что двойственность сознания присуща каждому человеку от рождения и не является приобретенным состоянием, спровоцированным различными факторами.

Но важно отметить, что определенные жизненные условия, могут негативно отобразиться на человеческом сознании, что может стать причиной нарушения хрупкого баланса. Именно нарушенный психический баланс провоцирует развитие неврозов и других пограничных состояний. Чаще всего подобные нарушения наблюдаются в следующих ситуациях:

  1. Употребление психотропных препаратов, спиртных напитков и наркотических веществ.
  2. Негативные эмоциональные потрясения и стрессы.
  3. Психотравмирующие ситуации, оставляющие отпечаток на человеческом сознании.
  4. Использование различных практик и методик для расширения (изменения) восприятия.

Рассматривая вопрос что такое амбивалентность в психологии, важно упомянуть о том, что по мнению специалистов, противоположные идеи рано или поздно вступят в конфликт, который негативно отразится на сознании. В результате этого конфликта, одно из чувств может перейти в подсознание. Итогом такого перехода становится то, что двойственность снижает свою выраженность.

Амбивалентность по Блейлеру делится на три вида

Амбивалентность в психиатрии

Рассматривая амбивалентность с медицинской точки зрения, нужно отметить, что подобное состояние не является самостоятельной патологией. В психиатрии, обсуждаемый феномен является частью клинической картины различных заболеваний.

Исходя из этого, можно сказать, что появление двойственности связанно именно с развитием психических расстройств. Амбивалентные чувства, мысли и эмоции характерны различным заболеваниям, среди которых следует выделить шизофрению.

Помимо этого, данная особенность человеческого сознания проявляется в негативном свете при таких заболеваниях, как:

  • хроническая депрессия;
  • психоз;
  • навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство, невроз и др.).

Важно понимать, что феномен амбивалентности подразумевает наличие нескольких чувств, эмоций или желаний, которые не перемешиваются, а появляются параллельно. Двойственность с точки зрения психиатрии, рассматривается как резкие перемены в отношении окружающего мира. В подобном состоянии, человек часто изменяет своё отношение к различным людям, предметам или явлениям.

Клиническая картина

Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте.

Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля.

В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей.

Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение — это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия.

В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.

Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль.

В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни.

Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.

При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то

Полярные мысли и идеи

Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний.

Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер.

Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.

Волевая сфера

Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду.

В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить.

Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.

Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами.

Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку.

В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии.

Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.

Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания. Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния.

Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний

Методы терапии

Когда человек в меру амбивалентен, что сопровождается отсутствием негативного проявления этого состояния, использовать различные методики лечения не требуется. В данном случае, двойственность является характерной особенностью сознания.

Медицинское вмешательство требуется исключительно в тех ситуациях, когда двойственное отношение к окружающему миру оставляет негативный отпечаток на привычной жизнедеятельности. В этой ситуации чувство дискомфорта, вызванное внутренними конфликтами, может стать своеобразным сигналом о наличии психических расстройств.

Специалисты не рекомендуют людям с подобными проблемами самостоятельно искать различные методы решения конфликтов, так как существует высокий риск развития более серьезных осложнений.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день отсутствуют узконаправленные медикаментозные препараты, позволяющие устранить двойственность сознания. Стратегия лечения, как и применяемые средства, рассматриваются в индивидуальном порядке. Чаще всего выбор конкретного медикамента осуществляется на основе сопутствующих симптомов, которые дополняют клиническую картину.

https://www.youtube.com/watch?v=XX0s4KXfmj0

В составе комплексного лечения пограничных состояний используются препараты из различных лекарственных групп. Это могут быть как легкие седативные медикаменты, так и более «мощные» транквилизаторы и антидепрессанты.

Действие подобных лекарств направлены на подавление выраженности болезни и нормализацию психического баланса.

В том случае, когда болезнь имеет сильную форму выраженности и существует высокий риск для жизни пациента, специалисты могут порекомендовать родственникам больного провести терапию в условиях стационара.

Психическая коррекция

Методы психотерапии основываются на различных способах выявления причины двойственности сознания. Это значит, что основной упор в лечении осуществляется на психоаналитическое действие. Для того чтобы добиться стойкого результата, специалисту необходимо выявить первопричину появления амбивалентности.

В тех ситуациях, когда роль запускающего механизма отведена различным травмирующим обстоятельствам, имеющим детские корни, специалист должен тщательно «проработать» этот момент. Для этого следует увеличить самооценку и привить чувство ответственности пациенту. Повышенное внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы.

Многие психологи считают амбивалентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления

Когда двойственность сознания является причиной появления фобий и повышенной тревожности, основной упор психотерапевтического лечения осуществляется на борьбу с проблемными моментами из жизни больного. Достичь необходимого эффекта можно как при помощи самостоятельных тренингов, так и групповых занятий, направленных на борьбу с внутренним страхом и личностный рост.

