Позитивная и негативная дрессировка — психология

Психологос. Энциклопедия практической психологии

Позитивная и негативная дрессировка - психология

Строго говоря, «кнут и пряник» – не совсем то же самое, что «награды и наказания».

Под «кнутом» обычно понимается наказание открытое и болезненное, хотя наказания бывают и скрытые, и совсем не болезненные, а скорее дружелюбные и веселые.

Формулировка «награды и наказания» звучит мягче и воспринимается достаточно положительно, в то время как жесткое выражение «кнут и пряник» вызывает достаточно негативные ассоциации.

В любом случае «пряник» – это то, что вызывает интерес.

Соответственно, «пряник» – это организация ситуации, в которой последствия нужных нам действий видятся для человека выгодными, привлекательными: деньги, власть, комфорт, свежие и яркие переживания, ощущение значимости, близости или переживание привлекательной личностной роли. Спросите себя, чего вам еще хочется, и продолжите список!

А «кнут» – то, что заставляет.

Соответственно, «кнут» (боль, страх и прочее давление) – это организация ситуации (в коммуникации – предъявление требований, уколы, угрозы и т. п.), когда ненужные нам действия повлекут за собой очевидные неприятные последствия для того, кто их совершил, – лишат его денег, престижа, функционала, любимой, банки пива – в разное время у каждого свое больное место.

«Кнут» как форма давления используется исключительно часто, но далеко не всегда открыто. Фредерик Перлз исключительно удачно обозначил основные виды давления двумя образами: «собака сверху» и «собака снизу».

«Собака сверху» (громкий лай и рычание) – это давление открытое: ругань, требования и угрозы, давление «снаружи».

А «собака снизу» – это манипулятивный подход, когда давление скрытое, неявное (как, например, мольба и жалобный скулеж), и человека заставляют «изнутри».

По принципу: «Тебя же просят по-хорошему, а если не поможешь, то всю жизнь будешь чувствовать себя последней мерзкой сволочью. Поможешь, да?»

Мотивировать можно и «кнутом», и «пряником», но обычно «пряник» лучше ориентирует, а «кнут» лучше понимается.

«Кнут» (негативное подкрепление или наказание) может прекратить ненужное поведение, но не учит искать и думать, рождает злость, усталость и разрушает контакт. Это только забор, но не дорога.

Дорога всегда прокладывается «пряником» (вознаграждением или позитивным подкреплением), и обычно это гораздо более перспективный путь.

Позитивная мотивация приумножает энергию, дарит чувство радости и счастья, желание делать больше и больше.

С лентяями и хулиганами (даже если это ваши дети или сотрудники) эффективнее «кнут», чем «пряник», но лучше всего было бы просто расстаться с ними (конечно, если это возможно). Со всеми остальными обычно эффективнее «пряник».

Дрессировка

Дрессировка – целенаправленное приучение к определенной форме поведения путем положительного либо отрицательного подкрепления без обращения к разуму того, у кого это поведение вырабатывается.

В более грубых вариантах дрессировки вместо метода положительного или отрицательного подкрепления используется метод наград и наказаний, что не так экологично и менее эффективно.

Дрессировка бывает осознанной и неосознанной. Дети часто успешно дрессируют родителей, хотя сами это не осознают.

Различают позитивную и негативную дрессировку. Позитивная дрессировка учит «как надо», в ней преобладают или единственно используются поощрения, а отрицательным подкреплением считается отсутствие награды.

Негативная дрессировка построена в основном на отрицательном воздействии и объясняет «как не надо».

Дрессировка – это сильный, эффективный инструмент, и оценить его так же сложно, как топор – инструмент, с помощью которого одни люди рубят дрова, а другие разбойничают.

Дрессировка – один из элементов воспитания, а именно привитие практических навыков общественно приемлемого поведения. Воспитание гораздо шире. Оно включает в себя дрессировку, но использует и многие другие формы влияния: объяснение, вовлечение, внушение, заражение.

Если бабушка настойчивостью и похвалой приучает маленького внука пользоваться горшком (либо, ребенка постарше, мыть руки перед едой), обычно это называют просто процессом воспитания, а не дрессировкой.

