Психосинтез как метод психотерапии — психология

Психосинтез

Психосинтез – это одна из ветвей трансперсональной психологии, представляющая интеграцию нескольких подходов и нашедшая применение не только в психотерапии, но и в системах обучения, использующих интегральный подход, который также применяется как действенный метод самостоятельного изучения и развития собственной личности. Основой данной концепции является теория психосинтеза Ассаджиоли, не являясь новым результатом исследования или изобретения, однако представляет собой объединение нескольких различных школ психологии. Взяв наиболее созвучные собственным идеям и действенные методы психоанализа, юнгианства и других направлений, и соединив их, была получена новая система, позволяющая человеку самостоятельно проводить анализ своей личности, ее потребностей и производить корректировку и перестройку.

Психосинтез Ассаджиоли

Принципы психосинтеза включают первоначальное познание себя на глубинном уровне, присвоение контроля над составляющими собственной личности, дальнейшее создание нового высшего объединяющего центра для всех личностных структур и перестройка общей картины или отдельных частей в соответствии с новым центром. Высокая эффективность подхода наблюдается в терапии психосоматики и схожих нарушений, основой которых является внутренний конфликт субличностей, поскольку основная цель психосинтеза направлена на осознание происходящих внутренних процессов и установление более гармоничных отношений внутренних частей человека между собой. Подобная работа с частями, именуемыми субличностями, начинается со знакомства с каждой из них, принятия ее такой, какая есть на данном этапе, после чего следует трансформация, нахождение нового соответствующего места, интеграция в единую структуру и синтез нового.

Теория психосинтеза Ассаджиоли включается в себя взаимоперетекающие задачи, начиная от постижения своей истинной сущности (высшей, центральной), поиск гармонии через это знание и последующее выстраивание гармоничных отношений и адекватного взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

Происходит это путем исследования и открытия собственного бессознательного опыта и таящихся там качеств, высвобождение подавляемых призваний и желаний.

Впоследствии начинается кропотливая работа по присвоению высвободившейся подавляемой энергии, умению ее контролировать, путем отождествления себя с каким-то качеством или феноменом или разотождествления.

При открытии всех качеств собственной личности, происходит неизбежное смещение центра, перестраивание ориентиров и возникает необходимость в гармоничном соединении всех составных частей (известных и вновь открытых, как оцениваемых позитивно, так и внушающих ужас).

Подобные трансформации затрагивают как внутренний мир, так и внешние его проявления. Невозможно открыв истинный свой талант и осознав высшее предназначение в его реализации не начать двигаться по этому пути во внешней жизни.

Подобные стремления и поиски не являются самоцелью, но служат показателем наличия качественного контакта различных личностных частей с реальностью, показывая целостность и неразрывность проявления человека.

В случае несоответствия установления контакта с окружающими людьми внутреннему ощущению или неадекватности производимой деятельности можно говорить о потере контакта с одной или несколькими субличностями, неэффективной жизненной стратегии.

Основная направленность психосинтеза – это формирование новой или реконструкция прежней личности на основании новых открывшихся возможностей и вокруг нового образовавшегося центра. Для того чтобы лучше представить как работают принципы психосинтеза, стоит обратить внимание на модель личности в данной концепции.

Роберто Ассаджиоли выделял в личности низшее бессознательное (жизненно важные инстинкты, самые сильные и животные энергии, яркие эмоции – является источником творческого вдохновения и патопсихологических состояний, эйфорический состояний и кошмаров), среднее бессознательное (зона преобразования неосознаваемых процессов в осознаваемые, где происходит своеобразная формулировка зреющих для проявления на сознательном уровне процессов и чувств), высшее бессознательное (инстинктивное стремление к самосовершенствованию, парапсихические процессы, неосознаваемые и неконтролируемые проявления гуманности и героизма, стремления к высоким чувствам). К сознательной части относится поле сознания (та часть, которую человек способен осознавать), сознательное Я (видение себя со стороны, самовосприятие), высшее Я (истинная сущность человека, возвращение к которой происходит из всех остальных состояний). Отдельное место отводится коллективному бессознательному, представляющему своеобразную незримую связь всех бессознательных частей различных людей между собой, вне зависимости от местонахождения и эпохи (т.е. связь с опытом каждого ныне живущего и всех умерших предков).

Взаимодействие всех этих частей обычно у людей происходит неконтролируемо, а под влиянием установок общества, полученных травм, наложенных запретов, появляются преграды для свободного протекания энергии и гармоничного взаимодействия всех уровней и субличностей.

Психосинтез своими техниками позволяет наладить природное течение энергии и раскрыть полный потенциал психической энергии, заложенной в человеке.

Техники психосинтеза

Чтобы познать личность и определить ее составляющие компоненты необходимо проанализировать все, что предоставит сознание и бессознательное, чтобы потом разграничить присущие личности элементы и навязанные из вне, определить степень развитости имеющихся и недостающие. Для этого используют технику разотождествления и работу с субличностями.

Разотождествление направлено на отделение истинной сущности человека от элементов, не имеющих к ней отношения.

Сюда относятся оценки общества, которые человек начинает воспринимать как внутреннюю реальность (когда педагог называет ученика тупым, формируется образ себя глупого и утрачивается способность к стремлению и проявлению интеллектуального потенциала) или же длительное пребывание в определенной роли заставляет в восприятии слиться с ней (так, люди сливаясь с болезнью, называют себя диабетиками, или, погружаясь в материнство представляются как мама Мишеньки). В подобных ситуациях происходит работа над пониманием, что присвоенные элементы могут быть лишь составной частью личности, но не могут быть ее основной характеристикой. Отделившись от подобного восприятия себя через роль, психологически у человека появляется выбор оставить подобный конструкт, если он приносит пользу или убрать его из своей действительности не только на психическом уровне. Отождествление своей личности с ограниченными проявлениями приводит к быстрой потери стабильности, поэтому необходим поиск долгоиграющих характеристик или развитие способности переключаться между несколькими.

