Плюсы и минусы принятия — психология

@theqstn, undefined

Давайте сначала определимся с тем, что входит в компетенцию судебного психолога, а после перейдем к «плюсам/минусам».

«Судебная психология — наука, изучающая особенности развития и проявления психических явлений, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.» (А. И. Дулов «Судебная психология». Минск.

1975г.). При чем правосудие как гражданское, так и уголовное. На данный момент сложилось устойчивое мнение, что одним из основных направлений судебной психологии является судебно-психологическая экспертиза.

Основные направления судебной психологии:

  • установление юридически значимых эмоциональных состояний (аффект или сильное душевное волнение);
  • определение категории «моральный ущерб», которая находится на стыке психологии и права;
  • исследование беспомощного состояние жертв сексуального насилия;
  • изучение психологии судебного следствия (в т.ч. судебного допроса);
  • исследование психологии адвоката, прокурора, подсудимого;
  • особое внимание уделяется судебным речам (речь прокурора/адвоката);
  • участие психолога как специалиста в судебном процессе;
  • психология постановление приговора/принятия решения;
  • психология организации судебной деятельности;

Теперь о плюсах и минусах. Эту часть ответа буду основывать на общении с действующими саратовскими психологами и экспертами-психологами, имеющими довольной большой стаж.

Плюсы:

  1. Востребованность профессиональных психологов/экспертов психологов.
    Это обусловлено тем, что в нашей стране, скажем так, изменилось отношение к психологии как таковой, что подталкивает правоохранительные органы и суды обращаться к психологам с целью получения консультаций/заключений;
  2. Интересность данной работы.
    Данный плюс отмечают все психологи, которых я знаю лично. Это объясняется тем, что бывают очень интересные категории дел как уголовных (например, дела о сексуальном насилии над несовершеннолетним), так и гражданских (например, лишение родительских прав, разводы семей, имеющих детей);
  3. Перспективность работы как таковая.
    Данный род деятельности дает возможность и работать по специальности, и развиваться в научном, карьерном, профессиональном, личном плане (но это требует большой затраты времени, сил, материальных ресурсов);
  4. Возможность общения с разными категориями людей.
    К тем психологам/экспертам-психологам обращаются за консультацией, либо же с целью назначения экспертизы и суды, и прокуроры, и следователи, и адвокаты. Те, кто работается по судебно-психологическим экспертизам — отмечают интересность общения с подэкспертыми;

Теперь о минусах:

  1. Сложность получения образования.
    Для того, чтобы стать профессионалом, на данный момент (а может именно в моем регионе) необходимо не только получить высшее образование ,но и пройти дополнительную профессиональную подготовку;
  2. Постоянный недостаток времени.
    Довольно часто следователи/суды, назначая судебно-психологическую экспертизу, буквально торопят эксперта;
  3. Недовольство результатами.
    В практике психологов, с которыми лично знаком, бывали случаи, когда их заключение не устраивало одну из сторон, вследствие чего некоторые получали угрозы, либо же слышали в свой адрес ряд нелестных фраз;
  4. Не самая высокая оплата труда.
    Этот критерий, конечно, зависит от региона и места работы самого психолога; 

Как-то так.

Скажу от себя, что не видел среди знакомых психологов разочарование в собственной профессии.

Спасибо!

Удачи

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/349924/plyusy-i-minusy-raboty-sudebnym-psikhologom

Плюсы и минусы принятия

Принятие (внутреннее принятие происходящего) в целом — исключительно полезное состояние и позиция, но у него, кроме плюсов, бывают и минусы.

Плюсы принятия

Принятие дает спокойствие, а спокойствие — ясность взгляда на мир, на себя и на окружающих людей. Даёт возможность глубже увидеть и понять суть явлений и людей (увидеть за словами и поступками мотивы действий и, относясь к этому с позиции принятия, выбрать лучшую поведенческую стратегию).

Внимание человека с позицией принятия направленно вовне, т.к. ему не свойственна болезненная рефлексия, у него внутри хорошо и ровно, в фокусе его внимания – его дела, интересы, люди с которыми он взаимодействует.

А ведь часто бывает, встретились двое, состоялся диалог, а на самом деле каждый говорил сам с собой, другого никто из них и не заметил, не понял, не до него было.

Состояние принятия является характерной чертой человека в 3 и 5 позиции восприятия.

Принятие — лучшее условие для успешного роста и развития личности. Смотри Развитие личности в позиции принятия

Принятие, наряду с требовательностью — обязательный момент правильного воспитания детей. Смотри Отцовская и материнская модель любви

Возможные минусы принятия

Снижение внимания: к тому, что мы приняли, мы не уделаем особого внимания. Уделяем внимания не больше, чем другим как-то значимым вещам. Ну, стена. Ну, пальцы. Это перестает быть особенно значимым, становится нормальным.

Снижение мотивации: если позицию принятия прививает себе человек с изначально негативной мотивацией, типовым последствием будет общее снижение энергетики и мотивации. Его ничего не дергает, не бесит — он теперь сидит в благости и ничего не делает. Что с этим делать? Предупреждать развитием позитивной мотивации. Смотри Позитивная и негативная мотивация

В советское время все знали: в 6 месяцев ребенок должен сидеть, в год — ходить, в два — говорить. Если этого вдруг не происходило, все вставали на уши и начинались врачи, физкультура и специальные методики.

Сегодня по крайней мере в США на этот счет совсем другая позиция: ребенок в 6 месяцев не сидит — ничего, это его особенности, в год не ходить — нормально, пойдет попозже, в два года не разговаривает — ну что вы волнуетесь, у его своя скорость развития!..

И это называется принятием особенностей ребенка. Вам это близко?

Думается, следует различать «принятие» как реалистичный взгляд на вещи и «принятие» как согласие со всем тем, что происходит. Первое — разумно практически всегда, второе — более чем спорно.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/plyusy_i_minusy_prinyatiya

профессия -ПСИХОЛОГ! все плюсы и минусы..

miragem Мудрец (13283) 9 лет назадхороший вопрос. .

плюсы в том, что знание психологии людей позволяет сделать карьеру и хорошую и не обязательно в самой психологии, помогает в общении очень, дает возможность предугадывать поведение людей, в работе это очень помогает, если директор, то проблем с коллективом практически нет, с налоговой решить многие вопросы можно и без проблем..

отношения наладить проще.. плюс всегда можно себе же самой психоанализ устроить, быстро и полезно… кроме того это очень инетесно быть психологом, все время узнаешь что=то новое, ведь люди все разные. . а психотерапия — самое интересное.. по крайней мере для меня: -) и .п. пминусы — знаете, скучно жить становится …

все так предсказуемо и однообразно становится… редко кто может чем-то удивить… не люблю манипуляции, но в жизни они иногда нужны.. и они уже станоятся как бы подсознантельными, срабатывает как бы рефлекс когда надо, что-то сделать такое, а напрямую не поучается…

плюс всегда считается самым большим минусом у психологов это, то, что психологя — это уже не протсо профессия это уже образ жизни, меняется мышление, ценности.. уже даже разговаривая с человеком, Вы заранее все «просмотрели» на перед, и знаете все его поведние, часто даже реплики, и это все работает уже на подсознание…

и такое поведение в семье иногда не очень хорошо влияет на отношения.. плюс процент разводов самый высокий у психологов, потому что они дома такие какие они есть, подстраиваться вообще дома не хотят, и разрывы многих не пугают быстро себе терапию устроют и новые отношения строить сразу. .

в принципе, много и плюсов и минусов-))))

кариша заинова Профи (526) 9 лет назад

незнаю плюсов.. но когда выслушиваешь проблемы людей потом это сказываеться на тебе.