Дрессировку чаще используют там, где отсутствует возможность обращения к разуму человека, например в приучении к порядку маленьких детей, у которых высшие психические функции еще недостаточно развиты, либо в отношении более взрослых людей с чертами инфантилизма, не любящих включать разум. Там, где можно обратиться к разуму человека, глупо использовать дрессировку.

Внушение

Внушение – прямое или косвенное коммуникативное (словесное, иногда эмоциональное) «вставление» в партнера формул, взглядов, позиций и установок. Внушение отличается от других обращений (просьбы, требования) тем, что реакции на него автоматичны, непроизвольны и не предполагают сознательных волевых усилий. Во внушении все происходит само собой, оно осуществляется само.

«Собери вещи, чтобы ничего не забыть!» – просьба-распоряжение, для осуществления которой нужна сознательная волевая активность. «У тебя все получится!» – внушение, человеку ничего специально делать не нужно.

Внушения действуют на всех, но в разной мере. Люди, особенно подверженные им, называются внушаемыми.

Внушения очень разнообразны. Они бывают прямыми и косвенными, открытыми и скрытыми, намеренными и естественными, бытовыми и управленческими, полезными и вредными. Есть внушения речевые, визуальные и внушения тела, а также самовнушения.

Внушения пронизывают всю человеческую жизнь, это неотъемлемый элемент и одна из основ воспитания, они используются и в рекламе, и в политике, и в повседневных взаимоотношениях.

Изначально внушения бессознательно применялись эффективными коммуникаторами – людьми, которые каким-либо образом в течение жизни «сами» сильно развили свои навыки общения. С момента возникновения гипнотерапии и психотерапии вообще внушения заняли важное место в арсенале психотерапевтов. Внушение часто осуществляется в состоянии транса, которое возникло при гипнозе или спонтанно.

Источник: http://ogrik2.ru/b/nikolaj-ivanovich-kozlov/psihologos-enciklopediya-prakticheskoj-psihologii/27256/knut-i-pryanik-metod-nagrad-i-nakazanij/108

Позитивная психология

Позитивная психология

Позитивная психология – это наука о том, что позволяет людям и организациям процветать.

определение с сайта Международной ассоциации позитивной психологии http://www.ippanetwork.org

Что есть самое важное из того, что дала позитивная психология миру?

По моему мнению, самым важным открытием позитивной психологии является тот доказанный факт, что мы можем собственными действиями изменить уровень нашего психического благополучия, стать счастливее.

Конечно, все мы индивидуальны в нашем восприятии и ощущении эмоций, в том числе счастья. Насколько мы разные снаружи, настолько мы разные внутри. Именно поэтому нет единых рецептов счастья. На выходе мы получаем всегда разный результат.

И всё же есть некоторые механизмы счастья, которые работают у каждого человека очень похоже.

Их изучением и занимается позитивная психология (например, реализация сильных сторон делает человека счастливым, развитие умения испытывать позитивные эмоции, при необходимости нивелировать действие негативных эмоций, состояние потока и т.д.)

И при всей неизменности нашей генетической структуры и индивидуальности, у нашего мозга есть замечательное качество — пластичность. Исследования показывают, что даже то, что заложено генетически может проявлять или не проявлять свое действие в зависимости от нашего воспитания, социальной среды или опыта (обучения). То есть мы можем меняться, в том числе учиться быть более счастливыми.

Читайте также:  Человек, который выбрал быть жертвой - психология

Известный специалист в нейрофизиологии счастья Д.Ричардсон сравнивает обучение счастью с любым другим обучением: игре в теннис, письму, счету, профессии. Все это требует освоения определенных навыков, что сопровождается созданием соответствующей нейронной структуры в мозге, но это вполне возможно. Нужно лишь захотеть и начать обучение.

Почему, если позитивная психология дает такие важные знания, её не преподают в школах?

Позитивная психология — это достаточно новая дисциплина, поэтому должно пройти время, чтобы она дошла до школ и других учебных заведений. Впрочем положительные примеры уже есть и их немало.

Курс позитивной психологии в Гарварде Тал Бен-Шахара стал за два года самым популярным курсом, обогнав «Введение в экономику». На сегодня существует 12 магистерских программ по позитивной психологии.

Курсы счастья и других аспектов позитивной психологии (социальные, эмоциональные навыки) преподаются во многих школах США, Германии, Великобритании, Австралии и других стран. И это не единичные случаи — их сотни.