В заключение следует сказать о том, что двойственность может являться как отличительной чертой человеческой психики, так и симптомом заболевания. Именно поэтому очень важно с должным вниманием относиться к собственному состоянию.

Появление чувства дискомфорта из-за двойственного отношения к окружающему миру требует срочной консультации со специалистом.

В противном случае, риск возможных негативных последствий для человеческой жизнедеятельности с каждым днем увеличивается.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/ambivalentnoe-otnoshenie-chto-eto-takoe.html

Амбивалентное мышление: что такое, почему возникает, как избавиться

Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать.

Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва.

Что же такое амбивалентное мышление?

Что такое амбивалентность и почему она возникает

Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.

Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З.

Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики.

Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.

Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:

  • Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
  • Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.
Читайте также:  Сдержанность - психология

Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:

  • неспособности самостоятельно принять решение
  • страха совершить ошибку
  • Неуверенности в себе
  • Стресса, переутомления.

Патологическая амбивалентность может развиться из-за:

  • Психозов различного происхождения
  • Депрессии
  • Навязчивых состояний
  • Фобий, панических атак
  • Шизофрении

Проявления

Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.

Выделяют 3 основных формы амбивалентности:

  1. Интеллектуальная
  2. Волевая
  3. Эмоциональная

Интеллектуальная амбивалентность

Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.

Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.

Волевая амбивалентность

Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.

Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.

Эмоциональная амбивалентность

Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики и при патологиях.

Основной симптом эмоциональной амбивалентности – это присутствие противоположных эмоций в одно и тоже время. Двойственные чувства или эмоции могут также быстро сменять друг друга, при этом вызывая нарушение внутреннего равновесия у человека.

Амбивалентность чувств открыто проявляют дети, когда кричат родителям, что ненавидят их или желают им смерти. Переживая эти эмоции они, одновременно, абсолютно уверены в своей любви к родителям.

Следующий этап жизни для которого характерна амбивалентность – это пубертатный период, когда у подростка могут одновременно возникать противоположные эмоции или чувства. Также для этого периода характерно быстрая смена настроения, чувств по отношению к кому-либо.

Амбивалентность в отношениях возникает и в более зрелом возрасте. Часто человек сам не отдает себе отчет в переживаемом или не считает такие резкие перепады настроения и эмоций патологией.

Но при возникновении постоянной и стойкой амбивалентности в отношении к кому-либо психика человека расшатывается, он с трудом справляется с охватывающими его чувствами, а его поступки становятся непредсказуемыми и нелогичными, что тоже ухудшает отношения.

Как избавиться от амбивалентности

Если двойственность чувств, отношений или мыслей не слишком мешает человеку и не вызывает вопросов у окружающих, избавляться от нее необязательно. Амбивалентность можно считать чертой психики, которая нуждается в коррекции только в том случае, если ее проявления мешают нормальной жизни человека.

Патологическая амбивалентность, как правило, бывает одним из комплекса проявлений психического заболевания – невроза, депрессии или шизофрении. В этом случае она исчезает по мере коррекции основного заболевания.

Если же это состояние является единственным проявлением патологии психики и вызывает у человека дискомфорт, избавиться от нее можно с помощью комплексной терапии: приема медикаментов и психотерапии.

Для лечения используют седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, реже – нейролептики. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Специалист определяет причину развития патологии и вместе с пациентом выбирает метод ее коррекции: психоанализ, тренинги, методы расслабления или контроля над сознанием.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/ambivalentnost-ambivalentnoe-myshlenie.html

Противоречивые чувства — амбивалентность

Психология >>>> Противоречивые чувства — амбивалентность

Доводилось ли вам испытывать противоречивые чувства относительно какого-либо обстоятельства? Как такое может случиться?

В подавляющем большинстве случаев человек может сказать, что ситуация, наблюдаемая им, вызывает вполне определенные чувства, одно мнение и однозначное видение проблемы.

Но случается, что приходится колебаться между двумя полюсами, то есть диаметрально противоположными ощущениями относительно какого-то процесса или явления. Почему? Да потому, что кроме осознанного мышления (сознательного) существует еще и работа подсознания, которая нам не подвластна.

Вот в таких случаях, когда сознание нам говорит одно, а подсознание подсказывает другое, мы начинаем колебаться во мнении. Этому в психологии и психиатрии есть название – амбивалентность.

В обычной жизни амбивалентность – это результат накопленного опыта, который заставляет сомневаться даже в собственном трезвом мышлении, смотреть на свои рассуждения критически. Это абсолютно здоровая позиция психики.

Но случаются и отклонения, когда колебания между двумя диаметрально противоположными собственными мнениями, скрытые сомнения не дают возможности человеку сделать выбор и приводят к психическим расстройствам. Человек становится неуверенным в собственных действиях, начинает испытывать беспокойство, отчаяние, страх и в итоге не может принять решения и бездействует вообще.

Примеры амбивалентности:

  • Любовь и ненависть к одному и тому же объекту;
  • Высоконравственное и аморальное поведение одновременно;
  • Симпатия и отвращение к одному и тому же объекту и другие множественные варианты.