Я ходила к одной знакомой (она оч хороший психолог, но личными проблемами не занимаеться, просто проводит всякие маркетинговые треннинги в разных компания) она сказала что когда она была психологом, те проблемы которые она выслушивала потом происходили через какое-то время и в ее жизни. это правда, просто долго обьяснять что к чему. можете почитать про трансферинг или трансерфинг.. как-то так ))

Магура Оракул (73520) 9 лет назад

Зависит от человека и его отношения. В психологи часто идут люди, которые хотят научиться решать свои собственные психологические проблемы. Но это не всегда лучший способ. Можно так привыкнуть копатся в тараканах, что процесс станет важнее результата.

чепух Мыслитель (8257) 9 лет назад

Плюсы- помощь людям — и порой самая необходимая.. . Осознание смысла, понимание человека.
Минусы примерно такие же как у любого ассенизатора.. . Например есть такой вариант, что именно ты окажешься во всём виноват.. . Бывает.

bastela Профи (646) 9 лет назад

В любой профессии есть плюсы и минусы, и как правило все стандартные. Поскольку я по образованию психолог, могу сказать, что знания и опыт, которые я получила сделали и делают мою жизнь лучше. И в личном, и профессиональном плане.

Из минусов, я могу отметить то, что в России многие до сих пор не очень понимают, кто такой психолог, зачем он нужен и т. д. Хотя на самом деле сейчас психологических центров почти столько же как и районных поликлиник.

Вообщем всегда актуальна задача психологического просвещения населения.

Нннне Гуру (3672) 9 лет назад

смотря какой психолог. Вот если в школе психолог, который помогает детям учитсья а учителям их учить — это очень благородная и нужная вещь при соответствующей подготовке, конечно.

А есть психологи, которые превращаются в гуру и воплощают в своей профессии жажду власти над душами, или занимаются психологией в надежде решить собственные проблемы, при этом используя клиентов как материал для саморазвития и материального обеспечения собственнных поисков. Это низко и опасно как для клиентов, так и для самого «специалиста».

Источник: https://otvet.mail.ru/question/21907570

Плюсы и минусы работы психолога

Публичная статья<\p>

300

Создано 13 октября 2017 годаОбразование РаботаИКарьера Психолог

Профессия психолога сегодня является очень востребованной на рынке труда: они не только ведут приемы в специальных клиниках и личных кабинетах, но и работают в штате практически каждого образовательного, медицинского  и спортивного учреждения, на крупных предприятиях, в реабилитационных центрах, службах доверия и т.д. При этом многие продолжают заблуждаться относительно деятельности психолога и часто путают его с врачосм-психиатром и психотерапевтом. Чем же именно занимается психолог?

Психолог — это специалист, работающий в области психологии. Он занимается душевным состоянием человека, оказывает помощь в решении личностных проблем, применяя знания законов коррекции поведения человека.

Таким образом, предметом деятельности психолога является душевное состояние человека и его внутренний мир, а главной задачей — оказание помощи человеку в обретении гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Психолог не является врачом в отличие от психиатра и психотерапевта, он не учится в медицинском вузе, а получает образование по специальности «Психология» на психологических факультетах профильных вузов.

К основным направлениям деятельности психолога относятся:

  • Психологическая диагностика 
  • Консультирование 
  • Психологический тренинг.

Плюсы профессии психолога

К основным плюсам профессии можно отнести следующие:

  • Работа психолога — по-настоящему интересная и творческая, она дает возможность почувствовать отдачу и пользу от своей деятельности, а, значит, приносит самоудовлетворение;
  • Реальная возможность помогать в решении насущных проблем других людей.
  • Личностный рост — неотъемлемая часть профессии, так как специалситу приходится постоянно  самосовершенствоваться, чтобы стать успешным психологом.
  • Данная профессия становится частью ее носителя — в повседеневной жизни неизбежно использование профессиональных знаний, полученных в процессе практики, например, способность хорошо понимать людей и легко находить к ним подход.

Минусы профессии психолога

В числе явных минусов профессии следующие:

  • Постоянное общение с людьми, что для многих скорее даже плюс, чем минус,
  • Большое количество негативных новостей,
  • Высокая эмоциональная нагрузка в связи с переживанием проблем пациентов и вследствие этого риск эмоционального выгорания,
  • Некоторые трудности в принятии противоположного мировоззрения пациента. 

Какие качества нужны психологу?

Если вы задаетесь вопросом: «Смогу ли я стать психологом?», проверьте наличие у себя следующих качеств, необходимых такому специалисту:

  • высокий уровень интеллекта
  • способность не только говорить, но и внимательно слушать и слышать человека 
  • умение сопереживать
  • уважение к человеку
  • наблюдательность
  • толерантность
  • тактичность 
  • ответственность
  • высокая стрессоустойчивость

Профессия психолога не подойдет вспыльчивым и раздражительным людям, любящим спорить и постоянно доказывать свою правоту.

Где учиться на психолога?

Если вы все же решили выбрать профессию психолога, то возникает вопрос: куда поступить, чтобы стать психологом. На вопрос можно ли стать психологом без образования, стоит однозначно ответить: нет. 

Чтобы стать психологом, нужно получить высшее образование по одной из следующих специальностей:

  • Психология
  • Конфликтология
  • Прикладная этика

Обучение по этим и подобным специальностям на психологических факультетах проводят многие вузы России. Назовем лишь некоторые из них:

и многие другие.

Прочитав эту статью, вы сможете решить для себя действительно ли стоит вам становиться психологом.

Если вас интересует психология, читайте также статьи:

Психология общения

Предмет и структура социальной психологии

Психология больших социальных групп

Источник: https://helperia.ru/a/plyusy-i-minusy-raboty-psikhologa

Знаете почему вы сейчас читаете эти строки? Потому что хотите в чём-то разобраться, что-то понять, узнать, получить ответы на свои вопросы. Именно это, обычно, приводит человека на сайт психолога. И, раз вы не пришли к психологу лично, значит вам на данном этапе хочется заниматься исследованием себя и окружающего мира самостоятельно. И я прекрасно вас понимаю!

Я тоже люблю работать с собой. Все новые техники я сначала пробую на себе, и только после этого принимаю решение о том, буду ли использовать их в работе с клиентами или нет. А иногда я делаю это просто для удовольствия 🙂 Потому что знакомство с собой – это процесс, который, как мне кажется, может продолжаться бесконечно.

Плюсы самоисследования

Каждый человек – это удивительное сочетание самых разных граней и глубин, которые, к тому же, имеют свойство трансформироваться, изменяться. Мы всегда можем обнаружить в себе что-то интересное, новое, неизвестное ранее.

Читайте также:  Фильтры мета-программ - психология

При регулярной работе с собой мы начинаем открывать новые стороны уже известных нам фактов. Мне кажется, что это ещё более интересно. Каждый раз это какой-то новый уровень.

Вроде бы всё знаешь, понимаешь, но вдруг понимание становится глубже, и открываются новые, совсем другие смыслы. И совсем другие перспективы.

И переходишь на какой-то новый уровень развития, восприятия мира, осознанности.

А ещё инсайты! Не могу пройти мимо и не сказать о них! Вам знакомо это удивительное чувство озарения? Когда хочется воскликнуть «Вот оно! Точно! Я всё понял!», когда удивляешься тому, что ответ был рядом, лежал на поверхности, но ты его не почему-то не замечал, а тут вдруг увидел! Когда что-то вдруг щелкнуло в голове, и пришло понимание, осознание, пазл сложился! Здорово, правда?

Минусы самоисследования

Есть здесь один большой подводный камень. Особенно часто с ним сталкиваются начинающие исследователи себя, но и опытные тоже иногда налетают на него во время путешествия. Этот камень называется «сопротивление».

Вот лишь несколько его проявлений: телефонный звонок во время выполнения техники, на который вы почему-то решаете ответить (а ведь могли бы не отвечать и просто потом перезвонить), ощущение, что вопрос из выполняемого упражнения вообще не имеет к вам отношения, острое желание проверить почту или обновить страничку в соцсетях прямо сейчас, сопровождающееся мыслью вроде «Я сейчас быстренько проверю и продолжу выполнять технику». Это всё сопротивление. И преодолеть его самостоятельно бывает непросто, для этого нужен определенный навык. Но даже наличие навыка не гарантирует, что вы с ним справитесь.