Работа с субличностями предполагает похожее взаимодействие, но только не отдельным элементом или характеристикой, а с целым набором качеств, складывающихся в довольно самостоятельный образ.

Примерами подобных образов могут служить социальные роли, предполагающие множество нюансов и отличий, но сочетающихся в одном человеке (любящий отец семейства будет проявлять сочетание качеств определенно отличающихся от начальника отдела).

И именно взаимодействие эти субличностей между собой оказывает непосредственное влияние на состояние человека (тот у кого, субличности жены и любовницы прекрасно ладят между собой, не ощущает проблем, у кого же они конфликтуют, рискует оказаться в клинике с неврозом).

Именно работа с конфликтующими субличностями представляет основную ценность, но в некоторых случаях (когда субличность нежелательна или разрушительна) происходит ее отстранение, подобно разотождествлению с качеством.

Причем оценку важности той или иной субличности должно производить истинное Я человека, а не мнение психотерапевта или предусмотренные обществом правила и нормы. Задача же терапевта, разотождествления и диалогов между субличностями в том, чтобы услышать стремления истинного Я и гармонизировать работу окружающих частей (налаживая контакт, перемещая, дистанцируя или удаляя).

Важным приемом в психосинтезе является ведение тетради для анализа собственных состояний и поступков, поскольку записи помогают отследить особенности каждой субличности, а также время и причин ее выхода наружу и активизации. Часто эмоциональные реакции, как и поведенческие детали забываются, считаются случайными, а ведение записей позволяет сложить все это в единый образ.

Психосинтез требует постоянно анализа своей личности, меняющихся тенденций и течений ее развития, поскольку невозможно отредактировать состояние и работу единожды и навсегда. Развиваясь и меняя потребности. Соотнося свое текущее состояние с уровнем развития навыков каждый раз необходимо вырабатывать или корректировать путь дальнейшего развития.

Источник: http://psihomed.com/psihosintez/

Психосинтез

Начало концепции психосинтеза заложено в тезисах Ассаджиоли (Assagioli R.); автор представил их в 1910 г. на соискание ученой степени доктора наук по психоанализу.

Он развивал свои идеи и соединил в практической деятельности различные приемы психотерапии, высказывая эти взгляды в лекциях, публикуемых статьях и брошюрах, одна из которых была издана на английском языке в 1927 г.

под названием «Новый метод лечения — психосинтез».

В 1926 г. в Риме Ассаджиоли основал Институт психосинтеза. Вторая мировая война прервала его деятельность, но с 1946 г. лекции по П. читались в Италии, Швейцарии и Англии. В 1957 г.

в США была основана Ассоциация по исследованию психосинтеза, а во Флоренции (Италия) возобновил свою деятельность Институт психосинтеза. В 1959 г. был создан Центр психосинтеза в Париже, а в 1965 г.

Индийский институт психосинтеза.

Слово «психосинтез» и такое выражение, как «ментальный синтез», использовались многими психологами и психиатрами. Только в области психотерапии следует выделить Жане (Janet P.), который говорил о synthese mentale.

Начав с рассмотрения явлений психологического автоматизма, он обнаружил, что существует много видов психической деятельности, протекающей независимо от сознания пациента. Другие исследователи, в том числе Фрейд (Freud S.), также отмечали синтезирующую функцию «Я». Но они использовали этот термин только в плане лечения функциональной диссоциации, т. е.

восстановления состояния, существовавшего перед диссоциацией вследствие психологической травмы или сильного конфликта. Юнг (Jung С. G.) упоминал синтез, имея дело с трансцендентальной функцией, а Кречмер (Kretschmer W.) и др.

использовали слова «синтез», «психосинтез», «синтез бытия», «синтетическая психотерапия» в более глубоком и широком смысле — как развитие цельной и гармоничной личности.

Главной целью психосинтез является гармонизация и объединение в единое целое всех качеств и функций человека, что требует конструктивного использования всех освобожденных и активизированных побуждений личности. В свою очередь, это рождает много проблем и психосинтетических задач, связанных с межличностными отношениями и специальной интеграцией (психосинтез мужчины и женщины, психосинтез человека с различными группами людей, психосинтез между группами, психосинтез между нациями, психосинтез всего человечества).

Психосинтез разрабатывался и использовался главным образом в психотерапии, но его принципы и методы могут применяться и в других областях, в первую очередь в психологической или психической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений, в области образования. Особенно полезно применение П.

при обучении одаренных и сверходаренных детей, у которых сверхсознательные функции пробудились или пробуждаются и их активность необходимо направлять и интегрировать с действием других функций. Еще одна сфера применения психосинтеза — межличностные и межгрупповые отношения, требующие регулирования и гармонизации.

Наконец, психосинтез может использоваться человеком для самовосприятия, ускорения внутреннего роста и самоактуализации, что должно быть целью, внутренней потребностью, жизненной экзистенциальной необходимостью каждого.

Таким психосинтезом должен заниматься или, по крайней мере, пытаться серьезно заниматься любой врач, общественный работник и педагог (включая родителей).

В основе психосинтеза лежит сознательное и целенаправленное использование самоидентификации или дисидентификации. Начинается оно с создания динамичного центра, на котором основан весь процесс синтезирования психологического многообразия в органическое целое.

Самоидентификация является эффективным средством управления различными элементами личности и основана на фундаментальном психологическом принципе: «Над нами доминирует все, с чем наше «Я» идентифицировало себя.

Мы управляем всем, от чего мы себя дисидентифицировали».

Интересно, что каждый человек имеет определенный тип самоидентификации, и тем не менее очень немногие когда-либо спрашивали себя, что это на самом деле значит, как это наиболее сознательно осуществить и какие последствия это влечет. «Самоидентификация», или «аутоидентификация», — достаточно неопределенный термин, и поэтому следует выделять три его различных значения.