Амбивалентность тогда превращается в заболевание, когда вместо критического взгляда на вещи, становится препятствием для ведения нормальной жизни, порождает депрессивность и отсутствие желания делать выбор между двумя полярными решениями.

Анонс

Рапсовое масло вредно или полезно?
В последние годы все чаще в составе некоторых продуктов питания можно найти такой ингредиент как рапсовое масло. Рапс – растение, из семян которого получают рапсовое масло, в прошлом рассматривали как источник технического масла. Многие задаются вопросом о том, полезно или вредно рапсовое масло. Каким образом техническое рапсовое масло перешло в разряд пищевых продуктов?..
Народная медицина – опасное увлечение
Народная медицина потому получила свое название, что все ее методы были собраны на бытовом уровне путем не единократного наблюдения за результатами применения того или иного народного рецепта. Как не «проколоться» на народных методах лечения и не упустить реальную возможность вылечить заболевание?
Борьба с бактериями – новые методы
Бактерии научились противостоять антибиотикам, а ученые «присматриваются» к лантибиотикам. Лантибиотики – это перспективные исследования, так как они представляют…
Светящиеся в темноте волосы все еще в тренде. Для любителей покрасоваться экстравагантными прическами в ночных клубах, где свет приглушен, существует возможность окрашивания волос люминесцентными красителями. Придать волосам неоновое свечение можно и в домашних условиях…

Источник: http://medicalfairway.ru/page_stat.php?ids=1083&n_word=%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Противоречивые чувства — амбивалентность

Психология >>>> Противоречивые чувства — амбивалентность

Доводилось ли вам испытывать противоречивые чувства относительно какого-либо обстоятельства? Как такое может случиться?

В подавляющем большинстве случаев человек может сказать, что ситуация, наблюдаемая им, вызывает вполне определенные чувства, одно мнение и однозначное видение проблемы.

Но случается, что приходится колебаться между двумя полюсами, то есть диаметрально противоположными ощущениями относительно какого-то процесса или явления. Почему? Да потому, что кроме осознанного мышления (сознательного) существует еще и работа подсознания, которая нам не подвластна.

Вот в таких случаях, когда сознание нам говорит одно, а подсознание подсказывает другое, мы начинаем колебаться во мнении. Этому в психологии и психиатрии есть название – амбивалентность.

В обычной жизни амбивалентность – это результат накопленного опыта, который заставляет сомневаться даже в собственном трезвом мышлении, смотреть на свои рассуждения критически. Это абсолютно здоровая позиция психики.

Но случаются и отклонения, когда колебания между двумя диаметрально противоположными собственными мнениями, скрытые сомнения не дают возможности человеку сделать выбор и приводят к психическим расстройствам. Человек становится неуверенным в собственных действиях, начинает испытывать беспокойство, отчаяние, страх и в итоге не может принять решения и бездействует вообще.

Примеры амбивалентности:

  • Любовь и ненависть к одному и тому же объекту;
  • Высоконравственное и аморальное поведение одновременно;
  • Симпатия и отвращение к одному и тому же объекту и другие множественные варианты.

Амбивалентность тогда превращается в заболевание, когда вместо критического взгляда на вещи, становится препятствием для ведения нормальной жизни, порождает депрессивность и отсутствие желания делать выбор между двумя полярными решениями.

Анонс

Как ногам отдохнуть?

Нижние конечности, наряду с позвоночником, выдерживают колоссальную нагрузку в течение дня. И нет ничего удивительного, что усталость организма начинает проявляться именно с усталости ног. Независимо от того проводит ли человек время отдыха и рабочее время в сидячем положении с периодическими вставаниями или стоя на ногах, нижние конечности устают. Связано это не только со…

Народная медицина – опасное увлечение

Народная медицина потому получила свое название, что все ее методы были собраны на бытовом уровне путем не единократного наблюдения за результатами применения того или иного народного рецепта. Как не «проколоться» на народных методах лечения и не упустить реальную возможность вылечить заболевание?

Борьба с бактериями – новые методы

Бактерии научились противостоять антибиотикам, а ученые «присматриваются» к лантибиотикам. Лантибиотики – это перспективные исследования, так как они представляют…

Светящиеся волосы

Светящиеся в темноте волосы все еще в тренде. Для любителей покрасоваться экстравагантными прическами в ночных клубах, где свет приглушен, существует возможность окрашивания волос люминесцентными красителями. Придать волосам неоновое свечение можно и в домашних условиях…

Рапсовое масло вредно или полезно?

В последние годы все чаще в составе некоторых продуктов питания можно найти такой ингредиент как рапсовое масло. Рапс – растение, из семян которого получают рапсовое масло, в прошлом рассматривали как источник технического масла. Многие задаются вопросом о том, полезно или вредно рапсовое масло. Каким образом техническое рапсовое масло перешло в разряд пищевых продуктов?..