Это не плохо и не хорошо, это просто факт, который надо учитывать при самостоятельной работе. И чем больше практика, тем легче вы сможете распознавать сопротивление и обходить его ловушки. Но вряд ли у вас когда-то получится полностью избавиться от сопротивления.

Кроме этого подводного камня важно помнить ещё об одном минусе. Как бы велико не было наше желание и опыт, самоисследование никогда не заменит полноценную сессию с психологом или коучем.

Работа в паре со специалистом всегда получается в разы глубже и эффективнее. И этот факт тоже надо просто принять. В среде психологов даже есть поговорка о том, что сам себе психолог – это как сам себе стоматолог.

Поэтому, работая с собой, важно помнить, что в некоторых случаях работу лучше доверить специалисту.

И всё-таки…

И всё-таки, как я сказала в начале этой статьи, я тоже люблю работать с собой. И, как многие уже знают, у меня есть великолепный инструмент, как нельзя лучше подходящий для самостоятельной работы – метафорические ассоциативные карты (МАК).

Всех, кто любит МАК также, как и я, и кто готов отправиться в увлекательное путешествие вглубь себя, приглашаю на МАКовые посиделки. МАКовые посиделки – это серия вебинаров, каждый из которых является совершенно самостоятельным. Вам необязательно посещать все вебинары, можете выбирать только те темы, которые вам откликаются.

Автор идеи и ведущая – я, Валерия Алексеева. После регистрации на МАКовые посиделки вы будете получать информацию о новых темах вебинаров, дате и времени проведения и, конечно, ссылку для входа на вебинары.

Участие в посиделках бесплатное, но предупреждаю сразу: записей в свободном доступе не будет. Мы будем работать только онлайн, на каждом вебинаре будет глубокая авторская техника по выбранной теме.

Всё, как я люблю: минимум теории и максимум практики, открытий и инсайтов! Если вы тоже это любите, то МАКовые посиделки для вас! Зарегистрироваться на МАКовые посиделки можно здесь.

И буду рада видеть всех в группе МАКовых посиделок ВКонтакте.

Источник: http://psy-day.ru/2016/06/sam-sebe-psixolog-plyusy-i-minusy/

Актуальная тема: Плюсы и минусы профессии

Сeгoдня пpoфeccия «пcихoлoг» являeтcя oднoй из caмых пoпyляpных. Пpaктичecки кaждый BУЗ cчитaeт cвoим дoлгoм oткpыть cooтвeтcтвyющий (пcихoлoгичecкий) фaкyльтeт. Ежeгoднo из этих BУЗoв выпycкaютcя тыcячи выпycкникoв.

Пoчeмy этa пpoфeccия cтaлa cтoль пpивлeкaтeльнoй? Кaкиe плюcы ecть y пpoфeccии «пcихoлoг»? A, мoжeт быть, ecть и «минycы»? Эти вoпpocы мы зaдaли пpoфeccиoнaлaм-пcихoлoгaм.

Сeгoдня мы пyбликyeм caмыe лyчшиe и интepecныe oтвeты и paccyждeния зaмeчaтeльных пcихoлoгoв.

:

Пoздний вeчep. Или paнняя нoчь….Сижy зa кoмпьютepoм и cyдopoжнo пытaюcь пpидyмaть чтo-тo мyдpoe, фyндaмeнтaльнoe, вeчнoe. Чтoбы тe, ктo cлyчaйнo или пo глyпocти вдpyг пpoчтeт пpидyмaннoe мнoю, cкaзaли: «Дa-a-a-a! Этo – гoлoвa!».

He пpидyмaть ничeгo нeльзя – oбeщaния нaдo выпoлнять…Haвepнoe, ecли бы нe кoe-кaкиe знaния пcихoлoгии. Тaк бы и cидeл минyт пятнaдцaть, тyпo глядя в экpaн, пытaяcь poдить бaнaльнocти. A, poдивши, вoзгopдилcя бы eщe минyт нa пятнaдцaть.

A пoтoм, cпycтя кaкoe-тo вpeмя, ecли бы cлyчaйнo пpoчeл бы нaпиcaннoe тoгдa (тo ecть ceйчac), мoжeт быть, cтaлo cтыднo, a мoжeт, и нe cтaлo бы…Бoльшoй и, нaвepнoe, caмый глaвный для мeня плюc – вoзмoжнocть лyчшe yзнaть ceбя. Пoнять, ЧТO ты мoжeшь, и кaк y тeбя этo пoлyчaeтcя.

Ещe – oтвeтить нa глaвный вoпpoc жизни : Зaчeм ты здecь?Пoнятнo, чтo oтвeт пpидeт. Пoзжe. He ceйчac. Boзмoжнo….Еcли тeбe бyдeт чтo oтвeтить.Ho, бyдyчи пcихoлoгoм, и вceм cвoим мaжopным видoм вывoдя из экзиcтeнциaльнoгo кpизиca oчepeднoгo клиeнтa, ты тихo, пpo ceбя, пoнимaeшь, чтo нe oдинoк в cвoих иcкaниях.

Mнoгиe знaния – мнoгиe пeчaли. Haвepнoe, этo нe пpo нac: «Mнoгиe знaния – чyтoчкy мyдpee».A, кaк извecтнo, в мeтaпoзиции cтaнoвитcя лeгчe. Этo дaжe из зaкoнoв гpaвитaции вытeкaeт. Mинycoв нe вижy. У мeня этo тaк.

:

Пocлeднee вpeмя, нe бeз yчacтия СMИ, oтмeчaeтcя зaмeтный pocт oбщeпcихoлoгичecкoй кyльтypы Maлo кpyпных пpeдпpиятий и фиpм, в штaтe кoтopых нeт пcихoлoгa. Bce бoльшe людeй cчитaют пpaвильным oбpaтитьcя зa пoмoщью к cпeциaлиcтy в кpизиcнoй cитyaции.

Пcихoлoгичecкaя пoмoщь cтaнoвитьcя вce бoлee вocтpeбoвaннoй, a cпeциaльнocть вce бoлee пpecтижнoй, вce бoлee выcoкooплaчивaeмoй и пpивлeкaтeльнoй для выбиpaющих пpoфeccию людeй.

Кpoмe тoгo,пo дaнным cтaтиcтики в пoмoгaющих пpoфeccиях, тaких кaк пcихoлoг, пcихoтepaпeвт дo 25 % людeй c дeпpeccивнoй cтpyктypoй хapaктepa, для кoтopых пoмoщь дpyгим cтaнoвитьcя вoзмoжнocтью пoмoчь ceбe (ктo нe cлышaл o « paнeннoм цeлитeлe»!) . Спeциaльнaя пoдгoтoвкa пoзвoляeт лyчшe yзнaть ceбя, cтaть бoлee эффeктивным, aдaптиpoвaнным к жизни.

Hapядy c этим, тaкжe нe бeз yчacтия СMИ, пpoфeccия пcихoлoг идeaлизиpyeтcя, oбpacтaeт мифaми и пcихoлoги пpeдcтaют в oбpaзe эдaкoгo «cвepхчeлoвeкa», oблaдaющeгo ocoбыми cвoйcтвaми , cyпepcпocoбнocтями, знaющими oтвeты нa вce вoпpocы и yмeющими измeнять cyдьбы людeй.

Тpyднo нe пoддaтьcя иcкyшeнию и нe cлитьcя c пpoфeccиoнaльнoй poлью — yж oчeнь oнa coциaльнoпpинимaeмaя. Здecь кpoютcя ocнoвныe минycы нaшeй пpoфeccии.