Результаты показывают, что обучение позитивной психологии ведет к повышению не только уровня удовлетворенности, но и успеваемости среди учеников. Одним из ярких примеров внедрения методов позитивной психологии в школах является система образования Финляндии, ученики которой за достаточно короткий срок достигли первых мест в рейтингах (к примеру, PISA).

Разве нельзя научиться позитивной психологии самим, к примеру, по книжкам?

В принципе, всему можно научиться по книжкам. Однако, не для всех подходит такой вид обучения, не для всех он является эффективным.

Вспомните, чему вы в последний раз научились по книжке? В нашей жизни так много отвлекающих факторов, что  книжки по позитивной психологии, в лучшем случае, читаются и складываются на полку.

Чтобы изменить старые привычки и лежащие в её основе мозговые структуры, нужна поддерживающая система, которой и является курс, тренинг или профессиональное обучение.

Когда появилась позитивная психология?

Официальной даты появления позитивной психологии нет,  так как исследования по отдельным её аспектам велись на протяжении всей второй половины 20 века.

Движение в направлении создания отдельной психологической дисциплины началось с выступления Мартина Селигмана в качестве председателя Американской психологической ассоциации в 1998, на которой он призвал психологов и исследователей перенести фокус внимания с психических патологий человека, со его слабостей и болезней, на позитивные качества – на то, что делает человека сильнее, успешнее и повышает его субъективное благополучие и таким образом отдаляет от болезней.

Почему появилась позитивная психология?

Дэниел Гилберт, профессор Гарварда, в одном из своих выступлений, по моему мнению, лучше всего описал причины появления позитивной психологии: к концу 20 века появилось достаточно большая масса людей, у которых основные человеческие потребности были удовлетворены.

Кажется, за той чертой, за которой реализованы поставленные цели — получить работу, купить квартиру и машину, найти партнера и родить детей, должно автоматически прийти счастье, но оно не приходит или, если и приходит, то остается ненадолго.

Вот тогда и возникает вопрос – а куда дальше?

Такой же вопрос возникал и у психотерапевтов. Мартин Селигман тоже мечтал о том, что когда он вылечит пациентов от страхов, алкоголизма и других нарушений, они станут счастливыми, но на практике этого не происходило.

Нужно было идти дальше, иначе опасность рецидива была очень велика. Куда идти? Понято – в направлении хорошей жизни, процветания и счастья.

Но как именно? Основываясь на каких теориях и исследованиях? В этой сфере было ничтожно малое количество подтвержденной информации (зато недоказанной — в форме различных течений, тренингов, псевдоучений — масса), и исправить такое положение вещей была призвана позитивная психология. Зачем? Чтобы дать специалистам и обычным людям проверенные инструменты и сказать, к примеру, что же действительно приносит счастье, за что стоит браться, а что лучше оставить.

Что именно изучает сегодня позитивная психология?

По Селигману, позитивная психология имеет три основных направления развития: позитивные эмоции (радость, счастье, любовь, благодарность и т.д.), позитивные качества человека (его сильные стороны и достоинства) и позитивные институты (процветающие семья, организации, общество, государство).

Противопоставляется ли позитивная психология традиционной психологии, пытается ли её заменить?

Нет, позитивная психология является лишь дополнением к традиционной психологии. Позитивную психологию можно сравнить со здоровым образом жизни, только на уровне психики.

В чем принципиальное отличие позитивной психологии от гуманистической психологии?

Позитивная психология основывается на теоретических разработках гуманистической психологии. Маслоу был первым человеком, который использовал сочетание “позитивная психология”.

Разработки представителей гуманистической психологии были теоретическими, не доказанными эмпирическими исследованиями. Как этим занимается сегодня позитивная психология.

То, что предполагали Роджерс, Фромм и Маслоу, сегодня доказывается с помощью научных исследований (экспериментов, опросов и других). Позитивная психология идет дальше и развивает начатое гуманистической психологией.

Кто является представителями позитивной психологии?

Мартин Селигман, Эд Динер, Барбара Фредриксон, Тал Бен-Шахар, Михай Чиксентмихайи, Соня Любомирски и другие.

Есть ли отличия между позитивной психологией и позитивным мышлением?