Первое значение: индивидуум идентифицирует себя с тем, что составляет для него высшую ценность и чему он придает наибольшее значение. Этот тип самоидентификации может быть, с одной стороны, доминирующей функцией или фокусом сознания, а с другой — главной функцией или ролью, играемой в жизни.

Читайте также:  Цель в жизни - психология

Например, девушка, которая участвует в конкурсе красоты, идентифицирует себя со своим телом и его совершенством. В этом ее фокус и точка самоидентификации, она прилагает всевозможные усилия для улучшения и сохранения своего тела.

Спортсмен также идентифицирует себя со своим телом, но с иных позиций — с его мышечной силой и управляемостью. Группа интеллектуалов идентифицирует себя с умом, с мощью своего мозга и рассматривает себя в основном как мыслителей. У других более заметна самоидентификация с ролью.

Например, многие женщины идентифицируют себя с ролью матери, а потому действуют и живут только как матери. Этот тип самоидентификации не дает переживания чистого «Я». Последнее, чувство собственной личности, тесно связано и почти сливается с фокусом оценки или ролью.

Это приводит к тяжелым последствиям: 1) индивидуум не знает и не реализует себя на самом деле; 2) идентификация с одной частью своей личности исключает или значительно уменьшает способность к самоидентификации с другими частями и составляет камень преткновения в П.;

3) отношение как к ролевому, так и к доминантному типу самоидентификации; сам жизненный процесс делает их поддержание невозможным, например, старение прекрасной женщины, потеря силы атлетом, разрушение роли матери, взросление или смерть детей.

Все это может привести к серьезному кризису: индивидуум чувствует себя потерянным, и это трагедия многих людей, которая зачастую приводит к крайнему самоотрицанию — самоубийству.

Второе значение, которое дают термину «самоидентификация», — это внутреннее ощущение чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности. Переживание чистого «Я», самосознания своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования.

Третье значение «самоидентификации» — осуществление высшего, или духовного, «Я». Оно отличается от переживания чистого «Я», но неотделимо от него полностью, так как существует одно «Я». Выделяют лишь различные уровни самоосуществления. Между самосознанием нормального уровня и полным духовным самоосуществлением имеются промежуточные стадии, или уровни.

Процесс достижения чистого самосознания на уровне личности не прямой. Здесь все время присутствует «Я», но прямого осознания его присутствия нет. Поэтому необходимо устранение всех частичных идентификаций.

Эту процедуру можно выразить одним словом — интроспекция, что означает направление умственного взора или наблюдательной функции ума на мир психологических фактов, психологических событий, которые мы можем осознавать.

С помощью интроспекции мы приобретаем более сфокусированное, ясное осознание того, что Джеймс (James W.) назвал потоком разума, непрестанно текущим в нас. Это именуют также и позицией внутреннего наблюдателя.

Первая область внутреннего наблюдения, или интроспекции, — это ощущения, возникающие в теле; вторая — калейдоскоп эмоций и чувств; третья — сфера умственной деятельности, ментального содержания.

На практике существует постоянное взаимодействие между ощущениями, эмоциями и умственной деятельностью. Различие обусловлено лишь фокусированием внимания наблюдателя. Имеется отличие между этими тремя взаимосвязанными областями психологической деятельности и наблюдателем как таковым.

Объективное наблюдение спонтанно и неизбежно вызывает чувство дисидентификации от любого содержания этих областей. Напротив, осознается стабильность и неизменность наблюдателя, который начинает понимать, что он может не только пассивно следить, но и в разной степени влиять на спонтанный поток, последовательность различных психологических состояний.

Таким образом, он осознает себя отличным, дисидентифицированным от психологического содержания. Иными словами, человек должен активно различать содержание поля сознания и его центр, то, что его творит, — «Я».

Здесь необходимо использовать метод последовательных дисидентификации от различных групп или слоев этого содержания — физических, эмоциональных и ментальных — с учетом адаптации метода в терминологии и языке к культурному уровню пациента.

При лечении самоидентификация должна быть использована как можно раньше, так как это облегчает применение и усиливает действие всех остальных приемов.

Методы самоидентификации являются основными не только в лечении психосинтезом; в образовании и интеграции личности они могут играть роль защитного механизма против постоянного избыточного потока влияний, внутренних и внешних, которые пытаются захватить «Я» и требуют идентификации.

Эти приемы рассматривают также как часть повседневной духовной гигиены, поэтому самоидентификацию рекомендуют использовать в психотерапии как можно чаще, минимум 1 раз в день.

Психосинтез может стать: 1) методом психологического развития и осуществления истинного «Я» (самоактуализации) для тех, кто отказывается быть рабом своих внутренних иллюзий или внешних влияний, кто не хочет пассивно подчиняться игре психологических сил и решил стать хозяином своей собственной жизни; 2) методом лечения психологических и психосоматических нарушений, когда причина беспокойства — бурный и осложненный конфликт между сознательными и бессознательными силами или когда нарушения обусловлены глубинными и мучительными кризисами (не вполне понимаемыми самим пациентом), часто предшествующими фазе самоактуализации; 3) методом интегрального обучения, который не только благоприятствует развитию способностей ребенка или подростка, но и помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу и создать на ее основе гармоничную, целесообразно живущую личность.

Психосинтез рассматривают и как индивидуальное выражение более широкого принципа — общего закона межличностного и космического синтеза. С более исчерпывающей, всеобъемлющей точки зрения всемирная жизнь сама по себе выступает для нас как борьба между разнообразием и единством — усиление и стремление к единению.

Выделяют личностный психосинтез и духовный психосинтез Личностный психосинтез помогает избавиться от избытка энергии, высвобождаемой при исследовании бессознательного, и служит для управления избытком эмоциональной энергии, которая у многих людей составляет часть их натуры.