Источник: http://medicalfairway.mobi/page_stat.php?ids=1083&n_word=%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Амбивалентность

Главная Амбивалентность

Амбивалентность — противоположность душевных склонностей, установок и чувств, преимущественно любви и ненависти, направленных на один и тот же объект.

ПОнятие » амбивалентности » заимствовано Фрейдом у Блейлера, который ввел это понятие, рассматривая амбивалентность с трех точек зрения. Волевая амбивалентность означает, например, что субъект одновременно хочет есть и не хочет есть.

Интеллектуальная амбивалентность означает, что субъект одновременно высказывает нечто  и то, что ему противоречит.

Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит одного и того же человека.

Блейлер считал амбивалентность одним из главных симптомов шизофрении, полагая , однако, что она встречается и у нормальных людей. 

Это понятие появилось впервые у Фрейда в «Динамике переноса» при попытке объяснить феномен негативного переноса: «…он нередко обнаруживается наряду с позитивным переносом, нарпвленным на одного и того же человека. …

именно амбивалентность аффективных целей позволяет нам лучше оанять способность невротиков использовать перенос в целях защиты.

Читайте также:  Список когнитивных искажений - психология

» Однако идея взаимосвязи между любовью и ненавистью встречалась у Фрейда и раньше, например в исследовании случаев Маленького Ганса и Человека с крысами: «В сердце любящего разыгрывается настоящая битва между любовью и нанавистью к одному и тому же человеку».

Амбивалентность характеризует ряд расстройств (психозы, неврозы навязчивых состояний), ряд состояний (ревность, скорбь) , а также ряд стадий развития либидо, на которых любовь к объекту сосуществует с его разрушением (орально-садистическая и анально-садитическая стадии).

В этом смысле амбивалентность становится у Абрахама категорией , позволяющей уточнить своеобразие объектного отношения на каждой стадии. Первичная оральная стадия носит название доамбивалентной: » Сосание груди это вид поглощения, не разрушающего объект.

» По Абрахаму, собственно амбивалентность появляется лишь на орально-садистической , каннибалистической стадии с характерным для нее враждебным отношением к объекту; позднее индивид научается щадить объект, беречь его от разрушения. Окончательное преодоление амбивалентности возможно лишь на генитальной (постамбивалентной) стадии.

 В трудах М.Кляйн, вслед за Абрахамом, понятие амбивалентности играет существенную роль. По Кляйн, влечение изначально амбивалентно: «любовь» к объекту неотделима от его разрушения, и потому амбивалентность становится качеством самого объекта.

Субъект борется с этой амбивалентностью, расчленяя объект на «хороший » и «плохой»: амбивалентный объект, одновременно и благожелательный и враждебный, отныне исключается.

К концу своей творческой деятельности Фрейд стал придавать амбивалентности больше значения в клинике и теории конфликта.

Эдипов конфликт, укорененный во влечениях, осмысляется им в связи с амбиваленстностью, причем важнейшими его параметрами оказываются «вполне оправданная любовь и не менее обоснованная ненависть к одному и тому же человеку».

С этой точки зрения, возникновение невротических симптомов выступает как попытка разрешения этого конфликта: так, при фобиях происходит смещение одной из составляющих — ненависти- на замещающий объект; при неврозе навязчивых состояний наблюдается тенденция к вытеснению враждебных побуждений путем усиления либидинальных побуждений в виде реактивных образований. Своеобразный подход Фрейда к конфликту интересен тем, что он укореняет защитный конфликт в динамике влечений и побуждает нас видеть за этим конфликтом, приводящим в действие различные инстанции психического аппарата, внтренние противоречия жизни влечений.

психолог, психотерапевт психоаналитического направления Горькова Татьяна

Источник: http://lpsy.ru/ambivalentnost

Амбивалентность

Амбивалентность — это противоречивое [двойственное] отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств, мыслей и установок, обладающих равной силой и объёмом. Термин «амбивалентность» было введён в научный оборот в начале XX века швейцарским психоаналитиком Э.

 Блейлером, использовавшим его для обозначения и характеристики особенностей эмоциональной, волевой и интеллектуальной жизни людей, страдающих шизофренией (раздвоением личности), существенным признаком которой является патологическая склонность субъекта отвечать на внешние раздражители двоякой, антагонистической реакцией.

Ныне это понятие широко используется и за пределами психологии (например, в социально-гуманитарных науках) в более широком смысле, подразумевая противоречивость, неоднозначность того или иного явления, свойства, действия, отношения, оценки и так далее.

В обыденной жизни понятие амбивалентности часто используется для обозначения разнообразных противоречивых или двойственных, неоднозначных чувств и отношений.

Блейлер выделил три основных типа амбивалентности:

  1. эмоциональную, или аффективную амбивалентность, при которой одно и то же представление одновременно сопровождается приятными и неприятными чувствами;
  2. волевую амбивалентность, или амбитендентность, для которой характерны двойственность реакций, действий и поступков, а также бесконечные колебания между противоположными решениями, заканчивающиеся часто отказом от всякого решения;
  3. интеллектуальную амбивалентность, для которой характерно одновременное возникновение и сосуществование противоположных (противоречащих друг другу, взаимоисключающих) мыслей по отношению к тому или иному объекту.