Позитивное мышление – это то, с чем чаще всего ассоциируют позитивную психологию, и эта ассоциация не всегда позитивная. Во многом благодаря тому, что специалистом в этой сфере себя может назвать, кто угодно. У позитивной психологии подход совсем другой – научный.

Позитивная психология является эмпирической наукой и перепроверяет любые утверждения, прежде чем принять их на веру.

Читайте также:  Истероид - психология

К примеру, приверженцу позитивного мышления достаточно сказать, что если произносить каждое утро “я сильный и успешный” и это будет для него истиной, то представителю позитивной психологии этого недостаточно.

Он согласится с этим высказыванием или опровергнет его, если проведет соответствующий научный эксперимент (две группы, в одной из которой участники будут говорить эту аффирмацию, а в другой не будут или будут поддерживать себя другим высказыванием, затем анализируются результаты успешности участников).

Еще одним отличием является признание позитивной психологией пользы не только позитивных эмоций, но и негативных.

К примеру, хорошее настроение очень хорошо воздействует на креативность, зато для оценки аргументов или рисков гораздо более успешно реалистичное или даже негативное мышление.

Никто бы из нас не хотел, чтобы пилот нашего самолета или диспетчер аэропорта при оценке возможности посадки при плохих погодных условиях, проявлял незаурядный оптимизм.

Есть ли отличия между позитивной психологией и позитивной психотерапией?

Позитивной психотерапией называют направление в психологии, основанное в 1968 году Н.Пезешкианом – немецким неврологом иранского происхождения.

Несмотря на близость подхода позитивная психология и позитивная психотерапия существенно отличаются друг от друга.

Более подробно с методом Пезешкиана вы можете ознакомиться через его книги (Позитивная психотерапия – теория и практика нового метода, Торговец и попугай и другие).

Открывает ли позитивная психология что-то новое или это очевидные вещи, которые знает каждый?

Некоторые эксперименты подтверждают утверждения, которые являются здравым смыслом, а некоторые их опровергают.

  • К примеру, оказалось, что деньги имеют совсем небольшое влияние на счастье, в частности, если человек живет выше черты бедности (Diener & Diener, 1996).
  • Люди, которые регулярно выражают благодарность, обладают лучшим здоровьем, они оптимистичны, и помогают другим больше (Emmons & Crumpler, 2000).
  • Отчаянные попытки достичь счастья ведут к несчастью (Schwartz et al., 2002).
  • Обычно люди не могут правильно предсказать, насколько долго они будут счастливы или несчастливы вследствие какого-то важного события. Обычно несчастье от плохих событий переоценивается (Gilbert, Pinel, Wilson, Blumberg & Wheatley, 1998; Wilson, Meyers, & Gilbert, 2001).
  • Выигрыш в лотерею далеко не всегда делает человека счастливым, а приобретенная инвалидность совершенно несчастным. Проведенные исследования показали, что в первое время после выигрыша в лотерею люди действительно находятся в эйфории, но она проходит буквально через полгода и они возвращаются на тот уровень счастья, на котором были до выигрыша. То же самое происходит и с людьми, которые после несчастного случая приобрели инвалидность. Их уровень субъективного благополучия восстанавливается примерно через год, оставаясь слегка ниже предыдущего (Brickman P. at al., 1978). Более современные исследования показывают, что выигрыш в лотерею или потеря здоровья имеют усиливающий эффект. Те, кто был счастлив, становится счастливее (такие люди не теряют присутствия духа после несчастного случая). А те, кто был не в ладах с собой, быстро теряет выигранные деньги (погружается в депрессию после несчастного случая).
  • Радость и веселость не делают человека глупым и невнимательным. Экспериментальные исследования показали, что радость и веселость делают мышление человека более креативным и гибким, расширяют его (broad&build theory, Б.Фредриксон), хотя было замечено некоторое повышение отвлекаемости, что иногда и приводит к невнимательности. И все же для специалистов творческих профессий, а также тех, в которых нужно принимать нетривиальные решения, умение управлять своим настроением является наиважнейшим фактором успешности.

Каково будущее позитивной психологии? В каких сферах она применяется сегодня успешнее всего?

Есть мнения, что позитивная психология растворится в традиционной психологии, выполнив свою задачу, но скорее всего она останется в рамках отдельной дисциплины, так как таким образом она развивается лучше всего. Наиболее яркой тенденцией такого развития является  проникновение позитивной психологии в различные сферы жизни. Именно в них вы также можете применять позитивную психологию.