Такой психосинтез для многих пациентов является чрезвычайно желательным и вполне удовлетворительным достижением, превращая их в гармоничные личности, приведшие в порядок свой внутренний мир и отношения с обществом людей, к которому они принадлежат и которому приносят пользу.

Духовный психосинтез — более широкий и высокий тип П. по сравнению с личностным и ориентирован на людей, которые не могут быть удовлетворены достижением последнего, хотя другим и это может казаться значительным успехом.

В нашей стране психосинтез как метод лечения и профилактики нервно-психических расстройств до недавнего времени практически не применялся, подобно другим психодинамически-ориентированным методам психотерапии.

Источник: https://psyera.ru/3377/psihosintez

Популярно о психосинтезе ( мини-интервью)

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

 Схема сознания по Ассаджиоли

1.Что такое психосинтез?

Психосинтез— это уникальный метод практической психологии и психотерапии, созданный знаменитым итальянским психологом и психотерапевтом Роберто Ассаджиоли, бывшим учеником Фрейда, но разошедшийся с ним.

Он  создал прямо противоположную систему  решения психологических проблем и развития человека.

Ее суть в интеграции разрозненных частей и психических элементов  человека  (субличностей) в единое  гармоничное целое в противоположность психоанализу, который расчленяет целостность.

Метод в России практически неизвестен, а на Западе есть более 100 институтов психосинтеза.

Он очень эффективен,  содержит сотни практических упражнений и психотехник, отличается простотой и длительностью эффекта.

Существует классический психосинтез  самого  Ассаджиоли и есть его российская (восточная ) версия, адаптированная  психологом С. Ключниковым под наш менталитет и учитывающая мощное развитие науки последних десятилетий.

Более подробно об этой версии можно прочитать на сайте  С.Ключникова, раздел Об мне, подраздел Об авторской системе  авторская система нажмите чтобы перейти

2.Как  можно практически использовать психосинтез?

Психосинтез можно использовать очень широко. С одной стороны для решения своих глубинных психологических проблем, устранения психотравм, избавления от комплексов, депрессивных состояний, стрессов, внутренних конфликтов.

С другой стороны для саморазвития, раскрытия творческих способностей, воспитания позитивных качеств,  карьеры, улучшения бизнеса, личностного и духовного роста

3.Чем полезен психосинтез для обычного человека?

Психосинтез быстро помогает гармонизировать внутренние противоречия.

Он помогает стать целостным и гармоничным, обучает искусству гармонизировать других людей, избавиться от внутренних противоречий, он раскрывает глубинные ресурсы человека,  обучает науке  управления собой , пробуждения потоковых состояний счастья и вдохновения, дает практику, помогающую  соединиться с высшим Я.

Для активных людей, стремящихся к достижениям он помогает быстро обучаться новым умениям и навыкам, активизирует потенциал мозга и психики, обучает основам личной эффективности, формирует в человеке  успешную  субличность

4. Как психосинтезу можно научиться?

Для обучения психосинтезу полезно почитать книги Р. Ассаджиоли и статьи С.Ключникова на его сайте, посмотреть его видеоролики в ЮТУБЕ на эту тему, а также  пройти через цикл обучающих программ С. Ключникова, который он проводит в Институте психоанализа. 

Прошедшие обучение этой программе люди получают накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги по Восточной версии психосинтеза.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/sergej-klyuchnikov/avtorskaya-sistema/1552-populjarno-o-psihosinteze-mini-intervju.html

Психосинтез

Психосинтез -одно из направлений трансперсональной психологии, исходящей из того, что за пределами нашей личности есть другая психическая реальность. Как, чем и в каких случаях может быть полезен этот подход?

1926. В Риме психиатр Роберто Ассаджиоли (Roberto Assagioli, 1888 — 1974) основал Институт психосинтеза. После Второй мировой войны Институт возобновил работу во Флоренции, а в США появилась Ассоциация психосинтеза.

Создатель психосинтеза вдохновлялся идеями Фрейда, но не был ими полностью удовлетворен. Он хотел связать все достижения психоанализа и включить в поле исследований творческий потенциал человека и его трансцендентальность.

Психосинтез – особый подход в психологии, предлагающий свою модель личности человека и представление о ее месте в мире.

Психосинтез – одно из направлений трансперсональной психологии, которая исходит из наличия психической реальности за пределами человеческой личности.

В основе психосинтеза – представление о том, что помимо обыденного «Я» существует высшее «Я», которое ведет нас по пути развития.

Психосинтез призван помочь человеку установить связь с его высшим «Я» и таким образом создать психический центр, вокруг которого собираются, «синтезируются» все части личности.

Психосинтез – практика личностного развития. При помощи упражнений и самонаблюдения клиент сначала знакомится с разными своими субличностями – то есть психологическими образованиями, каждое из которых имеет свои желания, мысли, побуждения. Обычно человек отождествляет себя, не замечая этого, с какой-то из своих субличностей: «Я голодная» или «Я злой».

Клиент учится отделять себя от своего текущего переживания: «Я испытываю чувство голода», «Мной пытается овладеть гнев». Он начинает осознавать субличности и разотождествляться с ними, получая возможность контролировать их и разрешать противоречия между ними. Затем он решает, какой личностью он хотел бы стать, и развивает недостающие качества.

Конечная цель – создать целостную личность с устойчивой структурой.

Индивидуальный сеанс проходит лицом к лицу со специалистом. Чтобы клиент пришел к целостному видению себя, ему предлагают наблюдать за своим телом, эмоциями (грусть), поведением (агрессивность), сводя воедино различные «я».

Читайте также:  Внутреннее хорошо - психология

Специалист использует рисунок, письмо, лепку, осознанные сновидения — все, что способствует самовыражению и позволяет вернуться к гармонии.

Групповая терапия поднимает вопрос личностного развития: сеансы выстраиваются вокруг тем «Кто я?», «Прислушаться к себе» и содержат групповые упражнения на чувственное восприятие.