Существенное расширение смысла, содержания и области применения понятия амбивалентности было осуществлено в психоаналитическом учении З. Фрейда. Согласно Фрейду, амбивалентность является естественным, атрибутивным свойством психики человека и одной из наиболее важных характеристик душевной жизни людей.

При этом, амбивалентность выступает преимущественно в виде амбивалентности чувств (например, любви и ненависти, симпатии и антипатии, удовольствия и неудовольствия и так далее, одновременно направленных на один и тот же объект), поскольку каждое отдельное чувство и все чувства человека амбивалентны по своей природе.

Фрейд видел в амбивалентности особенность инфантильной эмоциональной жизни, сохранившейся в бессознательном взрослого человека. Он считал, что до определённого уровня амбивалентность естественна и вполне нормальна, тогда как высокая степень амбивалентности чувств является характерной чертой и особенным отличием невротиков.

Подчёркивая закономерность перенесения человеком значительной доли ненависти на лицо, к которому он наиболее привязан, а любви на лицо, которое он ненавидит, Фрейд отмечал, что-то или другое из этих антитетических инстинктивных побуждений (влечений) вытесняется (либо целиком, либо частично) в бессознательное, и квалифицировал это явление как принцип амбивалентности.

В силу действия принципа амбивалентности вытесненное побуждение (влечение) или чувство всегда маскируется диаметрально противоположным побуждением или чувством.

В целом, согласно психоаналитическому пониманию, амбивалентность является одной из форм проявления противоречивой природы человека, которая обусловливает амбивалентное отношение не только к другим, но и к самому себе.

Это общее представление отразилось, например, в трактовке так называемых активных и пассивных витальных импульсов, которые были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»), направленным на разрушения внешнего объекта (садизм) или самого себя (мазохизм). Инстинкту смерти и разрушения противостоит жизнеутверждающий инстинкт жизни («Эрос»). Противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную амбивалентность человеческой психики, так и все последующие формы этой двусмысленности.

Психоаналитическая концепция амбивалентности получила определённое подкрепление в аналитической психологии К. Г. Юнга, в которой понятие амбивалентности использовалось для характеристики противоположных чувств, обозначения множественности психического, фиксации диалектического характера психической жизни, прояснения сути отношений к родительским образам и других проблем.

Социологическая интерпретация амбивалентности дана в работах Р. К. Мертона, который истолковывает её с помощью таких понятий как «социальная роль», «статус», «конфликт ролей». Считая источником психической амбивалентности социальную амбивалентность, Мертон вычленяет ряд её социальных типов:

  1. амбивалентность, связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (например, экспрессивной и инструментальной);
  2. амбивалентность, обусловленную конфликтом между статусами (например, конфликт статусов мужчины и женщины в семье и в обществе);
  3. амбивалентность, обусловленную конфликтом между отдельными социальными ролями;
  4. амбивалентность, обусловленную существованием в обществе противоположных ценностей культуры;
  5. амбивалентность, обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культурных ценностей, то есть конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления;
  6. амбивалентность, обусловленную существованием определённого круга людей, живущих одновременно в нескольких обществах (например, иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности.

Свою теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту.

Источник: http://gtmarket.ru/concepts/7198

Двойственные чувства

Поведение человека определяется не одним влечением, а взаимодействием многих влечений и потребностей. Поэтому удовлетворение одних потребностей в каждый данный момент может сочетаться с неудовлетворением других. Отсюда — смешение положительных и отрицательных чувств, двойственные чувства, или, как выражаются врачи, амбивалентные эмоциональные состояния.

А. С. Пушкин тонко уловил и выразил эту особенность психики человека:

О, как мучительно тобою счастлив я!

ИЛИ

Мне грустно и легко, печаль моя светла…

Возьмем для примера еще стихи А. А. Блока:

О, старый мир, пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред сфинксом с древнею загадкой.

Россия — сфинкс.. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью и с любовью!

Сладкая мука, ликование и скорбь, ненависть и любовь,—казалось бы, соединение этих противоположностей,— не более чем прихоть поэта. На самом же деле именно так протекает эмоциональная жизнь человека. О нейрофизиологической основе такой двойственности мы поговорим в следующей главе.

Очень часто вступают в конфликт высшие чувства с чувствами, которые мы отнесли к более низким уровням. Например, чувство чести и чувство долга — с чувством страха. Конфликт состоит в том, что эти чувства требуют взаимоисключающих действий и поступков.

В происходящей борьбе чувств вначале могут оказаться сильнее чувства, связанные с инстинктом самосохранения.

Однако затем возбуждаются и другие чувства, например стыд, и «эмоциональная равнодействующая» изменяется, позволяя человеку овладеть собой, взять себя в руки и осуществить действия, соответствующие требованиям общественной нравственности, отвечающие представлениям о чести и долге.