  • Позитивное образование — дошкольное, школьное и профессиональное образование, направленное на раскрытие сильных сторон личности, создание обстановки в учебных заведениях, максимально способствующих такому раскрытию.
  • Позитивная психология на работе — в США и Европе многие фирмы ведут работу в направлении достижения процветания  организаций насчет применения позитивных методик. Удовлетворенный, счастливый работник более инновативен, креативен и остается с командой даже в трудные времена. Текучка кадров в позитивных организациях минимальна, а доходы растут. В 2016 году книга «Позитивная организация» Р.Куинна вошла в список книг, которые рекомендует Герман Греф своим сотрудникам для личного развития и его банковской структуры в целом, что значит — постепенно идеи позитивной психологии проникают и в российский бизнес.
  • Позитивное супружество и позитивное родительство — очень популярная сфера применения позитивной психологии. Наиболее популярным исследователем в позитивном супружестве является Джон Готтман, идейным вдохновителем позитивного родительства — Ребекка Инс (Rebecca Eanes).
  • Спорт, другие сферы высоких достижений. Спортивные команды ведущих стран мира имеют в своем арсенале психологов, в том числе владеющих знаниями позитивной психологии. С олимпийской сборной США на последнюю Олимпиаду приезжало около 60 таких специалистов. Сегодня позитивные методики помогают сделать процесс тренировки более увлекательным для спортсменов, чтобы не терялась их внутренняя мотивация, а специальные методики работы с психикой (в том числе осознанность и управление эмоциями) помогают справиться с напряжением как в соревновательный, так и несоревновательный период. Данная сфера в России имеет большой потенциал для развития.
  • Позитивная психология для личных нужд — каждый человек хочет быть счастливым и успешным. Современные исследования показывают, что как раз счастливые люди меньше болеют, дольше живут, имеют крепкие браки, больше зарабатывают и лучше продвигаются по карьерной лестнице. Счастье и успех идут рука об руку. Повышение умения быть счастливым повышает нашу успешность и наоборот. Быть счастливым — просто приятно, поэтому у позитивной психологии так много поклонников, в том числе с среде исследователей. Гораздо приятнее исследовать храбрость, чем трусость, смелость, чем страхи. И что самое интересное, как только человек становится смелым, у него отпадает надобность работать над страхами. Как в медицине — начинаешь проповедовать здоровый образ жизни и отпадает необходимость ходить по врачам.
Читайте также:  Игра «ерунда-катастрофа» - психология

Если вы хотите получить больше информации по позитивной психологии, посмотрите запись моего вебинара «Самое интересное из позитивной психологии»

Источник: https://positive-time.com/pozitivnaya-psihologiya

Техники защиты от негативных эмоций при общении

Техники защиты от негативных эмоций при общении

Часто бывает, что вы оказываетесь среди людей, враждебно на вас настроенных. Это причиняет значительные неудобства, мешает сосредоточиться на деле. В таком случае вам необходимо установить психологический барьер между вами и негативом, исходящим от собеседника.

Есть несколько техник защиты от враждебности. Особенно они полезны, когда вы не можете прервать общение с таким человеком. Например, это сотрудник, работающий в том же помещении, что и вы. Либо близкий родственник, по каким-то причинам негативно воспринимающий вас.

Суть таких техник состоит в том, что вы избирательно воспринимаете только ту информацию, которая касается обсуждаемого вопроса. И никак не реагируете на все выпады против вашей личности.

Обратите внимание, что в таких случаях не умеющий держать себя в руках оппонент, взбешенный вашим невниманием к его «уколам» может угрожать вашей физической безопасности.

Будьте внимательны и примите меры заранее.

Для создания психологического барьера защиты от негатива вы должны прибегнуть к возможностям своего воображения.

Техника 1. Купол

Мысленно создайте вокруг себя энергетическую ограду – прозрачный купол, защищающий вас от отрицательной энергии собеседника. Эта защита не должна быть «глухой», а должна лишь препятствовать воздействию на вас конкретного человека в конкретный момент времени.

Когда вы слышите, что собеседник начал атаку на вашу личность, пытаясь понизить вашу самооценку, либо перемежает свою речь проклятиями – вы должны остановить эту негативную энергию с помощью вашего «купола».