Этo, пpeждe вceгo зaвышeнныe тpeбoвaния к нaм близких людeй, ктo из нac хoть paз в жизни нe cлышaл- « Ты жe пcихoлoг! Ты дoлжeн пoнять, пpинять, пoмoчь ( и дaлee нa выбop…)» Heoбхoдимo ocтaвaтьcя coбoй, цeнить cвoю индивидyaльнocть, дaвaть ceбe пpaвo нa oшибкy. Mы, пpeждe вceгo люди, a пoтoм yжe пcихoлoги! Пeчaльнo видeть, кoгдa пcихoлoг нacтoлькo пoглoщeн пpoфeccиoнaльнoй poлью, чтo пepecтaeт жить coбcтвeннoй пoлнoй и интepecнoй жизнью, a « дoвoльcтвyeтcя кpoшкaми co cтoлa жизни cвих клиeнтoв» Тoлькo чeлoвeк, yмeющий цeнить ceбя, кaк личнocть, cyмeeт бepeжнo oтнocитьcя и к личнocти клиeнтa и быть иcтиннo эффeктивным пcихoтepaпeвтoм.

:

Oпpeдeляяcь c бyдyщeй пpoфeccиeй я кoлeбaлacь мeждy филocoфиeй и мeдицинoй, нo ни тo, ни дpyгoe нe нaхoдилo oткликa в cepдцe, нe пoкидaлo oщyщeниe, чтo мoe пpизвaниe в чeм-тo дpyгoм. Слyчaйнo, я yзнaлa o пcихoлoгии, кaк нayкe, poдившeйcя нa cтыкe ecтecтвeнных нayк и филocoфии, и cpaзy пoнялa, чтo этo имeннo тo, чтo я иcкaлa. Ho тoгдa, 16 лeт нaзaд, пpoфeccия пcихoлoгa нe былa cтoль пoпyляpнa. Пoдpoбнo o ee вoзмoжнocтях и cлoжнocтях я yзнaлa yжe в пpoцecce oбyчeния нa пcихoлoгичecкoм фaкyльтeтe и в дaльнeйшeм нa пpaктикe, paбoтaя пcихoлoгoм. Слoвo «пcихoлoгия» в пepeвoд c гpeчecкoгo бyквaльнo oзнaчaeт «нayкa o дyшe» (гp. psyche – дyшa, logos – пoнятиe, yчeниe). «Дyшa» и «пcихикa» c лингвиcтичecкoй тoчки зpeния oднo и тo жe. Oднaкo c paзвитиeм нayки и кyльтypы знaчeниe этих пoнятий paзoшлиcь. Пcихoлoгия – этo, пpeждe вceгo, нayкa, имeющaя coбcтвeннoe нayчнoe oпpeдeлeниe, cвoи цeли и зaдaчи, oбъeкт, cyбъeкт и вce тo, чтo дeлaeт ee нayкoй. Для мeня пcихoлoгия — этo нayкa o дyшe в шиpoкoм cмыcлe cлoвa. Ha мoй взгляд, этo ocoбaя нayкa – нayкa o caмoм cлoжнoм, дo кoнцa нeизвecтнoм чeлoвeчecтвy. Beдь пcихикa чeлoвeкa – этo caмaя выcoкoopгaнизoвaннaя мaтepия из извecтных нaм. Дpeвнeгpeчecкий филocoф Apиcтoтeль в тpaктaтe «O дyшe» пиcaл, чтo cpeди пpoчих знaний иccлeдoвaнию o дyшe cлeдyeт oтвecти oднo из пepвых мecт, тaк кaк «oнo – знaниe o нaибoлee вoзвышeннoм и yдивитeльнoм». Дyмaю, чтo в кaждoй пpoфeccии ecть cвoи «минycы» и «плюcы». Mнe oчeнь пoвeзлo, чтo мoя пpoфeccия coвпaлa c хoбби. Пoэтoмy личнo для мeня в мoeй пpoфeccии минycoв кaк тaкoвых нe cyщecтвyeт, я вижy в нeй вoзмoжнocти и тpyднocти. Сpeди вoзмoжнocтeй, кoтopыe дaeт пpoфeccия пcихoлoгa, хoтeлocь бы, пpeждe вceгo выдeлить cлeдyющee: — вoзмoжнocть иcпoльзoвaть cвoи знaния в oблacти пcихoлoгии в пoвceднeвнoй жизни; — пoзнaниe ceбя и кaк cлeдcтвиe измeнeниe ceбя, cвoeгo oтнoшeния к coбытиям и явлeниям oкpyжaющeгo миpa;- вoзмoжнocть пoмoгaть людям oблaдaя пpoфeccиoнaльными знaниями в oблacти пcихoлoгии и пoлyчaть oт этoгo yдoвoльcтвиe, видя peзyльтaты пoмoщи;- paзвитиe бeзoцeнoчнoгo oтнoшeния к людям;- вoзмoжнocть нayчитьcя быть чyтким к эмoциoнaльнoмy cocтoянию чeлoвeкa, нaхoдящeгocя pядoм;- oткpытocть coбcтвeннoмy oпытy;- paзвитиe тoлepaнтнocти к нeoпpeдeлeннocти;- yмeниe cтaвить peaлиcтичныe цeли и дoбивaтьcя их;- нeoбхoдимocть пocтoяннoгo пpoфeccиoнaльнoгo coвepшeнcтвoвaния и pocтa, a cлeдoвaтeльнo — вoзмoжнocть личнocтнoгo pocтa. Гoвopя o тpyднocтях, хoтeлocь бы oтмeтить, чтo нa пepвых этaпaх paбoты пcихoлoг мoжeт cтoлкнyтьcя c нeкoтopыми из них:- в пpинятии миpoвoззpeния клиeнтa; — в cтpeмлeнии oбязaтeльнo дaть пoлeзный coвeт; — в пepeживaнии пpoблeмы клиeнтa кaк cвoeй coбcтвeннoй; — oцeнки клиeнтa; — пpoeкции coбcтвeнных тpyднocтeй нa клиeнтa.Ho пo мepe личнoгo и пpoфeccиoнaльнoгo oпытa, личнocтнoй пpopaбoтки cвoих coбcтвeнных пpoблeм эти тpyднocти peшaютcя. Еcть зaмeчaтeльнaя фpaзa: «Пeccимиcт видит тpyднocти, пpи кaждoй вoзмoжнocти, a oптимиcт, в кaждoй тpyднocти, видит вoзмoжнocть».

:

Пcихoлoг ceйчac, пoжaлyй — oднa из caмых пoпyляpных cпeциaльнocтeй. Hынчe тoлькo coвceм «лeнивый» или coвceм тeхничecкий BУЗ нe имeeт пcихoлoгичecкoгo фaкyльтeтa. И мнoгoчиcлeнных aбитypиeнтoв впoлнe мoжнo пoнять.

Пcихoлoгия — этo ИHТЕPЕСHO!Для мeня этo, пpeждe вceгo, твopчecтвo, нoвизнa, oгpoмный нaбop вoзмoжнocтeй и зaвopaживaющиe измeнeния — кaк в ceбe, тaк и в дpyгих людях.

Кaк бyдтo y мeня в pyкaх дeйcтвитeльнo ecть вoлшeбнaя пaлoчкa, кoтopaя мoжeт пpинecти и кapдинaльнoe пepeocмыcлeниe, и мгнoвeннoe oблeгчeниe, и цeлитeльныe cлeзы, и вoзвpaщeниe пpeкpacнoгo вкyca жизни. B этoм cмыcлe пcихoлoги cхoжи c вpaчaми и yчитeлями — «пoмoгaтeльный» инcтинкт peaлизyeтcя здecь в пoлнoй мepe.

Ho пepeбapщивaть здecь нeльзя. Пoмнитcя, 17 лeт нaзaд, кoгдa мы пepвoкypcникaми пpишли yчитьcя, в пepвый жe дeнь нa oднoм из ceминapoв c нaми зaтeяли диcпyт — нaдo ли пcихoлoгoм жить или paбoтaть? Спopили дoлгo, и пpишли к вывoдy, чтo жить в peжимe бeзoткaзнoй cкopoй пoмoщи вcё-тaки нeльзя.