Психосинтез применяется в педагогических целях – для обучения одаренных детей, в управлении бизнесом – для урегулирования групповых отношений, в терапии пары – для гармонизации отношений, в индивидуальной терапии – для пробуждения осознавания, развития гибкости ума и самореализации. У психосинтеза нет противопоказаний, и он может стать дополнительной поддерживающей терапией для тех, кто проходит курс лечения по другим методам.

При еженедельных 45-минутных сеансах продолжительность курса индивидуальной терапии колеблется от нескольких недель до нескольких месяцев. Стоимость сеанса в среднем 2000 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/psihosintez/

Психосинтез программа ИПК и ПМАПН

11th Октябрь , 2016

Обучение психосинтезу – процесс долгий, требующий основательного подхода. Именно поэтому не стоит ожидать какого-либо «ВАУ-эффекта» от краткосрочных курсов повышения квалификации.

Если Вы профессионал своего дела, стремящийся действительно развиваться, а не просто ставить галочку о том, что курсы повышения квалификации для психологов успешно пройдены, стоит обратить внимание на полноценную программу от института ПК и ПМАПН.

Продолжительность предлагаемой программы составляет 120 академических часов, однако при желании Вы можете посетить лишь отдельные семинары.

Вообще психосинтез является составной частью так называемой трансперсональной психологии, а разработана эта концепция итальянцем Ассаджиоли.

Психосинтез как метод психотерапии

Психосинтез нашел широкое применение в помощи людям, страдающим от психосоматических расстройств, связанных с конфликтами между разными группами сознательного и бессознательного.

Только психосинтез поможет специалисту разрешить подобные сложные и глубокие конфликты. Также этот метод психотерапии выручит при глубинном и мучительном кризисе у пациента.

Стоит понимать, что в подобных ситуациях ждать осознания происходящих процессов самим пациентом не приходится.

Работа с применением метода психосинтеза направлена на взаимодействие с субличностями человека. Проходит процесс поэтапно от осознания и распознавания субличностей до их интеграции и синтеза. Само понятие «субличности» же является ключевым в психосинтезе.

Если углубляться в задачи, стоящие перед психологом, выбравшим метод психосинтеза, то тут стоит обратить своё внимание на работы родоначальника направления.

Ассаджиоли говорит о том, что психосинтез направлен на осознание своего истинного Я.

Только при условии постижения высшего Я, человек способен достигнуть внутренней гармонии, что непременно позволит ему наладить взаимодействие с внешним миром.

На сознательном или бессознательном уровне, но каждый из нас чувствует присутствие двух «Я»: личностного и истинного.

И первое всегда отрицает существование второго, так как истинное «Я» зачастую скрыто, не поддаётся непосредственному осознанию. Этот «конфликт» создает ощущение несвободы, в то время как в действительности же Ваше Я едино.

Достижение внутренней гармонии возможно лишь при условии истинной реализации своего Я, но это – процесс длительный, требующий системного подхода.

На первом этапе достижения гармонии, пациенту предстоит совместно с психологом провести исследование как своего низшего бессознательного, так и среднего и высшего. Подобное углубленное изучение своей личности позволит открыть своё истинное призвание и неизвестные возможности, которые зачастую бывают подавлены.

На следующем этапе пациент учится управлять элементами своей личности. Здесь Вашему пациенту предстоит выявить вредные образы с комплексами и дезинтегрировать их.

В результате этого высвобождается значительное количество энергии, которой необходимо научиться управлять.

Всегда необходимо помнить о том, что то, с чем себя отождествляет человек, управляет им и напротив, человек сам может управлять тем, с чем он себя не отождествляет.

Далее пациент должен открыть свой объединяющий центр – осознать своё истинное Я. Иногда подобный объединяющий центр приходится создавать. Необходимо это для расширения осознания себя: не просто как личности, а как целостного Я. Возможным это становится при условии применения ряда активных техник.

Однако есть вероятность познания действительного Я и при непосредственном внутреннем росте. Высшее Я можно осознать и через идеальную модель, которую человек создает в соответствии со своим масштабом и психологическим типом.

  Конечно,  это лишь точка соприкосновения с высшим Я, тем не менее, подобная идеальная модель служит своеобразным звеном, соединяющим человека и его высшее Я.

Говоря в общем, психосинтез – это процесс формирования, или, если это возможно, то реконструкции вокруг объединяющего центра личности, отличающейся единством, согласованностью и организованностью.

Сам процесс психосинтеза происходит также в несколько этапов и предполагает:

  1. Осознанный выбор своей «идеальной модели», к которой будет стремиться человек.
  2. Грамотное использование высвободившейся в результате дезинтеграции вредных образов и комплексов энергии.

  3. Развитие в себе недостающих элементов личности, которые необходимы для соответствия «идеальной модели».
  4. Объединение разных элементов психики для создания гармоничной личности.

На современном этапе развития, психосинтез, к сожалению, редко применяется нашими психологами, так как для его применения требуется достаточно высокий уровень подготовки самого специалиста.

Однако метод этот является одним из самых действенных и менее болезненных для пациента. Действие же его имеет не только лечебный эффект, но и приводит к личностному, а также духовному росту пациента.

Если Вы планируете заняться более глубоким изучением вопроса психосинтеза, то стоит обратить своё внимание на таких авторов, как: родоначальника направления Ассаджиоли (его работы относятся к 1992 и 1994 годам); а также Йоуменса,  Руффлера, Рейнуоттера и пр.

Программа соответствует нормам обязательного повышения квалификации для специалистов государственных учреждений

  • Удостоверение о повышении квалификации на 120 часов при наличии у Вас базового  среднего и/или высшего медицинского или психологического образования.
  • Удостоверение о прохождении курса на 120 часов без наличия базового образования.