В случае возрастания напора негатива – мысленно отодвиньте стенку купола чуть дальше от себя и ближе к собеседнику, чтобы создать вокруг большую безопасную зону и препятствовать психологическому вторжению. При этом вы почувствуете себя более комфортно и уверенно и сможете более уравновешенно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Техника 2. Стрелоуловитель

Представьте себе, что все негативные слова, сказанные в ваш адрес – это стрелы, посылаемые в вас собеседником. Эти стрелы он направляет на вас, чтобы причинить вам боль, ранив ваши чувства и ваше самолюбие.

Теперь представьте, что в ваших руках находится большая толстая подушка. Мысленно держите ее между собой и оппонентом. Эта подушка имеет свойство задерживать стрелы (нет, она не отталкивает их назад, а поглощает), но пропускать позитивную и конструктивную информацию.

Перемещайте эту подушку перед собой, поглощая все реплики-стрелы. Отнеситесь внимательно к отбору нейтрализуемой информации, чтобы в ее потоке не пропустить важные сведения или примиряющую информацию.

Техника 3. Самонаблюдение, или Вторая пара глаз

Техника построена на вашем ощущении раздвоенности. Одной частью себя вы взаимодействуете с собеседником. Другая часть – является наблюдателем – беспристрастным и объективным.

При помощи Второй пары глаз вы как бы видите себя со стороны и пытаетесь разобраться в собственных реакциях: понять как они появляются и какие эмоциональные реакции появляются на различные приемы беседы, используемые оппонентом.

В этот момент лучше всего не просто наблюдать за своими реакциями и фиксировать их в своем сознании, но и критически замечать все свои «успехи» и «поражения»; отмечать всё то, что подлежит в дальнейшем исправлению.

Например: «Этот клиент очень сложный. Как я веду себя? Я спокоен, внимателен. Но разговариваю слишком громко и быстро. Значит, нужно говорить медленнее и тише… Вот теперь хорошо!»

Техника 4. Анализ собеседника

Эта техника опять связана с «раздвоением». Часть вашего сознания участвует в беседе. А другая часть не взаимодействует с собеседником, а занимается наблюдением за ним со стороны.

Что в этот момент вы можете анализировать? Буквально все: внешность собеседника, его манера говорить, двигаться; жесты, мимика, движение глаз, дыхание, обороты речи и т.д.

Обратите внимание на глаза человека, выразительность его рта. Прислушайтесь к голосу – пропуская мимо себя негативные слова. Оцените произношение, дефекты речи, или, наоборот, интересные обороты. Вы можете, в зависимости от длительности неприятного общения взять любую исходную точку наблюдения и любое направление.

Можно также сравнивать различные увиденные характеристики человека с подобными у своих знакомых.

Делайте в этот момент свои выводы по поводу его привычек, материального и социального положения, слабых и сильных сторон его личности. Попробуйте зафиксировать стереотипы поведения оппонента в различных ситуациях и взять их на заметку. Это «упражнение» также может оказать в последствии пользу в работе над собой и в дальнейшем взаимодействии с этим человеком.

Техника 5. Чужая роль

Она чем-то схожа с двумя предыдущими и может применяться в комплексе с ними. Во время исполнения этой техники вы начинаете воспринимать себя в роли своего собеседника, разглядывая ситуацию и себя его глазами.

В этот момент попробуйте предугадать его дальнейшее поведение в следующий момент. Сравните с тем, что произошло. Оцените степень схождения с вашими предположениями и подумайте, почему, все таки, поведение собеседника отличалось в некоторых случаях от того, что вы себе представили.
Эта техника поможет быть вам более внимательным к людям и научится различать малейшие нюансы их поведения.

Все эти техники построены на изменении собственной реакции в конфликтной обстановке. Благодаря этому вы не «окунетесь с головой» в конфликт, а будете способны обдумать и разрешить сложную ситуацию

Конечно, не все получится сразу. Чтобы пользоваться данными техниками, вам нужно потренироваться. Но с каждым разом, вам все легче будет абстрагироваться от конфликта и сохранять самообладание. Главное – не используете данные приемы при взаимодействии с приятными собеседниками. Вы же не хотите создавать искусственные барьеры при общении с ними?

Источник: http://www.personal-trening.com/node/3558

Ссылка на основную публикацию