(Чувства чести и долга не присущи человеку от рождения. Они воспитываются обществом и являются частью его идеологии. Поэтому они не одинаковы в разные эпохи и в разных общественных формациях.)

Основной критерий социально-этической оценки личности — это ’уровень чувств, который для данного человека служит определяющим в формировании поведения.

Существуют жизненные ситуации, где двойственность чувств проявляется особенно заметно.

Так, отношение к «благодетелям» нередко бывает двухслойным: признательность за поддержку и вместе с тем неприятное ощущение зависимости — пришлось прибегнуть к покровительству там, где другим все дается в руки без усилий.

Благодеяния зачастую унизительны, а все, что унизительно, возбуждает ненависть («покровительства позор»,— сказано у А. С. Пушкина).

Проявления «черной неблагодарности» слишком часты, чтобы считать их исключением.

О том, как монархи расправлялись с подданными, имевшими несчастье оказать им неоценимые услуги, хорошо известно из истории: «…бессмертным остается рассказ Плутарха о солдате, который спас жизнь королю во время сражения и, вместо того, чтобы бежать, как правильно советовал ему мудрец, остался, рассчитывая на благодарность короля: он поплатился за это головой» (Цвейг С. Избр. произв. в 2-х т.,т. 2. М„ 1957, с. 238).

В обществе, где утвердились отношения дружеской взаимопомощи и товарищеского сотрудничества, сами понятия «благодеяние» и «благодетель» утратили свой смысл.

Но в былые времена случалось, что талантливый человек незнатного происхождения не мог пробиться сам; ему помогали. Однако с годами тщетно было искать в его душе хоть искру любви к благодетелям.

Оценивая силу своего таланта, он скорее испытывал горечь и озлобление от того, что лишь чья-то влиятельная рука помогла ему выбиться.

Оказанная помощь способствовала удовлетворению потребности в успехе и самовыражении, но была ударом по самоуважению и самооценке, особенно у человека с высоким уровнем притязаний.

Понимая умом, что благодетели действовали из добрых побуждений, человек все же подсознательно переносил на них отрицательные чувства, вызванные ситуацией в целом, тем фактом, что, кроме таланта и труда, понадобилась еще «протекция», чьи-то благосклонность и благоволение. Если эта враждебность не всегда находила прямой выход, то во всяком случае она гасила добрые чувства.

Благодеяние, оказываемое подчеркнуто «сверху вниз», вызывает впоследствии наибольшее раздражение, особенно если о нем напоминают. Конечно, благодарность — долг каждого; однако никто не смеет требовать ее.

Источник: https://pro-psixology.ru/yemocii-i-lichnost/chuvstva-vlecheniya-i-potrebnosti/284-dvojstvennye-chuvstva.html

Определение термина «амбивалентность»

Психологический термин амбивалентность стоит понимать как двойственное отношение к чему-либо: объекту, личности, явлению. Это неопределенное чувство, при котором одновременно присутствуют абсолютно противоположные, антагонистические эмоции по отношению к одному и тому же предмету, причем обе эмоции могут переживаться в максимальной мере, с максимальной силой.

Говоря упрощенно, человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то. Такие противоречивые эмоции могут возникать спонтанно, а могут быть явлением довольно продолжительным.

Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний, таких как шизофрения. Однако она может возникать и просто на фоне стресса, сложного эмоционально-психологического фона, напряжения или ряда неразрешенных ситуаций.

Изначально этот термин встречался исключительно в работах по психологии и психиатрии, но позже стал общепринятым. Психологический глоссарий описывает три формы амбивалентности: эмоциональная амбивалентность, волевая и интеллектуальная. Эту классификацию ввел психиатр Блейлер, который впервые занялся изучением данного явления и ввел соответствующее понятие в словарь терминов.

1. Амбивалентность переживаний (эмоциональная или чувственная) – это двойственность чувств и эмоций, которые человек испытывает к одному и тому же объекту.

Яркий пример – это ревность в парных отношениях, когда человек испытывает одновременно и чувство любви и привязанности, и сильные негативные эмоции к своему партнеру.

Читайте также:  Голова - психология

Также очень часто амбивалентными являются чувства матери к ребенку или ребенка к родителям, когда мать испытывает к сыну или дочери одновременно любовь и агрессию.

2. Амбивалентность ума (интеллектуальная) – это двойственный взгляд на вещи, когда личность имеет одновременно два противоположных мнения на один и тот же счет. Грубо говоря, человек может думать об одном и том же предмете или явлении, что это – плохо, и одновременно – что это хорошо и правильно. Этот тип мышления может проявляться периодически или быть постоянным.

3. Волевая амбивалентность характеризуется двойственностью решений. Человеку с таким типом характера очень сложно принять решение, он мечется между двумя вариантами, ежесекундно принимая то одно, то другое, совершенно противоположное.

Рекомендуем: Как научиться принимать решения?

Многие психологи считают амбитендентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления.