Все документы имеют официальную лицензию Министерства образования

Документы после прохождения программы 

Режим занятий:

чт с 15:00 до 21:00  в пт – вс с 10:00 до 18:00, перерыв на обед 1 час. (40 акад.часов)

Стоимость:

Стоимость одного семинара: 14700 руб.

Скидки при оплате;

за 1 месяц 13200 руб. (экономия 1500 руб.)

за курс 36600 руб. (экономия 7500 руб.)

2х параллельных семинаров стоимость семинара 11700 руб. (экономия 3000 руб.)

2х параллельных программ стоимость программы 29700 руб. (экономия  14400)

Все отзывы

Заявка на обучение

Источник: http://psy-metod.ru/program/psihosintez-programma-ipk-i-pmapn

Психосинтез | Институт психотерапии и консультирования Гармония

Обучение » Открытые тренинги и семинары » Для психологов и тренеров » Психосинтез

ПСИХОСИНТЕЗ в психотерапии и психологическом консультировании. Развитие навыков и умений использования психосинтеза для самопомощи, личностного и профессионального роста

«Фрейд сказал: «Мне интересен только подвал человека». Психосинтез интересуется целостным зданием»

Роберто Ассаджиоли

В 1910 году итальянский психиатр Робрето Ассаджиоли закончил работу над своей докторской диссертацией, которую он назвал «Психосинтез». С тех пор прошло больше ста лет, и все же психосинтез в различных справочниках и руководствах попадает в разряд «инновационных методов психотерапии» по сей день.

В чем причина этой вечной юности метода? Ассаджиоли говорил: «Психосинтез не ставит своей задачей дать объяснение великой Тайны – он приводит к двери и останавливается перед ней». Может быть, дело именно в том, Тайна, скрытая за дверью, для каждого своя – оттого лик ее вечно нов.

Знакомство с психосинтезом – это увлекательное путешествие за Тайной. Вперед?

Семинар адресован широкому кругу специалистов помогающих профессий, стремящимся к самопознанию, раскрытию своего потенциала и освоению новых форм и методов работы.

Содержание программы

  • Структура личности с точки зрения психосинтеза
  • Понятие аутентичной и адаптивной личности
  • Кто Я? — соприкосновение с мнообразием собственной личности
  • Люди внутри нас – понятие о субличностях и способах работы с ними
  • Базовые субличности
  • Идентификация, дезидентификация и наблюдающее «Я»
  • Что охраняет часовой?» или ненужные защиты
  • Стадии психосинтеза
  • Роль эмпатии в психосинтетической психотерапии

Участники смогут познакомиться с концептуальными основами психосинтеза, через погружение в личный опыт освоить техники, применяемые в психосинтезе, и понять механизмы их действия, лучше понять себя.

Формы работы: техники направленного воображения, медитации, групповые дискуссии, демонстрационные сессии, короткие информационные блоки, также методы экспрессивной терапии – рисунок, движение, театрализация.

Режим работы и условия участия здесь.

Ведущая: Мария Соловейчик, психолог, тренер, супервизор института «Гармония». Более 15 лет тренерской и психотерапевтической практики. Автор и ведущая обучающих программ для психологов, а также тренингов по личностному развитию и психотерапевтических групп. Преподаватель Международной школы психотерапии, консультирования и ведения групп института «Гармония».

Мария Соловейчик ответила на вопросы о семинаре:

Что такое психосинтез?
Психосинтез – психологическая концепция, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджиоли. Ассаджиоли писал: «Мы – практики и ставим основной своей целью ответ на запрос конкретного клиента.

Главное для нас – быть ему полезными в том, что больше всего волнует его в данный момент. Таким образом, на практике психосинтез не является жесткой и ригидной системой, но ответом на актуальную потребность уникальной ситуации каждого клиента на любой стадии его жизни».

То есть сам автор рассматривал сформулированную им концепцию как «открытую и эволюционирующую психологическую систему».

Ассаджиоли соглашался с Фрейдом в необходимости исцеления детских травм и укрепления, развития силы Эго, но утверждал, что этим не исчерпывается развитие человека. Человек нуждается в чем-то большем, чем нормально функционирующее эго, а именно в раскрытии своего потенциала, что Абрахам Маслоу позднее назвал Самоактуализацией.

Такие понятия психосинтеза как Трансперсональное или Высшее Я, Высшее Бессознательное, субличности, дезидентификация, наблюдающее Я стали частью многих современных концепций, которые, кроме того, использовали традиционные техники психосинтеза, такие как направленное воображение, визуализации, диалог субличностей, дезидентификация, обращение к внутренней мудрости.

Ассаджиоли разрабатывал такой подход к человеку, который сочетал бы обращение к личностному росту и к трансперсональному развитию – измерению, которое являет себя краткой вспышкой, к тому, что Маслоу назвал «пиковыми переживаниями» во время творческого вдохновения, единения с природой, влюбленности, в духовных и религиозных практиках. Ассаджиоли (1965, 1973) называл эти два аспекта роста личностный психосинтез и духовный или трансперсональный психосинтез. …

Таким образом, Психосинтез является самой ранней предтечей гуманистической и трансперсональной психологии.

Почему стоит поближе познакомиться с психосинтезом?
С моей точки зрения эта система очень практична – она позволяет простым и понятным языком говорить об очень сложных вещах.

С какими методами работы мы познакомимся на семинаре, где их можно использовать на практике?
На семинаре можно будет познакомиться с техниками направленного воображения, визуализации, выявление субличностей, внутренний диалог, дезидентификация. Все эти техники можно использовать в любой работе с людьми, особенно когда для разрешения проблемы, которая беспокоит клиента, необходимо обращение к его внутренней реальности.

Что лично Вас, Машу Соловейчик, привлекает в психосинтезе, как Вы его используете в работе?
Первое, что меня привлекло в психосинтезе – это люди, которые работали в этой парадигме. В них не видно было следов профдеформации – они были живыми, искренними, веселыми. Мне захотелось быть такой, как они.