Еcли чeлoвeк пocтoяннo ocтaeтcя тoлькo в пpoфeccиoнaльных paмкaх, oн дeлaeт нeвынocимoй кaк cвoю жизнь, тaк и жизнь cвoих близких. Oт бeзyпpeчнoй нaблюдaтeльнocти, пpoницaтeльнocти и «пpaвильнocти» инoгдa вcё жe хoчeтcя oтдыхaть. B этoй пpoфeccии, кaк нигдe, пoжaлyй, нaдo дaвaть ceбe вoзмoжнocть ocтaвaтьcя пpocтo людьми.

:

Bыбpaть пpoфeccию пcихoлoгa – знaчит, выбpaть Пyть, cтиль, cпocoб жизни.И в этoм ecть cвoи плюcы и минycы. Пpoфeccия пcихoлoгa – твopчecкaя и oчeнь интepecнaя пpoфeccия, кoтopaя тpeбyeт пocтoяннoгo paзвития и coвepшeнcтвoвaния. Paбoтa пcихoлoгa – этo кoнцeнтpиpoвaнный oпыт взaимooтнoшeний c oчeнь paзными людьми. Oпыт, дaющий вoзмoжнocть бoльшe ocoзнaть и пoнять пpo ceбя и пpo cвoю coбcтвeннyю жизнь. Пoвышaя cвoй ypoвeнь ocoзнaннocти, нayчaeшьcя yпpaвлять тeм в cвoeй жизни, чeм мoжнo yпpaвлять, и ocoзнaннo oтпycкaть штypвaл тaм, гдe этo нeoбхoдимo. Жизнь мeняeтcя, и ты oтдaeшь ceбe oтчeт в тoм, чтo caм мeняeшь ee.Mинycoм я, пoжaлyй, нaзвaлa бы тo, чтo oбpaтнo пyти нeт. Стaнoвяcь пcихoлoгoм, ты cтaнoвишьcя им нaвceгдa и вeздe. Haблюдaя зa coбcтвeнными дeтьми, oбщaяcь c дpyзьями или любимым, ты нe мoжeшь нe иcпoльзoвaть тe знaния и тoт oпыт, кoтopый имeeшь. И бывaeт дoвoльнo-тaки гpycтнo чтo-тo пoнимaть бoльшe, чeм дpyгиe, пoтoмy чтo этo пopoй oтдaляeт тeбя oт нeкoтopых близких людeй.

:

Для мeня нecoмнeнным плюcoм нaшeй пpoфeccии являeтcя пocтoянный пoиcк, cтpeмлeниe к дyхoвнoмy paзвитию, pocтy, нaпoлнeнию. Beдь ecли y тeбя ничeгo нeт, тo тeбe и нeчeгo oтдaть дpyгим людям.Mинycы … Boзмoжнo, этo нeкaя ycтaлocть, вoзникaющaя вpeмя oт вpeмeни, чтo впoлнe ecтecтвeннo пpи пoдoбных дyшeвных зaтpaтaх и влoжeниях, кoих тpeбyeт нaшa paбoтa. O cвoих клиeнтaх дyмaeшь и внe пpиeмa, пepeживaeшь зa них, oтвeчaeшь нa звoнки, чтoбы oкaзaть пoмoщь и пoддepжкy. Ho тaкaя ycтaлocть пpиятнa и дopoгa. Beдь ecли ты вocтpeбoвaн, знaчит, пpинocишь пoмoщь и хopoшo дeлaeшь cвoe дeлo. И ee нe cpaвнить c ycтaлocтью oт нeлюбимoй paбoты или бeздeлья. Boт тaк и выхoдит, чтo в любимoй paбoтe нeт минycoв.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/aktualnaya-tema-plyusy-i-minusy-professii-psiholog.-obzor-mnenij-psihologov-professionalov

Групповая терапия против индивидуальной — Сергей Смирнов

Перлз считал индивидуальное консультирование устаревшей формой терапии. Он считал, что будущее за психологическими группами. Правда, потом он передумал и объявил группы устаревшими, предложив взамен гештальт-кибуцы, где люди живут в процессе терапии. Да и понимание групп у него было своеобразное… Но оставим дедушку Перлза с его оценками. Главное в этом абзаце то, что статья началась!

Читайте также:  Мстительность - психология

Сейчас на рынке психологических услуг прочно идут бок о бок индивидуальная и групповая работа. Когда меня спрашивают что лучше — группа или индивидуальная терапия — я отвечаю: «А для чего?».

Групповая терапия и индивидуальная терапия несут разные функции. И там и там есть плюсы и минусы. Какие-то вещи я бы предпочел делать на индивидуалке, другие делать тет-а-тет просто невозможно. Так что же выбрать? Какой вид терапии подходит вам? Давайте по порядку.

Индивидуальная терапия

У нее более длинная история, чем у групповой психотерапии. Само слово появилось в конце 19 века.

В индивидуальной терапии все происходит ожидаемым образом. Клиент приходит в кабинет к психологу и они вместе разговаривают и используют какие-то психологические техники. Основной метод, все же — беседа, хотя в зависимости от подхода и парадигмы, могут использоваться и другие приемы. Например, телесный терапевт может не беседовать вовсе. Основной метод, который предлагаю я — беседа.

Достоинства индивидуальной терапии

  • Конфиденциальность, безопасность. Очевидно, кроме психолога никто не наблюдает процесса раскрытия клиента, поэтому для клиента это проще. Клиент чувствует себя в безопасности (по сравнению с группой) и гораздо легче открывается.
  • Внимание, время. Все время терапии внимание терапевта направлено на клиента. Конечно, опытный психолог отслеживает и свои собственные реакции и строит гипотезы и так далее. Но все это подчинено одной цели — максимально эффективно поработать с клиентом который сейчас вот тут сидит.

Недостатки индивидуальной терапии

  • Материал со слов. Клиент рассказывает о том, как он действует. Так ли это на самом деле — не известно. Даже смоделировать ситуацию коммуникации чтобы посмотреть на поведение клиента и спровоцировать его на эмоции довольно трудно. Я не хочу сказать что клиенты врут о себе (хотя и такое бывает). Просто многие вещи клиентом не осознаются, потому он и пришел.
  • Слабые воздействия. В терапии есть понятия «поддержка» и «фрустрация». В индивидуальной терапии и то и другое делает психолог. Это делает силу таких воздействий довольно слабой и напрямую зависящей от авторитета психолога. Говорят, что «психолог лечит своим авторитетом». Это в какой-то мере, так. Если вы получаете признание от человека, которого ни во что не ставите, дорого ли будет такое признание? Скоро ли вы поверите в неприятную правду из уст человека, которого не уважаете?

Групповая терапия

Якоб Морено

Групповая терапия появилась в 1931 году. Ее автор — Якоб Морено.

Если бы ее не изобрел он, ее бы изобрел кто-то другой, так как назрела социальная необходимость в инструменте, который бы позволил экономней расходовать время терапевта.

Первая мировая и Великая депрессия на фоне роста популярности психотерапии порождали спрос, который было практически невозможно удовлетворить при помощи индивидуального консультирования.

Большую популярность получила группа «Анонимные алкоголики», начали проводиться эксперименты и исследования. Формировались новые подходы и теории. Это был прорыв, так как оказалось, что групповая терапия хоть и сильно отличается от индивидуальной, но примерно так же эффективна статистически.