Незначительная двойственность эмоций, волевых решений или интеллектуальной сферы может проявляться время от времени у любого психически здорового человека: это может быть связано со стрессом, повышенным жизненным темпом или просто столкновением с трудной или нетипичной жизненной ситуацией.

Сильно выраженная амбивалентность – это уже в психологии имеет определение болезненного состояния психики и может быть свидетельством разных видов психических или невротических расстройств.

Поведение

Полная гармония мыслей, чувств и намерений, уверенность в своих желаниях и силах, точное понимание собственных мотивов и целей – это чаще эталон, но редко можно встретить такого человека, которому все вышеперечисленное свойственно. Частично амбивалентность поведения проявляется у большинства людей – как детей, так и взрослых.

Такое поведение может включать в себя амбивалентность интеллектуального мышления, воли, намерений. Например, человек хочет выпить воды и имеет возможность сделать это, но не делает. Не потому, что ему лень или это сопряжено с какими-либо преградами и препятствиями, а просто он и хочет, и вместе с тем не хочет.

Рекомендуем: Как побороть свою нерешительность?

Такой «раскол» может быть следствием стресса или неуверенности в себе, он может быть обусловлен неумением или боязнью принимать ответственность на себя, духовной незрелостью. Но может он проявляться и на фоне невротических расстройств. Также амбивалентный характер возникает на фоне сильных переживаний, конфликтов, травм.

Как правило, амбивалентное отношение и поведение возникает как следствие полярных эмоций, чувств и переживаний. Проявляющееся периодически, оно может не нести угрозы и не свидетельствовать о расстройстве психики, но если оно присутствует у человека постоянно, то наверняка указывает на проблемы в его психическом или эмоциональном состоянии.

Амбивалентное поведение может проявляться в том, что человек совершает непредсказуемые поступки, которые противоречат друг другу.

Он может выражать спонтанно разные, противоположные эмоции, отношения к человеку или предмету, доказывать поочередно две полярные точки зрения, и так далее.

Такое поведение указывает на двойственный и нестабильный характер человека, который находится постоянно «на распутье» и не может прийти к одной точке.

Рекомендуем: Что делать, когда не уверена в себе?

Двойственность поступков, как следствие двойственности идей, мыслей и чувств, может принести человеку немало страданий, так как он испытывает мучения при необходимости сделать выбор, принять важное решение, определиться.

Его характер может принести массу переживаний и близким, которые не могут на этого человека положиться, зная, что он – не человек слова, его сложно назвать ответственным и быть в нем уверенными. Этот человек не имеет четко сформированного мировоззрения и часто попросту лишен своей уверенной и окончательной точки зрения.

Полярность чувств

Амбивалентность эмоций проявляется в двойственном отношении человека к другому человеку, к партнеру, к предмету, явлению или событию. Когда человек амбивалентен, он может испытывать одновременно любовь и ненависть к своему партнеру, радоваться и грустить по поводу некоего события, испытывать страх и удовольствие, желание и отвращение по отношению к какому-либо явлению.

Если такая двойственность проявляется в пределах определенных рамок, то это – норма, даже более того, многие психологи уверяют, что амбивалентность эмоций можно считать признаком развитого интеллекта и большого творческого потенциала. Они указывают на то, что человек, не способный к амбивалентному переживанию, не в состоянии воспринимать мир полно, видеть его с разных ракурсов и передавать всю его полноту.

Человек же, способный воспринимать негативную и позитивную сторону того или иного явления одновременно, удерживать в голове две идеи, точки зрения или оценки, способен мыслить широко, креативно и нестандартно.

Считается, что все творческие люди так или иначе амбивалентны. Однако чрезмерная степень проявления амбивалентности может указывать на невротическое расстройство, и в этом случае необходима помощь специалиста.

Рекомендуем: Что такое адаптация?

Амбивалентность считается нормой особенно в отношении к объекту или субъекту, чье влияние можно считать неоднозначным. А это можно сказать о любом близком человеке, будь то родственник, ребенок, родитель или партнер.

Если человек испытывает к этой личности однозначно позитивное отношение, без двойственности, то это можно считать идеализацией и «очарованием», которое, очевидно, может смениться со временем разочарованием, и эмоции будут однозначно негативные.

Любящий родитель периодически испытывает негативные эмоции к своему ребенку: страх за него, недовольство, раздражение. Любящий супруг иногда переживает негативные эмоции, такие как ревность, обида и так далее. Это – нормальные аспекты психологии, и это характеризует здоровую психику человека.

Значение самого слова «амбивалентность» говорит о том, что этот термин применяется лишь в том случае, если человек испытывает полярные эмоции и чувства именно одновременно, а не сначала – одно, затем – другое.

При этом не всегда два полярных переживания ощущаются ярко и одинаково явно, иногда одно из них присутствует неосознанно для самого человека.

Такой человек может не понимать, что чувствует одновременно разные (противоположные) эмоции к кому-либо, но это будет так или иначе проявляться.