Читайте также:  Как учиться бесконфликтности - психология

То, что я узнавала о психосинтезе, привлекало меня потому, что эта система казалась совершенно не жесткой – она принимала в себя самые разные методы и техники. В этой концепции я видела четкость, но в то же время много свободного пространства. Используя метафору, можно сказать, что она намечала контуры здания, а дизайн каждому можно было придумывать свой.

Эта концепция давала мне такой язык для описания психической реальности, который мне был понятен и помогал разобраться в себе.

Я могу привести случай из практики, который опубликован в книге «Мастерство психологического консультирования»:

«Тихая воительница»

Это была высокая и очень красивая девушка. Пока она сидела в коридоре, ожидая приема, головы проходящих мимо людей невольно обращались в её сторону. Казалось, такая красавица должна говорить спокойно и уверенно. Но она, сев в кресло, опустила голову и забормотала очень тихо, запинаясь и останавливаясь на каждом слове. Её трясло. Звали девушку Ирина. Вот что можно было понять из её рассказа.

Неделю назад Ира возвращалась домой от подруги. Было всего девять часов вечера и потому мысль об опасности не приходила ей в голову. В проходном дворе на неё налетел мужчина.

Угрожая ножом, он поволок девушку в пустую парадную и потребовал удовлетворить его желания. В парадной не было квартир, это был просто сквозной проход на соседнюю улицу, к тому же кричать Ирина боялась.

Но несмотря на испуг, ей удалось вырваться и убежать.

С тех пор она боится ходить по улицам, в каждом мужчине видится насильник. «Я привыкла доверять мужчинам, они всегда меня опекали, теперь я от всех шарахаюсь. Я ничего не рассказывала родителям, только своему молодому человеку. Он беспокоится за меня, видит, как я изменилась, сказал, что мне нужен психолог и записал меня сюда. Придет сегодня меня встретить, одна я теперь не хожу».

Днем, когда Ирина была чем-то занята, она могла отвлечься, но когда оставалась одна, воспоминания о пережитом страхе не давали покоя.

Консультант Что вы вспоминаете больше всего?

Клиент «Разное… Думаю, о том, что это всё могло кончиться иначе… Когда я увидела нож, я ужасно испугалась. Я вспомнила передачу, может вы видели по ТСН, про милиционера, который знакомился с девушками, потом насиловал их и убивал.

Я представила себе расчлененные трупы… И тогда откуда-то взялись силы, я ударила его ногой… (Ира ещё ниже опустила голову) ну, сами понимаете, куда… Он скривился, уронил нож, а я выбежала на Съездовскую, там ведь народу полно».

К концу рассказа Ирина уже почти шептала слова, теребя в руках платочек. Это выглядело очень странно. Человек сам спас себе жизнь, казалось бы надо гордиться своим подвигом…

Консультант Ира, у меня к вам предложение. Представьте, что вы смотрите на эту ситуацию со стороны. Вот показали по телевидению историю про девушку Ирину, как напал на неё мужчина в темном дворе, как угрожал ей ножом, как ей удалось ударить его и спастись… Что вы сказали бы об этой девушке Ирине?

Клиент Ну, что она молодец… Что не растерялась… Сильная…

Консультант Вы как-то об этом так вяло говорите, без энтузиазма.

Клиент Мне кажется, это не я…

Консультант Растерянная, испуганная Ирина – это вы, а сильная и смелая – нет?

Клиент Вот как будто так. Это как будто откуда-то взялось.

Консультант Откуда-то извне?

Клиент Да.

Консультант Можете представить себе образ растерянной Иры и сильной Иры?

Клиент Нет, не знаю…

Консультант Хорошо, какого цвета растерянная Ира?

Клиент Она серая.

Консультант А сильная?

Клиент Фиолетовая.

По просьбе консультанта Ирина изобразила на разных листах серое и фиолетовое пятна.

Консультант Вот это серая Ира. Что вы можете сказать о ней?

Клиент Она слабая, она много боится, но она мягкая, добрая, понимающая.

Консультант А фиолетовая?

Клиент Она сильная, но жесткая, в ней нет понимания.

Консультант Она вам нравится? Вы улыбнулись, когда о ней говорили.

Клиент Я восхищаюсь ею, но она мне не нравится. То есть, скажем, я не хотела бы, чтобы она была мне другом…

По мере дальнейшего разговора образы менялись, в них появлялись новые краски, Ирина вносила их в свои рисунки, менялось, отношение к ним Ирины и сам тон её голоса. Казалось она впускает в себя сильную Иру и по-другому видит слабую.

Клиент Она теперь меня немного раздражает. Она добрая, это хорошо, но она беспомощная, привыкла, чтобы её опекали. Она использует других людей и её используют.

Консультант А сильная как видится теперь?

Клиент Она независимая, может о себе сама позаботиться. Правда может и не заметить чего-то, не почувствовать, например, когда другому плохо. Но она самостоятельная, с ней не скучно. А слабая может быть унылой и скучной. В сущности она как ребенок… Как ребенок…(смотрит на рисунок). Теперь в ней появился желтый цвет.

Консультант Это веселый ребенок?

Клиент (улыбаясь) Да.

Консультант То есть вам нужна и та и другая?

Клиент Да.

Консультант И сколько от каждой Ирины вы хотели бы взять себе?

Клиент Я хотела бы 70% сильной и 30% слабой.

Консультант Вы сможете узнать в себе эти части, когда той или другой будет больше, чем вам хотелось бы?

Клиент. Да. И вспомню эту картинку.

Консультант И вы всегда будете помнить, что вы главная, что вам выбирать и решать, какой быть?

Клиент Да.

Консультант Какую часть вы сейчас больше в себе ощущаете?

Клиент Сильную.

Консультант Вы перестали дрожать, вы это чувствуете?