Достоинства групповой терапии

  • Сильные воздействия. Как поддержка, так и фрустрация в группе значительно сильнее, чем в индивидуальном консультировании.  Если только психолог указывает вам на то, что сложно принять — вам просто от этого отмахнуться. Куда сложнее это сделать если на это вам указывает 8 человек из 12. Аналогично, принятие от большого количества людей — это огромный ресурс и сильнейшая поддержка, которая практически не достижима в индивидуальной работе.
  • Непосредственные наблюдения. Группа — это «маленькая жизнь». Выполняя упражнения и взаимодействуя в группе, человек так или иначе отыгрывает в миниатюре свое привычное поведение, которое свойственно ему в жизни. Всегда можно исследовать его непосредственно. В индивидуальной терапии это затруднено. Как человек ведет себя в конфликте? Что делает, когда инструкции недостаточно ясны? Похоже ли это на то, как он действует в жизни?
  • Люди как инструмент. В процессе работы с одним из участников группы, можно использовать остальных участников как инструмент. Можно смоделировать ситуацию. Можно придумать упражнение или провести эксперимент. Некоторые психологические методы вообще не могут физически проводиться тет-а-тет. Например, психодрама.
  • Обратная связь. Это рассказ о чувствах в связи с чем-то. Участник группы может узнать что чувствуют другие участники группы когда он что-то делает. В обычной жизни человек не может доверять таким ответам — велико социальное давление, которое не позволит некоторым людям отвечать честно. В группе честный ответ получить проще. В индивидуальной терапии обратная связь используется ограниченно и, в основном, самим терапевтом, который отслеживает свои реакции на клиента и использует их. В группе же, обмен обратной связью — ощутимая часть процесса.
  • Эксперименты. Человек может прямо тут пробовать новые способы поведения, изучать реакцию на них. При этом, это происходит в безопасной и контролируемой среде. Удобно. Как симулятор жизни для тренировки нового поведения.
  • Обмен опытом. Очень важная часть. Если участник группы рассказывает о волнующей ситуации или переживании, другие участники помимо обратной связи, могут поделиться своим жизненным опытом. Самый очевидный плюс кроме «готовых решений» заключается в том, что человек понимает что он не один такой, что другие тоже сталкиваются с похожими трудностями и преодолевают их. Вот они, сидят живые. Значит, это не смертельно.

Мы все странные, но некоторые из нас лучше это прячут.

Недостатки групповой терапии

  • Выше сопротивление. Согласитесь, признаться в группе в своих слабостях и открыться гораздо сложнее чем тет-а-тет с психологом. Открытость — очень важный показатель группы и опытные ведущие стремятся увеличить его, прибегая к разным техническим приемам. От этого показателя, в частности, согласно исследованиям Роджерса, крайне зависит успешность группы в целом.
  • Время и внимание. Очевидно, что группа не может работать с одним человеком. Работа ведется со всеми по-ровну. Внимание терапевта переключается от человека к человеку, от людей — к групповым процессам. Участник терапии может быть в центре внимания психолога и группы ограниченное время. Не исключено, что когда внимание группы направлено на особо скучного участника, кое-кто может заскучать. С другой стороны, время и внимание становится ценным ресурсом, который распределяется и которым можно управлять. Как будет управлять им группа? Как будет вести себя каждый из участников в ситуации дефицита? Какие способы будут применять участники, чтобы получить ресурс группы? Похоже ли это на то, что они делают в жизни? Осознанно ли они применяют эти способы? Огромное пространство для исследований уже только в разделении общего ресурса!

Тренинги

Курт Левин

Не стоит путать психотерапевтические группы с тренингами. Это очень частая ошибка клиентов. Они приходят на тренинг и ожидают озарений, они приходят на группу и ожидают обучения. И то и то сочетание ведет к разочарованию.

Тренинги как отдельное явление появились в 1946 году, когда Курт Левин начал собирать «Т-группы» (training group), направленные на повышение способностей общения участников. По сути, участники учились лучше общаться.

В данный момент это очень популярное направление работы психологов и тренеров. Выделяется огромное количество подвидов (деление, как показывает практика, обычно условное, но создатели этих направлений так не считают). Особняком стоят бизнес-тренинги и тренинги продаж.

Чем же тренинг отличается от психологической группы? Задачами, а следовательно — всем. Это действительно, тренировка. Скажем, вам нужно увеличить уверенность в себе. Добро пожаловать на тренинг уверенного поведения. В случае успешного прохождения тренинга, ваши навыки действительно улучшатся.

В общем, вряд ли вы получите что-то большее. Но для выработки определенных умений тренинг — эффективный инструмент. В основном это касается различных аспектов поведения.

Психологи могут направлять своих клиентов на тренинги в качестве дополнения к терапии, для выработки новых моделей поведения взамен проработанных, неадаптивных старых.

Что же лучше? Групповая или индивидуальная терапия?

А для чего? Для глубинной проработки центральных неврозов, например, больше подходит, пожалуй, индивидуальная терапия. Для избавления от проблем в коммуникации — групповая. Для быстрого консультирования и получения ответов на несколько вопросов — индивидуальная. Для исследования себя, личностного роста — пожалуй, групповая.

Часто рекомендуют сочетать эти виды. На групповой терапии в этом случае, обнаруживают области для изучения (во время экспериментов и упражнений), а потом это прорабатывают один на один с психологом.

Еще один фактор, о котором, пожалуй, стоит упомянуть — это стоимость. Индивидуальная терапия как индивидуальный товар — стоит дорого. Групповая терапия стоит обычно дешевле, хотя ее эффективность такая же, и на качество работы терапевта это не влияет.

Источник: http://Sergey-Smirnov.ru/group-individual-therapy

Плюсы и минусы психоанализа

Давайте теперь  поговорим о недостатках психоаналитических методов. Самые основные недостатки.

  • Длительность и как следствие дороговизна
  • Излишний догматизм и сложность для понимания
  • Наличие специалистов
  • Не всегда проблема клиента уходит полностью.

По этому поводу среди практикующих психологов есть такая шутка: «Психоанализ длится пока у клиента не закончатся деньги». Действительно, для того чтобы консультант добрался до корня  проблемы клиента, может пройти не один сеанс. А так как проблемы клиента не ограничиваются какой-то одной, количество таких сеансов растягивается на годы.

И далеко не все клиенты могут себе позволить это в материальном плане. Так как услуги специалиста достаточно дорогостоящи.

Если человек отучился на 2х месячных курсах по психоанализу, то называть его  психоаналитиком будет по меньшей мере странно. Сам процесс обучения и подготовки специалистов по психоанализу, занимает не один год.

Признанные психотерапевты говорят о том, что для понимания этого метода нужно лет 10-15 практики, после обучения. А почему так происходит? Происходит это потому, что многие моменты консультант познаёт чисто эмпирическим путём.

А это говорит о том, что есть недостаток базы.

Есть много теории и практики. Одно только наследие Зигмунда Фрейда чего стоит. Но те практические наблюдения, которые были найдены Фрейдом, он сам объяснял моделью основные части которой, не прошли испытания временем.

Сам же Фрейд достаточно жёстко отстаивал свою модель восприятия, тем самым он и заложил психоанализ первый камень догматизма.

Собственно именно поэтому многие ученики Фрейда ушли от него, открыв свои направления в психологии.

Сам факт того, что на данный момент времени существует огромное разветвление в психологических подходах и методах говорит о том, что здесь далеко всё не так гладко.

А отсутствие единого подхода, говорит о том, что нет единой изначальной базы, которая всех бы устраивала.

Поэтому каждый думающий специалист в конце концов разрабатывает нечто своё, и как это пытается пристроить к итак уже хаотично выстроенному зданию психологии..

Это всё усугубляется тем, что те, кто на момент сейчас захватил какой-то фундамент психоналитической отрасли, не готов там ничего менять. Истинные исследователи продолжают экспериментировать и творить, но они не задумываются об общей единой психологической картине мира.

Но истинный прорыв возможен только, если все будут делать одно общее дело, а не каждый своё маленькое дельце. Поэтому нахождение единой базы это крайне важная задача для всей психологии в целом.

В нашей работе мы применяем множество методов психологической работы. Всё эти методы объединяет только одно, они все рабочие. О альтернативных методах работы, вы можете узнать подробнее из статей на данном сайте. Психология имеет глубокие древние корни. И держится она на серьезной метафорической составляющей, которая присутствует в психоаналитическом подходе.