Рекомендуем: Альтруизм: определение понятия

В психологии людей разделяют на два типа.

Первый – высокоамбивалентный, это человек, склонный к двойственным чувствам, мнениям и мыслям, а второй – низкоамбивалентный, стремящийся к единой точке зрения, к однозначности переживаний и ясности.

Считается, что крайности и в том, и в другом случае не являются признаком здоровой психики, и средний уровень амбивалентности – это нормально и даже хорошо.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/ambivalentnost.html

Что такое амбивалентность чувств?

Что такое амбивалентность чувств?

  1. Амбивалентность (от лат. ambivalence ambo обе и valentia — имеющий силу) — двойственность, проявляющаяся в чувствах и действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях.

    Амбивалентность чувств — комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и ненависти.

    https://www.youtube.com/watch?v=BwdfI-OZ8co

    Термин введен Э. Блейлером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно быстро.

    Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных ;пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно; свидетельствует о невротизме.

    Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.

    Очень хорошо такое состояние описывалось разными поэтами и писателями. Об этом, например, повествуется в известном рассказе И.

    Бунина «В ночном море»:»На параходе случайно встретились два пассажира, известный врач и писатель, не видевшиеся почти четверть века.

    Они мирно беседуют, искренне поражаясь своему «какому-то идиотскому бесчувствию:- Какую боль, в сущности, причинил я вам. Воображаю, что вы пережили.

    — Да, и даже гораздо больше, чем вы можете вообразить.

    И вообще, это ужасно, ведь тот кошмар, который переживает мужчина, любовник, муж, у которого отняли, отбили жену и который по целым дням и ночам почти беспрерывно, ежеминутно корчится от мук самолюбия, страшных ревнивых представлений о том счастье, которое испытывает его соперник, и от безнадежной, безысходной нежности, вернее, половой умиленности к потерянной самке, которую хочется в одно и то же время и задушить с самой лютой ненавистью, и осыпать самими унизительными знаками истинно собачьей покорности и преданности. Это вообще несказанно ужасно…. Вот тут и представьте, что я переживал в течение целых годов… «

  • В соответствии с теорией З. Фрейда, амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка. При этом наиболее характерным является то, что одновременно возникают агрессивные и сексуальные желания.

    Эмоциональное переживание имеет субъективный характер, то есть переживается как состояние субъекта, чем резко отличается от всех остальных переживаний; в этом смысле удовольствие неудовольствие и возбуждение успокоение совершенно не отличаются друг от друга.

    Однако этот признак особенно присущ именно эмоциям; как известно, истинно субъективным состоянием является только эмоция.

    Чувства, разумеются, также являются субъективным состоянием, но в данном случае очень большую роль выполняет и объективный момент: ведь чувство переживается как отдельное свойство или сторона объекта, отраженные в нем.

    Тем не менее, между ощущением и чувством все-таки существует большая разница: если первое переживается чисто объективной данностью без какого-либо присутствия субъекта, например цвет или звук, то второе, то есть чувство, всегда подразумевает субъекта, а если в нем и присутствует что-то от объективного обстоятельства, то всегда лишь в аспекте соотношения с субъектом; например, приятный голос.

    Таким образом, субъективность необходимый признак всех эмоциональных процессов: как простых чувств, так и сложных эмоций.

    Одна из специфических особенностей чувства заключается в том, что оно не может существовать независимо и изолированно от других чувств.

    Что происходит с частичными чувствами, объединяющимися в целостное чувство? Было бы ошибочно полагать, что э т и чувства нейтрализируют, усиливают или ослабляют друг друга. Нет! Создавая целостное эмоциональное состояние, они, тем не менее, в этой целостности более или менее отчетливо сохраняют свою индивидуальность.

    Особенно ярко это проявляется в случаях амбивалентности чувства, на что специально обратила внимание школа психоанализа.

    Амбивалентность заключается в том, что в некоторых случаях в одном определенном чувстве, например сочувствии, одновременно присутствуют элементы переживания как удовольствия, так и неудовольствия, причем удовольствие неудовольствие отнюдь не нейтрализуют друг друга, а переживаются одновременно и рядом друг с другом в одном целостном чувстве.

    Таких амбивалентных чувств у нас много, например, верность, послушание, эстетическое переживание величия, переживание комического, ревность и многое другое. Амбивалентные чувства встречаются настолько часто, что амбивалентность может быть сочтена одной из основных особенностей чувств.

    Дело в том, что, как пишет Штерн, вследствие внутренней многогранности системы целей человека легко может случиться так, что некоторые явления с точки зрения одной цели имеют смысл, а с другой могут оказаться совершенно бессмысленными, в силу чего эмоциональное переживание может содержать момент как удовольствия, так и неудовольствия.

    Более того, продолжает Штерн, следует признать исключением именно те случаи, когда в нашем сознании представлена лишь одна цель, а не одновременно несколько.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/psihologiya/chto-takoe-ambivalentnost-chuvstv/

    Ссылка на основную публикацию