Клиент Да, конечно. Я не думала, что эту ситуацию можно увидеть как-то по-другому. Я только сидела, всё вспоминала, мучалась и думала, почему это случилось со мной? Наверное, я в этом виновата… Но когда вы сказали посмотреть со стороны, что-то как будто изменилось.

Консультант Вы хотите взять с собой рисунки?

Клиент Хочу…(улыбаясь) Меня сейчас там за дверью не узнают.

Клиентка встретилась со своей силой и агрессией и ей трудно было принять эти свои качества, хотя именно они спасли ей жизнь.

Вместо того, чтобы соприкоснуться со своей силой, она, сохраняя старый стереотип поведения и может быть неосознанно усиливая его («чем я буду слабее, тем скорее найду себе защиту»), полностью растворилась в мягкой и слабой части своей личности.

Заняв позицию наблюдателя, смогла пересмотреть свои отношения с разными частями своей личности и принять свою силу. Это полностью изменило ее состояние.

Источник: http://inharmony.ru/462

Метод (сенсомоторный психосинтез)

  • Основной целью психосоматической коррекции методом СМПС является формирование и отладка психофизиологических механизмов саморегуляции. Работа ведется с тремя уровнями психологического аспекта саморегуляции:

    • энергетическим уровнем, способствующим поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека;
    • операционально-техническим уровнем, обеспечивающим сознательную организацию и коррекцию действий субъекта;
    • личностно-мотивационным уровнем, обеспечивающим осознание мотивов собственной деятельности и управление мотивационно-потребностной сферой, дающие возможность быть творцом собственной жизни.

    Указанные уровни соотносятся с работой трех функциональных блоков мозга, описанных А.Р. Лурия:

    1. блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования;
    2. блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;
    3. блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности.

    Работа ведется путем проработки парциальных механизмов, относящихся к работе соответствующего блока, с их последующим синтезом.

    На уровне первого блока мозга идет отладка механизмов регуляции функционального состояния мозга, то есть работа с аппаратом ретикулярной формации. Налаживаются механизмы пластичного приспособления человека к условиям среды в процессе активной деятельности.

    Для осуществления любой организованной, целенаправленной деятельности необходима эффективная регуляция тонуса коры головного мозга, обеспечивающая сохранение тонуса в течение нужного времени и повышение тонуса соответственно поставленным задачам. На первом уровне нормализуется регуляция процессов, обеспечивающих активацию ретикулярной формации:

    • процессы переработки информации из внешнего мира запускают ориентировочную деятельность посредством формирования специальных программ действий и планов при участии сначала внешней, а затем и внутренней речи;
    • обменные процессы связаны с дыхательными и пищеварительными процессами, с процессами сахарного и белкового обмена, с процессами внутренней секреции и т. д.

    Функциональные узоры возбуждения, которые возникают в коре, по нисходящим связям, ведущим к нижележащим образованиям, оказывают регулирующее влияние на получение энергетического заряда за счет вовлечения аппарата ретикулярной формации.

    На уровне второго блока мозга регулируется совместная работа систем зон коры головного мозга — групп различных анализаторов (зрительная, слуховая, вестибулярная, общечувствительная, вкусовая и обонятельная рецепция).

    На уровне третьего блока мозга идет работа с усвоенными психическими автоматизмами, неосознаваемыми формами смысловой регуляции. Психолог дает обратную связь о причинах неудач и возможностях их преодоления при моделировании различных жизненных ситуаций.

Ниже вы можете ознакомиться с литературой о методе сенсомоторного психосинтеза.

научная публикация В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, сборник «Текст как психолингвистическая реальность», 1982 год

Исследование взаимосвязи когнитивной и аффективной сферы является ключевой проблемой как для понимания познавательных процессов, так и для изучения динамики развития личности.

Полный текстнаучная публикация А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, «Психология. Словарь» (ISBN 5-250-00364-8), изд.

2, Политиздат, 1990 год

Сенсомоторный психосинтез — управление состояниями coзнaния субъекта в процессе особого cуггеcтивнoгo диалога.

Заключается в поэтапном формировании у субъекта целостного образа моделируемой действительности… Важной особенностью метода С. п. является жесткая связь его специальных приемов с функционированием механизмов регуляции психической активности.

Полный текстнаучная публикация В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, журнал «Вопросы философии» (ISSN 0042-8744), 2008 год, № 8, с.

83-101

Задача настоящей статьи — оживить интерес отечественных психологов и философов к медитативным практикам буддизма и индуизма.

Эти практики, на наш взгляд, дают бесценный опыт соприкосновения с беспредельным, а учения, связанные с ними, являют собой неисчерпаемый кладезь психологических знаний.

Полный текстнаучная публикация В.В. Кучеренко, «Измененные состояния сознания. Хрестоматия» (ISBN 978-5-89353-346-0), 2012

Возникновение гипноза связано с развитием подхода Месмера к лечению невротических заболеваний. Первоначально сеансы гипноза воспроизводили некоторое подобие месмерических сеансов, провоцирующих у пациента наступление криза…

Полный текстнаучная публикация В.Ф. Петренко*, В.В. Кучеренко**, А.П. Вяльба***, «Психологический журнал (ISSN 0205-9592)», 2006 год, Том 27, №5

Описывается трансформация образа Я, социальных стереотипов и установок в ходе гипнотерапии у больных алкоголизмом. Гипнотерапия осуществлялась методом сенсомоторного психосинтеза и включала 10 сеансов.

До начала работы с пациентами и после ее окончания методами психосемантики проводился опрос пациентов и строились семантические пространства, описывающие динамику образа Я и ряда социальных стереотипов-типажей.

Исследование показало позитивную динамику самочувствия и самовосприятия пациентов и позволило высказать гипотезу об «аффинном» характере трансформации их семантического пространства в ходе гипнотерапии.

Источник: https://shust.me/metod.html

Ссылка на основную публикацию