  Как говорится «всё новое — это хорошо забытое старое». Поэтому мы предлагаем поискать альтернативные методы для психологической работы в нашей древности. Почему в качестве метафорической основы мы зацикливаемся на Фрейдовском бессознательном или Юнговском архетипе? Почему бы нам не поискать метафорическую базу в других местах? Например, в более древних культурах.

Древние, значит проверенные временем.

Теперь о последнем недостатке психоанализа. Не всегда проблема клиента полностью решается. Но сам психоанализ выдаёт это за некую норму. Упрощённо говоря, если ребёнок получил некую травму во время «анальной стадии» развития, то так с этой травмой он и будет жить.

Это просто отложится на его характере в виде неврозности и неуверенности в себе. И сам психотерапевт уже ничего с этим сделать не может. Однако альтернативные методы (на которые была данна ссылка выше), достаточно успешно решают эти проблемы.

В чём они  наглядно показывают  не полную состоятельность психоаналитического подхода.

Источник: http://psimetod.ru/article/plyusyi-minusy-psihoanaliza

Групповая динамика и групповая эффективность | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Само по себе взаимодействие членов группы может характеризоваться, как отмечает американский психолог Т. Митчелл (Mitchell, 1982), следующими проявлениями:

  1. некоторые индивиды склонны говорить больше, чем другие;
  2. индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом;
  3. группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий;
  4. группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами;
  5. члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

Каждый из нас, кому приходилось председательствовать на дискуссии, знает, что основные проблемы, с которыми здесь приходится сталкиваться, это следование повестке дня, доминирование некоторых людей во время дискуссии, а также многие заявления и действия, вызванные лишь дружескими отношениями участников или соображениями организационной политики. Таким образом, необходимы определенные практические шаги для того, чтобы минимизировать негативность указанных проблем.

Обратимся теперь к рассмотрению определенных плюсов и минусов группового принятия решений. Э. Холл, Д. Моутон и Р. Блейк обнаружили, что групповое обсуждение порождает в два раза больше идей по сравнению с ситуациями, когда те же самые люди работают единолично (Hall, Mouton and Blake, 1963).

Читайте также:  Преагональное состояние - психология

При этом решения, принятые группой, отличаются большей точностью, чем индивидуальные решения. Такие данные объясняются тем, что группа в целом обладает большим количеством знаний, нежели один индивид.

Причем эта информация является более разносторонней, что обеспечивает большее разнообразие подходов к решению проблемы.

Однако группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений. Чаще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов. Принимая решения, группы могут следовать привычным образцам в течение долгого периода.

С другой стороны, группы лучше отдельных индивидов могут оценить новаторскую идею. Таким образом, группу порой используют для того, чтобы вынести суждение о новизне и оригинальности той или иной идеи.

При групповом принятии решений возрастает приемлемость принятых решений для всех членов группы. Известно, что многие решения не удается воплотить в жизнь, потому что люди не согласны с ними. Однако если люди сами участвуют в принятии решений, они охотнее поддерживают их и побуждают других согласиться с ними.

Участие в процессе принятия решений налагает на индивида соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнять эти решения.

Важное достоинство групповых решений, принимаемых в какой-либо реальной организации, состоит в том, что такие решения могут восприниматься более легитимными по сравнению с решениями, принятыми единолично.

Представляют интерес эксперименты Л. Хоффмана, который выяснил роль такой характеристики, как состав группы. Полученные данные показали, что гетерогенные (разнородные) группы, члены которых различались по квалификации и опыту, обычно принимали решения более высокого качества, чем гомогенные (однородные) группы.

Однако гомогенные группы, члены которых имели сходство квалификации и опыта, имели другие преимущества. Такие группы способствовали удовлетворенности их членов и уменьшению конфликтности.

Здесь была большая гарантия того, что в процессе данной деятельности группы ни один из ее членов не будет доминировать (Hoffman, 1959).

Основная задача ряда исследований состоит в изучении роли особенностей группового взаимодействия при принятии решения. На этом основании выделяются интерактивные и номинальные (неинтерактивные) группы. Обычная дискуссионная группа, например, та или иная комиссия, члены которой непосредственно взаимодействуют друг с другом в целях принятия решения, называется интерактивной.

В номинальной группе, наоборот, каждый из членов действует сравнительно изолированно от остальных, хотя порой все они находятся в одном помещении (но бывают и пространственно разобщены). На промежуточных стадиях работы эти лица обеспечиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность менять свои мнения. Таким образом, здесь можно говорить о косвенном взаимодействии.

Как отмечает У. Дункан, номинальные группы превосходят интерактивные на всех этапах решения проблемы, кроме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сопоставляются, обсуждаются и комбинируются.

В итоге делается вывод о необходимости комбинирования номинальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества (Duncan, 1981).

При рассмотрении проблем группового принятия решений следует обратить внимание на явление деиндивидуализации личности. Как уже отмечалось, это утрата индивидом чувства идентичности в группе, что часто приводит к растормаживанию нравственных начал, сдерживающих личность в определенных моральных рамках.

Вследствие такой деиндивидуализации отдельные индивиды в группе могут иногда принимать решения, которые являются очень консервативными или, наоборот, слишком рискованными.

А порой групповые решения оказываются даже аморальными в такой степени, в какой это не свойственно большинству членов группы, рассматриваемых в отдельности.

Значительное внимание уделяют западные психологи проблеме уровня риска в групповых решениях. Полученные данные разноречивы. Так, имеются экспериментальные свидетельства, говорящие об усреднении крайних позиций в процессе принятия группового решения. В итоге решение оказывается менее рискованным, чем возможное индивидуальное (Fraser et al., 1971).

В соответствии с другими данными, групповые решения отличаются большей долей риска по сравнению с решениями, предпочитаемыми «средним» членом этой группы (Wallach, Kogan and Bem, 1962).

Принимая решения, группа стремится к альтернативам, обеспечивающим более высокий конечный результат, но меньшую вероятность его достижения.

Наряду с этим были обнаружены и значительные совпадения между распределениями групповых и индивидуальных решений: хотя групповое решение несет в себе большую степень риска, чем решение «среднего» члена группы, однако любое групповое решение не рискованнее индивидуальных решений отдельных членов данной группы.

«Сдвиг риска» и групповая поляризация. Наблюдаемое рядом исследователей явление увеличения уровня риска в решениях, принимаемых группой, получило название «сдвиг риска».

Это явление представляет собой следствие деиндивидуализации личности в группе и называется «диффузией» ответственности, поскольку ни один из членов группы не наделен всей полнотой ответственности за окончательное решение.

Индивид знает, что ответственность возлагается на всех членов группы.

Итак, в одних случаях группы демонстрируют стремление к большему риску, в других — оказываются консервативными в своих решениях. На сегодняшний день исследования показывают, что, когда первоначальные мнения членов группы являются консервативными, групповая дискуссия приводит к сдвигу в сторону еще большего консерватизма.

И наоборот, когда индивидуальные мнения клонятся в сторону риска, результатом групповой дискуссии является сдвиг в направлении еще большего риска. Основной вывод из полученных данных состоит в том, что групповая дискуссия приводит к более крайним решениям — явлению, называемому групповой поляризацией.

Предлагаются следующие объяснения этого явления (Taylor et al., 1994).

Прежде всего, отметим, что люди получают новую информацию в результате выслушивания аргументов «за» и «против» в ходе групповой дискуссии. Чем более многочисленными и убеждающими являются аргументы в пользу какой-либо позиции, тем больше вероятности, что члены группы примут эту позицию.

Однако в ходе групповой дискуссии обычно не рассматриваются все возможные аргументы «за» и «против» и не представлены с равной степенью убежденности все точки зрения.

Часто большинство высказанных аргументов выражают первоначальную позицию каждого члена группы, так что люди обычно слышат больше доводов в пользу своей собственной точки зрения, чем против нее.

Групповая дискуссия может также побуждать членов группы взвешивать различные аргументы и более активно отстаивать свою позицию. На основе информации, представленной в ходе дискуссии, люди могут, таким образом, увериться в правильности своих первоначальных взглядов и поэтому прийти к более крайним мнениям.

Второе объяснение групповой поляризации подчеркивает роль процессов социального сравнения и самопрезентации. Основная идея здесь состоит в том, что члены группы интересуются тем, как их личные мнения соотносятся с мнениями других людей в той же самой группе.

В ходе дискуссии тот или иной индивид может узнать, что другие имеют аналогичные установки и что в действительности некоторым из этих людей свойственны даже более крайние взгляды, чем у него самого.

Желание выглядеть положительно, например, уверенным или храбрым, может привести индивидов к сдвигу в сторону даже более крайних позиций, чем те, которые были высказаны другими членами группы.

Это, по существу, представляет собой попытку достижения определенного превосходства, когда индивиды пытаются быть «лучше», чем средний член группы. По данным американских исследований, и действие убеждающих аргументов, и процессы социального сравнения происходят одновременно.

Наконец, еще одним объяснением групповой поляризации являются процессы социальной идентичности. Основная идея здесь состоит в том, что дискуссия побуждает индивидов сосредоточиваться на своем членстве в группе и идентифицироваться с данной группой.

Это, в свою очередь, приводит индивидов к ощущению необходимости согласовать свои собственные взгляды с нормами группы. Однако вместо того чтобы выявить «правильное» типичное мнение группы, ее члены воспринимают групповую норму как более стереотипную или как выражающую некую крайность.

Следовательно, они стремятся соответствовать тому, что ими рассматривается в качестве групповой позиции, смещая таким образом свои собственные установки в сторону большей крайности.

В общем, каковы бы ни были возможные причины групповой поляризации, это явление представляет собой важную грань группового принятия решения.

«Группомыслие». Порой группы, которым нельзя отказать ни в компетентности, ни в интеллекте, принимают решения, впоследствии оказывающиеся катастрофическими. Американский психолог И.

Джанис (Janis, 1982), обративший внимание на данное обстоятельство, утверждает, что подобные эффекты могут быть вызваны крайними формами групповой поляризации.

Условия, способствующие этому, Джанис назвал «группомыслием», отмечая в качестве его симптомов снижение умственной продуктивности, недостаточный учет реальности и повышение уровня дозволенности при моральной оценке принимаемых решений. Все это, вместе взятое, вызывает у группы чрезмерное желание достичь консенсуса.

Такое желание препятствует критической оценке возможных вариантов решения. В соответствии с данными Джаниса, можно определить «группомыслие» как способ мышления, при котором сохранение единства и солидарности своей группы считается более важным, чем реалистическая оценка альтернативного курса действий.

Джанис высказал предположение, что имеются три главных фактора, способствующих формированию «группомыслия». Прежде всего, это высокий уровень групповой сплоченности. Хотя такая сплоченность среди членов группы представляется на первый взгляд очень позитивной групповой характеристикой, она также ассоциируется со значительной конформностью.

Это значит, что когда люди крайне привязаны к той или иной группе и очень хотят быть признанными в ней, они скорее всего согласятся с тем влиянием, которое будут оказывать на их мысли и действия члены этой группы.

Джанис полагал, что когда высокий уровень сплоченности сочетается с двумя другими факторами, а именно — «угрожающим ситуационным контекстом» и «структурными и процедурными ошибками», тогда группы становятся более подверженными «группомыслию».

Говоря о «ситуационном контексте», Джанис утверждает, что группы, встречающиеся с угрожающей стрессовой ситуацией, могут переоценивать важность скорости принятия решения по сравнению с его точностью. В добавление к этому переживающие стресс люди становятся более зависимыми от поддержки других (вспомните эксперимент С. Шахтера, описанный в гл. 7).

Данное обстоятельство увеличивает влияние группы на ее отдельных членов. В соответствии с положениями Джаниса, «структурные и процедурные ошибки», обусловливающие «группомыслие», заключаются в недостатке систематических процедур для анализа и принятия решений, изоляции данной группы от других и наличии директивного руководителя, который знает, что его предпочтения будут обязательно приняты во внимание при окончательном групповом решении.

Джанис называет три основных симптома, которые говорят о том, что какая-либо группа подвержена «группомыслию». Приведем их ниже.

  1. Переоценка собственной группы. У членов группы развивается иллюзия неуязвимости и бесспорной веры в высокие моральные качества собственной группы.
  2. Ограниченность. Члены группы считают, что их решения были единственно правильными, и воспринимают своих оппонентов сквозь призму стереотипов.
  3. Возрастающее давление в сторону единообразия. Члены группы не признают тех, кто выражает сомнения в групповых суждениях и решениях. Они подвергают цензуре свои собственные опасения и ведут себя как «охранники разума», чтобы защитить группу от информации, которая заставила бы усомниться в избранном ими курсе действий. В связи с эффектом конформности у членов группы формируется иллюзия, что нет никого, кто бы сомневался в их решениях. Эта иллюзия единодушия направляется на то, чтобы подтвердить неудачное решение, принятое группой.

Джанис высказал ряд предложений, направленных на преодоление «группомыслия» и повышение эффективности процесса принятия решения группой. Эти предложения включают в себя следующее:

  1. Лидер должен поощрять членов группы заявлять во всеуслышание о всех препятствиях и сомнениях относительно предложенного решения. Поэтому, чтобы быть эффективным, лидер должен обладать желанием допускать критику своих идей.
  2. Лидер должен первоначально в ходе дискуссий оставаться беспристрастным, заявляя о своих предпочтениях и ожиданиях только после того, как члены группы выразят свои собственные мнения.
  3. Группу следует разделить на подкомиссии, чтобы сравнительно независимо обсудить вопросы и затем вместе преодолеть расхождения.
  4. Для участия в групповых дискуссиях должны быть приглашены эксперты со стороны, которых необходимо попросить, чтобы они подвергали критике взгляды членов группы.
  5. При каждом групповом обсуждении проблемы по крайней мере один человек должен выступать в роли строгого критика, подвергая сомнению групповые идеи.

Цель этих предложений заключается в том, чтобы побудить группу рассматривать ряд альтернатив, избегать иллюзии консенсуса и учитывать всю относящуюся к делу информацию.

Самой обстоятельной проверкой модели Джаниса можно считать исследование Ф. Тетлока вместе с коллегами (Tetlock et al., 1992). Они подвергли контент-анализу протоколы заседаний, на которых были приняты 12 различных политических решений. Предполагалось, что эти решения потенциально могли быть связаны с «группомыслием».

Исследователи заключили, что с достаточной степенью надежности можно обнаружить различие между теми группами, решения которых отражали «группомыслие», и другими, решения которых демонстрировали обоснованное заключение и своеобразную «зоркость». Полученные данные также подтверждали наличие процесса «группомыслия».

Такими, например, характеристиками были подозрение по отношению к другим, ограничение информационного обмена, осуждение оппозиционеров.

В соответствии с моделью Джаниса, по мере того как в группах возникала все большая забота о групповом консенсусе, они начинали проявлять все больше симптомов «группомыслия», в результате чего процесс принятия решения оказывался несовершенным.

Однако полученные данные не поддержали положения Джаниса о том, что «группомыслие» вызывается высоким уровнем сплоченности или ситуационной угрозой. Иначе говоря, вероятность того, что группы очень сплоченные и находящиеся в условиях большой напряженности станут жертвами «группомыслия», не более велика, чем для групп менее сплоченных или оказавшихся в менее стрессовых условиях.

В целом можно заключить, что явление «группомыслия» действительно существует, хотя и не в полном соответствии с моделью Джаниса. «Группомыслие», очевидно, может серьезно подорвать способность групп эффективно принимать важные решения.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3587/829/lecture/30792?page=4

Ссылка на основную публикацию